Выставка гений и место. Выставка «Гений места

03.03.2020

Экспозицию составляют 147 произведений живописи, графики, скульптуры, фотографии, объектов, инсталляций и видео-арта, знакомящих с творчеством более 100 авторов. Греческая культура XX века в своем эволюционном движении, безусловно, была включена в общеевропейский художественный контекст, она вобрала в себя широкий спектр модернистских стилистических исканий. Однако греческие художники всегда сохраняли глубочайшую связь с историей, культурой и традициями родной страны. Античное и византийское наследие является для них постоянным источником вдохновения, насыщая произведения греческих мастеров характерным национальным колоритом.

Особый интерес в экспозиции вызывают работы представителей так называемого «поколения 1930-х», сыгравших решающую роль в формировании современного художественного языка. Патриархи греческой живописи XX века, такие как Константинос Партенис, Фотис Контоглу и Спирос Папалукас, а также их последователи Яннис Царухис, Диамантис Диамантопулос, Никос Энгонопулос, Яннис Моралис и Никос Николау оставались на вершине художественного Олимпа вплоть до конца 1970-х годов.

Многообразие направлений, набиравших силу в искусстве послевоенной Греции, демонстрируют произведения Такиса, Василиса Скилакоса, Даниила Панагопулоса и Алексиса Акритакиса. Абстракционизм, активно развивающийся в европейских странах, ярко проявился и в Греции. Приверженцы этого стиля – Теодорос Стамос, Яннис Спиропулос и Йоргос Ксенос представлены на выставке превосходными беспредметными работами, свидетельствующими о философских размышлениях авторов. Особый интерес вызывает творчество живописца Никоса Кессанлиса, в работах которого усматривается оригинальная попытка соединить традиции Востока и Запада.

В диктаторский период истории Греции (1967-1974) искусство страны наполнилось идеологическим содержанием. Мрачная ситуация этих лет отражена в творчестве Димостениса Коккинидиса. Экспозиция, посвященная новейшему периоду 1980-2000-х годов увлекает разнообразием в видении мира и жизни. Предметно-изобразительная живопись соседствует с абстракцией, сдержанный язык минимализма – с динамичной экспрессией, элементы традиции – со смелыми новаторскими поисками, реализм – с очарованием средиземноморского наива, лиризм и романтика – с безудержной энергией. Интригуют концептуальные формы языка в искусстве Никоса Алексиу, Никоса Навридиса и Михалиса Катзуракиса, привлекают остроумием и оригинальностью художественных образов фотографии Йоргиса Йеролимбоса и Паноса Цагариса, звуковые инсталляции Зафоса Ксагорариса и Димитриса Алитиноса, видео-арт Стефаноса Тсивопулоса и Марианны Страпатсаки.

Впервые великая Эллада раскрывается в драматическом свете современности, художественных дискуссий, политических катаклизмов и стремительного обновления ХХ века.

В Москве до 26 ноября проходит выставка «Гений места: от экзерциргауза к выставочному залу. 200 лет в истории», посвященная 200-летнему юбилею «Манежа». Для участников клуба вход по аккредитации.

В экспозицию вошли произведения и документы, рассказывающие об истории московского Манежа: архитектурные планы и макеты, архивные документы и фотографии, портреты и мундиры выдающихся деятелей, непосредственно связанных с историей Манежа, произведения искусства и экспонаты, когда-то уже выставлявшиеся на этой площадке. Юбилейная выставка отражает все этапы его истории, наполненной драматическими событиями.

Вид Манежа со стороны Воздвиженки. Литография К. Ф. Хайцмана с рисунка Э.Гертнера. Середина XIX века.

На протяжении двухсот лет политическая и культурная жизнь страны разворачивались в непосредственной близости, а порой и внутри самого здания. Архитектурное сооружение, возведенное в 1817 году по случаю празднования пятилетия победы России над Наполеоном, изначально предназначалось для армейских учений и носило гордое название Экзерциргауз. Уникальный проект испанского инженера Августина Бетанкура позволял свободно проводить занятия внутри помещения, лишенного традиционных колонн и перегородок. В 1825 году знаменитый московский зодчий Осип Иванович Бове украсил здание лепными и штукатурными украшениями на военную тематику.

Чертежи из альбома А. Бетанкура. Дело о построении Манежа

Однако на этом «военная» история Манежа завершилась. После смерти императора Александра I здание использовалось исключительно в мирных целях - в нем проводились развлекательные мероприятия, гуляния на Пасху, Рождество и Масленицу. Во второй половине XIX века Манеж стал выполнять не только развлекательную, но и просветительскую роль: в здании стали проходить лекции и выставки.

За прошедшие столетия здание Манежа претерпело немало потрясений: трескались и разрушались балки из драгоценной лиственницы, бомба, разорвавшаяся в октябре 1941 года в непосредственной близости от здания, значительно повредила лепнину. В советскую эпоху здесь расположился правительственный гараж. Стены здания были обезображены техническими пристройками. Наконец, 14 марта 2004 года в здании произошел сильный пожар, уничтоживший уникальные перекрытия. Но уже на следующий день было принято решение восстанавливать Манеж. В процессе реконструкции был сделан минус второй этаж, что увеличило выставочную площадь до 6000 кв.м. 18 апреля 2005 года, новый Манеж снова открыл свои двери москвичам. Сегодня это один из самых крупных выставочных залов в Москве.

Контактная информация

ЦВЗ «Манеж»
Адрес: Манежная пл., д. 1
Режим работы: вт-вс 12:00–22:00, вход посетителей до 21:30, пн - выходной

Алёна Борщаговская

Куратор, художник

В 1972 году окончила Московский полиграфический институт (факультет художественно-технического оформления печатной продукции, специальность - художник-график). С 1975 по 1992 год в качестве внештатного художника сотрудничала с крупнейшими издательствами Москвы («Политиздат», «Советский писатель» и др.) В 1975-1990 годы была членом Комиссии по эстетическому воспитанию детей и юношества Московского отделения Союза Художников СССР. В 2004 - 2009 - член художественно-экспертного совета Фонда «Новые имена». С 2002 года по настоящее время является директором и куратором выставочного зала «Галерея XXI века». Почётный работник культуры города Москвы.

В 1972 году впервые выступила в качестве куратора. С тех пор провела более 400 выставок, конкурсов, акций профессионального искусства и детского художественного творчества.

Куратор в художественном мире - проводник проектного начала. Он отвечает не только за то, ЧТО он выставляет, но и за то, КАК он это делает, ГДЕ и ПОЧЕМУ. Все это вместе называется концепцией. Куратор чаще всего является автором или соавтором проекта. Кураторская деятельность - это такая принципиально иная форма авторства в искусстве. Она сродни режиссуре.

Полем битвы куратора на выставке является его умение совместно с художниками воплотить в жизнь общую идею, создать гармонию мира. Ведь выставка - это коллективная игра, в которой куратор ищет связь между авторами, видами искусства, жанрами. Стилистическую. Колористическую. Содержательную. Эмоциональную. Фактурную. Какую угодно. Или наоборот, противопоставляя их друг другу, подчеркивает их непохожесть и самобытность. В результате всего этого рождается новое художественное произведение - экспозиция, построенная по всем законам визуального искусства. Главная задача, используя цвет, свет, характер объектов, их расположение в пространстве, выстроить диалог между ними и в результате, создать художественный образ выставки.

Выставка - как город. Строится по тем же законам. Широкие проспекты, маленькие улочки, площади и площадки. Закуточки и дворики, вертикали и горизонтали. Задача у «архитектора» этого города одна - сделать его удобным для передвижения, для рассматривания, разнообразным, ритмически выстроенным так, чтобы и зрителю, и искусству в любой его точке было уютно.

Избранные выставки и проекты

Выставки и мастер классы по художественному и прикладному искусству детей и юношества в культурном центре СССР на XII Всемирном фестивале молодёжи и студентов в Москве. Организатор (1985)

«Мастера культуры за мир». Выставка творческих Союзов в ЦВЗ «Манеж». Организатор детской художественной акции и мастер классов на выставке (1986)

«Красочный город». I Московский Фестиваль легального граффити на территории Олимпийской Деревни. Куратор (1998)

«Сказки океана». Детский художественный проект по росписи фасада Российского павильона на ЕXPO-98 в Португалии. Один из авторов проекта и руководитель детской группы (1998)

«Человек в пространстве города». Конкурс профессиональных скульпторов. Результат - создание Парка скульптур на Осеннем бульваре в Крылатском. Организатор и куратор (2002)

«Город для детей». Совместный проект московских детских художественных студий и профессиональных художников. Ландшафтная архитектура, арт-объекты. Выставочный зал «Галерея XXI века». Организатор и куратор (2003, 2006, 2013)

«Mail art - это мы». Совместный проект московских детских художественных студий и профессиональных художников по мейл-арту на Международных выставках «Postcardexpo». ЦДХ. Руководитель и организатор мастер классов (2007, 2008)

«Artist`s Book. Аккумуляция 2008». Международный выставочный проект, выставочный зал «Галерея XXI века». Организатор и руководитель проекта (2008)

«Ален и Таис. Пространство глины». Выставка керамики Алена Шеньо и Таис Нерсесян (Франция, провинция Вандея), включена в официальную программу проведения Года Франции в России, выставочный зал «Галерея XXI века». Организатор и куратор (2010)

Ежегодная Международная выставка «Искусство куклы», ЦВЗ «Манеж», «Крокус - Экспо». Арт-директор, куратор художественных проектов (2010, 2011, 2012)

Ежегодная Международная выставка «Апрельские Макси Мины». Книжные иллюстрации для детей и авторская художественная игрушка, выставочный зал «Галерея XXI века». Организатор, куратор проекта, дизайнер выставки (2010, 2011, 2013, 2015, 2017)

«Страсть к вышиванию. От классики до постмодернизма». Проект посвящён современному прочтению традиционной техники вышивки, выставочный зал «Галерея XXI века». Организатор, куратор, дизайнер выставки (2013)

«Создатели иллюзий». Проект посвящён художникам кино, включён в программу Года Кино в России, выставочный зал «Галерея XXI века». Организатор, куратор (2016)

«Сны Петровского бульвара». Истории из жизни сквота Александра Петлюры. Выставочный зал «Галерея XXI века». Организатор, куратор проекта (2017)

27 мая в Москве открылась выставка «Гений места: от экзерциргауза к выставочному залу. 200 лет в истории» , посвященная юбилею Манежа. В экспозицию вошли материалы, рассказывающие об истории московского Манежа - архитектурные планы и макеты, архивные документы и фотографии, портреты и мундиры выдающихся деятелей, непосредственно связанных с историей Манежа, произведения искусства и экспонаты, когда-то уже выставлявшиеся на этой площадке. В выставочном проекте принимает участие Государственный архив РФ.


Юбилейная выставка отражает все этапы истории Манежа, наполненной драматическими событиями. На протяжении 200 лет политическая и культурная жизнь страны разворачивалась в непосредственной близости, а порой и внутри самого здания.


Архитектурное сооружение, возведенное в 1817 году по случаю празднования пятилетия победы России над Наполеоном, изначально предназначалось для армейских учений и носило гордое название - экзерциргауз. То есть здание, в котором происходит учение солдат, помещение для разных военных упражнений. Уникальный проект испанского инженера Августина Бетанкура позволял свободно проводить строевые занятия внутри помещения, лишенного традиционных колонн и перегородок. Бетанкур разработал оригинальную, не имеющую мировых аналогов конструкцию деревянных стропил, способных без опор перекрыть пролет в 44,86 метра. Подвесной потолок (впервые использованный в нашей стране), крепился непосредственно к кровле и прятал ажурную систему ферм. Прекрасную освещенность давали огромные окна, площадь которых составляла треть общей площади стен. В 1825 году знаменитый московский зодчий Осип Иванович Бове украсил здание лепными и штукатурными украшениями на военную тематику.

После смерти императора Александра I Манеж превратился в центр народных гуляний на пасху, масленую неделю и рождество. Пока простые люди мерзли на Девичьем поле, состоятельная публика могла наслаждаться карамельными петушками, каруселями и балаганными представлениями в тепле и комфорте. В прочие дни в Манеже можно было посмотреть на конные состязания, получить уроки верховой, а впоследствии и велосипедной езды. К числу посетителей, прошедших полный курс обучения, принадлежал граф Лев Николаевич Толстой.

Во второй половине XIX века статус Манежа заметно повысился. Выходцы из купеческой среды, а ныне - процветающая буржуазия и представители состоятельного среднего класса, оказались не только достойными ценителями науки и культуры, но и щедрыми меценатами. В зале Манежа регулярно проходили «Всем доступные Голицынские концерты» и «Общедоступные народные концерты», а в 1867 году состоялось триумфальное выступление Гектора Берлиоза. С 1860-х годов Манеж все чаще стал выполнять не только развлекательную, но и просветительскую роль. Наибольший общественный резонанс имела Политехническая выставка 1872 года, организованная по принципу знаменитых всемирных выставок в Париже и Лондоне. Именно ей обязан своим рождением Политехнический музей в Москве.

После революции в Манеже был правительственный гараж, в 1957 году в здании открылся Центральный выставочный зал. Эпохальным событием в его выставочной жизни стала экспозиция «30 лет МОСХ» в 1962 году.

За прошедшие столетия здание Манежа претерпело немало потрясений: трескались и разрушались балки из драгоценной лиственницы, бомба, разорвавшаяся в октябре 1941 года в непосредственной близости от здания, значительно повредила лепнину. Стены здания были обезображены техническими пристройками. Наконец, 14 марта 2004 года в здании произошел сильный пожар, уничтоживший уникальные перекрытия.

В процессе реконструкции был сделан минус второй этаж, что увеличило выставочную площадь до 6000 кв.м.


18 апреля 2005 года обновленный Манеж снова открыл свои двери. Сегодня он является одним из самых крупных выставочных залов в Москве.

Помимо Госархива РФ, в выставочном проекте принимают участие Государственный военно-исторический архив, Государственный исторический музей, Москомархитектура, Мультимедиа Арт Музей, Всероссийское музейное объединение музыкальной культуры имени М.И. Глинки, Музей железнодорожного транспорта, Музейное объединение «Музеи Москвы», Музей В.А. Тропинина и московских художников его времени, Политехнический музей, Российская государственная библиотека, Государственная Третьяковская галерея, Научно-исследовательский музей Российской академии художеств, Государственный историко-архитектурный, художественный и ландшафтный музей-заповедник «Царицыно», Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В. Щусева, Российский этнографический музей, Государственный Эрмитаж, Государственный Русский музей, Музей путей сообщения, Центральный государственный архив и другие архивы Москвы и Санкт-Петербурга.

Выставка «Гений места: от экзерциргауза к выставочному залу. 200 лет в истории» открыта с 27 мая по 26 ноября 2017 года.

Экскурсии:

Вход по билетам на выставку.

Запись по почте: d.likhacheva@сайт

27, 28 мая вход на выставку свободный.

С 30 мая стоимость полного билета - 300 рублей, льготного - 70 рублей. Билеты можно приобрести в кассе и на сайте http://www.voxxter.com/event/3273

К выставке подготовлен аудиогид на трех языках: на русском, английском, китайском. Стоимость аудиогида — 200 рублей.

Куратор: С.И. Михайловский

В Москве открывается выставка «Гений Места: от экзерциргауза к выставочному залу. 200 лет в истории», посвященная 200-летию Манежа.

В экспозицию войдут произведения и документы, рассказывающие об истории московского Манежа.

Юбилейная выставка отражает все этапы его истории, наполненной драматическими событиями. В экспозицию вошли архитектурные планы и макеты, архивные документы и фотографии, портреты и мундиры выдающихся деятелей, непосредственно связанных с историей Манежа, произведения искусства и экспонаты, когда-то уже выставлявшиеся на этой площадке. В выставочном проекте принимают участие Военно-исторический архив, Государственный архив Российской Федерации, Государственный исторический музей, Москомархитектура, Мультимедиа Арт Музей, Всероссийское музейное объединение музыкальной культуры имени М.И. Глинки, Музей железнодорожного транспорта, Музейное объединение «Музей Москвы», Музей В.А. Тропинина и московских художников его времени, Политехнический музей, Российская государственная библиотека, Государственная Третьяковская галерея, Научно-исследовательский музей Российской академии художеств, Государственный историко-архитектурный, художественный и ландшафтный музей-заповедник «Царицыно», Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В. Щусева и Российский этнографический музей в Санкт-Петербурге, ГМЗ «Петергоф», Государственный Русский музей в Санкт-Петербурге, Центральный музей железнодорожного транспорта Российской Федерации в Санкт-Петербурге, Центральный государственный архив и другие архивы Москвы и Санкт-Петербурга

На протяжении двухсот лет политическая и культурная жизнь страны разворачивались в непосредственной близости, а порой и внутри самого здания Манежа. Архитектурное сооружение, возведенное в 1817 году по случаю празднования пятилетия победы России над Наполеоном, изначально предназначалось для армейских учений и носило гордое название Экзерциргауз. Уникальный проект испанского инженера Августина Бетанкура позволял свободно проводить строевые занятия внутри помещения, лишенного традиционных колонн и перегородок. Бетанкур разработал оригинальную, не имеющую мировых аналогов конструкцию деревянных стропил, способных без опор перекрыть пролет в 44,86 метра. Вся конструкция опиралась лишь на наружные стены. Подвесной потолок (впервые использованный в нашей стране именно в этом проекте), крепился непосредственно к кровле и прятал ажурную систему ферм. Прекрасную освещенность давали огромные окна, площадь которых составляла треть общей площади стен. В 1825 году знаменитый московский зодчий Осип Иванович Бове украсил здание лепными и штукатурными украшениями на военную тематику.

Однако на этом «военная» история Манежа завершилась. После смерти императора Александра I здание использовалось исключительно в мирных целях. Манеж превратился в центр народных гуляний на Пасху, Масленую неделю и Рождество. Пока простые люди мерзли на Девичьем поле, состоятельная публика за немаленькие по тем временам деньги (утром – 50 копеек, вечером – рубль и больше) могла наслаждаться карамельными петушками, каруселями и балаганными представлениями в тепле и комфорте. В прочие дни в Манеже можно было посмотреть на конные состязания, получить уроки верховой, а впоследствии и велосипедной езды. К числу посетителей, прошедших полный курс обучения, принадлежал граф Лев Николаевич Толстой. В юности он учился в Манеже управлять лошадью, а в возрасте 67 лет, к немалой радости своих поклонников, освоил двухколесного «коня».

Во второй половине XIX века статус Манежа заметно повысился. Выходцы из купеческой среды, а ныне – процветающая буржуазия и представители состоятельного среднего класса, оказались не только достойными ценителями науки и культуры, но и щедрыми меценатами. В зале Манежа регулярно проходили «Всем доступные Голицынские концерты» и «Общедоступные народные концерты», а в 1867 году состоялось триумфальное выступление Гектора Берлиоза. С 1860-х годов Манеж все чаще стал выполнять не только развлекательную, но и просветительскую роль. Лекции, выставки, позволявшие вживую лицезреть торжество человеческого разума над природой были необычайно популярны, и в Манеже с успехом прошли Этнографическая (1867) и Антропологическая (1879) выставки. Но наибольший общественный резонанс имела Политехническая выставка 1872 года, организованная по принципу знаменитых Всемирных выставок в Париже и Лондоне. Именно ей обязан своим рождением Политехнический музей в Москве. Другим эпохальным событием в выставочной жизни Манежа стала экспозиция «30 лет МОСХ», открывшаяся в 1962 году. Скандал вокруг произведений художников студии Белютина, Эрнста Неизвестного и других шестидесятников открыл новую страницу в жизни московского художественного андеграунда.



Похожие статьи
 
Категории