«Яндекс.Такси» и Uber закрыли сделку по слиянию бизнесов в России и СНГ. Uber и Яндекс объединились: как изменятся тарифы

15.10.2019

У водителей останется выбор, перспективы партнёров туманны, пассажиры не заметят разницы - обзор от основателя «Доступного города » Олега Чанчикова.

В закладки

Олег Чанчиков

Помните простую задачу: у Пети было три яблока, а у Васи четыре. Сколько всего яблок было у мальчиков?

Никто не спрашивает, откуда ребята взяли яблоки, насколько это легально, сколько ещё осталось и что они собираются с ними делать. Потому что задача в учебнике математики для начальной школы статична. Есть ровно те условия, которые озвучены, и ничего больше: ни сторожа в саду, ни диареи, ни следующего раза, когда у Пети будет уже десять яблок и порванные штаны.

Быть статичным в бизнесе невозможно. Даже если ты естественная монополия (например, метро), то зависишь от цен на автомобили и велосипеды или от расположения остановок наземного транспорта, или от места расположения нового бизнес-квартала, или от чего-нибудь еще. Например, от развития каршерингов и такси.

Моя компания - партнёр трех крупнейших онлайн-агрегаторов такси («Яндекс.Такси», Gett, Uber). За последние две недели уже, кажется, все высказались о сделке «Яндекс.Такси» с Uber. Пришла моя очередь.

Могло ли этого не произойти

Нет, не могло. В большом «Яндексе» есть теория орбиталей, по которой живут технологичные рынки. Согласно этой теории, есть лидер рынка с долей около 60%, есть второй игрок с долей около 30% и все остальные игроки, которые суммарно обслуживают около 10% рынка.

По этой модели развивался рынок поиска в интернете в России, по ней же идут другие ИТ-отрасли. И онлайн-агрегаторы такси - не исключение.

С одной стороны, позиция Uber в России достаточно слабая: за три года работы компания не смогла стать крупным игроком где-либо за пределами столицы и нескольких городов-миллионников. Страновые риски же слишком высоки для того, чтобы их не учитывать и продолжать инвестировать в Россию.

Законопроект о том, что онлайн-агрегаторы такси обязаны хранить персональные данные пассажиров в России, - хороший маркер для оценки масштабов инвестиций в Россию, на которые готов Uber.

С другой стороны, уже полгода по рынку ходят слухи о том, что «Яндекс.Такси» хочет привлечь $150-200 млн инвестиций для развития бизнеса. Сделка с Uber помогла убить сразу трёх зайцев: убрать сильного конкурента, получить доступ на международный рынок и сделать шаг к инвестиционным возможностям Uber.

То есть, на мой взгляд, вопроса о возможности подобного слияния не стояло - оно должно было произойти. Вопрос - как и с кем. Ну, и в третьих: онлайн-агрегаторы существуют в России пять лет, и укрупнение - нормальный процесс. Вспомним хотя бы региональную экспансию МТС в начале 2000-х годов.

Могло ли случиться как-то иначе

Нет, не могло. «Яндекс.Такси» - дочерняя компания большого «Яндекса», который торгуется на NASDAQ, и это накладывает массу ограничений на вариативность поведения компании. Наверняка у неё не было шансов привлечь инвестиции у неназванных частных инвесторов.

То есть задачу привлечения денег «Яндекс» мог решить только через слияние с кем-то крупным и денежным либо через привлечение денег от венчуров. В первом варианте выбора практически нет: Gett, как ни крути, остается локальным игроком, работающим в нескольких странах, а крупные российские игроки слишком серы для сделки с публичной компанией.

Во втором варианте решается задача денег, но остается сильный конкурент и проблема выхода на зарубежные рынки. Для Uber вариантов было два: либо кого-то купить (ни «Яндекс», ни Gett, скорее всего, на это бы не пошли), либо кому-то продаться, тем более, что этот кейс компания уже в Китае. Выходит, и для одной, и для другой компании слияние было оптимальным вариантом.

Что будет происходить на рынке такси дальше

Объединенная компания, безусловно, сконцентрируется на массовом рынке: огромный кусок пирога занимают традиционные таксопарки, не очень технологичные Fasten (RuTaxi, «Сатурн» и другие холдинговые структуры) и «Максим». Кажется, что в короткой перспективе основная борьба на рынке такси будет идти именно здесь.

Gett фактически оказался перед критическим выбором: либо уйти в какую-то нишу (собственно, что он и делает), либо пытаться конкурировать бюджетами «по-взрослому».

Что изменится для пассажиров

Ничего не изменится еще в течение лет пяти. Во-первых, давайте не забывать, что рынок такси значительно больше онлайн-агрегаторов, и они точно хотят откусить кусок пирога у традиционных такси и группы Fasten.

Во-вторых, давайте вспомним курс маркетинга: конкуренция бывает не только горизонтальной, но и вертикальной. Уже сейчас пользователям предлагают не идти пешком до метро, а поехать на такси всего за 99 рублей. Автолюбители и жители пригородов, уже в этом году настанет наша очередь выбирать: искать парковку в центре, ехать на электричке до метро или пользоваться такси.

В-третьих, появляются новые рынки. Например, каршеринг, который часто обходится дешевле такси. Это пример рынка, на который «Яндекс» уже зашел, начав агрегировать данные каршеринговых сервисов.

Что изменится для водителей такси

Пока существует Fasten и у водителя есть выбор, ничего страшного. Вряд ли кто-то из агрегаторов решится сделать условия для водителей еще хуже, чем в RuTaxi.

Будь я водителем, я бы боялся не того, что онлайн-агрегаторы убьют рынок такси (в смысле классических таксопарков), а того, что онлайн-агрегаторы убьют свою единственную альтернативу.

Что изменится для партнёров онлайн-агрегаторов

Признаться, этот вопрос волнует меня больше всего - на этом построен мой бизнес. И здесь перспективы сильно туманнее. На мой взгляд, в ближайшие полгода вряд ли что-то кардинально изменится. Процесс слияния займет у участников несколько месяцев, маловероятно, что за это время бизнес-модель успеет поменяться.

Законодательство в России таково, что приходится выбирать: ты работаешь полностью «вбелую», либо с водителями напрямую. Однако и законодательство меняется, и зубы точатся - в перспективе полутора лет мы, скорее всего, увидим, как роль партнёра сначала сведется к технической (принять платеж от агрегатора и распределить его водителям), а потом и вовсе станет ненужной.

Персонально для меня такой прогноз, конечно, не благоприятный. Но самое крутое для предпринимателя - строить бизнес, который кому-то нужен: клиентам, конкурентам или рынку. Следовательно, единственная верная стратегия - продолжать быть нужным.

Информация на этой странице обновляется по мере появления новостей от Яндекс.Такси и Uber. Последнее обновление 09 июня 2018 г.

Яндекс.Такси и Uber окончательно объединили свои заказы 13 июня 2018 года, за один день до начала чемпионата мира по футболу. С этого момента приложение для водителей Uber в России недоступно. Также не приходят деньги партнерам от Uber. Все взаимодействие с водителями происходит через приложение Яндекс.Таксометр, с партнерами — через личный кабинет Яндекс.Такси.

Формально Яндекс.Такси и Uber объявили об объединении своего бизнеса в России. Однако не стоит обольщаться, речь идет именно об уходе Uber из России. При этом Uber сохраняет существенную долю в совместной компании и продолжит инвестировать в нее. Если мне не изменяет память, это всего лишь второй большой исход Uber из страны не под давлением властей и законов, а из экономических соображений. Таким образом, конечно, Россия вошла в историю.

Что делать и стоит ли боятся объедения Яндекс.Такси и Uber?

Однозначно, нет, и переживать пока что не стоит. Во-первых, изменения еще не вступили в силу, и скорее всего, по существу ничего не изменится в работе Uber до конца 2017-го. Во-вторых, когда эти изменения произойдут, водители и партнеры продолжат свою работу, но уже на платформе Яндекс.Такси. В связи с объединением компаний заказов меньше не станет, надеемся, что работы станет больше.

Яндекс.Такси купил Uber — видео

Хронология событий: как мы потеряли Uber в России

  1. Назначение руководства Uber в России - немаловажный фактор. С самого начала поведение боссов Uber в России отличалось от наглого поведения Uber как настоящего захватчика и борца в других странах, например, в Америке. Российский офис Uber скорее был склонен к компромиссам и избегал прямой конфронтации по спорным вопросам, всегда пытался договориться с властями. Осуждать их за это глупо, работа в России - заведомо не фунт сахара, условия ведения бизнеса больше напоминают китайский режим, чем цивилизованную экономику, поэтому закономерен и такой же исход, как в Китае.
  2. Первое заметное поражение - регистрация Uber в качестве налогового агента в России и сама по себе уплата НДС. Это в значительной мере подкосило прибыльность Uber в России. С этого момента Uber не открыл ни одного нового города, а фактически полностью свернул свою программу регионального развития.
  3. Введение удаленной активации по всей России - логичный шаг как с точки зрения снижения операционных затрат, так и фактически первый шаг на пути к интеграции с Яндекс.Такси. Это позволило оптимизировать расходы на ведение бизнеса Uber в конкретных городах, а также избавило Uber от дальнейших инвестиций в региональную сеть.
  4. Уход президента Uber Трэвиса Каланика со своего поста в результате скандалов, связанных с дискриминацией женщин как сотрудников компании. Никто не может сказать наверняка, но Каланик известен как настоящий боец, сильно сомневаюсь, что он бы так быстро сдал Россию без боя.
  5. После ухода президента руководство Uber получило возможность реализовать свои давние планы по оптимизации международного бизнеса . Скорее всего, вся это борьба за территории, которые находятся в тысячах километров от них самих, никому уже не была нужна. С другой стороны, инвесторы оказывают постоянное давление на Uber в стремлении побыстрее снизить убыточность. Таким образом, избавление от непрофильной России, перспективы выхода которой на самоокупаемость призрачны, выглядит логичным шагом и позволяет Uber сфокусировать свои усилия на более привлекательных рынках. Вместе с тем, инвестиции в Китае и России делают Uber крупнейшим игроком и на этих развивающихся рынках, в том числе.

Популярные вопросы водителей про объединение Яндекс.Такси и Uber

  • Что изменится после объединения Яндекс.Такси и Uber? Не многое. Водители и партнеры Uber полностью перейдут на платформу Яндекс.Такси, это, в частности, означает, что водители будут принимать заказы через Таксометр, партнеры будут работать в личном кабинете Яндекс.Такси, деньги на счета партнеров будут приходить от Яндекс.Такси. Всем партнерам надо будет заключить соглашения с Яндекс.Такси. В остальном ничего принципиально не меняется.
  • Какие требования к машинам будут после объединения Яндекс.Такси и Uber? Будут требования Яндекс.Такси, как и все остальное тоже будет от Яндекс.Такси. Требования Яндекс.Такси в некоторых случаях более жесткие, чем в Uber, однако Яндекс.Такси нужно как можно больше водителей, поэтому требования будут постепенно расширяться.
  • В каких городах будет еще работать Uber? Ни в каких, после объединения с Яндекс.Такси никакого регионального развития у Uber не будет. Uber уходит из России и новые офисы открывать в новых городах не будет.
  • Когда включат Яндекс.Навигатор в Uber? Ждем-с. В принципе Яндекс захочет получить от Uber денег за использование Яндекс.Навигатора, а Uber платить их не собирается. Так что может, и не успеют уже подключить Яндекс.Навигатор обратно. Зато хорошая новость: Таксометр прекрасно интегрирован с Яндекс.Навигатором, а работать водителям теперь придется именно в нем.

Друзья, хочу рассказать вам об очень важной новости. Мы, Яндекс.Такси и Uber, решили объединить наши сервисы и бизнесы в России, а также в Азербайджане, Армении, Беларуси, Грузии и Казахстане. Вместе мы будем строить «персональный общественный транспорт» – альтернативу личному автомобилю, автобусам или метро.

Вот как выглядит объединенная платформа в цифрах за июнь:

  • 127 городов, 6 стран;
  • 35 млн поездок в месяц;
  • 7,9 млрд рублей суммарная стоимость поездок в месяц.
Эксперты оценивают совокупную стоимость поездок легальных перевозчиков в России в 501 млрд рублей в 2016 году (VTB Capital). При этом «теневой» сегмент был оценен Аналитическим центром при Правительстве РФ в 116 млрд рублей в 2015 году. Таким образом, доля объединенной компании в России в 2016 году была бы примерно 5-6% по этому показателю.

Потребление такси непрерывно растет, и мы являемся свидетелями этого процесса. Многим из нас кажется, что все уже давно пересели на такси, но на самом деле мы находимся только в самом начале пути. Наша цель создать платформу, удобство и доступность которой будут сравнимы как с личным автомобилем, так и с общественным транспортом. Теперь о том, как это будет выглядеть.

После объединения для пользователей обоих сервисов такси ничего не изменится: для заказа поездок по-прежнему будут доступны оба приложения – Яндекс.Такси и Uber. Водители будут объединены в единую платформу. Это позволит им в одном приложении получать заказы как от Яндекс.Такси, так и от Uber. Такое объединение существенно увеличит количество доступных машин, сократит время ожидания и холостого пробега. Всё это позволит водителям получать больше заказов в час, а пассажирам – сохранить доступную стоимость поездки.

“Под капотом” будут работать наши алгоритмы распределения заказов и навигационно-картографические технологии Яндекса. За последний год мы совершили несколько качественных скачков в технологиях, которые обеспечивают оптимальную загрузку машин. Например, теперь в час пик водители совершают на 30% больше поездок, чем ранее. Объединение платформ даст возможность совершить еще один рывок в качестве сервиса и эффективности водителей.

Кроме того, мы с Uber договорились о роуминговом соглашении по всем странах, где работают компании. Например, прилетев в Лондон или Бангкок вы сможете из приложения Яндекс.Такси заказать Uber, а туристы из Парижа – заказать Яндекс.Такси из приложения Uber.

Также мы продолжим разработку технологии беспилотного автомобиля, первые успехи которой были опубликованы несколько недель тому назад. Мы используем многолетний накопленный опыт наших инженеров, их знания в компьютерном зрении, распознавании образов и машинном обучении. Надеюсь, что скоро будет чем похвастаться:)

UberEATS продолжит свое развитие в новой компании. Это сложнейший логистический сервис, в котором нам поможет международный опыт UberEATS и технологии пешей маршрутизации Яндекс.Карт.

Uber и Яндекс приняли решение проинвестировать в новую компанию 225 и 100 млн долларов соответственно, оценивая объединенную компанию в 3,725 млрд долларов. На 59,3% компания будет принадлежать Яндексу, на 36,6% – Uber, а на 4,1% – сотрудникам объединенной компании. Наши команды будут объединены. Я становлюсь генеральным директором объединенной компании.

Отдельно хочу поблагодарить команду Яндекс.Такси, которая построила невероятный сервис и успешный бизнес. Это одна из самых сильных команд, в которых я когда-либо работал. Теперь к нам присоединяется талантливая и не менее успешная команда Uber – и мы очень этому рады! Важной задачей для меня и для всех нас после объединения будет сплотить две команды в одну, объединив наш опыт и лучшие идеи.

Сделка, в результате которой появится новая компания, еще должна пройти процесс одобрения регуляторов.

Добро пожаловать в новую компанию, друзья! :)

Тигран Худавердян
CEO
Яндекс.Такси

Сегодня стало известно о том, что сервисы заказа поездок «Яндекс.Такси» и Uber в России, Азербайджане, Армении, Белоруссии, Грузии и Казахстане. Оба приложения продолжат работу, при этом водителей переведут на единую платформу, и они смогут получать заказы из обоих сервисов.

«Я думаю, нам удалось найти формулу, как выращивать „единорогов“ в большой компании, - сказал сооснователь и гендиректор „Яндекса“ Аркадий Волож. - Два года назад мы выделили „Яндекс.Такси“ в отдельную компанию и дали максимум свободы. Эксперимент с „Яндекс.Такси“ превзошел многие наши ожидания, и, уверен, что это точно не последний пример».

Согласно апрельскому отчету банка UBS, Uber является крупнейшим приложением для заказа поездок в мире, его доля превышает 45 %, «Яндекс.Такси» занимает десятое место с 1,8 %. При этом в России доля пользователей выше у сервиса «Яндекса»: 30 % против 18 % у Uber. В 2016 году оба приложения удвоили свою долю рынка. Общая емкость рынка коммерческого извоза составила 526 миллиардов рублей, в онлайн-заказах она составляет 20 %, но через пять лет может возрасти до 80 %. При этом участники рынка активно объединяются. Этой весной о слиянии объявили крупные агрегаторы RuTaxi (владелец брендов «Везет» и «Лидер») и Fasten (бренды «Такси Сатурн» и RedTaxi). The Village разобрался, что будет с ценами на поездки и рынком вообще после объединения «Яндекс.Такси» и Uber.

Что произойдет с сервисами

Владимир Исаев

руководитель пресс-службы «Яндекс.Такси»

«Сделка одобрена советами директоров Uber и „Яндекса“. Она подлежит согласованию с регулирующими органами, а ее закрытие ожидается в четвертом квартале 2017 года. Оба приложения будут доступны для пользователей.

Оба приложения продолжат работу под своими брендами в странах, входящих в соглашение. Водители и таксопарки перейдут на единую платформу для работы с заказами. Это позволит увеличить количество машин, доступных для исполнения заказов, сократить время их подачи, повысить надежность и качество сервиса в целом».

Как изменятся цены на перевозки

Владимир Исаев

«Никаких радикальных изменений тарифов, связанных с объединением, мы не ожидаем - ни сейчас, ни в будущем. Стоимость поездки зависит не только от тарифа перевозчика. „Яндекс.Такси“ и Uber - это системы баланса между спросом (количеством заказов) и предложением (количеством водителей, готовых их принять) в каждой конкретной точке каждого города в каждый отдельно взятый момент времени. Баланс достигается полностью автоматически.

Например, во время дождя спрос на такси растет очень быстро, а количество доступных водителей - медленнее. В такие моменты алгоритм может временно вводить коэффициент, повышающий цену, чтобы быстро выровнять баланс между спросом и предложением. Коэффициент, в свою очередь, привлекает новых водителей повышенным заработком, стимулируя их как можно скорее выйти на линию, чтобы начать принимать заказы. Чем больше водителей выходит, тем быстрее исчезает повышающий коэффициент.

Резюмируя: стоимость формируется автоматически в режиме реального времени, она зависит не только от тарифа, но и от текущего баланса между спросом и предложением в конкретный момент времени и для конкретной точки на карте».

Что будет с рынком

Александр Костиков

директор по корпоративным отношениям Fasten Russia

«Скорее всего, рынок станет более понятным и прозрачным, как мы уже говорили, когда наши компании объединялись два с небольшим месяца назад. Неизбежен процесс консолидации: через пару лет на рынке останутся два-три крупных и сильных игрока. И вот то, что мы сегодня увидели, вписывается в логику развития рынка. Наверное, это основное, что сейчас понятно.

Дальше станет проще устанавливать общие правила игры. Если будет не 20 разрозненных компаний, а две-три крупных, они всегда могут сесть за стол переговоров и взаимодействовать с органами государственной власти, чтобы формировать новую регуляторную реальность.

Сейчас сложно сказать, изменятся ли цены, ведь цена зависит не только от количества работающих на рынке агрегаторов. Но, по крайней мере, если между крупными агрегаторами прекратится ценовая война, это уже будет большим достижением.

Наш процесс объединения сейчас идет полным ходом. В ряде городов уже проведена интеграция. Каких-либо резких движений мы не делали, думаю, что коллеги тоже их делать не будут. Существуют все приложения и каналы, с помощью которых можно сделать заказ, - для пользователей все работает. И этот процесс происходит мягко и незаметно. В тех городах, где интеграция уже произведена, водители получают заказы, которые приходят через все каналы обеих компаний. Идет постепенная унификация условий сотрудничества».

Станислав Швагерус

руководитель общественного движения Taxi 2018

«То, что красиво называется слиянием „Яндекс.Такси“ и Uber, - по сути закамуфлированная покупка „за рубль“ партнерской сети глобального банкрота. Финансовая пирамида Uber рушится - во Франции, Италии, Испании поступают гораздо жестче, а у нас пошли по такому пути.

Это однозначно приведет к монополизации рынка. Встает вопрос, как в дальнейшем компания „Яндекс“ будет вести это направление бизнеса. Если, как и прежде, являясь участником рынка, то монополия ни к чему хорошему не приведет - ни для водителей, ни для потребителей. Вполне логично (и я думаю, государство сделает определенные шаги по совершенствованию нормативно-правовой базы), если „Яндекс“ из участника рынка превратится в инфраструктурную систему организации легкового такси в России.

Чтобы регулировать эту сферу, государству нужно иметь необходимый технологический инструмент. Регулировать деятельность, которая происходит в интернете, аналоговыми методами путем проверок документов таксистов, невозможно. Поэтому вполне возможно, что своего рода уполномоченной компанией по совершенствованию регуляторной сферы станет „Яндекс“.

Пока „Яндекс.Такси“ играет роль участника рынка, ситуация для пассажиров и водителей будет меняться к худшему. Это дальнейшее понижение тарифов для водителей, и ухудшение качества обслуживания для пассажиров. Нужны новые правила игры, которые, по-видимому, в ближайшие несколько лет мы и увидим».

Угулбек

водитель такси

«Только сейчас услышал по „Русскому радио“ новость об объединении. Пока в таксопарке ничего не сказали, с другими водителями тоже не обсуждал.

Время покажет, к чему это приведет. Падение цен должно выровняться. А то у „Яндекса“ вообще низкие цены пошли. Раньше Uber и „Яндекс“ боролись, а если сейчас объединятся и будут вместе работать, и нам лучше будет».

МОСКВА, 13 июля. /Корр. ТАСС Анна Дементьева, Анна Топорова, Екатерина Казаченко/. Международная технологическая компания Uber и российский IT-гигант "Яндекс", владеющий сервисом "Яндекс.Такси", объявили о крупнейшей сделке на рынке онлайн-агрегации - создании совместной компании. Опрошенные ТАСС эксперты рассказали, как слияние отразится на российском рынке такси.

Для Uber, представленного в 76 странах мира, это первое подобное объединение с локальным игроком, рассказала ТАСС директор по коммуникациям компании в России и СНГ Ирина Гущина. При этом она подчеркнула, что эту сделку не стоит сравнивать с приобретением компанией Didi в Китае бизнеса Uber. Там доля Uber составила лишь 17,5% без права управления бизнесом.

"Это впервые, когда мы объединяем бизнес в какой-то стране, и продолжаем совместно управлять этим бизнесом, наращивать его. Это такой первый пример", - сказала Гущина о слиянии с "Яндексом".

Сделка по созданию новой компании уже одобрена советами директоров Uber и "Яндекса". Ожидается, что она будет закрыта в IV квартале 2017 г. Uber вложит в совместное предприятие $225 млн, "Яндекс" - $100 млн. Общая стоимость компании оценивается в $3,725 млрд. Предполагается, что на момент закрытия сделки 59,3% компании будут принадлежать "Яндексу", 36,6% - Uber, а 4,1% - сотрудникам. Кроме того, "Яндекс" не исключает первичное размещение акций (IPO) новой компании.

"Действительно ситуация вокруг объединения двух крупнейших агрегаторов такси, действующих в России, выглядит как "вдруг", но если присмотреться к ней, оценить выгоды, которые приобретают оба бренда по итогам объединения, то возникает вопрос "почему эти ребята не сделали это уже вчера?!", - прокомментировал сделку директор Российской ассоциации электронных коммуникаций Сергей Плуготаренко.

Создаст ли сделка "нового монстра"

Глава Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Игорь Артемьев уже заявил , что сделка может создать угрозы для конкуренции на рынке онлайн-агрегаторов такси.

"Не следует бояться появления нового "монстра", он не поглотит все направление, наоборот, даст импульс к его развитию и окончательной, бесповоротной цифровизации этого направления", - не согласился с ним Плуготаренко.

В такси "Максим", одном из крупнейших региональных игроков в России, уверены, что монополии на рынке такси нет, конкуренция будет продолжаться, просто с меньшим количеством крупных брендов. "Не надо забывать и то, что в каждом городе работают десятки фирм такси, среди которых есть те, кто занимает очень сильные позиции. Они тоже конкуренты", - подчеркнули в компании.

Тем не менее генеральный директор московской "Новой Транспортной компании" (бренд "Новое Желтое Такси") Феликс Маргарян отметил, что после совершения сделки конкурентов у такого крупного игрока на рынке такси в Москве не остается. "Более того, это задел на расширение на международный рынок. Благодаря объединению с иностранной компанией "Яндекс.Такси" получает базы данных и машинный парк за рубежом, а Uber - автомобили и заказы в необъятной России", - подчеркнул он.

Доля на рынке

"Яндекс" и Uber объединят бизнесы онлайн-перевозок в России и еще пяти странах - Азербайджане, Армении, Белоруссии, Грузии и Казахстане. Игроки оценивают долю совместной компании на российском рынке пассажирских перевозок в городах присутствия в 5-6%. Согласно данным VTB Capital Research, легальный рынок такси в 2016 г. оценивался в 501 млрд руб., а "серый" - 116 млрд руб. в 2015 г.

Uber также оценил долю объединенной с "Яндекс.Такси" компании на российском рынке в 5-6%.

В результате объединения новая компания станет второй по количеству заказов онлайн в России после Fasten, которая консолидировала в 2017 г. два ведущих сервиса заказа такси - "Сатурн" и Rutaxi. Среди наиболее известных брендов Fasten: "Такси Сатурн", RedTaxi, "Везет", Rutaxi, "Лидер", Fasten.

При этом в Москве и Санкт-Петербурге новая компания Uber и "Яндекс" будет преобладать на рынке агрегаторов, полагает директор по корпоративным отношениям Fasten Александр Костиков. Он подчеркнул, что сделка "Яндекса" и Uber подтверждает тенденцию к объединению на рынке.

Ежемесячный объем перевозок объединенной компании составит в среднем около 35 млн поездок в месяц, рассказал нынешний гендиректор "Яндекс.Такси" Тигран Худавердян, который возглавит совместный с Uber проект. По данным на июнь, суммарная с Uber стоимость поездок "Яндекс.Такси" в месяц составляет 7,9 млрд руб., добавил Худавердян.

Что выиграют "Яндекс" и Uber

"Яндекс" сообщил, что новая компания будет использовать технологии и знания "Яндекса" в области картографического и навигационного сервисов и поисковых систем, а также глобальный опыт Uber на рынке онлайн-сервисов для заказа перевозок, что "позволит создать еще более динамично развивающийся и устойчивый бизнес, который отвечает всем потребностям пользователей и водителей, а также помогает развитию транспортной инфраструктуры городов и регионов".

Приложения "Яндекс.Такси" и Uber после закрытия сделки для пользователей останутся отдельными. В то же время таксопарки и водители перейдут на единую технологическую платформу. Такое решение должно позволить увеличить количество доступных для выполнения заказов машин, сократить время их подачи, снизить холостой пробег, повысить надежность и доступность сервиса в целом, полагают в компании.

Это соглашение еще раз доказывает, что российские технологии могут не только выступать на равных с мировыми лидерами, но и превосходить их по качеству, уверен председатель Московской Торгово-промышленной палаты по вопросам развития таксомоторных перевозок Богдан Коношенко. "То, что в условия сделки включено роуминговое соглашение о возможности заказа машин Uber из приложения "Яндекс.Такси" по всему миру, показывает, что компания смогла построить конкурентную и эффективную технологическую платформу, за которую готовы дорого платить",- подчеркнул он.

Для клиентов ничего не изменится

Uber заявил , что не собирается менять тарифную политику после закрытия сделки по объединению бизнеса с "Яндекс.Такси". Более того, компании планируют, что оба приложения по заказу такси продолжат свою работу.

"Никаких радикальных изменений тарифов, связанных с объединением, мы не ожидаем - ни сейчас, ни в будущем", - пообещали не изменять своим принципам в "Яндексе".

Как сообщил ТАСС на условиях анонимности источник на рынке перевозок, главное преимущество создания новой компании - это объединение бюджетов, которое позволит активизировать продвижение. Что же касается тарифов, собеседник агентства предполагает, что изначально можно ожидать их снижения, таким образом, объединенная компания попытается привлечь тех потребителей, которые еще не пользовались ни одним из сервисов. "За счет объединенного бюджета, они могли бы сделать более дешевый тариф, но при этом не срезать выплаты для водителей", - считает он.

При этом собеседник агентства не исключает, что в перспективе, когда компания серьезно увеличит долю рынка, она сможет диктовать свои условия и тогда уже повысить тариф.

"Остается надеяться лишь на то, что не вырастут тарифы для конечных пользователей, ведь конкуренция двух гигантов на этом рынке заставляла их "бороться" за пассажиров, в том числе за счет низких тарифов", - отметил, в свою очередь, Плуготаренко.

Председатель Московской Торгово-промышленной палаты по вопросам развития таксомоторных перевозок Богдан Коношенко считает, что после объединения не стоит ждать изменения тарифной политики. "На таком высоколиквидном рынке, как таксомоторные перевозки, любое "закручивание гаек" моментально приводит к переходу водителей и пассажиров к конкурентам. Думаю, они продолжат двигаться вместе с рынком и аккуратно развивать сервисы, чтобы не отпугнуть пользователей и сохранить партнерскую базу", - подчеркнул он.

Отношения с властями

У российского Uber неоднократно возникали проблемы с властями. Так, например, в начале июля заммэра Москвы Максим Ликсутов сообщал, что компания Uber так и не приступила к передаче данных о работе водителей в онлайн-режиме, чего требует соответствующее постановление правительства Москвы, вступившее в силу с апреля текущего года. "Uber нам данные передает, но не в том формате, в котором нужно. Это не позволяет оперативно реагировать в чрезвычайных ситуациях", - говорил он.

Представитель Uber, в свою очередь, отметил, что компания предоставляет значительный объем данных в рамках двустороннего соглашения с правительством Москвы. Она добавила, что конкретные аспекты работы с властями обсуждать пока рано, однако заверила, что сделка с "Яндексом" не связана ни с требованиями регулирующих органов, ни правительства. "Подоплека этой сделки - исключительно в экономической эффективности, большие возможности для развития бизнеса", - подчеркнула она.

Владельцы таксомоторных парков также недовольны появлением на рынке онлайн-агрегаторов. Таксисты не раз обращались к властям с просьбой проверить агрегаторы на предмет установления тарифов ниже рыночных. По их мнению, легальные таксисты не могут осуществлять перевозки по таким низким тарифам. Также перевозчики жалуются, что им приходится работать в убыток.



Похожие статьи
 
Категории