Значение слова фонограмма. Что такое фонограмма: тонкости и нюансы

28.02.2019

Фонограмма - это запись звука для сохранения на носителе (в переводе с греческого - звуковая запись). Нужно помнить о различии в определении законодательства об авторских и смежных правах. Здесь фонограммой рассматривается любая звуковая запись исполнения и других звуков. То есть существуют различия между звуковой записью на компакт-кассете и записью звуков для видеоклипа , где последняя выступает неотъемлемой его частью. Они будут охраняться по-разному.

Фонограммы классифицируются, учитывая вид и характеристики сохраняемой информации, принцип записи. За видом сигнала фонограммы делятся на аналоговые и цифровые. За характеристикой записанной информации рассматривается наличие в фонограмме сведений о размещении в пространстве звуковых источников. Соответственно с этим происходит различие фонограмм:

" монографических (по одному каналу записи, без информации о пространственном размещении);

" стереофонических (с двумя каналами записи), стереосистемы с отдельным каналом для низких частот;

" многоканальных.

Учитывая принцип записи, существует классификация следующих видов фонограмм:

" фонографических (на пленке);

" магнитных (на магнитной ленте);

" механических (на грампластинке);

" оптических (на Аudio, DVD - Audio, SACD);

" электронных (на гибком, жестком магнитном диске, кассете для стримеров, оптическом диске, полупроводниковом флеш-носителе).

Под фонограммным исполнением подразумевается использование записанного отдельно звучания одновременно с синхронными движениями солиста. Различают музыкальную "минусовку " (запись аккомпанимента) и "плюсовку" (запись аккомпанимента и голоса вокалиста).

Фонограмма используется артистами театра, когда вокальная партия исполняется актером, не участвующим в остальной части роли. Еще применение фонограммы певцами уместно на сборном концерте, на котором отсутствует время и возможность настраивать оборудование. А для создания иллюзии живого звука вместе с "плюсовкой" исполнителю включают микрофон для разговора со зрителями во время проигрыша.

Относительно запретов на использование фонограмм. Исполнение песен под фонограмму некоторыми исполнителями часто становится предметом для критики. Приверженцы "живого" звука настаивают на том, что зрители, заплатившие за билет, имеют право слушать певца без фонограммы.

С января 2007 года Московская Городская Дума за инициативой депутатов В. Платонова и А. Ковалева приняла закон о том, что посетители концерта должны быть обязательно информированы об использовании певцами фонограммы.

В августе 2005 года в Туркменистане исполнение под фонограмму на выступлениях было запрещено.

На Евровидении запрещается использовать фонограмму голоса, но разрешается "минусовка".

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Понятие фонограммы в праве

В 2005 году в Туркменистане было запрещено исполнять под фонограмму при выступлениях артистов.

Напишите отзыв о статье "Фонограмма"

Примечания

См. также

Литература:

  1. ГОСТ 13699-91. Запись и воспроизведение информации. Термины и определения.
  2. ГОСТ 7.68-95. Фоно- и видеодокументы. Общие технические требования к архивному хранению.
  3. ГОСТ 20492-87. Кассета магнитофонная. Общие технические условия.
  4. ГОСТ 27667-88. Система цифровая звуковая "Компакт-диск". Параметры.

Отрывок, характеризующий Фонограмма

Лемарруа (Le Marierois) с грозным письмом Бонапарта только что прискакал к Мюрату, и пристыженный Мюрат, желая загладить свою ошибку, тотчас же двинул свои войска на центр и в обход обоих флангов, надеясь еще до вечера и до прибытия императора раздавить ничтожный, стоявший перед ним, отряд.
«Началось! Вот оно!» думал князь Андрей, чувствуя, как кровь чаще начинала приливать к его сердцу. «Но где же? Как же выразится мой Тулон?» думал он.
Проезжая между тех же рот, которые ели кашу и пили водку четверть часа тому назад, он везде видел одни и те же быстрые движения строившихся и разбиравших ружья солдат, и на всех лицах узнавал он то чувство оживления, которое было в его сердце. «Началось! Вот оно! Страшно и весело!» говорило лицо каждого солдата и офицера.
Не доехав еще до строившегося укрепления, он увидел в вечернем свете пасмурного осеннего дня подвигавшихся ему навстречу верховых. Передовой, в бурке и картузе со смушками, ехал на белой лошади. Это был князь Багратион. Князь Андрей остановился, ожидая его. Князь Багратион приостановил свою лошадь и, узнав князя Андрея, кивнул ему головой. Он продолжал смотреть вперед в то время, как князь Андрей говорил ему то, что он видел.
Выражение: «началось! вот оно!» было даже и на крепком карем лице князя Багратиона с полузакрытыми, мутными, как будто невыспавшимися глазами. Князь Андрей с беспокойным любопытством вглядывался в это неподвижное лицо, и ему хотелось знать, думает ли и чувствует, и что думает, что чувствует этот человек в эту минуту? «Есть ли вообще что нибудь там, за этим неподвижным лицом?» спрашивал себя князь Андрей, глядя на него. Князь Багратион наклонил голову, в знак согласия на слова князя Андрея, и сказал: «Хорошо», с таким выражением, как будто всё то, что происходило и что ему сообщали, было именно то, что он уже предвидел. Князь Андрей, запихавшись от быстроты езды, говорил быстро. Князь Багратион произносил слова с своим восточным акцентом особенно медленно, как бы внушая, что торопиться некуда. Он тронул, однако, рысью свою лошадь по направлению к батарее Тушина. Князь Андрей вместе с свитой поехал за ним. За князем Багратионом ехали: свитский офицер, личный адъютант князя, Жерков, ординарец, дежурный штаб офицер на энглизированной красивой лошади и статский чиновник, аудитор, который из любопытства попросился ехать в сражение. Аудитор, полный мужчина с полным лицом, с наивною улыбкой радости оглядывался вокруг, трясясь на своей лошади, представляя странный вид в своей камлотовой шинели на фурштатском седле среди гусар, казаков и адъютантов.
– Вот хочет сраженье посмотреть, – сказал Жерков Болконскому, указывая на аудитора, – да под ложечкой уж заболело.

О том, какие минусовки бывают и какую все-таки выбрать в зависимости от ваших задач.

Оригинальная (ориг, original)

Минусовая фонограмма, любезно предоставленная студией, или, что чаще, украденная со студии, на которой производилась оригинальная запись. Такая минусовка, как и любая другая, может иметь разное качество звучания (битрейт). 320 kbps — наивысшее качество mp3 файла, но иногда оно таковым только притворяется (о том, как отличать качество минусовки на слух, будет отдельная статья).

Задавка (задав)

В реальности, это оригинальный трек, в котором, по специальной методике, попытались задавить вокал (по частотам). Эти действия можно проводить вручную в секвенсоре (музыкальной компьютерной программе) или воспользоваться онлайн-сервисами, например таким . По возможности, такой тип минусовки лучше не использовать, или использовать только для репетиций.

Нарезка (нарез)

В некоторых песнях есть гармоническая последовательность, которая постоянно повторяется. Чаще всего, из таких треков можно попытаться сделать нарезку. Для этого вырезаются части песни без вокала и склеиваются между собой. При этом количество тактов подгоняется под мелодию и длину текста. Нарезка получается качественной по звучанию, но не всегда получается сделать естественными стыки между фрагментами. Для некоторых целей такой вид минусовки может пригодиться, например, для любительского исполнения на свадьбе или корпоративе.

Мастер (master)

Это минусовка может напоминать оригинальную, а может звучать совершенно иначе, потому что она написана с нуля другими музыкантами и в другой студии. Чаще всего, имеет отличное качество и подходит для студийных записей и выступлений. Главное, чтобы нравилось исполнение и вам было удобно петь.

Кастом минусовка в процессе редактирования

Кастом (custom)

Такие минусовки предлагает сайт http://karaoke-version.co.uk в специальном разделе “Custom Backing Track”. Эта минусовка позволяет заглушать (mute) отдельные дорожки любых инструментов, оставляя только те, которые вам нужны. Например, если у вас дуэт (вокал + гитара), то вы можете вырезать вокал и гитару, и выступать под остальной аккомпанемент. Среди кавер-групп сейчас модно играть поверх некоторых прописанных инструментов (особенно электронных). Такие исполнения мощно и плотно звучат в клубах.

Пример таких исполнений:

PartyRock Band — We Found Love

Где найти все эти виды минусовок? Об этом мы писали в статье .

Фонограмма (греч. рпопе - звук и ^гатта - черта, бук­ва, написание) - документ, представляющий собой матери­альный носитель с записанными на нем звуковыми колеба­ниями (речь, музыка или условный сигнал).

В зависимости от системы звукозаписи различают фото­графические, магнитные и оптические фонограммы (ФН). В зависимости от формы носителя различают магнитные ФН на ленте, магнитные видеофонограммы в кассете, оптиче­ские ФН на диске.

В системах фотографической и магнитной записи звука применяют ленточные носители в виде кинопленки и маг­нитной ленты, и при их использовании развертка записыва­емого электрического звукового сигнала производится в на­правлении длины носителя. В первом случае ФН располага­ется в направлении длины ленты в виде фотографического


Глава 18. Кинофотофонодокумент

следа переменной ширины или переменной плотности, а во втором - магнитного следа переменной намагниченности.

Фотографические ФН используют в фильмокопиях звуко­вых кинофильмов. Движение кинопленки при записи и фоно­граммы при воспроизведении происходит со стандартной скоро­стью 456 мм/с /35 мм/, 183 мм/с /16 мм/ и 91 мм/с /8 мм/.

Магнитные ФН широко используют для передачи звука на радио, телевидении, в бытовых магнитофонах. Магнитные ФН - наиболее распространенный вид фонограмм.

Магнитная фонограмма - лента с записью звука. Она основана на способности ферромагнитных материалов намаг­ничиваться в результате воздействия на них переменного магнитного поля и сохранять остаточную намагниченность. Ферромагнитные материалы представляют собой окиси ме­таллов (например, обыкновенная ржавчина) и используются в магнитной записи в виде мелкозернистого порошка, нано­симого в смеси с клеящим веществом на пластмассовую ос­нову. Таким образом, на ленте образуется рабочий слой, ко­торый и обеспечивает магнитную запись.

Выражение «магнитная запись звука» и «воспроизведе­ние магнитной записи звука», принятые в обиходе, неточно характеризуют принцип записи и воспроизведения, посколь­ку на ленту записывается не непосредственно звук, а элект­рические сигналы, поступающие от микрофона в результате преобразования звуковых колебаний воздуха в электриче­ский ток. При воспроизведении происходит обратное явле­ние. Электрические сигналы, усиленные до необходимой мощ­ности, преобразуются громкоговорителем в механические колебания воздуха с частотой звука.

В зависимости от направления действия записывающего магнитного поля на рабочий слой ленты различают два вида магнитных ФН: продольную и перпендикулярную. Продоль­ная ФН образуется при действии намагничивающегося, из­меняющегося узкого магнитного поля звукового сигнала в направлении длины движущегося магнитного носителя, а перпендикулярная ФН получается при действии записыва­ющего поля перпендикулярно поверхности движущейся маг­нитной ленты и обусловливает изменения остаточной намаг-



Глава 18. Кинофотофонодокумснт

ниченности по длине последней по закону записываемого сигнала.

На практике используется преимущественно продольная ФН, которая представляет собой документ на неперфориро-ванной магнитной ленте шириной 6,25 мм (катушечные магнитофоны) или на перфорированном ленточном носите­ле шириной 35 мм (при студийной синхронной магнитной записи звука в процессе съемки кинофильма).

Для намотки магнитной ленты в катушечных магнито­фонах выпускаются катушки нескольких типоразмеров: 10, 13, 15, 18, 22 см (номер катушки указывает на ее диаметр). Чем тоньше лента, тем продолжительнее время звучания.

Магнитные ленты, применяемые в кассетных магнитофо­нах, имеют ширину 3,81 мм и толщину 12 и 18 мкм. Лента толщиной 18 мкм непрерывно звучит по 30 минут с каждой стороны, толщиной 12 мкм - по 45 минут.

Кассеты, выпускаемые у нас в стране, имеют обозначение: МК-60, МК-90; зарубежные - С-60, С-90, С-120. Цифры ука­зывают на длительность звучания на обеих сторонах кассе­ты в минутах. Длина магнитной ленты в кассетах МК-60 и МК-90 соответственно 90 и 135 см.

Выпускаются магнитофонные записи различного целево­го назначения: звукозапись, видеозапись, точная магнито­фонная запись и др. Каждая из типов магнитных лент име­ет свое буквенное обозначение: тип А предназначен для зву­козаписи, тип Б - для бытовой аппаратуры, тип Р - для радиовещания.

Магнитные ленты наматываются на кассету (бобину), на нерабочей стороне которой указывается маркировка: завод, тип ленты и номер (первые две цифры - год выпуска, номер партии ленты).

Каждой магнитной фонограмме присваивается индекс-номер, в котором учитываются различные характеристики документа. Например: А 4409-6Б/А - кассета для записи звука;

4 - основа - лавсан;

4 - толщина ленты/1-12 мкм; 2-18 мкм; 3-27 мкм; 4-37; 6-55 мкм/;


09 - номер производственной разработки магнитной ленты;

6 - ширина - 6,3 мм/3-3,81 мм - для кассетных магнитофонов;

Б - лента для бытовых магнитофонов;

Р - для студийных.

Магнитные записи имеют большие преимущества перед ГРП потому, что на них можно самому фиксировать любую необходимую звуковую информацию. Однако качество запи­си на магнитной ленте пока еще не может быть таким высо­ким, как на ГРП; запись может быть случайно стерта. С изоб­ретением кассет, которые более надежно укрыли магнито­фонную пленку от случайных повреждений, надежность и долговечность магнитных записей значительно возросла. Время звучания кассеты превосходит ГРП и колеблется от 60 до 120 минут. Производство кассет составляет 25-30% от общего объема производства грамзаписей в мире. С помо­щью магнитофона можно записать выдающиеся местные со­бытия, выступления известных людей, радиопрограммы. Ис­пользование магнитозаписи как в кассетной, так и в кату­шечной формах целесообразно в случае отсутствия необхо­димой информации в виде грамзаписи.

Магнитная запись стала возможной благодаря изобрете­нию микрофона и телефона.

Первый аппарат, построенный по принципу магнитной записи, напоминает фонограф Т.А. Эдисона, в частности вра­щающимся барабаном, но вместо фольги на него наматыва­лась стальная проволока. Звуковые колебания в микрофоне превращались в колебания электрического тока, который подавался на обмотку стержневого электромагнита. Переме­щаясь вдоль вращающегося барабана и касаясь проволоки, электромагнит намагничивает ее в такт звуковым колеба­ниям. Когда звук нужно было воспроизвести, движения элек­тромагнита и барабана с проволокой повторялись в той же последовательности.

Принцип, используемый для магнитофонной записи, был открыт в 1889 г. Вольдемаром Паульсеном, работником ко­пенгагенской телефонной станции, который сконструировал телеграфов - аппарат для воспроизведения звука.


388 ____________ Раздел II. Характеристика отдельных видов и типов документов

Интерес к магнитной записи возрос в начале XX в. после изобретения электронной лампы и появления электронных усилителей, устранивших серьезные недостатки первых ап­паратов. Магнитофоны для ускоренной передачи и приема радиотелеграфных сообщений начали выпускать в Германии, Англии (вместо проволоки в них использовалась стальная лента).

Один из первых магнитофонов весил несколько сотен килограммов, а катушки со стальной лентой имели диаметр более полуметра; при обрыве ленту соединяли электросвар­кой. Качество магнитной записи было очень низким.

Новая эра магнитной записи началась с 1928 г., когда была изготовлена первая магнитная лента на бумажной основе, покрытой магнитным порошком железа. Другим изобрете­нием, значительно повысившим качество магнитной записи звука, стала кольцевая магнитная головка - прообраз совре­менных магнитных головок - разработанная немецкими ин­женерами. В 1940-х годах после окончания второй мировой войны многие страны стали работать в области магнитной записи. Был улучшен носитель записи - порошковая маг­нитная лента - и применен способ записи с высокочастот­ным подмагничиванием. Это позволило повысить качество записи и ее длительность, причем запись можно было мон­тировать, склеивая куски магнитной ленты. Кроме того, за­пись можно было воспроизводить многократно, а ненужный материал легко стирать. Началось быстрое развитие магнит­ной записи. Наряду с двухдорожечной появилась четырех-дорожечная запись. Стали применять тонкие магнитные лен­ты, что увеличило время звучания магнитозаписей без пере­зарядки.

Контрольные вопросы

1. Что такое кинофотофонодокумент и каковы его ос­новные виды?

2. В чем состоят особенности кинодокументов?

3. Каковы основные виды фотодокументов?



Похожие статьи
 
Категории