Анатолий Криволап: «Художника должны знать по работам, а не в лицо. Анатолий Криволап — cамый дорогой украинский художник Криволап художник картины

13.06.2019
КОНСУЛЬТАНТ ПО УКРАИНСКОМУ СОВРЕМЕННОМУ ИСКУССТВУ

«Анатолий Криволап – живописец с необычным и удивительным талантом. Яркость красок он искусно сочетает с пастельностью сюжета, а мягкость цвета – с глубокой содержательностью полотна. Он признанный мастер в работе с насыщенными, глубокими, порой отчаянными и несдержанными, а порой невероятно тихими оттенками, передающими настроение полумига. Его творчество наследственно олицетворяет национальную цветовую традицию, которая определила славу живописцев из Украины во всем мире.
Произведения этого художника близки и понятны каждому - от профессионального ценителя до обычного наблюдателя, ведь именно таково настоящее, искреннее и вневременное искусство. В то же время полотна Анатолия непростые, заставляют зрителя отдать свое время на их созерцание, задуматься, запустить внутренние механизмы воображения, анализируя систему взаимосвязанных между собой знаков, символов и элементов, которыми художник наполняет свои полные экспрессии и выразительности произведения. Именно такое – яркое, смелое, глубокое искусство будет определять культуру не только завтрашнего дня, но и дальнейшего будущего.» – Игорь Абрамович, март 2015 года, Киев


Денис Белькевич

УПРАВЛЯЮЩІЙ ДИРЕКТОР «RED ART GALLERIES»

«Анатолий Криволап – невероятный, мощный, самобытный художник. Я бы назвал его «украинским» с большой оговоркой: его творчество – международного класса и должно принадлежать мировой истории искусств. Сегодня много говорится о том, как Украина должна быть представлена на внешнем художественном рынке, какой образ страна должна получить в информационном сознании. На мой взгляд, визитной карточкой Украины должен стать цвет – как носитель идеи страны с большой историей и разномастной территорией. В этом отношении нефигуративная живопись Анатолия Криволапа, способная приковать взгляд сочетанием двух–трех красок, лучше других отражает посыл, который должен вывести Украину на международную арену.
Востребованность художника такого уровня и посыла лишь подтверждают его рыночные показатели: Криволап рекордсмен как по официальным международным продажам (Philips, $186 тыс. за работу «Конь. Вечер», 2011), так и по продажам иностранцам внутри страны (благотворительный аукцион Red Art Galleries, $41 тыс. за работу «Мартовский вечер», 2013). Третий порог, который первым взял художник – первая публичная повторная продажа среди украинских авторов, состоявшаяся на Philips в 2014 году (спустя год после продажи на Sotheby’s за $61 тыс. зимний пейзаж без названия был успешно реализован на Phillips за $108 тыс). Также у Анатолия самый низкий процент непроданных работ – всего 5%, в превышения эстимейта пейзажей доходили до 300% при ударе молотка. Единственное, что не достает в этом «маркетинговом портфолио» – персональной выставки за рубежом, которая даст старт для последующих, и контракта с крупной международной галереей.
Анатолия Криволапа часто сравнивают с Герхардом Рихтером – нефигуративным феноменом нашего поколения – на это могу сказать одно: было время, когда работы немца стоили меньше нынешнего Криволапа, было время – когда ровно столько же. Именно на этом этапе им серьезно занялись за рубежом, и сегодня десятки миллионов за Рихтера – никого не удивляют. Потенциал Анатолия, по мнению многих людей, кому мы показывали его на Западе – даже выше, ведь немец «достает» пейзажи из себя, а Криволап – из природы. А она бесконечна и безгранична.» – Денис Белькевич, апрель 2015, Киев


Эдуард Дымшиц

Кандидат искусствоведения, заслуженный деятель искусств Украины, коллекционер

«Произведения Анатолия Криволапа ценны как с художественной, так и с инвестиционной точек зрения. Как искусствовед и ценитель красоты я с уверенностью могу заявить, что на сегодняшний день он является лучшим украинским колористом. А картины известных мастеров цвета, от Тициана и Рембрандта до Ротко, всегда высоко ценились на мировом художественном рынке.
Как коллекционер и профессионал я могу подчеркнуть, что Криволап уверенно обладает статусом «самого дорогого современного украинского художника». Его произведения с успехом продаются на ведущих мировых аукционах за большие деньги. Соответственно, у художника нет причин демпинговать и снижать стоимость собственных работ, потому что всегда найдутся коллекционеры, которые захотят приобрести его полотна.
В итоге инвестиция в картину Криволапа – это оправданный шаг с точки зрения искусства и финансов. Ведь если вам посчастливилось стать владельцем картины Анатолия Криволапа, то в дальнейшем ваше художественное приобретение будет только дорожать.» – Эдуард Дымшиц, январь 2015 года, Киев

Дженнифер Кан

Искусствовед, независимый куратор

«Криволап, несомненно, является представителем одновременно локальной и международной художественной сцены, опираясь в своем творчестве на местные и колористические традиции живописи, благодаря чему успешно представляет свою страну иностранной аудитории. Благодаря впечатляющему, абсолютно современному цвету он сумел вывести свою страну на новый, недостижимый ранее уровень. Яркие и мощные, хотя пасторальные и спокойные, его картины могли бы стать национальным символом украинского настоящего, также сотканного из контрастов и противоречий. Полотна Криволапа, отличающиеся длинными линиями горизонта и огромными объемами светящегося и сверкающего неба, создают новые традиции, определяя место Украины в XXI веке.
Новейшие работы Криволапа стали для него как для художника настоящим новаторским прорывом. По словам самого художника, в течение первых пятнадцати лет он работал в лирической манере с фигуративными темами, а потом еще десять лет он пытался найти гармонию цветов в абстрактных композициях. Лишь в 1990 году он нашел свой эмоциональный голос, достигнув того, что он называет своего рода медитацией. Это нирвана зрелого художника – после десятилетий поисков, когда он отшлифовывал свой взгляд, мастерство работы с кистью и композицию, ныне Криволап находится во вневременном состоянии своего третьего творческого этапа, что для него равняется ощущению вселенской гармонии.» – Дженнифер Кан, декабрь 2014, Браунсвилл, Техас


Ольга Пальниченко

Искусствовед

«Пейзажная живопись Криволапа балансирует на грани фигуратива и абстракции, что с колористической точки зрения позволяет сравнить автора с представителями американского абстрактного экспрессионизма (Марк Ротко, Виллем де Кунинг) и французского стиля информель (Серж Поляков), но отголоски реалистического восприятия роднят его и с украинской пейзажной школой (Адальберт Эрдели).
Его пейзаж привязан географически только названием, автор не дает нам конкретного топографического ориентира. Криволап, демонстрируя целостный взгляд на мир и природу, остается верен своим мотивам уже в течение почти 20 лет, поэтому серийность в его творчестве кажется вполне закономерной и понятной.
Полотна Криволапа – документальные свидетельства вечности природы и ее колоссальной силы. Именно поэтому присутствие человека в его пейзажах – очень интеллигентное и ненавязчивое. История развития отношений человека и природы у мастера все еще имеет положительный оттенок – природа главенствует в своем могуществе. И для художника это единственная непоколебимая правда.
Основное средство коммуникации между художником и зрителем – цвет, но диалог при посредничестве цвета изначально не может проходить безболезненно. Ведь только когда эмоциональное восприятие полотна переходит в медитативное, создается взаимодействие цветового поля с внешним миром, посредником для которых становится зритель.» - Ольга Пальниченко, апрель 2015, Вена

В марте 2016 самый успешный украинский художник Анатолий Криволап открыл в рамках проекта CultprostirHub большую выставку живописи "Музейная коллекция". «Маэстро кисти» представил более 60 картин. Среди них те, что хранятся в частных коллекциях, и совсем новые - пейзажи украинских Карпат. Одним из знаменательных событий в рамках выставки стала презентация Премии Анатолия Криволапа, которую художник основывает для поддержки талантливой молодежи. Анатолий Криволап возглавляет рейтинг самых успешных украинских художников. С 2010 по 2015 год на отечественных и международных аукционах было приобретено 18 картин его авторства на сумму 771 180 USD.

Анатолий Криволап на открытии выставки живописи "Музейная коллекция"

С Анатолием Дмитриевичем поговорили о создании в Украине Музея современного искусства, о том, какую миссию выполняет искусство в Украине в период войны на Востоке, поддержке молодых художников, а также о мечтах самого дорогого отечественного живописца.



Открытие выставки Анатолия Криволапа "Музейная коллекция"

Анатолий Дмитриевич, волнуетесь перед открытием нового для Вас проекта?

Перед выставкой я всегда волнуюсь. Ведь экспозиция «Музейная коллекция» для меня своеобразная благодарность украинским коллекционерам. Начиная с 15 века, когда искусство было только сакральным. Коллекционеры стали подвижниками для популяризации многих неизвестных художников. За 25 лет ни один музей в Украине не делал покупок картин. Кроме того, в нашей стране до сих пор нет Музея современного искусства. Фактически украинское искусство только и держится на коллекционерах. Именно поэтому моя выставка призывает нас всех объединяться в клуб, чтобы в дальнейшем все-таки решить глобальный вопрос – создания в нашей стране современной платформы, музея частных коллекций. Несмотря на то, что Украина ныне переживает не простые времена, я считаю, что сейчас для этого настало время.

Сейчас, кроме картин из частных коллекций, Вы представляете и новые работы. Расскажите о них.

Да, новые работы есть. Я недавно вернулся с Карпат. Там прожил месяц, просмотрел все состояния природы: от зимы до весны и почти до лета. Впервые я там жил больше месяца, смог поработать с новой для меня темой. В целом, сейчас я презентую коллекционные работы. Конечно, это минимальная часть, которую вместило это пространство. Надеюсь, когда появится музей частных коллекций, можно будет продемонстрировать весь объем работ. Кроме того, мне интересно, как все это выглядит в рамах, которых я никогда не делал. Я только сейчас заинтересовался этим вопросом. Ведь картина после продажи продолжает жизнь у коллекционера, а это другой вкус, интерьер, место, обрамление.

Вас называют «Маэстро цвета». Согласны ли с таким утверждением?

Знаете, трудно давать оценку самому себе. Я всю жизнь работал с цветом. На сколько он у меня такой непредсказуемый, даже объяснить трудно. Цвет – это дело жизни, а как удачно он получается, я не намерен оценивать.



После продажи картин на аукционах, Вам пришлось в Украине поднять цены?

Дело в том, что такая ситуация сложилась в 1992 году. За рубежом картины покупали, а в Украине – за такие цены еще никто не был готов. Ситуация изменилась с 2005 года. Сейчас моей живописи очень много именно у украинских коллекционеров. Конечно, я не выставляю самые высокие цены, ведь продаю картины за адекватную цену, более спокойную, я бы так сказал.

Расскажите о процессе создания новой работы.

Вы знаете, творчество – это такая неразгаданная тайна. Ее никто никогда не сможет определить. Сначала картина возникает перед тобой, а дальше уже происходит процесс ее воплощения. Иногда наоборот, ты начинаешь просто писать. Долго работаешь. А потом неожиданно то, что представлял раньше, ты видишь совсем в другом состоянии, в котором не мог себе даже представить. Я называю это особым состоянием. Есть у меня и просто профессиональное состояние, когда пишу нормальную, обычную картину. Но те счастливые случаи, когда являются какие-то особые работы, они неожиданные для меня.


А есть такие картины, которые Вам лично не нравятся?

Если мне хоть что-то не нравится, я сразу переделываю. Есть более удачные работы. К ним могу часто возвращаться, если вижу улучшения. Но я не допускаю картины, которых бы не принял сам. Я сам себе худсовет.

А думали над тем, чем еще можете поразить Украину, мир? Будет еще что-то более гениальное, чем уже написано?

Я повторюсь, это феномен творчества. Он или приходит или нет. Его нельзя запланировать. Можно запланировать профессиональную серию работ, а феномен – нельзя. Буду писать, как писал всю жизнь. Буду рисовать, а там как Бог даст.


Как и чем Вы вдохновляетесь?

Основным было для меня всю жизнь – это краски. Впервые я увидел масляные краски, когда мне было, наверное, лет десять. Их запах пленил меня, был как наркотик. Я сидел на уроках рисования, нюхал, вдыхал его. Это было во мне. Сейчас мне достаточно увидеть краску и, все, я включен в работу. Мне не надо никаких стимуляторов, допингов. Глядя на краску, я уже вижу что-то, предчувствую. Палитра красок настолько богата, столько всего в ней заложено. Достаточно лишь прикосновения к ней – она уже возбуждает к творчеству, к работе. Это фантастика.

Как ищете сюжеты будущих картин?

Я пропускаю через себя то состояние, которое записывается в моем подсознании. Это система полного расслабления. А когда начинаю писать, вдруг чувствую, что я попадаю в то состояние, которое мне знакомо, которое я прожил, прочувствовал. Поэтому остается только оформить чувства уже в цветные композиции.



Расскажите о премии для молодых художников, которую сейчас организовываете?

Вспоминая историю искусства: талантливая молодежь, которая училась в художественных академиях, очень часто была бедной. Иногда студентам даже не было где жить. Профессоры брали их к себе домой. При художественных академиях всегда были премии. Наиболее талантливых художников посылали на учебу в Италию, Париж – это такая мировая практика. В Украине, к сожалению, такой премии нет. Я захотел стимулировать академическое обучение студентов. Это база для искусства – определять лучшие постановки или интересные работы. Над этим будет работать команда специалистов, а я буду выделять средства. Чтобы украинские художники тоже могли увидеть парижские, мюнхенские музеи. Ведь по себе знаю, что это мечта каждого студента. Надеюсь, что мне удастся уговорить коллекционеров увеличить финансовую премию. На проект выделяю 5 тысяч долларов. Победитель получит от меня билет в музей, также будет оплачен отель.

Анатолий Криволап на открытии своей выставки "Музейная коллекция"

За творчеством кого из молодых художников Вы наблюдаете? Есть такие, кто действительно достоин внимания?

Конечно, приглядываюсь… Однако, все же считаю, что это все не мое дело. Художник всегда субъективен, поэтому не хочу влиять. Для этого есть искусствоведы, профессора, люди, которые занимаются этим профессионально. Не хочу в таком вопросе даже подсознательно навязывать свои стереотипы.

Повлияла ли война в Украине на Ваше творчество?

Искусство разделяется на социальное и на просто искусство. Контемпорари – это социальное искусство, которое откликается на все события в обществе. И есть искусство, которым художник занимается, как бы не попадая в эту тему. Конечно, как человек, как художник, переживаю. Вижу, как все, что происходит в нашей стране, отражается уже в моих новых произведениях. Можно сравнить те работы, которые были до войны и после… Она очень сильно влияет, ведь человек – не машина. Тем более творческий человек.



В это сложное время какую миссию должно выполнять искусство?

Свою… Ту же миссию, какую оно выполняет с самого начала человечества, с момента появления наскальных рисунков. Времена меняются, все меняется. Искусство – это не политика. Искусство – это то, что сближает людей, позволяет лучше понимать, чувствовать друг друга. Агрессия не влияет на тех людей, которые хорошо разбираются в искусстве.

Как бы Вы сами охарактеризовали собственный стиль? Как вы к нему пришли?

Шел трудно и долго. Пейзаж, как стиль, минималистический. А пейзаж, который передает натуру, созерцательный, медитативный. Я просто беру пятна цвета, объединяю их таким образом, чтобы минимизировать изображения. Делаю только намек для того, чтобы раствориться в этом цвете и испытывать те чувства, которые он вызывает. Примерно так это можно объяснить.



Много украинских художников едут на запад. Почему вы остаетесь в Украине?

Я не представляю своей жизни без Украины. Ностальгия у меня врожденная. Когда работаю за границей, больше трех дней там просто не выдерживаю. Конечно, я могу себе позволить жить в другой стране, но зачем? Я считаю наша страна – самая лучшая, но некоторые моменты не очень удачные. Украине с властью не везло никогда. Во все времена. Все имеем: землю, людей, а с властью не складывается, к сожалению. Когда эта преграда будет преодолена, тогда Украина будет совсем другой. Построится успешное государство. Я хочу, чтобы мои дети и внуки здесь жили. А тех, кто едет из Украины, я не осуждаю, но и не понимаю. Не смотря ни на что, уверен – наша страна очень интересная. За границей уже все мертво и совсем для меня не интересно. Я не мог бы там работать. Свое творчество связываю исключительно с Украиной.

Что Вас не устраивает в Украине?

То, что сейчас – это движение, которое не известно куда приведет. Движение определяющее. Только время покажет, в каком направлении мы пойдем. Так же и в искусстве.



Вы рассказывали, что месяц работали в Карпатах. Удалось разгадать цветовой код Карпат?

Я еще на пути к этому. Почувствую, когда пазл сложится полностью. Думаю, что вскоре снова поеду туда. Иногда нужно много времени, чтобы вжиться в нужное состояние. Много раз ездил в Египет. Дважды в год бывал там. Лишь на четвертый год у меня начало складываться. Случился толчок в подсознании. Начал писать. Вдруг до меня дошло, что тут небо и вода, которые никогда не знали снега и мороза. Понял, что их нельзя писать синим, как мы пишем здесь. Начал писать небо так, как песок. У меня вышла неплохая серия, которая не имела ничего общего с украинскими пейзажами. Карпаты должны быть степью, знакомой мне с детства.


Я знаю, что Вы сейчас еще занимаетесь росписью храма.

Да! Для меня это был неожиданный опыт. Я согласился при условии, что это будет полная творческая свобода. Иначе не пошел бы на это. Здесь я неконтролируемый и опасный. Мне принесли икону. Я ее переписал. Конечно, не стал отходить от канонов, но все обрамил в чистый цвет.

Маэстро, а какое Ваше хобби?

Машины люблю… Я гоняю по 200 и более километров. Могу так ехать ночью и даже днем, если есть пространство или я спешу. Моя машина – Porsche. Это зверь. Авто, которое создано для полета. Получаю такой же адреналин, когда картины пишу.

Анатолий Дмитриевич Криволап (укр. Анатолій Дмитрович Криволап; р. 1946) — украинский художник, мастер нефигуративной живописи.

Родился 11 сентября 1946 года в Яготине. Первым учебником по живописи Анатолия стала выцветшая довоенная книжечка с уроками рисования, которую он нашёл в библиотеке в Яготине.

В 1976 году окончил факультет живописи КГХИ.

Первый собиратель работ Криволапа — польский коллекционер Ришард Врублевский.

С 1992 по 1995 год Анатолий Криволап активно участвовал в деятельности «Живописного заповедника», известной в истории современного украинского искусства арт-группы. В 2000-х годах перебрался из Киева в село Засупоевка под Яготином, где живёт и работает и в настоящее время.


Анатолий Криволап считается самым «дорогим» современным художником Украины — в октябре 2011 года на торгах аукциона Phillips de Pury & Co в Лондоне его работа «Конь. Ночь» была продана за $124 343, а картина «Конь. Вечер» 28 июня 2013 года ушла с молотка на торгах Contemporary Art Day Phillips за 122,5 тысяч фунтов стерлингов ($186 200).

9 февраля 2012 года был объявлен список победителей Шевченковской премии 2012. Анатолий Криволап победил в номинации «изобразительное искусство» (за цикл из 50 работ «Украинский мотив»)

Анатолий Криволап художник-абстракционист, который прошел сложный путь от фигуратива через фовизм к собственному стилю. Творчество Криволапа развивается в рамках модернистской традиции восприятия мира через цвет. Как истинный модернист, Анатолий Криволап видит себя в авангарде украинского искусства. И если авангардисты начала прошлого века эпатировали новой экспрессией сияющих цветов общество, привыкшее к традиционной фигуративной живописи, то в начале этого века борьба продолжается, но только уже не с закоснелой традицией, а с новыми деструктивными тенденциями массового общества и глобализма.

Мировой рынок искусства все больше интересуется украинскими художниками. Их картины еще не попадают в список самых дорогих, но потенциал большой, говорят эксперты. Ми предлагаем вам ознакомиться с самыми дорогими работами современных украинских художников.

Художник: Анатолий Криволап
Картина: “Конь. Вечер”
Стоимость: $186,200

Работа украинского художника в 2013 году ушла с молотка торгов Phillips. Стартовая цена на полотно “Конь. Вечер “составляла 76 тыс. долларов. По результатам торгов стала второй самой дорогой среди проданных, после работы американца Кита Харинга. Полотна Анатолия Криволапа узнаваемые благодаря монохромности и ярким цветам. “Совершенствуя годами острое чувство цвета, художник стал известен благодаря своим последним ностальгическими мыслями о “Житнице Европы “, – сказано в каталоге аукциона Phillips. Полотно было написано в селе Засупоевка. По словам художника, особенно сложно было подобрать оттенки. Хотя когда Криволап рассказывал, что овладел более 50 оттенками красного, этот вызов был особенным. Конь должен был не слишком выделяться на фоне и при этом не слиться с ним. К продаже на аукционе картина находилась в частной коллекции в Европе, а также выставлялась в “Мистецькому арсеналі” в 2012 году. Картина является частью открытой серии работ, начатой в 2005 году. Она насчитывает еще 14 полотен.


Художник: Василий Цаголов
Картина: “Кого боится Херст”
Стоимость: $100,000

Василий Цаголов – киевский художник, хорошо известный за рубежом. Он активно реагирует на многие тенденции в обществе и искусстве. Не обошл он вниманием и Херста, как одного из самых известных, коммерчески успешных художников мира. Основная тематика творчества Херста – смерть, заявка на ее философско-религиозное осмысление. Цаголов тонко, иронично обыгрывает этот момент в картине “Кого боится Херст”. В 2009 году в PinchukArtCentrtе проходила выставка Дэмиена Херста. Одновременно с ней Василий Цаголов в киевской галерее “Коллекция” выставил эту свою картину. На полотне ковбой с пистолетами в обеих руках, идет вперед, стреляя направо и налево, оставляя после себя кладбищенские кресты. Образ ганстера, что занимает все пространство картины, написанный с нижнего ракурса, настолько довлеет над зрителем, что воспринимается как аллегория коммерческого искусства, навязывает нам свои вкусы, образ мышления и стиль жизни. Работу приобрел украинский коллекционер.


Художник Александр Ройтбурд
Картина: “Прощай, Караваджо”
Стоимость: $97,179

Одессит Александр Ройтбурд один из основателей украинского постмодернизма. Его работы экспонируются в нью-йоркском Музее современного искусства. “Прощай, Караваджо” была продана в 2009 году. Картина была написана под впечатлением похищения из одесского Музея западного и восточного искусства знаменитого полотна Караваджо “Поцелуй Иуды, или Взятие Христа под стражу”. Полотно стало началом серии монументальных работ “Ройтбурд vs Караваждо”. Одноименная выставка проходила в апреле-мае 2010 года в киевской галерее “Коллекция”. По мнению художника, подобная игра с шедеврами классики помогает раскрыть в них новое значение.


Художник Илья Чичкан
Картина: “Оно”
Стоимость: $79 500

Представитель Новой волны в украинском искусстве Илья Чичкан известный во всем мире. Наиболее узнаваемые его работы связаны с представлением известных персон в образе обезьян. Летом 2008 года картина Ильи Чичкана “Оно” была продана в Лондоне. Продажа состоялась на торгах Phillips de Pury – третьего по важности после Christie’s и Sotheby’s аукционного дома. Это был вторичный продажа: картину на аукцион выставил коллекционер, а не сам художник. “Я ничего из этого не получил”, – говорил Чичкан. На самом деле получил – репутацию. Если картину выставляет коллекционер и она продается, значит, в ее автора есть коммерческий потенциал.


Художник Олег Тистол
Картина: “Раскраска”
Стоимость: $53,900

Творчество художника Олега Тистола относят к необарокко. Его картина “Раскраска” ушла с молотка аукциона Phillips в 2012 году. Покупатель пожелал остаться неизвестным. Картина была создана на мероприятии Украинская неделя моды. Во время дефиле модельера Анастасии Ивановой гости на холсте рисовали цветными маркерами.

Художник должен быть бедным, голодным и вести разгульный образ жизни - всё это не о живописце Анатолии Криволапе . «Просто бывают художники по жизни. У них есть поза, привлекающая внимание одежда, особое выражение лица. Ты смотришь и видишь: это художник, но они - артисты больше, чем художники. И это тоже классно, среди них могут быть хорошие мастера, но это другой стиль», - размышляет один из самых востребованных и самый дорогой отечественный современный живописец.

Стиль самого Криволапа - джинсовые шорты и рубаха, так он встречает гостей в своём доме в селе Засупоевка, недалеко от Яготина. Там 66-летний художник живёт и работает уже много лет, в Киев выбирается не так уж и часто и только по особым поводам.

Поиски гармонии
«Как проходят мои будни? По-будничному», - шутит Криволап. Его день начинается в девять утра, после чая или кофе - несколько часов работы. «Если нет настроения идти в мастерскую, тогда сажусь в машину и катаюсь по окрестностям, наблюдаю», - рассказывает живописец. Он испытывает слабость к спортивным авто, но на сельских дорогах предпочитает массивный джип. Иногда машину заменяет велосипед и заплыв в озере Супой, на берегу которого стоит дом Криволапа. Затем - полноценный рабочий день, художник может простоять за холстом и восемь часов подряд. Вечером - отдых в гамаке, тут Криволап наблюдает за закатом солнца, за тем, как меняют цвет облака, за восходом луны. Потом всё увиденное переносит на полотно.

«Когда начинаешь картину, она тянет, как магнит. Поработал, потом часок отдохнул, поплавал - и снова в мастерскую, посмотрел, подправил. И так всё время, пока не доведёшь её до ума», - объясняет свой творческий метод Криволап. Иногда картина получается ещё на стадии наброска, причём выходит даже лучше, чем было задумано. А иногда возвращаться к полотну приходится годами. «Если говорить конкретно, то от двух часов до тринадцати лет, - уточняет художник. - Это ведь работа с условными цветами, которые должны передавать и освещение, и пространство, и моё личное состояние».

Обязательный пункт в расписании рабочего дня художника - вечерняя проверка проделанного за день. «Когда темнеет, я включаю свет и смотрю. Если мне не нравится, как выглядит картина при искусственном освещении, я её переделываю. Утром снова смотрю, что получилось. При дневном и искусственном освещении цвета воспринимаются по-разному, но гармония должна сохраняться всегда. Ведь и все музеи работают с искусственным освещением, и мы дома большую часть времени проводим при нём», - объясняет Криволап. Если гармонию не сохранять, картина будет выглядеть тёмной, а цвета не будут передавать то настроение, или «состояние», как его называет художник, которое в произведение закладывал автор.

Ни тогда, когда Криволап писал абстракции, ни до этого, ни после отзывами на свою работу, позитивными или негативными, художник не интересовался. «Как только я определился с собственным стилем, меня постоянно кто-то не воспринимал, - говорит он. - Недавно на выставке ко мне подошёл Святослав Вакарчук, сказал: «Очень хочу вашу работу, нравится, но не могу, она меня истощает, забирает силы». И это нормально, восприятие всегда личное».

Со своим фирменным стилем - экспрессивными пейзажами, написанными яркими красками на масштабных полотнах, - Криволап определился в начале 1990-х. До этого он успел поэкспериментировать с разными направлениями, среди его работ есть и классические натюрморты, и портреты ню, затем полтора десятка лет художник писал абстрактные картины. «И когда я почувствовал, что рука работает, а внутри всё стоит, понял, что делаю формальные вещи, стало не по себе», - вспоминает художник. За десятки лет художественной карьеры у Криволапа было несколько серьёзных творческих кризисов, тогда он бросал всё и в одиночестве переосмысливал свою работу. Чтобы переждать последний кризис, Криволап купил дачу. «Сначала присматривался, потом стал писать этюды, - рассказывает художник. - Пейзажи я писал всегда, но раньше они у меня были разминкой перед абстракцией. А тут я увидел, как восходит луна, заметил, какого она цвета, как меняется природа, её состояние. Этого никогда не почувствуешь в городе». Увлечение пейзажами у Криволапа продолжается до сих пор. Сейчас он размышляет над тем, как перенести на полотно радугу, и планирует писать больше осенних ландшафтов, ему интересен их сложный цвет и минимализм.



Похожие статьи
 
Категории