Биография и творчество майи плисецкой. Пируэты любви майи плисецкой

19.04.2019

Майя Плисецкая умерла в возрасте 89 лет – биография великой балерины, Родион Щедрин, семья и дети Плисецкой. Знаменитая диета легенды русского балета.

Майя Михайловна родилась 20 ноября 1925 года в Москве, в семье известного хоздеятеля Михаила Плисецкого и его жены, актрисы немого кино Рахили Мессерер. Известно, сто в 1932-1936 годах жила на архипелаге Шпицберген, где ее отец работал руководителем «Артикугля», после чего был назначен на должность генконсула СССР. В ночь на 1 мая 1938 года отца Майи Плисецкой арестовали и в этом же году расстреляли (однако, во время хрущевской оттепели он был реабилитирован). Мать Майи, Рахиль Мессерер арестовали через год после мужа и вместе с младшим братом балерины посадили в Бутырскую тюрьму в Москве. Позже ее выслали в Казахстан, а Акмолинский лагерь для жен изменников.

Майю и двух ее братьев не отдали в детский дом – их взяла к себе тетя по линии матери, Суламифь Мессерер. Мать Плисецкой смогла вернуться в Москву всего за несколько месяцев до начала Великой Отечественной Войны. В сентябре 1941 семья уехала в эвакуацию в Свердловск, где находилась год. именно там Плисецкая первый раз сыграла в «Умирающем лебеде», хотя больших возможностей для занятия балетом в Свердловске не было. В 1943 году она окончила Московское хореографическое училище и сразу же была принята в труппу Большого театра, где находилась в статусе прима-балерины.

В 1944 году Майе досталась главная роль Маши в спектакле «Щелкунчик», в 1945 она исполнила партию в качестве феи Осени в «Золушке» Прокофьева.

1947 год – первый раз танцевала Одетту и Одилию в «Лебедином озере» постановки Чайковского, а в 1948 году состоялся ее дебют в «Бахчисарайском фонтане», Майя исполнила роль Заремы.


Плисецкая принимала участие в таких постановках, как»Жизель» (Адольф Шарль Адан), «Дон Кихот» (Людвиг Минкус), «Конек Горбунок» (Родион Щедрин), «Спящая красавица» (Чайковский), «Раймонд» (Александр Глазунов). Кроме того, она участвовала в трех постановках балета «Спартак» Арама Хачатуряна (1958 и 1971 – партия Эгины, 1962 – Фригии). В 1961 году в репертар Майи Михайловны вошел балет «Ромео и Джульетта», поставленный Сергеем Прокофьевым. А в 1965 году Плисецкая сыграла первую роль в балете «Легенда о любви» (Ариф Меликов).


В 1960 году Майя Плисецкая заменила в Большом театре в качестве первой балерины ушедшую Галину Уланову. Она выражала желание танцевать не только классические постановки, но и современные балетные спектакли.

1967 год, 20 апреля – на сцене Большого первая постановка «Кармен-сюиты» (Бизе – Щедрин), поставленная специально для Плисецкой. Балет имел ошеломительный успех, стал одни из мировых в балетном искусстве и даже экранизирован в 1969 и 1978 годах.

В 1972 году Плисецкая танцует Анну Каренину в одноименной постановке своего супруга, Родиона Щедрина. Кроме того, в «Анне Карениной» она первый раз пробует себя в качестве хореографа. В 1980 Плисецкая самостоятельно поставила на сцене Большого театра балет Родиона Щедрина «Чайка».


В 1983 году Майя Михайловна получила очень заманчивое предложение стать худруком балета Римской оперы. Она проработала на тех подмостках всего полтора года, но успела поставить «Айседору», обновила «Федру» и поставила «Раймонду» для открытой сцены (1984 год).

1987 – 1990 года, Плисецкая большую часть времени работала в Испании, где была руководителем балетной труппы «Театро лирико насиональ». Ею были поставлены и возобновлены «Тщетная предосторожность» (Петр Гертель, балетмейстер Александр Горский), «Кармен-сюита».


Плисецкая некоторое время весьма тесно сотрудничала с Монсеррат Кабалье. По ее инициативе она принимала самое активное участие в постановке балета-оперы «Виллиса» (Джакомо Пуччини), впервые спектакль показали во время фестиваля искусстве в Переладе (Каталония, Испания).

В 1988 году великая балерина танцевала в поставленном специально для нее балете «Мария Стюарт» (Эмилио де Диего). Свою последнюю партию исполнила в 1990 году – «Даму с собачкой». В этом же году она ушла из Большого ввиду сильных разногласий с руководством.

Однако, ее карьера на этом не закончилась. Она продолжает тесно сотрудничать со многими мировыми хореографами, в числе которых «Марсельский балет» от Ролана Пети и «Балет ХХ века» от Мориса Бежара. В 1992 Плисецкая исполнила главную партии. В «Безумной из Шайо» на сцене «Эспас Пьер Карден». В 1994 году на сцене Александровского театра в Санкт-Петербурге Майя Плисецкая стала членом жюри в Первом Международном балетном конкурсе «Майя». Она сама формировала состав конкурса.

В 1995 году Майя Михайловна стала почетным президентом труппы «Имперский русский балет».

Плисецкая была автором нескольких автобиографических книг, в числе которых вышедшая в 1994 «Я, Майя Плисецкая», «Тринадцать лет спустя: Сердитые заметки в тринадцати главах» (2007), а также «Читая жизнь свою» (2010). «Я, Майя Плисецкая» была переведена на 11 мировых языков и выдержала несколько переизданий. Ее творчеству посвятила книгу Наталья Рославлева в одноименной книге.

Она была удостоена великого множества наград, среди которых народная артистка СССР (1959), кавалер трех орденов Ленина (1067, 1976, 1985), ордена Почетного легиона (Франция, 1986), «Орден Изабеллы Католической» (1991 год, награда получена из рук короля Испании), «Золотая медаль искусств» (1991, Испания) и многие другие.
В 1994 Институт теоретической астрономии присвоил имя Майи Плисецкой малой планете №4626.

Жизнь Плисецкой оборвалась 2 мая 2015 года в Мюнхене, куда они с мужем Родионом Щедриным уехали в 1991 году. Официальной причиной смерти объявлен сердечный приступ.

Майя Плисецкая – личная жизнь, Родион Щедрин, семья и дети. В своих собственный мемуарах Плисецкая упоминала об отношениях с Эсфендьяром Кашани и Вячеславом Голубиным. В 1956 году она в течение трех месяцев была женой Мариса Лиепы, но скоропалительный брак также быстро распался. В 1958 вышла замуж за Родиона Щедрина, с ним она прожила до самой свей смерти. Они были не только любящими супругами, но и коллегами. Щедрин поставил многочисленное количество постановок, где главные партии исполнила Майя Плисецкая. Детей у пары не было. В самом начале их брака Плисецкая забеременела от Щедрина, но сделала аборт.

Майя Плисецкая – знаменитая диета. Как такой ее действительно не было, Плисецкая придерживалась основ правильного питания. Однажды на вопрос журналистов о своем великолепном внешнем облике и секретом красоты Плисецкая ответила: «Сижу на жравши!».











Если вам понравилась эта публикация,

Оригинал взят у tanjand в «Где есть воля, там есть путь»

Это будет рассказ о талантливой женщине удивительной судьбы, и матери потрясающи детей. Ее дочь мы все знаем и любим, и недавно почтили памятником. Но единицы знают судьбу этой выдающейся семьи…. Она как книга, как роман, которым можно зачитываться, в котором немало драматических страниц, и немало ярких, творческих событий . Речь пойдет о Рахиль Мессерер-Плисецкой, маме Ра, как ее звали близкие, маме звездной балерины Майи Плисецкой.

О ее судьбе рассказывает племянник Рахиль Мессерер-Плисецкой, Азарий Мессерер.

Родилась Рахиль 4 марта 1902 года в Вильне, семья переехала в Москву, когда ей было два года. По-видимому, Рахиль проявляла большие способности в детстве, потому что ее, несмотря на процентные нормы для евреев, приняли в одну из престижных московских гимназий, которую основала княгиня Львова.

Учеба в гимназии была прервана во время революции. Наступили голодные, холодные годы, и Рахиль очень рано стала помогать матери заботиться о младших сестрах и братьях.



Семья Мессерер. Слева направо сидят: Александр, Сима Моисеевна (мать), Михаил Борисович (отец), Рахиль и Елизавета. Стоят: Эммануил, Азарий, Асаф, Маттаний и Суламифь.

Рахиль принимала важные решения, определявшие судьбу братьев и сестер. Например, в семье только она знала о страстном желании Асафа заниматься балетом.
Отцу он боялся сказать о своих планах, зная, что, при всей его любви к театру, он не одобрит это решение. Рахиль же сказала Осе, так она звала Асафа, — если любишь сильно балет, значит иди в балет.

Поступив в частную балетную школу лишь в 16 лет, Асаф добился таких феноменальных успехов, что через два года его приняли в выпускной класс Хореографического училища Большого театра.

Именно тогда Рахиль решила, что у ее младшей сестры Суламифи есть все данные, чтобы пойти по стопам Асафа. Она повела Миту, как ее звали в семье, на вступительный экзамен в Хореографическое училище, сшив ей красивую балетную пачку. Так что оба прославленных артиста избрали балетную карьеру во многом благодаря Рахили.

Девятнадцатилетняя Рахиль поступила в Институт кинематографии вскоре после его основания.

На приемном экзамене председатель комиссии Лев Кулешов попросил ее исполнить этюд — поймать бабочку. Рахиль долго подкрадывалась к воображаемой бабочке и промазывала — неудачно «накидывала сачок». В конце концов от досады она разревелась так убедительно, что экзаменаторы сами чуть не прослезились.

Училась она у знаменитых режиссеров и педагогов.

В ее студенческой компании душой общества был однокурсник Владимир Плисецкий — остроумный, обаятельный, атлетически сложенный.

На одну из вечеринок он привел своего старшего брата Михаила. Так получилось, что оба брата стали ухаживать за красавицей Рахилью — любовный треугольник. Рахиль отдала свое сердце Михаилу и вышла за него замуж.

Карьера Рахили в кино начиналась весьма успешно. Протазанов считал, что её необыкновенная, можно сказать, библейская красота (огромные, печальные глаза, иссиня чёрные волосы и смуглый цвет лица) — восточного типа, поэтому он предложил ей сниматься на главных ролях в новой студии «Узбекфильм», открывшейся в Ташкенте.
Там она снялась в фильмах «Вторая жена» (1927), «Прокажённая» (1928), «Долина Слёз» (1929) и других. Эти фильмы имели в свое время большой успех, и печальные глаза Рахили смотрели с афиш многих кинотеатров страны.
Роли ее были трагическими.

Нет сомнения, что Рахиль была талантливой актрисой, ее страдания на экране брали за душу. А мне смотреть эти фильмы особенно больно, ибо я знаю, что судьба ей готовила не менее тяжкие испытания, чем у ее героинь.

После рождения Майи Рахиль некоторое время еще продолжала сниматься в кино и в Ташкенте, и на Мосфильме. Иногда она брала дочку на съемки комедии «Сто двадцать тысяч».

Четырехлетняя Майя побывала и на просмотре фильма «Прокаженная». Она разрыдалась на весь зал, когда увидела, как басмачи бросили несчастную героиню под копыта лошадей. Мать долго успокаивала ее, говоря, что это только кино, что она с ней, но Майя упорно повторяла: «Они же тебя убили!»

Рахиль вынуждена была уйти из кино, когда ожидала второго ребенка, а мужа назначили управляющим рудниками «Арктикуголь» и консулом СССР на норвежском заполярном острове Шпицберген, где он организовал добычу угля.

В 1932 году Рахиль прибыла на Шпицберген с грудным ребенком Аликом и семилетней Майей с последним кораблем — навигация прекращалась почти на полгода, — пережив в море чудовищный восьмибальный шторм. Сразу же обнаружилось, что «Арктикуголь», организация, направлявшая рабочих на Шпицберген, не обеспечила полярников даже одеялами. Не ждать же было полгода следующей навигации, и Рахиль вместе с женами шахтеров стала шить одеяла из материалов, имевшихся на складе.

Она работала телефонисткой, но, главное, помогала мужу скрасить жизнь работников советской колонии. Например, она организовывала самодеятельные концерты. Под ее руководством была поставлена опера «Русалка», где Майя сыграла роль Русалочки. Это было первое выступление великой балерины на сцене, и в семье часто вспоминали пушкинскую фразу, которую она произносила с непосредственностью ребенка: «А что такое деньги, я не знаю».

Академик Отто Шмидт, возглавлявший Главное Управление Северного Морского Пути, назначил его генеральным директором треста «Арктикуголь», и они получили квартиру в центре Москвы. В это время семья Мессерер была на вершине славы. Достаточно упомянуть одно событие, происшедшее в январе 1936 года.

В тот день, после окончания всех спектаклей толпа актеров и театралов собралась у входа в МХАТ.

Они не выходили из театра, а наоборот пытались пройти внутрь. Ажиотаж был так велик, что пришлось выставить заслон контролеров, которые пропускали только тех, кто имел приглашение на вечер семьи Мессерер.

Участвовали три сестры и два брата — великолепная пятерка. Показывали отрывки из фильмов, в которых снималась Рахиль. Суламифь и Асаф исполняли па-де-де из «Дон Кихота» и свои лучшие сольные номера. Азарий и Елизавета играли сцены из нескольких классических и современных спектаклей, а также исполняли пародии на Станиславского, Немировича-Данченко, Алису Коонен и других. Вечер имел невероятный успех.

Но атмосфера в Москве уже была предгрозовой, и вскоре разразился Большой террор. Муж Рахили был арестован 30 апреля 1937 года, когда Рахиль была на седьмом месяце беременности.

Майя рассказывала, как она живо помнит руки отца, тонкие длинные пальцы и шрам, оставшийся от удара саблей: он воевал в Гражданскую войну на стороне красных. Она задумалась, а потом добавила, что каждый день мысленно видит, как пытают отца, ломают его руки...

Я не поверил: «Неужели каждый день?»
«Да, и часто по ночам», — ответила она. Я помню, что тогда мне пришла в голову мысль: может быть поэтому она стала не только великой балериной, но и трагической актрисой. <...>

Спустя полвека, точнее в 1992-93 годах, младший брат Рахили Александр получил доступ к протоколам допросов Михаила Плисецкого. Из пожелтевших страниц было предельно ясно, какой повод придумали следователи, чтобы расправиться с мужем Рахили. Верный своему принципу помогать друзьям в трудные минуты, он взял на работу на Шпицберген Р.В. Пикеля, когда тот уже был в опале за близость к Зиновьеву.

В 1936 году Пикель выступил с «признаниями» на знаменитом публичном судилище Зиновьева, Каменева и других. В частности, он признавал свое «участие в покушении на жизнь Сталина».

После расстрела Пикеля НКВД стал арестовывать всех, кто был связан с ним.

Михаил Плисецкий долго отвергал чудовищные обвинения, но в середине июля неожиданно подписал признание. А произошло следующее: 13 июля 1937 года родился Азарий. 22 июля Рахиль вернулась с ним из роддома. 23 июля раздался телефонный звонок и голос в трубке произнёс: «Вопросов не задавать, отвечайте, кто родился?!» Испуганная Рахиль сказала: «Сын».

Тот звонок был, по всей вероятности, сделан из кабинета, где допрашивали Михаила Плисецкого. Чекисты, видимо, что-то пообещали за эту информацию. Но вскоре стали арестовывать и жён «врагов народа». Рахиль с грудным ребёнком забрали в начале весны 1938 года.

В тот день Рахиль купила цветы и собиралась пойти вместе с детьми в Большой театр на «Спящую красавицу», чтобы посмотреть Суламифь и Асафа в главных ролях. Когда за ней пришли чекисты, она велела Майе ехать с Аликом в Большой без нее, передать Мите и Асафу цветы и сказать им, что ее срочно вызвали к мужу на Шпицберген.

Перед спектаклем Суламифи и Асафу сообщили, что к ним на 16-й служебный подъезд пришли дети. Суламифь пишет в своих мемуарах: «Как я танцевала, не помню. Помню только, брат нашептывал при поддержке: держись, держись, ничего такого, может, не случилось...».

В антракте Мита позвонила Рахили. Ее страшные опасения подтвердились: Рахиль с ребенком увезли в тюрьму. Суламифь взяла к себе жить Майю, а Асаф — Алика, который был на год старше его сына Бориса (ныне прославленного художника).

В то время Рахиль сидела в огромной круглой камере, в башне Бутырской тюрьмы, вместе с десятками других матерей с орущими грудными детьми. Сокамерницы старались как могли морально поддержать друг друга. Об этом, в частности, свидетельствует колыбельная, которую они пели в Бутырке и слова которой Рахиль вспомнила и записала через много лет:

Утром рано, на рассвете
Корпусной придет.
На поверку встанут дети,
Солнышко взойдет.
Проберётся лучик тонкий
По стене сырой,
К заключённому ребенку,
К крошке дорогой.
Но светлее все ж не станет
Мрачное жилье,
Кто вернёт тебе румянец,
Солнышко мое?
За решеткой, за замками
Дни, словно года.
Плачут дети, даже мамы
Плачут иногда.
Но выращивают смену, закалив сердца.
Ты, дитя, не верь в измену
Твоего отца.

Последние строчки звучат диссонансом к мрачной лирике всего стихотворения. Однако, они отражают жизненное кредо Рахили.

Она была хрупкой маленькой женщиной, но по стойкости характера не уступала закалённым бойцам. Это вскоре поняли и ее опытные душегубы-следователи.


Она не пошла ни на какие компромиссы, отрицала, что знала о якобы «преступной деятельности» мужа. В деле так и записано: «Отрицает, но не могла не знать».

После Бутырки её с Азариком отправили в Гулаг, точнее в «АЛЖИР» — так называли тогда «Акмолинский Лагерь Жён Изменников Родины».

Ехали они в телятнике, вагоне для скота до отказа набитом политическими и уголовницами. От цыганки, переспавшей с начальником состава, она узнала, что везут их в Казахстан. Холодные ветры свистели в щелях. Мучила безумная жажда — кормили сушёной воблой, почти не давая воды. Но ещё больше её мучила мысль о том, как дать знать о себе родным. Научили опять же уголовницы.

На клочке бумажки, смоченной головкой спички Рахиль написала несколько строк: «Едем в сторону Караганды, в лагерь Акмолинской области. Ребенок со мной...», и московский адрес родственников: Москва, ул. Дзержинского, дом 23, кв. 3.
Сложила бумажку треугольником и заклеила мякишем чёрного хлеба. Когда поезд остановился на одном из разъездов, Рахиль, встав на нары, через зарешёченное окошко увидела стоящих на путях двух стрелочниц.

Она помахала им и бросила письмо. Одна из женщин тут же отвернулась, а другая, проводив глазами подхваченный ветром и перелетевший через состав листок, кивнула Рахили.

Та добрая душа не зря кивнула. Письмо дошло! Суламифь решила, что это Всевышний указывает ей, что надо спасать сестру. Надев на костюм только что полученный орден «Знак Почёта», она пробилась на прием к чекистским чинам, выпросила разрешение посетить сестру и взять у нее ребенка, а затем отправилась в тяжелейшее путешествие за тысячи и тысячи километров, в лагерь «Алжир».

Рахиль упала в обморок, когда ей сказали, что к ней приехала сестра, и она может с ней встретиться. Придя в себя, она узнала, что Суламифь хочет забрать ребенка. Конечно, она мечтала отправить Азарика на свободу, но также знала, что это может привести к ее гибели. Дело в том, что тюремщики освободили ее как кормящую мать от самых тяжелых работ.

Она говорила с сестрой в присутствии коменданта лагеря, но сестры понимали друг друга с одного взгляда. В конце свидания Мита сказала, что мальчик еще слишком слаб, чтобы выдержать долгое путешествие, и попросила разрешения присылать посылки, чтобы подкормить его.

Как скостить срок или вообще вызволить Рахиль и Азарика из Гулага? Существовала одна маленькая надежда. По Москве прошел слух, что на одном приёме в Кремле, после концерта, Сталин предложил тост за Асафа Мессерера. Правда ли это? Много лет спустя в Нью-Йорке я спросил об этом самого Асафа, и он подтвердил.

Его и Лепешинскую, считавшихся тогда первой парой в Большом, иногда приглашали на концерты в Кремль. Однажды после концерта он с группой артистов сидел за банкетным столом и разговаривал о чем-то с соседом и вдруг почувствовал себя неловко: ему показалось, что все на него смотрят.

Он обернулся и увидел за спиной Сталина. Думал встать, но Сталин похлопал его по плечу и сказал: «Хорошо танцуешь. Очень высоко прыгаешь! Вот она — он указал на Лепешинскую, — как стрекоза, а ты — как орлик».

В это время Ворошилов задал Сталину какой-то вопрос. Сталин отвлёкся, но, ответив, опять обернулся к Асафу, поднял бокал и сказал, что пьёт за него. Асаф был потрясён и не знал, как отвечать. А Сталин пошёл дальше.

Семья стала требовать от Асафа помочь Рахили, раз уж за него пил сам Сталин. Вскоре после этого Асафа пригласили ставить праздничный концерт в клубе НКВД. <...>

В начале 1939 года Асаф сидел на премьере своей постановки в клубе НКВД и, разговорившись с соседом, узнал, что тот был не кто иной, как секретарь заместителя наркома НКВД. Асаф, столь убедительно игравший героические роли на сцене, в жизни был очень скромным. Можно представить себе, через какие муки он прошел, решившись на смелый шаг: подавив робость, он попросил соседа устроить встречу по личному делу с его начальником... только, если можно, придет сестра, она лучше знакома с этим делом. Возможно, успех постановки и то, что Асафу устроили овацию, когда он вышел на сцену, подействовали на соседа по креслу, и тот устроил Мите аудиенцию с заместителем наркома, который впоследствии тоже был расстрелян.

Суламифь красноречиво описала ему все мытарства Рахили и ребенка и добилась невероятного: лагерь заменили на поселение в Казахстане, а именно в городе Чимкенте. Более того, Мите разрешили самой перевезти сестру.

Чимкент был захолустным среднеазиатским городком, там было немало ссыльных и таких же, как Рахиль, овдовевших женщин с детьми. Существовал даже клуб Культуры, при котором Рахиль организовала балетный кружок.

Красивая и еще молодая Рахиль привлекла внимание местных мужчин, и ей даже делали предложения, но она отказывала всем, веря, что ее любимый муж вернется. Однажды она получила посылку от Миты, в которой были конфеты «Мишка на севере». По-видимому, ранее она их не видела. Автором этого названия, как и конфет «Белочка», была знаменитый режиссер Наталья Сац, чей муж, до того, как он был арестован и расстрелян, был министром пищевой промышленности. Она полушутя сказала мне во время интервью, что если память о ней и останется, то из-за этих конфет.

Так вот, Рахиль решила, что Мита послала ей конфеты не случайно, дескать, это знак, что ее Михаил вернулся на Шпицберген и скоро она его увидит. Как и многие другие женщины, она долго не могла осознать чудовищный смысл сталинского подложного приговора «десять лет без права переписки», означавшего расстрел.

К тому времени Михаила Плисецкого уже расстреляли. Только четыре десятилетия спустя Рахиль получила документальное подтверждение:

«Уважаемая Рахиль Михайловна! — писал в 1989 году А.Никонов, начальник секретариата военной коллегии Верховного суда СССР. — На Ваш запрос сообщаю: Плисецкий Михаил Эммануилович, 1899 года рождения, член ВКП(б) с 1919, до ареста — управляющий треста „Арктик-уголь“ Главсевморпути, был необоснованно приговорен 8 января 1938 года к расстрелу по ложному обвинению в шпионаже, во вредительстве и в участии в антисоветской террористической организации. Приговор приведен в исполнение. Это произошло немедленно после вынесения приговора — 8 января 1938 года... Проведенной в 1955-56 году дополнительной проверкой было установлено, что Плисецкий М.Э. был осужден необоснованно...».

Расстрел санкционировали Жданов, Молотов, Каганович, Ворошилов — на титуле так называемого «сталинского расстрельного списка» их имена. Известно теперь даже место расстрела и захоронения — расстрельный полигон НКВД «Коммунарка», под Москвой.

Он погиб в расцвете лет, даже не подозревая, что его дочь станет великой балериной. Рахиль, навсегда оставшаяся одинокой, возненавидела сталинщину, кровавый режим, лишивший ее и ее детей любимого человека — отца, уничтоживший миллионы других отцов... Она привила эту ненависть и в то же время укрепила волю к молчаливому противоборству сталинскому отребью и Майе, и своим сыновьям, и нам, близким родственникам.

Рахиль вернулась в Москву за два месяца до начала войны и поселилась у Суламифи и ее мужа, где жила Майя. Они едва разместились в двух маленьких смежных комнатках в огромной коммунальной квартире в Щепкинском проезде, позади Большого театра. Рахиль и Азарик спали на раскладушке, которую устанавливали на ночь у самой двери, и такие условия казались ей раем после лагеря и жалкой лачуги в Чимкенте.
Она радовалась еще и потому, что перед самой войной оказалась свидетельницей первого большого успеха дочери в школьном концерте.

Майя Плисецкая считает, что выступление в поставленном Леонидом Якобсоном специально для школьников номере «Экспромт» имело особое значение в ее карьере, ибо она «шагнула из робкого балетного детства в самостоятельную, взрослую, рисковую, но прекрасную профессиональную балетную жизнь».

Через несколько месяцев после начала войны Рахиль с детьми эвакуировалась в Свердловск, где ей удалось с большим трудом устроиться регистратором в поликлинику, чтобы получить карточку на пропитание детей.

Меня особенно потрясли письма отца семейства, Михаила Борисовича, к сыну и брату Рахили, Эммануилу Мессереру — моему отцу. Он погиб во время бомбежки, когда дежурил на крыше московского дома. Эту трагедию скрывали от Михаила Борисовича. Письма возвращались к нему со штампом «адресат выбыл», а он пересылал их Рахили, требуя объяснить, почему Нуля, как он называл Эммануила, не отвечает.

Она пыталась отправить посылки своему старшему брату Маттанию, профессору, томившемуся в Гулаге, что видно из письма Елизаветы к ней от 16 февраля 1942 года.

«Рахилинька, солнышко мое. Много слез пролила я, читая твое письмо. Как ужасно узнала ты о нашем огромном несчастье. Ты знаешь подробности этой катастрофы, и я не буду растравлять твои нервы, описывая вновь все это... Глубоко взволновало меня то место, где ты пишешь о Маттании.
Что делать? Что предпринять? Два дня назад я получила от него открытку. Он просит прислать ему посылочку. Просит немного сахару, сухарей и махорки. Сердце сжимается от боли за него.
Я могу собрать ему посылку, кроме сахара. Но у нас принимают только подарки на фронт, а в тыл нет. Может быть, от вас примут? Буду еще пытаться... Пиши мне, Рахилинька чаще. Для меня такая радость получать твои письма».

А вот отрывок из письма Асафа, который в то время находился в Куйбышеве, где руководил эвакуированной труппой Большого театра:

«Дорогая Рахилинька. Получил я твое письмо, где ты просишь устроить тебя в Куйбышеве. Здесь очень трудно с жилищным вопросом. Комнату достать невозможно, единственная возможность — это устроиться в общежитии Большого театра. Я думаю, что мне разрешат, но имей в виду, что там человек по 20-25 в комнате... Меня очень волнует вопрос с твоим приездом в связи с эпидемией сыпного тифа».

В Куйбышев Рахиль стремилась переехать из-за Майи, которая год не занималась балетом, ей необходимо было возобновить занятия. Но вскоре Рахиль узнает, что часть труппы возвратилась в Москву и, по слухам, в училище возобновилась работа. Несмотря на опасность и на отсутствие пропуска в Москву, она отпускает шестнадцатилетнюю дочь в столицу, к Суламифи, которую вызвали для участия в первых московских спектаклях военного времени. К счастью, Майю приняли в выпускной класс, и она стала участвовать в спектаклях Большого, поскольку в театре не хватало солисток.

Я помню Рахиль сразу после войны. Ее сыновей, учившихся в Хореографическом училище, отправили на лето в пионерский лагерь, в Поленово, рядом со знаменитой Тарусой, и Рахиль устроилась там работать. Меня тоже взяли в этот лагерь, хотя мне было только 6 лет. Я впервые оказался вдали от дома в течение 3 месяцев, и если б не Рахиль, мне было бы очень тяжко. Она относилась ко мне по-матерински, и я бежал к ней утешаться после любого мальчишеского конфликта.

С тех пор я всю жизнь любил ее как вторую мать. Когда в нашей коммунальной квартире был ремонт, я попросился жить у Рахили в той самой коммуналке, в Щепкинском проезде. Меня приняли, несмотря на тесноту, и я спал на кровати между двумя знаменитыми балеринами, Майей и Суламифью. Мамин брат, живший с нами, шутил по этому поводу, говоря, что с ранних лет я подаю большие надежды в отношении женщин. Я, конечно, тогда не понимал, что он имел в виду.

В 60-е годы Суламифь стала уезжать в длительные командировки за границу, чаще всего в Японию, где она основала первую балетную школу и назвала ее именем Чайковского. Она оставляла своего сына Мишу с Рахилью, зная, что сестра не только будет заботиться о нем, но и сумеет воспитать его. У Рахили хватало материнской любви на всех. (Недавно Михаил Мессерер был назначен главным балетмейстером Михайловского театра в Петербурге, при том, что он продолжает быть педагогом Королевского балета в Лондоне).

Кинорежиссер Василий Катанян, друживший с Майей Плисецкой, пишет в книге «Прикосновения к идолам»: «Я очень любил ее мать, Рахиль Михайловну, достойную, добрую женщину. Непонятно было, как она все успевала — готовка, уборка, все ели в разное время, Майя шла в класс — надо выгладить хитон, Алик вернулся с репетиции, младший готовит уроки... Она была подвижная и стремительная».

Все перипетии бурной жизни детей Рахили непосредственно ее касались: и триумфы на сцене, и неприятности. Она, например, остро переживала за Майю в 50-е годы. Майя пишет, что была тогда на грани самоубийства: в течение 6 лет КГБ подозревала ее в шпионаже из-за одной встречи с английским дипломатом, отказывая ей в выезде за границу. Английские, американские, французские импресарио требовали, чтобы гастроли Большого включали балеты с участием Плисецкой, а Госконцерт в последнюю минуту объявлял, что по тем или иным причинам она, якобы, не могла приехать. Майя пережила эту опалу во многом благодаря моральной поддержке матери. Она также пишет, что ей и ее мужу, выдающемуся композитору Родиону Щедрину, удалось получить маленькую квартиру в 1958-м году во многом благодаря хлопотам мамы, у которой «характер был тихий, но упрямый до крайности». Действительно, ради детей Рахиль готова была пробить любую бюрократическую стену.

В 70-е годы внутри Большого театра развернулась жестокая борьба двух лагерей — Майи Плисецкой и Юрия Григоровича, авторитарного художественного руководителя балета, не допускавшего крупных хореографов к постановке спектаклей. От этой вражды пострадали, в частности, карьеры Азария и Александра. Григорович всячески препятствовал их продвижению в театре, и они вынуждены были надолго уехать из Москвы. Рахиль очень страдала от разлуки с сыновьями. И, конечно, самой страшной трагедией в ее жизни явилась ранняя смерть Александра Плисецкого, страдавшего пороком сердца. Он так и не дождался вызова из Америки, где известный хирург обещал сделать ему операцию, и умер во время операции в московской больнице. Рахиль тогда резко сдала и постарела...

В ее жизни было много горя и много радости. Она не пропускала ни одного спектакля с участием Майи, Александра или Азария. Рахиль обычно сидела в первых рядах, рядом со своим младшим братом Александром и знаменитой Лилей Брик, в одном из красивых черных платьев, улыбаясь многочисленным поклонникам её детей, то и дело подходившим к ней в антракте. Иногда она дарила знакомым фотографии, подписывая «На добрую память от мамы Майи».

В конце жизни Рахиль Михайловна получила возможность путешествовать. Гостила в Англии у сестры Суламифи, которую английская королева наградила высшим орденом за вклад в культуру Великобритании. Она также провела полгода на Кубе, где работал Азарий, во Франции и Испании. В девяностом году она приехала в Америку в сопровождении брата Александра, который нежно ухаживал за ней и фактически продлил ей жизнь.

Рахиль умерла в возрасте 91 года и была похоронена в семейной могиле на Новодевичьем кладбище, в начале знаменитой аллеи Вишневого сада. Первым там был похоронен в 1937-м году ее брат Азарий, выдающийся актер-мхатовец, в честь которого Рахиль назвала сына, родившегося в том же году. Эта могила находится рядом с могилами Чехова, Левитана, Станиславского и Гоголя. Удивительно, что так же, как на могилах этих гениев России, на ее могиле появляются иногда цветы, положенные неизвестно кем. По-видимому, москвичи помнят ее.

Первый мужчина легендарной балерины повесился в туалете, а воздыхатель-дипломат развлекался с ней в лесу

Великая Майя ПЛИСЕЦКАЯ, о кончине которой сейчас скорбит весь мир, царствовала на сцене 60 лет (из них полвека - в Большом театре). Супруг, знаменитый композитор Родион ЩЕДРИН, посвящал ей балеты и всю жизнь подпитывал своей любовью. Однако были и другие мужчины, которым посчастливилось завоевать сердце блистательной танцовщицы.

Майя всегда себя чувствовала совершенно отдельной персоной, - говорит балерина Ксения Рябинкина, мать актера Евгения Стычкина. - Считала, что все правила, жизненные и человеческие, ей не подходят. Она любила мужчин, у нее было много романов... Это ее жизнь!

Слава

Невероятной влюбчи-востью Майя отличалась с ранней юности. Ее первым мужчиной стал коллега по Большому театру Вячеслав Голубин. Он оказался одним из немногих избранников балерины, кто был ее старше. Но всего на два года. Со Славой Плисецкая не только партнерствовала в «Лебедином озере», но и подрабатывала в концертах на других сценах.
На одной из репетиций на гастролях в Праге в 1947-м балерина случайно заехала Славе локтем в нос. Танцовщика госпитализировали с открытым переломом и вскоре отправили в Москву. Выступить перед чешскими зрителями ему тогда не довелось. С тех пор Голубин не вставал в пару с Плисецкой, а их романтические отношения сошли на нет.
- Голубин был моей первой любовью, - писала балерина в автобиографической книге «Я, Майя Плисецкая». - Слава хорошо начинал, вел несколько балетов. Но стал пить, и это сломало ему карьеру и жизнь. 30-летним он наложил на себя руки, повесившись на водопроводной трубе унитаза в туалете своей квартиры.

Эсфендьяр

Не скрывала Плисецкая и своего романа с танцовщиком из кордебалета Эсфендьяром Кашани. Красавец с иранскими корнями разбил не одно женское сердце. Майя обратила внимание на Эсфендьяра в тренировочном классе. Он тоже увлекся эффектной примой и вскоре стал регулярно принимать Плисецкую у себя в коммуналке на Шаболовке.
Балерина прикатывала туда на черном лимузине, за рулем которого сидел ее личный шофер. По тем временам, а дело было в послевоенном 49-м, это было невероятным шиком. У соседей юноши (он был моложе нашей героини на пять лет) появилось много поводов для сплетен.
Майя познакомила Кашани с родственниками и подружилась с его мамой. Дело шло к свадьбе, но Плисецкая неожиданно порвала отношения с персом, даже не объяснив ему своего решения. Позже - в середине 70-х - Эсфендьяр покинул Большой и ушел работать с тренером по фигурному катанию Татьяной Тарасовой.

Марис

Первым официальным мужем Плисецкой стал знаменитый танцовщик Марис Лиепа. Они поженились в 1956-м. Развелись спустя три месяца.
С Марисом, оказавшимся моложе ее на 11 лет, Майя Михайловна познакомилась в родном Большом во время фестиваля латвийского искусства. Звезда балета предложила перспективному Лиепе стать ее партнером в «Лебедином озере». И вскоре решила взять с собой на заграничные гастроли - в Будапешт. Но кагэбэшники ни в какую не хотели выпускать прибалта за рубеж. И тогда Майя, недолго думая, официально с ним расписалась. И победила!
- Отец отшучивался: «Мы были женаты неделю. В начале недели Майя всем говорила: «Боже, какой Марис великолепный!» А в конце недели разочарованно повторяла: «Боже! Какой он ужасный!» - рассказывала дочь Лиепы Мария.
Они были идеальными партнерами и, поженившись, видимо, решили, что будут идеальной парой. Но... не сошлись характерами.

Со вторым и последним мужем, композитором Родионом Щедриным, с которым Майя Михайлова прожила 57 лет, она встретилась в гостях у музы Маяковского Лили Брик. Балерина и ее будущий избранник поначалу не очень заинтересовались друг другом. И дело тут не в том, что Плисецкая была на семь лет старше. Острая на язычок танцовщица осыпала Родиона не слишком серьезными «комплиментами».
Спустя три года, после премьеры «Спартака», Щедрин позвонил Плисецкой выразить свое восхищение. Она предложила встретиться наутро в балетном классе.
Там Майя предстала перед Родионом в облегающем черном купальнике. И уже следующим вечером они вместе катались по Москве, а потом умчались в отпуск в Карелию, а затем - в Сочи.
Вернувшись оттуда, Плисецкая поняла, что ждет ребенка. Но не решилась его оставить, потому как понимала, что из-за этого может прерваться ее феерическая карьера. Настойчивые возражения Щедрина Майя во внимание не приняла.

Увы, после того рокового аборта завести детей они так и не смогли. И сосредоточились исключительно на искусстве. Совместными детищами стали балеты «Кармен-сюита», «Анна Каренина», «Конек-Горбунок», «Дама с собачкой», «Чайка» - все их композитор посвятил любимой.
Завистники, коих немало в творческих кругах, не раз разводили творческий дуэт, распуская разного рода слухи. Например, многие «были в курсе» многолетнего романа Щедрина со швейцарской актрисой австрийского происхождения Марией Шелл, сестрой мужа Наталии Андрейченко - Максимилиана Шелл. Той самой, которая снималась у Висконти в картине «Белые ночи». К слову, незадолго до своей смерти Мария опубликовала мемуары, где аккуратно намекнула: роман с русским сочинителем музыки у нее был! И из-за Родиона, дескать, она едва не покончила с собой - пыталась отравиться.

Сам Щедрин пояснил в одном интервью, что действительно дружил с семьей Шелл:
- Но когда с Марией случился душевный кризис, меня уже три месяца не было в Германии. Обо всем я узнал в Англии из газет. Так что в этом смысле у меня есть алиби.
Поговаривали, что квартиру в Мюнхене, где последнее время жили Щедрин и Плисецкая, подарила любимому именно Мария. А еще она преподнесла Родиону Константиновичу таксу по кличке Бати, которую воспитывала балерина.
Но как ни пытались разлучить Плисецкую и Щедрина недоброжелатели, их брак выдержал все испытания. И во многом благодаря чиновникам от искусства: ведь их семейные драмы выносились на обсуждение парткома, где единогласно принималось решение сохранить звездную семью.

Роберт

Всегда и везде Майя Михайловна говорила, что, кроме супруга Родиона Щедрина, не замечает других мужчин, - делилась в интервью «Экспресс газете» балерина и актриса Наталья Седых, звезда детской сказки «Морозко». - А на самом деле романы у нее были, начиная с Роберта Кеннеди и заканчивая одним моим одноклассником по балетному училищу.
Сама Плисецкая называла отношения с Кеннеди дружбой. Они родились с ним в один день и год. Познакомившись с Майей во время ее гастролей по США и узнав об этом совпадении, политик нежно поцеловал балерину.
- Между нами словно искра пробежала, - писала об этом Плисецкая.
На день рождения, который прима встретила в Бостоне, Роберт прислал балерине огромный букет лилий, корзину вина и золотой браслет. А когда спустя несколько лет Майя Михайловна снова приехала в Америку, Кеннеди лично показал ей Нью-Йорк.
- Она настолько эмоциональным была человеком, что ей требовалась подпитка. Для вдохновения. В балетных кругах, конечно, ее за такое поведение осуждали, - говорит балерина Наталья Касаткина. - Мы были в Америке на гастролях, Майя ехала с Робертом Кеннеди в открытой машине. Ее шарф развевался, как у Айседоры Дункан. Майя приостановила авто, чтобы всем показать, что ОНА с НИМ едет. Мне с Плисецкой всегда было безумно интересно, но иногда и опасно.

Джон

Уже после смерти балерины британский еженедельник «Daily Mail» шокировал читателей выдержками из якобы секретных документов. Там говорилось о любовной связи Плисецкой с еще одним иностранцем - дипломатом Джоном Морганом, работавшим в посольстве Англии в Москве, а впоследствии занявшим пост посла своей страны в Южной Корее и Польше. В одной из докладных записок будто бы сообщалось, что британец возил приму в лимузине в лес, где они и предавались любовным утехам.
Но для истинных поклонников Майи Михайловны эта «мировая сенсация» не стала открытием. В автобиографии суперзвезда заметила, что общалась с Морганом всего дважды и только в присутствии третьих лиц. По ее словам, за каждым шагом следили кагэбэшники, поэтому ничего предосудительного и быть не могло. Впрочем, первая жена Моргана после его смерти рассказала журналистам, что ей было хорошо известно о связи благоверного с балериной. Было это еще до брака с ней.

Николай, Андрей, Михаил и т.д.

А вот упорные слухи о том, что в разные годы у примы-балерины были романы с актером Андреем Мироновым, танцорами Михаилом Цивиным и Николаем Фадеечевым Плисецкая никогда не комментировала.
О последнем, кстати, королева балета с большой теплотой написала в своей книге:
- Множество «Лебединых» было станцовано с Фадеечевым... Я любила с ним танцевать, так как наши характеры дополняли друг друга. Вывести его из равновесия было невозможно. За репетицию более десяти слов он не произносил. Его уравновешенность действовала на меня целительно. К сожалению, с годами он потяжелел, прибавил в весе. Кулинарные пристрастия и круглосуточный аппетит не могли не сказаться.
Сам Фадеечев на мою просьбу поведать об отношениях с Плисецкой высказался кратко:
- Майя - прекрасная партнерша, великая балерина. Но романа между нами никогда не было!
Зато знаменитая танцовщица Маргарита Дроздова, когда я поинтересовалась, не лукавит ли Фадеечев, витиевато заметила:
- Майя Михайловна понимала: сегодня у нее роман, а завтра кавалер может и не вспомнить об этом. Марис Лиепа, Николай Фадеечев и другие... Плисецкая всегда жила в любви и делала это искренне. Причем все знали и обсуждали ее отношения, но никогда не доходило до скандалов. Родион Щедрин на эти разговоры с улыбкой кивал: «У меня потрясающий вкус, я могу понять мужчин, которые, когда Майю видят, сходят с ума. Я сам в свое время сошел с ума!» Майе Михайловне просто требовалось для творчества поклонение сильного пола. А то, что они с Щедриным решили смешать и развеять свой прах, - необычно. В этом они все! Не хотели быть привязаны к одному месту. Как летали свободными птицами, так потом и разлетятся...

2015 года весь мир узнал о смерти Майи Плисецкой. Где похоронена звезда русского балета? Где находится могила Плисецкой - в России или Германии, где она провела последние дни? На этот вопрос ответить невозможно. Места, где похоронена Майя Плисецкая, не существует.

Дочь врагов народа

Будущая балерина появилась на свет в 1925 году в Москве. Отец Плисецкой был известным хозяйственным деятелем. Мать - актрисой немого кино. Когда девочке исполнилось семь лет, она впервые оказалась в Германии. Здесь отец руководил крупным предприятием. В 1936 году Плисецкие вернулись в Россию.

Вскоре по стране прокатилась волна репрессий. Не обошла она стороной и родителей будущей звезды. В 1937 году арестовали отца. Спустя несколько месяцев, тихой мартовской ночью, люди в черных кожаных пальто приехали за матерью. Девочку взяла на воспитание тетя, актриса Большого театра. спасла Майю от участи дочери изменников Родины, от детского дома, где воспитывались отпрыски жертв сталинизма.

Не забери Мессерер к себе дочку врагов народа, не было бы в яркого имени Майи Плисецкой. Где похоронена представительница знаменитой театральной династии? Знаменитости уровня Плисецкой находят последнее пристанище на Новодевичьем кладбище. Здесь покоятся политики, артисты, художники писателя. Но на вопрос о том, где похоронена Майя Плисецкая, сторож кладбища не даст ответа. Нет здесь ее могилы? Так где похоронена Майя Михайлова Плисецкая, коренная москвичка, артистка, имя которой неразрывно связано с историей русского балета?

Впервые у балетного станка

Майю приняли в хореографическую школу благодаря тете. Однажды девочка попала на спектакль «Красная шапочка». Она влюбилась в балет, дома беспрестанно повторяла танцевальные движения. Однако девочке исполнилось только семь лет. По правилам, в балетную школу принимали с восьми. Суламифь удалось убедить членов комиссии зачислить племянницу.

Война

Суламифь не только заменила девочке мать. Она стала ее первым хореографом. В 1941 году семью эвакуировали в Свердловск. Военные годы были не лучшим временем для занятий балетом. Однако именно в Свердловске юная танцовщица впервые вышла на сцену в образе умирающего лебедя. Суламифь обратила внимание на необыкновенную пластичность рук племянницы. И на этом сделала акцент в создании номера. В 1943 выпускницу хореографического училища приняли в Большой театр. Вскоре она получила статус примы-балерины.

Карьера

Плисецкая обладала редкой пластичностью и музыкальностью. Она создала свой, неповторимый стиль исполнения. В 1960 году из Большого театра ушла другая великая балерина - Уланова. Отныне Плисецкой совершенно заслуженно принадлежали все ведущие роли в спектаклях. Много лет шла борьба Плисецкой с хореографом Григоровичем, в которой победил последний, несмотря на то, что женственная и изящная балерина обладала стальным мужским характером.

«Кармен-сюита», «Гибель розы», «Безумная Шайо» - эти и другие спектакли поставлены специально для Плисецкой. Балерина много лет работала с французским хореографом Морисом Бежаром, который поставил для нее «Айседору». В начале 70-х принимала участие в постановке балета Щедрина «Анна Каренина». Однако Плисецкая себя никогда не считала хореографом. «Я импровизатор» - говорила она.

В 1990 году Григорович уволил Плисецкую. Пришлось покинуть Большой театр также и Екатерине Максимовой. Плисецкая, конечно, не оставила сцену. Балет для нее был не ремеслом, а жизнью. Она участвовала в концертах и давала мастер-классы. Плисецкая - феноменальная фигура в истории мирового балета. К 70-летнему юбилею она подготовила номер «Аве Майя». Как-то один из коллег артистки сказал ей: «Столько лет сложно не только протанцевать, но и прожить».

С середины 90-х проводится конкурс «Майя», в котором участвуют артисты со всего мира. Плисецкая занимала должность председателя.

Родион Щедрин

Плисецкая написала несколько книг-воспоминаний. Артистка рассказала о своих романах со звездами балета. В 1956 году она вышла замуж за Однако этот брак вскоре распался. В 1958 году Плисецкая встретила человека, с которым прожила долгую и счастливую жизнь. Этим человеком был Родион Щедрин - композитор с мировым именем.

У Плисецкой не было детей. Но ей посчастливилось встретить в своей жизни настоящую любовь. Быть может, именно поэтому нет ни в России, ни в Германии места, где похоронена Майя Плисецкая.

Фото знаменитой пары расположено выше. Пожалуй, это был самый крепкий союз в российском артистическом мире.

Щедрин был моложе своей жены на семь лет. Он родился в семье композитора и педагога, музыкой занимался с ранних лет. Окончил Московское хоровое училище, затем учился в МГК им. Чайковского. Вопрос о том, где похоронена Майя Плисецкая, некорректен. Прах супругов должен быть соединен и развеян над Россией. Так сказано в завещании, составленном Майей Плисецкой.

Смерть

Артистка не дожила несколько месяцев до своего 90-летия, тем не менее ее смерть стала неожиданностью для коллег и поклонников. В конце апреля Плисецкая присутствовала на праздничном банкете, посвященном премьере оперы «Левша». Как утверждают коллеги Плисецкой, в этот день она была энергична и весела.

После того как решила некоторые дела в Москве, уехала в Мюнхен. В Германии артистка балета побывала на футбольном матче. Плисецкая очень любила этот вид спорта. Вернувшись домой, неожиданно почувствовала себя плохо. Плисецкую отвезли в больницу. В мюнхенской клинике артистке собирались делать операцию, но не успели. Прощание с великой балериной состоялось в Германии, в узком кругу. Спустя два дня после смерти Плисецкой в Мариинском театре состоялся спектакль в ее честь.

Майя Плисецкая - выдающаяся русская балерина, актриса и обладательница десятка престижных наград. Она филигранно вошла в мир высокого искусства, унаследовав свой талант от родителей.

О Майе Плисецкой говорят многое. Это актриса, театральный деятель, профессор Московского университета, жена композитора Родиона Щедрина. Она выступала перед Сталиным, боявшись даже взглянуть в его сторону. Плисецкая пережила несколько эпох, но всегда оставалась Женщиной и Балериной.

Майя Плисецкая родилась в интеллигентной семье, ее родителями были Рахили Мессерер и Михаила Плисецкого. По материнской линии у Майи в роду несколько звезд балета, пользовавшихся покровительством власти. Тетка Елизавета также была актрисой, именно она привила юной Майе любовь к театру. Рахиль, мать Майи, любила играть роли в немом кино. Отец будущей балерины далек от искусства, он занимал высокую должность при правительстве.

В 1932 году отца семейства перевели на Шпицберген, Михаила Плисецкого сначала назначили директором «Арктикугля», далее ему поручили должность консула СССР. Именно на сцене Шпицбергена маленькая Майя впервые почувствовала на себе взгляд публики. Девочка сыграла роль в опере «Русалка». После возращения в столицу Плисецкую определили в Московскую хореографическую школу. Все складывалось очень хорошо, из застенчивой скромницы росла будущая звезда сцены.

Но роковые события 1937 года перечеркнули все мечты и надежды.

1 мая отца Майи расстреляли по причине подозрений в измене Родине. При Хрущеве доброе имя Михаила Плисецкого вновь звонко зазвучало в прессе и на телевидении, его реабилитировали посмертно. Но человека было уже не вернуть.

Расстрелом отца все не ограничилось, подозрения пали на всю семью. Мать Майи, Рахиль, арестовали прямо на сцене. Ее забрали в воронок прямо в процессе выступления на сцене Большого Театра родной сестры Рахиль. Рахиль, вместе с грудничком Азарием, сослали в Казахстан. Вернуться в Москву удалось только в 1941 году. Двенадцатилетнюю Майю удочерила тетя Сулмифь, это спасло девочку от мрачного прозябания в детском доме.

Именно благодаря тете Майя сумела с достоинством пережить эту мрачную страницу в своей биографии. Она нашла в себе силы вновь вернуться в балет, начать учиться новому и просто жить дальше. Педагоги восхищались чувству ритма Майи, ценили ее природный артистизм, тонкое чувство ритма, гибкость тела и элегантность движений. Как раз за день до начала войны случился первый серьезный дебют Майи. Она тогда еще не знала, что может претендовать на роль Примы балета.

Первые выступления

После начала войны Майя уехала в Свердловск, условия эвакуации совершенно не давали возможности профессионально тренироваться в балете. Но именно в Свердловске юная Майя смогла исполнить партию умирающего лебедя, постановщиком была ее тетя. Зрителей восхитила пластика и изящество девушки. После концерта она поделилась, что любила часами наблюдать за грациозными птицами, перенимая у них пластику движений.

В 1942 году Плисецкие вернулись в Москву, еще через год Майя с отличием закончила хореографическое училище. Плисецкую приняли на работу в кордебалет Большого театра. Публике понравились ее сольные номера, особенно - «Умирающий лебедь».

Работа в Большом театре

Биография Майи Плисецкой неразрывно связана с балетом, художественная деятельность наложила отпечаток даже на личную жизнь балерины. Майя просто не видела себя без искусства и большой сцены. Талантливой балерине стали доверять сложные роли, которые она училась играть на высшем уровне.

Сначала Плисецкая танцевала Машу в «Щелкунчике», далее «Мирту в «Жизели», Китри в «Дон-Кихоте». Особенно зрителям понравилась ее Одилия и Одетта в «Лебедином озере». Прошло немного времени и Плисецкую стали называть прима-балериной Большого театра, она сменила известную Галину Уланову.

Работа балерины очень сложная. Майя не просто танцевала, она жила жизнью каждой из своих героинь, вкладывала душу в каждую роль. Одной пластики, изящества и грациозности было мало. Нужен был творческий подход к выступлениям.

Майя доводила себя до физического истощения постоянными занятиями, сидела на диетах, заставляла себя постоянно держаться в форме. Она танцевала до 70 лет, выходила на сцену и демонстрировала зрителям грациозный танец.

Плисецкую запомнили не только как выдающуюся танцовщицу, она была талантливым балетмейстером и хореографом. Майя Плисецкая поставила десятки спектаклей на сцене Большого театра, во многих из своих постановок она исполняла главные роли. Но в конце 80-х Плисецкой пришлось оставить сцену Большого театра по причине конфликта с руководством. Юрий Григорович уволил приму вместе с Владимиром Васильевым и Екатериной Максимовой.

Плисецкая не могла лебезить и подхалимничать, это и стало причиной увольнения из Большого театра. Григорович всячески способствовал, чтобы Плисецкую не брали на зарубежные гастроли. Ее подозревали в шпионстве, поэтому сделали невыездной. Вместо Лондона и Парижа Плисецкая ездила с гастролями по провинциальным сибирским городкам.

Григорович пристально следил за дочерью врага народа, аристократическое происхождение не давало покоя директору Большого театра. После его доносов Майю часто вызывали на допросы, но уличить ее в чем-либо, кроме происхождения, не удалось.

Мировая звезда

Выехать за пределы Советского Союза и показать миру свой талант Плисецкой удалось только после хрущевской оттепели. Она активно ездила по миру и прославляла советскую школу балета.

Стиль ее танца превратился в канон балетного искусства. Великой балерине аплодировали в лучших европейских театрах, она получила мировое признание.

Фильмы и книги

Майя Плисецкая была всесторонне развитым творческим человеком, поэтому она не ограничивалась исключительно балетом. Она снималась в фильмах, среди них были и драматические роли. Также Плисецкая поставила экранизацию балетных постановок, отдельные сольные номера.

Великая балерина написала о своей жизни серию мемуаров, снялась в документальных фильмах о своей жизни. Балерина старалась, чтобы о ее жизни узнали только правду, она не скрывала своих недостатков и неудачных станиц биографии.

На фотографиях танцовщица выглядит очень ярко, необычно, даже немного дерзко. У Майи был средний рост, но она выглядела гораздо выше благодаря своей стройной осанке и прирожденной грациозности. Гордую посадку головы не сломили жизненные трудности и неурядицы. Плисецкая выходила на сцену в 70 лет, ей удавалось сохранять грациозность юной девушки. Майя в очередной раз доказала, что возраст не является помехой таланту. Плисецкая получила десятки наград и титулов, в их числе есть и зарубежные.

Знаменитая балерина красиво говорила, ей принадлежат несколько фраз, ставших крылатыми. В мемуарах она писала о Пьере Кардене, по ее мнению, он самый лучший в мире дизайнер. На вопрос о том, как сохранить хорошую фигуру, Плисецкая ответила просто и немного грубовато: «Меньше нужно жрать. Никаких зверских диет не требуется».

Личная жизнь

В личной жизни Майи Плисецкой все складывалось незаурядно, как и у многих творческих личностей. С первым мужем, балетмейстером Марисом Лиепой, совместная жизнь не сложилась. Семья распалась уже через три месяца. Вторым мужем легендарной балерины стал Родион Щедрин. Пара познакомилась на творческом вечере у Лили Брик, возлюбленной Маяковского.

Фото: Майя Плисецкая с мужем

Чувства вспыхнули не сразу, потребовалось три года, чтобы пара начала встречаться. Майя и Родион поженились в 1958 году, прожили вместе более 50 лет. Родион был младше Майи на семь лет, но разница в возрасте не стала препятствием для отношений.

Щедрин в свои 26 лет уже успел прославиться и стать знаменитым благодаря написанию музыки к фильму «Высота». За полученный гонорар Родион купил шикарную по тем временам машину, на которой эффектно подвез домой Майю после творческого вечера. Щедрин понравился Плисецкой, она позже отозвалась о нем, как о галантном кавалере и настоящем джентльмене. Родион влюбился в Плисецкую с первого взгляда, молодого человека покорила грациозность, утонченность и воспитание балерины.

Вторая встреча Родиона и Майи состоялась через три года, кода Щедрин увидел Плисецкую в одном из репетиционных классов. Эта встреча стала началом их серьезных отношений. Семейный союз двух знаменитостей стал и творческим, Родион писал музыку для балетов жены. Его музыка стала вкладом в творческую карьеру Плисецкой.

Отношения в семье не всегда были гладкими и идеальными. Многочисленные поклонники Плисецкой не давали прохода известной балерине, дружеские отношения могли в любой момент перерасти в личные.

Детей у пары не было, Майя считала, что малыши будут мешать строить карьеру. Родиону не понравилось такое решение жены, но он поддержал супругу, так как привык во всем с ней соглашаться. Почти сразу после свадьбы Майя узнала, что беременна, но тут же поспешила избавиться от ребенка. Это вызвало негодование у мужа, но свое отношение к детям Майя так и не изменила.



Похожие статьи
 
Категории