Биография Моцарта кратко. Вольфганг Амадей Моцарт

16.07.2019

Вольфганг Амадей Моцарт , полное имя Иоганн Хризостом Вольфганг Теофил Моцарт родился 27 января 1756 года в Зальцбурге, умер 5 декабря 1791 в Вене. Австрийский композитор, капельмейстер, скрипач-виртуоз, клавесинист, органист. По свидетельству современников, обладал феноменальным музыкальным слухом, памятью и способностью к импровизации. Моцарт широко признан одним из величайших композиторов: его уникальность состоит в том, что он работал во всех музыкальных формах своего времени и во всех достиг наивысшего успеха. Наряду с Гайдном и Бетховеном, принадлежит к наиболее значительным представителям Венской классической школы.
Моцарт родился 27 января 1756 года в Зальцбурге, бывшем тогда столицей Зальцбургского архиепископства, теперь этот город находится на территории Австрии.
Музыкальные способности Моцарта проявились в очень раннем возрасте, когда ему было около трёх лет. Отец обучил Вольфганга основам игры на клавесине, скрипке и органе.
В 1762 году отец Моцарта предпринял с сыном и дочерью Анной, также замечательной исполнительницей на клавесине, артистическое путешествие в Мюнхен, Париж, Лондон и Вену, а затем и во многие другие города Германии, Нидерландов, Швейцарии. В этом же году юный Моцарт написал свою первую композицию.
В 1763 году изданы в Париже первые сонаты Моцарта для клавесина и скрипки. С 1766 по 1769 годы, живя в Зальцбурге и Вене, Моцарт изучал творчество Генделя, Страделла, Кариссими, Дуранте и других великих мастеров.
1770-1774 годы Моцарт провёл в Италии. В 1770 году в Болонье он познакомился с исключительно популярным в то время в Италии композитором Йозефом Мысливечеком; влияние «Божественного Богемца» оказалось столь велико, что впоследствии, по сходству стиля, некоторые его сочинения приписывали Моцарту, в том числе ораторию «Авраам и Исаак»

В 1775-1780 годах, несмотря на заботы о материальном обеспечении, бесплодную поездку в Мюнхен, Мангейм и Париж, потерю матери, Моцарт написал, среди прочего, 6 клавирных сонат, концерт для флейты и арфы, большую симфонию № 31 D-dur, прозванную Парижской, несколько духовных хоров, 12 балетных номеров.
В 1779 году Моцарт получил место придворного органиста в Зальцбурге (сотрудничал с Михаэлем Гайдном). 26 января 1781 года в Мюнхене с огромным успехом была поставлена опера «Идоменей», обозначившая определённый поворот в творчестве Моцарта.
В 1781 году Моцарт окончательно поселился в Вене. В 1783 году Моцарт женился на Констанце Вебер, сестре Алоизии Вебер, в которую он был влюблен во время пребывания в Мангейме. В первые же годы Моцарт приобрёл в Вене широкую известность; популярностью пользовались его «академии», как назывались в Вене публичные авторские концерты, в которых исполнялись сочинения одного композитора, нередко им самим.Однако с оперой у Моцарта в последующие годы в Вене складывалось не лучшим образом. Оперы «L’oca del Cairo» (1783 год) и «Lo sposo deluso» (1784 год) остались неоконченными. Наконец, в 1786 году была написана и поставлена опера «Свадьба Фигаро», автором либретто которой был Лоренцо да Понте. Она имела в Вене хороший прием, однако после нескольких представлений была снята и не ставилась до 1789 года, когда постановку возобновил Антонио Сальери, считавший «Свадьбу Фигаро» лучшей оперой Моцарта.
В 1787 году увидела свет новая опера, созданная в содружестве с Да Понте, - «Дон Жуан».
В конце 1787 года, после смерти Кристофа Виллибальда Глюка, Моцарт получил должность «императорского и королевского камерного музыканта» с жалованием в 800 флоринов, однако обязанности его сводились в основном к сочинению танцев для маскарадов, опера - комическая, на сюжет из светской жизни - была заказана Моцарту лишь однажды, и ею стала «Cosi fan tutte» (1790).
В мае 1791 года Моцарт был зачислен на неоплачиваемую должность ассистента капельмейстера Кафедрального собора Святого Стефана; эта должность предоставляла ему право стать капельмейстером после смерти тяжелобольного Леопольда Хофмана; Хофман, однако, пережил Моцарта.
Умер Моцарт 5 декабря 1791 года.Причина смерти Моцарта до сих пор является предметом споров. Большинство исследователей считает, что Моцарт действительно умер, как это и было указано в медицинском заключении, от ревматической (просовидной) лихорадки, возможно, осложненной острой сердечной или почечной недостаточностью. Знаменитая легенда об отравлении Моцарта композитором Сальери и сейчас поддерживается несколькими музыковедами, но сколько-нибудь убедительные доказательства этой версии отсутствуют. В мае 1997 года суд, заседавший в миланском Дворце правосудия, рассмотрев дело Антонио Сальери по обвинению в убийстве Моцарта, вынес ему оправдательный приговор.

Последние оценки: 4 5 2 5 2 5 4 5 5 4

Комментарии:

Такая краткая в ковычках у меня сын в 11 классе ему 17 а мне 36 я ему говорю смотри в айфоне и вот он нашёл я в шоке биография просто ужас ещё бы на 1000 листов написали дураки кортонные

Много написано

Из всех представителей Венской классической школы Моцарт является наиболее уникальным. Его одаренность проявилась еще в раннем детстве и развивалась вплоть до неожиданной смерти. Австрийский композитор создал более 600 произведений, виртуозно играл, работал в различных музыкальных формах. Его умение играть с четырех лет и ранняя смерть стали предметом многочисленных споров и обросли мифами. Биография Моцарта, краткое содержание жизни и творчества которого разбито на разделы, представлено в статье.

Ранние годы

Родился он 27.01.1756 г. в семье скрипача и композитора Леопольда Моцарта. Его родным городом был Зальцбург, в котором его родителей считали самой красивой супружеской парой. Мать, Анна Мария Моцарт, родила семерых детей, из которых выжили двое - дочь Мария Анна и Вольфганг.

Способность к музыке проявилась у мальчика с трех лет. Он любил играть на клавесине и мог подолгу подбирать созвучия. Отец начал заниматься с мальчиком с четырех лет, поскольку у него была ярко выраженная способность запоминать услышанные мелодии и воспроизводить их на клавесине. Так и началась музыкальная биография Моцарта, кратко о которой писать сложно, настолько она богата событиями.

К пяти годам Моцарт мог сочинять небольшие пьесы. На бумагу их записывал отец, ставя на полях дату создания. Помимо клавесина, Вольфганг научился играть на скрипке. Единственным инструментом, который наводил на юного музыканта ужас, была труба. Он не мог слушать ее звучание без сопровождения других инструментов.

Не только Вольфганг в семье Моцартов виртуозно играл. Его сестра была не менее талантлива. Первые концерты они давали вдвоем и вызывали восторг у слушателей. В Вене они были представлены императрице Марии-Терезии, которая слушала их концерт несколько часов.

С отцом они путешествовали по Европе, давая концерты знатным вельможам. Лишь на короткое время они возвращались домой.

Венский период

После недоразумения со своим работодателем, архиепископом Зальцбургским, Амадей Моцарт, краткая биография которого представлена в этой статье, решает изменить свою жизнь и отправляется в Вену. Он прибыл в город 16.03.1781 г. Для начала карьеры в Вене время было выбрано неудачно. Большинство аристократов уезжали на лето за город, и концерты практически не проводились.

Моцарт надеялся стать учителем принцессы Элизабет, образованием которой занимался Иосиф II. Но все попытки заканчивались неудачей. Вместо него Иосиф II выбирал Сальери и Зуммера. Однако у Вольфганга было достаточно учениц, хотя и менее знатных. Одной из них была Тереза фон Траттнер, которую считают его возлюбленной. Композитор посвятил ей сонату до минор и фантазию до минор.

После долгих ожиданий и преград Моцарт женился на Констанции Вебер. У них родилось шестеро детей, но выжили из них лишь двое. Именно связь с Констанцией испортила отношения музыканта с отцом, которого он любил с рождения. Биография Моцарта, кратко изложенная, невозможна без версии о его смерти.

Последний год жизни

В 1791 году Моцарту заказали «Реквием», который ему не довелось завершить. Сделал это его ученик Франц Ксавер Зюсмайер. В ноябре композитору стало очень плохо, он не мог ходить, потребовалась помощь врачей.

Они констатировали у него острую просовидную лихорадку. От нее в то время умерло много жителей Вены. Болезнь осложнилась общим ослаблением организма.

К 4 декабря состояние композитора стало критическим. 5 декабря скончался Моцарт. Биография (краткая) композитора, оставившего потомкам множество прекрасных произведений, на этом заканчивается.

Похороны состоялись 6 декабря 1791 года в присутствии только близких друзей. Затем его тело отвезли на кладбище для погребения. Где оно находится, неизвестно, но предположительно на том месте со временем был поставлен памятник "Плачущий ангел".

Легенда об отравлении Моцарта

Во многих произведениях описывается миф об отравлении Вольфганга его другом и известным композитором Сальери. Некоторые музыковеды по-прежнему поддерживают эту версию смерти. Однако убедительных доказательств не существует. В конце прошлого века во Дворце правосудия (Милан) был вынесен оправдательный приговор Антонио Сальери по обвинению его в убийстве Вольфганга Моцарта.

Биография Моцарта: кратко о творчестве

В творениях Моцарта сочетаются строгие и ясные формы с глубокой эмоциональностью. Его произведения поэтичны и несут в себе тонкое изящество, при этом они не лишены мужественности, драматичности, контраста.

Он известен своим реформаторским подходом к опере. Именно их новизной подкупает как опера, так и биография Моцарта, краткое содержание которой начинается с трехлетнего возраста. В его произведениях нет четко выраженных отрицательных или положительных персонажей. Их характеры многогранны. Самые известные оперы:

  • «Дон Жуан»;
  • «Свадьба Фигаро»;
  • «Волшебная флейта».

В симфонической музыке Моцарт (биография, краткая, но содержательная, наверняка позволила вам узнать много нового об этом композиторе) отличился присутствием певучести в оперных ариях и драматичностью конфликтов. Популярными считаются симфонии под номерами 39, 40, 41.

По тематическому каталогу Кехеля, Моцарт создал:

  • духовных творений - 68;
  • струнных квартетов - 32;
  • сонат (вариаций) для клавесина и скрипки - 45;
  • театральных произведений - 23;
  • сонат для клавесина - 22;
  • симфоний - 50;
  • концертов - 55.

Увлечения Моцарта

Больше всего композитор любил пребывать в веселом обществе. Он с радостью посещал балы, маскарады, устраивал у себя приемы. На балах он часто танцевал.

Как и другие его сверстники, Вольфганг Моцарт, краткая биография которого нами описана, хорошо играл в бильярд. Дома у него был собственный стол, что являлось особой роскошью в то время. Он часто играл с друзьями и женой.

В качестве домашних питомцев ему нравились канарейки и скворцы, которых он охотно держал у себя. Помимо этого, у него были собаки и даже лошади. По рекомендации врача он совершал ранние прогулки верхом каждый день.

Биография Моцарта кратко поведала о судьбе гения, прожившего недолго, но сделавшего неоценимый вклад в музыкальное искусство всего мира.

Joannes Chrysostomus Wolfgang Theophilus Mozart , более известный как Во́льфганг Амаде́й Мо́царт , (info) ; 27 января , Зальцбург - 5 декабря , Вена) - великий австрийский композитор, инструменталист и дирижёр.

Биография

В Лондоне малолетний Моцарт был предметом научных исследований, а в Голландии, где во время постов строго изгонялась музыка, для Моцарта было сделано исключение, так как в его необычайном даровании духовенство усматривало перст Божий.

Антонио Сальери

Моцарт и масонство

Невероятная гениальность возвысила его над всеми мастерами всех искусств и всех столетий.

У Моцарта надрыва нет, потому что он выше надрыва.

Произведения о Моцарте

Драма жизни и творчества Моцарта, а также загадка его смерти стали плодотворной темой для художников всех видов искусств. Моцарт стал героем многочисленных произведений литературы, драматургии и кинематографа. Все их перечислить невозможно - ниже приведены наиболее известные из них:

Драмы. Пьесы. Книги.

  • «Маленькие трагедии . Моцарт и Сальери.» - , А. С. Пушкин , драма
  • «Моцарт на пути в Прагу». - Эдуард Мёрике , повесть
  • «Амадеус». - Питер Шеффер , пьеса.
  • «Несколько встреч с покойным господином Моцартом». - , Э. Радзинский , историческое эссе.
  • «Убийство Моцарта». - Вейс, Дэвид , роман
  • «Возвышенное и земное». - Вейс, Дэвид , роман
  • «Старый повар». - К. Г. Паустовский

Фильмы

  • Моцарт и Сальери - , реж. В. Гориккер , в роли Моцарта И. Смоктуновский
  • Маленькие трагедии . Моцарт и Сальери - , реж. М. Швейцер В роли Моцарта В. Золотухин
  • Амадей - , реж. Милош Форман , в роли Моцарта Т. Халс
  • - документальный фильм, Канада , ZDF , ARTE , 52 мин. реж. Томас Вальнер и Ларри Вайнштейн
  • «Моцарт » - двухсерийный документальный фильм. Транслировался 21.09.08 на канале «Россия».

Творческий метод

Моцарт писал: «Когда я чувствую себя хорошо и нахожусь в хорошем расположении духа, или же путешествую в экипаже, или прогуливаюсь после хорошего завтрака, или ночью, когда я не могу заснуть, - мысли приходят ко мне толпой и с необыкновенной лёгкостью. Откуда и как приходят они? Я ничего об этом не знаю. Те, которые мне нравятся, я держу в памяти, напеваю; по крайней мере, так мне говорят другие. После того, как я выбрал одну мелодию, к ней вскоре присоединяется, в соответствии с требованиями общей композиции, контрапункта и оркестровки, вторая, и все эти куски образуют „сырое тесто“. Моя душа тогда воспламеняется, во всяком случае если что-нибудь мне не мешает. Произведение растёт, я слышу его всё более и более отчётливо, и сочинение завершается в моей голове, каким бы оно ни было длинным. Затем я его охватываю единым взором, как хорошую картину или красивого мальчика, я слышу его в своём воображении не последовательно, с деталями всех партий, как это должно звучать позже, но всё целиком в ансамбле».

Произведения

Оперы

  • «Долг первой заповеди» (Die Schuldigkeit des ersten Gebotes) , 1767. Театральная оратория
  • «Аполлон и Гиацинт » (Apollo et Hyacinthus) , 1767 - ученическая музыкальная драма на латинский текст
  • «Бастьен и Бастьенна » (Bastien und Bastienne) , 1768. Другая ученическая вещь, зингшпиль. Немецкий вариант известной комической оперы Ж.-Ж-Руссо - «Деревенский колдун»
  • «Притворная простушка» (La finta semplice) , 1768 - упражнение в жанре опера-буфф на либретто Гольдони
  • «Митридат, царь Понтийский» (Mitridate, re di Ponto) , 1770 - в традициях итальянской оперы-сериа, по трагедии Расина
  • «Асканий в Альбе» (Ascanio in Alba) , 1771. Опера-серенада (пастораль)
  • Betulia Liberata , 1771 - оратория. На сюжет истории Юдифи и Олоферна
  • «Сон Сципиона» (Il sogno di Scipione) , 1772. Опера-серенада (пастораль)
  • «Луций Сулла » (Lucio Silla) , 1772. Опера-сериа
  • «Тамос, король Египта» (Thamos, König in Ägypten) , 1773, 1775. Музыка к драме Геблера
  • «Мнимая садовница» (La finta giardiniera) , 1774-5 - снова возвращение к традициям оперы-буфф
  • «Царь-пастух » (Il Re Pastore) , 1775. Опера-серенада (пастораль)
  • «Заида » (Zaide) , 1779 (реконструирована Х.Черновин , )
  • «Идоменей, царь Критский » (Idomeneo) , 1781
  • «Похищение из сераля» (Die Entführung aus dem Serail) , 1782. Зингшпиль
  • L’oca del Cairo , 1783
  • Lo sposo deluso
  • «Директор театра» (Der Schauspieldirektor) , 1786. Музыкальная комедия
  • «Женитьба Фигаро » (Le nozze di Figaro) , 1786. Первая из 3 великих опер. В жанре оперы-буфф.
  • «Дон Жуан » (Don Giovanni) , 1787; Дон Жуан (фильм, 1979) - экранизация оперы
  • «Так поступают все » (Così fan tutte) , 1789
  • «Милосердие Тита» (La clemenza di Tito) , 1791
  • «Волшебная флейта » (Die Zauberflöte) , 1791. Зингшпиль

Другие произведения

  • 17 месс, среди которых:
    • «Коронационная» (1779)
    • «Реквием» (1791)
  • 49 симфоний, среди которых:
    • «Парижская» (1778)
    • № 36 «Хаффнер» (1782)
    • № 37 «Линцская» (1783)
    • № 38 «Пражская» (1786)
  • Концерты для фортепиано с оркестром
  • 6 концертов для скрипки с оркестром
  • Концерт для двух скрипок с оркестром (1774)
  • Концерт для скрипки и альта с оркестром (1779)
  • 2 концерта для флейты с оркестром (1778)

Возможно мир не узнал бы об Амадее Моцарте, если бы его отец Леопольд не был музыкантом и не разглядел вовремя талант мальчика. Однако, по мнению большинства, Моцарт не был бы тем, кем он стал, если бы не особая связь между ним и Богом. Амадей не просто писал божественные воспроизведения, он создал собственный неповторимый стиль, на который не накладывается отпечаток времени.

«Свадьба Фигаро» - вершина оперных произведений

Среди музыкальных произведений Моцарта наибольшей популярностью пользуются оперы, как классические, так и комические. За всю жизнь Амадей более 20 опер, среди которых такие жемчужины , как «Дон Жуан», «Волшебная флейта», «Школа влюбленных», «Похищение из Сераля» и, конечно же, «Свадьба Фигаро».

Амадей не желал иметь постоянной работы, таким образом, он в любой момент мог поучаствовать в любом интересном ему проекте. Благодаря такой системе и появилось большинство произведений Моцарта.

Музыку к «Свадьбе Фигаро» Моцарт сочинял 5 месяцев, начиная с декабря 1785 года. Премьера оперы 1 мая 1786 года в Вене, несмотря на то что многие этого не желали. Сальери и многие из придворного театра графа Розенберга по репетициям поняли, что «Свадьба Фигара» - шедевр более высокого уровня искусства. Они всячески пытались отсрочить премьеру, боясь после нее потерять собственный авторитет.

Премьера действительно принесла Моцарту победу, несмотря на то что «Свадьба Фигаро» была некоторое запрещена из-за . Эта победа за последние 2 века не только не поблекла, но и еще больше засияла.

«Реквием» - последнее произведение Моцарта

В 1791 году с Моцартом анонимно связался таинственный заказчик, предложивший написать реквием, который прозвучит на похоронах его скончавшейся жены. На этот момент Амадей уже страдал от неизвестной тогда болезни и решил принять предложение в качестве последнего своего заказа. Многие считают, что подсознательно Моцарт писал реквием для собственных похорон.

Несмотря на свою музыкальную гениальность, Моцарт не умел грамотно вести свои финансовые дела, поэтому его благосостояние постоянно менялось: от шика и блеска до абсолютной нищеты.

К сожалению, великий композитор не успел закончить свое последнее произведение, он умер, не дописав его. По просьбе его жены Констанции произведение было закончено одним из учеников Амадея – Францом Зюссмайером и передано заказчику. Позже выяснилось, что последним клиентом Моцарта оказался граф Франц фон Вальзег, который любил выдавать чужие произведения за свои собственные, что он и сделал, присвоив посмертный шедевр великого композитора себе.

Позже Констанция смогла опознать произведение собственного мужа и правда восторжествовала. Однако история с «Реквием» так и осталась не ясной до конца: известно, что большая часть произведения была написана Моцартом, но вычислить, что именно добавил его ученик, так и не удалось. Но, несмотря на это, «Реквием» - величайшее произведение, одна из самых трогательных работ Моцарта.

Связанная статья

Моцарт является одним из самых выдающихся деятелей мировой культуры и искусства. Имя этого музыкального гения известно не только в Европе, но и во всем мире. Многие произведения автора стали настоящими шедеврами мировой музыки и до сих пор впечатляют слушателей со всего мира.

Вольфганг Амадей Моцарт родился в Зальцбурге, однако из-за некоторых изменений эта принадлежит Австрии, поэтому австрийцы гордо называют композитора «своим ». Рожденный в 1756 году, гений музыки творил что-то невообразимое, когда подходил к и начинал сочинять. «Свадьба Фигаро» – именно Моцарта многие искусствоведы называют королем оперных произведений.


Все его композиции воспринимаются по сей день с восторгом. Маленький мальчик Иоганн примерно в три года уже отличался уникальными музыкальными способностями и любовью к музыке. Позже он стал играть на скрипке, клавесине, органе и фортепьяно.


Лондонские и голландские специалисты восхищались маленьким талантом и ставили над ним эксперименты, полагая, что у него настоящий Божий дар.


Виртуозный мелодист начал обучаться музыке, а позже посвятил себя сочинительскому делу. Граф Франц фон Вальзег, долгое время притворявшийся анонимным заказчиком, стал толчком для того, чтобы Моцарт написал один из своих шедевров – «Реквием». Многие считают, что композитор писал эту музыку, чтобы попрощаться с самим собой.


В итоге, не дописав «Реквием», веселый и одновременно печальный гений умер в 1791 году, а за него доработал сочинение один из его счастливых учеников – Франц Зюссмайер.


Среди произведений Моцарта можно выделить и следующие: «Похищение из сераля», «Davide penitente» (Кающийся Давид), «Дон Жуан», «Милосердие Тита».


Видео по теме

Австрийского композитора Вольфганга Амадея Моцарта природа наделила феноменальным музыкальным дарованием. За короткую жизнь, с раннего детства переполненную выступлениями на концертах, гениальным музыкантом было создано очень много произведений разных жанров.

Инструкция

Музыкальный мир Вольфганга Амадея Моцарта представляется слушателям с разных сторон: в нем скрыты недосягаемые тайны и предельно ясно ощущается окружающая действительность, он уносит в космические дали и существует неотделимо от человека.

Талант музыканта Моцарт унаследовал от своего отца, придворного скрипача и композитора, под умелым руководством которого развивались музыкальные способности детей. Гениальность мальчика проявилась уже в четырехлетнем возрасте: он стремительно овладевал искусством игры на нескольких музыкальных инструментах, даже сочинял музыку. Во время гастрольных поездок отца выступления сестры клавиристки и брата, певца, музыканта, дирижера и импровизатора, вызывали бурный восторг у публики.

В четырнадцатилетнем возрасте он уже обладатель папского ордена «Золотой шпоры», член Филармонической академии в итальянском городе Болонья.

Первые симфонии появились у маленького композитора после знакомства с немецким известным сочинителем музыки Бахом, а в двенадцатилетнем возрасте талантливый Вольфганг получает музыкальные заказы. Но столичные европейские дворы не обратили внимание на одаренного юношу, и Моцарту пришлось исполнять должность концертмейстера при дворе родного города Зальцбург. Это время создания духовной музыки, развлекательных пьес, к которым он обращался и в своем дальнейшем творчестве. Многие любители классической музыки знают переполненную юмором «Маленькую ночную серенаду». В огромном ряду произведений, созданных композитором, высоко стоит передающая мятежное настроение эпохи «Бури и натиска» Симфония соль минор №25.

Симфонии для скрипки, клавирные сонаты, постановки опер – музыкальное наследие, оставленное Моцартом до прибытия его в Вену. Венский дебют композитора, произведение «Похищение из сераля», был высоко оценен, но в дальнейшем заказы на оперы поступали нечасто.

Главные творения Вольфганга Амадея Моцарта – оперы «Свадьба Фигаро» и «Дон-Жуан». Опера «Волшебная флейта», воспевающая светлое и разумное, исполненный скорбным чувством незавершенный гением Реквием – последние творения великого композитора, навсегда оставшиеся бессмертными.

Художественные интересы композитора, по-новому глубоко и серьезно воплощенные, формировались под воздействием произведений Баха, Генделя, Гайдна.

Музыка талантливого композитора приобретала глубоко индивидуальные черты, становилась совершенной, а в венском дворе он был необходим только как создатель танцев для проведения маскарадов.

Для последующих поколений Моцарта является неподражаемым образцом музыкального искусства. Художественный мир великого композитора населяют самые разнообразные персонажи, передающие особенности человеческих характеров. От произведений веет духом событий, совершающихся в эпоху жизни гения, главным из которых является Великая французская революция.

Согласно исследованиям медиков и психологов, музыка Моцарта способна излечивать людей от разных болезней, так как она обладает положительной энергетикой. Особенный эффект музыка австрийского композитора производит на детей, оказывая плодотворное действие на их психику и интеллект.

Источники:

  • Вольфганг Амадей Моцарт
  • Музыка Моцарта. Лечение и улучшение мозговой активности

Совет 4: Леопольд Моцарт: биография, творчество, карьера, личная жизнь

Иоганн Георг Леопольд Моцарт, одаренный музыкант и выдающийся педагог, родился 14 ноября 1719 года в Аугсбурге. В пять лет он был зачислен в иезуитскую гимназию, которую окончил в семнадцать лет с прекрасными откликами относительно его успехов в учебе (диплом magna cum laude) и поведения. В те моменты своей жизни Леопольд не стремился к соответствующим профессиональным устремлениям, но в процессе обучения, однако, усердно занимался музыкой, пением в хоре, игрой на органе.

Биография с аспектами творчества, карьеры и личной жизни

Леопольд Моцарт по причине смерти своего отца не смог тотчас же продолжить обучение по окончании гимназии. Тем не менее уже год спустя он простился со своим родным домом и отправился в Зальцбург, который в то время был суверенным городом Священной Римской империи и резиденцией Примаса Германии, что в свою очередь определяло его как центр политической, культурной и духовной жизни.

В ноябре 1737 года он был зачислен в университет, а уже 22 июля 1738 года ему было присвоено звание Studiosus philosophiae Baccalaureus. B сентябре 1739 года Иоганн Георг Леопольд Моцарт был исключен из университета. Разумеется, что все это время юноша Леопольд Моцарт старательно занимался музыкой, благодаря чему после исключения из университета поступил на службу к канонику Зальцбургского собора графу фон Турн-Вальсассина на должность камердинера, что в те времена знаменовало персону, которая выполняла функции музыканта и личного секретаря.

Тягостным и долгим был путь к приобретению постоянного места оплачиваемой службы, но 1747 году Леопольд был уже придворным музыкантом Зальцбургского архиепископа и был способен, в конце концов, создать семью с Анной Марией Вальбургой Пертль в феврале 1748 года.

Манера его композиций, будучи весьма самобытной, охватывает азы народной музыки и являет собой яркий пример так называемого пограничного стиля на стыке эпох барокко и раннего классицизма. Будучи членом Лейпцигского «Общества музыкальных наук», Леопольд Моцарт состоял в переписке с такими известнейшими музыковедами, как Христиан Фюрхтеготт Геллерт и Фридрих Вильгельм Марпург. Именно Марпург писал о «Школе»: «Потребность в такого рода труде возникла давно, но мы не могли и надеяться на его обретение: одаренный и основательный виртуоз, разумный и методичный учитель, образованный музыкант; качества, каждое из которых уже делает обладателя его достойным человеком, собраны здесь воедино».

Успех «Школы» был огромен. Она выстояла два пожизненных издания - в 1756 и 1769 годах, третье в 1787 году, а следующее уже в 1800-м. Книга была переведена на голландский и французский языки в 1766 и 1770 годах, а в 1804 году - на русский язык. Музыкальный талант Вольфганга Амадея и Марии Анны, которая была знаменита как Наннерль стали явными уже в 1759 году. С этого момента Леопольд приобретает известность отца одаренных детей, который чрезвычайно усердно вкладывает свои силы в их музыкальное образование и заботится об их карьере. Да, в Европе уже воцарилась эпоха Просвещения, но сестра Вольфганга реализовывала в себе роль хозяйки, матери и жены.

С каждым годом взросления своего сына внимание Леопольда Моцарта к собственным сочинениям и карьере придворного музыканта стремительно снижалось. С 1763 года и до самой своей смерти он оставался вице-капельмейстером, так и не став первым или главным капельмейстером двора. Для того чтобы сопровождать детей в поездках, где, к слову сказать, он проявил себя прекрасным и неутомимым наставником и организатором, ему приходилось, невзирая на неудовольствие вышестоящих и лично архиепископа, отлучаться на все более длительные сроки. За самовольные отлучки в 1777 году он даже был уволен со службы, где, впрочем, его вскоре восстановили.

В то время как Вольфганг Амадей с 1777 года бывал в родном доме лишь наездами, а в 1781-окончательно переселился в Вену, его отец продолжал служить и заниматься преподаванием в Зальцбурге. Его дочь, Наннерль, в свои года вышла замуж и переехала в Санкт-Гильген. Леопольд Моцарт в свои последние годы жизни много путешествовал, по большей части в Баварию, стал членом масонской ложи и безустанно восторгался успехами любимого сына, с которым он в последний раз встретился в 1785 году в Вене.

28 мая 1787 года после трех месяцев болезни, он скончался на руках у своей дочери и был похоронен на кладбище Св. Себастьяна. После смерти его имущество было пущено с молотка.

Фундаментальный вклад в историю музыки

Отобразить все аспекты личности Леопольда Моцарта в нескольких словах весьма затруднительно. Ведь он являлся одновременно и ретивым католиком, и приятелем протестантов и евреев, и предостерегателем своего сына от продолжительных пребываний в лютеранских или кальвинистских странах, и противником ханжей и святош, которые, по его мнению, не были достойны своего сана. Он был поборником гигиены, почитателем общения, карт и шахмат. В последние годы, искренне горюя по своей умершей жене, он состоял в трогательной переписке с баронессой Элизабет фон Вальдштеттен. Он был одаренным музыкантом и выдающимся педагогом. Его «Фундаментальная школа скрипичной игры» - это, бесспорно, существенная работа, благодаря которой Леопольд Моцарт остался в истории музыки на века.

Моцарт Вольфганг Амадей

Полное имя – Иоганн Хризостом Вольфганг Теофил Моцарт (род. в 1756 г. – ум. в 1791 г.)

Выдающийся австрийский композитор, клавесинист, органист, дирижер, один из величайших представителей мировой музыкальной классики. Его творческое наследие составляют более 600 произведений, охватывающих практически все жанры музыкального искусства.


Моцарт обладал мощным универсальным даром музыканта, который проявил себя с раннего детства. Современники называли его «богом музыки», но этот звучный титул ничего не дал композитору: ни должной славы и понимания его творчества (они пришли лишь спустя столетия), ни богатства, ни долгих лет жизни. Он умер, не дожив до тридцати шести лет. Но как фантастично много успел создать этот гений – 20 опер, полсотни симфоний, десятки концертов, сонат, месс…

27 января 1756 г. в небольшом альпийском городе Зальцбурге родился мальчик, которого назвали Вольфгангом. Отец новорожденного, Леопольд Моцарт, происходивший из семьи простого переплетчика, был довольно известным скрипачом, органистом, педагогом и работал в качестве придворного музыканта и камердинера у зальцбургского вельможи графа Турна. В то время Зальцбург представлял собой столицу маленького княжества, во главе которого стоял архиепископ.

Вольфганг (или Амадео – как звучало это имя по-итальянски) был седьмым ребенком в семье, однако почти все его братья и сестры умерли в младенчестве и в живых осталась только лишь Мария-Анна, или, как ласково звали ее домашние, Наннерль, которая была старше Моцарта на 4,5 года. Со временем отец стал учить дочь игре на клавесине, но все чаще к инструменту подходил маленький Вольфганг. К великому изумлению родителей, малыш, которому едва исполнилось 3,5 года, по слуху безошибочно повторял все пьески, которые разучивала сестра.

Однажды 4-летний Моцарт сидел за столом и что-то старательно выводил на нотной бумаге. При этом он погружал в чернильницу не только перо, но и пальцы. На вопрос отца о том, что он делает, – мальчик ответил, что пишет концерт для клавесина. Леопольд взял лист и увидел выведенные нетвердым почерком ноты, измазанные кляксами. Сначала ему показалось, что это детская шалость, но когда он внимательно рассмотрел написанное, у него из глаз потекли слезы радости. «Смотрите, – обратился он к окружающим, – как здесь все правильно и со смыслом!»

Вскоре дети настолько хорошо овладели техникой игры на клавесине, что в январе 1762 г. отец принял решение совершить с ними концертную поездку. Для начала они отправились в Мюнхен, где выступили при дворе курфюрста Баварского, да так успешно, что Леопольд Моцарт принялся хлопотать об отпуске для поездки в столицу…

Выступления Вольфганга и Наннерль в Вене носили сенсационный характер. Они играли в гостиных вельмож и даже перед королевской семьей, неизменно вызывая восторг публики. Однако такая жизнь была чрезвычайно тяжела для детей, которые музицировали практически без отдыха по 4–5 часов подряд. Особенно изнурительно это было для хрупкого организма маленького Моцарта. В конце концов тяжелая скарлатина обоих детей положила конец венским триумфам.

По возвращении домой отец позаботился о том, чтобы занятия брата и сестры (причем не только музыкой, но и обычными школьными предметами) шли строго и планомерно. Летом 1763 г., снова испросив отпуск у архиепископа, Леопольд предпринял с детьми более длительную концертную поездку, конечной целью которой был Париж. Маленький ростом, одетый в лиловый атласный камзол с миниатюрной шпагой на боку и треуголкой под мышкой, в парике, Вольфганг смело подходил к клавесину и с милой непринужденностью отвешивал направо и налево поклоны. Он виртуозно исполнял свои и чужие сочинения, читал с листа незнакомые произведения с такой легкостью, как будто они были ему давно известны, импровизировал на заданные темы, чисто и безошибочно играл трудные пьесы на клавиатуре, накрытой платком. Кроме того, в Париже он много сочинял. В начале 1764 г. вышли из печати его первые четыре сонаты для скрипки и клавесина. На титульном листе было обозначено, что они написаны 7-летним мальчиком.

гра Баха на клавесине произвела на мальчика большое впечатление. Несмотря на разницу в возрасте, они вскоре стали друзьями, нередко импровизировали на одну и ту же музыкальную тему одновременно на двух инструментах, немало удивляя всех, кому приходилось их слышать. Там же, в Лондоне, Моцарт написал еще 6 сонат для клавесина и взялся за сочинение симфонии. В течение года, проведенного в Англии, музыкальное развитие ребенка заметно продвинулось вперед. По дороге домой Леопольд решил заехать в Голландию и Фландрию. Они побывали в Гааге, Генте, Роттердаме, Амстердаме, и повсюду успех был огромный – детям устраивали восторженные овации, осыпали их лестными похвалами.

Все это, казалось, легко могло вскружить головы юным артистам, но ничего подобного не произошло. Этому в немалой степени способствовал отец. Опытный педагог, он хорошо сознавал, что, как ни велика музыкальная одаренность его учеников, без упорного, настойчивого труда серьезных результатов им не достигнуть. «Дети мои одарены таким талантом, – писал в одном из своих писем Леопольд, – что, помимо родительского долга, я бы всем пожертвовал ради их воспитания. Каждая потерянная минута – потеряна навеки… Но вы знаете, что дети мои привыкли к работе. Если бы что-либо могло отвлечь их от работы – я бы умер с горя».

В конце 1766 г. семья Моцарта с триумфом вернулась в родной Зальцбург, пробыв за границей почти 3,5 года. Тотчас же по возвращении домой отец возобновил с детьми занятия на клавесине и скрипке. Кроме того, они серьезно изучали музыкальную композицию, арифметику, историю и географию. Вольфганг также осваивал латынь и итальянский язык, знание которых в те времена для музыканта было обязательным.

В 1767 г. Вена готовилась к придворным торжествам по случаю бракосочетания юной эрцгерцогини Марии-Иозефы с неаполитанским королем. Желая воспользоваться благоприятным моментом, Леопольд выехал с семьей в столицу Австрии. Но поездка оказалась неудачной – в Вене свирепствовала страшная эпидемия оспы. Пришлось спешно вывозить детей из города и бежать в Моравию. Но было уже поздно: и брат, и сестра заболели оспой в тяжелой форме. У Вольфганга были поражены глаза, ему грозила слепота. Лишь через 10 дней зрение стало восстанавливаться.

Только в январе следующего года семья вернулась в Вену, но интерес к игре Моцартов со стороны столичной публики теперь заметно остыл. Мало кто приглашал их в свои салоны, и только благодаря хлопотам друзей Леопольда детям удалось выступить при дворе. Сочинения Вольфганга понравились императору Иосифу II, и он выразил желание услышать одно из его новых произведений на сцене Венского оперного театра. Однако тамошние музыканты посчитали чудо-ребенка серьезным конкурентом и всячески препятствовали его продвижению. Поэтому венскому зрителю так и не суждено было увидеть оперу по пьесе «Притворная простушка» – по городу поползли слухи о том, что якобы все сочинения Моцарта написаны его отцом, который, желая сделать сыну карьеру, выдает свои работы за его творения. Театр отказал юному композитору в постановке. Это было поражением, но Вольфганг и не думал отчаиваться. По его возвращении в Зальцбург архиепископ, близко к сердцу принимавший успехи и огорчения, приказал музыкантам своей капеллы разучить и поставить оперу, отвергнутую Веной.

В 1770 г. Леопольд Моцарт повез сына в турне по Италии. Программы, с которыми выступал 14-летний подросток, поражали обширностью и сложностью. В них демонстрировалась не только техника игры на клавире, но и замечательное композиторское мастерство мальчика, присущий ему дар импровизации. В Болонье Вольфганг выдержал сложный экзамен по композиции, и местная Филармоническая академия избрала его своим членом. В свою очередь, дирекция Миланского театра заказала ему оперу «Митридат, царь Понтийский», которая потом была сыграна 20 раз подряд при переполненном зале. Не меньший успех имела двумя годами позже и вторая опера Моцарта «Лючио Силла». Однако постоянного места в Италии юному музыканту получить не удалось.

В это время в Зальцбурге умер архиепископ, снисходительно относившийся к частым отлучкам Леопольда Моцарта. Его место занял граф Иероним Колоредо, не терпевший оперной музыки. Он полагал, что подчиненные ему музыканты не должны тратить время на такое неблагочестивое занятие, как сочинение опер, да еще для заграничных театров. Моцартам было приказано спешно вернуться домой, и в марте 1773 г. Вольфганг навсегда покинул Италию. Счастливая пора детства, полного разнообразных впечатлений, блестящих успехов и радужных надежд на будущее, осталась позади. Начинался новый этап жизни.

Моцарт был обречен на прозябание в маленьком захолустном городке. Все тяготило здесь 17-летнего юношу: и рабская зависимость от грубого и деспотичного архиепископа, и чванство местной аристократии, и косность обывателей. В Зальцбурге не было ни оперного театра, ни открытых концертов, ни встреч с интересными образованными людьми. Отлучаться без дозволения из города и тем более писать для кого-либо оперы юному Моцарту строжайше запрещалось. День его начинался в приемной архиепископа, где он с другими слугами ожидал приказаний, а вечером следовало выступление в качестве клавесиниста или скрипача в закрытом концерте.

Но серьезные занятия композицией продолжались. Теперь Вольфганг писал главным образом инструментальную музыку: симфонии и сонаты, веселые дивертисменты, приветственные серенады для исполнения на открытом воздухе. Именно в эти годы постепенно формировался неповторимый моцартовский стиль. Богатые художественные впечатления сочетались в его произведениях со все более заметным проявлением творческой индивидуальности.

По приказанию архиепископа юноше приходилось сочинять много церковной хоровой музыки. Была в этом и положительная сторона: подобные произведения тут же разучивались и исполнялись, что было неплохой подготовкой для создания в будущем величественных хоровых оперных сцен… Но все же после итальянских триумфов сочинять одни лишь мессы юному гению было скучно. Лишь через пять лет с великим трудом ему удалось добиться разрешения уехать из Зальцбурга. Оставив придворную службу, Моцарт поселился в Мангейме, где познакомился с семьей переписчика нот Вебера и приобрел несколько верных и надежных друзей среди любителей искусства.

Но тяжелое материальное положение, унижение, ожидания в приемных, поиски протекции – все это вынудило молодого композитора вернуться в родной город. Архиепископ принял обратно своего бывшего музыканта, но настрого запретил ему публичные выступления. Тем не менее, в 1781 г. Вольфгангу удалось получить отпуск для постановки в Мюнхене новой оперы «Идоменей». После успешной премьеры, решив больше не возвращаться в Зальцбург, он подал заявление об увольнении и получил в ответ поток ругательств и оскорблений. Чаша терпения была переполнена – композитор окончательно порвал с зависимым положением придворного музыканта и поселился в Вене, где и прожил до самой смерти.

В столице Моцарта ждали новые испытания. Аристократические круги отвернулись от бывшего вундеркинда, и те, кто еще недавно платили ему золотом и овациями, теперь считали творения музыканта чрезмерно трудными для восприятия. В 1782 г. состоялась премьера новой оперы Моцарта «Похищение из сераля», и летом того же года он женился на Констанции Вебер.

Жизнь композитора в Вене складывалась нелегко. Частые выступления в салонах богачей и в открытых концертах, утомительные частные уроки, срочное сочинение произведений «на случай», постоянная неуверенность в завтрашнем дне – все это незаметно подтачивало и без того некрепкое здоровье 30-летнего Моцарта. «Я завален работой и очень устаю, – жаловался он в письме к отцу. – Все утро, до двух часов, даю уроки, затем мы обедаем… Только вечером могу заниматься композицией, но от нее, к несчастью, то и дело отрывают приглашения играть в концертах. Даю три абонементных концерта в зале Тратверна… Кроме того, я дал еще два концерта в театре; можете судить, сколько мне предстоит работы по композиции и по игре. Ложусь спать в 12 часов ночи, встаю в 5 часов утра…»

«От такой работы я не заржавею, не правда ли? – горько шутил Моцарт. – Мой первый концерт 17 марта прошел прекрасно; зала была полна; новый концерт (для фортепиано с оркестром) очень понравился; теперь его разыгрывают повсюду». В это время Вольфганг подружился с Иосифом Гайдном, под влиянием которого его музыка обрела новые краски и родились его первые чудесные квартеты. Но кроме блеска, ставшего уже его визитной карточкой, в сочинениях Моцарта все чаще проявляется более трагическое, серьезное начало, свойственное человеку, познавшему жизнь во всей ее полноте.

Композитор все дальше и дальше уходил от требований, которые ставили перед покорными сочинителями музыки салонные вельможи и богачи-меценаты. В этот период появилась его опера «Свадьба Фигаро», не получившая одобрения публики. По сравнению с легкими творениями Сальери и Паизиелло произведения Моцарта казались современникам запутанными и сложными.

В этой связи интересно мнение о Моцарте немецкого музыканта Диттерсдорфа, одного из его успешных соперников и друзей, которое тот высказал в разговоре с императором Иосифом: «Вне всякого сомнения, он один из величайших гениев, и до сих пор я не встречал другого композитора с таким ошеломляющим богатством идей. Хотел бы я, чтобы он не был столь богат идеями. Он не дает слушателю перевести дыхания. Ибо едва слушатель успевает заметить одну прекрасную идею, как наступает следующая, еще более прекрасная, и вытесняет предыдущую. И так далее, так что в конце концов слушатель не может вспомнить ни одну из этих красот». Действительно, слух публики был не настолько развит, чтобы воспринимать необычно богатый моцартовский аккомпанемент, его виртуозную инструментовку, острые и новые гармонии… Кроме того, первое исполнение произведения часто так и оставалось единственным, и это еще больше усложняло восприятие непривычной музыки.

Бедствия и лишения все чаще заглядывали в дом композитора: молодые супруги не умели экономно вести хозяйство. В этих тяжелых условиях рождалась опера «Дон Жуан» (1787 г.), которая принесла автору мировой успех. Рассказывают, что накануне первого представления «Дон Жуана» увертюра еще не была написана, а Моцарт беззаботно проводил вечер среди друзей. Наконец его почти силой усадили за работу; он писал всю ночь «при помощи вина и рассказов жены», так как в любую минуту был готов заснуть. Утром увертюра была сдана переписчику, а вечером сыграна с листа с большим блеском.

Нередко случалось так, что, записывая одно, гениальный композитор в то же самое время придумывал другое. Он никогда не сочинял за роялем, а по выражению жены, писал ноты «как письма». Скорость, с которой он работал, иллюстрирует следующий факт. Однажды в Вену приехала знаменитая скрипачка Стриназакки, которая по примеру почти всех заезжих артистов обратилась к Моцарту с просьбой написать арию для ее концерта. Вольфганг обещал, но, к ужасу артистки, за сутки перед выступлением работа еще даже не была начата. Композитор, успокоив ее, сел к столу, и вскоре ария была готова. Утром Стриназакки ее разучила, а вечером в театре сыграла с громадным успехом. Сам Моцарт исполнил партию фортепиано – по нотам. Но императору, смотревшему в бинокль, показалось, что на пюпитре перед автором лежит лист чистой нотной бумаги. Он призвал его в ложу и приказал показать новую арию. Моцарт протянул лист девственной чистоты: всю свою партию он сымпровизировал.

После премьеры «Дон Жуана», состоявшейся в Праге, австрийский император был вынужден пойти на некоторые уступки. Вольфгангу предложили занять место придворного музыканта вместо недавно скончавшегося Глюка. Однако это почетное назначение принесло композитору не много радости. Венский двор относился к нему как к заурядному сочинителю танцевальной музыки и заказывал менуэты, лендлеры, контрдансы для придворных балов… А ведь в последние годы жизни великий композитор сочинил три симфонии (ми-бемоль мажор, соль минор и до мажор), а также оперы «Так поступают все», «Милосердие Тита» и «Волшебную флейту».

Внезапная смерть настигла Моцарта 5 декабря 1791 г. в Вене во время работы над заупокойной мессой – грандиозного произведения для хора, солистов и симфонического оркестра. Накануне к нему с просьбой написать реквием обратился одетый в черное незнакомец, который предложил щедрый аванс. Окруженный мрачной таинственностью заказ породил у мнительного композитора мысль, что это произведение он создает к своим похоронам. Позже загадка была раскрыта: некий граф Штуппах развлекался тем, что покупал у авторов различные композиции, переписывал их и выдавал за свои собственные. Потеряв в тот год жену, граф задумал почтить ее память исполнением реквиема, а заодно и присвоить очередное чужое сочинение. С этой целью он послал к Моцарту своего управляющего, который и вел переговоры с композитором. Однако на возбужденное воображение усталого, измученного постоянными невзгодами и тревогами гения эти странные обстоятельства подействовали угнетающе.

Безвременная кончина «царя музыки» от «острой сыпной лихорадки» глубоко потрясла современников. Моментально распространилась молва о том, что он был отравлен ртутью. Однако для этих слухов не было серьезных оснований. Уже в наше время ученые пришли к выводу, что непосредственной причиной смерти композитора стала стрептококковая интоксикация в сочетании с почечной недостаточностью. Бронхопневмония и кровоизлияние в мозг лишь ускорили трагический конец. По мнению медиков, подобное состояние могло вызвать бред и привести умирающего к мрачным мыслям об отравлении. Впрочем, есть и другие версии. Ученики композитора многое приписывали фантазиям жены Моцарта Констанции, остро нуждавшейся в деньгах. Трагическая, во вкусе века романтика с заупокойной мессой сама по себе могла послужить хорошим подспорьем при распродаже творческого наследия мужа.

Хлопоты по погребению композитора взял на себя друг и меценат Моцарта, его собрат по масонской ложе барон Готфрид ван Свитен, который занимал, говоря сегодняшним языком, пост министра культуры империи. Однако при новом императоре барон быстро терял свое влияние и как раз в день смерти Моцарта был смещен со всех своих постов. Ван Свитен и заказал похороны друга по третьему разряду. Потрясенная смертью мужа вдова заболела и на кладбище не присутствовала. Таким образом, Моцарт был погребен в общей могиле, место которой впоследствии затерялось. В дальнейшем богач барон неоднократно обвинялся в невероятной скупости, приведшей к тому, что могила гения так и осталась неизвестной до сего дня.

Однако справедливости ради следует сказать, что в похоронах Моцарта ничего необычного для того времени не было. Определенно это не были «похороны нищего», поскольку подобная процедура применялась к 85 % умерших граждан империи. Впечатляющие (хотя и по второму разряду) похороны Бетховена в 1827 г. проходили уже в другую эпоху и, кроме того, отражали резко возросший социальный статус музыкантов, за что всю жизнь боролся сам Моцарт. Надо также сказать, что на протяжении ряда поколений тяжелые упреки предъявлялись и Констанции в связи с ее отсутствием на кладбище Св. Марка во время похорон мужа. Однако и это было тогда в порядке вещей – при отпевании дозволялось присутствовать мужчинам, а панихиды обряд не допускал. Памятник же не был установлен по той причине, что участки на кладбище использовались многократно. И получается, что нет ничего странного, а уж тем более зловещего в том, что место захоронения великого композитора неизвестно…

Вдова Моцарта еще долгие годы терпела нужду, но в 1809 г. она вторично вышла замуж за давнего и преданного друга дома, фон Ниссена, который усыновил двоих ее детей и дал им образование. Старший сын композитора, Карл, почти всю жизнь прожил в Италии и даже плохо говорил по-немецки. Он был мелким чиновником государственного контроля и отличался необыкновенной простотой и скромностью. Младший сын, родившийся за полгода до смерти отца, все же посвятил себя музыке, но хоть он и звался Вольфганг-Амадей, с именем отца на него не перешел его гений. Старший сын женат не был, младший тоже умер бездетным, и с ними прекратил свое существование род Моцарта…



Похожие статьи
 
Категории