Авиация россии.

24.09.2019

Т-50 — не просто современный боевой самолет. Его появление говорит о двух очень важных событиях: это первая серийная боевая машина, полностью разработанная в постсоветский период; еще это первый российский истребитель пятого поколения.

Предыстория

В середине 70-х годов ВПК СССР и США вступили в очередную гонку - по разработке истребителя пятого поколения. Для непосвященных все это выглядело несколько странно, поскольку истребители четвертого поколения – Су-27, МиГ-29, F-14 и F-15 еще только-только становились на крыло. Тем не менее с обеих сторон в «бой» были брошены лучшие силы в лице ведущих ОКБ и научных центров.

Перед ними была поставлена непростая задача – в короткий срок создать новый истребитель с уникальными характеристиками: уменьшенной заметностью, боевой эффективностью нового уровня, наличием круговой информационной системы, возможностью достигать сверхзвука без форсажа, сверхманевренностью.

Истребитель пятого поколения должен уверенно себя чувствовать в ближнем и дальнем бою, располагать бортовыми АСУ и системами помех, обладать повышенной автономностью, улучшенной аэродинамикой, которая обеспечит ему более высокую маневренность. Он также должен уметь при необходимости исправлять допущенные пилотом ошибки пилотирования и решать некоторые тактические задачи.

Промежуточный финиш

То, что «финишную черту» первыми пересекли американцы, было вполне предсказуемо. Их серийный истребитель 5-го поколения F-22 Raptor поступил на вооружение ВВС в 2005 году. Россия тогда ничем подобным похвастаться не могла, поскольку ее порушенный в лихие 90-е ВПК только начал приходить в себя.


По сути, непосредственно в ОКБ Сухого к работе над новой машиной приступили только в 1998 году. Через три года, концепция была окончательно сформулирована и получила условное название ПАК ФА – перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации. Другое его название Т-50.

ПАК ФА Т-50

Т-50 вобрал в себя практически весь набор вышеназванных характеристик. Машина многофункциональна и «всеядна». Ей по «зубам» как воздушные, так и наземные цели. Т-50 малозаметен в любых спектрах – визуальном, тепловом и электромагнитном. Благодаря управляемому вектору тяги, он показывает чудеса маневренности, обладает расширенным диапазоном полетных режимов и сверхзвуковой скоростью, которую он достигает, ни прибегая к форсажу.


Первые три российских истребителя 5-го поколения были собраны в Комсомольске–на-Амуре на предприятии КнААЗ им. Ю. А. Гагарина в 2009 году, после чего практически сразу же начались их испытания. Первый полет состоялся 29 января 2010 года. Пилотировал Т-50 заслуженный летчик-испытатель, Герой России С. Л. Богдан.


Некоторые особенности ПАК ФА

Малозаметность

Примерно четверть всех используемых в конструкции материалов приходится на композиты на базе углепластиков. Больше всего они задействованы на внешних поверхностях, что позволило значительно снизить радиолокационную заметность.

С этой же целью вооружение истребителя размещено во внутренних закрытых отсеках; воздухозаборники имеют специфическую конфигурацию, а планер частично изготовлен из радиопоглощающих покрытий.

Двигатели

Что касается двигателей, то пока Т-50 летает с двумя усовершенствованными АЛ-41Ф1, доставшимися ему в «наследство» от Су-35. В дальнейшем он получит свои персональные двигатели с управляемым вектором тяги, которые обеспечат ему скорость от 2100 до 2600 км/ч без форсажа.

Бортовая электроника

«Глаза» первого отечественного истребителя 5-го поколения – локатор с фазированной антенной решеткой (ФАР) с дальностью обнаружения до 400 км. При этом она «видит» практически все, что летает и передвигается по земле, выполняет функции навигации, опознавания, радиоэлектронной разведки и РЭБ.

Вооружение

В ракетном арсенале (в двух внутренних отсеках) Т-50 размещается 10 ракет, из них 2 — ближнего боя и 8 – средней дальности. Его дополняет сдвоенная модернизированная 30-мм пушка с боекомплектом на 100 выстрелов. При необходимости дополнительно на внешних подвесках размещаются еще 14 ракет.

Кабина

Кабина нового истребителя многое «позаимствовала» от кабины Су-35. Все полетные характеристики сосредоточены на двух 15-дюймовых дисплеях. При этом у пилота есть возможность компоновать информацию в наиболее удобном для себя формате. Пилотажная информация и прицеливание отображаются на широкоформатном индикаторе лобового стекла.

Т-50 против F-22 «Raptor»

С началом испытаний Т-50 в интернет-сообществе кипят нешуточные споры о том, кто все же одержит победу в возможном воздушном поединке истребителей пятого поколения – он или его главный визави F-22 «Raptor». При этом каждая из сторон выдвигает свои «более весомые» аргументы, ценность которых без реального поединка весьма сомнительна.

Не стоит умалять достоинств американской машины, созданной в компании Lockheed Martin и которая стоит на вооружении ВВС США уже 12 лет. Однако по мнению многих экспертов, самолет получился чрезвычайно дорогим — свыше 150 млн. долл. каждый. Всего было выпущено 187 самолетов, из которых 5 потеряно в результате аварий.

В связи с этим представляет интерес мнение летчика-испытателя Сергея Богдана, первого, кто поднял в небо Т-50. По его мнению, проиграв в сроках, российский разработчики получили преимущество в реализации более современных технологий и наработок. Неоднократные переносы в принятии самолета на вооружение свидетельствуют лишь о том, что заказчик в лице ВКС России заинтересован в полностью готовой машине.

Оценивая увиденный пилотаж «Раптора» в Фарнборо, Сергей Богдан откровенно признался, что российский Су-30 показывал более продвинутую программу еще 10 лет назад. По его глубокому убеждению, что и в возможном воздушном бою наш Т-50 ни в чем не уступит.

В семействе «пятых» ожидается прибавление


Американский F-35

Уже смело можно констатировать, что на F-22 и Т-50 процесс создания истребителей пятого поколения не остановится. Так у американцев на очереди более легкий одномоторный F-35 (производство Lockheed Martin), ориентированный на экспорт.


Китайский J-20

В Китае проходит испытания . Российские и индийские конструкторы готовы приступить к созданию истребителя FGFA на базе Т-50. Не хотят отставать и японцы. Их перспективный самолет возможно будет называться ATD-X Shinshin.

Каким будет шестое поколение

Однако конструкторская мысль уже «бороздит просторы» будущего, формируя облик самолетов следующего, шестого поколения. По версии компании Northrop Grumman, машину оснастят лазерной пушкой и «добавят» новых стелс-технологий. Концерн Boeing предлагает схему «смешанного крыла» — разновидность «летающего крыла».

Разработка российского истребителя 6-го поколения идет уже как минимум 5 лет. Известно о двух участниках проекта – «Концерне «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ) и Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК). По словам представителя КРЭТ Владимира Михеева, будут создаваться две версии самолета – беспилотная и пилотируемая, летающих со скоростью от 2 до 5М и вооруженных электромагнитными пушками. Первый полет ожидается не ранее 2023-25 годов, в серию новая машина должна поступить к 2030 году.

На сегодня истребители пятого поколения Т-50 (ПАК ФА) и F-22 являются самыми современными истребителями в мире. Также стоит отметить, что в данной гонке участвует и Китай со своим истребителем пятого поколения J-20. Также летающий прототип истребителя пятого поколения имеет Япония - это самолёт Mitsubishi X-2 .

Фото и описание Т-50

Испытания истребителя Т-50 (под названием ПАК ФА) начались в 2010 году, серийное производство планируется на 2017 год.

Фото ПАК ФА (Т-50).

Композитные материалы составляют до 25% массы корпуса. Аэродинамика самолета отличная, он отличается высокой маневренностью в воздухе. Вооружение частично скрыто в фюзеляже, Т-50 может нести от 10 до 16 ракет «воздух-воздух».

Фото: три ПАК ФА в полёте.

Двигатель отвечает требованиям истребителя пятого поколения, давая возможность достижения сверхзвука без форсажа. Его особенность – плазменная система зажигания. Предполагается также возможность создания самолетом облака плазмы, способствующего снижению заметности.

РЛС оборудована активной фазированной решеткой (АФАР). Данные по возможностям обнаружения цели засекречены, по предварительной информации цель с показателем рассеивания 2,5 м 2 может быть обнаружена на расстоянии до 400 км.

Фото и описание F-22

Разработка истребителя F-22 началась в конце 1980-х годов, в серию машина пошла в 2001 году.

Фото F-22.

Корпус самолета почти на 50% выполнен из композитных материалов. Его геометрия рассчитана на максимальное снижение заметности для радаров, чему способствует и скрытое размещение вооружения внутри корпуса. Истребитель может нести 8 ракет «воздух-воздух».

Два турбореактивных двигателя (тяга 15876 кгс) допускают бесфорсажный разгон до сверхзвуковых скоростей. Их сопла покрыты специальным радиопоглощающим материалом, что снижает возможности обнаружения самолета в ИК-диапазоне.

Фото F-22 в полёте.

РЛС истребителя оснащена АФАР и отличается высокой надежностью. Цель с показателем рассеивания 1 м 2 может быть обнаружена на расстоянии свыше 225 км, а крылатая ракета – до 125 км. При этом на F-22 применяются пассивные системы, благодаря которым цель не замечает облучения радарами дальнего обнаружения.

Т-50 против F-22

По многим показателям два этих истребителя пятого поколения схожи друг с другом. На них применяются стелс-технологии, они могут развивать сверхзвуковые скорости без форсажа, потолок обеих машин около 20000 м., оба самолета оснащены современной авионикой.

Фото: взлёт Т-50 (ПАК ФА).

Фото Т-50 (ПАК ФА).

В скорости есть небольшое преимущество у F-22, хотя по этому показателю самолеты вполне сопоставимы (1,7М у Т-50, 1,8М у F-22). Впрочем, максимальная скорость, которую способен развивать F-22, является секретной информацией - возможно, что он быстрее.

F-22 серьезно уступает Т-50 в маневренности. В конструкции Т-50 сверхманевренность достигается за счет возможности изменения вектора тяги двигателя в трех измерениях, тогда как у F-22 вектор тяги работает только в двух измерениях. Свою роль играют также подвижные части крыла и стабилизаторы Т-50. Благодаря всем этим факторам, Т-50 обладает лучшими возможностями уклоняться от ракет и выходить на благоприятные углы атаки.

Фото Т-50 (ПАК ФА).

Фото Т-50 (ПАК ФА).

Фото Т-50 (ПАК ФА).

В плане стелс-технологий преимущество остается за F-22. Конструкция корпуса F-22 имеет гораздо больше параллельных граней, что приближает его показатель отражения к 0,0001 м 2 . У Т-50 этот показатель равен 0,1 м 2 . Главным демаскирующим фактором для Т-50 выступает задняя часть фюзеляжа, особенно излучение двигателей. Кроме того, все оружие F-22 скрыто внутри корпуса, а у Т-50 только часть.

Т-50 имеет больше возможностей обнаружения цели, благодаря наличию инфракрасных радаров (отсутствуют у F-22), а также специальным радарам L-диапазона в крыльях и X-диапазона на хвосте. Таким образом, Т-50 имеет полный круговой радарный обзор, чего лишен F-22.

С другой стороны, Т-50 (в отличье от F-22) не обладает пассивными радарами. Это означает, что F-22 имеет возможность засечь облучение радаром Т-50 и таким образом обнаружить российский истребитель.

Из-за высокого уровня секретности, связанной с возможностью Т-50 генерировать облако плазмы вокруг самолета, остаются неясными возможности этой технологии для повышения стелс-способностей Т-50. Предполагается, что плазма значительно уменьшает вероятность обнаружения самолета, но при этом может снизить эффективность его собственных радаров.

Фото Т-50 (ПАК ФА).

Фото Т-50 (ПАК ФА).

Фото Т-50 (ПАК ФА).

По вооруженности преимущество остается за Т-50, он способен нести больше ракет: 8-12 у F-22 против 10-16 у Т-50 (с учетом внешних подвесок). Дальность полета Т-50 также выше: 5500 км против 3200 км для F-22.

По мнению экспертов, в случае прямого столкновения этих двух истребителей, F-22 первым обнаружит Т-50 на расстоянии 50 км и выпустит по нему ракету AIM-120D. Т-50 не увидит противника, но заметит ракету и, благодаря высокой маневренности, скорее всего сможет от нее уклониться. На расстоянии 30 км Т-50 обнаружит F-22 и сможет выпустить свои ракеты РВВ-АЕ. На таком расстоянии маневренность и скорость F-22, скорее всего, также позволят ему уклониться.

После этого истребители сблизятся и применят ракеты ближнего боя Р-73 и AIM-9X. Дальнейший исход схватки между ними в значительной степени будет зависеть от мастерства пилотов, их способности уклоняться от ракет и быстро фиксировать цель.

Через три дня восьмой прототип истребителя пятого поколения Т-50, созданный в ОКБ Сухого по программе ПАК ФА (Перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации), совершит первый полет. Именно эта машина полностью удовлетворяем требованиям технического задания, именно она укомплектована запланированным оборудованием и системами. Именно восьмой прототип станет тем самым самолетом, который начнет поступать в ВКС в 2017 году.

То есть Т-50 уже полностью готов к серийному производству . Осенью Объединенная авиастроительная корпорация намерена подписать контракт с Министерством обороны на выпуск первой установочной партии в составе 12 машин. Собственно, их выпуск уже начат: на авиационном заводе в Комсомольске-на-Амуре сейчас достраиваются еще 4 истребителя, которые в скором времени придут в строевые части.

Истребитель Т-50

От момента первого полета первого прототипа Т-50 прошло сравнительно мало времени - всего шесть с половиной лет. Это третий в мире истребитель пятого поколения. Первый - - компания Lockheed Martin вела от первого полета до внедрения в части ВВС США с 1990 года по 2005 год. На второй - - та же компания потратила примерно столько же времени. Однако самолет оказался настолько сырым, что он все еще находится в опытной эксплуатации. Так что, судя по всему, Т-50 должен стать не третьим, а вторым истребителем пятого поколения, доведенным до полной боевой готовности.

Предполетный цикл разработки занял у ОКБ Сухого не так уж и много времени - над принципиально новой машиной начали работать в 2002 году. Довольно долго не только детали разработки, но и факт создания супер-истребителя держался в строгом секрете.

Правда, Т-50 создавался не совсем с нуля. В 1988 году Минобороны сформулировало требования к фронтовому истребителю пятого поколения, который должен был заменить МиГ-29 и . В бой по традиции ринулись ОКБ Микояна и ОКБ Сухого. В конкурсе заявок победила перспективная машина Су-47. Дело дошло даже до изготовления прототипа. Однако вскоре проект был закрыт в связи разрушением экономики и развалом авиастроительной отрасли.

Истребитель Т-50

Когда в 2002 году вернулись к идее создания супер-истребителя, предыдущие наработки уже устарели. Появились новые материалы, новая элементная база для авионики, новые алгоритмические принципы. Поэтому задел удалось использовать лишь по самому минимуму, начав конструировать совершенно новую машину.

Т-50 оснащен системами и агрегатами, существенно превышающими показатели аналогичных систем самолетов предыдущего поколения. Да и два вышеупомянутых «американца» до них не дотягивают. Важнейший компонент - турбореактивный двухконтурный двигатель АЛ-41Ф1 - был создан на НПО «Сатурн». На нем летали прототипы с первого по седьмой. Была заявлена и его модификация «Тип 30», превосходящая АЛ-41Ф1 на 20−25%. Скептики утверждали, что значительная часть первых серийных самолетов модифицированный вариант не получат. Однако более совершенный двигатель уже установлен на восьмой прототип.

Двигатель обладает плазменной системой зажигания и полностью цифровой системой управления. Что позволило и существенно повысить мощность, и оптимизировать расход топлива. В связи с чем дальность у Т-50 для американских конкурентов - F-22 и F-35 - недостижимая.

Истребители ВВС США F-22 Raptor

Одно из основных требований, предъявляемых к истребителям пятого поколения, обеспечение сверхзвукового полета в бесфорсажном режиме. У F-35 в этом отношении совсем плохо. В технических характеристиках бесфорсажная скорость околозвуковая. И лишь президент Lockheed Martin на пресс-конференциях уверяет въедливых журналистов, что она равна 1,2 М. У (самолета поколения 4++) максимальная бесфорсажная скорость - 1,1 М, у Т-50 - 2,1 М, у F-22 - 1,8 М. Такая тихоходность «эталона пятого поколения» объясняется тем, что с целью создания универсального самолета и для ВВС, и для ВМС планер «располнел», у него получилось чрезмерное лобовое сопротивление.

Примерно так же обстоят дела с «органами зрения» Т-50. На истребителе установлена РЛС с активной фазированной антенной решеткой (АФАР) Н036 «Белка». На «американцах» РЛС того же типа. Но по одной на самолет. На Т-50 их пять: фронтальная (Н036−01−1), две бокового обзора (Н036Б) и две, расположенные в законцовках крыла (Н036Л). То есть самолет обладает круговым «зрением».

Характеристики «Белки» засекречены. Но она пришла на смену РЛС «Ирбис» с истребителя Су-35, о которой известно достаточно, чтобы сравнить ее американской РЛС AN/APG-77 с F-22. «Ирбис» обнаруживает цели с эффективной площадью рассеивания (ЭПР) в 1 кв.м. на расстоянии в 300 км, а у американской станции этот параметр на 75 км хуже. Разумеется у «Белки» «острота зрения» еще выше.

На F-35 установлена станция AN/APG-81, у которой мощность излучения ниже, чем у всех предшествующих РЛС. Это сделано для того, чтобы облучаемый самолет не уловил момент своего обнаружения. Поэтому РЛС F-35 звезд с неба не хватает. Этот недостаток компенсируется тем, что истребитель работает в тесной связке с самолетами ДЛРО и космическими средствами обнаружения и наведения. Поэтому по своим характеристикам станция AN/APG-77 сопоставима с «Ирбисом».

Истребитель F-35

Вполне понятно, что Т-50 в обозримом будущем будет модернизироваться. И первой в очереди на усиление авионики стоит РЛС с РОФАР - радиооптической фазированной антенной решеткой. Ее, как и РЛС «Белка», разрабатывает концерн «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ). В начале 2018 года должен быть готов натурный образец РЛС. Ее серийный выпуск можно ожидать в начале 20-х годов.

Разрешающая способность радиооптической РЛС должна возрасти в десятки раз. То есть радар сможет получать четкое изображение (объемное телевизионное, как утверждают в КРЭТ) объекта, удаленного на сотни километров. Более того, появится возможность сканирования внутреннего пространства самолета. Столь внушительный результат дает использование теоретических и практических наработок в области радиофотоники, которая началась всего лишь 35 лет назад с внедрения оптоэлектронных кабелей.

Еще одно достоинство, которое должно сделать самолет Т-50 в следующем году лучшим истребителем мира - вооружение. Российские оружейники специально для Т-50 создали 14 новых видов высокоточных ракет «воздух-воздух» и «воздух-поверхность», которые перекрывают весь диапазон как по дальности нанесения удара, так и по скорости и маневренности воздушных целей. Среди них есть уникальные, самостоятельно обнаруживающие и захватывающие цели в процессе автономного полета.

При примерно одинаковой боевой нагрузке у «американцев» наблюдается большой сдвиг в сторону ракет для воздушного боя. Так, на F-22 используются лишь корректируемые бомбы для нанесения ударов по наземным целям. Однако и в ближнем воздушном бою оба «американца» чувствуют себя совсем неуверенно. В результате теоретического моделирования было установлено, что вероятность успеха F-35 при таком боестолкновении даже с Су-35 составляет 0,28. И в значительной степени это было предопределено превосходством боеприпасов российского истребителя. В случае столкновения с Т-50 ситуация для «американца», разумеется, будет похуже. Правда, F-22 более приспособлен к завоеванию господства в воздухе, но и у него вероятность победы не дотягивает до 50%. Еще одна причина выигрышного положения российского самолета состоит в том, что у него в 2 раза (!) меньше нагрузка на крыло, чем у F-35, что говорит о прекрасной маневренности.

В арсенале Т-50 есть такие уникальные ракеты «воздух-воздух», как, например, КС-172, имеющая дальность в 400 км.

Помимо самого самолета создается и инфраструктура, благодаря которой Т-50 будет интегрирован в информационную систему ВКС. То есть самолет будет работать в единой связке с техническими средствами, наземными и воздушными, а также со спутниковыми сетями.

В заключение необходимо сказать, что еще две страны занимаются созданием истребителей пятого поколения: Китай и Япония.

МОСКВА, 8 авг — РИА Новости, Андрей Коц . Новый прототип российского истребителя ПАК ФА Т-50-11 с бортовым номером 511 впервые поднялся в небо. Об этом сообщает ряд СМИ со ссылкой на источник в авиастроительной отрасли. Обновленная машина стала девятым по счету истребителем тестовой серии, задействованным в летных испытаниях. Всего же было построено 13 опытных Т-50, включая образцы для наземных статических испытаний.

Предполагается, что Т-50-11 и более ранний Т-50-10, об испытаниях которого пока ничего не известно, внешне полностью соответствуют серийному истребителю. В то же время комплекс бортового оборудования новой машине достанется в наследство от Т-50-9, впервые поднявшегося в воздух 24 апреля 2017 года. Глава Объединенной авиастроительной корпорации Юрий Слюсарь сообщал, что установочная партия, состоящая из 12 новейших самолетов, начнет поставляться в Воздушно-космические силы России в 2019 году. Таким образом, от первого полета до серийного производства российского истребителя пятого поколения пройдет девять лет. Для машины такого уровня — небольшой срок.

Первые испытания

Макет ПАК ФА был представлен президенту России Владимиру Путину в 2004 году. Истребитель изначально представлял собой сплав из технологий перспективных прототипов КБ Сухого Су-47 и РСК "МиГ" МиГ-1.44. Обе машины были спроектированы еще в советское время, но распад СССР поставил крест на этих программах. Кроме того, в 1997 году началось производство американской "пятерки" — многоцелевого F-22 Raptor, ставшего своеобразным законодателем мод в авиастроительной нише истребителей следующего поколения. Стало ясно, что России нужен новый самолет на замену Су-27, не уступающий западным конкурентам.

Финансирование программы ПАК ФА началось в 2005 году. А 8 августа 2007 года главком российских ВВС Александр Зелин сообщил журналистам, что разработка новой машины завершена. За два года планировалось построить три летных прототипа. Параллельно проводились испытания ПАК ФА на земле на двух первых опытных образцах — Т-50-0 и Т-50-КНС (комплексно-натурный стенд). Впрочем, из-за ряда технических сложностей впервые поднять истребитель в воздух удалось чуть позже — 29 января 2010 года. Опытный, еще не окрашенный борт Т-50-1 пилотировал лучший российский летчик-испытатель Сергей Богдан. Полет длился около 45 минут, в ходе которого самолет на дозвуковой скорости выполнил ряд несложных маневров с выпущенными шасси под присмотром истребителя Су-27 сопровождения.

Второй летный прототип Т-50-2 поднялся в воздух 3 марта 2011 года и уже 14 марта впервые преодолел звуковой барьер. К этому дню "единица" и "двойка" совершили 40 испытательных полетов. Тесты проходили в штатном режиме, но в августе 2011 года на авиасалоне МАКС Т-50-2 неожиданно взбрыкнул. Сергей Богдан должен был выполнить показательный полет, но во время разбега по ВПП из сопла правого двигателя вырвалось пламя. Пилот был вынужден прервать взлет. Причиной инцидента был назван помпаж двигателя — потеря устойчивого течения воздушного потока через турбину. Ремонт поврежденного самолета удалось провести в короткие сроки, и он вернулся к программе испытаний.

Российский военный истребитель нового поколения Т-50 ПАК ФА взмыл в небо над Жуковским. Какие самолеты покажут высший класс на авиашоу к 100-летию ВВС, смотрите на видео РИА Новости.

"Тройка" взлетела 24 июля 2012 года. В отличие от первых двух образцов, бывших фактически "голыми", Т-50-3 уже был оснащен бортовой радиолокационной станцией (БРЛС) Н036 "Белка" с радаром с активной фазированной решеткой. В декабре 2012 года в воздух поднялся Т-50-4, также задействованный в испытаниях БРЛС. Оба прототипа показали хорошие скоростные и маневренные характеристики, а перспективный радар работал в штатном режиме.

Второй этап

Опытные машины Т-50-6 (первый полет — 27 апреля 2015 года), Т-50-8 (17 ноября 2016 года) и Т-50-9 (24 апреля 2017 года) представляли собой так называемые прототипы второго этапа. Их главное отличие от старших собратьев — конструктивные особенности, позволяющие установить на самолеты новую силовую установку. В настоящий момент все воплощенные в железе ПАК ФА оснащены модернизированными двигателями АЛ-41Ф1, схожими с движками на серийных Су-35С. Двигатель второго этапа, известный под обозначением "Изделие 30", получит новые вентилятор и систему управления, будет более экономно расходовать топливо и обладать повышенным ресурсом. Ожидается, что опытный ПАК ФА с этим двигателем впервые поднимется в воздух в четвертом квартале 2017 года.

Кроме того, по оценкам авиационных специалистов, "шестерка", "восьмерка" и "девятка" получили значительно усиленный фюзеляж, немного увеличенный размах крыла, а также более широкое использование композитных материалов в конструкции. Вероятно, на одной из этих машин испытывался и штатный комплекс бортового вооружения ПАК ФА.

"Испытания идут полным ходом, замечаний особых нет. Начались испытательные полеты на боевое применение ракет, истребитель показывает отличные результаты", — рассказал журналистам в августе 2015 года на авиасалоне МАКС главком ВКС России Виктор Бондарев.

Готовность к серии

В июле текущего года на авиасалоне в Жуковском Бондарев сообщил, что в рамках МАКС было подписано предварительное заключение по государственным совместным испытаниям первого этапа. Главком подчеркнул, что получена рекомендация о начале изготовления установочной партии самолетов. Таким образом, девятый, десятый и одиннадцатый прототипы вполне можно назвать предсерийными машинами. Уже сейчас самолет вызывает у военных исключительно восторженные эпитеты.

"Пока я бы сказал, что физиологической границы для пилота ПАК ФА не существует. И по освоению, и по эксплуатации этого летательного аппарата, — подчеркнул Виктор Бондарев. — Конструкторы работают над тем, чтобы машина делала максимум за пилота".

В России разработали "нервную систему" для самолетов будущего Новейшая система контроля состояния конструкции авиатехники разработана на основе принципов работы нервной системы живых организмов. Разработчики считают, что это должно существенно повысить безопасность полетов.

Во многом такого высокого уровня автоматизации удалось достичь благодаря самой современной электронной начинке самолета от разных производителей. В частности, российский Фонд перспективных исследований впервые представил на МАКС-2017 "нервную систему" этой машины — интерфейс, который контролирует состояние конструкции самолета. Для демонстрации его возможностей фонд представил макет ПАК ФА, изготовленный из композитных материалов. Макет сделан таким образом, что при его деформировании (например, при попытке согнуть крыло) все внешние воздействия отображаются на мониторе, позволяя оценить характер дефектов. Не исключено, что это и многие другие технические новшества сейчас и испытывает пилот одиннадцатого — пока последнего — летного прототипа.

Многофункциональный истребитель пятого поколения Су-57 Многофункциональный истребитель пятого поколения Су-57 сочетает в себе функции ударного самолета и истребителя..

Фото ПАК ФА (Т-50).

ПАК ФА (также называемый Т-50) - истребитель пятого поколения, разработка которого ведется для ВВС России. Должен прийти на смену основному истребителю российских ВВС Су-27 .

История создания

Работа над проектами истребителей 5-го поколения началась еще во времена СССР. В рамках этого направления были созданы прототипы машин МиГ 1.44 и Су-47 , но из-за финансовых трудностей в серию они не пошли. Однако эти наработки были использованы ОКБ «Сухого» при получении задания на создание перспективного самолета проекта ПАК ФА в 2002 году.

Полетные испытания первой машины прошли в 2010 году. В 2011 проводились испытания при полетах на сверхзвуковых скоростях, а в 2012 на опытном экземпляре был испытан радар с АФАР – отличительный признак истребителей 5-го поколения. На 2016 год были построены и испытаны 7 экземпляров машины.

Окончание испытаний и начало серийного производства этих истребителей планируется на 2017 год.

Фото ПАК ФА (вид снизу).

Фото ПАК ФА на взлётно-посадочной полосе.

Фото: ПАК ФА готовится к взлёту.

Фото ПАК ФА.

Фото: пара ПАК ФА на ВПП.

Особенности конструкции

ПАК ФА должен стать первой полноценной российской машиной 5-го поколения, включающей все признаки новейшего истребителя.

Двигатель позволяет разогнаться до сверхзвука, не применяя форсаж. Система управления полностью цифровая, а зажигание – плазменное, что позволяет двигателю работать без кислорода. Крейсерская скорость самолета – сверхзвуковая – 2500 км/ч.

В кабине истребителя монтируется уникальная для российских самолетов система жизнеобеспечения, которая позволяет пилоту производить сложные маневры при повышенных перегрузках.

Это первый российских самолет, на котором широко применяются стелс-технологии. Для достижения сверхмалой заметности самолета используются его форма, специальные отражающие материалы и средства РЭБ. Кроме того, часть вооружения скрыта внутри самолета.

В конструкции ПАК ФА используется большое количество композитных материалов, они составляют до четверти массы самолета.

Планер характеризуется расширенным фюзеляжем, переходящим в плоскость крыла. Само крыло имеет поворотную переднюю часть. В целом, аэродинамическая схема ПАК ФА делает самолет высокоманевренным.

Оборудование кабины во многом напоминает самолёта Су-35 , но присутствуют и новые решения. Пилот получает информацию с двух многофункциональных индикаторов, оснащенных дисплеями. Имеется также голосовое оповещение, а часть необходимой информации транслируется прямо на стекло шлема летчика.

Фото ПАК ФА.

Фото ПАК ФА.

Фото ПАК ФА.

Фото ПАК ФА.

Вооружение

Для самолета разрабатывается новое вооружение воздушного боя. Оно представлено управляемыми ракетами всех трех дальностей, которые имеют повышенную защищенность от постановки помех, а также способны найти и захватить цель уже во время полета. На самолете планируется установка и ракет сверхбольшой дальности.

Поражать наземные и морские цели ПАК ФА может управляемыми ракетами и корректируемыми авиабомбами.

РЛС самолета значительно отличается от всех остальных российских аналогов. Помимо главной РЛС, оснащенной АФАР, имеется еще ряд интегрированных станций, рассредоточенных в различных местах самолета («Умная обшивка»).

Фото ПАК ФА.
Фото: истребители ПАК ФА и МиГ-29.



Похожие статьи
 
Категории