Адам и его жены. Лилит - это кто такая? История Лилит, первой жены Адама

13.10.2019

Некоторые ранние апокрифы христианства, не вошедшие в библейский канон, гласят, что первой женой Адама была отнюдь не Ева. Каждый из нас знает, что после сотворения мира Бог создал по своему образу и подобию Адама, а затем, обнаружив, что первый человек одинок, взял у него ребро и сотворил из него Еву. Однако есть мнение, что некоторую часть истории первых лет человечества от нас тщательно скрывают.

Исходя из древних текстов, многие считают, что первой женщиной и супругой Адама стала Лилит, созданная Господом вместе с мужчиной. Однако Лилит была отвергнута и изгнана Творцом из Эдема после того, как оказалось, что она была не глупее Адама и имела волевой характер, не желая подчиняться во всем мужу. В Книге книг этот персонаж, дескать, не упоминается по той причине, что Лилит не соответствует церковным канонам, по которым женщина должна быть кроткой и слабой, целиком покоряясь мужчине.

Ни для кого не секрет, что традиционная Библия подвергалась значительной цензуре (причем не раз), и немала, изначально находившаяся в ней информация, была отфильтрована. В вышеупомянутых сохранившихся апокрифах утверждается, что Бог создал одновременно мужчину и женщину.

В Библии короля Иакова написано, что Лилит появилась на свет равной Адаму, причем не только душевно и умственно, но также физически. Согласно апокрифическим текстам, подвергшимся католической цензуре, Лилит могла даже превосходить Адама по всем параметрам. У нее был твердый характер, и в своем браке она желала быть наравне с мужем. К примеру, она имела такой же большой сексуальный аппетит, как Адам. Она не хотела лишь удовлетворять интимные потребности супруга, и требовала, чтобы тот делал для нее то же самое.

Изгнание Лилит из рая

Считается, что именно своенравие и непослушание Лилит, выливавшиеся в постоянные конфликты с Адамом, привели к тому, что первая женщина была отвергнута как Создателем, так и своим мужем. Согласно одной теории, Адам попросил Всевышнего избавить его от присутствия непослушной супруги. Другая версия гласит, что Лилит самой надоело такое несправедливое отношения, и она произнесла в гневе тайное имя Бога, после чего добровольно покинула рай.

Но куда же она после этого отправилась, если на Земле было всего два человека? Существует предположение, что Лилит побежала прямиком к начальнику демонов и ангелу смерти Самаэлю, который охотно принял ее в свои объятия. Лилит превратилась в злого демона, после чего родила новому мужу потомство. В каббалистической теории говорится, что впоследствии, когда людей в мире стало больше, она начала убивать младенцев и издеваться над спящими мужчинами.

Адам же, опять оставшийся один, попросил Бога создать себе новую подругу жизни. И на этот раз, чтобы женщина была куда более покорной, Отец Небесный сотворил ее из ребра Адама. Однако и она в итоге оказалась плохой женой, вкусив сначала сама, а потом и супруга соблазнив запретным плодом. В итоге пара была навсегда изгнана из Эдема, как и Лилит до этого. Человечество, расселившееся по всему миру за пределами райского сада, впало в постоянный грех и начало страдать.

Вероятно, в патриархальном обществе духовенство не могло допустить, чтобы верующие имели перед собой пример сильной и независимой женщины, которая хотела и, главное, могла быть равной мужчине. Но ведь Всевышний абсолютно справедлив ко всем своим детям, а потому Лилит непременно существовала до Евы и именно такой, какой ее описывают древние апокрифы. Все остальное, как говорится в самом святом писании, от Лукавого…

Адам, Лилит, Ева. Миниатюра XV в.


Внимание. Статья содержит материалы эротического характера. Просмотр не рекомендуется лицам не достигшим 18 лет.


Существует два начала легенды о первой жене Адама. Оба начала исходят из различных трактовок Ветхого Завета, вернее, самой первой его книги – Бытия. Итак, на шестой день Бог решил сотворить человека по образу и подобию своему. Слово "человек” в древнееврейском оригинале написано как "adam”, которое произошло от слова "adamah” (пыль, прах). Слово "adam” относится не только к мужчине, но и к женщине. Вот что говорится дальше: "И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их” (Быт. I, 27). То есть уже на шестой день были сотворены и Адам, и жена его, Лилит, так как Ева была сотворена из ребра Адама уже после завершения всего творения (Быт. II, 22).

По второй версии, сначала был создан только Адам, а уже гораздо позже, в качестве помощника первому человеку после произнесенных слов "не хорошо быть человеку одному” (Быт. II, 18), была сотворена Лилит, причем в этом случае она занимает место Евы в ветхозаветной традиции книги Бытия.


- Я не лягу внизу, - сказала она.

Я не лягу под тебя, только наверху, - ответил Адам. – Потому что ты подходишь только в низшей позиции, а я должен быть в высшей.

Мы оба равны, [потому что оба созданы из праха]. Я не стану покоряться тебе.

Я создан по образу Элоима и не могу унизиться до твоего уровня. Ты ничто иное, как одна из многих тварей в поле. Ты создана мне в помощь, так и останется.

Однако Лилит этого не оставила; она отправилась к Яхве. Лилит использовала все свое мастерство, чтобы обольстить Создателя, и последний, известный своей добротой к женщинам, открыл ей свое истинное Заповедное имя. Узнав его, Лилит произнесла имя и мгновенно улетела из Эдемского сада от Адама навсегда.

Лилит поселилась в пещере на берегу Красного моря, где и живет до сих пор. Она занималась любовью с демонами и породила многие тысячи детей за достаточно короткий период времени. Поэтому мир наполнился демонами, а Лилит стала называться Матерью Демонов, а, став женой Асмодея, Царя Демонов, ее прозвали Младшей Лилит (об имени "Старшая Лилит” речь пойдет далее).

Тем временем Адам, раскаявшись в том, что Лилит оставила его, пришел к Яхве и взмолился:

О, Владыка Вселенной, женщина, которую ты дал мне, ушла от меня.

Яхве согласился с тем, что создание Эдемского сада не может так легко покинуть Царство, и немедленно послал трех ангелов – Сеноя, Сансеноя и Семангелофа, – чтобы они схватили и привели Лилит обратно Адаму.

Если она согласится вернуться, то все будет хорошо, - сказал Яхве Адаму. – А если нет, то она обязана согласиться, чтобы ежедневно умирало сто ее детей.

Три ангела нашли Лилит в пещере, а по другой версии посередине моря на высоких волнах, в которых суждено было погибнуть египтянам. Они потребовали именем Яхве, чтобы Лилит вернулась к Адаму, и сказали, что если она откажется, каждый день они будут убивать по сотне ее отпрысков-демонов, пока она не согласится вернуться. Но Лилит не согласилась, тогда ангелы сказали, что утопят ее в море.

Оставьте меня! – отвечала она. – Разве вы не знаете, что меня создали для того, чтобы я насылала слабость на маленьких детей? Я имею власть над ними с момента их рождения и до тех пор, пока им не исполнится восемь дней, если это мальчики, или двадцать, если это девочки.

Она также обещала нападать на матерей в период родов и даже на мужчин во время сна, чтобы красть их сперму для зачатия новых демонов на замену убитых ангелами.

http://zarubezhom.com/Images/Lilith_Abel_EveandSnake%20Pann1950.jpg

После этих слов ангелы хотели утопить Лилит, но она стала умолять их сохранить ей жизнь, поклявшись, что она не причинит зла тем детям, которые будут защищены амулетом или камеей, на которых будут написаны имена Сеноя, Сансеноя и Семангелофа или же изображены их лица или очертания. [Здесь необходимо отметить, что найденные талисманы подобного рода гораздо древнее документа "Алфавит Бен Сиры”. Талисманы вешались на дверь или над дверью и на них были изображены ангелы и написана фраза на иврите: "Сеной, Сансеной и Семангелоф! Адам и Ева! Изгоните Лилит!” На некоторых талисманах также писалось имя ангела того моря, которому клялась Лилит не трогать детей, защищенных талисманом.] Ангелы сохранили жизнь Лилит, но каждый день умирала сотня ее детей, как и обещал Яхве.

Однако на мучении детей Лилит не остановилась и решила мстить Адаму. Для этого своей жертвой она избрала Еву – новую жену первочеловека. С точки зрения христиан, вкусить запретный плод с Дерева познания Добра и Зла Еву соблазнил Сатана, но более точно было бы сказать, что это сделали Лилит и Самаэль. Трудно сказать, когда Лилит стала одной из четырех жен Самаэля. Однако, став ею, она начала олицетворять пассивное начало материи, активным началом которой является Самаэль. В качестве жены последнего она стала называться Старшей Лилит. Возле Дерева появилась Лилит в обличии змеи, но голос, искушавший Еву, исходил от Самаэля. Последствия известны всем: Адам и Ева были изгнаны из рая.

Но и на этом Лилит не успокоилась. Она стала являться Адаму во снах, соблазняя его к зачатию все новых и новых демонов, которых стали звать "лил ин” или Шедим (или Сиддим), которые стали странствовать по миру в качестве злых духов, преследуя мужчин и насылая на них чуму, болезни и страдания. Существует версия, что Ева в это же время страдала от подобной участи – в руках Самаэля, от которого родила Каина. [Интересно, что в одном из важнейших гностических документов Наг-Хаммади "Апокрифе от Иоанна” Еву осквернил Иалдабаоф, протоархонт, сопоставляемый с Дьяволом и Яхве одновременно. От этого "брака” Ева родила Элоима и Иаве – Авеля и Каина соответственно.] Естественно, от рук Лилит стали страдать не только взрослые, но и дети: она пьет кровь новорожденных и высасывает мозг из костей.

На этом практически заканчивается легенда о Лилит, как о первой жене Адама, поэтому нам хотелось бы подвести некий итог. Как мы видим из легенды, Лилит и Адам представляют два враждующих архетипа. Адам – это образ патриархальных устоев иудеев. Это воплощение Закона Моисея, которое не терпит никаких альтернатив, что доводит ситуацию до абсурда, когда Адам, вроде бы лишившись надоедливой жены, через некоторое время идет на поводу своих желаний, требуя Бога вернуть Лилит, так и не поняв, в чем состоялся конфликт. Лилит же – это, во-первых, образ свободной женщины, который даже теоретически отвергался древними иудеями. До эпохи эмансипации женщин тогда было еще далеко, поэтому любое проявление непослушания женщины мужу рассматривалось не только как нарушение древних устоев, но и как проявление дьявольского начала, что мы и видим в клеймении Лилит демоном.

Этому способствовало то, что по легенде Лилит нарушила подавляющее количество заповедей. Грех Лилит в глазах Иеговы и его народа усугубляется еще и тем, что она отвращала сынов Израиля от пути истинного, заставляя их прелюбодействовать с ней во сне, тратя понапрасну сперму (за что был наказан Онан). Во-вторых, образ Лилит – это, как нам кажется, собирательный образ языческой женщины. Не стоит и говорить, какая вражда была между язычниками и иудеями, к которым позднее присоединись и христиане. То, что Лилит – символ язычества, нетрудно увидеть по тому, как она изображалась. Самый распространенный образ – это красивая девушка с длинными волосами и крыльями. Ее ступни иногда изображаются, как ноги совы. Лилит также изображают наполовину как женщину, наполовину как змею. (Именно так изобразил Лилит в Сикстинской Капелле Микеланджело.) Обожествление животных было уделом язычников, особенно на низшей ступени развития их верований.

В развитых языческих системах, например, в египетской, греко-римской и других, боги и богини часто изображаются как люди, но с элементами тел животных. Не стоит забывать, что Лилит сопоставляется с Астартой, Дидоной, другими языческими богинями, а также с древнегреческой Ламией – чудовищной богиней Аида, которая "ночью пробирается в спальню счастливых матерей и крадет у них детей, чтобы напиться их крови” (Н.А. Кун. Легенды и мифы Древней Греции). Не правда ли, похоже на известную нам легенду "Алфавита”?

Так или иначе, образ Лилит, как феминистки и богини язычников был враждебен древним иудеям (некоторые из которых продолжали поклоняться Лилит примерно до VII века н.э.) и христианам. Можно сказать, что Лилит была воплощением Вавилона, а более конкретно, принимая в расчет нелюбовь религиозно настроенных иудеев, ее можно считать Вавилонской Блудницей, однако, об этом пойдет речь далее. Необходимо заметить, что одним из способов борьбы иудеев с верой в Лилит было тотальное игнорирование ее имени. Имя "Лилит” встречается в Ветхом Завете лишь однажды, в Книге пророка Исайи (XXXIV, 14): "…там будет отдыхать ночное привидение и находить себе покой”. В оригинале стоит слово "Lilith”, однако новые толкователи (не неподверженные христианской морали) склонны переводить "Lilith” как "ночное привидение” или же "филин” (или "сова”).

Отголоски культа Лилит можно встретить и в "отдаленных” мифологических системах. В армянской мифологии есть злые духи, как мужского, так и женского пола, называемые "Алы”. Они душат рожениц, поедают их мясо, причиняют вред ребенку еще в утробе матери, похищают новорожденных. В христианизированном армянском мифе связь Алы и Лилит наиболее очевидна: Бог создал Алы в качестве подруги для Адама, но так как она была огненной, Адам не смог ее полюбить, и тогда Бог создал Еву. В мифологии лезгин и лакцев также есть злой дух женского пола, похожий на Лилит. Ее имя "Ал паб”, и по поверьям она имеет образ уродливой женщины с волосами до пят, с отвислыми грудями, которые они перекидывают за плечи. Ал паб завладевают сердцем, печенью и другими внутренностями матери и новорожденного, бросают их в воду, после чего люди умирают. У турок, крымских татар, узбеков и некоторых других народностей Ал паб соответствует злому женскому духу Албасты. В аккадской мифологии присутствует Ламашту – львиноголовая женщина-демон, которая похищает детей и насылает на них болезни. Атрибутами Ламашту часто являются гребень и веретено (на картине "Леди Лилит” Данте Габриэля Росетти Лилит изображена именно с гребнем).

Прежде чем перейти к каббалистическому толкованию Лилит, нам бы хотелось добавить к легенде "первой жены Адама” еще один эпизод, описанный в произведениях "Песачим” и "Ялкут Чадаш”. Несмотря на то, что Лилит была женой Асмодея и Самаэля, а также матерью Ахримана, демоница по имени Махлат и ее дочь Аграт (ее еще называли Аграт Бат-Махлат) постоянно враждовали с Матерью всех демонов. Лилит обладала войском, в которое входило 480 легионов злых духов и ангелов-разрушителей, а у Махлат было 478 легионов злых духов. Когда они заняты войной меж друг другом, молитвы Израиля достигают Небес, потому что главные обвинители людей отсутствуют. По средам и субботам Аграт, дочь Махлат, путешествует по воздуху в колеснице в сопровождении ста восьмидесяти тысяч злых духов.

Каббалисты, чьи идеи во многом развились под влиянием "Зогара” – монументальной мистической книги раввина Моисея Леона (кстати знакомого с "Алфавитом Бен Сиры”) – немного по-другому смотрят на интересующий нас объект. Их трактовка оставила позади мифологический и даже религиозный аспекты Лилит. Для того чтобы понять, что каббалисты имели в виду, необходимо вспомнить немного истории, а именно то, что в 70 г. н.э. был разрушен Второй Храм. Почему это так важно, становится ясно из идеи о том, что каббалисты видели баланс мира в Святом Браке Адоная и Шехины, которая символизировала собой народ Израиля, а также женскую ипостась самого Адоная.

Существовало только одно место, где Адонай и Шехина соединялись, дабы через их Божественную Любовь на мир распространялся свет добра. Этим единственным святым местом был Храм Соломона (Второй Храм). Но Храм, как мы знаем, был разрушен, а его сокровища распространились по языческим странам. Вместе с этим Адонай и Шехина лишились единственного места, где могли встречаться, и Адонай исчез из мира.

Оставшись без покровительства Бога, Шехина была похищена язычниками, которые постоянно насиловали ее. Этим символизировалось рассеяние евреев по миру, прежде всего по Азии, Европе и Африке, где иудеи встречали недружелюбное отношение со стороны представителей других религиозных убеждений.

Однако Адонай не мог оставаться без женской половины, иначе это бы вызвало вселенский диссонанс. Тут на сцене появляется Лилит, занявшая место супруги Адоная, но она никогда не была действительной любовью Бога, скорее она стала его наложницей. В этом отношении Лилит представляла собой прямую противоположность Шехины, будучи символом Вавилона, язычников, захвативших народ Израиля. Получилось так, что, несмотря на сохранение единства мира, часть Божественной сущности была поражена злом, и зло получило колоссальное влияние на мир.

С одной стороны может показаться удивительным, как Лилит прошла развитие от жены первочеловека Адама к образу бытового злого демона, как, побывав женой Асмодея и Самаэля, Лилит стала супругой самого Адоная, но, на наш взгляд, такой прогресс стал возможен из-за крайней символичности ее образа, из-за того, что, будучи весьма ярким архетипом, она смогла вместить в себя огромное количество черт, как негативного, с точки зрения Закона Моисея, характера, так и позитивного, с точки зрения простых человеческих нужд.

Вернемся к каббалистическому осмыслению Лилит. Зло, отождествляемое с ней, не могло властвовать в мире вечно. Например, по субботам Лилит не могла оставаться с Адонаем и уходила в пустошь, где кричала от боли, пока день отдохновения не кончался. Именно в субботу у … есть возможность победить зло в лице Лилит, не дав ей вернуться к Адонаю и воссоединив последнего "в эсхатологическом событии избавления” с Шехиной, его истинной супругой. Даже в христианском "Откровении от Иоанна”, в главе XVII есть ссылки на борьбу Вавилонской блудницы, находящейся в пустыне, и Агнцем, который после того, как блудница была повержена, соединился со своей женой.

Символическое соотношение Вавилона и Лилит несложно. Вавилон в свое время был великим городом, центром государственного влияния, что можно соотнести с бытием Лилит женой Адама, затем Вавилон пал, "сделался жилищем бесов и пристанищем всякому нечистому духу” (Апок. XVIII, 2), что соотносится с Лилит, зачавшей демонов мира.

Как вы уже заметили, Лилит как бы удалена от нашей славянской культуры, но это не совсем верно. Возможно – в славянской мифологии нет ярко выраженных женских образов, сопоставимых с Лилит, но нельзя забывать об оригинальных изображениях и трактовках богини. Прежде всего, хотелось бы отметить интереснейшее описание Лилит в романе-лексиконе "Хазарский словарь” сербского писателя, "предводителя европейского пост-модернизма” Милорада Павича: "[Она] сидела босая и плакала в свои волосы… Под волосами виднелись обнаженные груди…, обрамленные, как глаза, ресницами и бровями, и из них, как темный взгляд, капало темное молоко…

Руками с двумя большими пальцами она отламывала кусочки хлеба и опускала их себе в подол. Когда они размокали от слез и молока, она бросала их к своим ногам, а на пальцах ног у нее вместо ногтей были зубы. Прижав ступни друг к другу, она этими зубами жадно жевала брошенную пищу, но из-за того, что не было никакой возможности ее проглотить, пережеванные куски валялись в пыли вокруг…” (Просим извинить за длинную цитату, но, как нам показалось, она того стоит.) Интерес также представляет другой славянский – русский – писатель – Даниил Андреев и его книга "Роза Мира”. В ней Лилит описывается как "Всенародная Афродита” всех человечеств”, причем она является одной из светлых верховных стихиалей. Вообще сущность Лилит по Андрееву необычайно сложна, как впрочем, и сама "Роза Мира”, поэтому ограничимся лишь двумя фактами: 1). бытие Лилит неразрывно связано со "сферой половых чувств” и 2). даже будучи светлой стихиалью, Лилит попала под воздействие темных сил (эйцехоре), но будет освобождена в будущем ("во втором эоне”).

В завершение статьи осталось сказать лишь то, что в современной культуре Лилит лишилась каких-либо сверхнегативных качеств. Для среднего человека Лилит – это суккуб, демон далекого прошлого, кто-то может назвать ее женщиной-вамп, искушающей мужчин во снах.

Истинная сущность Лилит, непонятная среднестатистическому разуму современного человека, продолжает жить в искусстве, особенно в музыке, литературе и живописи.

Что Церковь говорит о Лилит, первой женщине?

Отвечает иеромонах Иов (Гумеров):

В еврейской демонологии времени формирования Талмуда Лилит (евр. Lilith) – злой дух женского рода. Обычно предлагается два объяснения имени. 1. От названий трех вредоносных духов шумеро-аккадской мифологии: Лилу, Лилиту и Ардат Лили. 2.От еврейского существительного lail – ночь. В представлении древних евреев это страшное демоническое существо насылает бесплодие или болезни на рожениц, губит младенцев или похищает их, чтобы пить кровь или сосать костный мозг новорожденных. Она насилием принуждает мужчин сожительству, чтобы зачать от них многочисленных детей.

Ни в одной библейской книге она не упоминается. В еврейском тексте книги Исаии (34:14) говорится о запустении Идумеи после Божественного суда: И зарастут дворцы ее колючими растениями, крапивою и репейником – твердыни ее; и будет она жилищем шакалов, пристанищем страусов. И звери пустыни будут встречаться с дикими кошками, и лешие будут перекликаться один с другим; там будет отдыхать ночное привидение (lilith) и находить себе покой (Ис.34:13-14). Из текста ясно, что речь идет о животном, а не о духе, который в отдыхе и покое не нуждается. Это подтверждается и текстом Септуагинты. Переводчиками на греческий язык были посланные первосвященником иудеи, глубоко сведущие в священных книгах и приобщенные традиции. В греческом тексте они поставили не lilith (имя собственное должно было бы сохраниться), а – onokentavros (получеловек-полуосел). В славянской Библии слово дано без перевода: ту почиют онокентаври, обретшее себе покоища . В русской Библии lilith рассматривается как прилагательное ночное от lail (ночь). Поэтому переводчики поставили: ночное приведение , имея ввиду животное, обитающее ночью и наводящее на человека страх.

В некоторых трактатах Талмуда (Шаббат, Эрубин, Нидда, Баба Батра) о Лилит упоминается как о страшной демонице, но ничего не говорится о ней как о первой женщине, жене Адама. Миф этот родился у средневековых иудеев на почве антихристианского оккультизма. Наиболее ранняя письменная фиксация этого мифа содержится в еврейском сочинении «Алфавит Бен-Сира» (8-10 вв. по Р.Х.). К сожалению, придется цитировать пошлости, но это является самым лучшим способом показать духовный и интеллектуальный уровень «первоисточника», содержащего басню, которую пытаются использовать для дополнения Священного Писания: «Он создал женщину, тоже из праха и назвал ее Лилит. Они немедленно побранились. Она сказала: «Я никогда не лягу под тебя! Он сказал: «Я не лягу под тебя, а лишь сверху тебя. Тебе быть пригодной быть подо мной, и мне сверху тебя». Она отвечала: «Мы оба равны, потому, что мы оба из праха». Никто из них не слушал другого. Когда Лилит поняла, что произойдет, то произнесла Невыразимое Имя Бога и улетела» (23а). Никаким каноническим авторитетом «Алфавит Бен-Сира» в иудаизме не пользуется. Она относится к разряду сфарим хицоним («внешние книги»), не священные. Такого рода сочинения не имеет религиозной ценности.

Миф этот абсолютно несовместим со Священным Писанием. Главная мысль этой басни (превращение человека в злого духа) с точки зрения библейского богословия является безграмотной. Злые духи – падшие ангелы. Человек превратиться в демона не может. Священное Писание не оставляет места для домыслов: прежде создан Адам, а потом Ева (1Тим.2:13). Мнение, что в книге Бытия содержится два разных рассказа о сотворении прародителей, совершенно поверхностно и произвольно. В первой главе находится рассказ о сотворении мира в целом. О создании человека говорится лаконично (1:27). Цель бытописателя – показать выделенность человека (по образу Божию ) и место в истории мироздания. Во второй главе, приступая к истории грехопадения и Домостроительства нашего спасения, пророк Моисей повторяет рассказ о создании человека, прибавляя очень важные с точки зрения библейской антропологии подробности: Господь Бог создал человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни (Быт.2:7). Создание жены из ребра Адама имеет принципиальное значение для утверждения единства природы мужа и жены и физического единства всего рода человеческого. Поэтому сказано: От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию (Деян.17:26).

Примитивная басня о Лилит владеет умами многих, среди которых не мало тех, кто считает себя интеллектуалом. Почвой для этого является массовое безверие. Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух и обратятся к басням (2Тим.4:3-5).

Люди, изучающие религию, периодически встречаются с именем Лилит, которое вызывает много противоречивых мнений. Благодаря старанию ученых, история этой личности была тщательно изучена. Что касается мнения церкви, то она отрицает существование такой женщины в религии.

Кто такая Лилит?

Исследователи пришли к выводу, что Ева не была первой женой Адама, поскольку изначально Бог создал из глины не только самого известного в религии мужчину, но и женщину – Лилит. Она выделялась своей красотой и умом, поэтому она пришла к выводу, что является равной своему мужу. Лилит не подчинялась Адаму и считала, что вправе делать все, что ей хочется. В итоге за такое поведение она была изгнана из Рая. Первая жена Адама Лилит из Библии стала подругой ангела Люцифера, с которым она потом и была изгнана с небес в Ад.

Известно, что Ветхий и Новый завет несколько раз переписывались с изменением текста. Чтобы священное Писание не содержало никакой лишней информации, был собран совет из священнослужителей, которые согласовывали текст, поэтому кто такая Лилит из Библии прочитать не получится. Многие исследователи считают, что эта женщина была автором старого текста забытого Евангелия. Есть мнения, что Лилит жива до сих пор.

Как выглядит Лилит?

Описание внешности первой женщины на земле отличается в зависимости от источников. В средневековой демонологии она представлена, как олицетворение сексуальности, поэтому Лилит описывается, как красивая женщина с аппетитными формами. В более древних источниках она представлена демоницей с волосяным покровом на теле, змеиным хвостом и звериными лапами с когтями. В еврейской традиции красивая внешность Лилит связана с ее способностью перевоплощаться.


Дети Лилит и Адама

Хоть первые мужчина и женщина, созданные Богом из глины, находись в браке, но детей у них не было (некоторые источники утверждают обратное). Поскольку считается, что Лилит до сих пор жива, ее многочисленное потомство проживает на Земле. Большинство исследователей согласны с тем, что потомков можно разделить на две ветки:

  1. Дети от обычных мужчин . Адам и Лилит не имели совместных детей, но женщина благодаря своей сексуальной притягательности смогла притянуть много других мужчин и родить от них. Считается, что дети первой женщины выделяются своей точной позицией в жизни и презирают какие-либо ограничения. Они притягательны для людей и обладают сверхъестественными способностями.
  2. Дети от ангелов . Лилит первая жена Адама имела контакты не только с ангелами, но и с демонами. Рожденные от такого союза дети обладали способностью воспламенять предметы взглядом, перевоплощаться в животных и птиц, поглощать энергию других людей и проходить сквозь стены. Со временем нечеловеческие способности были заблокированы природой.

Признаки дочерей Лилит

Каждая женщина может самостоятельно проверить, не является ли она потомком первой женщины на Земле. Для этого необходимо сопоставить свою жизнь с несколькими утверждениями и если положительных ответов семь и более, тогда считается, что связь присутствует.

  1. Слабое здоровье в детстве.
  2. Первая женщина Адама Лилит была рыжеволосой, поэтому и ее потомки будут иметь такой же окрас волос или же черный. Глаза будут синими, серыми или голубыми.
  3. На третьей фаланге пальцев растут волоски, которые легко заметить.
  4. Дети не считаются основным приоритетом в жизни.
  5. Рождения ребенка происходит быстро и без осложнений.
  6. Как и Лилит первая жена Адама ее потомки очень сексуальны и испытывают влечение ко многим мужчинам.
  7. Часто снятся красочные сны с увлекательным сюжетом.
  8. Присутствует огромная любовь к кошкам.
  9. Одиночество является привычным состоянием и в нем комфортно находится.
  10. Общественные нормы и правила часто остаются без внимания, поскольку собственное мнение куда важнее.
  11. Получается легко .

Молитва Лилит

Люди, которые считают первую жену Адама близкой по духу, могут не только говорить к ней, но и молиться. К ней могут обращаться женщины, желающие привлечь к себе мужчин, стать более привлекательными и сексуальными. Читать текст необходимо один раз, перед тем как лечь спать. Важно представлять, будто демон Лилит общается и проводится не молитва, а некий диалог. По время чтения ударение ставится на последний слог.


Лилит в христианстве

Когда возникло христианство, появилось много запретов, в том числе и на имя Лилит, поскольку его стали воспринимать, как аналогом дьявольского проклятия. Нельзя найти информацию о ней ни в одной библейской книге. Падший Ангел Лилит была исключена из истории и перенесена в разряд демонов. Существует много мифов об этой женщине, но они, согласно мнению священнослужителей, никаким образом не относятся к религии.

Лилит и Ева в жизни мужчины

Считается, что от двух жен Адама, пошло разделение женщин на два психотипа: мать и любовницу. Ученые Института популяционной генетики провели исследования, предполагающие, что все живущие женщины сводятся к двум кланам, в основании которых находится Лилит и Ева. Ученые считают, что они полностью отличаются на генетическом уровне, что проявляется в отношении к семье, мужчинам и сексу.

  1. Ева считается хранительницей очага, поэтому для нее важно , создать крепкую семью и родить детей. Первая женщина на Земле Лилит предпочитает независимость и самореализацию.
  2. Для женщины с кодом Евы любовь быстро переходит к привязанности, а для потомков Лилит это неприемлемо.
  3. Евы никогда не разрушат семью из-за того, что отношения изменились и им чего-то нахватает.
  4. Для женщин с кодом Лилит большое значение имеют сексуальные отношения, которые должны быть яркими и всегда приносить удовольствие. Что касается женщин-Ев, то для них секс – супружеская обязанность, которая далеко не первична.
  5. Если перевести на современность, то общество, женщин, которые живут по принципам первой жены Адама, называют стервами. Для Ев больше подходит такое понятие, как домохозяйка и хранительница очага.
Лилит была змея, она была первой женой Адама и подарила ему
“glittering sons and radiant daughters” («блистающих сыновей и сияющих дочерей»).
Еву Бог создал потом; чтобы отомстить земной жене Адама,
Лилит уговорила ее отведать запретный плод и зачать Каина,
брата и убийцу Авеля.

Хорхе Луис Борхес «Книга вымышленных существ»

Боже, ниспошли мне смерть, дабы я оценила жизнь.
Боже, даруй мне раскаяние, дабы я вкусила от наслаждения.
Боже, сделай меня такой же, как дочери Евы!

А. Франс «Дочь Лилит» (молитва Лейлы, дочери Лилит)

«Ибо до Евы была Лилит» - гласит древнееврейский текст. Сегодня ни для кого не секрет, что у Адама была первая жена; но далеко не все знают, что в каноническом тексте Ветхого Завета об этом не сказано ни слова. О Лилит рассказывается в Талмуде и других еврейских источниках, которые долгое время были нам недоступны. Поэтому почти все, что нам известно о Лилит, мы узнавали из литературы. Но ведь у поэтов свой особый взгляд на вещи! Человеку, который привык смотреть на первую жену Адама глазами поэтов Серебряного века - как на прекраснейшую из женщин, у которой нет и не может быть соперниц, - многое в этой статье покажется удивительным.

Имеющиеся сведения о Лилит немногочисленны и противоречивы. Согласно некоторым источникам, имя «Лилит» (Lilith) восходит к группе месопотамских демонов под названием «лилу» (lilu или Lillu); демоны женского рода назывались «лилиту» (lilitu). Лилу ассоциировались с бурями и пустошью. Несмотря на разнообразие версий о происхождении имени Лилит, можно с уверенностью сказать, что оно не было повсеместно единым вплоть до основания Вавилона (примерно 2000 лет до н.э.), поэтому первым упоминанием Лилит можно считать пролог вавилонской эпопеи «Гильгамеш». «Демон Лилит» представлен там как красивая девушка с лапами ночной совы. Древние греки также верили в существование лилит, называли их Ламиями и считали, что они похищают и пожирают чужих детей. Считалось также, что мужчины и дети не должны оставаться одни дома, чтобы не подпасть под власть Лилит. В дальнейшем дочерей Лилит стали называть «ночными ведьмами».

Гораздо больший интерес, на мой взгляд, представляет легенда о Лилит как о первой жене Адама. Имя «Лилит» встречается в Ветхом Завете лишь однажды, в Книге Исайи (XXXIV, 14): «…Там будет отдыхать ночное привидение и находить себе покой». В оригинале стоит слово “Lilith”, однако некоторые толкователи склонны переводить “Lilith” как «ночное привидение», «филин» или «сова».

Следует отметить, что в первых двух главах книги Бытия друг за другом излагаются две совершенно разные истории сотворения человека. По одной из версий, на шестой день Бог решил сотворить человека по образу и подобию своему. Слово «человек» в древнееврейском оригинале пишется как “adam”, от “adamah” (пыль, прах). Оно относится не только к мужчине, но и к женщине.

Вот что говорится дальше: «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божьему сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» (Быт. I, 27). То есть уже на шестой день были сотворены и Адам, и жена его, Лилит, тогда как Ева была сотворена из ребра Адама уже после завершения всего творения (Быт. II, 22). Это была вынужденная вторая попытка после блистательной неудачи первого подхода. Хотя некоторые полагали, что Бог сотворил Еву вовсе не из Адамова ребра, а из хвоста с жалом на конце, который поначалу был у Адама. Бог отрезал хвост, и обрубок - бесполезный копчик - до сих пор остается у потомков Адама.

По второй версии, сначала был создан только Адам, а уже гораздо позже, в качестве помощника первому человеку после произнесенных слов «не хорошо быть человеку одному» (Быт. II, 18) была сотворена Лилит, причем в этом случае она занимает место Евы в ветхозаветной традиции книги Бытия.

Существуют и другие любопытные версии. Согласно одной из иудейских традиций, Бог изначально задумал создать мужчину и женщину, но вместо этого Он создал одного человека с мужским лицом впереди и женским - сзади. Потом опять изменил свое решение и, убрав женское лицо, сотворил женское тело (Вавилонский Талмуд. Эрубин.18a). Но есть и еще одна версия, согласно которой Адам изначально был создан как двуполое существо с женским и мужским телами, как бы прилепленными спина к спине. Поскольку это очень затрудняло передвижение и беседу, Бог разделил андрогена на двоих людей, которых Он поместил в Эдемский сад и запретил им совокупляться. Эта поздняя иудейская традиция, возможно, берет начало в греческой мифологии, потому что термины, использованные в таннаиском мидраше для описания бисексуального Адама, заимствованы из греческого.

В Талмуде образ Лилит разработан более детально. Она изображалась как крылатый демон с длинными волосами, обитающий в пустых домах и овладевающий мужчинами во сне против их воли. Этот образ породил множество толкований и легенд. Наиболее ранняя и самая известная из них изложена в апокрифическом еврейском сочинении «Алфавит Бен-Сира».

Итак, Лилит была первой женой Адама. Она была создана, как и Адам, из глины и праха – и тут же затеяла с мужем спор о равенстве. Мы оба равны, говорила она, потому что созданы из одного материала. Никто из них не слушал другого. Тогда Лилит произнесла Невыразимое Имя Бога и улетела.

У большинства народов есть мифы о женском бунте. Многочисленны и мотивы, вызывающие такой бунт. Миф о Лилит, вероятно, в этом плане уникален. Не могу вспомнить никакой другой миф, когда женщина восстала бы исключительно во имя равноправия.

Но что же было дальше? Лилит поселилась в пещере на берегу моря, где, по преданиям, живет до сих пор. (Здесь уместно вспомнить, что древние иудеи верили в то, что вода притягивает к себе демонов!) Она занималась любовью с демонами и за достаточно короткий срок родила тысячи детей. Поэтому мир наполнился демонами, а Лилит стала называться Матерью Демонов.

Оставшийся в одиночестве огорченный Адам стал возносить молитвы Творцу, который немедленно послал за беглянкой трех ангелов. А Адаму сказал так: «Если она вернется, то все хорошо. Если она откажется, то должна будет примириться с тем, что сто ее детей будут умирать ежедневно».

Ангелы настигли Лилит в Красном море – в том самом море, где, по словам Бен-Сира, позднее «суждено было пропасть египтянам». Они передали ей слово Божье, но она не согласилась вернуться к Адаму. Ради того, чтобы сохранить независимость, первая феминистка Лилит готова была смириться с ежедневной гибелью собственных детей. В свою защиту Лилит сказала ангелам, что ее предназначение – портить детей: мальчиков – на восьмой день после рождения, а девочек – на 20-й. Она поклялась не трогать младенцев, если у них будут амулеты с именами всех трех ангелов.

В книге Зогар приводится подробное описание власти и генеалогии демонов, в том числе Лилит, а также различные версии появления Лилит на свет. Согласно книге Зогар, ангелы бросили Лилит в море, где ей предназначалось оставаться до искупления греха Адама. Позже Господь вызволил Лилит и дал ей силу для наказания сынов человеческих «за грехи отцов».

Народная этимология связывает имя Лилит со словом лайла – ночь, поэтому большинство сюжетов, где фигурирует Лилит, происходят ночью. Ее называют «ведьмой», «злодейкой», «черной» и пр.

В народной культуре, как и в культуре книжной, образ Лилит как бы двоится – это и прекрасная соблазнительница, и злой дух, губящий рожениц и младенцев. Эта двойственность восходит к каббалистической традиции, а также к более древней традиции, сложившейся в талмудическую и, возможно, доталмудическую эпоху. В обоих случаях Лилит выступает в качестве одной из «цариц» демонов; повелительницы царства злых сил, губительницы как новой жизни, так и человеческой души. Ее чары ведут к тому, что имя человека, загубленного ею, исчезает из памяти людской. Лилит, как и прочие демоны, подчинена планете Марс и живет долго, до Страшного Суда.

Несомненно, Лилит - наиболее негативный женский образ еврейской мифологии. С ней связано великое множество легенд и поверий; например, если ребенок смеется во сне в лунную ночь – это означает, что с ним играет Лилит (для избавления от такой напасти следовало дать ребенку легкий щелчок под носом). Нельзя было также сушить пеленки на открытом воздухе и на лунном свете из-за опасности воздействия чар Лилит на ребенка и т.п.

Чтобы уберечься от Лилит – как, впрочем, и другой нечистой силы, – в народе применялись разнообразные магические приемы: особые травы, которые служили оберегом мужчине, соблазняемому Лилит, письменные или печатные амулеты, огонь.

Впрочем, в религиозных кругах не любят говорить о Лилит по простой и всем хорошо понятной причине. Думаю, не только среди ортодоксальных евреев не принято произносить вслух имя злых сил. Умолчание до сих пор считается одним из самых мощных средств борьбы с этими досадными явлениями.

Остается добавить, что в современной культуре Лилит лишилась каких-либо сверхнегативных качеств. И как будто не было демоницы Лилит, враждебной материнству, убийцы и похитительницы младенцев! Лилит становится воплощением демонически-соблазняющего начала в женщине. В европейской литературе эпохи Возрождения предание о Лилит как первой жене Адама стало известно благодаря возросшему интересу к каббалистическим текстам. Впервые это имя появляется во второй части Фауста, где правду о ней раскрывает Мефистофель. Позднее английский поэт Данте Габриэль Россетти, вдохновленный легендой о Лилит, пишет поэму Eden Power... А один из наиболее известных примеров изображения Лилит как прекрасной соблазнительности – рассказ А. Франса «Дочь Лилит»: «…Она ушла от него и отправилась в те края, где много лет спустя поселились персы, а в ту пору жили преадамиты, более разумные и более прекрасные, чем люди. Значит, Лилит не была причастна к грехопадению нашего праотца, не была запятнана первородным грехом и потому избежала проклятия, наложенного на Еву и ее потомство. Над ней не тяготеют страдания и смерть, у нее нет души, о спасении которой ей надо заботиться, ей неведомы ни добро, ни зло. Что бы она ни сделала, это не будет ни хорошо, ни плохо. Дочери ее, рожденные от таинственного соития, бессмертны так же, как и она, и, как она, свободны в своих поступках и мыслях, ибо не могут ни сотворить угодное богу, ни прогневать его».

Трагедия героини новеллы Лейлы, дочери Лилит, в том, что она, как и ее мать, не причастна к страданиям, горестям, страстям человеческим, а значит, и к счастью. Бессмертие Лейлы лишено смысла; не зная любви, она может принести людям только зло...

Прозорливец Даниил Андреев в своей книге «Роза Мира» описывает Лилит как «Всенародную Афродиту». Сущность Лилит, согласно Андрееву, необычайно сложна, как, впрочем, и сама «Роза Мира». Даниил Андреев предсказывает: как создана Лилит волей Божьей, так и будет уничтожена божественными силами вместе с антихристом. «Катастрофа, которой завершится жизнь последнего воплощения Лилит, не будет иметь ни одного зрителя. Сразу после гибели антихриста она исчезнет неизвестно куда и как. И немало людей покончат с собой от тоски по невозвратно исчезнувшей».

Можно ли представить без этой прекрасной соблазнительницы русскую поэзию Серебряного века – дерзкую, ломающую старые нормы и традиции? О Лилит писали Марина Цветаева, Анна Ахматова, Николай Гумилев, Федор Сологуб. В их творчестве – как, например, в этом стихотворении Николая Гумилева – прекрасная неземная Лилит противопоставляется простой обыденной Еве:

«У Лилит - недоступных созвездий венец,
В ее странах алмазные солнца цветут;
А у Евы - и дети, и стадо овец,
В огороде картофель и в доме уют».

Лилит недостойна ничего. Всего достойна любопытная, мудрая, сладкая, пустоголовая Ева. Её дочери – почти весь женский род. О дочерях Лилит дано знать лишь некоторым отважным безумцам. Но как бы ни был счастлив Адам, сытый, обласканный, убаюканный Евой, по ночам он всё же глухо тоскует по той – окаянной, чьё имя он даже не смеет назвать…

Образ Лилит в творчестве Гумилева совершенно неслучаен и имеет прямое отношение к истории взаимоотношений Гумилева и Ахматовой, как они описаны в ее записных книжках: «... уже очень рано <...> я стала для Г<умилева> (в стих<ах>) почти Лилит, т.е. злое начало в женщине. Затем <...> - Ева. Он говорил мне, что не может слушать музыку, пот<ому> что она ему напоминает меня» (207).

Для Марины Цветаевой Лилит была первой и единственной женщиной, а вот Еву она никогда не понимала, не чувствовала в себе - и потому не любила. «Еве до познания добра и зла вовсе не было дела. Ей было важно сделать по-своему - преступить. Иначе бы не любопытство, а любознательность, т.е. не порок, а добродетель, не женский жест, а мужской. (Еву Библия делает Прометеем!). Дальше: вовсе не примета божества - знать добро и зло. Привилегия божества - именно не знать, иначе откуда бы счастье? Знают, т.е. страдают люди. Итак, я бы то древо переименовала бы в древо забвения добра и зла» - записывает Марина Цветаева в свою рабочую тетрадь в марте 1925 года.

В одном из самых известных стихотворений Цветаевой «Попытка ревности» есть такие горькие строки:

«…Как живется вам с стотысячной -
Вам, познавшему Лилит!

Рыночною новизною
Сыты ли? К волшбам остыв,
Как живется вам с земною
Женщиною, без шестых

Чувств?..»

В письме к Борису Пастернаку Цветаева говорит: «Борис, а ты помнишь Лилит?.. Твоя тоска по мне – Тоска Адама по Лилит, до – первой и нечислящейся. (Отсюда моя ненависть к Еве!)».

Владимир Набоков, который в двадцатых годах писал стихи под псевдонимом Сирин, подошел к этой теме очень по-своему. В изящном по форме и мистическом по существу стихотворении «Лилит» молодой поэт рисует картину посмертного приключения в потустороннем мире (герою вначале казалось, что в раю), где на продуваемой горячим ветром улице, среди фавнов он вдруг увидел:

«От солнца заслонясь, сверкая
подмышкой рыжею, в дверях
вдруг встала девочка нагая
с речною лилией в кудрях...»

Набоковское стихотворение «Лилит» именно о том, как Лилит соблазняет и неожиданно исчезает, а пребывание в раю оказывается полнейшей иллюзией. Набоковского Адама не изгоняли из рая - он не был в нем вовсе; на этой ноте, собственно, и завершается «Лилит». Что же произошло? Произошло соблазнение во сне. Лилит соблазнила и бежала, даже во сне не дав блаженства. Интересно, что Набоков в ходе создания поэмы очень точно следовал мифологической первооснове.

В романе «Лолита» расставлены несколько иные акценты. Там Гумберту кажется, что Лолита спит, он лелеет мысль об овладении ею во сне, но овладевают им: Лолита соблазняет его, чтобы покорить и исчезнуть. Возникает вопрос, случайна ли эта цепочка «Лилит – девочка с лилией – Лолита»? Фактически и в «Лолите», при всех отличиях этого романа от поэмы, тоже воспроизведен миф об Адаме.

Набоков неоднократно говорит в романе о Лилит, хотя имени ее не упоминает, ограничиваясь словами «ребенок-демон». В этом, кстати, прелесть и загадка не только поэтической прозы Набокова: ведь поэзия существует там, где самое главное не произносится, на него лишь намекают, его дают в отражении, не называя по имени... Но если вернуться к «Лолите», то все-таки один раз поток умолчаний прерывается – и как бы вскользь, как бы мимоходом дается главный ключ к роману:

«... Как билось у бедняги сердце, когда среди невинной детской толпы он замечал ребенка-демона, “enfant charmante et fourbe” - глаза с поволокой, яркие губы, десять лет каторги, коли покажешь ей, что глядишь на нее. Так шла жизнь. Гумберт был вполне способен иметь сношения с Евой, но Лилит была той, о ком он мечтал».

Лолита для Гумберта есть напоминание о Лилит, воспоминание о Лилит. Но кого же тогда Гумберт воспринимает как Еву? Несомненно, Евой для него является Шарлотта, его законная жена, заботливая, но нелюбимая и презираемая, слишком связанная с ненавистным уютом, со всем, что тленно. А бессмертная Лилит, та самая - соблазняющая, убегающая, недостижимая, - для Гумберта именно Лолита.

Так кто же такая Лилит? Демон, вечно творящий зло, или прекраснейшая из женщин? Наверное, и то, и другое вместе. Именно благодаря этой двойственности и продолжает жить легенда о Лилит; именно поэтому каждый мужчина ищет в своей избраннице не только будущую «верную супругу и добродетельную мать», но еще и нечто неуловимое… то, что отличает дочерей Лилит от дочерей Евы. То, что безумцы и поэты именуют «воплощённой женственностью». И не беда, что бессмертные дочери Лилит – вечно соблазняющие, вечно убегающие, вечно недостижимые – не способны любить: зато именно они любимы так, как и не снилось женщинам, женам, напрочь лишенным этого замечательного качества – старательным, преданным, всепрощающим… Ну а мужчин, жаждущих отдать жизнь за миг блаженства в объятиях дочерей Лилит, тоже можно понять. Живущий размеренной жизнью человек иногда нуждается в сильных потрясениях, которые мы по привычке называем «глупостью», «жестокостью», «изменой», «предательством». Но ведь, как заметил мимоходом неисчерпаемый Пушкин:

«Всё, всё, что гибелью грозит,
Для сердца смертного таит
Неизъяснимы наслажденья -
Бессмертья, может быть, залог!»

Просто человек ищет бессмертия. И ничего больше.



Похожие статьи
 
Категории