Бездомный и левий матвей двойники. Загадочные триады М.А

09.04.2019

Науменко Ксения Сергеевна
Должность: преподаватель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГБПОУ Спортивно-педагогический колледж Москомспорта
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: Конспект урока
Тема: Система образов персонажей в романе "Мастер и Маргарита"
Дата публикации: 24.09.2016
Раздел: среднее профессиональное

Тема урока: «Система образов персонажей в романе “Мастер и

Маргарита”»

Цели урока:
 Образовательная – рассмотреть, сопоставить и проанализировать основные образы героев романа;  Воспитательная – способствовать формированию личности, способной ориентироваться в мире духовных ценностей;  Развивающая – способствовать развитию ассоциативного мышления, устной монологической речи.
Оборудование:
доска, тексты романа, материалы для задания на развитие ассоциативного мышления (баночка крема, рукопись, куриная косточка, визитка, чаша с водой), план анализа героя литературного произведения.
Тип урока:
комбинированный урок (урок по закреплению, систематизации и обобщению изученного материала).
Методы обучения:
устный опрос, самостоятельная работа с источником информации, рассказ с элементами беседы, работа с таблицей.
Прогнозируемые

результаты:
учащиеся отвечают на вопросы по содержанию романа, составляют в группах характеристику основных героев романа и рассказывают об анализируемом герое, заполняют таблицу.
ХОД УРОКА:
1. Организационный момент (3 минуты) Проверка готовности к уроку: наличие на столах тетрадей, ручек, раздаточного материала. Здравствуйте, ребята! Садитесь! Проверка присутствующих и отсутствующих в группе. 2. Проверка домашнего задания (10 минут) К сегодняшнему занятию вы прочитали роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Сейчас мы с вами проверим, как хорошо вы усвоили содержание
произведения. Я буду задавать вопрос, на который вы должны кратко ответить. Если вы знаете ответ, то поднимаете руку. Так как мы работаем в группах, участники, ответившие верно на большее количество вопросов, принесут своей группе наибольшее количество очков. За каждый верный ответ – 1 балл. За нарушение дисциплины группа штрафуется на 1 балл. Список вопросов: Кто произнес слова на Патриарших прудах? «Да, человек смертен, но это было бы еще полбеды. Плохо то, что он иногда внезапно смертен, вот в чем фокус! И вообще не может сказать, что он будет делать в сегодняшний вечер”. (Воланд) Какого цвета были глаза у Воланда? (правый – черный, левый – зеленый) Кто разливает масло на трамвайной остановке? (Аннушка) Какого цвета шерсть у кота Бегемота? (черная) Что падает на голову зрителям во время сеанса черной магии? (деньги) О ком был роман, который написал Мастер? (О Понтии Пилате) Как звали собаку Понтия Пилата? (Банга) В честь какого праздника одному из осужденных, великодушный кесарь возвращал жизнь? (Пасха) Существует несколько тяжких грехов. Га-Ноцри говорил: « Нет большего порока, чем...» (Трусость) Что в итоге заслужили Мастер и Маргарита? (Покой) 3. Формулирование темы занятия учащимися (3 минуты) На прошлом занятии мы с вами говорили о судьбе автора романа М.А. Булгакове, о том, как он создавал это произведение. Но любой роман не может существовать без автора и без...? (героя) Правильно. В любом произведении всегда очень важен образ героя или героев. О чем нам говорит название произведения? (о том, что здесь главные герои – Мастер и Маргарита). Верно. И наша с вами задача познакомиться сегодня с этими героями и посмотреть, как они взаимодействуют с остальным. А значит, как будет
звучать тема нашего занятия? (Система образов персонажей в романе «Мастер и Маргарита») Открывается доска с записанной темой. 4. Постановка целей урока (2 минуты) Как вы считаете, что мы должны сделать сегодня, чтобы раскрыть эту тему? (Рассказать об основных героях и их судьбах, сравнить и сопоставить героев, посмотреть, зачем вводятся те или иные персонажи в роман). Верно. Сегодня мы с вами познакомимся с главными действующими героями романа, сопоставим их и систематизируем полученные знания. 5. Актуализация полученных знаний, развитие ассоциативного мышления (5 минут) Перед вами 5 предметов, каждый из которых принадлежит одному из героев произведения. Ваша задача определить, кому именно принадлежит каждый предмет. (На столе лежит пять предметов: баночка крема, стопка исписанных листов бумаги, чаша с водой, визитка, куриная косточка). Преподаватель поднимает по очереди каждый предмет, учащиеся называют его обладателя. Баночка крема – Маргарита Стопка листов бумаги – Мастер Чаша с водой – Понтий Пилат Визитка – Воланд Куриная косточка – Азазелло. 6. Работа в группах, получение новых знаний, анализ материалов. (10 минут). Каждой группе предлагается выбрать предмет, принадлежащий одному из персонажей. Порядок выбора определяется тем, какое количество очков набрала каждая группа (группа, набравшая большее количество очков первой делает свой выбор). Выбрав каждый предмет, группа вместе с ним получает план анализа героя литературного произведения. 7. Устное сообщение с анализом полученной информации. (25 минут)
Один из представителей каждой группы рассказывает о каждом из героев, используя свой заполненный опросный лист. Участники других групп записывают основную информацию, относительно каждого персонажа, задают вопросы, могут вступать в дискуссии. 8. Работа с таблицей. (15 минут) Мы подробно проанализировали образы пяти персонажей романа. А сейчас давайте обратимся и к другим героям произведения. Мы составим таблицу, которая поможет нам сравнить героев и те миры, которым они принадлежат. (Дети получают раздаточный материал, таблица нарисована и на доске) Современный московский мир Древний ершалаимский мир Потусторонний мир «Носители истины» Мастер Иешуа Га-Ноцри Воланд «Ученики» Иван Бездомный Левий Матвей - Доносчики Алоизий Могарыч Иуда из Кириафа Барон Майгель Правители, принимающие решения Профессор Стравинский (доктор) Понтий Пилат Воланд Первые помощники правителей Врач Федор Васильевич Афраний Коровьев- Фагот «Палачи» Арчибальд Арчибальдович (директор ресторана) Марк Крысобой Азазелло Животные Милицейский пёс Тузбубен Собака Банга Кот Бегемот Служанки Наташа Низа Гелла Учащиеся называют героев, заполняют розданные таблицы. Преподаватель вслед за отвечающими заполняет таблицу на доске. 9. Вывод к полученной таблице – слово учителя (5 минуты) Мы видим с вами, что у главных героев есть свой аналог в другом мире, т.е. есть двойники. Все произведение построено на параллелях, что помогает раскрыть глубины характеров героев. Выделяя двойников, мы должны обратить внимание не только на сходства, но и на различия. О различиях более подробно мы поговорим на следующем занятии, когда будем сравнивать миры, существующие в романе.
Кого из значимых героев нет в нашей таблице? (Маргариты) Давайте сейчас посмотрим несколько отрывков из фильма и попытаемся определить причину того, что у Маргариты нет двойников. Итак, как вы считаете, почему Маргарита оказывается единственной в своем роде? (Её образ неповторим. Она любит самозабвенно, до абсолютного самопожертвования, она продаёт душу дьяволу, чтобы спасти Мастера, она решает разделить с возлюбленным даже смерть.) 10. Домашнее задание (3 минуты) Дома вы должны будете подумать о том, как изображается в романе любовь, как раскрывается тема любви в произведении и написать сочинение на тему: «Любовь и самопожертвование в романе «Мастер и Маргарита»». 11. Подведение итогов занятия (5 минут) Сегодня мы с вами говорили о системе образов персонажей в романе. Мы составили краткую характеристику основных героев произведения, сопоставили персонажей, используя таблицу, и упорядочили полученные знания. Преподаватель делает выводы о работе учащихся: выделяется группа, представившая наиболее полную характеристику персонажа, выделяются учащиеся, набравшие в течение занятия наибольшее количество баллов, выставляются и называются оценки. 12. Организационный момент (2 минуты) Спасибо за урок. Вы отлично поработали. Повторите еще раз, что задали на дом. (Написать сочинение на тему: «Любовь и самопожертвование в романе “Мастер и Маргарита”»). Отлично. Спасибо. Все свободны.

Вследствие того, что роман состоит из двух частей, в нем два главных героя: Мастер и Иешуа. Они являются героями-двойниками. Соответственно двойниками являются и мно-гие второстепенные персонажи. Так, Иван Бездомный и Левий Матвей являются последователями своих учителей, Алоизий Могарыч и Иуда из Кириафа — их предателями.

Мастер пишет роман об Иешуа и Понтии Пилате. Своим рома-ном он утверждает мысль о том, что борьба добра со злом вечна. Для него не страшен князь тьмы, ибо Мастер не верит ни в темные, ни в светлые силы. Для него существует вера в самого Человека и неизменные нравственные законы. Мастер уходит из земной жиз-ни, но обретает покой. Однако настоящей наградой для него явля-ется самоотверженная любовь Маргариты. Судьба Мастера во мно-гом повторяет судьбу Булгакова. И в Елене Сергеевне можно заметить черты Маргариты.

Любовь Мастера и Маргариты разрушается при столкновении с внешним миром и восстанавливается с помощью потусторонних сил. Маргарита встает на путь самоотдачи, жертвуя собой ради лю-бимого человека. Она предпочитает Мастера своей богатой, безза-ботной жизни в доме мужа, затем приносит себя в жертву во имя любви, став ведьмой ради того, чтобы узнать что-либо о Мастере.

Понтий Пилат себе и людям кажется человеком могуществен-ным. Но проницательность Иешуа поражает прокуратора. Самодо-вольство наместника, его право распоряжаться всем поставлено под сомнение. Прокуратор решает судьбу Иешуа. Но в действительно-сти истинную свободу обретает Иешуа, а не Понтий Пилат, оказав-шийся заложником собственной должности, карьеры, совести.

Иешуа ничего не боится, обладает неимоверной силой духа. Его жизненная философия заключена в словах, которые по своему со-держанию и значению актуальны во все времена. Свободный в мыс-лях и чистый душой, Иешуа говорит: «Злых людей нет»; «всякая власть — насилие над людьми»; «настанет время, когда не будет ни кесарей, ни другой власти. Человек перейдет в царство истины».

Воланд со своей свитой приезжает в Москву, чтобы посмотреть, насколько изменились люди, не напрасна ли была жертва Иешуа. На представлении в театре «Варьете» он видит, что люди не изме-нились: «Люди как люди, квартирный вопрос только испортил их». Доносы, жадность, взяточничество москвичей мало чем отличают их от жителей Ершалаима. Воланд — то зло, без которого не может существовать равновесие и справедливость в мире. Это суд вечно-сти, воздающий каждому по заслугам. Мастер как и его герой Ие-шуа Га-Ноцри оправданы этим судом. Материал с сайта

Изображение Москвы 30-х годов дано писателем необыкновенно ярко. С иронией, а порой и гротеском представлен Булгаковым ли-тературный союз МАССОЛИТ, в описании которого легко можно уз-нать РАПП (российская ассоциация пролетарских писателей) того времени. Литературная среда предстает в изображении Булгакова весьма неприглядно. Писатели озабочены не столько творческими проблемами, сколько бытовыми: дачными, продовольственными и др. Среди изображенных Булгаковым писателей ни один не занят непосредственно творчеством. И за все эти грехи, за безверие рас-плачивается Берлиоз, стоявший во главе литературного общества.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • система двойников в романе мастер и маргарита
  • двойники в романе мастер и маргарита таблица
  • система образов м.а. булгакова «мастер и маргарита»
  • система образов в романе мастер и маргарита
  • м.и. булгаков. система образов. «мастер и маргарита».

Созданный Михаилом Афанасьевичем Булгаковым в период с 1929 по 1940 годы уникальный роман «Мастер и Маргарита», по-прежнему остается одним из самых необычных произведений русской литературы. Литературоведы причисляют роман к жанру фантастического реализма, традиции которого заложены в свое время такими писателями как Гоголь, Гете, Гофман.

Роман насквозь пронизывает нить сверхъестественных событий. Начиная с развития сюжетной линии и заканчивая обыденной жизнью персонажей произведения, повсюду в романе встречается мистицизм. Тут и там проявляются неожиданные чудеса и зашифрованная символика. Окутаны тайной и взаимоотношения героев романа.

Конечно, героями первого плана в романе являются Мастер и его возлюбленная Маргарита. Но присутствует также Иван Бездомный, к которому, по сути, обращается автор через все происходящие в романе события.

По мнению исследователей, Михаил Афанасьевич Булгаков распределил всех действующих лиц романа по определенным группам. В романе таких групп девять. В их составе одна диада и восемь триад. В каждую группу, помимо ярких выраженных персонажей, включен двойник - скрытый персонаж неприметный, находящийся в тени.

Первая триада включает в себя знаковых персонажей: Воланда, доктора Стравинского и Понтия Пилата. Они - каждый по-своему - вершат людские судьбы, при этом, идея спасения просто витает в воздухе. Доктор Стравинский стремится спасти Мастера в московском сумасшедшем доме. Воланд, в нездешних сферах, как бы спасает Мастера. От Понтия Пилата в Ершалаиме зависит участь проповедника Иешуа. Но Пилату предначертано было отступить.

Во вторую триаду входят первые помощники «властителей»: врач Федор Васильевич - помощник доктора Стравинского; Коровьев-Фагот - подручный Воланда; Афраний - правая рука Понтия Пилата.

Триада номер три состоит из палачей. Демонический Азазело выполняет все грязные поручения Воланда. Марк Крысобой «обучает» Иешуа правильному поведению с Прокуратором Пилатом. Арчибальд Арчибальдович - как будто копия их в реальном мире.

В четвертую триаду входят, как ни странно, животные. У Воланда - это его любимый кот по имени Бегемот, наделенный Булгаковым сверхъестественными способностями. У Пилата - собака по кличке Банга. Одна лишь Банга облегчает страдания пятого Прокуратора Иудеи во время мучающих его страшных приступов мигрени, поскольку любит и понимает хозяина. Милицейский пёс Тузбубен - перенесенная в реальный мир проекция Пилатовской Банги.

Пятая триада состоит из женщин. У Коровьева-Фагота есть служанка Гелла, смущающая своим видом посетителей нехорошей квартиры. Служанка Маргариты Наташа становится ведьмой. Агент Афрания по имени Низа мстит за предательство Иешуа.

В шестой триаде собраны Иосиф Каифа, Берлиоз и редактор «толстого» журнала. В каждом характере прослеживается некая ущербность, что позволяет отнести этих персонажей к героям со знаком минус. Редактор лукавит, изображая иностранца. Берлиоз размахивает как флагом своим воинствующим атеизмом. Каифа, хоть и осознает нелепость казни Иешуа, повелевает её совершить.

Седьмая триада состоит из предателей. Это Барон Майгель, который подвел Воланда, Алоизий Могарыч, сделавший больно Мастеру и Иуда, предавший Иешуа.

Последняя, восьмая триада включает учеников своих наставников. В их числе Рюхин - неудачный ученик Пушкина, Иван Бездомный - ученик Мастрера, предназначенный продолжить его роман и Левий Матвей - верный последователь Иешуа.

Диада в романе «Мастер и Маргарита» одна. Входят в неё главные герои: Мастер, совершивший подвиг творческий, и Иешуа, сотворивший спасительный подвиг жертвенности.

Столь необычные группировки действующих лиц романа также составляют одну из его неразгаданных загадок.

Мастер и Маргарита Булгакова — шедевр русской литературы, который можно назвать энциклопедией времен писателя. В нем, как в зеркале, отражается нравы, быт, мораль советской России, где изображаются разные типы и характеры людей, олицетворяя не только лучшие, но и худшие, и даже темные стороны.

Роман Булгакова — это многоуровневый мир с множеством действующих лиц. Этих персонажей связывает в пространстве неуловимая нить. Структура работы писателя сложная и именно через систему образов в произведении Мастер и Маргарита, раскрывается закономерность романа.

Вообще роман писателя очень многолюден. Если верить исследователям, то в нем насчитывается около полутысячи человек, из которых больше ста пятидесяти имеют собственные имена. Остальные герои безымянные и коллективные, примером могут быть сотрудники организации или же зрители Варьете.

Двойники в романе

Читая работу писателя, мы понимаем, что здесь сосуществует два мира, я бы даже сказала три. Это мир Понтия Пилата и Иешуа, то есть древний ершалаимский мир. Это современная для писателя Москва, то есть Москва тридцатых годов двадцатого века. И третий мир — мир вечный потусторонний. Таким образом можно заметить двойников в романе Мастер и Маргарита, а то и триады персонажей, ведь мы видим три мира. Персонажи из разных миров имеют общие сходства как в поступках, целях и мотивациях, так и порой схожи внешне. Таким образом можно выделить следующие триады лиц, чью схожесть можно назвать неоспоримой. Итак, это Понтий Пилат, что имеет своих двойников в образах Стравинского и Воланда. Двойниками Афрания являются Федор Васильевич и Коровьев Фагот. Марк Крысобой имеет двойников в образах Арчиба Арчибльдовича и Азазелло. Следующая триада это Банга — Тузбубен — Бегемот. Двойники Иуды — это Алозий Могарыч и Барон Майгель. У Низы двойниками являются Наташа и Гелла. Соответственно они есть представителями древнего, современного и потустороннего миров.

Самое интересное в том, что в работе среди придуманной системы образов, сложно выделить главных героев. В этом и есть особенность романа. Скажете, главными героями являются Мастер и Маргарита, ведь их именами и названо произведение? Но эти герои появляются почти в средине всей сюжетной линии, да и не менее значимыми героями здесь являются Воланд и Иван Бездомный. К тому же свои герои имеются и в ершалаимском мире, где выделяет автор Иешуа и Понтия.

Как видим, роман многослойный, сложный, но несмотря на это, не ощущается разрозненности. Вся композиция, как и система образов в романе писателя целостная, что создается благодаря тем самым связующим нитям, которые связывают прошлое, настоящее и будущее.

Урок 4 (65). Три мира в романе «Мастер и Маргарита»

Цели урока: понять замысел писателя; заметить и осмыслить переклички линий романа.

Методические приемы: работа с текстом, анализ стилевых особенностей романа.

На доске эпиграф:

«Почему, зачем, откуда зло?

Если есть Бог, то как может быть зло?

Если есть зло, то как может быть Бог?»

М. Ю. Лермонтов

Ход урока

I . Слово учителя

Как мы выяснили, роман «Мастер и Маргарита» имеет несколько планов, композиция его необычна и сложна. Литературоведы находят в романе три основных мира: «древний ершалаимский, вечный потусторонний и современный московский».

II. Обсуждение вопросов домашнего задания

Как связаны между собой эти три мира?

(Роль связующего звена выполняет Воланд и его свита. Время и пространство то сжимаются, то расширяются, то сходятся в одной точке, пересекаются, то теряют границы, то есть они и конкретны, и условны.)

Ради чего писатель делает столь сложные построения? Попробуем разобраться.

Первый мир - московский. С него начинается действие романа. Обратим внимание на название первой главы - «Никогда не разговаривайте с неизвестными». Еще до начала повествования автор обращается к читателю с предупреждением. Проследим, как автор ведет за собой в последующем.

В этом мире действуют вполне современные, занятые сиюминутными проблемами люди. Председатель правления Массолита, редактор толстого журнала Берлиоз, чьим однофамильцем, по словам Бездомного, является композитор (вспомним Гофмана и Шиллера из гоголевского «Невского проспекта») - человек умный и образованный.

Что говорит о Берлиозе Мастер? Почему?

(Мастер отзывается о нем как о «начитанном» и «очень хитром» человеке. Берлиозу многое дано, а он сознательно подлаживается под уровень презираемых им поэтов-рабочих. Его утверждение, что никакого Иисуса вовсе не существовало, не так уж безобидно. Для него нет ни Бога, ни дьявола, вообще ничего, кроме обыденной реальности, где он все знает наперед и имеет пусть не безграничную, но вполне реальную власть. Ни один из его подчиненных не занят литературой: это завсегдатаи грибоедовского ресторана, «инженёры человеческих душ», которых интересует лишь дележка материальных благ и привилегий. Булгаков пародирует «тайную вечерю» (точнее, это Берлиоз кощунственно пытается пародировать): Берлиоз уверен, что «в десять часов вечера в Массолите состоится заседание», и он будет «на нем председательствовать». Однако двенадцать литераторов не дождутся своего председателя.)

За что же так страшно наказан Берлиоз?

(За то, что он атеист? За то, что он подстраивается под новую власть? За то, что соблазняет неверием Иванушку Бездомного?

Воланд раздражается: «Что же это у вас, чего ни хватишься, ничего нет!» Берлиоз и получает «ничто», небытие. Получает по своей вере.)

Критики Латунский и Лаврович тоже люди, облеченные властью, но обделенные нравственностью. Они равнодушны ко всему, кроме своей карьеры. Они наделены и интеллектом, и знаниями, и эрудицией. И все это сознательно поставлено на службу порочной власти. Историей такие люди отправляются в небытие.

Поступками людей на протяжении всей истории двигают одни и те же постоянные и примитивные пружины. И неважно, где и когда происходит действие. Воланд говорит: «Горожане сильно изменились, внешне, я говорю, как и сам город, впрочем... гораздо более важный вопрос: изменились ли эти горожане внутренне?

(Попробуем найти ответ на вопрос Воланда.

Отвечая на этот вопрос, нечистая сила вступает в дело, проводит один эксперимент за другим, устраивает «массовый гипноз», чисто научный опыт». И. люди показывают свое истинное лицо. Сеанс «разоблачения» удался.

Воланд подводит итоги: «Ну что же, они люди как люди... Любят деньги, но ведь это всегда было... Обыкновенные люди… в общем, напоминают прежних, квартирный вопрос только испортил их…».)

Над чем потешается, издевается нечистая сила? Какими средствам и автор изображает обывателей?

(Изображению московского мещанства служит шарж, гротеск, фантастика. Похождения и проделки обитателей потустороннего мира воспринимаются как ловко проделанные фокусы. Однако фантастичность происходящего имеет вполне реалистическое объяснение (вспомним эпизод с расширением квартиры, таинственное перемещение Степы Лиходеева в Ялту, происшествие с Никанором Ивановичем.)

Фантастика является и средством сатиры. Найдем эпизод (глава 17), где костюм председателя комиссии (кстати, неважно, какой комиссии) самостоятельно подписывает резолюции.

Чьи традиции продолжает здесь Булгаков?

(Салтыкова-Щедрина («История одного города»). Фантастичен, фантасмагоричен сам московский быт, жизнь обывателей, устройство общества. Чего стоит своеобразная модель этого общества, Массолит, одна из писательских организаций, насчитывающая три тысячи сто одиннадцать членов.)

Что же лежит в основе человеческого поведения - стечение обстоятельств, ряд случайностей, предопределение или следование избранным идеалам, идеям? Кто управляет человеческой жизнью?

Если жизнь соткана из случайностей, можно ли ручаться за будущее, отвечать за других? Существуют ли какие-то неизменные нравственные критерии, или они изменчивы и человеком движет страх перед силой и смертью, жажда власти и богатства?

В чем вы видите отличие «евангельских» и «московских» глав?

(Если московские главы оставляют ощущение несерьезности, ирреальности, то первые же слова романа об Иешуа весомые, чеканные, ритмичные: «В белом плаще с кровавым подбоем, шаркающей кавалерийской походкой, ранним утром четырнадцатого числа весеннего месяца нисана...». Если в «московских» главах активен посредник, рассказчик, ведущий за собой, как бы вовлекающий читателя в процесс игры, рассказчик, чья интонация может быть и иронической («Эх-хо-хо… Да, было, было!.. Помнят московские старожилы знаменитого Грибоедова!») и, лирической («Боги, боги мои!»), то никакого посредника, никакой игры в «евангельских» главах нет. Здесь все дышит подлинностью.)

Иван Бездомный испытывает эстетическое потрясение: окружающая реальность теряет смысл, центром его жизни становится история Иешуа и Понтия Пилата (вспомним, в конце романа Иван Николаевич Понырев - профессор истории).

Филолог и философ П. В. Палиевский пишет: «Он (Иешуа) далеко, слишком, хотя и подчеркнуто реален. Реальность эта особая, какая-то окаймляющая или резко очертательная: ведь ни где Булгаков не сказал: «Иешуа подумал», нигде мы не присутствуем в его мыслях, не входим в его внутренний мир - не дано. Но только видим и слышим, как действует его разрывающий пелену ум, как трещит и расползается привычная реальность и связь понятий, но откуда и чем - непонятно, все остается в обрамлении» («Шолохов и Булгаков» // Наследие. - М., 1993. - с. 55). Преданный в руки фанатиков-иудеев неправедным судом Пилата и обреченный на мучительную смерть Иешуа-Христос издалека подает великий пример всем людям. В том числе и мастеру, самому Булгакову, и его любимому герою.

Через образ Иешуа Булгаков передает свое убеждение в том, что «всякая власть является насилием над людьми и что настанет время, когда не будет власти ни кесаря, ни какой-либо иной власти». Олицетворением власти, центральной фигурой является Понтий Пилат, прокуратор Иудеи. Императорская служба обязывает его находиться в ненавидимом им Иерусалиме.

Что за человек Пилат, в изображении Булгакова?

(Палат жесток, его называют «свирепым чудовищем». Этим прозвищем он даже по ведь миром правит закон силы. За плечами у Пилата большая жизнь воина, полная борьбы, лишений, смертельной опасности. В ней побеждает только сильный, не знающий страха и сомнения, жалости и сострадания. Пилат знает, что победитель всегда одинок, у чего не может быть друзей, только враги и завистники. Он презирает чернь. Он равнодушно отправляет на казнь одних и милует других.

Ему нет равных, нет человека, с которым ему захотелось бы просто поговорить. Он знает, как слаб человек перед любым искушением, будь то деньги или слава. Есть у него живое существо, к которому он очень привязан - это верный и преданный пес. Пилат уверен: мир основан на насилии и власти.)

И вот судьба дает ему шанс. Найдем сцену допроса (глава 2). Приговоренного к смертной казни Иешуа приводят к Понтию Пилату. Он должен утвердить приговор. Когда Иешуа обращается к нему со словами «Добрый человек!», Пилат приказывает Крысобою объяснить арестованному, как следует разговаривать с прокуратором, объяснить, то есть избить. Допрос продолжается. И вдруг Пилат с изумлением обнаруживает, что его ум не слушается его больше. Он задает обвиняемому вопрос, который не нужно задавать на суде.

Что это за вопрос?

(«Что есть истина?»)

И далее Иешуа говорит Пилату: «Ты производишь впечатление очень умного человека». Это очень важная характеристика Пилата. Ведь его назовешь примитивным злодеем. Такое случилось с ним впервые. Он встретил человека, который говорил с ним откровенно, несмотря на то что был физически слаб и страдал от побоев. «Твоя жизнь скудна, иегемон», - эти слова не оскорбляют Пилата. Внезапно наступает прозрение - мысль «о каком-то бессмертии, причем бессмертие почему-то вызывало нестерпимую тоску».

Пилат ничего так не желает, как быть рядом с Иешуа, говорить с ним и слушать его. Жизнь Пилата давно в тупике. Власть и величие не сделали его счастливым. Он мертв душою. И вот пришел человек, озаривший жизнь новым смыслом. Пилат решает спасти Иешуа от казни. Но Каифа непреклонен: Синедрион не меняет решения.

Почему Пилат утверждает смертный приговор?

(Он убеждает себя, что сделал все, что было в его силах: уговаривал Каифу, угрожал ему. Что он мог еще сделать? Взбунтоваться против Тиберия? Это было выше его сил. Он умывает руки.)

Однако уже после казни, после пяти часов крестных мук Пилат дарует Иешуа легкую смерть. Он приказывает совершить погребение тел казненных в тайне. Возлагает на Афрания обязанность убить Иуду - человека, который предал Иешуа.

За что наказан Пилат?

(«Трусость - самый тяжкий порок», - повторяет Воланд (глава 32, сцена ночного полета). Пилат говорит, что «более всего в мире ненавидит свое бессмертие и неслыханную славу». И тут вступает Мастер: «Свободен! Свободен! Он ждет тебя! Пилат прощен.)

III. Слово учителя

Какое дело нам, людям ХХ века, до трагического духовного поединка Иешуа и Понтия Пилата? Надо знать о пустынной вершине горы, где врыт столб с перекладиной. Надо помнить о голых безрадостных камнях, о леденящем душу одиночестве, о совести, когтистом звере, который не дает спать по ночам.

Домашнее задание

Подготовиться к тесту по роману «Мастер и Маргарита».

Вопросы для подготовки:

1. Москва и москвичи в романе.

2. Символика романа.

3. Сны и их роль в романе.

4. Художественное мастерство Булгакова в романе «Мастер и Маргарита».

6. Личность и толпа в романе.

7. Литературные реминисценции в романе.

8. Эпиграф и его значение в романе.

9. Как соотносятся в романе Иешуа и Воланд?

10. Проблема одиночества в романе.

11. Время и пространство в романе.

12. Почему Мастер «не заслужил света», а «заслужил покой»?

Урок 5 (66). Любовь и творчество в романе

Цели урока: уяснить нравственные уроки Булгакова, главные ценности, о которых говорит писатель; проверить знания содержания романа.

Методические приемы: работа с текстом, лекция с элементами беседы; тест.

Ход урока

I . Работа с текстом романа

1. Слово учителя

Прощение Пилату приходит от Мастера, это он отпускает его на свободу. Роман не выдуман Мастером, а угадан («О, как я угадал! О, как я все угадал!»). Чтобы быть писателем, не надо иметь членское удостоверение. По этому удостоверению пропускают в ресторан, но не в Историю.

2. Анализ эпизода главы 28

Достоевекий умер, - сказала гражданка, но как-то не очень уверенно.

Протестую! - горячо воскликнул Бегемот. - Достоевский бессмертен!

Оказывается, «вовсе не удостоверением определяется писатель, а тем, что он пишет». Только не каждый способен трезво оценить то, что ой это удалось. Он соглашается с тем, что он «человек невежественный» (глава 13) и обещает «не писать больше» стихов. Он расстается со своей как будто кем-то навязанной профессией с чувством освобождения, облегчения. Бездарный же Рюхин (глава 6), осознавший ничтожность своего таланта, не способен измениться. Он продолжает завидовать Пушкину. «Повезло, повезло!» - ядовито заключает Рюхин и понимает, «что исправить в его жизни уже ничего нельзя, а можно только забыть».

В чем еще вы видите связь между Рюхиным и Бездомным?

(По существу, Рюхин - двойник Бездомного, его отражение (Рюхину 32 года, Ивану - 23), духовный тупик, которого Ивану удалось избежать. С Иваном происходит чудо. Попадая в сумасшедший дом, Иван изживает в себе Рюхина. На вопрос Ивана «Вы писатель?» ответ был: «Я - мастер Некоторые исследователи считают, что Иван перевоплощается в другого двойника - Мастера.)

Мастер является к Ивану не извне, а из его собственных видений и снов. 13 глава пространство сна Ивана, его видения.

Чьи традиции продолжает здесь Бул гаков?

(Эта традиция идет от Достоевского, это он разрабатывал сложное взаимодействие реального и ирреального. Вспомним Ивана Карамазова (тоже Иван) и его двойника. Гость Карамазова - кошмар, гость Ивана Бездомного - откровение, воплощение искры божьей. Карамазов ненавидит гостя, отрицает его, Бездомный - жадно слушает, не сомневается в его существовании. Через двойника герой познает себя, а читатель познает героя.)

Есть ли двойники у других героев романа?

(Находим целую систему соответствий, отражений, вариантов судьбы. Мастер и Иешуа, Алоизий и Иуда, Берлиоз и Майгель, Иван и Левий Матвей, Наташа и Гелла. Б. Соколов находит в романе до восьми триад: Понтий Пилат - Воланд - Стравинский, Крысобой - Азазелло, Арчибальд Арчибальдович, пес Банга, кот Бегемот, пес Тузбубен и т. д.)

Есть в романе и предметы-двойники. Найдем их.

(Нож, украденный Левием Матвеем, возникает в конце романа, в магазине, где безобразничают Коровьев и Бегемот. Джаз-оркестр в Грибоедове и на балу у Воланда. Гроза в Москве и в Ершалаиме.)

Есть ли двойник у Маргариты?

(Это единственный персонаж без двойника. Булгаков подчеркивает избранность, неповторимость Маргариты и ее чувства, глубокого, доходящего до полного самопожертвования. Ведь Маргарита во имя спасения Мастера заключает договор с дьяволом и этим губит свою бессмертную душу. Это романтическая героиня, очерченная ярко: желтые цветы (цвет луны), черное пальто (отражение бездны), никем не виданное одиночество в глазах. Как часто бывает у Булгакова, герои действуют под воздействием внезапной вспышки, озарения: «Любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца в переулке, и поразила нас сразу обоих. Так поражает молния, так поражает финский нож!» - говорит Мастер. Роковая предрешенность встречи, чрезмерность чувств, небывалость любовной истории, идеальность возлюбленной - воплощение мечты.) Поурочные разработки по русской литературе XIX века . 10 класс . 1-е полугодие. - М.: Вако, 2003. 4. Золотарёва И.В., Михайлова Т.И. Поурочные разработки по русской литературе ...



Похожие статьи
 
Категории