13 подвиг геракла урок с презентацией. Фазиль Абдулович Искандер и его рассказ «Тринадцатый подвиг Геракла

26.06.2020

2 слайд

Искандер Фазиль Абдулович (р. 1929), прозаик, поэт. Родился 6 марта в Сухуми в семье ремесленника. Закончил среднюю школу, получил библиотечное образование. В 1950-е Искандер приезжает в Москву, поступает в Литературный институт, который оканчивает в 1954. Уже в студенческие годы начинает печататься (первые публикации в 1952). Пишет стихи. Работает журналистом в Курске, затем в Брянске. В 1959 - редактор в абхазском отделе Госиздата. Первые стихотворные сборники - "Горные тропы" (1957), "Доброта земли" (1959), "Зеленый дождь" (1960) и другие - получают хорошие отзывы критиков и признание читателей. С 1962 его рассказы начинают публиковать журнал "Юность" и "Неделя".Из этих рассказов автор собирает первую книгу "Запретный плод". Однако по-настоящему широкую известность ему приносит публикация в "Новом мире" «Созвездия Козлотура». Тепло были встречены рассказы и повести: "Летним днем" (1969), "Дерево детства" (1970). Особый интерес к его творчеству вызвал цикл новелл "Сандро из Чегема« (1973). Перу Искандера принадлежат детские рассказы - "День Чика" (1971) и "Защита Чика" (1983), легшие в основу книги рассказов "Детство Чика" (1993). В 1982 в журнале "Юность" вышло произведение писателя - "Кролики и удавы", имевшее необыкновенный успех. В 1987 он опубликовал книгу стихов "Путь"; в 1990 – повесть "Стоянка человека"; в 1991 - книгу публицистики "Поэты и цари"; в 1993 "Стихотворения" и роман "Человек и его окрестности". В 1995 в журнале "Знамя" была опубликована повесть "Софичка". Ф. Искандер живет и работает в Москве. Использованы материалы кн.: Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000. *

Слайд 1

Фазиль Искандер «Тринадцатый подвиг Геракла». Юмор и его роль в рассказе.
Выполнила: учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ № 1368 г. Москвы Шлямова К. П.

Слайд 2

Юмор делает серьезное еще более серьезным… Ф. Искандер

Слайд 3

Комедия
Сарказм
Трагедия
Сатира
Юмор





Слайд 4

Комедия
Сарказм
Трагедия
Сатира
Юмор
Драматическое произведение, в основе которого лежит юмор.
Изображением героев в смешном виде; доброжелательный смех.
Язвительная насмешка, высшая степень иронии.
Драматическое произведение, в основе которого лежит конфликт.
Высмеивание, разоблачение отрицательных сторон жизни.

Слайд 5

Комедия
Сарказм
Трагедия
Сатира
Юмор
Драматическое произведение, в основе которого лежит юмор.
Драматическое произведение, в основе которого лежит конфликт.
Язвительная насмешка, высшая степень иронии.
Изображением героев в смешном виде; доброжелательный смех.
Высмеивание, разоблачение отрицательных сторон жизни.

Слайд 6

Юмор (англ. humour – нрав, настроение) – изображение героев в смешном виде. В отличие от сатиры юмор выражает смех веселый, доброжелательный.

Слайд 7

Слайд 8

удушение Немейского льва
убийство Лернейской гидры
истребление Стимфалийских птиц
поимка Керинейской лани
укрощение Эриманфского вепря
очистка Авгиевых конюшен
укрощение Критского быка
похищение коней Диомеда
похищение пояса Ипполиты
похищение коров Гериона
похищение золотых яблок Гесперид
укрощение пса Кербера

Слайд 9

Рассказчик – образ человека, от лица которого ведется повествование в художественном произведении.

Слайд 10

Шурик Авдеенко Сахаров Адольф Комаров
1. Загорелое угрюмое лицо показывало мощные усилия ума и воли. 2. Стоял у доски с яростным и угрюмым лицом. 3. Длинный, нескладный, самый мрачный человек в классе. 1. Умное добросовестное лицо. 1. Опрятный, худой и тихий. 2. Привычка держать руки на промокашке. 3. Волосы светлые, веснушки. 4. Считался способным троечником.
Даже во время смеха не переставал быть отличником.
Его редко ругали, но ещё реже хвалили.
«Черный лебедь».

Слайд 11

Состояние главного героя Реакция класса
1. В воздухе запахло какой-то опасностью. 1. Смотрел на меня и ждал.
2. Захлопнулся маленький капканчик. 2. Ждал, что я буду проваливаться.
3. Сердце моё с размаху влепилось в спину. 3. Хотел, чтобы я проваливался, как можно медленнее и интереснее.
4. Голос мой подымается прямо из живота. 4. Сдерживал хихиканья.
5. Казнь. 5. Смеялся.
6. Ужас и отвращение. 6. Хохотал.

Описание слайда:

Искандер Фазиль Абдулович Искандер Фазиль Абдулович (р. 1929), прозаик, поэт. Родился 6 марта в Сухуми в семье ремесленника. Закончил среднюю школу, получил библиотечное образование. В 1950-е Искандер приезжает в Москву, поступает в Литературный институт, который оканчивает в 1954. Уже в студенческие годы начинает печататься (первые публикации в 1952). Пишет стихи. Работает журналистом в Курске, затем в Брянске. В 1959 - редактор в абхазском отделе Госиздата. Первые стихотворные сборники - "Горные тропы" (1957), "Доброта земли" (1959), "Зеленый дождь" (1960) и другие - получают хорошие отзывы критиков и признание читателей. С 1962 его рассказы начинают публиковать журнал "Юность" и "Неделя".Из этих рассказов автор собирает первую книгу "Запретный плод". Однако по-настоящему широкую известность ему приносит публикация в "Новом мире" «СозвездияКозлотура». Тепло были встречены рассказы и повести: "Летним днем" (1969), "Дерево детства" (1970). Особый интерес к его творчеству вызвал цикл новелл "Сандро из Чегема«(1973). Перу Искандера принадлежат детские рассказы - "День Чика" (1971) и "Защита Чика" (1983), легшие в основу книги рассказов "Детство Чика" (1993). В 1982 в журнале "Юность" вышло произведение писателя - "Кролики и удавы", имевшее необыкновенный успех. В 1987 он опубликовал книгу стихов "Путь"; в 1990 – повесть "Стоянка человека"; в 1991 - книгу публицистики "Поэты и цари"; в 1993 "Стихотворения" и роман "Человек и его окрестности". В 1995 в журнале "Знамя" была опубликована повесть "Софичка". Ф. Искандер живет и работает в Москве. Использованы материалы кн.: Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000.

УРОК ЛИТЕРАТУРЫ

ТРИНАДЦАТЫЙ ПОДВИГ ГЕРАКЛА

Игра «Морской бой» по рассказу Ф. Искандера

Учитель русского языка и литературы Кочешкова Татьяна Васильевна

Описание игры. Игру можно провести как со всем классом, так и между двумя- тремя командами. Цель игры – ответив на вопросы верно, открыть нужный квадрат, чтобы «подбить корабль». Заранее готовится игровое поле и вопросы, по трудности соответствующие баллу. Игроки самостоятельно выбирают вопрос и называют его код (3В), в случае правильного ответа количество баллов поступает на счет команды и открывается расположение «корабля». Побеждает команда, набравшая большее количество баллов и «подбившая» большее количество «кораблей».

Ход игры

Учитель. Истинный писатель несет с собой целый мир, причем свой, особый, присущий только ему одному. У нашего современника, писателя Фазиля Искандера, свой мир, свои герои, свое отношение к жизни, свой оригинальный язык, а главное – свой, неповторимый тон повествования. Автор так рассказывает о самых обыденных вещах, что читателю начинает казаться, будто он узнает об этом впервые. Писателю свойственна такая психологическая достоверность, такая неопровержимая правда факта, такая меткость каждой детали, что «вечные вопросы» чести, совести, трусости, предательства становятся конкретными и близкими каждому человеку.

Фазиль Искандер часто ставит своих героев в такую ситуацию, когда им приходится выбирать между добром и злом, когда грань между ними зыбка, что особенно затрудняет выбор. Читатель же словно сам участвует в их внутренней борьбе.

Идея рассказа «Тринадцатый подвиг Геракла» серьезна и глубока. Писатель размышляет над тем, что физическое и социальное мужество совпадают в человеке далеко не всегда, что, обладая физической храбростью, можно остаться трусом в общественной жизни, что даже можно совершить из трусости подвиг, дабы не показаться людям смешным или глупым. И вот, вскрывая именно такую каверзную ситуацию, писатель остается верен себе: юмор пронизывает повествование от первой до последней фразы.

Писатель умеет говорить о серьезных и важных вещах с юмором, он убежден, что «юмор делает серьезное еще более серьезным»: «Я понял, что все счастливые находки детства – это тайный кредит судьбы, за который мы потом расплачиваемся взрослыми. И это вполне справедливо. И еще одно я твердо понял: все потерянное можно найти – даже любовь, даже юность. И только потерянную совесть еще никто не находил». Ф. Искандер особенно глубоко и осмысленно проникся желанием пробудить у читателя сердце разумное. Рассуждая о вечном и суетном, он всматривается в человека, уважая его и любя.

Игровое поле.

1А. Какова, по мнению героя рассказа, была основная черта всех математиков, с которыми ему приходилось встречаться? (Все математики были людьми неряшливыми, слабохарактерными и довольно гениальными .)

2А. Что общего было у Харлампия Диогеновича с Пифагором? (Происхождение и род занятий – оба были греками и математиками. )

3А. Чем отличался Харлампий Диогенович от других математиков в школе? (Он сразу же установил в классе образцовую дисциплину. Ни один ученик не смел прогулять его урок. )

4А. Как Харлампий Диогенович боролся с нерадивыми и недисциплинированными учениками? (Он ни на кого не кричал и не уговаривал заниматься, не грозился вызвать родителей в школу. Главное оружие Харлампия Диогеновича – это делать человека смешным. )

5А. Почему смех был очень действенным средством воспитания? (Примерный ответ. Когда учитель выставляет тебя смешным, сразу же распадается круговая порука учеников, и весь класс над тобой смеется. Все смеются против одного, и невозможно пересмеять весь класс. Хотелось во что бы то ни стало доказать, что ты хоть и смешной, но не такой уж окончательно смехотворный.)

1Б. Каким был директор школы? (Он всегда, и зимой, и летом, ходил в одной шляпе, вечнозеленой, как магнолия. И всегда чего-нибудь боялся. )

2Б. Почему попал в смешную ситуацию герой рассказа? (Он не решил задачу, заданную на дом. Успокоился, когда узнал, что товарищ тоже не справился с задачей, и все свободное время до уроков играл в футбол. )

3Б. Почему Харлампий Диогенович назвал одного из учеников на уроке «черным лебедем»? (Вытянув шею, он пытался списать контрольную работу у сильного ученика. )

4Б. Как Харлампий Диогенович догадался, что герой рассказа не готов к уроку? (Примерный ответ. Мальчик слишком оживленно жестикулировал перед отличником Сахаровым, который решил задачу, и «обнаглев», вызвался провожать докторшу в 5 «А» класс, чтобы отсрочить наказание.)

5Б. Когда происходит действие рассказа? (Во время Великой Отечественной войны. )

1В. К каким ухищрениям пришлось прибегнуть герою, чтобы доктор и медсестра изменили свои планы и пошли ставить уколы на уроке математики? (Герою пришлось соврать, что на следующем уроке их класс уходит организованно в музей и отменить это мероприятие невозможно. )

2В. Почему герой не боялся уколов? (Он болел малярией, и уколы ему делали «тыщу раз». )

3В. Подумал ли герой, приводя в класс докторшу, о своих одноклассниках, которые боялись уколов смертельно, до обморочного состояния? (Герой думает только о себе и о том, как ему избежать наказания. Этот поступок эгоистичен, так как выгоден только герою. )

4В. Почему Харлампий Диогенович «казался грустным и немного обиженным», когда доктор пришла ставить уколы на его уроке? (Ему жаль было сорванного урока и было понятно, что это произошло не без участия его ученика. )

5В. Чей это портрет: «Большеголовый, маленького роста, аккуратно одетый, тщательно выбритый, он властно и спокойно держал класс в руках. Спокойно перебирал четки с бусами, желтыми, как кошачьи глаза». (Харлампий Диогенович )

1Г. Почему Харлампий Диогенович назвал одного из учеников «принцем Уэльским»? (Этот ученик позволил себе прийти в класс после учителя, а значит, поставил себя выше всех, как будто являлся титулованной особой. )

2Г. Какова главная мысль этого рассказа? (Надо относиться к собственной персоне с достаточным чувством юмора. Это поможет сохранить нравственное здоровье человека. )

3Г. Случайно ли автор дает учителю отчество Диогенович? (Примерный ответ. Конечно, не случайно. Это отчество напоминает нам древнего философа Диогена и говорит о том, что учитель был тоже тонким психологом и философом, учил детей не только математике, но и мужеству, ответственности и порядочности.)

4Г. Кто это: «Длинный, нескладный, самый мрачный человек из нашего класса, которого я же спас от неминуемой двойки»? (Шурик Авдеенко. )

5Г. Как изменился герой после этой истории? («С тех пор я стал серьезней относиться к домашним заданиям и с нерешенными задачами никогда не совался к футболистам». )

1Д. Почему Алик Комаров очень боялся уколов? (Он был худым, слабым и малокровным и боялся, что игла попадет в кость. )

2Д. Какая деталь внешности Алика Комарова обнаружилась во время укола? (Он так побледнел, что на лице его выступили веснушки, которых раньше никто не замечал. )

3Д. Почему поступок нерадивого ученика учитель назвал «тринадцатый подвиг Геракла»? (Примерный ответ. Ученик приложил столько изобретательности, столько сил, чтобы спасти себя от двойки! Поистине был совершен подвиг, только Геракл совершал их из храбрости, а наш герой – из трусости признать свои ошибки, поэтому это был лишний, никому не нужный «подвиг».)

4Д. С каким чувством вспоминает рассказчик своего учителя? (С чувством благодарности за то, что Харлампий Диогенович закалял лукавые детские души. )

5Д. Отчего, по мнению героя, погиб могущественный Древний Рим? («Мне кажется, что Древний Рим погиб оттого, что его императоры в своей бронзовой спеси перестали замечать, что они смешны». )

Подведение итогов

Фазиль Искандер «Тринадцатый подвиг Геракла». Юмор и его роль в рассказе. Выполнила: учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ № 1368 г. Москвы Шлямова К. П.

Юмор делает серьезное еще более серьезным… Ф. Искандер

Комедия Сарказм Трагедия Сатира Юмор Изображением героев в смешном виде; доброжелательный смех. Драматическое произведение, в основе которого лежит юмор. Язвительная насмешка, высшая степень иронии. Драматическое произведение, в основе которого лежит конфликт. Высмеивание, разоблачение отрицательных сторон жизни.

Комедия Сарказм Трагедия Сатира Юмор Драматическое произведение, в основе которого лежит юмор. Изображением героев в смешном виде; доброжелательный смех. Язвительная насмешка, высшая степень иронии. Драматическое произведение, в основе которого лежит конфликт. Высмеивание, разоблачение отрицательных сторон жизни.

Комедия Сарказм Трагедия Сатира Юмор Драматическое произведение, в основе которого лежит юмор. Драматическое произведение, в основе которого лежит конфликт. Язвительная насмешка, высшая степень иронии. Изображением героев в смешном виде; доброжелательный смех. Высмеивание, разоблачение отрицательных сторон жизни.

Юмор (англ. humour – нрав, настроение) – изображение героев в смешном виде. В отличие от сатиры юмор выражает смех веселый, доброжелательный.

удушение Немейского льва убийство Лернейской гидры истребление Стимфалийских птиц поимка Керинейской лани укрощение Эриманфского вепря очистка Авгиевых конюшен укрощение Критского быка похищение коней Диомеда похищение пояса Ипполиты похищение коров Гериона похищение золотых яблок Гесперид укрощение пса Кербера

Рассказчик – образ человека, от лица которого ведется повествование в художественном произведении.

Шурик Авдеенко Сахаров Адольф Комаров 1. Загорелое угрюмое лицо п оказывало мощные усилия ума и воли. 2. Стоял у доски с яростным и угрюмым лицом. 3. Длинный, нескладный, самый мрачный человек в классе. 1. Умное добросовестное лицо. 1. Опрятный, худой и тихий. 2. Привычка держать руки на промокашке. 3. Волосы светлые, веснушки. 4. Считался способным троечником. Даже во время смеха не переставал быть отличником. Его редко ругали, но ещё реже хвалили. «Черный лебедь».

Состояние главного героя Реакция класса 1. В воздухе запахло какой-то опасностью. 1. Смотрел на меня и ждал. 2. Захлопнулся маленький капканчик. 2. Ждал, что я буду проваливаться. 3. Сердце моё с размаху влепилось в спину. 3. Хотел, чтобы я проваливался, как можно медленнее и интереснее. 4. Голос мой подымается прямо из живота. 4. Сдерживал хихиканья. 5. Казнь. 5. Смеялся. 6. Ужас и отвращение. 6. Хохотал.

Градация (лат. gradatio – ступеньчатое повышение) – постепенное нарастание смысловой или эмоциональной значимости ряда выражений.

«…Мне хочется благодарно возвысить метод Харлампия Диогеновича. Смехом он, безусловно, закалял наши лукавые детские души и приучал нас относиться к собственной персоне с достаточным чувством юмора. По-моему, это вполне здоровое чувство, и любую попытку ставить его под сомнение я отвергаю решительно и навсегда.»

Домашнее задание: Сочинение «Еще один случай на уроке у Харлампия Диогеновича».



Похожие статьи
 
Категории