Жилин и Костылин. Сравнительная характеристика героев рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник

24.07.2019

В произведении Льва Николаевича Толстого «Кавказский пленник» показаны два разных, противоположных друг другу главных героя – Жилин и Костылин. В данном рассказе показана правдивая, жизненная история, которая удивляет своей простотой.

Два главных героя являются сослуживцами офицерами и друзьями в беде. Жилин и Костылин – дворяне, служащие на Кавказе. Во время отправления в отпуск они попадают в плен к горцам. Читая данный рассказ, приходится смотреть на данную ситуацию глазами двух абсолютно разных людей.

Внешне приятели сильно отличаются друг от друга. Костылин тучный мужчина, который из-за своего веса постоянно потеет и заливается краской. Жилин наоборот невысок ростом, строен и ловок. Обратив внимание на фамилии героев, можно заметить насколько точно они описывают персонажей. Фамилия Жилина говорит о его спортивном телосложении, выносливости и силе. В то время как фамилия Костылина показывает обратное – его неуклюжесть и несамостоятельность.

В рассказе Жилин показан, как предусмотрительный и умный молодой мужчина. Он способен здраво оценивать ситуацию и находить к ней верное решение. Костылин же ведет себя беззаботно, до тех пор, пока не оказывается в опасности. Он не скрывает своего страха и зачастую выставляет себя трусом. Но характеры героев точно проявляются в момент, когда они оба попадают в плен к горцам.

Оказавшись в плену, Жилин показывает свои отважные черты, несмотря на угрозу своей жизни. Он отказывается платить выкуп и специально отправляет письмо по другому адресу, чтобы заранее предотвратить переживания матери. Но Костылин поступает по-другому. Он сразу же пишет несколько писем домой, прося о помощи и скорейшей высылке денег на его откуп.

Жилин изначально поставил цель сбежать домой, но помимо этого он наблюдает за местной жизнью, старается понять чужие быт и обычаи. Жилин завоевывает уважение хозяина своими положительными качествами. Он мастерит игрушки, лечит местных жителей и сближается с Диной, которая помогает в конце ему сбежать.

Костылин бездействует на протяжении всего рассказа, ожидая письма от родных. Когда Жилину удается сбежать, он берет с собой Костылина, который становится жалующейся обузой во время побега. Жилин терпит боль и усталость, не бросая Костылина, несет его на себе. Когда товарищей снова схватят и вернут в плен, Костылин будет так же бездействовать.

В конце рассказа товарищам удается спастись во второй раз, но происходит это только из-за несломленного духа Жилина, который никогда не переставал сопротивляться. Автор ярко симпатизирует Жилину, восхищаясь его отважностью и стойкостью. Читатель во время прочтения рассказа не может не испытывать некого презрения к Костылину, который не прилагает и капли усилий, чтобы освободиться из вражеского плена. В произведении показаны два героя, которые являются полными противоположностями друг друга. Именно это и заставляет читателей сравнивать отдельные качества личности и поступки персонажей.

Вариант 2

Лев Николаевич Толстой в своем произведении под названием «Кавказский пленник» рассказывает о двух русских офицерах Жилине и Костылине. Автор использует интересную особенность, он описывает их поведение в одинаковых ситуациях, показывая насколько разным может быть отношение к происходящему и поведение в зависимости от характера.

Герои встречаются в начале повествования, Жилин готов на опасный поступок, потому что торопиться на встречу к маме, Костылиным же просто движет чувство голода и жара, которая не дает ему спокойно жить. Также есть разница и во внешнем описании молодых людей, Жилин не высок ростом, но при этом достаточно удал и способен выкрутиться из любой ситуации. Костылин же наоборот высокий, грузный и достаточно толстый.

Их фамилии можно назвать говорящими, Жилин образовано от слова «жила», его можно назвать достаточно жилистым, крепким и достаточно выносливым. Костылину же во всем нужна опора и поддержка, этакий костыль, который будет его поддерживать, ведь он сам ничего не может.

Жилин изображается как человек решительный и способный принимать самостоятельные действия, но при этом он может предусмотрительно смотреть вперед и принимать взвешенные решения. При этом же Костылин больше похож на легкомысленного человека, который порой не отвечает за решения, которые принимает, он надеется, что его пронесет и ничего смертельного не случиться.

Еще одним ключевым моментом становится отношение к животным, Жилин называет ее ласково матушкой, а Костылин просто издевается, избивая плетью, которая подвернулась под руку.

Особенно эта разница заметна, когда они попадают в плен. Костылин просит у матери выслать денег, а Жилин специально пишет неправильный адрес, чтобы письмо не дошло до матери. При этом он извлекает из времени, проведенного в плену пользу, старается наблюдать за культурой и образом жизни людей, которые взяли его в плен. Чего не скажешь о Костылине, он мечтает скорее уйти из плена, даже если это станет бременем для его родственников и близких.

Таким образом, два человека попавших в одинаковые обстоятельства, проявляют совершенно разные черты характера, они показывают разницу воспитания.

Сравнение Жилина и Костылина

Толстой в рассказе «Кавказский пленник» повествует о двух офицерах Жилине и Костылине. Автор ставит их на равных условиях, как двух военных с похожими судьбами и в оказавшихся в одной ситуации. Но ввиду своего характера и склада личности каждый ведет себя в одних и тех же условиях по-разному. О таком положении дел и рассказывает Лев Толстой.

Жилин и Костыли были участниками сражений за присоединения Кавказа к русским землям. И вот судьба, а точнее по их собственному решению товарищи остаются вдвоем. Таким образом попадают в беду, где Костылин сбежал бросив друга, ружье и бежал прочь, думая лишь о своей жизни. Жилин напротив не кичился своей жизнью и задумал лишь своей смертью принести пользу и убить хоть одного татарина шашкой.

Но судьба не спасла Костылина от плена, где в это время уже находился Жилин. Татары заставляют пленных сразу писать письма на родину, чтобы те высылали огромный денежный выкуп, если же хотят снова увидеть своих родных мужчин. Так Костылин не долго думая пишет письмо в отчий дом, где просит семью выслать 5 тысяч рублей. Жилин наоборот не хочет отсылать письмо, но за невозможностью этого просто пишет неверный адрес своего дома. Жилин понимает, что матушка живет одна и не сможет выслать такую сумму.

В ожидании спасения или смерти Жилин и Костылин вели себя тоже не одинаково, хотя казалось бы в ограниченной обстановке нет шансов реализоваться. Жилин по ночам рыл подкоп, а днем делал кукол для маленькой татарской девочки, которая взамен носила ему лепешки и молоко. Костылин в это время ничего не делал. И вот в день побега оба пленника бегут вместе босиком, в результате чего стирают ноги и Жилину приходится нести на себе ослабевшего напарника. Из-за этого их снова ловят.

Даже после того, как Кавказских пленников ловят Жилин не сдается и продолжает верить в свой побег, Костылин продолжает жить прежней жизнью пленного человека. На помощь храброму и отважному Жилину приходит та самая девочка, которая кормила его в прежнее время. Она спускает в яму длинную палку, по которой мужчина понимается. Он смог добежать до русских, где его ожидала безопасность, а Костылин дождался денег от родных и был выкуплен.

Таким образом читатель напрямую видит героев-антиподов. Жилин храбрый, отважный, честный и решительный молодой человек, который думает не только о себе, но и о родных, о окружающих его людях ни смотря ни на какие обстоятельства, а Костылин эгоистичный, жалкий, трусливый и ленивый.

5 класс

  • Сочинение по картине Комарова Наводнение для 5 класса

    Заяц, в надежде спастись от воды, забрался на ветку свисавшую со старого дерева. Он невероятно напуган. Его темные круглые глазки сверкают от страха. Он прижимается своей желтовато-коричневой шерсткой к стволу

  • Основная идея повести Выстрел Пушкина сочинение

    Одна из самых замечательных повестей А.С. Пушкина это «Выстрел». Писатель и поэт в основном в своих произведениях описывал чувства и жизнь людей того времени

  • Образ и характеристика Евграфа Живаго в Докторе Живаго Пастернака

    «Доктор Живаго» - роман, написанный Борисом Пастернаком в 1955 году (писал он его десять лет). Советские власти не приняли этот роман, и Пастернак был подвержен травле, из-за которой рано умер.

  • В 5-м классе мы начинаем учиться писать сочинения. Первое сочинение в жанре сравнительной характеристики - "Жилин и Костылин" (по рассказу Л.Н. Толстого "Кавказский пленник"). Вместе с ребятами составляем план и вместе пишем вступление. Предствавляю несколько наиболее удачных работ пятиклассников.

    Сочинение

    Жилин и Костылин: сравнительная характеристика героев

    (по рассказу Л.Н. Толстого «Кавказский пленник»)

    План

    1. Вступление

    2. Основная часть

    2.1. Как ведут себя герои в ситуации смертельной опасности? (Встреча с татарами, когда героев берут в плен)

    2.2. Как ведут себя герои, когда с них требуют выкуп?

    2.3. Как ведут себя герои в плену?

    2.4. Как ведут себя герои во время побега?

    2.5. Как сложилась судьба героев?

    3. Заключение.

    3.1. Как воспитать в себе качества, достойные уважения?

    Над этими вопросами заставляет задуматься рассказ Л.Н.Толстого «Кавказский пленник».

    Когда Жилин повстречал татар, он крикнул Костылину: «Неси ружьё!». Но Костылина не оказалось, он сбежал, как последний трус. Тогда Жилин подумал: «Хоть я и один, буду биться до последнего! Не дамся же живой!»

    В плену они ведут себя по-разному. Жилин делал кукол, чинил вещи и думал, как сбежать. Костылин спал и ничего не делал.

    Жилин сразу письмо писать не стал, чтобы не расстраивать родных, ну а Костылин быстро написал письмо и ждал выкуп.

    Жилин пытался найти способ сбежать, а Костылин опустил руки и ждал, когда их спасут. К Жилину жители аула относятся с уважением. Отношение к Жилину гораздо лучше, чем к Костылину, потому что Жилин всем помогал, чинил вещи, мастерил кукол, лечил народ, а не лежал и спал.

    Характеры у этих героев совершенно разные. Жилин упорный, всегда добивается своего и побеждает, он хотел сбежать - он и сбежал первый, а Костылина выкупили еле живым. Я бы подражала Жилину, так как он смелый, достойный уважения, упорный.

    О Костылине мне читать было не очень приятно, он вечно медлил, ленился, а о Жилине мне читать было приятно: он попался в плен ещё раз из- за Костылина, но даже во второй раз он предлагает бежать с ним, не бросает его.

    Люди, попадая в одинаковые обстоятельства, ведут себя по-разному потому, что у них разные характеры. Одни вызывают уважение, потому что даже в трудной ситуации не теряют гордость и достоинство.

    Нужно с детства приучать себя к достоинству, чтобы в трудной ситуации поступить так же, как Жилин.

    Чугунова София, 5"А" класс

    Почему люди, попадая в одинаковые обстоятельства, ведут себя по-разному? Почему одни вызывают у нас уважение, а другие - презрение? Над этими вопросами заставляет задуматься рассказ Л.Н. Толстого «Кавказский пленник».

    «Служили на Кавказе два офицера: Жилин и Костылин», - так начинается рассказ.

    Однажды они выехали из крепости в сопровождении солдат. Тогда было жаркое лето, а обоз шёл очень медленно. Костылин предложил Жилину поехать одним, ведь у него было ружьё.

    Заехав в ущелье, они увидели татар. Костылин забыл в ту же секунду и про друга, и про ружьё и бросился опрометью в крепость. Он не подумал, что Жилин в большой опасности. Костылин даже не захотел попытаться помочь товарищу. Когда Жилин понял, что не сможет уйти от погони, решил, что так просто не сдастся и хоть одного татарина зарубит шашкой.

    Жилина все же пленили. Он уже несколько дней находился в ауле. Татары сразу стали требовать выкуп. Скоро и Костылина привезли в аул. Оказывается, что он уже написал письмо домой, чтобы выслали выкуп - пять тысяч рублей. Жилин же торгуется, потому что он думает о матери, которая не сможет найти таких денег. И адрес на письме он пишет неправильно, так как решил самостоятельно бежать из плена.

    В плену Жилин не раскисал. Он делал кукол для Дины и других детей, чинил часы, «лечил» или ходил по аулу. Жилин высматривал путь к побегу. В сарае делал подкоп. А Костылин "только спал или по целым дням сидел в сарае и считал дни, когда письмо придёт". Для своего спасения он ничего не предпринимал.

    И вот они сбежали. Костлин постоянно жаловался на боль в ногах, одышку, он не думал об осторожности, закричал, хотя знал, что недавно мимо них проехал татарин. Жилин вел себя по-мужски. Он не бежал из плена один, а звал Костылина. Он взвалил себе на плечи ноющего от боли в ногах и усталости Костылина, хотя сам был не в лучшей форме. Эта попытка бегства все же не удалась из-за поведения Костылина.

    В конце концов Жилин спасся из плена. Ему помогла в этом Дина. Костылина же через месяц выкупили чуть живого.

    Вот так разные характеры влияют на судьбу человека. Жилин вызывает у меня уважение за свой сильный характер, смелость, выносливость, умение постоять за себя и за товарища, целеустремленность. Костылин же только презрение из-за своей трусости, лени.

    Мне кажется, качества, достойные уважения, нужно начинать воспитывать с малого, ведь так мы начинаем воспитывать в себе те качества, которыми обладал Жилин!

    Осипова Елизавета, 5"А" класс

    Как воспитать в себе качества, достойные уважения? Почему люди, попадая в одинаковые обстоятельства, ведут себя по-разному? Почему одни вызывают у нас уважение, а другие - презрение? Над этими вопросами заставляет задуматься рассказ Л.Н.Толстого «Кавказский пленник».

    Жилин и Костылин - два офицера, которые служили на Кавказе.

    Костылин, когда увидал татар, показал свою трусость и бросил товарища в беде: «А Костылин, заместо того чтобы подождать, только увидал татар, закатился что есть духу к крепости». Жилин, в отличие от Костылина, проявил себя героически и до конца боролся за свою свободу: « ... не дамся же живой».

    Когда их обоих взяли в плен и начали требовать с них выкуп, Костылин испугался за свою жизнь и сделал все так, как ему сказал хозяин. Жилин не побоялся угроз татар и не хотел платить выкуп, так как планировал сбежать.

    Костылин целыми днями сидел в сарае, ждал денег. Жилин проявил себя как человек умелый и заслуживающий доверие хозяина. Но когда Жилин ходил по аулу, он пытался придумать план побега.

    Когда Жилин предложил Костылину бежать, тот пытался его отговорить, боялся, что их заметят. Жилин по звездам узнает, в какую сторону им идти. Но Костылин долго не протянул, он сдается и говорит товарищу, чтобы тот оставил его. Жилин был не таким человеком, как Костылин, и поэтому не мог бросить товарища в беде. Их заметили татары, « ...схватили, посвязали, посадили на лошадей, повезли».

    Стала жизнь героев еще хуже. Но Жилин даже в такой ситуации продолжал думать о побеге. Когда он предложил это товарищу, Костылин, как мне кажется, совершил единственный человеческий поступок. Он не захотел быть обузой для товарища. Жилин успешно выбрался из плена, «а Костылина, еле живого, только через месяц привезли».

    Каждый человек в одинаковых ситуациях проявляет себя по-разному. Мне кажется, из-за человеческих качеств. Одни люди думают только о себе, как Костылин. Другие, такие как Жилин, думают и о других: « ... не годится товарища бросать».

    Некоторые люди вызывают уважение, потому что они думают не только о себе, но и о других. Они не отчаиваются, а продолжают бороться, как Жилин: « ... не дамся же живой». Другие делают все, что им говорят. И бросают своих товарищей, как Костылин: « А Костылин, заместо того чтобы подождать, только увидал татар, закатился что есть духу к крепости».

    Мне кажется, эти качества воспитываются в семье. Надо преодолевать свои страхи.

    Волков Павел, 5"А" класс

    Почему люди, попадая в одинаковые обстоятельства, ведут себя по-разному? Почему одни вызывают у нас уважение, а другие - презрение? Жилин и Костылин - герои рассказа Л.Н. Толстого, офицеры.

    Жилин при встрече с татарами проявил смелость, бесстрашие и не хотел сдаваться до конца, а Костылин поступил как трус и предатель. Он бросил своего товарища в беде, а сам сбежал.

    Когда с Жилина и Костылина требовали выкуп, наши герои вели себя по-разному. Жилин торговался и не уступал, да к тому же написал неправильный адрес. Он, как настоящий мужчина, рассчитывал только на собственные силы. Костылин же, напротив, не сопротивлялся и написал письмо с просьбой выкупить его за пять тысяч монет.

    В плену Жилин и Костылин проявляют себя по-разному. Жилин старался расположить к себе жителей аула. Он был мастер на все руки: он чинил вещи, мастерил игрушки для детей и многое другое. А Костылин тем временем ничего не делал, спал и ждал выкупа. Жилин верил в себя и надеялся на лучшее, а Костылин показал свою лень, трусость и слабость.

    Во время побега Жилин проявил смелость и преданность по отношению к своему товарищу. Жилин был выносливей, чем Костылин, хоть он и устал, но продолжал идти. Костылин был слабым и нестойким. Поэтому их и поймали.

    Судьба у наших героев сложилась по-разному. Жилин не потерял надежды и совершил второй побег. Этот побег оказался удачным. Костылина выкупили через месяц. Он был еле живой.

    Таким образом, на протяжении всего рассказа Жилин демонстрирует своё мужество и храбрость, а Костылин - лень и трусость.

    Люди, попадая в одинаковые обстоятельства, ведут себя по-разному, потому что не у всех хватает самообладания и силы духа… Кто-то сильнее, кто-то слабее. Мне кажется, все зависит от характера человека. Одни люди вызывают у нас уважение, потому что они совершают хорошие и мужественные поступки, а другие - презрение, потому что они трусливы и проявляют плохие стороны своего характера. Чтобы воспитать в себе качества, достойные уважения, надо стараться преодолевать свои страхи и не боятся иногда рисковать.

    Галкина Татьяна, 5"А" класс

    Самые яркие - те произведения, в которых главные герои абсолютно разные. Именно такие персонажи - основа рассказа Льва Толстого «Кавказский пленник». Действующие лица - Жилин и Костылин. Разные судьбы и характеры у этих мужчин. Быль рассказывает об их жизни в плену у татар и попытке побега. Но путь к свободе тернистый, и в частности потому, что эти два офицера - полная противоположность друг другу.

    Первая встреча товарищей

    События происходят во время войны за Офицер Жилин получил письмо от матери. Она просит вернуться сына. Иван, так зовут мужчину, обдумывает предложение и соглашается. Путешествовать в одиночку было опасно, поэтому солдаты шли колонной. Группа тянулся медленно, и ему в голову стукнула мысль о том, что лучше поехать одному. Будто услышав его мысли, другой офицер, Костылин, предлагает ему продолжить путь вместе.

    Первая Жилина и Костылина очень важна для дальнейшего развития событий. Автор не рассказывает о том, как выглядит главный герой, но дает описание Костылина. Это грубый с Из-за жары с него стекает пот. Убедившись, что он имеет заряженное оружие, и взяв слово держаться вместе, Жилин соглашается на приглашение.

    Засада и неожиданное предательство друга

    Товарищи отправляются. Весь путь лежит через степь, где хорошо видно врага. Но дальше дорога пролегает между двух гор. На этом месте возникает конфликт взглядов. В сцене происходит сравнение Жилина и Костылина по ощущению опасности.

    Два отличных воина по-разному воспринимают ущелье гор. Жилин видит потенциальную угрозу и уверен, что за скалой могут сделать засаду турки. Костылин готов идти вперед, несмотря на возможный риск. Оставив друга снизу, Иван поднимается на гору и видит группу всадников. Враги замечают офицера и скачут навстречу. Жилин кричит Костылину, чтобы тот вытаскивал ружье. Но он, увидев татар, бросается в крепость.

    Сравнительная характеристика Жилина и Костылина будет неполной, если не рассмотреть эту ситуацию детальнее. Первый заботился о безопасности обоих, второй же при сложных обстоятельствах думал только о собственной жизни. Костылин оставил товарища без оружия. Иван долго отбивался, но силы были неравны. Его взяли в плен. Но уже у татар он узнает, что его горе-друг тоже попал в засаду.

    Вторая и нежданная встреча бывших друзей

    Некоторое время мужчина провел в закрытом сарае. Затем его отвели в дом к татарам. Там ему объяснили, что человек, который взял в плен солдата, продал его другому татарину. А тот, в свою очередь, хочет получить за Ивана выкуп в размере 3000 рублей. Офицер, долго не раздумывая, отказался и сказал, что такая сумма ему не по карману. Большее, что он может предложить - 500 золотых. Последнее слово было твердое и непоколебимое. В комнату вводят его товарища.

    И внешность Жилина и Костылина очень отличаются. Второй офицер толстый, босой, измученный, оборванный, на ногах колодка. Жилина не лучше, но в нем еще не угасла жажда борьбы. Новый хозяин ставит Костылина в пример и сообщает, что его примут за выкуп в 5000 рублей.

    Автор показывает, как смиренно он принимает предложение в такую ​​большую цену. Иван же добился того, что плата за его душу составит Но все же понимает, что мать, которая живет на деньги, которые он сам ей отсылает, должна была бы продать все, чтобы освободить сына. Поэтому офицер пишет неправильный адрес, чтобы письмо не дошло. Сравнительная характеристика Жилина и Костылина при установлении суммы выкупа говорит о том, что первый офицер заботится о своей матери, даже если ему угрожает смерть. Костылина не беспокоит, как насобирают деньги на его освобождение.

    Попытка побега от врага

    Проходит время. Лев Толстой живо описывает будни Жилина. Мужчина покоряет сердце дочери хозяина, когда лепит для нее куклы из глины. Приобретает уважение в селе как мастер, и даже через хитрость - как врач. Но каждую ночь, когда снимают кандалы, он роет проход под стеной. Работает он и днем, размышляя о том, в какую сторону ему бежать. Характеристика Жилина и Костылина в плену абсолютно противоположная. Жилин не сидит на месте, в отличие от своего товарища. А тот все время спит или болеет, ожидая, когда пройдет буря, связанная с гибелью одного из воинов татар.

    Одной ночью Жилин решает бежать. Предлагает он это и товарищу по «камере». Костылин относится к этому скептически. Он заявляет, что они не знают дороги и заблудятся ночью. Но аргумент, что из-за смерти татарина им, как русским, могут отомстить, его окончательно убеждает.

    Борьба с собственными возможностями

    Пленные действуют. Пытаясь выбраться, неповоротливый Костылин поднимает шум. Зарычали собаки. Но предусмотрительный Иван долго подкармливал собак. Поэтому быстро успокоил их переполох. Они выбираются из села, но толстяк задыхается и отстает. Очень быстро сдается и просит оставить его.

    Сравнительная характеристика Жилина и Костылина - это соревнования малодушия с силой. Оба устали. Ночь непроглядная, они вынуждены идти почти на ощупь. Плохие сапоги натирают ноги до крови. Костылин раз за разом останавливается и отдыхает. Впоследствии он выбивается из сил и говорит, что не в состоянии продолжить путь.

    Тогда товарищ тянет его на своей спине. Из-за крика от боли Костылина их замечают и выслеживают. До рассвета товарищей поймали и на этот раз бросили в яму. И там портрет Жилина и Костылина противоположный. Жаждущий свободы офицер пытается делать подкоп, но некуда девать землю и камни.

    Все чаще слышны разговоры от врагов о том, что русских нужно убить.

    Финал и воля

    На помощь приходит дочь хозяина. Она опускает в яму шест, по которому, не без помощи друга, Жилин выбирается на гору. Слабый Костылин остается у татар. Убегает он со скованными ногами, но тем не менее добирается до своего войска.

    Через некоторое время выплачивают деньги и за Костылина. Тот возвращается едва живым. На этом заканчивается произведение. Автор не сообщает, что дальше ждёт персонажей с фамилиями Жилин и Костылин. Разные судьбы у героев, первый опирался только на собственные возможности, второй ждал манны небесной. Они - это два полюса, которые руководствуются разными принципами и правилами. Если Жилин упрямый, мужественный и свободолюбивый, то его напарник по несчастью - слабый, ленивый и трусливый.

    Прекрасный сердцем офицер

    Главные персонажи Льва Толстого - Жилин и Костылин. Рассказ этот о двух офицерах. Первый отважно боролся, второй со смирением принимал все, что приготовила ему жизнь. Жилину присуща такая черта, как забота. Думает о старушке-матери, когда просили выкуп, волнуется за судьбу друга, поэтому не оставляет его в селе врагов, за девочку, которая помогла выбраться из ямы.

    Ей приказывает спрятать шест, который она принесла, чтобы Жилин смог подняться. Его сердце полно добра и любви. Офицер полюбил простой, мирный народ татар. Поэтому всячески облегчает их жизнь. Он - символ всего светлого и искреннего в произведении.

    Костылин - герой или антигерой?

    Часто Костылина считают героем отрицательным. Он бросил товарища в беде, отличился ленью и слабостью, навлек на обоих опасность. О малодушии мужчины и говорить нечего, ведь то и дело в его поступках проявляется беспомощность.


    Но на самом ли деле Костылин такой немощный в душе, как снаружи? Где-то глубоко в сердце он отважный и сильный. Хотя частично это граничит с неразумностью. Именно он предложил товарищу отделиться от группы и поскакать первыми. Также был готов идти между гор, даже не убедившись, безопасно ли там. Не меньше мужества нужно было, чтобы решиться на побег, которого он не планировал и к которому не был готов ни физически, ни морально.

    Характеристика Жилина и Костылина - это анализ двух противоположных видов храбрости. Но больше смелости Костылин проявил тогда, когда отказался повторить попытку побега. Более того, как смог, помог выбраться из ямы другу. Он понимал всю свою немощь и не посмел опять подставить товарища. Вот в таких поступках кроется тайна его сущности.

    учитель русского языка и литературы МОУ

    «Лицей №1» р.п.Чамзинка Республики Мордовия

    Печказова Светлана Петровна

    Жилин и Костылин.

    Сравнительная характеристика героев

    рассказа Л.Н.Толстого

    «Кавказский пленник»

    УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 5 КЛАССЕ


    обобщить и систематизировать знание содержания рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник» через сравнительную характеристику главных героев;

    формировать умение анализировать текст художественного произведения;

    развивать умение выразить свои мысли, оценить поступок героя, обобщать, делать выводы;

    учить сжато излагать повествовательный текст;

    развивать коммуникативные навыки, обогащать словарный запас;

    продолжить работу по развитию культуры речи школьников

    развивать навыки сопоставительной характеристики героев;

    воспитывать нравственные качества у учащихся, ответственность за свою судьбу через сопоставительный анализ героев рассказа.


    Человек сам отвечает за свою судьбу.

    Л.Н.Толстой

    Береги честь смолоду, а платье снову.

    Сам погибай, а товарища выручай.

    Пословицы


    Вспомним прочитанное.

    Композиция рассказа «Кавказский пленник»

    действие происходит в 19 веке на Кавказе. Идёт война русских с горцами. Первоначальное знакомство с героями.

    Экспозиция:

    Завязка:

    Развитие действия:

    Кульминация:

    Развязка:

    Эпилог:

    Жилин получает письмо из дома и решается поехать в отпуск. В пути Жилин и Костылин отделяются от обоза.

    Жилин и Костылин попадают в плен. Жизнь в плену у татар. Первый побег.

    Второй побег из плена.

    Жилин оказывается в своей крепости.

    Жилин остался служить на Кавказе, а Костылина через месяц выкупили за 5 тысяч и еле живого привезли в крепость.


    Характеристика литературного героя

    Характер – это …

    совокупность всех психических, духовных свойств человека, проявляющихся в его действиях и поступках.

    Характер героя выражается не только в прямой авторской характеристике, он проявляется в высказываниях героя, в его поведении, в отношении к окружающим, в образе жизни, в обстановке, которая его окружает, в событиях, какие с ним происходят, в его манерах, внешности, речи и т. д.

    Дать характеристику героя– это значит рассмотреть поступки и поведение героя в различных обстоятельствах, показать его внутренний мир.


    Сравнительная характеристика

    Жилина и Костылина

    Почему рассказ Л.Н.толстого называется «Кавказский пленник»,

    ведь пленников двое?

    В плен попадают два офицера,

    но лишь один из них / Костылин / оказался по-настоящему «пленён».

    Другой офицер / Жилин /сумел освободиться,

    именно он – герой рассказа Толстого.

    Сравним характер и поведение Жилина и Костылина,

    т.е.дадим им сравнительную характеристику


    Сравнительная характеристика

    Жилина и Костылина

    Жилин

    Происхождение, род занятий

    Костылин

    Смысл фамилии

    Внешность

    Русские дворянине, офицеры, участники кавказской войны.

    Жилы кровеносные сосуды, сухожилия. Крепкий, выдержанный, жилистый, мускулистый.

    Костыль высокая палка с поперечиной, на которую при хождении опираются хромые люди.

    «Не велик ростом, а удал».

    «Мужчина грузный, толстый, весь красный, а пот с него так и льёт».


    Сравнительная характеристика

    Жилина и Костылина

    Жилин

    Предусмотри-тельность

    Костылин

    Отношение к лошади

    «Надо выехать на гору поглядеть, а то тут, пожалуй, выскочат из-за горы и не увидишь»…

    «Жилин уж наперёд прикормил её (собаку)».

    «Плетью ожаривает лошадь то с того бока, то с другого».

    «Лошадь под Жилиным была охотницкая (купил жеребёнком и сам выездил)».

    «Матушка, вынеси, не зацепись ногой».


    Сравнительная характеристика

    Жилина и Костылина

    Жилин

    Поведение во время встречи с татарами

    Костылин

    «Выхватил шашку, пустил лошадь прямо на красного татарина, думает: «Либо лошадью сомну, либо срублю шашкой».

    «А Костылин, заместо того чтобы подождать, только увидал татар, закатился что есть духу к крепости. Только в пыли видно, как лошадь хвостом вертит».

    Смелый, решительный, готовый скорее умереть, чем сдаться врагам живым.

    Трус, не поддержал товарища.


    Сравнительная характеристика

    Жилина и Костылина

    Жилин

    Поведение в плену

    Костылин

    «Написал письмо, а на письме не так написал, - чтобы не дошло. Сам думает: Я уйду».

    «Костылин ещё раз писал домой, всё ждал присылки денег и скучал. По целым дням сидит в сарае и считает дни, когда письмо придёт; или спит».

    «А сам высматривает, выпытывает, как ему бежать».

    Не унывал, занимался ремеслом, подружился с Диной, приучил собаку, думал, как сбежать, изучал окрестности. аула


    Сравнительная характеристика

    Жилина и Костылина

    Жилин

    Мнение татар о пленниках

    Костылин

    Наблюдательность

    «Джигит»

    «Смирный»

    «Стал Жилин немножко понимать по-ихнему».

    «Встал Жилин, раскопал щелку побольше, стал смотреть».


    Сравнительная характеристика

    Жилина и Костылина

    Жилин

    Поведение во время первого побега

    Костылин

    «Перепрыгивает с камушка на камушек да на звёзды поглядывает».

    «Костылин всё отстаёт да охает».

    Постоянно жалуется на боль, усталость, не может идти дальше, выдаёт себя и Жилина (громко вскрикивает от боли) .

    Знает дорогу, ведёт за собой товарища, помогает ему.

    «Бросать товарища не годится».


    Сравнительная характеристика

    Жилина и Костылина

    Жилин

    Подготовка ко второму побегу

    Костылин

    Выносливость

    Смекалист, находчив: наделал игрушек для Дины, попросил её принести шест для второго побега.

    Непротивление судьбе: «и слышать не хочет» о повторном побеге.

    «Костылин бросил Жилина в беде и ускакал на лошади».

    «…не годится товарища бросать».


    Сравнительная характеристика

    Жилина и Костылина

    Жилин

    Костылин

    Добрый, думает о матери, жалеет её, надеется на себя, обдумывает побег.

    Слабый человек, на себя не надеется, ждёт помощи от матери

    Раскис, упал духом.

    Сумел прижиться в ауле

    Работящий, не может сидеть без дела, мастер-рукодельник. Всем помогает, даже своим врагам – татарам.

    Ему интересны другие люди, любит детей.

    Не принимает других людей, думает лишь о себе, эгоист.

    Великодушный, честный.

    Способен на предательство, трус


    Сравнительная характеристика

    Жилина и Костылина

    Почему так по-разному сложились судьбы героев?

    Какие основные черты характера они проявили?

    Жилин

    Костылин

    Стойкость, жизнелюбие, товарищество, нравственная сила и душевная красота.

    Безволие, предательство, эгоизм, физическая и духовная слабость.


    Сравнительная характеристика

    Жилина и Костылина

    Как вы понимаете слова Л.Н.Толстого:

    «Человек сам отвечает за свою судьбу»?

    Л.Н.Толстой поднимает в рассказе важные нравственные проблемы: о товарищеском долге, доброте и отзывчивости, о верности, дружбе, о храбрости и стойкости. Он славит сильных духом людей, готовых преодолеть любые препятствия, повествует о силе дружбы, которая сближает людей разных национальностей.

    Объясните смысл русских пословиц

    « Береги честь смолоду, а платье снову»,

    «Сам погибай, а товарища выручай »,

    опираясь на прочитанное произведение

    Чему научил вас рассказ

    Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»?


    Чтобы войти в мир, необходимо открыть книгу, а для этого надо подобрать особые «ключи», потому что с них и начинается путь читателя: знакомство с литературными законами, постижение художественной структуры.

    В центре этого мира стоит человек, поэтому особое место в произведении занимают персонажи – действующие лица.

    Образ каждого героя автор создает при помощи особых приемов. Моя задача – научить детей видеть их в тексте, чтобы составить полное впечатление о герое, научить понимать их чувства и мысли. Сравнительная характеристика даст полное представление о них.

    Знания теории литературы помогут ученикам свободно ориентироваться в прочитанном, а это значит, что книга в их руках «заговорит».

    Урок сопровождается презентацией

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Департамент образования Администрации города Ноябрьска

    Муниципальное общеобразовательное учреждение

    «Средняя общеобразовательная образовательная школа №2»

    С углубленным изучением

    Иностранных языков» муниципального образования город Ноябрьск

    Урок по литературе в 5 а классе

    Тема: «Сравнительная характеристика Жилина и Костылина»

    Учитель Швецова Елена Анатольевна

    2011г

    Тема: «Сравнительная характеристика Жилина и Костылина»

    Цель:

    1. Обучать учащихся созданию художественного образа.

    2. Развивать умения сравнивать литературных героев, развивать речевую деятельность учащихся, их воображение.

    3. Воспитывать грамотного читателя.

    Ход урока:

    I. Работа по произведению Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»

    Слайд №1

    Л.Н.Толстой «Кавказский пленник»

    Рисунок

    1. Повторение знаний теории литературы

    Продолжаем разговор о произведении Л.Н.Толстого «Кавказский пленник».

    Воспользуйтесь литературными терминами и не дайте себя запутать.

    а) «Кавказский пленник» - это литературная сказка?

    Нет, это рассказ, потому что данное произведение повествовательное, небольшое по объему, объединенное сюжетом и состоящее из нескольких эпизодов;

    б) Если это повествовательное произведение, значит, присутствует личное повествование? Повествование безличное, потому что разговор в «Кавказском пленнике» идет от лица повествователя;

    в) Я считаю, что в произведении нет сюжета, кругом одни события. А как думаете вы?

    В произведении есть сюжет. Сюжет – это цепь событий;

    г) Эпизод и сюжет - одно и то же?

    Нет, эпизод

    д) Какие группы персонажей есть в рассказе?

    Главные, второстепенные и эпизодические.

    Назовите главных героев.

    Жилин, Костылин и Дина .

    А теперь посмотрите на экран, не ошиблись ли вы.

    Слайд №2

    Рассказ – небольшое повествовательное произведение, объединенное сюжетом и состоящее из одного или нескольких эпизодов.

    Сюжет – это цепь событий, происходящих в произведении.

    Эпизод – одно событие, имеющее начало и конец.

    Слайд №3

    Повествование:

    Личное – от лица героя-рассказчика;

    Безличное – от лица повествователя.

    Слайд №4

    Персонажи:

    Главные ;

    Второстепенные ;

    Эпизодические .

    Вы согласны со своими ответами? (да)

    Оценки за ответ…

    2. Работа над эпиграфом

    Какое историческое событие отражено в рассказе? (Кавказская война)

    Кавказская война 1817 – 1864 г.г. (47 лет) – это война Российской империи с горскими народами Северного Кавказа (чеченцами, дагестанцами, осетинами, татарами). О каком народе идет речь в рассказе? (о татарах).

    Кавказская война - самая продолжительная война.

    Война не сказка об Иване,

    И мы ее не золотим…

    Борис Пастернак.

    Прочитайте эпиграф.

    Почему война не сказка?

    Что значит «мы ее не золотим»?

    Вывод:

    Война – это страшно, больно, жестоко; это потери, смерть, искалеченные судьбы, незаживающие раны.

    Война - цвета пепла, поэтому мы ее «не золотим», ее нельзя приукрасить.

    Для многих война – испытание на прочность, выносливость, человечность.

    В рассказе изображены два офицера.

    На ваш взгляд, какими качествами должен обладать офицер? (офицеру не чужды понятия чести, совести, достоинства; это смелый, мужественный, храбрый человек; он предан своему Отечеству).

    3. Тема урока

    Слайд №4

    а). Приемы составления характеристики героев

    Слайд №3

    Приемы составления характеристики литературных героев:

    Внешние черты (портрет);

    Поступки героя, отношение к другим людям, его чувства, речь;

    Характеристика героя другими действующими лицами

    б). Сравнительная характеристика Жилина и Костылина.

    - Сравним Жилина и Костылина.

    Порой требуются годы, чтобы понять человека, а мы с вами попытаемся узнать героев за урок. Задача не из легких, но вполне разрешима.

    Сравнить, значит, найти общее и различие в их характере.

    Что общего?

    Офицеры, служили на Кавказе, оба попали в плен, оба писали письмо, чтобы прислали выкуп, участвовали в побеге.

    Конечно, это не качества характера, а события, но именно они помогут нам разобраться, кто есть настоящий офицер и настоящий человек.

    Различие:

    I. Портрет

    Найдите в тексте описание героев;

    О каких качествах характера героев узнаем по описанию внешности?

    Жилин – удалой, смелый, отважный.

    Костылин – физически слабый человек.

    Можно ли ограничиться только этим приемом? (нет, может сложиться ошибочное представление о герое).

    II. «Говорящая» фамилия

    Фамилия Жилин – от слова жила (кровеносные сосуды, сухожилия). Наш герой – жилистый человек. Как еще можно сказать? (сухощавый, крепкий, выносливый).

    Фамилия Костылин – от слова костыль. Что такое костыль? (палка, служащая опорой при ходьбе хромым или людям с больными ногами).

    Какой наш герой? (слабый).

    - Какое решение принимает Жилин? Зачитайте. Что характерно для него? (решительность, смелость, способность противостоять врагу; он не из робкого десятка).

    Как себя ведет Костылин? Зачитайте. Что вы о нем думаете? (нарушил уговор – не разъезжаться; ведет себя как трус и предатель).

    IV. В плену

    1. Письмо о выкупе

    Почему Жилин указал в письме неправильный адрес? (он знал, что у матери нет денег)

    Предположим, что он написал письмо. Послала бы мать деньги, несмотря на свою бедность? Да, потому что ничего нет в жизни выше и сильнее материнской любви.

    Жилин способен щадить чувства близких и дорогих ему людей.

    Костылин не одно письмо написал, потому что был трусом, думал только о себе.

    2. Внутреннее состояние героев

    Во время пребывания в плену Жилин знакомится с татарской девочкой Диной. Этот образ не случайный. «Дина» в арабском языке значит «вера».

    Во что верит Жилин? (в собственные силы, в удачу; он сильный духом.)

    Во что верит Костылин? (в выкуп)

    3. Занятия героев

    Жилин:

    Рукодельничает;

    Изучает местность, так как думает о побеге;

    Общается с Диной;

    Лечит людей аула.

    Что скажете о нем? (мастер, умный, хитрый, находчивый; человек дела).

    Костылин:

    Бездействует и стонет.

    Подтвердите сказанное о героях текстом.

    4. Мнение татар о героях.

    Костылин – «смирный».

    V. Побег

    Расскажите об этом.

    Как вели себя герои?

    в). Создание устного высказывания «Сравнительная характеристика Жилина и Костылина»

    (с использованием таблицы, составленной в ходе работы).

    Жилин

    Костылин

    Общее

    Офицеры, служили на Кавказе, оба попали в плен, оба писали письмо, чтобы прислали выкуп, участвовали в побеге.

    Различие

    I. Портрет

    Удалой, выносливый, смелый.

    Физически слабый.

    II. «Говорящая» фамилия

    Жилы – кровеносные сосуды, сухожилия.

    Жилистый, выносливый, крепкий человек.

    Костыль – палка, опора при ходьбе хромым или людям с больными ногами.

    Слабый человек.

    III. Поведение героев во время нападения татар

    Не из робкого десятка, смелый, решительный, способен противостоять врагу.

    Нарушил уговор – не разъезжаться; ведет себя как трус и предатель).

    IV. В плену

    1. Письмо о выкупе

    Способен щадить чувства близких и дорогих ему людей.

    1. Письмо о выкупе

    Трус, думает только о себе.

    2. Внутреннее состояние

    Сильный духом, верит в удачу, собственные силы.

    1. Внутреннее состояние

    Душевно слаб, верит в выкуп.

    3. Занятия

    Мастер, умный, хитрый, находчивый; человек дела .

    3. Занятия

    Бездействует, стонет.

    4. Мнение татар о Жилине

    Жилин завоевал уважение детей и взрослых: «Корош урус», «джигит».

    4. Мнение татар о Костылине

    Костылин – «смирный».

    V. Побег

    Жилин проявляет волю, мужество, находчивость, стойкость, активно борется.

    Костылин – обуза; страдает, проявляет эгоизм, слабость.

    г). Значимость темы

    Надо ли учиться определять качества характера человека или можно обойтись без этого в жизни?

    Это необходимо в жизни, чтобы:

    Различать добро и зло, любовь и ненависть, смелость и трусость;

    Сделать правильный выбор друзей;

    Понимать внутренний мир человека.

    4. Домашнее задание:

    1. Устное высказывание «Встреча с Жилиным и Костылиным»

    Вообразите, что вы пригласили на урок Жилина и Костылина как участников Кавказской войны. О чем бы они могли вам рассказать? О чем бы вы их спросили?

    Подписи к слайдам:

    Л.Н.Толстой «Кавказский пленник»
    Рассказ – небольшое повествовательное произведение, объединенное сюжетом и состоящее из одного или нескольких эпизодовСюжет – это цепь событий, происходящих в произведенииЭпизод – одно событие, имеющее начало и конец
    Приемы характеристики литературных героев:
    Внешние черты (портрет);Поступки героя, отношение к другим людям, его чувства, речь;Характеристика героя другими действующими лицами
    Тема: «Сравнительная характеристика Жилина и Костылина»




    Похожие статьи
     
    Категории