Явление лагерной прозы в русской литературе. Урок-исследование "Лагерная тема в русской литературе XX века"

01.07.2020

Одна из самых страшных и трагических тем в русской литературе — это тема лагерей. Публикация произведений подобной тематики стала возможной только после ХХ съезда КПСС, на котором был развенчан культ личности Сталина. К лагерной прозе относятся произведения А. Солженицына «Один день Ивана Денисовича» и «Архипелаг ГУЛАГ», «Колымские рассказы» В. Шаламова, «Верный Руслан» Г. Владимова, «Зона» С. Довлатова и другие.

В своей знаменитой повести «Один день Ивана Денисовича» А. Солженицын описал только один день заключенного — от подъема до отбоя, но повествование построено так, что читатель может представить себе лагерную жизнь сорокалетнего крестьянина Шухова и его окружения во всей полноте. Ко времени написания повести ее автор был уже очень далек от социалистических идеалов. Эта повесть — о противозаконности, противоестественности самой системы, созданной советскими руководителями.

Прототипами центрального героя стали Иван Шухов, бывший солдат артиллерийской батареи Солженицына, и сам писатель-заключенный, и тысячи невинных жертв чудовищного беззакония. Солженицын уверен, что советские лагеря были такими же лагерями смерти, как фашистские, только убивали там собственный народ.

Иван Денисович давно избавился от иллюзий, он не ощущает себя советским человеком. Начальство лагеря, охранники — это враги, нелюди, с которыми у Шухова нет ничего общего. Шухов, носитель общечеловеческих ценностей, которые не удалось в нем разрушить партийно-классовой идеологии. В лагере это помогает ему выстоять, остаться человеком.

Заключенный Щ-854 — Шухов — представлен автором как герой другой жизни. Он жил, пошел на войну, честно воевал, но попал в плен. Из плена ему удалось бежать и чудом пробиться к «своим». «В контрразведке били Шухова много. И расчет был у Шухова простой: не подпишешь — бушлат деревянный, подпишешь — хоть поживешь малость. Подписал».

В лагере Шухов пытается выжить, контролирует каждый шаг, пытается заработать, где можно. Он не уверен, что выйдет на волю в срок, что не добавят ему еще лет десять, но не позволяет себе думать об этом. Не думает Шухов и о том, почему сидит он и еще много всякого народа, не терзается вечными вопросами без ответов. По документам он сидит за измену родине. За то, что выполнял задание фашистов. А какое задание, ни Шухов, ни следователь придумать не смогли.

По натуре Иван Денисович принадлежит к природным, естественным людям, которые ценят сам процесс жизни. И у зека есть свои маленькие радости: выпить горячей баланды, выкурить папиросу, съесть пайку хлеба, приткнуться, где потеплей, и минуту подремать.

В лагере Шухова спасает труд. Работает он увлеченно, не привык халтурить, не понимает, как можно не работать. В жизни он руководствуется здравым смыслом, в основе которого крестьянская психология. Он «укрепляется» в лагере, не роняя себя.

Солженицын описывает других заключенных, которые не сломались в лагере. Старик Ю-81 сидит по тюрьмам и лагерям, сколько советская власть стоит. Другой старик, Х-123, — яростный поборник правды, глухой Сенька Клевшин, узник Бухенвальда. Пережил пытки немцев, теперь в советском лагере. Латыш Ян Кильдигс, еще не потерявший способности шутить. Алешка-баптист, который свято верит, что Бог снимет с людей «накипь злую». Капитан второго ранга Буйновский всегда готов вступиться за людей, он не забыл законов чести. Шухову с его крестьянской психологией поведение Буйновского кажется бессмысленным риском.

Солженицын последовательно изображает, как терпеливость и жизнестойкость помогают Ивану Денисовичу выжить в нечеловеческих условиях лагеря. Повесть «Один день Ивана Денисовича» была опубликована во времена «хрущевской оттепели» в 1962 году, вызвала большой резонанс в читательской среде, открыла миру страшную правду о тоталитарном режиме в России.

В созданной В. Шаламовым книге «Колымских рассказов» раскрывается весь ужас лагеря и лагерной жизни. Проза писателя потрясает. Рассказы Шаламова увидели свет уже после книг Солженицына, который, казалось бы, все написал о лагерном быте. И при этом проза Шаламова буквально переворачивает душу, воспринимается как новое слово в лагерной тематике. В стиле и авторском взгляде писателя поражают высота духа, с которой написаны рассказы, эпическое постижение жизни автором.

Шаламов родился в 1907 году в семье вологодского священника. Стихи и прозу начал писать еще в юные годы. Учился в Московском университете. Впервые Шаламова арестовали в 1929 году по обвинению в распространении якобы фальшивого политического завещания В. Ленина. Три года писатель провел в лагерях на Урале. В 1937 году он был снова арестован и отправлен на Колыму. Был реабилитирован после ХХ съезда КПСС. Двадцать лет в тюрьмах, лагерях и ссылках!

Шаламов не умер в лагере, чтобы создать впечатляющий по силе психологического воздействия своеобразный колымский эпос, рассказать беспощадную правду о жизни — «не жизни» — «антижизни» людей в лагерях. Основная тема рассказов: человек в нечеловеческих условиях. Автор воссоздает атмосферу безысходности, морального и физического тупика, в котором на долгие годы оказываются люди, состояние которых приближается к состоянию «зачеловеческому». «Ад на земле» может в любой момент поглотить человека. Лагерь отнимает у людей все: их образование, опыт, связи с нормальной жизнью, принципы и моральные ценности. Здесь они больше не нужны. Шаламов пишет: «Лагерь — отрицательная школа жизни целиком и полностью. Ничего полезного, нужного никто оттуда не вынесет, ни сам заключенный, ни его начальник, ни его охрана, ни невольные свидетели — инженеры, геологи, врачи, — ни начальники, ни подчиненные. Каждая минута лагерной жизни — отравленная минута. Там много такого, что человек не должен знать, а если видел — лучше ему умереть».

Тон повествователя спокоен, автор знает все о лагерях, все помнит, лишен малейших иллюзий. Шаламов утверждает, что нет такой меры, чтобы измерить страдания миллионов людей. То, о чем рассказывает автор, кажется вообще невозможным, но мы слышим объективный голос свидетеля. Он повествует о быте лагерников, об их рабском труде, борьбе за пайку хлеба, болезнях, смертях, расстрелах. Его жестокая правда лишена гнева и бессильного разоблачительства, уже нет сил возмущаться, чувства умерли. Читатель содрогается от осознания того, насколько «далеко» ушло человечество в «науке» придумывания пыток и мучений себе подобных. Писателям XIX века и не снились ужасы Освенцима, Майданека и Колымы. Материал с сайта

Вот слова автора, сказанные от своего имени: «Заключенный приучается там ненавидеть труд — ничему другому он и не может там научиться. Он обучается там лести, лганью, мелким и большим подлостям, становится эгоистом. <…> Моральные барьеры отодвинулись куда-то в сторону. Оказывается, можно делать подлости и все же жить… Оказывается, что человек, совершивший подлость, не умирает… Он чересчур высоко ценит свои страдания, забывая, что у каждого человека есть свое горе. К чужому горю он разучился относиться сочувственно — он просто его не понимает, не хочет понимать… Он приучился ненавидеть людей».

В пронзительном и страшном рассказе «Васька Денисов, похититель свиней» рассказывается, до какого состояния может довести человека голод. Васька жертвует жизнью ради еды.

Страх, разъедающий личность, описан в рассказе «Тифозный карантин». Автор показывает людей, готовых служить главарям бандитов, быть их лакеями и рабами ради миски супа и корки хлеба. Герой рассказа Андреев видит в толпе подобных холопов капитана Шнайдера, немецкого коммуниста, образованного человека, прекрасного знатока творчества Гете, который теперь исполняет роль «чесальщика пяток» у вора Сенечки. После этого герою не хочется жить.

Лагерь, по мнению Шаламова, — это хорошо организованная государственная преступность. Все социальные и моральные категории умышленно заменены на противоположные. Добро и зло для лагеря — наивные понятия. Но все же были и такие, кто сохранил в себе душу и человечность, безвинные люди, доведенные до скотского состояния. Шаламов пишет о людях «не бывших, не умевших и не ставших героями». В слове «героизм» есть оттенок парадности, блеска, кратковременности поступка, а каким словом определить многолетнюю пытку людей в лагерях, еще не придумали.

Творчество Шаламова стало не только документальным свидетельством огромной силы, но и фактом философского осмысления целой эпохи, общего лагеря: тоталитарной системы.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • лагерная проза обзор
  • лагерная проза определение
  • сочинение на тему лагерная тема в русской литературе
  • лагерная проза в русской литературе 20 века
  • лагерная жизньв в литературе 20 века

ЛАГЕРНАЯ ПРОЗА В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ ХХ ВЕКА

1. Проблемно-тематическая специфика произведений, объединённых термином «лагерная проза». Её место в русской литературе второй половины ХХ века.

«Лагерная проза» - литературные произведения, созданные бывшими узниками мест заключения. Она порождена напряженным духовным стремлением осмыслить итоги катастрофических событий, совершившихся в стране на протяжении ХХ столетия. Отсюда и тот нравственно-философский потенциал, который заключен в книгах бывших узников ГУЛАГа И. Солоневича, Б. Ширяева, О. Волкова, А. Солженицына, В. Шаламова, А. Жигулина, Л. Бородина и др., чей личный творческий опыт позволил им не только запечатлеть ужас гулаговских застенков, но и затронуть «вечные» проблемы человеческого существования.

Естественно, что в своих творческих исканиях представители «лагерной прозы» не могли пройти мимо художественно-философского опыта Достоевского, автора «Записок из Мертвого дома». Не случайно в книгах А. Солженицына, в рассказах В. Шаламова, в повестях Л. Бородина и др. мы постоянно встречаемся с реминисценциями из Достоевского, ссылками на его «Записки из Мертвого дома», которые оказываются отправной точкой отсчета в художественном исчислении. В своих размышлениях о человеческой душе, о борьбе добра и зла в ней эти прозаики приходят к тем же выводам, к каким приходил их великий предшественник, утверждавший, что зло таится в человечестве глубже, чем предполагают социалисты.

Первые лагерные вещи явились на свет в разреженной атмосфере неведения о жизни Архипелага. Информация о тюрьмах и зонах была заблокирована в закрытых отделах архивов и библиотек.

Значение «лагерной прозы» определяется тем, что она позволяет глубже осознать процессы, происходящие в современной действительности. Знакомство с «лагерной прозой» убеждает, как неисчерпаемы психологические глубины человека, способного не только на духовный взлет, но и на разнообразные формы морального падения. При всем эстетическом разнообразии и стилевой разноплановости «лагерная проза» пронизана мыслью, что в кровавых событиях ХХ в. виновен и сам человек, оказавшийся не столь совершенным.

2. Мемуарно-биографические книги Е.С. Гинзбург «Крутой маршрут» (1967), А.В. Жигулина «Чёрные камни» (1988), О.В. Волкова «Погружение во тьму» (1957-1979). «Архипелаг ГУЛАГ» А.И. Солженицына – главная книга на эту тему.

Мемуарно-биографические книги, всегда тяготевшие к историческому жанру, приобретают особое значение. «Крутой маршрут» Е. Гинзбург, «Черные камни» А Жигулина, «Погружение во тьму О. Волкова написаны людьми, попавшими в сталинскую мясорубку. Оказавшись в лагерях по навету, пережив ужасающие страдания и унижения, эти авторы выплеснули на страницы книг всю боль своих измученных душ, тяжелую обиду на вопиющую несправедливость, и их произведение приобрели звучания подлинных, исторически достоверных документов.

"Крутой маршрут" (1965) Е.С. Гинзбург - интереснейший показательный документ эпохи и в то же время страстный, очень субъективный монолог женщины, интеллигента, мыслящего человека. В этой книге обнаруживается попытка осмыслить причины трагедии, которая стряслась с ней и ее товарищами по несчастью, веру в конечное торжество справедливости и в то же время наивность многих суждений, рожденную представлениями ее времени.

Книга Е.С.Гинзбург - драматическое повествование о восемнадцати годах тюрем, лагерей и ссылок, потрясающее своей беспощадной правдивостью и вызывающее глубочайшее уважение к силе человеческого духа, который не сломили страшные испытания.

Нельзя не увидеть, как бьется в книге мысль автора в поисках ответа на вопросы, волнующие общественность в 50-60-е гг.: кто виноват? Как и почему произошли события, связанные с эпохой культа личности? Где гарантии, что это не повторится? Но четкого ответа в книге нет. Не случайно в книге четко определена исходная позиция автора "Крутого маршрута" и весьма туманно изложены взгляды автора на одном из завершающих этапов ее пути: "...я считала своим долгом дописать все до конца... чтобы раскрылась внутренняя душевная эволюция героини, путь превращения наивной коммунистической идеалистки в человека, основательно вкусившего от древа познания добра и зла..."

«Чёрные камни» (1988) А.В. Жигулин считал главной книгой своей жизни.

Ещё в застойные годы он прочитал в самиздате произведения Александра Солженицына и Варлама Шаламова и был поражён их содержательной глубиной и художественной мощью. Естественно, он не мог пройти мимо жизненного и философского опыта Ф.М. Достоевского, которому тоже пришлось провести годы «во глубине сибирских руд».

Попав на Колыму, Жигулин стал заинтересованно изучать лагерный фольклор: блатные (а по существу, народные) песни, анекдоты, шутки, «переводы» отдельных слов, произнесённых на «фене».
Всё это он записывал в особую тетрадку, которую у него изъяли при освобождении в 1954 году. Собирание словарей русского языка на протяжении всей жизни было увлечением поэта, они занимали значительное место в его домашней библиотеке.

Сразу после освобождения Жигулин, по собственным словам, «не умевший толком писать ни стихи, ни прозу», с присущей ему аккуратностью и вниманием к деталям зафиксировал в своём дневнике воспоминания о наиболее важных событиях, относящихся к периоду КПМ и тюремно-лагерной одиссеи. Спустя 30 лет эти записи очень пригодились ему в работе над «Чёрными камнями».

«Писать в небольших записных книжках Анатолий начал с 1954 г., когда его привезли с Колымы в один из воронежских лагерей в связи с пересмотром дела молодёжной антисталинской организации, – вспоминала Ирина Жигулина.– Первые две записные книжки (№1 и №2) написаны карандашом. Первая почти вся посвящена поэзии. Он восстанавливает первые строчки стихов, написанных в тюрьме во время долгого следствия 1949-1950 гг., в лагере (без объяснения, что это за строчки). Тексты из осторожности не записывались. Он жадно пытается писать новые стихи, делает вольные переводы из Горация, размышляет о поэзии, о жизни, но ни слова – о лагерном прошлом…

Записная книжка №2 – как пульсирующее обнажённое сердце. Он уже откровенно пишет о своих мучительных ощущениях, сомнениях. Делает записи о Колыме и о военном детстве.

Своим «Архипелагом ГУЛАГ» А.И. Солженицын сделал самый решительный шаг по пути синтеза искусства и истории. Не случайно он дал своей книге такое жанровое обозначение - «опыт художественного исследования». И именно эта книга, несмотря на ее «судорожность и недоработанность» (что автор объяснял гонениями, которым он тогда подвергался), произвела самое сильное впечатление на читающее общество как в Советском Союзе, так и за рубежом.

Самым главным источником потрясения был тот фактический материал, который представил Солженицын на основании 227 свидетельств бывших узников ГУЛАГа, бесед с разными людьми, собственных изысканий и своей биографии. В годы «оттепели» кое-что о массовых репрессиях в «период культа личности» стало известно, кое-что бродило в слухах и молве. Но то, что сделал Солженицын, оглушило читателей 1970-х годов. Он первым дал систематический обзор преступлений правящего режима против своего народа: тут и история всех волн массовых репрессий, начинаяс 1921 года (концлагеря для семей крестьян во время Тамбовского восстания) и кончая 1948-м (высылкой причерноморских греков); тут и история самых громких политических процессов, начиная с 1918 года и вплоть до судилищ 1937-1938 годов; тут и обозрение всех разновидностей карательных учреждений, созданных советской властью, всех «островов» и «портов» ГУЛАГа; тут и длиннейший список строек, выполненных рабским трудом арестантов «с первой пятилетки по хрущевские времена»; тут и жуткая классификация приемов сламывания воли и личности арестанта во время следствия.

Эта книга окончательно развеяла иллюзии насчет так называемых «преимуществ реального социализма». Она показала всему миру, что тот режим, который пришел к власти в результате октябрьского переворота, был изначально преступен.

Что на совести этого режима - уничтожение десятков миллионов

советских людей, т.е. геноцид собственного народа. Все, названное выше, конечно же, относится к сфере исторического знания. Но то эмоциональное впечатление, которое вызывали представленные в «Архипелаге» реальные факты и документальные материалы, рождало, как цепную реакцию, эффект эстетический - ценностное отношение читателя. Нельзя не учитывать и того, что отдельные факты, приводимые Солженицыным, это, можно сказать, готовые образы, перед ними меркнет фантазия самого изобретательного беллетриста - настолько они ошеломляющи сами по себе, настолько емки по своей обобщающей силе. Эти факты, к тому же, изложены пластическим словом Солженицына-художника и эмоционально окрашены его нескрываемым чувством. А из сплава жизненного материала и раскаленного чувства автора-исследователя возникает определенная поэтика.

Солженицын в своем исследовании советской карательной системы во главу угла ставит «человеческое измерение». Главное, на чем сосредоточено внимание автора: что ГУЛАГ делает с человеческой душой? Есть ли у человека возможность сопротивляться этой бездушной махине? Из семи частей в «Архипелаге» только одна небольшая по объему часть непосредственно посвящена обозначенной проблеме - это часть четвертая, которая называется «Дуща и колючая проволока». Но в ситуации «душа и колючая проволока» представлены автором рассказанные во всех других частях судьбы сотен людей, прошедших через «канализационные трубы» ГУЛАГа. Солженицын показывает, как целенаправленно и беспощадно ГУЛАГ растлевал душу отдельного человека, как системе удавалось добиваться растления миллионов («массовой паршой душ» называет автор эту эпидемию) и в чем это растление проявлялось (страх, ложь, скрытность, жестокость, стукачество, а главное - рабская психология).

В сущности, воспоминания Автора о своих постыдных поступках и о своих прежних политических убеждениях носят характер покаяния. И с этого начинается процесс его духовного восхождения. Солженицын отмечает основные ступени, по которым поднимается душа узника ГУЛАГа: тут и уроки интеллектуального самостоянья, извлекаемые из общения с умными людьми, с которыми его свела тюремная доля, тут и трезвое осознание несоизмеримости своей собственной беды с эпическим разливом трагедии миллионов жертв тирании. И наконец, это близкое к религиозной идее великомученичества благодарное чувство к своему узилищу.

3. Тема репрессий в романах А.Н. Рыбакова «Дети Арбата», «35-й и другие годы» (1988-1989).

В своем романе "Дети Арбата" (1966-1983) А.Рыбаков пытается постигнуть внутреннюю жизнь "человека с тигриными глазами" - Сталина. Писатель уверен, что диктатор исказил основные идеи Ленина, предал дело создателя партии. Проявилось это в Свертывании НЭПа, в насильственной коллективизации, в пестовании гигантского бюрократического аппарата, в культивировании вождизма, в подмене "социалистической демократии совсем другим режимом". Сталин "еще тогда, в молодости...понял, что демократия в России - это лишь свобода для развязывания грубых сил. Грубые инстинкты можно подавить только сильной властью, такая власть называется диктатурой". Во имя "социалистического рая" на земле нужно, по мысли Сталина, безжалостно расправляться с политическими противниками. "Смерть решает все проблемы. Нет человека и нет проблем". Власть должна опираться на страх. "Страх надо поддерживать любыми средствами, теория непотухающей классовой борьбы дает для этого все возможности. Если при этом погибнет несколько миллионов человек, история простит это товарищу Сталину".

Тема сталинских репрессий - важнейшая в романе "Дети Арбата". Книга воссоздает события 1933-1934 годов: ХУП съезд партии, подготовку покушения на С.М.Кирова, яростную борьбу за власть различных сил в партии и стране, многочисленные аресты невинных людей, повседневный быт политических заключенных. Интересна полная абсурдность поводов для ареста: Борис Соловейчик отбывает ссылку за неправильную пунктуацию в лозунге, сын белоэмигранта Игорь расплачивается за свою комсомольскую наивность, типографский наборщик Ивашкин сослан за пустяковую опечатку в газете, повар районной столовой наказан за наличие в меню блюда под названием "щи ленивые", Саша Панкратов осужден за предложение изучать в институте бухгалтерию и выпуск стенгазеты... Конечно же, все эти нелепые обвинения не являются случайными. Они помогают насаждать в народе страх, покорность. А страх рождается тогда, когда нет уверенности в собственной безопасности.

Рыбаков показывает в своем романе, что система страха держится на молчаливом непротивлении злу многих людей. Вот описание незаконного исключения из партии заместителя директора института Криворучко: "Стараясь не глядеть на Криворучко, члены бюро проголосовали за исключение его из партии". Все понимают, что совершается подлость, но никто не протестует.

В романе "Дети Арбата" встречаются образы кровавых палачей, работников НКВД, верных исполнителей воли Сталина. Перед нами предстают реальные исторические фигуры (Ягода, Вышинский, Ежов, Поскребышев) и фигуры вымышленные (Юрий Шарок, Баулин, Дьяксв, Баранов). Довольно подробно описывается восхождение к высотам власти "тихого человека с фиалковыми глазами" - Ежова: работа в 1927 году в ЦК, руководящий пост в Казахстане, умелое проведение сталинской кадровой политики. Страшно то, что фактический руководитель НКВД "свободен от всякого нравственного тормоза, от этических условностей". Под стать шефу НКВД и следователь Дьяков, который верит "не в действительную виновность людей, а в общую версию виновности". Понятно, что суть следствия сводится к тому, чтобы "общую версию...умело применить к данному лицу и создать версию конкретную". Подследственный для Дьякова - всего лишь единица, необходимая для протокола. Протокол же нужен для вынесения приговора. Внутренне близок Дьякову подлец и предатель Юрий Шарок. Путь в "органы" лежит через отречение от родного брата, от Лены Будягиной и Саши Панкратова. Именно в НКВД молодой карьерист ощущает себя в безопасности: "Там его никто не тронет, они сами всех трогают". В Юрии Шароке в полной мере проявляются задатки приспособленца и изощренного палача. Подобные качества быстро находят себе применение в НКВД. "Юра сразу привился в новых условиях, подошел этому учреждению..." В "Детях Арбата" показан еще один тип палача - уполномоченный НКВД Баранов. Именно на совести этого "толстого человека с сытым казенным лицом" лежит смерть ссыльного Карцева...

Лагерная проза в современной литературе

Тема: Человек и несвобода в творчестве Варлама Шаламова (на примере «Колымских рассказов» как «документа эпохи»)

Тип урока : комбинированный урок.

Формы урока: беседа с элементамиролевой игры и использованием индивидуальных опережающих заданий.

Методы: эвристический (частично – поисковый), метод творческого чтения, фронтальный опрос.

Цели урока:

Образовательная – дать представление о лагерной прозе в современной литературе; показать, каким изображает человека в условиях лагеря Варлам Шаламов (познакомить учащихся с биографией и особенностями творчества через анализ «Колымских рассказов»).

Развивающая – продолжить развитие умения анализировать художественный текст и понимать авторскую позицию; совершенствовать навыки умения давать нравственную оценку прочитанному; развивать интерес к истории Родины через изучение художественного произведения.

Воспитывающая – воспитывать уважение к литературе и ценностям отечественной культуры.

Оборудование и материалы:

    Видеомагнитофон, кадры из х/ф режиссёра В. Фатьянова «Последний бой майора Пугачёва»;

    Произведения лагерной прозы: А. Солженицын «Архипелаг ГУЛАГ», О. Волков «Погружение во тьму», А. Жигулин «Чёрные камни», Ю. Виноградов «Десятый круг ада», В.Шаламов «Колымские рассказы» идр.;

    Портрет (ксерокопия) В. Шаламова;

    Ксерокопии рассказов В. Шаламова «Ягоды», «Воскрешение лиственницы»;

    Газета «Несколько жизней Варлама Шаламова»;

    Серия иллюстраций «Жизнь и творчество Варлама Шаламова».

Этапы урока.

Эпиграф к уроку:

Варлам Шаламов.

    Организационный этап:

    Приветствие.

    Определение отсутствующих.

    Этап подготовки учащихся к осознанному усвоению нового материала:

- Вступительное слово учителя о лагерной прозе в современной литературе (название темы раздела программы, краткая характеристика).

    Сообщение темы урока.

    Постановка цели.

    Этап усвоения новых знаний:

3.1. Опережающие индивидуальные задания:

Сообщение на тему «Биография Варлама Шаламова».

История создания «Колымских рассказов».

    1. Инсценировка рассказа «На представку», беседа с учащимися.

3.3 Просмотр отрывка из х/ф режиссёра В. Фатьянова «Последний бой майора Пугачёва», анализ рассказа «Ягоды»

3.4. Анализ рассказа «Воскрешение лиственницы», философский смысл рассказа.

    Подведение итогов урока.

    Домашнее задание и инструктаж по его выполнению

Ход урока:

I . Организационный этап.

    Приветствие.

    Определение отсутствующих.

    Проверка готовности учащихся к уроку.

    Организация внимания.

    Этап подготовки учащихся к осознанному усвоению нового материала :

    Вступительное слово учителя о лагерной прозе в русской литературе.

Сегодня мы начинаем изучение особенно трагичных страниц в истории русской литературы – это лагерная проза.

Запишите, пожалуйста, в тетрадь тему раздела.

Эпиграфом к нашему уроку я выбрала слова Варлама Шаламова:

Колымский лагерь (как и всякий лагерь) – школа отрицательная с первого до последнего часа. Человеку, чтобы быть человеком, не надо вовсе и знать и даже просто видеть лагерную Колыму.

Варлам Шаламов.

20 век стал для русского народа веком тяжелых испытаний и неисчислимых человеческих жертв. Революция, Великий Перелом, Война – вехи крестного пути России, где судьбу человека невозможно отделить от истории народа.

Лагерная проза…

Возникновение этой литературы – явление уникальное в мировом искусстве.

    Почему появились эти страшные книги ?

А. Солженицын, один из открывателей лагерной прозы так говорил: «Они рождены стремлением осмыслить происходившее в течение нескольких десятилетий, рассказать о миллионах невинно пострадавших, показать, что есть насилие как система, как форма государственного правления».

Авторы наиболее известной лагерной прозы – писатели, имеющие личный трагический опыт , они не по словам других написали свои книги , а сами прошли через унижения, издевательства, побои, голод, холод, адский труд.

А. Солженицын «Архипелаг ГУЛАГ»

Ю. Домбровский «Факультет ненужных вещей»;

А. Жигулин «Чёрные камни»;

О. Волков «Погружение во тьму»;

И. Солоневич «Россия в концлагере»;

В. Шаламов «Колымские рассказы».

Эти писатели в своих произведениях смогли передать весь ужас лагерных застенков, обратились к вечным проблемам человечества, и, прежде всего – соотношению добра и зла в душе человека.

    Постановка цели урока.

Тема нашего урока – «Человек и несвобода в творчестве В. Шаламова».

(записать тему в тетради)

Сегодня мы познакомимся с биографией и особенностями творчества В. Шаламова, проанализируем его «Колымские рассказы»; рассмотрим, каким показывает Шаламов человека в условиях лагеря.

    Объяснение новой темы.

Биография и творчество писателя неразрывны, особенно такого писателя, как В. Шаламов.

Слова из газеты :

Мне не трудно вернуться к ощущениям детских лет. Колыму же я никогда не забуду. И всё же – это жизни разные. В общем, пережитого хватило бы на несколько жизней.

а). Сообщение на тему «Биография В. Шаламова».

Реализация опережающего индивидуального задания (ИОЗ)

Сейчас Ваня вас познакомит с биографией В. Шаламова, а вы по ходу его сообщения составьте конспект по основным датам, которые указаны на доске:

НАПИСАТЬ НА ДОСКЕ:

1926 - 1928..

1937 г.

1943 г.

1951 г.

1956 г.

Как правильно было отмечено в сообщении, трагедия судьбы и жизни В. Шаламова – это столкновение личности с тоталитарным государством.

б). История создания «Колымских рассказов».

Вступительное слово учителя

Сегодня на уроке мы приоткроем некоторые страницы творчества писателя, который 20 лет провёл в лагерях. Варлам Шаламов – это «Колымские рассказы» прежде всего. Именно они стали грозным документом той эпохи.

«Шаламов, как никто другой, сумел рассказать миру обо всех ужасах лагеря, дав исчерпывающий анализ не только лагерного бытия тех лет, но и широчайший обобщённый анализ времени» , - писала Ирина Павловна Сиротинская (она является исследователем его архивов и творчества).

Реализация индивидуального опережающего задания

Сообщение учащегося

Сергей расскажет об истории создания «Колымских рассказов», а вы занесите в конспект сборники.

«Колымские рассказы» были написаны в период между 1954-1973 гг

Двадцать лет отдал он созданию колымской эпопеи. Трудно найти подходящие слова, чтобы оценить этот подвиг человека и писателя.

145 рассказов составляют сборников

«Колымские рассказы» 33 рассказа 1954-1962 гг

«Левый берег» 25 рассказов 1956-1965 гг

«Артист лопаты» 28 рассказов 1955-1964 гг

«Очерки преступного мира» 8 рассказов 1959 г

«Воскрешение лиственницы» 30 рассказов 1965-1967 гг

«Перчатка, или КР – 2» 21 рассказ 1962-1973

Вывод учителя:

Жанр рассказа в творчестве Варлама Шаламова не случаен . Он сам писал: «Роман умер. Людям, прошедшим революции, войны и лагеря, нет дела до романа. На смену роману должна прийти новая проза – документ».

Шаламов выдвигает принцип документальности, и всё выстраданное собственной кровью, преображённое и освещённое огнём таланта выходит на бумагу, как документ души.

Обратимся к эпиграфу урока:

«Колымский лагерь (как и всякий лагерь) – школа отрицательная с первого до последнего часа. Человеку, чтобы быть человеком, не надо вовсе и знать и даже просто видеть лагерную Колыму».

    Что говорит Шаламов о лагерной жизни?

    Так зачем же Варлам Шаламов пишет об ужасах Колымы?

Лучше всего помогут ответить нам на этот вопрос «Колымские рассказы».

в). Анализ «Колымских рассказов»

Первый рассказ, с которым мы познакомимся на уроке - «НА ПРЕДСТАВКУ»

Сейчас будет инсценировка этого рассказа.

Ваша задача ответить на вопрос: каким показывает Варлам Шаламов человека в условиях лагеря . Очень хотелось бы услышать ваше мнение об увиденном.

Беседа с учащимися.

    Какой вы увидели лагерную жизнь?

    Что вас особенно потрясло?

    Расскажите мне о ваших впечатлениях?

Колыма – это место, где отменяются все прежние человеческие законы, нормы, привычки. И самое страшное, что смерть – это обычное явление.

- Кому труднее всех было выжить в этих условиях?

Труднее всех было в этих условиях интеллигенции (в нашем случае – это Гаркунов). Его речь принципиально отличается от жаргона блатных, он пытается даже в такой ситуации разговаривать с ними на «ВЫ»

    Почему эпизод заканчивается смертью для Гаркунова?

Очень трудно предсказать поведение человека в такой ситуации. Но на Колыме, как мне кажется, действуют свои законы выживания: ведь Наумову смог дать отпор человек, от лица которого и ведётся рассказ. Он ему прямо заявляет: «Не выйдет, Наум, ты меня знаешь. ». А Гаркунов, видимо, производил впечатление человека доброго, которого можно сломать, поэтому и убивают его из-за шерстяного свитра.

    Чьи слова поражают своей бесчеловечностью?

Особое впечатление на меня произвела фраза Наумова:«Не могли, что ли без этого? Такую вещь испортили …» Причём возмущение вызвано не убийством человека, а ущербом, который нанесли вещи, которую он выиграл в карты.

- Каким показывает человека в условиях лагеря Варлам Шаламов?

ЗАПИСЫВАЕМ ВЫВОД:

Реалии мира, в котором живут герои «Колымских рассказов» – это смерть. Там люди без прошлого, без биографии, без воспоминаний. Там человек думает только о себе, о том, чтобы выжить.

Яркий пример этому – рассказ «ЯГОДЫ» (сборник «Колымские рассказы»).

г). Рассказ «Ягоды».

Давайте посмотрим отрывок из фильма режиссёра В. Фатьянова «Последний бой майора Пугачёва»

Во время просмотра постарайтесь найти доказательства словам В. Шаламова : «Колымский лагерь – школа отрицательная с первого до последнего часа».

    Итак, почему лагерь – это школа отрицательная?

бесчеловечность окружающих;

невозможно тяжёлый труд;

нельзя уберечь товарищей;

Те, кто читают Варлама Шаламова, отмечают, что «нигде в своих рассказах Шаламов никого не судит, не поучает, не осуждает».

Обратимся к тексту:

«Рыбаков, мой товарищ, набирал ягоды в консервную банку»

    Выражено отношение рассказчика к Рыбакову?

(Да, конечно. Он его называет своим товарищем.)

И ещё одна фраза из текста:

После убийства Рыбакова: «Баночка откатилась далеко, я успел подобрать её и спрятать в карман. Может быть, мне дадут хлеба за эти ягоды – я ведь знал, для кого их собирал Рыбаков»

- Если бы это случилось в мирной жизни, как бы вы отнеслись к поступку рассказчика?

Другом такого человека не назовёшь.

    А в данной ситуации вы можете осудить поступок рассказчика?

    Почему?

Потому что на Колыме надо выжить. Убитому уже ничем не помочь, а самому надо карабкаться.

ЗАПИСЫВАЕМ СЛЕДУЮЩИЙ ВЫВОД В ТЕТРАДЬ:

В лагерной жизни всё оценивается с других позиций, поэтому Шаламов никого не судит, не поучает, не осуждает.

Художественной особенностью «Колымских рассказов» является и необычайная символика. Так, в данном рассказе

Ягоды – вроде бы символ жизни, безвозмездных даров природы, не разбиравших, кто к ним прикасается: хозяева жизни, блатные, друзья или враги народа… Но на Колыме и эти дары природы несут смерть.

    А в этом рассказе, каким вы увидели человека в изображении В. Шаламова?

Думающего только осебе, о том, чтобы выжить.

Сам Шаламов говорил: «Дружбы в холоде и в голоде не бывает» . Наверное, поэтому в его рассказах каждый за себя.

Беседа с учащимися

    В рассказах, о которых мы сейчас говорили, можно выделить сюжет?

Да. В них есть действие, передаётся содержание, есть действующие лица, их можно пересказать.

Но есть в «Колымских рассказах» и несюжетные рассказы – один из них - «ВОСКРЕШЕНИЕ ЛИСТВЕННИЦЫ» (сборник «Воскрешение лиственницы»).

Год написания –1966. Это время, когда Шаламов вернулся на большую Землю. Жена и дочь не приняли его, несмотря на то, что он был реабилитирован. Он был одиноким, подозрителен, носил кусок хлеба в кармане. Лагерные привычки остались надолго. Его сделала таким Колыма. Это одиночество длилось до конца дней.

Дома вы познакомились с этим рассказом, а мне бы хотелось обратить ваше внимание на выделенные отрывки..

    Что вы знаете о ветке, описанной в рассказе?

    прислана с Колымы

    её жизнь могла длиться 200, 300, 600 лет

    она умерла

    но в Москве ожила в хлорированной воде.

- Чем судьба этой ветки напоминает судьбу самого Варлама Шаламова и таких, как он?

Важно было после освобождения найти силы для воскрешения.

Обобщение учителя

Люди, освободившиеся из концлагерей, были похожи на мертвецов в физическом и нравственном смысле. Мы уже говорили, что реалии мира, в котором живут герои «Колымских рассказов» – это смерть.

    Что же могло воскресить их к жизни?

Найдите слова в тексте!

«Помочь другим запомнить, снять со своей души этот тяжёлый груз: видеть такое, найти мужество не рассказать, но запомнить….хоть в своём, личном смысле взять на себя какую-то обязанность, выполнить какой-то личный долг . Помочь товарищам – тем, кто остался в живых после концлагерей Дальнего Севера».

    Получили ли мы ответ на вопрос урока?

4. Подведение итогов урока.

    Что нового вы сегодня узнали на уроке, изучив творчество Варлама Шаламова?

После сегодняшнего урока я убедился, насколько необыкновенным человеком был В. Шаламов: умным, интересным, пережившим и голод, и холод, и унижения. А самое главное, он не сломался, не потерял своё «Я».

Шаламов прошёл такие условия, при которых человек не может оставаться мягким и доверчивым. Изучив его творчество, я понял, как трагична судьба человека, живущего в тоталитарном государстве.

    Почему нам, живущим в 21 веке, надо знать лагерную прозу?

Лагерная проза – часть нашей культуры, нашей литературы. Писатели, которые не побоялись рассказать нам об этом, верили, что со временем их повести и рассказы перестанут быть тайными и станут достоянием литературы.

5. Домашнее задание.

Я очень надеюсь, что вы прочитаете и другие рассказы Варлама Шаламова.

А домашним заданием для вас будет сочинение – рассуждение, темой которого я выбрала слова Варлама Шаламова.

Сочинение - рассуждение «Я мечтал стать Шекспиром, но лагерь всё сломал» (В. Шаламов).

В память об этом уроке у вас останутся рассказы В. Шаламова, и также я хочу раздать стихи, особенно поразившие меня в «Колымских тетрадях». Мнение о них вы мне скажете на следующем уроке.

Одной из новаторских и интересных тем в литературе 60-х годов была тема сталинских репрессий. Национальная трагедия, охватившая всю страну, определила ход развития русской литературы. Появились талантливые авторы, оппозиционные по отношению к политическому режиму Сталина. Они, в свою очередь, породили такое уникальное явление, как самиздат. Их книги издавались за границей, привлекая внимание мирового сообщества к опасности тоталитаризма, угрожающей всем людям. Именно авторы «лагерной прозы» внесли огромный вклад в развенчание мифов о благодати Большого Брата и его всеобъемлющей власти, пробивая дорогу свободе мысли и слова. Для того, чтобы охарактеризовать это непростое явление в советской литературе, необходимо разобрать список писателей лагерной прозы и хотя бы приблизительно знать, как и о чем они писали.

В. Шаламов (1907-1982) - писатель непростой творческой судьбы. Он сам прошел через лагерные застенки. Свой творческий путь он начинал как поэт, а в конце 50-х-60-е годы он обратился к прозе. В его рассказах с достаточной степенью откровенности передан лагерный быт, с которым писатель был знаком не понаслышке. Он умел дать яркие зарисовки тех лет, показать образы не только зэков, но и их охранников, начальников лагерей, где ему пришлось сидеть. В этих рассказах воссозданы страшные лагерные ситуации - голода, дистрофии, унижения людей озверелыми уголовниками. В «Колымских рассказах» исследуются коллизии, в которых узник «доплывает» до прострации, до порога небытия.

Главная идея в его рассказах В. Шаламова - это не просто передача атмосферы ужаса и страха, а изображение людей, которые в то время сумели сохранить в себе лучшие человеческие качества. Они готовы прийти на помощь, ведь у них есть ощущение того, что ты не только винтик в огромной машине подавления, а, прежде всего, человек, в душе которого живет надежда.

Жигулин «Черные камни»: краткое содержание

Представителем мемуарного направления «лагерной прозы» был А. Жигулин. Повесть Жигулина «Черные камни» - это произведение сложное, неоднозначное. Сюжет повести «Черные камни» — документально-художественное повествование о деятельности КПМ (Коммунистической партии молодежи), в которую входили тридцать мальчишек, в романтическом порыве объединившиеся для сознательной борьбы с культом личности Сталина. Композиция в повести «Черные камни» построена как воспоминания автора о своей молодости. Поэтому, в отличие от произведений других авторов, в ней много так называемой «приблатненной романтики». Но в то же время Жигулин сумел точно передать ощущение своей эпохи. С документальной достоверностью писатель рассказывает о том, как зарождалась организация, как проводилось следствие, что из себя представляет эта система. Жигулин наглядно обрисовал проведение допросов:

«Следствие вообще велось подло… Подло велись и записи в протоколах допросов. Полагалось записывать слово в слово - как отвечает обвиняемый. Но следователи неизменно придавали нашим ответам совсем иную окраску. Например, если я говорил: «Коммунистическая партия молодежи», - следователь записывал: «Антисоветская организация КПМ». Если я говорил: «собрание», - следователь писал «сборище»

Автор как бы предупреждает, что главной задачей советского режима было «проникнуть в мысль», еще даже не родившуюся, проникнуть и задушить ее до рождения. Отсюда заблаговременная жестокость самонастраивающейся системы. За игру в организацию, игру полудетскую, но смертельно опасную для обеих сторон (о чем обе стороны знали) - десять лет тюремно-лагерного кошмара и сломанная жизнь. Так функционирует тоталитарная система.

Анализ повести Владимова «Верный Руслан»

Еще одним ярким произведением на эту тему стала повесть «Верный Руслан» Г. Владимова. Это произведение написано от имени собаки, специально обученной, чтобы водить под конвоем заключенных, «делать выборку» из той же толпы и настигать за сотни верст рискнувших на побег сумасшедших. Собака как собака. Доброе, умное существо, любящее человека больше, чем сам человек любит своих сородичей, и предназначенное велениями судьбы, условиями рождения и воспитания лагерной цивилизации, нести обязанности охранника, и если понадобится, палача.

В повести у Руслана одна производственная забота, ради которой он живет: это, чтобы соблюдался порядок, элементарный порядок, и арестанты сохраняли бы установленный строй. Но в то же время, автор подчеркивает, что он слишком добр по природе (смел, но не агрессивен), умен, рассудителен, самолюбив, в лучшем смысле этого слова, он на все готов ради хозяина, пусть даже пойти на смерть.

Но основная идея повести Владимова как раз и заключается в том, чтобы показать: все лучшие способности не только собаки, а человека, могут быть направлены во зло. Самые святые намерения перевоплощаются в греховные: правда – в обман, добро – в злобу. Преданность трансформируется в умение заворачивать человека, брать за руку, за ногу, брать за глотку, рискуя, если потребуется, и собственной головой, и превращать глупую кучу по наименованию «люди», «народ» в гармонический этап арестантов - в строй.

Анализ повести Солженицына «Один день Ивана Денисовича»?

Несомненным классиком «лагерной прозы» является А. Солженицын. Его произведения на эту тему появились на исходе оттепели, первым из которых была повесть «Один день Ивана Денисовича». Первоначально повесть даже и называлась на лагерном языке: «Щ-854.(Один день зэка)». Идея повести «Один день Ивана Денисовича» в небольшом «времени-пространстве» повести сочетаются многие человеческие судьбы. Это, прежде всего, кавторанг, Иван Денисович и кинорежиссер Цезарь Маркович. Время (один день) как бы вливается в пространство лагеря, в нем писатель сфокусировал все проблемы своего времени, всю сущность лагерной системы. Теме ГУЛАГА он посвятил также свои романы «В круге первом», «Раковый корпус» и большое документально-художественное исследование «Архипелаг ГУЛАГ», в котором предложил свою концепцию и периодизацию развернувшегося в стране после революции террора. Эта книга основана не только на личных впечатлениях автора, но и на многочисленных документах и письмах-воспоминаниях заключенных.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

* Данная работа не является научным трудом, не является выпускной квалификационной работой и представляет собой результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала при самостоятельной подготовки учебных работ.

    Вступление.

Причины обращения к данной теме. Цели и задачи

    Главная часть

    Слово о писателях. Значение Солженицына, Шаламова в литературе и развитии общественной мысли страны.

    Судьба книги «Один день Ивана Денисовича»

а) время и пространство в художественном произведении;

б) «лагерь глазами мужика». Роль эпизодов в раскрытии содержания.

3) В.Т.Шаламов. Судьба книг

а) рассказ «Стланник» Приём сравнения как средство раскрытия характера, состояния человека;

б) автобиографический характер рассказов.

4) Опыт сравнительно – сопоставительного характера произведений Солженицына и Шаламова

III. Заключение.

Список литературы

Цели и задачи.

    Показать значение Солженицына, Шаламова в литературе и развитии общественной мысли страны.

    Показать публицистичность, обращенность рассказов к читателю.

    Проанализировать отдельные эпизоды, их роль в общем содержании повествования, сопоставить персонажей произведений Солженицына и Шаламова: портрет, характер, поступки…

    На материале произведений Солженицына и Шаламова показать трагическую судьбу человека в тоталитарном государстве.

Вступление.

…Люди духа и интеллекта

Должны сознавать свою независимость

и свободу, свою определяемость изнутри,

но и свою социальную миссию, свою

призванность служить делу справедливости

путём своей мысли и творчества.

Будущее человечества зависит от того,

Будут ли соединены в мире

Движение духовное и социальное,

А созидание справедливым и человечным…

К. Бердяев.

Тема неволи, острожной или тюремной, не была открытием литературы 20 века. У истоков этой литературной традиции – “Записки из Мертвого дома” Ф.М.Достоевского. Но никогда ещё эта тема не занимала такого обширного места в литературном потоке. Политика и литература тесно сплелись только в 20 веке.

Сейчас литература о лагере огромна наиболее известными являются произведения Солженицына, Шаламова, Снегова. Мне хочется остановиться на произведениях двух писателей – Основоположниками лагерной прозы. Мне хотелось узнать не только о литературном подвиге двух писателей, но и представить себе историю этой темы, особенности её художественных решений и места в духовной жизни нашего народа в 60-тые годы и сегодня.

“Лагерная проза” это термин 20 века. ”Записки из Мертвого дома” Ф.М.Достоевского тоже рассказывали о пережитом на каторге, но не было самого определения “лагерь”. Не было лагерей как массового явления, - а ведь именно они задают тему произведения.

Главная часть.

Название произведения

Дата создания

Место, год издания

А.И.Солженицын

«Один день Ивана Денисовича».

работал в Энибастизском Особом лагере; Написан после освобождения в Рязани в 1959 г. В 1961г.Солженицын передал «смягченную» редакцию этого произведения в журнал «Новый мир» возглавляемый А.Т.Твардовским.

Журнал «Новый мир» 1962 г. №11.

В.Т.Шаламов.

«Колымские рассказы» 6циклов

рассказов.

Созданы на протяжение 20 лет. С 1953 по 1973 гг.

Публиковались первоначально только за рубежом: с 1966г в Нью-йоркском «Новом» журнале; в 1978г в Лондоне вышла книга «Колымские рассказы», именно тогда началась широкая известность Шаламова во всём мире.

В 1985г книга издаётся в Париже. На Родине как единое произведение с конца 80-х годов.

Слово о писателях.

А.И.Солженицын.

Родился в 1918г в Кисловодске. Окончил Ростовский университет. В 1941г ушёл на фронт, в 1945г, когда он был уже капитанов арестован (военная цензура) вскрыла его письма, к близкому другу, в которых содержалось отрицательная оценка Ленина и Сталина. До 1953г содержался в лагерях общего и особого типа.

В 1956г реабилитирован, работает учителем в Рязани. В 1962г в журнале «Новый мир» публикуется произведение «Один день Ивана Денисовича». Солженицын переживает небывалый творческий подъём: одновременно начинает: «Архипелаг ГУЛАК», (материалы стекаются от бывших заключенных со всех концов страны).

В 1964г писатель был выдвинут на Ленинскую премию,но не получил её вследствие изменения политического курса. В 1966г в последний раз удалось опубликовать в Советской печати рассказ.

В 1970г Солженицыну присуждена Нобелевская премия, которую он не мог получить лично.

В то время в СССР усилилась кампания против писателя, т.к. он дал разрешение на публикацию в Париже книги «Август 14» и позже – «Архипелаг ГУЛАК», излагающего историю репрессий в СССР с 1918г.

В 1974г писатель был выслан из страны. Длительное время жил и работал в США. Перестройка привела к тому, что в 1990г Солженицыну было возращено Советское гражданство, а в 1994г он вернулся на родину.

Cудьба книги «Один день Ивана Денисовича»

«Ничего подобного давно не читал. Хороший чистый, большой талант никакой фальши…» Это самое первое впечатление А.Т.Твардовского, который прочитал рукопись этого рассказа. Твардовский предпринял невероятные усилия к тому, чтобы рассказ Солженицына увидел свет.

Варлаам Шаламов писал: «Дорогой Алексей Исаакович! Я две ночи не спал читал повесть, перечитывал, вспоминал…»

«Я был оглушён, потрясён,- писал о своих впечатлениях Вячеслав Кондратьев. – один раз в жизни так реально осознал, что может правда…»

После 22 съезда, когда Н.С.Хрущёв предпринял «Яростную атаку на Сталина», Солженицын решил отдать рукопись «Щ-854» так первоначально назывался рассказ в журнале «Новый мир». Это было впервые в Советской художественной литературе произведение о Сталинских лагерях.

Рассказ «Один день Ивана Денисовича».

Время и пространство в художественном произведении.

Читая произведение, мне было интересно узнать об отношение автора к своим героям: к одним героям автор относиться с симпатии, к другим с иронии, к третьем с неприязней. Я решил поразмыслить: чем объясняется выбор Шухова на роль центрального героя.

После прочтения рассказа я для себя поставил ряд вопросов:

1) Что спасает человека в бесчеловечной жизни? (на примере лагеря в котором был заключён Шухов)

2) Чем держится лагерная жизнь? Чем вообще держится человек в жизни?

3) Какую роль в рассказе играет биография героев?

4) Коков нравственный подтекст ситуации: Шухов – Цезарь.

Анализ произведения

«Лагерь глазами мужика», - сказал Лев Копелев, пере­давая Твардовскому рукопись Солженицына. Да, глазами Шухова, потому что глазами Буйновского или Цезаря мы бы увидели лагерь другим. Лагерь - это особый мир со своим «пейзажем», своими реалиями: зона, фонари зоны, вышки, вертухаи на вышках, бараки, вагонка, колючая проволока, БУР, начальник режима, кондей с выводом, полный кар­цер, зеки, черный бушлат с номером, пайка, миска с балан­дой, надзиратели, шмон, собаки, колонна, объект, десят­ник, бригадир... Солженицын воссоздает подробности лагерного быта: мы видим, что и как едят зеки, что курят, где достают курево, как спят, во что одеваются и обуваются, где работают, как говорят между собой и как с начальством, что думают о воле, чего сильнее всего боятся и на что надеются. Автор пишет так, что мы узнаем жизнь зека не со стороны, а изнутри, от «него».

Солженицын создал на страницах своих произведений образ огромной впечатляющей силы - «Архипелаг ГУЛАГ». В документальном фильме «Избранник» показана составленная Солженицыным карта архипелага ГУЛАГ. В одной из ее то­чек - лагерь «Одного дня...».

Твардовский считал «удачным выбор героя». По призна­нию автора, «образ Ивана Денисовича сложился из солдата Шухова, воевавшего с ним в советско-германскую войну (и никогда не сидевшего), общего опыта пленников и личного опыта автора в Особом лагере каменщиком. Остальные лица - все из лагерной жизни, с их подлинными биографиями».

Рассказывая о лагере и лагерниках, Солженицын пишет не о том, как там страдали, а о том, как удавалось выжить, сохранив себя как людей. Шухову навсегда запомнились слова первого его бригадира, старого лагерного волка Куземина: «В лагере вот кто погибает: кто миски лижет, кто на санчасть надеется, да кто к куму ходит стучать».

В «Одном дне...» есть лица, о которых автор рассказывает с большой симпатией: это бригадир Тюрин, Шухов, кавто-ранг Буйновский, латыш Кильдигс, Сенька Клевшин. Писа­тель выделяет еще одного героя, не названного по имени. Всего полстраницы занимает рассказ о «высоком молчаливом ста­рике». Сидел он по тюрьмам и лагерям несчетное число лет, ни одна амнистия его не коснулась. Но себя не потерял.

Лицо его вымотано было, но не до слабости фитиля-инва­лида, а до камня тесаного, темного. И по рукам, большим, в трещинах и черноте, видать было, что не много выпало ему за все годы отсиживаться придурком».

«Придурки» - лагерные «аристократы» - лакеи: дневаль­ные по бараку, десятник Дэр, «наблюдатель» Шкуропатенко, парикмахер, бухгалтер, один из КВЧ - «первые сволочи, си­девшие в зоне, людей этих работяги считали ниже дерьма».

Как видим, в авторских характеристиках, коротких, ску­пых, очень сильно выражен нравственный аспект. Он особен­но заметен в сценах-столкновениях: Буйновский - Волко­вой, бригадир - Тюрин - десятник Дэр. Важное значение имеют и коротенькие эпизоды, раскрывающие взаимоотно­шения зеков: Шухов - Цезарь, Шухов - Сенька Клевшин. К лучшим страницам повести нужно отнести те эпизоды, кото­рые показывают 104-ю бригаду в работе.

Судьбы героев повести убеждают, что историю тоталита­ризма Солженицын вел не с 1937 года, а с первых послеок­тябрьских лет. Об этом говорят лагерные сроки зеков. Безы­мянный «высокий молчаливый старик» сидит с первых со­ветских лет. Первый бригадир Шухова - Куземин был арес­тован в «год великого перелома», а последний - Тюрин - в 1933, в «год победы колхозного строя». Наградой за мужество в немецком плену стал десятилетний срок для Сеньки Клев-шина... С думой о них, с воспоминаний о них Солженицын начал работу над главной своей книгой «Архипелаг ГУЛАГ», которая открывается посвящением:

ПОСВЯЩАЮ

всем, кому не хватило жизни

об этом рассказать.

И да простят они мне,

что я не все увидел,

не все вспомнил,

не обо всем догадался

Слово о писатели Варламе Шаламове.

Родился в 1907г, а Вологде. Отец его – человек прогрессивных взглядов, поддерживал связи со ссыльными, жившими в Вологде. Юношеским идеалом Варлама становятся народовольцы – жертвенность их подвига, героизм сопротивления всей мощи самодержавного государства. В 1926г Шаламов поступает в МГУ на факультет Советского права, активно участвует в митингах, литературных диспутах, чтении стихов. 19 февраля 1929г Шаламов арестован за распространения завещания Ленина – «письмо к съезду»- и приговорён к трём годам лагерного заключения. В 1932г возвращается в Москву, работает в журналах. В 1937г снова арестован и пробыл 17 лет в Колымских лагерях. В июле 1956г реабилитирован, вернулся в Москву. Пишет стихи, которые публикуются в «Знамени», «Москве», «Юности».

Его рассказы о колымской жизни не печатают, возвращают, он умер в 1982г, так и не увидев опубликованными свои «Колымские рассказы».

О судьбе книги

Очерки из лагерной жизни распространялись в самиздате в 1978г. В Лондоне выходит отдельная книга рассказов Шаламова. На Родине Толька в 1987г появляются первые его произведения из «колымских тетрадей».

Колымская эпопея В.Т.Шаламова включает сборники рассказов и очерков: «Колымские рассказы», «Левый берег», «Очерки преступного мира»... Есть у него большое произведение «Антироман» в трагической эпопеи колымских рассказов нет вымысла.

Рассказ «Стланик» В. Т. Шаламова

Лучше умереть стоя, чем жить на коленях.

Рассказ “Стланик” был написан русским писателем Варламом Тихоновичем Шаламовым в пятидесятых годах нашего столетия, во время его проживания в Калинин кой области, и относится к циклу “Колымские рассказы”. Как и многие другие писатели того времени, Вар лам Тихонович стал жертвой тоталитаризма. Бесконечные ссылки, золотые прииски, таежные командировки, больничные койки... В 1949 году на Колыме он впервые начал записывать свои произведения. В документально-философской прозе Шаламов выразил весь многострадальный опыт сверхчеловеческих испытаний в сталинских лагерях строгого режима. Голод, холод, побои и унижения прекратились лишь после того, как в 1956 году писатель был реабилитирован. Но это событие, увы, не было концом всех перенесенных страданий. Как писателя, автора множества глубокомысленных произведений, его ожидало самое страшное: бойкот со стороны различных литературных изданий, полное игнорирование творчества. Рассказы Шаламова не печатались. Мотивировалось это тем, что в них не хватало энтузиазма, лишь один абстрактный гуманизм. Но как мог человек, столько претерпевший от этого режима, возносить ему дифирамбы? Несмотря на то что его рассказы постоянно возвращались редакцией, он продолжал писать. Тяжелейшее состояние здоровья не позволяло делать это самому, поэтому он диктовал свои стихи, воспоминания. Лишь по прошествии пяти лет с момента смерти писателя, в 1987 году, были опубликованы первые его работы: произведения из колымских тетрадей. Среди них - рецензируемый мною рассказ.

Стланик - таежное дерево, родственник кедра, растущее, благодаря своей неприхотливости, на горных склонах, цепляясь корнями за камни. Примечательно оно тем, что способно реагировать на условия окружающей среды. В предчувствии похолодания или выпадания снега оно прижимается к поверхности, расстилается. Это буквальный смысл рассказа, его тема. Но мне кажется, что это дерево для Шаламова не только предсказатель погоды. Он пишет, что стланик - единственное вечнозеленое дерево в этих северных краях, дерево надежд. Сильный, упрямый, неприхотливый, он подобен человеку, оставшемуся один на один в борьбе со стихией. Летом, когда другие растения пытаются процвести как можно быстрее, обгоняя в этом друг друга, стланик, наоборот, незаметен. Он непоколебимый идеолог борьбы, охваченный теплым веянием лета, не поддается соблазну и не изменяет своим принципам. Он постоянно насторожен и готов принести себя в жертву стихии. Разве не похоже это на людей? Вспомните, каким унижениям был подвергнут Борис Пастернак? А чуть позже, уже, казалось бы, совсем в другое время, издевательства над Андреем Дмитриевичем Сахаровым? Да, эти люди выстояли, хотя и были непоняты большинством и отвергнуты. Но многие другие ломались под гнетом тоталитарного строя. Были ли они неверны своим идеалам или просто слишком доверчивы? Может, и вправду они отцвели и оставили после себя лишь вымерший, холодный лес?

Шаламов писал о стланике как о слишком доверчивом дереве: стоит только развести близ него костер, как он тут же поднимает свои пушистые зеленые ветви. Костер погаснет, и стланик, огорченный обманом, опустится, занесенный снегом. По словам автора, чувства человека не так утонченны. Но, несмотря на это, люди слишком часто остаются обманутыми. Если дерево после этого способно вернуться к обыденной жизни, то человек - редко. Появление костра в жизни кедрача можно сравнить, по моему мнению, с периодом хрущевской “оттепели”. Сколько людей тогда стали жертвами обмана, предательства!

Как писал Шаламов, у человека всего пять чувств. Да, может быть, их и недостаточно для того, чтобы распознавать перемены, происходящие вокруг, но их вполне хватит для того, чтобы проникнуться теми тысячами, которые овладевали писателем. Прочитав рассказ, я понял, какое значение имеет для человека надежда, вера в лучшее. Подобно ростку, вечнозеленому дереву, пробивающемуся сквозь вьюгу и стужу к солнечному свету, надежда в человеческом сознании заставляет его верить, отстаивать свои идеалы. Недаром говорят, что она умирает последней. Кроме того, меня не покидала мысль о непомерном мужестве как одинокого таежного дерева, так и многих людей, борющихся за справедливость. Рецензия - исследование, содержащее критическую оценку. Мой бунтарский характер конечно же мог бы помочь мне в критике, но только тогда, когда я с чем-то не согласен. В этом на первый взгляд абстрактном произведении содержится столько скрытого смысла и различных доводов, с которыми я просто не могу спорить, что мне остается только полностью разделить свое мнение с автором. Если же критика бывает положительной, то рецензия мне удалась. И напоследок хочу сказать, что было бы замечательно, если бы огонь в душе каждого борца за справедливость горел так же жарко и ярко, как и дрова из замечательного таежного дерева.

Опыт сравнительно-сопоставительного характера произведений Солженицына и Шаламова.

Солженицын А.И.

Шаламов В.

    Солженицын ведёт повествование от лица крестьянина Шухова, от лица мужика.

    В повести Солженицына образ автора и его героя не совпадает: Шухов совершенно из другой среды (разное социальное происхождение, разный жизненный опыт), даже лагерь не тот, в котором провёл годы заключения автор. Шухов изображен очень правдиво: ни в поступках, ни в жестах, ни в речи не заметишь фальши. В герои выбран не представитель интеллигенции (каким является автор), а человек из народа. Вчера он, Шухов, оторванный от крестьянской работы, стал солдатом, а сегодня разделил тяготы лагерной жизни с офицером Буйновским, с режиссером Цезарем Марковичем чем – в лагере мог оказаться любой. Не сказались ни социальное положение, ни высокий профессиональный статус, ни образование.

    Герой Солженицына тоже 40-летний мужчина. Он женат, имеет детей, но в Шухове нет нахальства. В лагере он не озлобился: беспокоится за товарищей, во время работы думает о том, чтобы Сеньке «легче было», оставляет ему докурить, ласково думает о Гопчике, как о сыне. Он наблюдателен, и наблюдательность помогает ему выживать в зоне. Шухов соблюдает неписаный кодекс нравственных законов лагеря: от работы не отлынивает, не приспосабливается, а спасается терпением, работой.

В Шухове нет героизма, он первый из многих безвинно пострадавших жертвы государственного произвола.

4) Лагерная мораль Шухова - нравственная мораль. Опыт лагеря – это опыт выживания, но герой Солженицына остаётся не сломленным, а оптимистичным. Хотя у Шухова впереди ещё много испытаний, но он умеет выживать – и поэтому, наверное, выживет «прошёл день, нечем не омраченный, почти счастливый», - думает герой, вскоре

1) Шаламов ведёт повествование то от первого лица, то от третьего.

2) Герой Шаламова обыкновенный лагерный «доходяга», как говорит главный герой, дома остались жена и дочка, а то, что я видел - человеку не надо видеть и даже не надо знать.

Герою Шаламова 40 лет. Всё, о чём он мечтает – это наесться досыта, не работать (даже тюрьма это свобода…) Герой образован, из интеллигентной среды, но горизонт его сузился, «нази высохли» (много раз горько повторяет он эти слова). Он соотносит события лагерной жизни, окружающих его людей с событиями и персонажами классической литературы.

О своих героях Шаламов говорит, что это мученики. Среди них Барбо – организатор Российского комсомола, Орлов – бывший референт Кирова, Федехин – председатель колхоза, экономист – Шейкин…

Герои Шаламова судят с позиции гуманизма, осознают происходящее, как безумие. Здесь нет героев, преступников, здесь мученики.

    В рассказах Шаламова жизнь обесценилась. Убита воля, самолюбие. Дружба здесь не завязывается, потому что каждый сам за себя.

Духовный рост замер на уровне времени ареста.

По мнению Шаламова, лагерь – великая проба нравственных сил человека, человеческой морали.

Заключение.

1) Книги Шаламова, Солженицына – это книги предостережения. Чудовищный эксперимент над человечеством не имеет право на существование, режим тоталитарного государства страшен и жесток. Мы должны быть благодарны людям, выжившим в нечеловеческих условиях и рассказавших миру правду о политических заключённых.

2) Шаламову и Солженицыну важно сделать читателей участниками происходящего здесь и сейчас, создать иллюзию присутствия. Внимание человеку.

Задача Шаламова ответить на вопрос: может ли человек терпеть больше, чем любое животное, особенно, когда речь идёт о 38 годе.

3) Книги репрессированных писателей воспринимаем, как документ созданный на биографическом материале. Это «Крутой маршрут» Е, Гинсбург, «Чёрные камни» А. Жигулина. Одновременно с этими произведениями в годы перестройки были опубликованы «Дети Арбата» А. Рыбакова, «Факультет ненужных вещей» Ю.Домбровский, «Верный Руслан» Г.Владимирова.

И это далеко не все произведения. Значит тема продолжает оставаться актуальной и для писателей, и для читателей.

Список литературы.

    А.И. Солженицын «Один день Ивана Денисовича».

    В.Т.Шаламов «Колымские рассказы».

    С.Аверинцев Журнал «Новый Мир» 1998г. №12.

    Е.Волкова «Варлам Шаламов: поединок слова с абсурдом».

    Журнал « Вопросы литературы» 1997г. №6.

    Н.А.Бердлев «Судьба человека в современном мире»

Журнал «Новый Мир» 1990г. №1.

    А.Латынина «Солженицын и Мы»

Журнал «Новый Мир» 1990г. №1.

Словарь к данной теме.

ТОТАЛИТАРНЫЙ, –ая, –ое; –рен, –рна (книжн.). Основанный на полном господстве государства над всеми сторонами жизни общества, насилии, уничтожении демократических свобод и прав личности. Т. режим. Тоталитарное государство.

ДИКТАТУРА, –ы, ж.

1. Государственная власть, обеспечивающая полное политическое господство определённого класса, партии, группы. Фашистская д. Д. пролетариата (в России: провозглашённая большевистской партией власть рабочего класса).

2. Ничем не ограниченная власть, опирающаяся на прямое насилие. Военная д.

РЕПРЕССИЯ, –и, ж., обычно мн. Карательная мера, исходящая от государственных органов. Подвергнуться репрессиям. Жертвы репрессий.

ТЕРРОР, –а, м.

1. Устрашение своих политических противников, выражающееся в физическом насилии, вплоть до уничтожения. Политический т. Индивидуальный т. (единичные акты политических убийств).

2. Жесткое запугивание, насилие. Т. самодура.

прил. террористический, –ая, –ое (к 1 знач.). Т. акт.

ГУЛАГ, –а, м. Сокращение: главное управление лагерей, а также разветвлённая сеть концлагерей во время массовых репрессий. Узники гулага.

ЗЕК, –а, м. (прост.). То же, что заключённый.



Похожие статьи
 
Категории