Артист концертный исполнитель. Концертный зал имени Чайковского: история, концерты, коллектив

20.06.2019

Прежде чем познакомиться с различными родами концертного творчества, следует подчерк­нуть в каждом из них нечто общее. Определяющим для каждого рода концертного творчества будет один из основных видов искусства - музыки, слова, танца, а также пения, являющегося наиболее распространен­ным синтетическим соединением двух видов искусства - слова и музыки. Заметим еще, что, как об этом уже говорилось выше, все эти виды искусства предстают перед нами обязательно в синтезе с искусством актерским.

На первый взгляд, невозможно считать пианиста или скрипача актером. Искусствоведческая терминология до сих пор оперировала двумя понятиями - актер и артист. Первое слово извечно обозна­чало исполнителя ролей в театре («действователя»), второе - че­ловека, избравшего своей профессией исполнение концертных про­изведений всех родов и жанров. Вместе с тем в любой разновидно­сти концертного искусства обязательно наличествует актерское начало: исполнитель (музыкант, танцор, акробат) всегда играет ка­кую-то роль, так как в это время обращается к мыслям, чувствам, поступкам, предписанным ему содержанием исполняемого произве­дения.

Здесь уместно вспомнить об эволюции актерского творчества. Когда-то актерское отображение жизни человека происходило в весьма условных формах. В разные эпохи превалировало условно-пластическое, условно-декламационное начало. Психологическое одухотворение стало свойственным актерскому искусству значительно позднее, тогда, когда театр миновал этапы классицизма и романтизма. Реализм, утверждавшийся в XIX веке в результате возникшего интереса к подробному исследованию человеческой жизни в ее социальных и психологических проявлениях, потребо­вал от искусства отображения действительности, соответствующего новому уровню ее познания. Появившаяся реалистическая драма­тургия предусматривала при сценическом ее воплощении глубочай­шее погружение актера во внутренние процессы «жизни человече­ского духа». Не могло не произойти и произошло качественное из­менение сущности актерского искусства. Вместо условного, хотя и внешне правдоподобного, изображения человеческого поведения возникло искусство воплощения духовной, внутренней жизни чело­века. Новый актер должен был уметь воспроизвести процессы мыш­ления, все тончайшие оттенки человеческих эмоций и, естественно, физическую правду поведения на уровне, близком к модели.

Утверждение реализма в литературе и музыке ознаменовалось в концертном творчестве не только обновлением репертуара, но и изменением исполнительского стиля и метода. Стало уходить в про­шлое формальное музицирование, напыщенное декламаторство, пу­стое изящество танца. Все стало насыщаться глубинным содержа­нием. Понятие «певец» постепенно сменялось понятием «поющий актер». Балерины и танцовщики становились балетными актерами. Уходили в прошлое чтецы и декламаторы, их заменяли рассказчики и разговорники. Господство реализма потребовало от всех исполни­телей иного, актерского подхода к исполнительской деятельности. Даже от исполнителей инструментальной музыки сегодня мы вправе требовать точного и тонкого психологического проникновения в эмоциональное и интеллектуальное существо исполняемого произ­ведения.

5 - 17 разряды

Требования к квалификации по разрядам оплаты.

Высшее профессиональное образование и стаж работы по профилю не менее 5 лет или среднее профессиональное образование и стаж работы по профилю не менее 10 лет:

15 - 17 разряд - артисты - концертные исполнители - ведущие мастера сцены;

13 - 14 разряды - артисты - концертные исполнители высшей категории.

Высшее профессиональное образование и стаж работы по профилю не менее 3 лет или среднее профессиональное образование и стаж работы по профилю не менее 5 лет:

10 - 12 разряды - артисты - концертные исполнители первой категории.

Высшее профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы или среднее профессиональное образование и стаж работы по профилю не менее 3 лет:

7 - 9 разряды - артисты - концертные исполнители второй категории.

Общее среднее образование без предъявления требований к стажу работы.

5 - 6 разряды - артисты - концертные исполнители вспомогательного состава.

Примечания.

1. Для артистов - вокалистов (оперных и камерных), артистов балета (солистов) и артистов - солистов - инструменталистов рекомендуется устанавливать разряды оплаты труда в максимальных размерах по соответствующим категориям.

2. Для артистов - концертных исполнителей всех жанров следует руководствоваться Квалификационными характеристиками артистов соответствующих жанров театров, музыкальных и танцевальных коллективов.

Имени Чайковского в Москве - главная сценическая площадка нашей страны. Его зрительный зал вмещает полторы тысячи мест. Здесь проходят концерты и фестивали, выступают российские и мировые знаменитости.

Начало творческого пути

Большой концертный зал имени Чайковского начал своё существование в первом десятилетии 20 века. Сначала в этом здании по очереди располагались несколько театров. Затем помещение было отдано В. Мейерхольду и его труппе. Здесь шли легендарные постановки этого знаменитого режиссёра и педагога: «Ревизор», «Мистерия-буфф», «Горе уму» и многие другие. В 1932 году Всеволод Эмильевич перешёл в другое здание. А в помещении, где сейчас находится концертный зал имени П. И. Чайковского, была проведена масштабная реконструкция. Она завершилась в 1940 г. Открытие зала после реставрации совпало со столетним юбилеем великого композитора П. И. Чайковского. По этой причине имя Петра Ильича и было присвоено обновлённой концертной площадке. В первом же сезоне зал стал известен всему Союзу. В тяжёлые военные годы концертная деятельность не прекращалась. Музыка звучала в этих стенах даже под звуки сирен воздушной тревоги. В подвале концертного зала находилось бомбоубежище, куда спускались артисты и зрители во время вражеских авианалётов на Москву. Здание практически не отапливалось. Но, несмотря на это, артисты всегда выступали исключительно в концертных костюмах.

После окончания ВОВ зал стал использоваться для выступления не только музыкантов, работавших в академическом направлении. На эту сцену стали выходить актёры драмы, эстрадные артисты, танцевальные коллективы и зарубежные исполнители. С 1962 года в этом зале проходит Международный конкурс имени Петра Ильича Чайковского.

Вторая половина 20 века

В сезоне 58-59 гг. произошло важное событие. Концертный зал имени Чайковского стал обладателем нового органа. Он был создан фирмой «Ригер-Клосс», находившейся в Чехословакии. В 70-е годы он подвергался реконструкции уже российскими мастерами.

В конце 20 века зал Чайковского стали позиционировать как самую главную сцену Московской филармонии. Количество концертов с каждым сезоном стало возрастать и постепенно достигло около 300 в год. Здесь начали проводиться различные фестивали, в том числе и Международные. Были организованы циклы концертов. Помимо этого, в зале стали играть спектакли.

Век 21

Сейчас концертный зал имени Чайковского - самый знаменитый и престижный в стране. Здесь проходят крупные фестивали, реализуются различные проекты. А сама филармония - это ведущая концертная организация нашей страны. Количество проектов и всевозможных мероприятий, организуемых этим учреждением культуры, с каждым годом увеличивается. Всё чаще на гастроли и для участия в фестивалях приезжают артисты из других стран. В концертном зале Чайковского выступают такие мировые знаменитости, как: Альфред Брендль, Патриция Чьофи, Маурицио Поллини и так далее. А также дают концерты знаменитые в мире оркестры: Лондонский симфонический, Венский филармонический, берлинский ансамбль «12 виолончелистов», Баварского радио и многие другие.

На сцене зала им. П. И. Чайковского выступают самые лучшие и знаменитые российские коллективы и исполнители, получают шанс громко заявить о себе талантливые дебютанты.

Другие залы филармонии

Зал института имени Гнесиных.

Зал имени С. Рахманинова.

«Оркестрион».

  • «Филармония-2».
  • Концерты

    Концертный зал имени Чайковского предлагает своим слушателям различные мероприятия. От чтения детских сказок до фестивалей.

    Концерты, которые можно послушать в зале имени Петра Ильича Чайковского:

    • "С любовью к России".
    • «Гусли-джаз».
    • «Все грани музыки».
    • "От барокко до джаз-рока".
    • "Музыкальные путешествия".
    • "Субботние симфонические концерты для детей".
    • "Солнечный мир А. Пушкина".
    • "Певческие святыни Древней Руси".
    • "Жмурки, кукла, чехарда".
    • "Балерина-чародейка".
    • "Классика по-русски".
    • "Занимательные уроки музыкальной литературы".
    • "Международный фестиваль актуальной музыки".

    И многие другие.

    Артисты

    Концертный зал имени П. И. Чайковского собрал на своей сцене большой коллектив. В него входят оркестры, хоры, ансамбли и солисты.

    Артисты филармонии:

    • «Волки и Овцы» (ансамбль).
    • Джазоркестр имени О. Лундстрема.
    • Хор имени М.Е. Пятницкого.
    • Олег Аккуратов.
    • Большой симфонический оркестр.
    • Александр Градский.
    • «Орфарион» (ансамбль).
    • Академический симфонический оркестр.
    • «Бах-ансамбль».
    • Даниил Коган.
    • «Солисты Москвы» (ансамбль).
    • Хоровая капелла.
    • «Калинка» (ансамбль танца).
    • Духовой оркестр России.
    • Наталия Гутман.
    • Шнитке-оркестр.

    Специализация: Концертные народные инструменты

    Квалификация: Концертный исполнитель. Преподаватель

    Что делает концертный исполнитель, артист камерного ансамбля, артист оркестра, артист ансамбля, концертмейстер, преподаватель?

    Выступает в качестве:

    • солиста-инструменталиста,
    • исполнителя концертных программ,
    • артиста различного видов ансамблей,
    • оркестранта,
    • преподавателя всего комплекса дисциплин специального цикла в профессиональных музыкальных учебных заведениях в рамках избранной специальности.

    Что умеет концертный исполнитель?

    • владеет значительным сольным, камерно-ансамблевым и оркестровым репертуаром, включающим произведения разных эпох, жанров и стилей;
    • способен представить собственную исполнительскую интерпретацию,
    • обладает сценическим артистизмом, навыками работы в различных театральных и концертных коллективах,
    • владеет навыками аранжировки музыкальных произведений;
    • владеет современными методами педагогической работы в разных звеньях музыкального образования

    Где работает концертный исполнитель?

    • театры,
    • филармонии,
    • концертные организации,
    • творческие союзы и общества;
    • учреждения и организации отрасли культуры и искусства,
    • учреждения музыкального образования.

    Кто учит концертных исполнителей?
    Подготовкой концертных исполнителей кафедры консерваторского факультета:

    • кафедры исполнительского факультета:
    • кафедра специального фортепиано (заведующий Е. А. Левитан, профессор, заслуженный деятель искусств РФ),
    • кафедра народных инструментов и оркестрового дирижирования (заведующий В. Г. Лебедев, народный артист РФ, заслуженный деятель искусств РФ, действительный член Петровской академии наук и искусств, лауреат премии фонда им. И. Архиповой, художественный руководитель и главный дирижер государственного русского народного оркестра «Малахит», профессор);

    Среди педагогов - талантливые музыканты, заслуженные деятели искусств РФ, народные и заслуженные артисты РФ, лауреаты и дипломанты различных всероссийских и международных конкурсов:

    • Н. Н. Малыгин (заслуженный работник культуры РФ, профессор);
    • В. И. Лавришин (заслуженный деятель искусств РФ, профессор);
    • Б. Ф.Смирнов (заслуженный работник высшей школы РФ, профессор, доктор искусствоведения);
    • А. Ю. Нечаев (лауреат международного конкурса, доцент);
    • И. И. Щедрин (заслуженный работник высшей школы РФ, профессор, кандидат философских наук)
    • В. Г. Герасимов (заслуженный артист РФ, профессор);
    • Э. А. Болодурина (Заслуженный работник культуры РФ, декан музыкально-педагогического факультета, профессор, кандидат педагогических наук);
    • Б. П. Потеряев (заслуженный работник культуры РФ, профессор);
    • В. Д. Мороз (заслуженный артист РФ, доцент)
    • Т. В. Стадниченко (Заслуженная артистка РФ, доцент);
    • М. В. Ивашков (лауреат международных конкурсов и всероссийских конкурсов, доцент)
    • А. В. Чернов (лауреат международных конкурсов, доцент);
    • В. Н. Шульга (доцент);
    • Т. В. Бурнатова (доцент)
    • В. А. Грехов (доцент);
    • С. В. Кошевой (старший преподаватель)
    • А. С. Султанова (старший преподаватель)
    • Е. Я. Лебедева (старший преподаватель)
    • и другие.

    Какие предметы изучает будущий концертный исполнитель?

    • специальный инструмент;
    • оркестровый класс
    • дирижирование
    • ансамбль
    • историю исполнительства
    • историю и современное состояние отечественной и зарубежной музыки,
    • историю искусств,
    • сольфеджио,
    • гармонию,
    • полифонию,
    • музыкальную педагогику и психологию,
    • музыкальную информатику,
    • эстетику,
    • методику обучения игре на инструменте,
    • специальный инструмент,
    • концертмейстерский класс,
    • компьютерную аранжировку;
    • и многое другое.

    Изучая концерт как особую организационно - художественную форму, исходя из исторического становления данного явления в истории социально - культурной деятельности, следует рассмотреть виды концертной деятельности. Отслеживая историю концерта, его модификацию в каждом временном отрезке, мы становимся свидетелями разложения данного явления на виды и жанры. Данное разложение является неизбежным процессом, учитывая многогранность данной сценической формы и её способности изменяться согласно социально - культурным потребностям населения.

    Основными чертами концертной деятельности являются:

    · жанровое многообразие исполняемых номеров;

    · количество и популярность участников концерта и степень их занятости во временном пространстве в других местах;

    · тип и вместимость концертной площадки (зал филармонии, дворец спорта и т.д.);

    · время и аудитория концерта.

    Впервые определение концерта с указанием видов даётся в третьем издании «Большой советской энциклопедии» «Концерт, публичное выступление артистов по определённой, заранее составленной программе. Виды концерта - музыкальный (симфонический, камерный, фортепианный, скрипичный и др.), литературный (художественное чтение), эстрадный (лёгкая вокальная и инструментальная музыка, юмористические рассказы, пародии, цирковые номера и др.)».

    С.С. Клитин предлагает следующую классификацию концертных программ:

    виды концертного творчества:

    · филармоническое;

    · литературное;

    · эстрадное;

    жанры концертного творчества:

    · филармонический (серьезный академический концерт);

    · эстрадный (все остальное).

    разновидности концертной программы (эстрадного концерта):

    · сольный концерт (один исполнитель)

    · сборный концерт (много исполнителей, разные жанровые номера)

    · театрализованный (с элементами театрализации без драматургии)

    · детский (специально для детей, учитывая возрастные особенности данной зрительской аудитории.)

    · концерт - спектакль (со всеми драматургическими канонами)

    Разделение по жанрам зависит от характера репертуара, исполняемого в данной концертной программе, либо филармонического либо эстрадного. Отнесение жанров к филармоническим либо эстрадным непосредственно связано с исполняемым репертуаром.

    К филармоническим концертам относятся:

    · Симфонические: концерты симфонических оркестров, исполняющих симфонии, кантаты, оратории, сюиты, увертюры, сцены из музыкальных спектаклей и т.д. Они могут проводиться с учётом солистов - вокалистов, инструменталистов, либо хора;

    · Камерные: концерты камерных оркестров или ансамблей, исполняющих музыкальные произведения малых форм - сонаты, трио, квартеты, квинтеты и т.д. камерные концерты могут также проводиться с участием солистов - вокалистов или инструменталистов;

    · Концерты хоровых, танцевальных коллективов: хор, капелла, ансамбль песни и танца, ансамбль танца и т.д.

    · Концерты духовых оркестров, оркестров или ансамблей народных инструментов;

    · Концерты выступающих с классическим репертуаром сольных исполнителей: чтецов - мастеров художественного слова, артистов - вокалистов (оперных и камерных), солистов - инструменталистов, солистов балета. Они могут проводиться в сопровождении аккомпаниаторов - концертмейстеров, ансамблей и оркестров.

    · Музыкально - литературные концерты, в концерты, в которых исполняются музыкальные и литературно- драматические произведения силами инструменталистов, вокалистов, чтецов - мастера художественного слова, артистов балета;

    · Концерты - лекции: тематические лекции о творчестве композиторов, писателей, выдающихся исполнителей, о музыкальных и литературных произведениях, сопровождающихся исполнением соответствующих произведений и отрывков из них.

    К эстрадным концертам относятся:

    · Концерты эстрадно симфонических и эстрадных оркестров, джаз-оркестров и ансамблей, эстрадно - инструментальных ансамблей, исполняющих лёгкую инструментальную музыку;

    · Концерты вокальных, вокально-инструментальных и вокально-танцевальных ансамблей. Ансамблей оперетты, исполняющих лёгкие вокальные музыкальные произведения;

    · Концерты артистов-вокалистов музыкальной комедии, эстрады и исполнителей народных песен;

    · Концерты артистов разговорного жанра (артисты драмы, театров кукол, эстрады, фельетонисты, куплетисты и др.);

    · Театрализованные эстрадные представления, а также концерты эстрадных коллективов с театрализованной программой (театры миниатюр, мюзик-холлы, ансамбли эстрадного танца, пантомимы, балета на льду);

    · Концерты коллективов эстрадно-народного плана, исполняющих лёгкий, развлекательный репертуар;

    · Концерты артистов спортивно-цирковых, или эстрадно цирковых жанров.

    А.Д. Жарков в своей книге « Социально-культурные основы эстрадного искусства: история, теория, технология» говорит о выделении эстрадного концерта в самостоятельный вид концерта и даёт развёрнутое понятие и свою классификацию, считая классификацию А.А. Клитина несовершенной, данному виду концерта по способу построения программ.

    «Эстрадный концерт» - своеобразный итог и качественный показатель деятельности огромного коллектива специалистов в сложном процессе создания эстрадного концерта синтезируются самые разнообразные виды искусства, существенно различающиеся своим художественным языком, средствами выражения. Поэтому эстрадный концерт -- важное событие в творческой жизни многих исполнителей, действия которых полностью подчиняются одним и тем же специфическим законам и закономерностям.

    Эстрадный концерт формировался как понятие на основе вышеуказанных терминов. Эстрадный концерт может быть посвящён какой-то одной проблеме, одной коллизии, а исполнителями выступает одно лицо или единый коллектив. Внутренняя структура концертных номеров позволяет им легко приспосабливаться к различным условиям показа.

    «Эстрадный концерт» - один из видов публичных выступлений, в котором в определённой форме и с помощью специфических выразительных средств задействованы различные виды искусств: музыка, литература, хореография, театр.

    В зависимости от содержания, структуры и характера эстрадные концерты можно различать по следующим видам: дивертисментные, тематические, театрализованные и отчётные.

    «Дивертисментные» (сборные) концерты составляются из эстрадных номеров различных жанров. Они, как правило, не имеют сюжетного построения, их характерные черты - действенность, разнообразный состав участников. Составление дивертисментных эстрадных концертных программ, где один номер не связан с другим непосредственно, является чередованием жанров, стилей, масштабов номеров, обусловливается гармоничностью и целостностью концерта.

    «Тематические концерты» строятся на единой сюжетной основе, приурочены к праздничным, юбилейным датам. Ведущий таких концертов является связующим звеном, он через все номера проводит основную мысль, нанизывая на неё каждое исполняемое произведение. В тематическом концерте все номера подбираются в соответствии с темой. Программа составляется из имеющихся в репертуаре коллективов, произведений или готовятся новые. Между номерами в таком концерте должны быть тематические связки ведущего. Характерные черты: целостность, завершённость, синтетичность, образность.

    «Театрализованные» - разновидность тематического концерта со своими специфическими выразительными средствами. Номера концерта соединяются в единое целое на основе единого сюжета. Театрализованные эстрадные концерты есть синтез различных жанров. Эти концерты готовятся и посвящаются крупным событиям, знаменательным датам, являются частью торжественного заседания, итогом смотров любительских коллективов, праздников музыки, фестивалей эстрадного искусства. Театрализованный концерт структурно выглядит так: пролог, театрализованная часть программы, имеющая сценарий, состоящий из эпизодов, и финал.

    «Театрализация» -- это прием, в основе которого лежит использование тех или других (или всех вместе) характерных для театра выразительных средств для создания неповторимого, яркого, присущего только данному концерту художественного сценического образа. (11,стр. 5)

    «Концерт-митинг» - это публичное исполнение музыкальных произведений, содержание которых отличается не только общественной значимостью, но и определенной политической злободневностью. Цель концерта-митинга - оказать мобилизующие воздействие на слушателей, эмоционально зажечь их, призвать активно действовать. Специфика данного концерта - сочетание выступлений мастеров профессионального искусства и очевидцев волнующих событий: артистов, поэтов, композиторов, общественных деятелей. В концерте-митинге широко используются песни протеста, политические песни, стихи, кинодокументы, слайды. К этому роду концертов можно отнести концерты политической песни (зонг-митинги).

    «Концерт-интервью» - представляет собой диалог с одним или несколькими участниками эстрадного концерта.

    Специфика данного концерта заключается прежде всего в живом общении ведущего с исполнителем или автором, которые активизирует интерес слушателей, позволяет сделать их участниками концерта. Подготовка концерта-интервью имеет определённую сложность. Ведущему надо обладать качествами интервьюера: уметь составить вопросы и задать их, направить беседу в нужное русло, постоянно корректировать её в зависимости от реакции зрителей.

    «Моноконцерт» - предполагает исполнение эстрадных произведений одним исполнителем или коллективом в сочетании с устными выступлениями, он имеет много общего с сольным концертом. Специфика его состоит в том, что его участники не только исполняют, но сами рассказывают о своём исполнительском мастерстве, гастрольных поездках, о впечатлениях от встреч с авторами, режиссёрами, исполнителями, от программы концерта, которая может составляться во время выступления с учётом просьб и интересов зрителей.

    «Концерт-реквием» носит торжественно-траурный характер и состоит из эстрадных номеров, выстроенных сюжетно в программу, которая включает церемонию, шествия, выступление участников (например Великой Отечественной войны). Специфика данного концерта - наличие определённого ритуала, активизация зрителя: минута молчания, возложение венков и цветов к памятникам павших воинов. Концерт-реквием требует элементов театрализации, органического соединения «фактов» жизни и «фактов» искусства.

    К театрализованным концертам можно отнести также следующие исторически сложившиеся формы эстрадных представлений.

    «Ревю (фр. revue)» -- панорама, обозрение, слово образовано от глагола «revoir» - снова увидеть. В ревю широко используется театрализация в подаче и чередовании номеров разных жанров. Основой представления является театрализованный концерт с устремлением к сюжетности, к некоему единству, которое объединяло бы отдельные номера. Концертная программа, по сути превращается в спектакль. На первом плане в ревю -- яркость внешней формы, демонстрация мастерства исполнительского изыска, помпезность. Представлением руководят ведущие, которые одновременно комментируют спектакль и исполняют роль конферансье.

    Дивертисментная программа заменяется обозрением, в котором занято большое количество участников, характерно красочное оформление концерта. В ревю два вида общения -- с партнерами по сцене и со зрителем, причем система общения исполнителей с аудиторией видоизменяется.

    Большая сцена, нередко несколько площадок требуют особых постановочных средств. Зрелище предстает общим планом, и публике приходится рассеивать свое внимание; распределять его между многочисленными объектами. Вместо роли соучастника (как в других формах эстрады) в ревю публика становится, как и в театре, аудиторией зрителей. Здесь могут использоваться приемы активизации зрительного зала.

    Программа ревю строится на сочетании трех основных элементов: эстрадно-цирковых номеров, развернутого парного или тройного конферанса, хореографических композиций.

    Анализируя концерт как особую организационно - художественную форму следует подчеркнуть, что данное «явление искусства» имеет свой исторический путь, на развитие и формирование которого повлияли духовные запросы людей их интересы и потребности на определённом временном отрезке. Исторически сложилось так, что концерт видоизменялся трансформировался. Сегодня он обретает новое звучание, определяемое происходящими переменами в жизни общества.

    Многообразие видов и жанров концертных программ является неопровержимым доказательством многогранности данной формы культурно - досуговой деятельности. Данное многообразие позволяет удовлетворить степень потребности современного зрителя.

    Совокупность вышеизложенных факторов оказало влияние и явилось основным в формировании концерта как многогранной формы культурно - досуговой деятельности.



    Похожие статьи
     
    Категории