Биография художника кибрик евгений адольфович. Русские художники

17.07.2019

21 февраля 1906 года родился выдающийся советский иллюстратор, график, педагог Евгений Адольфович Кибрик. Герц Кибрик, а именно такое имя он получил при рождении, появился на свет в зажиточной еврейской семье в Вознесенске. Его отец был крупным хлеботорговцем и судовладельцем. С детства Евгений Кибрик увлекался рисованием и чтением, посещал кружок изобразительного искусства, а в 1922 году поступил в художественный институт в Одессе.

В 1925 году Кибрик переезжает в Ленинград и поступает в ВХУТЕИН. В обучении в это время был принят поточный метод преподавания, что связано было с недоверием властей старой профессуре. Преподаватели менялись через день, внося сумятицу в головы студентов. Через два года Кибрик переходит в мастерскую Павла Филонова - одного из лидеров русского авангарда. Под большим влиянием мастера в 1930 году Кибриком выполнены иллюстрации к «Подпоручику Киже» Юрия Тынянова. В 1930-е годы художник полностью посвящает себя иллюстрации — «Невская повесть» Д. М. Лаврухина, 1933; «Тяжелый дивизион» А. Г. Лебеденко, 1934, и др. Кибрик вырабатывает уже собственную энергичную и жесткую манеру рисунка, цепко схватывающую зримые черты окружающего мира. Но определяющей явилась для него работа над книгой Р. Роллана «Кола Брюньон» (1934-36). Кибрика привлекают полнокровные, эпически цельные характеры, он придает своим героям открытый, театральный жест, активную мимику, нередко используя в качестве натурщиков профессиональных актеров. Он любит большой формат, дающий простор естественной свободе движений.

Шершавый, крупнозернистый штрих его литографий плотно и сочно ложится на страницу книги. Так строит Кибрик и следующую свою книгу — «Легенда об Уленшпигеле…» Ш. де Костера (1937-38). Великая Отечественная война подкрепила стремление художника к героическим темам и привлекла его внимание к русской классике: «Тарас Бульба» Н. В. Гоголя (1944-45).

Монументальному драматизму и героике своих лучших книг 1930-40-х гг. художник оставался верен и в поздних работах: «Как закалялась сталь» Н. А. Островского (1953-56), «Борис Годунов» А. С. Пушкина (1959-64), «Портрет» Н. В. Гоголя (1973-77).

Педагогическую деятельность Евгений Кибрик начал в 1953 году, став руководителем мастерской станковой графики МГАХИ им. В. И. Сурикова. Его уникальная методика преподавания, желание найти индивидуальный подход к каждому студенту, раскрыть новые грани таланта в каждом внушали почтение и уважение не только учеников, но и коллег. В 1962 году Кибрик становится заведующим кафедры графики. В течение 25 лет с 1953 по 1978 год художник был профессором МГАХИ им. Сурикова. Умер Евгений Кибрик 18 июля 1978 года, похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

Страна:

СССР →
Россия

Научная сфера: Место работы: Учёная степень: Учёное звание: Альма-матер : Научный руководитель: Известные ученики: Известен как: Сайт:

Алекса́ндр Евге́ньевич Ки́брик (26 марта , Ленинград - 31 октября , Москва) - российский лингвист , доктор филологических наук, профессор МГУ , член-корреспондент РАН (), заслуженный деятель науки Республики Дагестан . Автор работ по прикладной лингвистике , синтаксису , функциональной и когнитивной типологии , общим проблемам теории языка. Автор и редактор грамматических описаний нескольких малых и исчезающих языков России. Организатор десятков лингвистических экспедиций, один из лидеров российской школы полевой лингвистики . Один из ведущих преподавателей Отделения теоретической (структурной) и прикладной лингвистики , с по 2012 год - заведующий кафедрой ТиПЛ.

Биография

По собственному признанию, «программой-максимум» А. Е. Кибрика было стать кинорежиссёром . Однако сначала он решил получить филологическое образование («Я считал, что филология даст мне такое хорошее образование, что я буду про всё что-то знать » ). В 1961 году он окончил классическое отделение филологического факультета МГУ , его однокурсником был Сергей Аверинцев . Однако ещё в процессе учёбы А. Е. Кибрик заинтересовался современной лингвистикой, а также семиотикой , которая с конца 1950-х годов начинала приобретать популярность в СССР. В 1960 году на факультете было открыто новое отделение теоретической и прикладной лингвистики , куда А. Е. Кибрик стал ходить на лекции. Там он познакомился и с математиком Владимиром Успенским - одним из основателей отделения, читавшим на нём математические курсы.

Уже дипломная работа А. Е. Кибрика «Спектральный анализ гласных новогреческого языка» (выполненная под руководством Петра Саввича Кузнецова) была посвящена не классической филологии, а экспериментальному исследованию с использованием новейших технологий (правда, единственный спектрометр для анализа речи находился тогда в и был размером со шкаф). Статью на основе диплома он отправил в «Вопросы языкознания », где её приняли к печати, в 1962 году статья была опубликована . Вскоре автору позвонили из редакции журнала и попросили зайти за откликом читателя на его статью. Читателем оказался известнейший математик А. Н. Колмогоров , который сообщал «уважаемому профессору Кибрику», что статья ему понравилась и он хотел бы обсудить её. В результате А. Е. Кибрик сделал доклад на семинаре, который Колмогоров вёл на мехмате МГУ .

Внешние изображения
Лидия Тимошенко. Портрет сына (А. Е. Кибрик). Холст, масло. 1962

В аспирантуру А. Е. Кибрика не приняли, поскольку факультетское начальство сочло его неблагонадёжным - в частности, это было связано с тем, что в студенческие годы он был редактором факультетской стенгазеты, в котором тогдашнему декану не понравились некоторые «подрывные» стихи. Помимо стенгазеты, студент Кибрик прославился ещё и тем, что снял художественный фильм о студенческой жизни. Фильм был без слов (и так и назывался «Нет слов»), его героями были реальные студенты. Одна из сцен изображала лекцию по политэкономии, на которой студенты занимались своими делами. Из-за отказа вырезать эту сцену показ фильма в клубе, находившемся в здании Храма Св. Татианы , был отменён . Сам фильм не сохранился.

А. Е. Кибрик умер в Москве после тяжёлой болезни 31 октября 2012 года . Отпевание прошло в Храме святителя Николая на Трёх Горах . Похоронен на Новодевичьем кладбище рядом с отцом (участок № 9).

Семья

  • Отец - художник Евгений Адольфович Кибрик
  • Мать - художница Лидия Яковлевна Тимошенко
  • Жена - лингвист, африканист Антонина Ивановна Коваль
    • сын - лингвист Андрей Кибрик
    • дочь - художница Нина Кибрик

Вклад в науку

Работы по прикладной лингвистике, описанию кавказских языков , синтаксису , функциональной и когнитивной типологии , общим проблемам теории языка. Организатор большого количества лингвистических экспедиций по изучению языков (полевая лингвистика), один из лидеров российской школы полевой лингвистики.

Основные труды

Монографии

  • Кибрик А. Е. Модель автоматического анализа письменного текста (на материале ограниченного военного подъязыка) . (Публикации отделения структурной и прикладной лингвистики. Вып. 3.) М.: МГУ, 1970. - 365 с.
  • Городецкий Б. Ю., Кибрик А. Е., Логахина Л. С. и др. Словари словосочетаний и частотные словари слов ограниченного военного подъязыка . (Публикации отделения структурной и прикладной лингвистики. Вып. 4.) М.: МГУ, 1971. - 538 с.
  • Алпатов В. М. , Вентцель А. Д., Журинский А. Н. , Кибрик А. Е., Кодзасов С. В. , Поливанова А. К. и др. 200 задач по языковедению и математике . (Публикации отделения структурной и прикладной лингвистики. Вып. 8.) М.: МГУ, 1972. - 252 с.
  • Кибрик А. Е., Кодзасов С. В. , Оловянникова И. П. Фрагменты грамматики хиналугского языка . (Публикации отделения структурной и прикладной лингвистики. Вып. 9.) М.: МГУ, 1972. - 380 с.
  • Кибрик А. Е. Методика полевых исследований (к постановке проблемы) . (Публикации отделения структурной и прикладной лингвистики. Вып. 10.) М.: МГУ, 1972. - 181 с.
  • Kibrik A. The methodology of field investigations in linguistics (setting up the problem) . (Janua Linguarum. Series Minor, 142.) The Hague/Paris: Mouton, 1977. - 130 p. (Англ. пер. монографии 1972 года)
  • Кибрик А. Е., Кодзасов С. В. . Т. 1. Лексика. Фонетика. (Публикации отделения структурной и прикладной лингвистики. Вып. 11.) М.: МГУ, 1977. - 362 с.
  • Кибрик А. Е. Опыт структурного описания арчинского языка . Т. 2. Таксономическая грамматика. (Публикации отделения структурной и прикладной лингвистики. Вып. 12.) М.: МГУ, 1977. - 346 с.
  • Кибрик А. Е. Опыт структурного описания арчинского языка . Т. 3. Динамическая грамматика. (Публикации отделения структурной и прикладной лингвистики. Вып. 13.) М.: МГУ, 1977. - 320 с.
  • Кибрик А. Е., Кодзасов С. В. , Оловянникова И. П., Самедов Д. С. Арчинский язык: тексты и словари . (Публикации отделения структурной и прикладной лингвистики. Вып. 14.) М.: МГУ, 1977. - 392 с.
  • Кибрик А. Е., Кодзасов С. В. Сопоставительное изучение дагестанских языков. Глагол . М.: МГУ, 1988. - 226 с.
  • Кибрик А. Е., Кодзасов С. В. Сопоставительное изучение дагестанских языков. Имя. Фонетика . М.: МГУ, 1990. - 366 с.
  • Кибрик А. Е. Очерки по общим и прикладным вопросам языкознания: универсальное, типовое и специфичное в языке . М.: Изд-во МГУ, 1992. - 336 с. (Переиздано: М.: УРСС/КомКнига, 2001, 2001, 2004, 2005, 2012. Серия: Лингвистическое наследие XX века.)
  • Кибрик А. Е., Кодзасов С. В. , Муравьёва И. А. Язык и фольклор алюторцев . М.: Наследие, 2000. - 468 с.
  • Кибрик А. Е. Константы и переменные языка . СПб: Алетейя, 2003. - 720 с.

Редактор и составитель

  • Табасаранские этюды. Материалы Дагестанской экспедиции. 1979. (Публикации отделения структурной и прикладной лингвистики. Вып. 15.) М.: МГУ, 1972.
  • . Вып.11. Современные синтаксические теории в американской лингвистике. М., 1982.
  • Новое в зарубежной лингвистике . Вып. 15. Современная зарубежная русистика. М., 1985.
  • Моделирование языковой деятельности в интеллектуальных системах. М.: Наука, 1987.
  • Лидия Тимошенко - художник и личность. Живопись. Графика. Дневники. Воспоминания современников. М.: Советский художник, 1991.
  • Эдвард Сепир . Избранные труды по языкознанию и культурологии. (Серия «Языковеды мира ».) М.: Прогресс-Универс, 1993.
  • The noun phrase in the Andalal dialect of Avar as spoken at Sogratl. (Eurotyp working papers. Theme 7: Noun phrase structure. Working paper no. 18.) Konstanz, 1993.
  • Godoberi’s noun phrase. (Eurotyp Working Papers. Theme 7: Noun phrase structure. Working paper no. 21.) Konstanz, 1994.
  • Godoberi. (Lincom Studies in Caucasian Linguistics, 02.) München/Newcastle, 1996.
  • Элементы цахурского языка в типологическом освещении. М.: Наследие, 1999.
  • Багвалинский язык. Грамматика, тексты, словари. М.: Наследие, 2001.
  • Лидия Тимошенко. Реальность других измерений: дневники, письма, воспоминания. М.: Прогресс-Традиция, 2004.
  • Малые языки и традиции: существование на грани. Вып. 1. Лингвистические проблемы сохранения и документации малых языков. М.: Новое издательство, 2005.
  • Малые языки и традиции: существование на грани. Вып. 2. Тексты и словарные материалы. М.: Языки славянской культуры, 2008.

Примечания

Ссылки

  • Профиль Александра Евгеньевича Кибрика на официальном сайте РАН
  • Личная страница и мемориальная страница на сайте ОТиПЛ филологического факультета МГУ
  • Личная страница на сайте
  • Некролог на сайте филологического факультета МГУ
  • Некролог на сайте LINGUIST List (англ.)
  • Потери: В. Плунгян, Г. Крейдлин, М. Кронгауз об А. Е. Кибрике («Троицкий вариант », 6 ноября 2012 г.)

КИБРИК, ЕВГЕНИЙ АДОЛЬФОВИЧ (1906–1978), русский художник, мастер книжной иллюстрации.

Родился в Вознесенске (Николаевская губерния) 8 (21) февраля 1906 в семье управляющего хлебоэкспортной фирмы. Учился в Одесском художественном институте, в частности у П.Г.Волокидина, и в ленинградском Высшем художественно-техническом институте (Вхутеин, 1925–1927). В 1927–1930 был одним из самых активных членов созданного П.Н.Филоновым объединения «Мастера аналитического искусства» (МАИ). После раскола МАИ до 1931 работал в Изораме (Изостудии рабочей молодежи) – организации, призванной развивать массовую художественную самодеятельность. В период развернувшейся травли Филонова выступил в газете «Советское искусство» и журнале «Юный пролетарий» с резкой критикой своего учителя (1932), после чего другие «филоновцы» считали его ренегатом. С 1943 жил в Москве.

Создавал станковые листы и журнальную графику, но завоевал известность прежде всего как художник книги. Его ранние иллюстрации к Поручику Киже Ю.Н.Тынянова (1930) всецело примыкают к методике «аналитического искусства» – с характерным для последнего «выявлением» (как бы рентгеновским высвечиванием) внутренней жизни вещей и фигур. Позднее перешел к стилистике умеренного, «академического» модерна, сквозь который достаточно экспрессивно проступал тот северный модерн и символизм начала 20 в., что был ранней базой и филоновского искусства. Предпочитая технику рисунка углем и карандашом, а также литографии, сочетал монументально-эпические формы и мотивы с мягкостью светотеневых эффектов. К наиболее значительным графическим циклам Кибрика принадлежат серии романтичных иллюстраций к Кола Брюньону Р.Роллана (1934–1936), Легенде об Уленшпигеле Ш.де Костера (1937–1938), Тарасу Бульбе Н.В.Гоголя (1943–1945) и русским Героическим былинам (1948–1950). К тому же эпосу – но уже как бы современному героическому эпосу – стремился и в своих историко-революционных композициях, ставших образцами соцреалистической графики (серия рисунков В.И.Ленин в 1917 году , 1947, Центральный музей В.И.Ленина, Горки; два листа из этой серии – Есть такая партия ! и Ленин в Разливе – были удостоены Сталинской премии 1948). Среди поздних его работ наиболее известны иллюстрации к Борису Годунову А.С.Пушкина (чернила, 1959–1964, Третьяковская галерея).

С 1930 активно работал как педагог – в Изостудии рабочей молодежи, Академии художеств и Московском институте имени В.И.Сурикова. Из нескольких его публикаций особый интерес представляет «автомонография» Работа и мысли художника (1984), где Кибрик возвращается к творческим впечатлениям юности, объясняя свой разрыв с ленинградским авангардом, но в то же время сообщая и немало ценных сведений о последнем.

Ошибка создания миниатюры: Файл не найден

«Ласочка». Иллюстрация Е. А. Кибрика к повести Р. Роллана «Кола Брюньон».

Евге́ний Адо́льфович Ки́брик (первоначальное имя Герц Адольфович Кибрик ; -) - советский график , иллюстратор и живописец, педагог, профессор.

Биография

Ошибка создания миниатюры: Файл не найден

Могила художника Евгения Адольфовича Кибрика и его сына лингвиста Александра Евгеньевича Кибрика на Новодевичьем кладбище Москвы.

Герц Кибрик (с 1920-х годов - Евгений) родился 8 (21) февраля 1906 года в Вознесенске (ныне Николаевской области Украины), в зажиточной еврейской семье - его отец, Адольф Гершевич Кибрик (ум. 1940), был крупным хлеботорговцем и судовладельцем, занимавшимся баржевыми перевозками .

C 1927 г. сотрудничает, как иллюстратор, в ленинградской газете «Смена». В 1930 г. выполнил иллюстрации к «Подпоручику Киже» Ю. Н. Тынянова , в работе над которыми ему значительно помог учитель, П. Н. Филонов.

В 1930 г. организует в Москве студию ИЗОРАМ. В 1932 г. возвращается в Ленинград. Работает в книжной иллюстрации, преимущественно, в технике литографии .

В 1943 г. выполняет серии рисунков «Земля Узбекистана» и «Фархад-строй». В сентябре 1943 года художника вызвали в Москву в Комитет по делам искусств и командировали в Сталинград, результатом поездки стала серия графических листов «Сталинград».

В 1946-47 гг. создал серию графических работ «В. И. Ленин в 1917 году.» Серия является одной из важнейших работ в советской лениниане; над ленинской темой художник продолжает работать вплоть до 1959 года .

Вёл большую общественную работу, занимался педагогической деятельностью. В 1949 году его избрали членом-корреспондентом АХ СССР , в 1954 году утвердили в звании профессора , с 1962 года - академик, член Президиума АХ СССР . В течение двадцати пяти лет (1953-1978) был профессором МГАХИ имени В. И. Сурикова, руководил мастерской станковой графики, в которой стажировался ряд известных художников.

Е. А. Кибрик умер 18 июля 1978 года . Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 9).

В октябре 1985 года был открыт Вознесенский художественный музей Е. А. Кибрика (филиал отдел Николаевского художественного музея имени В. В. Верещагина), на основании собрания работ художника, переданной его наследниками в дар музею.

Творчество

  • «Подпоручик Киже» Ю. Н. Тынянова, 1930 г.
  • «Невская повесть» Д. М. Лаврухина, 1933 г.
  • «Тяжёлый дивизион» А. Г. Лебеденко, 1934 г.
  • «Кола Брюньон» Р. Роллана, 1934-36 гг.
  • «Легенда об Уленшпигеле» Ш. де Костера, 1937-38 гг.
  • «Тарас Бульба» Н. В. Гоголя, 1944-45 гг.
  • «Героические былины», 1948-50 гг.
  • «Как закалялась сталь» Н. А. Островского, 1953-56 гг.
  • «Борис Годунов» А. С. Пушкина, 1959-64 гг.
  • «Портрет» Н. В. Гоголя, 1973-77 гг.

Награды и премии

  • Сталинская премия третьей степени (1948) - за рисунки «Есть такая партия! » и «Ленин в Разливе » из серии «Ленин в 1917 году» (1947)
  • орден Трудового Красного Знамени (13.04.1956)

Семья

  • Первая жена - писательница Вера Казимировна Кетлинская
  • Вторая жена - художница Лидия Яковлевна Тимошенко (1903-1976). В браке в 1938 по 1959 год
    • сын - лингвист Александр Евгеньевич Кибрик - (1939-2012) , член-корреспондент РАН, член Британской Академии наук, профессор, заведующий кафедрой ОТИПЛ филфака МГУ
      • внук - лингвист Андрей Александрович Кибрик , академик Европейской Академии наук, доктор филологических наук
      • внучка - Кибрик, Антонина Александровна (Нина Кибрик) , художница

Напишите отзыв о статье "Кибрик, Евгений Адольфович"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Кибрик, Евгений Адольфович

– Не поможет. К сожалению, ничто тебе не поможет, Изидора. Уходи. Я помогу тебе вернуться домой... Ты уже прожила здесь свою Судьбу, ты можешь вернуться Домой.
– Где же есть мой Дом?.. – удивлённо спросила я.
– Это далеко... В созвездии Орион есть звезда, с чудесным именем Аста. Это и есть твой Дом, Изидора. Так же, как и мой.
Я потрясённо смотрела на него, не в состоянии поверить. Ни даже понять такую странную новость. Это не укладывалось в моей воспалённой голове ни в какую настоящую реальность и казалось, что я, как Караффа, понемногу схожу с ума... Но Север был реальным, и уж никак не казалось, чтобы он шутил. Поэтому, как-то собравшись, я уже намного спокойнее спросила:
– Как же получилось, что Караффа нашёл Вас? Разве же у него есть Дар?..
– Нет, Дара у него нет. Но у него есть Ум, который ему великолепно служит. Вот он и использовал его, чтобы нас найти. Он о нас читал в очень старой летописи, которую неизвестно, как и откуда достал. Но он знает много, верь мне. У него есть какой-то удивительный источник, из которого он черпает свои знания, но я не ведаю, откуда он, и где можно этот источник найти, чтобы обезопасить его.
– О, не беспокойся! Зато я об этом очень хорошо ведаю! Я знаю этот «источник»!.. Это его дивная библиотека, в которой старейшие рукописи хранятся в несметных количествах. Для них-то, думаю, и нужна Караффе его длинная Жизнь... – мне стало до смерти грустно и по-детски захотелось плакать... – Как же нам уничтожить его, Север?! Он не имеет права жить на земле! Он чудовище, которое унесёт миллионы жизней, если его не остановить! Что же нам делать?
– Тебе – ничего, Изидора. Ты просто должна уйти. Мы найдём способ избавиться от него. Нужно всего лишь время.
– А за это время будут гибнуть невинные люди! Нет, Север, я уйду только тогда, когда у меня не будет выбора. А пока он есть, я буду бороться. Даже если нет никакой надежды.
К Вам привезут мою дочь, береги её. Я не смогу её сберечь...
Его светящаяся фигура стала совершенно прозрачной. И начала исчезать.
– Я ещё вернусь, Изидора. – прошелестел ласковый голос.
– Прощай, Север... – так же тихо ответила я.
– Но, как же так?! – вдруг воскликнула Стелла. – Ты даже не спросила о планете, с которой пришла?!.. Неужели тебе было не интересно?! Как же так?..
Если честно, я тоже еле выдержала, чтобы не спросить Изидору о том же! Её сущность пришла извне, а она даже не поинтересовалась об этом!.. Но в какой-то мере я наверное её понимала, так как это было слишком страшное для неё время, и она смертельно боялась за тех, кого очень сильно любила, и кого всё ещё пыталась спасти. Ну, а Дом – его можно было найти и позже, когда не останется другого выбора, кроме, как только – уйти...
– Нет, милая, я не спросила не потому, что мне не было интересно. А потому, что тогда это было, не столь важно, как-то, что гибли чудесные люди. И гибли они в зверских муках, которые разрешал и поддерживал один человек. И он не имел права существовать на нашей земле. Это было самое важное. А всё остальное можно было оставить на потом.
Стелла покраснела, устыдившись своего всплеска и тихонечко прошептала:
– Ты прости, пожалуйста, Изидора...
А Изидора уже опять «ушла» в своё прошлое, продолжая свой удивительный рассказ...
Как только Север исчез, я тут же попыталась мысленно вызвать своего отца. Но он почему-то не отзывался. Это меня чуточку насторожило, но, не ожидая ничего плохого, я попробовала снова – ответа всё также не было...
Решив пока что не давать волю своему воспалённому воображению и оставив на время отца в покое, я окунулась в сладкие и грустные воспоминания о недавнем визите Анны.
Я до сих пор помнила запах её хрупкого тела, мягкость её густых чёрных волос и необычайную смелость, с которой встречала свою злую судьбу моя чудесная двенадцатилетняя дочь. Я несказанно гордилась ей! Анна была борцом, и я верила, что, что бы ни случилось, она будет бороться до конца, до последнего своего вздоха.
Я пока не знала, удастся ли мне её сберечь, но поклялась себе, что сделаю всё, что будет в моих силах, чтобы спасти её из цепких лап жестокого Папы.
Караффа вернулся через несколько дней, чем-то очень расстроенный и неразговорчивый. Он лишь показал мне рукой, что я должна следовать за ним. Я повиновалась.
Пройдя несколько длинных коридоров, мы очутились в маленьком кабинете, который (как я узнала позже) являлся его частной приёмной, в которую он очень редко приглашал гостей.
Караффа молча указал мне на стул и медленно уселся напротив. Его молчание казалось зловещим и, как я уже знала из собственного печального опыта, никогда не предвещало ничего хорошего. Я же, после встречи с Анной, и неожиданного прихода Севера, непростительно расслабилась, «усыпив» в какой-то мере свою обычную бдительность, и пропустила следующий удар...
– У меня нет времени на любезности, Изидора. Вы будете отвечать на мои вопросы или от этого сильно пострадает кто-то другой. Так что, советую отвечать!
Караффа был злым и раздражённым, и перечить ему в такое время было бы настоящим сумасшествием.
– Я попытаюсь, Ваше святейшество. Что Вы хотите узнать?
– Ваша молодость, Изидора? Как Вы получили её? Вам ведь тридцать восемь лет, а выглядите Вы на двадцать и не меняетесь. Кто Вам дал Вашу молодость? Отвечайте!
Я не могла понять, что так взбесило Караффу?.. За время нашего, уже довольно-таки длительного знакомства, он никогда не кричал и очень редко терял над собой контроль. Теперь же со мной говорил взбешённый, вышедший из себя человек, от которого можно было ожидать чего угодно.
– Отвечайте, мадонна! Или Вас будет ждать другой, весьма неприятный сюрприз.
От такого заявления у меня зашевелились волосы... Я понимала, что пытаться увильнуть от вопроса не удастся. Что-то сильно обозлило Караффу, и он не старался это скрывать. Игру он не принимал, и шутки шутить не собирался. Оставалось только лишь отвечать, слепо надеясь, что он примет полуправду...
– Я потомственная Ведьма, святейшество, и на сегодняшний день – самая сильная из них. Молодость пришла мне по наследству, я не просила её. Так же, как моя мать, моя бабушка, и вся остальная линия Ведьм в моём роду. Вы должны быть одним из нас, Ваше святейшество, чтобы получить это. К тому же, быть самым достойным.
– Чушь, Изидора! Я знал людей, которые сами достигли бессмертия! И они не рождались с ним. Значит, есть пути. И Вы мне их откроете. Уж поверьте мне.
Он был абсолютно прав... Пути были. Но я не собиралась их ему открывать ни за что. Ни за какие пытки.
– Простите меня, Ваше святейшество, но я не могу Вам дать то, что не получала сама. Это невозможно – я не знаю, как. Но Ваш Бог, думаю, подарил бы Вам «вечную жизнь» на нашей грешной земле, если бы считал, что Вы этого достойны, не правда ли?..
Караффа побагровел и прошипел зло, как готовая к атаке ядовитая змея:
– Я думал Вы умнее, Изидора. Что ж, мне не займёт много времени Вас сломать, когда Вы увидите, что я для Вас приготовил...
И резко схватив меня за руку, грубо потащил вниз, в свой ужасающий подвал. Я не успела даже хорошенько испугаться, как мы оказались у той же самой железной двери, за которой, совсем недавно, так зверски погиб мой несчастный замученный муж, мой бедный добрый Джироламо... И вдруг страшная, леденящая душу догадка, полоснула мозг – отец!!! Вот почему он не отвечал на мой неоднократный зов!.. Его, наверняка, схватил и мучил в этом же подвале, стоящий передо мною, дышащий бешенством, изверг, чужой кровью и болью «очищавший» любую цель!..

График, живописец, сценограф

Родился в семье управляющего хлебоэкспортной фирмы. Учился в Одесском художественном институте (1922–1925) у П. Г. Волокидина, Т. Б. Фраермана, ленинградском Вхутеине (1925–1927) у К. С. Петрова-Водкина, С. В. Приселкова, А. И. Савинова.

Жил в Ленинграде (1925–1930, 1932–1943) и Москве (1930–1932, 1943–1978). Был женат на художнице Л. Я. Тимошенко (1938–1959). Занимался станковой, книжной и журнальной графикой. В 1920-е рисовал для газет «Молодая гвардия» (Одесса), «Смена» (Ленинград), журнала «Юный пролетарий» (Ленинград). В 1928–1932 оформлял спектакли в Театре рабочей молодежи («Зови, фабком!» С. Ершова и А. Коровкина, 1928).

В 1926–1930 - член коллектива «Мастера аналитического искусства» (МАИ) П. Н. Филонова. После раскола МАИ был в числе основателей «ИЗОРАМ» (Изостудия рабочей молодежи, 1930–1932), призванной развивать массовую художественную самодеятельность. В период развернувшейся травли П. Н. Филонова выступил в газете «Советское искусство» и журнале «Юный пролетарий» с резкой критикой учителя.

Оформлял книги для Детгиза, издательств «Художественная литература», «Молодая гвардия» и других. Выполнил иллюстрации к книгам: «Подпоручик Киже» (1930), «Смерть Вазир-Мухтара» (1932) Ю. Н. Тынянова, «По следам героя» (1933), «Невская повесть» (1934) Д. М. Лаврухина, «Сказки» (1936), «Борис Годунов» (1965; золотая медаль Академии художеств СССР, серебряная медаль на Международной выставке искусства книги в Лейпциге 1965) А. С. Пушкина, «Кола Брюньон» (1935; серебряная медаль на Всемирной выставке в Париже 1937), «Очарованная душа» (1959) Р. Роллана, «Легенда об Уленшпигеле» Ш. де Костера (1938), «Тарас Бульба» Н. В. Гоголя (1946), «Русские героические былины» (1951), «Как закалялась сталь» (1958; бронзовая медаль на Всемирной выставке в Брюсселе 1958) Н. А. Островского и другим.

Создал станковые работы на революционные темы: «С. Н. Халтурин и В. П. Обнорский за работой над программой Северного союза русских рабочих. 1878 год» (1940), серии «В. И. Ленин в 1917 году» (1946–1947), «1917 год» (1968–1971). Выполнил портреты художников С. Б. Юдовина (1934), Ю. И. Пименова (1965), А. В. Кокорина (1977), писателя Р. Роллана (1935), искусствоведа А. Д. Чегодаева (1954). Автор графических серий: «Коммуна «Новый путь» (1930), «Северокавказская» 1937), по мотивам повести Н. В. Гоголя «Портрет» (1973–1975). По материалам зарубежных поездок выполнил циклы акварелей и рисунков: «Италия» (1956, 1962, 1966–1968), «По Франции» (1959), «Мюнхен» (1965). Постоянно выполнял пейзажные, портретные, жанровые этюды и зарисовки.

В начале Великой Отечественной войны создал ряд плакатов: «Отважные пехотинцы! Враг не выносит красноармейских ударов…» (1941). Участвовал в работе коллектива художников и поэтов «Боевой карандаш» (1941). В 1942–1943 находился в эвакуации в Самарканде. Выполнил серии рисунков «Фархад-строй» (1942–1943), «Земля Узбекистана» (1942–1943). В 1943 Комитетом по делам искусств был командирован в Сталинград; выполнил одноименный цикл рисунков.

С 1927 - участник выставок (выставка мастеров аналитического искусства в ленинградском Доме печати). Экспонировался на выставках: «Современные ленинградские художественные группировки» (1928/1929), 1-й общегородской выставке изобразительных искусств (1930), 1-й выставке ленинградских художников (1935), автолитографии ленинградских художников (1939) в Ленинграде, советской цветной гравюры (1937), Всесоюзных художественных выставках (1939, 1945, 1946, 1947, 1949, 1952, 1957, 1965, 1969, 1973), «Н. В. Гоголь в произведениях советских художников» (1952) в Москве и других. Участник многочисленных международных выставок и выставок советского искусства за рубежом: во Франции (1936, 1960), Болгарии (1936, 1956), Англии (1938, 1945, 1961), США (1940, 1959, 1963, 1973), Польше (1946, 1954), Италии (1956, 1962, 1976), Венгрии (1956, 1973), Чехословакии (1960, 1974), Бразилии (1961). Провел персональные выставки в Ленинграде (1937, 1966, 1978), Москве (1946, 1952, 1956, 1959, 1966, 1975, 1976), Одессе, Харькове (1952, 1976), Львове (1952), Киеве, Кишиневе (1976), Владимире, Ярославле, Вологде (1977).

Преподавал в ИЗОРАМ (1930–1932), Институте живописи, скульптуры и архитектуры (1942–1943) в период его нахождения в эвакуации в Самарканде, Московском государственном художественном институте им. В. И. Сурикова в Москве (1953–1976), профессор (с 1954), руководитель мастерской станковой графики; руководитель творческой мастерской графики Академии художеств СССР в Москве (1967–1976). Среди его учеников: А. П. Мунхалов, В. Е. Попков, Э. С. Сивцев, Н. В. Щеглов. Автор ряда статей и книг, посвященных истории и практике изобразительного искусства, книги воспоминаний «Работа и мысли художника» (М., 1984).

Лауреат Государственной (Сталинской) премии (1948), заслуженный деятель искусств РСФСР (1948), член-корреспондент (1949), действительный член, член президиума Академии художеств СССР (1962), народный художник СССР (1967). Награжден орденами Трудового Красного Знамени (1956), В. И. Ленина (1976).

Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Кибрик - один из крупнейших мастеров советской графики. Его ранние работы (иллюстрации к «Подпоручику Киже» Ю. Н. Тынянова) созданы под значительным влиянием П. Н. Филонова и его метода «аналитического искусства», с характерным выявлением внутренней жизни вещей и фигур. Позднее перешел к стилистике «умеренного» модерна и «академического реализма». Предпочитая техники рисунка углем и карандашом, черной акварели, литографии, сочетал монументально-эпические мотивы с мягкостью световых эффектов. К наиболее значительным графическим циклам принадлежат серии иллюстраций к «Кола Брюньону» Р. Роллана (1934–1936), «Легенде об Уленшпигеле» Ш. де Костера (1937–1938), «Тарасу Бульбе» Н. В. Гоголя (1943–1945), «Русским героическим былинам» (1948–1950).

Творчество представлено в крупнейших музейных собраниях, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, ГМИИ им. А. С. Пушкина и других. На родине художника, в Вознесенске, открыт художественный музей им. Е. А. Кибрика (филиал Николаевского художественного музея им В. В. Верещагина).



Похожие статьи
 
Категории