Значение творчества для писательницы а линдгрен. Фантастика в сказочных повестях астрид линдгрен

03.03.2020

Линдгрен хорошо знает детей, знает, как нужно рассказывать, чтобы им нравилось, и хорошо знает, какой должна быть детская книга. Обращаясь к молодому автору, который хочет творить для детей, писательница советует ему писать так, чтобы весело было только детям, а не взрослым, писать так, чтобы весело было детям и взрослым, но никогда не писать так, чтобы веселились только взрослые. Она считает, что сочинять для детей необычайно весело, надо только писать свободно и от всего сердца. «Если ты спросишь меня, какой должна быть детская книга, я после долгого раздумья отвечу: она должна быть ХОРОШЕЙ. Уверяю тебя, я долго думала об этом, но другого ответа не нахожу » и продолжает «В мире нет ничего важнее свободы, и в детской литературе тоже. Свобода необходима писателю, чтобы он мог писать такие книги, какие хочет: документальные очерки или поэзию нонсенса, короткие поучительные рассказы или захватывающие приключенческие романы... Сказки, порожденные неуемной фантазией, книги веселые и книги тревожные... - самые разные книги, где авторы, каждый по-своему, говорят с читателем о самом сокровенном.

Позвольте детским писателям писать о чем угодно - на свой страх и риск! Пусть и детские писатели почувствуют на собственной шкуре, что такое риск. Но только пусть они будут свободны. Свободны писать по своему разумению, а не по указке и не по готовым рецептам » (Брауде, 1969: 108). И в тоже время, Линдгрен указывает на личную ответственность детских авторов: «Если ты захочешь написать потрясающую книгу для детей о том, как трудно и невозможно быть в нашем мире человеком, ты должен иметь на это право; если ты хочешь написать о расовом угнетении и расовой борьбе, ты должен иметь на это право; если ты хочешь написать о цветущем островке в объятиях Шхер, ты фактически должен иметь право и на э то» (Линдгрен, 1997: 4).

Сама Линдгрен пишет о многом. Ее книги могут читать люди любого возраста, начиная с той минуты, как только начинают любить сказки. Линдгрен всегда хочется написать такую книжку, которая бы понравилась бы ей самой в детстве, а ей, по ее же словам, понравилось бы, если с ней разговаривали искренне и серьезно, и она не скрывает от маленьких читателей, что в мире есть нищета, горе, страдание и болезни, люди, которые с трудом сводят концы с концами в современной Швеции, и о том, что может огорчить ребенка. В 1978 году Линдгрен получила одну из международных премий, вручаемых защитникам мира: «Мы живем в беспокойном, сложном мире, и я как мать часто думаю, что ждет миллионы тех, у колыбели которых стоят сейчас их родители. Дети – наше будущее, воплощение наших надежд. И долг нас, взрослых, защитить их будущее, обеспечить им мир, свободный от страха и ненависти » (Линдгрен, 1997: 5).

Ориентация на маленького читателя, диктовало Линдгрен и оптимальную жанровую форму ее произведений: повести и сказки.

Обычно в детской повести воспроизводится естественное течение жизни персонажа, выделяются несколько эпизодов. Которые дают максимально полно представление о личности главного персонажа. Жанр внимателен к деталям. Большую роль в нем играют описания. Важным является показ того, как меняются взгляды и мировоззрение героя на протяжении того или иного периода (чаще всего – это период взросления). В повести максимально конкретно и подробно описывается место и время действия. Здесь немалое количество второстепенных персонажей. Довольно часто в качестве главной темы повести выступают сложные взаимоотношения детей со взрослыми, автор сосредотачивается на психологии ребенка, особенностях восприятия ним людей, мира. С целью воссоздания личности главного героя нередко автор обращается и к детскому фольклору, вводя в повесть детские дразнилки, считалки, обращая внимание на те или иные особенности детской речи. Кроме того, повесть должна рассказывать читателям не только о них самих, но и о мире, в котором они живут.

В данном случае важным является воспитание определенных ценностей, рассказ о том, как нужно строить отношения со взрослыми, сверстниками, как вести себя в той или иной ситуации, к каким последствиям могут привести необдуманные поступки. Повесть учит ребенка серьезно относиться к жизни и в этом заключается основное преимущество произведений данного жанра.

В творчестве А. Линдгрен присутствует как собственно сказки, выделенные ею в отдельный сборник: «Юнкер Нильс из Эки», «Стук-постук», «Звенит ли моя липа, поет ли мой соловушка», «Солнечная полянка», «Нет разбойников в лесу!», «Любимая сестра», «Принцесса, которая не хотела играть в куклы», «Однажды ночью в мае», «Мирабель», «Веселая кукушка», «Петер и Петра», «В сумеречной стране», «Крошка Нильс Карлсон». Все перечисленные произведения небольшие по объему и полностью передают специфику жанра. Выделим наиболее характерные черты сказок писательницы:

1. В основе сказок Линдгрен лежит принцип двоемирия, который проявляется дихотомиями мир взрослых / мир детей, реальный мир / мир идеальный. Принцип двоемирия соблюдается в сказках не только на содержательном уровне, но и на интенциональном: фантазийный сюжет адресован ребенку, а философский подтекст – взрослому.



2. Сказки Линдгрен - особый пласт ее творчества. Они, в основном, написаны для бедных, о бедных детях, жизнь которых, мрачна и безотрадна, но в ней всегда присутствует надежда, поскольку, как мы уже говорили выше, детям не свойственно трагическое мироощущение; надежда на счастливую жизнь с любящей матерью и бесконечными играми, пусть даже в другом мире. Так в сказке «Солнечная полянка» Матиас и Анна (брат и сестра) находят приют на «волшебной Солнечной полянке, где была вечная весна, где благоухали нежные березовые листочки, где пели и ликовали на деревьях тысячи крохотных пташек, где в весенних ручьях и канавах плавали берестяные лодочки и где на лугу стояла матушка и кричала:

– Сюда, сюда, детки мои! » (Линдгрен, 1995:125)

3. Сказка выполняет своеобразную исцеляющую функцию: дети выздоравливают при помощи сказки, жители потустороннего мира поддерживают и веселят их во время болезни. Таковы сюжеты сказок «Веселая кукушка», в которой кукушка из настенных часов развлекает болеющих Гуннара и Гуниллу; «В сумеречной стране», в которой господин Вечерин уводит мальчика Ёрана, который не может ходить в сказочную Сумеречную страну, делая тем самым существование мальчика не лишенным смысла; «Юнкер Нильс из Эки», в которой сказка помогает тяжело больному мальчику преодолеть болезнь.

4. Именно детям открываются в сказках тайны, именно им под силу творить чудеса. Дети в сказках выступают в качестве культурных героев. Вспомним, что «культурный герой» в мифологических системах сражается с чудовищами и приносит людям различные блага. Так, главная героиня сказки «Стук-постук» маленькая Стина-Мария, отправляется в подземную страну, преодолевая страх, чтобы вернуть хуторских овечек, которых загрыз волк. И она их возвращает.

5. Есть в сказках и такие персонажи, которые являются хранителями тайн потустороннего мира, это часто старики – бабушки и дедушки. Они раскрывают тайны тем, кто может в них поверить, и для кого иной мир – мир сказки – так же реален, как и обычный. А это в основном дети. Таким хранителем выступает, например, самый старый житель деревни Капелы в сказке «Стук-постук» - дедушка Стины-Марии.

6. Обязательными персонажами в сказках выступают жители потустороннего мира: феи, тролли, говорящие кукушки, ожившие куклы, карлики, маленькие человечки и т.д.

7. Во многих сказках присутствуют так называемые проводники в потусторонний мир: Вечерин, алая птичка, подземный житель, старичок и т.д.

8. В сказках Линдгрен соблюдены сказочные каноны: характерный зачин, цифровая символика, преодоление препятствий и перерождение героя, неопределенное, отдаленное время.

Зачин сказок типично сказочный: «жила-была однажды принцесса…» («Принцесса, которая не хотела играть»), «давным-давно, в пору бед и нищеты, жили-были…» («Солнечная полянка»), «давным-давно, во времена нищеты и голода…» («Стук-постук»), «давным-давно, в годы скудости и нищеты…» («Юнкер Нильс из Эки»), «давным-давно, в пору бед и нищеты…» («Звенит ли моя липа, поёт ли мой соловушка») и т.д.

Время сказок: давным-давно, День Рождения главного героя, перед Новым годом, несколько лет назад.

Перерождение героев: больной мальчик Нильс превращается в юнкера Нильса, смелого и бесстрашного; больной мальчик Ёран превращается в абсолютно здорового в сказочной стране, там он все может, даже танцевать; бедные и несчастные Маттис и Анна – в счастливых и любимых детей и т.д.

Приведем пример сказки «Солнечная полянка»:

Функционирует сакральное число 3: трижды говорится о том, как тяжело жилось детям у опекуна:

«Весной Маттиас с Анной не строили водяные колеса на ручьях и не пускали берестяные лодочки в канавах. Они доили коров, чистили воловьи стойла в хлеву, ели картошку, обмакнутую в селедочный рассол, и частенько плакали, когда никто этого не видел »;

«А как настало на Торфяном Болоте лето, Маттиас с Анной не собирали землянику и не строили шалаши на склонах холмов. Они доили коров, чистили воловьи стойла в хлеву, ели картошку, обмакнутую в селедочный рассол, и частенько плакали, когда никто этого не видел »;

«А как настала на Торфяном Болоте осень, Маттиас с Анной не играли в прятки на дворе в сумерки, не сидели под кухонным столом по вечерам, не нашептывали друг другу сказки. Нет, они доили коров, чистили воловьи стойла в хлеву, ели картошку, обмакнутую в селедочный рассол, и частенько плакали, когда никто этого не видел » (Линдгрен, 1995: 110-111).

Дети преодолевают лес – попадают в иной мир;

Проводником в иной мир является птичка алая яркая-преяркая;

На пути детей встречается пещера – прообраз смерти – и полянка – прообраз рая.

На полянке их ждет мать, которая для всех таких же детей является матерью, - Богородица.

Другая жанровая разновидность произведений А. Линдгрен – детская повесть – строится по классической схеме. Можно выделить следующие характерные признаки повестей.

1. Большинство повестей ориентировано на дошкольный и младший школьный возраст. Исключение являются повести о Калле Блюмквисте, ориентированные на подростковый возраст. Сделаем оговорку, что стиль изложения в подростковых повестях сильно отличается от других: становится приближен к «взрослому» повествованию.

2. Все берется Астрид из жизни. Герои повестей живут и действуют в обычном реальном мире и их занятия отражают их повседневные дела и события.

3. Героями всегда являются дети. Причем образы детей типичны для общества XX столетия, и автор это постоянно подчеркивает. Называя своих героев в разных повестях одинаково, и сама же с легкой иронией комментирует обобщающий характер своих произведений: «В этой книге речь идет о Расмусе Персоне. Одиннадцати лет». Стало быть, здесь ни на йоту нет речи ни о Расмусе Оскарссоне, девяти лет, ни о Расмусе Расмуссоне, пяти лет… Между этими тремя Расмусаме решительно нет ничего общего. Кроме имени, которое у нас одно из самых распространенных. Не правда ли? » (Линдгрен, 2006: 172).

4. Время действия повестей обычно укладывается либо в совсем короткий срок (один день), либо в несколько лет.

5. Автор всегда присутствует в книге и занимает позицию рассказчика. Авторская позиция либо эксплицитно, либо имплицитно, но всегда актуализирована в тексте произведения. На это указывают, например, такие метаязыковые фразы как: «Я не прочла её (историю) в книге и не выдумала, мне её рассказали », «…мне она кажется трогательной и прекрасной ». Выражая свое мнение, автор тем самым формирует мировоззрение юного читателя, его нравственную и эстетическую составляющие, воспитывает его. Часто свои мысли о воспитании детей и отношении к ним Линдгрен вкладывает в уста самих детей, так, авторская позиция эксплицирована в диалоге двух девочек, которым по девять лет – Лисы и Анны из Буллербю: «Ухаживать за детьми вовсе не трудно. Нужно только не забывать, что говорить с ними надо ласково. Тогда они будут слушаться <…> - Ясное дело, обращаться с ними надо бережно и ласково, а как же иначе! – согласилась я. – Ага, ты думаешь, мало людей, которые рычат на детей? – сказала Анна. – А они от этого становятся злыми и упрямыми и вовсе никого не слушаются » (Линдгрен, 1998: 130).

6. Основная цель повестей, по нашему мнению, раскрыть детскую психологию и реконструировать его внутренний мир.

И, наконец, третий жанр, в котором творит А. Линдгрен, это повесть-сказка; синкретичный жанр, сочетающий в себе элементы обоих рассмотренных жанров. Отличительной особенностью этих произведений («Пеппи Длинныйчулок», «Малыш и Карлсон», «Мио, мой Мио!», «Братья Львиное Сердце») является стирание границ реального и выдуманного мира.

В тематическом отношении произведения А. Линдгрен подчинены одной магистральной теме – теме детства , которая складывается из отдельных мотивов и типичных ситуаций, раскрывающих мир детства.

В.Е. Хализев трактует мотив обязательный компонент любого произведения: «компонент произведения, обладающий повышенной значимостью» (Хализев, 2002: 301). Формы, в которых репрезентируется мотив, могут быть самыми разными: он может быть эксплицирован в произведении посредством всевозможных языковых средств, а может быть явлен имплицитно через подтекст.

Проанализировав повести и сказки А. Линдгрен, мы смогли выявить ряд основных мотивов , функционирующих в ее творчестве:

1. Христианские мотивы. Герои Линдгрен, так же как и она сама воспитываются в христианской традиции: слушают библейские рассказы и песни, рассказываемые взрослыми, читают сами библейские истории, рассказывают их младшим братьям и сестрам, «играют» в библейские сюжеты, изучают закон божий в школе. Особенно наглядно явлены христианские мотивы в повестях о Мадикен, где главная героиня часто разыгрывает со своей младшей сестрой библейские сюжеты в реальной жизни: Иосиф в колодце, младенец Моисей, младенец Иисус и др.

2. Мотив болезни и смерти («Что-нибудь живое для Каля-Колченожки», «Юнкер Нильс из Эки», «В Сумеречной стране», «Веселая кукушка», «Мэрит», «Солнечная полянка», «Звенит ли моя липа. Пот ли мой соловушка»), а так же мотив страдания из-за смерти близкого существа («Мы – на острове Сальткрокка»).

3. Мотив одиночества. Во многих произведениях Линдгрен этот мотив выступает катализатором детской фантазии, основным результатом функционирования которой является открытие двери в потусторонний мир и появление двойников: Томми и Анника одиноки в своих играх, им скучно - в результате в их жизни появляется Пеппи («Пеппи Длинныйчулок»); Малыш одинок: «Вот у тебя, мама, есть папа; и Боссе и Бетан тоже всегда вместе. А у меня – у меня никого нет » (Линдгрен, 1985: 194) – появляется Карлсон; маленький Бертиль «целый день сидел дома один », пока родители были на работе – появляется Крошка Нильс Карлсон; маленькая Бритта-Кайса была девочкой из очень бедной семьи и у ее родителей не было денег, чтобы купить ей куклу – появляется старичок, который дает ей волшебное зернышко, из которого Бритта выращивает себе живую куклу («Мирабель»); маленькая Барбара мечтает о собаке, а пока у нее никого нет, но есть любимая сестра-близнец Ульва-Ли, которая живет в волшебной стране, играет с Барбарой, но исчезает, как только у Барбары появляется щенок («Любимая сестра»).

4. Мотив преемственности поколений, как залог воспитания : «Старый да малый всегда друг к другу тянутся » («Стук-постук»: Линдгрен, 1995: 145); старый дом, как память о предшественниках (Столярова усадьба в «Мы – на острове Сальткрокка»); особая любовь и забота маленьких о стареньких (любимый всеми детьми дедушка в повести «Все мы – дети из Буллербю») и т.д.

5. Мотив сплоченности и дружбы внутри семьи и с соседями . Ориентируясь на собственное детство, Линдгрен выводит в своих произведениях большую семью : все, кто живет в доме – и слуги и соседи – все члены семьи: «Мы – на острове Сальткрокка», «Дети с улицы Бузотеров», «Все мы – дети из Буллербю», «Приключения Эмиля из Лённеберги». И даже семантика названий произведений, как мы видим, указывает на единство существующих вместе людей, что эксплицируется личным местоимением во множественном числе мы .

6. Мотив любви . По мнению Линдгрен, любовь должна быть такой, какой она была у ее родителей: проста, она растет меж повседневных дел, тогда она крепкая; праздная любовь не искренна и мимолетна. «Любовь, которая не бушует, а растет и крепнет спокойно и разумно, лучше той, что пылает огнем » («Самуэль Август из Севедсторпа и Хана из Хульта»: Линдгрен, 1999: 401). Всё заложено в детстве, и это Астрид хорошо понимала. Безграничная любовь родителей, тепло, радость, труд, отсутствие упреков дали возможность ей стать благодарной и иметь возможность любить и учить любви других. Любовь обретает в ее произведениях разные обличия: это и любовь между родителями, взаимная любовь детей и их родителей, любовь-забота детей к животным, любовь-дружба старших детей к младшим, любовь-жалость к беднякам и бродягам, любовь-помощь к бабушкам и дедушкам, любовь-почитание и в тоже время к Богу.

7. Мотив бедности . Линдгрен показывает маленьким читателям, как беззащитна бедность, она беззащитна настолько, что человек в минуты отчаяния может пойти на крайние меры, например, тетя Нильсон из повести «Мадикен» решается продать за гроши свое тело после смерти, несмотря на то, что единственным ее чаянием было получить достойное погребение. Мотив бедности прослеживается в образах бродяг и жителей богаделен, сирот-ровесников, маленьких детей, у которых даже нет возможности купить куклу. Но бедность – не только понятие, связанное с материальным миром, но и с духовным. К беднякам приравниваются у Линдгрен и нищие духом, позволяющие себе насилие и унижение ребенка, например, тети маленькой Евы, с которыми вынуждена жить девочка, пока ее мама лежит в больнице («Золотая девонька»), и опекун маленьких Матиаса и Анны из «Солнечной полянки», который и держал-то их собственно для того, чтобы эксплуатировать детский труд и др. Бедность материальная, по мнению Линдгрен, порождает и бедность духовную, что в результате приводит к душевной черствости и неспособности любить, к самоунижению, то есть человек теряет свой человеческий облик. Так, например, происходит с родителями Аббе Нильсона из повести «Мадикен»: материальные проблемы приводят отца Аббе к алкоголю и потере собственного достоинства, когда Аббе приходится, рискуя своей жизнью, спасать жизнь пьяного отца; родители пытаются найти отдушину в удовлетворении минимальных потребностей – в еде и алкоголе. При этом черствеют настолько, что даже забывают купить подарок для Аббе на Рождество, для них сын становится не объектом любви, а тем кто должен радовать их самих.

8. Мотив доброты и сострадания к другим живым существам : «Это Улле сделал его добрым (собаку). Ведь Улле и сам добрый » («Мы все – из Бюллербю»: Линдгрен, 1998: 10); «Она красивая», - думает Мадикен. Бывают красивые слова и красивая музыка, а тут - красивая погода. От такой погоды почему-то делаешься добрее » (Линдгрен, 2009: 63); «Добрые люди умеют ладить с людьми » («Самуэль Август из Севедсторпа и Хана из Хульта»: Линдгрен, 1999: 398); «- Для этого мы и родились на свет, - продолжала учительница. - Мы живем для того, чтобы делать людям добро . Я-то живу только для этого! - крикнула она. - А другие люди, интересно, для чего они живут ?» (Линдгрен, 2003 145); «Я ж привычен к быкам-то, - объяснил Калле. – Всего лишь чуток доброты – и их запросто можно взять » («Смоландский тореадор»: Линдгрен, 1995: 222).

9. Мотив дружбы ребенка и взрослого . В основе такой дружбы лежит взаимное уважение и полное равноправие взрослого и ребенка. Такой редкостный тип дружбы нарисован А. Линдгрен в повестях «Мы – на острове Сальткрокка» и «Расмус-бродяга». Интересно заметить, что такая дружба возможно лишь тогда, когда во взрослом человеке живет «внутренний ребенок», когда обе роли ребенка и взрослого у него уравновешены, и тогда взрослый просто не может не уважать ребенка, это противоречило бы его сути: «У Мелькера с Чёрвен завязалась та редкостная дружба, которая бывает иногда между ребенком и взрослым. Дружба двух равноправных людей, которые во всем откровенны друг с другом и имеют одинаковое право говорить начистоту. В характере Мелькера было много ребячливого, а у Чёрвен в меру чего-то другого, пусть не зрелости взрослого человека, но какой-то ощутимой внутренней силы, и это позволяло им держаться на равной или почти на равной ноге. Чёрвен, как никто, угощала Мелькера горькими истинами, от которых его порой даже передергивало, и он готов был дать ей нахлобучку, но потом остывал, понимая, что с Чёрвен это ни к чему не приведет. Однако большей частью она была милой и преданной, так как очень любила дядю Мелькера » (Линдгрен, 2004: 375). В «Расмусе-бродяге» автор идет дальше и через выбор ребенком отца, раскрывает свою точку зрения на идеального родителя: родители могут иметь свои недостатки, как и все люди, но они должны жить в гармонии с миром и самим собой, должны быть искренними в своих поступках и суждениях, должны искренне любить ребенка и быть с ним на равных, то есть видеть в нем личность.

10. Мотив взаимовыручки и поддержки . Развитие этого мотива дает возможность автору выявить суть истинных человеческих взаимоотношений. Лучше всего это представлено в повести «Мы – на острове Сальткрокка»: Мэрта Гранквист – соседка Мелькерсонов, думая о том, чем можно помочь только что приехавшей на остров семье, готовит и приносит им ужин, помогает справиться с печкой, вся семья Гранквистов поддерживает соседей постоянно, не требуя ничего взамен, и приходит на выручку в трудной ситуации: «Тедди с Фредди хотелось быть рядом с друзьями в трудный час. На что же тогда друзья? Никогда не приходилось девочкам видеть Юхана с Никласом такими мрачными и подавленными. А Пелле! Он сидел у стола бледный, как полотно. Рядом с ним сидела Малин. Она обнимала Пелле и была так же бледна, как он. Все это было ужасно и невыносимо. А тут еще эта девчонка-воображала бубнит о каком-то бунгало. Ничего удивительного, что Тедди с Фредди пришли в бешенство » (Линдгрен, 2004: 505).

11. Мотив благодарности . Доброе отношение к детям, искренняя любовь к ним естественным образом вызывает у детей чувство благодарности, и дети готовы простить родителям все неудачи, даже если они их самих расстраивают, и сделать все возможное, чтобы утешить родителей: «– Но ты уже сделал все, что хотел, папа, – спокойно сказала Малин. – Мы получили. Все самое прекрасное, самое веселое и самое дивное в этой жизни. И получили от тебя, только от тебя! И ты заботился о нас, а это – самое главное. Мы всегда чувствовали твою заботу.

Тут Мелькер заплакал, ох, уж эта Малин, довела его до слез.

– Да, – всхлипнул Мелькер. – Я заботился о вас! Если это что-то для вас значит…

– Это – все, – сказала Малин, – и больше я не хочу слышать, что мой отец неудачник. А со Столяровой усадьбой будь что будет » (там же: 512).

Типичные ситуации , через которые раскрывается психология ребенка в произведениях Линдгрен и репрезентируется его мир, можно свести к следующим:

1. Ситуация временного отсутствия родителей . Несмотря на то, что дети любят своих родителей, они не могут полностью допустить их в свой мир, поскольку родителям свойственно волноваться за своих детей, а следовательно ограничивать их свободу, а кроме того, родители в силу своей взрослости, утрачивают способность к фантазии и игре, а следовательно, с ними становится не так весело. Так, Томми и Анника с большей радостью идут на ярмарку с Пеппи, чем с мамой; радуются свободе, когда мама с папой на два дня уезжают, и даже отправляют домработницу Эллу из дома к ее маме в гости, чтобы насладиться полной свободой в обществе Пеппи.

2. Двое детей и третий (четвертый) из неполной, неблагополучной семьи – как контраст влияния окружения и среды обитания. Часто Линдгрен показывает, что эти дети по своей природе ничуть не хуже, только отсутствие должного внимания и любви будят в них иногда плохие качества, но чаще воспитывает силу духа и невероятную отзывчивость. Примером может служить образ Аббе Нильсона из повести «Мадикен».

3. Ситуация взаимоотношений старший – младший прослеживается практически во всех произведениях. Старшие дети – всегда учителя жизни для младших, даже, несмотря на то, что могут дразнить младших или достаточно жестоко с ними играть; они всегда защитники младших; между старшими и младшими не всегда царит полное взаимопонимание, но всегда, непременно, любовь. Младшие всегда берут с них пример, будь то в поступках благочестивых или озорных. Так, практически всему, что умеет делать Малявка, ее научила старшая сестра Анна Стина: «Анна Стина всё знала и всё умела, и всему, что сама Малявка умела, она научилась от Анны Стины. Только одному она научилась сама: свистеть сквозь передние зубы. А считать до двадцати, узнавать все буквы, читать молитву, кувыркаться и залезать на вишню ее научила Анна Стина » (Линдгрен, 1995: 235). В самом трогательном виде эти отношения представлены в повести-сказке «Братья Львиное Сердце»: старший брат утешает и скрашивает дни больного младшего брата, а потом, не задумываясь, спасает его от верной гибели, выбросившись с ним из горящего дома, мгновенно сам при этом погибая.

4. Ситуация игры , как обязательного и постоянного компонента детского мира.

5. Ситуация спасения кого-либо , в которой проявляется вся сила духа и самоотверженность ребенка, ярчайший пример такого детского подвига – спасение Эмилем его друга Альфреда («Приключения Эмиля из Лённеберги»). Кроме этого можно привести подобные примеры: спасение братьями друг друга, а также заточенного в темнице повстанца в повести-сказке «Братья Львиное Сердце»; спасение Аббе своего отца в повести «Мадикен»; спасение мальчика одноклассника маленькой Мэрит ценой собственной жизни в одноименной повести, спасение овечек маленькой Стиной-Марией, несмотря на то, что ей для этого приходится побывать в царстве мертвых и навсегда остаться меченой («Стук-постук»).

6. Ситуация насилия со стороны не родных людей: опекун (хозяин хутора), тетки, приемные родители.

7. Ситуация вторжения другого, иногда враждебного, иногда просто чужого, для детей мира в их счастливый мир: приезд незнакомых людей из города, людей, для которых разорвана связь поколений, чаще всего людей одиноких: тётя и Моника в «Мы все – дети из Буллербю», дядя с капризной дочкой в «Мы на острове Сальткрокка» (по их мнению, здесь красиво, но скучно, или запущенно и надо всё переделывать); приезд важного господина, который хочет снести старый дом, срубить дерево и выгнать детей в «Пеппи Длинныйчулок».

Как было уже видно из анализа типичных мотивов и ситуаций, мир ребенка в творчестве Линдгрен раскрывается через систему антиномий. Приведем основные из них: жизнь (Рождество) – смерть (похороны); радость – печаль; здоровые – калеки; дети – ангелы; дети – взрослые; большой – маленький; награда – наказание; реальность – выдумка, мечта; детская жертвенность – забывчивость и непонимание жертвенности взрослыми; непосредственность – продуманность; дружба -/= соперничество; богатство – бедность; благосостояние, сытость, дом – бедность, голод, метель (бездомность).

Специфика сказочного мастерства Линдгрен

Специфика сказочного мастерства Линдгрен заключается в том, что она создавала сказки, где реальные современные мальчики и девочки вдруг приобретают сказочные свойства, как бедная, заброшенная девочка Пеппи, или живут двойной жизнью в обычном городе Швеции XX ст. с телефоном, посещением школы, как Малыш; с бедностью и злоключениями, как брат Львиное Сердце; с сиротством, как Мио; вместе с тем у них есть второй мир -- сказочный, фантастический.

Здесь они или могущественны и героически сами (Мио, брат Львиное Сердце), или имеют наделенных сверхъестественными силами помощников и друзей, как Малыш, приятелем которого становится Карлсон. Сказочные герои прошлого летали на коврах-самолетах, в летающих сундуках и т.п. Дети XX ст., знакомые с летательными аппаратами нашего времени, угадывают моторы, пропеллеры, кнопки управления. Сама фантастика Линдгрен -- это мир, создаваемый воображением современного ей ребенка. Затеи Карлсона, например, -- это шалости, которых возможны для обычного ребенка с развитой фантазией. Линдгрен некогда не морализирует. Она заставляет своих маленьких читателей увидеть плохое на доступных им примерах. Мягкий юмор писательницы создает особую добрую атмосферу, где не остается возможности для торжества злого начала.

Неизбежность окончательной победы добра присуща и повестям Линдгрен для юношества, а их герои - такие же фантазеры, как и герои сказок. Калле Блюмквист воображает себя знаменитым следователем, играет со своими друзьями в войну Красной и Белой роз. Расмус-Бродяга идеализирует жизнь бездомных нищих. Линдгрен в повестях о реальных событиях тоже воспитывает своих читателей: война Красной и Белой роз ведется между друзьями по правилам высоко трактованного рыцарства, она преисполнена неисчерпаемой изобретательности подростков, разрушает препятствия; Расмус понимает истинную сущность бродяг .

Однако Линдгрен не отказалась от троллей, эльфов, домовых или одухотворений сил природы, гор или предметов, но это традиционно фантастическое объединяется у нее с изменением реальности детской фантазией. В своих сказках Линдгрен шла за Г.К. Андерсеном, который умел рассказывать удивительные истории об обычных предметах, за С.Лагерлеф, которая объединяла в одном произведении учебник о природе Швеции, реальной жизни маленького мальчика Нильса и историю гусиной стаи. Однако она не повторяет своих предшественников. Линдгрен, вводя читателя в круг фантазий и эмоций ребенка, учит взрослых уважать его внутренний мир, видеть в нем личность.

Главные герои сказочных повестей Астрид Линдгрен

Крупнейшие произведения Линдгрен - это сказки-повести: «Пеппи Длинныйчулок» («Boken om Pippi Langs-trump», 1945-1946), «Мио, мой Мио» (1954), «Малыш и Карлсон, который живет на даxy» (« Lillebror och Karlsson pa Taket », 1955 - 1968),« Братья Львиное Сердце »(« Brodema Lejon-hjarta », 1973), а также повести для детей и юношества« Приключения знаменитого следователя Калле Блюмквиста »(« Masterdetektiven Blomqvist lever farligt » , 1946-1953), «Расмус-бродяга» («Rasmus pa Luffen», 1956) и трилогия об Эмиле из Леннеберги («Emil in Lonneberga», 1963-1970). Линдгрен не выражала открыто своей программы, но хотела своим творчеством способствовать демократизации общественных отношений, хотела видеть мир без войны, где страдать дети. Она писала для детей, и поэтому его идеи приобретают форму, доступной для детского понимания. Так, в сказке-повести «Мио, мой Мио!" Герой выступает против злого рыцаря Като, а братья Львиное Сердце борются против тирана Тенгиля. В произведениях Линдгрен, где используется средневековый реквизит, речь идет не только об извечной борьбе добра и зла, как во всех сказках всех времен. В чертах противников положительных героев писательницы и в описаниях стран, которыми они правят, явно проступают черты фашизма, а сами персонажи похожи на современных шведов .

Специфика сказочного мастерства Линдгрен состоит в том, что она создавала рассказы-сказки, повести-сказки, где реальные современные мальчики и девочки вдруг приобретают сказочных свойств, как бедная, заброшенная девочка Пеппи, или живут двойной жизнью в обычном городе Швеции XX в. с телефоном, посещением школы, как Малыш, с бедностью и лишениями, как братья Львиное Сердце; с сиротством, как Мио; время у них есть другой мир - сказочный, фантастический. Здесь они или мощные и героические сами (Мио, брать Львиное Сердце), или могут иметь наделенных сверхъестественными силами помощников и друзей, как Малыш, приятелем которого становится Карлсон. Сказочные герои прошлого летали на коврах-самолетах, у летучих сундуках и т.д.. Дети XX в., Знакомы с летательными аппаратами нашего времени, придумывают движки, пропеллеры, кнопки управления. Сама фантастика Линдгрен - это мир, создаваемый воображением современной ей ребенка. Проделки Карлсона, например, - это баловство, которых багнеться обычному ребенку с развитой фантазией. Линдгрен никогда не морализирует. Она заставляет своих маленьких читателей увидеть плохое на доступных им примерах. Мягкий юмор писательницы создает особую добрую атмосферу, где не остается возможности для торжества зла начала.

Неизбежность окончательной победы добра присуща и повестям Линдгрен для юношества, а их герои - такие же фантазеры, как и герои сказок. Калле Блюмквист воображает себя знаменитым следователем, играет со своими друзьями в войну Алой и Белой розы. Расмус-бродяга идеализирует жизнь бездомных нищих. Линдгрен в повестях о реальных событиях тоже воспитывает своих читателей: война Алой и Белой роз ведется между друзьями по правилам высоко трактованного рыцарства, она полна неиссякаемой изобретательности подростков, разрушает состоянию препятствия; Расмус понимает истинную сущность бродяг. Однако Линдгрен не отказалась от троллей, эльфов, домовых или одухотворение сил природы, гор или предметов, но это традиционно фантастическое сочетается в ней с изменением реальности детской фантазией. В своих сказках Линдгрен шла за Г.К. Андерсеном, который умел рассказывать удивительные истории о найпрозаичниши предметы, за С.Лагерлеф, которая совмещала в одном произведении учебник о природе Швеции, реальная жизнь маленького мальчика Нильса и историю гусиной стаи. Однако она не повторяет своих предшественников. Линдгрен, вводя читателя в круг фантазий и эмоций ребенка, учит взрослых уважать его внутренний мир, видеть в нем личность.

Пеппи Длинныйчулок -- центральный персонаж серии книг шведской писательницы Астрид Линдгрен.

Пеппи -- маленькая рыжая веснушчатая девочка, которая живёт одна на вилле «Курица» в небольшом шведском городке вместе со своими животными: обезьянкой господином Нильсоном и лошадью. Пеппи -- дочь капитана Эфраима Длинныйчулок, который впоследствии стал вождём чернокожего племени. От своего отца Пеппи унаследовала фантастическую физическую силу, а также чемодан с золотом, позволяющий ей безбедно существовать. Мама Пеппи умерла, когда та была ещё младенцем. Пеппи уверена, что она стала ангелом и смотрит на неё с неба («Моя мама -- ангел, а папа -- негритянский король. Не у всякого ребёнка такие знатные родители»).

Пеппи «перенимает», а скорее, придумывает разнообразные обычаи с разных стран и частей света: при ходьбе пятиться назад, ходить по улицам вниз головой, «потому что ногам жарко, когда ходишь по вулкану, а руки можно обуть в варежки».

Лучшие друзья Пеппи -- Томми и Анника Сёттергрен, дети обычных шведских обывателей. В компании Пеппи они часто попадают в неприятности и смешные переделки, а иногда -- настоящие приключения. Попытки друзей или взрослых повлиять на безалаберную Пеппи ни к чему не приводят: она не ходит в школу, неграмотна, фамильярна и всё время сочиняет небылицы. Тем не менее, у Пеппи доброе сердце и хорошее чувство юмора.

Пеппи Длинныйчулок -- одна из самых фантастических героинь Астрид Линдгрен. Она независима и делает всё, что хочет. Например, спит с ногами на подушке и с головой под одеялом, носит разноцветные чулки, возвращаясь домой, пятится задом, потому что ей не хочется разворачиваться, раскатывает тесто прямо на полу и держит лошадь на веранде.

Она невероятно сильная и проворная, хотя ей всего девять лет. Она носит на руках собственную лошадь, побеждает знаменитого циркового силача, разбрасывает в стороны целую компанию хулиганов, обламывает рога свирепому быку, ловко выставляет из собственного дома двух полицейских, прибывших к ней, чтобы насильно забрать её в детский дом, и молниеносно забрасывает на шкаф двоих громил воров, которые решили её ограбить. Однако в расправах Пеппи нет жестокости. Она на редкость великодушна к своим поверженным врагам. Осрамившихся полицейских она угощает свежеиспеченными пряниками в форме сердечек. А сконфуженных воров, отработавших свое вторжение в чужой дом тем, что они всю ночь танцевали с Пеппи твист, она великодушно награждает золотыми монетами, на сей раз честно заработанными.

Пеппи не только на редкость сильна, она ещё и невероятно богата. Ей ничего не стоит купить для всех детей в городе «сто кило леденцов» и целый магазин игрушек, но сама она живёт в старом полуразвалившемся доме, носит единственное платье, сшитое из разноцветных лоскутов, и единственную пару туфель, купленных ей отцом «на вырост».

Но самое удивительное в Пеппи -- это её яркая и буйная фантазия, которая проявляется и в играх, которые она придумывает, и в удивительных историях о разных странах, где она побывала вместе с папой-капитаном, и в бесконечных розыгрышах, жертвами которых становятся недотепы-взрослые. Любой свой рассказ Пеппи доводит до абсурда: вредная служанка кусает гостей за ноги, длинноухий китаец прячется под ушами во время дождя, а капризный ребёнок отказывается есть с мая по октябрь. Пеппи очень расстраивается, если кто-нибудь говорит, что она врет, ведь врать нехорошо, просто она иногда забывает об этом.

Пеппи -- мечта ребёнка о силе и благородстве, богатстве и щедрости, свободе и самоотверженности. Но вот взрослые Пеппи почему-то не понимают. И аптекарь, и школьная учительница, и директор цирка, и даже мама Томми и Анники злятся на неё, поучают, воспитывают. Видимо поэтому больше всего на свете Пеппи не хочет взрослеть:

«Взрослым никогда не бывает весело. У них вечно уйма скучной работы, дурацкие платья и куминальные налоги. И ещё они напичканы предрассудками и всякой ерундой. Они думают, что стрясётся ужасное несчастье, если сунуть в рот нож во время еды, и всё такое прочее».

Но «кто сказал, что нужно стать взрослым?» Никто не может заставить Пеппи делать то, чего она не хочет!

Книги о Пеппи Длинныйчулок исполненны оптимизма и неизменной веры в самое-самое хорошее.

И последнее, о чем необходимо сказать: о влиянии Астрид Линдгрен на русскую детскую литературу. Следует признать, что само существование прекрасных книг шведской писательницы поднимало планку качества в детской литературе, меняло отношение к детской книге как к литературе второго сорта, создание которой не требует от писателя чрезмерных усилий, лишь бы было складно и забавно (и назидательно). Конечно, Астрид Линдгрен не была одинока в этой борьбе за хорошую детскую книгу, но ее авторитет и личный пример во многом содействовал упрочению высоких требований к литературе для детей.

Астрид Линдгрен оставила удивительное наследство -- талантливую и разнообразную современную детскую литературу, которая -- и это никакое не преувеличение -- вышла из ее книг. Спасибо ей за этот чудесный волшебный дар нам всем.

Книги Астрид Линдгрен хороши еще и тем, что к ним хочется возвращаться, их хочется перечитывать не только в детстве, но во взрослом возрасте. Это сказки и вместе с тем это истории про детей, таких, которые живут в соседнем дворе. В них нет ничего фантастического, просто они умею мечтать, фантазировать, видеть недоступное взрослым.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Астрид Линдгрен 1907-2002

Астрид Линдгрен родилась 14 ноября 1907 года в южной Швеции, в небольшом городке Виммербю, в фермерской семье. Сама писательница всегда называла своё детство счастливым и указывала на то, что именно оно служит источником вдохновения для её творчества. О своей семье писательница с большой симпатией и нежностью рассказала в единственной своей книге, не обращённой к детям,- «Самюэль Август из Севедсторпа и Хана из Хюльта»

В 17 лет Астрид занялась журналистикой, работала в местной газете. Затем она переехала в Стокгольм, получила образование стенографистки и работала секретарем в разных столичных фирмах. В 1931 году Астрид Эрикссон вышла замуж и стала Астрид Линдгрен.

Астрид Линдгрен, шутя, вспоминала, что одной из причин, побудивших её к писательству, стали холодные стокгольмские зимы, болезни дочки Карин, которая все время просила маму о чем-нибудь рассказать. Именно тогда мама с дочкой придумали озорную девочку с рыжими косичками. «Пеппи» присудили несколько призов, а автора пригласили работать в детское книжное издательство.

Затем появились повести о Малыше и Карлсоне (1955-1968), Расмусе-бродяге (1956), трилогия об Эмиле из Леннеберги (1963-1970), книги "Братья Львиное сердце" (1979), "Роня, дочь разбойника» (1981) и другие. Почти все свои книги Линдгрен посвятила детям (лишь несколько – юношеству).

Героев Линдгрен отличает непосредственность, пытливость, изобретательность, озорство сочетается с добротой, серьёзностью. Линдгрен не только писала книги, но и активно боролась за права детей. Она считала, что их нужно воспитывать без телесных наказаний и насилия. В1958 году Астрид Линдгрен была присуждена Международная золотая медаль имени Ханса Кристиана Андерсена за гуманистический характер творчества.

Местечко Виммербю стало местом объявления лауреатов ежегодной международной премии памяти Астрид Линдгрен "За произведения для детей и юношества». Решение было принято шведским правительством после кончины Астрид Линдгрен. В Виммербю c 1981 года работает детский парк развлечений «Мир Астрид Линдгрен», посвящённый персонажам книг этой шведской писательницы.

Музей Астрид Линдгрен в Стокгольме


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Викторина по книге Астрид Линдгрен «Малыш и Карлсон, который живет на крыше».

После того, как учащиеся прочитали книгу Астрида Линдгрена «Малыш и Карлсон, который живет на крыше», была проведена викторина по содержанию этой книги....

К 105-летию А.Линдгрен - Урок математики в 3 классе "Деление двузначного числа на однозначное"

Ни для кого не секрет, что изучать математику в игровой форме гораздо интереснее. Тем более, если дети будут осваивать школьные премудрости вместе с героями любимых литературных героев Астрид Линдгрен...

презентация" Астрид Линдгрен"

Презентация может быть использована при знакомстве со знаменитой шведской писательницей. В ней содержатся фотографии Линдгрен и иллюстрации к её произведениям....

Урок чтения 2 класс ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА «Школа 2100» Тема урока: «Карлсон - воплощение детской мечты (А. Линдгрен «Малыш и Карлсон…» Часть 4. Легендарные голоса»

Урок чтения 2 класс ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА «Школа 2100» Тема урока: «Карлсон - воплощение детской мечты (А. Линдгрен «Малыш и Карлсон…» Часть 4. Легендарные голоса»...

В этом произведении А. Линдгрен рассказывается о дружбе обыкновенного мальчика Свантесона по прозвищу Малыш и необыкновенного Карлсона, который живёт на крыше. Одиноким и несчастным чувствовал себя Малыш, пока к нему не стал прилетать забавный и добродушный, неистощимый на выдумки толстяк Карлсон.

Все окружающие считают Карлсона выдумкой, фантазией Малыша. Однако сам Малыш ни минуты не сомневается в существовании своего замечательного друга. Причём он уверен, что, несмотря на наличие у Карлсона пропеллера, позволяющего ему летать, Карлсон - обыкновенный мальчик, его товарищ по играм.

И действительно, Карлсон - самый обыкновенный толстый мальчик, сластёна, проказник, отчасти эгоист. Он постоянно ищет забав. Но если дело дойдёт вдруг до беды, Карлсон всегда выручит, не подведёт. К тому же он умён, находчив, по-своему добр, старается защищать слабых. Достаточно вспомнить, как он издевается над жуликами, решившими обобрать простака Оскара, и над родителями, оставившими без присмотра голодного ребёнка.

В характере Карлсона узнаются детские слабости, и автор как будто побуждает смеяться над ними. Образ Малыша показан писательницей в развитии. Герой непрестанно думает и рассуждает. Он очень добр, щедр, уступчив. В нём всё время происходит внутренняя борьба. С одной стороны, Малыша увлекают проказы Карлсона, а с другой - он начинает протестовать, когда шалости переходят дозволенные границы. Малыш обожает животных и очень хочет иметь собаку. Он уважает старших, помогает слабым.

Всё произведение пронизано добротой, тонкой иронией и юмором. В нём много шуток, много ярких, запоминающихся выражений («Спокойствие, только спокойствие!», «Дело житейское» и др.).

Итак, кто такой этот забавный Карлсон? Возраст его остается загадкой, единственная информация, которая нам предоставляется - это расплывчатое определение «мужчина в самом расцвете сил ». Малыш считает Карлсона взрослым, но это не обыкновенный взрослый, запрещающий шалить, проказничать и куролесить, а тот самый удивительный и чудесный, который не только одобряет шалости, но и сам становится их инициатором. Характер Карлсона весьма противоречив: иногда он ведет себя весьма эгоистично, а иногда, бросаясь грудью на амбразуру, спешит на помощь Малышу, не особенно задумываясь о том, что он сильно рискует. Этому смешному человечку постоянно требуется подтверждение того, что он самый лучший, самый замечательный, самый любимый друг – одним из примеров этому является легендарная фраза «Малыш, но я ведь лучше собаки? ». И его можно понять, ведь он живет в своем маленьком домике совсем один, в то время как у Малыша есть родители, брат, сестра, два друга – Кристер и Гунилла, да еще и маленькая такса Бимбо…

Малыш же, по сравнению с Карлсоном, самый обыкновенный ребенок, каких в мире миллионы. Его имя, Сванте Свантесон , наводит на мысль о том, что автор хотела подчеркнуть его ординарность (если бы Малыш был русским, то звали бы его, вне сомнения, Иван Иванов). Это делалось с определенной целью – каждый ребенок должен был верить в то, что на месте Малыша мог оказаться он сам. Но в книге есть замечательный момент, когда мама Малыша говорит ему, что не согласилась бы расстаться с сыном ни за какие сокровища в мире (даже за сто тысяч миллионов крон!), и это – своеобразное напоминание маленькому читателю о том, что любой ребенок, каким бы заурядным он ни был, для своих родителей все равно является величайшим богатством.

Нельзя не заметить, что Малыш – очень добрый мальчик. Он никогда не обижается на Карлсона, даже если его капризы становятся невыносимыми, и готов отдать своему другу все что угодно. Так, например, он дарит ему на День Рождения свой любимый пистолетик, и мысль о том, что он порадовал Карлсона, сразу же затмевает сожаление от расставания с замечательной игрушкой.

Кстати, при прочтении «Карлсона» невольно вспоминаешь Пеппи Длинныйчулок, еще одну героиню Астрид Линдгрен. Они и в самом деле похожи: и Карлсон, и Пеппи, появляясь в жизни самых обыкновенных детей, в мгновение ока становятся их лучшими друзьями. Одна из самых примечательных их черт – это сочетание детскости и взрослости, иными словами, они могут веселиться так же самозабвенно и беззаботно, как маленькие дети, и в то же время, когда они рядом, любая проблема кажется совершенно пустяковой. Наверное, ни один ребенок не отказался бы от такого друга, как Пеппи или Карлсон, и умение Линдгрен так мастерски описать характер персонажа, симпатичного всем детям без исключения, действительно удивляет. Вдобавок, обе книги наполнены замечательным искрометным юмором, причем он понятен не только детям, но и взрослым. Ценность книг Линдгрен вообще трудно преувеличить, и «Карлсон», вне всяких сомнений – одно из лучших ее произведений, которое, хоть и ориентировано на детскую аудиторию, все равно будет интересно читателям любого возраста.

  • Если разложить все книги Астрид Линдгрен в один ряд, то ими можно трижды опоясать земной шар по экватору.
  • Астрид Линдгрен - обладательница множества премий и почетных званий, в том числе Премии имени Г. К. Андерсена, Большой Золотой Медали Шведской академии, "Альтернативной Нобелевской Премии" ("За правильный образ жизни") и Премии Лего.
  • Именем Астрид Линдгрен названы астрероид, шведский спутник и кратер на Венере.
  • Последним крупным произведением Астрид Линдгрен стала сказочная повесть "Ронья, дочь разбойника", написанная в 1981 году.
  • В честь Астрид Линдгрен ежегодно присуждаются две литературные премии.
  • Жизнь и творчество Астрид Линдгрен

    Как-то раз в чудесный майский день маленькая Астрид играла со своей сестренкой Стиной. Воздух дрожал от зноя, журчал ручей, цвела черемуха, и все вокруг казалось девочкам таким необыкновенным. Даже обычный дождевой червь. Астрид и Стина подумали, что он вполне может быть заколдованным принцем и попробовали расколдовать его. Поцелуем, конечно же! Но то ли принц был слишком уж заколдован, то ли девочки не были настоящими принцессами, эксперимент им не удался. Зато много лет спустя Астрид Линдгрен описала этот случай в книге "Веселье в Буллербю". В зарослях черемухи играют подружки Лиса и Анна.

    "В ту же минуту я увидела лягушку и сказала:
    - Ах, моя маленькая заколдованная лягушка!
    И быстро схватила ее. Ведь каждый знает, что большинство лягушек - заколдованные принцы. <...>
    - Ну ладно! - сказала я. - Раз так, придется поцеловать его, чтобы разрушить чары.
    - Фу, гадость, - скривилась Анна.
    Но я сказала, что если бы в прежние времена все принцессы были такие же дуры, как она, то и теперь бы в наших канавах водились заколдованные принцы".

    Астрид Линдгрен всегда вспоминала о своем детстве как об очень счастливом времени, наполненном играми и весельем. Она родилась в 1907 году в усадьбе Нэс в маленьком шведском городке Виммербю. И звали ее тогда Астрид Эрикссон. Семья жила в небольшом красном доме, каких много в Швеции, среди прекрасного яблоневого сада. Ее родители не владели усадьбой, а лишь арендовали ее, но благодаря упорному труду их хозяйство процветало. Хотя в доме были работники, мама Ханна и папа Самуэль Август работали с утра до позднего вечера. Мама ткала, пряла, доила коров, готовила сыр и масло, пекла хлеб, управляла служанками и батраками. Папа возделывал землю. Почва в Смоланде (так называется провинция, где находится Виммербю) неплодородная, каменистая, и прежде чем вспахать поле, крестьянам приходилось убирать с него множество камней. Самуэль-Август даже получил диплом "за добросовестный труд по очистке пашен от камней и валунов". Еще он занимался разведением племенного скота и получал награды за своих жеребцов и быков.

    Детей тоже с самого детства приучали к труду. В семье их было четверо: Гуннар, Астрид, родившаяся через год после него, Стина, которая была младше Астрид на четыре года, и Ингейерд, младше на девять лет. Уже с шести лет в их обязанности входило рвать крапиву для куриц и прореживать репу на поле. Потом Астрид описала эти полевые работы в своих повестях. Став старше, они помогали убирать хлеб. Астрид вспоминала, как тяжело ей было идти по полю за косилкой и вязать снопы. Но у нее даже и мысли не возникало о том, чтобы отлынивать от работы. Родителей дети Эрикссон слушались беспрекословно.
    И все-таки у детей оставалось достаточно времени для игр. И они играли взахлеб, запоем, забывая об обеде и ужине. "Как это мы не заигрались до самой смерти?" - удивлялась выросшая Астрид. Они бегали, прыгали на сеновале, купались в озере. Дворовые постройки становились то пристанищем пиратов, то логовом разбойников. Главным товарищем по играм для Астрид был брат Гуннар, самый близкий по возрасту. Но также они играли с детьми батраков, которые жили в Нэсе, и со внуками пастора, приезжающими на каникулы.
    Астрид подробно вспоминает своё детство в трилогии о детях из Буллербю. "Ах, как нам весело живется!" - то и дело повторяет девочка Лиса. Жить в крестьянской усадьбе - что может быть для ребенка лучше? Удивительно кормить новорожденного ягненка молоком из бутылочки! Весело вместе с друзьями не ложиться спать до двенадцати в новогоднюю ночь! Здорово идти из школы домой по каменной изгороди!

    Может быть, тебя удивляет, как могла стать великой писательницей девочка из обычной крестьянской семьи? Дело в том, что Самуэль Август и Ханна все-таки не были рядовыми крестьянами. Ханна в юности собиралась стать учительницей. Самуэль Август, бывало, вставал до зари, чтобы почитать, и не жалел денег на образование детей. А когда у Астрид спрашивали, откуда взялся ее талант, она отвечала, что выросла в тени великой любви. Самуэль Август так сильно любил Ханну, что отблеска его чувства хватило всем их четырем детям. "Каждое утро начиналось с молитвы отца - он благословлял бога за то, что ему послали эту чудо-жену, эту чудо-любовь, это чудо-чувство", - вспоминала сказочница.
    Она же как чудо описывала она свое первое знакомство с книгами. Произошло оно на маленькой кухоньке в доме скотовода и служанки из Нэса. У них была дочь Эдит, которая часто играла с Астрид и Гуннаром. И вот как-то раз Эдит предложила почитать им книгу. Это была сказка "Великан Бам-Бам и фея Вирибунда". "Я была совершенно ошеломлена, и во мне проснулась неутолимая жажда чтения!" - рассказывала писательница. На следующий день Астрид поджидала Эдит у дома, чтобы та снова почитала ей. Конечно, у Эдит не было своих собственных книг, она брала их в библиотеке. Не было их и у Астрид. Когда, уже будучи школьницей, она получила в подарок свою первую книгу "Белоснежка и семь гномов", она была сама не своя от счастья! Понимаешь, для маленькой крестьянской девочки было огромной радостью обладать собственной книгой.

    В семь лет Астрид зачислили в первый класс начальной школы Виммербю. Ей нравилось учиться, а еще больше нравилось, не спеша возвращаться из школы на хутор вместе с братом и друзьями. По пути они рассказывали друг другу разные истории, шлепали по лужам и, конечно, озорничали. Когда Астрид было десять лет, произошло очень радостное для нее событие: она получила доступ в школьную библиотеку. И начала читать, "всё, что там имелось": "Робинзона Крузо" Д. Дефо, "Остров сокровищ" Р.Л. Стивенсона, книги А. Дюма, М. Твена, Ж. Верна, "прекрасные книги для девочек" - "Поллианну" Э. Портер и "Маленькую принцессу" Ф. Х. Бернетт и многие-многие другие. Их герои становились для нее живыми девочками и мальчиками. Вместе с ними она переживала их горести и радости, участвовала во всех их приключениях. И, конечно, вместе с братом и сестрами играла в Бекки Тетчер, Тома Сойера, в Анну из Зеленых Мезонинов, Джима Хокинса и других.
    Окончив начальную школу, Астрид пошла в реальную среднюю школу, где уже учились ее брат Гуннар и лучшая подруга Мадикен. Самым любимым предметом Астрид был шведский язык. Ее преподаватель не единожды читал в классе школьные сочинения Астрид. А одно их них - "Жизнь на нашем хуторе" - только представь, было напечатано в местной газете! После этого тринадцатилетнюю Астрид стали в шутку называть Сельмой Лагерлёф из Виммербю. "Но сама я решила, что никаким писателем никогда не буду", - вспоминала Астрид Линдгрен. Примерно в том же возрасте Астрид вдруг осознала, что ее детство закончилось. "Помню, как тягостно стало у нас на душе, когда мы поняли, что больше не умеем играть".
    В шестнадцать лет Астрид Эрикссон закончила школу с хорошими отметками. И через некоторое время получила место в газете "Виммербю Тиднинг", ведь в городке уже были наслышаны о ее литературных способностях. Она отвечала на звонки, корректировала тексты и писала небольшие репортажи обо всем, что происходило в округе: о рождениях, свадьбах и похоронах. А еще написала ряд статей "Идем на прогулку", описав свои путешествия в различные уголки Смоланда. Эти пешие прогулки она совершала в компании Мадикен и других подруг.

    Астрид Эрикссон проработала в газете два года. Потом она вынуждена была уехать из Нэса. Астрид было восемнадцать лет, она ждала ребенка, но не хотела выходить замуж. Понимаешь, остаться в Виммербю - значило бы для нее стать мишенью для ежедневных пересудов. Астрид решила переехать в Стокгольм. Там она сняла комнату в пансионе и начала учиться на курсах стенографии и машинописи. А потом устроилась работать секретарем в отдел радио Шведского центра книжной торговли. Ее жалованья в 150 крон хватало лишь на оплату неуютной комнаты и еду. И Астрид нужно было изо всех сил экономить, чтобы откладывать деньги на поездки в Копенгаген, где она временно оставила в приемной семье своего сына Ларса. "Все те годы Лассе жилось хорошо, - рассказывала писательница. - Мне же, напротив, плохо. Ведь мне приходилось жить в Стокгольме, завершать образование, устраиваться на работу, искать возможность забрать Лассе к себе". Возможно, Астрид Линдгрен никогда и не стала бы всемирно известной писательницей, если бы не это драматическое событие. Необходимость жить вдали от сына, не видя, как он растет, была очень сильным переживанием для Астрид. И впоследствии ее особенно остро волновали беды других детей, она хотела помочь всем им - сиротам, больным, одиноким и просто переживающим какое-либо горе, которое в детстве всегда кажется таким большим.

    Астрид взяла к себе Лассе через три года, когда его приемная мать в Копенгагене серьезно заболела. К тому времени Астрид устроилась редактором в "КАК" (Королевский Автомобильный Клуб) и там познакомилась со Стуре Линдгреном. Весной 1931 года Стуре и Астрид поженились. А через три года родилась младшая дочь Карин, и будущая писательница с головой окунулась в заботы и радости материнства.

    В то время в Швеции большинство мам не работали, а занимались домашним хозяйством. Но даже "если бы все они сказали, что хотят идти работать, я бы все равно на работу не пошла. Для меня в те годы было естественно - сидеть дома с детьми" - признавалась Астрид. Она хотела постоянно быть вместе с детьми, видеть, как они играют, что читают, как они растут. Вместо того, чтобы сидеть на скамеечке, наблюдая за играми детей, Астрид играла сама. Она обнаружила, что радость игры вернулась к ней. Вместе с Лассе она лазала по деревьям в Карлбергском парке и каталась с горки. "Подозреваю, что ей было так же весело, как и мне!" - вспоминал Лассе.

    Что больше всего любят дети? Астрид Линдгрен считает:
    1. Удить рыбу.
    2. Прыгать в сено.
    3. Играть в пиратов, разбойников и индейцев.
    4. Устраивать секретные шалаши и штабы.
    5. Рассказывать друг другу страшные истории.
    6. Отмечать Рождество.
    7. Лазать по деревьям и крышам.
    Иногда Астрид рассказывала Лассе и Карин истории о своем детстве, о Смоланде. Ее бабушка Ида и отец Самуэль Август были замечательными рассказчиками, и Астрид переняла их дар. Однажды Карин заболела воспалением легких, и ей долгое время пришлось пролежать в постели. По вечерам Астрид рассказывала ей истории. И как-то раз Карин попросила: "Расскажи мне про Пеппи Длинныйчулок!" Вот ты, наверное, знаешь, кто такая эта Пеппи. А Астрид не знала. Ей пришлось ее выдумать! И поскольку имя было таким необычным, девочка тоже оказалась особенной. Мама рассказывала Карин о приключениях самой сильной девочки на свете, пока Карин не выздоровела. И потом еще долго - друзьям дочери, которые приходили в гости специально, чтобы послушать эти истории.

    А затем случилось то, о чем Астрид Линдгрен со смехом говорила: "Как писатель я продукт каприза природы". Поскользнувшись на льду, она подвернула ногу и вынуждена была провести в постели две недели. А поскольку бездельничать было не в ее правилах, решила записать истории о Пеппи. Она хотела подарить рукопись Карин на десятилетие. Понравился бы тебе такой подарок? Думаю, Карин была в восторге! А следующую свою повесть Астрид отправила на конкурс книг для девочек, организованный молодым издательством "Рабен и Шёгрен". Жюри присудило ее повести "Бритт-Мари изливает душу" второе место. Шел 1944 год, Астрид было тридцать семь лет.

    В следующем году Астрид Линдгрен отправила на другой конкурс издательства свою "Пеппи Длинныйчулок". Повесть завоевала первое место. И когда книга была опубликована, только за первые две недели было продано 20000 экземпляров! Никогда еще детская повесть не вызывала столько споров и восторгов. В газетах и журналах разгорелись ожесточенные дискуссии о воспитании детей. Одни считали, что книга опасна для них и повлечет за собой массовое непослушание. Другие, наоборот, уверяли, что свобода и игры необходимы детям для нормального развития. Сама Астрид воздерживалась от участия в дискуссиях. Но благодаря этим спорам, книга становилась все популярнее. И "Рабен и Шёгрен" стало издавать все ее книги.
    Астрид Линдгрен в среднем выпускала по две-три книги в год! Может быть, тебе кажется, что это не слишком много? Но ведь в течение двадцати пяти лет она, к тому же, возглавляла отдел детской книги издательства "Рабен и Шёгрен". И еще создала множество пьес и сценариев! Как же ей это удавалось?

    Обычно Астрид Линдгрен писала свои книги рано утром - еще в постели! Она просыпалась в пять утра и могла три часа посвятить творчеству, а в восемь уже начинала разбирать почту. Во второй половине дня Астрид работала в издательстве. Сидя в постели ранним утром Астрид стенографировала свои выдумки, а потом отпечатывала на пишущей машинке, вносила изменения, и перепечатывала начисто. Интересно, что стенографируя, она использовала свой собственный шифр, который до сих пор никто не может прочитать!

    Уйму времени занимало ведение корреспонденции. Астрид получала письма от детей со всего света и старалась ответить на каждое из них. А ведь были еще деловые бумаги. В среднем ей приходило по 150 писем в неделю. Свежие письма лежали в огромных мешках, постепенно ставших привычным предметом интерьера в квартире писательницы. В конце концов ей даже пришлось нанять секретаря для ведения переписки. Говорят, когда Астрид встретилась с Туве Янссон, они проговорили вечер напролет. Самой животрепещущей темой для разговора было, как "суметь ответить на все письма читателей, не сойдя при этом с ума?" Обе писательницы считали, что к детям нужно относиться серьезно, недопустимо обманывать их ожидания.

    Представь себе, почти все произведения Астрид Линдгрен были экранизированы. А она всегда участвовала в выборе актеров, приезжала на съёмки и, конечно, писала сценарии для всех фильмов. И сама придумывала песни, звучащие с экранов. В Швеции эти песни очень популярны, их знают наизусть и дети, и взрослые! Например, вот эту:

    "Карлсон, Карлсон, лучший в мире Карлсон! Карлсон, Карлсон! Карлсон прилетел!"
    К тому времени, как Астрид стала бабушкой собственных шестерых внуков, ее уже называли бабушкой всех детей планеты. И она была удивительно нежной, мудрой и отзывчивой бабушкой. Мнение Астрид для шведов было таким весомым, что в свои семьдесят лет она вдруг оказалась в центре политической жизни страны. Она критиковала налоговую систему Швеции, выступала против использования ядерной энергетики и подняла вопрос о жестоком обращении с животными в сельском хозяйстве. Не все ее мечты стали реальностью, но каждое из начинаний поднимало бурю в общественной жизни. Так, Швеция первой в мире ввела закон об отмене телесных наказаний детей благодаря произнесенной Астрид речи "Нет -насилию!".

    Все творчество Астрид Линдгрен проникнуто той же мыслью - дать детям безопасный мир, в котором они смогут спокойно расти. Вероятно, Астрид так хорошо понимала детей, потому что отлично помнила свое собственное детство. Астрид знала, что нужно детям всей земли, - безусловная любовь, защищенность, радость общения с родителями, братьями и сестрами. И в своих книгах она описывала родителей, которые дают детям все это. Мамы в ее книгах пекут булочки и варят по утрам какао. А если происходят ссоры, они всегда находят нужные слова. Как мама пятилетней Лотты из книги "Лотта с улицы Бузотеров". Когда Лотта признается, что изрезала ножницами свой джемпер и хочет, но не может попросить прощения, мама спрашивает у нее:

    "- А если я тоже попрошу прощения? Если я скажу так: прости меня, дорогая Лотта, за все те случаи, когда я поступала глупо с тобой.
    - Ну, тогда я смогу сказать "прости"! - с жаром откликнулась Лотта".

    Любимые персонажи

    Пеппи Длинныйчулок

    Может быть, тебе интересно будет узнать, что существует целых две Пеппи. Та, которую знают и любят во всем мире, это вторая. Ты, верно, думаешь, что эта Пеппи - самая озорная и бойкая девчонка на свете! А вот и нет! Сначала Астрид Линдгрен придумала еще более хулиганистый образ. Но в ее первой повести (той, что она подарила дочери Карин) было столько абсурда, а Пеппи вела себя так вызывающе, что для конкурса Астрид переписала повесть, смягчив или убрав некоторые моменты. Кстати, недавно в Швеции издали первую версию книги - "Пра-Пеппи".
    Для шведов образ Пеппи навсегда связался с обликом актрисы Ингер Нильссон. Она сыграла главную роль в телесериале о Пеппи, снятом режиссером Улле Хельбумом. Ингер Нильссон наполнила характер Пеппи такими добротой, отзывчивостью и любовью, что без сомнений прощаешь рыжеволосой бунтарке все ее озорство.

    Карлсон, который живет на крыше


    Дочь Астрид Карин придумала не только Пеппи Длинныйчулок. Как-то она попросила маму придумать сказку о Господине Вечерине, который приходит в гости к детям, когда поблизости нет взрослых. Астрид сочинила сказку "В Сумеречной Стране" о маленьком добром человечке, который прилетал к больным детям, чтобы утешить их. Через несколько лет Господин Вечерин вернулся, но в таком виде, что ему пришлось подыскать новое имя. Он стал таким "несносным, своевольным, что его едва можно было терпеть! Сам же он считал себя, вне всякого сомнения, красивеньким, насквозь умненьким и в меру толстеньким мужчиной в самом расцвете сил", - писала Астрид Линдгрен. И она назвала его Карлсон-на-крыше (почти точно так же, как когда-то прозвали сапожника из Виммербю - Карлсон-на-бочке).
    Благодаря переводу Лилианны Лунгиной советские дети больше всех других персонажей Астрид Линдгрен полюбили Карлсона. Именно переводчица наполнила текст повести фразами, которые ты слышал много раз: "Спокойствие, только спокойствие" и "Пустяки, дело житейское". Потом "Союзмультфильм" выпустил два мультфильма о Малыше и Карлсоне, которыми засматривались твои бабушки и дедушки, а потом и мама с папой. С тех пор Карлсон со всеми его капризами, обидами и шалостями кажется нам милым и родным. Быть может, дети обожают его потому, что несмотря на скверный характер, Малыш его все-таки любит.

    Мадикен из Юнибакена

    Это имя придумала себе Анн-Мари Ингстрём, лучшая подруга Астрид. Вместе они лазали по деревьям и крышам, Мадикен научила Астрид драться. А потом писательница позаимствовала для книг кое-какие черты своей подруги и их детские игры.
    Выдуманная Мадикен живет вместе с папой, мамой и сестренкой Лисабет в усадьбе Юнибакен (дословно - Июнь-горка). Мадикен "так скора на выдумки, что не успеет поросенок и глазом моргнуть, у нее уже готово - придумано!" Как вам, например, такое? Мадикен берет папин зонтик и прыгает с ним с крыши. Но не просто так, а представляя себя солдатом, покидающим борт самолета! Или придя из школы в одной галоше, сваливает вину на одноклассника Рикарда, как, впрочем, и многие другие шалости. Правда, скоро выясняется, что в ее классе никогда не было сорванца с таким именем. Но вообще Мадикен - добрая и чуткая девочка. Именно она спасает от жестокого наказания одноклассницу, "вшивую" Мию, которая украла у учителя кошелек и накупила сладостей для себя и других детей.
    Кстати, Музей Сказок в Стокгольме носит название "Юнибакен", а символ его - девочка с большим черным зонтом.

    Эмиль из Лённеберги


    "Знаешь, что как-то раз выкинул Эмиль из Лённеберги?" Трехлетний внук Астрид Линдгрен никак не переставал кричать, но услышав вопрос бабушки, тут же затих. Конечно, кому же не захочется узнать, что натворил Эмиль. И Астрид начала рассказывать... Эмиль был ее самым любимым героем. По словам писательницы, он больше всех остальных походил на нее саму. А еще рассказывая о проделках озорника, Астрид обращалась к воспоминаниям своего отца о Смоланде начала XX века. И часть описанных ею проказ тоже произошли на самом деле: Самуэль Август слышал о них еще в собственном детстве.
    Ох уж этот Эмиль! Выглядит он - голубоглазый и в кепарике на льняных вихрах - как ангелочек, но другого такого шалопая во всем Смоланде не сыщешь. То сестренку Иду на флагшток поднимет вместо флага, то головой в фарфоровой супнице застрянет. Но это всё не со зла! У Эмиля доброе сердце и незлобивый характер. К его чести надо сказать, что он всегда думает о других. Даже вот мышеловку специально поставил под папин стул, чтобы голодная крыса не отгрызла папе палец.

    Братья Львиное сердце


    В 1973 году Астрид Линдгрен написала книгу, которая вызвала такую же бурю эмоций и споров, что и "Пеппи Длинныйчулок". Это была сказочная повесть "Братья Львиное сердце", и говорилось в ней о любви и смерти. Астрид считала, что именно эти темы больше всего волнуют людей всего мира, в том числе и детей. И не нужно молчать о смерти только потому, что о ней трудно или не принято говорить. Представляешь, после издания книги Астрид получила множество писем от смертельно больных детей. Для них чтение повести стало большой поддержкой.
    Почти все действие повести происходит в Нангияле, стране, куда после смерти попадают маленький больной Сухарик и его старший брат Юнатан. Юнатану еще бы жить и жить, но он погиб во время пожара, спасая братишку. А в Нангияле его смелость и доброе сердце оказываются так кстати. Ведь Долину Терновника захватил злой и жестокий Тенгиль, который при помощи драконши Катлы держит ее мирных жителей в повиновении. И только Юнатан может победить Тенгиля и Катлу. А что же Сухарик? Трусишка, который и шагу боялся ступить без брата, становится настоящим Львиным Сердцем, и без его помощи Юнатану не справиться бы!
    Астрид Линдгрен рассказывала, что впервые она увидела Братьев Львиное Сердце на кинопробах, где выбирали мальчика на роль Эмиля из Лённеберги. Она заметила, как малыш Янне Ульссон, которого ужасно затормошили киношники, забрался на колени к своему старшему брату, и тот поцеловал его в щеку. Так и появились герои сказки о братской любви.

    Волшебный Мир Астрид Лингрен

    В старой усадьбе Нэс, где прошло детство писательницы, сейчас находится исследовательский центр и музей. А неподалеку, в Парке "Мир Астрид Линдгрен" ты можешь встретить Пеппи Длинныйчулок, Эмиля из Лённеберги, Мадикен, Ронью и многих других персонажей Астрид! В той самой обстановке, которую ты много раз представлял, когда читал ее книги.
    А ведь начиналось всё с маленького скверика, созданного заботливыми родителями для своих детей. В 1981 году появилась первая постройка - хутор Каттхульт, где живет Эмиль, а потом идею подхватили предприниматели и коммуна Виммербю, и постепенно маленькое развлечение превратилось в огромный сказочный парк, который ежегодно принимает больше 400000 гостей со всего мира. Ты пока не был в "Мире Астрид Линдгрен"? Не беда! Давай я расскажу тебе, что здесь можно увидеть.
    Вот улица Бузотеров, с желтым домом, в котором живет семья Лотты, вот улочка с крошечными домиками, один из которых принадлежит бабушке Бойкой Кайсы. Вот Маленький-маленький город - точная копия центра Виммербю с площадью и фонтаном, и с переулочками, по которым крался знаменитый сыщик Калле Блюмквист со своей бандой, и с маленькой кондитерской, где Пеппи купила 18 килограммов карамелек. Чуть не забыла, ты можешь заходить в маленькие домики, они придутся тебе как раз по размеру. Только не дом крошки Нильса Карлсона! В нем ты почувствуешь себя таким же малышом, как этот домовой, ведь мебель в его доме такая огромная, что не каждый ребенок сможет взобраться на стул!
    А это кто сидит на мостике в старинном плаще и с удочкой? Да это же Сухарик Львиное сердце! Значит и его брат Юнатан где-то поблизости, ведь мы уже в Долине Вишен. Только будь осторожнее, Долина Терновника кишмя кишит страшными солдатами Тенгиля! А вот и разбойничий замок, расколотый молнией надвое в ту ночь, что Ронья появилась на свет. Вот и Маттис, и Борка, и их разбойничьи шайки, враждующие столько поколений. Удастся ли Ронье и Бирку помирить своих отцов? Но вот уже показалась ярко-желтая чуть покосившаяся вилла Виллекула с лимонадным деревом и лошадью Пеппи во дворе. На потолке - блинчики и следы лапок господина Нильссона. Но самой Пеппи не видно. Конечно, ведь она на корабле! Вместе с Томми, Анникой и своим папой плывет по озерцу и поет во все горло! А вот и чистенькая аккуратная усадьба Юнибакен. Здесь живут очаровательные девочки Мадикен и Лисабет. Разумеется, как и все герои Астрид Линдгрен, они тоже порой шалят. И если тебе посчастливится, ты увидишь, как Мадикен прыгает с крыши с черным папиным зонтиком.



    Похожие статьи
     
    Категории