Астраханская картинная галерея. История, деятельность и перспективы развития Астраханской государственной картинной галереи им

20.03.2019

Астраханская Государственная картинная галерея носит имя выдающегося астраханца - Павла Михайловича Догадина (1876-1919). Выходец из купеческой семьи, инженер-механик, получивший образование в Москве, Павел Михайлович в 1918 г. передал в дар родному городу свое уникальное собрание, включавшее более 100 произведений графики и живописи, коллекцию автографов, библиотеку, мебель, а также небольшой особняк по Набережной р. Кутум, № 39, где его коллекция размещалась первоначально.

Галерея располагается в здании бывшей усадьбы И.Н. Плотникова, являющемся одним из красивейших городских зданий, при этом с очень непростой судьбой.

Роскошный особняк в три этажа был построен на Биржевой улице (сегодня ул. Свердлова) в 1906-1908 годах Иваном Николаевичем Плотниковым, происходившим из уважаемого купеческого рода. Его отец, купец-рыбопромышленник, почетный гражданин города, Николай Иванович Плотников, прославился сооружением в Астрахани Зимнего театра (сегодня драматический театр) .

Иван Николаевич Плотников был высокообразованным человеком, окончил Санкт-Петербургский технический университет по специальности инженера-технолога. С 1893 по 1905 годы он исполнял должностные обязанности городского головы. Являлся председателем комиссии по наблюдению за сооружением храма Святого равноапостольного великого князя Владимира .

С 1918 г. в нежилом помещении дома некоторое время размещался санитарный отдел, ведающий всеми лазаретами. А в 1925 году особняк Плотниковых был полностью национализирован.

Достоверных сведений о дальнейшей судьбе некогда богатейшей астраханской семьи нет. Впрочем, в Астрахани можно услышать притчу о том, что после того, как особняк был отобран у Плотниковых, они еще какое-то время жили в нем на чердаке, зарабатывая на жизнь подсобными работами в картинной галерее, а после расстрела большевиками Ивана Николаевича, уехали из Астрахани.

С 1941 по 1944 гг. коллекция находилась в консервации. В здании картинной галереи были развернуты сначала эвакогоспиталь комитета обороны, затем госпиталь НКВД для военнопленных. Только к концу 1943 г. музей вновь вступил в права хозяина плотниковского особняка.

В течение десятилетий собрание галереи пополнялись ценными экспонатами из Государственного музейного фонда, Государственного Русского музея, Государственной Третьяковской галереи, а также предметами из частных коллекций уберите двоеточие астраханских купцов Сапожниковых, нештатного вице-консула австро-венгерской торговой миссии Отто Яковлевича Виблингера (1857-?), купца-мецената Ивана Акимовича Репина (1841-1908), собирателя Александра Александровича Перова, художницы и педагога Евдокии Иродионовны Нешмониной (1871-1961) , семьи Виноградовых, семьи Кустодиевых, художника Мая Петровича Митурича-Хлебникова (1925-2008) и др.

Галерее дарили свои работы и сами художники, в том числе и знаменитые астраханцы - Борис Михайлович Кустодиев (1878-1927), дом-музей которого расположен неподалеку, и Иван Силович Горюшкин-Сорокопудов (1873-1954).

Сегодня фонды музея хранят более 19 тыс. художественных предметов. Среди них собрание икон XVII-XIX вв., живописные полотна Федора Степановича Рокотова (1735-1808), Карла Павловича Брюллова (1799-1852), Алексея Гавриловича Венецианова (1780-1847), Василия Андреевича Тропинина (1776-1857), Василия Григорьевича Перова (1834-1882), Алексея Кондратьевича Саврасова (1830-1897), Ивана Ивановича Шишкина (1832-1898), Василия Петровича Верещагина (1835-1909), Архипа Ивановича Куинджи (1841 или 1842-1910), Василия Дмитриевича Поленова (1844-1927) и многих других мастеров.

Рубеж XIX-XX вв. представляют произведения Исаака Ильича Левитана (1860-1900), Валентина Александровича Серова (1865-1911), Михаила Александровича Врубеля (1856-1910), Михаила Васильевича Нестерова (1862-1942), Николая Константиновича Рериха (1874-1947) и др.

Гордостью собрания является коллекция русского авангарда, представленная работами Василия Васильевича Кандинского (1866-1944), Казимира Севериновича Малевича (1879-1935), Аристарха Васильевича Лентулова (1882-1943), Роберта Рафаиловича Фалька (1886-1958), Марка Захаровича Шагала (1887-1985) и др.

Экспозиция отдела зарубежного искусства представляет коллекции живописи, графики, скульптуры и декоративно-прикладного искусства стран Западной Европы, Азии и Востока XVIII-начала XXI вв. В отделе открыт инновационный выставочный зал «Гравюрный кабинет» с действующей моделью гравировального станка XVII столетия.

Спустя два года после открытия галереи, фамилия Догадина уходит из ее названия: 1922-1928 - Астраханская картинная галерея, 1929-1948 - Астраханская Государственная картинная галерея, 1949-1957 - Астраханская областная картинная галерея. С 1958 по 2006 год галерея носила имя астраханского художника Б.М. Кустодиева, памятник которому, выполненный советским скульптором Борисом Евсеевичем Каплянским (1903-1985), и по сей день стоит во внутреннем дворике галереи. В 2006 году фамилия Догадина справедливо была возвращена в историческое название галереи.

Ежедневно, кроме четверга, с 10.00 до 18.00, четверг - с 13.00 до 21.00, понедельник - выходной. Последний день месяца - санитарный день

Филиал или подчиненная организация:
Дом-музей Б.М. Кустодиева - M1448
Дом-музей Велимира Хлебникова - M1450
Музейно-культурный центр "Дом купца Г.В. Тетюшинова" - M2357

Членство в организациях:
Российский национальный комитет международного совета музеев - ИКОМ России - R158

Организации партнеры:
Музейный комплекс имени Ивана Яковлевича Словцова - M1102
Государственный музейно-выставочный центр "РОСИЗО" - M2628
Астраханское областное государственное учреждение "Государственный архив Астраханской области" - R1931
Астраханское региональное отделение ВТОО "Союз художников России" - R1933

Спонсоры, меценаты и грантодатели:
ОАО "Лукойл"
ООО "Газпром"
Н.А. Богданов, даритель
А.Н. Родионов, частный коллекционер
Н.М. Краевская, даритель, жена художника Ву Зан Тана
А.В. Резников, частный коллекционер

Единиц хранения:
19547, из них 12800 предметов основного фонда

Copyright (c) 1996-2016 Астраханская государственная картинная галерея им. П.М. Догадина

Астраханская Государственная картинная галерея носит имя выдающегося астраханца - Павла Михайловича Догадина (1876-1919). Выходец из купеческой семьи, инженер-механик, получивший образование в Москве, Павел Михайлович в 1918 г. передал в дар родному городу свое уникальное собрание, включавшее более 100 произведений графики и живописи, коллекцию автографов, библиотеку, мебель, а также небольшой особняк по Набережной р. Кутум, № 39, где его коллекция размещалась первоначально.

Галерея располагается в здании бывшей усадьбы И.Н. Плотникова, являющемся одним из красивейших городских зданий, при этом с очень непростой судьбой.

Роскошный особняк в три этажа был построен на Биржевой улице (сегодня ул. Свердлова) в 1906-1908 годах Иваном Николаевичем Плотниковым, происходившим из уважаемого купеческого рода. Его отец, купец-рыбопромышленник, почетный гражданин города, Николай Иванович Плотников, прославился сооружением в Астрахани Зимнего театра (сегодня драматический театр) .

Иван Николаевич Плотников был высокообразованным человеком, окончил Санкт-Петербургский технический университет по специальности инженера-технолога. С 1893 по 1905 годы он исполнял должностные обязанности городского головы. Являлся председателем комиссии по наблюдению за сооружением храма Святого равноапостольного великого князя Владимира .

С 1918 г. в нежилом помещении дома некоторое время размещался санитарный отдел, ведающий всеми лазаретами. А в 1925 году особняк Плотниковых был полностью национализирован.

Достоверных сведений о дальнейшей судьбе некогда богатейшей астраханской семьи нет. Впрочем, в Астрахани можно услышать притчу о том, что после того, как особняк был отобран у Плотниковых, они еще какое-то время жили в нем на чердаке, зарабатывая на жизнь подсобными работами в картинной галерее, а после расстрела большевиками Ивана Николаевича, уехали из Астрахани.

С 1941 по 1944 гг. коллекция находилась в консервации. В здании картинной галереи были развернуты сначала эвакогоспиталь комитета обороны, затем госпиталь НКВД для военнопленных. Только к концу 1943 г. музей вновь вступил в права хозяина плотниковского особняка.

В течение десятилетий собрание галереи пополнялись ценными экспонатами из Государственного музейного фонда, Государственного Русского музея, Государственной Третьяковской галереи, а также предметами из частных коллекций уберите двоеточие астраханских купцов Сапожниковых, нештатного вице-консула австро-венгерской торговой миссии Отто Яковлевича Виблингера (1857-?), купца-мецената Ивана Акимовича Репина (1841-1908), собирателя Александра Александровича Перова, художницы и педагога Евдокии Иродионовны Нешмониной (1871-1961) , семьи Виноградовых, семьи Кустодиевых, художника Мая Петровича Митурича-Хлебникова (1925-2008) и др.

Галерее дарили свои работы и сами художники, в том числе и знаменитые астраханцы - Борис Михайлович Кустодиев (1878-1927), дом-музей которого расположен неподалеку, и Иван Силович Горюшкин-Сорокопудов (1873-1954).

Сегодня фонды музея хранят более 19 тыс. художественных предметов. Среди них собрание икон XVII-XIX вв., живописные полотна Федора Степановича Рокотова (1735-1808), Карла Павловича Брюллова (1799-1852), Алексея Гавриловича Венецианова (1780-1847), Василия Андреевича Тропинина (1776-1857), Василия Григорьевича Перова (1834-1882), Алексея Кондратьевича Саврасова (1830-1897), Ивана Ивановича Шишкина (1832-1898), Василия Петровича Верещагина (1835-1909), Архипа Ивановича Куинджи (1841 или 1842-1910), Василия Дмитриевича Поленова (1844-1927) и многих других мастеров.

Рубеж XIX-XX вв. представляют произведения Исаака Ильича Левитана (1860-1900), Валентина Александровича Серова (1865-1911), Михаила Александровича Врубеля (1856-1910), Михаила Васильевича Нестерова (1862-1942), Николая Константиновича Рериха (1874-1947) и др.

Гордостью собрания является коллекция русского авангарда, представленная работами Василия Васильевича Кандинского (1866-1944), Казимира Севериновича Малевича (1879-1935), Аристарха Васильевича Лентулова (1882-1943), Роберта Рафаиловича Фалька (1886-1958), Марка Захаровича Шагала (1887-1985) и др.

Экспозиция отдела зарубежного искусства представляет коллекции живописи, графики, скульптуры и декоративно-прикладного искусства стран Западной Европы, Азии и Востока XVIII-начала XXI вв. В отделе открыт инновационный выставочный зал «Гравюрный кабинет» с действующей моделью гравировального станка XVII столетия.

Спустя два года после открытия галереи, фамилия Догадина уходит из ее названия: 1922-1928 - Астраханская картинная галерея, 1929-1948 - Астраханская Государственная картинная галерея, 1949-1957 - Астраханская областная картинная галерея. С 1958 по 2006 год галерея носила имя астраханского художника Б.М. Кустодиева, памятник которому, выполненный советским скульптором Борисом Евсеевичем Каплянским (1903-1985), и по сей день стоит во внутреннем дворике галереи. В 2006 году фамилия Догадина справедливо была возвращена в историческое название галереи.

М узей открыт 15 декабря 1918 года как Картинная галерея и музей Совета профессиональных союзов Астраханского края имени основателя П. М. Догадина. Павел Михайлович Догадин (1876–1919) – выходец из купеческой семьи, инженер-механик, получивший образование в Москве. В 1918 г. он передал в дар родному городу свое собрание, включавшее более 100 произведений графики и живописи, коллекцию автографов, библиотеку, мебель и небольшой особняк на набережной реки Кутум, где и размещалась галерея первоначально.

С 1921 г. галерея располагается в одном из красивейших городских зданий, построенном в начале XX в. и являющимся памятником архитектуры («Усадьба И. Н. Плотникова» – особняк с флигелем и внутренним двором) по ул. Свердлова (бывшая Биржевая). Спустя два года после открытия художественного музея имя П. М. Догадина уходит из его названия: 1922–1928 – Астраханская картинная галерея, 1929–1948 – Астраханская государственная картинная галерея, 1949–1957 – Астраханская областная картинная галерея. В 1958 г. галерее было присвоено имя Б. М. Кустодиева. В 2002 г. открылся филиал АГКГ – Дом-музей Б. М. Кустодиева, что позволило полнее раскрыть жизнь и творчество известного художника-земляка. Астраханской государственной картинной галерее в 2006 г. было возвращено имя его основателя. Современное официальное название музея: государственное бюджетное учреждение культуры Астраханской области «Астраханская государственная картинная галерея имени П. М. Догадина».

Во время существования галереи ее фонды пополнялись ценными экспонатами из Государственного музейного фонда, Государственного Русского музея, Государственной Третьяковской галереи, из бывшего Императорского Румянцевского музея, знаменитой Цветковской галереи, а также предметами из частных коллекций: астраханских купцов Сапожниковых, нештатного вице-консула Австро-Венгерской торговой миссии в Астрахани О. Я. Виблингера, купца-мецената И. А. Репина, собирателя А. А. Перова, художницы и педагога Е. И. Нешмониной, семьи Виноградовых, семьи Кустодиевых, художника М. П. Митурича-Хлебникова, филолога и галериста Н. М. Краевской и др. В разные годы галерее дарили свои работы и сами художники, в том числе знаменитые астраханцы – Б. М. Кустодиев и И. С. Горюшкин-Сорокопудов. Все эти поступления сделали собрание музея поистине уникальным. В 1939 г. был сформирован отдел советского искусства. С 1941 по 1944 гг. коллекция музея находилась в консервации, но уже в начале 1944 музей опять открыл свои залы посетителям.

Сегодня фонды Астраханской картинной галереи насчитывают более 19 000 предметов живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства. В экспозиции представлены русские иконы XVI–XIX вв., портреты XVIII в., написанные Ф. С. Рокотовым, Д. Г. Левицким, В. Л. Боровиковским и отражающие блестящую эпоху Просвещения. В собрании отдела зарубежного искусства – живописные работы Ж. Б. Пьяцетта, И. Планка, Ф. Томашу, большое количество графических произведений известных западноевропейских школ XVII–XIX вв., в том числе граверных мастерских П. П. Рубенса, Дж. Б. Пиранези.

В галерее имеется научная библиотека, реализуются издательские проекты, действует арт-студия «Лира», ежегодно проводятся Догадинские чтения (научно-практическая конференция для старшеклассников и студентов), издается официальная газета музея «Догадинка».

По материалам www.culture.ru

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    История и основные этапы становления национальной галереи старинного искусства в Риме, направления данного процесса и современное состояние. Структура: палаццо Барберини, Корсини. Описание экспозиции галереи и анализ известных представленных в ней работ.

    реферат , добавлен 06.06.2013

    Жизнь и творческий путь художника. Графика и мастерство И.К. Айвазовского, военно-морская тема. Основная экспозиция, история Феодосийской картинной галереи. Краткое описание и история нескольких картин художника. Наследие И.К. Айвазовского.

    реферат , добавлен 13.03.2011

    Художественная жизнь современной Вологды. Спасо-Прилукский монастырь - жемчужина Вологодской области. История Вологодской картинной галереи. Коллекция гравюры и рисунка отечественных и зарубежных мастеров в галерее. Редкости Дарвинского заповедника.

    реферат , добавлен 16.01.2010

    История создания Государственной Третьяковской галереи, а также биография её главного основателя Павла Михайловича Третьякова. Образ вечной молодости в картине "Девочка с персиками" В.А. Серова. Конный портрет "Жованин на лошади" К.П. Брюллова.

    курсовая работа , добавлен 23.05.2012

    Торжественное открытие Пинакотеки Брера 20 апреля 1810 г. Ценнейшие полотна итальянских мастеров прошлых веков и современных живописцев Италии в коллекции картинной галереи. Расположение картин в хронологическом порядке в залах музея. Отзывы о Пинакотеке.

    реферат , добавлен 20.03.2013

    Этапы становления Национальной галереи старинного искусства в Риме, размещение ее собраний в двух дворцах - Барберини и Корсини. История возведения дворцов. Работы известных художников. Характеристика экспозиции галереи - одной из самых молодых в Италии.

    презентация , добавлен 27.02.2013

    Особенности формирования современного искусства на рубеже 1960-70-х годов. Развитие концептуального искусства и минимализма. Музеи и частные картинные галереи Омска, их роль в современной художественной жизни и продвижении произведений искусства в городе.

    контрольная работа , добавлен 27.08.2012



Похожие статьи
 
Категории