Взаимоотношения человека и природы. Л.Н.Толстой «Война и мир

01.07.2020

Тематический блок 6.

Природа и человек

1. Определение понятия природа

1. Все существующее во Вселенной, органический и неорга­нический мир.

2. Совокупность естественных условий на Земле или в какой-либо ее части, включающая рельеф, растительный и живот­ный мир, климат.

Проблемы Тезисы
Взаимоотношения человека и природы Человек и природа - единое целое. Все мы - порождение природы, ее часть
Потребительское отношение к природе Насилие над природой вызывает возмущение стихийных сил
Влияние научно-технического прогресса на природу Природа для человека одновременно и храм, и мастер­ская. Но природа из храма превращается в мастерскую, так как она оказалась беззащитной перед человеком, зависимой от него.
Проблема влияния природы на человека // Восприятие окружающего мира Природа способна облагородить и возродить душу человека, раскрыть его лучшие качества. // Окружающая природа может изменить человека, сделать его счастливым
Родство человека и природы Человек является частью природы, составляет с ней единое целое.
Отношение к природе.// Равнодушное отношение к природе Необходимо бережно относиться к природе.// Человек, равнодушный к природе, обкрадывает, обедняет себя.

2. Афоризмы, крылатые слова, высказывания

1) Люди, которые не любят природы, - и не любят жизнь… (Леонид Андреев).

2) Ты раскрой мне, природа, объятья,

Чтоб я слился с красою твоей (И.А. Бунин).

3) Человек должен уметь ценить природу... Относиться как к равному - разумно и вдохновенно (Чингиз Айтматов).

4) Нет большего преступления, чем насиловать, уродовать, извращать природу. Природа, неповторимая во Вселенной колыбель жизни, - это мать, родившая, вскормившая, воспитавшая нас, и поэтому относиться к ней нужно, как к своей матери, - с высшей степенью нравственной любви {Юрий Бондарев).

5) Перед человечеством сегодня стоят две задачи: защита мира и защита природы, обе - главные условия нашего дальней­шего существования (Леонид Леонов).

6) Охранять природу - значит охранять Родину (Михаил Пришвин).

3. Аргументы

1) Перу Пришвина принадлежат повести, сказки, очерки, дневники, автобиографический роман, где он пишет о природе. В книгах проявилась оригинальность пришвинского таланта: он сочетает реалистическое воссоздание жизни с романтическими представлениями о мире. В произведении «Кладовая солнца » объединены правда и сказка. Пришвин высказал в нем свои со­кровенные мысли о взаимоотношениях человека и природы: «Мы хозяева нашей природы, а она для нас кладовая солнца с велики­ми сокровищами жизни». Пришвин видит реальность, ее темные и светлые стороны, но наполняет ее, новым смыслом и доносит до нас свои убеждения о возможности жить прекрасно.

2) В «Царь-рыбе» Виктор Астафьев пишет о животворящем начале соединения человека и природы. Отношения человека и природы, по мысли Астафьева, должны строиться на принципах гармонии. Попытки «покорения» природы способны привести к гибели всего. Природа может отомстить. О справедливом возмез­дии взывает Царь-рыба, израненная человеком. Перед угрозой «потребительства», оказалась и природа, и сам человек. Но толь­ко природные натуры способны выстоять под напором агрессив­ного, браконьерского образа жизни современного человека.

3) Герои Чехова в комедии «Вишневый сад » растеряны и не понимают хода жизни. Это непонимание выявляется в отноше­нии к саду. Прекрасный сад, на фоне которого показаны герои, связан с судьбами нескольких поколений - прошлых, настоящих и будущих. Многогранно символическое наполнение образа: кра­сота, прошлая культура, наконец, вся Россия... Одни видят сад таким, каким он был в невозвратном прошлом. Для других разго­вор о саде - только повод для амбиций, третьи, думая о спасении сада, на самом деле, губят его, четвертые гибель сада приветст­вуют... Гибель сада - это гибель человека, гибель культуры.

4) В небольших по объему рассказах Рэя Брэдбери «И гря­нул гром» и «Земляничная поляна» звучит предупреждение о том, что может случиться с нашей цивилизацией, если нарушится связь человека и природы. Автор, путешествуя во времени, рас­сказывает нам две разные истории: одна - из прошлого, другая - из будущего, Но объединяет их одна мысль. Может случиться катастрофа, если мы нарушим хрупкое равновесие в природе.

Взаимоотношения человека и природы. Л.Н.Толстой «Война и мир»

Природа способна возрождать к жизни героев. Так будет у князя Андрея, когда он соприкоснётся на поле Аустерлица с вечным и бездонным небом, когда поэзия ночи, переданная Наташей, окажет своё магическое воздействие, и в его душе поднимется путаница «молодых мыслей и надежд». А встреча со старым дубом, который весь покрылся зеленью и сливался с буйной весенней жизнью, вернула Болконского к жизни. Князь Андрей вдруг окончательно решил: «Нет, жизнь не кончена в тридцать один год».

Неужели тесно жить людям на этом прекрасном свете, под этим неизмеримым звездным небом? Неужели может среди этой обаятельной природы удержаться в душе человека чувство злобы, мщения или страсти истребления себе подобных?
Л. Н. Толстой
Картины природы у Толстого, как отмечает критик В. Днепров, «теснейшим образом связываются с внутренней жизнью героев. Красота природы как бы продолжает человеческий образ, поддерживает и несет его. Положение пейзажа в романе Толстого можно сравнить лишь с его положением в лирическом стихотворении, где картина развертывается параллельно с переживанием героя, фиксируя его моменты».
Роман Л. Н. Толстого «Война и мир» состоит из ряда ярких эпизодов, отдельных картин, каждая из которых много значит сама по себе. Охота и святки, лунная ночь в Отрадном, «встреча» князя Андрея со старым дубом.
Все эпизоды служат общей идее романа, вписаны в обширное целое, но вместе с тем и по-своему автономны, завершены. Жизнь, которую рисует Толстой, очень насыщена в каждой точке. Эпизоды самые разные, относятся ли они к «войне» или «миру», «исторической» или «семейной» линии, эстетически равноценны, ибо в каждом очень полно выражен существенный смысл жизни.
Разочаровавшись в прежних своих стремлениях и идеалах, пережив раскаяние и горе (ранение под Аустерлицем, смерть жены), князь Андрей приходит к выводу, что жизнь в ее простых проявлениях, жизнь для себя и для своих близких - то единственное, что ему остается. Итак, жизненный путь определен. Но вряд ли деятельная, кипучая натура Болконского может довольствоваться столь малым. Недаром его «взгляд был потухший, мертвый», и даже в улыбке выражалась «сосредоточенность и убитость».
Толстой не признавал жизни застывшей, одинаковой и поэтому мертвой. В ней, как и в людях, он видел и ценил постоянное развитие, движение вперед, поэтому и высшей ценностью провозгласил силу жизни. Автор показывает, как медленно возвращается его герой к людям, к новым поискам. Первая веха на этом пути возрождения - встреча с Пьером, разговор с ним на пароме, а затем встреча с Наташей, лунная ночь в Отрадном, вызвавшая «неожиданную путаницу молодых мыслей и надежд», - все это подготовило окончательное возрождение князя Андрея.
«Встреча» со старым дубом помогла ему осмыслить свое нынешнее душевное состояние. В общем плане романа этот эпизод важен не только как определенная ступень к определенному итогу, он не только продвигает действие и является средством, чтобы «разрешить вопрос», - он задерживает ход действия и привлекает наше внимание сам по себе, как одно из бесчисленных проявлений жизни, которую учит любить нас Толстой. Дуб, который дважды встречает на своем пути князь Андрей, совершенно по-разному раскрывает ему «смысл жизни»: в одном случае он кажется Болконскому олицетворением безнадежности, в другом - символом радостной веры в счастье. При первой встрече дуб представляется ему живым существом, «старым, сердитым, презрительным уродом», который наделен способностью думать, упорствовать, хмуриться и презирать веселую семью «улыбающихся берез». Князь Андрей приписывает дубу свои мысли и чувства и, думая о нем, употребляет местоимения «мы», «наша». Глядя на дуб, он видит не ветви, не кору, не наросты на ней, а «руки» и «пальцы», «старые болячки». Герой находит в роще то, что созвучно ему, - нераспустившийся дуб, который «один не хотел подчиняться обаянию весны и не хотел видеть ни весны, ни солнца». «Да, он прав, тысячу раз прав этот дуб. Пускай другие, молодые, вновь поддаются на этот обман, а мы знаем жизнь - наша жизнь кончена!»
Грустные, безнадежные мысли теснились в это время в голове князя Андрея. Первый раз проезжает он мимо дерева разочарованным в своих прежних идеалах, когда ему кажется, что активная творческая и личная жизнь уже позади. Второй раз - после поездки в Отрадное и встречи с Наташей, когда в судьбе его намечается перелом, вновь возвращаются надежды на счастье и стремление к активной гражданской деятельности.
Описание лунной ночи в Отрадном, которой любуются одновременно князь Андрей и Наташа, романтически-приподнятое. Большое количество эпитетов в сравнительно коротком отрывке передает оттенки контрастных цветов: черного, белого и серебряного - и игру света и теней: ночь неподвижно-светлая, деревья черные с одной и серебристо-освещенные с другой стороны, растительность с серебристыми кое-где листьями и стеблями, крыша, блестящая от росы, дерево с ярко- белым стволом, полная луна на светлом, почти беззвездном небе. Ночь, луна, свет и тени - все чарует незабываемой прелестью.
Таким образом, мы видим, что природа у Толстого слита с жизнью героев, ведет их к осознанию прекрасных истин, помогает обрести себя. А для ищущих, мятущихся героев романа нет ничего важнее этого.

Лучшие герои Л. Н. Толстого в важные минуты своей жизни связаны с природой. Так, все значимые минуты жизни Андрея Болконского связаны с тем или иным пейзажем: и Аустерлиц с высоким небом, и мертвое укоризненное лицо жены, и Пьер на пароме, и Наташа, взволнованная красотою ночи. Отрицательные же персонажи почти никогда не изображаются Толстым в единстве с природой, они лишены живой связи с ней.
Картины природы помогают глубже понять внутренний мир того или иного героя, они как бы дополняют его характеристику, нередко сопутствуют ему, как в сцене с дубом, например.
После тяжелого душевного кризиса, безнадежности и отчаяния в душе Андрея Болконского, еще робко и слабо, появляются новые проблески жизни. Это происходит ранней весной, когда на закате виднелся «красный отблеск солнца по синеющему разливу... и... волны течения с слабым звуком ударялись о дно парома».
Полное духовное возрождение Андрея Болконского связывается с его восприятием оживающей весенней природы, когда не только молоденькие березки, но и старый, могучий дуб, «сердитый, презрительный урод с обломанными суками, корявыми руками и пальцами», чувствует прилив жизненных сил, сливаясь со всей обновленной природой.
Замечательное описание осенней природы связано с картиной охоты в Отрадном. Природа еще сохраняет свои яркие краски: «Уже зеленя уклонились и ярко-зелено отделялись от полос буреющего, выбитого скотом, озимого и светло-желтого ярового жнивья с красными полосами гречихи. Вершины и леса... стали золотистыми и ярко-красными островами посреди ярко-зеленых озимей», но «уже были зазимки, утренние морозы, заковывали смоченную дождями землю». Эта русская поздняя осень возбуждает в человеке кипучие силы, и ей так глубоко созвучно страстное увлечение людей охотой, музыкой, пляской, описанное Толстым нас страницах своего романа.
Прекрасно описание зимней лунной ночи, своим ярким блеском гармонирующей с настроением молодежи. Сверкающая дорога, безумная скачка, смех и крики ряженых-- все это было созвучно той молодой радости, которую переживали Николай, Соня, Наташа.
Толстой показывает, как светлая ясная природа дает человеку радость и делает еще более непонятным безумие убивающих друг друга людей. Пьер в этот момент видит панораму Бородинского поля: «косые лучи яркого солнца... кидали на нее в чистом утреннем воздухе пронизывающий с золотым и розовым оттенком свет и темные, длинные тени. Дальние леса, заканчивающие панораму, точно высеченные из какого-то драгоценного желто-зеленого камня, виднелись своей изогнутой чертой вершин на горизонте... Ближе блестели золотые поля и перелески». А затем эту чудесную картину среднерусской природы сменяет страшный вид поля: «Над всем полем, прежде столь весело-красивым с его блестками штыков и дымами на утреннем солнце, стояла теперь мгла сырости и дыма и шло странной кислотой селитры и крови. Собрались тучки, и стал накрапывать дождик на убитых, на раненых, на испуганных, и на изнуренных, и на сомневающихся людей. Как будто он говорил: «Довольно, довольно, люди. Перестаньте... Опомнитесь. Что вы делаете?»
Полное изгнание врага потребовало от русских людей много настойчивости, упорства, трудов, скромного, незаметного героизма. И этой их деятельности созвучна простая русская природа: «Был осенний, теплый, дождливый день. Небо и горизонт были одного и того же цвета мутной воды. То падал как будто туман, то вдруг припускал косой крупный дождь». В лесу выслеживали вражеские воинские части наши партизаны во главе с Денисовым.
Партизаны готовились к нападению: «Дождик с утра, и казалось, что вот-вот он пройдет и на расчистит, как вслед за непродолжительной остановкой припускал дождик еще сильнее. Напитанная дождем дорога уже не принимала в себя воды, и ручьи текли по колеям».
Дожди, а затем снег и морозы вырывают из рядов русских войск ослабевших и заболевших, но это не ослабляет русскую армию в целом: «8-го ноября, в последний день Красненских сражений, уже смеркалось, когда войска пришли на место ночлега. Весь день был тихий, морозный, с падающим легким, редким снегом; к вечеру стало выясняться. Сквозь снежинки виднелось черно-лиловое звездное небо, и мороз стал усиливаться».
Суровая природа воспитала крепких, выносливых, сметливых людей. Солдаты притащили плетеную стенку сарая, разрубили трубки. Один из них стал плясать. Но слабые французы гибнут здесь, вызывая своей беспомощностью едкие насмешки русских богатырей.
От дальнего, шагов за сто, костра послышался дружный, веселый хохот: там русские солдаты кормили кашей полузамерзшего француза, и один из них старался подражать французскому говору. Все они радовались, что могут помочь жалкому голодному человеку, забыв, что недавно он был их врагом.
Казалось, сама природа сочувствует проявлению доброго, человеческого чувства: «И все затихло. Звезды, как будто зная, что теперь никто не увидит их, разыгрались в черном небе. То вспыхивая, то потухая, то вздрагивая, они хлопотливо о чем-то радостном, но таинственном перешептывались между собой».
Каждому из любимых толстовских героев в свое время открывается «высокое бесконечное небо» - символ возвышенных стремлений, вечных духовных поисков. Пейзаж обретает философский смысл и играет важную композиционную роль в раскрытии авторского замысла в романе «Война и мир».

Ответ от ГАЛИНА[гуру]
Для Л. Толстого природа – это высшая мудрость, олицетворение нравственных идеалов
и истинных ценностей. Человек «естественный» , близкий к природе, был идеалом писателя. Поэтому одной из важных характеристик героев Толстого является их отношение к природе. Она органично входит в жизнь «ищущих» героев Л. Н. Толстого, переплетается с их мыслями и переживаниями, иногда помогает переосмыслить, пересмотреть свою жизнь и даже изменить ее.
Толстой часто использует пейзаж для анализа душевного состояния князя Андрея. Духовная красота Наташи Ростовой, поэтичность ее натуры проявляются в отношениях героини к природной стихии. Как прекрасна и непосредственна Наташа, любующаяся красотой ночи в Отрадном: «Соня, Соня!... Ну, как можно спать! Да ты посмотри, что за прелесть!... Ведь эдакой прелестной ночи никогда, никогда не бывало... »
Описание лунной ночи в Отрадном, которой любуются одновременно князь Андрей и Наташа, эмоционально и романтически приподнято.
Природа часто помогает героям узнать свое состояние, разобраться во всем (небо над Аустерлицем, описание Дуная, образ дуба) , показать всю бессмысленность мечтаний о славе и подвиге. На поле брани перед лицом смерти князь Андрей понял, что кумиры и слава далеки от истинного смысла жизни. «Над ним не было ничего уже, кроме неба, – высокого неба, не ясного, но все-таки неизмеримо высокого, с тихо ползущими по нему серыми облаками.. . Да! все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба. Ничего, ничего нет, кроме его. Но и того даже нет, ничего нет, кроме тишины, успокоения. И слава Богу! » Видя теперь так близко своего кумира – Наполеона, князь Андрей понимает всю ничтожность этого «маленького человека» , которому он подражал. Все это мелко и незначительно по сравнению с тем, что происходит между его душой и этим высоким небом. Андрей находит истинный смысл жизни в служении семье, воспитании сына. Князь Болконский считает, что его жизнь кончилась. Нет никакой надежды на счастье.
Как бы вторя его мыслям, старый мощный дуб стоит в распустившейся березовой роще. Его сучья-палки торчат в разные стороны, уродливые на фоне молодых березок. Дуб как бы говорит: «Весна, и любовь, и счастье! И как не надоест вам все один и тот же глупый, бессмысленный обман!. . Нет ни весны, ни солнца, ни счастья...» . «Да, он прав, тысячу раз прав этот дуб, – думал князь Андрей, – пускай другие, молодые, вновь поддаются на этот обман, а мы знаем жизнь, – наша жизнь кончена! » И Андрей решает жить тихо и спокойно, доживать свой век, никому не делая зла, заботясь о близких, выполняя свой отцовский долг.
Но после посещения Отрадного и знакомства с Наташей образ мыслей князя Андрея меняется. Ночной разговор Наташи с Соней, нечаянно подслушанный князем, раскрывает ему душу этой девушки. Ее восторженность и восхищение жизнью невольно передаются Болконскому. Он начинает понимать ценность жизни, каждого ее мгновения. На обратном пути он видит тот же дуб, но уже другой. «Старый дуб, весь преображенный, реображенный, раскинувшись шатром сочной, темной зелени, млел чуть колыхаясь в лучах вечернего солнца. Ни корявых пальцев, ни болячек, ни старого горя и недоверия – ничего не было видно. “Да это тот самый дуб”, – подумал князь Андрей, и на него вдруг нашло беспричинное весеннее чувство радости и обновления» .
Замечательное описание осенней природы связано с картиной охоты в Отрадном.
Эта русская поздняя осень возбуждает в человеке какую-то внутреннюю духовную силу. Кроме того, она созвучна страстному увлечению людей охотой, музыкой, плясками, которые Толстой изображает в романе с большим мастерством.
Следует отметить, что только лучшие герои Толстого близки природе, чувствуют свою связь с ней. Отрицательные персонажи далеки от природы, от всего естественного и прекрасного. В романе "Война и мир" читатель ни разу не увидит Элен, Анну Павловну, Жюли Карагину, князя Василия на лоне природы, так как это не их стихия. Они не любят природу, не понимают ее высокого смысла.

Лев Николаевич Толстой - большой мастер пейзажа. Он включает описание природы в повествовательную ткань романа, чтобы оттенить те или иные чувства героя, показать искусственность или надуманность той или иной теории, или хочет показать гармонию с великой “матерью-природой”.
Большую роль играет пейзаж в романе “Война и мир”, он помогает писателю показать всю мелочность и смехотворность мечтаний князя Андрея о славе, подвиге... На поле брани перед лицом смерти князь Андрей понял, что кумиры и слава далеки от истинного смысла жизни. “Над ним не было ничего уже, кроме неба,- высокого неба, не ясного, но все-таки неизмеримо высокого, с тихо ползущими по нему серыми облаками... Да! все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба. Ничего, ничего нет, кроме его. Но и того даже нет, ничего нет, кроме тишины, успокоения. И слава Богу!” Видя теперь так близко своего кумира - Наполеона, князь Андрей понимает всю ничтожность этого “маленького человека”, которому он подражал. Все это мелко и незначительно по сравнению с тем, что происходит между его душой и этим высоким небом. Андрей находит истинный смысл жизни в служении семье, воспитании сына. Князь Андрей считает, что его жизнь кончилась. Нет никакой надежды на счастье.
Как бы вторя его мыслям, старый мощный дуб стоит в распустившейся березовой роще. Его сучья-палки торчат в разные стороны, уродливые на фоне молодых березок. Дуб как бы говорит: “Весна, и любовь, и счастье! И как не надоест вам все один и тот же глупый, бессмысленный обман!.. Нет ни весны, ни солнца, ни счастья...” “Да, он прав, тысячу раз прав этот дуб,- думал князь Андрей,- пускай другие, молодые, вновь поддаются на этот обман, а мы знаем жизнь,- наша жизнь кончена!” Он решает жить тихо и спокойно, доживать свой век, никому не делая зла, заботясь о близких, выполняя свой отцовский долг.
Но как кардинально меняются мысли князя Андрея после посещения Отрадного, знакомства с Наташей. Ее ночной разговор с Соней, нечаянно подслушанный князем, раскрывает ему душу этой девушки. Ее восторженность и восхищение жизнью передаются невольно Болконскому. Он начинает понимать ценность жизни, каждого ее мгновения. На обратном пути он видит тот же дуб, но какой! “Старый дуб, весь преображенный, раскинувшись шатром сочной, темной зелени, млел чуть колыхаясь в лучах вечернего солнца. Ни корявых пальцев, ни болячек, ни старого горя и недоверия - ничего не было видно. “Да это тот самый дуб”,- подумал князь Андрей, и на него вдруг нашло беспричинное весеннее чувство радости и обновления”.
Вся жизнь проносится перед мысленным взором князя. Он уверен, что не время “хоронить” себя. Он полон сил, ему только тридцать один год, он может принести пользу не только своим близким, что, безусловно, очень важно. Андрей понимает, что способен на великие дела, он может быть полезен Отечеству, нечего хоронить себя в деревне, надо ехать в столицу, где вершится политическая жизнь.
Примечательно отметить, что только лучшие герои Толстого близки природе, они чувствуют свою связь с ней, “духовное родство”. Отрицательные же герои далеки от природы, от всего естественного и прекрасного. Они не только не замечают природу с ее величием и спокойной красотой, а как будто даже не подозревают о ее существовании.
Таким образом, Лев Николаевич Толстой включает описание природы не только как фон, природа - действующее лицо, помогающее раскрыть лучшие качества его любимых героев, подчеркнуть их духовность, высокие порывы и стремления.
Такое описание природы - традиция русской литературы, получившая начало еще в древнейшем нашем памятнике “Слово о полку Игореве”, а Лев Николаевич Толстой и другие русские классики развили и усовершенствовали эту традицию, довели ее до степени искусства.

Использование писателем картин природы всегда обогащает произведение в идейном и художественном отношениях. Пейзаж может выполнять огромное число самых разнообразных функций: он незаменим для тонкого психологического анализа состояния героев, для усиления картин каких-либо событий, яркой характеристики обстановки, в которой развертывается то или иное действие. Картины природы могут служить для выражения какой-либо мысли автора или его чувств и переживаний, выполнять идейно-композиционную роль, т.е. помогать раскрытию идеи произведения. По созданию того или иного пейзажа можно судить об отношении автора к своим героям, о его взглядах на природу, о ее роли в жизни общества и человека. Поэтому пейзаж является одним из основных средств психологического анализа.
На мой взгляд, наиболее ярко картины природы Л. Н. Толстой изобразил в романе “Война и мир”. Природа для автора эпопеи - это высшая мудрость, олицетворение нравственных идеалов и истинных ценностей. Человек “естественный”, близкий к природе, был идеалом писателя. Поэтому одной из важных характеристик героев Толстого является их отношение к природе.
В романе “Война и мир” мы ни разу не видим Элен, Анну Павловну, Жюли Курагину, князя Василия на лоне природы, так как это не их стихия. Они не любят природы, не понимают ее высокого смысла. Духовно опустошенные, нравственно уродливые, они если и говорят о природе, то натянуто и фальшиво.
Но совсем иначе воспринимают этот гармоничный мир главные герои романа, близкие к идеалу писателя - “естественному человеку”. Это люди духовно красивые, ищущие счастья, внутренне близкие к народу, мечтающие о полезной деятельности. Их жизненный путь - это путь страстных исканий, ведущий к правде и добру. Богатство внутреннего мира, “диалектику души” этих героев Толстой раскрывает через их восприятие природы.
Например, духовная красота Наташи Ростовой, поэтичность ее натуры проявляются в отношениях героини к природной стихии.
Природа органично входит в жизнь “ищущих” героев Л. Н. Толстого, переплетается с их мыслями и переживаниями, иногда помогает переосмыслить, пересмотреть свою жизнь и даже круто изменить ее.
Толстой часто использует пейзаж для анализа душевного состояния князя Андрей в минуты его душевной подавленности или эмоционального взлета (образ старого дуба - символ “замирания” и “возрождения”). Природа часто помогает и самому герою узнать свое состояние, разобраться во всем (небо над Аустерлицем, описание Дуная, образ дуба и др.)
Картина природы воссоздает обстановку, характеризующую начало Бородинского сражения: солнце, брызнувшее на поля из-за тумана, послужило Наполеону сигналом к выступлению.

Пейзаж в освещении войн, битв, сражений несет у Толстого главную идейную нагрузку, выявляет характер войны, отражает точку зрения автора на происходящее.
Таковы в романе Л. Н. Толстого “Война и мир” функции пейзажа, для воссоздания которого автор использовал различные художественные особенности. Раскрывая внутренний мир героев, писатель рисовал картины природы, созвучные душевным переживаниям того или иного образа, или контрастно противопоставлял состояние души героев и природу, чтобы оттенить глубину внутренних волнений персонажей.
Таким образом, пейзаж помогает проанализировать душевное состояние героя, картины природы рисуют обстановку, в которой происходят события, выражают мысли, чувства и переживания самого автора. И, конечно, созданные писателем яркие, красочные картины природы прекрасны в художественном отношении. Ночь в Отрадном и небо Аустерлица, картина охоты и описание дуба - лучшие страницы романа...
Тяжелая душевная травма приводит Андрея Болконского в отчаяние, он теряет смысл жизни, но через некоторое время мы видим духовное возрождение героя. Оно связано с его восприятием оживающей весенней природы, когда и молоденькие березы и старый сердитый дуб чувствуют прилив энергии и жизненных сил.
Замечательное описание осенней природы связано с картиной охоты в Отрадном: “Уже зеленя уклонились и ярко-зелено отделились от полос буреющего, выбитого скотом, озимого и светло-желтого ярового жнивья с красными полосами гречихи. Вершины и леса... стали золотистыми и ярко-красными островами посреди ярко-зеленых озимей”. Эта русская поздняя осень возбуждает в человеке какую-то внутреннюю духовную силу. Кроме того, она созвучна страстному увлечению людей охотой, музыкой, плясками, которые Толстой искусно отображает в романе.
Светлая ясная природа дает человеку радость и силу и делает очень непонятными действия людей, убивающих друг друга. Утро Бородинской битвы “было ясно, свежо, росисто и весело. Солнце, только что вырвавшееся из-за тучи, заслонявшей его, брызнуло до половины переломленными тучей лучами через крыши противоположной улицы, на покрытую росой пыль дороги, на стены домов”. Пьер в это время видит панораму Бородинского поля: “Косые лучи яркого солнца кидали на нее в чистом утреннем воздухе пронизывающий с золотыми и розовыми оттенками свет и темные, длинные тени”. А затем эту чудесную картину русской природы сменяет страшный вид поля: “Собрались тучки, и стал накрапывать дождик на убитых, на раненых, на испуганных, и на изнуренных, и на сомневающихся людей.

Как будто он говорил: “Довольно, довольно, люди. Перестаньте... Опомнитесь. Что вы делаете?”
“Суровый российский климат воспитал крепких, выносливых, но в то же время душевных людей. От дальнего, шагов за сто, костра послышался дружный, веселый хохот: там русские солдаты кормили кашей полузамерзшего француза, и один из них старался подражать французскому говору. Все они радовались, что могут помочь человеку, забыв, что недавно он был их врагом”.
“И все затихло. Звезды, как будто зная, что теперь никто не увидит их, разыгрались в черном небе. То вспыхивая, то потухая, то вздрагивая, они хлопотливо о чем-то радостном, но таинственном перешептывались между собой”. Казалось, сама природа сочувствует проявлению простого доброго, дружеского чувства.
Каждому из любимых толстовских героев открывается “высокое бесконечное небо” - символ возвышенных стремлений. Пейзаж в романе обретает философский смысл и играет важную композиционную роль.

Образ неба в романе Л. Толстого “Война и мир” Образ неба в романе Л. Толстого “Война и мир” В “Войне и мире” очень большую роль играет пейзаж, но пейзаж не совсем обычный. Описаний природы, таких, как в романах и повестях Тургенева, мы не найдем. Тургеневский пейзаж философский, свойственна ему и эстетическая функция. В “Войне и мире” важна символическая деталь, и часто это лишь элемент пейзажа, обладающий правами действующего лица. Считается, что дуб князя Андрея - символ его судьбы, облака - символ мирной жизни и т. д. Но это верно лишь отчасти. В гораздо большей степени дуб и облака - персонажи, на равных разговаривающие с героем. Они не столько олицетворяются, сколько, как, допустим, в сказках, являются живыми, наделенными душой и всеми функциями то ли волшебных помощников, то ли просто сказочных персонажей.
Главная роль среди таких помощников и собеседников князя Андрея принадлежит небу. С небом связана вся его жизнь. Оно ему первый советчик и утешитель.
“Как же я не видал прежде этого высокого неба? И как я счастлив, что узнал его наконец”, - думает Болконский на поле Аустерлица. С этих пор открывшаяся ему истина о живой жизни, о ничтожестве Наполеона стала его путеводной звездой. Болконский не стремится больше играть важную роль в политической жизни, не связывает свою судьбу с военной карьерой.
После разговора с Пьером в Богучарове князь Андрей вновь как бы советуется с небом. “В первый раз после Аустерлица он увидал то высокое, вечное небо, которое он видел, лежа на Аустерлицком поле, и что-то давно заснувшее, что-то лучшее, что было в нем, вдруг радостно и молодо проснулось в его душе”.
Полюбив Наташу, Болконский соединяет ее со своими заветными мечтами о небе. Для князя Андрея Наташа - это “девочка, которая хотела улететь в небо”. Это самое главное, что полюбил он в ней, и после, накануне Бородина, Болконский, вспоминая о Наташе, скажет себе еще раз, что любил ее душу, ведь “небесная душа” Наташи и “небесная душа” Болконского нашли друг друга.
После измены Наташи небо для князя Андрея превратилось в узкий, тесный, “давивший свод”. Лучшие надежды были утрачены.
С небом связаны и этапы судьбы Пьера. Комета 1812 года, предвещавшая ужас и конец света, по мнению большинства, для Пьера оказывается путеводной звездой. Радостно смотрит он на небо после разговора с Наташей об Анатоле. Пьер полюбил Наташу, и небо “сказало” ему об этом. “Пьер, только глядя на небо, не чувствовал оскорбительной низости всего земного в сравнении с высотою, на которой находилась его душа”, - пишет Толстой. Образ неба не померк в сознании любимых героев автора и в страшное время войны. Для князя Андрея важен вопрос о том, как “Бог оттуда смотрит и слушает...”. У неба герой Толстого пытается получить ответ на вечные вопросы о жизни и смерти. Высокое справедливое небо Аустерлица осудило стремление к славе и войну ради мелких интересов честолюбия, престижа, карьеры. Как “поступит” оно на этот раз, ведь Болконский не хотел больше быть военным, но война против врагов родной земли заставляет его взять в руки оружие?
Ответа на вопрос о том, как небо допускает войну и другие ужасы и несправедливости, Болконский не получает. Однако позже, смертельно раненный, он вспоминает Наташу, и его душой овладевает успокоение. “Сострадание, любовь к братьям, к любящим, любовь к ненавидящим нас, любовь к врагам” - вот что приходит к князю Андрею как ответ с неба. Ведь эту любовь завещал Бог людям на земле. Князь Андрей не перестает любить Наташу, но находит в себе силы простить Анатоля, причинившего ему так много зла. Небо как бы поднимает его душу на новый этап нравственных исканий.
С вопросами к небу обращается и страдающий в плену Пьер Безухое. Он видит “полный месяц” и “бесконечную даль”. Как нельзя этот месяц и даль запереть в сарае с пленниками, так нельзя и запереть человеческую душу. Благодаря небу Пьер ощутил себя свободным и полным сил для новой жизни.
Итак, в “Войне и мире” Л. Н. Толстого образ неба символичен. Небо олицетворяет справедливость и вечность, с небом в жизни героев связано все лучшее. Но не только счастливые моменты жизни, а и минуты духовных откровений связаны с небом. Думается, что небо было для Толстого и его любимых героев, если можно так сказать, перифразом Бога. Ведь Толстой не дает Богу на небе имени ни Христа, ни Саваофа, ни Аллаха и т. д. Бог, по мысли Толстого, един, слово “небо” заменяет название непостижимого Божества.
Конечно, небо является важнейшим элементом толстовского пейзажа. Его образ несет и чисто психологическую, и религиозно-философскую функции.

Роль пейзажа в романе Л.Н. Толстого "Война и мир".

Трудно найти в мире национальную литературу, в которой уделялось бы столько внимания описаниям природы. Причём, пейзаж в русской классике - это не просто фон, на котором разворачивается действие, он имеет важное значение в композиции произведения, в характеристике персонажа, так как в отношении к природе раскрывается внутренний облик человека. Природа у Толстого - это ещё и сфера, в которой с человека сбрасывается всё искусственное, наносное, фальшивое и раскрывается его сущность. В "Войне и мире" пейзажи связаны чаще всего с Ростовыми и Андреем Болконским, а также с Пьером Безуховым. Писатель как бы говорит: тот, кто лишён естественности(Курагины, Друбецкой, Шерер), не способен увидеть и почувствовать красоту природы. И не только поведение этих людей, но и их существование становится противоестественным. Пейзаж Толстого, философский по мысли и необычайно лаконичный, помогает понять внутреннее состояние героя. Вспом ним описание неба, которое видел над собой князь Андрей, раненный во время Аустерлицкого сражения: "высокое, неизмеримо высокое, с тихо ползущими по нём облаками, бесконечное небо". Андрей мечтал о славе, о своём Тулоне, но вместо этого пришёл к разочарованию в воинской славе. Небо явилось князю в кризисную минуту его жизни, как свет истины. Толстой не только рисует поэтическую картину неба, но и пытается объяснить устремления князя Андрея, его ещё не вполне чёткие идеалы. Ведь для него небо - полная противоположность тому, что происходит здесь на земле: телам убитых и раненных на войне, самодовольному Наполеону, счастливому "мелким тщеславием и радостью победы", и недавним мечтам самого Андрея о славе. "Как же я не видал прежде этого высокого неба? И как я счастлив, что узнал его наконец. Да! всё пустое, всё обман, кроме этого бесконечного неба. " Князь Андрей приходит к мысли, что на земле, охваченной распрями, убийствами, нет справедливости и добра, а ведь без них не прожить людям. В жизни князя Андрея наметился серьёзный перелом: герой откажется от честолюбивых помыслов, военной карьеры и посвятит свою жизнь близким. Следующая картина природы, на которой хотелось бы остановить внимание, - описание берёзовой рощи и дуба. Толстой очень верно и красочно передаёт приметы лета: "... из-под прошлогодних листьев, поднимая их, вылезала, зеленея, первая трава и лиловые цветы"; "клейкие листья берёзы"; "бубенчики ещё глуше звенели в лесу, чем полтора месяца назад: всё было полно, тенисто и густо". Залитые солнцем деревья сияют, переливаются всеми оттенками зелени. Картина природы наполнена воздухом, светом, движением ветвей, теней на траве и стволах. Она вызывает чувство радости у читателя. Но эта радость пробудившейся природы вначале не соответствует душевному состоянию князя Андрея. Он находит в этой роще то, что созвучно ему, - нераспустившийся дуб "с обломанными, давно видно, суками и обломанной корой", который "один не хотел подчиняться обаянию весны и не хотел видеть ни весны, ни солнца". И Андрей думает о жизни: "Да, он прав, тысячу раз прав этот дуб... пускай другие, молодые, вновь поддаются на этот обман, а мы знаем жизнь

наша жизнь кончена!"

Пройдёт ещё немного времени, и совсем другим предстанет великан-дуб, покрывшийся "шатром сочной, тёмной зелени". "Ни корявых пальцев, ни болячек, ни старого недоверия и горя..." И на князя Андрея "вдруг нашло беспричинное весеннее чувство радости и обновления". "Нет, жизнь не кончена в тридцать один год... надо, чтобы все знали меня, чтобы не для одного меня шла жизнь..." Дуб - параллель к образу Болконского. Первый раз проезжает он мимо него, разочарованный в своих прежних идеалах после ранения под Аустерлицем и смерти жены. Второй раз - после поездки в Отрадное и встречи с Наташей, когда в судьбе его намечается перелом, вновь возвращаются надежды на счастье. Описание дуба помогает воспринять состояние князя Андрея, которое изменилось не только под влиянием поездки, не только потому, что прошёл немалый срок после Аустерлица. В какой-то степени способствовала этому и природа, которая помогает человеку обрести веру в жизнь. Описание ночи в Отрадном, которой любуются одновременно князь Андрей и Наташа, очень романтично. Эта картина тонко передаёт и поэтичность Наташи и встревоженность Андрея. Они видят её одновременно: молоденькая восторженная девушка и сдержанный, но глубоко чувствующий мужчина. Природа очень похожа на волшебную сказку. Ночь в Отрадном произвела неожиданную путаницу " молодых мыслей и надежд, противоречащих всей его жизни" в душе князя Андрея, а Наташа "так бы вот села на корточки, вот так, подхватила бы себя под коленки, -туже, как можно туже, - натужиться надо, и полетела бы". Романтическая красота ночи как бы соединила судьбы Наташи и Андрея. Но произошло это незаметно для героев, незримо. Описание зимней святочной ночи, когда ряженые Ростовы едут к Милюковым, по стилю очень близко к картине ночи в Отрадном. Только она стала ещё сказочнее и фантастичнее. "... Вот какой-то волшебный лес с переливающимися чёрными тенями и блёстками алмазов и с какою-то анфиладой мраморных ступеней, и какие-то серебряные крыши волшебных зданий, и пронзительный визг каких-то зверей". Этот пейзаж мы увидели глазами Николеньки Ростова, такого же эмоционального и восприимчивого, как и его сестра. Для Николая, который влюблён в Соню и находится в приподнятом состоянии, всё кругом излучает радость. Природа так прекрасна, что будничность и прозаичность как бы отходят прочь, она окрыляет героев, заставляет смеяться и наслаждаться жизнью. Но не только для раскрытия характеров героев служат картины природы. Ведь в центре романа и военные сцены, а основное внимание отдано Бородинскому сражению, решившему исход войны 1812 года. Именно это историческое событие вызвало небывалый подъём мужества и патриотизма. Россия одержала под Бородином нравственную победу над врагом. Народ стал к этих сценах главным героем. И хотя в повествовании о Бородине пейзаж занимает мало места, значение его очень важно. Перед сражением панораму Бородинского поля видит Пьер Безухов: вся местность покрыта войсками и дымом выстрелов, но "косые лучи яркого солнца... кидали на неё в чистом утреннем воздухе пронизывающий с золотым и розовым оттенком свет и тёмные, длинные тени. Дальние леса, заканчивающие панораму, точно высеченные из какого-то драгоценного жёлто-зелёного

камня, виднелись своею изогнутою чертой вершин на горизонте... Ближе блестели золотые поля и перелески". Природа торжественна и великолепна. Вся местность покрыта дымом выстрелов, но воздух чист, и лучи солнца кидают тёмные, длинные тени, как бы оттеняя величественность предстоящего события, и пейзаж выполняет эту роль. Рассказывая о Бородинском сражении, о батарее Раевского, Толстой ещё раз упоминает о природе: "Грозовая туча надвинулась, и ярко во всех лицах горел тот огонь, за разгоранием которого следил Пьер". Пейзаж передаёт состояние народа, подчёркивает его героизм, решимость отдать жизнь ради родины. Итак, что же отличает толстовский пейзаж? Прежде всего необыкновенная красота и изящество. Но Толстой - мыслитель оставался верен себе, наделяя пейзаж и дополнительными функциями: каждая картина несёт философскую нагрузку, играет немалую композиционную роль, помогает понять смысл произведения.



Похожие статьи
 
Категории