Значение слова «ремесло. Традиционное ремесло и народные промыслы

29.09.2019

Человек разумный и ремесло - ровесники. Именно по признакам сознательного практического освоения окружающей действительности и можем мы определить уровень развития сознания в тот или иной исторический период. Ремесло начиналось с камня, просуществовав в виде различных способов нахождения и раскалывания кусков породы около миллиона лет, пока к ним не присоединилась простейшая деревообработка в виде ломания и обработки палок и привязывания их к камням с помощью лозы. Так появились умельцы, делающие каменные топоры и копья. Из поколения в поколение передавались эти скудные технологические знания, иногда теряясь на века, иногда снова набирая силу. Пройдет еще 300 тысяч лет, пока человечество в лице некоторых продвинутых сообществ не изобретет, например, пошив одежды. До открытия земледелия в это время остается еще более 80 тысяч лет.

Конечно, объем знаний не ограничивается познаниями в той или иной технологии. Древнему человеку для выживания нужно было превосходно знать и понимать дикую среду его обитания. В наше время известны примеры достаточно подробно изученных отдельных затерянных племен, к моменту изучения не знакомых не только с обработкой металла или стеклом, но и с земледелием или даже не изобретших колеса. И каждый раз очевидно, что постепенно накапливающаяся культура группы, однажды придя к некоторому равновесию с относительно стабильной окружающей средой, способна передаваться и сохраняться веками и даже тысячелетиями.

Поначалу все знания передавались по наследству путём демонстрации и копирования. Набора нечленораздельных звуков и мимики хватало чтобы передать все передовые знания своего времени за считанные дни, даже учитывая невысокое интеллектуальное развитие тогдашних людей. Многое, наверняка, передавать не удавалось и многие открытия и идеи тех людей так и остались невыраженными за полным неимением средств для этого. Веками и тысячелетиями по крупицам различные сообщества накапливали примеры и знания, по разному встраивая их в свою картину мира. Постепенно накапливая опыт, обзаводясь средствами для его передачи и сохранения в виде звуков, рисунков и знаков, сообщества обзавелись своими неповторимыми культурными системами.

Культура как правило приобретает форму определенной традиции, задающей форму общественной и частной жизни людей. Именно с помощью традиций передается в веках накопленный опыт. Основным способом передавать практические технологические знания тысячелетиями остаётся непосредственная демонстрация с устными комментариями и работой над ошибками. Пока объем знаний остается сравнительно небольшим, почти каждый член общества может быть носителем всей совокупности традиций, культуры целиком.

Безусловно, специализация деятельности в примитивной форме существовала с самых ранних пор: очевидные различия между полами или возрастными группами привели к первичному разделению производственных ролей. Дальнейшее развитие разделения труда смогло произойти только через многие тысячи лет в результате развития технологии и следовавшего за этим усложнения культуры. Возникновение и разделение скотоводства и земледелия, выделение из земледелия и самостоятельное развитие различных ремёсел, появление новых форм умственного и физического труда наметило основные границы между различными сферами деятельности. Многие века просуществовав в виде домашней промышленности, ремёсла удовлетворяли внутренние потребности сообщества и носили преимущественно семейный характер. Только с появлением и развитием рыночных отношений стала возможной более узкая специализация и обособление отдельных профессий.

Ремесленники как социальный слой

Несмотря на широкое использование рабского труда, уже в городах Древней Греции, Древнего Рима, стран Древнего Востока слой профессиональных ремесленников был довольно многочисленным. Последовавший за распадом Римской Империи культурный упадок лишь ненадолго отложил дальнейшее развитие и уже в Раннем Средневековье начинают выделяться кузнечное дело, плотничество, ткачество, появляются профессиональные строители и стекольщики. Тогдашние мастера были как правило универсалами и представляли каждый целую отрасль. В это время начинается разделение универсального вотчинного производства, целью которого было обеспечение внутренних нужд хозяйства, и товарного производства, ориентированного на рынок. Все большее распространение получает работа на заказ, а с развитием рыночной торговли активно развивается производство товаров на продажу. Появляются первые бродячие ремесленники, для которых их мастерство и личные инструменты становятся единственным способом прокормиться.

Расцветающие и набирающие силу города впитали огромные массы умельцев, состоявших не только из обезземеленных крестьян, становившихся преимущественно наемными работниками, но и из увлеченных производством состоятельных людей, сформировавших слой успешных мастеров и предпринимателей. Городские ремесленники надолго стали основным населением большинства городов.

Постепенно сложилась новая производственная ячейка - ремесленная мастерская, в которую входил сам мастер, несколько подмастерьев, а также несколько учеников. Мастера одной или схожих профессий объединялись в цеха, бравшие на себя множество различных функций от регламентирования количества и качества оборудования мастерских и их продукции, количества подмастерьев и учеников и определения продолжительности рабочего дня до отстаивания коллективных интересов отрасли и даже формирования городского военного ополчения. В случае роста конкуренции между мастерами, руководство цехов могло попросить часть мастеров переехать в другой город, но чаще всего они сами смело переселялись в новые места, где их мастерство оказывалось более востребованным. Цехи поддерживали и развивали престиж мастеров и их искусства. Всё больше людей уходили в ученики к мастерам, чтобы в течение нескольких лет достичь определенного уровня и получить возможность стать подмастерьем. В первое время чтобы стать полноценным мастером, членом цеха и получить право иметь свою мастерскую, подмастерью нужно было несколько, как правило семь, лет набираться опыта, а затем своими силами и на личные средства сделать «шедевр» - образец мастерства, представляемый перед мастерами цеха. Поначалу охотно принимавшие в свои ряды новых мастеров, цехи постепенно становились все более закрытыми организациями. Усложнялись правила приёма в цех, а разрыв между мастерами и подмастерьями всё увеличивался. Обремененные цеховыми тяготами подмастерья часто были вынуждены покидать города в поисках лучших условий. И также как в среде бродячих мастеров зародились цехи, среди недовольных своим положением подмастерьев рождались и их аналогичные союзы - компаньонажи. Добровольные объединения ремесленников - цехи, гильдии, артели - на протяжение многих веков составляли основу производства, однако стремительное развитие капитализма, сумевшего оседлать волну прогресса, привело к резким изменениям в этой сфере.

Превращение ремесла в промышленность

Продолжающийся рост городов и накопление гражданами значительных капиталов привело к выделению класса городских буржуа - владельцев крупной собственности, живущих приносимыми её использованием доходами. Концентрируя в своих руках товары, помещения, территории и средства производства, этот класс приобретает все большее экономическое влияние. Не редкостью становится превращение ремесленных цехов и мастерских в капиталистические предприятия, а обладающих капиталами мастеров в предпринимателей, использующих в производстве исключительно наёмный труд.

Все большее распространение получает практика скупки, когда крупные купцы приобретали сразу большие объемы продукции и перепродавали её на местных и внешних рынках. Постепенно отдаляясь от рынка, ремесленник уже начал терять элементы своей независимости, а накопление купеческого капитала способствовало дальнейшему низведению мастеров до статуса простых наёмных работников. Сначала в виде раздачи сырья отдельным мастерам с последующей скупкой результатов, затем в форме рассеянных мануфактур, пользующихся низкой стоимостью работы деревенских ремесленников-кустарей на дому, капитализм привёл ко все нарастающей концентрации средств в руках влиятельного меньшинства, увеличивающейся специализации работников и большему имущественному расслоению населения. На первое место в производстве товаров выходят крупные производственные мануфактуры, эксплуатирующие труд наёмных работников, выполняющих всё более специализированные функции. Проникновение мануфактурного способа производства в различные ремёсла быстро разделяет их на отдельные составляющие действия и специализации, значительно повышая эффективность производства. Каждый работник мануфактуры представляет лишь небольшую часть производственной цепочки и хотя он всё лучше осваивает вверенный ему участок, повышая общую эффективность, он всё больше впадает в зависимость от хозяина предприятия и своей узкой специализации.

Оставаясь на протяжение нескольких столетий основной формой крупного производства, мануфактуры создали основу для последующей индустриализации. Изобретение прядильных машин и других станков способствовали стремительной механизации, а развитие капитализма создало предпосылки для укрупнения производства. Первоначально приводимые в движение водяными мельницами, машины существенно упрощали массовое производство, превращая работающие преимущественно на заказ мануфактуры в промышленные предприятия нового типа - фабрики. Фабричное производство способствовало еще большему имущественному и интеллектуальному расслоению, низводя труд рабочего до выполнения все более простых и строго регламентированных функций.

Начавшись во второй половине XVIII века промышленная революция всего за один век радикально изменила практически все сферы жизни человека. Изобретение паровой машины позволило переместить разбросанные по берегам рек фабрики в города и еще больше сконцентрировать и механизировать производство. Освоение новых способов получения и обработки металла не только расширило сферу его применения, но и способствовало значительному укрупнению металлургической и горнодобывающей промышленности. Этот период характеризуется взрывным ростом промышленного производства, происходящего на фоне все большего усугубления положения рабочего. Разорение деревни и мелких производств заставило переселиться в города огромное количество людей, поступавших на работу на фабрики для выполнения, как правило, низкоквалифицированного монотонного труда. И если до изобретения газового освещения рабочий день нормировался по продолжительности светлого времени суток, то с введением повсеместного газового, а затем и электрического освещения, продолжительность рабочего дня стала доходить до 12-15 часов в сутки . Благодаря машинам для производства больше не требовалась значительная физическая сила, в промышленности начал активно использоваться женский и детский труд.

Конечно, рабочие не всегда мирились с такой эксплуатацией и на протяжение всей промышленной революции наблюдается множество случаев сначала спорадических уничтожений разгневанными людьми машин и фабрик, затем коллективных обращений и ультиматумов правительству, а в последствии и ряда полномасштабных восстаний и революций. В результате этой борьбы была резко сокращена продолжительность рабочего времени, практически прекращена практика использования детского труда, развилась система всеобщего образования.

Новые витки промышленной революции, основанные уже не на отдельных удачных изобретениях, а на целенаправленном процессе научного изучения, способствовали еще большему росту эффективности производства. К началу XX века наступил расцвет индустриальной эпохи. Механизация сменяется автоматизацией, производство приобретает потоковый характер. Несмотря на все еще преобладающий низкооплачиваемый труд низкоквалифицированных работников, все более востребованным становится профессия инженера и технолога. Наряду с профилированием образования происходит и развитие различных схем карьерного роста. Постепенно расширяется средний класс, составленный из наиболее высококвалифицированных рабочих и владельцев малого бизнеса. Индустриализация начинает сталкиваться с различными ограничениями дальнейшего роста, будь то ограниченность рынков сбыта и кризисы перепроизводства или растущая стоимость рабочей силы в наиболее промышленно развитых областях, делающее производство неконкурентоспособным в стремительно глобализующемся мире. Всплески промышленного производства нередко сменяются периодами глубоких социально-экономических кризисов. Все большее значение начинает играть доступ к начинающим истощаться природным ресурсам. XX век продемонстрировал всю мощь массового производства не только миллионами автомобилей и элементов быта, но также танками и артиллерийскими снарядами, оптовыми партиями поставлявшимися на поля ужасающих мировых войн.

Условия современности

В тени огромной промышленной машины непросто разглядеть продолжающуюся историю ремесла. Можно заметить что практически любые новые виды производственной деятельности человека даже во времена тотальной индустриализации по прежнему первоначально проходят этап персонального ремесла, где единичные мастера осваивают и развивают новые технологические процессы. Только потом эти наработки разбиваются на отдельные элементы и шаги в форме напоминающей мануфактурное производство и лишь затем получают возможность превратиться в очередную отрасль промышленности. Так происходило не только с древними ремёслами ткачей и кузнецов, точно такой же процесс наблюдается повсеместно. Единичные мастера производили первые фотоаппараты и радиоприборы, поднимали в воздух первые самолеты и снимали первые кинофильмы. Даже первоначальное развитие компьютеров, сыгравших важнейшую роль в информационной революции конца XX века, происходило в рамках небольших групп взаимодействующих умельцев, кооперация которых во многом походила сначала на кооперацию мастеров в средневековых цехах, а затем на первые мануфактуры с относительно небольшой специализацией и разделением труда. Лишь в XXI веке такие сферы деятельности как программирование и компьютерная графика, прежде являвшиеся уделом немногих мастеров, приобретают характер массового производства.

Нетрудно заметить, что с древнейших времен развитие ремесла и технологии, даже несмотря на катаклизмы и кризисы, продолжается нарастающими темпами и если уже в XX веке скорость революционных изменений в образе жизни горожанина сравнялась со скоростью смены человеческих поколений, то в настоящее время процесс изменений и преобразований напоминает стремительный поток. Такая скорость трансформации всех условий жизни человека буквально сносит традиционные основы многих культур. Большинство культур, претендуя на универсальность, на поверку зачастую оказываются привязанными к определенному климату, к конкретной местности и её флоре и фауне, к имеющемуся уровню развития технологии и образованности населения, к исторически сложившимся стереотипам и догматическим утверждениям, принятым на веру без постоянной перепроверки. В таком бурном потоке уже трудно разглядеть очертания старых культур, но начинает активно складываться общее всемирное культурное поле, составленное из наиболее крепких осколков прошлых и вновь появляющихся традиций и общепринятых норм. Все более яркое и насыщенное событиями настоящее заставляет людей все чаще забывать о прошлом и выстраивать взаимоотношения с миром заново, сознательно или несознательно адаптируясь к новым условиям существования.

Безусловно, развитие технологии - процесс далеко не равномерный. Можно представить его как волны новых знаний и последствий их применения от точек возникновения изобретения до границ, максимально доступных для используемой формы производства. Автоматизированное поточное производство позволяет в кратчайшие сроки доставлять плоды технического прогресса огромному количеству людей, но и у этого способа есть очевидные границы, очерченные конечностью доступных природных ресурсов, емкостью рынка и платежеспособностью населения. Несмотря на уже более чем двухсотлетнюю историю освоения электричества, более 1 млрд. человек по прежнему не имеет к нему доступа , а в век, казалось бы повсеместных, информационных технологий доступ к сети Интернет имеет менее половины населения планеты. Во многом основная технологическая и, связанная с ней, культурная инерции сохраняются в деревнях и небольших городах, в то время как мегаполисы мира все больше становятся похожими друг на друга, сливаясь в единое поле мировой массовой культуры, сложившейся к концу XX века в форме постиндустриальной экономики.

Экстенсивный рост производства всегда обнаруживает его возможные границы и такое обнаружение часто оказывается крайне болезненным. Например, исчерпание доступной для использования в качестве топлива для бронзового литья древесины в конце Бронзового века стало одной из причин катастрофы цивилизационного масштаба. Превратив в полупустыню некогда густые леса, покрывавшие всё Средиземноморье, первая попытка построения глобальной цивилизации не выдержала испытания потеплением и последовавшей сильнейшей засухой и голодом и была в кратчайшие сроки уничтожена практически до основания воинственными «народами моря». Более чем на 400 лет регион практически полностью лишился культуры: разрушились экономические связи, прекратили существование многие города и даже страны, полностью исчезла даже довольно развитая письменность. История знает немало подобных кризисов, пусть и не столь разрушительных. И каждый раз разрешение накопившихся противоречий требует от общества и культуры относительно быстрой реакции и концентрации больших усилий для интенсивной адаптации.

Внедрение принципов массового производства во все большем количестве отраслей и связанный этим стремительный рост объемов выпускаемой продукции первое время компенсировался экстенсивным ростом зоны рыночной торговли и транспортной доступности её удаленных уголков. Такое расширение уже во второй половине XX века достигло своих предельных ограничений - доступных ресурсов нашей планеты и численности её платежеспособного населения. Только усилия огромного количества специалистов смогли ослабить эти ограничения с помощью различных уловок вроде перехода от удовлетворения имеющихся к формированию новых потребностей или создания дополнительного платежеспособного спроса кредитованием. Формирование общества потребления стало в какой-то мере спасением, хотя в действительности лишь отсрочило необходимость более кардинальных изменений. Ограниченность ресурсов и связанная с этим ограниченность в количестве выпускаемого товара к концу XX века оказалась частично скомпенсирована превращением большой части экономики в информационную, связанную с производством интеллектуального продукта. В этом процессе в ускоренном виде также наблюдаются все стадии развития ремесла от мастерства отдельных инженеров и программистов до формирования потокового производства программ, кинофильмов, книг и других элементов культуры. Принеся колоссальные перемены в уровне жизни людей по всей планете, XX век оставил в наследство раскрученный маховик крупной государственно-капиталистической экономики, поглотившей практически все сферы жизни человека. Даже само изобретение новых продуктов и видов деятельности становится в некоторой степени массовым производством в форме всевозможных стартапов и краудфандинговых компаний, короткий период развития энтузиастами-основателями которых в случае успеха как правило заканчивается поглощением одной из крупных корпораций, либо превращением в новую корпорацию. Большинство же начинаний так и не достигает «успеха», не вписываясь в современную капиталистическую модель, что принято трактовать как полную несостоятельность.

На рубеже XX и XXI веков скорость изменений в образе жизни человека значительно превысила скорость смены поколений и если XX век не переставал удивлять радикально новыми научно-техническими открытиями, случавшимися почти каждое десятилетие и постепенно становившимися частью обыденной жизни, то сегодня этот разрыв между изобретением и его широким внедрением оказывается все короче и исчисляется годами и даже месяцами. Такое ускорение перемен оказалось беспрецедентным и человек еще только начал формировать адаптационные механизмы для существования в такой изменчивой среде. Стабильность условий жизни, привычность устоявшихся форм общественных взаимоотношений и сохраняющаяся во времени ценность однажды полученного знания грозят исчезнуть под натиском постоянно возникающих новых промышленных и социальных технологий. Каждый отдельный человек и общество в целом стоят перед необходимостью ускорения и интенсификации обучения, быстрого практического овладения новшествами. Такая изменчивость бросает вызов человеческой природе и получает естественный ответ, прорывающийся через века специализации и разделения труда. Идеал высокоспециализированного профессионала с высшим профильным образованием начинает терять привлекательность, на фоне все большего отставания образовательных стандартов от производственных реалий, а также стремительного изменения экономических условий профессиональной деятельности.

В настоящем мире человеку, если он хочет оставаться уверенным в своих силах и соответствии их постоянно меняющимся требованиям окружающего мира, необходимо сохранять остроту и открытость ума, готовность принимать и изучать всё новое и неизвестное. Теперь чтобы не потеряться в потоке нужно постоянно поддерживать и развивать свои познания и кругозор, совершенствовать и видоизменять свои навыки и умения. Глобальные информационные сети и культура обмена информацией в ней активно поддерживают этот процесс и в некоторой степени компенсируют отставание традиционных образовательных систем. В интернете накоплены огромные базы знаний как теоретических, так и практических и эти знания жаждут найти применение. Достаточно лишь желания и некоторого количества времени для того, чтобы самостоятельно освоить практически любой навык или умение, изучить какую-либо сферу знаний, только при помощи Сети. Постепенно развиваются не только способы подачи информации, но и способы взаимного обучения. Проведение онлайн-обучения удаленных групп учеников превращается в новый вид профессиональной деятельности.

Ремёсла в современности

В условиях массового производства практически всего, что только можно произвести, ремесло, казалось бы, должно было окончательно исчезнуть, однако оно не только смогло сохраниться в отдельных областях, но и обретает все более широкие перспективы развития. Уже в XIX веке одухотворенность и индивидуальность ремесленных изделий активно противопоставлялась бездушным фабричным товарам массового производства и потребления. На протяжении всей Промышленной революции ремёсла сохранялись в отдаленных от промышленных центров уголках, в форме хобби, декоративно-прикладного и изобразительного искусства, народных художественных промыслов и штучного производства на заказ предметов роскоши. Новые изобретения и открытия даже проходя процесс индустриализации и превращаясь в массовый продукт всегда оставляют и некоторую долю мелких производителей, работающих независимо и самостоятельно. На фоне промышленного производства одежды продолжает существовать и развиваться дизайн и индивидуальный пошив одежды, на фоне киноиндустрии продолжает существовать независимое авторское кино, а несмотря на засилье интернет-корпораций открытые сообщества независимых программистов продолжают создавать шедевры компьютерного кода.

Ремёсла - не застывшие во времени остатки прошлых культур, а постоянно развивающиеся живые организмы, даже несмотря на порой неблагоприятные окружающие условия. Яростное противостояние ремесленника и машины на заре фабричного производства сменилось вдумчивым изучением и творческим применением самых передовых технологий и машин. Все новые технологические открытия и наработки промышленности активно усваиваются мастерами и ремесленный труд со временем становится все более современным и технически оснащенным. Современный плотник содержит в своей мастерской десятки станков и машин, облегчающих работу и ускоряющих производственный процесс, не лишая результаты такой работы индивидуальности и творческого посыла мастера. Прогресс наполнил и обогатил ремёсла, расширив возможности мастера, освободив его от монотонных и малоэффективных операций, расширяя простор для подлинного творчества. Массовое производство затронуло не только потребительские товары, но и всевозможные инструменты и станки, снизив их цену и сделав доступными многим. Уже начиная с середины XX века набирает силу DIY-движение (Do It Yourself, «Сделай сам»), которое несет идеи независимого самостоятельного производства, ремонта и модификации всевозможных вещей. Причем мотивация этого движения далеко не ограничивается восполнением недоступности тех или иных товаров на рынке, а связана с потребностью в самореализации и в расширении кругозора людей, а также в персонализации и одушевлении различных сторон жизни в мире обезличенной массовой культуры.

Культура потребления создала образ успешного человека, имеющего в собственности множество дорогих вещей, пользующегося дорогостоящими услугами и получающего от этого удовлетворение и наслаждение. Для многих этот идеал и по сей день остается главным ориентиром для направления приложения своих жизненных сил. Однако уже довольно многочисленны те, кто осознал всю ограниченность такого идеала и недостижимость через простое потребление высших состояний, доступных человеку. Никакие покупки не могут заменить человеку радости решения трудной задачи, уверенности в собственной самостоятельности и счастья творческой самореализации. Промышленность же может дать для этого инструменты, материалы, обеспечить энергией и необходимой информацией. Сегодня человеку нужно лишь отстраниться от заполнения жизни товарами массового производства и обнаружить всю широту своих возможностей окружить себя чем-то более теплым и настоящим. Те, кто уже осознал и ощутил счастье быть творцом в наш потребительский век, очень часто готовы делиться не только своей радостью и внутренней свободой, но и знаниями, умениями и навыками с другими, еще не познавшими этих возвышенных состояний. Также как на заре промышленной революции передовые знания эпохи передавались в виде стажировок у различных мастеров и собраний философских обществ и кружков, многие современные мастера проводят мастер-классы и публикуют инструкции по техникам своей работы в интернете. В обществе узких специалистов и стандартизованного труда потребность в расширении знаний и умений становится насущной для многих людей, в особенности горожан, занятых в сфере интеллектуального труда и фактически отрезанных от многих возможностей производительной деятельности. Отделенные от творческой самореализации стеной предубеждений индустриальной эпохи и неуверенности, порожденной отсутствием практики, современные горожане зачастую даже не осознают до конца всю важность творчества и самостоятельности, но раз вкусив это сладкое ощущение самореализации уже не готовы от него отказаться .

Являвшиеся уделом отдельных художников и дизайнеров творческие пространства и мастерские открываются для все большего количества людей. Крупные компании предоставляют доступ к мастерской в качестве социального пакета работникам. Творческие и производственные пространства создаются как центры изобретательства и проектирования продуктов массовой промышленности. Набирает популярность абонементная модель использования оборудованных мастерских, предоставляющих доступ к профессиональным инструментам и различными материалам практически каждому желающему. Да и сами инструменты любительского класса широко доступны и позволяют освоить почти любую сферу производства самостоятельно или небольшой группой. Даже сегодня не редки случаи совместной организации ремесленных мастерских и устройство их по принципам артели.

Заключение

Ремёсла с самого момента своего возникновения стали вершиной технологической мысли и оставались основой производства многие тысячелетия. Несмотря на прохождение различных исторических этапов и происходившие в их ходе трансформации, ремесленный способ труда, опирающийся на личное мастерство работника или их небольших согласованных групп, всегда находит себе место в постоянно меняющемся мире. Вытесненное из производства товаров повседневности массовой промышленностью, ремесленный подход сместился выше в производственной цепочке и стал основой для проектирования и проведения исследований новых технологий и видов продукции. И если производство товаров народного потребления стало прерогативой крупных фабрик и заводов, то создание самих фабрик и заводов долгое время оставалось особым ремеслом - уделом немногих мастеров архитектурного и инженерного проектирования. Потоковое производство умеет быстро и качественно копировать уже готовые изделия, но их разработка и тестирование и сегодня часто представляет собой скорее мастерство ремесленников, чем налаженный потоковый изобретательский процесс. В сфере информационных технологий возникли и продолжают существовать множество всевозможных сфер деятельности, таких как программирование или веб-дизайн, блоггинг или поддержка сообществ в социальных сетях, зачастую сохраняющие ремесленные черты, не охотно превращаясь в формы массового производства.

Высокая частота смены технологических и культурных условий жизни в современном мире становится серьезным испытанием для многих культур и отдельных их представителей. Когда-то периоды серьезных перемен в общественной жизни представлялись отдельными кризисами и не без труда преодолевались с надеждой на установление в будущем более устойчивых к кризисам форм. И каждый раз эти формы точно также переживали новые кризисы в связи с новыми витками исторических изменений. Сегодня можно констатировать наступление перманентного кризиса, вход в состояние постоянных трансформаций как следствие адаптации к постоянным технологическим и социальным изменениям. Инерционная крупная промышленность не способна мгновенно реагировать на такие изменения, массовое производство с большим трудом справляется с ограничениями ресурсов и разрывами глобального рынка. Ремесленный подход может стать основой для сохранения и преумножения знаний и технологий, их практической реализации и поддержания устойчивости общества в непрекращающемся потоке перемен. Немало уже представителей класса новых ремесленников, заново открывших личное мастерство и радости творческой самореализации. Благодаря широкому распространению информационных сетей и облегчению доступа к необходимому оборудованию теперь почти каждый может стать мастером, причем не обязательно только в одной сфере, что становится особенно важно на фоне очевидной неспособности традиционных форм образования успеть за нарастающими темпами социально-экономических трансформаций. Кажущиеся утерянными в глуши потребительского общества и потоке глобализированного массового производства знания, умения и навыки сохраняются среди отдельных мастеров и умельцев, накапливаются в сети Интернет и могут стать основой для назревающей локализации и очеловечивания производственного процесса. Кто знает, может быть развитые формы мастер-классов станут основой для новой системы образования, а самостоятельное создание предметов окажется достойной альтернативой массовому производству и потреблению товаров. Дадим ремеслу шанс!

Ремесло - мелкое ручное производство, основанное на применении ручных орудий труда, позволяющем производить высококачественные, часто .

Ремесло возникло с началом производственной деятельности человека, прошло длительный исторический путь развития, принимая различные формы: а) домашнее ремесло - в условиях натурального хозяйства; б) ремесло на заказ - в условиях разложения натурального хозяйства; в) ремесло на рынок . С возникновением ремесла на заказ и особенно на рынок связано появление и развитие городов как ремесленно-торговых центров. Домашнее ремесло нередко называют домашней промышленностью (то есть производством несельскохозяйственной продукции), ремесло на заказ и на рынок - кустарной промышленностью. В русской Статистической литературе нередко все ремесленники XIX-XX вв. назывались кустарями.

Домашнее ремесло широко распространено на протяжении всей истории докапиталистических обществ. Сельское население производило большую часть потребляемых им ремесленных изделий. Постепенно ведущую роль стало играть ремесло на заказ и рынок. В древней Греции, древнем Риме, в странах древнего Востока имелось значительное количество ремесленников, ведущих самостоятельное хозяйство и изготовлявших изделия на заказ или рынок.

Становление профессионального ремесла , особенно в городах, привело к возникновению новой сферы производства и нового социального слоя - городских ремесленников. Возникновение развитых форм их организации (цехи), защищавших интересы данного слоя, создало особо благоприятные условия для развития городского ремесла в Средние века. Ведущими отраслями городского ремесла были: сукноделие, производство металлических изделий, изделий из стекла и др. В процессе промышленного переворота (середина XVIII в. - первая половина XIX в.) фабрично-заводская промышленность, основанная на применении машин, вытеснила ремесло. Ремесло (на заказ и на рынок) сохранилось в отраслях, связанных с обслуживанием индивидуальных нужд потребителя или с производством дорогих художественных изделий - гончарное дело, ткачество, художественная резьба и т. д.

В большей степени ремесло сохранилось в слаборазвитых странах. Однако и здесь происходит его вытеснение фабрично-заводской промышленностью в результате индустриализации этих стран. Сохраняются народно-художественные ремёсла, связанные с обслуживанием туризма и с экспортом.

Виды ремёсел

Издавна человечество знало такие ремёсла, как:

и многие другие.

В России после 1917 года число ремесленников и кустарей резко сократилось, они были объединены в промысловую кооперацию. Сохранились лишь несколько всемирно известных народных художественных промыслов: Гжельская керамика, Дымковская игрушка, Палехская миниатюра, Хохломская роспись и др.

Художественное ремесло

Художественное ремесло - культура трудовых профессиональных навыков и технических приемов художественной обработки различных материалов (металла, кожи, тканей и т. д.), вырабатываемая в процессе накопления творческого опыта мастеров, создающих художественные изделия. Профессиональный опыт художественного ремесла складывался путем открытия наиболее эффективных в эстетическом смысле приемов и техники художественной обработки материала, доведения ее до совершенства. Этот опыт накапливался веками, передавался из поколения в поколение. В старину по художественному ремеслу судили о благосостоянии страны и общем уровне её культуры. Мастера Древней Руси и западноевропейского средневековья делились по профессиям, в рамках которых обладали универсальным умением применять различные приемы художественной обработки того или иного материала. Так, золотых и серебряных дел мастера владели приемами ковки, литья, чеканки, филиграни, гравировки, чернения по серебру, эмальерным делом. Они специализировались по видам изделий (оружие, книжные оклады, ювелирные украшения и т. д.). Подобного рода специализация имела место в гончарном ремесле, ткачестве, художественном шитье и т. д. В Древнем Киеве, например, было 60 различных ремесленных профессий. По социальному положению ремесленники делились на вотчинных, работавших при княжеском дворе, и монастырских, на городских и посадских. Первые работали по заказу тщательно и долго, достигая высочайшего совершенства и искусности в работе. Посадское художественное ремесло получило отражение в творчестве городских мастеров, связанных с рынком. У них вырабатывалось умение экономными средствами достигать художественного эффекта, приближающего изделие к дорогим образцам. Общие эстетические идеалы народа, профессиональный артистизм ручного труда определяли развитие культуры художественного ремесла. Творчески создавалась каждая вещь. Артистизм мастера высоко ценился; принадлежность к разряду мастеров определялась умением совершенно выполнить самое трудное художественное изделие. На Руси существовали ремесленные корпорации, организованные по типу западных цехов. Их деятельность регулировалась особыми правилами и законами. Развиваясь на основе народных традиций, художественное ремесло, каждой страны сохраняло свою национальную самобытность и в то же время отражало развитие мировых стилей. , поскольку его развитие неотделимо от художественной образности, эстетики, культуры каждого народа.

Народные художественные промыслы

Народные художественные промыслы (народное ремесло ) - широкий спектр изделий, изготовленных при помощи простых подручных материалов, и несложных инструментов. Этот традиционный вид промысла разнообразен , где вещи, создаются собственноручно при помощи умений и смекалки. Работа может выполняться на ткани, дереве, цветных металлах, бумаге и т. д. Обычно термин применим к вещам, которые имеют не только эстетическую ценность, но и находят практическое применение.

Народное ремесло берёт некоторые начала от сельского ремесла, благодаря которому создавались предметы первой необходимости, включая сложные конструкции. Сельские ремесла известны ещё с древних времён, фактически, появившись в тот момент, когда человечеству потребовались новые инструменты и предметы для быта. В разных регионах и областях, у разных народов искусства и культуры различались, следовательно, различались и их ремесла. Как и народное искусство, народное ремесло нередко зависело от религиозных, культурных, и иногда даже политических убеждений.

Многие рукодельные изделия создаются из природных или близких к природным материалов, но многие модернисты также используют необычные элементы и конструкции, например, промышленные детали и механизмы.

Изделия считаются народным ремеслом до тех пор, пока процесс их изготовления не ставится на поток (массовое изготовления фабричного типа).

Поскольку ручная работа и подобного рода ремесло развивает интеллект и разного рода навыки, иногда в учебные процессы школ и институтов вводят специальные задания по созданию чего-либо. Для изготовления многих изделий нужны определённые навыки, но, как правило, научиться ремеслу может каждый. Многие виды ремесла становятся популярными уже спустя некоторое время после появления, иногда - нет.

История ремесел

Уже в древнем мире встречаются начатки ремесленной деятельности, проявляющейся в обработке известных предметов, большей частью на дому собственника материала и руками рабов. О таком характере ремесленного труда в Греции мы имеем свидетельство Гомера.

При презрении греков к ремесленному труду, признававшемуся недостойным свободного человека, Р., как постоянная профессиональная деятельность, было делом весьма ограниченного контингента лиц, если не считать метойков и рабов, входивших в состав дома.

Некоторые ремёсла и в Греции, однако, поднялись на высокую степень, несмотря на применение самых простых орудий и инструментов. С течением времени получили распространение Р. не только по предметам роскоши, но и по удовлетворению обыденных потребностей низших классов населения.

Уже в Греции ремесленники испытывали иногда конкуренцию со стороны сравнительно крупных производств, возникающих с середины V-го столетия до н. э. Одинаковый, в общем, характер носит ремесленное производство и в Риме. При существовании обособленных, замкнутых хозяйств, удовлетворявших свои потребности с помощью специализации рабского труда, в Риме не было почвы для развития Р., как свободной профессиональной деятельности; за отсутствием контингента лиц, который бы постоянно нуждался в продуктах чужого труда и имел бы возможность их оплачивать, римские ремесленники, будлер и т. д. и (artifices) должны были пополнять ряды пролетариев. Только при наличии известного имущества, служившего источником доходов (обыкновенно - небольшой земельный участок), ремесленник мог безбедно существовать и в исполнении случайных заказов иметь подсобный заработок. С образованием крупных поместий, поглотивших значительную часть мелких земельных участков, ремесленники, ряды которых главным образом пополнялись вольноотпущенными, должны были искать работу на стороне и исполнять её на дому у заказчика.

С целью увеличения объёмов производства в какой либо артели, артель могли экономически поставить под контроль или приобрести в собственность один или несколько хозяев и тогда она перерастала в фабрику или в завод. С появлением в каком-либо ремесле всё большего количества сложных и энергоёмких машин и механизмов, и, особенно, с привлечением достижений науки, промысел перерастал в промышленность. Наличие сложных и многочисленных машин и механизмов и наукоёмких процессов - именно та грань, за которой кончается промысел и начинается промышленность. Примером здесь может служить превращение в XIX веке в России Иванова, ранее типичной слободы, состоящей, в основном из ткацких артелей, в город с большим количеством ткацких фабрик. Далее, с большим применением современных, научно обоснованных процессов, Иваново стал центром текстильной промышленности в России. Вот некоторые другие примеры «эволюции» промыслов в промышленность с возрастанием объёмов производства, усложнением и увеличением количества используемого оборудования и с привлечением науки:

  • пекарное и мельничное ремесло превратились, каждое в свою часть пищевой промышленности
  • сапожное ремесло превратилось с годами в обувную промышленность
  • ткацкое и прядильное ремесла вместе родили текстильную промышленность
  • портновское ремесло превратилось в швейную промышленность
  • кузнечное ремесло стало прародителем целого ряда промышленностей, связаных с обработкой металлов.

Тем не менее, многие ремёсла продолжают существовать наряду с рождёнными ими промышленностями, создавая профессиональную среду, из которой рекрутируется масса специалистов в соответствующую промышленность. Так, например, высококвалифицированные столяры или сапожники используют свой потенциал в мебельной, или в обувной промышленностях.

Обыденные представления о ремесле, как об устаревшем в современном обществе явлении обманчивы. И в наше время продолжают появляться новые ремесла. В сфере информационных технологий с началом развития социальных сетей появилось ремесло специалиста по SMM или, как его называют чаще, комьюнити-менеджера. Таких новых ремесел в можно насчитать не менее десятка.

мелкое ручное производство промышленных изделий, для которых характерно применение хозяйственных, простых орудий труда. В ремесле решающее значение имеет личное мастерство ремесленника, индивидуальный характер производства - ремесленник работает либо один, либо с очень небольшим числом помощников.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Ремесло

Для античного рабовладельч. общества характерны разделение труда и высокий (для того времени) уровень организации производства. Отдельные отрасли Р. начали отделяться от земледелия в Греции уже в нач. 1-го тыс. до н. э., например кузнечное и горшечное Р. С 6–5 вв. до н. э. стали самостоятельными др. виды Р. Разделение труда и специализация Р. в отдельных греч. городах развивались очень неравномерно. Мн. ремесленники были свободными, однако рабство не было помехой для развития Р. Некоторые отрасли Р. часто преобладали в местном производстве, например горшечное и обработка металлов в Коринфе и Афинах, ткачество и обработка шерсти в Милете. В 4 в. до н. э. и в эпоху эллинизма, когда в полисах приняла широкие масштабы социальная и хозяйств, дифференциация, возникли крупные ремесл. мастерские, в которых работали в первую очередь рабы, например в Александрии. В эллинистич. государствах цари обладали монополией на некоторые Р. Социальное положение ремесленников в Греции было неодинаковым. Во мн. аграрных полисах ремесленники считались низким социальным слоем (например, в Спарте, Беотии, Фессалии). В торговых и портовых городах ремесленники были уважаемыми людьми (например, в Коринфе, Милете, Афинах). В Риме во времена ранней Республики ремесленники не имели большого веса в обществе. Специализация и разделение труда развивались в рим. Р. лишь со 2 в. до н. э. С этого времени Р. широко использовало рабский труд. В поздней Республике и Империи Р. занимались мн. вольноотпущенники. По господствовавшим представлениям, обществ, положение ремесленников в Риме оценивалось невысоко, однако в ходе кризиса рабства во времена Империи оно изменялось. Многочисл. надписи на надгробиях ремесленников говорят об их гордости за свою профессию. Со времени поздней Республики все большее число ремесленников объединяется в коллегии, происхождение которых, вероятно, восходит к древнейшим временам. В 3–4 вв. н. э. коллегии стали принудительными корпорациями. С этого времени и в зап. пров. Империи городское Р. переживает кризис, мн. ремесленники покидают города и селятся в крупных земельных владениях. В больших городах Восточной Империи значение Р. сохранилось. Р. были основаны на ручном труде, техника производства была примитивной. Лишь в больших пекарнях существовали тестомесильные машины, на крупных строительных площадках - строительные краны. Самые простые инструменты–гончарные круги, кузнечные мехи, сукновальные прессы и мельницы - имел в своем распоряжении каждый гончар, кузнец, сукновал и мельник. Примитивная техника требовала значительного времени для производства изделий, и этим определялась низкая производительность труда.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Найти

Значение слова ремесло

ремесло в словаре кроссвордиста

Толковый словарь живого великорусского языка, Даль Владимир

ремесло

стар. ремество ср. рукомесло, рукодельное мастерство, ручной труд, работа и уменье, коим добывают хлеб;

само занятие, коим человек живет, промысел его, требующий более телесного, чем умственного труда. Ремесла за собой (за спиной) не носишь, а с ним добро. И то ремесло, коли кто умеет сделать весло. С ремеслом не пропадешь. Без ремесла-без рук. Не у ремесла, так у промысла, звероловы, рыбаки. Лесное ремесло, дуги, ободья, оглобли и пр. У них ремесло под мостом, грабят проезжих. Наше ремесло быльем поросло, или было ремесло, да быльем поросло, было ремесло, да вином залило. Соха кормит, ремесло поит, промыслы одевают, обувают. Всякое ремесло честно, кроме воровства. Худое ремесло лучше хорошего воровства. И воровство ремесло (прибав. да не хлебное). Ремеслу везде почет. Ремесло за плечами не висит (не тяготит). Ремесло вотчина. Ремесло кормилец. Знай одно ремесло, да блюди, чтоб хмелем не поросло! Было ремесло, да хмелем поросло. Ремесло пить-есть не просит, а с ним добро (а само кормит). Ремесло не коромысло, плеч не оттянет. Ремесло к собакам занесло. Такое ремесло, что к черту занесло (хмель). Вот то ремесло, что весь дом растрясло! У кого воровство, у того и ремесло. Не с ремеслом вор - и не без промысла. Человек сыт одним хлебом, да не одним ремеслом. Больше ремесла, больше и злыдней (т.е. дела, хлопот). За ремеслом ходить- землю сиротить. Ремесловый, ремесленный люд, ремесленник, -ница, и стар. ремественник, кормящийся ремеслом, и пр. сапожным, скорняжным, кузнечным, столярным и пр. вообще мастеровой. Ремесленная Управа. Ремесленные сословия. Ремесловые промыслы. -ников и -ницын, все, что лично их; -ничий, -нический, к ремеслам и к ремесленникам относящ. Ремесленность ж. -ничество ср. мастерство, занятие рукомеслом, ремеслами. Ремесленничать, заниматься ремеслами, особенно в крестьянстве.

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

ремесло

ремесла, мн. ремесла, ср. Требующая специальных навыков работа по изготовлению каких-н. изделий ручным, кустарным способом. Сапожное ремесло. Скорняжное ремесло. Переплетное ремесло.

перен. Профессия, занятие. Зубастой щуке в ум пришло за кошачье приняться ремесло. Крылов.

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

ремесло

А, мн. ремесла, -сел, -сдам, ср.

    Профессиональное занятие - изготовление изделий ручным, кустарным способом.

    Вообще профессия, занятие (разг.). Тайны писательского ремесла. * За старое ремесло приняться (разг. неодобр.) - вернуться к прежним неблаговидным делам, поступкам.

    прил. ремесленный, -ая, -ое (к 1 знач.).

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

ремесло

    Требующая специальных навыков работа по изготовлению каких-л. изделий ручным, кустарным способом.

    перен. Работа без творческой инициативы, по сложившемуся шаблону.

    1. Профессия, занятие.

      Какое-л. занятие, дело.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

ремесло

мелкое ручное производство промышленных изделий, господствовавшее до появления крупной машинной индустрии (а затем частично сохранившееся наряду с ней). Для ремесла характерны: решающее значение личного мастерства ремесленника, индивидуальный характер производства (ремесленник работает один или с ограниченным числом помощников).

ремесло

РЕМЕСЛО Василий Николаевич (1907-83) российский селекционер, академик АН СССР (1974) и ВАСХНИЛ (1964), дважды Герой Социалистического Труда (1966, 1977). Разработал методы селекции, позволившие создать высокоурожайные сорта пшеницы ("мироновские"). Ленинская премия (1963), Государственная премия СССР (1979).

Ремесло (значения)

Ремесло :

  • Ремесло - мелкое ручное производство, основанное на применении ручных орудий труда.
  • Ремесло, Василий Николаевич (1907-1983) - украинский советский селекционер.

Ремесло

Ремесло́ - мелкое ручное производство , основанное на применении ручных орудий труда, личном мастерстве работника, позволяющем производить высококачественные, часто высокохудожественные изделия.

Ремесло возникло с началом производственной деятельности человека, прошло длительный исторический путь развития, принимая различные формы: а) домашнее ремесло - в условиях натурального хозяйства; б) ремесло на заказ - в условиях разложения натурального хозяйства; в) ремесло на рынок. С возникновением ремесла на заказ и особенно на рынок связано появление и развитие городов как ремесленно-торговых центров. Домашнее ремесло нередко называют домашней промышленностью, ремесло на заказ и на рынок - кустарной промышленностью. В русской Статистической литературе нередко все ремесленники XIX-XX вв. назывались кустарями.

Домашнее ремесло широко распространено на протяжении всей истории докапиталистических обществ. Сельское население производило большую часть потребляемых им ремесленных изделий. Постепенно ведущую роль стало играть ремесло на заказ и рынок. В древней Греции, древнем Риме, в странах древнего Востока имелось значительное количество ремесленников, ведущих самостоятельное хозяйство и изготовлявших изделия на заказ или рынок.

Становление профессионального ремесла, особенно в городах, привело к возникновению новой сферы производства и нового социального слоя - городских ремесленников. Возникновение развитых форм их организации, защищавших интересы данного слоя, создало особо благоприятные условия для развития городского ремесла в Средние века. Ведущими отраслями городского ремесла были: сукноделие, производство металлических изделий, изделий из стекла и др. В процессе промышленного переворота (середина XVIII в. - первая половина XIX в.) фабрично-заводская промышленность, основанная на применении машин, вытеснила ремесло. Ремесло сохранялось в отраслях, связанных с обслуживанием индивидуальных нужд потребителя или с производством дорогих художественных изделий - гончарное дело, ткачество, художественная резьба и т. д.

В большей степени ремесло сохранилось в слаборазвитых странах. Однако и здесь происходит его вытеснение фабрично-заводской промышленностью в результате индустриализации этих стран. Сохраняются народно-художественные ремёсла, связанные с обслуживанием туризма и с экспортом.

Издавна человечество знало такие ремёсла, как:

  • кузнечное дело
  • гончарное производство
  • плотницкое дело
  • столярное ремесло
  • портняжное дело
  • ткацкое
  • прядильное
  • скорняжное
  • шорное
  • пекарное
  • сапожное
  • печное
  • ювелирное

и многие другие.

В России после 1917 года число ремесленников и кустарей резко сократилось, они были объединены в промысловую кооперацию. Сохранились лишь несколько всемирно известных народных художественных промыслов: Гжельская керамика, Дымковская игрушка, Палехская миниатюра, Хохломская роспись и др.

Примеры употребления слова ремесло в литературе.

Мадам Роза понятия не имела, кем был Банания, которого еще звали Туре: малийцем, сенегальцем, гвинейцем или кем-нибудь еще, - его мать, перед тем как уехать в дом терпеливости в Абиджан, боролась за жизнь на улице Сен-Дени, а при таком ремесле поди-ка разберись.

Классы набирались из юношей и девушек, обученных в паланезийской традиции: хорошие манеры, агрикультура, искусства и ремесла , да еще заимствованная из фольклора медицина, психология и биология по бабушкиным сказкам и вера в магию.

Пусть неофит знает, что такое ассонанс и аллитерация, рифма смежная и далекая, простая и сложная, так же как от музыканта мы вправе ожидать, что он знает гармонию и контрапункт, и все прочие мелочи своего ремесла .

Только сорок лет занятия своим ремеслом не дали гримасе ненависти исказить лицо Америго Бонасера.

Он взглянул на это происшествие, как на несчастье, связанное с аптекарским ремеслом , взял салфетку, вытерся, не говоря ни слова, и удалился, твердо решив, что заставит меня заплатить пятновыводчику, которому он, без сомнения, принужден был послать свой костюм.

Его природные данные позволили ему быстро усвоить все премудрости гладиаторского ремесла , и довольно скоро Арак с удовольствием наблюдал за тем, как Карамон без труда справляется с Киири и хладнокровно заворачивает Перагаса в его же собственную сеть.

Ибо с тех пор, как люди научились зачаровывать дух цветов и трав, деревьев, смол и секреций животных и удерживать его в закрытых флаконах, искусство ароматизации постепенно ускользало от немногих универсально владевших ремеслом мастеров и открылось шарлатанам, которые только и умели что держать нос по ветру - вроде этого вонючего хорька Пелисье.

Муре поднял голову и снова хлопнул приятеля по коленке, повторяя с солидной веселостью человека, который ничуть не стыдится обогатившего его ремесла : - Аршинником в полном смысле слова!

Больше всего доходов приносила булла, разрешавшая разбойникам безнаказанно предаваться их почтенному ремеслу при условии отдавать папе часть награбленного.

Окончив начальную школу, которую он посещал вместе с пастором Беме, Готлиб Адлер изучил ткацкое ремесло и в двадцать лет уже немало зарабатывал.

Слышал Кудыка и не раз, что коли сходил берендей хоть однажды с обозом - ни к ремеслу , ни к сохе его уже не возвернешь.

Оттого ли, что душевное устройство Теккерея велит ему принимать мир как есть, оттого ли, что ему из собственного опыта известно, сколь неблагодарно ремесло преобразователя, но так или иначе, он возвел свое бесстрастие в теорию, и можно утверждать со всей определенностью, что в сочинениях, которые он продолжал публиковать, уже войдя в число наиболее знаменитых наших авторов, он, в отличие от Диккенса, почти не занимался внешними закономерностями социальной жизни и редко представал перед читателем как критик общества и реформатор.

Не иначе как под личиной фигляра скрывается настоящий бретер по ремеслу .

Полюбовавшись, Бульба пробирался далее по тесной улице, которая была загромождена мастеровыми, тут же отправлявшими ремесло свое, и людьми всех наций, наполнявшими это предместие Сечи, которое было похоже на ярмарку и которое одевало и кормило Сечь, умевшую только гулять да палить из ружей.

Дверь со скрипом отворилась, Щелкнул выключатель, и Корсо оглядел мастерскую: главное место занимал старинный печатный станок, рядом стоял цинковый стол, заваленный инструментами, полусшитыми или уже собранными в блоки тетрадями, тут же - бумагорезальная машина, разноцветные куски кожи, бутылки с клеем, инструменты для отделки переплетов и прочие принадлежности ремесла .

Ремесло - мелкое ручное создание, основанное на применении ручных орудий труда, личном мастерстве работника, позволяющем создавать качественные, нередко высокохудожественные изделия.

Ремесло появилось с началом производственной деятельности человека , прошло долгий исторический путь развития, принимая разные формы:

  • домашнее ремесло - в критериях натурального хозяйства;
  • ремесло на заказ - в критериях разложения натурального хозяйства;
  • ремесло на рынок.
  • С появлением ремесла на заказ и отдельно на рынок связано возникновение и развитие городов как ремесленно-торговых центров. Домашнее ремесло часто именуют домашней индустрией (другими словами созданием несельскохозяйственной продукции), ремесло на заказ и на рынок - кустарной индустрией. В российской статистической литературе часто все ремесленники XIX-XX вв. назывались кустарями .

    Домашнее ремесло обширно всераспространено в протяжении всей истории докапиталистических обществ. Сельское население производило огромную часть потребляемых им ремесленных изделий. Равномерно ведомую роль стало играть ремесло на заказ и рынок. В древней Греции, древнем Риме, в странах старого Востока имелось существенное количество ремесленников, ведущих самостоятельное хозяйство и изготовлявших изделия на заказ либо рынок.

    Становление проф ремесла, отдельно в городах привело к появлению новейшей сферы производства и нового общественного слоя - городских ремесленников. Появление развитых форм их организации (цехи), защищавших интересы данного слоя, сделало особо подходящие условия для развития городского ремесла в средние века. Ведущими отраслями городского ремесла были: сукноделие, создание изделий из металла, стеклянных изделий и др.

    В процессе промышленного переворота (середина XVIII в. - 1-ая половина XIX в.) фабрично-заводская индустрия, основанная на применении машин, вытеснила ремесло. Ремесло (на заказ и на рынок) сохранилось в отраслях, связанных с обслуживанием личных нужд потребителя либо с созданием дорогих художественных изделий - гончарное дело, ткачество, художественная резьба и т. д.

    В основном ремесло сохранилось в слаборазвитых странах. Но и тут происходит его вытеснение фабрично-заводской индустрией в итоге индустриализации этих государств. Сохраняются народно-художественные ремёсла, связанные с обслуживанием туризма и экспортом.

    В Рф после 1917 года число ремесленников и кустарей резко сократилось, они были объединены в промысловую кооперацию. Сохранились только немного всемирно узнаваемых народных художественных промыслов: Гжельская керамика, Дымковская игрушка, Палехская миниатюра, Хохломская роспись и др.

    История ремесла всходит к началу производственной деятельности человека. В критериях первобытнообщинной формы организации жизни людей властвовало домашнее ремесло (создание изделий из камня, дерева, кости, глиняной посуды и т. д.). С переходом населения земли к земледельческо-скотоводческой экономике и оседлому стилю жизни, когда усложняется ремесленная техника и возникают новые отрасли производства, происходит выделение ремесленников, занятых специально каким-то видом ремесла. Это был 1-ый шаг на пути отделения ремесла от сельского хозяйства, давший большой толчок развитию ремесленного производства.

    С выделением проф городского ремесла возникает новый соц слой - городские ремесленники, сыгравший важную роль в развитии общества. В Киевской Руси уже в XII в. были известны более 40 ремесленных специальностей (плотники, бондари, столяры, богомазы, сапожники и т. д.). Но процесс развития ремесла в XIII в. в большинстве российских земель был прерван ордынским игом и стал возобновляться только после освобождения от него. Однако в специфичных критериях образования Российского централизованного страны процесс формирования объединения ремесленников в организации, в отличие от Западной Европы, не получил развития.

    В главном ремесло было сосредоточено в вотчинах землевладельцев-бояр, в принадлежавших государству городских слободах. В направление XVI в. в стране резко подросло число ремесленных специальностей по обработке металла, кожи, дерева и т. д., все большее количество изделий выполнялось для рынка. Насыщенное развитие мелкотоварного производства в XVII в. почти во всем подготовило почву для экономических преобразований первой четверти XVIII в. При этом ремесленное создание соседствовало с мануфактурной индустрией.

    В XVIII в. появились ремесла, дублировавшие мануфактуры. Кустарное создание XVIII - начала XIX вв. в Рф по форме организации труда нередко выступало в качестве децентрализованной мануфактуры. В XIX в. в связи с земельным перенаселением в стране обширное развитие получила кустарная индустрия (промыслы) в деревне. В целом же развитие машинного производства вело к понижению толики кустарных изделий в общей товарной массе на рынке.

    Источники:

  • abc.informbureau.com - что такое ремесло;
  • ru.wikipedia.org - информация Википедии;
  • slovopedia.com - информация из словаря;
  • vocable.ru - ремесло;
  • interpretive.ru - историческая энциклопедия: что такое ремесло.


  • Похожие статьи
     
    Категории