Анализ рассказа "Гамбринус" Куприна А.И. В чём смысл произведения Куприн "Гамбринус"

29.03.2019

ТЕМА: ТОРЖЕСТВО ИСКУССТВА В ПРОИЗВЕДЕНИИ А.И. КУПРИНА «ГАМБРИНУС».

Цели:обучающая -обучение эстетическому анализу художественного текста;- формирование теоретико – литературных понятий: традиции неоромантизма, контраст, антитеза;-подготовка к сочинению;развивающая -развитие аналитического мышления;-развитие умения грамотно и свободно владеть устной и письменной речью;воспитательная -выявление общечеловеческих ценностей;-воспитание любви ко всем людям независимо от национальной принадлежности;-воспитание гуманистического отношения к миру.

Ход урока

Мы продолжаем говорить о литературе ХХ века, о рассказе А.И. Куприна «Гамбринус». -К какому литературному направлению можно отнести творчество Куприна? (Неоромантизм) Поясните смысл термина. -Чем романтические произведения ХIХ века отличаюсь от романтизма ХХ века? Имена: А. С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Д. Горький, А. И. Куприн. -В чем уже Куприн отступает от романтических традиций ХIХ века?(Герой некрасив, пространство колоритно, но в отрицательную сторону, не вызывает эстетических чувств, замкнутое. Прилагательные из текста) -Какие романтические традиции вы увидели в произведение Куприна? (Необычный опасный мир, одинокий герой, насыщенность событиями) -А зачем автор делает своего героя столь некрасивым (с наружностью обезьяны)? (Чтобы подчеркнуть душевную красоту, показать, что внешность не главное в человеке, а главное его душа.) -Какая душа у Сашки? Что мы знаем о нём? -Как называется литературный приём, когда внешнее и внутреннее, форма и содержание как бы противопоставлены друг другу, резко контрастируют? - Кто ещё из героев представлен так же? (мадам Иванова) -И сам «Гамбринус» представлен через контраст. Докажите.(Под землёй, нет вывески и миллионы посетителей, известность) -Мы с вами говорили на прошлом уроке, что в описании порта, флагов, людей, языков подчёркивается разнонациональность. -Зачем автор выбирает именно такое разнонациональное пространство? В этом частично скрыта идея всего произведения? (Показать, что все люди похожи, у них одни чувства, проблемы, что независимо от того еврей ты или русский, англичанин или африканец, есть вещи, которые могут объединить всех, достучаться до души каждого.) - Что является объединяющим началом? (на первый взгляд невнимательного читателя – это пиво, на самом деле – песня, танец, веселье, общее дело, общие тревоги и волнения общая любовь, авторитет) -Докажите, что Сашка – король «Гамбринуса». (Пойдём к Сашке, с. 410)Прямые сравнения Сашки и короля Гамбринуса идут на протяжении всего текста. -Чем вызван его авторитет? Почему его так любят? (Своим искусством умел достучаться до души каждого) -Но жизнь идёт, меняется время. Найдите в V главе слова, указывающие на смену времени(с.405, 2-3 абзац, с 406 2 абзац) -Что меняется со временем? (песни)-Какое событие ещё тесней сплотило посетителей «Гамбринуса»? (Великая японская война) Почему? (Разнонациональность)-Прочитайте диалог Сашки и мадам Ивановой (406-407)-Что мы узнаём о Сашке?(На войну, сирота, завещание)-Найдите слова, передающие его состояние? (Закривились губы, кружка заходила в руке, в недоумении, уныло и покорно, уныло, грусть, ужас)-Как, по – вашему, Сашка -трус?-Зачем автор несколько раз вводит в текст диалоги с мадам Ивановой? Что дают они читателю? (Настоящий Сашка глубоко одинокий, несчастный человек)-Меняется ли ваше отношение к этой женщине?-Литературный приём? КОНТРАСТ.После ухода Сашки Гамбринус заглох. Никто: ни бродячие мандалисты, ни опереточный англичанин, ни Лёшка – гармонист по - настоящему заменить Сашку не мог. Прошёл год.-Как встретил Сашку «Гамбринус»? -В VII главе нигде не звучит слово революция и 1917 год, но читателю понятно, что наступило это время. -Какие слова помогают опознать время? (маленькие белые листы, студенты, рабочие становились на бочки, и говори, процессии с красными флагами и пением, алели красные ленточки и красные цветы) «Говорили с осторожностью, боялись выдать себя взглядом. Пугались своей тени, страшились собственных мыслей» «А на окраинах в зловонных каморах и на дырявых чердаках трепетал, молился и плакал избранный народ Божий, давно покинутый гневным библейским Богом, но до сих пор верящий, что мера его тяжёлых испытаний ещё не исполнена». -Что принесли перемены многострадальному еврейскому народу? Сашке? (уничтожение, убийства, горе, страдания с.412) -Зачем автор вводит в сюжет гибель Белочки? (Показать жестокость, насилие, безумство, новой власти. Белочка с деликатной мордочкой, так же как и Сашка не вписывалась в жестокое время. Он несёт людям жизнь своей музыкой, а кругом насилие и смерть) «Настало странное время, похожее на сон человека в параличе» Объясните смысл сравнения.(Боязнь всего. Жизнь, но жизнь за медленное, тихая, как сон) -Почему в этот период Сашка исчезает второй раз, и его второй раз считают погибшим? - Играет вальс «Ожидание» и возвращается Сашка. Каким он вернулся?(Обросший, худой, бледный и искалеченный) -Как автор передаёт сочувствие толпы? (Замолчали, опять тишина. Что у тебя, товарищ?)На доске: Сашкина музыка революция, война, «Гамбринус». - Какие слова можно отнести к явлениям жизни, а какие к явлениям смерти? -Ещё один литературный приём – АНТИТЕЗА - противопоставление живого и неживого в рассказе -Зачем автор делает Сашку калекой в конце рассказа? Становиться нам его жалко? Это и есть идея произведения – показать торжество искусства в совершенно, на первый взгляд, бездуховном пространстве. Искусство вечно, искусство торжествует, это то, что жизненно необходимо человеку, как хлеб и вода. Оно способно объединить самых разных людей, объединить, сплотить, и увести от кровопролития.-Небольшой по объёму рассказ, а сколько общечеловеческих вопросов в нём поднято. Каких?-национальный вопрос;-вечный вопрос еврейского народа;-добра и зла, жизни и смерти, подлости, предательства и высоты человеческой души;-вопрос искусства, которое всё перетерпит и всё победит.-Кому принадлежат последние слова в рассказе? (Сашке, повествователю. Можно смело сказать, что они выражают авторскую позицию)-Счастливый или нет финал рассказа? (Да, Сашка победил смерть) Перед нами неоромантический герой, побеждающий смерть силой своего духа. Душа – музыка, а значит, непобедима.Подготовка к сочинению . НА ДОСКЕ: « Человека можно искалечить, но искусство всё перетерпит и всё победит» Вам предстоит написать сочинения на эту тему в жанре сочинения – рассуждения. Вспомните, как строится рассуждение?Т-Д1-Д2-Д3…-В -Что будет тезисом в вашем сочинение? Здесь можете сказать, откуда фраза кому принадлежит согласен я с этим или нет. -Какие можете привести? Вся жизнь Сашки, начиная с того, как его музыка влияло на дикие нравы посетителей «Гамбринуса» и заканчивая концовкой, где Сашка – калека играет уже не на скрипке, а на губной гармошке. -Вывод. Искусство победит. Доказательства стройте, опираясь на текст. Допускается уместное цитирование, но, чтобы цитата не была огромной, сокращайте её, выбирая главное.Пример сочинения «Человека можно искалечить, но искусство всё перетерпит и победит». Так звучит финальная фраза в произведении А. И. Куприна «Гамбринус». И это действительно так. Куприн в своём произведении показал великую силу искусства. Главный герой некрасивый еврей Сашка неопределённых лет, является кумиром моряков разных национальностей, потому что он талантливый скрипач, потому что «на простые дикие нравы влияло это кроткая смешная доброта, весело лучившаяся из его глаз». Может быть, это было своеобразное уважение к его таланту. Сашка мог наиграть любую мелодию, мог своей музыкой успокоить любую драку, создать атмосферу веселья, радости, жизни в «Гамбринусе», объединить людей общей песней и танцем. Течёт и меняется время, каждого в жизни ждут испытания и потери. Наступает такое время и для Сашки. Но, ни поход на войну, ни потеря Белочки, ни арест – ничто не сломило Сашку. Внутренне интеллигентный, бесконечно добрый и порядочный, он выстоял и вернулся в «Гамбринус». Правда, вернулся калекой. Он теперь никогда не сыграет на скрипке, но талант, если он действительно настоящий, если он есть, найдёт выход к людям, во имя добра, счастья и справедливости. И те же песни, под тот же гул аплодисментов играет Сашка теперь уже на губной гармошке, всей своей жизнью утверждая, что человека можно искалечить, но искусство всё перетерпит и победит.

В период политической реакции Куприн с гневом и болью вел летопись страшного времени («Бред», «Гамбринус», «Обида» и др.). Нарисовав в рассказе «Гамбринус» (1907), самом сильном произведении этих лет, картину разгула реакции, Куприн отметит, что он был заранее подготовлен.

Уже грозился полицейский: «Я вам покажу революцию, я вам покаж-у-у-у!», — и «в улицах, похожих на темные липкие кишки, совершалась тайная работа. Настежь были открыты всю ночь двери кабаков, чайных и ночлежек». А утром начался погром, после которого «победители проверяли свою власть, еще не насытясь вдоволь безнаказанностью».

Так скупо, но вместе с тем выразительно Куприн укажет на тех, кто подготовлял подобные погромы, на кого ориентировались силы реакции. Он не снимает вины с темной, еще не пробужденной социальным сознанием толпы, которая попала во власть необузданных звериных инстинктов и чувствует себя безнаказанной, но, как и в предшествующем творчестве, переносит борьбу со злом из сферы политической в сферу социально-психологическую.

Темным инстинктам, овладевшим людьми, жизнелюбивый писатель противопоставит свои святыни — красоту и высокую духовность. «Гамбринус» — гимн искусству и красоте несгибаемого человеческогодуха. Финальный аккорд этого гимна: «Человека можно искалечить, но искусство все перетерпит и все победит».

Портовый кабачок «Гамбринус» — место веселого разгула «портовых и морских» людей — славился и своим виртуозом, скрипачом-самородком Сашкой, репертуар которого составляли «песни, привезенные из всех гаваней земного шара». Выступления Сашки отразили трудную историю начала века: русско-японскую войну, революцию, период реакции («странное время, похожее на сон человека в параличе»).

Сашка увлекал своих слушателей и чувствительным романсом, и песнями многих наций, и Марсельезой. Его музыка — выражение народной души, именно в этом и состоит его необыкновенное искусство, а народную душу нельзя убить. И как бы ни была сурова действительность по отношению к Сашке, как бы ни калечила его физически, душа его оставалась все той же поющей и несгибаемой душою народа.

О великой силе искусства, делающей человека смелым и протестующим, Куприн говорит также в рассказе «Анафема» (1913), сразу же запрещенном цензурой. Под влиянием захватившего его чтения повести «Казаки» протодьякон Олимпий провозглашает в церкви вместо анафемы Толстому «Земной нашей радости, украшению и цвету жизни, воистину Христа соратнику и слуге, болярину Льву <...> Многая ле-е-е-та-а-а-а».

Давая оценку художественного мастерства Куприна, критика обычно отмечала простоту и вместе с тем большую выразительность его языка. О первом томе «Рассказов» писателя, изданном «Знанием» в 1903 г., Лев Толстой писал: «В нем много лишнего, но очень ярко и хороши тон и язык».

Язык «Гамбринуса» им был назван «прекрасным». В 1909 г. Куприн вместе с И. Буниным получил Пушкинскую премию, присуждаемую Отделением русского языка и словесности Академии наук.

«Гамбринус» был одним из последних рассказов Куприна на острую социальную тему. Писатель говорил, что Горький хотел сделать его певцом революции, но это не соответствовало его таланту. Продолжая порою откликаться на «злобы дня», Куприн был далек от революционной среды и чуждался политики.

История русской литературы: в 4 томах / Под редакцией Н.И. Пруцкова и других - Л., 1980-1983 гг.

Рассказ «Гамбринус», созданный Александром Куприным в исторический отрезок времени между двумя российскими революциями, стал ярким отражением неразрывной связи судьбы простого народа с его культурой.

Перед читателем разворачивается драма жизни посетителей пивного кабачка Гамбринус на Дерибасовской в Одессе. Яркие и самобытные образы героев, центральной фигурой которых является талантливый музыкальный самородок Сашка-скрипач, наполняют неподражаемым шармом атмосферу того времени. Контрастно выглядит искристая и вдохновенная игра музыканта на фоне грозных и трагических событий, вздыбивших Россию и исковеркавших жизнь многих ее граждан.

Идея сюжета произведения затрагивает вечную тему бессмертия и торжества искусства над проявлением жестокости, подлости и безнравственности. В философской мысли гениального французского ученого Б. Паскаля дано определение человеку: человек - тростник, но тростник мыслящий. Это было подхвачено Куприным и перенесено в область литературы. Слова героя о том, что человека можно изувечить, а настоящее искусство все выдержит и победит, являются здесь своеобразной транскрипцией и звучат как апофеоз стойкости и мужества.

В рассказе «Гамбринус» чуть более двадцати страниц. Но каждое слово произведения, пронизанное особой магией и энергией литературного мастерства автора, будоражит читателя, держит его в напряжении, не оставляя равнодушным к драматическим событиям, развернувшимся в Российской империи того периода. Волна еврейских погромов в считанные дни сорвала жизнерадостную атмосферу доброжелательных отношений между людьми, погружая веселые улицы южного приморского города в ядовитый мрак ксенофобии.

Чуть ли не с публицистической точностью Александр Куприн описывает акты вандализма черносотенцев: «Они вламывались в частные квартиры, шарили в кроватях и в комодах, требовали водки, денег и гимна, и наполняли воздух пьяной отрыжкой» . Уже только в одной такой строчке кроется талант журналиста.

Гражданская позиция писателя легко угадывается по одной из ключевых сцен, когда одесский каменщик в разгар погрома безжалостно убивает любимую собаку Сашки-скрипача. В этом эпизоде с контрастной выразительностью неореализма Куприн показывает всю ярость тупого и бессмысленного гнева народа. Обманутый и используемый различными властными и революционными партиями в своих политических целях этот народ сам становится жертвой грядущих трагических событий. Свою боль и возмущение автор еще не раз выразит в таких произведениях, как «Бред» и «Обида».

Сочный и эмоциональный стиль, в котором выдержан «Гамбринус» делает этот рассказ образцом литературной экспрессии , а все предметы и события, описанные Куприным, имеют форму законченности и образуют внутреннюю логическую связь между собой.

В свое время Лев Толстой дал замечательную оценку литературному творчеству Куприна. Язык «Гамбринуса» писатель назвал прекрасным, отметив его яркий тон, а М. Горький планировал присвоить автору этого рассказа почетное звание певца революции. Но Куприн после октябрьских событий в России эмигрировал за границу и уже больше никогда не возвращался к революционной тематике в своих произведениях.

  • «Гранатовый браслет», анализ рассказа

Куприн А.И., Гамбринус.
Основные действия произведения А.И.Куприна "Гамбринус" разворачиваются в пивной с одноименным названием.
Пивная так была названа в честь короля Гамбринуса, некоего покровителя пивного дела. Само заведение находилось в подвальном помещении. Стены пивной всегда были влажные, пол был густо усыпан опилками, а вместо столов стояли пивные бочки. Направо от входа возвышалась эстрада. На ней каждый вечер уже много лет подряд играл "для удовольствия и развлечения гостей" музыкант Сашка. Он был евреем, внешность его была неким подобием облезлой обезьяны, но его все любили и уважали. У Сашки была маленькая собачка, Белочка, которая всегда и везде его сопровождала.Кроме Сашки в Гамбринусе было другое значительное лицо - буфетчица мадам Иванова, которая "как капитан корабля из рубки" безмолвно распоряжалась прислугой и постоянно курила.
Порт города всегда был переполнен судами. Английские, японские, русские, польские, французские. Итальянские корабли стояли, плотно прижавшись боками. Моряки различных стран и государств были неизменными посетителями Гамбринуса, и они же были неизменными поклонниками Сашки. Каждый заказывал ему мелодию своей страны, своего края, и Сашка с великолепным успехом играл их. К вечеру карманы музыканта были тяжелы от серебряных монет, а сам он слегка покачивался от пива, которым его угощали. Но на следующий день он обязательно появлялся в Гамбринусе снова, и все повторялось. Своей игрой на скрипке Сашка вынуждал людей забыть о том, что существуют на свете серые будни, тоска, работа, уныние...
Сашку заслуженно ценили.
Однажды Сашка пришел в Гамбринус раньше обыкновенного. В глазах его была горечь его забирали на войну. Не помешало и то, что он был еврей. К вечеру об этом знал весь Гамбринус. Из сочувствия Сашку мертвецки напоили, но из его глаз все так же "глядели грусть и ужас". Скрипку Сашка подарил одному рабочему, а собачку Белочку буфетчице - мадам Ивановой.
Без Сашки Гамбринус "опустел и заглох". Хозяин пробовал было пригласить бродячих мандолинистов, но публика, приходящая в Гамбринус, их освистала и бросала в них огрызками сосисок. Первое время о Сашке спрашивали почти каждый вечер, интересовались, не было ли от него письма или открытки. Но так как время "все обтачивает и смывает", мандолинистов сменил и прочно укрепился Лешка - гармонист, бывший вор.
Прошел год. О Сашке уже никто не вспоминал, кроме мадам Ивановой.
Прошел еще год. И тогда вернулся Сашка. Как оказалось, он даже не был ранен. В тот день, когда Сашка вернулся, в Гамбринусе было столько народа, что негде было сесть. Сашке вернули скрипку, а собачка Белочка снова сидела у его ног. Все было прекрасно, казалось, музыкант совсем не изменился. Но мадам Иванова заметила - тоска и ужас из его глаз не исчезли.
Вскоре настали "пестрые, переменчивые, бурные времена". По улицам ходили толпы людей, иногда случались погромы. Били и евреев. Но Сашку не трогали, потому что его все знали. Однако, не смея причинить вред ему, однажды на его глазах убили Белочку. После погромов в городе наступила зловещая тишина. По городу ходили сыщики. В Гамбринус они явились также. Один из сыщиков был крещеным евреем по прозвищу Гундосый. Что-то ему не понравилось в Сашке, и он набросился на него. Но через несколько мгновений, все увидели, что Гундосый лежит на полу, а Сашка держит в руках обломок своей скрипки... Конечно, толпа скрыла Сашку от сыщиков в одно мгновение. Но вечером, когда Сашка выходил из пивной, на него набросились несколько человек. Сашку можно было считать похороненным.
Прошло три месяца. Однажды вечером Сашка вернулся. Он оброс бородой и исхудал. Но самым страшным было то, что левая рука Сашки "была проворочена локтем к боку". Было видно, что рука не разгибалась. На вопросы окруживших его людей Сашка отвечал, что "что-то с сухожилием". Играть на скрипке он больше не мог. Зрители расстроились. Но вдруг Сашка достал здоровой рукой из кармана... губную гармошку. И старые, давно известные всем мелодии раздались в Гамбринусе.
"Человека можно искалечить, но искусство все перетерпит и все победит"
- такими словами завершается произведение А.И.Куприна "Гамбринус".

«Гамбринус» Куприна А.И.

Рассказ «Гамбринус», созданный Александром Куприным в исторический отрезок времени между двумя российскими революциями, стал ярким отражением неразрывной связи судьбы простого народа с его культурой.

Перед читателем разворачивается драма жизни посетителей пивного кабачка Гамбринус на Дерибасовской в Одессе. Яркие и самобытные образы героев, центральной фигурой которых является талантливый музыкальный самородок Сашка-скрипач, наполняют неподражаемым шармом атмосферу того времени. Контрастно выглядит искристая и вдохновенная игра музыканта на фоне грозных и трагических событий, вздыбивших Россию и исковеркавших жизнь многих ее граждан.

Идея сюжета произведения затрагивает вечную тему бессмертия и торжества искусства над проявлением жестокости, подлости и безнравственности. В философской мысли гениального французского ученого Б. Паскаля дано определение человеку: человек - тростник, но тростник мыслящий. Это было подхвачено Куприным и перенесено в область литературы. Слова героя о том, что человека можно изувечить, а настоящее искусство все выдержит и победит, являются здесь своеобразной транскрипцией и звучат как апофеоз стойкости и мужества.

В рассказе «Гамбринус» чуть более двадцати страниц. Но каждое слово произведения, пронизанное особой магией и энергией литературного мастерства автора, будоражит читателя, держит его в напряжении, не оставляя равнодушным к драматическим событиям, развернувшимся в Российской империи того периода. Волна еврейских погромов в считанные дни сорвала жизнерадостную атмосферу доброжелательных отношений между людьми, погружая веселые улицы южного приморского города в ядовитый мрак ксенофобии.

Чуть ли не с публицистической точностью Александр Куприн описывает акты вандализма черносотенцев: «Они вламывались в частные квартиры, шарили в кроватях и в комодах, требовали водки, денег и гимна, и наполняли воздух пьяной отрыжкой» . Уже только в одной такой строчке кроется талант журналиста.

Гражданская позиция писателя легко угадывается по одной из ключевых сцен, когда одесский каменщик в разгар погрома безжалостно убивает любимую собаку Сашки-скрипача. В этом эпизоде с контрастной выразительностью неореализма Куприн показывает всю ярость тупого и бессмысленного гнева народа. Обманутый и используемый различными властными и революционными партиями в своих политических целях этот народ сам становится жертвой грядущих трагических событий. Свою боль и возмущение автор еще не раз выразит в таких произведениях, как «Бред» и «Обида».

Сочный и эмоциональный стиль, в котором выдержан «Гамбринус» делает этот рассказ образцом литературной экспрессии , а все предметы и события, описанные Куприным, имеют форму законченности и образуют внутреннюю логическую связь между собой.

В свое время Лев Толстой дал замечательную оценку литературному творчеству Куприна. Язык «Гамбринуса» писатель назвал прекрасным, отметив его яркий тон, а М. Горький планировал присвоить автору этого рассказа почетное звание певца революции. Но Куприн после октябрьских событий в России эмигрировал за границу и уже больше никогда не возвращался к революционной тематике в своих произведениях.



Похожие статьи
 
Категории