Антитеза произведении война и мир. Сочинение Толстой Л.Н

03.11.2019

Роль антитезы в романе. Л.Н. Толстой - классик мировой литературы, величайший мастер психологизма, создатель жанра ромайа-эпопеи, умело использовавший средства художественной изобразительности. Одним из основных идей­но-композиционных приемов у Толстого является антитеза. Функции антитезы в романе «Война и мир» очень разнообразны. Этот стилисти­ческий прием лежит в основе принципа композиции, на нем строится система персонажей, с его помощью создаются художественные образы и раскрывается внутренний мир действующих лиц.

Прием антитезы лежит в основе построения системы персонажей. Герои противопоставлены по признаку «естественности» или «ложно­сти» их натур.

Герои Толстого, воплощающие естественность, жизненную правду, не испытывают сомнений. Угловатая, порывистая, с неправильными чертами Наташа Ростова является воплощением красоты бытия. Не­смотря на барское воспитание, она олицетворяет собой народные тра­диции. Наташа, одаренная натура, всеми любима, непосредственна в чувствах, проста, женственна, правдива. Ее заботливая душа целиком растворилась в тревогах 1812 г., в общей беде народа и его подвиге. Осо­бенно раскрылись душевные качества Наташи в ухаживании за умира­ющим князем Андреем. Ростовы опоздали с выездом из Москвы, и На­таша настояла, чтобы флигель и половина дома были предоставлены для раненых солдат. Наташа,всю себя отдавала этому делу, нигде, ни в чем не подчеркивая своих заслуг, не говоря фраз о патриотизме и долге. Она проста и естественна, как просты и естественны русские солдаты, совер­шающие подвиги без единой мысли о славе. Они так же, как и Платон Каратаев и фельдмаршал Кутузов, наделены от природы интуитивным знанием истины Кутузов выступает в романе как воплощение авторской философии истории. Толстой создает живой, полный обаяния образ полководца. Главные достоинства Кутузова - естественность и просто­та. Он не играет роль, а живет. Он может заплакать и от досады и от ра­дости. Именно простота Кутузова позволяет ему чувствовать себя час­тью «рая» и не мешать движению истории.

Этим героям противопоставлен искусный «позер» Наполеон в рома­не - воплощение крайнего индивидуализма. Он стремится навязать миру свою волю. Образ Наполеона у Толстого не лишен гротесковой и сатирической окраски. Для него характерно театральное поведение, са­молюбование, тщеславие (изображает нежно любящего отца, хотя ни разу не видел сына). Многие люди из светского общества духовно подоб­ны Наполеону, особенно семья Курагиных. Все члены этого семейства агрессивно вмешиваются в жизнь других людей, стараются навязать им свои желания, используют остальных для удовлетворения собственных потребностей («подлой, бессердечной породой» назвал эту семью Пьер). Также близки Наполеону русский император Александр, не понимаю­щий настроений, царящих в русской армии, сановник Сперанский, иг­рающая в патриотизм фрейлина Анна Павловна Шерер, карьерист Бо­рис Друбецкой, расчетливая Жюли Карагина и многие другие. Все они внутренне пусты, бесчувственны, жаждут славы, заботятся о карьере, любят много и красиво говорить.

Ищущие герои Толстого Пьер Безухов и Андрей Болконский про­ходят сложный духовный путь в поисках истины. Они увлекаются лож­ными идеями, заблуждаются, внутренне меняются и в конце концов приближаются к идеалу простоты.

И Пьер, и Андрей Болконский освобождаются от мелких эгоистичес­ких чувств и приходят к пониманию подлинных ценностей жизни. И по­могают им в этом простые русские люди. Князю Андрею - капитан Ту­шин и подчиненные ему солдаты-артиллеристы, с которыми князь позна­комился в сражении при Шенграбене. Пьеру - солдаты, которых он видит на Бородинском поле и потом в плену, особенно Платон Каратаев. На­блюдая за Каратаевым, который принимает жизнь такой, как она есть, Пьер начинает понимать, что смысл жизни заключен в ней самой, в ее естественных радостях, в смиренном приятии выпадающих человеку бед.

Князь Андрей, смертельно раненный при Бородине, обретает бес­конечную любовь ко всем людям, а затем, накануне смерти, - полную отрешенность от земных забот и волнений, высшую умиротворенность.

Образы природы в «Войне и мире» - символы высшей гармонии, от­кровения о правде мира. Они противопоставлены суете, эгоистичности, неизменности жизни людей, чуждых духовных стремлений. Схваченный французами, испытавший ужас расстрела, Пьер Безухов понимает, что главная, неподвластная никому ценность - это его бессмертная душа. Это освобождающее чувство приходит к нему, когда он созерцает ноч­ное звездное небо. Опустошенный, утративший смысл существования Андрей Болконский встречает на дороге старый дуб. Этот же пустивший молдые побеги дуб символизирует возрождение Болконского после ветре- чи с Наташей Ростовой в имении Отрадное, где он случайно подслушал разговор Наташи, взволнованной красотой летней ночи, с Соней.

«Историческим» главам в романе противопоставляются главы, опи­сывающие «живую жизнь», осуществляющуюся несмотря на вторжение Наполеона (примечательно, что Толстой одинаково подробно описывает Аустерлицкое сражение, битву при Бородине и первый бал Наташи, охоту старого графа Ростова, отводя этим событиям одинаковое место в истории). Эта антитеза проявляется на композиционном уровне. Толсто­му нужно показать контраст между жизнью ложной и жизнью истинной, и он так комбинирует различные эпизоды в романе, что этот контраст становится особенно очевидным. Так, после изображения неестествен­ной встречи глав двух государств (Наполеона и Александра I) писатель резко переходит к описанию встречи Наташи и Андрея Болконского.

Но помимо композиции и системы персонажей, прием антитезы ис­пользуется и для характеристики образов самих героев, выделения их наиболее ярких индивидуальных черт. В «Войне и мире» наиболее отчет­ливо это проявляется при сопоставлении образов Наполеона и Кутузо­ва (которые являются символами, определяющими направленность дви­жения всех остальных героев). В каждой черте портрета, поведения, манере говорить и держаться чувствуется огромная разница между эти­ми героями. Наполеон неприятно толст (жирные ляжки, живот, белая полная шея), крепок. И если в Наполеоне подчеркивается холеность, постоянная забота о теле, то в Кутузове - стариковская полнота, дряб­лость, физическая слабость, что вполне естественно для человека его возраста. Походка Наполеона самодовольна, напориста, болезненное подрагивание своей левой икры он называет великим признаком. Куту­зов ходит неловко, плохо, неуклюже сидит в седле. Во время Бородинс­кого сражения, когда Наполеон, суетясь и волнуясь, отдает множество бессмысленных и противоречивых приказаний, Кутузов не отдает почти никаких распоряжений, предоставив ход сражения божьей воле. В Ку­тузове подчеркивается противоречие между обыденной, ничем не заме­чательной внешностью и героической сущностью. В Наполеоне, напро­тив, - противоречие между претензией на великую роль в истории и пустой, неодушевленной сущностью.

Таким образом, прием антитезы играет немаловажную роль в рома­не «Война и мир». Она на идейно-композиционном уровне помогает разграничить добро й зло, показать опасность эгоистическое разъедине­ния людей, наметить пути нравственного совершенствования личности, т.е. служит средством выражения авторской позиции в романе.

Антитеза как художественное средство часто применялась в русской литературе. Этот прием был положен в основу построения системы образов в «Горе от ума» А. С. Грибоедова, «Обломова» И. А. Гончарова. Часто прием противопоставления использовался и в поэзии. Роман «Война и мир» Льва Николаевича Толстого стал, пожалуй, единственным произведением русской прозы, в котором антитеза стала основным методом изображения не только системы образов, но и всей философской концепции автора. Наиболее ярко это проявилось в заглавии романа. Оно не называет читателю имя главного героя, как, например, в «Евгении Онегине» А. С. Пушкина, не поясняет суть конфликта, как в «Горе от ума» Грибоедова, здесь название приводит две главные философские категории, которыми оперирует писатель. Их конфликт и взаимовлияние составляют важнейшую тему повествования, основу мировоззрения Толстого. Сущность каждого термина многозначна, все произведение раскрывает отдельные черты каждого из них, сопоставляя их, оценивая.

Прежде всего антитеза «войны» и «мира» проявляется в сравнении военных децствий и мирной жизни людей. Описание сражений и боев занимает значительное место в художественной структуре романа, оно прямо противопоставлено картинам мира. Война ломает привычный ход вещей, спокойствие и гармонию, разрушает «мир». В отличие от естественности и непредсказуемости обыденной жизни война чрезвычайно регламентирована. Именно от суеты и непонятности мирной жизни хочет уехать Николай Ростов, уехать в армию, где все четко и ясно. Перед каждым сражением Толстой описывает подробную диспозицию войск, их запланированные перемещения и предполагаемые военачальниками действия. Задуманное обычно нарушается влиянием реальных обстоятельств, окружающего мира. Вследствие этого события развиваются непредсказуемо, а значит, «мир» необратимо влияет на «войну».

Это влияние взаимно. «Война» происходит не только на полях сражений, но и в мирной жизни. С боевыми действиями Толстой сравнивает борьбу княгини Друбецкой за наследство графа Безухо-ва, борьбу за мозаиковый портфель с завещанием. Сражением заканчиваются разногласия Пьера Безухова и Дениса Долохова. Дуэль неопытного героя и опытного заканчивается неожиданно, но по толстовским законам - побеждает наиболее искренний и честный. Отдельную параллель автор проводит между охотой и войной. Николай Ростов руководствуется одинаковыми ощущениями и на поле битвы, и в лесу на охоте.

В философском плане термин «война» раскрывается как хаотическое, мертвое и неестественное. Хаосом и бессмысленным убийством показывает Толстой каждое сражение в романе. Гибелью или поражением «мертвых», бездуховных, нелюбимых автором героев заканчивается «война» в светском обществе. Курагина, запутавшись в собственных интригах, совершает самоубийство, Ана-толь теряет вместе с ногой свою красоту и шарм, князь Василий остается одиноким стариком.

Кроме сражений в обществе и поединков на полях сражений происходят битвы и в душе человека. Каждый из любимых героев Толстого переживает в своем внутреннем мире внутреннюю войну. Именно это приводит героев на путь исканий, все они ищут гармонии, мира в душе. Андрей Болконский достигает его, познав перед смертью божественную истину. Идеальный человек, не нуждающийся в поисках смысла жизни, без «войны» в душе, гибнет, как Петя Ростов или .

Толстой наделяет все связанное с войной определенными чертами. Все неестественное, показное определяет сущность войны. Образы людей, несущих с собой сражения и разлад в общество и в жизнь народа, «мертвы» и обречены на гибель. «Мертвые» герои не эволюционируют, не живут и не могут жить в мире.

Так же как и термин «война», термин «мир» очень многозначен. Помимо мирной жизни людей, состояния, противоположного войне, этим словом Толстой обозначает все общество без различия сословий, сплотившееся ради общий цели. «Всем народом навалиться хотят, одно слово - Москва», - говорит солдат перед началом Бородинского сражения. Духовное единение наиболее ярко проявляется в момент общей молитвы. «Миром» автор называет крестьянский сход в Богучарове, но этот «мир» обладает совсем не мирными свойствами. Естественные, глубинные настроения крестьян выливаются в пассивный бунт.

Мир - это и духовное единение крестьян, и семейное единение Ростовых. Тесный круг родственников, атмосфера любви и взаимопонимания разрушаются войной; нарушается естественный ход жизни. Из этого круга вырывает Петю Ростова, графиню, сходящую от горя с ума. Но война же создает две новых семьи - семью Наташи и Пьера и семью княгини Марьи и Николая Ростова. Ее влияние на мир семейный неоднозначно. «Миром» же оказывается духовное единство солдат на батарее Раевского, окутанное «теплотой патриотизма».

«Мир» как философский термин наиболее полно воплотился в образе Платона Каратаева и его взглядах. Круглый, расплывчатый образ его является «идеальной каплей» для модели мира в виде глобуса, привидевшегося Пьеру Безухову во сне. Его мировоззрение и идеи схожи с теми, которых достиг Андрей Болконский в последние минуты своей жизни. Философия смирения и принятия жизни во всех ее проявлениях, «мир» в душе, несмотря на окружающую человека «войну», остается непонятной Пьеру, герою неидеальному, а сам Каратаев гибнет.

Если «война» проявляется лишь в отрицательных, по мнению Толстого, чертах характера, то «мир» становится совокупностью всего искреннего, естественного и правдивого: именно такими свойствами обладают любимые герои писателя, Кутузов. На основе столкновения образов двух главнокомандующих Толстой решает вопрос об исходе столкновения двух армий, ими руководимых. Театрально-лживый и самонадеянный Наполеон побежден старым и слабым, но искренне верящим в победу Кутузовым. Такая же одерживается в мирной жизни, естественность побеждает неестеч ственность.

Антитеза как прием контраста определила строгую форму изложения концепции автора. Это привело к чрезмерной дидактично-сти повествования и выработке своеобразного художественного метода автором.

Нужно скачать сочиненение? Жми и сохраняй - » АНТИТЕЗА И ЕЕ РОЛЬ В НАЗВАНИИ РОМАНА Л. Н. ТОЛСТОГО «ВОЙНА И МИР» . И в закладках появилось готовое сочинение.

АНТИТЕЗА И ЕЕ РОЛЬ В НАЗВАНИИ РОМАНА Л. Н. ТОЛСТОГО «ВОЙНА И МИР» .

Антитеза - основной идейно-композиционный принцип «Войны и мира» и «Преступления и наказания», заложенный уже в их заглавиях. Он проявляется на всех уровнях художественного текста: от проблематики до построения системы персонажей и приемов психологического изображения. Однако в самом использовании антитезы Толстой и Достоевский часто демонстрируют разный метод. Истоки этого различия в их
взглядах на человека.
В самих произведениях Толстого и Достоевского содержится проблема: заглавия не однозначны, полисемантичны. Слово «война» означает в «Войне и мире» не только военные действия, не только события, происходящие на поле сражения; война может происходить в повседневной жизни людей (вспомним такую войну из-за наследства графа Безухова) и даже их душах. Еще более насыщенным в смысловом отношении является слово «мир»: миръ как антитеза войне и «кпръ» как общность людей, Заглавием окончательной редакции романа JI. Н. Толстого стало «Война и миръ», то есть мир как антитеза войне. Но в многочисленных черновиках и набросках Толстой варьирует написание этого слова, как бы колеблясь. Само сочетание «война и мир» мы можем встретить у Пушкина в «Борисе Годунове»:
Описывай, не мудрствуя лукаво,
Все то, чему свидетель в жизни будешь:
Войну и мир, управу государей,
Угодников святые чудеса.
Уже в пушкинском контексте сочетание «война и мир» становится ключом к историческому процессу в целом. Таким образом, мир - это категория универсальная, это жизнь, это вселенная.
С другой стороны, совершенно ясно, что понятия преступление и наказание интересуют Достоевского не в их узком юридическом смысле. «Преступление и наказание» - это произведение, ставящее глубинные философские и нравственные проблемы.
Художественное пространство романа Толстого как бы ограничивается двумя полюсами: на одном полюсе - добро и мир, объединяющие людей, на другом - зло и вражда, разобщающие людей. Толстой испытывает своих героев с точки зрения закона «непрерывного движения личности во времени». Герои, способные к душевному движению, к внутренним изменениям, по мысли автора, несут в себе начала «живой жизни» и мира. Герои, неподвижные, неспособные чувствовать и понимать внутренние законы жизни, оцениваются Толстым как носители начала войны, разлада. В своем романе Толстой резко противопоставляет этих персонажей. Так, салон Анны Павловны Шерер Толстой не зря сравнивает с прядильной мастерской, с бездушной машиной.
Через весь роман проходит антитеза «правильность - неправильность», «внешняя красота - живое очарование». Для Толстого неправильные и даже некрасивые черты лица Наташи гораздо привлекательнее, чем античная красота Элен, жизнерадостный (пусть не к месту) смех Наташи в тысячу раз милее «неизменной» улыбки Элен. В поведении героев автор также противопоставляет стихийное разумному, естественное театральному. Для Толстого «ошибки» Наташи гораздо естественнее и натуральнее, чем рассудочное поведение Сони.
Законченным воплощением начала войны в романе стал Наполеон. Он не только постоянно играет на публику, но и наедине с собой остается актером. Он мыслит себя великим полководцем, ориентируясь на некие античные образцы. Полным антиподом Наполеона является в романе Кутузов. Он является истинным выразителем духа нации.
«Мысль семейная» противопоставляет семью Ростовых «клану» Курагиных.
Антитеза «ложное - истинное» используется Толстым и при изображении душевных движений своих героев. Так, Пьер на дуэли, чувствуя всю глупость и ложность ситуации, ничего не предпринимает для ее удачного разрешения, а требует «скорее начинать» и усиленно заряжает свой пистолет.
В отличие от героев Толстого, герои Достоевского никогда не изображаются однозначно: человек у Достоевского всегда противоречив, непознаваем до конца. Его герои сочетают в себе две бездны разом: бездну добра, сострадания, жертвенности и бездну зла, эгоизма, индивидуализма, порока. В каждом из героев есть два идеала: идеал Мадонны и идеал Содомский. Содержание «Преступления и наказания» составляет суд над Раскольниковым, внутренний суд, суд совести.
Приемы, которые Достоевский использует в создании, образной системы своего произведения, отличаются от приемов Толстого. Достоевский прибегает к приему двойного портретирования. Причем первый портрет, более обобщенный, обычно спорит со вторым. Так, до совершения преступления автор говорит о красоте Раскольникова, о его прекрасных глазах. Но преступление не только запятнало его душу, но и оставило трагический отпечаток на лице. На этот раз перед нами портрет убийцы. В романе Достоевского спорят не герои, а их идеи.
Таким образом, мы видим, что антитеза как художественный прием оказался очень продуктивен для двух крупнейших художников-реалистов, для Толстого и Достоевского.

Роль антитезы в романе Льва Толстого Война и мир

Л.Н. Толстой – классик мировой литературы, величайший мастер психологизма, создатель жанра романа-эпопеи, умело использовавший средства художественной изобразительности. Одним из основных идейно-композиционных приемов у Толстого является антитеза. Функции антитезы в романе "Война и мир" очень разнообразны. Этот стилистический прием лежит в основе принципа композиции, на нем строится система персонажей, с его помощью создаются художественные образы и раскрывается внутренний мир действующих лиц.

Прием антитезы лежит в основе построения системы персонажей. Герои противопоставлены по признаку "естественности" или "ложности" их натур.

Герои Толстого, воплощающие естественность, жизненную правду, не испытывают сомнений. Угловатая, порывистая, с неправильными чертами Наташа Ростова является воплощением красоты бытия. Несмотря на барское воспитание, она олицетворяет собой народные традиции. Наташа, одаренная натура, всеми любима, непосредственна в чувствах, проста, женственна, правдива. Ее заботливая душа целиком растворилась в тревогах 1812 г., в общей беде народа и его подвиге. Особенно раскрылись душевные качества Наташи в ухаживании за умирающим князем Андреем. Ростовы опоздали с выездом из Москвы, и Наташа настояла, чтобы флигель и половина дома были предоставлены для раненых солдат. Наташа всю себя отдавала этому делу, нигде, ни в чем не подчеркивая своих заслуг, не говоря фраз о патриотизме и долге. Она проста и естественна, как просты и естественны русские солдаты, совершающие подвиги без единой мысли о славе. Они так же, как и Платон Каратаев и фельдмаршал Кутузов, наделены от природы интуитивным знанием истины Кутузов выступает в романе как воплощение авторской философии истории. Толстой создает живой, полный обаяния образ полководца. Главные достоинства Кутузова – естественность и простота. Он не играет роль, а живет. Он может заплакать и от досады и от радости. Именно простота Кутузова позволяет ему чувствовать себя частью "рая" и не мешать движению истории.

Этим героям противопоставлен искусный "позер" Наполеон в романе – воплощение крайнего индивидуализма. Он стремится навязать миру свою волю. Образ Наполеона у Толстого не лишен гротесковой и сатирической окраски. Для него характерно театральное поведение, самолюбование, тщеславие (изображает нежно любящего отца, хотя ни разу не видел сына). Многие люди из светского общества духовно подобны Наполеону, особенно семья Курагиных. Все члены этого семейства агрессивно вмешиваются в жизнь других людей, стараются навязать им свои желания, используют остальных для удовлетворения собственных потребностей ("подлой, бессердечной породой" назвал эту семью Пьер). Также близки Наполеону русский император Александр, не понимающий настроений, царящих в русской армии, сановник Сперанский, играющая в патриотизм фрейлина Анна Павловна Шерер, карьерист Борис Друбецкой, расчетливая Жюли Карагина и многие другие. Все они внутренне пусты, бесчувственны, жаждут славы, заботятся о карьере, любят много и красиво говорить.

Ищущие герои Толстого Пьер Безухов и Андрей Болконский проходят сложный духовный путь в поисках истины. Они увлекаются ложными идеями, заблуждаются, внутренне меняются и в конце концов приближаются к идеалу простоты.

И Пьер, и Андрей Болконский освобождаются от мелких эгоистических чувств и приходят к пониманию подлинных ценностей жизни. И помогают им в этом простые русские люди. Князю Андрею – капитан Тушин и подчиненные ему солдаты-артиллеристы, с которыми князь познакомился в сражении при Шенграбене. Пьеру – солдаты, которых он видит на Бородинском поле и потом в плену, особенно Платон Каратаев. Наблюдая за Каратаевым, который принимает жизнь такой, как она есть, Пьер начинает понимать, что смысл жизни заключен в ней самой, в ее естественных радостях, в смиренном приятии выпадающих человеку бед.

Князь Андрей, смертельно раненный при Бородине, обретает бесконечную любовь ко всем людям, а затем, накануне смерти, – полную отрешенность от земных забот и волнений, высшую умиротворенность.

Образы природы в "Войне и мире" – символы высшей гармонии, откровения о правде мира. Они противопоставлены суете, эгоистичности, неизменности жизни людей, чуждых духовных стремлений. Схваченный французами, испытавший ужас расстрела, Пьер Безухов понимает, что главная, неподвластная никому ценность – это его бессмертная душа. Это освобождающее чувство приходит к нему, когда он созерцает ночное звездное небо. Опустошенный, утративший смысл существования Андрей Болконский встречает на дороге старый дуб. Этот же пустивший молодые побеги дуб символизирует возрождение Болконского после встречи с Наташей Ростовой в имении Отрадное, где он случайно подслушал разговор Наташи, взволнованной красотой летней ночи, с Соней.

"Историческим" главам в романе противопоставляются главы, описывающие "живую жизнь", осуществляющуюся несмотря на вторжение Наполеона (примечательно, что Толстой одинаково подробно описывает Аустерлицкое сражение, битву при Бородине и первый бал Наташи, охоту старого графа Ростова, отводя этим событиям одинаковое место в истории). Эта антитеза проявляется на композиционном уровне. Толстому нужно показать контраст между жизнью ложной и жизнью истинной, и он так комбинирует различные эпизоды в романе, что этот контраст становится особенно очевидным. Так, после изображения неестественной встречи глав двух государств (Наполеона и Александра I) писатель резко переходит к описанию встречи Наташи и Андрея Болконского.

Но помимо композиции и системы персонажей, прием антитезы используется и для характеристики образов самих героев, выделения их наиболее ярких индивидуальных черт. В "Войне и мире" наиболее отчетливо это проявляется при сопоставлении образов Наполеона и Кутузова (которые являются символами, определяющими направленность движения всех остальных героев). В каждой черте портрета, поведения, манере говорить и держаться чувствуется огромная разница между этими героями. Наполеон неприятно толст (жирные ляжки, живот, белая полная шея), крепок. И если в Наполеоне подчеркивается холеность, постоянная забота о теле, то в Кутузове – стариковская полнота, дряблость, физическая слабость, что вполне естественно для человека его возраста. Походка Наполеона самодовольна, напориста, болезненное подрагивание своей левой икры он называет великим признаком. Кутузов ходит неловко, плохо, неуклюже сидит в седле. Во время Бородинского сражения, когда Наполеон, суетясь и волнуясь, отдает множество бессмысленных и противоречивых приказаний, Кутузов не отдает почти никаких распоряжений, предоставив ход сражения божьей воле. В Кутузове подчеркивается противоречие между обыденной, ничем не замечательной внешностью и героической сущностью. В Наполеоне, напротив, – противоречие между претензией на великую роль в истории и пустой, неодушевленной сущностью.

Таким образом, прием антитезы играет немаловажную роль в романе "Война и мир". Она на идейно-композиционном уровне помогает разграничить добро и зло, показать опасность эгоистическое разъединения людей, наметить пути нравственного совершенствования личности, т.е. служит средством выражения авторской позиции в романе.

Л. Н. Толстой – классик мировой литературы, величайший мастер психологизма, создатель жанра романа-эпопеи, умело использовавший средства художественной изобразительности. Одним из основных идейно-композиционных приемов у Толстого является антитеза. Функции антитезы в романе “Война и мир” очень разнообразны. Этот стилистический прием лежит в основе принципа композиции, на нем строится система персонажей, с его помощью создаются художественные образы и раскрывается внутренний мир действующих лиц.
Прием антитезы лежит в основе

Построения системы персонажей. Герои противопоставлены по признаку “естественности” или “ложности” их натур.
Герои Толстого, воплощающие естественность, жизненную правду, не испытывают сомнений. Угловатая, порывистая, с неправильными чертами Наташа Ростова является воплощением красоты бытия. Несмотря на барское воспитание, она олицетворяет собой народные традиции. Наташа, одаренная натура, всеми любима, непосредственна в чувствах, проста, женственна, правдива. Ее заботливая душа целиком растворилась в тревогах 1812 г., в общей беде народа и его подвиге. Особенно раскрылись душевные качества Наташи в ухаживании за умирающим князем Андреем. Ростовы опоздали с выездом из Москвы, и Наташа настояла, чтобы флигель и половина дома были предоставлены для раненых солдат. Наташа всю себя отдавала этому делу, нигде, ни в чем не подчеркивая своих заслуг, не говоря фраз о патриотизме и долге. Она проста и естественна, как просты и естественны русские солдаты, совершающие подвиги без единой мысли о славе. Они так же, как и Платон Каратаев и фельдмаршал Кутузов, наделены от природы интуитивным знанием истины Кутузов выступает в романе как воплощение авторской философии истории. Толстой создает живой, полный обаяния образ полководца. Главные достоинства Кутузова – естественность и простота. Он не играет роль, а живет. Он может заплакать и от досады и от радости. Именно простота Кутузова позволяет ему чувствовать себя частью “рая” и не мешать движению истории.
Этим героям противопоставлен искусный “позер” Наполеон в романе – воплощение крайнего индивидуализма. Он стремится навязать миру свою волю. Образ Наполеона у Толстого не лишен гротесковой и сатирической окраски. Для него характерно театральное поведение, самолюбование, тщеславие (изображает нежно любящего отца, хотя ни разу не видел сына). Многие люди из светского общества духовно подобны Наполеону, особенно семья Курагиных. Все члены этого семейства агрессивно вмешиваются в жизнь других людей, стараются навязать им свои желания, используют остальных для удовлетворения собственных потребностей (“подлой, бессердечной породой” назвал эту семью Пьер). Также близки Наполеону русский император Александр, не понимающий настроений, царящих в русской армии, сановник Сперанский, играющая в патриотизм фрейлина Анна Павловна Шерер, карьерист Борис Друбецкой, расчетливая Жюли Карагина и многие другие. Все они внутренне пусты, бесчувственны, жаждут славы, заботятся о карьере, любят много и красиво говорить.
Ищущие герои Толстого Пьер Безухов и Андрей Болконский проходят сложный духовный путь в поисках истины. Они увлекаются ложными идеями, заблуждаются, внутренне меняются и в конце концов приближаются к идеалу простоты.
И Пьер, и Андрей Болконский освобождаются от мелких эгоистических чувств и приходят к пониманию подлинных ценностей жизни. И помогают им в этом простые русские люди. Князю Андрею – капитан Тушин и подчиненные ему солдаты-артиллеристы, с которыми князь познакомился в сражении при Шенграбене. Пьеру – солдаты, которых он видит на Бородинском поле и потом в плену, особенно Платон Каратаев. Наблюдая за Каратаевым, который принимает жизнь такой, как она есть, Пьер начинает понимать, что смысл жизни заключен в ней самой, в ее естественных радостях, в смиренном приятии выпадающих человеку бед.
Князь Андрей, смертельно раненный при Бородине, обретает бесконечную любовь ко всем людям, а затем, накануне смерти, – полную отрешенность от земных забот и волнений, высшую умиротворенность.
Образы природы в “Войне и мире” – символы высшей гармонии, откровения о правде мира. Они противопоставлены суете, эгоистичности, неизменности жизни людей, чуждых духовных стремлений. Схваченный французами, испытавший ужас расстрела, Пьер Безухов понимает, что главная, неподвластная никому ценность – это его бессмертная душа. Это освобождающее чувство приходит к нему, когда он созерцает ночное звездное небо. Опустошенный, утративший смысл существования Андрей Болконский встречает на дороге старый дуб. Этот же пустивший молодые побеги дуб символизирует возрождение Болконского после встречи с Наташей Ростовой в имении Отрадное, где он случайно подслушал разговор Наташи, взволнованной красотой летней ночи, с Соней.
“Историческим” главам в романе противопоставляются главы, описывающие “живую жизнь”, осуществляющуюся несмотря на вторжение Наполеона (примечательно, что Толстой одинаково подробно описывает Аустерлицкое сражение, битву при Бородине и первый бал Наташи, охоту старого графа Ростова, отводя этим событиям одинаковое место в истории). Эта антитеза проявляется на композиционном уровне. Толстому нужно показать контраст между жизнью ложной и жизнью истинной, и он так комбинирует различные эпизоды в романе, что этот контраст становится особенно очевидным. Так, после изображения неестественной встречи глав двух государств (Наполеона и Александра I) писатель резко переходит к описанию встречи Наташи и Андрея Болконского.
Но помимо композиции и системы персонажей, прием антитезы используется и для характеристики образов самих героев, выделения их наиболее ярких индивидуальных черт. В “Войне и мире” наиболее отчетливо это проявляется при сопоставлении образов Наполеона и Кутузова (которые являются символами, определяющими направленность движения всех остальных героев). В каждой черте портрета, поведения, манере говорить и держаться чувствуется огромная разница между этими героями. Наполеон неприятно толст (жирные ляжки, живот, белая полная шея), крепок. И если в Наполеоне подчеркивается холеность, постоянная забота о теле, то в Кутузове – стариковская полнота, дряблость, физическая слабость, что вполне естественно для человека его возраста. Походка Наполеона самодовольна, напориста, болезненное подрагивание своей левой икры он называет великим признаком. Кутузов ходит неловко, плохо, неуклюже сидит в седле. Во время Бородинского сражения, когда Наполеон, суетясь и волнуясь, отдает множество бессмысленных и противоречивых приказаний, Кутузов не отдает почти никаких распоряжений, предоставив ход сражения божьей воле. В Кутузове подчеркивается противоречие между обыденной, ничем не замечательной внешностью и героической сущностью. В Наполеоне, напротив, – противоречие между претензией на великую роль в истории и пустой, неодушевленной сущностью.
Таким образом, прием антитезы играет немаловажную роль в романе “Война и мир”. Она на идейно-композиционном уровне помогает разграничить добро и зло, показать опасность эгоистическое разъединения людей, наметить пути нравственного совершенствования личности, т. е. служит средством выражения авторской позиции в романе.


(No Ratings Yet)

Ви зараз читаєте: Роль антитезы в романе Л. Н. Толстого “Война и мир”



Похожие статьи
 
Категории