Александр Теребенёв и его атланты. Теребенев александр иванович Герцен александр иванович

26.06.2020

И. И. Теребенев был сыном мастера орнаментальной пластики И. Е. Теребенина и поступил в АХ, когда ему не исполнилось еще и шести лет. Занимался он сначала в живописном классе, затем по распоряжению академического начальства был переведен в скульптурный, где учился у М. И. Козловского. Уже в академические годы принял участие в серьезной работе по созданию рельефов для пьедестала памятника Петру I Б. К. Растрелли (1800). Выполненный Теребеневым рельеф «Полтавская баталия» явился его первой значительной самостоятельной работой монументального характера.

Начинает активно работать как мастер монументально-декоративного рельефа (рельефы на античные сюжеты для дома Ильина на набережной Фонтанки, 41, и для Аничкова дворца). Наиболее фундаментальными произведениями художника в монументально-декоративной пластике стали горельефы для фасадов и статуи для лестницы восточного вестибюля Адмиралтейства (1811-13). Лейтмотивом всего пластического декора этого шедевра зодчества стала тема возрождения русского флота, которая получила наиболее глубокое и мастерское раскрытие в центральном произведении всего ансамбля - горельефе на аттике над карнизом парадных ворот «Восстановление флота в России». Аллегорическая композиция, в центре которой Нептун, вручающий Петру Великому трезубец, решена по канонам классицизма. Полная гражданского пафоса, она отличается реалистическим подходом в изображении персонажей и деталей.

Во фронтоне восточного портика Теребенев изобразил многофигурную композицию «Афина, венчающая труды художников»; во фронтоне западного портика - «Афина, награждающая за военные и морские подвиги». Над главными воротами помещены рельефные фигуры летящих Слав. Представленные в стремительном движении, они осеняют своими победными знаменами всех входящих в Адмиралтейство - центр русского флота. Аналогичны по содержанию и пластике фигуры Слав, изображенные на невских павильонах, но движение их еще более динамично: держа в руках лавровые венки и трубя победную песнь, они устремляются навстречу друг другу. Органично связанные с закруглением арки, фигуры и композиционно, и пластически, и идейно продолжают и развивают выраженную в архитектуре здания тему триумфа. Впоследствии подобный мотив мы встретим в русской архитектуре неоднократно, блестящее продолжение он получит в архитектурно-пластическом решении арки Главного штаба.

Среди первых самостоятельных произведений Теребенева небольшой бюст и статуэтка А. С. Пушкина, выполненные вскоре после гибели поэта. Хорошо зная Пушкина по его посещениям книжной лавки на Невском проспекте, владельцем которой был отчим Александра Теребенева И. В. Оленин-издатель альманахов «Полярная звезда» и «Северные цветы», друг поэта,-молодой скульптор сумел воссоздать правдивый, отмеченный портретным сходством образ погибшего. «Поразительное сходство» отличало, по мнению критики тех лет, и другие портретные работы мастера-бюсты Н. М. Карамзина, Н. В. Кукольника, графа Д. В. Хвостова.

Много работал Александр Теребенев как скульптор-декоратор. В его барельефах, группах, украшающих ряд архитектурных сооружений Петербурга,-таких как здание Опекунского совета, Воспитательного дома, Александровского и Николаевского сиротских институтов - можно найти и элементы классицизма, и следы живого наблюдения действительности.

Теребенев участвовал в восстановлении после пожара 1837 года Зимнего дворца. Ему принадлежат две декоративные аллегорические статуи для Иорданской лестницы- «Мудрость» и «Правосудие» и фигурки детей над окнами этой лестницы. Для расширенной архитектором В. П. Стасовым галереи 1812 года и для Фельдмаршальского зала Дворца Теребенев выполнил лепные украшения с изображением военных трофеев, лавровых венков. Строгим и тонким вкусом отмечены эти работы скульптора.

В 1842 году Теребенев едет в Керчь, где работает около двух лет как реставратор в местном музее. Непосредственное знакомство с античными памятниками помогло окончательному формированию таланта мастера.

Мечте скульптора о создании значительного монументального произведения суждено было осуществиться по возвращении его из Керчи. В 1844 году Строительная комиссия по возведению Императорского музеума (Эрмитажа) поручает ему выполнение сложнейшей задачи-создание десяти огромных гранитных фигур атлантов для входа в музей со стороны Миллионной улицы (ныне ул. Халтурина).

Уже 18 ноября 1845 года Александр Теребенев был удостоен за глиняную модель атланта звания академика. Однако лишь в 1849 году замысел скульптора был полностью воплощен в действительность. Перевод глиняной модели в гранит оказался делом необычайной сложности. С подобными работами русские резчики никогда не сталкивались. «Я занят колоссальными моделями ваятельных работ и в первый раз вводимом в России производством оных из сердобольского гранита»,- пишет Теребенев в октябре 1845 года. Серый сердобольский гранит добывался у берегов Онежского озера. С трудом находимые гранитные глыбы с неменьшим трудом доставлялись в Петербург. Здесь, в нижнем этаже Малого Эрмитажа, были устроены мастерские, где в течение года Теребенев обучал более сотни помощников-мастеровых, набранных им среди каменотесов. Затем эти резчики принялись за исполнение фигур атлантов из гранита по отлитой из алебастра модели. Каждому «было назначено свое дело к чему кто приучен был: кто отделывал низы, кто руки, кто торс, кто ноги». Лицо каждого атланта Теребенев оканчивал сам. На трех из десяти статуй выбито: «работ: Александр Теребенев 1849 г.».

Образы мифологических героев трактованы скульптором достаточно своеобычно. Ни придавленности и покорности, ни тени физического страдания, вызванного непосильным бременем, не заметим мы в исполинах Теребенева. Спокойная уверенная поза их лишена оцепенелости, в ней ощутима потенциальная динамика. Согнутые в локтях руки, кажется, готовы разогнуться, склоненные головы-подняться, сомкнутые ноги-зашагать. Гиганты полны огромной внутренней силы-их ноша им по плечу.

Вместе с тем он стал известен главным образом как автор знаменитых сатирических графических листов, которые выполнил в период Отечественной войны 1812 г. Художник-гражданин, он почувствовал возможности графики как действенного оружия в общенародной войне. Высмеивающие Наполеона, его маршалов, генералов и армию и прославляющие патриотизм, твердость духа, мужество русского народа, «остроумные и единственные в своем роде» (как писал современник в «Сыне Отечества»), раскрашенные офорты Теребенева широко распространялись по России и за ее пределами, вызывая многочисленные повторения и подражания. Художник выполнил более 50 сатирических листов. Изобретательные по композиции, выразительные по рисунку, интересные и остроумные по замыслу, его карикатуры близки лубочным народным картинкам, что делало их понятными и доступными самому широкому зрителю. Художник часто сам был и автором текста надписей, которые отличались обличительным характером, остротой, лаконичностью, связью с народным фольклором. «Русский Сцевола», «Пляска русская», «Угощение Наполеону в России», «Русская баня», «Французский вороний суп», «Ретирада французской конницы, которая съела своих лошадей в России», «Нос, привезенный Наполеоном с собой из России в Париж» и прочие карикатуры являются произведениями неоспоримой художественной ценности. Именно Теребеневу обязана политическая карикатура России своим становлением как самостоятельный жанр. Определенное влияние оказало творчество Теребенева и на развитие западноевропейской сатирической графики, особенно в Англии и Германии.

Прославленный русский скульптор Александр Теребенёв появился на свет в Петербурге 201 год назад - 21 января 1815 года.

Благодаря своему таланту, он смог привлечь к себе внимание царского двора, украсить Северную столицу своими творениями, но судьба заставила его погибать в одиночестве и нищете.

сайт рассказывает, как одаренный скульптор взошел на вершину профессии, откуда упал на самое дно жизни.

От Греции к естественному

В январе 1815 года в семье скульптора и карикатуриста Ивана Теребенёва в Петербурге появился сын Александр. Мальчик решил пойти по стопам отца. В 1824 году, желая развить природный дар, он поступил в Императорскую Академию художеств. Какое-то время здесь Александр Теребенёв провел в рисовальном классе, но затем избрал своей специальностью именно скульптуру. Ей он обучался у известного профессора Василия Демут-Малиновского, работавшего, в частности, над оформлением здания Главного Адмиралтейства.

Скульптура в академии в момент обучения молодого Теребенёва стала стремиться к изображению естественных, реальных форм, хотя до этого было принято подражать древней классической Греции. В то время скульптор делал успехи. В 1835 году Теребенёвым были получены награды за бюст с натуры книготорговца И.В. Оленина, являвшегося его дядей, а также медали за барельефы. За один из них - «Иоанн Креститель проповедует в пустыне о пришествии Спасителя», его оставили пенсионером в академии. Год спустя Теребенёв уже выставлялся на выставке художественных произведений.

Барельеф «Битва амазонок с центаврами», выполненный Теребенёвым, в зале кавалерийского караула Зимнего дворца на акварели Эдуарда Гау « Зал развода караула», (1864). Фото: Commons.wikimedia.org

Скульптора, делавшего головокружительную карьеру, ждала Европа. Теребенёву предложили выполнить работу на соискание большой золотой медали, что позволило бы отправить его за казенный счет в Италию. Поездка не состоялась, поскольку у Теребенёва была намечена свадьба с дочерью профессора Андрея Егорова Евдокией Алексеевной.

Награды перстнями

Несмотря на то, что скульптор не смог впитать в себя дух Старого света, его работы пользовались популярностью. После выхода из академии он исполнил горельеф Веры для здания Опекунского совета, а также вылепил барельеф четырех евангелистов для церкви в Петергофе.

Вскоре в Зимнем дворце произошел серьезный пожар. После него и пригодились дарования Теребенёва. Он выполнил две статуи, изображающие Мудрость и Правосудие - они расположились у парадной лестницы. Также его руке принадлежит барельеф, изображающий битву амазонок с центаврами, размещенный в кавалерийском зале, и ряд других фигур. После этого у скульптора появилось много заказов, ведь теперь он попал в число лучших.

Несостоявшаяся поездка в Италию была замещена командировкой в Крым. Здесь он в 1844 году руководил изысканиями пантикапейских древностей в Керчи. Теребенёв успел поработать на полуострове над бюстом керченского градоначальника Херхеулидзе, а затем, не закончив здесь же начатую статую Амфитриды, вернулся в столицу с древностями, многие из которых удачно реставрировал.

После поездки в Крым Теребенёву поручили сложнейшую задачу - для возведения Императорского музеума (Эрмитажа) требовалось создать десять огромных гранитных фигур атлантов для входа в музей со стороны Миллионной улицы. Уже только за глиняные модели скульптору дали звание академика. Замысел же Теребенёва был полностью осуществлен лишь к 1849 году.

Атланты Эрмитажа Фото: www.globallookpress.com / Уже за глиняную модель атлантов Теребенёву дали звания академика.

Глиняную модель было очень сложно исполнить в камне, тем более что русские резчики с такой работой до этого никогда не сталкивались. При этом лицо каждого из атлантов скульптор оканчивал сам.

Изучение классической скульптуры и превосходное знание анатомии помогло ему создать совершенные героические образы, являющиеся сегодня символом Петербурга. После окончания работ для Эрмитажа Теребенёву дали орден Анны 3-й степени и кроме причитавшейся ему платы ещё 17 тысяч рублей награды от императора Николая I. Затем скульптор сделал несколько подобных работ, какие были выполнены для Эрмитажа, и для прусского короля. Их отвез в Берлин сам Теребенёв, за что был награжден королем - автору достался бриллиантовый перстень.

Фигуры ангелов Теребенёва, изображающие Старый и Новый заветы в Придворном соборе Спаса Нерукотворного на акварели Эдуарда Гау «Собор в Зимнем Дворце», (1866). Фото: Commons.wikimedia.org

Одиночество и смерть

К 1850 году скульптор уже числился помощником главы второго отделения Эрмитажа, в позднее заведовал всеми скульптурными произведениями в императорских садах и дворцах. Выполнял Теребенёв, в числе прочих бюсты поэта Александра Пушкина из мрамора и российского актера Василия Каратыгина из бронзы.

Доходы скульптора в период расцвета были огромными - от заказов не было отбоя. Однако слишком вольно Александр Теребенёв обходился с деньгами. Он позволял себе роскошные обстановки в квартирах, собственные выезды, балы и званые обеды. Такая расточительность привела его к финансовому краху. Когда ему нужны были деньги, он продавал имущество, чтобы хоть как-то прожить до нового крупного заказа.

Хуже всего было Теребенёву из-за покинувшего его вдохновения. Заказы начали поступать всё реже и скульптор попросту разорился. К тому же его уволили из Эрмитажа, не дав дослужить до пенсии.

В 1858 году Александр Теребенёв заболел. Его сломила свирепствовавшая в то время черная оспа. Скульптор успел заразить жену, которая в итоге умерла. Сам Тербенёв лежал в Мариинской больнице, где справился на какое-то время со смертельным недугом.

Похороны скульптора организовал рабочий, трудившийся с ним при создании атлантов. Фото: www.globallookpress.com

Уход из жизни супруги Евдокии Алексеевны он пережить уже не смог. Он то и дело беспокоился о своём здоровье, но в итоге серьезно простудился весной 1859 года, попав в Обуховскую больницу, где пролежал до 31 июля 1859 года. Ко дню своей кончины он был нищ и совершенно забыт всеми.

Похороны были устроены за счет знакомого ему мраморщика, помогавшему Теребенёву во время работ в Эрмитаже. За гробом прославленного скульптора шли лишь пара товарищей.

Скульптор, академик, сын скульптора же и карикатуриста Ивана Ивановича Теребенева, родился в Петербурге 24 января 1812 г. На 12-м году поступил в академию художеств, где учился сначала в рисовальном классе, но потом избрал специальностью скульптуру, которой обучался у профессора Демут-Малиновского. В это время скульптура в академии переживала переходное время: вместо подражания формам древней классической Греции стали стремиться к изображению естественных, реальных форм. В числе приверженцев нового направления был и Т. Он проявил большие дарования, делал блестящие успехи в ваянии и получил целый ряд наград: еще в первые годы своего учения две малые серебряные медали за лепку группы с натуры и за бюст с натуры же книгопродавца И. Оленина (его дяди), в 1835 г. две большие серебряные медали (одну за лепку группы с натуры, другую за исполненный по программе барельеф) и малую золотую за барельеф "Иоанн Креститель проповедует в пустыне о пришествии Спасителя", за который он оставлен был при академии пенсионером (хранится в академической церкви); малую же золотую медаль получил и за другой исполненный по заданной программе барельеф "Иосиф, рассказывающий в темнице о значении снов, виденных двумя царедворцами фараона". В 1836 г. был выставлен на выставке художественных произведений его барельеф "Построение ковчега Ноем с сыновьями", который обратил на себя всеобщее внимание и был приобретен академией художеств; барельеф этот не сохранился. Окончив в 1836 г. курс академии со званием художника XIV класса и будучи оставлен при академии пенсионером, Т. получил право поехать на казенный счет в Италию, для чего ему нужно было исполнить работу на соискание большой золотой медали; но этой работе помешала его женитьба (на дочери профессора А. Е. Егорова); он стал работать для заработка и должен был отказаться от мысли о поездке за границу. В ближайшие годы по выходе из академии Т. исполнил горельеф, изображающий Веру, для здания Опекунского совета и там же круглые статуи и горельефы, украшающие арки, ниши и паруса парадной лестницы, и вылепил в виде барельефа четырех евангелистов для городской церкви в Петергофе. Вскоре ему удалось проявить свои дарования при работах в Зимнем дворце после пожара; им сделаны следующие работы: две колоссальные статуи, изображающие Мудрость и Правосудие, для парадной лестницы; огромный барельеф, длиной в семь сажен, изображающий битву амазонок с центаврами, находящийся в кавалерийском зале; две фигуры - Флору и Гебу в виде барельефа - в покоях государыни; две фигуры ангелов из papier mache, изображающие Старый и Новый заветы - для дворцовой церкви. Эти работы выдвинули Т. в ряд лучших скульпторов и доставили ему многочисленные заказы. Им было исполнено два больших горельефа, в 4 саж. каждый, для залы Опекунского совета (вызвавшие много толков и в значительной мере способствовавшие его известности), по заказу графини Орловой-Чесменской горельеф для Юрьевского монастыря, изображающий Богородицу и св. Феоктиста, памятники пастору Муральду и генералу Кононову, целый ряд работ для Александровского сиротского дома, Екатерининского института и др. Затем Т. в звании скульптора командирован был в Крым для руководства изысканиями пантикапейских древностей в Керчи. Здесь он вылепил бюст керченского градоначальника князя Херхеулидзе и начал лепить круглую статую Амфитриды, но не успел закончить ее, так как вскоре возвратился в Петербург с керченскими древностями; многие из этих древностей он удачно реставрировал. Самыми замечательными и выдающимися из его работ являются кариатиды и термы, сделанные им для Эрмитажа. Фигуры эти высечены были из сердобольского гранита. Кариатиды сделаны колоссальных размеров, в 7 аршин вышины, и украшают собой подъезд Эрмитажа; за глиняную модель кариатида, представленного им на конкурс, он удостоен был звания академика, а за первую сделанную фигуру Император Николай I, которому она очень понравилась, наградил его бриллиантовым перстнем. Всего им было высечено 10 кариатид. Термесов им было сделано 80 больших, из которых 17 отправлено было в Петергоф для Нового павильона, и 40 меньших размеров; термы помещены между окон Эрмитажа. Для Эрмитажа же им был сделан плафон в Аполлоновой зале и некоторые работы для галерей, прилегающих к зале. Для производства всех этих работ T., по повелению государя, отведен был под мастерскую манеж рядом с Зимним дворцом. По окончании работ для Эрмитажа он пожалован был орденом Анны 3-й степени и получил кроме причитавшейся ему платы еще 17 тыс. рублей награды от государя. Такие же термы, как и для Эрмитажа, были им сделаны по повелению государя для подарка прусскому королю. Термы эти отвезены были в Берлин самим T.; за них он награжден был от короля бриллиантовым перстнем. В 1850 г. он назначен был на службу в качестве помощника начальника 2-го отделения Эрмитажа, а позднее - также заведующим всеми скульптурными произведениями, находящимися в императорских дворцах и садах. За время его службы им была сделана на фронтон здания Адмиралтейства статуя, изображающая месяц Февраль, затем иссечены из мрамора копия с античной статуи Атлета, снимающего ножом пот со своей руки, памятник герцогу Максимилиану Лейхтенбергскому в виде саркофага, находящийся в католической капелле пажеского корпуса, бюсты императора Николая І и императрицы Александры Феодоровны, отправленные к великой княгине Ольге Николаевне. Из остальных его работ, сделанных в разное время, наиболее замечательны: отлитый из бронзы бюст артиста В. A. Каратыгина, который поставлен на памятнике артиста на Смоленском кладбище в Петербурге, бюст A. С. Пушкина, сделанный из мрамора, и бюсты Голенищевой-Кутузовой, Куницына, Косиковского, Яковлева, артиста B. M. Самойлова, графа Д. И. Хвостова, H. В. Кукольника, художника Василенко.

В период расцвета своего таланта Т. получал многочисленные заказы, и доходы его были значительны. Но он вел широкий образ жизни и быстро проживал все, что зарабатывал, тратясь на роскошную обстановку, собственные выезды, званые обеды и балы. При нужде же в деньгах он продавал что только мог, с трудом перебиваясь до нового крупного заработка; однажды он продал даже дом с мраморными колон нами, подоконниками и фронтонами, только что им отделанный. К тому T. не был способен к усидчивому труду, а когда с годами его стало покидать вдохновение, он перестал получать выгодные заказы и разорился. Из Эрмитажа он был уволен, не дослужив до пенсии. В 1858 г. T. заболел черной оспой и лег в Мариинскую больницу. Его жена заразилась от него и умерла. Смерть жены окончательно подорвала его силы, и он сделался ипохондриком. Весною 1859 г. он простудился и лег в Обуховскую больницу, где и умер 31 июля 1859 г., в нищете и всеми забытый. После него не осталось средств даже на похороны, которые были устроены за свой счет мраморщиком Балушкиным, помогавшим Т. во время его работ для Эрмитажа. На кладбище за его гробом шли только Балушкин и К. A. Ухтомский.

"Северный Цветок", 1859, № 38. - "Русское Слово", 1859, № 10, отдел III, стр. 78-82. - "Архитектурный Вестник", 1860, № 2. - "Энциклопед. словарь" Брокгауза-Ефрона, 1-е изд., т. 32, СПб. 1901, стр. 948, - "Настольный словарь" Ф. Толля, СПб. 1864, т. III, стр. 645. - "Справочный энциклопед. словарь" К. Крайя, т. X, СПб. 1848, стр. 223. - Н. Рамазанов, "А. И. Теребенев", "Современная Летопись", 1866, № 15, стр. 14. - Д. Карейша, "Скульптор А. И. Теребенев", "Одесский Вестник", 1843, № 8, стр. 35-36. - "Иллюстрированная Газета", 1868, т. 21. стр. 166, статья "Кариатиды". - П. Н. Петров, "Сборник материалов для истории Импер. Академии Художеств", СПб. 1870, т. II, стр. 197, 293, 295, 304, 309, 318, 325, 328, 345, 346. - П. и Б. Ламбины, "Русская историческая библиография за 1859 г.", СПб. 1868, стр. 110, № 1996 и 1998; то же за 1860 год, СПб. 1869, стр. 119, № 2030.

{Половцов}

(1812-1859) - скульптор, сын скульптора и рисовальщика-карикатуриста Ивана Ивановича Т., двенадцати лет от роду был принят в воспитанники Имп. академии худ., где вскоре выказал блестящие успехи в ваянии, занимаясь им под руководством проф. В. Демута-Малиновского. Окончив академический курс в 1835 г. с званием художника XIV кл. и с мал. золот. медалью, полученною за вылепленный по программе барельеф "Иоанн Креститель проповедует в пустыне", оставлен при Академии пенсионером для дальнейшего своего усовершенствования, но отказался от этого звания, так как женитьба на дочери проф. А. Егорова лишила его права быть посланным на казенный счет в Италию. С этого времени он принялся работать исключительно для добывания денег. Первый случай выказать свой талант в значительном труде представился ему при возобновлении Зимнего дворца после пожара. Им исполнены, кроме того, круглые фигуры для фронтона и парадной лестницы здания Опекунского совета и колоссальные атланты и термы из сердобольского гранита, украшающие собою подъезд Имп. Эрмитажа. Эти изваяния так понравились имп. Николаю I, что он наградил за них художника бриллиантовым перстнем (в 1846 г.) и приказал сделать их вторично, для подарка прусскому королю. Они же доставили Т. звание академика, в 1845 г. С 1850 г. он служил при Эрмитаже в качестве помощника 2-го отделения по скульптурной части. К сожалению, легкомысленный образ его жизни нередко мешал ему трудиться усидчиво. Пока у него были заказы, он жил открытым домом, на широкую ногу: званые обеды и веселые ужины следовали один за другим; когда же работы не было, он занимал деньги или распродавал свою роскошную мебель и с получением нового заказа снова обзаводился щегольскою утварью. Но вскоре явились другие талантливые, более аккуратные скульпторы, и блестящая пора деятельности сменилась для Т. лишениями и нуждою. Одержимый "delirium tremens", он нашел свой плачевный конец в спб. Обуховской больнице. Важнейшие произведения Т., сверх вышеупомянутых: бюсты актера В. А. Каратыгина (отлитый из бронзы и поставленный на надгробном памятнике этого артиста на спб. Смоленском кладбище), гр. Д. И. Хвостова, Сленина, художника Василенко, Н. В. Кукольника, имп. Николая I и его супруги (отправленные к вел. княг. Ольге Николаевне) и памятник герцогу Максимилиану Лейхтенбергскому в виде саркофага (в католич. капелле Пажеского корпуса).

{Брокгауз}

Теребенев, Александр Иванович

скульптор академик из воспитанников И. А. Х., 1846 г.; р. 1814 г. 25 янв., † 1859 г. 31 июля.

  • - 1) Воевода московский, который в 1340 году, по приказанию хана, послан был князем Иваном Даниловичем с баскаком Товлубием под Смоленск, но осада не привела ни к каким результатам. "П. С. Р. Л.", IV, 55; V, 222; VII, 206...
  • - летчик-бомбардировщик, младший лейтенант...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - В 1890 окончил ПИГИ со званием гражд. инж. Работал в управлении Моск.-Нижегородской жел. дор., сооружал пристанционные зд., в 1892-95 построил в Н. Новгороде императорский павильон на вокзале...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - скульптор, академик, сын скульптора же и карикатуриста Ивана Ивановича Теребенева, родился в Петербурге 24 января 1812 г. На 12-м году поступил в академию художеств, где учился сначала в рисовальном классе, но потом...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - Им налитографирован погрудной портрет, с подписью: "О. Иакинф Бичурин. - Рис. с натуры и на камне - Владимир Теребенев"...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - воспитанник И. А. X. с 1764 по 1779 г., живописец...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - рисовальщик, скульптор и гравер, родился в 1780 г., воспитывался в Петербургской академии художеств и шел сначала по классу живописи, но затем занялся скульптурою...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - гравер пунктиром; его работы 19 таблиц к Атласу: "...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - портретист и исторический живописец, академик, сын художника, родился в 1795 г. Обучался в академии художеств по классу портретной живописи на казенный счет. Будучи еще учеником академии T. награжден в 1810 г....

    Большая биографическая энциклопедия

  • - акварельн. портр. живоп., акад. И. А. X. 1855 г....

    Большая биографическая энциклопедия

  • - Теребенев - скульптор и рисовальщик, поступил в воспитанники Императорской Академии Художеств и готовился в ней быть живописцем, но вскоре занялся скульптурой...

    Биографический словарь

  • - скульптор, сын скульптора и рисовальщика-карикатуриста Ивана Ивановича Т., двенадцати лет от роду был принят в воспитанники Имп. академии худ., где вскоре выказал блестящие успехи в ваянии, занимаясь им под...
  • - скульптор и рисовальщик, поступил в воспитанники Имп. академии худож. и готовился в ней быть живописцем, но вскоре занялся скульптурою...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - I Александр Иванович, русский скульптор. Сын И. И. а. Учился в петербургской АХ у В. И. Демут-Малиновского...
  • - русский скульптор. Сын И. И. Теребенёва. Учился в петербургской АХ у В. И. Демут-Малиновского. Представитель позднего классицизма. Работал преимущественно в области монументально-декоративной скульптуры...

    Большая Советская энциклопедия

  • - русский скульптор-монументалист и график. Отец А. И. Теребенёва. Учился в петербургской АХ у М. И. Козловского...

    Большая Советская энциклопедия

"Теребенев, Александр Иванович" в книгах

ГЕРЦЕН АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ

автора

ГЕРЦЕН АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ (род. в 1812 г. – ум. в 1870 г.) Знаменитый русский революционер-демократ, публицист и писатель. Внебрачный сын богатого помещика Ивана Яковлева и немки Луизы Гааг Александр Герцен родился 25 марта 1812 году в Москве. Мальчик получил фамилию,

ГУЧКОВ АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ

Из книги 100 знаменитых анархистов и революционеров автора Савченко Виктор Анатольевич

ГУЧКОВ АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ (род. в 1862 г. – ум. в 1936 г.) Лидер партии октябристов в России, один из организаторов Февральской революции 1917 г., министр Временного правительства. Родился Александр Иванович Гучков в московской старообрядческой (беспоповского направления)

КОСОРОТОВ Александр Иванович

автора Фокин Павел Евгеньевич

КОСОРОТОВ Александр Иванович псевд. Сторонний;24.2(7.3).1868 – 13(26).4.1912Драматург, прозаик, публицист. Сотрудник журналов «Новое время», «Театр и искусство». Пьесы «Княжна Зоренька (Зеркало)» (1903), «Весенний поток» (1905), «Божий цветник» (1905), «Коринфское чудо» (1906), «Мечта любви» (1912)

КУПРИН Александр Иванович

Из книги Серебряный век. Портретная галерея культурных героев рубежа XIX–XX веков. Том 2. К-Р автора Фокин Павел Евгеньевич

КУПРИН Александр Иванович 26.8(7.9).1870 – 25.8.1938Прозаик. Публикации в журналах «Русское богатство», «Мир Божий», «Современный мир» и др., газетах «Киевлянин», «Страна», «Жизнь и искусство», «Киевское слово» и др., в сборниках и альманахах «Знание», «Земля», «Зарницы», «Жатва».

ДОГАДОВ Александр Иванович

автора

ДОГАДОВ Александр Иванович (08.08.1888 - 26.10.1937). Член Оргбюро ЦК РКП(б) - ВКП(б) с 02.06.1924 г. по 26.06.1930 г. Кандидат в члены Оргбюро ЦК ВКП(б) с 13.07.1930 г. по 26.01.1932 г. Член ЦК РКП(б) - ВКП(б) в 1924 - 1930 гг. Кандидат в члены ЦК ВКП(б) в 1930 - 1934 гг. Кандидат в члены ЦКК РКП(б) в 1921 - 1922 гг. Член

КРИНИЦКИЙ Александр Иванович

Из книги Самые закрытые люди. От Ленина до Горбачева: Энциклопедия биографий автора Зенькович Николай Александрович

КРИНИЦКИЙ Александр Иванович (28.08.1894 - 30.10.1937). Кандидат в члены Оргбюро ЦК ВКП(б) с 10.02.1934 г. по 20.07.1937 г. Член ЦК ВКП(б) в 1934 - 1937 гг. Кандидат в члены ЦК партии в 1924 - 1934 гг. Член КПСС с 1915 г.Родился в г. Твери, в семье мелкого чиновника. Русский. Учился в Московском университете,

ТЕПЛЕНИЧЕВ Александр Иванович

Из книги Самые закрытые люди. От Ленина до Горбачева: Энциклопедия биографий автора Зенькович Николай Александрович

ТЕПЛЕНИЧЕВ Александр Иванович (03.02.1937). Член Секретариата ЦК КПСС с 13.07.1990 г. по 23.08.1991 г. Член ЦК КПСС с 1990 г. Член КПСС с 1964 г.Родился в деревне 2-й Большой Двор Череповецкого района Вологодской области в семье колхозника. Русский. В 1956 г. окончил Моздокский элеваторный

ЧУХАРЕВ Александр Иванович

Из книги Во имя Родины. Рассказы о челябинцах - Героях и дважды Героях Советского Союза автора Ушаков Александр Прокопьевич

ЧУХАРЕВ Александр Иванович Александр Иванович Чухарев родился в 1915 году в селе Лемазы Дуванского района Башкирской АССР, в крестьянской семье. Русский. В 1928 году приехал на строительство Магнитогорского металлургического комбината. Окончил ФЗУ (ныне ГПТУ-19), стал

Александр Иванович Герцен

Из книги автора

Александр Иванович Герцен Не один Тургенев, находясь в опале, был согрет дружеским участием Щепкина. Подобные вояжи артист совершил и к Герцену, и к Шевченко, но в биографической литературе эти факты либо обходятся молчанием, либо упоминаются вскользь, а то и

КУТЕПОВ АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ

автора Ваганов Иван Максимович

КУТЕПОВ АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ С 1942 года и до конца войны А. И. Кутепов служил в разведке. Его ратные подвиги начались в Белоруссии, ходил он за «языками» на Украине и в Молдавии, в Венгрии и Румынии. Истреблял захватчиков в их собственном логове, разоружал дивизии

МИНИН АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ

Из книги Солдатская доблесть автора Ваганов Иван Максимович

МИНИН АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ Было это на Курско-Орловской дуге. Взводу автоматчиков, которому придали расчет сержанта Минина, приказали выдвинуться на окраину станции Поныри, овладеть возвышенностью, закрепиться на ней и своим огнем способствовать продвижению батальона.

СПИЦЫН АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ

Из книги Солдатская доблесть автора Ваганов Иван Максимович

СПИЦЫН АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ Дивизия, в которой воевал Александр Спицын, освободила свыше 40 городов, тысячи сел и рабочих поселков. Более двадцати рек форсировал Спицын, 18 «языков» сдал он в штаб батальона. 12 уничтоженных пулеметов, три дота, десять укрепленных блиндажей на

Башкин Александр Иванович

Из книги Туляки – Герои Советского Союза автора Аполлонова А. М.

Башкин Александр Иванович Родился в 1922 году в семье крестьянина деревни Пряхино Веневского района Тульской области. Окончив восемь классов средней школы, работал в Мордвесском отделении Госбанка. В первые дни Великой Отечественной войны пошел на фронт. В боях с

Теребенёв Александр Иванович

БСЭ

Теребенёв Александр Иванович Теребенёв Александр Иванович , русский скульптор. Сын И. И. Теребенёва. Учился в петербургской АХ (1824-36) у В. И. Демут-Малиновского. Представитель позднего классицизма. Работал преимущественно в области

Теребенёв Иван Иванович

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ТЕ) автора БСЭ

Теребенёв Иван Иванович Теребенёв Иван Иванович , русский скульптор-монументалист и график. Отец А. И. Теребенёва. Учился в петербургской АХ (1785-1800) у М. И. Козловского. Работам Т., воплотившим патриотические идеи в характерных для

Санкт-Петербург: В типографии В. Плавильщикова, . 34 л. с иллюстрациями. Иллюстрации - раскрашенные от руки гравюры офортом. В издательском футляре. 8,5x11,5 см - л.; 12x9x1,5 см - футляр. Азбука состоит из 34 листов в футляре. На лицевой стороне футляра: Подарокъ дѣтямъ въ память 1812го. года. Продается въ книжной лавкѣ Плавильщикова подъ №28. На оборотной стороне: Печатать позволено С: Петерб: 1814го. года Декаб: 30го. дня цензоръ Стат: сов: и Кавалер. И: Тимковскiй. въ Типогр: В: Плавильщикова.
"Азбука" включала 34 карикатуры, выполненных технике офорта и раскрашенных акварелью (все изображения были гравированы на трех больших досках и впоследствии разрезаны). Каждый лист содержал двустишие, начинаясь или заканчиваясь на определенную букву алфавита. Оригиналами для "азбуки" послужили гравюры на события войны 1812 года И.И. Теребенева, А.Г. Венецианова, И.А. Иванова; автором гравюр и стихотворных посвящений, по-видимому, выступил Теребенев. Полные экземпляры издания чрезвычайно редки.

«Я подписавшийся отдаю добровольно в воспитательное при Императорской Академии Художеств училище, на основании академического устава, сына моего Ивана с тем, что до истечения предписанных в уставе урочных лет обратно, инеже на время, для каких бы то причин требовать не буду». Так писал 2 июня 1785 года малоизвестный художник и скульптор Иван Теребенев, помещая своего шестилетнего сына в Академию Художеств. 15 лет спустя, одаренный блестящими способностями, юноша выпущен был из академии с аттестатом 1-й степени, золотою медалью за лепку барельефов и 3-мя серебряными медалями за лепку с натуры и композицию. Кроме того, он был оставлен при Академии в качестве пансионера, что сулило ему путешествие за границу за казенный счет для усовершенствования в мастерстве и профессорское место в перспективе. Казалось, таким образом, что отечественное искусство должно было обогатиться произведениями нового талантливого скульптора. Но этим ожиданиям и надеждам не суждено было сбыться. Слава и громкое имя ждали Теребенева на совершенно ином поприще – художественной сатиры на французов в Отечественную войну 1812 года.

Вторжение Наполеона в Россию поставило перед русским обществом огромные проблемы. В ходе первых боёв становилось ясно, что отстоять независимость русского государства невозможно одними военными силами, борьбой армий. Для того, чтобы сдержать натиск врага необходимы были усилия всех слоев общества, самоотверженное участие в войне не только солдат и офицеров русской армии, но и всей крестьянской массы России. Словом, война должна была стать народной. Идея народной войны тесно связана с именем русского полководца Михаила Илларионовича Кутузова. Походная типография, основанная при его штабе в первые месяцы войны, призвана была популяризировать идею народного характера войны. Эта идея была подхвачена передовой журнальной и газетной публицистикой. Быстро и оперативно откликнулись на события войны русские художники, сумев найти форму одновременно и очень выразительную, и понятную самым широким слоям общества. Такой формой стала политическая «карикатура 1812 года», «летучие листы», как их ещё называли. Создателями этих «летучих листов» были самые разные художники, профессионалы и любители. В целом было создано около 200 карикатур. Далеко не все из них были подписными, и имена их создателей сегодня уже трудно установить. Однако авторы лучших листов известны. Это живописец Алексей Гаврилович Венецианов, график Иван Алексеевич Иванов и, пожалуй, самый известный и деятельный из авторов «летучих листов» Иван Иванович Теребенев.








В январе 1815 года в петербургской книжной лавке книготорговца, издателя и типографа В.А. Плавильщикова (1768-1823) появилась новинка - разрезная азбука «Подарок детям в память о событиях 1812 года». Азбука представляла собой уменьшенные копии известных карикатур на Наполеона и его армию, создававшихся в 1812 - 1814 годах. Тридцать четыре (по числу букв алфавита) гравированные офортом на меди и раскрашенные от руки акварелью карточки-картинки были заключены в картонный футляр-титул с виньетами и датой цензурного разрешения: «Печатать позволено. С. Петерб.: 1814-го года Декабря 30-го дня. Цензор Статский Советник и Кавалер И. Тимковский». За исключением двух сюжетов, взятых у художников А.Г. Венецианова и И.А. Иванова, «Подарок детям» составили графические работы скульптора и художника Ивана Ивановича Теребенева (1780-1815), поэтому за новым изданием прочно закрепилось название «Теребеневская азбука». Сын скульптора-орнаменталиста, Теребенев в 1800 году закончил Петербургскую Академию художеств по классу скульптуры. Вместе с ним из академии были выпущены будущие известные гравёры С.Ф. Галактионов, Н.И. Уткин и А.Г. Ухтомский, скульптор В.И. Демут-Малиновский. Отличаясь крайне независимым характером, Теребенев отказался от предложения стать пенсионером Академии художеств и предпочёл не обеспеченную, но свободную творческую жизнь. В течение двух лет (1805-1807) он преподавал рисование водной из гимназий Твери, затем снова вернулся в Петербург, чтобы иметь возможность заниматься скульптурой. Одним из самых значительных его произведений явились горельефы и барельефы на фронтонах и фризах Адмиралтейства. Ко времени возвращения Теребенева в столицу относится начало его увлечения карикатурой. В русском искусстве карикатура занимала тогда немаловажное место. В этом жанре работали А.О. Орловский, И.А. Иванов, А.Г. Ухтомский, А.Е. Егоров.

В 1808 году А.Г. Венецианов даже издавал в Петербурге «Журнал карикатур», впрочем, запрещённый после нескольких номеров. С началом Отечественной войны 1812 года широкое распространение получила карикатура политическая, побуждавшая к сопротивлению врагу, высмеивавшая французов и их императора. Традиция народного лубка, развивавшаяся в подобных графических памфлетах, позволяла с полным правом называть их «народными картинками», а оперативность откликов на те или иные события закрепила за ними определение «летучие листы». Основным источником сюжетов для них служил еженедельный журнал «Сын Отечества», где печатались военные реляции, патриотические воззвания, рассказы о подвигах русских солдат и гражданского населения. Всего за годы войны разными художниками было создано почти двести подобных карикатур; около сорока из них подготовил Теребенев.

Теребенев И.И. НАПОЛЕОН У РУССКИХ В БАНЕ

1813

Офорт, акварель. 285х352; 345х340 мм.

Внизу справа: Иванъ Теребеневъ.

Под изображением: Н... нъ у Русскихъ въ банѣ.

Ниже:

Наполеонъ. Эдакаго мученья я съ роду не терпѣлъ! меня скоблятъ и жарятъ какъ в аду...

Ратникъ. Отдувайся, коли самъ полѣзъ в Русскую баню; попотѣй хорошенько, а мы неустанемъ поддавать пару.

Солдатъ. Натремъ тебѣ и затылокъ и спину, и бока; будешь помнить легкую нашу руку.

Козакъ. Побрѣемъ тебя погладимъ, молодцомъ поставимъ.

Теребенев И.И. ОБРАТНЫЙ ПУТЬ ИЛИ ДЕЙСТВИЕ

РУССКОГО СЛАБИТЕЛЬНОГО ПОРОШКА

1 813

Офорт, акварель. 285х351 мм. (ковчег не просматривается)

Под изображением: Обратной путь, или дѣйствiе русскаго слабительнаго порошка.

Ниже: Козакъ. Ступай неси скорѣе по старой дороге домой и скажи всемъ

своимъ что на силу могъ донести собранную съ Русскихъ контрибуцiю.

Крестьянинъ. А чего въ * * не унесёшь, такъ инъ въ шляпу покладешь.

Именно И. И. Теребенев является создателем представленной здесь азбуки. Он, не смущаясь «площадным», как тогда говорили, простонародным характером избранного жанра, создал около сорока злободневных, действенных, интересных в художественном отношении картинок-карикатур на тему Отечественной войны 1812 года, на основе которых и была создана детская азбука. В конце 1814 года эти карикатуры были награвированы офортом в 1/16 долю листа и раскрашены акварелью от руки. Маленькие карточки «Азбуки» должны были раскрыть перед глазами ребёнка картину только что миновавшей войны. Он узнавал о мужестве и находчивости простых русских людей, видел разложение еще недавно победоносной французской армии, трусость, мародёрство, постыдное бегство её солдат, учился презирать захватчиков, посягнувших на национальную независимость России. Отличаясь от работ других авторов лаконичностью сюжета и сатирической заострённостью, теребеневские листы пользовались необыкновенной популярностью. Они воспроизводились на страницах периодических изданий, их можно было купить отдельными оттисками и тематическими подборками. Так, в июне 1813 года в петербургской книжной лавке И. Глазунова продавалась «Коллекция карикатур, состоящая из 25 картинок разного содержания, гравированных Теребеневым и другими художниками и раскрашенных».







В азбуку «Подарок детям» вошли наиболее интересные и исторически значимые карикатуры, представлявшие бегство французов из Москвы, бесславное возвращение Наполеона в Париж, стремительных в боевых действиях казаков, русских крестьян, принимавших участие в партизанской войне. Каждую картинку в азбуке сопровождал краткий текст, сочинённый, как полагают, самим Теребеневым. Известно, что интерес к поэзии и сочинительству у художника проявился ещё в юности. Показательно, что в феврале 1803 года он был принят в члены Вольного общества любителей словесности, наук и художеств «по части художеств», а в мае того же года - «по литературной части».







Из картинок «Азбуки» дети узнавали о многочисленных примерах героизма и самоотверженности: о старике, притворившемся глухим, чтобы не выдать французам, где скрываются его односельчане, укрывшиеся от врага в лесу (буква «А»), о старостихе Василисе, которая, командуя своим крестьянским войском, вооружённая лишь косой, брала в плен французов (буква «И-I»). Особенно трогателен эпизод, запечатленный на листе с буквой «О». Он напоминает о том, что и в жестоких испытаниях войны русские люди не забывали о доброте и человечности- Возле палатки. у котла с пищей двое русских солдат кормят трёх французов. Один из них уже ест, другой тянется за куском, третий благодарно целует в плечо русского солдата. Под листом полная достоинства надпись: «Один лишь Росс в врагах чтит кристианску кровь. Сколь месть его страшна, столь искренна любовь». Один из самых известных сюжетов азбуки - «Русский Сцевола», где изображён крестьянин, готовящийся отсечь себе руку с поставленным французами клеймом «N» - «Наполеон». Под картинкой расположен текст: «Как чёрному царю на Руси не царить, Так имя на руке его мне не носить». Теребеневская карикатура в данном случае иллюстрировала небольшую заметку, опубликованную в «Сыне Отечества»: «В армии Наполеона (как у нас на конских заводах) клеймят солдат, волею или неволею вступающих в его службу. Следуя сему обыкновению, французы наложили клеймо на руку одного крестьянина, попавшего к ним в руки. С удивлением спросил он, для чего его клеймили. Ему отвечали: «Это знак вступления в службу Наполеона». Крестьянин схватил из-за пояса топор и отсёк себе клеймёную руку. Нужно ли сказывать, что сей новый Сцевола был русский... Одна мысль служить орудием Наполеону или принадлежать к числу преступных исполнителей воли тирана подвигла его к сему геройскому поступку».







Хотя издатели журнала утверждали, что подобное происшествие действительно имело место, современные исследователи считают, что приведённая история - не что иное, как один из агитационных текстов, целенаправленно публиковавшихся русскими изданиями в рамках антинаполеоновской пропагандистской кампании. Не говоря о том, что во французской армии не было обычая клеймить своих солдат, слишком очевиден классический источник сюжета - история Муция Сцеволы, пожертвовавшего рукой для доказательства неустрашимости римлян и тем самым спасшего родной город. К подобным «патриотическим мистификациям» может быть отнесён и другой сюжет, позаимствованный Теребеневым для своей карикатуры из «Сына Отечества» - «Французский вороний суп»: «Очевидцы рассказывают, что в Москве французы ежедневно ходили на охоту стрелять ворон. И не могли нахвалиться своим soupe aux cor-beaux (вороньим супом). Теперь можно дать отставку старинной русской пословице: "Попал как кур во щи", а лучше говорить: "Попал как ворона во французский суп"».






«Подарок детям в память о войне 1812 года» поступил в продажу через несколько дней после смерти Теребенева, скончавшегося от простуды 16 января 1815 года в возрасте тридцати пяти лет. Известный поэт А.Е. Измайлов написал о нём тогда: «Его остроумные и единственные у нас в своём роде произведения дойдут, без сомнения, до потомков наших вместе с незабвенными происшествиями последней войны с Наполеоном». Действительно, хотя из-под теребеневского резца выходили прекрасные скульптуры, в народной памяти он остался, прежде всего, художником-карикатуристом, автором картинок к знаменитой детской азбуке, вошедшей в историю русской культуры с его именем. Издание «Теребеневской азбуки» напоминает о первом плодотворном опыте русской политической сатиры, вызванном к жизни «грозой двенадцатого года».




Среди художников, чье творчество было вдохновлено Отечественной войной 1812 года, одним из первых необходимо назвать Ивана Ивановича Теребенева.

Сыну скульптора-орнаменталиста с рождения предназначалось продолжать ремесло отца. В шесть лет он был отдан в Воспитательное училище при Академии художеств, где с первых же дней выделился среди учеников своим трудолюбием и одаренностью. Он проявил интерес и склонность к живописи, но академическое руководство определило его в скульптурный класс, где учеников было недостаточно - решение, характерное для казенной и официальной обстановки в Академии. Разносторонность дарования позволила молодому художнику успешно проявить себя и в скульптуре: в 1800 году Теребенев закончил обучение с золотой медалью, полученной за исполнение рельефа "Полтавская битва" на постаменте памятника Петру I скульптора Б. К. Растрелли перед Михайловским замком в Петербурге. Медаль позволяла остаться при Академии и рассчитывать на заграничную поездку и последующее профессорство, но Теребенев, человек с молодости независимый и самостоятельный, не терпевший тех, кто занят "ловлей рублей, крестов и чинов", предпочел неуверенное положение свободного художника, живущего уроками и частными заказами. В 1805 году он покинул Петербург, переехав в Тверь. Вероятно, этот шаг объяснялся интересом к русским древностям, национальному искусству и его истокам; интересом, ранее приведшим Теребенева в основанное сыном А. Н. Радищева "Вольное общество любителей словесности, наук и художеств", куда входили и друзья художника - поэты И. П. Пнин и Д. И. Языков, филолог А. Ф. Востоков, скульптор И. П. Мартос. В Твери молодой художник преподавал рисование в гимназии, работал над эскизами к картинам "Наталья - боярская дочь" и "Бедная Лиза", занимался поисками "редкостей к отечественной истории относящихся" и тревожился о том, что его знания и способности скульптора не находят применения в провинции. Да и сама провинциальная среда, необразованная, серая, равнодушная к прошлому и настоящему, разочаровала Теребенева, и скоро он вернулся в Петербург.

В столице Теребенев вновь обратился к ремеслу скульптора: среди его работ горельефные фигуры гениев для рафаэлевских лоджий Эрмитажа (не сохранившиеся до нашего времени), рельефы для дома, выстроенного архитектором Луиджи Руска для купца Ф. Ильина на Фонтанке - на протяженном фризе скульптор представил сцены поклонения Гермесу и встречу Аполлона и Афродиты. С заданием начинающий мастер справился столь успешно, что Руска, занятый перестройкой Аничкова дворца, пригласил его выполнить несколько рельефов для Белоколонного зала и Голубой гостиной. Сцены из истории Александра Македонского, а также "Суд Париса" и "Рождение Амура" демонстрируют свободное владение композицией и смелыми ракурсами - Теребенев становится зрелым мастером, готовым приступить к своей важнейшей скульптурной работе - лепным украшениям фасадов петербургского Адмиралтейства.

Для оформления Адмиралтейства, одного из лучших созданий русской архитектуры, привлечены были виднейшие мастера монументально-декоративного искусства: Теребенев работал совместно со скульпторами Ф. Ф. Щедриным, В. И. Демут-Малиновским, С. С. Пименовым. Строитель Адмиралтейства А. Д. Захаров не просто предусмотрел скульптуру в убранстве главного своего произведения: он тщательнейшим образом продумал всю тематику изображений и даже материалы, из которых их предстояло выполнить. Свою программу для декоративной скульптуры Адмиралтейства, отмеченную четкой логикой сюжетного развития и пластического решения, Захаров успел окончательно изложить всего за четыре дня до своей смерти в августе 1811 года; надзор за строгим исполнением замысла архитектора приняла на себя Академия художеств. Теребеневу принадлежат центральный горельеф "Восстановление флота в России", барельефы четырех фронтонов двенадцатиколонных портиков, членящих длинные фасады Адмиралтейства, и фигуры летящих Слав над главными воротами и арками боковых невских павильонов. Исполненные с великолепным мастерством, благородством и тонким чувством ансамбля, они доставили скульптору заслуженную известность.

Но подлинную славу Теребеневу принесла графика - сатирические листы и политические карикатуры на темы Отечественной войны 1812 года. Вторжение наполеоновских войск "пробудило, - по словам В. Г. Белинского, - дремавшие силы России и заставило ее увидеть в себе силы и средства, которые она дотоле сама в себе не подозревала". По многочисленным летучим листам того времени, автором большинства которых был Теребенев, можно воссоздать историю Отечественной войны. Подхватив традицию европейской политической сатиры, многие из них в свою очередь послужили образцами для английских антинаполеоновских карикатур. Однако главная их черта - близость к народной картинке - ив образном и цветовом решении, и в сочетании изображения и текста, автором которого был сам художник, вспомнивший свои стихотворные опыты времен "Вольного общества любителей словесности, наук и художеств". Эта близость к фольклору, продолжение традиций русского народного лубка, живость рисунка, передающего напряженное динамическое действие, умение выбрать острую драматическую ситуацию, служащую темой карикатуры, отличают самые удачные листы Теребенева. "Крушение всемирной монархии" показывает раса а дающуюся наполеоновскую империю; "Русский Сцевола" восхищает неустрашимостью и мужеством русского крестьянина; "Французский вороний суп", "Ретирада французской конницы, которая съела своих лошадей в России" повествуют о перипетиях замерзшей и растерянной армии, слывшей непобедимой, - здесь широчайший диапазон настроений и оценок - гнев, ненависть, издевка, смех. Лучшие и известнейшие карикатуры времен Отечественной войны, большая часть из которых принадлежала самому Теребеневу, вошли в подготовленную им к изданию азбуку "Подарок детям в память 1812 года", увидевшую свет уже после смерти художника.

Все графическое наследие Теребенева, отличающееся высокой художественностью и вкусом, возникло в течение всего нескольких лет - досадно ранняя смерть прервала его работу. Однако созданного оказалось достаточно, чтобы обеспечить Ивану Теребеневу почетное место в истории русского искусства. Пророческими оказались слова поэта А. Измайлова о том, что карикатуры Теребенева, эти "остроумные и единственные в своем роде произведения, дойдут, без сомнения, до потомков наших вместе с незабвенными происшествиями последней войны с Наполеоном".

Н.Борисовская

Сто памятных дат. Художественный календарь на 1990 год. М.: Советский художник, 1989.



Похожие статьи
 
Категории