Жизненный путь болконского кратко. Сложный жизненный путь Андрея Болконского

29.06.2020

Лев Николаевич Толстой создавал роман “Война и мир” с 1863 по 1869 год. Первоначально он замышлялся как роман о возвращении декабриста из ссылки в 1856 году, и главным героем должен был быть Петр Иванович Лобадов. В образе Лобадова Толстой хотел показать трагедию героя декабристского восстания, чья эпоха осталась в прошлом и который уже не сможет обрести себя в изменившемся обществе. Но для того, . чтобы достоверно воссоздать события 1825 года, Толстому пришлось вернуться к истории Отечественной войны (как написал в своем дневнике один из декабристов: “...все мы вышли из войны 1812 года...”). Первые главы романа первоначально назывались “1805-й” и рассказывали об истоках войны и о людях, участвовавших в ней. Так появились главные герои произведения, в том числе один из любимых автором - Андрей Болконский.

Важно заметить, что для положительных героев Толстого всегда характерен сложный жизненный путь, полный неверных поступков, ошибок, болезненных поисков своего предназначения в жизни.

Постараемся проследить судьбу Андрея Болконского и пути его нравственных исканий в романе.

Итак, впервые мы встречаем князя Андрея, человека с “усталым, скучающим взглядом”, в светском салоне Анны Павловны Шерер, где собираются все лучшие представители высшего петербургского общества, люди, с которыми впоследствии будет пересекаться судьба героя: “красавица Элен” Курагина и ее брат Анатоль, “главный кутила” Петербурга, Пьер Безухов, внебрачный сын графа Безухова, и другие. Некоторые появляются здесь, чтобы показать себя в свете, другие - чтобы сделать себе карьеру, продвинуться по службе. Совершив обряд приветствия “никому не известной... и не нужной тетушки”, гости собираются, чтобы начать непринужденный светский разговор, и хозяйка салона “преподносит” своим гостям аббата Морио и виконта Мортемара, “как ростбиф на горячем блюде”. Князь Андрей безразличен к этому обществу, он устал от него, “попав в заколдованный круг”, из которого не вырваться, он решает найти свое предназначение на военном поприще, и, оставив жену, которую не любит (“...Никогда не женись... - говорит он Пьеру, - не женись до тех пор... пока ты не перестанешь любить ту женщину, какую ты выбрал...”), отправляется на войну 1805 года, надеясь обрести “свой Тулон”. Здесь очень важно заметить, что, с одной стороны, являясь врагом Наполеона, Болконский в то же время охвачен идеями наполеонизма: перед сражением он признается себе, что готов пожертвовать отцом, сестрой, женой, готов пролить кровь других людей ради своей личной победы, чтобы занять место Кутузова, а потом - “неважно, что будет потом...”.

Когда начинается бой, Болконский хватает знамя и, “волоча его по земле”, бежит впереди солдат, чтобы прославиться, но получает ранение - “как будто палкой по голове”. Открыв глаза, Андрей видит “высокое, бесконечное небо”, кроме которого “ничего, ничего нет и... все пустое, все обман...”, и Наполеон кажется всего лишь маленьким, ничтожным человечком по сравнению с вечностью. С этого момента в душе Болконского начинается освобождение от наполеоновских идей.

Возвращаясь домой, князь Андрей мечтает начать новую жизнь уже не с “маленькой княжной” с “беличьим выражением” лица, а с женщиной, с которой надеется наконец создать единую семью, но не успевает - жена умирает при родах, и упрек, который Андрей прочел на ее лице: “...что же вы сделали со мною?” - всегда будет преследовать его, заставляя чувствовать себя виноватым перед ней.

После смерти княгини Лизы Болконский живет в своем имении в Богучарово, занимаясь устройством хозяйства и разочаровавшись в жизни. Встретившись с Пьером, полным новых идей и стремлений, вступившим в масонское общество и желающим показать, что он “другой, лучший Пьер, чем был раньше”, князь Андрей относится к своему другу с иронией, считая, что “он должен доживать свою жизнь... не тревожась и ничего не желая”. Себя он ощущает потерянным для жизни человеком.

Поехав в Отрадное к графу Ростову по делам, Болконский проезжал по зеленеющему лесу, увидел дуб, который, растопырив сучья, казалось, говорил: “Все одно и то же, и все обман! Нет ни весны, ни солнца, ни счастья...”

Согласившись переночевать в Отрадном, Болконский, подойдя ночью к окну, услышал голос Наташи Ростовой, которая, восхищаясь красотой ночи, хотела “взлететь” к небу.

Возвращаясь обратно и поехав лесом, князь Андрей искал дуб и не находил. Дуб расцвел, покрылся зеленью и, казалось, любовался собой. И в этот момент Андрей решил, что в 31 год жизнь не только не закончена, а, наоборот, лишь начинается. И желание сделать так, чтобы и девочка, которая хотела улететь в небо, и Пьер, и все-все узнали о нем и “чтобы не жили они так независимо от его жизни, чтобы на всех она отражалась...”, охватило его. Вернувшись в Петербург, Андрей поступил на чиновничью службу и занялся созданием законопроектов, сошелся со Сперанским, но вскоре отказался от этой службы, с ужасом для себя поняв, что и здесь, занимаясь вопросами государства, люди руководствуются исключительно своими личными интересами.

Вновь возродиться к жизни помогла Болконскому любовь к Наташе Ростовой, с которой он встретился на балу по случаю наступления 1811 года. Не получив разрешения отца на женитьбу, князь Андрей уехал за границу.

Наступил 1812 год, началась война. Разочаровавшись в любви Наташи после ее измены с Курагиным, Болконский отправился на войну, несмотря на свою клятву больше никогда не служить. В отличие от войны 1805 года, теперь он не искал славы для себя, а желал отомстить французам, “своим врагам ”, за смерть отца, за искалеченные судьбы многих людей. Накануне Бородинского сражения Болконский не сомневался в победе и верил в духовную силу русского народа, который поднялся на защиту Отечества и Москвы. Теперь в Андрее не было того индивидуализма, который был прежде, он ощущал себя частью народа. После смертельного ранения, полученного им на поле боя, Андрей Болконский наконец нашел, по мнению Толстого, ту высшую истину, к которой должен прийти каждый человек, - он пришел к христианскому мировоззрению, понял смысл основополагающих законов бытия, которых раньше не мог постигнуть, и простил своего врага: “Сострадание, любовь к братьям, к любящим, любовь к ненавидящим нас, любовь к врагам, да, та любовь, которую проповедовал бог на земле... и которую я не понимал”.

Итак, постигнув законы высшей, христианской любви, Андрей Болконский умирает. Он умирает потому, что увидел возможность вечной любви, вечной жизни, а “всех любить, всегда жертвовать собой для любви значило - никого не любить, значило - не жить этою земною жизнью...”.

Чем больше князь Андрей отдалялся от женщин, “тем больше разрушалась преграда между жизнью и смертью” и открывался ему путь в новую, вечную жизнь. Мне кажется, что в образе Андрея Болконского, человека противоречивого, способного ошибаться и исправлять свои ошибки, Толстой воплотил свою главную идею о смысле нравственных исканий в жизни любого человека: “Чтобы жить честно, нужно рваться, путаться, биться, ошибаться... а главное - бороться. А спокойствие - душевная подлость”.

Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и опять бросать, и опять начинать, и опять бросать, и вечно бороться и метаться.
А спокойствие душевная подлость.
Л.Н. Толстой

Многие из персонажей романа-эпопеи «Война и мир» долго не могут понять, в чем состоит цель их жизни, поэтому не могут обрести истинного счастья.

К числу таких персонажей можно отнести: Пьера Безухова и . Они находятся в непрестанном поиске смысла жизни, мечтают о деятельности, которая будет полезной народу и окружающим. Именно эти их качества характеризуют их личность, демонстрируя их душевную красоту. Для них жизнь - вечное стремление к правде и добру.

Пьер и Андрей близки не только внутренним миром, но и своей чуждостью миру Курагиных и Шерер. Отслеживая жизнь героев, мы можем заметить, что Толстой проводит героев через полосу смен разочарований и счастья: показывает трудность пути приводящего к осознанию смысла человеческой жизни. Но путей по достижению счастья великое множество, именно поэтому автор показывает нам двух людей: ведь они ставят перед собой абсолютно разные цели, при этом идя к добру и правде каждый своим путем.

Князь Андрей видит себя в лучах славы, мечтает совершать подвиги, превозносит военный дар Наполеона, поэтому собственный «Тулон» — это его цель. При этом он видит славу, как

«любовь к другим, желание сделать для них что-нибудь».

Для достижения цели выбирает служение в рядах действующей армии. Но на поле Аустерлица Андрей понимает, что путь, выбранный им, ложный, что слава - ничто, жизнь - все. Андрей осознает ничтожность мечты и, как следствие, разочарование и душевный кризис. Он совершил подвиг, выбежав со знаменем вперед, но этот поступок не спас бедственного положения: сражение было проиграно, а сам князь тяжело ранен. Перед лицом «вечного,доброго неба» он понимает, что нельзя жить только своей мечтой, надо жить во имя людей, родных и чужих.

«Надо… чтобы не для меня одного меня шла моя жизнь…»,

— думает он.

В сознании Болконского случается перелом, теперь для него Наполеон - не гениальный полководец, не сверхличность, а маленький, ничтожный человечишка. С возвращением домой в Лысые горы, Андрей занимается обыденными делами: воспитывает сына, заботиться о крестьянах. Одновременно с этим она замкнулся в себе, он думает, что он обречен, появление Пьера возвращает его к жизни. И Болконский решает, что

«надо жить, надо любить, надо верить».

В нем вновь пробуждаются жизненные силы: возрождается вера в себя, любовь. Но финальное пробуждение происходит в Отрадном, при встрече с . Он возвращается в общество. Теперь он видит смысл жизни в совместном счастье с любимой Наташей Ростовой.

И вновь крах.

К нему приходит осознание бессмысленности государственной деятельности - он вновь утрачивает взаимосвязь с обществом. Затем происходит разрыв с Наташей - крушение надежд на семейное счастье. Это и приводит его к душевному кризису. Кажется, что нет надежды на преодоление этого состояния.

С началом войны 1812 года, во время человеческих бедствий, смертей и предательств, Андрей находит в себе силы на восстановление. Он понимает, что его личные страдания ничто по сравнению с человеческими страданиями. Он идет сражаться, но не ради славы, а ради жизни, счастья, свободы людей и Отечества.

И именно там в этом хаосе смертей и крови Андрей понимает, в чем заключается его призвание - служить Родине, заботиться о своих солдатах и офицерах. Это чувство долга приводит Андрея на Бородинское поле, где он умирает от полученного ранения.

Перед смертью он принимает и понимает все советы и заветы Марии:

  • Принимает Бога - прощает врага, просит Евангелие;
  • Познает ощущение вечной любви, гармонии.

Свои искания Андрей завершает тем, с чего начал: он обретает славу настоящего героя.
Иным жизненным путем шел Пьер Безухов, но его волновали такие же проблемы, что и Андрея Болконского.

«Для чего жить и что такое я? Что такое жизнь, что смерть?»

— на эти вопросы мучительно искал Пьер ответ.

Пьер ориентируется на идеи Наполеона, защищает проблемы французской революции. Он желает, то

«произвести республику в России, то самому быть Наполеоном».

Сначала он не видит смысла в жизни: поэтому мечется, допускает ошибки. Поиски приводят его к масонам. Впоследствии чего он обретает страстное желание «переродить порочный род человеческий» .Самыми привлекательными идеями ему кажутся идеи «равенства, братства и любви». И вновь неудачи, но он не отрекается от масонов - ведь именно в этом он видит смысл жизни.

«И только теперь, когда я… стараюсь… жить для других, только теперь я понял все счастье жизни».

Этот вывод позволяет ему найти в дальнейшем свой истинный путь. Вскоре Пьер уходит из масонства, разочаровавшись в общественных идеалах. Не обретает и личного счастья. В его жизни наступает полоса разочарований.

И вновь грядет череда ошибок: поездка на Бородино, участие в военных действиях. Он вновь обретает мнимое предназначение - убить Наполеона. И вновь терпит крах: ведь Наполеон недостижим.

В последующем плену он обретает близость с простыми людьми. Он начинает ценить жизнь и маленькие радости. Встреча с Платоном Каратаевым помогла выйти из кризиса: он становится олицетворением «всего русского, доброго и круглого».

Каратаев помогает Пьеру познать новую истину. Пьер чувствует, что обрел гармонию с самим собой. Ему открылась простая истина: жить нужно для удовлетворения простых и естественных потребностей, главными из которых являются любовь и семья.

Приобщение к народу, тесное сближение с ним после освобождения из плена приводит Пьера к декабризму. Одновременно обретает он и счастье. Основное убеждение, вынесенное им из жизненных исканий:

«Пока есть жизнь, есть и счастье».

Итог жизненных исканий Андрей и Пьера один: истинное счастье для человека скрыто в служении народу и Родине. Но Пьер нашел себя в служении народу, а Андрей не обретает себя и его личность погибает.

Андрея Болконского, его духовные искания, эволюция личности описаны на протяжении всего романа Л. Н. Толстого. Для автора важны изменения в сознании и мироощущении героя, ведь, по его мнению, именно это говорит о нравственном здоровье личности. Поэтому все положительные герои «Войны и мира» проходят путь поиска смысла жизни, диалектики души, со всеми разочарованиями, утратой и обретением счастья. На наличие положительного начала в персонаже Толстой указывает тем, что несмотря на жизненные неурядицы герой не теряет достоинства. Таковы Андрей Болконский и Пьер Безухов. Общее и главное в их исканиях то, что герои приходят к мысли единения с народом. Рассмотрим, к чему привели духовные поиски князя Андрея.

Ориентация на идеи Наполеона

Князь Болконский впервые предстает перед читателем в самом начале эпопеи, в салоне Анны Шерер, фрейлины. Перед нами невысокого роста человек, с несколько сухими чертами лица, весьма красивый внешне. Все в его поведении говорит о полной разочарованности жизнью, как духовной, так и семейной. Женившись на красивой эгоистке, Лизе Мейнен, Болконский вскоре утомляется ею и полностью меняет свое отношение к браку. Даже друга Пьера Безухова он заклинает никогда не жениться.

Князь Болконский жаждет чего-то нового, для него постоянные выходы в свет, семейная жизнь - это замкнутый круг, из которого молодой человек норовит вырваться. Каким образом? Уходом на фронт. В этом уникальность романа «Война и мир»: Андрей Болконский, равно как и другие персонажи, их диалектика души, показаны в рамках определенной исторической обстановки.

В начале эпопеи Толстого Андрей Болконский - ярый бонапартист, восхищающийся военным талантом Наполеона, приверженец его идеи обретения власти через воинский подвиг. Болконский хочет заполучить «свой Тулон».

Служба и Аустерлиц

С приходом в армию начитается новая веха исканий молодого князя. Жизненный путь Андрея Болконского сделал решительный разворот в направлении смелых, мужественных поступков. Князь показывает исключительный талант в офицерстве, он проявляет смелость, доблесть и мужество.

Даже мельчайшими деталями Толстой подчеркивает, что Болконский сделал правильный выбор: лицо его стало другим, перестало выражать усталость от всего, исчезли напускные жесты и манеры. У молодого человека не было времени думать над тем, как себя правильно повести, он стал настоящим.

О том, какой Андрей Болконский талантливый адъютант, делает отметку сам Кутузов: великий полководец пишет отцу молодого человека письмо, где отмечает, что князь делает исключительные успехи. Все победы и поражения Андрей воспринимает близко к сердцу: искренне радуется и с болью в душе переживает. Он видит в Бонапарте врага, но в то же время продолжает восхищаться гением полководца. Он все еще мечтает о «своем Тулоне». Андрей Болконский в романе «Война и мир» - выразитель авторского отношения к выдающимся личностям, именно из его уст читатель узнает о важнейших сражениях.

Центром этого этапа жизненного пути князя является Проявивший высокий героизм, тяжело раненный, лежит он на поле битвы и видит бездонное небо. Тогда к Андрею приходит осознание того, что он должен пересмотреть жизненные приоритеты, обратиться к жене, которую презирал и унижал своим поведением. Да и некогда кумир, Наполеон, видится ему ничтожным человечишкой. Бонапарт по достоинству оценил подвиг молодого офицера, только вот Болконскому было все равно. Он мечтает только о тихом счастье и безупречной семейной жизни. Андрей решает окончить воинскую карьеру и вернуться домой, к жене, в

Решение жить для себя и близких

Судьба готовит Болконскому еще один тяжелый удар. В родах умирает жена, Лиза. Она оставляет Андрею сына. Князь не успел попросить прощения, ведь приехал слишком поздно, он мучим чувством вины. Жизненный путь Андрея Болконского далее - это забота о своих близких.

Воспитание сына, строительство имения, помощь отцу в формировании рядов ополчения - вот на данном этапе его жизненные приоритеты. Андрей Болконский живет в уединении, что позволяет ему сосредоточиться на своем духовном мире и поиске смысла жизни.

Проявляются прогрессивные взгляды молодого князя: он улучшает жизнь своих крепостных (заменяет барщину оброком), тремстам человекам дает статус Все же пока еще он далек от принятия чувства единения с простым народом: то и дело проскальзывают в его речи мысли о пренебрежении к крестьянству и простым солдатам.

Судьбоносная беседа с Пьером

Жизненный путь Андрея Болконского переходит в другую плоскость во время визита Пьера Безухова. Читатель сразу отмечает родство душ молодых людей. Пьер, находящийся в состоянии душевного подъема из-за проведенных в своих имениях реформ, заражает энтузиазмом и Андрея.

Молодые люди долго обсуждают принципы и смысл изменений в жизни крестьянства. С чем-то Андрей не согласен, наиболее либеральные взгляды Пьера на крепостных он не принимает вообще. Однако практика показала, что, в отличие от Безухова, Болконский сумел реально облегчить жизнь своих крестьян. Все благодаря его деятельной натуре и практичному взгляду на крепостной строй.

Все же встреча с Пьером помогла князю Андрею хорошо вникнуть в свой внутренний мир, начать движение к преобразованиям души.

Возрождение к новой жизни

Глоток свежего воздуха, изменение взглядов на жизнь произвела встреча с Наташей Ростовой - главной героиней романа «Война и мир». Андрей Болконский по делам обретения земель посещает имение Ростовых в Отрадном. Там он подмечает спокойную, уютную атмосферу в семействе. Наташа такая чистая, непосредственная, настоящая... Она повстречалась ему звездной ночью во время первого в своей жизни бала и тут же завладела сердцем молодого князя.

Андрей как бы рождается заново: понимает то, о чем ему говорил когда-то Пьер: нужно жить не только для себя и своей семьи, необходимо быть полезным всему обществу. Именно поэтому Болконский едет в Петербург, чтобы внести свои предложения в военный устав.

Осознание бессмысленности "государственной деятельности"

К сожалению, встретиться с государем у Андрея не получилось, он был направлен к Аракчееву, человеку беспринципному и глупому. Конечно, он не принял идеи молодого князя. Однако произошла еще одна встреча, повлиявшая на мировоззрение Болконского. Речь идет о Сперанском. Он увидел в юноше хороший потенциал для государственной службы. В итоге Болконского назначают на должность, связанную с составлением Кроме того, Андрей возглавляет комиссию по составлению законов военного времени.

Но вскоре к Болконскому приходит разочарование службой: формальный подход к работе не удовлетворяет Андрея. Он чувствует, что здесь выполняет никому не нужную работу, реальной помощи он никому не окажет. Все чаще Болконский вспоминает жизнь в деревне, где он был действительно полезным.

Изначально восхитившись Сперанским, Андрей теперь увидел притворство и неестественность. Все чаще Болконского посещают мысли о праздности петербургской жизни и отсутствии всякого смысла в своей службе стране.

Разрыв с Наташей

Наташа Ростова и Андрей Болконский были весьма красивой парой, однако им не суждено было пожениться. Девушка дала ему желание жить, творить что-то на благо страны, мечтать о счастливом будущем. Она стала музой Андрея. Наташа выгодно отличалась от других девушек петербургского общества: она была чиста, искренна, ее поступки шли от сердца, они были лишены всякого расчета. Девушка искренне любила Болконского, а не просто видела в нем выгодную партию.

Болконский совершает роковую ошибку, отложив свадьбу с Наташей на целый год: это спровоцировало ее увлеченность Анатолем Курагиным. Молодой князь не смог простить девушку. Наташа Ростова и Андрей Болконский разрывают помолвку. Виной всему - чрезмерная гордость князя, нежелание услышать и понять Наташу. Он опять такой же эгоцентричный, каким читатель наблюдал Андрея в начале романа.

Окончательный перелом в сознании - Бородино

Именно с таким тяжелым сердцем вступает Болконский в 1812 год, переломный для Отечества. Изначально он жаждет мести: мечтает встретить среди военных Анатоля Курагина и отомстить за свой несостоявшийся брак, вызвав его на дуэль. Но постепенно жизненный путь Андрея Болконского в очередной раз меняется: стимулом к этому послужило виденье трагедии народа.

Кутузов доверяет молодому офицеру командование полком. Князь полностью отдается своей службе - теперь это для него дело всей жизни, он настолько сроднился с солдатами, что они называют его «наш князь».

Наконец, наступает день апофеоза Отечественной войны и исканий Андрея Болконского - Бородинское сражение. Примечательно, что свое виденье этого великого исторического события и нелепости войн Л. Толстой вкладывает в уста князя Андрея. Он размышляет о бессмысленности стольких жертв ради победы.

Читатель видит здесь Болконского, прошедшего тяжелый жизненный путь: разочарования, смерти близких, предательство, сближение с простым народом. Он чувствует, что слишком многое теперь понимает и осознает, можно сказать, предвещает свою гибель: «Я вижу, что стал понимать слишком много. А не годится человеку вкушать от древа добра и зла».

Действительно, Болконский получает смертельное ранение и среди других солдат попадает на попечение в дом Ростовых.

Князь чувствует приближение смерти, он долго размышляет о Наташе, понимает ее, «видит душу», мечтает встретиться с любимой, попросить прощения. Он признается девушке в любви и умирает.

Образ Андрея Болконского - пример высокой чести, верности долгу Родине и людям.

ПРОЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРЕ НА I КУРСЕ «ПУТЬ ИДЕЙНО-НРАВСТВЕННЫХ ИСКАНИЙ КНЯЗЯ АНДРЕЯ БОЛКОНСКОГО»

Цель: проследить путь идейных исканий князя Андрея Болконского, составить схему опорных положений.

Задачи:

1. Проанализировать период жизни князя Андрея с момента разрыва с Наташей до его смерти;

2. Отметить роль лирического отступления автора в передаче духовных переживаний лирического героя – отрывок наизусть Ч III, гл. 1, том 2.

II. Построение схемы.

1. Стремясь вырваться из заколдованного круга светской жизни, князь Андрей мечтает о личной славе в воинском подвиге.

2-4 Участие в Шенграбенском сражении (18050, несправедливая оценка подвига батареи капитана Тушина высшим военным начальством, подвиг самого князя Андрея на поле Аустерлица и тяжелое ранение – все это приводит его к разочарованию в своих мечтах о славе.

4-7. Он пытается обрести смысл жизни – в гражданской деятельности (работа в комиссии Сперанского), однако разговор с Аракчеевым и собственные наблюдения убеждают его, что и на этом поприще нет высокой гражданской цели.

Пересказ – анализ. Том 3, ч I, гл. 8.

1. Что приводит князя Андрея на войну 1812 года?

Князь Андрей считает необходимым вызвать Анатоля Курагина на дуэль, не подав к ней нового повода, чтобы не компрометировать Наташу. Едут в армию в надежде встретить там Курагина и, подав повод к дуэли, вызвать его.

2. Каково настроение князя Андрея в армии? В чем проявляется его единение с народом? Том 3, ч 2, гл. 24, 25.

Ч II, гл. 24 Князь Андрей в Князькове. Размышления о жизни. Приезд Пьера.

Ему ясно представляются три главных горя его жизни: его любовь к женщине, смерть отца и французская нашествие, захватившее половину России. Он живо представлял отсутствие себя в этой жизни. Возможность смерти показалась ему чем – то страшным и угрожающим.

Ч II, 25. Беседа Пьера с Андреем и офицерами его полка. Вывод Пьера о скрытой теплоте патриотизма.

Князя Андрея солдаты и офицеры полка называют ласково «наш князь». Андрей уверен, что успех зависит ни от распоряжения штабов, ни от позиции, ни от вооружения, ни даже от числа. Он зависит от чувства, которое есть в каждом солдате. Сражение выигрывает тот, кто твердо решил его выиграть. Поэтому князь Андрей служит не в штабе, а в полку вместе с солдатами и офицерами, т.к. все будет зависеть именно от них. Уверен, что если бы не было великодушия на войне, не было бы и войны, война не любезность, а самое гадкое дело в жизни. Надо понимать это и не играть в войну.

3. В следствие чего происходит примирение князя Андрея с жизнью, людьми и самим собой? Ч II, гл. 36-37.

Ч II, гл. 36. Полк князя Андрея в резерве. Понятие князя Андрея.

В двух шагах от Андрея упало ядро, он понял, что это смерть и новым завистливым взглядом посмотрел вокруг. «Я не хочу умирать, я люблю жизнь». Осколком разорвавшейся гранаты его ранило в живот.

Ч II, гл. 37. Князь Андрей и Анатоль Курагин в палатке для раненных. Примирение князя Андрея с людьми.

Князь Андрей встречает раненого, которому только что отрезали ногу. В нем он узнает Анатоля. Он вспомнил все, что было между ним и Курагиным, и восторженная жалость и любовь к этому человеку наполнили его счастливое сердце. Любовь, которую проповедовал Бог на земле, которой его учила княжна Марья – теперь были доступны его пониманию.

11-12. Только на Бородинском поле он, наконец, понимает, что смысл бытия – в единении с народом, в борьбе за свободу и счастье Родины.

Смертельное ранение приводит его к идее смирения и всепрощения.

12 – 15. Есть основания полагать, что если б автор оставил своего героя живым, то он был бы одним из тех, кто в 1825 году вышел бы на Сенатскую площадь в Петербурге.

Опорные положения темы:

«Путь идейно-нравственных исканий князя Андрея Болконского».


III. Чтение отрывка наизусть

(том 2, ч III, гл. 1.) Том 1, ч 3, гл. 1-2; Том 2, ч 2, гл. 1-5, 10; ч 3, гл. 7-11; ч 5, гл. 1; ч 4, гл. 12-12, 15-20.

IV. Домашнее задание.

Том 3, ч 3, гл. 8 -11, 27-29, 34; Том 4, ч 1, гл. 9-13, ч. 2, гл. 11-14, ч 3, гл. 12-15

Образ Пьера Безухова.

Том 1, ч III, гл. 1-2 (женитьбы на Элен)

Том 2, ч II, гл. 1-5 (встреча с Баздеевым масонство)

гл. 10 (поездка по имениям)

ч III, гл. 7 – 11 (во главе масонства, сомнения, дневник)

ч IV, гл. 1

Том 3, ч I, гл. 19 (предназначение из Апокалипсиса)

ч III, гл. 8 – 11 (по дороге в Можайск)

гл. 27-29 (в оставленной Москве)

гл. 34 (спасение ребенка на пожаре, пленение)

Том 4, ч I, гл. 9-13 (плен, встреча с Платоном Каратаевым)

ч II, гл. 11 -14 (плен)

ч III, гл. 12-15 (каратаевщина)

ч IV, гл. 12 – 13 (свобода, болезнь, в Орле)

15 – 20 (Пьер – Наташа).

Жизненный путь Андрея Болконского

Личные судьбы и характеры героев освещаются в «Войне и мире» в связи с историческими процессами, в сложной системе связей и взаимоотношений в обстановке мирной и военной жизни.

Раскрыть внутренний мир человека, показать его подлинную сущность является для Л. Н. Толстого первостепенной художественной задачей. «Для художника, - говорит Толстой, - не должно быть героев, а должны быть люди».

Андрей Болконский с первых страниц романа выделяется как выдающийся человек своего времени. Толстой характеризует его как человека сильной воли и исключительных способностей умеющего обращаться с разными людьми, обладающего необыкновенной памятью, начитанностью. Его отличала особенная способность работать и учиться.

В начале романа помыслы Андрея Болконского состояли в достижении славы через воинский подвиг. В Шенграбенском сражении Андрей Болконский проявил мужество и храбрость.

«Над ним не было ничего уже, кроме неба, - высокого неба, не" ясного, но все-таки неизмеримо высокого, с тихо ползущими по нему серы-"; ми облаками». И Андрею показались незначительными мечты о славе. Когда перед ним остановился Наполеон и сказал: «Вот прекрасная смерть», Болконскому, напротив хотелось жить. «Да и все казалось так бесполезно и ничтожно в сравнении с. тем строгим и величественным строем мысли, который вызывали в нем ослабление сил от истекшей крови, страдание и близкое ожидание смерти. Глядя в глаза Наполеону, князь Андрей думал о ничтожности величия, о ничтожности жизни, которой никто не мог понять значения, и о еще большем ничтожестве смерти, смысл которой никто не мог понять и объяснить живущим». Андрей переоценивает свои взгляды. Он хочет тихой семейной жизни.

Князь Андрей вернулся из плена в Лысые Горы. Но судьба преподносит ему тяжелый удар: его жена умирает во время родов. Болконский испытывает душевный кризис. Он считает, что жизнь его кончена. Именно в этот период он временно пришел к ложной теории оправдания жестокости устройства жизни и к идее отрицания любви, добра. В споре с Пьером Безуховым он выражает эти мысли. Автор показывает, что под влиянием Пьера «... что-то давно заснувшее, что-то лучшее, что было в нем, вдруг радостно и молодо проснулось в его душе».

Мысль о том, что он может воскреснуть к новой жизни, любви, деятельности, неприятна ему. Поэтому, увидев на краю дороги старый корявый дуб, как будто не желающий расцветать и покрываться новыми листьями, князь Андрей грустно соглашается с ним: «Да, он прав, тысячу раз прав этот дуб... пускай другие, молодые вновь поддаются на этот обман, а мы знаем жизнь, - наша жизнь кончена!» Ему тридцать один год, и все еще впереди, но он искренне убежден, что должен доживать свою жизнь, ничего не желая.

Когда он приехал по делам в имение Ростовых в Отрадное и увидел Наташу, его только встревожила ее неистребимая жажда жизни. «Чему она так рада?.. И чем она счастлива?-думал князь Андрей. Но после этой встречи князь Андрей иными глазами смотрит вокруг себя. - и старый дуб теперь подсказывает ему совсем другое». «Да где он?- подумал опять князь Андрей, глядя на левую сторону дороги и, сам того не зная,... любовался тем дубом, которого он искал... Ни корявых пальцев, ни боля-. чек, ни старого горя и недоверия - ничего не было видно».

Теперь, воскреснув духовно, он ждет новой любви. И она приходит. В его судьбу входит Наташа. Они встретились на балу, первом в ее жизни. «Князь Андрей, как все люди, выросшие в свете, любил встречать в свете то, что не имело на себе общего светского отпечатка. И такова была Наташа, с ее удивлением, радостью, и робостью, и даже ошибками во французском языке». Слушая пение Наташи, «почувствовал неожиданно, что к его горлу подступают слезы, возможность которых он не знал за собой...». Князь Андрей в это время говорит Пьеру: «Никогда, не испытывал ничего подобного... - Я не жил прежде, теперь только я живу...»

отложить свадьбу на год, съездить за границу, полечиться. Князь Андрей оказался слишком рассудочен, - он выбрал эту девушку, с этим радостно-счастливым оживлением, с этой жаждой жизни, понимавшую его, как никто до сих Пор, - и он не понял ее, что ей очень тяжело. Он много думал о своей любви и мало - о том, что чувствует она.

Узнав о ее увлечении Курагиным, он не может ее простить. Отказавшись простить, он опять думает только о себе. Так он остался один, со своим тайным горем и со своей гордостью, а тем временем наступил новый 1812 г., и в небе стоит странная яркая комета, предвещающая беду, - комета 1812 года.

Решающую роль в процессе внутреннего развития Андрея Болконского играет участие в общена- родной борьбе с врагом отечества. Жизненный путь Андрея Болконского тесно связан с жизнью армии, которая научила его понимать и любить простых людей. С самого начала Отечественной войны Болконский был в армии и отказался служить «при особе государя», считая, что только в рядах армии «можно служить с уверенностью, что ты полезен». Как офицер, «он весь был предан делам своего полка, он был заботлив о своих людях. В полку его называли наш князь, им гордились, его любили».

После ранения в Бородинском сражении, при эвакуации Москвы раненый Андрей Болконский попадает в обоз Ростовых. В Мытищах происходит его встреча с Наташей.

Вей судьба Андрея Болконского связана с событиями общенародной жизни. Размышления Андрея " Болконского и его деятельность характеризуют его как истинного патриота и человека высоких моральных качеств, он ненавидит людей лживых, лицемерных, корыстолюбивых и карьеристов. Его жизнь и взгляды полностью включены в систему событий изображаемой исторической эпохи.



Похожие статьи
 
Категории