Авторы мистики и ужасов. Страшное дело: писатели ужасов, испугавшие мир

24.09.2019

Список лучших каждый определяет для себя сам, но давайте попробуем остановиться на самых популярных и одним глазком посмотрим на альтернативу.

Огромное влияние на жанр оказал Эдгар Аллан По . Особливо это касается его работы в психо-хорроре, когда произведение не бьёт жестокостью и расчленёнкой в лоб, а медленно сдавливает голову саспенсом и потерей рассудка. "Сердце-обличитель ", "Чёрный кот ", "Метценгерштейн ", конечно же, "Колодец и маятник " - выбор богатейший. Не обделил своим вниманием старина Эдгар и любителей мистических метафор ("Маска Красной Смерти ", "Вильям Вильсон ") и поклонников боди-хоррора ("Правда о том, что случилось с мосье Вальдемаром "), материала хватает.

Раз уж заговорили о психо-хорроре, то настоящий король жанра - это Говард Филлипс Лавкрафт (как говорится, наше всё). С помощью замечательной стилистики и знаменитых болезненных образов Лавкрафт мастерски переносит читателя в локации своих произведений и пугающе точно передаёт такие пороговые состояния, как психопатия или кататония. Коронная фишка автора - трансференция сознания человека, который медленно (а порой и наоборот - мгновенно) сходит с ума. Саспенс в его достаточно коротких произведениях такой, что позавидовал бы сам Бава, а игры с воображением читателя впечатляют своей извращенностью. Говард даёт максимально детализированные, но крайне точечные описания, позволяя воображению соединять всё воедино: получается и мощно, и жутко, и изнурительно (непрекращающееся форсирование фантазии заставляет мозг работать, как бензиновый генератор). Хватать у Лавкрафта можно практически всё без разбору: "Пёс ", "Кошмар в Ред-Хуке ", "Картинка в старой книге ", "Погребённый с фараонами ", "Крылатая смерть ", цикл рассказов про Рэндольфа Картера, размашистые "Тень над Иннсмутом " и "Хребты Безумия "; даже стихотворение "Звёздный ужас " (непременно в оригинале) вызывает почтительный трепет.

Самым популярным хоррор-автором, пожалуй, является Стивен Кинг . Хотя бы потому, что больше него в поп-культуре не наследил никто из коллег. Его отличают растянутые по времени истории, полные мелких, но при этом интересных деталей. Работает Стивен в самых разных поджанрах, так что задача читателя сводится к тому, чтобы найти свой (хотя многие, очень многие глотают всё, что связано с Кингом без каких-либо последствий для организма). В его рассказах можно обнаружить бешеную фантазию, гротеск и сюр (особенно хороши в этом аспекте "Плот " и "Палец "), есть брутальная антиутопия ("Бегущий человек "), умопомрачительный саспенс ("Мизери ", "Сияние "), чистый мистический хоррор ("Кэрри ", "Худеющий "), а также фэнтези, детские воспоминания, сай-фай и мануалы, как надо писать книги (кстати, отличная штука для тех, кто хочет, но не выходит). Кинга не всегда хорошо переводят, да и сам он иногда записывается и растягивает никому не нужное на долгие страницы, но, наверное, каждый, вне зависимости от убеждений и возраста, может найти себе кинговщину по вкусу.

Ещё один маститый автор - Роберт Блох . Блох выписывает весьма интересные сюжеты ("Поезд в ад", например), не чурается визуализированного насилия и очень начитан, что находит отражение в изменяющейся стилистике (будет вам и Лавкрафт, и По). Выбор богат, но особое внимание стоит уделить рассказам, а также романам "Психо ", "Кушетка " и "Американская готика " плюс повесть "Мёртвые не умирают ".

И, наконец, живая классика хоррора Клайв Баркер . Баркер подходит далеко не всем из-за своего языка (слишком...чувственный, что ли), однако его образами и сюжетами можно восхищаться бесконечно. К прочтению обязательны первые три "Книги крови ", далее - кому что: у кого-то "Имаджика ", у кого-то - "Каньон холодных сердец ", а иные продолжают штудировать оставшиеся "Книги крови ". Ну и, конечно, "Восставший из ада " - хотя бы для того, чтобы сравнить с фильмом и удивиться, сколько в, казалось бы, знакомой истории всего запрятано.

Это - один из самых популярных современных наборов хоррор-авторов. Но также не следует забывать про Дина Кунца , Амброза Бирса , Ширли Джексон , Брэма Стокера , Ричарда Мэтисона и (почему бы и нет?) Ганса Эверса .

Что касается альтернативы мейнстриму, то она обитает в андеграунде. Рассмотрим несколько авторов в качестве ориентира.

Дэвид Вонг "В финале Джон умрёт ". Отменно написанный эклектический роман: тут и хоррор, и сай-фай, и гротеск, и твисты... Всё настолько хорошо, что Дон Коскарелли взялся делать экранизацию. И таки сделал. Название, как ни странно, не содержит спойлеров, поэтому хватайте и читайте смело, книга – первый сорт!

Мэттью Стокоу и его "Коровы ". В эту книгу имеет смысл соваться экстремалам и поклонникам ultra-gore. Стокоу, хоть и в целях создания метафоры, регулярно уходит в намеренную, но от этого не менее тошнотворную провокацию, поэтому секс с животными через заранее просверленные дрелью отверстия, убийства, расчленение, равно как и поедание экскрементов для него - обычное дело. Но если вас привлекает визуальная сторона насилия и спёртая атмосфера отчаяния, безнадёги и бессмысленности человеческого существования, то "Коровы" займут важное место в вашей домашней библиотеке.

"Изысканный труп " Поппи Брайт - больше артхаус, нежели хоррор, однако любителям тёмной стороны литературы наверняка понравится. Огромная работа с персонажами (основанными на известнейших серийных убийцах), разветвлённый сюжет, отличный язык и ледяной нарратив моментально сделали Поппи (на тот момент - девушку) сенсацией литературного андеграунда.

"Сатанбургер " Карлтона Меллика - шедевр эклектического американского псевдо-палпа, нашпигованного не только интересным месседжом о нашей с вами реальности (и её альтернативах), но и отсылками к всевозможным хоррор-штампам. Массовое вторжение инопланетян, гомосексуальный Сатана, оживляющий людей и...ээээ...части их тел, панки-андеды и безудержная атмосфера местечкового краст-концерта, совпавшего с концом человеческой цивилизации! Во всех отношениях стоящая вещь!

И раз уж разговор зашёл о литандеграунде, то нельзя не упомянуть Джеймса Хэвока и его "Мясную лавку в раю ". Можно бесконечно корчиться в попытках передать всю судорожность и сочащуюся лимфой многощетинковость хэвоковских эпитетов, его изувеченную и, прямо скажем, тревожно-муторную любовь к Жилю де Рэ, его насквозь больную фантазию... Но это будет не только долго, но и бесполезно. Проще привести цитату:

Сегодня наше нашествие воспламенит обнищавший поселок, и без того уже проклятый рубленым черным мясом. Моя свора гончих свиней вырывает повстанцев из пашен, где прежде гремели победные трубы, солдаты гвоздят мужчин вверх ногами к крестам, поджигают их лица. Посекретничав с лошадью, я нахожу целый табор беременных жен, обнявшихся в яслях. Одна подыхает у меня на глазах, смоляная лялька, жуясь, вылезает из курящихся чресл; другая, сбывая разлитые в колбы кошмары своими грудями, проживает вновь повесть о том, как Дьявол напал на нее в канун многих столетий. Торжественно объявленный своей септической сукой, он входит в опочивальню, сдирает кожу и мясо со спящих костей ее мужа, чтоб накормить своих псов, после чего сажает ее на член, будто на кол - холодный, чешуйчатый и здоровенный, как рука кузнеца. Она щиплет и тянет себя за щеки, вспоминая две вздувшихся дули у корня его змеевидного органа, истекающего наркотическим илом в то время, как одна из них бьет ее яростный клитор, а вторая ввинтилась в прямую кишку. Вот двурогий язык выскребает обшивку внутри ее лона, чтоб отмыть все помои, ретируясь как раз в тот момент, когда козлобедра психопатически дергаются, и леденящая слизь заливает внутренние покои. После сего устрашающего сношения ее сновидения были полны пиромании и людоедов в пещерах, она навеки беременна, но у нее продолжаются жуткие ссохшиеся менструации, ибо чертово семя слагается из мельчайших каннибальных сефиротов, колонизирующих влагалище, где они конструируют негасимые угольные кострища, над которыми они варганят барбекю из вкусненьких спермиев ее смертных поклонников.

Что может быть интереснее миров, в которые можно попасть, воспользовавшись ключом, которым является книга! Те ужасы, которые разворачиваются перед вами, связаны не только с талантом писателя, но и с воображением читателя. Вы сами строите декорации, выбираете внешний вид героев, улавливая нагнетаемую автором атмосферу. В книге нет никаких спецэффектов, бездарно играющих и неподходящих актёров или фальшивых павильонов, здесь всё зависит от вас. Хотя многие популярные произведения , книги-первоисточники всё так же успешно продаются как в бумажном, так и полее популярном теперь электронном виде.

Книга требует больше времени, чем фильм; она должна раскрыться, с ней надо почувствовать контакт, найти точки соприкосновения, и она щедро вознаградит вас за потраченное время, распахивая перед вами свои тайны, страницы за страницами. Вы можете «проглотить» её всего за одну ночь или отложить на несколько дней, обдумывая прочитанное. Книга — это всегда отношения, она подобна дружбе — вашей и вашего ключа к вселенной фантазии. Мы надеемся, что вы с удовольствием подружитесь с произведениями из нашего списка, составленного в произвольном порядке, и захотите ещё не раз взять их в руки, ведь книги как люди — они скучают без внимания своих друзей.

1) «Кладбище домашних животных»

Год выхода: 1983

Кладбище домашних животных. Милая провинциальная забава, так сайт думал поначалу Луис Крид, приехавший в новый дом с семьёй. Дети со всего округа приносили сюда умерших зверей. Собак, кошек, канареек, крыс. Хоронили их в древней индейской земле. В той, что твёрже человеческого сердца. На Кладбище Домашних Животных не хоронят людей. Но Луису придется однажды это сделать - в глубоком горе, в порыве отчаяния. Но всё, что ты делаешь, рано или поздно возвращается к тебе в троекратном размере.

2) «Звонок» («Кольцо»)

Год выхода: 1991

Этот роман после выхода в свет приобрел такую популярность, что уже дважды был экранизирован — на своей родине в Японии и в США. Сюжетом произведения стала японская городская легенда конца XX века. В руки журналиста Асакавы Казуюки попадает видеокассета, уже принёсшая смерть четырём людям. Если ровно за неделю он не разгадает магическую сайт формулу спасения, его самого и его близких ждет гибель.

3) «Призрак дома на холме»

Год выхода: 1959

Старинный особняк на холме приносит его обитателям только горе. Владельцы отказываются в нём жить, пожилая чета, присматривающая за домом, не рискует оставаться здесь на ночь. За домом прочно закрепилась репутация обители привидений. И вот однажды тишину дома нарушает шумная компания визитёров. Доктор Монтегю, исследователь паранормальных явлений, снимает на лето особняк для изучения происходящих там феноменов. Никто из прибывших не может даже предположить, каким кошмаром завершится эта поездка. Популярность книги закрепили две её экранизации - режиссера Роберта Уайза (1963) и Яна Де Бонта при участии Стивена Спилберга (1999).

4) Цикл «Мифы Ктулху»

Годы выхода: 1917-1927

При жизни Лавкрафта его произведения не пользовались большой популярностью, однако сайт уже после его смерти они оказали заметное влияние на формирование современной массовой культуры. Его творчество уникально настолько, что произведения Лавкрафта выделяются в отдельный поджанр - так называемые лавкрафтовские ужасы, в котором чаще всего используется психологический ужас неизведанного. Также можно сказать, что Лавкрафт впервые подробно разработал «космический ужас» о вмешательстве в земную жизнь инопланетян, что серьёзно отразилось на послевоенной фантастике: влияние автора заметно во множестве произведений о пришельцах из космоса.

5) «Омен» («Знамение»)

Год выхода: 1976

Роберт Торн, американский дипломат, по прибытии в больницу узнаёт, что его жена родила мёртвого ребёнка. Жена об этом ещё не знает, и Торну предлагают усыновить младенца, который родился в этот же день - 6-го числа 6-го месяца. Медсестра убедила его, что мать новорождённого умерла при родах, и у неё не было никаких сайт родственников. Роберт соглашается, ничего не сказав жене. Вскоре родители замечают за сыном странности: Дэмиен никогда не болел, боится церквей, а люди умирают вокруг него. В Книге Откровений было сказано, что придёт Антихрист в облике человеческом, что произойдёт это рождение шестого дня шестого месяца в шесть часов.

6) «Изгоняющий дьявола»

Год выхода: 1971

Рэган, милая воспитанная девочка одиннадцати лет, на глазах превращается в чудовище со звериной личиной и грубым, скрежещущим голосом. Её мать, известная актриса, отчаянно ищет выход из сложившейся ситуации, понимая, что безвозвратно теряет дочь с каждым днём. Нежная душа ребёнка стонет от боли и ужаса и пытается сопротивляться, однако силы неравны, и демон, завладевший ею, уже готов праздновать победу. А между тем священник Каррас приходит семье на помощь.

7) «Салимов удел» («Жребий Иерусалима»)

сайт

Год выхода: 1975

Бен Мирс, писатель, приезжает в маленький городок штата Мэн — Салимов Удел, и практически тогда же в недавно купленный старый зловещий дом Марстенов въезжает новый хозяин. Вслед за этим трагически исчезает маленький мальчик, а после во всём городке стали пропадать люди - поодиночке и целыми семьями. Их не могли найти ни родственники, ни даже полиция. А когда надежда исчезла, казалось, навсегда, пропавшие вернулись, и городок содрогнулся от ужаса. Бен — один из немногих, кто догадался, в чём дело, он начинает борьбу с древним злом, имя которому — вампиры.
У данного романа существует много вариантов названия в зависимости от перевода. Здесь мы приводим два самых популярных.

8) «Дракула»

Год выхода: 1897

Роман Брэма Стокера - общеизвестная классика вампирского жанра, а его граф сайт Дракула - поистине бессмертное существо, пережившее множество экранизаций и ставшее воплощением всего самого коварного и таинственного, на что только способна человеческая фантазия. Читателю предстоит услышать пять голосов, повествующих о пережитых ими кошмарных встречах с Дракулой. Красавица Люси, получившая смертельный укус и постепенно становящаяся вампиром; её возлюбленный, не находящий себе места от отчаянья; мужественный врач, распознающий зловещие симптомы; адвокат Джонатан Харкер, отправившийся в далёкую Трансильванию для заключения роковой сделки; его верная невеста Мина. Отрывки из их дневников и писем шаг за шагом приближают к разгадке зловещей тайны.

9) «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород»

Года выхода: 1831-1832, 1835

Книга «Вечера на хуторе близ Диканьки», состоящая из восьми повестей, делится ровно на две части. «Миргород», изданный в 1835 году, куда входит знаменитый «Вий», — сборник повестей Николая Васильевича Гоголя, сайт который позиционируется как продолжение «Вечеров на хуторе близ Диканьки». Повести в этом сборнике основаны на украинском фольклоре и имеют много общего между собой. В этом сборнике, в отличие от «Диканьки», где был Рудый Панько, нет единого «издателя», замыкающего цикл рассказов. Несмотря на то, что истории сгруппированы, их можно читать и по отдельности, не теряя смысла каждой повести. «Миргород» был опубликован в двух томах, по две повести в каждом.

10) «Гулы»

Год выхода: 2000

Роман «Гулы» был издан в двух книгах, первая называется «Чёрный рассвет», вторая «Схватка», а сам автор был заявлен издателями, как русский Стивен Кинг. Исходя из разработанной автором мифологической концепции, гулы - это дети Ахримана, тёмного божества зороастризма, которых тот создал в противовес роду человеческому. Гулы не имеют души, они коварны, беспричинно злобны, кровожадны и сайт практически бессмертны, их может уничтожить только огонь или морская вода. Рождаются эти чудовища из захороненных человеческих трупов. Согласно древним пророчествам, раз в несколько столетий в мире появляется Вассах Гул - могущественный вождь тёмного воинства, который устраивает локальный апокалипсис в одном отдельно взятом городке и, уничтожив всё его население, выращивает из трупов армию гулов для апокалипсиса глобального. Именно такая ситуация и возникает в небольшом современном итальянском городе.

11) «Рассказы»

Год выхода: 1834-1847

Эдгар Алан По – легенда американской литературы. Кажется, все её жанры и направления выросли из его творчества. Это его мрачная загадочная фигура проходит через все шедевры, рождённые в Новом Свете. Его собственные произведения полны мрака и мистики. Загадочные покойники, таинственные звери, Сфинкс, король Чума и сам Дьявол – вот его излюбленные герои.

12) «Восставший сайт из ада»

Год выхода: 1986

Шкатулка, некогда сотворённая игрушечных дел мастером Лемаршаном и открывающая путь в иные измерения. Таинственный орден сенобитов, изведавших наивысшее наслаждение, которое недоступно обычному человеку. И врата самого ада, распахнувшиеся в наш мир. «Восставший из ада» стал мировой классикой ужасов, а по мотивам этого романа сняты культовые фильмы, в создании которых принимал участие сам Клайв Баркер.

13) «В плену у призраков»

Год выхода: 1987

Где грань между сном и явью? Что происходит в реальной жизни, а что – лишь плод воображения? Разве возможен контакт с потусторонним миром, если за гранью смерти не существует ничего? Попытка ответить на все эти вопросы стоила Дэвиду Эшу слишком дорого. Он никогда не верил в призраков, не доверял сверхъестественному, посмеивался над , считая сайт их Фотошопом. Но долго так продолжаться не могло. Рано или поздно он должен был вступить в схватку с потусторонними силами. Что ждёт его в конце этой страшной, леденящей душу истории?

14) «Они появляются в полночь»

Год выхода: 1968

Во всей зловещей литературе о потустороннем мире нет другого такого существа, которое вызывало бы больший ужас, отвращение и нездоровый интерес, чем вампир. Ни один другой монстр не привлекал столь пристального внимания со стороны признанных мастеров этого жанра, и ни одно другое создание из власти тьмы не сумело вдохновить литераторов и стать героем столь многочисленных и выдающихся кошмарных историй.

15) «Мы живём в замке»

Год выхода: 1962

Эта книга — американский готический роман, настоящий психологический триллер. Был отобран журналом «Times» в числе 10 лучших романов сайт года, выдержал 13 изданий. В одной американской семье, живущей в собственном доме недалеко от посёлка, произошла трагедия: почти все её члены были отравлены мышьяком. Две сестры и престарелый дядя - вот и всё, что осталось от некогда большого клана. Жизнь в поместье текла тихо и размеренно, но в один из вечеров раздался стук в дверь, возвестивший о приезде двоюродного брата, желающего проведать сестёр.

16) «Флоренс и Джайлс»

Год выхода: 2010

1891 год, Новая Англия. Двенадцатилетняя сирота Флоренс живет с младшим братом Джайлсом в уединённом и практически заброшенном особняке. Их дядю мало заботит воспитание детей, а для племянницы он и вовсе запретил нанимать учителя. Он уверен, что девочка не умеет ни читать, ни писать. Но Флоренс, предоставленная самой себе, тайком глотает книгу за книгой, часами пропадая в сайт холодной тишине огромной библиотеки наедине с Шекспиром, Вальтером Скоттом, Диккенсом и Эдгаром По. Она придумывает собственный язык, которым и рассказывает свою историю. После загадочной гибели первой гувернантки опекун не стал обременять себя излишне придирчивым выбором новой наставницы. Вскоре в поместье приезжает мисс Тейлор. От неё веет бедой и ароматом лилий. Флоренс чувствует, что в доме появился злой и мстительный дух, который угрожает Джайлсу. Не имея возможности обратиться за помощью к взрослым, она использует весь свой ум и изобретательность, чтобы противостоять ему.

17) «История с привидениями»

Год выхода: 1979

Писатель Дон Уондерли приезжает в маленький городок Милберн, в котором раньше жил его дядя, по приглашению четырёх стариков, называющих себя Клубом Чепухи; они занимаются тем, что на заседаниях клуба рассказывают друг другу страшные истории. Пятым членом клуба был дядюшка сайт Дона, который умер на приёме, устроенном в честь загадочной актрисы Энн-Вероники Мур. Эта поездка как нельзя кстати Дону. Ведь в его жизни тоже не всё гладко: недавно у него умер брат, причем в его гибели Дон винит странную женщину, которая перевернула всю его жизнь. Кроме того, Дон надеется наконец-то написать новый роман. Но и в Милбурне не всё в порядке. Фермер, живущий за городом, обнаруживает, что его коровы убиты и обескровлены; странная женщина появляется в городе, и её внешность шокирует членов Клуба Чепухи, один из которых совершает самоубийство. Но и это ещё не всё: в Милбурне начинают исчезать люди.

18) «Дьявольские куклы мадам Мэндилип» («Гори, ведьма, гори!»)

Год выхода: 1932

В клинику доктора Лоуэлла привозят необычного пациента, подручного известного гангстера Рикори. Пациент умирает, но причина смерти неизвестна, сайт а сама смерть была настолько странной и страшной, что Рикори в сотрудничестве с Лоуэллом начинают расследование. Вскоре выясняется, что пациент Лоуэлла был далеко не первым пострадавшим, который умер подобным образом, и единственное, что объединяет всех жертв эпидемии - куклы из магазинчика мадам Мэндилип, ведьмы, создающей уменьшенные копии живых людей и переселяющей в них души оригиналов.

19) «Адский дом»

Год выхода: 1971

Вот уже около двадцати лет пустует дом Эмерика Беласко, известный всему городу как зловещая обитель привидений. Все попытки очистить Адский дом терпят крах, а те, кто принимает в них участие, либо погибают, либо лишаются разума. Тем не менее жители города не теряют надежды. Очередную попытку очищения готовы предпринять ученый-физик Баррет и его жена Эдит, медиум Флоренс Танвер и экстрасенс Бенджамин Фишер. Удастся ли на этот раз сайт избавиться от власти тёмных сил?

20) «Вампиры. Фантастический роман барона Олшеври из семейной хроники графов Дракула-Карди»

Год выхода: 1912

В заброшенный карпатский замок древнего рода Дракула приезжает молодой, богатый и энергичный американский наследник старинного рода — Гарри Карди, которого сопровождают неразлучные друзья: храбрый капитан Райт, любознательный юноша Джеймс, прозванный друзьями Шерлоком Холмсом, и спокойный, рассудительный доктор Вейс. Этот роман, написанный как пародия в ответ на зарождающуюся моду на «вампирские» новеллы, в настоящее время является классикой жанра.

А какая мистическая книга из нашего списка показалась самой страшной вам?

И начнем наше путешествие по тёмным и страшным страницам литературы с конца ХIХ века и сделаем небольшой привал, чтобы немного отдохнуть и успокоить воображение в конце 50-х годов прошлого века.

Итак, вас ждёт топ лучших книг ужасов ХХ века.

Это удивительная мистико-психологическая повесть была написана и опубликована в 1898 году. Это произведение до сих вызывает споры литературоведов, ведь многие считают, что события, которые описал автор были реальны.

История начинается с того, что несколько людей собрались у камина. Один из них решает прочесть рукопись, которую ему когда-то передала женщина, которая сейчас уже мертва. Рассказчик считает, что все события в рукописи реальны.

Рукопись полна странных и мистических событий, которые произошли в одной аристократической семье. Не вольной свидетельницей, а потом и участницей стала новая няня, которой было всего двадцать лет. Девушка видит призраков и уверена, что её подопечные их тоже видят. Стараясь спасти невинных детей, она делает только хуже.

А вот, что именно произошло с героями повести, предстоит узнать вам самим.

Небольшой рассказ, опубликованный в 1902 год внушает страх и современным читателям. Это небольшое произведение можно прочитать не более чем за 20 минут, а вот дрожь по тему будет пробегать каждый раз, стоит только вспомнить события описанные там.

Сержант Моррис возвращается на Родину после окончания военной службы в Индии. В качестве сувенира он привозит сухую обезьянью лапку, которая может исполнить три желания. Но надо быть очень осторожным в своих желаниях, ибо они могут обернуться катастрофой. Несмотря на то, что Моррис так и не стал счастливым, его друг всё равно желает воспользоваться обезьяньей лапкой.

Кстати, поэтому рассказу снято несколько фильмов ужасов, так что если у вас крепкие нервы – приятного просмотра!

Если вы любитель ужасов и мистики, то вы, безусловно, знакомы с творчеством этого автора.

Казалось бы, что такого страшного и ужасного могло произойти, если во двор упал небольшой метеорит. Многие ответят, что кроме воронки ничего не останется, но только не герои Лавкрафта. После падения небесного тела с семьей фермера происходят просто ужасные вещи, в то время, как все окружающее просто погибает, а метеор испарятся. Прошло уже много лет с тех пор, но странные, а порой просто ужасные вещи все происходят в том месте, где когда-то упал метеорит. Сможет ли главный герой узнать правду или столкнётся с чем-то за гранью понимания?

Именно с этого рассказа начинает история вымышленного божества Ктулху. Рассказ был напечатан в 1927 году, но при жизни автора не был оценен. В 2005 году рассказ был экранизирован и с этого момента Ктулху стал очень популярен. «Зов Ктулху» стал первым в череде историй, которые составили мир Ктулху.

Три истории, которые связаны между собой расследованием происшествий, которые непосредственно имеют отношение к темному божеству.

В первой истории Тёрстон находит глиняный барельеф с изображением Ктулху. С этого момента его начинают преследовать странные ведения, кроме того, такие ведения видят и творческие люди.

Вторая история это рассказ полицейского Леграсса, который принимал участие в захвате секты в 1907 году, где и поклонялись Ктулху. В этой части произведения вы подробно узнаете о всех ужасах, которые творили сектанты.

Третья часть рассказывает о еще более странных событиях, которые связны с темным и кровавым божеством. В этой части появляется и сам Ктулху, который ведет за собой смерть.

«Ужас Данвича» – Говард Лавкрафт

Действие разворачивается в городе Данвиче, где появилось странное существо, которое охотиться за домашним скотом, заодно не прочь отведать и что-нибудь другого или кого-нибудь. Жители в ужасе, а трем отчаянным докторам придется разгадать тайну.

Роман появился в 1931 году и считается главным в целом ряде произведений о Ктулху. Одна из кинокомпаний собиралась экранизирован книгу, но позже решили отказаться. Некоторые мотивы произведения встречаются в фильме «Прометей» Ридли Скотта.

Действия разворачивается в Антарктике. Куда отправилась экспедиция. Одна из групп находит древний город и странное захоронение. При детальном изучении останков выясняется, что это не люди, а довольно странные существа. Ночью группа при загадочных обстоятельствах погибает, а часть останков пропадает. Вторая группа начинает исследовать город, но их ждет не простое испытание. Смогут ли они выбрать из ожившего города Ктулху?

«Кто идёт?» – Джон Кэмпбелл (псевдоним Дон А. Стюарт)

Повесть была опубликована в 1931 году, а в 1973 году признали одной из самых лучших научно-фантастических произведений. Повесть известна и под такими названиями «Кто там?» и «Нечто». Именно под последним названием вышло несколько фильмов.

В Антарктике находят космический корабль, который потерпел крушение 20 миллионов лет назад. В корабле находят замороженного пилота, и главной ошибкой учёных стало решение разморозить его. Пришелец может принимать облик любого, кто стал его пищей. Группа исследователей пытается выяснить, что из них чужой. А вот, чего добивается это существо, вы узнаете, если решите погрузиться в мир ужасов.

Этот научно-фантастический роман известен практически всем, кто смотрел фильм «Я – легенда», но это далеко не первая экранизация произведения. Книга вышла в 1954 году.

Сюжет разворачивается в Лос-Анджелесе, где остался единственный человек, которого обошел страшный вирус. В свободное время Роберт Нэвилль ищет лекарство болезни, чтобы спасти оставшееся человечество. Этот вирус делает людей вампирами. Сам Роберт обладает иммунитетом. Днём он ходит по городу и убивает спящих вампиров. Однажды он встречает Руфь, которая может ходить под солнцем, но не выносит запах чеснока. Он проверяет её кровь на вирус и узнает, что она заражена. Руфь рассказывает ему о том, что некоторые вампиры смогли приспособиться к новой жизни и хотят построить новое общество. На него начинается охота, которая может стоить ему жизни.

«Призрак дома на холме» – Ширли Джексон

Книга была издана в 1959 году и получила самую высокую оценку современников.

Действие происходит в старинном доме, в котором хозяева даже бояться остаться на ночь. Однажды в особняк приезжает группа людей, которые хотят исследовать замок на потусторонние явления. Они даже не могли себе представить, чем закончится это лето.

Эта история дважды была экранизирована.

Психологический роман был опубликован в 1959 году, через год уже появилась первая экранизация Альфреда Хичкока. Второй фильм вышел в 1998 году.

Действия романа происходит в мотеле, который постепенно приходит в запустение. Все меньше постояльцев посещают этот заброшенный уголок. Мотелем управляет мать Нормана Бэйтса, которая готова на все лишь бы сохранить свою власть над сыном. Она готова убивать, а вот что станет делать Норман? А может, это он виноват в странных убийствах, которые постоянно происходят в мотеле?

Итак, вы познакомились со второй десяткой самых лучших книг ужасов. Теперь вам осталось только найти в себе смелость, чтобы познакомиться с каждой из этих прекрасных книг.

Список самых страшных поможет вам выбрать себе литературное произведение на вечер, если вы хотите пощекотать себе нервы. Естественно, для этого подойдут не только фильмы, но и романы, леденящие душу рассказы и новеллы. Писатели во все времена уделяли достаточно много внимания этому жанру, поэтому при желании удастся найти произведение на любой вкус.

В списке самых страшных книг ужасов первое место отводится произведению Стивена Кинга. Это признанный мастер литературного хоррора. Одна из самых его известных книг - роман "Кладбище домашних животных", написанный в 1983 году.

Это постмодернистский в котором семейная пара Кридов с двумя детьми переезжает в город Ладлоу. По соседству с новым жилищем дети постоянно хоронят своих питомцев. Глава семейства Луис получает предупреждение от своего уже умершего пациента, который запрещает ему ходить в лес, расположенный за кладбищем домашних животных. Но тот неоднократно нарушает этот запрет. Кинг в своем романе эксплуатирует страх потери ребенка и некрофобию, то есть боязнь трупов и похоронных принадлежностей.

Интересно, что идея этого романа, который вошел в список самых страшных книг ужасов, родилась у него, когда писатель похоронил своего кота Смаки. Когда Кинг закончил роман, то посчитал его настолько жутким, что поначалу даже не хотел отдавать его в печать. Но из-за проблем с деньгами все-таки согласился на издание.

Англоязычная публика восторженно восприняла роман, согласившись, что это одна из самых страшных книг ужасов. "Кладбище домашних животных" получило премию "Локус". Критики, которым роман не понравился, отмечали, что природа страхов, описанных в книге, была весьма поверхностно исследована автором. Произведение Кинга было впервые экранизировано в 1989 году режиссером Мэри Ламберт, в 2019 году ожидается еще одна экранизация. Роман заслуженно признан самой страшной книгой ужасов в мире.

2. "Колыбельная"

На втором месте размещен роман "Колыбельная", который американский писатель написал в 2002 году. С тех пор он включен в списки самых страшных книг ужасов.

По сюжету журналист Карл Стрейтор исследует синдром внезапной смерти младенцев. Это реально существующая патология, когда малыш может практически мгновенно умереть в своей кроватке или на руках у родителей. Репортер выясняет, что дети умирают после того, как им читают старинную африканскую колыбельную. Изначально ее произносили над ранеными или безнадежно больными, когда племени необходимо было переезжать на новое место. Оказывается, что песня действенна до сих пор. От нее начинают умирать люди вокруг Карла - его редактор, шумный сосед, а также прохожие, которые просто встречаются ему на улице.

Параллельно в этой страшной книге ужасов рассказывается о хитроумном риэлторе Эден Бойль, которая пользуется этим заклинанием в своих корыстных целях. При этом у нее много и других странностей, которых всегда хватает у жутких героев Паланика. Например, преимущественно она продает дома, заселенные полтергейстом или призраками. Она получает эксклюзивное право на их продажу, наживаясь на том, что владельцы меняются каждые несколько месяцев.

3. "Оно"

Не удивительно, что у мастера литературного хоррора не одно произведение попало в список самых страшных книг ужасов. В 1986 году он написал роман "Оно", в котором затронул сразу много важных для себя тем - силы объединенной группы людей, власти памяти, влиянии травм, полученных в детстве, на взрослую жизнь. Произведение находится на третьем месте.

В центре повествования оказываются семеро друзей из небольшого вымышленного американского городка под названием Дерри, который находится в штате Мэн. Им приходится сразиться с чудовищем, которое раз в несколько лет пробуждается, чтобы убивать детей. При этом способно принимать практически любую физическую форму, маскируясь под то, чего человек боится больше всего. Повествование в этой очень страшной книге ужасов параллельно ведется в нескольких временных интервалах. Один соответствует детству главных героев, а второй - их взрослой жизни.

Примечательно, что изначально злодей задумывался как тролль под мостом, но потом автор решил развивать идею, формируя собирательный образ различных монстров. В этом существе присутствуют черты оборотня, вампира и даже инопланетной формы жизни.

На поведение детей Кинг проецировал собственные детские воспоминания. За первый же год роман был продан тиражом более двух с половиной миллионов экземпляров, войдя в топ страшных книг ужасов. Книга вошла сразу в несколько списков самых жутких произведений столетия и тысячелетия, хотя некоторые критики отмечали, что повествование получилось затянутым, запутанным и перегруженным, а финал оказался не самым удачным.

Другим, наоборот, понравилась идея с двойной системой повествования, большим количеством героев, историческими интермедиями. Много споров ходило вокруг сцен подросткового секса, описанных в романе.

В списке очень страшных книг ужасов на четвертом месте находится произведение американца Говарда Филлипса Лавкрафта, роман "Хребты безумия". Он был написан в 1931 году, став ключевым произведением цикла мифов о Ктулху.

Книга рассказывает про геолога Дайера, который пытается убедить остальных ученых отправить научно-исследовательскую экспедицию вглубь Антарктиды. Так открываются жуткие детали предыдущих экспедиций, в которых уже участвовал Дайер.

В 1930 году исследователи при бурении сланцевых пород нашли отпечатки неизвестных живых существ. Через какое-то время обнаружились горы, по высоте сравнимые с Гималаями. Сам Дайер их назвал Хребтами безумия. У подножия был разбит лагерь, во время бурения в пещере нашли еще больше останков древнейших животных.

На этом находки не закончились. В самой пещере оказались жуткие существа, описанные в оккультной книге "Некрономикон" с перепончатыми крыльями и щупальцами. Когда на следующий день группа исследователей не вышла на связь, второй отряд Дайера отправился в их временный лагерь.

Ураган огромной силы практически уничтожил его. Практически все оборудование было испорчено. К тому же пропали экземпляры таинственных существ, а также одежда, припасы и многие вещи членов группы. Тела людей и собак были изуродованы. Это завязка романа, который входит в список топ-10 самых страшных книг ужасов.

Еще один мастер пугать читателя, основатель детективного жанра - американец Эдгар Аллан По. Он преимущественно писал новеллы и рассказы. К этому же жанру относится одно из его самых жутких произведений, которое входит в список страшных книг ужасов, где размещается на пятом месте, - "Падение дома Ашеров".

Впервые оно было опубликовано в 1839 году. В самом начале рассказчик получает послание от своего друга юности Родерика Ашера и отправляется в его имение. Еще при приближении к дому он обращает внимание на мрачный пейзаж, который окружает все вокруг. А едва заметная трещина рассекает все здание снизу доверху.

От хозяина дома он узнает про загадочную наследственную болезнь, из-за которой все чувства Ашера мучительно обостряются, он не может переносить яркий свет, кричащие краски, громкие звуки. Вся его жизнь в последнее время проникнута жутким страхом.

Родерик убежден, что в доме поселилась некая сила, которую он не в силах вычислить. Рассказчик выясняет, что болеет и сестра Ашера, она ко всему равнодушна, буквально тает с каждым днем. А в последнее время ее состояние особенно ухудшается.

Рассказчик и Родерик много общаются, как старые приятели, как-то хозяин дома исполняет песню "Обитель привидений", рассуждая затем о том, что растения способны чувствовать и понимать, что происходит вокруг них. Из-за этого в окрестностях их дома постоянно сгущается атмосфера, которая веками оказывает влияние на судьбу их семейства.

Наконец, умирает его сестра леди Мэдилейн. Родерик просит помощи у рассказчика спустить тело в подземелье до похорон. Они закрывают гроб и запирают железную дверь. Тревожность Родерика после этого только усиливается, со временем она передается и рассказчику. Примерно через неделю перед бурей они слышат странные удары, природу которых не могут установить. Ашер открывает окно и наблюдает за бушующей стихией.

Тогда Родерик рассказывает, что в действительности они похоронили сестру заживо, он это понял, благодаря обостренным чувствам, но боялся признаться. В этот момент распахивается дверь и в комнате оказывается леди Мэдилейн, она измучена и вся в крови. Падая на руки брату, она увлекает за собой его уже бездыханной тело.

Рассказчик в ужасе убегает, замечая, что трещина, которую он заметил в самом начале, расширяется. Произведения По заслуженно входит в число самых страшных книг ужасов в мире.

В отзывах о произведении всегда можно найти упоминания, что этот рассказ стал эталоном для готической литературы. У По появилось множество подражателей и последователей.

6. "Франкенштейн"

Фантастический роман "Франкенштейн, или Современный Прометей" был написан в 1816 году. Это английское произведение, которое было анонимно опубликовано спустя два года после этого. Историю жизни ученого Виктора Франкенштейна всегда можно встретить среди 10 самых страшных книг ужасов.

Исследователи желает постичь тайну зарождения жизни, а также научиться оживлять безжизненную материю. Для этого он создает искусственного человека из частей трупов нескольких людей. Но затем осознает, что сотворил, и отказывается от своего детища. Безымянное чудовище все ненавидят из-за его уродства, и оно начинает преследовать своего создателя.

Роман "Франкенштейн", который входит в топ самых страшных книг ужасов, органично совмещает в себе элементы, которое присущи романтическим и готическим произведениям, а также в целом научной фантастике. Это один из первых романов, в котором для создания чудовища применяются научные методы, так что Шелли можно назвать основоположницей научной фантастики.

Интересно, что первую версию романа писательница создает, когда отдыхает на швейцарской вилле с Байроном и друзьями. По предложению классика английской поэзии, все члены компании сочиняют жуткие рассказы. Прообразом главного героя для Шелли стал алхимик Иоганн Конрад Диппель, который работал в XVII веке в германском замке Франкенштейн.

Поклонники этого романа сразу обращают внимание, что это не столько мистическое, сколько философское произведение. Здесь автору важнее не напугать читателя, а рассказать о трагедии существа, которое стало ненужным даже своему создателю.

7. "Призрак дома на холме"

Еще одного претендента на попадание в список самой страшной книги ужасов в мире тоже создала женщина. Это роман американской писательницы Ширли Джексон "Призрак дома на холме". Сегодня произведение находится на седьмом месте.

В нем рассказывает про доктора Джона Марквея, который изучает паранормальные явления. Чтобы продвинуться в своей работе, он приглашает нескольких людей с обостренными экстрасенсорными возможностями, чтобы они вместе провели несколько дней в так называемом Доме на Холме, который считается зловещим. В этой страшной книге ужасов утверждается, что в нем живут призраки.

Предложение доктора принимают две девушки - Теодора и Элеонор Ленс и потенциальный наследник самого дома Люк Сэндерсон.

Судя по всему, в Дом на Холме вселились духи его прежних владельцев. Он сразу бросает вызов отважным исследователям, пугая их подозрительными звуками, стуками, неведомо откуда появляющимся холодом. Особенно внимательно паранормальные силы относятся к девственнице Элеонор, которая крайне неуверенна в себе. Ее история напоминает судьбу сиделки последней хозяйки дома. Теодора испытывает влечение к ней, параллельно рассчитывая завязать отношения с доктором Марквеем.

Этот странный любовный треугольник разрушает внезапный приезд супруги ученого Грейс, которая сразу заявляет, что ее муж занимается ерундой, она готова это доказать, в одиночку переночевав в самой жуткой комнате в доме. Всю ночь обитатели слышат странные звуки из комнаты, где остановилась Грейс, а на утро она пропадает.

Элеонор, которая мысленно желала гибели сопернице, винит себя в ее исчезновении. Она решает следовать зову дома и отправляется вверх по неустойчивой винтовой лестнице, за ней идет и доктор. Когда Элеонор видит в окне Грейс, то понимает, что дом забрал жену исследователя вместо нее.

Марквей решает завершить эксперимент, но Элеонора отказывается уезжать. Только поддавшись уговорам, она садится в автомобиль, но, следуя по дороге через парк, снова видит Грейс и врезается в дерево. Супруга ученого в этом время действительно находилась в парке. Как потом выяснилось, именно на этом месте погибла жена человека, который давным-давно построил этот дом.

"Изгоняющий дьявола" - знаменитый роман американского писателя Уильяма Питера Блэтти, что стоит на восьмом месте в списке. В нем рассказывается о священнике Ланкастере Меррине, который участвует в археологических раскопках на севере Ирака, именно там находят голову демона Пазузу.

В это же время в Вашингтоне в Джорджтаунском университете у молодого священника Карраса умирает мать, которая долгое время находилась в психиатрической больнице. Он тяжело переживает ее кончину, обращается к начальству с просьбой разрешить на время отстранить его от обязательных служб.

Еще одна героиня романа - Крис МакНил, которая принимает участие в съемках фильма на территории университетского городка. У ее дочери, которой 12 лет, начинают происходить странные приступы. Мать ведет ее к доктору, с которым девочка начинает себя вести необычно агрессивно. Ее припадки, во время которых дрожит кровать, случаются все чаще. Во время приступов беспамятства Риган начинает говорить странным мужским голосом и совершать необычные телодвижения. Врачи подозревают у нее заболевание мозга, но обследования не подтверждают этого диагноза.

Вскоре при загадочных обстоятельствах погибает режиссер фильма, у которого снималась Крис. Он выпадает из окна комнаты Риган. Убийство расследует детектив Киндерман. Он находит возле трупа мужчины статуэтку, которую сделала девочка. Киндерман подробно расспрашивает о произошедшем отца Карраса, желая связать смерть режиссера с еще одним преступлением - осквернением статуи девы Марии. Между тем врачи впадают в отчаяние, не зная, как дальше лечить Риган. Они советуют Крису попробовать обратиться за помощью к экзорцистам. Девушка идет на встречу с отцом Каррасом.

Пока священник обследует девочку, она объявляет жутким голосом, что ее зовут Дьявол. Каррас списывает это на психоз, считая, что девочка сошла с ума. Усомниться в этом ему приходится, когда Риган начинает разговаривать на странном языке, которым оказывается английский, перевернутый задом наперед. Карраса терзают сомнения, но он все-таки просит разрешения у католической церкви на проведение обряда экзорцизма.

Опытный экзорцист Меррин приезжает проводить обряд из Вашингтона. Изгнать злой дух из Риган они пытаются вдвоем с отцом Каррасом, демон начинает им угрожать, в результате Меррин умирает от внезапного сердечного приступа. Риган зловеще хихикает, когда Каррас безуспешно пытается спасти Меррина. Видя, что это бесполезно, Каррас бросается на девочку, требуя, чтобы демон переселился в него, освободив ребенка. Демон на это соглашается, но как только это происходит, Каррас, у которого наступает момент просветления, выбрасывается в окно. Риган после этого быстро поправляется, вместе с матерью они навсегда уезжают из этого города.

Это нестареющая классика хорошего и добротного произведения жанра ужасов. Смесь мистики и религии всегда находит отклик у читателей и обеспечивает превосходные отзывы.

9. "Дракула"

Страшные история в книге ужасов Брэма Стокера "Дракула" делают и эту книгу одной из самых жутких и относят ее на девятое место. Роман был написано в 1897 году, затем неоднократно экранизирован, его главный герой граф Дракула стал одним из самых популярных киноперсонажей XX столетия.

Книга рассказывает про юного юриста Джонатана Харкера, который едет в Трансильванию, чтобы оформить сделку с недвижимостью местному аристократу по имени Дракула.

Тот покупает заброшенное аббатство. Но обычная сделка оборачивается несколькими месяцами леденящего душу ужаса для юриста. Оказывается, что Дракула - бессмертный вампир, которому необходимы новые владения. Он оставляет Харкера на расправу трем своим невестам, тоже кровопийцам, а сам покидает замок в ящике с землей из его родных мест.

Невеста Джонатана Мина Мюррей приезжает к своей подруге Люси в прибрежный городок Уитби, куда вскоре прибывает загадочный корабль. На нем нет экипажа, только у штурвала находят труп капитана. В это время Люси начинает страдать от сильных кровопотерь, что вынуждает ее жениха Артура Холмвуда обратиться за помощью к доктору Сьюарду. Это близкий друг Люси, владелец клиники для душевнобольных.

Оказывается, что Сьюарда давно интересует его пациент, который представляется Рэнфилдом. Он ест пауков и мух в ожидании прибытия некоего всемогущего хозяина. Проконсультироваться по поводу состояния Люси Сьюард приглашает профессора Ван Хельсинга, который специализируется на редких заболеваниях. Тот сразу определяет, что дело во вмешательстве темных сил, прописывая ей переливание крови, а также непонятные для окружающих меры предосторожности, например, разложить в ее комнате чеснок. Ван Хельсинг догадывается, что поблизости вампиры, противостоять которым ему приходится не впервой.

Своим романом произвел на свет один из самых популярных сюжетов XX столетия, к которому не устают возвращаться до сих пор не только писатели, но и режиссеры. Это классическая книга, познакомиться с которой должен каждый.

10. "Зона ужаса"

Если говорить о современных книгах, то стоит обратить внимание на творчество Михаила Парфенова. У него самая страшная книга - "Зона ужаса". Это сборник популярного "отца отечественного хоррора", который находится на десятом месте в списке.

В этой книге чудовищем из далеких миров оказывается обыкновенная маршрутка, а армия насекомых атакует высотку в Митино. Пожилой мужчина сражается с монстром, в которого вселилась его престарелая мать, а паукообразная тварь ведет охоту на новорожденных.

Вот только некоторые сюжеты его жутких рассказов. Они отлично подойдут для любителей пощекотать себе нервы в конце рабочего дня.

Быть писателем, особенно в жанре ужасов, чрезвычайно опасно. Ведь этот род деятельности подразумевает массу рисков: сочиняя книги, можно ненароком распустить воображение и свихнуться, запутавшись в реальностях. А можно зайти еще дальше и отожествить себя с каким-нибудь убийцей-психопатом из книги или оживить пару-тройку буйных персонажей. Но риск этих отважных людей стоит того, ведь без их богатого воображения жанру ужасов и похвастаться было бы нечем.

Согласитесь, если бы им, приложившим руку к созданию буквально всего, чем нас радует хоррор, не посвятили хоть малую часть произведений этого жанра, это было бы верхом несправедливости. От кино подобного рода никогда не пищала мода и их не ставили на конвейер, как некогда ужасы о пришельцах и гигантских монстрах, а нынче — псевдодокументалки. Это не более чем отличительная черта нескольких десятков фильмов, но все же их достаточно, чтобы даже повидавшим немало страшного кино было из чего выбрать. И на самые примечательные фильмы ужасов о писателях мы и обратим внимание в этой статье.

От Мастеров

Как известно, среди всех мастеров хоррора особой любовью вписывать своих коллег в страшные сюжеты славен дорогой наш Стивен Кинг. В произведениях короля ужасов писатели появляются чуть реже, чем жители штата Мэн, и чуть чаще, чем люди, страдающие от артрита. Его перу принадлежат самые известные произведения жанра ужасов о писателях, поэтому не будем никого томить и приступим сразу к обзору его творчества. Разумеется, свой непосильный вклад в дело хоррора о представителях пишущей братии Кинг сделал в привычном для себя книжном формате, но на книгах подробно останавливаться не будем, тем более что большинство из них были переведены на язык кино.

Итак, впервые писатель-протагонист появился уже во втором опубликованном романе Кинга «Жребий». Правда, акцент в произведении больше ставится на вампирах и проклятых домах, нежели на писательской профессии. По сюжету, перед главным героем, вернувшемуся в родной городок Салемс-Лот, предстает зловещий дом, пугавший его в детстве. Но теперь там поселились новые хозяева. И когда в городе начинают происходить странные события, он вынужден противостоять вампирам. Снятую для телевидения экранизацию «Салемские вампиры» (Salem"s Lot, 1979) поставил Тоуб Хупер, и ее заслуженно относят к числу лучших работ режиссера «Техасской резни бензопилой». «Жребий» экранизировали дважды: была создана еще одна телеверсия - «Участь Салема» (Salem"s Lot, 2004).

По следующей книге Стивена Кинга был снят фильм «Сияние» (The Shining, 1980), культовый хоррор от выдающегося Стэнли Кубрика. Джек Николсон сыграл в нем Джека Торренса, который, решив совместить написание нового романа с работой смотрителя пустующего отеля «Оверлук», в течение одной зимы сходит с ума. Пожалуй, именно эта лента являлась основным вдохновителем создателей будущих киноужасов на писательские темы. «Сияние» до сих пор регулярно попадает в списки самых страшных фильмов всех времен и народов и является признанной классикой киноужасов. Однако после выхода в прокат, картина была воспринята в штыки, да и сегодня мнения о ней могут варьироваться от «шедевра» до «это не Кинг, как так можно?!». Связано это, в основном, с существенными расхождениями с литературным первоисточником. Среди недовольных картиной Кубрика был и сам Стивен Кинг, что послужило одной из причин создания трехсерийной версии романа для телевидения. Мини-сериал «Сияние» (The Shining, 1997) поставил большой специалист по экранизациям Кинга Мик Гэррис, а сценарий был написан Мастером собственноручно. Кроме того, Стив был причастен к экранизации и в качестве исполнительного продюсера.

За самым известным хоррором о писателе следует и самый титулованный — (Misery, 1990) режиссера Роба Райнера. По роману известный автор Пол Шелдон (Джеймс Каан) оказывается жертвой не воображения, а — что еще хуже — своей «самой большой поклонницы». После автокатастрофы на заснеженной трассе его спасает Энни Уилкс, бывшая медсестра. Оказавшись в плену в ее доме, писатель, как гласит слоган фильма, «пишет, чтобы остаться в живых». «Мизери» также является бесспорной классикой жанра, но лучше всего запоминается благодаря игре Кэти Бейтс, создавшей образ одной из ярчайших кинозлодеек и удостоенной за это премий «Оскар» и «Золотой глобус».

В «Темной половине» (The Dark Half, 1993) писателю противостоит мистический двойник. После того, как автор многочисленных бестселлеров попытался избавиться от псевдонима, похоронив свое вымышленное альтер эго, его темная половина вернулась, чтобы превратить жизнь героя в кошмар. Одноименный роман Кинга адаптировал для кино и поставил крестный отец живых мертвецов Джордж Ромеро, а обе главные роли — писателя и его двойника — исполнил Тимоти Хаттон. Однако слишком сдержанная критика и провал в прокате привели к тому, что сегодня фильм сравнительно мало известен и это несмотря на участие в его создании столь легендарных личностей.

В психологическом триллере «Тайное окно» (Secret Window, 2004), по повести «Секретное окно, секретный сад», автору (Джонни Депп) также не дают покоя: здесь его преследует загадочный незнакомец (Джон Туртурро), обвиняющий его в плагиате. В отличие от «Темной половины», этот фильм имел коммерческий успех и популярен до сих пор, в основном, благодаря звездному актерскому составу.

На телевидении тема писателей в ужасах поднимается не реже, чем на больших экранах, вот и в мини-сериале «Ночные кошмары и фантастические видения: По рассказам Стивена Кинга» (Nightmares and Dreamscapes: From The Stories Of Stephen King, 2006) аж в двух из восьми серий представители этой профессии присутствуют в качестве протагонистов. В «Последнем деле Амни» (Umney"s Last Case) автор меняется жизнями со своим персонажем, а в эпизоде «Дорожный вирус прёт на север» (The Road Virus Heads North) популярный автор хоррор-литературы покупает картину, меняющую реальность.

Назвав «Сияние» самым известным фильмом о писателе, стоит сделать и небольшую оговорку, так как для более молодого поколения любителей жанра, образчик в этой категории — «1408» (2007) об авторе-скептике Майке Энслине (Джон Кьюсак), который, не придав значения суевериям, поселяется в самом «проклятом» номере отеля «Дельфин» и в первую же ночь сильно жалеет об этом. «1408» стал кассовым хитом и является одной из лучших экранизаций Кинга 2000-х.

Двухсерийный телефильм «Мешок с костями» (Bag of Bones, 2011) стал седьмым режиссерским проектом Мика Гэрриса, основанным на произведении Стивена Кинга. Речь в нем идет об успешном авторе (Пирс Броснан), который после смерти жены возвращается в свой старый дом у озера и там приобретает опыт общения с представителями потустороннего мира. Однако перенос одноименного романа на экран нельзя назвать удачным: мини-сериал разочаровал поклонников Мастера и имеет, в основном, негативную критику.

Выше приведен далеко не весь список появлений мастеров слова в экранизациях произведений Стивена Кинга. В ряде фильмов по произведениям Великого и ужасного, пишущая братия хоть и присутствует, но большого веса в общей картине не играет, чему служат примерами «Оно» (It, 1990) и «Томминокеры» (The Tommyknockers, 1993). В излюбленных для Мастера сюжетах, где небольшая группа людей попадает в большую передрягу, писателями запросто могут быть и второстепенные персонажи, как в «Лангольерах» (The Langoliers, 1995) и «Безнадеге» (Desperation, 2006).

Заслуги Стивена Кинга в области создания ужасов о своих коллегах трудно переоценить, но были и другие светила жанра, работы которых нельзя не рассмотреть подробнее.

Айра Левин, почитаемый любителями страшной литературы за «Ребенка Розмари» и не только, написал пьесу, по которой снят триллер «Смертельная ловушка» (Deathtrap, 1982). Знаменитый драматург (Майкл Кейн) терпит неудачу за неудачей, и после очередного провала один из его студентов (Кристофер Рив) присылает шедевральную пьесу, от чего у автора возникает коварный план… Помимо отличной актерской игры, картина достойна внимания и благодаря лихо закрученному сюжету.

Пару раз заставлял писателей переживать ужасы по ту сторону произведений и Клайв Баркер. В фильме «Царь зла» (Rawhead Rex, 1986), автор, специализирующийся на хорроре, приезжает в ирландскую глубинку, чтобы собирать материал для новых произведений, но в это время фермер случайно освобождает древнего демона, вследствие чего деревню накрывает хаос. Это второй полнометражный фильм, снятый по собственному сценарию Баркера, основанному, в свою очередь, на рассказе «Голый мозг» из «Книги крови 3». Результат не удовлетворил Клайва и после «Царя зла» он сам занялся продюсированием и режиссурой экранизаций собственных литературных произведений.

Но писатели вернулись в ряды протагонистов его фильмов нескоро: в эпизоде «Валери на лестнице» (Valerie on the Stairs, 2006) сериала «Мастера ужасов» (Masters of Horror, 2005—2007). Режиссером выступил Мик Гэррис — создатель всего сериала — он же и адаптировал одноименный набросок сценария Баркера. Речь в нем идет о писателях-неудачниках, поселившихся в общежитие для тех, кто еще не опубликовал свою первую книгу; в истории, как это часто бывает у Баркера, не обошлось без жуткого демона.

Фантастический триллер «Контакт» (Communion, 1989), с Кристофером Уокеном в главной роли, основан на автобиографической одноименной книге. О ее автобиографичности заверяет сам автор Уитли Стрибер, известный, прежде всего, благодаря вампирскому роману «Голод», но о подлинности описываемых событий утверждать трудно, так как речь в ней идет об опыте встречи с внеземными существами. В фильме показано происшествие, пережитое писателем декабрьской ночью в 1985 году в своем загородном доме.

Хоррор «Идеальный убийца» (Mr. Murder, 1998) — экранизация романа Дина Кунца, опубликованного на русском языке под названием «Мистер Убийца»). Автору триллеров и его семье не дает спокойной жизни его двойник — безжалостный убийца, созданный в результате неудачного эксперимента военных.

Еще один фильм, хоть и ничуть не страшный, но также снят по одноименному рассказу Дина Кунца. Фантастический детектив «Черная река» (Black River, 2001) рассказывает о том, как писатель поселяется в утопическом городке Блэк-Ривер, где начинают происходить странные события, и, попытавшись уехать оттуда, осознает, что сделать это не так-то просто.

Оба фильма, как и многие другие экранизации Дина Кунца, сняты для телевидения и сейчас известны, в основном, среди поклонников автора.

О классиках

Разобравшись с современными мастерами ужасов, пора переходить на классиков. Но посмотрим на них несколько иначе — когда они оказываются по ту сторону экрана. Ведь классики хоррора и сами частенько становились киногероями; о таких фильмах и пойдет речь далее.

События, имевшие место на вилле на Женевском озере летом 1816 года, легли в основу сразу трех фильмов, вышедших в свет один за другим в короткий период: «Готика» (Gothic, 1986), «Лето с призраками» (Haunted Summer, 1988) и «Грести по ветру» (Remando al viento, 1988). Каждый из них — своеобразный рекордсмен по количеству имеющихся писателей. Их здесь аж четверо, и все самые настоящие классики: Джордж Байрон, Мэри и Перси Шелли, Джон Полидори. Именно в показанный в фильмах период Мэри Шелли задумала сюжет романа о Франкенштейне, а Полидори — повесть «Вампир», одно из первых произведений вампирского жанра в английской литературе.

Мистический триллер Стивена Содерберга «Кафка» (Kafka, 1991), объединил в себе факты из биографии классика и сюжетные линии его сюрреалистичных произведений (в основном, романов «Замок» и «Процесс»). Франца Кафку сыграл Джереми Айронс, и основным достоинством ленты стала умелая передача не сюжета, а мрачной атмосферы его произведений.

Говард Филлипс Лавкрафт — не только культовый писатель и один из основоположников жанра ужасов в литературе, но и главный герой хоррора (Necronomicon, 1993). Сыграл его Джеффри Комбс, известный ролью Герберта Уэста в «Реаниматоре». По сюжету Лавкрафт находит легендарный «Некрономикон» и под его воздействием рассказывает три сверхъестественные истории; все — навеянные произведениями писателя, с отлично поставленными спецэффектами и монстрами. Роль мечтателя из Провиденса этим не ограничивается: в финале классику придется самому сразиться с одним из чудовищ.

«Крысиные похороны» (Burial Of The Rats, 1995) — фильм о том, как Брэм Стокер становится пленником в общине кровожадных женщин. Благодаря писательскому таланту они сохранили ему жизнь, в отличие от других пленных мужчин. Этот хоррор, начиненный мистикой и эротикой, совместно произведен для телевидения киноделами из США и России и является вольной экранизацией одноименного рассказа писателя, одной из особенностей которой стало то, что место рассказчика занял сам автор «Дракулы».

В «От заката до рассвета 3: Дочь палача» (From Dusk Till Dawn 3: The Hangman"s Daughter, 1999) один из центральных героев — мастер мрачного рассказа Амброз Бирс. Действие происходит во время Гражданской войны в США, и авторы постарались привязать к сюжету исчезновение писателя, остающееся загадкой до наших дней.

Еще одну биографическую тайну использовали создатели готического детектива с «кровавым» рейтингом (The Raven, 2012). Оттолкнувшись от факта, что последняя неделя жизни Эдгара Аллана По полна вопросов, они предложили собственную версию событий из жизни мастера перед смертью. Главную роль исполнил Джон Кьюсак.

Эдгар По чаще других легенд хоррора становился героем страшного кино. И это неудивительно: личность писателя была окутана тайнами еще при жизни, так стоит ли говорить, сколько мистических сюжетов возникло вокруг автора «Убийства на улице Морг» с появлением кинематографа. Эдгара По — киногероя можно видеть также в фильмах «Замок крови» (Danza macabra, 1964), «В объятиях паука» (Nella stretta morsa del ragno, 1971), «Спектр Эдгара Аллана По» (The Spectre of Edgar Allan Poe, 1974), «Тень во мраке» (Descendant, 2003), «Черный кот» (The Black Cat, 2007) (эпизод сериала «Мастера ужасов»)…

В испанском мистическом детективе «Наследие Вальдемара» (La herencia Valdemar, 2010) можно наблюдать целое «созвездие» классиков хоррора: хоть и в эпизодических ролях, но присутствуют Говард Ф. Лавкрафт, Брэм Стокер и Алистер Кроули. Фильм разделен на две части и посвящен истории мрачного особняка с древними лавкрафтовскими чудовищами.

О писательском новоселье

Сюжет, в котором писатель поселяется в жутковатом доме с нехорошей историей, расположенном где-то на периферии, наивно надеясь поработать над своим будущим шедевром в тишине и уюте, пользуется определенной популярностью у сценаристов киноужасов. За это скажем спасибо сэю Кингу.

Именно такова завязка комедийного хоррора «Дом» (House, 1985), поставленного Стивом Майнером после второй и третьей частей киносериала «Пятница, 13-е». В нем от написания нового романа ужасов главного героя то и дело отвлекают потусторонние существа, обитающие в доме. «Дом» успешно выполняет свою развлекательную функцию (по крайней мере, был на это способен в момент выхода на экраны). Хотя его и не относят к ряду самых заслуженных картин жанра, это не помешало ему стать родоначальником франшизы, насчитывающей четыре фильма. Герои продолжений, правда, уже представляют другие профессии.

Нашлось местечко в нашем обзоре и для японской городской легенды о призраках. По роману Таити Ямада «Лето с чужими», издававшемуся даже на русском языке, был снят фильм «Лето с призраками» (Ijintachi tono natsu, 1988). Его главный герой — сценарист, работающий на ТВ — после развода заселяется в квартиру в многоэтажном доме. По ночам в доме горит всего два окна: у него и у одинокой молодой женщины, с которой он и знакомится. Позже в городе сценарист встречает пожилую пару, выглядящую точь-в-точь как его давно умершие родители, после чего возрастает накал мистических происшествий…

В триллере «Полусвет» (Half Light, 2006) Деми Мур играет автора бестселлеров, которая после трагической гибели сына поселяется в уединенной рыбацкой деревушке в Шотландии, неподалеку от одинокого маяка. Там она знакомится с мужчиной, который, по словам местных жителей, погиб на маяке семь лет назад. Сюжет кажется довольно простым, хотя в нем присутствуют элементы детектива, драмы и даже мелодрамы, и только развязка развевает сомнения по поводу жанровой принадлежности ленты.

«Полусвет» не был хитом, однако вскоре после него стали появляться очень похожие фильмы. Возможно, во всем виноват пресловутый кризис идей, но факт в том, что в 2000-х, ряды писателей поселившихся, где не следует, в кино стали пополняться активнее.

Выпущенный сразу на видео «Дедлайн» (Deadline, 2009) повествует о писательнице (Бриттани Мёрфи), которая въехав в новый дом, обнаруживает, что живет она там не одна, а с призраком предыдущей обитательницы. Просматривая ее старые видеозаписи, героиня постепенно восстанавливает цепочку страшных событий, пока не приходит к неожиданной развязке.

В мистическом хорроре (правда, с «детским» рейтингом PG-13) «Проклятая» (The New Daughter, 2009) некогда успешный автор (Кевин Костнер), после тяжелого развода заселяется в новый дом с двумя детьми, и все бы ничего, если бы на местности не творились мистические вещи. Затем что-то странное начинает происходить со старшей дочерью, которая зачастила гулять у зловещего холма неподалеку… Фильм насыщен заштампованными пугалками, одним словом, это типичный ужастик, рассчитанный на массового зрителя. При этом «Проклятая» имела лишь ограниченный прокат, после чего вышла на DVD.

Во французском (Derrière les murs, 2011) молодая писательница (Летиция Каста) приезжает в провинциальный городок, чтобы работать над новой книгой, но вместо этого ей приходится бороться с собственными галлюцинациями. От остальных лент, приведенных выше, отличается трехмерным форматом, совершенно неуместным в фильмах данного направления.

О писателях-маньяках

Реже, чем заурядными новоселами, писатели в хорроре бывают свихнувшимися маньяками и беспощадными убийцами. В этом месте нужно снова передать привет старине Стиву. Правда, все нижеследующие фильмы нельзя поставить в один ряд с его «Сиянием»: откровенно говоря, это самые что ни есть «проходняки». Но поскольку писатели-маньяки — персонажи очень примечательные, а ситуации, когда они вооружаются чем-нибудь более угрожающим, чем перо или печатная машинка, вызывают подлинный интерес, все-таки остановимся на них поподробнее.

Наиболее известный пример — «Домик у озера» (Cabin by the Lake, 1999), в котором сценарист низкопробных фильмов ужасов Стэнли Колдуэлл совмещает свою основную работу с антигуманным хобби — серийными убийствами. Оба его дела связаны как нельзя тесно: реальные убийства достоверно описываются в его новом сценарии. Маньяк преследует оригинальную цель: он строит так называемый «цветник плоти» — сад на дне озера из тел убитых девушек. Типичный хоррор для ТВ, да еще и с элементами комедии, но необычный сюжет говорит в его пользу.

Вроде и нельзя сказать, что «Домик у озера» слишком приглянулся зрителю, но тем не менее психопат-сценарист вернулся в сиквеле. Для фильмов о свихнувшихся маньяках это не редкость, как и то, что сиквелы уступают оригиналу. В «Возвращении к озеру смерти» (Return to Cabin by the Lake, 2001) прибавилось черного юмора, но пропала всякая оригинальность. Согласно сюжету, через два года после событий первой картины, по нашумевшему сценарию Колдуэлла все-таки начинаются съемки фильма, причем на том же озере, где произошли убийства. Но съемочному процессу сопутствуют неудачи: после того, как Стэнли Колдуэлл проник на площадку под видом человека, некогда знавшего местную знаменитость лично, там начинают пропадать люди. «Возвращение…» нельзя назвать провальным, однако на нем история сценариста-убийцы завершилась. Таким образом, состоялась единственная в своем роде писательская хоррор-франшиза.

Малоизвестный психологический триллер «Последний черновик» (Final Draft, 2007) канадского производства, также рассказывает о сумасшедшем сценаристе фильмов ужасов. Потеряв ощущение реальности, он убивает людей, в то время как в голове у него живет вымышленный злой клоун. При столь интересной задумке, к сожалению, остается лишь жалеть о посредственной реализации сюжета.

В итальянском сплаттере (Ubaldo Terzani Horror Show, 2010) молодой кинорежиссер знакомится с популярным автором хоррор-романов, чтобы совместно работать над сценарием, но вскоре понимает, что ужасы могут быть воплощены в жизнь так же легко, как описаны в книгах… Фильм ничуть не оригинален, но примечателен тем, что сделан в лучших традициях классического джалло.

От легенд кино

Закончим наш обзор рядом куда более неординарных фильмов, имеющих не так много общего: лишь то, что в качестве персонажей присутствуют писатели, а режиссерами являются знаменитые мастера киноужасов.

Вышедшую задолго до Кинга и сотоварищей картина «Дом у реки» (House by the River, 1950) поставил Фриц Ланг — немецкий киноклассик, ставший мировой легендой еще в эру немого кинематографа. Это детективный нуар-триллер, в котором протагонист-писатель случайно убивает в своем доме молодую служанку и пытается скрыть преступление, сбросив ее тело в реку. Фильм не стал хитом после выхода на экраны, но сейчас, благодаря имени режиссера, «Дом у реки» причислен к классике нуара.

Итальянские мастера ужасов тоже не чужды теме писателей. Подтверждением этого факта служат картины Дарио Ардженто «Птица с хрустальным оперением» (L"uccello dalle piume di cristallo, 1970) и «Дрожь» (Tenebre, 1982). Сюжеты обоих фильмов подчиняются всем законам джалло, а их главные герои — американские писатели, прибывающие в Италию.

В «Птице…», став свидетелем преступления, автор детективов оказывается впутанным в дела полиции, а потом начинает и собственное расследование серийных убийств девушек. Это первая картина Ардженто как режиссера, и после выхода в прокат лента установила кассовый рекорд в Италии. Прогремела она и за рубежом, что сделало молодого Дарио известным и в Европе, и в Америке.

В более позднем фильме итальянского мэтра происходит серия жестоких убийств, воплощенных из только что написанного романа. После того как автор получает записки от убийцы, он решает взять дело в свои руки и добраться до преступника. В «Дрожи» вовсю применяются излюбленные приемы режиссера, ставшие визитной карточкой не только Ардженто, но и всего «желтого» жанра.

Фильм культового канадского режиссера Дэвида Кроненберга «Обед нагишом» (Naked Lunch, 1991) — вольная экранизация скандального романа Уильяма С. Берроуза. Прямого отношения к нашему жанру эта психоделическая картина не имеет, но при просмотре нельзя не почувствовать, что она по-кроненберговски жуткая. Описывать сюжет, кажется, смысла нет, но если вкратце, то получается следующее: герой печатает на пишущей машинке, имеющей вид гигантского говорящего жука, отчеты из наркотической вселенной Интерзоны, и те впоследствии превращаются в роман «Обед нагишом».

Джон Карпентер поставил один из ключевых фильмов ужасов о писателях — (In the Mouth of Madness, 1995) . Главный герой — не писатель, а страховой агент — по поручению издательства он отправляется на поиски пропавшего автора романов ужасов Саттера Кейна, книги которого пользуются фантастическим спросом («популярнее Стивена Кинга»). Читатели начинают сходить с ума, на улицах царят хаос и насилие, а Кейн, скрывшись в странном городке, которого нет на картах, готовит мир к апокалипсису. «В пасти безумия» имеет множество отсылок к творчеству Кинга и Лавкрафта и нестандартно раскрывает писательскую тему. Его можно назвать эталонным фильмом ужасов, вопреки неудаче в прокате и неоднозначному приему критиков.

Авторский хоррор Фрэнсиса Форда Копполы «Между» (Twixt, 2011) рассказывает о писателе третьесортных ужасов, сыгранном секс-символом 90-х Вэлом Килмером. Приехав в захолустный городок, он увлекается расследованием серии убийств, попутно общаясь с призраками (встречается ему и классик Эдгар По). Подобно другим поздним работам мэтра, «Между» снят за собственные средства Копполы и является глубоко личным для режиссера — в ней есть даже биографические элементы — и, вероятно, поэтому хорошо его воспримут далеко не все.

Такими, на наш взгляд, являются заслуживающие наибольшего внимания фильмы ужасов о писателях. Как и было обещано в самом начале, выбрать есть из чего: картины с единственной общей чертой — профессией главного героя — не имеют никаких других рамок. Зачастую тема писателей идет в комплекте с самыми разными поджанрами хоррора (особенно хорошая совместимость у них с фильмами о «проклятых» домах) и поэтому будут интересны практически всем, кому люб жанр ужасов.



Похожие статьи
 
Категории