Большое сообщение прыжки через планку. Контрольная работа: Классификация видов прыжков в высоту

22.03.2019

Прыжки в высоту - один из самых древних и естественных видов легкой атлетики. Легкая атлетика вообще очень органична и гармонична: бег, прыжки, метания тяжелых предметов были известны еще первым людям на планете.

Для того чтобы преодолеть высоту, надо поднять центр тяжести тела выше планки. Или как можно ближе к планке. Центр тяжести тела любого человека находится чуть ниже пупка, в районе второго крестцового позвонка. Или чуть выше этого позвонка. У женщин - чуть ниже. В зависимости от строения этого тела. (Центр тяжести - это, как известно, точка, относительно которой суммарный момент сил тяжести, действующих на систему, равен нулю). У некоторых центр тяжести находится гораздо ниже, но они в высоту, как правило, не прыгают. И вряд ли прыгают вообще.

Так вот, вся полуторавековая история прыжков в высоту - это по сути поиск наиболее эффективных вариантов переноса центра тяжести тела над уровнем планки. Если оставить в стороне развлечения немецких бюргеров начала XIX века в виде прыжков через палку двумя ногами вперед, вся эволюция укладывается в пять терминов:

ножницы - волна - перекат - перекидной - флоп.

Ножницами прыгали на первых Олимпийских играх 1896 г.


И олимпийский чемпион 1908 г . тоже прыгал ножницами:

Олимпийский чемпион 1908 г. Гэри Портер (США) и его прыжок на 1 м 90,5 см

Однако примитивные ножницы постепенно эволюционировали, и в начале века появилась «волна».

Правда, женщины продолжали прыгать ножницами, например, олимпийская чемпионка 1928 г. (159 см) канадка Этель Кэзервуд :

Автор «волны» - Джордж Хорайн, первым в мире одолевший 2 метра. На Играх 1912 г. он выиграл бронзовую медаль. Собственно, этот стиль и назван его именем. Хорайн переходил планку боком, разбегаясь к ней под прямым углом.


Джордж Хорайн, бронзовый призер Игр 1912 г.

Наиболее яркий представитель, точнее, представительница «хорайна» - выдающаяся румынская прыгунья Иоланда Балаш , олимпийская чемпионка 1960 и 1964 г.г.:

Она прыгала этим стилем, когда все в мире давно уже перешли на «перекидной», а ее мировой рекорд (191 см) продержался едва ли не 10 лет.

Развитию техники прыжков в высоту мешало правило, в соответствии с которым планку надо было переходить вначале ногами, а уж потом переносить оставшуюся часть организма. Это правило было отменено в 1925 г., и в 1930-х г.г. появился стиль «перекат». Спортсмен разбегается к планке под углом со стороны толчковой ноги, отталкивается, переходит планку и приземляется на толчковую ногу.

Этим стилем в конце 40-х - начале 50-х прыгали большинство советских прыгунов в высоту и никак не могли преодолеть 2 метра. Тем временем сильнейшие прыгуны мира давно и успешно осваивали стиль «перекидной». Еще в 1941 г. прыгая «перекидным» (или «straddle») американец Стирс взял 211 см, установив мировой рекорд. Отличие «перекидного» от «переката» в следующем. Разбег как и при «перекате», но спортсмен отталкивается ближней к планке ногой и приземляется на маховую ногу. Переход через планку последовательно маховой, а затем толчковой ногой, при согнутом положении тела и глубоком «нырке» головой вниз за планку опускает центр тяжести (центр масс тела) ниже уровня планки. По сравнению с «ножницами» это дает преимущество едва ли не в полметра.

Развитие советской школы прыжков в высоту неразрывно связано с именем профессора Владимира Дьячкова. Сам в прошлом прекрасный спортсмен, неоднократный чемпион СССР, Дьячков разработал методику обучения «перекидным» и начал «внедрять ее в массы». Если бронзовый призер Мельбурна-1956 Игорь Кашкаров прыгал еще перекатом, то уже в 1957 г. Юрий Степанов установил мировой рекорд - 216 см. Американцы рекорду не поверили, ИААФ довольно долго не хотела его признавать - дескать, у Степанова едва ли не пружины в кроссовках.

Однако рекорд всё же ратифицировали, а потом началась эра советских высотников. Началась она с Игр в Риме, когда Роберт Шавлакадзе , переучившийся с переката на перекидной, выиграл титул олимпийского чемпиона с результатом 216 см, по попыткам опередив 18-летнего Валерия Брумеля.


Мировой рекордсмен американец Джон Томас остался третьим (214 см), опять же по попыткам опередив третьего советского прыгуна Виктора Большова.

А потом началась череда побед и рекордов Валерия Брумеля .


Обратите внимание на количество зрителей. Все шли «на Брумеля».

Казалось, всё в прыжковом мире спокойно. Отработаны базовые характеристики прыгуна в высоту, методика обучения…

До 1968 года прыжки в высоту эволюционировали: ножницы с прямым корпусом, волна, перекат и перекидной с наклоном, лицом к планке. В 1968 г. произошла революция : Дик Фосбюри , разбегаясь к планке под прямым углом, переходил ее спиной и на спину же приземлялся.


В Мехико Ричард Фосбюри взял 224 см и стал олимпийским чемпионом. Мир охватила «эпидемия флопа». И только наши спортивные руководители отнеслись к новому стилю скептически. Тот же Дьячков назвал флоп едва ли не цирком и заявил, что он подходит только его автору. Однако мировой рекорд другого американца, Патрика Матцдорфа, доказал, что флоп имеет не меньше прав на существование, чем перекидной. Какое-то время сторонники того и другого стиля конкурировали на равных. Так, в 1972 г. золото в Мюнхене выиграл «перекидной» Юри Тармак. Однако и наши прыгуны успешно осваивали флоп.

Последним «королем перекидного» стал фантастически талантливый и быстро сгоревший Владимир Ященко - 235 см.

Сегодня флоп одержал тотальную победу. Он позволяет добиваться выдающихся результатов абсолютно разным по физическим параметрам прыгунам. Например,

Андрей Сильнов , олимпийский чемпион Пекина, типичный высотник,


Иван Ухов, олимпийский чемпион Лондона, более похожий на толкателя ядра

И снова всё спокойно на прыжковом небосклоне: флоп и только флоп.

В этом сезоне на рубеж 240 см вышли уже не единицы, как Игорь Паклин или Хавьер Сотомайор, а целая группа блестящих прыгунов: Иван Ухов, Дерек Дрюин, Муртаз Баршим, Богдан Бондаренко, и на подходе еще несколько.

Этап бриллиантовой лиги. Доха-2014

Однако настоящий фурор произвел этап в Нью-Йорке. Впервые в истории легкой атлетики спортсмен, преодолевший 242 см, занял второе место! Им оказался Муртаз Баршим, проигравший Богдану Бондаренко по попыткам.

Муртаз Баршим и Богдан Бондаренко

Сегодня флоп смотрится абсолютно органичным стилем прыжка в высоту. Кажется, что по другому прыгать просто невозможно.

И всё же интересно, как будут прыгать после флопа?

История прыжков в высоту сравнительно коротка. В Олимпийских играх древности нет упоминаний о проведении соревнований по этому виду. Только в начале XIX в. в немецких турнферейнах появился гимнастический прыжок с прямого разбега. В то же время ни один из прыжков не претерпел таких изменений в технике, как в прыжках в высоту. Пять разновидностей в этом виде прыжков - «перешагивание», «волна», «перекат», «перекидной», «фосбери-флоп» - прошли сравнительно короткий исторический путь.

Первый официально зарегистрированный в 1864 г. результат по прыжкам в высоту равнялся 167 см. Причем разбег и приземление производились по травяному покрытию. Спортсмены прыгали с прямого разбега, переходили через планку, поджимая ноги, или прыгали под острым углом, выполняя движения ногами «ножницами». Впоследствии этот стиль получил название «перешагивание». В 1887 г. американец В.Пейдж установил первый мировой рекорд - 193 см.

Значительный шаг вперед в поисках лучшего стиля позволил создать восточно-американский способ прыжка («волна»), которым американец М.Сунней в 1896 г. установил мировой рекорд, продержавшийся 16 лет, - 197 см. Двухметровую высоту преодолели в 1912 г., применив новый стиль прыжка - «хорайн», названный по имени американского прыгуна Д.Хорайна, впервые показавшего этот стиль. Позже стиль получил название «перекат».

В 1936 г. Д.Ольбриттон демонстрирует новый способ перехода через планку - лежа животом к ней. Интересно, что еще в 20-х гг. этого же столетия Б.Взоров применил такой способ прыжка, но не получил достойного внимания. Этот стиль назвали «перекидной». В 1941 г. американец Л.Стирс установил «перекидным» способом мировой рекорд - 211 см - В 1957 г. советский атлет Ю.Степанов установил новый мировой рекорд - 216 см, прервав более чем семидесятилетнюю гегемонию американских атлетов. А с 1961 г. рекорд перешел к замечательному советскому прыгуну В.Брумелю, прыгавшему «перекидным» стилем, и составил 228 см.

В 1968 г. на Олимпийских играх в Мехико Р.Фосбери (США) продемонстрировал новый способ перехода через планку - лежа спиной, завоевав при этом золотую медаль. В настоящее время все прыгуны и прыгуньи используют этот стиль прыжка, так как научно доказана его эффективность перед всеми остальными стилями.

На сегодняшний день рекорд мира в прыжках в высоту у мужчин Принадлежит X.Сотомайору (Куба) - 245 см, у женщин - С.Костади-новой (Болгария) - 209 см, прыгающими стилем «фосбери-флоп».

Прыжок в высоту с разбега - это координационно-сложный вид, предъявляющий высокие требования к физическим возможностям спортсменов. Условно этот прыжок можно разделить на четыре основные структурные фазы: 1) разбег, 2) отталкивание, 3) переход через планку и 4) приземление.

Список использованной литературы:

  1. Жилкин А.И. и др. Легкая атлетика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А.И. Жилкин, В.С. Кузьмин, Е.В. Сидорчук. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 464 с.
  • Реферат - Техника прыжка в длину с разбега (Реферат)
  • Семенов Л.П. Мужчины, опорный прыжок (Документ)
  • Алгоритмы манипуляций по уходу за новорожденным (Документ)
  • Реферат - Техника метания малого мяча (Реферат)
  • Реферат - Техника как социокультурное явление (Реферат)
  • Мишин Α.Η. Прыжки в фигурном катании (Документ)
  • Реферат - Чертежи. Строительная техника 2 (Реферат)
  • Бланки протоколов (Документ)
  • Реферат - Сварка (Реферат)
  • Контрольно-курсовая работа. Архитектура Средневековой Европы. Техника, материалы, конструкции (Лабораторная работа)
  • Реферат - Строительная техника. Рисунки в Autocad (Реферат)
  • n1.docx

    Введение.

    Прыжок в высоту с разбега - дисциплина лёгкой атлетики , относящаяся к вертикальным прыжкам технических видов. Составляющие прыжка - разбег, подготовка к отталкиванию, отталкивание, переход через планку и приземление.

    Требует от спортсменов прыгучести и координации движений. Проводится в летнем и зимнем сезоне. Является олимпийской дисциплиной лёгкой атлетики для мужчин с 1896 года и для женщин с 1928 года .
    Правила.

    Соревнования по прыжкам в высоту происходят в секторе для прыжков, оборудованном планкой на держателях и местом для приземления. Спортсмену на предварительном этапе и в финале даётся по три попытки на каждой высоте. Спортсмен имеет право пропустить высоту, при этом неиспользованные на пропущенной высоте попытки не накапливаются. Если спортсмен совершил неудачную попытку или две на какой-либо высоте и не хочет больше прыгать на этой высоте, он может переносить неиспользованные (соответственно, две или одну) попытки на следующие высоты. Прирост высот в ходе соревнований определяется судьями, но он не может быть менее 2-х сантиметров. Спортсмен может начать прыгать с любой высоты, предварительно оповестив об этом судей.

    Расстояние между держателями планки 4 м. Размеры места приземления 3 x 5 метров.

    При попытке спортсмен должен отталкиваться одной ногой. Попытка считается неудачной, если:

    В результате прыжка планка не удержалась на стойках;

    Спортсмен коснулся поверхности сектора, включая место приземления, расположенное за вертикальной проекцией ближнего края планки, или между, или за пределами стоек любой частью своего тела до того, как он преодолел планку.

    Удачную попытку судья отмечает поднятием белого флага. Если планка упала со стоек после поднятия белого флага, попытка считается засчитанной. Обычно судья фиксирует взятие высоты не раньше, чем спортсмен покинул место приземления, но окончательное решение о моменте фиксации результата формально остаётся за судьёй

    Прыжки.

    Прыжок - это способ преодоления горизонтальных или вертикальных препятствий. Прыжки выполняются с места или с разбега. В легкой атлетике широкое распространение получили прыжки в высоту с разбега, в длину с разбега, тройной и с шестом. Цель занятий прыжками - научить спортсмена прыгать возможно выше и дальше. Для этого учащиеся знакомятся с теоретическими основами техники прыжков вообще и на основе этих знаний овладевают техникой избранного прыжка.

    В прыжках четко просматриваются четыре последовательные фазы - разбег, отталкивание, полет и приземление. Результативность всех прыжков задается скоростью разбега и силой отталкивания.

    Разбег в прыжках производится с ускорением, чтобы на последних шагах достичь наибольшей скорости. Нога на место отталкивания ставится быстро и энергично.

    Отталкивание производится сильнейшей (толчковой) ногой. Это важнейшая фаза в прыжках. В момент соприкосновения с грунтом толчковая нога, испытывая большую нагрузку, амортизируя, сгибается и напоминает сжатую пружину. Отталкивание заключается в том, что прыгун ее мгновенно выпрямляет, энергично отталкиваясь от опоры. При этом нога должна быть выпрямлена полностью. Эффект отталкивания усиливается быстрым подниманием рук и маховой ноги. Роль маховой ноги в прыжках очень велика вследствие большой силы ее мышц и массы, а также большого пути ее движения. Угол отталкивания при прыжках различен: он больше при прыжках в высоту и меньше при прыжках в длину.

    В фазе полета тело прыгуна движется по траектории, заданной скоростью разбега и силой отталкивания, испытывая действие силы тяжести и сопротивление воздуха.

    Техника прыжков в высоту с разбега

    В практике сложилось несколько способов прыжков, в высоту с разбега: «перешагивание», «перекат», «волна», «перекидной», «фосбери-флоп». Наиболее эффективными в спорте считаются «перекидной» и «фосбери-флоп».

    Прыжок способом «перешагивание». Разбег начинается сбоку под углом 30-45°. Отталкивание выполняется дальней от планки ногой. Сначала через планку переносится маховая нога, а затем, когда маховая опустится за планку, переносится толчковая. При этом туловище наклоняется вперед к планке. Толчковая нога через планку переносится дугообразным движением с повернутой кнаружи стопой. Это помогает повернуть туловище в сторону планки и отвести таз за нее. Прыгун приземляется на маховую ногу, к планке лицом или боком.

    Прыжок способом «перекидной» считается одним из эффективных. Им пользуются многие сильнейшие прыгуны. Разбег при этом способе выполняется со стороны толчковой ноги под углом 25- 30° и состоит из 7-9 беговых шагов. Разбег активный: беговые шаги непрерывно удлиняются, скорость бега нарастает; прыгун как бы «забегает ногами вперед», значительно опережая плечи. Наиболее важны три последних шага перед отталкиванием: самый длинный - предпоследний, он на 10-20 см длиннее предыдущего, последний шаг на 30-40 см короче предпоследнего. Толчковая нога выносится на место отталкивания сначала коленом вперед, затем быстрым движением голени резко разгибается и почти прямая ставится с пятки на грунт. Руки одновременным движением через стороны отводятся назад.

    Отталкивание состоит из быстрого и полного разгибания толчковой ноги, выпрямления туловища и активного поднимания плечевого пояса, рук и маховой ноги по дуге вперед-вверх. Под тяжестью тела толчковая нога незначительно сгибается. Маховая нога, согнутая в коленном суставе, пройдя мимо толчковой, выпрямляется и увлекает за собой таз. Толчковая нога перекатом с пятки на носок мгновенно выпрямляется, выталкивая тело вверх. Быстрый взмах руками вместе с маховой ногой значительно увеличивает эффективность отталкивания. От согласованного взмаха руками и маховой ногой во многом зависит как высота взлета прыгуна, так и координированный переход через планку.

    В момент перехода через планку туловище прыгуна находится в горизонтальном положении грудью вниз к планке. Маховая нога поворачивается носком внутрь и опускается за планку. Согнутая толчковая нога отводится в сторону, огибая планку. Успешный перенос толчковой ноги во многом зависит от вращения, которое получает тело прыгуна от «нырка» головой за планку.

    Приземление происходит на плечо и спину. При прыжках этим способом нельзя прыгать на песок, необходимо иметь высокую мягкую «подушку» на месте приземления. В еще большей степени это предупреждение относится к прыжку способом «фосбери-флоп», приземление в котором происходит на спину, шею и голову.

    Последовательность изучения и совершенствования техники прыжков в высоту с разбега зависит от способа прыжка, подготовленности спортсмена, наличия условий и др.

    Для самостоятельного совершенствования техники прыжка способом «перешагивание» можно рекомендовать следующие упражнения.


    1. Определение толчковой ноги.

    2. Совершенствование техники разбега и отталкивания.

    3. Прыжки через планку с места, с одного и трех беговых шагов.

    1. Разметка разбега из 7-9 беговых шагов (сделать контрольные отметки за 3-5 шагов и на месте отталкивания).

    2. Совершенствование техники перехода через планку с трех шагов и с полного разбега. Прыжки на результат.
    Изучение и совершенствование техники прыжка способом «перекидной» рекомендуется (при наличии безопасных условий) проводить в такой последовательности.

    Для совершенствования техники прыжков, воспитания необходимых прыгуну физических качеств можно также рекомендовать ряд специальных упражнений прыгуна в высоту. Их вы можете включать в план самотренировки.

    Тактическая подготовка прыгуна к соревнованиям является составной частью его тренировки. Очень важно воспитать в себе способность быстро и правильно оценивать складывающуюся обстановку, проявлять самостоятельность. Для этого необходимо знать соперников и верно оценивать свои возможности.

    При определении места в соревнованиях по прыжкам в высоту учитывается начальная высота и количество затраченных попыток. Поэтому необходимо стремиться преодолевать высоту с первой попытки и показать лучший результат с наименьшим количеством попыток. В соревнованиях спортсмен должен начинать прыгать с такой высоты, чтобы наивысшая его работоспособность пришлась на прыжки предельной высоты. Опытные прыгуны проявляют свои максимальные возможности на седьмом-восьмом прыжках. Следовательно, целесообразно начинать соревнования с прыжка на 20- 25 см ниже своего предела. При неудачной попытке нужно спокойно проанализировать неудавшийся прыжок, найти ошибку и постараться исправить ее в следующем прыжке.

    Использованная в реферате литература:

    1. Войнова, С.Е.

    Базовые виды спорта: легкая атлетика: Учебное пособие/ С.Е. Войнова, М.Ю. Щенникова, В.Е. Лутковский, А.Б. Янковский; Национальный гос. Ун-т физ. Культуры, спорта и здововья им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург. – СПБ.:[б.и.], 2010.-99-102 с.

    2. Дьячков В.М.
    Прыжки в высоту / В. М. Дьячков. - М. : Физкультура и спорт, 1966. - 119 с. : ил. - (Б-чка легкоатлета).

    КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

    «Классификация видов прыжков. Обучение технике прыжков в высоту»

    Введение

    Прыжки – это простой и естественный способ преодоления препятствий, В зависимости от характера этих препятствий и появились прыжки в высоту, длину, а впоследствии с шестом и тройной прыжок.

    Трудно переоценить значение прыжков в физическом совершенствовании человека, и особенно в физическом воспитании подрастающего поколения. Прыжковые упражнения необходимы растущему организму, они прекрасно развивают мышцы не только ног, но и спины, брюшного пресса, поясничной области, улучшают нервно-мышечную реакцию, способствуют совершенствованию физических качеств – быстроты, силы, ловкости, не говоря уже о таком специфическом качестве, как прыгучесть. Прыжки развивают глазомер, координацию и точность движений.

    Я считаю, что велика роль прыжков и в воспитании необходимых подростку и юноше морально-волевых качеств – смелости, решительности.


    1. История развития прыжков

    Соревнования по прыжкам в длину входили в программу Олимпийских игр Древней Греции как один из видов пентатлона (пятиборья). В наше время прыжок в длину входит в программу любых легкоатлетических соревнований.

    Прыжки в высоту появились в Европе в начале XIX в. Соревнования по прыжкам с шестом впервые были проведены в Англии в середине прошлого века. Родиной тройного прыжка считается Ирландия, где первое соревнование по этому виду легкой атлетики состоялось во второй половине XIX в. Все эти виды прыжков входят в программу современных Олимпийских игр.

    2. Классификация видов прыжков

    В легкой атлетике есть четыре типа прыжков: в длину, в высоту, тройной прыжок и прыжок с шестом. Первые два прыжка выполняют без промежуточной опоры. В тройном прыжке имеется две промежуточные опоры. В прыжке с шестом спортсмен использует движущуюся опору – шест.

    В зависимости от вида препятствия прыжок выполняется в длину или высоту. Каждый из прыжков имеет варианты, которые выполняются различными способами. В любом из видов прыжков различают фазы разбега, отталкивания, полета и приземления. Если в прыжках в длину, высоту и с шестом – одноразовое отталкивание, то в тройном прыжке спортсмен отталкивается трижды, совершая три последовательных прыжка («скачок», «шаг» и «прыжок»).

    3. Прыжки в различные возрастные этапы

    В первых классах школы программа не предусматривает обучение прыжкам как легкоатлетическим упражнениям, но знакомство с отталкиванием, напрыгивание на различные предметы, перепрыгивание через них, игры с элементами прыжков занимают на уроках физической культуры значительное место, положительно влияя на укрепление опорно-двигательного аппарата, предупреждая появление плоскостопия. Уже здесь необходимо знакомить детей с простейшими доступными им формами прыжков.

    В V-VI классах учащиеся начинают осваивать прыжки в длину способами «согнув ноги», в шаге, в высоту – «перешагиванием» с прямого и бокового разбега. Параллельно с этим они практикуются в преодолении вертикальных препятствий высотой до 50 – 80 см и горизонтальных препятствий длиной до 1,5 – 1,7 м.

    В VII классе учащиеся совершенствуют выполнение прыжков в длину b высоту спортивными способами, изучают разбег, отталкивание.

    До 13 – 14 лет различия между мальчиками и девочками при обучении прыжкам в ряде случаев во внимание не принимаются. Однако с этого возраста необходимо учитывать особенности развития девочек, так как они начинают уступать мальчикам в скоростно-силовых качествах.

    В VIII–IX классах продолжается обучение прыжкам в длину с разбега способом «согнув ноги» (движения рук и ног в полете) и прыжкам в высоту – «перешагиванием» (переход планки и уход от нее). В условиях школы с образовательной целью, а в ДЮСШ с целью тренировки и спортивного совершенствования можно приступать к начальной подготовке в тройном прыжке, строго придерживаясь принципов постепенности и доступности.

    В старших классах учащиеся совершенствуют спортивные способы прыжков, устанавливают наиболее удобный индивидуальный разбег, полученные прыжковые навыки применяют в усложненных условиях. В ДЮСШ юноши и девушки в этом возрасте в итоге освоения рациональной техники и достижения достаточно высокого уровня скоростно-силовой подготовленности готовятся к выполнению в прыжках нормативов спортивной классификации.

    4. Техника прыжков в высоту

    Прыжки в высоту – естественный и широко распространенный вид физических упражнений. Он характеризуется кратковременными мощными мышечными усилиями взрывного характера.

    При любом способе прыжка в высоту основные его фазы – это разбег, отталкивание, переход через планку и приземление. Отечественная школа прыжков а высоту рассматривает прыжок как «сложное упражнение, состоящее из нескольких разнородных двигательных структур, характеризующееся переходом от циклических движений в разбеге к ациклическим в фазах толчка и полета» (В. Дьячков). Для современной техники прыжков в высоту характерны значительная скорость разбега, мощность отталкивания и рациональный переход планки с низким расположением ОЦТ теласпортсмена,

    Разбег и отталкивание. Задача разбега – приобретение прыгуном необходимой горизонтальной скорости и подготовка к толчку. Угол разбега зависит, прежде всего, от способа прыжка. При «перекидном» наиболее выгодный угол – 25 – 35°. При «перешагивании» и «перекате» он превышает 35 – 45°, а при прыжке способом «волна» равен 75 – 90°. На начальных этапах обучения используется более острый угол разбега – 15 – 25°. Надо иметь в виду и то, что чем быстрее будет разбег и длиннее полет, тем под более острым углом к планке должен будет разбегаться прыгун.


    Во всех способах прыжка (рис. 1) разбег должен быть прямолинейным, а ступни ставиться вдоль линии разбега без разворачивания носков наружу. Лишь в способе «фосбери» разбег выполняется но дуге. Спортсмен начинает разбегаться перпендикулярно к планке, а затем на 3 – 5-м последних шагах разбега по дуге забегает боком к ней. Длина разбега обычно не превышает 7 – 9 беговых шагов (11–14 м). В прыжках способом «фосбери-флоп» разбег должен обеспечивать приобретение спортсменом необходимой скорости к моменту отталкивания. Для начинающих и школьников длина разбега сначала не будет превышать 5 шагов. Разбег в 3 шага применяется на тренировках и носит учебный характер.

    Скорость разбега зависит не столько от способа прыжков, сколько от уровня скоростно-силовой подготовленности спортсмена, его способности мощно выполнить толчок на той или иной скорости разбега. Наибольшую скорость достигают спортсмены, применяющие способ «фосбери».

    Начало разбега имеет несколько вариантов. Наиболее распространенный – спортсмен ставит одну ногу сзади, а вторую спереди, у контрольной отметки. Другой вариант – обе ноги поставлены рядом на одной линии. Наконец, некоторые прыгуны начинают разбег с подхода, т.е. делают несколько ускоряющихся шагов и начинает собственно разбег в тот момент, когда наступают на контрольную линию.

    Существенное значение имеет ритм разбега. Скорость разбега должна непрерывно нарастать, достигая наибольшей величины к моменту отталкивания. Техника разбега характеризуется широким выносом ног вперед, с упругой, активной их постановкой на грунт. Лишь разбег прыгунов, применяющих способ «фосбери», мало чем отличается от обычного спринтерского бега и разбега прыгунов в длину. Скорость разбега нарастает параллельно с увеличением длины шага.

    В конце разбега, за 2 – 3 шага до отталкивания, делается вторая контрольная отметка, С нее и начинается подготовка к толчку, или, как принято говорить, ко входу в толчок. Длина последних шагов увеличивается за счет широкого выноса вперед свободной ноги. Нога ставится на грунт с пятки. Самый длинный – это предпоследний шаг, последний несколько короче. Естественно, что длина последних шагов у школьников значительно меньше. Однако и у них нужно добиваться указанного выше соотношения предшествующих толчку шагов.

    Последние шаги определяют успешность отталкивания. Третий от толчка шаг – по существу переходный от предварительной к завершающей части разбега. Он выполняется быстрее предыдущих шагов. Нога ставится на грунт с пятки. Наклон туловища уменьшается. Второй шаг с маховой ноги предопределяет успешный вход в толчок. Именно здесь таз как бы подводится под плечи, туловище принимает вертикальное положение, а нога мягко сгибается в колене. ОЦТ тела снижается. Руки через стороны отводятся назад.

    После прохождения прыгуном момента вертикали широким беговым движением от бедра вперед посылается почти полностью выпрямленная толчковая нога, которая ставится на грунт с пятки, немедленно переходя на всю стопу. После короткого периода сгибания в коленном суставе толчковая нога начинает разгибаться. Отталкиванию способствует разгибание туловища и маховое движение свободной ноги и рук. В момент окончания толчка, за которым последует отрыв спортсмена от грунта, толчковая нога и туловище выпрямлены, руки и маховая нога подняты вверх.

    Прыгуны, как правило, применяют одновременный параллельный мах руками, предварительно отведенными назад. Маховое движение рук выполняется локтями вперед и заканчивается на уровне плеч – головы. В начале маха нога движется вверх от бедра. Вслед за этим вверх выносится голень и нога, распрямляемая частично или полностью. При хорошей подвижности в тазобедренном суставе возможно выполнение маха полностью выпрямленной ногой. Однако при современных значительных скоростях разбега даже у лучших прыгунов наблюдается выполнение маха согнутой ногой.

    Определение места отталкивания зависит от угла разбега и способа прыжка. Чем острее угол разбега, тем ближе место толчка к планке и тем благоприятнее условия для выполнения вращения в полете (для способов «перекат» и «перекидной»). Все сказанное о разбеге и отталкивании относится ко всем способам прыжка, кроме «фосбери». Помимо своеобразного проведения разбега, он отличается от других способов и характером отталкивания.


    Полет и приземление. Движения спортсмена в полете зависят от применяемого им способа прыжка. «Перешагивание» (рис. 2) – наиболее простой для освоения способ, который применяется на начальных этапам обучения и с которым чаще всего имеет дело преподаватель физической культуры в школе. Разбег выполняется под углом 35 – 45 0 , а отталкивание в 50 – 80 см от планки. Прыгун находится боком к планке и, выполняя толчок дальней от ямы для приземления ногой, делает затем широкий мах свободной ногой и руками. Во время взлета толчковая нога некоторое время свободно опущена вниз, а затем, сгибаясь коленом вверх, подтягивается к планке. Туловище занимает вертикальное положение, а в конце взлета несколько наклоняется вперед – внутрь. Руки опускаются вниз по обеим сторонам планки. Движения перешагивания заключаются в том, что маховая нога энергичным движением опускается вниз за планку, а толчковая, разгибаясь в колене, переносится через планку с поворотом наружу. Туловище при этом поворачивается к толчковой ноге.

    Приземление выполняется на маховую ногу боком к планке. При переходе через планку чрезвычайно важно избежать опускания плеч назад, ибо это приведет к снижению центра тяжести и затруднит перенос ног через планку.


    Способ «перекат» (рис. 3) непосредственно предшествовал появлению «перекидного» способа прыжка. Разбег в «перекате» выполняется под углом 35 – 45°, а отталкивание в 80 – 100 см от планки ближайшей к ней ногой. Прыгун совершает энергичный мах свободной ногой и, ложась боком на планку, подтягивает к ней толчковую ногу. Тело прыгуна уже в отталкивании получает импульс к вращению вдоль планки. Подтягивание к груди толчковой ноги и опускание за планку маховой ноги одноименной руки способствует усилению вращения. В результате этого вращательного движения по продольной оси спортсмен поворачивает грудью вниз и приземляется на толчковую ногу и руки.

    Переход прыгуном планки имеет ряд вариантов. Наиболее эффективный – так называемый «нырок», когда спортсмен быстро сгибает тело в тазобедренных суставах, как бы ныряя головой и плечами за планку. Приземление заканчивается перекатом в правую сторону туловища при отталкивании левой ногой).


    В прыжке способом «перекидной» (рис. 4) разбег выполняется под углом 25 – 35°. Некоторые прыгуны применяют и более острый угол разбега. Отталкивание выполняется в 60 – 100 см от края ямы для приземления. «Перекидной» прыжок – это дальнейшее развитие способа «перекат» и имеет с ним много общего. Отталкивание выполняется ближней от планки ногой. В основе дальнейших движений лежит последовательный перенос через планку маховой и толчковой ног в положении лежа животом к планке.

    Успех в «перекидном» способе прыжка зависит в первую очередь от толчка в сочетании с движением маховой ноги, которая, увлекая за собой правую сторону тела, способствует его вращению и переходу в горизонтальное положение. Таким образом, основа перехода планки в «перекидном» способе прыжка – это продольно-поперечное вращение тела с переводом его в положение грудью вниз в сторону планки,

    После отталкивания важно не ложиться преждевременно на планку, а полностью использовать образующуюся за счет толчка и маха подъемную силу. Заканчивая толчок, прыгун какое-то время как бы тянется вверх. Вслед за этим он активно посылает к планке правую ногу и плечо, лишь постепенно переходя в горизонтальное положение. Вращению способствует правая рука (если отталкивание выполняется левой ногой), которая движется более активно и с более широкой амплитудой, чем левая.

    В тот момент, когда правая рука посылается за планку, а туловище вращается поперек нее, толчковая нога подтягивается к телу и сгибается в коленном суставе. Маховая нога вытягивается вдоль планки. Прыгун поворачивает таз по продольной оси и, отводя толчковую ногу коленом в сторону – вверх, перекатывается через планку. Преодолению планки способствует «нырок» головой и верхней частью туловища. Приземление происходит на правое плечо с переходом на спину. Возможно и мягкое приземление на руки и маховую ногу с последующим перекатом на плечо и правый бок.


    Для способа «фосбери» (рис. 5) характерен дугообразный разбег и переход планки спиной при поперечном расположении тела прыгуна. Преимущество способа заключается в относительной простоте перехода планки и возможности лучшего использования горизонтальной скорости при отталкивании.

    Уже начало разбега отличается большей, чем обычно, скоростью. По технике и ритму он несколько напоминает разбег прыгуна в длину и начинается под углом 65 – 76° к планке. Толчок выполняется без обычного для «перекидного» способа опускания ОЦТ тела незначительно выставленной вперед ногой, что позволяет прыгуну более рационально использовать полученную в разбеге горизонтальную скорость.

    Отталкивание происходит, когда спортсмен после забегания боком к планке на последних 3 – 5 шагах оказывается расположенным к ней боком. Он поворачивается затем спиной к планке и как бы ложится на нее, прогибаясь в пояснице. При переходе тазом планки тело прыгуна сгибается в тазобедренных суставах, а ноги подтягиваются.

    Трудность обучения прыжку этим способом, особенно в условиях общеобразовательной школы, заключается в сложности приземления. Прыгун приземляется на спину, поэтому требуется специальное оборудование – место для приземления должно быть покрыто толстым слоем поролона.

    5. Обучение технике прыжков в высоту

    Прежде чем приступить к изучению того или иного способа прыжка, учащихся знакомят с основами разбега и отталкивания. Разбег должен изучаться в сочетании с отталкиванием. Однако полезно выполнять разбег и без отталкивания, с увеличением его длины до 7 – 9 шагов. Необходимо обратить внимание на ритм разбега, добиваясь его постепенного ускорения. Нередко школьники начинают разбегаться излишне быстро и достигают наибольшей скорости к середине разбега. В итоге подготовка к отталкиванию осуществляется при замедляющемся беге, что влечет за собой ряд ошибок в отталкивании. Существенной ошибкой в разбеге будет и преждевременное опускание ОЦТ тела, что также затруднит эффективное отталкивания.

    Упражнения в разбеге надо сочетать с изучением ритма трех последних шагов. Перед учениками ставится задача ускорить ритм последних шагов, выполнить их широким шагом, ставя ногу на грунт с пятки. На первых этапах разбег с выполнением последних предтолчковых шагов заканчивается или просто отталкиванием без преодоления планки, или вспрыгиванием на невысокие предметы, а также перепрыгиванием через них произвольным способом.

    Так как прямолинейность разбега – одно из главных условий успешности прыжка, учитель может ставить перед учащимися задачу разбегаться по линии, нарисованной на полу мелом или обозначенной на грунте прыжковой площадки.

    Для изучения отталкивания применяется большое число специальных и имитационных упражнений: 1) постановка ноги на толчок с пятки на всю стопу; 2) мах свободной ногой, держась рукой за опору; 3) сочетание постановки толчковой ноги с махом свободной ногой; 4) то же с разбега в сочетании с отведением рук назад и последующим махом рук вверх; 5) то же с доставанием руками, головой и ногой различных предметов; 6) прыжки через планку на взлет, подтягивая и сгибая толчковую ногу, и др.

    В условиях общеобразовательной школы, когда на уроке присутствует значительное количество учащихся, преподавателю необходимо применять также методы обучения технике прыжка в высоту, которые позволяют выполнять упражнения всем учащимся одновременно или поточно. Так, двигаясь вокруг зала или площадки на расстоянии нескольких шагов друг от друга, дети выполняют отталкивание на каждый третий или пятый шаг. Или один за другим перепрыгивают через натянутую посередине зала веревочку, скакалку, резину.

    При выполнении прыжков через планку на пришкольной спортивной площадке нужно позаботиться об увеличении ямы для приземления, чтобы прыжки могли выполнять одновременно несколько человек. Такая длинная яма будет служить хорошим подспорьем и при обучении школьников прыжкам в длину и тройному прыжку.

    Уже на первом этапе обучения преподаватель должен привить учащимся навыки рационального приземления. Этому послужат прыжки в глубину, спрыгивания с различных гимнастических снарядов, изучение приземления на руки и на ноги с последующим перекатом па плечи и спину.

    При обучении разбегу в сочетании с отталкиванием нужно иметь в виду, что прыжок – это единый двигательный акт, поэтому большое внимание нужно уделить сочетанию этих элементов. Рационально будет предложить обучаемым следующие задания: сочетать разбег с выполнением трех последних ускоренных шагов, выполнить три последних шага и имитировать отталкивание с энергичным махом свободной ноги и т.д. Дети обычно с трудом осваивают сочетание быстрого разбега с мощным, технически правильным отталкиванием. Очень важно найти оптимальную скорость разбега для каждого ученика. Найдя соответствующий ритм разбега, его можно закрепить, подавая звуковые сигналы. Длину отдельных шагов разбега можно регулировать, сделав соответствующие отметки на линии разбега.

    Преодоление планки. Движения прыгуна в полете зависят от избранного им способа прыжка. Известно большое количество имитационных упражнений, с помощью которых можно овладеть тем или иным способом. Однако если учитель будет использовать на занятиях только их, то он может «засушить» урок, сделать его неинтересным, Вот почему необходимо чередовать выполнение специальных упражнений с различными прыжками – не только через планку, но и через естественные и искусственные препятствия, использовать игры с элементами прыжков («Удочка», «Веревочка пол ногами», «Прыжок за прыжком», «Кто кого перепрыгнет?» – и др.), эстафеты с преодолением препятствий. В процессе занятий следует устраивать соревнования как на высоту прыжка (простейшими способами), так и на лучшее исполнение различных его элементов.

    Приступая к изучению того или иного способа прыжка, преподавателю необходимо создать у занимающихся правильное представление о его технике. Для этого можно воспользоваться фотографиями, кинограммами. Однако лучший способ – это все же практический образцовый показ. После него нужно предложить учащимся выполнить прыжок с произвольного разбега, фиксируя их внимание на ошибках при толчке, переходе планки, приземлении. Затем перейти к изучению техники прыжка способом «перешагивание» в следующей последовательности:

    1. Научить переносить через препятствие маховую и толчковую ноги. Для этого, стоя боком вплотную к препятствию (поставленной наклонно планке или скамейке), поднять вверх маховую ногу, поставить ее за препятствием и тотчас же поднять и перенести через него толчковую ногу.

    2. То же, но с нескольких шагов подхода.

    3. Научить преодолению планки перешагиванием, отталкиваясь с небольшого разбега. Место толчка обозначить кругом, нарисованным в 20 – 30 см от планки. Быстро подойдя к планке мелкими шагами, оттолкнуться из круга и преодолеть препятствие. То же с трех шагов разбега.

    4. Научить правильным движениям маховой и толчковой ноги. Кроме круга для отталкивания, начертить за препятствием круг для приземления. Выполняя прыжок с небольшого разбега, постараться над планкой выпрямить маховую ногу и опустить ее с поворотом стопы и колена внутрь. Одновременно энергично подтянуть и перенести через планку толчковую ногу,

    5. Научить правильному положению туловища и рук во время прыжка. Добиваться выпрямления туловища и маха руками, согнутыми в локтях, во время отталкивания и наклона туловища вперед с поворотом его в сторону разбега, опуская одновременно с этим руки вниз по сторонам от планки во время полета.

    Освоение способа «перекат» следует начинать с изучения разбега со стороны толчковой ноги и отталкивания ближней к планке ногой. Этому способствуют следующие упражнения:

    1. С небольшого разбега (2 – 3 шага), оттолкнувшись ближней к планке ногой, подтянуть ее к маховой. Вначале приземлиться на обе ноги, затем на маховую и, наконец, на толчковую.

    2. Прыжок с 2 – 3 шагов разбега, приземляясь на толчковую ногу и наклоняя туловище с поворотом боком к планке.

    3. То же, но подтягивая, а затем опуская толчковую ногу за планку и поворачиваясь грудью к яме для приземления.

    4. Имитация прыжка способом «перекат» на месте («раз» – сделать мах свободной ногой, поднять руки вверх, «два» – сменив положение ног, прийти в положение группировки над планкой).

    5. Имитация прыжка через коня или гимнастический стол.

    Изучение прыжка способом «перекидной» в условиях общеобразовательной школы имеет особое значение. Этот способ наиболее эффективен и в то же время сравнительно прост для освоения. Его изучение не требует таких мер предосторожности, как «фосбери». Освоению техники «перекидного» способствуют такие упражнения.

    Для изучения продольного вращения тела:

    1. Стоя на толчковой ноге боком к гимнастической стенке и держась за нее руками, выполнение маха широким движением от бедра с последующим поворотом лицом к гимнастической стенке.

    2. То же упражнение с нескольких шагов разбега. Упражнение заканчивается вспрыгиванием на гимнастическую стенку.

    3. Прыжки с одного, двух и трех шагов разбега с подтягиванием толчковой ноги и увеличением скорости продольного вращения с поворотом на 180 и 360° (пируэт).

    4. То же, но через наклон на поставленную планку. Вначале дальний конец планки устанавливается на земле, а ближний – на кронштейне стойки. Постепенно дальний конец поднимается.

    Для изучения движений при переходе через планку и приземлении:

    1. Имитация переноса толчковой ноги из положения упор лежа за руками.

    2. Выполнение перехода планки и приземления с опорой о гимнастические снаряды: конь, стол, скамейку, бревно или брусья.

    3. Совершенствование перехода планки и приземления способом «перекидной», прыгая через планку, установленную на доступной высоте. Акцентировать внимание на наиболее слабо освоенных элементах техники прыжка.

    Для совершенствования прыжка способом «перекидной» в целом:

    1. Прыжки через планку на доступной высоте (увеличить длину разбега до 5, а затем до 7 беговых шагов). Совершенствование ритма разбега при условии доступной для каждого ученика длины и скорости разбега.

    2. Прыжки через планку. Совершенствование перехода от разбега к толчку.

    3. Прыжки на околопредельной и предельной высоте (следить за сохранением техники усвоенных движений при переходе планки). Подготовка спортсмена к мобилизации нервно-мышечных усилий, необходимых для преодоления максимальных высот.

    Изучение техники прыжка способом «фосбери», как уже говорилось, требует специального оборудования и мер предосторожности, поэтому его освоение возможно лишь в условиях ДЮСШ или на секционных занятиях в общеобразовательной школе.

    Основные упражнения для изучения способа «фосбери»:

    1. Бег по кругу с постепенным уменьшением его диаметра до 10 – 15 м.

    2. Разбег с забеганием по дуге поворота на последних 3 – 5 шагах.

    3. Прыжки через планку способом «перешагивание» с забеганием по дуге.

    4. Выполнение отталкивания и движения сильно согнутой маховой ноги вперед-вверх, направляя ее бедром внутрь. Упражнение выполняется на месте, а затем в ходьбе на каждый третий шаг.

    5. Выполнение отталкивания с последующим опусканием маховой ноги и поворотом спиной к планке.

    6. Лежа на спине поперек гимнастического коня, принять положение входа на планку.

    7. Лежа спиной на матах с подтянутыми и согнутыми ногами, поднимать таз вверх, как при переходе планки, а затем, опуская таз, поднять вверх ноги и выпрямить их в коленях, имитируя уход от планки.

    8. Из положения стоя спиной у гимнастического коня наклониться назад и перекатиться через коня на высоко положенные за ним маты, имитируя переход планки способом «фосбери».

    Только после многократного выполнения этих упражнений можно приступить к прыжкам через планку, обеспечив мягкое приземление на спину. При освоении техники прыжка способом «фосбери» в целом необходимо добиваться входа в толчок на значительной скорости, разбега без подседания на последних шагах, как это делается в прыжках способом «перекидной».

    При обучении технике прыжков в высоту у школьников зачастую возникают ошибки, требующие немедленного исправления. В противном случае формируется устойчивый неправильный навык, бороться с которым уже значительно труднее. Ошибки появляются на различных фазах прыжка.

    Преподавателю необходимо иметь в виду, что появлению ошибок способствуют две основные причины. Первая – это неправильная методика обучения технике прыжка, отсутствие у детей четкого представления о тех или иных элементах техники. Вторая – недостаточная общая и специальная физическая подготовленность, мешающая освоению техники прыжков в высоту. Следовательно, исправление ошибок должно предусматривать не только техническое совершенствование, но и повышение уровня скоростно-силовой подготовленности, прыжковой ловкости, прыгучести, мощности отталкивания.

    Вывод

    Освоение прыжков на всех этапах обучения и тренировки должно сопровождаться повышением уровня обшей и специальной подготовленности учащихся – основы дли проявления максимальных взрывных усилий, характерных при выполнении прыжков.

    При обучении, особенно на его начальных этапах, необходимо широко применять игры и различные эстафеты с прыжками. Это, с одной стороны, внесет в процесс обучения необходимую эмоциональность и позволит значительно увеличить тренировочные нагрузки, а с другой – улучшит координационные возможности детей, научит их владеть своим телом в полете, поможет развить прыжковую смелость и ловкость.



    Похожие статьи
     
    Категории