Морские глубины скрывают множество тайн. Одна из них была недавно разгадана специалистами Центра подводных исследований Русского географического общества. На дне Финского залива им удалось обнаружить и исследовать немецкое торговое судно конца XVII века , затонувшее в 1724 году с большим грузом контрабанды на борту. О его захватывающей истории, полной тайн и загадок, узнают посетители выставки «Контрабанда. Три века под водой».
На экспозиции представлены уникальные находки, поднятые со дна моря и получившие вторую жизнь благодаря мастерству реставраторов. Часть контрабандного груза, посуда, одежда и личные вещи экипажа, рабочий и измерительный инструмент - все эти предметы после трехсотлетнего молчания ведут свой неспешный рассказ о жизни на судне, о вкусах своих владельцев и современников. Посетителей ждет множество интересных фактов и о законах морской торговли, которые не всегда соответствовали законам государственным.
Гости выставки не только познакомятся с укладом жизни на европейском судне XVIII века, но и смогут с помощью аудиовизуального сопровождения экспозиции погрузиться на дно моря и окунуться в мир увлекательной профессии подводного археолога.
Выставку отличает оригинальный и современный дизайн. Ее композиция призвана создать в воображении посетителя образ найденного судна и динамичного перемещения обретенных артефактов из морских глубин на поверхность.
"Контрабанда" путешествует по лучшим выставочным пространствам Петербурга и не только. Свой путь она начала в Штаб-квартире Русского географического общества 12 октября 2017 года. Артефакты увидели больше 4 тысяч петербуржцев и гостей города.
В июле 2018 году сосстоялось открытие выставки в в Серебряных кладовых Ораниенбаума. Это обновленная, расширенная коллекция артефактов "Архангела Рафаила". Кстати, впервые вместе с предметами быта и инструментами экспонируется кафтан и шерстяные штаны, которые хранятся в Государственном Эрмитаже после сложнейшей реставрации. За 4 месяца работы выставки почти 10 000 человек пришли узнать об удивительной истории, которой интересовался сам Петр I. О том, куда "Три века под водой" направится дальше - расскажем в новостях в наших соцсетях и на сайте.
"Контрабанда" рвется и за рубеж тоже. Мы ведем переговоры с Международным морским музеем в городе Гамбург. Коллеги очень хотят увидеть, как груз немецких купцов с 300-летним отставанием, но все-таки достигнет берегов Германии. Планируем на 2019-2020 год.
13 октября — ИА « News » . Раскопки затонувшего на Балтике в начале XVIII века немецкого торгового судна «Архангел Рафаил» начались в 2014 году. За три сезона команде водолазов-исследователей удалось размыть более восьми метров внутреннего пространства корпуса корабля. Всего найдено 267 артефактов, часть которых представлена на выставке. Инструменты, оружейные ящики, предметы гардероба, посуда и другие вещи, принадлежавшие экипажу затонувшего корабля, были подняты со дна Финского залива, а затем прошли необходимые процессы консервации и реставрации.
Профессионалы отмечают, что сроки консервации могут доходить до полугода и во многом зависят от размера и материала, из которого изготовлен найденный предмет. Особенно трудно сохранить ткани, однако с этой задачей удалось справиться. Например, среди уникальных артефактов — кафтан и штаны пассажира судна. А от разрушения их спас деготь, разлившийся во время крушения. В бочке с этим «природным консервантом» кафтан отправился на реставрацию к специалистам Государственного Эрмитажа и был полностью восстановлен, включая все 90 декоративных пуговиц. Особого внимания среди экспонатов выставки в штаб-квартире Русского географического общества заслуживают и уникальные шляпа и ботинок, которые были также приведены реставраторами в идеальное состояние.
— Подводная археология-это не только приключения, но и наука и достаточно кропотливый труд, — справедливо отметил по этому поводу археолог, реставратор, водолаз-исследователь ЦПИ РГО Роман Прохоров. — Мы четвертый год «копаем» этот корабль. Работаем по 6-7 часов каждый день под холодной водой без перерыва. Используем специальную технику, которая требует от человека множество навыков и специальностей. И я хочу подчеркнуть, что это труд целой команды: нужно организовать весь процесс, отработать под водой, обработать предметы, затем отвезти их в музей, где они будут также доработаны и выставлены. Кроме всего прочего, нам очень помогают реставраторы высочайшего класса: Эрмитаж и Всероссийский художественный научно-реставрационный центр имени И.Э. Грабаря.
Об истории «Архангела Рафаила» известно, что он вышел из Санкт-Петербурга в Любек в октябре 1724 года, уплатив пошлину за небольшое количество товара. Однако за линией таможенной границы судно остановилось и затем больше месяца простояло на якоре западнее острова Котлин, принимая контрабандный груз с лодок. По словам историка, научного консультанта Центра подводных исследований РГО Андрея Лукошкова, корабль ушел, имея на борту около 120 тюков кожи, а крестьяне, которые ныряли со льда после его потопления, вытащили уже 350 тюков, и притом было сказано, что это только малая толика груза. В ноябре начавшиеся морозы сковали корабль льдом, в результате чего он был оставлен экипажем. Как утверждают исследователи, это было судно голландского купца Германа Мейера, которое погибло в конце ноября, имея на борту гораздо больший груз. Хотя российские власти открыли специальное следствие по делу о крушении, расследование не было завершено — вероятно, из-за смерти императора Петра Великого в январе 1725 года.
Спустя почти три века, специалистов Центра подводных исследований заинтересовали несколько дел, найденных в Российском государственном архиве Военно-морского флота. По ним выходило, что в петровские времена в Балтийских водах льдами было раздавлено судно с названием то ли «Архангел Гавриил», то ли «Архангел Рафаил». Благодаря материалам удалось установить предполагаемый район гибели и найти останки деревянного судна. Никаких внешних признаков, по которым получилось бы идентифицировать найденное судно, не существовало. Поэтому был проведен радиоуглеродный анализ древесины, показавший предполагаемое время вырубки корабля. С учетом времени на сушку древесины, это вполне мог оказаться известный в немецких архивах «Архангел Рафаил», построенный в Любеке в 1693 году. Вторым подтверждением стала находка на судне блюда с изображением библейского Архангела Рафаила и цифрами «1696».
— То, что мы сейчас открываем здесь, — есть некая квинтэссенция нашей работы, — подчеркнул на открытии выставки исполнительный директор ЦПИ РГО Сергей Фокин. — Любая наша деятельность направлена на прирост совокупного знания, которое без конкретного адресата не имеет большого смысла. И сегодня мы хотим привнести некоторую часть весьма специфичного знания по истории, по подводной археологии, которая пока еще является молодой наукой и находится в стадии формирования. Однако ей уделяется пристальное внимание, недаром в рамках грядущего Международного культурного форума в стенах Русского географического общества будет проводиться отдельная секция по сохранению подводного культурного наследия, и эта выставка является ее составной частью. Здесь представлены плоды трех сезонов экспедиций, работы ведутся до сих пор и не останавливаются. К сожалению, мы можем показать не все экспонаты, а только те, которые прошли полный процесс консервации и реставрации, — отметил Фокин.
Выставка «Контрабанда. Три века под водой» продлится в штаб-квартире Русского географического общества до 31 января. После этого все экспонаты будут переданы Музею истории Кронштадта.
Тайна, ставшая явной
Часть контрабандного груза, посуда, одежда и личные вещи экипажа, рабочий и измерительный инструмент – все эти предметы предстали на выставке «Контрабанда. Три века под водой», прошедшей вчера в Петербурге в большом зале Штаб-квартиры Русского географического общества. После трехсотлетнего молчания они ведут свой неспешный рассказ о жизни на судне и о своих владельцах и современниках.
Балтийское море три века хранило эту тайну, и, наконец, позволило подводным археологам заглянуть в прошлое. Специалисты центра подводных исследований Русского географического общества обнаружили корабль на дне Финского залива еще в 2002 году. Все началось с найденного кирпича. По отметке на нем стало понятно: найденный корабль построили на немецком заводе в Любеке в конце 17 века. Оказалось, что это нашумевший в петровские времена «Архангел Рафаил».
– Корабль вышел из Петербурга в октябре, а в начале декабря его нашли закованным и раздавленным во льдах Финского залива. Вскоре после находки появились предположения, что он занимался контрабандой, – рассказывает директор по научной работе национального центра подводных исследований РГО Андрей Лукошков.
Спасибо преступникам
Как впоследствии выяснилось, так оно и было. Выйдя за линию таможенной границы, предприимчивый капитан Ян Шмидт встал на якорь. 40 дней трюмы корабля заполнялись контрабандным товаром, который подвозили на лодках.
Но осуществить задуманное команде помешала русская природа. В заливе встал лед, сначала пленивший корабль, а потом раздавивший его борта. Спасаясь кто как мог, члены экипажа бросили не только товар, но и личные вещи.
Расследованием этой истории занялся департамент контрабанды и лично Пётр Первый. Только его неожиданная смерть приостановила следствие. И лишь спустя почти три века тайна стала явной. Сегодня, оставляя за скобками оценку нравственного облика контрабандистов 18 века, подводные археологи не находят слов, чтобы отблагодарить их.
– Конечно, для нас такая находка – большая удача, и мы должны быть благодарны этим воришкам, – смеется Андрей Лукошков.
Редкая удача
Спасибо надо сказать и Финскому заливу. Его мутная слабосоленая вода препятствовала попаданию солнечных лучей на судно и стала для него прекрасным консервантом. Кроме того, в этой части залива почти нет подводных течений. Все эти факторы позволили сохранить корабль и вещи в почти не тронутом виде. На выставке представлены личные вещи, посуда, оружейный ящик, обувь и одежда.
– Мы нашли варежку с двумя большими пальцами с обеих сторон. Возможно, это было нужно, чтобы надевать ее в спешке, а может быть и для чего-то другого, – рассказывает водолаз-исследователь Игорь Галайда.
Но главный экспонат – дорогой европейский кафтан начала 18 века. По счастливой случайности он сохранился практически в первозданном состоянии. При крушении его залило дегтем из упавшей бочки. Это позволило пролежать ему 300 лет под водой и не потерять ни одной пуговицы.
Позади три сезона экспедиций и более сотни поднятых артефактов. Многие до сих пор находятся на реставрации, а часть передана на хранение в Эрмитаж. Но водолазные работы на «Архангеле Рафаиле» ещё не закончены. В ближайшее время к ним присоединятся специалисты из Германии – для них находка представляет невероятный интерес. Это неудивительно – ни один из затонувших немецких кораблей не находится в таком хорошем состоянии. Да и вообще, если представить, сколько секретов за всю историю мореплавания накопило Балтийское море и учесть, что явными становятся лишь единицы, можно представить радость исследователей, обнаруживших столь интересную находку.