Аффилированные лица общества (ООО, АО). Аффилированность юридических лиц — признаки и проверка

18.10.2019

Очень часто в профессиональной среде можно услышать такой законодательный термин, как «аффилированное лицо». Что же представляет собой данный термин и кого обычно в правовом поле могут называть таким термином, мы и рассмотрим в статье.

Понятие «аффилированный»: что это такое и откуда пошло?

Сперва давайте разберемся, что же означает само понятие «аффилированный» и кому оно может быть адресовано. В разговорной речи это прилагательное практически не встречается, поэтому большинство людей попросту не знает, о чем идет речь. Однако, часто это слово можно услышать в новостях или аналитических статьях, когда речь касается махинаций в экономической или юридической сфере, а также операций в данных плоскостях, малопонятных рядовому гражданину. Часто можно услышать про аффилированные лица или же юридические компании и даже про аффилированные интернет-ресурсы.

Само слово имеет латинские корни и первоначально относилось к слову «сын» (позднее от этого слова образовалось слово «филиал»), а более поздний английский вариант affiliate буквально означает «присоединять что-либо», а английское существительное аffiliation переводится как «связь» или «соединение».

Таким образом, мы видим, что слово «аффилированный» в переводе на разговорный русский язык означает связанный либо же дочерний.

Поскольку слово в русском языке не слишком распространено, нередко можно встретить разные варианты его русской транскрипции, однако, форма «аффилированный» является единственно правильной.

Как мы поняли, аффилированным объектом считается тот, от которого зависит деятельность других, менее значимых. Теперь рассмотрим, что представляет собой данное понятие с точки зрения права.

Кто может выступать аффилированным лицом или компанией?

Итак, с правовой точки зрения аффилированное лицо – это человек, или же организация, которые способны оказывать непосредственное влияние на работу другого юридического лица, будь-то крупная компания или же индивидуальное лицо-предприниматель.

Так можно также считают и компании, причем не только дочерние структуры, но и те структуры, которые имеют право управлять деятельностью других компаний и юридических организаций.

В российском налоговом кодексе самого данного понятия нет, но оно было заменено более понятным названием – взаимозависимым лицом.

Кого считают аффилированным лицом: перечень персоналий и структур

Для компании или другой организации, которая считается юридическим лицом, аффилированные лица – это такие категории, как:

  • единоличные руководители, совет директоров или же наблюдательная структура;
  • граждане, состоящие в одной группе с самой организацией;
  • лица, имеющие во владении более 20% акций данной структуры или же ее уставного капитала;
  • компания, в которой рассматриваемая структура имеет 20 и более процентов акций или капитала (стоит отметить, что аффилирование – это процесс двухсторонний);
  • если компания является частью финансовой или промышленной группы, то это руководство данной группы.

В случае с индивидуальными предпринимателями аффилированными лицами являются:

  • те лица, которые входят в одну группу лиц с предпринимателем;
  • компания или фирма, в которых предприниматель имеет долю или часть уставного капитала в размере свыше двадцати процентов.

Группа лиц с аффилированным лицом: кто это такие и кто может входить в нее?

Когда мы перечисляли, кто может выступать аффилированными лицами по отношению к юридическому лицу или же индивидуальному предпринимателю, была упомянута группа лиц, в которой компания или предприниматель могут состоять. Итак, члены такой группы в случае с индивидуальным предпринимателем – это его ближайшие родственники, включая супругов, детей, родителей, братьев или сестер. А вот члены группы для компании – это такие категории лиц, которые:

  • могут распоряжаться более половиной голосов акций компании или большей половиной ее доли;
  • единолично управляют данной компанией или структурой;
  • имеют право давать указания, требующие беспрекословного выполнения;
  • представляют собой большую часть наблюдательного и исполнительного состава органа управления компанией;
  • имеют право назначать или выбирать номинального руководителя компании;
  • принимают участие в выборе большей части членов наблюдательного и исполнительного состава компании.

Вполне естественно, что члены той или иной группы могут пересекаться и объединяться. Например, если два члена двух разных групп имеют большое влияние в третьей группе, но с законодательной точки зрения первые две группы должны считаться как одна.

Существует ли необходимость предоставлять данные про аффилированные лица?

Согласно законодательству, которое посвящено проблемам монополизации, акционерные общества обязаны предоставлять такие перечни властям. Такой отчет требуется как перед государственными структурами, так и перед акционерами, так и для бухгалтерских отчетов.

Зачем необходим этот учет? Дело в том, что в случаях, когда одни предприниматели способны сильно влиять на коммерческие структуры, то могут появляться такие явления, как:

  • необъективное и завышенное ценообразование;
  • травля конкурирующих структур при помощи нерыночных методов;
  • образование монополий.

Если такой процесс будет неконтролируемым, то это ведет к уничтожению целых рынков , причем на самом разном уровне. В Российской Федерации подобный учет ведет Антимонопольная служба.

Что такое аффилированный сайт?

Существует также понятие аффилированного интернет-ресурса. В данном контексте это понятие означает несколько другое, чем в правовом. Так, аффилированным сайтом называют тот сайт, который создается с целью раскрутки основного. Еще его могут называть дорвеем или сателлитом. Разработчики могут создавать огромное количество аффилированных ресурсов, что в конечном итоге приведет пользователя на сайт, который является объектом раскрутки.

Как видите, при разъяснении понятия аффилирования, оно становится более понятным и вы можете понять, что имеет в виду ваш собеседник, упоминая в беседе неких аффилированных лиц или же рассуждая о наличии аффилированных сайтов вокруг какого-нибудь крупного ресурса в интернете.

Предметы многих понятий в бизнес-языке нам хорошо знакомы. Только до поры до времени мы не в курсе, что они обозначаются еще и такого рода термином. Пример тому - аффилированные компании. Разберемся, что же скрывается за этим словосочетанием.

Определение термина

Более широким понятием будут аффилированные лица. Так называются объекты (люди, организации), способные значительно повлиять на деятельность какой-либо компании или ИП. Отсюда аффилированные компании - организации, предприятия, фирмы, учреждения, способные оказать влияние на судьбу физического или юридического лица, занятого в сфере предпринимательства.

Еще одно определение. Аффилированная компания - фирма, которая владеет пакетом акций основного предприятия в объеме, меньшем чем контрольный. Она может выступать его филиалом, представительством, дочерней организацией. При этом материнская компания принимает участие в делах аффилированной на основе соответствующего соглашения. Такого рода взаимозависимые компании создаются при расширении бизнеса к отдаленным от головного офиса районам, при открытии филиалов транснациональных корпораций.

Таким образом, аффилированная фирма - подконтрольная более крупной, материнской. Для русского языка более привычен вариант филиал, дочерняя организация. Понятие "аффилированность" перешло к нам из иностранного права в 1992 году.

Надо сказать, что российская терминология здесь менее строгая, нежели зарубежная. В иностранном бизнес-языке аффилированные компании - именно подконтрольные. В России же их список более широк - это и "дочки", и материнские корпорации. Само понятие закреплено в Налоговом кодексе РФ:

  • ст. 20;
  • п. 1, ст. 105;
  • п. 2, ст. 105.

Однако в законодательстве аффилированные компании названы взаимозависимыми.

Теперь рассмотрим более конкретные примеры, касающиеся двух групп бизнесменов.

Аффилированные лица ЮЛ

Рассмотрим, кто является аффилированной компанией, лицом в отношении юридического лица:


Аффилированные лица ИП

Для ИП список состоит всего из двух пунктов. Итак, группа аффилированных компаний, лиц индивидуального предпринимателя :

  • Фирма, предприятие, 20 % акций или уставного капитала которого владеет данный ИП.
  • Объекты, принадлежащие к той же группе лиц, что и предприниматель.

Давайте разберем еще одно часто встречающееся в объяснении понятие.

Группа лиц - что это?

В отношении списка аффилированных компаний термин разъясняется в ФЗ "О защите конкуренции".

В группу лиц ИП входят:

  • родители;
  • дети;
  • супруг;
  • сестры и братья.

А вот признаки того, что кто-либо входит в группу лиц ЮЛ:

  • Единолично управляет юридическим лицом.
  • Правомочен отдавать компании указания, которые последняя обязана исполнять.
  • Распоряжается более чем 1/2 голосов, приходящихся на акции или уставной капитал.
  • Именно по предложению данного лица был избран руководитель ЮЛ.
  • В исполнительном (дирекция или правление) и наблюдательном (совет фонда, директоров) совете находятся одни и те же личности.
  • По предложению данного лица было избрано более половины членов наблюдательного/исполнительного совета.

Особенности аффилированных фирм

Представим особо важные черты:


Предоставление данных об аффилированных лицах

Российское антимонопольное законодательство обязывает ПАО и ЗАО предоставлять списки своих аффилированных компаний. Отчет ведется как перед госорганами контроля, так и перед своими же акционерами. Списки аффилированных лиц обязательно есть и в документах бухучета.

В чем ценность такой информации? Всевозможные взаимные влияния ИП и ЮЛ могут привести к сговору в области ценообразования, устранению конкурентов нерыночными способами. А в конечном счете - к образованию монополий. Такой процесс ведет к парализации отдельных российских рынков товаров или услуг. Поэтому в нашей стране за списками аффилированных лиц пристально наблюдает Федеральная антимонопольная служба.

Корпорация-пример

А теперь яркий пример объекта нашего разговора. Это аффилированные компании "Филип Моррис Интернэшнл" (ФМИ). Так именуется международная табачная корпорация, ведущая в своей отрасли. Ее продукция представлена более чем в 180 государствах мира. На 2015 год ей принадлежала доля в 15,6 % от всего мирового рынка сигарет. В России - 28,4 %.

В РФ ФМИ представлена тремя аффилированными компаниями:

  • "Филип Моррис Сэйлз энд Маркетинг" (ООО).
  • "Филип Моррис Ижора" (ЗАО). Фабрика расположена в Ленинградской области.
  • "Филип Моррис Кубань" (ПАО). Находится в Краснодаре.

Филиалы данных компаний более чем в 100 российских городах. На фабриках трудятся порядка 4,5 тысячи специалистов.

Аффилированные лица - объекты, способные повлиять на деятельность организации. А вот понятие аффилированных компаний в РФ более широко - это и материнские, и подконтрольные фирмы.

Согласно ныне действующему праву в нашей стране, аффилированное лицо – это статус, под который могут попадать как юридические, так и физические лица. Начало берется в англоязычной терминологии. В переводе «affiliate » имеет то же значение, что и наш глагол «присоединять» или «связывать». Однако, есть некоторая разница между европейским пониманием данного термина и российским.

Законодательство РФ

В отличие от принятого в Европе понимания, по российским законам аффилированные компании – это те организации, которые имеют возможность управлять другими юридическими лицами, а также дочерние организации. Часто из-за этого можно встретить термин «взаимосвязанные» компании. Он включен и в Налоговый кодекс ст. 20 и ст. 105. Там лица названы не аффилированными, а именно взаимосвязанными.

Более полную расшифровку, что такое аффилированные лица, можно выявить в Законе 948-1. Также понятие имеет обширное освещение в нормативных актах, регламентирующих деятельность акционерных обществ. Существенное внимание в них уделено правам акционеров. Примером служит ФЗ 208 от 26.12.1995, в котором установлен особый порядок осуществления сделок с аффилированными лицами, а также регламентирована возможность предоставления информации о них. Есть упоминания о данных субъектах правовых отношений в законодательстве, касающемся рынка ценных бумаг (ФЗ-39 22.04.96) и муниципальных предприятий (ФЗ 161 14.11.2002).

Нужно знать, что бухгалтерский учет также включает расшифровку того, что значит аффилированные лица. Определение внесено в Приказ Министерства финансов № 5н, вступивший в силу 13.01.2000 г. Вся информация, об операциях, проведенных связанными таким образом лицами, в обязательном порядке вносится в бухгалтерский учет предприятия. Это делается в тех случаях, когда аффилированные организации имеют значительное влияние или контроль над данным предприятием.

Аффилированность юридических лиц – это ситуация, когда два предприятия (или более) являются зависимыми. То есть одна компания может оказывать значительное влияние на другую в экономической деятельности, что сказывается на характере принимаемых субъектом хозяйствования решений.

Признаки аффилированности юридических лиц

Законодательная регламентация понятия аффилированности приведена в ст. 53.2 ГК РФ, ст. 20, ст. 105.1 НК РФ и законе о конкуренции от 22.03.1991 г. № 948-1. Последний правовой акт дает определение аффилированности в ст. 4, и уточняет, что зависимыми могут быть не только юридические лица, но и граждане.

Применительно к предприятиям аффилированными могут признаваться:

  • Участники наблюдательного совета компании, представители коллегиального или единоличного органа исполнительной власти.
  • Участники группы лиц, к которой относится конкретная фирма.
  • Держатели акций, которые вправе участвовать в голосованиях на общих собраниях, если на долю голосов таких акционеров приходится от 20%.
  • Вкладчики, доля капитала которых составляет 20% и более.
  • Аффилированность юридических лиц может проявляться, если фирма является участником ФПГ (финансово-промышленной группы). В этой ситуации аффилированными лицами могут выступать представители органов управления других компаний-участников ФПГ.

В целях налогообложения к аффилированности применяется понятие «взаимозависимые лица ». Таковыми признаются (п. 2 ст. 105.1 НК РФ):

  • организации, имеющие в капитале другой компании долю свыше 25%;
  • юрлицо и физлицо, если физлицо владеет более 25% капитала;
  • несколько юрлиц, при участии одного из них в нескольких компаниях, если его доля в каждой из них свыше 25%;
  • юрлицо и его руководитель;
  • организация и лицо, уполномоченное назначать ее руководителя, или половину руководства;
  • юрлица, в которых более половины руководства (совета директоров) составляют одни и те же граждане;
  • несколько компаний, в которых руководителем назначено одно и то же физлицо;
  • несколько юрлиц, в которых первое владеет более половиной капитала второго, второе в свою очередь владеет более половиной капитала третьего, и т.д.

Наличие признаков аффилированности предполагает, что компании согласовывают организационные или экономические решения друг с другом.

Применительно к отношениям физических лиц взаимозависимость может проявляться у родственников – например, у состоящих в браке супругов, между усыновленным ребенком и его усыновителем.

Есть и еще один вариант зависимости – трудовой. Что такое аффилированность должностных лиц – это ситуация, когда одно физическое лицо обязано подчиняться решениям другого гражданина в рамках трудовых взаимоотношений и иерархии управления по штатному расписанию. Такой принцип зависимости озвучен в ст. 20 НК РФ.

Аффилированность юридических лиц: последствия

Законодательная регламентация взаимоотношений между аффилированными лицами необходима для решения следующих задач:

  • профилактика экономических сговоров в сфере ценообразования и конкуренции;
  • предотвращение ситуаций с появлением на рынке скрытых монополистических структур.

Проверка аффилированности юридических лиц может производиться Антимонопольной службой или налоговыми органами. В фискальной системе выявление взаимозависимых предприятий необходимо для оценки объективности и экономической целесообразности спорных хозяйственных операций. Например, ФНС может оспорить законность реализации сделки купли-продажи между аффилированными сторонами, если цена продаваемой продукции окажется заниженной. Вне правового поля может оказаться и предоставление особых льгот при сотрудничестве с зависимой структурой. Сделки, совершенные на таких условиях, в судебном порядке могут быть признаны недействительными, так как влекут искусственное занижение налоговых обязательств и нанесение ущерба бюджету государства.

Риски аффилированности юридических лиц могут проявляться в получении компанией услуг от аффилированной экспертной организации. В этой ситуации оппоненты фирмы, воспользовавшейся услугами такого эксперта, могут обоснованно оспорить результаты экспертного заключения и потребовать пересмотра дела. Недействительными могут признаваться и итоги торгов, если в них принимают участие аффилированные лица . Основанием может стать наличие сговора между зависимыми предприятиями, который привел к выигрышу одной из этих фирм. Если будет выявлена аффилированность юридических лиц, доказательства окажутся неопровержимыми, результаты проведенных торгов будут аннулированы, а незаконно выигравшему предприятию придется возмещать убытки, понесенные другими участниками.

Наличие взаимозависимости между должником и его кредитором может стать основанием для пересмотра дела о банкротстве . Причина в том, что стороны, вступая в сговор, получают возможность создать фиктивную задолженность для получения денежных средств партнером. Такая процедура ущемляет права других кредиторов.

Проверка аффилированности юридических лиц бесплатно производится на сайте ФНС и на других интернет-сервисах. Некоторые сайты предоставляют возможность исследовать взаимосвязи между двумя контрагентами, включая анализ сделок, реализованных с участием посредников. Другие сервисы дают возможность просмотреть общую характеристику интересующего контрагента по названию или ИНН , например:

  • регистрационные данные;
  • сведения об учредителях;
  • информация об исполнительном органе;
  • наличие или отсутствие исполнительных производств, арбитражных дел;
  • статистика участия в госзакупках;
  • перечень учрежденных организаций;
  • данные о проведенных на предприятии проверках и числе выявленных правонарушений;
  • связанные учреждения и товарные знаки.

Проверка аффилированности юридических лиц на сайте ФНС может быть произведена каждым – для этого надо знать основные реквизиты контрагента. Сервисы налогового органа (например, «]]> Сведения о госрегистрации юрлиц, ИП, КФХ ]]> ») помогут выявить недобросовестных субъектов предпринимательства, обнаружить «]]> массовых учредителей ]]> ».

Как доказать аффилированность юридических лиц:

  • провести поиск информации о компаниях в открытых источниках информации, включая сайт ФНС;
  • проверить данные об учредителях и принадлежащих им долях в других предприятиях;
  • изучить родственные связи между руководителями и учредителями сотрудничающих фирм;
  • изучить экономическое состояние фирм – так можно выявить финансовую зависимость компании от другого предприятия (это можно увидеть по структуре закупок и продаж, по анализу клиентской базы, по дебиторской и кредиторской задолженности).


Похожие статьи
 
Категории