Биография франца кафки. Франц Кафка

01.07.2020

Кафка

Кафка

(Kafka) Франц (1883- 1924) Австрийский писатель, с небывалой силой описавший потерянность человека в самом себе и в непонятном для него мире, метафизическое чувство вины и тоски по недостижимой божественной благодати. При жизни почти никому не известный, завещавший сжечь, не читая, все свои рукописи. После Второй мировой войны К. становится одним из самых известных и влиятельных писателей. По сей день его творчество является одной из «горячих точек» мировой литературы. Сначала пытались связывать его творчество с экспрессионизмом (деформация реальности, крик боли вместо гармонии), затем, в 40-е годы, с сюрреализмом (фантастика, алогизм и абсурдизм), еще позже и уже окончательно его принял в свое лоно экзистенциализм (затерянность человека в непонятном для него мире, страх, вина и тоска как первичные переживания). Внешние биографические обстоятельства, казалось бы, не способствовали рождению такого причудливого и уникального художника. К. родился в состоятельной еврейской семье, его отец был владельцем крупного галантерейного магазина, и будущий писатель никогда не знал нужды. На отца, который всего добился сам, маленький Франц смотрел со страхом и в то же время с благоговением. Знаменитое «Письмо к отцу» (вполне реальное, не художественное произведение), хотя и объемом в небольшую книжку, написано в 1919 г., когда отец и сын жили вместе, и начинается словами: «Дорогой отец! На днях ты спросил меня, почему я так тебя боюсь...» Незадолго перед этим Франц поднес ему два своих только что вышедших сборника - «В штрафной колонии» и «Сельский враг», которые отец не удосужился даже перелистать, настолько он был убежден в никчемности всех литературных опытов своего сына. К. получил юридическое образование в Пражском немецком университете (снова влияние отца, хотевшего солидной профессии для сына), хотя втайне мечтал изучать немецкую филологию в Мюнхене. В некрологе 1924 г., составленном близкими, говорится о нем только как о докторе правоведения и ни слова о его литературных занятиях. После университета целых пятнадцать лет (1908-1922) К. проработал в «Обществе страхования производственных травм» и только за два года до смерти, в связи с обострением туберкулеза, досрочно ушел на пенсию. Он умер холостяком, хотя в течение жизни был помолвлен сначала с Фелицией Бауэр, затем с Юлией Ворыжек (причем с каждой по два раза и каждый раз расторгал помолвку). Первый серьезный приступ туберкулеза (кровь хлынула горлом) произошел в сентябре 1917 г., а в декабре К., ссылаясь на болезнь, второй раз расторг помолвку с Фелицией Бауэр). Очевидно, туберкулез К. носил психосоматический характер, как и астма М.Пруста. К. был убежден, что размеренная семейная жизнь не позволит ему отдаваться литературной работе с такой полнотой, как раньше (работа в страховом обществе заканчивалась в два часа дня, оставляя всю вторую половину дня свободной). Следует назвать еще двух женщин, сыгравших большую роль в жизни писателя: эта молодая (и замужняя) переводчица его книг с немецкого на чешский Милена Есенская, которая, может быть, как никто понимала душу Кафки (к ней обращен целый том его писем) и 20-летнюю Дору Димант, с которой К. провел последний и, может быть, самый счастливый год своей жизни. Яркий психологический портрет К. - человека оставила Милена Есенская в письме к М. Броду: «Для него жизнь - нечто совсем иное, чем для всех других людей, и прежде всего такие вещи, как деньги, биржа, пишущая машинка - для него это совершенно мистические вещи (они в сущности такими и являются, только не для нас, других). Для него же все это причудливые загадки... Для него любая контора, включая ту, где он работает, - нечто настолько загадочное, достойное удивления, как для маленького мальчика - движущийся паровоз... Весь этот мир для него остается загадочным. Мистической тайной. Чем-то таким, что еще не по силам и чем можно только восхищаться, потому что оно функционирует». Тут даны истоки и «магического реализма» К., но совсем не замечена его глубокая религиозная серьезность. Может быть, эпиграфом к творчеству К. можно поставить слова из его дневника: «Иногда мне кажется, что я понимаю грехопадение человека лучше, чем кто-либо на земле». Каждый человек виновен уже тем, что он рожден и пришел в этот мир. К. это чувствовал с тысячекратной силой - может быть, из-за чувства вины перед отцом или потому, что говорил на немецком языке, живя в славянском городе, или потому, что не мог даже формально исполнять все предписания иудаизма, как исполнял его отец. В дневнике читаем: «Что у меня общего с евреями? У меня мало общего даже с самим собой». В то же время в быту это был легкий и веселый человек, которого любили сослуживцы и ценило начальство. Один из друзей пишет: «С ним никогда нельзя было поздороваться первым, он всегда опережал вас хоть на секунду». При жизни К. успел выпустить всего шесть небольших брошюр. В первой из них - сборнике миниатюр «Созерцание» (1913) он еще ищет свой путь и стиль. Но уже в написанном за одну ночь рассказе «Приговор» мы видим зрелого К. Далеко не каждому читателю понятно, почему кончает с собой, слепо повинуясь приказу отца, главный герой рассказа. Здесь решающим является стократно обостренное чувство вины перед родителем, которое трудно понять современному читателю. Знаменитый рассказ «Превращение» всего лишь реализация самооценки: герой К. недостоин человеческого облика, для него соразмернее облик отвратительного насекомого. Наконец, озадачивающий своей жестокостью рассказ «В исправительной колонии», в котором либеральная и марксистская критика сразу же усмотрела предвидение фашизма, на самом деле лишь сопоставление Ветхого и Нового заветов и попытка увидеть своеобразную правоту Ветхого завета (не случайно старый комендант бесстрашно бросается в смертоносную машину). Вообще К. следовало бы сопоставлять не с пражской группой немецких экспрессионистов (Г.Мейринк, М.Брод и др.), а с такими мыслителями, как Паскаль и Киркегор. Особенно важна была для К. мысль Киркегора о несоизмеримости человеческих и божественных представлений о справедливости, грехе и воздаянии. Характерно, что все три романа К. остались незаконченными, и он просил их уничтожить. Значит, для него это была какая-то сложная форма психотерапии, которую он считал необходимой для себя и бесполезной для других. В романе «Процесс» (создавался в 1914-1915 гг., опубликован в 1925) сновидческая атмосфера не может помешать догадке читателя, что речь идет о процессе против самого себя (заседания суда на чердаках, то есть в верхних этажах сознания, сам герой романа регулярно приходит на них, хотя его никто не приглашает. Когда героя везут на казнь, он встречает полицейского, но вместо того, чтобы обратиться за помощью, тянет своих спутников подальше от стража порядка). В последнем и самом зрелом романе «Замок» (создавался в 1922 г., опубликован в 1926) мы встречаем уже прямо-таки киркегоровскую притчу о недостижимости и непостижимости творца и его благодати. Герой романа только перед самой смертью должен получить разрешение поселиться - и то не в Замке, а всего лишь в прилегающей к нему деревне. Но ведь сотни жителей деревни без всякого труда получили это право. Кто ищет, тот не найдет, а кто не ищет, тот будет найден - хочет сказать К. Читателя потрясает контраст между кристально ясным, простым языком романа и фантастичностью изображенных в нем событий.

Соч.: Gesammelte Werke. Bd 1-8. Munchen, 1951-1958; с 1982 года выходит полное критическое издание, где каждому роману посвящено два тома - со всеми вариантами (изд. продолжается);

Соч. в 3-х т., М.-Харьков, 1994.

Лит.: Затонский Д. Франц Кафка и проблемы модернизма, М., 1972;

Emrich W. Franz Kafka. Bonn, 1958;

Brod M. Franz Kafka. Eine Biographie. Frankfurt/Main, 1963;

Binder H. Kafka: Hamdbuch. Bd 1-2. Stuttgart, 1979-80.

С. Джимбинов

Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века. . В.В.Бычков . 2003 .


Смотреть что такое "Кафка" в других словарях:

    Кафка, Франц Франц Кафка Franz Kafka Фотография писателя, 1906 г. Дата рождения: 3 июля 1883 … Википедия

    Франц (Franz Kafka, 1883 1926) видный представитель пражской группы немецких писателей (Макс Брод, Густав Мейринк и т. п.). К. написал 3 тт. романов и новелл; значительнейшие из них частью незаконченные были изданы только после его смерти (под… … Литературная энциклопедия

    - (Kafka) Франц (род. 3 июля 1883, Прага – ум. 3 июня 1924, Кирлинг, близ Вены) – австр. писатель, философ. Получил известность после того, как были опубликованы фрагменты его романов «Процесс» (1915) и «Замок» (1922), в которых он в поэтической… … Философская энциклопедия

    - (Kafka) Франц (1883 1924) австрийский писатель. Автор романов «Процесс», «Замок», «Америка», а также ряда рассказов. Его немногочисленные произведения, совмещающие в себе элементы экспрессионизма и сюрреализма, оказали значительное влияние на… … Новейший философский словарь

    Франц Кафка Franz Kafka Фотография писателя, 1906 г. Дата рождения: 3 июля 1883 Место рождения: Прага, Австро Венгрия Дата смерти: 3 июня 1924 Место смерти … Википедия

    - (Kafka) Франц (3.7.1883, Прага, 3.6.1924, Кирлинг, близ Вены), австрийский писатель. Родился в еврейской буржуазной семье. Учился на юридическом факультете Пражского университета в 1901 06. В 1908 22 служил в страховом обществе. Начиная с … Большая советская энциклопедия

    Иоганн Кристоф Каффка (нем. Johann Christoph Kaffka; 1754, Регенсбург 29 января 1815, Рига) немецкий скрипач, композитор, писатель, издатель. Начиная с 1775 г. молодой музыкант странствовал по Европе, работая в оперных театрах Праги (1775),… … Википедия

    КАФКА - (Kafka) Густав (1883 1953) австрийский философ и психолог. Занимался широким кругом психологических вопросов: поведением животных, психологией экспрессивных реакций, языком, общением, искусством, профессиональным становлением, жизненными… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Биография Франца Кафки не насыщена событиями, которые привлекают внимание литераторов нынешнего поколения. Великий писатель прожил довольно однообразную и недолгую жизнь. При этом Франц был фигурой странной и загадочной, а многие тайны, присущие этому мастеру пера, будоражат умы читателей и по сей день. Хотя книги Кафки – великое литературное наследие, при жизни писатель не получил признания и славы и не узнал, что такое настоящий триумф.

Незадолго до своей смерти Франц завещал лучшему другу – журналисту Максу Броду – сжечь рукописи, но Брод, зная, что в дальнейшем каждое слово Кафки будет цениться на вес золота, ослушался последней воли приятеля. Благодаря Максу творения Франца увидели свет и оказали колоссальное влияние на литературу XX века. Произведения Кафки, такие как «Лабиринт», «Америка», «Ангелы не летают», «Замок» и т.д., обязательны для прочтения в высших учебных заведениях.

Детство и юность

Будущий писатель родился первенцем 3 июля 1883 года в крупном экономическом и культурном центре многонациональной Австро-Венгерской империи – городе Праге (ныне Чехия). В то время империю населяли евреи, чехи и немцы, которые, живя бок о бок, не могли мирно сосуществовать друг с другом, поэтому в городах царило подавленное настроение и иногда прослеживались антисемитские явления. Кафку не волновали политические вопросы и межнациональные распри, но будущий писатель чувствовал себя выброшенным на обочину жизни: социальные явления и зарождающаяся ксенофобия оставили отпечаток на его характере и сознании.


Также на личность Франца повлияло воспитание родителей: будучи ребенком, он не получал любви отца и чувствовал себя обузой в доме. Франц рос и воспитывался в небольшом квартале Йозефов в немецкоязычной семье еврейского происхождения. Отец писателя – Герман Кафка – был коммерсантом средней руки, в розницу торговал одеждой и прочими галантерейными товарами. Мать писателя Юлия Кафка происходила из знатного рода процветающего пивовара Якоба Леви и была высокообразованной барышней.


Также у Франца имелись три сестры (два младших брата умерли в раннем детстве, не достигнув двухлетнего возраста). Пока глава семейства пропадал в суконной лавке, а Юлия следила за девочками, юный Кафка был предоставлен самому себе. Тогда, чтобы разбавить серое полотно жизни яркими красками, Франц начал придумывать небольшие рассказы, которые, впрочем, никого не интересовали. Глава семейства повлиял на формирование литературных строк и на характер будущего писателя. По сравнению с двухметровым мужчиной, который к тому же имел басистый голос, Франц ощущал себя плебеем. Это чувство физической неполноценности преследовало Кафку на протяжении всей жизни.


Кафка-старший видел в отпрыске наследника бизнеса, но замкнутый, стеснительный мальчик не соответствовал требованиям отца. Герман использовал суровые методы воспитания. В написанном родителю письме, которое не дошло до адресата, Франц вспоминал, как ночью был выставлен на холодный и темный балкон из-за того, что просил воды. Эта детская обида вызвала в писателе чувство несправедливости:

«Спустя годы я все еще страдал от мучительного представления, как огромный мужчина, мой отец, высшая инстанция, почти без всякой причины – ночью может подойти ко мне, вытащить из постели и вынести на балкон, – вот, значит, каким ничтожеством я был для него», – делился воспоминаниями Кафка.

С 1889 по 1893 годы будущий писатель учился в начальной школе, затем поступил в гимназию. Будучи студентом, молодой человек участвовал в университетской самодеятельности и организовывал театральные спектакли. После получения аттестата зрелости Франца приняли в Карлов университет на юридический факультет. В 1906 году Кафка получил докторскую степень по праву. Руководителем научной работы литератора выступал сам Альфред Вебер – немецкий социолог и экономист.

Литература

Франц Кафка считал литературную деятельность главной целью в жизни, хотя и считался высокопоставленным чиновником в страховом ведомстве. По причине болезни Кафка вышел на пенсию раньше положенного времени. Автор «Процесса» был трудолюбивым работником и высоко ценился у начальства, однако Франц ненавидел эту должность и нелестно отзывался о руководителях и подчиненных. Писал Кафка для себя и считал, что литература оправдывает его существование и помогает ускользнуть от суровых реалий бытия. Франц не спешил опубликовывать произведения, потому что чувствовал себя бездарностью.


Все его рукописи бережно собирал Макс Брод, с которым писатель познакомился на собрании студенческого клуба, посвященного . Брод настаивал, чтобы Кафка напечатал свои рассказы, и в итоге творец сдался: в 1913 году выходит сборник «Созерцание». Критики отзывались о Кафке как о новаторе, но самокритичный мастер пера был недоволен собственным творчеством, которое считал необходимым элементом бытия. Также при жизни Франца читатели познакомились только с незначительной частью его трудов: многие значимые романы и рассказы Кафки увидели свет только после его смерти.


Осенью 1910 года Кафка вместе с Бродом отправился в Париж. Но уже через 9 дней из-за острых болей в животе писатель покинул страну сезанна и пармезана. В то время Франц и начинает свой первый роман «Пропавший без вести», который позже был переименован в «Америку». Большинство своих творений Кафка писал на немецком языке. Если обратиться к оригиналам, то практически везде присутствует чиновничий язык без претенциозных оборотов и прочих литературных изысков. Но эта серость и тривиальность сочетается с абсурдом и загадочной необычностью. Большая часть работ мастера пропитана от корки до корки страхом перед внешним миром и высшим судом.


Это чувство тревоги и отчаяния передается и читателю. Но также Франц был тонким психологом, точнее, этот талантливый человек скрупулезно описывал реальность этого мира без сентиментальных прикрас, но с безупречными метафорическими оборотами. Стоит вспомнить повесть «Превращение», по которой в 2002 году снят российский фильм с в главной роли.


Евгений Миронов в фильме по книге Франца Кафки "Превращение"

Сюжет повести вращается вокруг Грегора Замза, типичного молодого человека, который работает коммивояжером и финансово помогает своей сестре и родителям. Но случилось непоправимое: одним прекрасным утром Грегор превратился в огромное насекомое. Таким образом, протагонист стал изгоем, от которого отвернулись родные и близкие: они не обращали внимания на прекрасный внутренний мир героя, их волновала ужасная внешность страшного существа и непосильные муки, на которые он их несознательно обрек (например, не мог зарабатывать деньги, самостоятельно убираться в комнате и пугал гостей).


Иллюстрация к роману Франца Кафки "Замок"

Но во время подготовки к публикации (которая так и не осуществилась из-за разногласий с редактором) Кафка поставил ультиматум. Писатель настоял, чтобы на обложке книги не было иллюстраций с насекомым. Отсюда существует множество трактовок этого рассказа - от физического недуга до душевных расстройств. Причем события до метаморфозы Кафка, следуя собственной манере, не раскрывает, а ставит читателя перед фактом.


Иллюстрация к роману Франца Кафки "Процесс"

Роман «Процесс» – еще одно значимое произведение литератора, опубликованное посмертно. Примечательно, что это творение создавалось в момент, когда писатель расторг помолвку с Фелицией Бауэр и ощущал себя в качестве обвиняемого, который всем должен. А последний разговор с возлюбленной и ее сестрой Франц сравнивал с трибуналом. Это произведение с нелинейным повествованием можно считать неоконченным.


В действительности первоначально Кафка трудился над рукописью непрерывно и заносил короткие фрагменты «Процесса» в тетрадь, куда записывал и другие повести. Из этой тетради Франц нередко вырывал листы, поэтому восстановить фабулу романа было практически невозможно. К тому же в 1914 году Кафка признался, что его посетил творческий кризис, поэтому работа над книгой приостановилась. Главный герой «Процесса» – Йозеф К. (примечательно, что вместо полноценного имени автор дарит своим героям инициалы) – просыпается с утра и узнает, что арестован. Однако истинная причина задержания неизвестна, этот факт и обрекает героя на страдания и муки.

Личная жизнь

Франц Кафка относился придирчиво к собственной внешности. Например, перед уходом в университет молодой писатель мог стоять перед зеркалом часами, скрупулезно рассматривая лицо и причесывая волосы. Чтобы не быть «униженным и оскорбленным», Франц, который вечно считал себя белой вороной, одевался по последним тенденциям моды. На современников Кафка производил впечатление порядочного, интеллигентного и спокойного человека. Также известно, что хрупкий здоровьем худощавый литератор поддерживал себя в форме и, будучи студентом, увлекался спортом.


А вот отношения с женщинами у него не ладились, хотя Кафка не был обделен вниманием милых дам. Дело в том, что писатель долгое время оставался в неведении относительно интимной близости с девушками, пока его приятели силком не привели в местный «лупанарий» – квартал красных фонарей. Познав плотские утехи, Франц вместо положенного восторга испытал только отвращение.


Писатель придерживался линии поведения аскета и, подобно , сбегал из-под венца, будто боясь серьезных отношений и семейных обязательств. Например, с фрейлейн Фелицией Бауэр мастер пера расторгал помолвку два раза. Кафка часто описывал эту девушку в своих письмах и дневниках, но тот образ, который предстает в головах читателей, не соответствует действительности. Помимо прочего, именитый писатель имел амурные отношения с журналисткой и переводчицей Миленой Есенской.

Смерть

Кафку постоянно мучили хронические заболевания, но неизвестно, были ли они психосоматического характера. Франц страдал непроходимостью кишечника, частыми головными болями и недосыпами. Но писатель не опускал руки, а пытался справиться с недугами при помощи здорового образа жизни: Кафка придерживался сбалансированной диеты, старался не употреблять мясо, занимался спортом и пил парное молоко. Однако все попытки привести в надлежащий вид свое физическое состояние оказались тщетны.


В августе 1917 года врачи диагностировали у Франца Кафки страшную болезнь – туберкулез. В 1923 году мастер пера покинул родину (уехал в Берлин) вместе с некой Дорой Диамант и хотел сконцентрироваться на писательстве. Но в то время здоровье Кафки только усугубилось: боль в глотке стала непереносимой, и писатель не мог принимать пищу. Летом 1924 года великий автор произведений умер в госпитале.


Памятник "Голова Франца Кафки" в Праге

Не исключено, что причиной смерти оказалось истощение. Могила Франца расположена на Новом еврейском кладбище: тело Кафки перевезли из Германии в Прагу. В память о писателе снят не один документальный фильм, установлены памятники (например, голова Франца Кафки в Праге), а также возведен музей. Также творчество Кафки оказало ощутимое влияние на писателей последующих лет.

Цитаты

  • Я пишу иначе, чем говорю, говорю иначе, чем думаю, думаю иначе, чем должен думать, и так до самых темных глубин.
  • Угнетать ближнего куда легче, если ничего не знаешь о нем. Совесть тогда не мучает...
  • Так как хуже уже быть не могло, стало лучше.
  • Оставь мне мои книги. Это все, что у меня есть.
  • Форма не есть выражение содержания, а лишь приманка, ворота и путь к содержанию. Возымеет оно действие - тогда откроется скрытый задний план.

Библиография

  • 1912 - «Приговор»
  • 1912 - «Превращение»
  • 1913 - «Созерцание»
  • 1914 - «В исправительной колонии»
  • 1915 - «Процесс»
  • 1915 - «Кары»
  • 1916 - «Америка»
  • 1919 - «Сельский врач»
  • 1922 - «Замок»
  • 1924 - «Голодарь»

Франц Кафка был одним из самых важных немецких писателей двадцатого века. Он провел всю свою жизнь в родном городе Праге — столице Богемии. Кафка славится своими гротескными историями и романами, многие из которых были опубликованы лишь посмертно, под редакцией его близкого друга Макса Брода. Работы Кафки, принадлежащие к различным литературным периодам, неизменно уникальные и популярны у широкого круга читателей.

Детские годы

Франц Кафка появился на свет 3 июня 1883 года в семье германоязычных евреев-ашкенази, проживающих на территории гетто в районе нынешней Праги. Он был первым ребенком в семье Германа и его жены Джулии, урожденной Лёви.

Его отец, сильный и громкоголосый, был четвертым ребенком Якова Кафки, мясника, приехавшего в Прагу из Осеки, еврейской деревни, расположенной на юге Богемии. Поработав некоторое время в качестве торгового представителя, он зарекомендовал себя как независимый розничный торговец мужских и женских галантерейных товаров, и аксессуаров. В деле было занято порядка 15 человек, а контора в качестве логотипа использовала знак «галочка», олицетворяющий значение фамилии на чешском. Мать Кафки была дочерью Якова Лёви, процветающего пивовара из Подебрады и была образованной женщиной.

Франц был старшим из шести детей. У него было двое младших братьев, умерших в младенческом возрасте, и три младших сестры: Габриэль, Валери и Оттла. На неделе, в рабочее время, оба родителя отсутствовали в доме. Его мать помогала управлять бизнесом мужа и работала по 12 часов в день. Дети в значительной степени были воспитаны чередой гувернанток и слуг. Сердечная мать была большой отдушиной для детей, но тенденция быть одиноким и замкнутым у Франца осталась на долгие годы. Именно от матери он унаследовал свою чувствительность и мечтательность. В своих литературных произведениях Кафка трансформировал полное отсутствие общения и понимания во взаимоотношениях между авторитетными людьми и маленьким человеком.

Он вырос в еврейской немецкоязычной общине, редко общаясь с чешскоязычными гражданами Праги. Несмотря на это он в течении своей жизни получил глубокое знание чешского языка и понимание литературы. Парень обладал серьезным характером и был мало разговорчив. Он говорил спокойным и тихим голосом, носил в основном темные костюмы, а иногда и черную круглую шляпу. Он старался не показывать публично свои эмоции. Более того, неверующий Кафка был аутсайдером даже в еврейской общине. Еврейская принадлежность была отмечена участием в бармицве в 13 лет и посещением синагоги с отцом четыре раза в год.

Тяга к сочинительству зародилась ещё в детстве. Ко дням рождений родителей он сочинял маленькие пьесы, которые ставили дома его младшие сестры, в то время как он сам выступал в качестве режиссера домашних спектаклей. Он был заядлым читателем.

Кафка и его отец

Отец Герман хотел воспитать своих детей в соответствии со своими идеалами. Он оставлял им мало места для личного развития, а все социальные контакты подростков строго контролировались. Особенно отец контролировал Франца и его младшую сестру Оттлу. Несмотря на дружественный и миротворческий характер матери, периодически возникали конфликты между Германом и детьми.

В своих письмах, дневниках и прозе, писатель многократно обращался к теме взаимоотношений с отцом. Герман, физически сильный, энергичный, волевой самодовольный холерик служил своего рода катализатором для своих детей. Застенчивый Франц становился все более тревожным, что в свою очередь делало его мишенью для отцовских насмешек. Этот порочный круг ему так и не удалось разорвать до конца дней.

В 1919 Кафка написал «Письмо моему отцу», где на более чем ста страницах описываются его конфликтные отношения с Германом. Он всей душой стремится к примирению, но считает, что это невозможно. Остается только надежда на мирное сосуществование. Его произведения «Метаморфоза» и «Суждение» характеризуют мощные фигуры отцов.

Годы образования

С 1889 года Кафка посещал начальную школу для мальчиков на улице Масна. Среднее образование было получено в немецкой государственной гимназии на Староместской площади, в которой он обучался с 1893 по 1901 год. Это была академическая средняя школа восьмигодичного уровня, где преподавание велось на немецком языке, размещавшаяся в Кинском дворце в Старом городе. Среди первых его друзей были будущие искусствовед Оскар Поллак и поэт, переводчик и журналист Рудольф Иллови. Семья жила в то время на улице Целетна. В подростковом возрасте он сказал своему школьному другу, что станет писателем. С этого времени начались его первые литературные попытки.

Сдав школьные выпускные экзамены Франц был принят в пражский университет, основанный Карлом Фердинандом в 1348 году. Обучение пришлось на период с 1901 по 1906 год. Он начал изучать химию, через пару недель переключился на немецкую литературу и философию, но перешел факультет, специализирующийся на изучение права во втором семестре. Это был своего рода компромисс между пожеланиями отца в получении сыном профессии с целью построения успешной карьеры и более длительным сроком обучения, дававшим Кафке дополнительное время для занятий исследованиями и изучения истории искусств. Во время обучения он был активным участником студенческого жизни, в рамках которой организовывалось множество публичных литературных чтений и других мероприятий. В конце своего первого курса учебы он встретился с Максом Бродом, ставшим его близким другом на протяжении всей своей жизни и с журналистом Феликсом Вельчем, который тоже изучал право. Студентов сблизила безграничная любовь к чтению и общность мироощущения. На этот период пришлось глубокое изучение трудов Платона, Гете, Флобера, Достоевского, Гоголя, Грильпарцера и Клейста. Особый интерес вызывала чешская литература.

В июне 1906 года он получил полное высшее образование, в свои 23 года став доктором юриспруденции. В октябре он начал трудовую карьеру, с обязательного для выпускников неоплачиваемого юридического практикума, и проработал год в качестве государственного служащего. В общей сложности 14 лет он проработал адвокатом в «Институте страхования от несчастных случаев трудящихся» в чешском королевстве.

Начало литературной деятельности

Франца удручал рабочий график с восьми утра до шести вечера, так как было чрезвычайно сложно совмещать работу, сопряженную с рутинной обработкой и расследованием компенсационных требований пострадавших рабочих с необходимой сосредоточенностью при работе над произведениями. Параллельно Кафка трудился над своими рассказами. Вместе со своими друзьями Максом Бродом и Феликс Вельчем они называли себя «близкий пражский круг». Будучи при этом трудолюбивым и исполнительным работником, Кафка иной раз уходил пораньше со службы, чтобы предаться сочинительству. В 24 Кафка опубликовал свои первые произведения в журнале, после чего рассказы были опубликованы в виде книги под названием «Размышления».

Самыми продуктивными для писателя стали годы после окончания университета. Его произведения были написаны вечерами после работы или ночью. Так появился на свет роман «Свадебные приготовления в сельской местности».

Кафка провел свой отпуск на севере Италии на озере Гарда с Максом и Отто Бродом. 29 сентября пражская ежедневная газета «Богемия» опубликовала небольшой рассказ «Аэропланы в Брешии». В 1910 году он начал вести записи в дневнике и интенсивно изучать иудаизм, сионизм, еврейскую литературу и собственные еврейские корни, овладел ивритом.

Два года спустя, он начал работать над романом «Пропавший без вести» и написал первые его главы. Работа прославилась с легкой руки Макса Брода, под названием «Америка». В том же году он занимался написанием романа и сборника из 18 коротких рассказов. За одну ночь был написан в 1912 году его первый большой рассказ «Приговор». История содержит все элементы, связанные с внутренним миром автора, в которой прикованный к постели авторитарный властный отец осуждает своего принципиального сына. Его следующая работа, завершенная в мае 1913 года, была рассказом «The Stoker», позже включенным в его роман «Пропавший без вести» и удостоенным литературной премии имени Теодора Фонтане в 1915 году, что явилось его первым общественным прижизненным признанием.

Если бы не старания его друга Брода, мир не узнал бы лучших романов Кафки. Редактируя их после смерти автора, Макс проигнорировал просьбу своего друга уничтожить все свои неопубликованные произведения после смерти.

Так, благодаря Броду свет увидели такие произведения, как:

  • «Америка»;
  • «Процесс»;
  • «Замок».

Зрелые годы

Кафка никогда не был женат. Согласно воспоминаниям его друга, его обуревало сексуальное желание, но страх перед интимными неудачами препятствовал личным отношениям. Он активно посещал бордели и интересовался порнографией. Близкие отношения в его жизни были с несколькими женщинами.

13 августа 1912 года Кафка встретился с Фелис Бауэр, дальней родственницей Брода, которая была в Праге проездом. Пять лет длились их отношения, перемежавшиеся с активной перепиской, два раза за этот период они подходили к рубежу брака. Женитьбе не суждено было случиться, и они разошлись в 1917 году.

В том же году у Кафки проявились первые симптомы туберкулеза. Во время рецидивов его поддерживала семья. Он переехал к сестре Оттле в северо-западную Богемию и посвятил время изучению творчества Кьеркегора. Он опасался возможных физических ограничений, вызванных болезнью, других он впечатлял опрятным и строгим внешним видом, тихими и спокойными реакциями, интеллектом и специфическим юмором. Он начинает записывать афоризмы. Позднее они были опубликованы в книге «Размышления о грехе, страдании, надежде и об истинном пути».

В октябре 1918 пала Австро-Венгерская империя и была провозглашена Чехословакия. Официальным языком в столице стал в чешский язык. Год принес автору и личные потрясения. Кафка заболел испанкой. Возникшая впоследствии физическая слабость негативно влияет на психику писателя. Кафка не доверял врачам. Он был сторонником натуропатии. Неспецифические симптомы, такие как бессонница, головные боли, проблемы с сердцем или потеря веса, которым он страдал, он объяснял психосоматией.

В это время зарождаются новые отношения с Джулиек Вохрыцек, происходившей из скромной купеческой семьи. Эта связь сильно огорчала отца, что натолкнуло Франца на написание обращения «Письмо моему отцу». Молодым не удалось снять жилье. Кафка увидел в этом знак и удалился. Весной 1922 года он написал «Голодный художник», а летом «Исследования одной собаки». Следующие страстные отношения с переводчицей и журналисткой Миленой Есенской не удались. Несмотря на несчастливое замужество возлюбленной она не готова была уйти от мужа. В 1923 году он расстался с ней. В период с 1920 по 1922 год здоровье ухудшилось, и Франц был вынужден уйти с работы.

В 1923 Кафка, восстанавливая здоровье на Балтийском море, встретил учителя детского сада Дору Диамант, двадцатипятилетнюю дочь польских евреев. Дора, говорившая на идиш и иврит, очаровала писателя. Поразили естественная и скромная манера ее поведения при достаточно зрелых взглядах. Кафка покинул Прагу в конце июля 1923 года и перебрался в Берлин-Штеглиц, где написал свою последнюю, сравнительно счастливую историю «Маленькая женщина». Дора ухаживала за возлюбленным так, что ему в конце своей жизни, наконец удалось освободиться от влияния семьи. Именно в паре с ней у него возник интерес к Талмуду. Кафка написал свою последнюю работу «Жозефина, или мышиный народ», вошедшую в сборник «Голодарь». Однако его здоровье стремительно ухудшается. Он вернулся в Прагу за три месяца до своей смерти 3 июня 1924 года. В апреле он едет в санаторий, где подтверждается диагноз. На лечение ложится в университетскую клинику Вены, затем в санатории доктора Хьюго Гофмана в Клостернойбурге. Дора Диамант всячески опекает и поддерживает Кафку, который стремительно теряет вес, с трудом глотает пищу и не может говорить. 3 июня около полудня Кафка умер. Писатель был похоронен на еврейском кладбище в Праге.

Франц Кафка – это один из ярких феноменов в мировой литературе. Те читатели, которые знакомы с его произведениями, всегда отмечали какую-то безысходность и обреченность в текстах, приправленную страхом. Действительно, в годы его активной деятельности (первое десятилетие XX века) вся Европа были увлечена новым философским течением, позже оформившимся как экзистенционализм, и данный автор не остался в стороне. Именно поэтому все его произведения можно интерпретировать как некие попытки осознать свое существование в этом мире и за его пределами. Но вернемся к тому, с чего все началось.

Итак, Франц Кафка был еврейским мальчиком. Он родился в июле 1883 года, и, понятно, что тогда еще гонения этого народа не достигли своего апогея, но некое пренебрежительное отношение в обществе уже было. Семья была довольно обеспеченная, отец держал свой собственный магазинчик и вел в основном оптовую торговлю галантереей. Мать происходила тоже не из бедных. Дедом Кафки по материнской линии был пивовар, причем довольно известный в своей местности и даже богатый. Семья хоть и являлась чисто еврейской, но говорить предпочитала на чешском языке, да и жили они в бывшем пражском гетто, а в то время – небольшой районе Йозефов. Сейчас это место относят уже к Чехии, но в период детства Кафки оно принадлежало Австро-Венгрии. Именно поэтому мать будущего великого писателя предпочитала разговаривать исключительно на немецком языке.

Вообще, еще будучи ребенком, Франц Кафка отлично знал сразу несколько языков, мог свободно говорить и писать на них. Предпочтение он отдавал, как и сама Юлия Кафка (мать) тоже немецкому, однако активно пользовался и чешским, и французским, вот только родным практически не владел. И лишь достигнув возраста двадцати лет и столкнувшись близко с еврейской культурой, писатель заинтересовался и идишем. Но специально учить его так и не стал.

Семья была очень большая. Кроме Франца, у Германа и Юлии Кафки было еще пятеро детей, а всего три мальчика и три девочки. Старшим был как раз будущий гений. Однако братья его не дожили и до двух лет, а вот сестры остались. Жили они довольно дружно. И не позволяли ссориться по разным мелочам. В семье очень чтились вековые традиции. Так как «кафка» с чешского переводится как «галка», то изображение этой птицы считалось фамильным гербом. А сам Густав имел собственное дело, и на фирменных конвертах красовался именно силуэт галки.

Мальчик получил хорошее образование. Сначала он учился в школе, затем перешел в гимназию. Но на этом его обучение не закончилось. В 1901 году Кафка поступил в Карлов университет в Праге, из которого выпустился уже со степенью доктора юридических наук. Но на этом, собственно, карьера по профессии и закончилась. Для этого человека, как для истинного гения, главным делом всей жизни было литературное творчество, оно и душу излечивало, и являлось отрадой. Поэтому по карьерной лестнице Кафка никуда не двигался. Как после университета он поступил на невысокую должность в страховом ведомстве, так с такой же и уволился в 1922 году, всего лишь за два года до кончины. Страшная болезнь точила его тело – туберкулез. Писатель боролся с нею несколько лет, но безуспешно, и летом 1924 года, не дожив всего лишь месяца до дня рождения (41 год), Франц Кафка скончался. Причиной столь ранней смерти до сих пор считают не саму болезнь, а истощение вследствие того, что он не мог глотать пищу из-за сильных болей в гортани.

Становление характера и личная жизнь

Франц Кафка как человек был очень закомплексованный, сложный и довольно трудный в общении. Его отец был очень деспотичным и жестким, и особенности воспитания повлияли таким образом на мальчика, что он только сильнее замкнулся в себе. Появилась и неуверенность, та самая, которая не раз потом будем сквозить в его произведениях. Уже с детства у Франца Кафки проявлялась потребность в постоянном писательстве, и она вылилась в многочисленные дневниковые записи. Как раз благодаря им, мы знаем, насколько неуверенная в себе и боязливая это была личность.

Отношения отцом не заладились изначально. Как и любой писатель, Кафка был ранимым человеком, тонко чувствующим и постоянно рефлексирующим. Но суровый Густав не мог этого понять. Он, истинный предприниматель, много требовал от своего единственного сына, и такое воспитание вылилось в многочисленные комплексы и неумение Франца строить прочные отношения с другими людьми. В частности, работа для него являлась адом, и в своих дневниках писатель не раз жаловался на то, как тяжело ему идти на службу и как люто он ненавидит свое начальство.

Но не ладилось и с женщинами. Для молодого человека время с 1912 по 1917 года можно охарактеризовать, как первую любовь. К сожалению, неудачную, как и все последующие. Первая невеста, Фелиция Бауэр – та самая девушка из Берлина, с которой Кафка дважды разрывал помолвку. Причиной было полное несоответствие характеров, но и не только это. Молодой человек был неуверенным сам по себе, и в основном именно из-за этого роман развивался преимущественно в письмах. Конечно, расстояние тоже было тому виной. Но, так или иначе, в своем эпистолярном любовном приключении, Кафка создал идеальный образ Фелиции, очень далекий от реальной девушки. Из-за этого отношения и разрушились.

Вторая невеста – Юлия Вохрыцек, но с ней все было еще более быстротечно. Едва заключив помолвку, сам же Кафка ее и расторг. И уже буквально за несколько лет до собственной смерти, писатель имел некие романтические отношения с женщиной по имени Мелена Есенская. Но тут история довольно темная, ибо Мелена была замужем и отличалась несколько скандальной репутацией. По совместительству она же являлась главной переводчицей произведений Франца Кафки.

Кафка – признанный литературный гений не только своего времени. Даже сейчас, через призму современных технологий и стремительного бега жизни, его творения кажутся невероятными и продолжают поражать уже довольно искушенных читателей. В них особенно привлекает характерная для этого автора неуверенность, страх перед существующей реальностью, боязнь сделать хотя бы один шаг и знаменитая абсурдность. Чуть позже, уже после смерти писателя, по миру торжественным шествием прошел экзистенционализм – одно из направлений философии, пытающее осознать значимость человеческого существования в этом бренном мире. Кафка застал только лишь зарождение этого мировоззрения, но его творчество буквально пропитано им. Наверное, сама жизнь подтолкнула Кафку к именно такому творчеству.

Невероятная история, произошедшая с коммивояжером Грегором Замзой в , во многом перекликается с жизнью самого автора – замкнутого неуверенного в себе аскета, склонного к вечному самоосуждению.

Абсолютно “Процесс”, которая фактически “создала” его имя для культуры мирового постмодернистского театра и кинематографа второй половины XX в.

Примечательно, что при жизни этот скромный гений никак не прославился. Были изданы несколько рассказов, но они не принесли ничего, кроме небольшой прибыли. А между тем, в столах пылились романы, те самые, о которых после заговорит весь мир, и не умолкнет до сих пор. Это и знаменитые «Процесс», «Замок», – все они увидели свет только после смерти своего создатели. И вышли исключительно на немецком языке.

А случилось это вот как. Уже перед самой кончиной, Кафка позвал своего доверителя, довольно близкого ему человека, друга, Макса Брода. И высказал тому довольно странную просьбу: сжечь все литературное наследие. Ничего не оставить, уничтожить до последнего листа. Однако Брод не послушался, и вместо того, чтобы сжигать, он их издал. Удивительно, но в большинстве своем незавершенные работы понравились читателю, и вскоре имя их автора стало известным. Однако все же некоторая часть произведений так и не увидела свет, потому что их все же уничтожили.

Вот такая трагическая судьба была у Франца Кафки. Похоронен он в Чехии, но Новом еврейском кладбище, в семейной могиле рода Кафки. Произведениями, опубликованными при жизни, стали всего лишь четыре сборника малой прозы: «Созерцание», «Сельский врач», «Господарь» и «Кары». Кроме того, Кафка успел издать и первую главу его знаменитейшего творения «Америка» – «Пропавший без вести», а также еще небольшую часть очень коротких авторских сочинений. Они не обратили на себя практически никакого внимания публики, и не принесли писателю ничего. Слава настигла его уже только после смерти.

Франц Ка́фка (нем. Franz Kafka, 3 июля 1883, Прага, Австро-Венгрия — 3 июня 1924, Клостернойбург, Первая Австрийская Республика) — один из выдающихся немецкоязычных писателей XX века, бо́льшая часть работ которого была опубликована посмертно. Его произведения, пронизанные абсурдом и страхом перед внешним миром и высшим авторитетом, способные пробуждать в читателе соответствующие тревожные чувства, — уникальное явление в мировой литературе. Кафка родился 3 июля 1883 года в еврейской семье, проживавшей в районе Йозефов, бывшем еврейском гетто Праги (ныне Чехия, в то время — часть Австро-Венгерской империи). Его отец — Герман (Ге́ных) Кафка (1852—1931), происходил из чешскоязычной еврейской общины в Южной Чехии, с 1882 г. был оптовым торговцем галантерейными товарами. Фамилия «Кафка» чешского происхождения (kavka означает буквально «галка»). На фирменных конвертах Германа Кафки, которые Франц часто использовал для писем, изображена в качестве эмблемы эта, со вздрагивающим хвостом, птица. Мать писателя — Юлия Кафка (урожденная Этл Леви) (1856—1934), дочь зажиточного пивовара — предпочитала немецкий язык. Сам Кафка писал по-немецки, хотя чешский знал так же прекрасно. Неплохо владел он и французским, и среди пятерых людей, которых писатель, «не претендуя сравниться с ними в силе и разуме», ощущал «своими кровными братьями», был французский писатель Гюстав Флобер. Остальные четыре: Франц Грильпарцер, Фёдор Достоевский, Генрих фон Клейст и Николай Гоголь. Будучи евреем, Кафка тем не менее практически не владел идишем и стал проявлять интерес к традиционной культуре восточноевропейских евреев только в двадцатилетнем возрасте под влиянием гастролировавших в Праге еврейских театральных трупп; интерес к изучению иврита возник только к концу жизни.В 1923 году Кафка вместе с девятнадцатилетней Дорой Димант на несколько месяцев переехал в Берлин в надежде отдалиться от влияния семьи и сконцентрироваться на сочинительстве; затем он вернулся в Прагу. Здоровье в это время ухудшалось: из-за обострившегося туберкулеза гортани он испытывал сильные боли и не мог принимать пищу. 3 июня 1924 г. в санатории под Веной Кафка умер. Причиной смерти, вероятно, стало истощение. Тело перевезли в Прагу, где оно и было захоронено 11 июня 1924 г. на Новом еврейском кладбище в районе Страшнице, в общей семейной могиле.



Похожие статьи
 
Категории