Архитектор русской усадьбы. Архитектор русской усадьбы Здания архитектора м ф казакова

04.03.2020

Матвей Казаков родился осенью 1738 года. Его отец Федор Казаков – крепостной крестьянин когда-то был отдан помещиком в матросы. По воле случая Федор остался служить при Адмиралтейской конторе копиистом (переписчиком бумаг), что подарило ему и его семье свободу, трудолюбие же его обеспечило сыну прекрасное будущее.

В 13-летнем возрасте, в награду за безупречную службу отца, Матвей был зачислен в архитектурную школу архитектора Дмитрия Васильевича Ухтомского. Ученики его не только изучали теорию, но и получали практические навыки: контролировали процесс строительства, составляя рапорты обо всех замеченных ошибках. В 23 года, получив звание архитектурии прапорщика, Матвей Казаков поступает в мастерскую главного городового архитектора Москвы П.Р. Никитина. А спустя два года, в 1763 году дотла сгорает Тверь, и восстанавливать ее поручают команде архитектора Никитина. Казаков участвует в разработке генерального плана нового города, кроме того, он составляет проект архиерейского дома или, по-другому, Тверского дворца. Дворец стал лучшим зданием в городе и принес своему автору заслуженное признание.

После Твери была работа с Баженовым над проектом дворца в Кремле, строительство подъездного Петровского путевого дворца. Дворец еще не был закончен, а Казаков уже получает новый заказ – здание Сената в Кремле. Неудобное местоположение задуманного строения плюс блестящее решение означенной проблемы и - архитектор входит в ряды лучших своего времени. Заказов от частных лиц не счесть. В архитектуру городского дома М.Ф.Казаков вносит много нового. Он перерабатывает старую усадебную систему планировки дома и теперь тот ставится не в глубине участка, а напротив - по красной линии. Тем самым дома включаются всей своей, нередко прямо-таки дворцовой, архитектурой в общий облик города. Несколько десятков созданных им домов и дворцов, не считая многих крупных общественных зданий, украшали улицы Москвы. Особенно известны дом Демидова в Гороховском переулке, Гагарина на Петровском бульваре, Меньшикова на Большой Никитской, Барышникова на Мясницкой.

Сменив Баженова на посту начальника Кремлевской экспедиции, М.Ф.Казаков организует при ней архитектурную школу. Среди учеников три его сына: Василий, Матвей и Павел. Василий обучался архитекторскому делу с десяти лет, но уже в 22 года подал прошение об отставке по болезни – чахотка. Павел в 13 лет подал прошение о зачислении на службу в один день со старшим братом – Матвеем, которому на тот момент исполнилось 16. Через год оба брата уже получали жалованье в сто рублей в год. В 1800 году вместе с отцом работают над составлением «фасадического» плана Москвы. В 1810 году в возрасте 25 лет Павел Казаков умирает, немногим раньше от чахотки умирает и Василий. Матвей же прожил до 39 лет, был хорошо известен в Москве своими работами.

В 1800-1804 М. Ф. Казаков работал над созданием генерального и «фасадического» («с птичьего полета») планов Москвы и серии архитектурных альбомов (13) наиболее значительных московских зданий. Сохранилось несколько «Архитектурных альбомов М. Ф. Казакова», включающих планы, фасады и разрезы 103 «партикулярных строений» самого архитектора и его современников. Начальник Кремлевской экспедиции Валуев писал: «Только знаменитый и искуснейший архитектор, статский советник Казаков, прославленный и по всей России отличнейшими познаниями сего художества и практическим производством... наполнил не толико Москву, но и многие края России хорошими архитекторами».

В 1812 г. семья увезла М.Ф.Казакова из Москвы в Рязань. Здесь он узнал о пожаре. «Весть сия, - писал его сын, - нанесла ему смертельное поражение. Посвятив всю свою жизнь зодчеству, украся престольный град великолепными зданиями, он не мог без содрогания вообразить, что многолетние его труды превратились в пепел и исчезли с дымом пожарным».

Архитектура России 18-го века связана со становлением эпохи классицизма, для которой характерны лаконичность, простота, следование традициям и легкость. Предшествующий стиль барокко, основными проявлениями которого были эксклюзивность и пышность, требовал колоссальных затрат. Поэтому понадобилось изменение направления архитектуры на более бюджетное и демократичное.

Предыстория

В начале 18-го века культура Российской империи продолжила выход на европейский уровень. Появилась возможность приглашать в Россию иностранных мастеров и выезжать за пределы страны в Германию, Англию, Италию.

Создание нового направления в архитектуре было необходимо для того, чтобы подчеркнуть индивидуальность страны и ее величие. Самые лучшие архитекторы занялись перестройкой городов. В Москве одним из зодчих был Матвей Федорович Казаков.

Биография архитектора

М. Ф. Казаков родился в 1738 году в Москве. Отец архитектора был крепостным крестьянином, которого по великой случайности направили работать в филиал в Адмиралтействе. Это обстоятельство позволило семье жить в центре Москвы и выбраться из крестьянской неволи.

Отец будущего архитектора погиб, когда мальчику было всего одиннадцать лет. После этого мать решила отдать Матвея в школу архитекторов. Девять лет учебы не прошли для мальчика даром - к двадцати годам он имел хороший и богатый опыт, потому что основное учебное время был занят в ремонте устаревших построек Кремля.

С 1768 года архитектор Казаков стал работать с великим русским мастером - Василием Баженовым. Более семи лет они совместно работали над проектом Кремлевского дворца. В результате недопонимания проект провалился, но бесценный опыт сохранился на долгие годы.

Первой самостоятельной работой было возведение Пречистенского дворца. После одобрения проекта императрицей на архитектора Казакова посыпался ворох предложений. Зодчему было присвоено звание городского архитектора, и он начал работать над Путевым дворцом в Петербурге. Параллельно Матвей Федорович занялся проектированием здания Сената. Именно здание Сената в Московском кремле стало первым памятников классицизма.

Любимой формой построек архитектора становится ротонда - цилиндрическое здание, увенчанное куполом. Характерным приемом мастера является яркий контраст в строгом фасаде здания и пышном богатом убранстве залов внутри.

Затем архитектор Казаков занимается проектированием Пречистенского дворца, который после нашествия войск Наполеона горел и был перестроен. В конце 18 века архитектор Казаков возводит здание Голицынской больницы в Москве.

Главным проектом Матвея является участие в 1782 году в строительстве первого корпуса Московского университета, который строился более тридцати лет и многократно перестраивался. В каждом районе столицы России найдется хотя бы одна усадьба, построенная под руководством Казакова.

В связи с событиями, происходящими в стране в начале 19-го в., родственники увезли его из Москвы. Весть о пожаре нанесла сильный удар архитектору. Мысль о том, что созданные им шедевры навсегда разрушены, очень разочаровала его. В октябре 1812 года великий архитектор России скончался в Рязани.

Проекты выдающегося мастера

Многие памятники пострадали во время пожара 1812 года и были реконструированы. Среди них:

  • Пречистенский собор в Москве.
  • Церковь митрополита Филлипа.
  • Старый корпус МГУ.
  • Благородное собрание.
  • Храм Вознесения.
  • Павловская и Голицынская больницы.
  • Дома-усадьбы Губина, Демидова и Барышникова.

Сенатский дворец

Строительство здания Сената в московском Кремле началось по указу императрицы Екатерины в 1776 году.

Дворец представляет собой треугольник с небольшим двором внутри, который разделен на три части. По периметру внутреннего двора построены коридоры, соединяющие все части помещения между собой. Углы здания срезаны и украшены аккуратными балкончиками. Дворец состоит из трех этажей, стоящих на высоком широком цоколе. Первый этаж облицован рустовым камнем, второй и третий разделяются пилястрями. Арка, открывающая вход во внутреннюю часть двора, опирается на устойчивые колонны, украшенные четырехколесным мраморным портиком.

В вершине равнобедренного треугольника располагается Екатерининский зал с огромным куполом. Его диаметр 24 м. Существует легенда, которая утверждает, что для доказательства прочности такого широкого круглого купола архитектору Казакову пришлось подняться на вершину и стоять, приплясывая более тридцати минут. Внутри зал украшен гипсовыми и барельефными портретами великих русских князей и правителей, скульптурными панно на аллегорические сюжеты из жизни императрицы Екатерины. Высота зала до вершины купола составляет около 30 м. Купол был украшен цинковой скульптурой Георгия Победоносца, которая была разрушена наполеоновскими войсками.

Строительство дворца велось до 1787 года. Изначально предполагалось, что в здании будет находиться резиденция Сената - Высшего органа власти Российской империи. Во время правления В. И. Ленина здесь находился его кабинет. В настоящее время дворец является рабочей резиденцией В. В. Путина.

Строительство Пречистенского дворца

Оно началось в 1774 году по случаю приезда Екатерины II в Москву для празднования победы над Турцией. Государыня не любила селиться в Кремле, считая его непригодным для жизни. Получив осенью известие о том, что Екатерина навестит со всей своей свитой Москву, князь Голицын поднял суматоху. Архитектору Матвею Казакову было поручено преобразить дом для дорогой гостьи.

За основу покоев Екатерины был взят дом Голицыных на углу Волхонки, к нему надумали присоединить дома Лопухиных и князей Долгоруких. Объединить три здания в одно - нелегкая задача. К сожалению, хитроумный план не удался - государыня осталась недовольна постройкой. Холодные тесные помещения, круглосуточный запах из конюшен, длинные коридоры не привели никого в восторг. Екатерина прожила во дворце около пяти месяцев.

В 1860 году здесь расположился музей Голицыных, позднее был открыт Народный музей культуры города Москвы. Пречистенский дворец в настоящее время располагается по адресу Знаменский переулок, дом 1/14.

Храм Филиппа, Митрополита Московского

В 1777 году Матвей Федорович занялся обширной реконструкцией каменного здания. Строительство растянулось на десять лет. В настоящее время храм находится по адресу ул. Гиляровского, дом 35.

После революции 1917 года церковь пришлось закрыть, богослужения возобновились только в начале 1990-х годов. К счастью, внешний вид церкви не пострадал и является в настоящее время уникальным образцом классицизма в архитектуре.

Университет на Моховой в Москве

Это старый корпус Московского государственного университета. Был построен по указу императрицы Екатерины II. Проектированием занялся архитектор Казаков в 1782 году; строительство продлилось до 1793 года.

Архитектура здания замечательно вписалась в картину центра Москвы 18-го века. Матвей Федорович добился одновременно величественности и простоты, воссоздавая проект в стиле классицизма. Были возведены колонны с портиками, созданы огромные залы с высокими куполами, использовалась облицовка рустами.

К сожалению, корпус здания не сохранил первоначальный вид. За почти 250 лет существования здание многократно перестраивалось. В настоящее время в нем также обучаются студенты.

Благородное собрание

Построено по заказу князя Долгорукого в 1787 году в самом центре Москвы.

Двухэтажное здание, украшенное портиком с колоннами, опирающимися на цоколь и соединенные изящной аркой. Главной достопримечательностью проекта является Колонный зал. К сожалению, в 1812 году здание Благородного собрания ждала участь многих зданий столицы - оно тоже горело. Не обошлось без реставраций. Последняя проведена в начале 20-го века: был надстроен третий этаж, однако Большой зал остался нетронутым. В таком виде здание сохранилось до сегодняшнего дня.

Основное внимание архитектор Казаков уделил внутреннему убранству: большие хрустальные люстры, монументальные колонны вдоль белоснежных стен. Сначала стены и потолок украшали холсты известных художников, но после пожара они не были восстановлены.

Благородное собрание служило не только местом съезда князей и приближенных двора. Здесь также проводились балы, которые привлекали в свое время Пушкина, Лермонтова, Юсупова.

Храм Вознесения

Построен в начале 17-го века, а в 1793 году реконструирован Матвеем Федоровичем. Является одним из памятников русского раннего классицизма. Объемный круглый зал, опоясанный колоннами, широкий нависающий купол со шпилем - все, что характерно для работ архитектора Казакова.

В трапезной освящены два придела: Николая Чудотворца и во имя Моисея Боговидца. Последний появился в результате использования материалов разрушенного Моисеевского монастыря (располагался на месте Манежной площади).

После революции храм был закрыт и начал работу только в начале 1990-х годов.

Голицынская больница

Была открыта в начале 19-го века. Построена на средства князя Голицына выдающимся русским архитектором Казаковым Матвеем Федоровичем.

В 19-м веке входила в список лучших больниц Европы. В лечебнице располагалась клиническая база медицинского университета Москвы.

Здание больницы, как и остальные творения архитектора Матвея Казакова, является выдающимся памятником московской архитектуры эпохи классицизма. Портик, организованный из шести крупных колонн, создает своего рода парадный вход в больницу. Широкий купол с возвышающимся бельведером позволяет увидеть здание издалека.

В настоящее время входит в состав Городской больницы Москвы.

Усадьба Барышникова

Была построена Казаковым в 1802 году. В настоящее время располагается на Мясницкой улице.

Хозяин особняка - Иван Барышников - был большим ценителем архитектуры и искусства. В доме находилась большая коллекция картин известных художников. Купец уделял время самообразованию, по его инициативе строились учебные заведения в городах России. Дом чудом уцелел при пожаре, но был разграблен.

Усадьба построена архитектором Казаковым в форме буквы П, что позволило хозяевам считать свой дом настоящим дворцом. Выдвигающийся вперед портик, который широко использовался в эпоху классицизма, визуально увеличивает площадь внутреннего двора. Колонны, стоящие на высоком цоколе, придают торжественность фасаду здания.

Ныне в особняке разместился офис российской газеты «Аргументы и факты».

Матвей Фёдорович Казаков (умер 1738, Москва; - умер 1812, Рязань) - русский зодчий, представитель стиля классицизм , работал также в стиле псевдоготики. Матвей Казаков родился в 1738 в Москве, в семье мелкого чиновника. С 1751 по 1760 учился в архитектурной школе Д. В. Ухтомского. С 1768 работал под руководством В. И. Баженова в Экспедиции кремлёвского строения, в частности с 1768 по 1773 участвовал в создании Большого Кремлёвского дворца, а в 1775 - в оформлении праздничных увеселительных павильонов на Ходынском поле. В 1775 Казаков был утверждён в звании архитектора. Наследие Казакова включает множество графических работ - архитектурных чертежей, гравюр и рисунков, в том числе «Увеселительные строения на Ходынском поле в Москве» (тушь, перо, 1774-1775; ГНИМА), «Строительство Петровского дворца» (тушь, перо, 1778; ГНИМА).

Казаков проявил себя и как педагог, организовав при Экспедиции кремлёвского строения архитектурную школу; его учениками были такие архитекторы, как И. В. Еготов, А. Н. Бокарев, О. И. Бове и И. Г. Таманский, а также собственные сыновья - М. М. Казаков и Р. М. Казаков. В 1805 школа была преобразована в Архитектурное училище. Во время Отечественной войны 1812 г. родственники увезли Матвея Фёдоровича из Москвы в Рязань. Там зодчий узнал о пожаре Москвы - это известие ускорило кончину мастера. Казаков скончался 26 октября (7 ноября) 1812 в Рязани и был похоронен на кладбище (ныне не сохранившемся) Рязанского Троицкого монастыря. Его именем в 1939 названа бывшая Гороховская улица в Москве. Также его именем названа бывшая Дворянская улица в Коломне.

Известные сооружения:
Здание Сената в московском Кремле (1776-1787);
Здания университета на Моховой (1786-1793, после пожара 1812 г. перестроены Доменико Жилярди);
Дом архиепископа Платона впоследствии Малый Николаевский дворец (1775)
Путевой дворец (Тверь);
Дом Козицких в Москве (1780-1788)
Церковь Вознесения (1790-1793, Москва);
Церковь Косьмы и Дамиана (1791-1803, Москва);
Мавзолей в Николо-Погорелом (Смоленская обл., 1784-1802);
Голицынская больница (1796-1801);
Павловская больница (1802-1807);
Дом-усадьба Демидова (1779-1791);
Дом-усадьба Губина (1790-е);
Дом-усадьба Барышникова (1797-1802);
Генеральный план Коломны 1778 года;
Вознесенская церковь Коломны;
Церковь Спаса в селе Рай-Семеновское, достраивал в 1774-1783
Петровский путевой (подъездной) дворец (1776-1780);
Здание мэрии Москвы (1782).

Белецкая Е. А. Архитектурные альбомы М. Ф. Казакова. М., 1956.
Бондаренко И. Е. Архитектор Матвей Федорович Казаков (1738-1813). М., 1938.
Власюк А. И., Каплун А. И., Кипарисова А. А. Казаков. М., 1957.
Михайлова М.Б. Казаков в ряду европейских зодчих - своих современников // Матвей Федорович Казаков и архитектура классицизма / Ред. Н.Ф.Гуляницкий. - М.: РААСН, НИИТАГ, 1996. - С.69-81.
ru.wikipedia.org

Казаков Матвей Федорович - выдающийся архитектор 18 века, один из первых, кто начал строить в Москве сооружения в стиле русского классицизма. В годы правления Екатерины II он перестроил практически весь центр города в "палладианском" стиле - одной из ранних форм классицизма, основанной на работах итальянца Андреа Палладио. Казаков вошел в историю как самый плодовитый русский архитектор, который оставил после себя невероятное количество построек. Долгой была и жизнь архитектора, и более 50 лет из нее он работал. Еще одна огромная заслуга Казакова в том, что он создал обширный архив графики, где запечатлены образцы московской архитектуры периода до 1812 года - практически только по этим рисункам сейчас можно составить представление о том, как выглядела Москва до большого пожара. Именно благодаря Матвею Казаковы Москва из "большой деревни" превратилась в красивый город с замечательной архитектурой. Причем, работу архитектора осложнял тот факт, что застройку нужно было вести в уже сформировавшемся городе, а не строить с нуля, как это было, например, с Санкт-Петербургом.

Матвей Федорович Казаков родился 28 октября 1738 года. Его отец, Федор Казаков, в прошлом был крепостным. По какой-то причине помещик отдал Федора Казакова в матросы, а по счастливой случайности молодой человек остался служить при Адмиралтейской конторе копиистом. Так отец будущего знаменитого зодчего стал свободным человеком, а его трудолюбие помогло сыну в будущем. Семья Казаковых жила небогато, их дом размещался в Садовниках, вблизи Кремля и Боровицкого моста. Федор Казаков рано умер, и грамоте маленький Матвей обучался у дьяка в Космодамиановской церкви.

Когда Матвею исполнилось 13 лет, его мать подала прошение об определении мальчика на службу. В сенатском указе, последовавшем за этим прошением, говорилось: "К обучению архитектуре Главного комиссариата умершего подканцеляриста Казакова сына Матвея… определить с награждением жалования против младших учеников по рублю в месяц". Вполне вероятно, что положительное решение было принято с учетом безупречной службы отца - Федора Казакова. В дальнейшем Матвею помог М.М. Измайлов, бывший тогда главой Комиссариата. Он заметил, что мальчик постоянно делает зарисовки на строительстве, и помог ему устроиться в первую архитектурную школу князя Д. В. Ухтомского - главного архитектора Москвы. Это было молодое учебное заведение, которое открылось всего двумя годами раньше - в 1749 году. Ученики школы Ухтомского не только чертили и рисовали, но и активно приобщались к практике: их учили контролировать строительство, поручали составлять рапорты о выявленных ошибках. Теорию будущие архитекторы изучали по трактатам зодчих прошлого и их знаменитых творений. В то же время, не забывали и о древнерусской архитектуре, прививая ученикам уважение и любовь к национальным архитектурным традициям.

Почти десять лет Матвей Казаков осваивал теорию и практику строительства и архитектуры: обмерял древние постройки, реставрировал ветшавшие здания Кремля, составлял сметы и чертежи, работал на строительстве. К концу обучения Казаков стал младшим помощником Ухтомского, и под его руководством принимал участие в строительстве Кузнецкого моста через реку Неглинную, достраивал Арсенал в , перестраивал здания, выделенные для открывшегося Московского университета и это далеко не полный перечень того, чем занимался Матвей.

В 1760 году Дмитрий Васильевич Ухтомский ушел в отставку, а его место занял Петр Романович Никитин, его заместитель. Став руководителем школы, Никитин предложил на место своего заместителя Казакова, который как раз окончил обучение, и получил чин "архитектурии прапорщика". Первое серьезное дело Матвею Казакову довелось выполнять в 1763 году, когда от пожара практически полностью выгорела Тверь, и мастерской Никитина доверили восстанавливать город. То, что пожар почти ничего не оставил от Твери, произвело впечатление на всю Россию, а особенно на тех, кто отвечал за градоустройство. Дело в том, что многие города развивались по старинке. Скученность застройки, кривые и узкие улицы и переулки - все это приводило к тяжелым последствиям в случае пожара. Стало понятно, что назрела необходимость планировать строительство по-новому.

Сам Никитан разработал генеральный план застройки Твери, а Казакову поручили его детализацию и создание планов фасадов. Для Твери Казаков спроектировал торговую контору Н.А. Демидова, провиантские магазины, фасады зданий присутственных мест на главной площади, общественные и жилые дома, в том числе типовые проекты, рассчитанные на различные социальные слои. Поскольку Тверь была крупным населенным пунктом, который стоял на дороге между Санкт-Петербургом и Москвой, императрица Екатериа II поручила Матвею Казакову построить на месте сгоревшего архиерейского дома новый дворец. Так в Твери появилось одно из самых главных и красивых зданий - путевой дворец императрицы или Тверской дворец. Никитский и его команда архитекторов отстроила Тверь всего за два с половиной года, что было рекордно мало по тем временам. Это был ценный опыт, и о Казакове заговорили как о талантливом архитекторе, умеющем строить в новом стиле. У молодого архитектора стали появляться частные заказы. П.Ф. Нащокин заказал Матвею Казакову проект церкви для своей подмосковной усадьбы. Следующим заказчиком стал И.И. Бецкой, который задумал построить в Москве Воспитательный дом. Для этого учреждения Матвей Федорович разработал не только проект фасада, но и распланировал ландшафт всего участка.

Большое влияние на Казакова оказало сотрудничество с . Казаков получил специальность в России, а Баженов обучался в Петербургской академии художеств, а также в признанных европейских художественных центрах: Париже, Риме, Флоренции. Матвею Казакову было чему научиться у своего наставника, и в некоторых более поздних его работах можно увидеть приемы, присущие Баженову.

В 1768 году Баженов пригласил Казакова поработать в "Экспедиции по строению Кремлевского дворца". Это сотрудничество длилось семь лет, и его плодом должно было стать с одно из знаковых сооружений Москвы - Большой Кремлевский дворец. Правда, довести это строительство до конца не удалось. Доходы казны упали, а проект оказался слишком затратным, и в 1774 году строительство прекратили.

В 1775 году Матвея Федоровича Казакова утвердили в звании самостоятельного архитектора, но он продолжил работать с Баженовым в "Экспедиции" до середины 1780-х годов. В этот период архитекторы разработали проект оформления Ходынского поля, на котором собирались устроить массовые гуляния в честь окончания Русско-турецкой войны 1768-1774 г.г., и заключения Кючук-Кайнарджийского мирного договора. Казаков изготовил серию офортов, на которых были изображены "Ходынские увеселительные строения". Напротив павильонов по поручению Екатерины II Казаков должен был возвести новый Петровский путевой дворец. Строительство этого архитектурного ансамбля сделало Казакова одним из самых значительных представителей неоготики или, как ее еще называли, русской или ложной готики. С этого момента успех и признание не покидали Казакова. В 1776-1787 годах Матвей Федорович создал одно из своих самых знаменитых и значительных произведений - здание Сената на территории Кремля. Сенат строился также по заданию Екатерины II, здание выполнено в классическом стиле.

Отличительной чертой таланта Михаила Федоровича Казакова была разносторонность. За что бы он ни брался, будь то усадьбы, дворцы, правительственные здания или церкви, все получалось одинаково удачным. Казаков придумал применить классическую форму ротонды для строительства храмов. Примером могут служить его церкви-ротонды Вознесения на Гороховом поле, Святых Космы и Дамиана на Маросейке, а также церкви святителя Филиппа митрополита Московского.

Основная часть проектов Казакова имела важное градостроительное значение. Особенно это касается казенных и частных зданий, которые стали лучшими примерами русского классицизма. В 1782 году Казаков приступил к строительству здания Московского университета на Моховой. Этот масштабный проект был разбит на три этапа, и осуществлялся на протяжении 10 лет. Архитектор выбрал для здания простой и величественный стиль, лишенный сложных декоративных элементов и вычурности. В итоге здание гармонично вписалось в окружающую застройку, а внешне напоминало богатую городскую усадьбу.

К 1786 году Баженов окончательно попал в немилость в Екатерине II, которая была недовольна строительством дворцов в Царицыне. Также существуют версии о политической подоплеке охлаждения императрицы, а еще говорили, что нрав у Баженова был довольно сложный. Как бы там ни было, в 1786 году Баженов ушел с поста главы "Кремлевской экспедиции", и сменил его на этом посту Казаков. Фактически это означало, что Матвей Федорович стал главным архитектором Москвы, так как "Эспедиция" занималась всеми основными государственными строительными работами.

Был у Матвея Федоровича и педагогический талант. Он открыл архитектурную школу, из которой вышли такие известные архитекторы как Еготов, Бакарев, Карин, Мироновский, Таманский, Селехов, Родион Казаков, братья Поливановы и другие. Среди учащихся школы Казакова были и сыновья архитектора: Василий, Матвей и Павел. Василий обучался в школе на протяжении 10 лет, но в 33 года попросил отставки из-за слабого здоровья - он болел чахоткой, как тогда называли туберкулез. Павел и Матвей подали прошение о зачислении на службу в один день, при этом Павлу было всего 13, а Петру - 15 лет. Спустя год оба брата получали жалование в размере 100 рублей в год, и по тем временам это было немало. В 1800 году отец и сыновья работали над составлением "фасадического плана Москвы". Но насколько Казаков был удачлив в профессиональной деятельности, настолько тяжело сложилась его семейная жизнь. Все сыновья прожили недолго. Павел умер в возрасте 25-ти лет в 1810 году. Немногим раньше туберкулез свел в могилу Василия, а Матвей, также известный московский архитектор, умер в 39 лет.

Важной заслугой Казакова является плановое обустройство улиц и площадей Москвы. Благодаря Казакову в Москве появилась единственная в 18 веке московская улица, здания на которой стояли сплошной фасадной линией с соблюдением высотности - это была . На этой улице стоял дом купцов Калинина и Павлова (до нашего времени не сохранился). Это был один из первых домов, в которых совместились жилые и торговые функции. - одна из центральных улиц города, почти вся была застроена дворцами знати. После того, как во время пожара 1773 года почти все деревянные постройки на Тверской сгорели, а каменные были повреждены, появилась возможность застроить улицу в едином архитектурном стиле. На протяжении почти 20 лет Казаков отстраивал все наиболее важные дома, а затем разработал и воплотил план оформления Тверской площади. В застройке тверской наиболее отчетливо прослеживалось стремление Казакова к максимальной регулярности застройки и соблюдению одинаковой этажности.

Также Казаков создал новый классический тип городской усадьбы. Это были дворцы с фасадами, выдвинутыми на красную линию улицы. Флигели и хозяйственные службы дворцов размещались либо по бокам, либо переносились внутрь двора. Такими дворцами были дом Голицына на Лубянке, дома Прозоровского и Козицкой на Тверской, Демидова в Гороховском переулке и Губина на Петровке. Казаков строил как большие доходные дома, так и компактные особняки, которые в то время только начали появляться в Москве. Большое внимание архитектор уделял и интерьерам. В качестве декора он использовал колонны, карнизы, пилястры и росписи. До наших дней сохранились интерьеры "Золотых комнат" в доме Демидова, здания Сената, Колонного зала дома Благородного собрания.

В 1799 году Академия художеств по предложению ее вице-президента Баженова издала указ об издании книг "Российская архитектура", включающих чертежи с планами, фасадами и разрезами построенных зданий и нереализованных проектов, которые заслуживали внимания специалистов. Казаков составил для издания альбомы казенных и партикулярных (частных) строений. Кроме того, Казаков занимался составлением аксонометрического плана Москвы, позволявшего оценить строения "с высоты птичьего полета", а также проводил съемку генерального плана города с отображением всех построек. По этим чертежам можно узнать, как изначально выглядели здания, сохранившиеся до нашего времени, а также, как выглядела Москва до пожара 1812 года.

Когда в 1812 году наполеоновская армия приближалась к Москве, родственники вывезли Казакова в Рязань. Здоровье Матвея Федоровича было очень слабым, и, узнав о том, что в пожаре погибло большинство его творений, он не вынес потрясения, и умер. Это случилось 7 ноября 1812 года. Похоронили Матфея Федоровича Казакова в Троицком монастыре.


Историческая справка:

28 октября 1738 г. – родился Матвей Федорович Казаков
1751 г. – Казаков поступил на обучение в первую архитектурную школу князя Д. В. Ухтомского
1775 г. - Матвея Федоровича Казакова утвердили в звании самостоятельного архитектора
1776-1787 г.г. - Матвей Федорович построил здание Сената на территории Кремля
1782 г. - Казаков приступил к строительству здания Московского университета на Моховой
1786 г. – Казаков возглавил "Кремлевскую экспедицию"
7 ноября 1812 г. – Казаков Матвей Федорович умер

Казаков Матвей Федорович – русский архитектор, творивший во времена Екатерины II. Также Матвей Казаков известен как приверженец русского псевдоготического стиля.

Матвей появился на свет в семье писаря-копииста. Отец, Федор был родом из крепостных крестьян, его должны были отдать в матросы, но случайность позволила ему остаться при конторе Адмиралтейства.

Это помогло семье выбраться из крепостной неволи и жить в центре Москвы, недалеко от Боровицкого моста. Когда мальчику исполнилось 11 лет, его отец умер, и мать решила отдать Матвея в архитектурную школу.

Там он проучился девять лет, имел обширную практику, так как ученики основное время проводили, занимаясь ремонтом стареющих построек Кремля. Матвею были поручены обмеры с последующим составлением официальных бумаг, чертежей, смет.

Конечно, такая практика была бесценной и пригодилась несколько позже, когда зодчий восстанавливал сгоревшую Тверь. Он занялся восстановлением буквально из пепла Путевого дворца императрицы. Это здание было главным в городе и находилось в руинах. Стройка велась в жуткой спешке, в зимнее время, так как ожидался визит царствующей особы в Тверь.

Несколько позже Матвей стал работать вместе с другой звездой архитектуры того времени – В. Баженовым. Они трудились над возведением Большого Кремлевского дворца.

Основную работу делала Баженов, но Матвей был его правой рукой и также сделал гигантский объем работы. Через несколько лет проект провалился, но опыт, приобретенный архитектором, остался, ведь семь лет сотрудничества нельзя было забыть.

Произошло взаимное непонимание цели и используемых при постройке дворца художественных средств.

Первой масштабной работой, выполненной самостоятельно, стал Пречистенский дворец. После того, как императрица одобрила готовый проект, на зодчего свалился ворох предложений. К тому же ему пожаловали звание архитектора. Он занялся Путевым дворцом на Петербургской дороге. Не достроив его, он занялся проектированием Сената. Это здание стало гимном классицизму за свой потрясающий размер и архитектуру.

Их форм архитектору более всего по душе была ротонда. Очень многие его строения имели этот элемент в своем составе. Вскоре архитектору поступило предложение поучаствовать в застройке третьей столицы – в Екатеринославском наместничестве. Планировались огромные театр, здание суда, университет.

Вспомнив про неудачу с Кремлевским дворцом, зодчий категорически отказался, будто бы зная, что его ждет самый главный проект. Им по праву оказался Московский университет, который строился в три этапа, в течение десятка лет.

Еще одну непростую задачу в области проектирования предстояло решить при подготовке проекта дома для Благородного собрания.

Спланированные им в Москве оригинальные усадьбы становились образцами вкуса и достатка и признанными престижными местами для жительства. Множество их было выстроено на Тверской. Наверное, нет ни одного старого района столицы, где бы не было хотя бы одной усадьбы, нарисованной и возведенной Матвеем.

Именно он создал лицо города до знаменитого пожара 1812 года. С началом войны архитектора, находившегося в преклонном возрасте, эвакуировали в Рязань. Узнав о пожаре, он очень быстро сдал и вскоре скончался.

Достижения Матвея Казакова:

Создал облик Москвы до 1812 года
Стал автором многих зданий, дошедших до наших дней
Был педагогом дл множества талантливых архитекторов, творивших после него
Автор Петровского Путевого дворца и Сената

Даты из биографии Матвея Казакова:

1738 г. появился на свет
1749 г. смерть отца
1751 г. поступление в школу Ухтомского
1760 г. окончание архитектурной школы
1768 г. начал работу под руководством Баженова В.И.
1775 г. стал участником создания павильонов на Ходынке
1782 г. начал постройку университета Москвы
1812 г. скончался в Рязани

Интересные факты Матвея Казакова:



Похожие статьи
 
Категории