А сумароков краткая биография. Краткая биография: Сумароков Александр Петрович

29.08.2019

СУМАРОКОВ Александр Петрович родился в старинной дворянской семье - пи­сатель.

Его отец, Петр Панкратьевич, был военным петровского времени и дослужил­ся до чина полковника. В 1737 Петр Панк­ратьевич перешел на гражданскую служ­бу с рангом статского советника, в 1760 получил чин тайного советника, а при отставке в 1762 - действительного тай­ного советника.

Александр Петрович получил хорошее домашнее образование под руководством отца («должен я за первые основания в русском языке отцу моему») и ино­странных гувернеров, среди которых на­зывается имя И. А. Зейкана, обучавше­го в это же время будущего Петра II.

30 мая 1732 Сумароков был принят в только что учрежденный Сухопутный шляхет­ский кадетский корпус («рыцарскую ака­демию», как его еще тогда называли) - первое светское учебное заведение повы­шенного типа, готовившее своих питом­цев к «должностям офицеров и чиновни­ков». Преподавание в корпусе носило до­вольно поверхностный характер: кадетов обучали, прежде всего, хорошим мане­рам, танцам и фехтованию, но интерес к поэзии и театру, широко распростра­нившийся среди воспитанников «рыцар­ской академии», оказался полезным для будущего поэта. Кадеты участвовали в придворных празднествах (выступали в балетных дивертисментах, драматических спектаклях), подносили императрице поздравительные оды своего сочинения (вначале без имени авторов - от всей «Шляхетской академии наук юношества», а затем к ним стали добавляться стихи за подписью Михаила Собакина).

В 1740 состоялся первый литературный опыт в печати, известны две поздравительные оды Анне Иоанновне «в первый день нового года 1740, от кадетского корпуса сочиненные чрез Александра Сумарокова.

В апреле 1740 Александр Петрович был выпущен из Шля­хетского корпуса и назначен на должность адъютанта к вице-канцлеру гр. М. Г. Го­ловкину, а вскоре после ареста последне­го стал адъютантом гр. А. Г. Разумов­ского - фаворита новой императрицы Елизаветы Петровны. Должность генерал-адъютанта майор­ского ранга открыло ему доступ во дворец.

В 1756 уже в чине бригадира, был на­значен директором только что открыв­шегося постоянного Российского театра. На плечи Сумарокова легли почти все заботы о те­атре: он был режиссером и преподавателем актерского мастерства, подбирал репер­туар, занимался хозяйственными вопро­сами, составлял даже афиши и газетные объявления. В течение пяти лет неустан­но трудился он в театре, но в результате ряда осложнений и неоднократных столк­новений с К. Сиверсом, ведавшим при­дворной конторой, в подчинении, у которого оказался театр с 1759, вынужден был уйти в отставку в 1761.

С 1761 писатель больше нигде не служил, всецело отдав себя литературной деятельности.

В 1769 переехал в Москву, где, за редкими выездами в Петербург, прожил до конца своих дней.

Общественно-политические взгляды Александра Петровича носили явно выраженный дворянский ха­рактер: он был сторонником монархии и сохранения крепостного права в Рос­сии. Но требования, которые он предъ­являл и к монархам, и к дворянам, были очень высокими. Монарх должен быть про­свещенным, для него превыше всего «бла­го» его подданных, он неукоснительно должен соблюдать законы и не подда­ваться своим страстям; дворянство тоже должно оправдывать свои привилегии ревностным служением обществу («не в титле - в действии быть должно дворя­нином»), образованностью («а если не ясней ум барский мужикова, || так я раз­личая не вижу никакого»), гуманным отношением к крепостным («Ах! Должно ли людьми скотине обладать? || Не жалко ль? Может бык людей быку продать?»). Но, так как со временем царствующая импе­ратрица и окружающее писателя дворян­ство все меньше соответствовали создан­ному Сумароковым идеалу, его творчество приняло более резкую сатирико-обличительную направленность. Будучи по своим философско-эстетическим взглядам в основном рационалистом, он был не чужд и сенсуа­лизму. Категорически заявив, что «ум завсегда гнушается мечты», Сумароков в то же время мог сказать:

«Трудится тот вотще,

Кто разумом своим лишь разум зара­жает:

Не стихотворец тог еще,

Кто только мысль изображает,

Холодную имея кровь;

Но стихотворец тот, кто сердце заражает

И чувство изображает,

Горячую имея кровь» («Недостаток изоб­ражения» ).

Как и большинство поэтов XVIII в., Александр Петрович начал свой творческий путь с любовной лирики. Любов­ные стихотворения (песни, эклоги, идиллии, элегии), которые он писал в те­чение всей своей литературной деятель­ности, были еще достаточно условны, но в лучших из них поэту удалось выразить искренние душевные переживания, непосредственность чувств

«О существа со­став без образа смешенный» ,

«Тщетно я скрываю сердца скорби люты» ,

«Не плачь гак много, дорогая» и другие.

В неко­торых своих песнях использовал эле­менты народной поэтики

«В роще дев­ки гуляли» ,

«О, ты крепкой, крепкой Бендерград» ,

«Где ни гуляю, где ни хо­жу» и других.

Любовные произведения писателя завоевали большую популярность среди светского общества, вызвав немало под­ражателей, проникли они и в демократи­ческую среду (в рукописные песенники). Разнообразные со стороны строфики, бо­гатые в ритмическом отношении, простые по форме, песни его выгодно отличались от предшествующей любовной лирики и сыграли положительную роль в разви­тии русской поэзии. Наибольшую славу среди своих совре­менников Сумароков завоевал как драматург, и в первую очередь как автор трагедий. Им было написано девять трагедий:

«Хорев» (1747),

«Гамлет» (1748),

«Синав и Трувор» (1750),

«Аристона» (1750),

«Семира» (1751),

«Демиза» (1758, позже переделан­ная в «Ярополка и Демизу»),

«Вышеслав» (1768),

«Димитрий Самозванец» (1771),

«Мстислав» (1774).

Трагедии Сумарокова выдер­жаны в строгих правилах поэтики класси­цизма, которые для русской литературы были сформулированы им же самим в «епистоле» о стихотворстве (в брошюре «Две епистолы». В первой предлагается о рус­ском языке, а во второй - о стихотвор­стве», Спб., 1748).

В трагедиях писателя соблю­дены единства действия, места и времени; резко проведено разделение персонажей на положительных и отрицательных; ха­рактеры статичны, и каждый из них яв­лялся носителем какой-либо одной «стра­сти»; стройная пятиактная композиция и небольшое число действующих лиц по­могали сюжету развиваться экономно и в направлении раскрытия основной идеи. Стремлению автора донести свои мысли до зрителя служил относительно простой и ясный язык; «александрийский» стих (шестистопный ямб с парной риф­мовкой), которым написаны все трагедии, порой приобретал афористическое зву­чание.

В трагедиях выводились лица из аристократической среды; сюжеты для большинства из них драматург брал из отечественной истории. Хотя историзм трагедий писателя был весьма условен и ограни­чивался в основном использованием исто­рических имен, все же историко-национальная тематика явилась отличительной чертой русского классицизма: западно­европейская классицистическая трагедия строилась преимущественно на материале античной истории. Основной конфликт в трагедиях Сумарокова А.П. обычно заключался в борьбе «разума» со «страстью», общест­венного долга с личными чувствами, и по­беждало в этой борьбе общественное на­чало. Подобная коллизия и ее разрешение были призваны воспитывать гражданские чувства у дворянского зрителя, внушить ему мысль о том, что государственные интересы должны быть превыше всего. К тому же общественное звучание сумароковских трагедий усугублялось еще тем, что они все больше стали получать политическую направленность, в них все резче подвергались обличению тиранст­вующие самодержцы («Вельможа ли, иль вождь, победоносец, царь || Без добро­детели презрительная тварь»), а в «Ди­митрии Самозванце» драматург потребо­вал свергнуть с престола царя-тирана: он «Москвы, России враг и подданных му­читель». При этом характерно, что низ­вергнуть властителя-злодея должен был «народ», впервые появившийся здесь на русской сцене. Перенеся действие траге­дии в сравнительно недалекое прошлое Русского государства, автор наполнил «Димитрия Самозванца» жгучими вопро­сами его современности - о характере политической власти в стране. Конечно, Сумароков не мог открыто объявить правление Екатерины II деспотическим, но многими злободневными и достаточно прозрачными намеками вполне определенно выразил свое отрицательное отношение к екатери­нинскому режиму. Однако ярко выра­женная тираноборческая направленность этой трагедии не должна восприниматься как осуждение С. самого монархического принципа правления: даже в самых па­тетических местах «Димитрия Самозван­ца» речь шла о замене царя-тирана «доб­родетельным» монархом. Но объективное воздействие трагедии могло оказаться значительно шире субъективного, классово-ограниченного замысла драматурга. Поэтому нет ничего удивительного в той интерпретации, которая была дана ее переводу на французский язык, изданно­му в Париже в 1800 («сюжет ее, почти революционный, очевидно, находится в прямом противоречии с нравами и поли­тической системой этой страны...»). «Ди­митрий Самозванец» положил начало рус­ской политической трагедии.

К заслугам Сумарокова - трагедиографа следует отнести также создание им целой галереи разнообраз­ных, привлекательных женских образов. Нежные и кроткие, мужественные и во левые, они отличались высокими нрав­ственными принципами.

Кроме трагедий, Александром Петровичем в разное время было написано 12 комедий, драма «Пустын­ник» (1757), оперы «Цефал и Прокрис» (1755) и «Альцеста» (1758).

Его комедии пользовались меньшим успехом, чем тра­гедии, так как затрагивали менее сущест­венные стороны общественной жизни и служили добавлением к основной части спектакля. Все же в про­цессе становления русской национальной драматургии его комедии заняли опреде­ленное место. Как и трагедия, комедия, по Сумарокова, преследовала воспитательные це­ли, сатирически осмеивала личные и об­щественные недостатки. Ее пер­сонажами чаще всего были лица, взятые из окружающей среды («подлинники»). Отсюда памфлетный характер большин­ства сумароковских комедий:

«Тресотиниус» ,

«Третейный суд» ,

«Ссора у мужа с женой»

«Опекун» ,

«Лихо­имец» и другие. На связь своих комедий с живой действительностью указывал сам драматург: «Мне прозаические комедии сочиняти... видя ежедневные в невежах глупости и заблуждения, очень легко». В комедийном творчестве Сумароков осмеивались невежественные дворяне, галломанствующие щеголи и щеголихи, взяточники-чиновники, скупцы, сутяжники, педанты- «латынщики». Это уже был мир обыден­ного, рядового человека, резко отличный от мира героев трагедии.

К числу лучших достижений в творчес­ком наследии Сумарокова А.П. следует отнести и его басни («притчи»). Он создал 378 басен, большинство из которых было издано при его жизни (2 части «притч» напечатаны в 1762, 3 часть - в 1769). Наполненные злободневным сатирическим содержанием, написанные простым (с включением «низ­ких» слов), живым языком, близким к разговорному, басни Сумарокова заслужили высокую оценку его совре­менников: «Притчи его почитаются сокро­вищем российского Парнасса; и в сем роде стихотворения далеко превосходит он Федра и де ла Фонтена, славнейших в сем роде» (Н. И. Новиков). Прит­чи Сумарокова во многом облегчили путь Крыло­ва -баснописца.

Из других его произведений следует отметить сатиру «О благородстве» и «Хор ко превратному свету» .

«Хор ко превратному свету» - пожалуй, самое резкое сатирическое произведение Сумарокова. В нем писатель осудил многие стороны социальной действительности.

Писатель-просветитель, поэт-сатирик, всю жизнь боровшийся с общественным злом и людской несправедливостью, пользовавшийся заслуженным ува­жением и Н. И. Новикова, и А. Н. Радищева , Сумароков в истории русской литературы XVIII в. занимает видное место. Позже многие русские писатели отказывали писателю в литературном таланте, но все же прав был В. Г. Белинский , заявивший, что «Сумароков имел у своих современников огромный успех, а без дарования, воля ваша, нельзя иметь никакого успеха ни в какое время».

Личная жизнь писателя сложилась неудачно. С первой женой Иоганной Христиановной (камер-юнгферой тогда еще великой княгини Екатерины Алексеевны) он разошелся, последующий брак с крепост­ной девушкой Верой Прохоровной при­вел к скандалу и окончательному раз­рыву с дворянской родней. Незадолго до своей смерти писатель женился третий раз и тоже на крепостной девице Екатерине Гавриловне.

Последние годы жизни Александр Петрович провел в нищете, дом и все его имущество были проданы в погашение долгов.

Умер - , Москве.

Вильманстранд (ныне Лаппеэнранта) - 1 октября , Москва) - один из крупнейших представителей русской литературы XVIII века , создатель репертуара первого русского театра. Тесть Я. Б. Княжнина , дядя П. И. Сумарокова .

Биография

Александр Сумароков происходил из столбового дворянского рода Сумароковых , родился в Финляндии близ Вильманстранда в семье прапорщика Петра Сумарокова . Первоначально обучение проходил дома.

Известность ему принесла напечатанная в 1747 году и сыгранная при дворе его первая трагедия «Хорев». Пьесы его игрались при дворе выписанной из Ярославля труппой Ф. Г. Волкова . Когда же в 1756 году был учреждён постоянный театр, Сумарокова назначили директором этого театра и он долго оставался главным «поставщиком» репертуара, за что его по праву называют «отцом русского театра». За «Хоревом» последовало восемь трагедий, двенадцать комедий и три оперных либретто.

Параллельно Сумароков, работавший чрезвычайно быстро, развивался в других областях литературы. В 1755-1758 годах он был активным сотрудником академического журнала «Ежемесячные сочинения », в 1759 году издавал собственный журнал сатирико-нравоучительного оттенка «Трудолюбивая пчела » (первый частный журнал в России). В 1762-1769 годах выходили сборники его басен, с 1769 по 1774 год - ряд сборников его стихотворений.

Несмотря на близость ко двору, покровительство вельмож, похвалы почитателей, Сумароков не чувствовал себя оценённым по заслугам и постоянно жаловался на недостаток внимания, придирки цензуры и невежество публики. В 1761 году он потерял управление театром. Позже, в 1769 году, переселился в Москву. Здесь, заброшенный покровителями и разорившийся, он умер 1 (12) октября 1777 года . Похоронен на Донском кладбище в Москве .

Творчество

Творчество Сумарокова развивалось в рамках классицизма , в том виде, какой он принял во Франции XVII - нач. XVIII вв.

Литературная деятельность Сумарокова отличается своим внешним разнообразием. Им испробованы все жанры: оды (торжественные, духовные, философские, анакреонтические), эпистолы (послания), сатиры, элегии, песни, эпиграммы, мадригалы, эпитафии. В своей стихотворной технике он использовал все существовавшие тогда размеры, делал опыты в области рифмы, применял разнообразные строфические построения.

Однако классицизм Сумарокова отличен, например, от классицизма его старшего современника Ломоносова . Сумароков «снижает» классическую поэтику. «Снижение» выражается в устремлении к менее «высокой» тематике, во внесении в поэзию мотивов личного, интимного порядка, в предпочтении «средних» и «низких» жанров жанрам «высоким». Сумароков создает большое количество лирических произведений в жанре любовных песен, произведения многих сатирических жанров - басни, комедии, сатиры, эпиграммы.

Сумароковым перед сатирой ставится дидактическая задача - «издевкой править нрав, смешить и пользовать прямой её устав»: Сумароков высмеивает пустое сословное тщеславие («не в титле, в действии быть должно дворянином»), предостерегает от злоупотребления помещичьей властью (см. в особенности «Хор к превратному свету», где «синица» рассказывает, что «за морем - людьми не торгуют, деревень на карту не ставят, с крестьян кожи не сдирают»).

Сумароков - один из зачинателей русской пародии , цикла «Вздорных од», высмеивающих «неистовый» одический стиль Ломоносова. Им были созданы 9 трагедий и 12 комедий, а также около 400 басен.

Семья

Был трижды женат и имел четырёх детей.

  1. жена с 1746 года Иоганна Христина Балк (1723-1769), камер-юнгфера императрицы Екатерины II.
    • Екатерина Александровна (1746-1797), одна из первых русских писательниц. Печатала свои стихотворения в издававшемся её отцом журнале «Трудолюбивая пчела». Около 1768 года вышла замуж за поэта и драматурга Я. Б. Княжнина . Их сыновья Александр и Борис Княжнины .
    • Прасковья Александровна (1754-1800), с 1779 года замужем за графом Антоном Петровичем Головиным (1742-1802).
  2. жена с 1770 года Вера Прохоровна NN (1743-1777), крепостная крестьянка.
    • Павел Александрович (1771- ?)
    • Наталья Александровна
  3. жена с 1777 года Екатерина Прокофьевна (1750- ?), крепостная крестьянка.

Сумароков так откомментировал смерть Михайла Ломоносова :

Напишите отзыв о статье "Сумароков, Александр Петрович"

Примечания

В первых числах октября к Кутузову приезжал еще парламентер с письмом от Наполеона и предложением мира, обманчиво означенным из Москвы, тогда как Наполеон уже был недалеко впереди Кутузова, на старой Калужской дороге. Кутузов отвечал на это письмо так же, как на первое, присланное с Лористоном: он сказал, что о мире речи быть не может.
Вскоре после этого из партизанского отряда Дорохова, ходившего налево от Тарутина, получено донесение о том, что в Фоминском показались войска, что войска эти состоят из дивизии Брусье и что дивизия эта, отделенная от других войск, легко может быть истреблена. Солдаты и офицеры опять требовали деятельности. Штабные генералы, возбужденные воспоминанием о легкости победы под Тарутиным, настаивали у Кутузова об исполнении предложения Дорохова. Кутузов не считал нужным никакого наступления. Вышло среднее, то, что должно было совершиться; послан был в Фоминское небольшой отряд, который должен был атаковать Брусье.
По странной случайности это назначение – самое трудное и самое важное, как оказалось впоследствии, – получил Дохтуров; тот самый скромный, маленький Дохтуров, которого никто не описывал нам составляющим планы сражений, летающим перед полками, кидающим кресты на батареи, и т. п., которого считали и называли нерешительным и непроницательным, но тот самый Дохтуров, которого во время всех войн русских с французами, с Аустерлица и до тринадцатого года, мы находим начальствующим везде, где только положение трудно. В Аустерлице он остается последним у плотины Аугеста, собирая полки, спасая, что можно, когда все бежит и гибнет и ни одного генерала нет в ариергарде. Он, больной в лихорадке, идет в Смоленск с двадцатью тысячами защищать город против всей наполеоновской армии. В Смоленске, едва задремал он на Молоховских воротах, в пароксизме лихорадки, его будит канонада по Смоленску, и Смоленск держится целый день. В Бородинский день, когда убит Багратион и войска нашего левого фланга перебиты в пропорции 9 к 1 и вся сила французской артиллерии направлена туда, – посылается никто другой, а именно нерешительный и непроницательный Дохтуров, и Кутузов торопится поправить свою ошибку, когда он послал было туда другого. И маленький, тихенький Дохтуров едет туда, и Бородино – лучшая слава русского войска. И много героев описано нам в стихах и прозе, но о Дохтурове почти ни слова.
Опять Дохтурова посылают туда в Фоминское и оттуда в Малый Ярославец, в то место, где было последнее сражение с французами, и в то место, с которого, очевидно, уже начинается погибель французов, и опять много гениев и героев описывают нам в этот период кампании, но о Дохтурове ни слова, или очень мало, или сомнительно. Это то умолчание о Дохтурове очевиднее всего доказывает его достоинства.
Естественно, что для человека, не понимающего хода машины, при виде ее действия кажется, что важнейшая часть этой машины есть та щепка, которая случайно попала в нее и, мешая ее ходу, треплется в ней. Человек, не знающий устройства машины, не может понять того, что не эта портящая и мешающая делу щепка, а та маленькая передаточная шестерня, которая неслышно вертится, есть одна из существеннейших частей машины.
10 го октября, в тот самый день, как Дохтуров прошел половину дороги до Фоминского и остановился в деревне Аристове, приготавливаясь в точности исполнить отданное приказание, все французское войско, в своем судорожном движении дойдя до позиции Мюрата, как казалось, для того, чтобы дать сражение, вдруг без причины повернуло влево на новую Калужскую дорогу и стало входить в Фоминское, в котором прежде стоял один Брусье. У Дохтурова под командою в это время были, кроме Дорохова, два небольших отряда Фигнера и Сеславина.
Вечером 11 го октября Сеславин приехал в Аристово к начальству с пойманным пленным французским гвардейцем. Пленный говорил, что войска, вошедшие нынче в Фоминское, составляли авангард всей большой армии, что Наполеон был тут же, что армия вся уже пятый день вышла из Москвы. В тот же вечер дворовый человек, пришедший из Боровска, рассказал, как он видел вступление огромного войска в город. Казаки из отряда Дорохова доносили, что они видели французскую гвардию, шедшую по дороге к Боровску. Из всех этих известий стало очевидно, что там, где думали найти одну дивизию, теперь была вся армия французов, шедшая из Москвы по неожиданному направлению – по старой Калужской дороге. Дохтуров ничего не хотел предпринимать, так как ему не ясно было теперь, в чем состоит его обязанность. Ему велено было атаковать Фоминское. Но в Фоминском прежде был один Брусье, теперь была вся французская армия. Ермолов хотел поступить по своему усмотрению, но Дохтуров настаивал на том, что ему нужно иметь приказание от светлейшего. Решено было послать донесение в штаб.
Для этого избран толковый офицер, Болховитинов, который, кроме письменного донесения, должен был на словах рассказать все дело. В двенадцатом часу ночи Болховитинов, получив конверт и словесное приказание, поскакал, сопутствуемый казаком, с запасными лошадьми в главный штаб.

Ночь была темная, теплая, осенняя. Шел дождик уже четвертый день. Два раза переменив лошадей и в полтора часа проскакав тридцать верст по грязной вязкой дороге, Болховитинов во втором часу ночи был в Леташевке. Слезши у избы, на плетневом заборе которой была вывеска: «Главный штаб», и бросив лошадь, он вошел в темные сени.
– Дежурного генерала скорее! Очень важное! – проговорил он кому то, поднимавшемуся и сопевшему в темноте сеней.
– С вечера нездоровы очень были, третью ночь не спят, – заступнически прошептал денщицкий голос. – Уж вы капитана разбудите сначала.
– Очень важное, от генерала Дохтурова, – сказал Болховитинов, входя в ощупанную им растворенную дверь. Денщик прошел вперед его и стал будить кого то:
– Ваше благородие, ваше благородие – кульер.
– Что, что? от кого? – проговорил чей то сонный голос.
– От Дохтурова и от Алексея Петровича. Наполеон в Фоминском, – сказал Болховитинов, не видя в темноте того, кто спрашивал его, но по звуку голоса предполагая, что это был не Коновницын.
Разбуженный человек зевал и тянулся.
– Будить то мне его не хочется, – сказал он, ощупывая что то. – Больнёшенек! Может, так, слухи.
– Вот донесение, – сказал Болховитинов, – велено сейчас же передать дежурному генералу.
– Постойте, огня зажгу. Куда ты, проклятый, всегда засунешь? – обращаясь к денщику, сказал тянувшийся человек. Это был Щербинин, адъютант Коновницына. – Нашел, нашел, – прибавил он.
Денщик рубил огонь, Щербинин ощупывал подсвечник.
– Ах, мерзкие, – с отвращением сказал он.
При свете искр Болховитинов увидел молодое лицо Щербинина со свечой и в переднем углу еще спящего человека. Это был Коновницын.
Когда сначала синим и потом красным пламенем загорелись серники о трут, Щербинин зажег сальную свечку, с подсвечника которой побежали обгладывавшие ее прусаки, и осмотрел вестника. Болховитинов был весь в грязи и, рукавом обтираясь, размазывал себе лицо.
– Да кто доносит? – сказал Щербинин, взяв конверт.
– Известие верное, – сказал Болховитинов. – И пленные, и казаки, и лазутчики – все единогласно показывают одно и то же.
– Нечего делать, надо будить, – сказал Щербинин, вставая и подходя к человеку в ночном колпаке, укрытому шинелью. – Петр Петрович! – проговорил он. Коновницын не шевелился. – В главный штаб! – проговорил он, улыбнувшись, зная, что эти слова наверное разбудят его. И действительно, голова в ночном колпаке поднялась тотчас же. На красивом, твердом лице Коновницына, с лихорадочно воспаленными щеками, на мгновение оставалось еще выражение далеких от настоящего положения мечтаний сна, но потом вдруг он вздрогнул: лицо его приняло обычно спокойное и твердое выражение.
– Ну, что такое? От кого? – неторопливо, но тотчас же спросил он, мигая от света. Слушая донесение офицера, Коновницын распечатал и прочел. Едва прочтя, он опустил ноги в шерстяных чулках на земляной пол и стал обуваться. Потом снял колпак и, причесав виски, надел фуражку.

Александр Петрович Сумароков, биография которого неразрывно связана с развитием отечественной культуры XVIII века, по праву считается «отцом русского театра». Ему он служил как драматург и либреттист. Неоценим его вклад и в русскую литературу, поднявшуюся благодаря его поэтическим произведениям на новую по тем временам высоту. Его имя навсегда вошло в историю России.

Молодой наследник старинного дворянского имени

25 ноября 1717 года в Москве в семье прапорщика Петра Сумарокова родился сын, которого назвали Александром. Как и многие дети из старинных дворянских семей, а именно к их числу принадлежал род Сумароковых, своё первоначальное обучение и воспитание мальчик получил дома под руководством учителей и гувернёров, нанятых родителями.

В те годы многие молодые дворяне отдавали предпочтения военной карьере. Не стал исключением и Александр Сумароков. Биография его самостоятельной жизни начинается с тех пор, когда в пятнадцатилетнем возрасте он поступает в Сухопутный открытый в Санкт-Петербурге по повелению императрицы Анны Иоанновны. В его стенах он проводит восемь лет и здесь впервые начинает заниматься литературой.

Кадетский корпус и предстоящая карьера

В период учёбы в кадетском корпусе начинающий литератор пишет стихи и тексты песен, взяв за образец произведения французских авторов и своего соотечественника Его первыми поэтическими опытами становятся стихотворные переложения псалмов. Кроме того, он выполняет заказы своих товарищей — пишет от их имени поздравительные оды правившей в те годы императрице Анне Иоанновне, что было в большой моде.

В 1740 году среди молодых офицеров-выпускников корпуса был и Александр Сумароков. Биография гласит, что жизнь его в те годы складывалась как нельзя лучше. В свои двадцать три года он зачисляется в канцелярию графа Миниха, вскоре становится личным секретарём сначала графа Головина, а затем всесильного Алексея Разумовского. Но, несмотря на открывавшуюся перед ним карьеру, он всего себя посвящает литературе. Его кумир тех лет — Михаил Васильевич Ломоносов, знаменитые оды которого стали для Сумарокова образцом гармонии и ориентиром в поисках творческого пути.

Первая заслуженная слава

Однако никакой настоящий художник не может удовлетвориться лишь подражанием тому, что создано кем-то другим, он всегда ищёт собственный стиль. Именно так поступил Сумароков. Биография его творческой жизни по-настоящему начинается, когда в салонах образованной петербургской аристократии во множестве появляются списки его любовных песен. Этот жанр был избран автором неслучайно. Именно он в наибольшей степени позволял раскрыться душевному состоянию Александра — молодого блестящего офицера, полного романтических переживаний, свойственных его возрасту.

Но настоящую славу ему принесла состоявшаяся при дворе в 1747 году постановка его стихотворной драмы «Хорев». Тогда же она вышла из печати, став достоянием широкой публики, что сделало его имя всенародно известным. Вслед за тем, также при дворе, исполняется несколько пьес, автором которых был Сумароков. Биография его творчества выходит с этого времени на новый уровень — он становится профессиональным литератором.

Насыщенная творческая жизнь Сумарокова

В 1752 году произошло знаменательное событие. Императрица своим указом вызвала из Ярославля выдающегося театрального деятеля тех лет Ф. Г. Волкова и поручила ему организацию первого в России постоянного театра, директором которого был назначен Сумароков.

Краткая биография его лишь в общих чертах может дать представление о том неоценимом вкладе, который внёс этот человек в формирование российской сценической жизни, но в памяти будущих поколений он сохранился как «отец русского театра», а это, согласитесь, красноречивей любых слов.

Его творческое наследие необыкновенно широко. Достаточно вспомнить восемь трагедий, вышедших из-под его пера, двадцать комедий и три оперных либретто. Кроме того, Сумароков оставил значительный след и в других литературных областях. Его произведения печатаются на страницах академического журнала «Ежемесячные сочинения», а в 1759 году он начинает издавать собственный журнал «Трудолюбивая пчела». В последующие годы из печати выходят многочисленные сборники его стихов и басен.

Конец жизни поэта и память потомков

Руководство театром Сумароков осуществлял до 1761 года. После этого он ещё некоторое время живёт в столице, а затем в 1769 году переезжает в Москву. Здесь у него возникает серьёзный конфликт с главнокомандующим П. Салтыковым, сторону которого принимает императрица. Это наносит поэту душевную травму и влечет за собой серьёзные материальные проблемы. Но, несмотря на невзгоды, в семидесятые годы он, по мнению исследователей, пишет свои лучшие произведения, такие как «Дмитрий Самозванец», «Вздорщица» и многие другие. Умер он 12 октября 1777 года и погребён на

Потомки в полной мере оценили заслуги этого человека перед Отечеством. На знаменитом памятнике «Тысячелетие России» среди выдающихся исторических деятелей государства представлен и Александр Сумароков (фото данного объекта читатель может увидеть на странице). На его произведениях выросли целые поколения поэтов, составивших славу и гордость нашей культуры, а его театральные сочинения стали учебником для будущих драматургов.

Ярчайшим представителем классицистической явился Александр Сумароков (1717 – 1777). Однако уже в его творчестве намечаются отличия от высокого «штиля», который декларировал . В «высокую трагедию» он вводил элементы среднего и даже низкого стиля. Причина такого творческого подхода заключалась в том, что драматург стремился придать жизненность своим творениям, вступая в конфликт с предшествующей литературной традицией.

Цель творчества и идеи пьес Сумарокова

Принадлежащий к древнему дворянскому роду и воспитанный на идеалах благородства и чести, он считал, что все дворяне должны соответствовать этой высокой планке. Обучение в Шляхетском корпусе, дружба и общение с другими молодыми дворянами-идеалистами только укрепило эту его мысль. Но действительность не соответствовала мечтам. Драматург повсеместно встречал в высшем свете леность, трусость, был окружен интригами и лестью. Это очень злило его. Необузданный характер молодого таланта часто приводил сочинителя к конфликтам с дворянским обществом. Например, Александр мог запросто швырнуть тяжелым стаканом в помещика, который с упоением рассказывал о том, как он наказывает своих крепостных. Но будущему гению многое сходило с рук, поскольку он снискал славу придворного поэта и пользовался покровительством монархов.

А.П.Сумароков, худ. Ф.Рокотов

Целью своего творчества – и драматургии, и поэзии – Сумароков считал воспитание у дворян благородных черт характера. Он рисковал даже поучать монарших особ, поскольку они не соответствовали нарисованному им идеалу. Постепенно менторство автора стало вызывать раздражение у двора. Если в начале своей карьеры драматург обладал особой неприкосновенностью, то под конец жизни драматург лишился покровительства даже Екатерины II, так и не простившей ему злобных эпиграмм и посланий. Умер Александр Петрович в одиночестве и нищете на 61-ом году жизни.

Его драматургия носила откровенно дидактический характер. Но это не значит, что она была неинтересна или неоригинальна. Пьесы Сумарокова написаны блестящим языком. Драматург снискал у современников славу

«северного Расина», «наперсника Буало», «российского Мольера».

Конечно, в этих пьесах наблюдается некоторая подражательность западным классицистам, но избежать этого было практически невозможно. Хотя русская драматургия 18 века была глубоко оригинальной, она не могла не использовать лучшие западные образцы для создание русских драматических произведений

Трагедии Сумарокова

Перу Александра Петровича принадлежит 9 трагедий. Литературоведы разделяют их на две группы.

В первую входят трагедии, написанные в 1740-1750 года.

Это «Хорев» (1747), «Гамлет» (1748), «Синав и Трувор» (1750), «Аристона» (1750), «Семира» (1751), «Димиза» (1758).

Вторая группа трагедий была написана после 10-летнего перерыва:

«Ярополк и Димиза» (1768) (переработанная «Димиза» 1958 г.) «Вышеслав» (1768), «Димитрий Самозванец» (1771), «Мстислав» (1774).

От трагедии к трагедии тираноборческий пафос произведений автора увеличивается. Герои трагедий в соответствии с эстетикой четко делятся на положительных и отрицательных. В трагедиях практически минимум действий. Основную часть времени занимают монологи главных героев, зачастую обращенные к зрителю, а не к происходящему на сцене. В монологах автор со свойственной ему прямотой излагает свои нравоучительные мысли и принципы морали. За счет этого трагедии проигрывают в динамике, но суть пьесы оказывается заключенной не в действиях, а в речах героев.

Первая пьеса «Хорев» была написана и поставлена драматургом еще в годы обучения в Шляхетском корпусе. Она быстро снискала признание и популярность. Ее любила смотреть сама императрица Елизавета Петровна. Действие пьесы перенесено в эпоху Киевской Руси. Но «историчность» пьесы весьма условна, это всего лишь ширма для высказывания вполне современных для эпохи драматурга мыслей. Именно в этой пьесе автор утверждает, что не народ создан для монарха, а монарх существует для народа.

В трагедии воплощен характерный для Сумарокова конфликт между личным и общественным, между желанием и долгом. Главный герой пьесы – киевский царь Кий – сам повинен в трагической развязке конфликта. Желая проверить верность своего подданного Хорева, он поручает ему выступить против отца его возлюбленной Осмельды – Завлоха, некогда изгнанного из Киева. Финал трагедии мог бы быть и счастливым (как в вольном переводе «Гамлета» с измененной концовкой), но придворные козни губят возлюбленных. По мысли Александр Петровича, виной этому – деспотизм и спесь царя.

Наибольшее воплощение тираноборческая мысль получила в его последней трагедии – «Димитрий Самозванец». В пьесе содержатся прямые призывы к свержению царской власти, изложенные устами второстепенных персонажей: Шуйского, Пармена, Ксении, Георгия. Насколько сильный резонанс вызвала публикация и постановка трагедии, можно судить по реакции Екатерины II, прочитавшей сочинение и сказавшей, что это «на редкость вредная книжонка». В то же время эта трагедия шла в театрах вплоть до 20-х годов XIX века.

Комедии Сумарокова

Комедии автора, несмотря на то, что по своим художественным особенностям они слабее «высоких трагедий», имеют большое значение становлении и развитии русской драматургии. Как и трагедии, его комедийные пьесы написаны с «воспитательными», просветительскими целями, отличаются обличительным пафосом. Комедии, в отличие от трагедий, написаны прозой и не очень велики по объему (1-2, реже 3 акта). Они зачастую лишены четкой фабулы, происходящее в них похоже на фарс. Действующими лицами комедий драматурга являются люди, замеченные им в обычной жизни: попы, судьи, крестьяне, солдаты и т.д.

Самой сильной стороной комедий являлся их пестрый и глубоко оригинальный язык. Несмотря на то, что автор тратил на создание комедий гораздо меньше времени, чем на трагедии, ему удалось передать колорит современной ему народной жизни. Из 12 комедий, им написанных, наибольшую известность получила комедия под названием. «Рогоносец по воображению», в которой драматург высмеивал дремучесть и деспотизм помещиков.

О значении деятельности драматурга в создании и становлении русского театра —

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость - поделитесь

Александр Петрович Сумароков - один из самых ярких представителей русской литературы 18 в. Ему удалось теоретически обосновать классицизм, как литературное направление, характерное для России того периода. Литературная деятельность Сумарокова дает основание считать писателя одновременно и продолжателем дела Ломоносова, и его антагонистом. Отношения этих двух талантливых и неординарных личностей, начавшиеся с искреннего восхищения Сумарокова, который в 1748 г. посвятил старшему коллеге строки: «Он наших стран Мальгерб; он Пиндару подобен», перешли в дружеские отношения, а затем в открытую личную и литературно-теоретическую вражду.

Будучи выдающимся драматургом, поэтом и одним из наиболее плодовитых писателей своего времени, самозабвенно преданным литературному делу, А. П. Сумароков творил преимущественно для дворянского сословия, тогда как классицизм Ломоносова носил общенациональный и общегосударственный характер. Как впоследствии писал Белинский, «Сумароков был не в меру превознесен своими современниками и не в меру унижаем нашим временем». Вместе с тем, при всех своих недостатках литературное творчество Сумарокова стало одной из важных вех в истории русской литературы и культуры 18 в.

Биография Александра Петровича Сумарокова богата событиями, взлетами и падениями. Родился будущий писатель в 1717 г. в обедневшей аристократической семье. В детстве мальчик получил традиционное для своего сословия домашнее образование, а когда ему исполнилось 14 лет, был от отдан родителями в Сухопутный шляхетный корпус, где могли обучаться только дети дворян, которых готовили к руководящей деятельности в военной, гражданской и придворной сферах. В корпусе, где преподавались история, языки, география, юридические науки, фехтование и танцы, юный Сумароков получил великолепное по тем временам классическое образование. Там же ему привили любовь к театру и литературе. Со временем Шляхетный корпус стал очагом прогрессивной дворянской культуры. Здесь много времени уделялось литературе и искусству; группой учащихся, под руководством офицеров, в 1759 г. стал издаваться журнал «Праздное время, в пользу употребленное», где Сумароков печатался уже после окончания корпуса в 1940 г. Именно в Корпусе состоялась премьера написанной им первой русской трагедии, с которой началось создание русского драматического репертуара. Еще во время учебы в корпусе были напечатаны две его оды в честь празднования нового, 1740 года.

После окончания Шляхетного корпуса Сумароков служил в военно-походной канцелярии, однако все свободное время посвящал литературной деятельности, к которой относился как к профессиональному делу. Что было довольно необычным для того времени.

Воспитанный в Корпусе в духе высоких представлений о достоинстве, чести и добродетели дворянина, о необходимости самоотверженного служения Отечеству, он мечтал посредством литературы донести эти идеалы до дворянского общества в целом. Писатель обращался к властям от лица прогрессивной части дворянской общественности. Со временем Сумароков становится главным идеологом дворянства как сословия, но не консервативного, а нового дворянства, являющегося порождением петровских реформ.
Дворянство, по мнению Сумарокова, должно служить общественному прогрессу. И писатель с рвением берется защищать интересы дворян. Считая существующий крепостнический строй вполне естественным и узаконенным явлением, он при этом осуждал излишнюю жестокость помещиков-крепостников и протестовал против превращения крепостного права в рабство и считал всех людей равными по рождению. Как написал Сумароков в замечаниях к «Наказу» Екатерины II, «продавать людей, как скотину, не должно". Но в тоже время его перу принадлежат строки: «свобода крестьянская не только обществу вредна, но и пагубна, а почему пагубна, того и толковать не надлежит». Сумароков считал, что дворяне являются «первыми членами общества» и «сынами отечества» благодаря воспитанию и образованию, а потому имеют право владеть и управлять крестьянами, которых он называл «рабами отечества».

Будучи убежденным монархистом и ярым сторонником просвещенного абсолютизма, писатель резко критиковал монархов, которые, забывают, что власть над подданными предполагает и выполнение определенных по отношению к ним обязанностей. «...рождены мы для вас. А вы для нас рождены»- писал он в одной из своих од. Об этом Сумароков также не уставал напоминать в своих трагедиях. Такая критика, подчас ставила его в оппозицию к правительству.

Внешне вполне благополучная, полная признания и успеха жизнь Сумарокова, тем не менее, была трудной и полной горестей. Писателя угнетало, что среди представителей своего класса он не находил людей, близких к тому идеалу, который он сам создал. Разочаровываясь все больше и больше, он яростно обличает непросвещенных, деспотичных и жестоких дворян, высмеивает их поведение и боярскую спесь в баснях и сатирах, обличает взяточников, критикует фаворитизм при дворе. Обозленное дворянство начало травлю писателя. Крайне раздражительный и самолюбивый Сумароков, уже привыкший к признанию своего литературного таланта со стороны коллег-литераторов и не умевший сдерживать свои эмоции, часто выходил из себя. Временами дело доходило и до истерик, которые сделали его притчей во языцех. Честный и прямой Сумароков никому не спускал дерзости. Он говорил нелицеприятные вещи в адрес высокопоставленных государственных чиновников, неистово защищал свое авторское право от посягательств, вслух проклинал самоуправство властей и их взяточничество, дикость российского общества, а в ответ дворянское «общество» мстило писателю, преднамеренно выводя его из себя и откровенно издеваясь над ним.

Огромна роль Сумарокова для становления и развития российского театра, как явления. Он был одним из основателей и первым директором первого постоянно действующего русского театра. Приказ о создании театра и о назначении Сумарокова был подписан Елизаветой I в 1756 г. Для него театральная деятельность была возможностью осуществлять свое, как он считал, главное предназначение - воспитание дворянства.

Существование театра было бы невозможным без драматургических работ Сумарокова, составивших его репертуар. К моменту открытия театра им уже были написаны пять трагедий и три комедии. Современники высоко ценили драматурга и считали его «основателем российского театра».

Параллельно с театральной деятельностью писатель много и плодотворно работал на литературном поприще. В период с 1755-1758 гг. он активно сотрудничает с академическим журналом «Ежемесячные сочинения», а в 1759 г. начинает издавать собственный сатирико-нравоучительный журнал «Трудолюбивая пчела», который стал первым в России частным журналом.

Работа на посту директора продолжалась около пяти лет в течение которых ему пришлось столкнуться со множеством технических и финансовых проблем, которые он по большей части из-за своей не уживчивости и резкости был не в состоянии решить. В этот период ему неоднократно пришлось обращаться с просьбами к всесильному фавориту Елизаветы Петровны - графу Шувалову и вступать в конфликты с ним и другими вельможами. В конце концов, он был вынужден уйти из своего детища - театра, которому посвятил много сил и времени.

Последние годы жизни Сумарокова были особенно тяжелы для писателя. Он покидает Санкт-Петербург и переезжает в Москву, где продолжает много писать. Либеральные декларации Екатерины II, которая на тот момент была женой наследника престола, привели его в ряды антиелизаветинской дворянской оппозиции.

После переворота 1762 г., в результате которого Екатерина II взошла на престол, писатель переживает глубокое разочарование, связанное с крушением своих политических надежд. Став в оппозицию теперь уже к Екатерине, он создает трагедии «Димитрий Самозванец» и «Мстислав» на политическую злобы дня. В «Димитрие Самозванеце» резко разоблачается монарх-деспот и звучат призывы к его низвержению. Дворянство с недовольством воспринимает такую политическую направленность творчества писателя, однако он продолжает иметь успех в литературных кругах, но это не может утешить самолюбие Сумарокова. Своей резкостью и непримиримостью он восстанавливает против себя молодую императрицу.

Чашу терпения консервативно настроенных дворянских кругов и двора переполняет весть о том, что, будучи аристократом по происхождению и идеологом дворянства, Сумароков вступил в брак с одной из своих крепостных. Против писателя начинается громкий судебный процесс инициатором которого являлась семья его первой жены, требующая лишения имущественных прав его детей от второго брака. И хотя процесс противной стороной был проигран, это явилось причиной полного разорения Сумарокова. Запутавшийся в финансовых проблемах писатель вынужден был униженно просить богача Демидова не выгонять его с семьей из дому за неуплаченные долги. К этому добавляется и травля со стороны высокопоставленных вельмож. В частности, генерал-губернатор Москвы Салтыков становится организатором провала трагедии Сумарокова «Синав и Трувор». Доведенный до нищеты, осмеянный и всеми покинутый - писатель начинает пить и опускается.

Когда в октябре 1777 г, не выдержав навалившихся на него бедствий Сумароков скончался, у его семьи не оказалось средств для похорон. Известного писателя, драматурга и общественного деятеля на Донском кладбище похоронили за свой счет актеры, созданного им московского театра.

Анализируя жизнь и творчество Сумарокова, можно увидеть, что основная причина его неудач была в идеалистических представлениях о жизни и отсутствии практичности. Он был первым дворянином, который сделал литературу основным делом жизни и профессией. Однако на тот период литературная деятельность не могла обеспечить финансовое благополучие, и это стало причиной материальных проблем Сумарокова. Как писал писатель, обращаясь с прошением к Екатерине II: «Всему сему главная причина любление мое к стихотворству, ибо я... не столько о чинах и об имении рачил, как о своей музе».

Сам Сумароков, сильно преувеличивая свою роль в становлении российской поэзии, считал себя ее родоначальником и заявлял, что, когда он начал писать стихи, ему не у кого было учиться, и до всего он вынужден был доходить сам. Конечно, эти утверждения весьма далеки от истины, но умалять заслуги Сумарокова в деле становления и развития русской поэзии также нельзя. Если Василий Кириллович Тредиаковский разработал правила силлабо-тонического стихосложения применительно к русскому языку, а Ломоносов стал автором масштабных, то Сумароков создал образцы почти всех видов русского тонического стиха. Во всех своих ипостасях, как драматург, как поэт, как теоретик, как критик, он стремился служить обществу, и считал, что литературная деятельность - это одна из форм активного участия в общественной жизни своей страны. Он был истинным патриотом и дворянским просветителем, творения которого высоко ценились передовыми людьми того времени, в частности, Радищевым и Новиковым.

Большой заслугой А. П. Сумарокова является также утверждение классицизма в России. Он выступил и как один из первых теоретиков русского классицизма, и как писатель, создавший образцы практически всех жанров, предусмотренных данным литературным направлением.

Свое литературное творчество Сумароков начал с написания од, еще в 1740 г, в которых он подражал уже достаточно известному на тот момент Тредиаковскому. Познакомившись с одами Ломоносова, Сумароков был от них в восторге и долгое время творил под их влиянием. Однако не жанр оды прославил Сумарокова. Ему было сложно снискать славу поэта-лирика и одного величайших русских драматургов.

Важным событием для литературной общественности стали опубликованные Сумароковым в 1748 г. две стихотворные эпистолы, в которых автор заявил о себе как о теоретике классицизма. В первой из них, озаглавленной «О русском языке», он пишет о необходимости избегать вводить в русский литературный язык иностранные слова. При этом писатель приветствует употребление в литературе неустаревших церковнославянских слов. В этом он Сумароков сближается с Ломоносовым.

Во втором произведении - «Эпистоле о стихотворстве», выражаются взгляды, противоположные суждениям об этом вопросе Ломоносова, который ставил превыше всех литературных жанров оду, тогда как Сумароков утверждает равноправие всех жанров и не отдает предпочтения ни одному из них. "Все хвально: драма ли, эклога или ода - Слагай, к чему тебя влечет твоя природа" - пишет поэт.

Через много лет обе эти эпистолы были объединены в одну и переработаны. Получившееся в итоге произведение «Наставление хотящим быти писателями" было издано в 1774 г.

После опубликования эпистолы на Сумарокова обрушились обвинения в плагиате. В частности, Тредиаковский упрекал писателя в заимствовании идей, выраженных в «Искусстве поэзии» Буало. Сумароков и не отрицал своей зависимости от теории французского поэта, однако указывал, что как сам Буало почерпнул многое, но не все у Горация, так и он "...не все взял из Боало...».

Драматургическая деятельность Сумарокова. К 40-м годам 18 в. относится и начало деятельности Сумарокова, как драматурга, считавшего именно театр наиболее действенным средством воспитания дворянства. В своих трагедиях он поднимает важные общественно значимые проблемы. Современники, назвавшие Сумарокова «северным Расином», очень высоко оценили этот вид его творчества и признали его, основоположником драматургии русского классицизма.

Именно трагедии Сумарокова могут дать самое полное представление о его политических взглядах. В них он выражает свои стремления к созданию такого общества, в котором каждый из его членов знал и выполнял бы свои обязанности. Писатель горел желанием вернуть «золотые веки», считая, при этом, что процветание общества возможно и при существующем общественном укладе, если устранить некоторые беззакония и неустройства.

С помощью своих трагедий Сумароков пытался показать, каким в его понимании должен быть по-настоящему просвещенный монарх. Трагедии должны были также воспитывать «первых сынов отечества» - дворянство, пробуждая в них патриотизм и чувство гражданского долга. Он без устали убеждал монархов в том, что не только подданные рождены, чтобы служить монарху, но и монарх должен радеть о пользе своих подданных.

Первая драматическая работа Сумарокова - трагедия «Хорев» была опубликована в 1747 г. Действие трагедии происходит в Древней Руси, и хотя имена действующих лиц взяты из исторических источников, никакие реальные события в ней не присутствуют. Однако и в дальнейшем он старался в своих трагедиях выбирать псевдоисторические сюжеты о прошлом Отечества, с ярко выраженной патриотической окраской, считая такие сюжеты более действенными в деле воспитания добродетельных дворян. Именно патриотичность русского классицизма стала его отличительной особенностью от западноевропейского, который основывался преимущественно на античных сюжетах.

Трагедии Сумарокова, действительно, имели неоценимое воспитательное значение. Многие дворяне, не очень любившие чтение, но старавшиеся не отставать от времени и регулярно посещать театральные спектакли, именно со сцены получали уроки нравственности и патриотизма, внимали высоким словам о благородстве и долге, и, возможно, впервые получали пищу для размышлений о несправедливости существующей тирании. Один из виднейших просветителей 18 в. Н. И. Новиков, писал о Сумарокове, что хотя тот был первым, кто стал писать трагедии на русском языке по всем правилам театрального искусства, но настолько преуспел в этом, что его можно было поставить в один ряд с Расином.

Интересно, что сам драматург был крайне недоволен зрителями, которые вместо того, чтобы внимать грызли орехи и секли провинившихся слуг.
Рассчитанные на воспитание и образование одного только дворянского сословия, драматические произведения Сумарокова имели более широкий общественный резонанс. По свидетельству современников одно из лучших произведений драматурга - пьеса «Димитрий Самозванец», пользовалась большой популярностью среди широких народных масс даже в 1820 гг.

Комедии Сумарокова

В жанре комедии, биография Сумарокова достаточна насыщена. С ее помощью, автор умело выражал свои мысли.

Комедия «Эпистол о стихотворстве» определена драматургом в общественно - воспитательную, где человеческие пороки выставлены в смешном виде, где их обличение, должно способствовать и их высвобождению. Формулируя, таким образом, теорию этого жанра Сумароков отмечал, что для комедии очень важно, быть отличительной от трагедии и от фарсовых игрищ:

«Для знающих людей ты игрищ не пиши: Смешить без разума - дар подлыя души».

Сумев отличить комедию от игрищ толпы, Сумароков в своих произведениях обращается к практике народного театра. Сами комедии не велики по объему и написаны прозой. В них не присутствует фабульная основа. Особенно это относится к первым комедиям Сумарокова, которым свойствен фарсовый комизм. Все персонажи подмечены им из русской жизни.

Подражая французским комедиям Мольера, Сумароков далеко отстоял от комедий западного классицизма, которая обычно всегда была в стихах и состояла из пяти актов. По стандартам, она должна была содержать композиционную строгость, законченность, с обязательным соблюдением персонализации. Что касается Сумарокова, то его подражание итальянским интермедиям и французской комедии сказалось в большей степени, только в использовании условных имен персонажей: Дорант и Эраст, Дюлиж и Изабелла.

Им написаны двенадцать комедий. Они возможно и обладали рядом достоинств, но что касается художественной ценности и идейной все, же уступали трагедиям драматурга.

Одними из первых комедий были: «Тресотиниус», «Пустая ссора» и «Чудовищи», написанные в 1750 году. В 60-х годах появляется следующая группа комедий: «Ядовитый» и «Приданое обманом», «Нарцисс» и «Опекун», «Лихоимец» и «Три брата совместники». В 1772 году вышли очередные три комедии: «Вздорщица», «Рогоносец по воображению» и «Мать совместница дочери». Комедии Сумарокова служили для него, в большей степени, как средство полемики, именно поэтому большинство из них отмечены памфлетным характером.

Над своими комедиями он не работал подолгу. Это было его отличительной чертой от написания трагедий. Каждый действующий персонаж, его первых комедий, при появлении на сцене демонстрировал публике свои пороки, а сцены имели между собой механическую связь. В небольших комедиях участвовало множество действующих лиц, до 10 персонажей в каждом. Портретное сходство персонажей давало возможность современникам узнавать тех, кто служили прообразами того или иного героя. Бытовые подробности и негативные явления жизни того времени, придавали его комедиям связь с очевидной реальностью, независимо от условности изображения.

Самой сильной стороной комедий драматурга являлся их язык. Он был ярким и выразительным, часто окрашенным чертами живого говора. Это выявляло желание писателя, продемонстрировать индивидуальность речи каждого из персонажей, особенно характерную для комедий Сумарокова, написанных позже.

Часто, направленный против недругов, на поприще литературной деятельности, спорный характер первых комедий Сумаркова, легко отслеживается в комедии-памфлете «Тресотиниус». Главным действующим лицом в ней, выступает ученый-педант, в котором был изображен Тредиаковский. Образы, созданные в первых комедиях, были далеки от стандартных обобщений и носили приблизительный характер. Независимо от того, что условное изображение персонажей характерно и для второй группы комедий, их все же отличает большая глубина и ограничения в изображении. В них, весь акцент направлен на главного персонажа, все остальные герои присутствуют только лишь для раскрытия основ характера, главного. К примеру, «Опекун» - одна из комедий, где дворянин Чужехват - ростовщик и большой жулик. «Ядовитый» - несет в себе клеветника Герострата, а «Нарцисс» - комедия, про самовлюбленного щегола.

Второстепенные действующие лица - персонажи, несущие положительные характеристики и выступающие только резонаторами. Комичные образы отрицательных героев, получались у Сумаркова намного удачнее положительных. В их характерах подчеркивались сатирические и бытовые моменты, хоть еще, далеко отстоящие от истинной реальности социально-обобщенного типа.

Пожалуй, комедия «Опекун», является одной из самых лучших комедий того периода. В центре внимания, нам представляется образ дворянина - ханжи и жадины Чужехвата, обдирающего сирот, попавших под его опеку. Подлинной личностью Чужехвата явился родственник самого Сумарокова. Знаменательно, что он же снова был изображен центральным образом в других комедиях. В «Опекуне» Сумароков не демонстрирует носителя одного единственного порока, а создает сложный характер. Пред нами предстает не только скупец, который не знает совести и жалости, мы видим ханжу, невежду и развратника.

Некоторое сходство с Тартюфом, Мольера, рисует обобщенный и достаточно условный образ сатирического жанра, приуроченный порочному русскому дворянину. Дополняет раскрытие характера, речевая характеристика и бытовые мелочи. Речь Чужехвата пестрит пословицами и поговорками: «что взято, то свято», «брань на вороту не висит». В его ханжеском раскаянии, при обращении к Богу, речь наполнена церковными славянизмами: «Вем господи, яко плут и бездушник есмь и не имею ни к тебе, ни ко ближнему ни малейшей любви; одна уповая на твое человеколюбие, вопию к тебе: памяни мя, господи, во царствии твоем».

Удивительным образом, даже положительным героям, в комедиях Сумарокова, не дано жизненности. Они, в большинстве своем, выступают в роли резонаторов. Одним таким резонатором, является Валерий, в комедии «Опекун». Нарицательные имена отрицательных героев: Чужехват, Кащей, Герострат, соответствовали нравоучительным целям, характерным для классицизма.

Период 60-х и 70-х годов, характерен ростом оппозиционных настроений к просвещенному абсолютизму, среди разночинной интеллигенции и передового дворянства. Это было тем периодом, когда русская просветительная мысль обращалась к крестьянскому вопросу. В различных литературных жанрах достаточно пристально, социально обдуманно, стал разрешаться момент взаимоотношений между помещиками и крестьянами. Быт, окружающий человека, стремление к сложному раскрытию психологии характеров персонажей, в сложившихся определенных социальных условиях, характерен для самых лучших произведений драматургии второй половины века.

Первая бытовая комедия была написана Фонвизиным между 1766-1769 гг. Она имела содержание, наполненное смыслом жизни русского дворянства из провинции, и называлась - «Бригадир». Ее влияние, определенным образом, отразилось и на поздних комедиях Сумарокова. Следом за «Бригадиром» Фонвизина вышла в свет лучшая комедия в творчестве Сумарокова. Эта пьеса назвалась «Рогоносец по воображению». Она, в свою очередь, опередила появление пьесы «Недоросль» Фонвизина. Центром внимания писателя - драматурга был быт провинциальных не очень богатых помещиков Викула и Хавроньи - ограничены интересами. Они невежды, которым характерна недалекость. Однако, персонажи комедии Сумаркова, лишены стабильности в отношении к жизни. Высмеивается ограниченность и глупость этих людей, говорящих только лишь «о севе, о жнитве, о умолоте, о курах», Сумароков изображает и ряд черт, вызывающих сочувствие к персонажам, трогая зрителей их взаимной привязанностью. В данном случае, эти персонажи Сурмакова предваряют «Старосветских помещиков» Гоголя. А комедия «Рогоносец по воображению» - вершина творчества Сумарокова в этом жанре.

Поэзия Сумарокова

Творчество Сумарокова проявилось своим многообразием и в богатстве поэтического жанра. Стремясь дать эталон для всех видов поэзии, писатель сумел предусмотреть в своей работе теорию классицизма. Он создавал оды и элегии, песни и эклоги, идиллии и мадригалы, а также множество эпиграмм и притч. Основополагающими направлениями в его поэзии, являлись лирическое и сатирическое. Еще, в первые десять лет своей творческой деятельности, он начал создавать любовные песни, пользовавшиеся большим успехом у современников.

Область любовной лирики дала ему возможность несомненных открытий, обращаясь к человеку и его природным слабостям. Невзирая на условное изображение героев, в своих песнях писатель пытается раскрыть внутренний, глубинный мир и искренность чувств героев. Его лирика задушевна и простота. Она наполнена непосредственностью, с присущей ей ясностью выражения. Лирика Сумарокова, появившаяся после лирики петровского времени, в области содержания и в технике стихах, сделала огромный шаг вперед.

Он любил использовать прием антитез, чтобы по максимуму раскрыть глубину психологического состояния своих лирических героев, позволяя войти в жизнь и судьбу человеческих сердец романтизму и душевным качествам. Признавая полноценность прав любовной тематики, где чувства побеждаются рассудком, сам Сумароков очень далек от нравоучительных позиций.

«Любовь - источник и основание всякого дыхания: а вдобавок сему источник и основание поэзии»,- напишет автор в своем предисловии к «Эклогам».

Песня, «Тщетно я скрываю..., представляется одной из лучших по своей глубинной сути и искренности чувств, дополняя тонкий психологизм. Этим стихотворением автору удалось передать борьбу страстей и рассудка, тонкие переживания человеческой души и сердца.

Песни: «В роще, девки гуляли», «Прости, моя любезная, мой свет, прости» и «Отчего трепещет сердце, отчего пылает кровь», написаны им в народном духе. Помимо них создаются и военные песни, и сатирические песенки-куплеты. Пишет Сумароков и на военную тематику «О, ты, крепкий, крепкий Бендер град». В своих песнях он применяет разные стихотворные размеры, повторяя в ритмике ряда песен народный стиль.

Сумароков, писавший оды и псалмы, стал образцом разнообразных жанров поэзии. Развитие последующего стихотворства, было, определенным образом, обусловлено влиянием его поэзии. В области лирической поэзии его учениками стали Н. Львов и Нелединский-Мелецкий и др.

Однако читающая публика намного большее предпочтение отдавала поэзии Сумарокова, состоящей из сатирической тематики, а также его эпиграммам, притчам, и сатирам. «Притчи его почитаются сокровищем российского Парнаса, В сем роде стихотворения далеко превосходит он Федра и де ла Фонтена» - писал Н. И. Новиков.

Совершенно справедливо, исследователи указывают на открытие Сумароковым жанра басни, специально для русской литературы, придав ей тот вид, в котором она жила и живет с тех пор. Им написаны 374 притчи - вольным разностопным ямбом, впоследствии, ставшим классическим размером басни в России. Его басни - как живые сатирические рассказы, в которых подвергались осмеянию и осуждению неустройства нашей русской жизни, и их персонажи - конкретные носители пороков, в том числе и политические.

Сумароковым был, затронут каждый слой русского общества. Осуждаемые автором цари - это его львы, о которых он свободно рассуждает в «Болване» и «Пире у льва». Практически все его сатирические произведения направлены против взяточников и вельмож, подьячих и бюрократов. Неумолимому осуждению, в его баснях, подвергаются российские дворяне и невежественные, жестокие помещики-крепостники в «Высокомерной мухе» и «Сатире и гнусных людях», а также всевозможные чиновники.

Ненависть писателя к подьячим, так была описана Белинским: «Каков бы ни был талант Сумарокова, но его сатирические нападки на «крапивное семя» наверняка по праву будут почетно упоминаться от историка русской литературы».

Жесткая сатира басен Сумарокова, вызывала необходимость обращения к очевидным жизненным историям, а притчи наполнены сценами, взятыми из самой жизни, сопровождаясь остроумными и меткими деталями быта. Непосредственно, в сатирическом жанре творчества драматурга была заложена тенденция реализма. Басни Сумарокова совершенно, разнообразны по своей тематике, но в каждой их низ осмеивается ханжество и скупость. То в лице купеческой вдовы из притчи «Безногий солдат», то в обычае кулачного боя в «Кулачном бою». Сумароков рисует смешную сценку в которой, жена-спорщица, донимает своей сварливостью мужа, оспаривая очевидное, в «Спорщице».

Большинство сюжетов для притч Сумарокова не новы по своей тематике. Подобные темы, прежде уже встречались у Эзопа, Лафонтена и Федра, но именно басни Сумарокова отличает и содержание, и стиль, и новый басенный размер. Они наполнены злободневностью, и обращают свое внимание к российской действительности, с отличительной резкостью в нападках и намерено простом и грубом слоге. Такой подход и предусмотрен басенным жанром «низкого духа». Подобная резкость в тоне и грубость слога, с нарисованными картинами, была вызвана желанием вскрыть пороки реальной действительности. Это отчетливо отличало манеру басен Сумарокова от западных сатириков.

Читая притчи драматурга, отчетливо чувствуется сочный и живой язык, приближенный к просторечному, пестрящий поговорками. Притчи, написанные с их помощью, легли в основу двух книг Сумарокова, которые так и назывались: «Притчи Александра Сумарокова» и издались в 1762 и в 1769 гг. Творчеству Сумарокова, в басенном искусстве, следовали его ученики и современники: М. Херасков, А. Ржевский, И. Богданович, и др.

Пафос обличения свойственен всем произведениям Сумарокова. Им наполнена и его сатира, написанная живой речью в стихах. В сатире писатель расширяет и продолжает линию Кантемира в «О благородстве» и по своей теме, и по направленности - поднимается на уровень сатиры «Филарет и Евгений». Произведения направлены на осмеяние дворянства, которое напоказ выставляет свое «благородство» и «дворянский титул». Написанная, вольным ямбом, как и притча, одна из лучших сатир Сумаркова «Наставление сыну». В ней он остро и колко изображает старого хитреца подьячего, который, будучи при смерти учит своего сына, как можно быть счастливым в жизни, следуя примеру отца - не идти прямым путем. Остальные сатирические произведения автора, написаны размером александрийского стиха.

Против, засоряющего прелесть русского языка галломанствующего дворянства, выступает Сумароков и в своей сатире «О французском языке». Особенно интересен его «Хор ко превратному свету», сатирическое произведение, написанное Сумароковым под заказ. Он создавался для маскарада «Торжествующая Минерва», устраиваемого в Москве. Маскарад был приурочен восшествию на престол Екатерины II, и состоялся в 1763 г. на Масленицу. Однако, такая сатирическая острота и злободневность «Хора», Сумарокова, была допущена только в сокращенном варианте. Рассказывая об идеальной заморской стране с ее порядками, достойными похвалы, автор повествует о беспорядках, и неустройствах, которые очевидно и болезненно царят в его стране.

«Хор» - близок своим стихотворным складом к русской народной песне. Это произведение, заслуженно занимает почетное место в сатирическом и обличительном стилевом направлении русской литературы XVIII века. Всегда считавший крепостное право, необходимой мерой, Сумароков выступал против чрезмерной жестокости помещиков, которые злоупотребляют своей властью над крестьянами. Острота сатиры в «Хоре» хорошо ощущалась современниками. Впервые, «Хор» был напечатан целиком только в 1787 году, Н. И. Новиковым, в собрании сочинений Сумарокова, после его кончины. Спустя несколько десятилетий, в 40-х годах XIX в сатирические произведения Сумарокова стали печататься в сокращенном виде.

Обращаем Ваше внимание, что в биографии Сумарокова Александра Петровича представлены самые основные моменты из жизни. В данной биографии могут быть упущены некоторые незначительные жизненные события.



Похожие статьи
 
Категории