Базаров в гостях у одинцовой. Евгений Базаров и Анна Одинцова: трагизм любви

29.08.2019
Центральная любовная линия романа – это любовь Евгения Базарова к Анне Сергеевне Одинцовой. Нигилист Базаров не верит в любовь, рассматривая ее лишь как физическое влечение. Но именно эту, казалось бы, циничную и рассудительную натуру, настигает неистовая, страстная любовь к светской красавице Одинцовой. Бесспорно, Анна Сергеевна – натура незаурядная. Она умна, величественна, не похожа на других. Но сердце ее холодно, и Одинцова не может ответить на чувство Базарова, его страсть пугает ее, угрожая нарушить ее привычный спокойный мирок.

Другие любовные истории в романе

Еще одним персонажем романа, способным испытывать глубокое и страстное чувство, оказывается антипод (хотя во многом и двойник) Базарова – Павел Петрович Кирсанов. Но его любовь сильно отличается от того, что испытывает Базаров. Базаров никогда не станет рабом любимой женщины, что во многом и отталкивает от него Одинцову. Павел Петрович же ради любви к некоей княгине Р. перечеркнул всю свою жизнь, бросил карьеру, подвергался унижениям… В результате, безответная мучительная страсть иссушила душу героя, превратив его в живого мертвеца.

Тем не менее в любви Базарова и Павла Петровича есть нечто общее. Недаром, пережив драму отвергнутой любви, они оба тянутся к простой Фенечке. Но внимание Павла Петровича, увидевшего в ее облике сходство с княгиней Р., лишь пугает Фенечку, а бесцеремонность Базарова ее.

Есть в романе и две истории совсем другой, спокойной, «домашней» любви – это любовь Николая Петровича Кирсанова к Фенечке и любовь Аркадия к Кате. Обе они картинами тихого семейного счастья, но той подлинной страсти, на которую был способен и сам Тургенев, и центральные персонажи его произведений в этих историях нет. Поэтому они не вызывают особого интереса ни у читателей, ни у самого автора.

Тема любви становится в романе «Отцы и дети» одной из ведущих. Испытание любовью проходят все его персонажи. И от того, как им удалось пройти это испытание, зависит истинная сущность и достоинство каждого человека.

Одинцова, Базаров и их отношения.

1. Роман И. С. Тургенева «Отцы и дети».

2. Евгений Базаров, главный герой романа.

3. Анна Сергеевна Одинцова .

4. Взаимоотношения двух героев романа Тургенева.

И ненавижу ее, и люблю.
Отчего же, ты спросишь?
Сам не знаю, но так чувствую я - и томлюсь.

Гай Валерий Катулл

В романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» автор обращается сразу к нескольким серьезным темам. Одна из них, как это явствует уже из самого названия этого произведения, - это проблема взаимоотношений двух поколений, конфликт двух мировоззрений - старого и нарождающегося. Кроме того, Тургенев в своем романе задумал показать так называемых «новых людей»; авторские представления о них наиболее полно отражены в образе Евгения Базарова, главного героя романа.

Каков же он, этот «новый человек»? Евгений Базаров не принадлежит к дворянскому сословию; он сын уездного лекаря, и сам тоже готовится стать доктором. Подчас он довольно неприятен в личном общении: резок до невоспитанности, что проявилось в его взаимной неприязни с Павлом Петровичем Кирсановым. Он необычайно самоуверен и самолюбив; безразличен к искусству почти до презрения, зато усердно упражняется в естественных науках. «Ну, а сам господин Базаров , собственно, что такое?» - спрашивает аристократ Павел Петрович у своего племянника Аркадия. И вот как определяет Базарова, а одновременно и само понятие о «новом человеке» приятель главного героя романа: «Нигилист - это человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип».

С помещицей Одинцовой оба приятеля знакомятся на балу у губернатора. Молодая, красивая и богатая вдова взволновала, заинтриговала и Аркадия Кирсанова, и Евгения Базарова. «Анна Сергеевна была довольно странное существо. Не имея никаких предрассудков, не имея даже никаких сильных верований, она ни перед чем не отступала и никуда не шла. Она многое ясно видела, многое ее занимало, и ничто не удовлетворяло ее вполне; да она едва ли и желала полного удовлетворения. Ее ум был пытлив и равнодушен в одно и то же время: ее сомнения не утихали никогда до забывчивости и никогда не дорастали до тревоги», - такими словами характеризует сам Тургенев свою героиню.

Одинцова - вовсе не самоотверженная «тургеневская женщина», как героини других произведений писателя. Она холодна и расчетлива, хотя сама заявляет, что она «нетерпелива и настойчива», что может легко увлечься. Однако последнее утверждение не подтверждает дальнейшее развитие сюжета романа, да и то, что известно о прошлом и настоящем Одинцовой, также не свидетельствует в пользу этого ее заявления. Замуж она вышла по расчету; оставшись вдовой, она живет размеренно и продуманно: «Во всем нужен порядок».

Однако она еще молода, и порой ей становится скучно. И нот появляется человек, не похожий на всех тех, кого она шала прежде. Любопытство - вот, пожалуй, главное, что потянуло Анну Сергеевну к Базарову: «Мне будет очень любопытно видеть человека, который имеет смелость ни во что не верить». Видимо, какая-то симпатия к нему у нее все же возникла; но в ее отношении к нему движущей силой яв-1яется вовсе не страсть, а просто интерес к новому, непривычному характеру Базарова, скука деревенской жизни и еще своеобразная игра, подсознательное стремление к острым ощущениям, вероятно, унаследованное от отца, азартного игрока. «Как все женщины, которым не удалось полюбить, она хотела чего-то, сама не зная, чего именно. Собственно говоря, ей ничего не хотелось, хотя ей казалось, что ей хотелось всего». Но больше всего она ценит все же душевный покой - и она сохранит его.

В разговоре с Аркадием Базаров Довольно цинично отзывается об Одинцовой, но даже сквозь этот цинизм невольно пробивается сильное впечатление, которое она на него произвела: «Вишь, как она себя заморозила!.. Герцогиня, владетельная особа. Ей бы только шлейф сзади носить да корону на голове».

Как-то незаметно нигилист и будущий лекарь влюбляется it эту холодную «аристократку», дорожащую душевным покоем и комфортом: «В Базарове... стала проявляться небывалая прежде тревога, он легко раздражался, говорил нехотя, глядел сердито и не мог усидеть на месте, словно что его подмывало...». Он внутренне негодует на себя самого, что опустился до подобного «романтизма»: «...он скоро понял, что с ней "не добьешься толку", а отвернуться от нее он, к изумлению своему, не имел сил».

Чувства Базарова к Одинцовой противоречивы и неистовы: «...страсть в нем билась, сильная и тяжелая - страсть, похожая на злобу и, быть может, сродни ей...».

Почему же, хотя между героями романа Тургенева и возникло притяжение, появился взаимный интерес друг к другу, но более тесного сближения так и не произошло? Ключом к ответу на подобный вопрос является их вечерний разговор, состоявшийся накануне отъезда Базарова из имения Одинцовой. Хотя они редко соглашались друг с другом в чем-либо, однако выясняется, что их воззрения на любовь совпадают: «...или все, или ничего. Жизнь за жизнь. Взял мою, отдай свою, и тогда уже без сожаления и без возврата. А то лучше и не надо». «Это условие справедливое», - говорит Базаров . В ответ Одинцова произносит фразу, в которой, вероятно, и заключена разгадка их взаимоотношений: «А вы думаете, легко отдаться вполне чему бы то ни было?»

Именно это не могут, да, скорее всего, и не желают они оба. Одинцова дорожит своим покоем, своей обустроенной жизнью, чтобы стремиться коренным образом менять что-либо в своей жизни. А Базаров , хотя и любит ее, но одновременно злится на это порабощение его личности. К том)" же они слишком разные люди, и дело тут даже не столько в социальных различиях, сколько в характерах героев. И ни Одинцова, ни Базаров не способны, «не размышляя, отдаться» чувству. «...Любовь... ведь чувство напускное», - заявляет Одинцовой Базаров ; но, вероятно, он прежде всего желает убедить в этом самого себя.

Образ Одинцовой никак не связан с проблемой женской эмансипации, и его назначение в романе другое. Он нужен был автору, главным образом, для того, чтобы помочь более глубокому раскрытию образа Базарова. Подобно Павлу Петровичу, у Базарова тоже были свои принципы, свои убеждения, доставшиеся ему, очевидно, немалой ценой. Многие из них имели положительное значение в то время, они были оправданы жизнью — и это подтвердил спор Базарова с Павлом Петровичем. Некоторые же нуждались в серьезной проверке, в частности, нигилистическое отрицание эстетической силы искусства, любви и т.д. Базаров считает, что для изучения людей существует жизненный опыт, но его замечания — «достаточно одного человеческого экземпляра, чтобы судить обо всех других. Люди что деревья в лесу; ни один ботаник не станет заниматься каждою отдельно березой» — вызвали недоумение со стороны Одинцовой и ее сестры. Если разговор с Одинцовой о художестве никак не заинтересовал Базарова, то сама встреча с Анной Сергеевной не прошла для него бесследно. Она пробудила в нем самые интимные, самые сокровенные человеческие чувства, и то, чему он старался не придавать никакого значения. Умный Базаров вскоре убедился сам, что с Одинцовой «не добьешься толку», но и отвернуться от нее не имел сил. «Кровь его загоралась, — рассказывал автор, — как только он вспоминал о ней; он легко сладил бы с своею кровью, но что-то другое в него вселилось, чего он никак не допускал, над чем всегда трунил, что возмущало всю его гордость». Базаров с первого взгляда на балу у губернатора сумел увидеть в Одинцовой что-то особенное. Она привлекла его внимание своей внешностью, как «герцогиня, владетельная особа». У себя в усадьбе во время «ботанических» прогулок Анна Сергеевна охотно поддерживала разговоры с Евгением на разные темы. Ей нравились его резкие, смелые суждения. Недаром она признавалась, что с ним разговариваешь, словно по краю обрыва идешь. Базаров для нее был человеком «не из числа обыкновенных». Именно поэтому она и спрашивала его о том, кто он, что он, какие у него планы, какое будущее его ждёт. Ответы на них могли бы раскрыть сокровенные думы Базарова. Но он прекрасно понимал, что все они заданы только ради одного любопытства. Он знал, что она не разделит его вспыхнувшей любви, ничем не пожертвует для него, ибо больше всего сама любит свободу, покой, независимость.

Базаров и Одинцова — это два совершенно противоположных по мировоззрению человека, хотя в них, по словам автора, «было слишком много … однородного». Одинцова обострила, усилила назревание внутренних противоречий в Базарове. Если поэзия, живопись, музыка могли и не
возбудить в нем глубоких чувств, то встреча с женщиной, неразделенное чувство принесли ему много душевных мук и страданий. Общение с Одинцовой поставило Базарова в острое противоречие сего нигилистическим отрицанием любви. Сознание этого противоречия вело его к переоценке своих взглядов, к нарастанию духовного кризиса. Что же касается Одинцовой, то она осталась холодной и равнодушной к нему. Эгоизм и практический расчет овладели ею; она и вышла замуж не по любви, а по убеждению за делового человека, «холодного, как лед».

Тургенев в своем романе «Отцы и дети» достаточно красочно описал главную сюжетную линию романа – любовную. Любовная линия показана нам на примере отношений между Евгением Базаровым и Анной Сергеевной Одинцовой. Оба героя романа достаточно сильные и волевые личности, которые обладают общими интересами, и как итог: их дружба перерастает в любовь.

Итак, автор как будто делит настроение романа на две части: Жизнь Базарова до встречи с Одинцовой, и после встречи с ней. Однако, если проанализировать сложившуюся ситуацию, то можно отметить то, что любящим оказывается только Евгений. Хотя это и не очень на него похоже, ведь Евгений до встречи с Анной Сергеевной полностью опровергал существование такого чувства, как любовь, и постоянно смеялся над влюбчивым Аркадием. До встречи с Одинцовой Евгений представляется нам как достаточно сильный, уверенный в себе, возможно, даже слегка самовлюбленный юноша, но после встречи ситуация изменилась.

«…Базаров был великий охотник до женщин и до женской красоты, но любовь в смысле идеальном, или, как он выражался, романтическом, называл белибердой, считал их чем-то вроде уродства или болезни…»

Одинцова же в свою очередь, не так любит Евгения, как хочет проникнуть в его душу. Ей интересны все происходящие с ним изменения, и она хочет знать, что же так влияет на Базарова. Но Базарову достаточно тяжело открыть свои истинные чувства потому, что в жизни он достаточно одинокий и независимый человек, который даже пред близкими не проявляет своих слабостей. И любовь он считает наибольшей из всех возможных слабостей. Анна постоянно наблюдает над происходящими событиями, но все же не хочет торопиться и строить отношения.

Переломным моментом отношений молодых людей было то, что Анна все же добилась признания и откровения от Евгения, но немного не в той форме, в которой она этого ожидала. Евгений под влиянием эмоций высказал Одинцовой все, что у него накопилось, и высказал это достаточно резко. Это скорее можно назвать обвинением Одинцовой в том, что она своей красотой и умом свела с ума Базарова и романтичным признанием считать уж точно нельзя. Сделав это признание, Евгений под влиянием эмоций решает уехать навсегда.

Спустя несколько лет, снова происходит встреча Одинцовой и Базарова. Они уже слегка постарели, набрались опыта и смогли в полной мере проанализировать их отношения. Евгений пытался все эти годы показать Аркадию, что для него все чувства «напускные» и он абсолютно не способен на них, однако он пытался обмануть сам себя. Чувства Базарова только окрепли с годами, однако Анна Сергеевна поняла, что все же в роли мужа его не может видеть.

Перед своей смертью, Базаров понимает, что их отношения не сложились именно из-за его характера и из-за того, что он все-таки не смог в полной мере проститься со своим одиночеством. Ему очень грустно за то, что он так бесцельно потратил свою жизнь и на смертном одре остался в одиночестве. Но даже, если бы судьба решила дать ему еще один шанс на то, чтобы все изменить, Базаров бы все равно остался верен себе и вряд ли бы изменил своим принципам.

Ведь на самом деле, отношения Базарова и Одинцовой с самого начала их знакомства были обречены на провал. В финале романа показаны несколько свадеб, но они показаны какими-то слишком постановочными и отношения напоминают скорее договорные, чем любовные. А Одинцова после смерти Базарова снова выходит замуж по расчету.

«…Анна Сергеевна недавно вышла замуж, не по любви, но по убеждению, за одного из будущих русских деятелей, человека очень умного, законника, с крепким практическим смыслом. Они живут в большом ладу друг с другом и доживутся, пожалуй, до счастья…пожалуй, до любви…»

Взаимоотношения Евгения Базарова и Анны Сергеевны Одинцовой, героев романа И.С. Тургенева «Отцы и дети», не сложились по множеству причин. Материалист и нигилист базаров отрицает не только искусство, красоту природы, но и любовь как человеческое чувство. Признавая физиологические отношения мужчины и женщины, он считает, что любовь «это все романтизм, чепуха, гниль, художество». Поэтому и Одинцову он вначале оценивает только с точки зрения ее внешних данных. «Этакое богатое тело! Хоть сейчас в анатомический театр», цинично говорит он о молодой женщине.

Судьба Анны Сергеевны не была легкой. Лишившись родителей, она осталась в затруднительном материальном положении, с двенадцатилетней сестрой на руках. Преодолевая трудности, она проявляет недюжинную силу характера и самообладание. Анна Сергеевна выходит замуж по расчету за человека намного старшего его, и, хотя она уважает своего мужа как человека доброго и честного, конечно, не испытывает к нему никакой любви. Оставшись вдовой, она поселилась в имении, где все было устроено с комфортом и роскошью. Она редко общалась с соседями, и о ней ходило множество нелестных слухов, вероятно, ей завидовали: молода, красива, богата, независима. Базаров произвел на нее впечатление, и она пригласила их с Аркадием в гости. Уже первая беседа в гостинице продолжалась более трех часов, причем Анна Сергеевна проявляет и чуткость, и такт, выбрав тему для разговора и помогая гостю освоиться. Даже Базаров меняет свое к ней отношение, с уважением говоря, что она «в переделе была», «нашего хлеба покушала». Дальнейшее общение сближает героев, они интересны друг другу, но не во всем могут между собою согласиться. Базаров придерживается социалистических взглядов, отрицая индивидуальность человеческой личности: «Исправьте общество, и болезней не будет». Разумеется, получившая классическое дворянское образование, Анна Сергеевна не может с этим согласиться. Ей скучно, как всем женщинам, «которым не удалось полюбить», хотя она сама не знает, чего именно ей хочется. Она кокетничает с Базаровым, отговаривая ею уехать. Базаров же находится в замешательстве: всю жизнь считая любовь «романтизмом», теперь он «с негодованием сознавал романтика в самом себе». Его бесит собственная слабость, он не может позволить себе зависеть от избалованной женщины, «аристократки». Их объяснение драматично: страсть Базарова пугает Анну Сергеевну, заставляя ее в испуге отшатнуться. Перед отъездом Евгения Одинцова долго размышляет о своем душевном состоянии и приходит к выводу, что она была права: «Бог знает куда бы это повело, этим нельзя шутить, спокойствие все-таки лучше всего на свете».

Различия в воспитании, мировоззрении, образе жизни стали для героев непреодолимыми. Базаров в смятении сознает, как рушатся основы нигилизма его твердых убеждений, а Анна Сергеевна боится связывать свою судьбу с непредсказуемым и политически неблагонадежным человеком, нарушить ради него свой душевный комфорт. Герои расстаются друзьями, сумев подняться выше своих предрассуждений, но их взаимоотношения, видимо, не могли сложиться иначе.



Похожие статьи
 
Категории