Вознесенский собор (Елец). Елец

29.09.2019

Духовным центром города Ельца по праву считается Вознесенский собор, который вот уже более века украшает город, являясь центром восхитительной панорамы, открывающейся с правого берега реки Быстрой Сосны.
Построенный в 1889 году на месте, благословленном в середине XIV века митрополитом Алексием для возрождения сожженного в татарское нашествие древнего Ельца, Вознесенский собор воспринимается жителями и гостями города как начало начал: от главного входа собора расходятся дороги в важнейших направлениях. Вознесенский собор является организующим звеном градостроительной структуры, он виден с очень больших расстояний при подъезде к городу, радуя сердце каждого ельчанина после дальнего пути: «Слава Богу, дома!»
Строительство Вознесенского собора началось в 1845 году. За 44 года (вместо 7, как предполагалось по смете) в строительных работах приняли участие практически все ельчане: именитые граждане содействовали постройке капиталом, простые горожане – личным участием. Однако первое место среди всех, несомненно, принадлежит представителям нескольких поколений купцов Петровых, обеспечивавших строительство не только личными вкладами, но и взявших на себя многолетний труд по осуществлению общего надзора за строительными работами.
Проект Вознесенского собора был разработан академиком К. Тоном, автором многочисленных выдающихся по архитектуре сооружений, в том числе храма Христа Спасителя в Москве. Москвичи даже при беглом взгляде на Вознесенский собор в Ельце отмечают его внешнюю схожесть с храмом Христа Спасителя. Действительно, оба храма – и елецкий, и московский – спланированы в одном русско-византийском стиле, оба являются пятикупольными, стоят на излучинах высоких берегов рек и вписываются в сложившиеся системы вертикалей своих городов и панорамы их парадных, обращенных к рекам ансамблей, оба являются архитектурными доминантами городских центров – окружающая застройка тяготеет к их мощным объемам. Высота Вознесенского собора с крестом составляет 74 м, длина – 94 м., ширина – 34 м.
Освящение Вознесенского собора состоялось 21 августа 1889 года и стало значительным событием в истории города Ельца. На торжество было разослано 3 000 пригласительных билетов. Во всенощном бдении принимало участие духовенство столицы и соседних епархий. Собор, несмотря на его величину, не смог вместить желающих, и вся площадь вокруг него была заполнена народом. Так, с августа 1889 г. новый Вознесенский собор начал свою непростую жизнь.
Одна из славных страниц истории собора связана с пребыванием в нем архимандрита Исакия Виноградова, который с 1958 года до своей смерти в 1981 году был его настоятелем. Могила архимандрита Исакия, выдающегося проповедника, награжденного Патриаршим посохом, на елецком городском кладбище почитается верующими, её посещают паломники из разных концов страны и из-за границы.
Были в истории Вознесенского собора и трагические страницы. В годы антирелигиозной кампании XX века с временной деревянной колокольни (каменная так и не была построена) были сняты колокола – самый большой из 16-ти колоколов весил 706 пудов. Были сорваны, разбиты и сданы на металлолом бронзовые люстры собора, с икон снимались оклады, смывалось кислотой сусальное золото, разбивалась резьба деревянных иконостасов и киотов. Собор превратили в хранилище овощей и зерна.
Восстановление Вознесенского собора началось лишь в 1947 году. Ельчане принесли множество домашних икон, в то время еще живые мастера резали деревянный иконостас по прежним образцам, собрав его частично из деталей иконостасов других церквей. От подлинного иконостаса сохранились лишь верхние элементы. И все-таки, несмотря на утраты, Вознесенский собор является огромной художественной экспозицией: только в храмовой части насчитывается более 220 стенных росписей и живописных полотен, большинство из которых принадлежит выдающимся русским художникам – А.И. Корзухину и К.В. Лебедеву.
В настоящее время Вознесенский собор имеет три зала. В летнем и зимнем залах (название они получили по отсутствию и наличию отопления в прошлом) расположено пять приделов, три придела имеется в нижнем зале. Главный иконостас храма – труд архитектора А.С. Каминского – трехъярусный: нижний ярус из позолоченного резного дерева, а два верхних – лепные.
У северной стены Вознесенского собора в церковной ограде стоит часовня в виде древнерусского шлема, устроенная, по преданию, над братской могилой ельчан, погибших при нашествии Тамерлана в 1395 году. Восточнее часовни расположено несколько захоронений священнослужителей.
В 2013 году храм начал новую страницу своей истории: с открытием в году Елецкой и Лебедянской епархии Вознесенский собор стал кафедральным. Это огромной важности событие дает ельчанам надежду на развитие церковной жизни в городе, на скорейшее возрождение многочисленных городских храмов и обретение новых святынь.

Дмитрий Перцев

Вознесенский женский монастырь в Кремле был основан в XIV веке великой княгиней Евдокией — женой князя Дмитрия Донского. Обитель является одной из древних в Москве. Она была построена в память о Куликовской битве (1380) и стала одним из первых женских монастырей.

Внутреннее убранство Вознесенского собора не сохранилось до наших дней, уцелел лишь иконостас, который после революции 1917 года перенесли в кремлевский собор Двенадцати апостолов. Иконостас выполнен в стиле барокко в конце XVII века, украшен флемской резьбой, символизирующей райский сад. Среди святынь Вознесенского собора был древний образ Богоматери Одигитрии (Путеводительницы). Считается, что сама княгиня Евдокия спасла его из огня при пожаре во время нашествия Тохтамыша в 1382 году.

В 1730-х годах в Вознесенском соборе устроили Успенский придел и придел во имя иконы "Всех скорбящих Радость".

К началу XX века в Вознесенском монастыре было три храма: Вознесенский собор, церковь Святого Михаила Малеина и храм Великомученицы Екатерины, который был построен в XVII веке на месте древней церкви Святых Афанасия и Кирилла (в честь бракосочетания Дмитрия Донского и Евдокии). К XIX веку он сильно обветшал, его хотели снести. В 1808 году по приказу императора Александра I новую Екатерининскую церковь создал итальянский архитектор Карл Росси в совершенно нехарактерном для Москвы готическом стиле. Храм был освящен в 1817 году.

На протяжении всего времени своего существования монастырь щедро одаривали, он был в числе самых богатых и уважаемых монастырей Москвы.

Вознесенский монастырь служил усыпальницей для женщин царской фамилии. Здесь также находили последний приют родственные великим князьям удельные правители. Самой почетной была южная сторона храма. У этой стены в серебряной раке покоились мощи святой Евдокии, здесь была похоронена Мария Шуйская (жена сверженного царя Василия Шуйского), которая, по мнению историков, начинала свой род от отца Евдокии, а также Анастасия Романова — первая и самая любимая жена Ивана Грозного и другие прославленные женщины.

Перед важными военными походами, дальними путешествиями, перед тем, как отправиться на богомолье, великие князья поклонялись праху своих отцов в Архангельском соборе, и матерей в Вознесенском. На большие церковные праздники было также принято посещать эти соборы.

Находясь под покровительством правительниц, Вознесенский монастырь считался царским, на его настоятельниц распространялась привилегия входить к великим княгиням и царицам без доклада. Часть инокинь и сами принадлежали к царскому роду. Здесь провела остаток своих дней Мария Нагая (инокиня Марфа) — последняя жена Ивана Грозного и мать царевича Димитрия. Инокиней Вознесенского монастыря была мать первого царя из рода Романовых — Марфа, здесь Лжедмитрием была заточена дочь Бориса Годунова царевна Ксения.

По традиции, установившейся в древние времена, в Вознесенском монастыре до венчания находились государевы невесты после обручения. Здесь жила какое-то время и Марина Мнишек — жена Лжедмитрия I.

Инокини Вознесенского монастыря шили одежду для членов царской фамилии, вышивали салфетки и полотенца для царского обихода, плели кружева и иногда готовили любимые блюда цариц.

При монастыре существовало училище для девиц из знатных семей, в котором их обучали грамоте, этикету, церковному пению.

Во время наполеоновского нашествия 1812 года настоятельница Вознесенского монастыря успела увезти в Вологду ризницу, поэтому самые важные ценности избежали осквернения и разграбления. Несмотря на то, что обитель была оккупирована французскими солдатами, она сохранилась лучше других московских монастырей и почти не была повреждена. Монастырский священник Иван Яковлев даже сумел здесь спрятать мощи святого царевича Димитрия, которые нашел в оскверненном Архангельском соборе.

В ноябре 1917 года в ходе боев за Кремль были разрушены многие стены и купола его храмов. В марте в Кремль переселилось новое большевистское правительство и монахиням было приказано покинуть обитель. Покидая монастырь, они сумели тайно вынести под одеждами Казанскую икону Божией Матери, а также некоторые драгоценности, спрятав их на лаврском подворье. Властями был учинен обыск, сокровища нашли и отправили их в Оружейную палату Кремля. В церкви Святой Екатерины был оборудован гимнастический зал.

В 1929 году Вознесенский монастырь был уничтожен. На этой территории в 1932-1934 годах была построена Военная школа имени ВЦИК. В 1950-х годах здание было передано Верховному Совету СССР, в 1958 году его часть перестроена под Кремлевский театр на 1,2 тысячи мест.

В последнее время в корпусе размещались административные службы администрации президента и комендатуры Кремля.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Находился около Спасской башни слева и почти вплотную примыкал к кремлевской стене. В Средние века служил местом погребения представителей московского великокняжеского рода женского пола.

История

По преданию, монастырь был основан великой княгиней Евдокией, женой Дмитрия Донского. О точной дате основания Вознесенского монастыря нет достоверных сведений, но предполагается, что это было в 1386 г. Первая Вознесенская соборная церковь была построена из дерева.

В 1407 Евдокия удалилась в этот же монастырь под именем Евфросинии и уже через несколько дней повелела заложить новый каменный Вознесенский собор на месте деревянного. Прожив в иночестве всего несколько недель, 7/20 июля 1407 года инокиня Евфросиния скончалась и была погребена в строящемся соборе. Преподобную Евфросинию Московскую стали почитать покровительницей Москвы.

Unknown , Public Domain

Её невестка, великая княгиня Софья Витовтовна, продолжила постройку, но успела лишь возвести стены собора. Восемь лет спустя собор выгорел дотла, 50 лет стоял недостроенным, и лишь в 1467 восстановлен великой княгиней Марией Ярославной, женой Василия II Тёмного. Зодчий Василий Ермолин для прочности «одевает» старые стены собора в новые.

Шестнадцать лет спустя монастырь был снова повреждён огнём. Вознесенский собор полностью выгорел и был разобран «ветхости ради». В 1519 на фундаментах первого храма по указу великого князя Василия III было начато строительство нового Вознесенского собора (существует версия, что архитектором был Алевиз Новый, окончивший к тому времени строительство 11 церквей на московском посаде). В 1588 при царе Фёдоре Иоанновиче Вознесенский собор строится вновь как архитектурная копия («реплика») Архангельского собора.

В последующие века собор сильно страдал во время пожаров и не раз поновлялся: при императоре Петре I, императрицах Анне Иоанновне и Елизавете Петровне. Однако, во время самого большого пожара 1737 г. в Московском Кремле и разорения его французами в 1812 г., Вознесенский Собор пострадал незначительно.

В главном монастырском храме, Вознесенском соборе, находилась почитаемая древняя икона Божьей Матери Одигитрии, то есть Путеводительницы, которая, как говорили, была спасена великой княгиней Евдокией во время нашествия Тохтамыша на Москву в 1382 г. Ровно через сто лет эта икона сгорела, и тогда знаменитый иконописец Дионисий написал на обгоревшей доске новый образ Богоматери. В великие праздники эту икону выносили навстречу царю и патриарху, и они прикладывались к ней у ворот обители. (В наше время образ хранится в Государственной Третьяковской галерее).


Найденов Н. А. Москва. Соборы, монастыри и церкви. , Public Domain

Монастырь использовался как место жительства для царских невест до свадьбы. Именно там вдова Ивана IV, Мария Нагая, в постриге инокиня Марфа приветствовала Марину Мнишек, которая проведёт там несколько дней до её свадьбы с мнимым сыном Нагой, Лжедмитрием.

Кроме главного Вознесенского собора, в монастыре были ещё две церкви.

В 1634, царь Михаил Романов приказал построить новую церковь в монастыре и посвятил её своему святому покровителю, Михаилу Малеину. Колокольня рядом с этой церковью была построена в конце XVII столетия. Она стояла сразу за Спасскими воротами в глубине за красивой решёткой. Построена церковь была всего за пять месяцев Баженом Огурцовым и Семейко Белы́м.

Третью церковь в монастыре освятили во имя св. великомученицы Екатерины. В начале XIX века митрополит Платон выступил инициатором строительства новой церкви. Храм предполагалось разместить с юго-восточной стороны монастырской территории, по северной границе Спасской улицы. На этом месте с 1527 года стояла древняя каменная церковь св. Георгия, построенная при Василии III. В ней хранилась белокаменная конная статуя Георгия Победоносца, выполненная Василием Ермолиным для украшения Спасских ворот. После снятия с башни скульптуру разместили в храме св. Георгия, перешедшем к этому времени в ведение Вознесенского монастыря. В 1808 году обветшавший храм св. Георгия был разобран и на его месте заложена новая церковь. Скульптуру Георгия Победоносца перенесли в качестве киотной иконы в каменную церковь во имя преподобного Михаила Малеина.


неизвестен , Public Domain

Автором проекта новой церкви св. Екатерины был архитектор Карло Росси. Грандиозное сооружение, по размерам не уступающее соборному храму, было выполнено в неоготическом стиле. Сложный силуэт с многочисленными башенками и изящный декор стен придавали зданию легкость и нарядность. Строительство церкви, начатое в 1808 году, было прервано войной 1812 года. Лишь в 1817 году её отделку закончил архитектор А. Н. Бакарев. Это был один из лучших памятников Москвы, построенных в неоготическом стиле. В интерьере представлял интерес иконостас, утраченный при разрушении монастыря.

После упразднения монастыря в 1920 году в церкви предполагалось разместить гимнастический зал, но идея не была реализована.

Разрушение монастыря

Вознесенский монастырь сильно пострадал во время боев за Кремль в ноябре 1917 года: снарядами были разрушены стены и купола его храмов. В марте 1918 года в Москву переехало большевистское правительство, разместившееся в Кремле. С октября 1918 года монастырь был закрыт.

Монахиням велели покинуть обитель: последние его инокини вместе с игуменьей нашли себе временный приют при церкви Лефортовской больницы. Они успели тайно, под мантиями, вынести из обители икону-реликварий «Богоматерь Казанская» одна из самых почитаемых в монастыре икон, утварь и драгоценности и спрятать их на подворье лавры, но большевики учинили там обыск и отправили изъятые ценности в Оружейную палату.


неизвестен , Public Domain

Спустя два месяца (в декабре того же года) решением Комиссии по изъятию церковных ценностей главная чудотворная икона храма Вознесения Господня «Богоматерь Одигитрия» (поновленная в 1482 г. Дионисием) была перенесена в Крестовую (Мироваренную) палату Патриаршего дворца XVII в. (после её передали в Государственный Исторический музей, а в 1930 г. - в Государственную Третьяковскую галерею).

В апреле 1929 года по инициативе Коменданта Кремля Р. А. Петерсона, правительственная комиссия, в которую входили: К. Е. Ворошилов, В. В. Шмидт, А. С. Енукидзе, осмотрели здания Чудова и Вознесенского монастырей и постановили снести их, очистив место для строительства Военной Школы ВЦИК.

Предвидя подобный исход событий, Н. Н. Померанцев, стоявший во главе комиссии в составе Д. Н. Сухова, В. К. Клейна, А. В. Орешникова, В. Н. Иванова и других специалистов добился выделения денежных средств и в кратчайшие сроки организовал архитектурные обмеры, фотофиксацию монастырских построек, обследование захоронений Великих княгинь и цариц и вывоз белокаменных саркофагов с останками в подземную палату южной пристройки Архангельского собора, где они пребывают и ныне (кроме мощей Евфросинии Московской, которые были перенесены 28 мая 2008 года в придел мученика Уара Архангельского собора).

Для сохранении иконостаса и древних икон (они подлежали уничтожению) собора Вознесения Господня Н. Н. Померанцев нашёл место в соборе во имя Двенадцати Апостолов. Собор Двенадцати апостолов был меньшего размера, чем Вознесенский, поэтому иконостас целиком в него не вошёл. Оставшиеся части алтаря - два его ряда с шестью иконами (три - Праздничного ряда и три - Страстного ряда) Померанцев разместил в фондах музея.

В том же 1929 году Вознесенский монастырь взорвали. Специалисты утверждают, что именно тогда впервые для разрушения храмов был применен динамит. Погибли все его церкви, в том числе и Екатерининская, остававшаяся единственным сохранившимся творением Карла Росси в Москве. На месте монастыря в 1932-1934 гг. архитектор И. Рерберг построил здание Военной школы им. ВЦИК, стилизованное под кремлевский классицизм, чтобы оно гармонировало с соседними Сенатом и Арсеналом. В этом здании потом работал Президиум Верховного Совета СССР.

ВОЗНЕСЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ

…Минувшее проходит предо мною…
Александр Пушкин. Трагедия «Борис Годунов».

…Каждый камень твой- заветное преданье поколений…
Михаил Лермонтов. Поэма «Сашка»

…Время собирать камни…
Экклезиаст, 3.5

Надеюсь, что навсегда в прошлое ушло время тяжелых испытаний
для Русской Православной Церкви, время поругания, унижения и
оскорбления религиозных чувств, время осквернения святынь.
У народа должны быть святыни! Без них невозможно говорить о
нравственности, о возрождении духовности и культуры.
Без святости, без высокого идеала человек теряется в море зла
и неправды…
Президент Российской Федерации Владимир Путин

Древнейшие Чудов и Вознесенский монастыри, находившиеся около Спасской башни Московского Кремля, значительно пострадали при обстреле артиллерийскими снарядами в ходе революционных боев в 1917 году. А в 1918 году их закрыли после переноса столицы России из Петрограда в Москву и переезда советского правительства из Петрограда в Московский Кремль.
Первое время после закрытия монастырей в помещениях Чудова монастыря разместился кооперативный магазин «Коммунист» и изба-читальня, затем помещения передали кремлевскому Лечсанупру (Лечебно-санитарное управление), отвечавшему за здоровье высокопоставленных лиц из советского правительства. В кельях Вознесенского монастыря разместили кремлевскую обслугу, а в Екатерининской церкви хотели оборудовать спортивный зал.

В 1929 году советское правительство приняло решение о сносе этих монастырей, несмотря на протесты известнейших архитекторов и других деятелей искусства и культуры.

Фотография, сделанная 10 сентября 1930 года с немецкого дирижабля «Граф Цеппелин» (на борту которого были и советские специалисты), позволяет увидеть, как выглядела территория Кремля незадолго до полного сноса Чудова и Вознесенского монастырей.

На территории снесенных в 1929-1930 годы монастырей и находившегося рядом с ними Малого Николаевского дворца возвели в 1932-1934 годах по проекту инженера-архитектора Ивана Рерберга здание Школы красных командиров (корпус № 14). В нем в 1934-1938 годах помещалась 1-я Советская объединенная военная школа РККА (Рабоче-крестьянская Красная армия) имени ВЦИК (Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет), затем Президиум Верховного Совета СССР, а позже- Администрация президента Российской Федерации.

За свою историю Москва лишилась многих своих строений и памятников архитектуры. В период, когда в столице были, в основном, деревянные строения, почти ежегодные пожары уничтожали многие ее строения. Историки подсчитали, что за первые свои 450 лет значительная часть Москвы сгорала более ста раз. Наиболее страшные пожары случились в годы: 1177 (первый отмеченный в летописях пожар), 1238 (нашествие Батыя: «град и церкви святыя огневи предаша и монастыри вси и села пожгоша»), 1293, 1331 («бысть пожар на Москве, погоре город Кремль»), 1335, 1337, 1343, 1354 (пожаром уничтожен Кремль и 13 церквей), 1365 («Всехсвятский» пожар: «погоре посад весь, Кремль и Заречье»; после этого пожара князь Дмитрий Донской «замыслил ставити город Москву камен»), 1382 (Кремль сожжен татарами), 1390, 1408, 1413, 1439, 1445 (в Кремле не осталось ни одного деревянного здания), 1453 («выгоре Москва, Кремль весь»), 1470, 1475, 1480, 1485, 1493, 1501, 1547, 1626 (погибло и много архивных документов), 1634 (сгорело 5 тысяч домов), 1701 (после этого пожара Петр I издал указ: «деревянного строения отнюдь не строить»), 1737 («Троицкий» пожар, сгорел Кремль, во время этого пожара и раскололся Царь-колокол)... Великий пожар 1812 года (продолжался неделю) во время пребывания в Москве армии Наполеона (сгорело 6,5 тысяч домов из 9 тысяч, 7 тысяч лавок из 8,5 тысяч, 122 церкви из 329). Несмотря на страшные последствия этих бедствий и потерь от войн, Москва каждый раз возрождалась…

Но не только из-за войн и стихийных бедствий лишилась Москва многих своих архитектурных памятников, среди которых исчезло и огромное количество храмов…
Жизнь, к сожалению, сопровождается не только приобретениями, но и потерями: человеческими, духовными, материальными … Все вокруг непрерывно изменяется… Стремительно преобразовывается и Москва… Среди столиц государств по динамике развития она сегодня вышла на второе место в мире после Пекина… Не остается неизменным и архитектурный облик нашей столицы. Но можно ли при возведении новых строений не уничтожать ранее созданные, являющиеся памятниками истории и культуры? В значительной мере это зависит от тех взглядов, которыми руководствуются люди, определяющие судьбу этих памятников. А что считать памятниками?
В 1928 году в Советском Союзе Главнаука посчитала главным критерием, определяющим принадлежность «сооружения» к памятникам- время его создания. Те из них, которые были созданы до 1613 года, объявили неприкосновенными, созданные в 1613-1725 годы- «в случае необходимости» могли подвергаться изменениям, в созданных в 1725-1825 годы сохранялись лишь фасады, а все созданные после 1825 года к памятникам не причислялись и государством не охранялись.
А Никита Сергеевич Хрущев, например, говорил: «Перестраивая Москву, мы не должны бояться снести дерево, церквушку или какой-нибудь храм!» Последствия таких взглядов оказались печальными. Огромны потери и в XX веке. На территории Москвы (в границах 1960 года) к 1917 году находилось 848 храмов, а к 1991 году- 191 действующий и 263 закрытых храмов. Было уничтожено 433 (по другим данным- 368) храмов!
В 2010 году в Москве было 837 действующих церквей, а в 2014 году их стало 1056.

Казалось, что Чудов и Вознесенский монастыри исчезли навсегда. Но недавно появилась надежда, и теперь мы ждем их возрождения. Какие есть для этого основания?
31 июля 2014 года Президент Российской Федерации Владимир Путин предложил не реконструировать административный 14-й корпус Кремля (который не является историческим памятником и находится на реконструкции с 2001 года), а снести его, и восстановить исторический облик этого места с Чудовым и Вознесенским монастырями, придав им в сегодняшних условиях характер исключительно культурных ценностей.

Эти монастыри, являвшиеся важными духовными центрами Православия, были не только украшением Кремля: здесь творилась наша отечественная история.

По преданию, Вознесенский женский монастырь создала предположительно в 1386 году княгиня Евдокия Дмитриевна (1353-1407)- дочь великого князя Суздальского Дмитрия Константиновича и супруга великого князя Московского Дмитрия Донского (1350-1389).
После победы Дмитрия Донского в 1380 году над войском хана Мамая на Куликовом поле Москва утвердила свое руководящее положение в русских землях.
До 1817 года монастырь назывался Стародевичьим Вознесенским монастырем.

Вместе с Вознесенским монастырем в 1929 году были уничтожены и расположенные на его территории Собор Вознесения Господня (создан в 1588 году), Церковь Михаила Малеина (создан в 1634 году) с колокольней и Церковь Екатерины Мученицы (создана в 1817 году).
Первая Вознесенская соборная церковь монастыря была построена из дерева. Когда Евдокия удалилась в 1407 году в этот монастырь за несколько недель до своей кончины, приняв монашество под именем Евфросиньи (греч.- «Радость», «Веселье»), она поручила заложить на месте деревянного новый, каменный Вознесенский собор. Инокиня Евфросиния после кончины была погребена в этом строящемся храме. Его строительство продолжила невестка княгини Евдокии, но вскоре при пожаре незавершенный собор выгорел дотла, и лишь через пятьдесят лет, в 1467 году он был восстановлен зодчим Василием Ермолиным, который для прочности «одел» старые стены собора в новые. Полностью выгоревший при следующем пожаре собор разобрали «ветхости ради», и на его фундаменте в 1519 году начали строительство нового Вознесенского собора. Предполагают, что его создал архитектор Алевиз Новый, окончивший к тому времени строительство 11 церквей на московском посаде. Но и этот облик собора оказался не последним. В 1588 году собор строится как архитектурная копия («реплика») Архангельского собора Кремля (созданного Алевизом Новым).
В этом главном монастырском храме находилась почитаемая древняя икона Божьей Матери Одигитрии (греч.- Путеводительница, Указующая Путь)- Богоматерь с младенцем Иисусом. Считается, что эту икону княгиня Евдокия спасла во время нашествия на Москву в 1382 году хана Тохтамыша. Через сто лет икона сгорела, и на ее обгоревшей доске знаменитый иконописец Дионисий в 1482 году написал новый образ Богоматери. К иконе прикладывались цари и патриархи у ворот монастыря, когда по великим праздникам ее выносили им навстречу. Теперь икона находится в Государственной Третьяковской галерее.
Кроме главного Вознесенского собора в монастыре были построены еще два храма: церковь во имя преподобного Михаила Малеина и церковь во имя святой великомученицы Екатерины.

Церковь Михаила Малеина построена по приказу Михаила Романова- первого царя династии Романовых. Он посвятил ее своему святому покровителю, в честь которого и получил свое имя. В конце XVIII века в монастыре рядом с Церковью Михаила Малеина построили колокольню, а в 1823 году- двухэтажную каменную богадельню. Авторами церкви называют подмастерьев каменных дел Бажена Огурцова и Семейку Белого. Храм был богат многочисленными дарами от царствующих особ. Михаил Малеин (около 854-963)- православный святой, учитель Афанасия Афонского, основателя Великой Лавры Афона, находящейся в Греции. Есть предположение, что на месте Церкви Михаила Малеина ранее стоял одноименный храм (построенный, вероятно, между 1613 и 1617 годами). Когда в 1613 году в Вознесенском монастыре поселилась царица-инокиня Марфа- мать новоизбранного царя Михаила Романова, она выстроила здесь храм во имя Михаила Малеина с приделом (пристройкой) во имя мученика Федора, то есть во имя святых, соименных мужу Федору и сыну Михаилу. В честь Михаила Малеина строили церкви во многих местах России.
Третья монастырская церковь была освящена во имя великомученицы Екатерины. Ее построили на месте обветшавшей небольшой Георгиевской церкви. Екатерининскую церковь заложили в 1809 году по проекту молодого талантливого зодчего Карла Росси (1775-1849). Это был изящный холодный летний храм с многочисленными башенками, стрельчатыми окнами, со стенами нежно-персикового цвета и с золотым куполом, украшенный изящной декоративной лепниной и кружевной каменной резьбой. Церковь больше походила на светское кокетливое здание, чем на храм. Над входом в храм были помещены рельефы Спасителя и апостолов.

В этом монастыре, как и в соседнем Чудовом, был свой хороший хор. На Вербное воскресенье здесь устраивались гулянья, на которых москвичи могли приобрести выставленные для продажи изделия монахинь.

Вознесенский монастырь стал свидетелем многих исторических событий. Здесь, например, разыгралась комедия торжественного признания Марией Федоровной Нагой (женой Ивана Грозного и матерью убитого в Угличе малолетнего царевича Дмитрия) явившегося к ней ее мнимого сына Лжедмитрия I. Правда, после убийства Лжедмитрия I.она быстро отреклась от своего признания. Мария Федоровна поселилась в этом монастыре под именем Марфы. Монастырь был местом пребывания царских невест до брака. В нем на несколько дней до свадьбы поселилась и Марина Мнишек, невеста Лжедмитрия I. К ней регулярно и приезжал Лжедмитрий I.

Со времен основательницы монастыря Евдокии соборный Вознесенский храм стал усыпальницей лиц женского пола из царствующей фамилии (великих княгинь, цариц и женщин из царствующего дома). Здесь были похоронены Софья Витовтовна (жена великого князя Василия I- сына Дмитрия Донского), Софья Палеолог (жена великого князя Ивана III), жёны Ивана Грозного, царевна Евдокия Алексеевна (дочь царя Алексея Михайловича), царица Мария Владимировна (Долгорукова, первая жена царя Михаила Фёдоровича)... При разрушении монастыря в 1929 году сотрудникам Оружейной палаты Кремля удалось спасти погребения, которые ныне находятся в южной пристройке к Архангельскому собору.

К 1907 в монастыре находились игуменья, 62 монахини и 45 послушниц. В 1929 году ряд икон из Вознесенского монастыря передан в Государственную Третьяковскую галерею, в Государственные музеи Московского Кремля. Иконостас Вознесенского собора установлен в соборе Двенадцати Апостолов в Кремле.

В 2007 году (к 600-летию кончины княгини Евдокии) Русская Православная Церковь учредила новую награду: Орден преподобной Евфросинии, великой княгини Московской. Это вторая женская награда после Ордена святой равноапостольной Ольги.
В Москве 9 марта 2014 года князю Дмитрию Донскому установлен памятник (князь на коне) на пересечении Николо-Ямской и Яузской улиц (недалеко от высотного здания на Котельнической набережной), на том месте, где собиралось и отправлялось на Куликово поле его войско и ополчение. На памятнике надпись: «Посвящается Святому Благоверному князю Дмитрию Донскому- освободителю земли Русской». Автор- скульптор В.М. Клыков.

А на юго-западе Москвы, на Нахимовском проспекте около открытой в ноябре 2013 года Церкви Преподобной Евфросинии, великой княгини Московской в Котловке (Евфросиния- имя княгини Евдокии в монашестве) 19 ноября 2013 года установлен памятник супругам князю Дмитрию Донскому и княгине Евдокии с детьми. Автор- московский скульптор Дмитрий Кукколос. В композиции памятника даны не все дети Дмитрия Донского и Евдокии Дмитриевны (их было 12: восемь сыновей и четыре дочери), а только Василий, который станет преемником отца- великим князем Василием I (1371-1425) и Юрий (1374-1434). В скульптурной группе Василий стоит около родителей, а Юрий находится на руках у матери, нежно прильнув к ней. Накануне открытия памятника его автор написал стихотворение, в котором есть такие строки:

Как долго шел я к вашим образам,
Взрастив в душе черты ваши святые,
Молился- и вокруг рождался Храм,
Димитрий перед ним и Евдокия.

Василий, княжич, впереди стоит,
Младенец Юрий к матери прижался,
От счастья глина плакала навзрыд,
Когда сей светлый образ создавался…

И так хотелось людям передать
Заученные истины простые-
Отец и сын, и со младенцем мать-
Семья! Семьей у нас сильна Россия!

В мае 2008 года в эту церковь были перенесены мощи Преподобной Евфросинии Московской.
В Москве есть примеры успешного воссоздания утерянных памятников истории и культуры: Храм Христа Спасителя (взорванный 5 декабря 1931 года), Воскресенские ворота Китай-города с Иверской часовней, Красное крыльцо у Грановитой палаты Московского Кремля, Казанский собор на Красной площади, Дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском…

Нет никаких сомнений в том, что будет успешно воссоздан и прежний облик Ивановской площади Московского Кремля с находившимися на нем Чудовым и Вознесенским монастырями- важный для нашей памяти исторический уголок России.

Нас ждет еще много археологических открытий на пути к возрождению этих монастырей, ведь на их месте в подземной части сохранилось много артефактов прошлого…

Идут дискуссии о способах возрождения исторического облика Ивановской площади и монастырей…

Увидеть прежнюю Ивановскую площадь Московского Кремля позволяют старые открытки и фотографии, картины художников (например, «Ивановская площадь» А.М. Васнецова), замечательный документальный фильм «Москва в снежном убранстве», который снял в 1908 году французский режиссер Жорж Мейер (фильм есть в Интернете)…

Сегодня, когда существует Интернет, любой человек, у которого нет возможности оказаться на территории Кремля, может совершить увлекательное путешествие не только по современному Кремлю, но и заглянуть в его прошлое, совершить виртуальное путешествие…

В декабре 2014 года в южном (то есть обращенном к Москве-реке) приделе (пристройке) Архангельского собора Московского Кремля открылась выставка, посвященная истории Вознесенского монастыря (в связи с 85-летием уничтожения этой уникальной обители, жемчужины Московского Кремля), на ней представлены сохранившиеся реликвии: иконы, церковные сосуды, книги...

На нашем сайте (Проза.ру Юрий Жданов 2) размещен рассказ: «Рассказы Юрия Жданова о Московском Кремле». В нем указаны и размещенные на этом сайте рассказы о памятниках Московского Кремля.

Оригинал взят у natalia425 в Елец. Вознесенский собор

Вознесенский храм в Ельце - один из самых высоких и больших в России, яркий представитель официального русско-византийского стиля в архитектуре.
Построен по проекту известного архитектора К. А. Тона, автора храма Христа Спасителя в Москве, при этом император повелел объявить архитектору "за красоту сего проекта [Вознесенского храма] монаршее благоволение". Строился храм 44 года, на пожертвование елецких купцов и горожан, открытие и освящение состоялось в 1889 году.

2. При подъезде к городу по трассе М4 храм виден с очень большого расстояния, да и с любого направления тоже.

3. Высота собора вместе с крестом составляет 74 метра, длина 84 метра, ширина 34 метра. Размещается на Красной площади — центральной части г. Ельца.

4. Была также предусмотрена колокольня, запроектированная на 7 метров выше креста главного купола.

5. Колокольня, увы, осталась недостроенной - из пяти ярусов было выстроено лишь два. Колокола временно повесили на деревянной звоннице, установленной перед входом, и эта временная колокольня просуществовала до 1933 года. Всего было 16 колоколов, самый большой весил 16 пудов.

6. Ежегодно на постройку храма расходовалось по миллиону штук кирпича, и заводы с трудом справлялись с заказом. Для производства кирпича был даже устроен специальный кирпичный завод.
Интересный факт, почерпнутый из книги Клокова, Найденова, Новосельцева "Соборный храм Вознесения Господня в городе Ельце":
Подрядчиком на каменные работы первоначально подрядился липецкий купец Фаддей Шилов. Однако в процесс закладки фундамента вмешался архитектор Вальпреди, под наблюдением которого велось строительство. Он усомнился в способности подрядчика вести такую крупную стройку, так как устройство фундамента было организовано по старинке: в траншею забрасывался бутовый камень и заливался известковым раствором. Для такого громадного здания требовалось явно боллее прочное устройство фундаментов. Вальпреди остановил работы, приказал выбросить из траншей весь бут и стены фундаментов возводить из тесаного "возового" камня. Шилов от дальнейших работ был отстранен. Вскоре он заключил новый договор - на этот раз с братией елецкого мужского монастыря на возведение каменного Троицкого собора, и хотя постройка была значительно меньше Вознесенского собора, она рухнула после возведения сводов. После этого Фаддей Шилов коропостижно скончался. А на строительстве Вознесенского собора его место занял Макар Платонов, крестьянин Владимирской губернии, который оказался искусным мастером. Вместе с сыном он вел кладку собора, завершив её устройством куполов в 1873 году .

7. Собор играет важную роль в силуэте города, подчёркивая его центр, и виден почти из любой точки города.

8. ... с улицы Коммунаров. Ось этой улицы с осевой линией собора увязал известный воронежский архитектор Вальпреди, под наблюдением которого строился храм, он же произвел разметку фундаментов.

9. ... от реки Тихая Сосна.

10. ... с Введенского спуска.

13. ... с улицы Пушкина.

14. ... с улицы Маяковского.

15. Собор на дореволюционной открытке.

16. Вид с высоты, 1970-е.

17. Недостроенная колокольня служит притвором храма.

20. В наружном оформлении - стилизованные формы русского и византийского зодчества, в их числе - аркатурный пояс, килевидные кокошники, наличники. Карниз - из белого веневского камня.

23. Высокие узкие окна в стиле классицизма.

25. Храмовые барельефные иконы.

29. На сегодняшний день собор имеет три зала — летний, зимний и нижний. С 1874 года ведущим архитектором по внутренней отделке Вознесенского собора был назначен московский архитектор Александр Каминский. Ему же принадлежит проект главного иконостаса храма - трехярусного, нижний ярус из позолоченного резного дерева, а два верхних - лепные.
В целом собор является огромной художественной экспозицией; только в храмовой части насчитывается более 220 стенных росписей, живописных полотен, иконописных работ, большинство из которых принадлежит кисти выдающихся русских художников — передвижников К. В. Лебедева и А. И. Корзухина.
Выполненные в соборе росписи (летнего храма) сохранились, в основном, без подновления. Но стены зимнего храма и притвора оставались нерасписными - росписи и покраска в них были выполнены только при восстановлении собора в 1956-1957 гг.

33. На северных и южных дверях сохранился красивый кованый узор, проект дверей также принадлежит Каминскому.

35. Ограда вокруг собора была поставлена в 1957 году, проект архитектора Лоренса.

37. В настоящее время часть стен очищена от слоев старой краски. А вообще, исторически цветовое решение было таким: храмовая часть - белая, трапезная и притвор оставались краснокирпичными; в 1970-х весь собор был выкрашен в привычный современникам зеленый, и стех пор несколько раз возобновлялась в этом же цвете.

38. Вид со ступеней крыльца.

39. На территории собора также расположена часовня, выстроеннная в 1801 году, как считается, на месте холма над братской могилой ельчан, погибших в борьбе с полчищами Тамерлана (1395 г). При устройстве фундаментов Вознесенского собора было вынуто огромное количества грунта, который не вывозился с Красной площади, а был отсыпан здесь же, вокруг нового собора, в результате чего часовня оказалась наполовину засыпанной, поэтому для входа в неё были сделаны ступени вниз и металлический навес-сень.

40. Также на территории захоронения священнослужителей.

47. Собор был закрыт в 1934 году - прямо в храме была организована добыча цветного металла из храмовой утвари, "обработанное" резное дерево отвозилось в елецкую тюрьму на топку. Через это прошли и деревянные иконостасы собора, включая знаменитый позолоченный уникальный резной балдахин. Уничтожено было много всего: мраморные всходы к иконам, балюстрада солеи из черного бельгийского мрамора, огромная бронзовая с позолотой люстра... Колокола со звонницы сняты под лозунгом "Перельем колокола на тракторы". Позже в помещениях храма было устроено зернохранилище, кулинарный цех, бондарная мастерская. У входа даже стоял памятник Сталину.

48. Здание Вознесенского собора было возвращено в 1947 году, после многочисленных обращений ельчан. Храм тогда находился в плачевном состоянии.

49. В 1948 году собор был поставлен под охрану как памятник культуры. В 1950-х проведены ремонтные и восстановительные работы.

51. Сегодня Вознесенский собор продолжает оставаться духовным центром города и одной из главных его достопримечательностей.

52.

Следуя по стрелкам, можно войти внутрь, а также подняться на колокольню.



Похожие статьи
 
Категории