Жан батист камиль коро картины. Камиль Коро – переходный период в живописи (от старого к новому) Камиль Коро

09.07.2019

Жан Батист Камиль Коро (Jean-Baptiste Camille Corot) — знаменитый французский художник . Известен как великий пейзажист эпохи романтизма. Особое внимание уделял валёру. Валёр — оттенки цвета, которые достигаются при помощи определённой техники и создающие эффект глубины и характера световоздушной среды. Особая техника написания пейзажей, в которой больший акцент делается именно на еле уловимых тонах атмосферы и воздушной среды, оказала большое влияние на импрессионистов.

Родился 17 июля 1796 года в Париже. Известно, что первые уроки живописи получил у художника Мишалона и Бертена. Исследователи искусства Коро отмечают, что Жан Батист уделял особое внимание живописи таких художников, как Каналетто, Гварди и Лоррен, некоторые черты их живописи заметны и в живописи Камиля Коро. Однако искусство этого французского художника по-своему оригинально и неповторимо. У него был свой собственный стиль, который и сделал его по-настоящему известным на долгие столетия. Многие картины Коро, как пейзажи, так и портреты, передают осеннее настроение с оттенками грусти и философской тишины, умиротворения.

Художник-пейзажист Жан Батист Камиль Коро часто путешествовал по миру, где черпал вдохновение и находил красивые виды для своих работ. Очень часто бывал в Италии, Швейцарии, много путешествовал по Франции, а также ездил в такие страны, как Бельгия, Англия, Нидерланды. Большая часть картин Коро — это пейзажи. Помимо пейзажей, также прославился благодаря своим портретам. Самыми известными портретами данного автора являются «Женщина в розовой юбке», «Прерванное чтение», «Цыганка с мандолиной», «Дама в голубом» и другие.

За свою жизнь Жан Батист Камиль Коро написал более 3000 картин и несколько десятков офортов. Великий художник умер 22 февраля 1875 года во Франции. В настоящее время его работы хранятся в таких крупных музеях, как: Лувр в Париже, Художественный институт в Чикаго, Музей искусств в Сан-Паулу, Музей искусств в Cент-Луисе, Музей изящных искусств в Бостоне, Музей Метрополитен, Национальная галерея искусств в Вашингтоне, ГМИИ им. А. Пушкина в Москве и др.

Хотите устроиться на работу по специальности? На сайте школы английского языка New Way вы можете ознакомиться с

Родился в Париже 17 июля 1796 года, Коро был сыном очень богатого торговца одеждой. После обучения в Колледже Руэна, в возрасте 26 лет, ему была предоставлена ​​финансовая свобода, чтобы он смог посвятить себя живописи.

Сначала он учился у ландшафтного дизайнера Ахилле Этны Михаллона, а после его смерти у Жана-Виктора Бертина (1767-1842), оба они были учениками Пьера-Анри де Валансьена. С 1825 по 1828 год Корот совершил поездку в Италию, считающуюся очень существенной для формирования его как пейзажного художника. Камиль жил в Риме и Кампанье, прежде чем отправиться в Неаполь. В 1827 году он отправил свои первые картины в Парижский салон: «Вид на Нарни» (сейчас находится в Оттаве, в Национальной галерее Канады) и «Римская Кампанья» (сейчас в Цюрихе, музей Кунстхаус).

Позже, Коро вернулся в Италию в 1834 и 1843 годах. Он также много путешествовал по Франции, посещал Нормандию, Прованс, регион Морван в Бургундии, в который он возвращался и позже. В 1854 году он путешествовал по Голландии и Бельгии, регулярно посещал Швейцарию, а в 1862 году жил некоторое время в Лондоне.

Во время этих поездок Коро много работал на под открытым небом и заполнял многочисленные тетради набросками и рисунками. Его ранние зарисовки, например, написанные в Италии, были очень выразительными и свежими, были полны ярких красок в мазках. В зимние месяцы он работал в студии над амбициозными мифологическими и религиозными ландшафтами, предназначенными для салона. «Хагар в пустыне» (сейчас в Нью-Йорке, в Музее Метрополитен), выставленный в салоне 1835 года, характерен для его раннего стиля и, как и его этюды, написанные под открытым небом, имеет чёткие формы и цвета академической живописи.

Его репутация сформировалась к 1850-м годам, когда его стиль стал более мягким, а цвета более сдержанными. В его поздних студийных пейзажах, которые часто были населены купальщиками, бакчанами и аллегорическими фигурами, он использовал небольшой набор цветов, часто используя мягкие цветные серые и сине-зелёные оттенки с редкими пятнами цвета для выделения одежды фигур.

Топографические детали были подавлены ​​в пользу настроения и атмосферы, прежде всего в его «сувенирах», которые были основаны на воспоминаниях о реальных ландшафтах. Они были популярны, а Коро был благосклонен к молодым художникам, которые копировали его картины, либо использовали их в качестве учебного пособия, либо писали копии для продажи. Позже это привело к многочисленным подделкам и подражаниям, а также к трудностям с атрибуцией.

На выставке Exposition Universelle 1855 года Коро показал шесть картин и завоевал золотую медаль. Его влияние на пейзажную живопись XIX века, в том числе импрессионистов, было существенным. Особенно на многочисленных последователей повлияла его техника изображения света на ландшафте. Однако, долгое время, особенно среди коллекционеров, популярность его поздних работ затмевала более ранние произведения.

Самый непохожий, самый неповторимый, самый самобытный - критика никогда не скупилась на восторженные эпитеты в адрес французского романтика, который расширил границы жанра и внес в него нечто такое, что послужило вдохновением для импрессионистов второй половины XIX века.

Коро стал художником "внезапно". С детства этот рассеянный и молчаливый сын зажиточного торговца особых проблем родителям не доставлял. Учился в частном пансионе, затем был отправлен в Руан, где постигал азы торгового дела. Учился без удовольствия, но успевал по всем предметам.

Уже первый опыт работы в лавке торговца сукном был печальным. Камиль не умел продавать залежалый товар, а новый и качественный товар отдавал с большой скидкой всякому, кто эту скидку у него просил. Хозяин лавки отослал его в семью с письмом, в котором с прискорбием сообщал родителю, что его сын для коммерции непригоден. Отец и не думал огорчаться, списывая все неудачи своего отпрыска на молодость и неопытность.

Внезапное заявление Камиля о том, что он больше не хочет заниматься коммерцией и хочет стать художником, также не выбило отца из колеи. Он лишь порадовался, что больше тратить денег на сына он не будет.

Несколько лет в подмастерьях у известных мастеров живописи мало чему научили начинающего художника. Куда больше он почерпнул во время поездки по . Из поездки Коро привозит несколько этюдов, которые получили хорошие отзывы коллег. После Италии художник путешествует по родной стране, создавая один шедевр за другим. Своей плодовитостью и скоростью, с которой мастер выдавал все новые картины, художник напоминал голландских мастеров XVII века.

Наследие Коро - это целая галерея портретов, несколько работ на мифологические и аллегорические сюжеты и неисчислимые пейзажи, получившие наивысшее признание в художественном мире.

Мастер считал, что только то, что написано с натуры с первого раза - есть самое искреннее и талантливое. Этюдность его полотен, некоторая незаконченность, поначалу вызывали недоумение, но скоро критика смирилась и с этим. Наряду с незаконченностью, в работах Коро восхищало умение "схватить" главное, избежать статичности и привнеси в пейзаж нечто большее. Играя на полутонах, любя туманы, дымку, нечеткие формы, художник сумел внести в свои романтические пейзажи то чувство подвижности и самой жизни, вдохновившие импрессионистов, озабоченных именно передачей движения окружающего мира, первыми впечатлениями от увиденного.

Коро был верен своей манере до конца своей жизни. С 1827 года до своей смерти в 1875 мастер не пропустил ни одной выставки в Салоне. Интересно, что его последние работы были представлены публике уже после его смерти. Умирая в своей парижской квартире, Коро приказал несколько своих работ выставить на очередной выставке, даже если его уже не будет в живых. На выставке 1875 года самыми популярными у публики были работы ушедшего художника, признанного мастера, уникального и самобытного, непохожего на других.

Живопись Коро становится более изысканной, трепетной, легкой, богатой валёрами, формы как бы растворяются в серебристо-жемчужной дымке. Стремясь зафиксировать мгновенные, изменчивые состояния природы, сохранить свежесть первого впечатления, Коро во многом предвосхитил поиски живописцев импрессионизма (“Воз сена”, Государственный музей изобразительных искусств, Москва). Когда Ашил Этна Мишалон возвратился из Рима в 1821 году, его учеником стал Коро, двадцатипятилетний сын владельца мастерской мод с улицы Бак в Париже, ясно сознававший свой будущий путь в искусстве.

К концу 1825 года Коро и сам уже перебрался в Рим. Так сложилось, что главной проблемой в пейзажной живописи XIX века стала новая техника, открытие которой выглядело, на первый взгляд, простой, хотя и прогнозируемой случайностью. Однако “игра случая” с достаточной определенностью была результатом беспристрастного процесса техники живописи, а также большего доверия художника чисто визуальному опыту, нежели в искусстве предшествующих эпох. Открытость этой новой исходной позиции пейзажиста опиралась на понимание того, что цвет, форма и освещение в картине должны воспроизводиться непосредственно и только в их совокупности.

Что же нового было в этом процессе? Этюд, написанный маслом в какой-то определенный момент, доводит до наших чувств визуальный образ существующей физической материи; масляная краска передает все мягко и достоверно, идеально способствуя раскрытию индивидуальности художника. Используя грунтованную бумагу, Коро научился распределять тона от самого светлого к самому темному посредством полудюжины последовательных градаций, передающих нюансы реального освещения всего видимого. Как и большинство пленэристов, Коро считал, что лишь он сам мог знать истинную цену своих этюдов маслом, и потому ревниво оберегал коллекцию любимых этюдов, называя их жемчужинами. Вопреки сложившемуся мнению, не все лучшие из них были ранними; Коро создавал великолепные этюды на открытом воздухе почти до конца жизни. Тем не менее, “Вид Колизея сквозь аркаду базилики Константина” – действительно, один из самых ранних этюдов, и никакой другой не может равняться с ним по красоте. Как очень часто бывает в пейзажах с натуры, здесь есть глубинная связь с традицией. Трехчастная структура, столь величественно объединяющая все изображение, напоминает те ренессансные алтари, которые Коро хорошо знал по Лувру, – например, алтарную картину Филиппе Липпи, сохранившую трехчастное деление как отзвук готических триптихов.

Используя такие очаровательные и естественные модели, как в картине “Невеста”, Коро смог привнести в живопись много миловидной простоты. Более позднему периоду его творчества принадлежит “Женщина с жемчугом” – самый совершенный из его портретов. В нем снова проступает, словно из глубины, вошедшее в плоть и кровь знание луврской коллекции. При всей своей восхитительной свежести, как это характерно для портретных образов Коро, фигура молодой женщины, украшенной жемчугом, выглядит невольной парафразой портрета “Монны Лизы”. Знаменательно, что, встречаясь с ней в конце экспозиции Лувра, мы сталкиваемся с напоминанием о наследии эпохи короля Франциска I.

Картина Камиля Коро “Виль д"Авре”.
Нежные пастельные тона и пушистые деревья создают в этом удивительно тонком пейзаже дремотную, влажную от росы атмосферу раннего утра. Бледное серебристое небо отражается в озере, а солнце, освещающее дома слева, напоминает о живописных этюдах, написанных Коро в Италии. В 1817 году отец Коро купил загородный дом в окрестностях Парижа, в Вильд"Авре, где и была написана картина. На протяжении своей долгой творческой жизни Коро продолжал писать виды этой местности. Коро был одним из величайших пейзажистов ХIХ века. Коро писал также жанровые портреты, в которых модель органически включена в окружающую обстановку (“Женщина с жемчужиной”, 1868-1870, Лувр, Париж), большие пейзажные композиции с сюжетно-мифологическими мотивами (“Купание Дианы”, 1873-1874, Государственный музей изобразительных искусств, Москва), ню. Коро известен также как крупный рисовальщик, литограф, офортист. Искусство Коро охватывает практически все столетие, многие художники вдохновляли его, он сам послужил источником вдохновения для нескольких поколений. Связь Коро с академической традицией и вместе с тем непосредственность и свежесть восприятия дали повод назвать его "последним из классических пейзажистов и первым из импрессионистов". В самом деле, некоторые черты поздних произведений Коро можно увидеть в картинах Альфреда Сислея и Клода Моне. Полагают, что за свою долгую творческую жизнь Коро написал около трех тысяч картин. Скончался Камиль Коро 22 февраля 1875 года в Париже.

Экспонируются работы Жана Батиста Камиля Коро. В его творчестве соединились и классические, и романтические, и реалистические черты.

Умер он в 1875 году, прожил долгую и плодотворную жизнь. Коро был знаком с барбизонцами, но не разделял их взглядов. Во многом Камиль Коро предвосхитил импрессионизм, оставаясь притом классическим художником. И хотя сами импрессионисты называли Коро своим предтечей и учителем, сам он их живопись не понял и не принял.

Творчество Коро пришлось на тот период, когда барбизонцы уже начали нравится публике. Часто случается так, что вначале люди не принимают новое. Потом, по прошествии какого-то времени, появляется что-то другое и то, что не нравилось несколько лет тому назад, уже кажется привлекательным, потому что появилось направление еще новей, и безобразней, как обычно говорят о чем-то непривычном. Когда появляются импрессионисты,чье “творчество” вообще не лезло ни в какие ворота, к барбизонцам уже вроде как привыкли и они стали нравиться.

Камиль Коро. “Портрет Мариетт Гамбе (грёзы Мариетт)”

В нашей экспозиции есть портрет сестры художника Камиля Коро, им написанный. Эта картина называется “Портрет Мариетт Гамбе (грёзы Мариетт)”, работа, мало похожа на портрет, это скорее жанровое полотно, изображение не самой девушки, а её мечтательности, задумчивости.

Камиль Коро. “Утро в Венеции”

Коро получил абсолютно традиционное художественное образование, закончив Академию с золотой медалью. И его, в качестве поощрения, на три года отправляют совершенствоваться в Италию за казенный счет. Оттуда он привёз небольшую картину «Утро в Венеции».

По истечении этих трёх лет, возвратившись на родину, Коро ставит себе цель исходить всю Францию пешком и открыть трепетность родной природы. И из каждого пешего путешествия он привозил новые картины. Одна из таких его работ «Воз сена (повозка, переезжающая брод у большого дерева)”.

Камиль Коро. Пейзажи

Играя светом и тенью, Коро пишет некое переходное состояние природы. Явно – совсем недавно прошёл дождь или он и сейчас ещё идёт. Повозка переезжает большую лужу. Дождь был, но, все таки, уже прошёл. За деревом лужайка уже освещена солнцем и оно пробивается сквозь тучи.

Переходное состояние природы показано с большим мастерством.

Любой пейзаж Камиля Коро – это пейзаж настроения. Он передаёт трепетность, подвижность, вибрацию не только композиционными построениями, но и потрясающей валёрной живописью.

Любая картина Коро подтверждает, что он не был самым выдающимся колористом. Он считал, что цвет в живописи – не самое главное. Нужно сначала всё прорисовать, а потом все предметы показать в движении. Движение у мастера проявляется на уровне трепетания листвы, дуновения ветра, шелеста травы. И он давал это движение не только вибрирующим мазком. Коро НЕ ПРОПИСЫВАЛ ДЕТАЛИ, как Герен.

Коро утверждал, что в каждом цвете существует по крайней мере 20 его градаций. Но задача художника – не только распознать эти детали, но и наложить их так, чтобы все оттенки от самого тёмного до самого светлого больше одного раза в картине не повторялись.

Любую картину Коро обыгрывает таким образом, чтобы разложить цвет на все оттенки и расположить каждый из них на картине.Сначала он разлагает, допустим, зеленый цвет. Затем тоже самое проделывает с серым. А потом берёт некий контрастный цвет и наносит его точками в картине так, чтобы ещё больше усилить эту трепетность. Такой цвет он называл соусом или приправой.

Камиль Коро. “Порыв ветра”

Например, “соусом” Коро в картине “Порыв ветра” является цвет женского платка, который обыгрывается бликами на небе. Цветовая гамма картины почти монохромная и этот платок – единственное желтоватое пятно.

В работах Коро всегда заметен РИСУНОК. Обратите внимание на его так называемую «пушистую» манеру письма. Фигурки на картине нужны для создания глубины, третьего измерения. Важно то, что Коро впервые удается передать с помощью живописи некий “трепет атмосферы”. На этом полотне физически чувствуется ветер, движение атмосферы, и то, как крестьянка с трудом идёт навстречу его порывам. Движение в картине, как и волнение в природе, неясно, не до конца выражено художником – это лишь лёгкий трепет, но не буря, не драматизм стихии, увлекавший .

Камиль Коро. “Купание Дианы”

«Купание Дианы» – одна из последних(чуть ли не самая последняя) работ Коро.

Некоторые специалисты утверждают, что последняя. В это время Коро отказывают в участии в выставках,заявляя,что пришло время молодых авторов, а его манера письма уже всем надоела. И вот как-то ему посоветовали немного освежить тему, написать какую-нибудь Венеру в пейзаже. 75-летний Коро вдохновился, достал большой холст, пригласил дочку Шарля Франсуа Добиньи Эмму, и изобразил ее на фоне природы, как Диану.

Но как он пишет свою Диану. Помня о традициях классицизма в искусстве он правит её фигуру, превращая в прекрасную античную статую. Коро был далёк от традиций импрессионизма. Его пейзаж написан в одном режиме освещения, а Эмма – в другом, она освящена светом совсем от другого источника. Ее фигура не в полной мере соединяется с фоном, она как будто “вставлена” в пейзаж. Позже импрессионисты заметят, что живописный предмет не может существовать изолированно, все предметы должны объединяться светом. Но Коро до этого уже не доживёт.

Девушку на этом полотне откровенно жалко. Она же стоит в луже, её очень хочется прикрыть одеялом, укутать, чтобы не замёрзла. Картину отличает очень четкий и правильный РИСУНОК! Коро всегда делал так.

Что касается сюжета – иллюстрация известного эпизода из мифа. Диана входила в озеро, чтобы искупаться и вдруг увидела в воде отражение охотника Актеона. Она ужаснулась, что он увидел её обнажённой, превратила его в оленя и собаки вмиг разорвали несчастного. То есть Коро идёт по стопам – вставляет в пейзаж мифологический сюжет.

Интересно, что эту работу Коро писал в то же время, что и Ренуар свою «Обнажённую». Но Ренуара обольют грязью, а Коро возведут на пьедестал, если не на небо.

Камиль Коро в ГМИИ

В нашей коллекции хранится 14 работ Коро. Две из них – под вопросом. И если не говорить об этих двух, то остальные 12 – высочайшего качества. (Ещё можно долго говорить на тему множества подделок Коро.

Конец XIX – начало XX веков было временем, когда в Европу заспешили американские коммивояжёры за картинами, другим антиквариатом. Новый Свет своего искусства не создал, был занят деланием денег, искусство покупали в Европе, денег не жалели. И если появился спрос, то тут же возникает предложение… поддельных картин. Коро попадает под этот спрос, его картины очень нравятся американцам. Ну и подделок под “Коро” было создано невероятное множество. Существует искуствоведческо-антикварная шутка, что из 2 000 тысяч его картин – 4 000 хранятся в частных коллекциях. Но в нашем музее работы Коро – ПОДЛИННЫЕ!)

Ещё один мастер, который не принадлежал к барбизонцам, но был связан с их школой – это Жан Франсуа Милле (1814-1875). Он стал одним из крупнейших мастеров середины XIX века. Первое признание он получил благодаря портретам и небольшим картинам на библейские темы. Но основным мотивом его произведений стал крестьянский труд.

Рождённый в Нормандии в крестьянской среде, художник сосредоточил внимание не на жанре пейзажа, а на изображении крестьянского труда, главного, на его взгляд, предназначения человека на земле. Милле показал сельский труд как естественное состояние человека, как единственно возможную форму его бытия.

Художник был другом Теодора Руссо, в отличие от барбизонцев, сам он в Барбизон не приезжал, а постоянно там жил. Поскольку сам он был крестьянином, то видел природу, как сферу крестьянского труда и своей задачей считал передать связь крестьянина с природой. Его пейзажи овеяны присутствием человека, наполнены отголосками его дум и мечтаний. В пейзажной тематике Милле появляется тема труда в библейском понимании – труд, как крестьянское смирение, дабы добыть хлеб в поте лица своего. Эту тему в дальнейшем оценит и позаимствует Винсент Ван Гог.

Жан Франсуа Милле. “Собирательницы хвороста”

“Собирательницы хвороста” (1850-е годы) – характерный для художника сюжет нелёгкой крестьянской работы. На картине нет неба, точка зрения дана сверху и это вызывает чувство давящей тяжести, напряжённого усилия, сконцентрированного в человеческих фигурах. Кажется, что это пространство низвергается вниз, придавливает героев к земле.


Ещё одна тема, кроме связи природы и человека, крестьянской работы – тема труда, уродующего человека. Он пишет своих героинь с такой точки зрения, что рассматривать их мы никогда не будем, их лица не видны. Но кривые ноги собирательниц хвороста рифмуются со скрюченными сучьями. В этом их тесная связь с этим миром. Они так же неказисты, так же просты, как этот мир.

Во всей картине господствует землисто-коричневые тона, которыми написана одежда крестьянок. Тени сгущаются под деревьями, дробятся в куче хвороста на переднем плане. Милле был плохим колористом. Но у него есть мазки, которые делают пространство этой картины более динамичным. Эту манеру Милле использует Ван Гог и доведёт до предела, до крайности.

Жан Франсуа Милле. “Стога”

Ещё одна картина Милле в собрании ГМИИ им Пушкина называется “Стога”.

В творчестве Жана Франсуа Милле ярко проявились черты демократического реализма – передового движения во французском искусстве середины XIX века. Главой демократического реализма был



Похожие статьи
 
Категории