Архитектор русской усадьбы. Архитектор русской усадьбы М ф казаков архитектор что построил

04.03.2020

Матвей Казаков родился в 1738 году в Москве, в семье подканцеляриста Главного комиссариата Фёдора Казакова — выходца из крепостных. Семья Казаковых жила около Кремля, в районе Боровицкого моста. В 1749-м или начале 1750-го года умер отец Казакова. Мать, Федосья Семёновна, решила отдать сына в архитектурную школу известного зодчего Д. В. Ухтомского; в марте 1751 года Казаков стал учеником в школе Ухтомского и пробыл в ней до 1760 года. С 1768 г. работал под руководством В. И. Баженова в Экспедиции кремлёвского строения; в частности, в 1768—1773 гг. он участвовал в создании Большого Кремлёвского дворца, а в 1775 г. — в оформлении праздничных увеселительных павильонов на Ходынском поле. В 1775 году Казаков был утверждён в звании архитектора.

Наследие Казакова включает множество графических работ — архитектурных чертежей, гравюр и рисунков, в том числе «Увеселительные строения на Ходынском поле в Москве» (тушь, перо, 1774—1775; ГНИМА), «Строительство Петровского дворца» (тушь, перо, 1778; ГНИМА).

Казаков проявил себя и как педагог, организовав при Экспедиции кремлёвского строения архитектурную школу; его учениками были такие архитекторы, как И. В. Еготов, А. Н. Бакарев, О. И. Бове и И. Г. Таманский. В 1805 году школа была преобразована в Архитектурное училище.

Во время Отечественной войны 1812 года родственники увезли Матвея Фёдоровича из Москвы в Рязань. Казаков скончался 26 октября (7 ноября) 1812 года в Рязани и был похоронен на кладбище (ныне не сохранившемся) Рязанского Троицкого монастыря. Его именем в 1939 году была названа бывшая Гороховская улица в Москве. Также его именем названа бывшая Дворянская улица в Коломне. В 1959 году в Керчи по инициативе главного архитектора города А. Н. Морозова вновь образованная улица стала носить имя Казакова в честь его 225-летия .

Работы М.Ф. Казакова тесно связаны с историей России, политическими и социальными событиями: Пречистенский дворец в Москве (1774—1776), Здание Сената в московском Кремле (1776—1787), Здания университета на Моховой (1786—1793), Ново-Екатерининская больница (1774-76), Благородное собрание (1775), Дом архиепископа Платона, впоследствии Малый Николаевский дворец (1775), Петровское-Алабино, дом-усадьба Мещерских (1776), Церковь Филиппа Митрополита (1777—1788), Путевой дворец (Тверь), Дом Козицких на Тверской (1780—1788), Храм Вознесения на Гороховом поле (1790—1793), Церковь Космы и Дамиана на Маросейке (1791—1803), Дом-усадьба Демидова в Гороховском переулке (1789—1791), Дом-усадьба Губина на Петровке (1790-е), Голицынская больница (1796—1801), Павловская больница (1802—1807), Дом-усадьба Барышникова (1797—1802), Петровский подъездной дворец (1776—1780), Генерал-губернаторский дом (1782).

Пречистенский дворец в Москве (1774—1776) - первая работа Матвея Казакова как архитектора принесла ему профессиональный успех. Данный дворец был построен для пребывания Екатерины II в Москве.

Сенатский дворец — выполнен М.Ф. Казаковым по заказу императрицы Екатерины Великой в классическом стиле. Ныне дворец - рабочая резиденция президента Российской Федерации.

Здания университета на Моховой (1786—1793) ныне символ эпохи Просвещения. Главное здание Московского университета построено по проекту Матвея Федоровича Казакова в конце восемьнадцатого века.

В настоящее время в старом здании находятся помещения и фонды Музея истории МГУ, мемориальный кабинет-библиотека ректора И.Г.Петровского, уникальные собрания университетской библиотеки, коллекции Антропологического музея им. Д.Н.Анучина, учебные помещения занимает институт стран Азии и Африки МГУ.

Многие произведения М.Ф. Казакова до настоященго времени сохранились как культурное наследие и имеют важное значение в жизнедеятельности столицы: впоследствии в них открыты художественные галереи, больницы, залы для проведения торжественных мероприятий. Например, в 1776 г., по проекту М.Ф.Казакова была построена усадьба для князей Гагариных, затем этот шедевр классицизма стал Ново-Екатерининской больницей.

Отметим, Благородное собрание в Москве — это здание построенное в Охотном ряду для московского дворянского собрания (1775). В советское время переименовано в Дом Союзов и в нем трудился В.И. Ленин, Н.К. Крупская. Сейчас в залах Дома Союзов проводят различные мероприятия и конференции, праздники: юбилеи деятелей науки, литературы и искусства, проводятся музыкальные концерты.


Матвей Федорович Казаков реализовал разнообразные проекты от Кремлевского дворца до различных павильонов. Благодаря его произведениям: учадьбам, дворцам, церквям Москва приобрела более выразительный облик. Феномен М.Ф. Казакова в проектировании городов стал мировым архитектурным наследием.

Сегодня, 7 ноября, день рождения архитектора Матвея Казакова (не путать с Родионом Казаковым). Что касается меня, то... "ВИНОВАТ, Я МОСКВЫ НЕ ПРЕДСТАВЛЯЮ БЕЗ ТАКОГО, КАК ОН, КОРОЛЯ" - ОН, это МАТВЕЙ КАЗАКОВ, а не Ленька, как у Булата Окуджавы, простите за перефразирование, но МАТВЕЙ КАЗАКОВ - настоящий КОРОЛЬ московской допожарной архитектуры, да и послепожарной тоже.
И раз уж я начала с себя-любимой и своего впечатления от работ Казакова, а его творения сопровождали меня всю жизнь, то хочу показать Вам одно его здание, не самое лучшее, не самое известное,но очень родное и близкое мне самой:

Матвей Казаков Усадьба Муравьева-Апостола на Старо-Басманной улице.

У этого здания очень интересная история. И дело не только в том, что в нишах цокольного этажа, тогда еще облупленных, среди пыли и мусора, сиживали мы с однокурсниками и листали свои конспекты, пытаясь, вопреки известной пословице (*поговорке???) "надышаться перед"... экзаменом, или просто коротали время между лекциями.Было это в самом начале 70-х. И тогда никто еще не знал, что усадьба спроектирована Казаковым. В доме жили люди, которым не повезло с отдельной квартирой, но повезло с проживанием в центре. Жили и во флигелях, и в пристройках. Дом собирались расселять, за право владения освободившимся зданием боролся наш институт - нам катастрофически не хватало территории. Но, когда строители приступили к освобождению фасада от переделок, выяснилось, что это и есть то самое здание, чертежи которого за подписью Казакова сохранились в архиве, а вот постройка по ним считалась неосуществленной. Так это здание "восстало из пепла" или забытья, почистилось, приобрело первоначальный вид и стало "Музеем ДЕКАБРИСТОВ". Правда, в начале 2000-х выяснилось, что построено это здание по проекту не казакова,а его ученика И.Д.Жукова, просто ученики часто наследуют почерк учителя...
А совсем рядом, через скверик, на бывшей Гороховской, а теперь в Гороховском переулке, находился известный и знаменитый дворец Николая Никитича Демидова - институт геодезии и картографии - там муж моей подруги преподавал рисунок. Так что кое что из "далекого" оказывается вполне близким.



Дом Демидова в Гороховском переулке. Архитектор М.Казаков, 1781-1791 годы.
Ну а так как я жила в то время на Ленинском проспекте, то в окно троллейбуса, который вез меня в центр, видела Годицинскую больницу.

М. Ф. Казаков. Голицинская (ныне 1-я городская) больница в Москве. 1796 - 1801. Центральная часть.

Доехав до конечной остановки и посмотрев направо (если стоишь лицом к Манежу (архитектор Бове), увидишь здание Университета, слегка измененное после пождара 1812 г. архитектором Жилярди.


Московский университет (старое здание на Моховой).

А если посмотреть налево, то видишь Кутафью башню Кремля и сразу захочется пройти по Троицкому мосту и войти туда, в святая святых Москвы. Слева между Никольской и Спасской башнями находится построенное по проекту Казакова здание Сената. Его зеленый купол виден и на Красной площади.



Здание Сената в Кремле



Вид на здание Сената с Красной площади

Совсем недалеко воспоминание из детства: Новогодняя Ёлка в колонном зале, спроектированном тоже Казаковым.



Колонный зал



К этим воспоминаниям можно добавить и более ранние - дом на Мясницкой, бывшей Кировской улице (работала одно время рядышком, да и в детстве родители возили на Кировскую к родственникам), и более поздние - недостроенный Большой дворец в Царицыно, куда возила детей на экскурсии, и Путевой дворец, мимо которого пробегала, торопясь в гости к родственникам, и уже построенный дворец Ельцинского периода, находящийся в "шаговой доступности от моего сегодняшнего дома.



М.Казаков.Дом Барышникова.


Царицыно. Большой дворец до реставрации.



Петровский путевой дворец.



Большой Дворец сегодня.

Но это только мои воспоминания о постройках по проектам московского Казакова,а есть еще и постройки в очень интересном городе Голутвин (Коломна), там по проекту Казакова построены башни Старо-Голутвинского монастыря и некоторые постройки в центре города...
Предлагаю вам статью о творчестве Матвея Казакова, написанную специалистами, а не ностальгирующим элементом вроде меня:

Матвей Федорович Казаков (1738-1812)

При входе в Москву меня охватило удивление, смешанное с восхищением, потому что я ожидал увидеть деревянный город, как многие о том говорили, но, напротив, почти все дома оказались кирпичными и самой изящной, и самой современной архитектуры. Дома частных лиц были похожи на дворцы, настолько они были богаты и красивы", - так писал из Москвы один из офицеров наполеоновской армии в сентябре 1812 г. Великий пожар ещё не испепелил древней столицы. Город, оставленный жителями, поразил даже француза, избалованного великолепными постройками Парижа. Одним из создателей московской архитектуры, её знаменитых общественных зданий, дворцов и домов был архитектор Матвей Фёдорович Казаков. В Москве он родился, жил, учился и сделался признанным мастером. Родному городу посвятил он всю свою трудовую жизнь, свои знания и талант выдающегося зодчего. Матвей Фёдорович Казаков родился осенью 1738 года. Отец его служил в московском интендантстве, дослужился до "подканцеляриста" и был на хорошем счету. Ввиду его беспорочной службы, уже после его смерти, М. Ф. Казаков в 1751 г. был зачислен в незадолго перед этим открытую архитектурную школу архитектора Ухтомского. Она образовалась из его мастерской и по обычаю того времени носила название "архитекторской команды".
Наряду с изучением теории ученики обучались здесь и практической работе. Их посылали на различные стройки, которые вёл начальник школы Ухтомский. Они не только помогали рабочим и десятникам, но следили и за качеством постройки, составляя обо всём замеченном рапорты. Такое обучение давало прекрасные результаты, помогая ученикам сделаться самостоятельными архитекторами. К концу пребывания М. Ф. Казакова в школе ею были получены из-за границы книги по архитектуре. Среди них были сочинения современных французских зодчих и знаменитые архитектурные трактаты Витрувия, Палладио и других мастеров прошлого. Их изучение не только расширило познания юного архитектора, но и на всю жизнь определило его любовь и не знающую сомнений веру в идеалы классического искусства. В 1761 г. М. Ф. Казаков окончил школу с чином "архитектурии прапорщика" и был назначен в мастерскую главного "городового архитектора" Москвы П. Р. Никитина. В мае 1763 г. дотла сгорела Тверь. Тверской пожар потряс страну. Уже через несколько дней правительство отдало приказ о восстановлении сгоревшего города. В Тверь выехала группа архитекторов во главе с Никитиным. В его новой "команде" был и М. Ф. Казаков. В Твери надо было восстанавливать правительственные здания и дома населения. Но это не было простое восстановление старого. Предстояло создать новый город, отвечавший тогдашним правилам городской планировки.
Пять лет провёл М. Ф. Казаков в Твери. Он участвовал и в разработке генерального плана города и в составлении проектов отдельных зданий. Никитин поручил ему проект, а затем и постройку Тверского дворца. Первоначально это здание предназначалось для местного архиерея, поэтому оно долгое время называлось "архиерейским домом". Дворец стоял недалеко от древнего городского Кремля, на средней из трёх основных улиц города, которые расходились от полукруглой городской площади наподобие трезубца.
М. Ф. Казаков задумал дворец без ненужного украшательства и сложности. Перед простым прямоугольным зданием располагался парадный двор. С боков его охватывали лёгкие галлереи - переходы, шедшие к угловым павильонам. Убранство дворца было красивым, простым и ясным. Стены местами были украшены лёгкими лепными гирляндами и венками. Вместо колонн с пышными капителями М. Ф. Казаков применил плоские лопатки-пилястры. Для придачи им большей выразительности он покрыл их канелюрами - полукруглыми бороздками-выемками. Это создавало частые красивые теневые полосы, видные не только в солнечные, но даже и в облачные дни. Несмотря на простоту общей композиции и скромность убранства, дворец в новой Твери бесспорно явился лучшим зданием. Законченное в 1767 г., оно принесло его автору не только признание, но и известность. Один из московских помещиков - Нащёкин - заказывает ему проект своей подмосковной усадьбы Рай-Семёновское. М. Ф. Казаков прекрасно справился с этим, повидимому, первым крупным частным заказом. Ещё полный впечатлений от планировки Твери и романически переживая замысел своего первого здания, он создал план усадьбы, во многом похожий на план основной части Твери. От дома, как от тверского Кремля, шла центральная аллея, обсаженная липами и берёзами. Прерывающий её пруд походил на большую тверскую площадь. Рядом, на холме, М. Ф. Казаков поставил усадебную церковь. По своему внешнему убранству она напоминала павильоны Тверского дворца. Уже в этих ранних произведениях М. Ф. Казакова обнаруживается одна его характерная черта: зодчий, найдя удачное решение, не раз возвращается к нему, варьируя и разрабатывая отдельные его формы и детали.
В следующем, 1768 году молодой зодчий начал большую работу у Баженова. Пять лет, проведённые М. Ф. Казаковым на разработке баженовского проекта Большого Кремлёвского дворца, сделались годами его второго учения, были его высшим образованием.
Екатерина поручила Баженову составить проект дворца в Кремле. В нём крайне нуждался двор, часто наезжавший в эти годы в Москву. В основу проекта была положена идея прославления русского народа и его военной славы в связи с блистательными победами над турками и освобождением русских земель на юге. По замыслу Баженова, дворец должен был быть не только местом пребывания императрицы, но и грандиозным общественным зданием. В его обширных дворах размещались все древние постройки Кремля, а прилегающие новые площади предназначались для всенародных собраний, торжеств и празднеств. Величие, красота и разнообразие архитектурных форм, применённых в проекте дворца, поражали современников. Несмотря на то что эта грандиозная постройка по ряду причин не была осуществлена и осталась лишь в модели, она оказала большое влияние на русскую архитектуру тех лет. Талант М. Ф. Казакова вырос и окреп в работе над этим проектом. Он долгие годы служил источником вдохновения для многих произведений М. Ф. Казакова.
Работая бок о бок с Баженовым, М. Ф. Казаков постиг то, чем так виртуозно владел знаменитый русский архитектор.
Работа над проектом и моделью Кремлёвского дворца приучила М. Ф. Казакова к систематичности, целенаправленности и логике архитектурного построения. Он на практике понял, что успех архитектурного замысла зависел от продуманности, цельности и ясности проекта.
Постройка увеселительных зданий на Ходынском поле по случаю празднования Кучук-Кайнарджийского мира была поручена Баженову, который и здесь был назначен главным архитектором. Праздник, посвящённый национальной победе над турками, экзотика восточной архитектуры и большая свобода в постройке зданий павильонного типа побудили Баженова избрать совершенно новый стиль. Позднее он получил название псевдоготики благодаря частому применению стрельчатых арок. Стены из красного кирпича с белокаменными деталями, многие приёмы, заимствованные из древнерусской архитектуры XVII в., как, например, кувшинообразные колонки у входа, остроконечные пирамиды с шарами наверху и т. д., особенно нравились М. Ф. Казакову. Поэтому полученный им заказ на постройку подъездного Петровского дворца (теперь помещение Академии Воздушного флота), расположенного в непосредственном соседстве с ходынскими увеселительными постройками, был выполнен им в этих же сказочных формах. Башенки, ограды различной высоты и рисунка окружают здание дворца. Последний стоит посредине большого двора. Затейливые белокаменные наличники украшают его окна. Крыльцо с широкой лестницей с пузатыми колонками встречает входящего. Здание венчается куполом, в основании которого расположены стрельчатые окна. М. Ф. Казаков с исключительным чутьём воспринял праздничный характер русской национальной архитектуры и воплотил его в своём новом произведении. Успех этой постройки определил дальнейший путь молодого мастера.

С этого времени начинается его всё возрастающий успех как архитектора. Биография М. Ф. Казакова бедна житейскими, бытовыми фактами, но она богата тем великим наследием, которое он нам оставил. Жизнь М. Ф. Казакова как бы заключена в его произведениях.
Ещё не был закончен Петровский дворец, как М. Ф. Казаков получил новый заказ. Ему было поручено составление проекта здания Сената в московском Кремле. Сенат предполагали построить напротив Арсенала. Участок был неудобный, треугольной формы, но и его М. Ф. Казаков сумел использовать как основу для возводимого им здания. Центр всей композиции занял грандиозный купольный зал. М. Ф. Казаков рассчитал своё здание так, что купол зала пришёлся как раз за башней, расположенной в центре Красной площади, между Спасскими и Никольскими воротами. Таким образом, здание Сената являлось не только кремлёвским зданием, но и сделалось общегородским, войдя как звено в общий ансамбль зданий важнейшей площади древней столицы. Смелость решения всего здания, в особенности его купол, поразила современников и даже вызвала среди московского общества опасение в прочности сооружения. Для опровержения подобных опасений М. Ф. Казаков при раскружаливании стоял со своими помощниками на куполе. "Криками "ура" был встречен Казаков", отмечают современники. Екатерина II, приехавшая осмотреть здание, воскликнула: "Какое искусство!". Постройка здания Сената поставила М. Ф. Казакова в ряд лучших архитекторов, работавших в это время в России. Оно и сейчас украшает московский Кремль.

Успех М. Ф. Казакова рос. Частные лица всё чаще обращались к нему с просьбой о составлении проектов домов или дворцов. С годами заказов становилось всё больше и больше, у М. Ф. Казакова появляются ученики и помощники.
В архитектуру городского дома М. Ф. Казаков вносит много нового. Он перерабатывает старую усадебную систему планировки дома. Последний, окружённый службами, обычно ставился в глубине участка. М. Ф. Казаков, наоборот, выдвигает его к фронту улицы, ставит на красную линию. Тем самым его дома включаются всей своей, нередко прямо-таки дворцовой, архитектурой в общий облик города. Несколько десятков превосходно созданных им домов и дворцов, не считая многих крупных общественных зданий, украшали улицы и переулки столицы. Особенно известны дом Демидова в Гороховском переулке (ныне Институт геодезии), Гагарина на Петровском бульваре (здание Поликлиники), Меньшикова на Б. Никитской, Барышникова на Мясницкой (ныне в нём помещается одно из медицинских учреждений) и многие другие.
Среди построек 70-80-х годов XVIII в., выполненных М. Ф. Казаковым, выдающееся место занимает усадьба в Петровском (близ ст. Алабино Киевской ж. д.). По мысли владельца Демидова строение должно было быть не обычной усадьбой с хозяйственными постройками, а сложно скомпанованным ансамблем, включавшим церковь с отдельно стоящей колокольней, парк с многочисленными скульптурами и отдельные здания хозяйственного назначения. Кроме того, дом должен был быть увенчан статуей Екатерины.
Основную часть этой усадьбы М. Ф. Казаков распланировал в виде правильного квадрата. На его углах стояли небольшие флигели, центр же был занят главным домом. Со всех четырёх сторон его украшали колонные портики. На срезанных углах были сделаны балконы, опиравшиеся на две небольшие колонны. Благодаря срезанным углам здание казалось треугольным, а не квадратным. Церковь, колокольня и службы располагались вдоль основной дороги, ведшей к главному дому. С противоположной стороны к дому примыкал парк с многочисленными и искусно распланированными аллеями. Остроумная планировка дома с круглым залом в центре дала возможность объединить комнаты и залы различной формы и размера.

С конца 70-х годов М. Ф. Казаков фактически становится главным архитектором Москвы. Его исключительная честность, спокойствие и приветливость привлекали к нему людей. Вокруг него быстро сложилась безгранично преданная ему школа учеников. Он никогда не заискивал перед "сильными мира сего", что было так свойственно в те времена и носило меткое название "искательства". Ни один зодчий не пользовался таким успехом, такой популярностью, которые сопутствовали М. Ф. Казакову. По своему происхождению, воспитанию и работе М. Ф. Казаков принадлежал к той нечиновной интеллигенции Москвы, которая выдвинула из своей среды лучших культурных деятелей эпохи. Он создаёт свои архитектурные проекты с редкой лёгкостью. Но эта лёгкость была лишь кажущейся, так как за ней лежали годы упорного труда и всё совершенствующегося мастерства. Во всех его произведениях красной чертой проходит единство его творчества, его стиля. Классика являлась для него вечно живым идеалом. Он безраздельно предан её красоте и обаянию.
Помимо большого количества частных работ архитектурного порядка, М. Ф. Казаков выполнял многие государственные заказы. То надо было ехать в Екатеринослав (теперь Днепропетровск) для застройки центральной части города, то по такому же делу ехать в Калугу. Затем следуют работы в Коломне и её округе и много других.

Пожар Москвы 1812 года уничтожил внутреннее убранство большинства зданий Казакова. Из значительного количества созданных им произведений сохранились лишь так называемые "Золотые комнаты" дома Демидова и восстановлен знаменитый Колонный зал дома Долгорукова. Если "Золотые комнаты" говорят о высоком мастерстве зодчего в области декорирования небольших комнат, то в Колонном зале, являющемся центром теперешнего Дома Союзов, М. Ф. Казаков достигает исключительного впечатления торжественности, притом очень простым способом. Вдоль стен стоят коринфские колонны. Их пышные капители, расположенные между ними люстры и балюстрада балконов являются единственными декоративными деталями убранства зала. Этот парадный, бальный зал - один из лучших в русском классицизме.
В эти же годы М. Ф. Казаков строит ряд общественных зданий Москвы - Московский университет, присутственные места, дворец в Царицыне и здание "Нового Комиссариата" (здание Интендантства на быв. Б. Садовнической ул.). Все они по-разному разрешают тему общественного здания. Так, здание Московского университета (его фасад и зал переделаны архитектором Д. Жилярди после пожара в 1812 г.) исходит в своей планировке из схемы городской усадьбы (парадный двор между двух выступающих боковых крыльев). Дворец в Царицыне, выстроенный на месте дворца, сооружённого по проекту Баженова и сломанного по распоряжению Екатерины, представляет собой два больших почти квадратных многоэтажных корпуса, соединённых продольным, значительной высоты, с выходом в центре. Царицынский дворец был выстроен в том же стиле "псевдоготики", что и Петровский подъездной дворец. В "Новом Комиссариате" М. Ф. Казаков воспользовался старыми образцами промышленных сооружений древней Руси. Они обычно окружались стенами с башнями по углам. Тот же замысел лежит и в грандиозном здании М. Ф. Казакова, занимающем целый городской квартал. В его центре, со стороны Москва-реки, он поставил большое здание с колонным портиком, которое входило в систему корпусов, стоящих вокруг квадратного двора. На его углах высились круглые башни с низкими куполами.

Остатки Царицынского дворца

В 80-е годы XVIII в. талант М. Ф. Казакова достигает своего расцвета. Лучшим зданием, созданным им в это время, был мавзолей для Барышникова в Николо-Погорелом Смоленской области (1783 г.). Круглый в плане мавзолей, несущий ступенчатый купол, окружают, точно венок, шестнадцать ионических колонн. Основные части здания выложены из прекрасного белого камня, а стены окрашены в розовый цвет. Больше тридцати скульптурных панно украшают это изумительное здание, стоящее на высоком спуске к Днепру. Их выполнил знаменитый русский скульптор Ф. Шубин.
Форма мавзолея настолько совершенна, слияние архитектуры со скульптурой настолько органично, прорисовка деталей настолько закончена, что этим памятником можно любоваться часами. Кажется, что бессмертное творение мастера живёт и дышит в лучах солнца и окружающем его изумительном ландшафте. Мавзолей по своей архитектуре может быть вполне сравнён с прекрасными памятниками античности.
Составление чертежей, деталей, смет, наблюдение за постройкой, естественно, требовали не только внимательных, но и одарённых помощников. Сменив Баженова на посту начальника "Кремлёвской экспедиции", М. Ф. Казаков организует при ней архитектурную школу. Характерна при этом забота М. Ф. Казакова о создании именно русских мастеров зодчества. В прошении об организации училища он так и указывал, что оно нужно для того, чтобы иметь совершенных "мастеров российских, что смогут заимствовать и прочие губернии и потому не будет нужды в иностранных, которые несведущи ни в доброте здешних материалов, ни в том, что здешний климат производить может". Он составляет подробную программу обучения будущих архитекторов. Среди намеченных курсов были: "рисовальный, чистой математики, механики..., перспективы и живописи пейзажной и орнаментальной, живописи живых фигур". Организуется чертёжная. М. Ф. Казаков велит "наполнить чертёжную чертежами и рисунками не только лучших зданий и видов в России, но и прочих именитых зданий и видов всех четырёх частей света. Стараться собрать сколько возможно чертежей и видов древних зданий, паче в Кремле находившихся, уже уничтоженных, иметь чертежи тех частных зданий, кои с дозволения начальства производимы будут архитекторами и помощниками экспедиции, хранить лучшие чертежи обучающихся, заводить части моделей".

Мавзолей в Николо-Погорелом Смоленской области

Эта его инструкция свидетельствует не только о большом кругозоре и глубоких знаниях мастера, но и о большой любви к русской национальной архитектуре.
М. Ф. Казаков создал подлинную школу мастеров. Отсюда вышли: Еготов, Таманский, Бове, однофамилец Родион Казаков и сыновья самого основателя школы Матвей, Василий и Павел. После пожара 1812 года О. И. Бове становится главным архитектором Москвы и воссоздаёт сожжённую столицу.
В 90-х годах М. Ф. Казаков создаёт ряд новых оригинальных зданий. Среди них дом Разумовского занимает одно из первых мест. Дом выстроен в виде буквы П, охватывающей парадный двор. В центре под фронтоном расположена большая полукруглая ниша. По её бокам стоят, выступая вперёд, лёгкие колонные портики. Между ними помещены лестницы, ведущие к главному входу. Стройные колонны портиков и сама ниша придают этой части здания необычайную лёгкость и воздушность. Скромность и строгость обработки боковых крыльев дома подчёркивают богатство решения его центра.
В 1796 г. М. Ф. Казаков приступает, по заказу Голицына, к постройке больницы на Калужской улице. Это была лебединая песнь мастера, так как вскоре после окончания этого выдающегося здания болезнь приковала его к постели. Голицынская больница (ныне Вторая градская) - одно из лучших произведений в творчестве М. Ф. Казакова. Старая усадебная планировка дома с флигелями, кажется, вновь оживает в этом здании. Но это лишь первое впечатление, так как М. Ф. Казаков применяет здесь такие новые приёмы, которые существенно изменяют старые привычные формы. Он ставит боковые корпуса вдоль улицы, сохраняя одновременно положительные черты старой планировки, т. е. помещает центральную часть с колонным портиком и куполом над ним в глубине участка. Этот оригинальный приём не только выделял основную часть здания, но связывал больницу с улицей, вводя её как определённое звено в организм города. За портиком высится большой купол с характерными полукруглыми окнами-люкарнами. Он расположен над круглым помещением церкви. Стены её внутри украшены двумя ордерами колонн, которые Казаков, вопреки всем канонам, переставил: между большими ионическими колоннами поставлены меньшие коринфские, несущие арки (обычно ионический ордер был подчинён коринфскому). Этот неожиданный приём говорит о неослабевающем упорстве престарелого мастера, ищущего всё новых решений в кругу классических форм и деталей.

Голицынская больница

В год окончания постройки больницы М. Ф. Казаков уходит в отставку. Его последним трудом было собрание чертежей его собственных построек. Начальник "Кремлёвской экспедиции" Валуев, поддерживая прошение престарелого мастера об отставке, писал о нём: "Только знаменитый и искуснейший архитектор, статский советник Казаков, прославленный и по всей России отличнейшими познаниями сего художества и практическим производством..., наполнил не толико Москву, но и многие края России хорошими архитекторами..., оставивши по себе весьма много и великие его искусства..., остаток дней своих желает посвятить архитекторской школе...".
Уйдя в отставку, М. Ф. Казаков не перестаёт интересоваться художественной жизнью любимого им города. По словам его сына, в эти последние годы его жизни он "любопытствовал узнавать что-нибудь для него новое и старался знакомиться с людьми, в которых замечал какие-либо познания".
При приближении французов к Москве в 1812 году семья увезла М. Ф. Казакова в Рязань. Здесь узнал он об ужасном пожаре. "Весть сия, - писал его сын, - нанесла ему смертельное поражение. Посвятив всю свою жизнь зодчеству, украся престольный град великолепными зданиями, он не мог без содрогания вообразить, что многолетние его труды превратились в пепел и исчезли с дымом пожарным".
Душевное потрясение от полученного известия усилило его недуг. 7 ноября 1812 года знаменитый зодчий, строитель Москвы, скончался.
Значение творчества Казакова для архитектуры Москвы и русского искусства трудно переоценить. Без преувеличения можно сказать, что Казаков создал новую классическую Москву XVIII века. Всё его творчество отличается цельностью художественных идеалов, являясь выражением подлинного национального художественного мастерства.
О М. Ф. Казакове : Бондаренко И. Е., Архитектор Матвей Фёдорович Казаков (1738-1812), М., 1912 (новое переработанное издание, М., 1938); "Архитектура СССР", 1938, № 1 (статьи, посвященные 200-летию со дня рождения М. Ф. Казакова); Ильин М., Матвей Фёдорович Казаков, М., 1944.

Казаков Матвей Фёдорович (1738- 1812), архитектор.

Родился в Москве мелкого служащего. В 13 лет поступил в архитектурную мастерскую Д. В. Ухтомского. По завершении учёбы способного юношу назначили в мастерскую архитектора П. Р. Никитина. В восстановительных работах после пожара 1763 г. в Твери Казаков стал помощником Никитина. С этим городом связаны и первые самостоятельные постройки Казакова: Архиерейский дом (1763-1767 гг., впоследствии превращён в Путевой дворец) и многие жилые здания.

В 1767 г. он был вызван в Москву для проектирования дворца в Кремле, где являлся основным помощником архитектора В. И. Баженова. Второй совместной работой Баженова и Казакова стали увеселительные строения на Ходынском поле в Москве, возведённые в 1775 г. к празднествам в связи с окончанием русско-турецкой войны 1768-1774 гг.

В 1775-1782 гг. Казаков строил Петровский дворец (ныне Военно-воздушная академия). Одним из наиболее значительных сооружений архитектора является Сенат (Присутственные места) в Московском Кремле (1776-1787 гг.). Он также построил церковь Филиппа Митрополита в Москве (1777-1788 гг.).

Для Московского университета Казаков разработал типовое здание учебного заведения (1786-1793 гг.). Среди подмосковных усадеб, построенных архитектором, видное место принадлежит дому Демидовых в Петровском-Алабине (1776-1780 гг.). В Москве среди казаковских построек примечательны дом И. И. Демидова в Гороховском переулке (1789-1791 гг.) и дом М. П. Губина на Петровке (90-е гг. XVIII в.).

В середине 80-х гг. Казаков создал зал Благородного собрания в Москве (ныне Колонный зал Дома союзов). Одна из поздних работ архитектора - Голицынская больница (1796-1801 гг.; ныне 1-я Градская больница), расположенная между Калужской дорогой (ныне Ленинский проспект) и набережной Москвы-реки.

В 1801 г. Матвей Фёдорович вышел в отставку и занялся собиранием чертежей - собственных сооружений и построек современных ему зодчих в Москве. Эти листы образовали знаменитые серии так называемых казаковских альбомов.

Родился Матвей Федорович в 1738 году. Выдающийся русский архитектор эпохи классицизма М. Ф. Казаков известен как один из авторов уникальных типов московских жилых домов для богатой знати и монументальных общественных зданий в столице. Многое из созданного Казаковым испепелил пожар 1812 г., но немало и сохранилось до наших времен: здание Сената в Кремле, Голицынская больница (сейчас это первая городская больница) и некоторые другие здания.

Ученичество

Отец Казакова был из рода крепостных, работал копиистом в Главном Комиссариате, семья жила бедно. Когда отец умер (1751), мать устроила двенадцатилетнего сына в известную архитектурную школу Дмитрия Васильевича Ухтомского, где Матвей проучился до 1760 года, получив чин «архитектурии прапорщика». Затем - перевод на учебу и работу к городовому архитектору Никитину. Под его руководством юный зодчий начал свои первые шаги в архитектуре: был участником строительства Коловинского дворца, восстановления Черниговского собора, а также церкви «Спаса на бору». Но первой крупной работой Матвея Казакова как зодчего было участие в восстановлении сгоревшей в пожаре 1763 года Твери: составление плана города, проект и строительство Путевого дворца для императрицы Екатерины Второй (1763 - 1767).

Работа с Баженовым

В 1768 г. определилась творческая судьба Матвея Казакова - его взяли на работу по реализации проекта «Экспедиция строения Кремлевского дворца», которым руководил знаменитый архитектор Василий Иванович Баженов . Для молодого зодчего это был счастливый случай. В сотрудничестве с Баженовым Казаков учился на практике принципам применения полученных ранее знаний о классических формах и пропорциях. Пять лет они вместе работали над баженовским проектом Большого Кремлевского дворца. Это было для Казакова самым серьезным периодом учения - высшим архитектурным образованием. На этом этапе Казаков в тандеме с Баженовым разрабатывал проект перестройки Ходынского поля, где планировались празднества по случаю завершения русско-турецкой войны (1768 - 74) Кючук - Кайнарджийским миром.

Самостоятельная деятельность

С 1775 года Казаков начал свою самостоятельную архитектурную деятельность. И первой крупной работой зодчего стало проектирование и сооружение здания Сената на территории Московского Кремля (1776 - 1787). Это величайшее произведение зодчего. В нем впервые воплощена идея купольного покрытия огромного диаметра. А в знаменитом круглом зале Сената, одном из красивейших в Москве, автор воплотил идеи гражданственности, равенства и согласия, выраженные в торжественной и высокой архитектонической композиции. Великолепные коринфские колонны, поддерживающие грандиозный купол, гармоничные архитектурные формы зала Сената - все это как бы переносит нас в мир эпохи Просвещения, в мечту о мироустройстве, где безгранично развитие, где царит разум и всеобщее согласие. Работа Казакова была высоко оценена специалистами и самой Екатериной Второй, а заодно поставило зодчего в число лучших архитекторов эпохи.

Второе крупное творение Казакова - Московский университет, который стал опорным сооружением центра города (1786 - 1793). Позже университет перестраивал Д. И. Желярди. Императрица лично заказала Казакову возведение
подъездного дворца - Петровского замка (ныне здесь располагается военно-воздушная академия). Декор фасадов дворца сохранил классическую основу, но был оживлен Казаковым псевдоготическими и древнерусскими элементами.

Расцвет творчества

Рос успех М. Казакова и у частных заказчиков. Все чаще они стали заказывать ему проекты домов и дворцов. И поскольку работы становилось все больше, Казаков стал брать учеников и помощников. Старые городские усадьбы планировались таким образом, что дом на ней был окружен служебными и подсобными постройками и оказывался в
центре участка. Казаков внес в такую традицию свое новшество, делающее усадьбу более красивой и удобной: он ставил дом на линию улицы, а прочие постройки - позади него, вглубь усадьбы. Поэтому красивые и роскошные дома, построенные Казаковым, выгодно вписывались в общий вид улицы и города. Эти дома и дворцы по всей Москве были свидетельством профессионального мастерства зодчего и его своеобразного художественного языка, поэтому все, созданное им, было узнаваемым.

Его здания во многом определяли облик Москвы до пожара 1812 г . и даже повлияли на характер ее последующей застройки. За десять лет (1780 - 1790) Казаков построил несколько десятков дворянских усадеб, богатых особняков, церквей и общественных зданий. Вот некоторые из них: дом на Петровке по заказу заводчика Губина, усадьба Барышникова на ул. Мясницкой, Голицынская и Павловская больницы.

Последние годы

В 1800 - 1804 годах Казаков создавал генеральный план Москвы и ее «фасаднический» план, т. е. с «высоты птичьего полета», а параллельно работал над серией архитектурных альбомов, содержащих наиболее значительные московские здания. Несколько сохранившихся альбомов Казакова позволяют судить об эволюции типов московских усадеб и жилых домов. Казаков открыл свою архитектурную школу, в которой учились многие выдающиеся русские зодчие: О. И. Бове, И. В. Еготов и другие. Когда в 1812 г. французская армия стала приближаться к Москве, семья Казакова уехала в Рязань . Здесь и узнал великий зодчий ужасную весть: сгорела Москва. Все, что с такой любовью он создавал на протяжении жизни, превратилось в пепел. Он не перенес этого потрясения, и 7 ноября 1812 г. великий строитель Москвы покинул этот мир.

Архитектор М.Ф. Казаков

Матвей Федорович Казаков (1738-1812) – русский архитектор, работавший в годы царствования Екатерины II.

Вступив в жизнь сыном крепостного, Казаков окончил её статским советником. В 1751 г., в двенадцатилетнем возрасте, Матвей был определён в учение к Дмитрию Ухтомскому . Через девять лет, в 1760 г., он получил чин "архитектурии прапорщика". Это было единственным образованием Казакова.

Часто среди архитектурных творений Казакова упоминают дом 14 на Тверской улице . У казаковского дома и современного общего не больше, чем у хозяйки литературного салона княгини Зинаиды Волконской и посетителя магазина Елисеева. Старый дом можно увидеть в правой части акварели Ф.Я. Алексеева.

Среди шедевров зодчего мог быть Большой Кремлёвский дворец , над проектом которого Матвей Казаков работал в 1768-1774 гг.

Дома Казакова в Москве

  • Армянский, 11. Усадьба Гагариных . М.Ф. Казаков, 1790-е.
  • Басманная Новая, 4. Городская усадьба. М.Ф. Казаков, конец XVIII в. – начало XIX в.
  • Басманная Новая, 6. Дом Куракина. М.Ф. Казаков, конец XVIII в.
  • Басманная Новая, 9 С1. Жилой дом. М.Ф. Казаков, конец XVIII в.
  • Басманная Новая, 12 С2. Жилой дом Плещеева. М.Ф. Казаков, 1797.
  • Басманная Новая, 26. Усадьба Демидова. Казаков, начало XIX в. С 1876 г. – Басманная больница.
  • Бауманская 2-я, 3. Дворец Лефорта – Дворец Петра I на Яузе. Растрелли и Фонтана, 1708; М.Ф. Казаков, 1801.
  • Бауманская 2-я, 5. Слободской дворец. Д.В. Ухтомский , 1749-1753; перестройка по проекту Дж. Кваренги под руководством Матвея Казакова, 1787-1794; Д.И. Жилярди, восстановление после пожара 1812 г. в ампирном стиле, 1827-1835.
  • Бауманская, 36-38. Дом с двумя флигелями. М.Ф. Казаков, конец XVIII в.
  • Воздвиженка, 5 / Староваганьковский, 25. Усадьба Талызина. М.Ф. Казаков, 1787. В 1845-1917 гг. в усадьбе помещалась Казённая палата. Сейчас – Музей архитектуры имени Щусева .
  • Воздушная, 1. Дворец "Царицыно" . В.И. Баженов , 1776-1785; М.Ф. Казаков, 1787-1793.
  • Волхонка, 16 / Знаменский Б., 2. 1-я Мужская гимназия. М.Ф. Казаков, 1774, 1806; А.Г. Григорьев , 1830.
  • Газетный, 1 / Никитская Б., 12 . Дом Сергея Александровича Меншикова, внука Меншикова . М.Ф. Казаков, 1778.
  • Гиляровского , 35. Церковь Филиппа Митрополита. М.Ф. Казаков и Карин, 1777-1778.
  • Гончарная, 12. Усадьба Тутолмина – Ярошенко. М.Ф. Казаков, В.И. Баженов , 1788-1801; В.В. Шервуд , перестройка 1905-1913; перестройка в 1930-е; Энговатов, Пушин, реставрация, 1950-е.
  • Гороховский, 4. Усадьба Демидова. М.Ф. Казаков. 1789-1791. С 1873 г. здание занимал Межевой институт. Теперь это – Институт инженеров геодезии, аэрофотосъёмки и картографии.
  • Дмитровка Б., 1 / Охотный ряд, 3 . Дворянское собрание . М.Ф. Казаков, 1770-е и 1784-1787; Бакарев, восстановление, 1814; Мейснер, перестройка, 1903-1905.
  • Златоустинский М., 1. Школа Казакова . М.Ф. Казаков, 1785-1800: перестройка, Быковский , 1875.
  • Златоустинский М., 3 С1. Дом Казакова . М.Ф. Казаков, середина 1780-х.
  • Златоустинский М., 3 С3. Дом Татищевой . М.Ф. Казаков, 1785-1800; Быковский , Грачёв, 1860-1870.
  • Знаменка, 12 . Усадьба Бутурлина. М.Ф. Казаков, конец XVIII в.
  • Знаменский М., 3. Усадьба Лопухиных – Протасовых. XVII в. М.Ф. Казаков, 1774.
  • Ильинка, 10 . Дом А.С. Павлова и Н.С. Калинина. "Банк Н.А. Найденова ". Казаков, 1785-1790; Фрейденберг , 1882.
  • Козицкий, 5. Усадьба Лобковой. М.Ф. Казаков, конец XVIII в. Перестроена в 1920-е.
  • Красная площадь . Лобное место. Сооружено в 1534 г. Перестроено Казаковым в 1786 г. Тогда и появилась круглая площадка из дикого белого камня с каменными перилами.
  • Кремль. Сенат. М.Ф. Казаков, 1776-1787.
  • Ленинградский, 40. Петровский путевой дворец – Военно-воздушная академия имени Жуковского . М.Ф. Казаков, 1776-1786.
  • Ленинский, 8. Голицынская больница – Городская клиническая больница № 1. М.Ф. Казаков, 1796-1801. Построена по завещанию дипломата, действительного тайного советника князя Д.М. Голицына (1721-1793).
  • Маросейка, 14 / Старосадский, 2. Кузьма и Демьян . М.Ф. Казаков, 1791-1793.


Похожие статьи
 
Категории