Абрамов братья и сестры анализ. Братья и сестры

03.11.2019

Первая часть тетралогии «Пряслины», за которую писатель был награждён Государственной премией СССР .

Братья и сёстры
Жанр роман
Автор Фёдор Абрамов
Язык оригинала русский
Дата написания 1950-1958
Дата первой публикации 1958, журнал «Нева»
Издательство Лениздат

Сюжет

Пафос романа определяет мысль об единении народа перед общей бедой, о его способности к взаимопомощи, самоотречению и самопожертвованию.

Действие романа происходит весной-осенью 1942 года , когда в результате тяжёлых поражений Красная армия продолжала отступать, оставляя хлебородные районы страны. Тяжкий труд по снабжению армии и тыла хлебом ложится на плечи женщин, стариков и подростков в сёлах отдалённых от фронта районов. Роман разворачивается на русском Севере, в верховьях реки Пинега , в старинном, наполовину старообрядческом селе Пекашино. Среди бескрайних лесов на скудных почвах оставшиеся жители села, отдавшего на фронт шесть десятков мужчин, в полуголодное время трудятся, чтобы вырастить больший урожай для фронта и тыла, выжить самим.

На собрании в бывшей церкви, ныне используемой как клуб, колхозники стихийно, под нечаянным воздействием районного уполномоченного по урожаю, раненого фронтовика Лукашина, снимают с должности председателя колхоза и назначают нового, бывшего бригадира Анфису Петровну Минину. Новый председатель сталкивается с нехваткой рабочих рук, продуктов для крестьян , кормов. Против неё настроен один из бригадиров, Фёдор Капитонович, сумевший втереться в доверие районному начальству. Однако, воодушевлённая доверием крестьян, Анфиса включается в работу.

В романе последовательно описываются этапы и тяготы крестьянского труда и быта в военное время. Похоронка приходит в семью стариков Степана Андеяновича и Макаровны, и старая мать умирает, не в силах вынести смерть сына. Степан Андреянович, много лет собиравший добро в надежде на возвращение к личному хозяйству его сына-комиссара , теперь отдаёт сделанные своими руками вещи для фронта. Получает похоронку Анна Пряслина, мать шестерых детей. Она не может выполнить умноженные войной ежедневные нормы колхозной работы и решается набрать для голодных детей мешочек собранных колосьев. Председатель колхоза застаёт её на горячем, но решает утаить поступок Анны, за который той грозит 10 лет заключения. Анне в её семейных тяготах помогает старший, 14-летний сын Мишка, который своим трудом и умелостью на колхозных работах заслуживает уважение старших. Во время лесного пожара, угрожающего урожаю, Мишка бросается помочь птице, которая не может спасти находящихся в гнезде птенцов; однако помощь нужна уже самому Мишке, и бросившаяся ему на помощь 19-летний комсорг Настя почти полностью обгорает.

Председателя колхоза Анфису Минину, несмотря на противодействие коррумпированного партийного функционера, принимают кандидатом в партию. Анфиса и Лукашин охвачены взаимным чувством, но сдерживают себя, помня о военном времени и долге. Лукашин, мучимый виной за то, что почти поддался ласкам деревенской красавицы Варвары, и сознанием своего фактического безделья среди тяжело работающих людей, стремится поскорее вернуться на фронт.

История написания

Уцелев после тяжелого ранения под Ленинградом , после госпиталя, летом 1942 года во время отпуска по ранению 22-летний Фёдор Абрамов оказался в родном краю и запомнил на всю жизнь борьбу крестьян за урожай. Фёдор Абрамов начал писать первые главы романа, будучи преподавателем филологического факультета Ленинградского университета , в летние каникулы 1950 года на хуторе Дорище Новгородской области , и писал шесть лет. В течение двух лет роман не принимали к публикации, писателю отказали журналы «Октябрь» и «Новый мир» . В 1958 году роман «Братья и сёстры» был опубликован в журнале «Нева» и сразу был встречен критикой доброжелательно: за -1960 годы появилось более тридцати рецензий в газетах и журналах. В 1959 году роман вышел отдельной книгой в Лениздате, в 1960 - в «Роман-газете» , в был впервые переведён и издан в Чехословакии .

В 1985 году «Братья и сёстры» были адаптированы для театральной постановки

Ф. Абрамов «Братья и сестры»

Тридцать лет отделяют события романа «Дом» от 1942 года – времени действия в первой части тетралогии. В деревне Пекашине 70-х годов царит внутренняя война. Производственные конфликты похожи на «боевые» схватки. Три года назад был преобразован пекашинский колхоз в отделение большого совхоза. Люди стали получать хорошую зарплату, окрепла и обустроилась деревня с полусотней домов, машинным парком, мастерскими, мотоциклами и лодками. Но, обескровленная огромными человеческими потерями (128 пекашенцев не вернулись с фронта) и голодом, нравственно ослабленная десятилетием бесправия и страха, оказалась не готовой к материальному благополучию и испытанию им. Потускнела такая традиционная добродетель, как беззаветный труд от зари до зари. Противоестественное для земледельца стремление к «легкой жизни» (когда она была такой?) оборачивается в моральном плане оскудением совести, духовных потребностей человека при росте эгоистического своекорыстия, потребительских и чувственных инстинктов. эрозия вековых основ и ценностей крестьянского уклада отзывается, наконец, у сельчан попытками уйти от крайне усложнившегося вопросы с помощью водки. никогда так не пили мужики. всем стилем своего руководства насаждая в Пекашине приспособленчество как норму поведения и существования, Таборский активно развращает пошатнувшихся деревенских «отцов» и молодежь, незакаленную трудом. Но ненадолго. Его раскусил Пряслин, два года сажавший кукурузу под Полярным кругом. Михаил не испугался угроз Таборского, отвечая в конце романа на вопрос своего антипода, почему они «не сжились», Пряслин объяснит: «Потому что мы с тобой не то, что в одном совхозе – на одной земле не уживемся». В конечном счете Таборский потеряет должность управляющего и покинет деревню. Михаил воюет не только с Таборским, фарисейкой Сусанной Обросовой и равнодушными к земле-кормилице трактористами, но и с сестрой Лизой, братьями Петром и Григорием. Михаил за единение. Но на какой основе? Чем вообще крепок и прочен тот человеческий союз – объемом ли семьи, деревни или целого народа, страны, конкретным воплощением которого издревле было многозначное понятие (образ) ДОМ. Именно оно, вынесенное в заглавие заключительной части тетралогии, скрепляет собою главные конфликтно-сюжетные линии, как данного романа, так и всей эпопеи. Итак, чем прочен человеческий дом? Дом – отражение хозяина и потому важнейшее средство его характеристики. Различны деревенский «покой» (кабинет) Онегина и жилище Лариных. Крепкая обитель Собакевича и дом-балаган Ноздрева. Неуютное Марьино Кирсановых и замок Одинцовой. Сравнить дома своих главных героев, а также отношение каждого из них к родной деревне (отчему дому) предлагает читателям и Абрамов. Происходит художественное испытание человека ценностью дома и домов – его чаемой авторской нормой. Вот новый дом Михаила Пряслина – в нем есть в чем принять гостей и чем накормить родню. Почему же все сидят за столом хмурые? Материальный избыток в доме Михаила, а душой и сердцем он в старом доме - развалюхе. Почему? Потому что всегда в нем царили чистота и трудолюбие, совестливость и братская спайка. Петр Пряслин пытается восстановить старый дом. Дом должен быть как символ глубокой, емкой памяти о прошлом, ответственности человека за сохранение этой памяти. Самый лучший дом в деревне – дом патриарха. Это рукотворная крестьянская микро вселенная в ее идее и плоти. Деревянный (то есть из натурального, а не искусственного материала), фундаментом и подполом укорененный в земле, а высокой крышей устремленный в небо, природным и космическим во всей их пространственной и временной протяженности. Но не только. Это дом-храм, так как одушевлен - одухотворен изнутри традиционной и естественной для русского земледельца христианской моралью, этикой и нравственностью. Необходимо верить в спасительную силу любви и великодушия.

1. История создания произведения.

Роман «Братья и сестры» был опубликован Ф.А. Абрамовым в 1958 году, однако он имел богатую предысторию. О замысле своего произведения писатель рассказывал во многих интервью и предисловиях. Оказавшись в родных местах после битвы под Ленинградом, Федор Александрович увидел тяжелую жизнь в деревне, которая требовала подробного описания. Автор в своем романе хотел отразить народную правду военного времени, хотел показать, как женщинам и старикам было тяжело в те времена. Как приверженец деревенской прозы, Ф.А. Абрамов решил поставить проблему деревенской жизни. Писатель, как он сам отмечал, хотел поспорить с другими авторами, у которых в произведениях была «розовая водица», и показать свое отношение относительно жизни в деревне.

Замысел романа «Братья и сестры», который родился в 1942 году, зрел целых 8 лет. Лишь в 1950 году Ф.А. Абрамов начал работу над произведением и в течение еще 6 лет работал над ним.

2. Жанр произведения. Признаки жанра (жанров).

Роман «Братья и сестры» входит в тетралогию, которая посвящена деревенской жизни и совмещает в себе признаки и эпического, и хроники, и социального, и психологического. Являясь первым в тетралогии, данный роман обладает автобиографическими признаками в большей мере. В нем много лирических отступлений, в которых ярко звучит авторское «я».

3. Название произведения и его смысл.

Название «Братья и сестры» имеет несколько смысловых функций. В первую очередь, это сюжетная основа: братьями и сестрами являлась семья Пряслиных. Также братьями и сестрами назывались все жители деревни, которые были по-настоящему близки между собой. Так отмечалась неразделенность и близость деревенского народа. Название романа также связано с тем, что с фразой «Братья и сестры» обратился ко всему русскому народу И. В. Сталин в военное время.

4. От чьего лица ведётся повествование? Почему?

Повествование идет от третьего лица, но глазами тех, кто жил в деревне. В романе присутствуют лирические отступления, которые говорят об автобиографичности произведения.

5. Тема и идея произведения. Проблематика.

Главная тема первого романа трилогии Ф.А. Абрамова – труд крестьян. Автор рассказывает о той напряженной работе деревенских жителей, которая велась в военное время. Писатель приравнивает деятельность женщин и стариков к настоящему подвигу, потому что всех мужчин забрала война и именно на этих жителях осталось благополучие всей деревни.

Автор отмечает, что в это тяжелое для всего народа время жителям деревни удалось выстоять, потому что все они относились друг к другу, как братья и сестры. Писатель показывает, как людям удалось противостоять трудным временам, удалось не сломиться и продолжить жить.

В своем романе Ф.А. Абрамов поднимает проблему отказа от личной жизни в пользу общественной.

6. Сюжет (сюжетные линии) произведения. Конфликт. Ключевые эпизоды.

В основе сюжета романа «Братья и сестры» лежит история деревни Пекашино, которая стала олицетворением всего простого русского народа в военные времена, когда люди стали друг другу братьями и сестрами.

Конфликт произведения связан с различными противоречиями жизни в деревне: это и столкновение взглядов народа с взглядами руководителями, это и враждебность жизненных принципов различных героев романа.

7. Система образов произведения.

Ф.А. Абрамов в своем произведении рассказывает о жизни нескольких семейств: Пряслиных, Ставровых, Нетесовых и Житовых. И главными героями становятся женщины, дети и старики, на плечах которых остался весь деревенский уклад жизни. Для писателя было важным показать внутренние качества этих персонажей, продемонстрировать их душевную красоту. Автор любуется своими героями.

8. Композиция произведения.

Роман «Братья и сестры» повествует о деревенской жизни во время Великой Отечественной войны. История романа заканчивается 1943 годом и является началом событий последующих романов трилогии Ф. А. Абрамова.

9. Художественные средства, приёмы, раскрывающие идею произведения.

Особенностью всего цикла является то, что писатель хотел показать жизнь деревни через основные исторические события. В этом проявилась публицистичность романа Ф.А. Абрамова, который пытался показать смысл всех фактов. Для писателя не так важна психологическая составляющая характеров героев, их индивидуальностей. Важным является психология всего народа.

10. Отзыв о произведении.

Роман Ф.А. Абрамова «Братья и сестры» ярко и правдиво раскрыл жизнь деревни в военные времена, показав, что поступки обычных людей, не задействованных в военных действиях, тоже являются настоящими подвигами. Писатель смог передать настроение того времени и выразить свое отношение к нему.

Особенности изображения военного тыла в романе «Братья и сестры» Ф. А. Абрамова как «второго фронта».

Роман Федора Александровича Абрамова «Братья и сестры» – лучшее произведение о жизни деревни военного времени. Возвратившись с войны в родные места после тяжелого ранения, писатель стал очевидцем трудового подвига далекой северной деревни, побудившего его рассказать о «главных страдницах, потом и слезой омывших здешние сенокосы», о крестьянках, заменивших призванных на войну мужчин. Именно в те тяжелые годы он укрепился в мысли, что без доблестного героического тыла не свершилась бы Великая Победа.

Ведущая тема первой книги – крестьянский труд. В центре внимания автора – хроника жизни одного северного колхоза, архангельской деревеньки Пекашино, но в широком смысле – это книга о жизни народа, о трудовом подвиге русского крестьянства, совершенного им в военные и послевоенные годы…

Борясь с бедностью военного времени, все живут мечтой о том, что после войны начнется новая, необыкновенная, прекрасная жизнь. Без этой надежды народ не смог бы вынести все и победить. Общее горе, общая борьба и общая ненависть объединили и сделали людей братьями и сестрами.

С первого взгляда незамысловатое название романа несет в себе несколько смысловых оттенков. Во-первых, «Братьями и сестрами» назвал граждан Советского Союза И. В. Сталин в своем обращении по поводу нападения Германии. Люди того времени воспринимали Сталина как полубога, поэтому его слова прозвучали особо доверительно, запали людям в сердце. Во-вторых, буквальный смысл в этом названии: братья и сестры – это семейство Пряслиных, четыре брата (Михаил, Петр, Григорий и Федор) и две сестры (Лиза и Таня). В-третьих, все жители деревни друг другу приходятся ближними и дальними родственниками, и значит, есть еще одно значение у названия романа: «Братья и сестры» – это история деревни Пекашино. Подробно описано течение повседневности, летопись деревенской жизни. Привычной чередой катятся дни. Жизнь крестьянина построена в соответствии с сельскохозяйственным календарем.
Новости с фронта поступают неутешительные – летом 1942 года фашисты подготовили масштабное наступление и к началу сентября приблизились к Волге. В правлении колхоза в Пекашино висит географическая карта, показывающая, как «черные клинья на юге все глубже врезались в тело страны» .Писатель передает напряженный повседневный труд людей в деревне как геройский поступок, и в первую очередь – подвиг женщин, на плечах которых была вся мужская работа на «трудовом фронте».Война лишила колхоз главной мужской рабочей силы (шестьдесят человек, а это почти третья часть взрослого мужского населения деревни, к этому времени ушли на фронт). «Сколько человек в Пекашине на войну взяли? – спрашивает секретарь райкома Новожилов.– Человек шестьдесят. А поля засеяно? Сеноуборка к концу? Да ведь это понимаешь что? Ну как если бы бабы заново шестьдесят мужиков родили…» .

Мужчин призвали на фронт, но жизнь не остановилась. Чтобы жить, надо кормить и растить детей, нужно было взвалить на свои плечи непосильную ношу и выдержать. И люди выстояли, потому что жили как братья и сестры, помогая друг другу. Их заменили бабы, старики, подростки. Неподъемное бремя оправдывалось лишь одним –максимальной поддержкой сыновьям, мужьям и братьям, воюющим на фронте. Работать в поле было и некому и не на чем: «измученных за день лошадей приходилось тащить волоком, да и тех не хватало. Выкручивались кто как мог, кто приспосабливал свою коровенку, а кто посильнее – сбивался в артели; подберутся бабы три-четыре, впрягутся в плуг и тянут. Но больше налегали на лопату» .

Весной в посевную страду в колхозе закончилось зерно, нет лошадей. Анфиса Петровна Минина, председатель колхоза, по древнейшему русскому обычаю обращается к «миру». И народ откликнулся. Люди отдают зерно, оставляя себе самую малость. Нет таких, кто отказался бы, беспокоясь только о своем достатке. Даже многодетные семьи отозвались на призыв о помощи. Работали сутками напролет, пахали и сеяли на коровах, быках, а то и впрягались сами. В меру сил помогали дети, и, изможденные, засыпали на занятиях в школе.

Особую нехватку рабочих рук ощутили в сенокосную страду – «как ни хитрили, как ни изворачивались, а заткнуть все дыры не смогли…» .На отдаленных сенокосах на подмогу приходилось звать стариков, которые были «столь ветхи, что им бы только домашничать» , подростков– «желторотых мальчишек и девчонок», женщин, оставляющих дома в деревне малолетних детей. На ближние же покосы забирали «всех поголовно– старых и малых. Древнюю старуху Еремеевну, которая уже и счет годам потеряла, привезли на телеге: далеко ходить она не могла, а грабли в руках еще держались» .

Непрекращающийся круговорот крестьянской работы продолжала уборка урожая. Зная об осложняющемся положении на фронтах, труженики «от тяжелых дум спасались только в работе» . Трудились все, кто был в силах – «в полдень деревня казалась нежилой». «Трудились молча с ожесточением…» . И вот в таких суровых условиях, без мужской силы, в опустевшем колхозе, кипит работа.

На протяжении романа просматриваются картины жизни нескольких деревенских семей: Пряслиных, Ставровых, Нетесовых, Житовых и некоторых других. Противоречиями деревенской жизни наполнен все содержание романа – с первых страниц и до самой развязки. Здесь и разлад между руководителями и народом, между председателем и колхозниками. Здесь и противопоставление жизненных принципов героев: Мининой и Клевакина, Лукашина и Худякова, Михаила Пряслина и Егорши Ставрова. В постоянном труде, в круговерти сельской страды открывается грандиозность повседневного подвига народа.

Природа, народ, война, жизнь... Похожие рассуждения писатель ввел в роман. Об этом – внутренние думы Анфисы: «Растет трава, цветы не хуже, чем в мирные годы, жеребенок скачет и радуется вокруг матери. А почему же люди самые разумные из всех существ не радуются земной радости, убивают друг друга?.. Да что же это происходит-то? Что же такое мы, люди?» О сущности и цели жизни задумывается после гибели сына и смерти жены Степан Андреянович: «Вот и жизнь прожита. Зачем? К чему работать? Ну, победят немца. Вернутся домой. А что у него? Ему-то что? И, может быть, следовало жить для Макаровны. Единственный человек был около него, и того проворонил. Так зачем же мы живем? Неужели только работать?» Но «жизнь брала свое. Ушла Макаровна, а люди работали».

Главный вопрос, который хотел акцентировать Абрамов, – это вопрос о совести, об аскетизме, об отказе от личной жизни во имя общего дела. «Имеет ли право человек на личную жизнь, если все кругом мучаются?» Гражданская война, ударные стройки, коллективизация, война... Лукашин в растерянности и сомнениях, но в итоге на вопрос «Возможна ли теперь любовь?» он отвечает: «Возможна! Именно теперь и возможна. Нельзя отменить жизнь. А на фронте? Ты думаешь, у всех пост великий? Да возможно ли это?»Анфиса мыслит иначе: «Каждый решает так, как он может. Я не осуждаю. А сама не могу. Как я бабам посмотрю в глаза?» Такая позиция Анфисы объясняется прочными нравственными традициями в ее староверческой семье. «Раз горе в доме каждый день покойники, разве может она отдаваться радости? Разве не преступно это? Все прабабки и бабки, хранившие верность до гроба своим мужьям в их роду, восставали против ее любви, против страсти» . Анфису одолевали сомнения, она ищет ответ, терзается: любить должна была Настя, ее должна была одарить всеми дарами жизнь, а на самом деле любить выпало ей, Анфисе. Да разве справедливо это? Кто, кто определяет все это, заранее рассчитывает? Почему одному человеку суждено умереть в молодости, а другому долго жить?

В «Братьях и сестрах» война нанесла свои отпечатки на всем укладе жизни, ломая привычный трудовой режим, выставляя в роли «заглавных фигур» стариков, женщин и подростков. Повествование идет от лица тех, кто выходит на рубежи жизни. Это Анфиса Петровна Минина, Степан Андреянович Ставров, Лукашин, приехавший из блокадного Ленинграда раненым, Настя Гаврилина, Варвара Иняхина, оставшаяся без отца семья Пряслиных. Четырнадцатилетний подросток Михаил Пряслин после гибели отца стал и братом, и отцом Петьки, Гришки, Федьки, Танюшки, Лизы, помощником матери, хозяином в доме и кормильцем семьи с того самого дня, когда с дозволения матери «стал по-отцовски резать и раздавать хлеб» притихшим братишкам и сестренкам. Он осознает, что теперь всё зависит от него, даже немного зазнается. Или, как говорится, «выставляется». С первого взгляда он вызывает впечатление так себе: немного заносчив, резок и грубоват... Впрочем, гонор быстро исчез, и скоро он работает и в поле, и в кузнице. Мишка становится он первым мужиком во всей деревне.

Война вторглась в жизнь, не давая забыть о себе.

Но пафос романа – в отображении активности народа, его умении противостоять ударам судьбы, бедам, принесенным войной, в поэтизации родной природы. Чувствуется восхищение автора героями романа. Война проверяла людей на моральную прочность. Спасая колхозное поле, погибает Настя Гаврилина. В неурожайные военные годы, во время голода приходилось, выкручиваясь всеми способами, находить способы, чтобы как-то прокормить семью. Обычное для голодных лет северное деревенскоепитание было очень убогим. Ели все, что возможно было употреблять в пищу: мох – «хлебные плантации на болоте», толченую сосновую древесину, от которой детишки мучились от страшных болей в животе. Необходимость накормить детей, голод толкали идти на воровство, чаще всего- колхозного зерна. Анна Пряслина, мать главного героя романа, Мишки, оставшись с шестью детьми после гибели мужа на фронте, в отчаянном положении, решила унести в фартуке с колхозного гумна несколько горстей зерна. И только молчание председателя колхоза Анфисы Мининой спасло колхозницу от сурового наказания тех лет –десяти лет тюрьмы. Анфиса остановит и Мишку, с детской несдержанностью осудившего мать, от непродуманных поступков. Но не оттает, не отойдет сердце Михаила, до времени потрясенное несчастьем и озлобленное в испытаниях.

Ф. Абрамов, отображая жизнь деревни Пекашино, приходит серьезным выводам, выраженным в словах первого секретаря районного комитета компартии Новожилова. Первый – о значении женщины в колхозном труде в годы войны: «Да я перед этой бабой, если хочешь знать, на колени готов стать. Я бы ей при жизни памятник поставил…Я иной раз задумываюсь, как это наша баба из пристяжной коренником стала?»

Другой вывод стал ведущей идеей романа и представлен словами того же Новожилова: «Вот говорят, война инстинкты разные пробуждает в человеке… А я смотрю– у нас совсем наоборот. Люди из последнего помогают друг другу. И такая совесть в народе поднялась– душа у каждого насквозь просвечивает. Изаметь, ссоры, дрязги там– ведь почти ничего нет... Понимаешь, братья и сестры…» .

Признав заслуги российской деревни в Великую Победу, Ф. Абрамов подчеркивает, что именно трудовой подвиг колхозников являлся самым настоящим «вторым фронтом».

События, описанные в первой книге, явились прологом к последующим событиям.

Использованная литература:

    Абрамов Ф.А. Братья и сестры. Книга первая[Текст] / Ф. А. Абрамов. – Ленинград: ИПП «Советский писатель», 1982. – С. 283.

    Абрамов, Ф.А «Дом» Повести. Рассказы [Текст] /Ф. А. Абрамов. – М.: Дрофа, 2003. –463 с.

    Абрамов, Ф. А. Работа– самое большое счастье. Слово в день шестидесятилетия [Текст]. / Ф. А. Абрамов. – М., 1988. С. 35,36;

Как-то в своей записной книжке Федор Абрамов написал: «Поэт, писатель от всех прочих отличается одним - силой любви. Любовь - источник поэзии, источник добра и ненависти. Любовь дает силы бороться за правду, переносить все лишения, связанные со званием писателя». Именно любовью к отечеству, его природе, его истории, людям буквально пронизано и напоено все творчество Ф. Абрамова, вся его подвижническая деятельность писателя и гражданина.

«Не написать «Братья и сестры» я просто не мог, - признавался автор, объясняя тайну рождения своего первого

Романа. - Я знал деревню военных лет и литературу о ней, в которой немало было розовой водицы… Мне хотелось поспорить с авторами тех произведений, высказать свою точку зрения. Но главное, конечно, было в другом. Перед глазами стояли картины живой, реальной действительности, они давили на память, требовали слова о себе. Великий подвиг русской бабы, открывшей в 1941 г. второй фронт, быть может, не менее тяжкий, чем фронт русского мужика, - как я мог забыть об этом!».

Роман Федора Абрамова «Братья и сестры» - лучшая книга о деревне военных лет. Вернувшись с войны в родные края после тяжелого ранения, писатель

Своими глазами увидел, как жила и работала деревня. Именно в то лихолетье он утвердился в мысли, что без самоотверженного тыла не состоялась бы Великая Победа. Роман «Братья и сестры» - это гимн несокрушимому духу русского крестьянства, которое ради Державы идет на любые лишения - и выходит из всех испытаний, выпавших на его долю, нравственным победителем.

В центре внимания автора - летопись жизни одного северного колхоза, архангельской деревеньки Пекашино. Но если взглянуть шире - это книга о народной жизни, о трудовом подвиге русского крестьянства, совершенного им в военные и послевоенные годы… Роман «Братья и сестры» - суровый и правдивый рассказах о подвиге женщин, потерявших в годы войны своих мужей, сыновей и удержавших на своих женских плечах тыл фронта.

Недоедая, теряя красоту в тридцать лет от изнуряющей работы, они не только выполняли всю мужскую работу - пахали, косили, валили лес - они спасли Россию, прикрыли собой семью, род, нацию. В «Братьях и сестрах» война оставила свои отметины на всем обиходе жизни, ломая обычный трудовой уклад, выдвигая в качестве «заглавных фигур» стариков, женщин и подростков. И повествование ведется от лица тех, кто выходит на рубежи жизни. Это Анфиса Петровна Минина, Степан Андреянович Ставров, Лукашин, приехавший из блокадного Ленинграда раненым, Настя Гаврилина, Варвара Иняхина, осиротевшая семья Пряслиных.

Четырнадцатилетний Михаил Пряслин стал братом-отцом Петьки, Гришки, Федьки, Танюшки, Лизы, опорой матери, хозяином дома и кормильцем семьи с того самого дня, когда с согласия матери «стал по-отцовски резать и раздавать хлеб» примолкшим ребятам. Война проникла в жизнь, постоянно напоминая о себе летом 1942 г. сводками Информбюро, оживающими в книге в своей суровой реальности. Но пафос романа - в изображении активности народа, его сопротивления бедствиям войны, в поэтизации родной природы, чувстве восхищения героями, которого автор не скрывает. Людей ожидали тяжелые испытания военного времени.

Спасая колхозное поле, погибнет Настя Гаврилина. Анна Пряслина, не помня себя в отчаянии, попытается унести в фартуке зерно с колхозного тока, и Анфиса Петровна спасет ее от суровой кары тех лет; удержит и Мишку, с детской нетерпеливостью осудившего мать, от необдуманных действий. Но не смягчится, не отойдет сердце Михаила, до времени пораженное горем и ожесточенное в испытаниях. Обыкновенные люди северной деревни Пекашино проходят перед нами как участники народного патриотического движения, противостоящие жестоким условиям. Первая книга приобретает в содержании романа значение пролога к последующим событиям. Историческая коллизия, как показано во второй книге - «Две зимы и три лета», - разрешилась трагически для каждой семьи и всей деревни. Анфиса Петровна замечает: «Раньше, еще полгода назад, все было просто. Война. Вся деревня сбита в один кулак. А теперь кулак расползается. Каждый палец кричит: жить хочу! По-своему, на особицу».

В романе показана жизнь деревни в разгар Великой Отечественной войны. Повествование завершается 1943 годом, когда еще рано было говорить о победе. Книга Абрамова рассказывает современному читателю правду о том нелегком времени. Борясь с лишениями военной поры, все мечтают, что после войны начнется новая, особенная, замечательная жизнь. Без этой мечты народ не смог бы выстоять и победить. Общая беда, общая борьба и общая месть сделали людей братьями и сестрами. На первый взгляд простое название романа несет в себе несколько смысловых пластов. «Братьями и сестрами» назвал граждан страны И. В. Сталин в обращении к ним по поводу нападения Германии.

Сталин воспринимался в то время как полубог, его слова прозвучали как особо доверительные, запали людям в душу. Есть и еще одни смысл в этом названии - буквальный: братья и сестры - это семья Пряслиных, четыре брата (Михаил, Петр, Григорий и Федор) и две сестры (Лиза и Таня). А кроме того, все люди в Пекашине друг другу приходятся ближней и дальней родней, и значит, еще один смысл есть у названия романа: «Братья и сестры» - это история деревни Пекашино. Подробно показано течение повседневности, летопись бытия деревни. Обычной чередой накатываются дни. Жизнь крестьянина построена в соответствии с календарем сельскохозяйственных работ. Но в годы войны, когда мужчины на фронте, эти работы становятся воистину героическими, недаром их в те годы называли «вторым фронтом».

Вести с фронта тревожные - летом 1942 года фашисты начали опаснейшее наступление и к началу сентября вплотную подошли к Волге. В правлении колхоза в Пекашино висит географическая карта, показывающая, как «черные клинья все глубже врезались в тело страны». И Абрамов показывает тяжкий повседневный труд людей в деревне как подвиг, и в первую очередь - подвиг женщин, на плечи которых легла вся мужская работа на «трудовом фронте». «Сколько человек в Пекашине на войну взяли? - говорит в конце романа секретарь райкома Новожилов. - Человек шестьдесят. А поля засеяно? Сеноуборка к концу? Да ведь это понимаешь что? Ну как если бы бабы заново шестьдесят мужиков родили…». И вот в таких условиях, без мужчин, в наполовину опустевшем колхозе, кипит работа.

Герой Ф. Абрамова не может без внутреннего сострадания и боли видеть, как разваливается совхозное хозяйство из-за нерадивости руководства и прежде всего директора Таборского - антипода Михаила. Гибнут пашни, зарастают кустарником когда-то с таким трудом отвоеванные у леса пекашинцами. Такой уж характер Михаила. Не может спокойно смотреть он на формальное отношение людей к работе. Вот он видит, как губит скудную северную почву и весь будущий урожай глубокой вспашкой тракторист Виктор Нетесов. Кипятится, вмешивается… и оказывается в дураках.

Его обвиняют в дезорганизации совхозного производства. Герой Абрамова не просто страдает, он, как умеет, ведет бой с Таборским. И когда Михаил узнал, что того сняли с должности директора совхоза, испытывает настоящую радость, даже праздничную рубаху надевает. Действительно, Михаил всю жизнь будет страдать за общественное дело, переживать, потому что в нем слишком развито чувство ответственности за все вокруг, потому что его совесть не позволяет быть другим.

За каждой строкой романа чувствуется любовь автора к своему родному краю, к людям пинежской деревни. Писатель хочет показать внутреннюю красоту людей, их духовность, скрытую за внешней суровостью и неброскостью. Пекашино впервые предстает перед читателем, как бы в замедленной съемке Абрамов привлекает наше внимание к тому, что и дома, как и люди, не однообразны, а таят в себе явственный отпечаток личности своих обитателей. Дома отражают неяркую красоту северной природы, ее величие и широту. Показав величавый северный пейзаж, автор открывает иные просторы - просторы народной души. Свобода и необходимость, долг и совесть, патриотическое чувство - все эти понятия обретают реальнейшее выражение в самом бытии героев Ф. Абрамова.

Публицистичность свойственна самой природе дарования Ф. Абрамова, его темпераменту исследователя, который непременно ищет смысл явлений и фактов действительности, отстаивая свои социально-эстетические идеалы. «Важная задача искусства - просвещение. Высшая цель его - правда и человечность… увеличение добра на земле. И красоты».



Похожие статьи
 
Категории