Абсент -зеленая муза французского бомонда. Абсент — гений для бездарностей, но смерть для истинного гения

12.03.2019

Информация о том, что полынный напиток вдохновлял великих творцов на создание великих картин, всегда стоит в первых рядах перечня фактов об абсенте . Винсент Ван Гог, Эдуард Мане, Пабло Пикассо, Эдгар Дега и Виктор Олива — в пятерке известнейших абсентистов. Их полотна с изображением абсента — в числе шедевров мирового искусства.


«Натюрморт с абсентом»

В 1887 году гений и абсентист Тулуз-Лотрек создал портрет другого гения и не менее известного почитателя напитка Зеленой Феи Ван Гога. В этом же году сам Винсент Ван Гог увековечил на полотне графин с водой и бокал с зеленовато-желтой жидкостью, которая давала творцу необычное видение мира в желтом цвете, ужасала галлюцинациями. Абсент разрушал сознание Ван Гога, но чем больше он чувствовал себя разбитым и больным, тем больше, по его словам, он становился художником.

Эдуард Мане,
«Любитель абсента»

За воспевание образа нравственного падения человека Эдуарда Мане ругали все — от Кутюра до Бодлера. Картину «Любитель абсента» не восприняли так, как ждал того художник.


«Любительница абсента»

У Пикассо далеко не одна картина посвящена абсенту. В июне 1901 года гений продемонстрировал на суд ценителям прекрасного свою «Любительницу абсента». В отличие от холстов других художников, знавших толк в абсенте, у Пикассо дама пьет полынный напиток с сахаром, а не просто разбавляя его водой. Осенью 1901 года Пабло Пикассо продолжает абсентную тему и создает другую «Любительницу абсента» (второе название картины «Аперитив»). Эта картина хранится в Эрмитаже.


«Абсент»

Бокал с абсентом — перед актрисой, звездой кабаре Эллен Андре. Бокал со средством от похмелья — перед художником Марселеном Дебутеном. Картина Дега вызвала шквал негативных откликов, современники великого художника увидели в полотне пошлость и безнравственность. Сейчас картина находится в Музее Орсе в Париже.



«Пьющий абсент»

Чешский модернист увлекся абсентом в Париже. Самое известное свое полотно «Пьющий абсент» Олива создал в 1901 году. В наши дни картину с мило общающимися господином и Зеленой Феей можно увидеть в Праге, в кафе «Slavia»

Много мифов ходит вокруг этого алкогольного напитка. Ему приписывают мистические свойства, его с удовольствием употребляют люди творческих профессий и черпают в нём своё вдохновение. В числе любителей абсента были такие знаменитые люди как Эрнест Хемингуэй, Пабло Пикассо, Ги де Мопассан, Винсент Ван Гог и другие .Чем же так привлекателен этот крепкий алкогольный напиток с ароматом полыни?

Что такое абсент?

Во-первых, давайте выясним, что собой представляет абсент. Перевод слова absinthe с французского языка — «полынь». Этот напиток имеет в своём составе разнообразные травы, среди которых горькая полынь, фенхель, аир, мелисса, мята и т.д. В общей сложности в состав абсента входит около 30 разных трав.


Крепость абсента варьируется в районе 55-85 градусов. Как правило это 70 градусов. Но при употреблении внутрь его обычно разводят до оптимальной крепости. Эфирные масла полыни богаты веществом туйон , которое и определяет основные свойства абсента. В очень больших дозах туйон обладает свойствами сильнейшего яда, а в малых дозах вызывает веселящий эффект, в некоторых случаях даже галлюцинации. Цвет напитка варьируется от прозрачного или жёлтого до кроваво-красного и изумрудно-зелёного.

Как и где появился абсент

Этот напиток, сводящий с ума знаменитых художников и писателей, родился в западной Швейцарии. Мадам Энрио придумала лечебную настойку из полыни, которая вызвала интерес у французского доктора Пьера Ординьера. Он как раз занимался изучением полезных свойств дикорастущей полыни. Добавив в настойку некоторые травы, доктор стал давать напиток своим больным. Когда мадам Энрио скончалась, её дочери продали рецепт настойки французскому майору Дюбье , который впервые организовал промышленное предприятие по производству и распространению абсента.

Современный абсент существенно отличается от того напитка, который приводил в состояние экстаза парижскую интеллигенцию XVIII века. Если тот абсент, именуемый «Зелёная фея» , мог дарить вдохновение и лечить от болезней, то его современный аналог на это вряд ли способен. Хотя некоторые добросовестные производители не вносят больших корректировок в рецептуру напитка, и можно предположить, что это примерно тот же напиток, вдохновлявший Ван Гога и Пикассо на создание своих шедевров.


Абсент в творчестве знаменитых художников

Пожалуй, самым ярым поклонником абсента среди был Винсент Ван Гог . Никто доподлинно не знает, как долго он употреблял этот напиток. Но известно, что это случалось регулярно. Учёными доказано, что туйон , содержащийся в абсенте, положительно влияет на работоспособность человека. Однако его передозировка способна привести изменениям в восприятии. Окружающий мир видится в жёлтых красках. А одной из особенностей творчества Ван Гога как раз является изобилие жёлтых красок в полотнах.


Помимо Ван Гога к любителям абсента относят и многих других художников. Например, Эдуард Мане в 1859 году создал своё шедевральное полотно «Любитель абсента». Похожую картину в 1856 году написал и бельгиец Фелисьен Ропс . Знаменитый Дега раскрыл тему загадочного напитка в картине «Абсент» в 1876 году. Великий Пабло Пикассо даже создал причудливую и прекрасную скульптуру в виде бокала с абсентом. В 1901 году он написал свою знаменитую картину «Любительница абсента», которая выставлена в Эрмитаже.

Масло/Холст (1859)

Описание


И вот всю зиму с 1858 года по 1859 они почти каждый день встречались на улице Лавуазье. Мане в то время бы полон энтузиазма. Он считал, что создает...

Однажды гуляя в Лувре, Эдуард Мане обратил свой взгляд на человека прогуливающегося там. Он сразу привлёк внимание своим видом. Этого человека звали господин Колларде. Он был одет в длинный замызганный плащ, на голове его находился затасканный и сальный цилиндр. Он торговал всяким хламом, преимущественно из железа. В общем, он выглядел очень бедно. Мане предложил ему работу, а именно, позирование ему для новой картины и этот человек согласился. Так началась работа над картиной, которую назовут – «Любитель абсента».
И вот всю зиму с 1858 года по 1859 они почти каждый день встречались на улице Лавуазье. Мане в то время бы полон энтузиазма. Он считал, что создает полотно, которое было бы достойно работ Веласкеса. На картине Мане изображает этого падшего человека в виде «любителя абсента».
Эта картина показывает намерение Эдуарда Мане не иметь ни чего общего с исторической живописью. В «Любителе абсента» чувствуется влияние на Мане таких художников как – Рибер, Сурбаран и Веласкес. Не прошло стороной и влияние учителя Эдуарда – Кутюра. Многие тонкости построены так, как желал учитель, особенно это заметно в игре теней.
После того как «Любитель абсента» был закончен, Эдуард Мане пригласил Кутюра оценить его. Учитель понимал, что это, что-то вроде окончания обучения, и он не должен подставить своего ученика. Но когда картина предстала перед ним, он был сильно удивлён и работа ему не понравилась. В глаза бросалась вульгарность. Вот что он сказал перед уходом от Мане: «Друг мой, – резко бросает он, – я вижу только пьяницу – и создал эту гнусность художник». После этого случая они больше ни когда не виделись.
Но Мане не огорчился на такую рецензию Кутюра и всячески надеялся, что Салон примет картину. Но его метам не суждено было сбыться. Все члены салона проголосовали против выставления в Салоне «любителя абсента», кроме одного человека, а именно – Делакруа.
Мане был в ярости, он был уверен, что это Кутюр подговорил членов жури, против него.

1881-1973

Любительница абсента

1901 г. Справа наверху: Picasso.

В 1901 году юный Пабло Пикассо переехал в Париж. Сцены из жизни парижских кафе неоднократно служила предметом изображения художников XIX столетия, начиная с Дега, но у Пикассо эта тема получила новое звучание. Трудно поверить, что

"Любительница абсента" была создана 20-летним художником. Драма одиночества здесь показана с удивительной силой.

Будучи превосходным рисовальщиком, Пикассо исказал пропорции, деформировал фигуры, удлиннял руки, пальцы, округлял плечи. Все это делалось не ради внешнего эффекта, а для точной передачи психологической характеристики образа.

Приближение к зрителю плоскости стены и стола, сам колорит картины, выраженной в сочетании синих, коричнево-красных, зеленоватых тонов, напоминает о живописи Гогена, напряженность - творчество Ван Гога.

Считается, что работа "Любительница абсента" открывает т.н. "голубой" период творчества Пикассо. В это время трудные обстоятельства его жизни нашли отражение в произведениях, в которых ярко выражены упаднические настроения, темы смерти, старости, нищеты, одиночества. Этот период художник отдает предпочтение голубовато-серым оттенкам. Хотя цветовое решение работы "Любительница абсента" еще приобрела холодного тона, однако она наполнена пронзительным ощущением личной трагедии.


Французский импрессионист Эдгар Дега заработал себе прекрасную репутацию благодаря картинам, на которых были изображены танцовщицы. Но в 1876 году он ухватился за тему, которая в Европе была у всех «на слуху». И хотя, многие талантливые мастера, современники художника написали десятки картин об этом «биче» современности, у Дега получилось, как впрочем и всегда, нечто уникальное. Кажется, что в ней нет ни центра, ни края, ни начала ни конца – только искажённая абсентом реальность. Это один большой, подсмотренный и «вырванный» из случайного сюжета.

1. "Абсент" был известен под несколькими названиями


Когда картина Дега была впервые выставлена на третьей ежегодной зимней выставке в Брайтоне в 1876, она называлась "Эскиз французского кафе". Позже картина была переименована в "Люди в кафе", а в простонародье картину стали называть "Пьющие абсент" или "Стакан абсента". А в 1893 году была переименована в «Абсент».

2. Место, изображённое на картине, - реальное кафе в "Париже"



Заведение, в котором сидят люди на картине, - парижское кафе "Новые Афины". Оно было настоящим "рассадником интеллектуальной богемы", и в этом кафе зачастую можно было встретить таких художников-импрессионистов, как Дега, Камиль Писсарро и Жорж-Пьер Сёра.

3. Картина Дега стала своего рода пропагандой против абсента


В конце 19-го века абсент был очень популярен. Но постепенно этот алкогольный напиток начали запрещать из-за его галлюциногенного эффекта и "вызываемых им приступов агрессии". Абсент был запрещен в Франции, а затем в Соединенных Штатах, Нидерландах, Бельгии, Швейцарии и Австро-Венгрии. На картине Дега изображена угрюмая женщина в весьма неприглядном состоянии, а перед ней - легко узнаваемый напиток.

4. Женщина на картине - известная муза импрессионистов


Перед дамой на картине – наполненный бокал с абсентом, и, судя по всему, уже не первый. Да, дама пьяна и безразлична к происходящему, взгляд остановился, плечи опущены, носки изящных туфелек «расползлись» в стороны и оторваны от земли. Позировала Дега французская актриса и звезда кабаре "Фоли-Бержер" Эллен Андре, которая вошла в историю тем, что позировала таким знаменитым импрессионистам, как Эдгар Дега, Эдуард Мане и Пьер-Огюст Ренуар.

5. Мужчина на картине - художник



Сидящий справа мужчина никак не связан по сюжету с дамой справа от него. Мужчина напротив, выглядит трезвым и напряжённым, красные, налитые кровью глаза неумолимо твердят о «тяжёлой ночи». Перед ним кофейный напиток от похмелья - мазагран в стеклянном стакане.

Прототипом этого героя стал французский портретист, живописец и гравер Марселен Дебутен познакомился с Дега во Флоренции в конце 1850-х, когда Эдгар изучал картины в галерее Уффици. Годы спустя Дебутен появился на картине, которая стала намного более известной, чем любая из его собственных работ. Его портрет был также написан Мане в 1875 году.

6. Картина повредила репутации людей, изображенных на ней


Поскольку картина ассоциировалась у публики с пьянством и развратом, она значительно подмочила репутацию людей, которые были на ней изображены. После того, как «Абсент» выставили в Лондоне в 1893 году, начали ходить слухи, что Андре - женщина легкого поведения и непрочь выпить, а Дебутен – отпетый алкоголик.

7. Критики просто ненавидели картину

После дебюта "Абсента" в 1876 году критики просто воспылали ненавистью к этому полотну. Какие только отзывы не получала картина. Ее называли отвратительной, уродливой и демонстрирующей только негатив. Через 17 лет, в 1893 году, когда картина была повторно выставлена в Англии, вновь посыпался шквал критики, а "Абсент" сочли на этот раз излишне вульгарным.

8. Дега воспринимал критику с юмором


Когда Дега спросили, что он думает о критике его произведения, он переспросил: "Кто критикует? Искусствоведы? А что это за профессия?", также добавив, что "только глупые художники ждут комплимента от людей, которые сами ничего не умеют создавать".

9. Картину Дега стала вдохновением для литературного шедевра


В знаменитом романе "Западня" Эмиля Золя была освещена проблема алкоголизма среди бедного класса в Париже. Впервые книга Золя была опубликована в 1877 году, на следующий год после того, как писатель увидел картину на выставке.

10."Абсент" получил признание в 20 веке


Невзирая на шквал критики, капитан Генри Хилл, коллекционер произведений Дега, приобрел "Абсент" в 1876 году. В течение следующих 35 лет картина переходила от одного коллекционера к другому, пока граф Исаак де Камондо не завещал ее Лувру в 1911 году. После того, как картина попала в коллекцию столь престижного музея, о былой критике забыли. В 1986 году полотно перевезли в парижский музей Орсэ, где она находится и поныне.

Ценителям изобразительного искусства интересно будет узнать и .



Похожие статьи
 
Категории