Юрий Любимов: биография, личная жизнь. Юрий любимов - биография, информация, личная жизнь Каталин кунц любимова чем занимается

05.03.2020

На дворе был 1976 год. Он был женат, она - замужем. Он жил в СССР, она - в Венгрии. В те времена венгерская журналистка даже подумать не могла о том, что они когда-нибудь будут вместе… Но Каталин и преодолели все преграды и вот уже почти 30 лет неразлучны.


С тех пор как семья Любимовых в конце 90-х снова поселилась в Москве, Каталин работает в Театре на Таганке, занимаясь буквально всем - от переговоров о гастролях до ремонтных работ. Одни считают, что она спасла театр, другие рассказывают о ее нелегком характере и бескомпромиссности. Каталин приезжает в театр раньше, чем остальные сотрудники, и добирается домой только поздним вечером.

Каталин, вы получаете зарплату за свою работу?

Я - самый настоящий волонтер, 10 лет работаю в , не получая за это ни копейки. Меня вдохновляет то, что я - независимый человек. Все вокруг работают ради зарплаты, а я - потому что мне хочется это делать.

Почему вы стали работать в театре?

Десять лет тому назад мэр Москвы Юрий Лужков сказал Юрию Петровичу: «Я надеюсь, что вы отпразднует свое 80-летие в Москве». После приглашения мэра Юрий Петрович решил перебраться в Москву. Мы увидели, что Театр на Таганке в ужасном состоянии. За восемь лет без Юрия Петровича он превратился буквально в помойную яму. Здесь работало в три раза больше людей, чем сейчас. Случалось, что Юрий Петрович приходил на репетицию, а сотрудники даже не здоровались с ним. Актеры испортили спектакли Любимова своими поправками и отпугнули зрителей, которые любили этот театр. Привести театр в порядок в таких условиях и с такими людьми было практически невозможно. И тогда я решила помочь Юрию.

Кто-нибудь из сотрудников вам помогал?

Мне пришлось сражаться с людьми, которые 10 минут делали вид, что работают, а 7 часов 50 минут где-то шлялись или крали из театра все, что можно, от досок до посуды. Тогда я стала работать сама: красила, убирала, выносила мусор… Короче говоря, делала все, что делают во время ремонта и после него. Многие уговаривали меня, в том числе и здесь, в театре, стать директором. Но я сказала: «Нет. Я помогаю мужу, и делаю это из уважения к России и русской культуре». С ней связана вся моя юность. Я начала читать Достоевского, Пушкина и Гоголя, когда мне еще не исполнилось 12 лет. Отец сказал: «Тебе пора познакомиться с русской литературой. Начинай читать».

Чем занимался ваш отец?

Отец был путешественником, а мама не работала. Я родилась в 1946 году, в очень тяжелые для Венгрии времена. Страной правил Матьяш Ракоши, при нем люди либо сидели в тюрьме, либо писали доносы. Отец не мог позволить, чтобы мама работала в такой среде.

Когда вы стали говорить по-русски?

Я выучила этот язык, когда приехала в СССР вместе со своим первым мужем. Он писал в Москве докторскую диссертацию. И хотя я поступила в Будапештский университет на отделение французского языка и литературы, здесь мне не разрешили заниматься французским, ведь я была иностранкой. Сказали: сначала выучите русский. Через три месяца я уже успешно сдала первый зачет. В МГУ у меня были замечательные преподаватели.

Я не ходила в театр. За билетом в Театр на Таганке нужно было стоять в очереди целую ночь. А я до сих пор физически не выношу очередей.

Вы долго прожили в СССР?

Четыре года, мы вернулись в Будапешт, когда муж закончил докторскую. Я параллельно окончила факультеты русской филологии и журналистики и стала работать в Обществе венгеро-советской дружбы: приглашала писателей, устраивала выставки изобразительного искусства и фотографии. И немало помучалась, прежде чем смогла пригласить в Будапешт Театр на Таганке. Но в 1976 году театр привез к нам «Гамлета», «Десять дней, которые потрясли мир», «А зори здесь тихие…» и произвел фурор.

Тогда вы познакомились с Юрием Петровичем. Он вам понравился?

У меня возникло очень сильная симпатия… Не хочется говорить «любовь с первого взгляда» или «страсть», эти слова стали такими затертыми… Юрий тоже отнесся ко мне с очень большой симпатией, но он жил с Людмилой Целиковской, а у меня был муж … И кроме того, я жила в Венгрии, а он - в Союзе. В те времена переезды были огромной проблемой.

Но он ухаживал за вами?

Тогда Юрий подолгу репетировал, давал интервью, свободного времени почти не было. Если появлялось несколько часов, мы бродили по городу, Юрий рассказывал о себе, он - великолепный рассказчик. Я слушала его и тревожилась: почему этот человек не следит за собой и не щадит себя? Юрий тогда курил по 2-3 пачки в день. И я сказала ему: «Я вас очень прошу, не отравляйте себя. Бросьте курить».

Каталин: Любимова. Источник: Каталин: Любимова.

И он бросил?

Да. Слава Богу.

После гастролей он уехал в Москву, а вы остались в Венгрии?

Да. Он сказал, что постарается позвонить, и когда через три дня телефон зазвонил, и я услышала голос Любимова, то целый день летала как на крыльях. Он стал звонить каждый день, мы подолгу разговаривали, я очень ждала этих разговоров, а потом стала думать, как бы нам чаще встречаться. И Юрий об этом думал: уезжая куда-нибудь за границу, он летел через Будапешт, и «пропадал» здесь на несколько дней. В 1978 году мы поженились в Венгрии, я приехала в Москву как собственный корреспондент венгерского журнала «Фильм, театр и музыка». Тогда и стала смотреть все спектакли Театра на Таганке.

Как к вам отнеслись его актрисы?

Они приняли меня в штыки. По ночам звонили и говорили разные гадости. Слабонервный человек этого бы не вынес.

Кода родился ваш сын, Петр?

В 1979 году. Я уехала рожать в Будапешт и позвонила Юрию только после того, как все закончилось, и сказала, что родился сын, которого он так ждал. А Юрия даже не хотели выпускать в Венгрию, чтобы увидеть сына. Я прожила в Москве всего три года, а потом начались гонения, которые привели Юрия к вынужденной эмиграции. Знаете, мы уехали, оставив на кухне недопитый чай. И не могли подумать, что 8 лет не сможем вернуться в Россию.

Вам было страшно?

Я вспоминаю эти годы не с ужасом, а с удовольствием. Любимов выбирал только те постановки, которые ему нравились. Он поставил свыше 30 опер, ставил спектакли в театре, вел мастер-классы (большинство из них Юрий проводит до сих пор). Мы ездили по всему миру, пока не поселились в Иерусалиме - это божественный город. К тому времени Петр уже подрос, нужно было где-нибудь остановиться: я не могла таскать ребенка по всему миру. Он и так ездил с нами всюду с шести недель, учился в 28 школах! Юрий уезжал из Иерусалима на постановки, я приезжала ближе к премьере, оставив Петра с гувернанткой. Нам было очень хорошо. А после возвращения в Россию, сразу начались неприятности, я говорю о разделе театра. Николай Губенко сыграл в этих событиях очень неоднозначную роль. После распада СССР он потерял кресло министра культуры, а после раздела Таганки у него появилась возможность возглавить театр. Видите, что из этого вышло? Бывшее здание Таганки теперь «Содружество актеров Таганки» сдается под антрепризы.

Вам никогда не хотелось заняться собственной карьеров?

Я не из тех эгоисток, которые делают карьеру во чтоб это ни стало. Мне всегда хотелось быть максимально полезной своим близким, я получаю от этого удовольствие…. Ну написала бы я несколько десятков хороших интервью и статей. И что? Я считаю, что главное в жизни женщины семья. Она как стержень, который поддерживает человека, помогает ему чувствовать себя уверенно.

Вам не кажется, что вы всегда были скорее женой, чем матерью?

Никогда не была матерью-наседкой в дурном смысле этого слова. Я всегда заботилась и забочусь о Петре, но я должна помогать мужу. Особенно сейчас.

Любимову не надоел театр?

Юрию надоело без конца всех контролировать и учить. Но он говорит: «Я не могу допустить, чтобы все, что я создал, растащили на моих глазах, уничтожив то, чем я занимался. Пока я жив, я буду работать в театре, как старый ремесленник, которому дорого его дело. И он по-прежнему работает по 10-12 часов в сутки.

Почему Юрий Петрович никогда не рассказывает в интервью о своей семейной жизни?

Он считает, что семейная жизнь должна быть скрыта от широкой публики. Юрий очень любит, когда дома уютно и тихо. Я приучила Петра с малых лет: если отец отдыхает или читает, нужно ходить на цыпочках. Никаких шумных игр. Человек, который столько работает, должен дома по настоящему отдыхать.

Как-то ранним утром я встретила вас с пакетами, полными зелени и овощей.

Юрий любит хорошо поесть, но тяжелая, копченая и жирная еда приносит вред, поэтому я по утрам хожу на рынок и покупаю овощи. Я готовлю сама, и стараюсь как можно больше сделать и в театре, и дома. Но иногда физически не хватает времени.

Юрий Петрович мне как-то сказал, что ему нравится, если в женщине есть что-то кошачье.

Он считает, что в каждой женщине есть что-то от кошки… Юрий обращает внимание на красивых женщин так же, как на красоту природы, поэзии, живописи и скульптуры. Кстати, он замечает не только женщин с правильными чертами лица. Гораздо интереснее какая-то необычность, изюминка, шарм. С шармом нужно родиться, а красоту можно навести.

Вы никогда его не ревновали?

Я очень ревнивый человек, к сожалению. Поводов много: кто только ни влюблялся в Любимова. Иногда я шучу, иногда могу сделать резкое замечание. Но я никогда не ограничивала его свободу: я не имею на это права. И всегда следила только за тем, чтобы соблюдали его интересы.

Что сейчас делает ваш сын Петр?

Он получил в Кембридже аттестат зрелости, окончил университет, год совершенствовал итальянский язык в Италии и начал работать в строительной компании. Но когда Юрии два года назад заболел, Петр сказал: «Я долго жил вдали от отца, и мой долг ему помочь». Петр бросил работу в компании, где неплохо зарабатывал, и теперь работает в Театре на Таганке, волонтером, как и я. Но я уговорила его больше не приносить жертв, а, наконец, заняться своей жизнью и карьерой.

Вы ни о чем не жалеете?

Только о том, что очень редко вижу маму. К сожалению, мне удается вырваться ее навестить только два или три раза в год, каждый раз я приезжаю дней на десять. Она живет в Венгрии, ей уже 93 года и с тех пор как я вышла замуж за Любимова, она видит меня все меньше и меньше.

Однажды Юрия Любимова спросили: «Про вас говорят, что вы были страшным бабником. Это правда?» Режиссер отрицать не стал: мол, влюблялся не раз. Но сказал, что на нескромные вопросы он не отвечает и говорить о дамах не любит. Скрыть романы в театральном мире практически невозможно. О них можно лишь забыть за давностью лет, ведь мэтру театра уже 95.

Она звалась Галиной. Или Ларисой? Сейчас свидетели тех страстей путаются в показаниях. Обе актрисы были красавицами. Служили они, как и Юрий Любимов, в Театре Вахтангова и обе были Пашковы. Сестрички.

Галина, старшая, слыла конкуренткой артистки Людмилы Целиковской, любимицы Сталина. Зрительницы Вахтанговского театра делились на «целикисток» и «пашкисток». Их стычки порой доходили до рукопашных боев. Мужчины тоже были от них без ума.

Юрий Любимов играл на сцене в паре с Галиной Пашковой в спектакле «Ромео и Джульетта». Но шекспировские страсти кипели не только на сцене.

– У Любимова был брак с одной из знаменитых сестер-актрис Пашковых, – выдала не так давно сердечную тайну режиссера актриса Елена Корнилова.

Сам Юрий Петрович об этом факте своей биографии не обмолвился ни разу. По словам той же Корниловой, тому есть причина. И весьма пикантная. Как поведала актриса одному из столичных изданий, Любимов якобы разрывался между Галиной и Ларисой…

Но в начале 50-х Юрий Петрович, когда ему уж минуло 40 лет, остепенился и женился – на балерине по имени Ольга. Ее девичью фамилию сейчас уж никто и не вспомнит. Позже, разведясь с Любимовым, она вышла замуж за известного музыканта, дирижера Юрия Силантьева. В браке с Любимовым она родила сына Никиту. Но семейное счастье продолжалось недолго: Юрий Петрович принялся ухаживать за примой театра Людмилой Целиковской. Ее популярность была фантастической. Ходит легенда, что даже на фронтах Великой Отечественной солдаты шли в бой со словами: «За Родину! За Сталина! За Целиковскую!» Женщины, подражая ей, шили платья, как у Целиковской, делали прическу под «Люсеньку». Про нее говорили: «Три миллиона мужчин не могут ошибаться». Ее засыпали цветами поклонники, причем высокопоставленные.

В одном интервью Любимов уверял, что из-за романа с ним разрушился ее брак с Каро Алабяном – знаменитейшим архитектором, построившим Театр Советской армии. Говорил, будто ему на выходе из театра преградили дорогу молодчики и, намекая на его близость с Целиковской, грозились избить. Предупреждали: «Хорошенько подумай!» А он им сказал: «Вы дол…бы – поняли? Стыдно такими вещами-то заниматься!»

Хотя поговаривали и другое: что Любимов, заведя роман с Целиковской, попросту пытался утешиться. Ведь Ольгу, жену, у него отбил Юрий Силантьев. Он стал другом семьи, когда Любимов работал с ним вместе в Ансамбле песни и пляски НКВД.

Ольга, взяв сына, ушла к музыканту, который зарабатывал гораздо больше ее благоверного. Впрочем, понять, кто говорит правду, а кто нет, сейчас уже невозможно.

Сама Целиковская и ее родственники не раз подчеркивали, что Любимов поддержал актрису в тяжелое время, когда ее муж Каро Алабян умер. Дескать, лишь тогда между ними и зародилась любовь. Утверждали, будто он был влюблен в Целиковскую еще со времен учебы в Щукинском училище. Но некоторые злословили: он женился на Целиковской по расчету, ведь именно благодаря ее авторитету ему, малоизвестному в то время вахтанговцу, дали возможность создать Театр на Таганке.

– Мое первое воспоминание после смерти папы: мы поехали отдыхать на море вместе с Любимовым, – вспоминал сын актрисы Александр. – Сначала он вошел в нашу жизнь на правах маминого товарища и потом стал жить в нашей квартире. И отношения вообще, особенно первое время, были очень хорошие.

И в то же время Александр Алабян признавал:

– На мой взгляд, Любимов – достаточно эгоистичный человек, который по-настоящему любит только себя. Не только ко мне – и к своему сыну Никите, который заходил к нам, он не проявлял человеческого тепла. Тем более что в те годы большую часть времени отдавал своему театру.

В жизни Театра на Таганке Целиковская не была сторонним наблюдателем. И по признанию многих современников тех событий, она была автором многих идей легендарных постановок, они рождались на кухне в ее доме. Целиковская сочиняла инсценировки для спектаклей Таганки. Она скромно называла их «болванками». К тому же она всячески оберегала мужа от нападок чиновников.

– Все эти господа, власти предержащие, они тоже всегда склоняли перед ее именем голову, – рассказывала актриса Людмила Максакова. – Это было волшебное имя. Был случай, когда она позвонила Юрию Петровичу, ему в очередной раз устраивали какую-то выволочку, очередную проработку, его нет и нет. И она, чувствуя, что уже время затягивается, стала нервничать, позвонила, секретарше сказала: «Соедините меня немедленно» с каким-то высоким чином, ей не смогли отказать. Она сказала: «Мой Юрий там? Немедленно домой. Не унижайся, Юрий, купи по дороге бутылку можайского молока. Немедленно домой».

Юрий Петрович высоко ценил супругу, но и тогда не мог устоять перед красивыми женщинами. Одной из них была Елена Корнилова. Лишь недавно она рассказала об этом тайном романе. И что удивительно: призналась, что жалеет о нем. Говорит, воспоминания о близости с Любимовым вызывают в ней острую боль…

В 1974 году Целиковская стала бабушкой. В театре для нее наступило время возрастных ролей. Людмила Васильевна все больше ощущала, что муж отдаляется.

– Чтобы жить с гением, нужно быть душечкой. Я же – совсем наоборот, упрямая, со своими взглядами, – сетовала она.
Любимова как раз постигла новая страсть. К молодой венгерке.

– Она долго боролась за Любимова, но Каталин оказалась сильнее, – утверждает Корнилова.

По словам Любимова, битья посуды и криков не было.

– Ничего плохого о Людмиле сказать не могу, – говорил Юрий Петрович. – Для нее наш разрыв стал большим горем, трагедией. Она уже была в летах, да и мне тогда годков набежало порядком – без пяти минут пенсионер.

– Они с Юрием Петровичем прожили почти 20 лет, а расстались в одночасье, – вспоминала одна из подруг Целиковской. – Она поняла, что он увлечен, и не стала бороться за то, чтобы остаться вместе, считала это совершенно ненужным. И показала: «Вот Бог, вот порог». В один вечер. Она только его спросила: «Ты почему так поздно? Она приехала, и ты ходил ее провожать домой?» Он сказал: «Да, она остановилась в гостинице, я ее должен был проводить». И все.

Любимов объясняет свой поступок просто:

– Влюбился я в Каталин. Она, знаете, у меня какая – боевая венгерка… Это человек неумолимый… Что там декабристские жены – она не только коня на скаку остановит, но и танк…

Едва он стал жить с Каталин, многие почувствовали перемены в характере Любимова.

– Как только Любимов познакомился с Каталин, все его окружение почувствовало, что стала пропадать доброта. А доброту он всегда проповедовал в своем творчестве. По-моему, у Каталин – озлобленный, «шпионский» характер. Я на полном серьезе уверена, что ему ее подослали, – рассказывает Корнилова.

– Мама отдала Любимову много прекрасных, творческих лет жизни, а он в одночасье оставил ее и, когда мама умерла, даже не пришел на похороны, – вздыхает Александр Алабян. – Хотя из-за него она так и не стала народной артисткой СССР. Театр несколько раз подавал на звание, но было мнение – раз в гражданском браке с Любимовым, ходу не давать...

…Каталин работала в Обществе советско-венгерской дружбы. Устраивала выставки изобразительного искусства и фотографии. И однажды ей удалось пригласить в Будапешт Театр на Таганке.

– У меня возникла очень сильная симпатия… Не хочется говорить «любовь с первого взгляда» или «страсть», эти слова стали такими затертыми, – признавалась Каталин.

Она была тогда замужем, Любимов тоже был несвободен, живя с Целиковской. Но Каталин почувствовала: он к ней отнесся с очень большой симпатией.

Они часами бродили по Будапешту. А уехав в СССР, он стал ей звонить. Каждый день. Уезжая за границу, старался лететь через Будапешт и останавливался там на несколько дней. Поженились они в 1978 году. Через год у них родился сын Петр. Любимова не хотели выпускать в Венгрию, чтобы он не мог увидеть сына. Каталин перебралась в Москву. Потом – эмиграция.

Каталин, как и Целиковская, не осталась в стороне от театральных дел мэтра. В недавнем конфликте Юрия Любимова с актерами Театра на Таганке и в последующем его уходе оттуда, по мнению многих, виновата она же, его жена. Говорят, именно Каталин на гастролях в Чехии обозвала артистов быдлом, когда те потребовали причитающиеся им за работу 16 тысяч $…

Но это уже другая история.

Не так давно Любимова спросили, что он чувствует, когда мимо него проходят 18-летние девчонки в мини-юбках.

– Прилив бодрости! – ответил, не раздумывая, режиссер. – На молодых приятно смотреть, особенно когда всё не чересчур, а то наденут джинсы, которые того и гляди упадут с бедер… Я все-таки за то, чтобы штаны покрепче держались…

Не испугался он и вопроса, может ли сейчас испытать эротические волнения.

– Эту тему я развивать не стану, – сказал он. – Важно, что могу!

Кстати

Никита Любимов , сын режиссера от первого брака, сильно страдал, что отец от него отвернулся, женившись на Каталин. После окончания Литературного института талантливый парень нигде не мог устроиться на работу. Никто не хотел брать к себе сына «врага народа». С большим трудом ему удалось найти только место дворника в одном из театров… Сейчас ему 62 года, он на пенсии, пишет стихи.

Петр Любимов получил в Кембридже аттестат зрелости, окончил университет, год совершенствовал итальянский язык в Италии, работал в строительной компании. А потом счел, что его долг – помочь отцу. До недавнего времени работал с отцом в Театре на Таганке.

был и талантлив и харизматичен. Возможно еще и поэтому его всегда окружали яркие и красивые спутницы.

ОЛЬГА КОВАЛЕВА

В конце 40-х годов Юрий Любимов женился на балерине Ольге Евгеньевне Ковалевой. Они вместе выступали в ансамбле НКВД. В 1949 году Ольга Евгеньевна родила Любимову сына Никиту. Но вскоре после рождения ребенка ушла от него к дирижеру Юрию Силантьеву.

Родители познакомились в ансамбле НКВД, - рассказал нам сын Силантьева Егор. - Вместе с отцом служил и Юрий Петрович Любимов. Моя мама танцевала в этом ансамбле после окончания хореографическое училище Большого театра. После войны ансамбль НКВД расформировали. Любимов служил в театре им.Вахтангова. У них с мамой родился сын Никита - мой старший брат. Так что мама сидела с маленьким ребенком. А Юрий Петрович много снимался, играл на сцене. Он был очень популярным артистом, от поклонниц не было отбоя. Отчего они разошлись, мама не рассказывала. Просто в она взяла Никиту, и уехала с ним в Абхазию. А уже позже она вышла замуж за моего отца.

Кстати, старший сын режиссера Никита Любимов после школы поступил в духовную семинарию. Но не закончил ее. Он стал литератором, написал пьесу, которая в 80-х годах шла в театре на Таганке. Он по-прежнему очень религиозный человек. Много времени проводит в храме, а летом уезжает в деревню под Великими Луками, где у него дом. И живет там с женой и тремя детьми.

СЕСТРЫ ПАШКОВЫ

Еще до появления в жизни Юрия Любимова Людмилы Целиковской и Каталин Кунц, у него был бурный роман с актрисами, которые, как и Любимов, служили в театре Вахтангова. Сестры Пашковы - обе были красавицами, обе популярны, Галина, старшая из сестер, слыла конкуренткой самой Целиковской. Любимов якобы разрывался между Галиной и Ларисой... И по некоторым свидетельствам, был момент, когда они даже жили втроем.

ЛЮДМИЛА ЦЕЛИКОВСКАЯ

С Целиковской Любимов познакомился в театральном училище имени Щукина. Она училась тогда на первом курсе, Любимов - на четвертом. Вместе они работали в Театре имени Вахтангова, в 1945 году снялись в фильме «Беспокойное хозяйство». А в начале 60-х стали жить в гражданском браке. Вместе они были более 15 лет. И расстались после того, как Любимов закрутил роман с венгерской переводчицей Каталин.

В отличие от Каталин, предыдущая жена Юрия Любимова – блистательная красавица, кумир миллионов актриса Людмила Целиковская не считала Любимова гением. Она безусловно признавала его талант, но и понимала, что созданию театра на Таганке, его успеху, выбору репертуара, в значительной степени режиссер обязан именно ей.


Фото: РИА Новости

Несмотря на кинообраз эдакой «попрыгуньи», очаровательной, но недалекой девушки, в жизни Людмила Васильевна была очень образованной женщиной. Много читала, прекрасно знала зарубежную литературу, у нее был хороший вкус, кроме того, она была известна на всю страну. Ее популярность служила «ключом-вездеходом» в самые высоки кабинеты. Как говорят, именно она познакомила Любимова с «правильным» кругом людей, советовала, какие книжки читать, находила для театра пьесы. Она руководила его интеллектуальным штабом. А он был гением коллективного разума, в совет театра на Таганке пригласил Бориса Можаева, Федора Абрамов, Андрея Вознесенского, академика Петра Капицу...

Людмила Васильевна сочинила поэтическое представление «Товарищ, верь», поставленное на Таганке, - рассказал нам один из создателей театра его директор Николая Дупак. - Целиковская помогла Любимову стать Любимовым. Она знала, кому нужно позвонить в случае, когда над театром сгущались тучи. Чиновники реагировали на ее имя, когда им говорили, что «Людмила Целиковская очень просила помочь Юрию Любимову...»

ЕЛЕНА КОРНИЛОВА

Актрису театра на Таганке с Любимовым связывали долгие годы не только рабочих отношений.

Наш роман с Юрием Петровичем длился 13 лет, - рассказывает Елена Корнилова. - Конечно, в основном у меня к нему была платоническая любовь, как к Учителю. Но Юрий Петрович был невероятный красавец, когда он выходил на сцену все актрисы театра попадали под магию его обаяния. Между мной и им как будто бы электрический разряд проходил. Это были 13 лет счастья и страданья одновременно. Он был несвободен, Я прекрасно знала его жену Людмилу Целиковскую. И очень виню себя за грехи молодости, не надо было обижать Людмилу Васильевну. Но я не могла противиться обаянию Любимова. Да и никто бы не смог. В театре была такая творческая атмосфера, что актеры пропадали там с утра и до ночи. Все сходили по Любимову с ума.

Мне кажется, Юрий Петрович был очень зависим от окружавших его волевых женщин. Ему не нужна была жена милая, а нужна была женщина с твердым характером. Целиковская была резковата, у нее был большой авторитет и талант. У Каталин тоже жесткий, боевой характер. Если бы не Каталин, наверное, Любимов не прожил бы такую долгую жизнь. Правда без нее эта жизнь могла быть духовно богаче. Возможно, я к Каталин необъективна, считаю, что она привила нелюбовь Любимова к актерам. С нее начались все беды и раздел театра.

КАТАЛИН КУНЦ

Любимов познакомился с венгерской журналисткой и переводчицей Каталин Кунц в 1976 году, когда театр на Таганке приехал в Венгрию на гастроли. Затем Каталин приехала в Москву как собственный корреспондент венгерского журнала «Фильм, театр и музыка». В 1978 году Любимов - ему тогда было 61 год - и 32-летняя Каталин поженились, а через год у них родился сын Пётр (сейчас ему 35 лет). Каталин не так давно вспоминала, что когда была беременна, она слушала фуги Баха и смотрела старые фильмы с участием высокого и стройного красавца Юрия Любимова. И в этой мело-кинематографичной атмосфере она мечтала, чтобы родился сын, похожий на ее необыкновенного мужа...

Многие обвиняли жену режиссера Каталин в том, что она установила в театре на Таганке диктатуру, сеяла раздор между актерами и Любимовым, явилась причиной скандалов и раскола в труппе. Но это одна точка зрения. Существует и другая. В разговоре со мной актер Таганки Иван Бортник сказал: «И что все накинулись на Катю? Она прекрасная жена. Если бы не Катя, Любимов бы не дожил до таких лет. Катя совершила подвиг».

В этих словах есть правда. Лично я помню такой эпизод. Полтора года назад в Большом театре устроили открытую репетицию оперы «Князь Игорь» в постановке Любимова. Юрий Петрович вышел на сцену, как король: ухоженный, несмотря на свой солидный возраст, стильно одетый, с элегантной тросточкой в руках. Его цветущий вид совсем не вязался с тем обстоятельством, что за несколько месяцев до этой встречи Любимов впал в кому. Его жена Каталин наравне с врачами смогла вывести его из почти безнадежной ситуации. На протяжении почти сорока лет она всегда была рядом. Вот и на той репетиции стояла у Любимова за спиной. Она попросила журналистов близко не подходить к Юрию Петровичу и вообще на него... не дышать в прямом смысле слова. Говорили, что причиной его болезни был грипп. Поэтому надо было оберегать Любимова от микробов и вирусов. Во время короткого интервью она несколько раз протирала антисептиком микрофон и руки Любимову. И когда заметила в глазах мужа усталость, сразу оборвала ненасытных журналистов.

Многие обвиняют Каталин в резкости, в чрезмерном вмешательстве в дела мужа. Но с другой стороны, так защищать его, беречь его силы, здоровье, отсекать ненужные по ее мнению контакты может только очень любящая женщина. Каталин - жесткий человек, ее в театре боялись. Она гоняла и увольняла актеров, нередко называла их обидным словом «быдло». Но, как признают старожилы Таганки, такого порядка и дисциплины, как при ней, в театре никогда в театре не было. Она лично ходила по фойе и гримеркам и платком протирала углы и стены – нет ли пыли. В театре была идеальная чистота, повсюду цветы, какие-то невероятные люстры, ковры - все было очень красиво, но... не вписывалось в эстетику «театра улиц».

Брак Любимова с Каталин был похож на идеальный союз, точно выстроенную жизненную программу, когда жена создает все условия для работы и успеха мужа, печется о его здоровье, продлевает ему жизнь. А он является не только кумиром и Гением, но и кормильцем.

Известный режиссер был женат несколько раз. Вообще он всегда слыл любимцем женщин, и многие из актрис не могли устоять перед его обаянием. Самая первая жена Юрия Любимова , о браке с которой известно очень немного, была одна из актрис — сестер Пашковых - Галина или Лариса. На ком из них точно он был женат сейчас неизвестно по той причине, что, как говорят, он разрывался между ними и любил обеих.

Во второй брак Любимов вступил после того, как ему уже исполнилось сорок лет. Вторая жена Юрия Любимова - Ольга. Она была балериной и прожила с ним всего пять лет, успев родить сына Никиту. Одной из причин, по которой распался этот брак стало новое увлечение Любимова. Она начал ухаживать за актрисой театра и кино Людмилой Целиковской - красивой, талантливой и чрезвычайно популярной в то время актрисой. Они были знакомы очень давно - еще со времени учебы в Щукинском училище.

Некоторые поговаривали, что за Целиковской Любимов начал ухаживать в корыстных интересах - он планировал в то время создать собственный театр, а популярность актрисы помогла бы ему сделать это. Людмила Целиковская не была в стороне от вновь созданного Любимовым Театра на Таганке. Она придумывала постановки для многих спектаклей, помогала мужу в борьбе с бюрократизмом чиновников. Несмотря на то, что режиссер очень ценил свою супругу, он и в то время был неравнодушен к красивым женщинам.


На фото Любимов со своей третьей женой — Каталин Кунц

Источник информации: журнал "КАРАВАН ИСТОРИЙ", август 1999.

- Каталина, ваш муж, Юрий Петрович Любимов, известен не только как гениальный режиссер, но и как редкостного обаяния мужчина. Много, очень много женщин пытались его завоевать...

И многие завоевывали, скажем так. Он был четырежды женат, его окружало множество подруг, спутниц жизни и так далее, он бесконечно менял привязанности...

- Чем же вы его покорили?

Признаться, не знаю. Я не особенно красива, не так уж умна, не слишком обаятельна. Не могу назвать ничего такого, в чем я самая-самая. Почему мы вместе - это тайна двух людей. Могу только сказать, что нас связала любовь с первого взгляда, взаимная страсть - телесная и душевная.

- Где вы впервые увиделись?

В Будапеште. В 1976 году его театр две недели выступал в Венгрии (перед этим была Югославия, где "Таганка" получила премию на фестивале "БИТЕФ" за "Гамлета" с Высоцким). Успех был феерическим: чтобы попасть на спектакль, ломали двери и готовы были висеть на люстрах. Вот тогда-то я впервые увидела спектакли Любимова "Десять дней, которые потрясли мир" и "Гамлета". Они меня поразили: в Венгрии ничего подобного раньше я не видела.

- Ваша жизнь была как-то связана с театром?

Лучшие дня

Нет. Театральная, богемная среда всегда была мне чуждой и до сих пор остается таковой. Родители дали мне добротное воспитание, в восемнадцать лет, сразу после окончания гимназии, я вышла замуж. Мой первый муж был астрономом, известным ученым. В начале 70-х советская Академия наук пригласила его поработать в Москве. В то время я училась на филологическом факультете Будапештского университета, здесь поступила в МГУ, тоже на филфак, но уже на русское отделение. До этого не знала ни слова по-русски.

Когда мы с мужем вернулись в Будапешт, мне предложили работу в Обществе венгеро-советской дружбы, где я занималась организацией культурных обменов - выставками, гастролями, концертами и так далее. Забавно, что я числилась политработником и с Любимовым познакомилась именно в этом качестве. Меня попросили как переводчика сопровождать гостя во время гастролей и по возможности смягчать резкость его высказываний. Всем известно, что Юрий - человек откровенный и с детской непосредственностью говорит все, что думает, порой в ущерб себе самому.

- Вы говорили, что это была любовь с первого взгляда...

Страсть, фантастическая страсть. Меня буквально сбило с ног его невероятное мужское обаяние. Такого человека я еще не видела. И, как вы понимаете, смертельно в него влюбилась.

Но если вы уж все хотите знать, между нами тогда так ничего и не произошло. Мы оба были по горло заняты работой. Я организовывала все его встречи, переводила, мне приходилось следить за тем, чтобы в его номере всегда стояли минеральная вода, цветы и фрукты, чтобы актеры не запили и вовремя пришли на репетицию, чтобы у них было все необходимое... Что вы хотите? Театр есть театр. Если у нас и оставалось время для самих себя, то буквально минуты.

- Один из актеров рассказывал мне, что Юрий Петрович, который обычно ходил в джинсах и джинсовой рубашке, просил у него костюм, чтобы пойти с вами в ресторан. Интересно, как же выглядел влюбленный Любимов?

Как студент: робел, стеснялся, не знал, как себя лучше преподнести. Я всегда держалась очень холодно, отстранение, мужчины боялись ко мне подойти, и, может быть, это ощущение недоступности его особенно привлекало. Он все время твердил, что хочет сделать мне что-то приятное, спрашивал, что я хотела бы получить в подарок, приглашал в ресторан. На все предложения я отвечала: "Спасибо, нет". Мне же тогда не шестнадцать лет было, а двадцать девять. Замужняя женщина, которая объездила полмира и занимает серьезный пост.

- Вы уже знали, что выйдете за него замуж? Любимов сделал вам предложение?

Ну нет, дорогая моя, жизнь так не строится. Если два взрослых человека встретились и полюбили друг друга, они не знают заранее, что станут делать дальше. Тем более что это была советская эпоха. С одной стороны. Советский Союз, где все было "нельзя", с другой - несчастная маленькая Венгрия, в которой тоже существовала масса ограничений. Плюс личные сложности: у нас обоих были семьи. Я полюбила человека с невероятно трудной судьбой. На что я могла рассчитывать?

Мой муж прекрасно все это понимал. Он видел, что я пропадаю с утра до ночи, обращал внимание и на то, с каким восторгом говорю о Любимове. Несколько раз я приглашала Любимова к нам домой, готовила ужин, он рассказывал о театре - я восхищенно слушала. Нельзя было не заметить, как я им очарована. Но муж меня очень любил и все прощал. Поэтому он только сказал: "Подожди, Каталина, может быть, это пройдет. Этот человек уедет, и ты обо всем забудешь".

Любимов уехал, но легче мне не стало. Я все время ждала его звонка. Мы увиделись вновь только через несколько месяцев, для меня совершенно мучительных. Его пригласили в Италию, и он выбрал путь через Будапешт - специально чтобы со мной увидеться. У нас было всего несколько часов, но эта короткая встреча убедила обоих, что мы не можем жить друг без друга. Потом он приехал уже на полтора месяца - ему предложили поставить в Будапеште "Преступление и наказание" по Достоевскому.

- Должно быть, вам пришлось приложить немало усилий, чтобы организовать эту его поездку? В те годы советскому режиссеру было не так легко добиться разрешения на зарубежную постановку.

Он получил официальное приглашение от венгерских властей самого высокого уровня. В Венгрии поступки Любимова, его взгляды на жизнь и искусство вызывали большое уважение. А сумасшедший успех гастролей "Таганки" в Будапеште вспоминают до сих пор.

Юрий приехал, я опять была его переводчиком, и мы встречались каждый день. Я никогда, пожалуй, не была так счастлива. Не знаю, как подобрать слова, чтобы описать свои ощущения... Казалось, я не хожу по земле, а летаю. Кстати, вернувшись домой, Любимов начал ставить "Мастера и Маргариту". Я прилетела в Москву как раз к премьере этого спектакля, который был посвящен мне.

- А вы не боялись, что Юрий Петрович - ведь так бывает, правда? - на вас не женится и вы станете всего лишь одним из его многочисленных увлечений? Или вы были готовы и к отношениям вне брака?

Я не так воспитана, чтобы допускать подобные предположения. Когда мужчина не решается связать с вами свою судьбу, не стоит о нем и думать. Если он любит, то будет предпринимать все необходимые шаги, чтобы соединиться с любимой женщиной. Что, собственно, Юрий и делал. Да и я тоже. Ему надо было достойно расстаться с Людмилой Целиковской, с которой он прожил долгие годы, мне - с моим ученым. На это понадобился почти год.

Мы поженились в Будапеште - в Москве все были однозначно против. Любимова со всех сторон упрекали: "Вы что же, не нашли себе русскую бабу?" Так и говорили - "бабу". Как будто речь шла только о постели. Поэтому мы поженились в Венгрии, никому об этом особенно не сообщая.

- Не всякая женщина решилась бы на такой шаг - оставить дом, страну, привычные условия жизни и броситься за человеком, которого она, в сущности, совсем не знает. Да еще такая разница в возрасте...

Все верно, Юрий старше меня на тридцать лет. Чужая страна, все чужое. Совершенно непонятная мне профессия, богемная жизнь, которую мое консервативное воспитание не позволяло принять как свою. Но, вы знаете, страсть слепа.

Я бросила все и отправилась в Москву корреспондентом журнала "Фильм, театр, музыка". Мне помогли - раскрою эту тайну - самые высокие чины тогдашней Венгрии, которые очень симпатизировали Любимову. Меня направили в Советский Союз в качестве журналиста. Так как я закончила филфак МГУ и два факультета - журналистики и психологии - в Будапештском университете, ничего искусственного в этом не было.

- Рассказывали, что у него в тот момент были теплые отношения с одной из артисток театра и вам пришлось какое-то время расчищать путь к сердцу любимого мужчины.

Ничего подобного не было! Кто-то распустил такой слух, предполагая видимо, что я испугаюсь и уеду. На самом деле у Юрия есть принцип: не заводить романов в своем театре.

- Я знаю, что "Таганка" встретила вас в штыки. Особенно ее женская половина.

О, это неудивительно! Когда Юрий познакомил меня с Капицами, я была очень удивлена их добрым отношением - это были единственные люди, которые не видели во мне молодую, хищную соблазнительницу. Конечно, мне звонили и обзывали всячески. Будили в четыре часа утра, поливали такой грязью, что я даже повторить не могу, требовали, чтобы я оставила Любимова в покое, и прочее, прочее... Но это не значит, что я стала задумываться, стоило ли мне приезжать сюда, связываться с этим человеком. Все это было неприятно, но на меня никак не повлияло. Меня заботило только одно: чтобы мужчине, которого люблю, было хорошо. Как спутница жизни, то есть жена, я должна обеспечить его тем, что ему необходимо. А что необходимо Любимову, я знала совершенно точно - у него никогда не было спокойной жизни. Моей задачей было окружить его заботой, создать ему теплую семейную атмосферу, в которой он так нуждался.

- Неужели вы его не ревновали?

Я безумно ревнивый человек, к сожалению. До ужаса. До потери сознания. Сейчас, правда, стала гораздо спокойнее. Да, я ревновала. Поводы для этого у меня находились. Представьте себе: Италия, Юрий набирает актрис для своего спектакля. Они красивые - итальянки, ничего не скажешь. И каждая старается произвести на него впечатление. Одна появляется в таком платье, которое не скрывает ни одно из ее женских достоинств. Другая пытается поразить своим умом, незаурядностью мышления. А третья просто ложится на коврик под его дверью и ждет всю ночь, чтобы поймать его, когда он выйдет, и получить шанс узнать режиссера как мужчину.

То же самое было и в Москве, и в других городах. И, кстати, продолжается до сих пор. Письма, звонки, неожиданные появления. Иногда я шучу по этому поводу, иногда высказываюсь резко, иногда ухожу. Бывает, что не замечаю. Бывает, что посылаю в известную сторону. Все зависит от ситуации. Но вы знаете, мужчина есть мужчина, его легко поймать, но трудно удержать. Поэтому я своему мужу дала полную свободу. Это опять-таки от воспитания: в нашей семье мужчине флирт прощался, а вот женщине - никогда.

- А чем, кстати, закончился эпизод с той итальянкой, которая ждала Любимова на коврике у двери?

Я позвонила импресарио, чтобы он ее удалил. Ее долго оттаскивали, уговаривали и в конечном счете сняли с роли, потому что с ней ничего нельзя было поделать.

- Но это, как я понимаю, было уже после вашего отъезда на Запад. Вначале вы предполагали жить в Советском Союзе?

Что значит "предполагала"? Он русский, его театр - в Москве, его любимые актеры, публика - все здесь. Мы собирались жить в Москве, раз уж я решилась ехать сюда корреспондентом. Хотя по разным причинам это оказалось нелегко. Мы жили в маленькой квартирке на Фрунзенской набережной, Юрий приютил там еще тетку прежней жены, Целиковской. Я уже ждала ребенка и жутко страдала оттого, что подъезд необыкновенно вонючий. Кошки, мыши и прочие животные оставляли там свои запахи, и каждый раз, когда надо было выходить из квартиры, я старалась побыстрее миновать этот неприятный промежуток от двери до улицы. Но тем не менее это было счастливое время. Я познакомилась с удивительными, талантливейшими людьми, которые окружали Любимова. Параджанов, Шнитке, семья Капиц, Зоя Богуславская и Андрей Вознесенский - все они стали и моими друзьями тоже.

- Ваш сын Петя тоже родился в Будапеште?

Да, и я помню, что так старалась оберегать от лишних волнений моего возлюбленного мужа, что даже не сообщила ему, что еду рожать. Позвонила уже из больницы, чтобы сказать, что родился сын, которого он так ждал. Юрий смог увидеть его только через пять дней - его долго не хотели выпускать из Советского Союза, твердили: "Вы, товарищ Любимов, уже съездили в Венгрию, вам больше не полагается". Тогда он в очередной раз разорался, объяснил, что это совершенно особенный случай, и приехал - помог венгерский посол.

- Ваш муж в одном из интервью рассказывал невероятную историю. Цитирую: "Прием в советском посольстве, Катя уже в положении. Стоят все послы, и наш, конечно, советский. И вдруг он говорит: "О, теперь вас можно признать официально". И указывает на Катино брюхо. Пауза. Всем как-то неловко. И тут Катя громко мне говорит: "Простите, у вас все послы такие хамы?" Поворачивается и уходит".

Я свободный человек и всегда поступаю так, как считаю нужным. Если мне кажется, что задета честь моего мужа или моих близких, я высказываю свое мнение не задумываясь. Несколько лет назад я неожиданно узнала, что за мной следили с самого первого дня, вели досье: с кем я встречаюсь, разговариваю и так далее. Но это было совершенно напрасно - я ничего не скрывала, а все, что думала, говорила публично.

- Я слышала еще одну историю - о том, как вы заставили его бросить курить. Пообещали, что иначе уйдете вместе с сыном.

Ну, это произошло гораздо раньше. У нас еще не было сына, мы только познакомились. Когда я увидела, что он прикуривает одну сигарету от другой, пришла в ужас и сказала: "Если хотите дальше иметь со мной дело, бросайте курить. Иначе вы меня не увидите". Когда любишь человека, заботишься о его здоровье, хочешь, чтобы он жил дольше, это естественно. Юрий пообещал мне бросить и с тех пор не курит. Уже двадцать с лишним лет.

- Теперь понятно, почему Любимов называет вас "неукротимой Катериной".

Нрав у меня действительно неукротимый и к тому же сочетается с невероятной работоспособностью. Не будь у меня этой жизненной силы, я не смогла бы выдержать в те сумасшедшие годы, когда моталась с Юрием по миру, от Израиля до Швеции, от Италии до Соединенных Штатов. Мне надо было с достоинством пройти весь этот трудный путь, чтобы мой ребенок имел возможность спокойно расти и получить неплохое образование, а муж - творить и создавать спектакли.

- Вы чувствовали, что здесь это невозможно?

Послушайте, его же постоянно пытались уничтожить! Он никогда не кривил душой и делал то, что считал нужным, но никто, и вы тоже, не знает, чего ему это стоило. Я помню эти жуткие недели после смерти Высоцкого, которого пытались похоронить впопыхах, незаметно, чтобы о нем скорее забыли. Любимов настоял, чтобы это было сделано достойно. И начались бесконечные вызовы в ЦК, в Комитет по делам культуры, в Министерство культуры... Я ждала его внизу в машине с врачом, потому что никогда не знала, в каком состоянии он выйдет, ведь его обрабатывали часов по шесть. Когда он выползал оттуда, его было трудно узнать: то желтый, то белый как смерть. Разве это жизнь?

- И вы приняли решение эмигрировать?

Да не было такого решения! Юрий прилетел в Лондон по приглашению, ставить "Преступление и наказание" Достоевского, и совсем не собирался там оставаться. Если бы мы хотели эмигрировать, то сделали бы это гораздо раньше и на значительно более выгодных условиях. Мы же уехали с маленьким ребенком и с одним-единственным чемоданом, в котором лежали только летние вещи. Разве так люди готовятся к тому, чтобы оставить свой дом, страну? Его же просто вышвырнули, объявили, что он больше не главный режиссер "Таганки", и были очень довольны, что одним непокорным человеком стало меньше.

- Считается, что поводом стало скандальное интервью Любимова лондонской "Тайме". Вы его помните? Ведь вы занимались контактами Юрия Петровича с прессой.

Ничего скандального там не было. Нормальная беседа с умным человеком, который задавал даже не провокационные, а самые обычные вопросы. Любимов, как всегда, отвечал так, как считал нужным. А потом все это раздули, чтобы от него избавиться.

- Интервью наделало много шума, Любимову велели немедленно вернуться в Москву, он отказался...

Он был очень болен. На нервной почве у него началась экзема, которую английские врачи не сумели вылечить. Я не могла позволить ему лететь в Москву, пока он не выздоровел. Как раз тогда мы и узнали, что Любимов уволен из театра: об этом сообщили по английскому телевидению. Чуть позже нас официально известили, что он лишен советского гражданства.

Юрий был растерян, разочарован, огорчен. Я упрекала себя, что не предвидела такого поворота событий. Как умная женщина, я должна была все предусмотреть и продумать, чтобы переход к жизни на Западе был более спокойным. Но проблема разрешилась вполне благополучно: буквально через несколько дней у моего мужа была куча предложений на прекрасные постановки. Мне оставалось только составлять контракты и следить за тем, чтобы они выполнялись в точности. Могу сказать, что с этим я тоже справилась.

Вскоре мы перебрались в Италию, в Болонью, где Юрию предложили пост художественного руководителя театра "Arena del Sole". В Болонье у нас был огромный трехэтажный дом - даже не дом, а вилла - с двухсотметровой террасой перед входом, на которую заглядывали лиловые акации. Поднимешься на эту террасу - и перед твоими глазами весь город, вся Болонья - дом стоял на холме. Потом Юрий получил приглашение из Америки, мы переехали туда, даже приобрели квартиру в Бостоне. Но, к сожалению, Америка нам показалась чужой. Все было хорошо - и работа, и деньги, но чего-то не хватало, и мы вернулись в Европу.

- А как же ваш сын? Он учился в какой-нибудь закрытой школе?

Нет, мы его таскали по всему миру. Бедный человечек, у него вообще детства не было, если можно так сказать, потому что за десять лет он сменил 28 школ. В одной Америке за год школы сменились пять раз. К сожалению, он рос без братьев и сестер - второго ребенка при такой беспокойной жизни мы никак не могли себе позволить. Но зато у него всегда было то, чего многие лишены, - теплая домашняя атмосфера, уют, хорошие отношения внутри семьи. Я всегда заботилась о создании семейной гармонии.

Пальцев на руках и ногах не хватит, чтобы сосчитать, сколько мы поменяли домов и квартир. Очень много. И каждый раз, в любой стране, я стремилась приобрести точно такие же вещи, какие были в нашем предыдущем жилье, или хотя бы похожие на них. Я лихорадочно искала какую-нибудь скатерть, вазу или постельное белье. Почему? Потому что хотела создать ощущение постоянства, которого всем нам так не хватало.

- Где же закончились ваши скитания?

В Израиле. Юрий Петрович получил приглашение из театра "Габима". Этот театр, как известно, вырос из России, и еще недавно были живы те знаменитые старики, которые переселились в Палестину и играли там свои спектакли. Юрия они приняли очень трогательно, работа была веселая, и мы решили остаться в Израиле.

- Там же так жарко... И жизнь, по-моему, слишком непривычная для человека из России...

Ничего, мы любим жару, особенно я. Кроме того, по своему происхождению я имею право вернуться на историческую родину. Таким вот образом мы поселились в Иерусалиме. У нас и сейчас там есть квартира... Мы очень любим этот город, совершенно божественный, он одаривает вас духовной энергией.

- А в России в этот момент всё стало стремительно меняться. Горбачевское время, всеобщая эйфория... Любимова стали настойчиво просить вернуться. Я помню, как в 1988 году он наконец приехал. Его встречали как героя, хором скандировали: "Оставайтесь! Оставайтесь!" Некоторые плакали.

Я никому об этом не говорила, но Юрий спрашивал меня, ехать или не ехать. И я сказала: "Поезжайте. Раз уж вы столько вынесли ради театра, своих любимых актеров и этой страны, которую вы называете своей родиной, то, конечно, вам стоит поехать и встретиться с теми, кому вы нужны и кто нужен вам".

- А что, вы до сих пор обращаетесь к мужу на "вы"?

Да, никак не могу заставить себя говорить ему "ты"... Так вот, в Россию он прибыл инкогнито, потому что не было заранее известно, как его здесь встретят. Его приняли хорошо, и он решил остаться, несмотря на то, что у него была куча контрактов на Западе. Невыполнение контракта, как вы знаете, грозит большими неустойками. Но тем не менее он остался в Москве и начал восстанавливать свои старые спектакли и ставить новые.

- А почему вы с ним не поехали?

Здесь же не было никаких условий - ни квартиры, ничего, все было отобрано, уничтожено, разворовано. Камня на камне не осталось. Ребенку всего восемь лет, куда я его дену?

- Сколько же он без вас здесь пробыл?

Это очень чувствительный вопрос для меня. Я не могла оставить старую, больную маму и маленького ребенка, каждый по-своему нуждался в моей помощи. Когда отмечалось 25-летие театра, мы приехали на восемь месяцев, сын даже учился тут, но условия были ужасные. Все время обещали нам квартиру, говорили "вот-вот", но шли недели, месяцы, и ничего не менялось. Мы жили с Петей в каких-то маленьких комнатушках у друзей, которые нас приютили, потом квартира нашлась, но совершенно неустроенная. Было совершенно ясно: люди не хотят помогать!

Я этого никак не ожидала. Приехав сюда спустя семь с лишним лет, чтобы отметить его 80-летний юбилей, я еще больше была разочарована: около Юрия не оказалось ни одного человека, который считал бы важным создать ему - я не говорю житейские условия, потому что это должна делать жена, - но хотя бы условия для работы.

- Все знают, что какое-то время ему было очень тяжело. В театре начался раскол, часть труппы выступила против своего главного режиссера. Я помню несколько ужасных месяцев, бесконечные пресс-конференции, разбирательства, стычки у служебного входа, спектакли, на которые приходилось вызывать ОМОН... Один раз его оскорбили в присутствии публики...

Все это происходило без меня. Я не имею права разбираться в этих делах, потому что не видела ничего. Я знаю только факты: театр разделился, и от этого никто не выиграл. Грустно, что так произошло. Более того, даже трагично.

- Юрий Петрович писал вам об этом?

Нет, мы не переписывались. В нашей семье это не принято.

- А по телефону он никогда вам не жаловался?

Нет, никогда. Он не из тех мужчин, что жалуются.

- Со временем все как-то уладилось: просто под одной крышей стали существовать два театра. Но вы сказали, что вас разочаровала та "Таганка", которую вы увидели три года назад?

Видите ли, мой муж дорогой - добрейший и наивнейший человек, я второго такого не знаю. И многие этим пользовались. Люди, которые долгие годы "руководили" театром, сделали все возможное, чтобы произошла деградация театра во всех отношениях. И здесь актеры ни при чем, и существующие порядки ни при чем, это просто вина тех людей, которые привыкли ничего не делать и, прикрываясь именем Любимова, заниматься своими мелкими делами. Конечно, на меня это произвело удручающее впечатление. Когда я первый раз сюда приехала - отпраздновать 80-летие Юрия, то сразу же сказала, что администрацию театра обязательно надо менять. И, слава Богу, мы уже избавились от ряда людей, которые так губительно влияли на состояние театра. Они были уволены.

- У вас действительно потрясающая работоспособность. Я просто не представляю себе, как вы успеваете лично заниматься всеми делами "Таганки" - от ремонта до переговоров со спонсорами, у вас в театре есть какая-то официальная должность?

Нет, я занимаюсь благотворительной работой. Просто делаю то, что делала всегда: стараюсь создать для своего мужа комфортную атмосферу. Поскольку большую часть времени он проводит в театре, это его дом, я пытаюсь сделать так, чтобы ему было спокойно работать, и его любимым актерам тоже. Мне кажется, если бы я раньше решилась вернуться в Россию, значительно больше успела бы сделать и для Юрия Петровича, и для театра. Мне очень обидно, когда я вижу, как люди здесь пользуются его доброжелательностью, открытостью и обманывают его. А мой прекрасный муж все всем прощает! И говорит: человеку надо дать возможность исправиться. Но я этого не понимаю и не одобряю. А если такое случается второй раз, и третий, я просто прихожу в бешенство и стараюсь от таких людей освободиться, потому что они только отнимают его здоровье, время, которое он мог бы отдать созданию спектакля. К сожалению, я вижу, что очень многие люди здесь вообще не умеют работать. Они быстро утомляются, забывают то, что должны были сделать, или начинают объяснять, почему это выполнить невозможно. Мне трудно это понять. Я могу работать по 16 часов, полностью выкладываясь и не охая, что устала, что болит голова и так далее. Я вообще перестаю замечать и голод и усталость, если хочу что-то сделать и уверена, что это нужно моему мужу или его театру. Мне лично ничего не нужно.

- И он всегда видит вас бодрой, энергичной, подтянутой?

Нет, я бы так не сказала. Конечно, я стараюсь, чтобы мой муж видел рядом с собой привлекательную, веселую женщину. Но вы не поверите: я не хожу к косметологу, у меня нет ни парикмахера, ни массажистки. Дома все делаю сама - посмотрите на мои руки. Я привожу их в порядок, когда иду на прием или сама принимаю гостей. Иногда ложусь спать в два-три часа ночи, потому что не могу уснуть, пока не закончу все, что себе наметила.

- Как же вам удается выдерживать такие нагрузки?

У меня есть одна тайна. Я очень люблю своего мужа.



Похожие статьи
 
Категории