Бой «Варяга» и «Корейца. Бессмертный подвиг крейсера "варяг"

29.09.2019

Выход "Варяга" и "Корейца". Начало боя.

В полдень 09 февраля 1904 г. крейсер "Варяг" и канонерская лодка "Кореец" снялись с якорей и направились к выходу из бухты Чемульпо, перекрытому японской эскадрой. По некоторым источникам конечной целью был прорыв из бухты, что представляется сомнительным, учитывая низкую максимальную скорость "Корейца" (не более 14 узлов), что практически исключало возможность оторваться от японцев. Выход русских кораблей оказался для японцев неожиданным, что привело к некоторой неразберихе: боевые группы формировались по мере съема с якорей.

Первым открыл огонь японский крейсер "Асама", сразу же вслед за ним - русские корабли. Дистанция к началу боя составляла около 38 кабельтовых (7 000 метров). Через 10 минут с начала боя последовало первое попадание: 203-мм снаряд попал в район кормового мостика "Варяга" и вызвал пожар.

Примерно на это же время приходится пик интенсивности артиллерийского огня русского крейсера, далее, по мере получения повреждений, он начал стихать. Затем последовали попадания в носовую дальномерную станцию "Варяга", что заметно осложнило прицеливание, в центральную и кормовую части корабля.

Окончание боя и возвращение в Чемульпо.

Бой закончился в 12:50 и продолжался около 50 минут, после чего сильно поврежденный "Варяг" (крейсер получил не менее 9 попаданий, в т.ч. 3 - снарядами калибра 203 мм) и не получивший повреждений "Кореец" вернулись в порт Чемульпо. С японской стороны участие в бою принимали, в основном "Асама", "Ниитака" и "Чиода", другие корабли существенного влияния на сражение не оказали. Поскольку огонь японцев был сконцентрирован на "Варяге", "Кореец" попаданий не получил.

После боя командирами русских кораблей было принято решение уничтожить их во избежание захвата японцами. Крейсер "Варяг" был затоплен, "Кореец" - взорван.

Общий итог боя.

Все современники боя, включая японцев, сходятся во мнении, что сражение русских кораблей с многократно превосходящими их силами неприятеля, является примером огромного мужества и доблести. В то же время итоги самого боя крайне неоднозначны.

По донесению капитана "Варяга" был уничтожен японский миноносец, серьезно поврежден и далее затонул крейсер "Такачихо", тяжело поврежден крейсер "Асама". Можно точно сказать, что в отношении "Такачихо" сведения были неверны: крейсер благополучно прослужил еще более 10 лет. Нет и никаких подтверждений серьезного ущерба крейсера "Асама". Командующий японской эскадрой после боя направил донесение, в котором указывал на отсутствие попаданий с русских кораблей и каких-либо жертв или повреждений.

Русско-японская война 1904 – 1905 годов началась с двух атак японских ВМФ на флот Российской империи. Документ об объявлении войны не был предоставлен российской стороне, а нота о прекращении дипломатических отношений была направлена в Петербург за четыре дня до начала боевых действий. Бой у Чемульпо был вторым инцидентом русско-японской войны, но именно он запомнился русскому обществу благодаря беспримерному мужеству экипажа крейсера «Варяг», принявшего бой с кораблями противника.

К концу января 1904 года японское правительство исчерпало способы дипломатического давления на Россию. Петербург отказывался признавать «исключительные» права Японии на Корейский полуостров и всеми силами препятствовал установлению японского протектората над Японией. Одновременно российская армия наращивала присутствие в Маньчжурии и планировала переброску флота из своих европейских портов в дальневосточные.

В январе 1904 года Императорский тайный совет Японии принял решение ввести войска в Корею и атаковать русскую военную базу в Порт-Артуре. В пользу такого решения были названы такие аргументы:

  • Переговоры по разграничению сфер влияния на Дальнем Востоке вошли в тупик.
  • Японский флот имел значительное преимущество над русским в Жёлтом море. Быстрая ликвидация русского флота и блокада базы в Порт-Артуре могла бы гарантировать Японии стратегическое преимущество в конфликте.
  • Незадолго до войны Япония заключила союз с Британской империей, сильнейшим государством своего времени. Он должен был гарантировать невмешательство третьих сторон в новую войну.
  • Партия войны в японском правительстве жаждала победы над европейским государством, которая послужила бы доказательством превосходства жёлтой расы над белой.

В согласии с избранной стратегией японский генштаб принял решение атаковать русские корабли, дислоцированные в Жёлтом море: на порт-артурском рейде и в бухте Чемульпо.

Задачи «Варяга» в Корее

Крейсер «Варяг» и канонерская лодка «Кореец» вошли в бухту Чемульпо (ныне Чосон, Южная Корея) в декабре 1903 года. их главнейшей целью было обеспечение безопасности русской дипломатической миссии в соседнем Сеуле. Экипаж «Варяга» насчитывал около 500 человек. Часть команды была готова покинуть борт корабля в случае, если в Сеуле возникнут волнения, угрожающие жизни русских дипломатов. Одновременно в Чемульпо находились корабли Японии, Великобритании, Франции, Италии и США, имевшие сходные цели. Кроме общеизвестного задания, моряки «Варяга» имели секретные предписания. Десант с «Варяга» должен был сойти на берег не только в случае волнений в корейской столице, но и в случае, если в Корее появится японская армия. Фактически экипажи «Варяга» и японского «Чиода» следили друг за другом. 21 января правительство Кореи уведомило Токио и крупнейшие европейские столицы о соблюдении нейтралитета в назревающем русско-японском конфликте. Международное право обязывало обе стороны воздерживаться от агрессивных действий в нейтральной бухте. Тем не менее русские и японские моряки внимательно следили друг за другом, ожидая провокации. После объявления о разрыве дипотношений командир «Варяга» Всеволод Руднев начал разрабатывать план эвакуации русского посольства из Сеула.

Ход битвы в Чемульпо

Утром 26 января (8 февраля) 1904 года сформированная в японском порту Сасебо эскадра из шести крейсеров и трёх миноносцев направилась в Чемульпо с целью высадить там десант. Во второй половине дня японская эскадра встретилась с лодкой «Кореец», которая направлялась из Чемульпо в Порт-Артур. Японский флот затруднил движение «Корейца», и русская лодка открыла огонь, а с крейсера «Чиода» по «Корейцу» была запущена торпеда. Русская канонерская лодка, не получила повреждений, но была вынуждена изменить курс и вернуться в Чемульпо.

Вечером того же дня японская эскадра вошла в Чемульпо. Командир рейда Чемульпо английский капитан Бейли уведомил японскую сторону о недопустимости военных действий на территории нейтрального государства. Однако японский флот получил от своего командования разрешение вести бой как в нейтральных водах, так и на рейде Чемульпо.

В ночь с 26 на 27 января экипажи «Варяга» и «Корейца» подготовились к бою». Утром 27 января вся японская эскадра кроме крейсера «Чиода» вышла из Чемульпо на внешний рейд. «Варяг» получил ультиматум: японское командование требовало от русских кораблей покинуть бухту и принять бой в нейтральных водах. В противном случае японцы угрожали вернуться в Чемульпо и открыть огонь прямо в порту.

Капитан Руднев принял решение идти на прорыв внешнего рейда. Фактически он принял бой. Около полудня «Варяг» и «Кореец» открыли огонь по силам противника, имевшим многократное преимущество. В полуторачасовом бою «Варяг» получил 11 пробоин. Во время боя 23 из 500 членов экипажа были убиты. На судне начался пожар. Офицеры «Варяга» приняли решение покинуть и затопить корабль. Экипаж «Корейца» также эвакуировался и взорвал свою канонерку. Русских моряков эвакуировали корабли западных держав, дислоцированные в Чемульпо.

9 февраля Варяг и Кореец совершили свой подвиг. Как это было

Наверх, о товарищи, все по местам!
Последний парад наступает!
Врагу не сдается наш гордый «Варяг»,
Пощады никто не желает!


В этот день "Варяг" и "Кореец" приняли неравный бой с японской эскадрой.
Он стал известен всему миру, как битва с японской эскадрой близ порта Чемульпо, после которой русские моряки затопили свой корабль, но не сдались врагу. Подвиг был совершен на глазах моряков со всего мира. Именно в этом случае понимаешь справедливость нашей поговорки "На миру и смерть красна". Именно благодаря этим многочисленным свидетелям и прессе их стран этот бой и стал известен.

В историю русско-японской войны навсегда вошел подвиг русского крейсера "Варяг" и его командира В.Ф. Руднева. Выдержав неравный бой с японской эскадрой и не спустив флага перед неприятелем, русские моряки сами потопили свой корабль, лишенный возможности продолжать бой, но не сдались врагу.

Крейсер "Варяг" считался одним из лучших кораблей русского флота. В 1902 г. "Варяг" вошел в состав Порт-Артурской эскадры.

Это был четырехтрубный, двухмачтовый, бронепалубный крейсер 1 ранга водоизмещением 6500 тонн. Артиллерия главного калибра крейсера состояла из двенадцати 152-мм (шестидюймовых) орудий. Кроме того, на корабле было двенадцать 75-мм орудий, восемь 47-мм скорострельных пушек и две 37-мм пушки. Крейсер имел шесть торпедных аппаратов. Он мог развивать скорость до 23 узлов.

Экипаж корабля состоял из 550 матросов, унтер-офицеров, кондукторов и 20 офицеров.

Капитан 1 ранга Всеволод Федорович Руднев, выходец из дворян Тульской губернии, опытный морской офицер, вступил в командование крейсером 1 марта 1903 г. Это было сложное и напряженное время. Япония усиленно готовилась к войне с Россией, создав здесь значительное превосходство в силах.

За месяц до начала войны царский наместник на Дальнем Востоке адмирал Е.И. Алексеев направил крейсер "Варяг" из Порт-Артура в нейтральный корейский порт Чемульпо (ныне Инчхонь).

26 января 1904 г. японская эскадра из шести крейсеров и восьми миноносцев подошла к заливу Чемульпо и остановилась на внешнем рейде в нейтральном порту: На внутреннем рейде в это время находились русские корабли - крейсер "Варяг" и мореходная канонерская лодка "Кореец", а также грузо-пассажирский пароход "Сунгари". Стояли также иностранные военные корабли.

8 февраля 1904 года японская эскадра под командованием контр-адмирала Уриу (2 броненосных крейсера «Асама» и «Чиода», 4 бронепалубных крейсера «Нанива», «Ниитака», «Такачихо», «Акаси»; 8 миноносцев) блокировала Чемульпо, имея целью прикрыть высадку десанта (около 2 тыс. чел.) и не допустить вмешательства «Варяга». В тот же день «Кореец» отправился в Порт-Артур, но по выходе из порта был атакован миноносцами (две выпущенные торпеды не попали в цель), после чего вернулся на рейд.

Рано утром 27 января 1904 г. В.Ф. Руднев получил ультиматум японского контр-адмирала С. Уриу с требованием покинуть Чемульпо до 12 часов дня, в противном случае японцы грозили открыть огонь по русским кораблям в нейтральном порту, что было грубым нарушением международного права.
В.Ф. Руднев объявил экипажу, что Япония начала военные действия против России и объявил о решении прорваться с боем в Порт-Артур, а в случае неудачи взорвать корабли.

Командирская рубка Варяга.

"Варяг" снялся с якоря и направился к выходу из залива. В кильватере шла канонерка "Кореец" (командир капитан 2 ранга Г.П. Беляев). На кораблях пробили боевую тревогу.

У выхода из залива японская эскадра, превосходящая "Варяг" артиллерийским вооружением более чем в пять раз, а торпедным - в семь. Она надежно преградила русским кораблям выход в открытое море.

Планы японцев и их эскадра

Японские суда: Asama в 1898 году

Akashi на рейде в Кобэ, 1899 год

Naniwa в 1898 году

У японской стороны имелся подробный план боя, доведённый приказом Уриу до командиров кораблей в 9:00 9 февраля. Он предусматривал два варианта развития событий — в случае попытки прорыва русских кораблей и в случае отказа их от прорыва. В первом случае, учитывая стеснённость фарватера, Уриу выделил три рубежа перехвата русских кораблей, на каждом из которых должна была действовать своя тактическая группа:

в первую группу был назначен Asama
во вторую — Naniwa (флагман Уриу) и Niitaka
в третью — Chiyoda, Takachiho и Akashi.

Asama как наиболее сильный корабль отряда играл основную роль. В случае отказа русских кораблей от прорыва, Уриу планировал атаковать их в порту торпедами силами 9-го отряда миноносцев (если бы нейтральные суда не покинули бы свои якорные стоянки), либо артиллерией и торпедами силами всей эскадры.

Если до 13:00 9 февраля русские корабли не выйдут с якорной стянки, то все корабли занимают позиции рядом с флагманом.
- в случае, если корабли нейтральных держав остаются на якорной стоянке, то вечером производится торпедная атака;
- в случае, если на якорной стоянке будут только русские корабли и небольшое количество иностранных кораблей и судов, то производится артиллерийская атака силами всей эскадры.

Ход боя

Шесть японских крейсеров - "Асама", "Нанива", "Такачихо", "Нийтака", "Акаси" и "Чиода" в строю пеленга заняли исходные позиции. За крейсерами маячили восемь миноносцев. Японцы предложили русским кораблям сдаться. В.Ф. Руднев приказал оставить этот сигнал без ответа.

С броненосного крейсера "Асама" раздался первый выстрел, а вслед за ним вся эскадра противника открыла огонь. "Варяг" не отвечал, он шел на сближение. И лишь когда дистанция сократилась до верного выстрела, В.Ф. Руднев приказал открыть огонь.


Варяг и Кореец идут на последний бой. Редкое фото.

Бой был жестоким. Всю силу огня японцы сосредоточили по "Варягу". Море кипело от взрывов, обдавая палубу осколками снарядов и каскадами воды. То и дело возникали пожары, открывались пробоины. Под ураганным огнем противника матросы и офицеры вели огонь по врагу, подводили пластырь, заделывая пробоины, тушили пожары. В.Ф. Руднев, раненный в голову и контуженный, продолжал руководить боем. Героически сражались в этом бою многие матросы, среди которых были и наши земляки А.И. Кузнецов, П.Е. Поликов, Т.П. Чибисов и другие, а также корабельный священник М.И. Руднев.

Меткий огонь с "Варяга" принес свои результаты: серьезные повреждения получили японские крейсеры "Асама", "Чиода", "Такачихо". Когда же к "Варягу" устремились японские миноносцы, русский крейсер сосредоточил по ним свой огонь и потопил один миноносец.

Подбиты 6-дюймовые орудия — XII и IX; 75-мм — №21; 47-мм — №27 и 28. Почти снесен боевой грот-марс, уничтожена дальномерная станция №2, подбиты орудия №31 и №32, а также был произведен пожар в рундуках и в броневой палубе, вскоре потушенный. При проходе траверза острова Иодолми одним из снарядов была перебита труба, в которой проходят все рулевые приводы, и одновременно с этим осколками другого снаряда, залетевшими в боевую рубку, был контужен в голову командир крейсера, убиты наповал стоявшие по обеим сторонам его горнист и барабанщик, ранен в спину вблизи стоявший рулевой старшина (не заявивший о своей ране и остававшийся все сражение на своем посту); одновременно ранен в руку ординарец командира. Управление было немедленно перенесено в румпельное отделение на ручной штурвал. При громе выстрелов приказания в румпельное отделение были плохо слышны, и приходилось управляться преимущественно машинами, несмотря на это крейсер все же плохо слушался.

В 12 часов 15 минут, желая выйти на время из сферы огня, чтобы по возможности исправить рулевой привод и потушить пожары, стали разворачиваться машинами, и, так как крейсер плохо слушался руля и ввиду близости острова Иодолми, дали задний ход обеими машинами (крейсер поставило в это положение в то время, когда был перебит рулевой привод при положенном лево руле). В это время огонь японцев усилился и попадание увеличивалось, так как крейсер, разворачиваясь, повернулся левым бортом к неприятелю и не имел большой скорости.

Тогда же была получена одна из серьезных подводных пробоин в левый борт, и третья кочегарка стала быстро наполняться водой, уровень коей подходил к топкам; подвели пластырь и начали выкачивать воду; тогда уровень воды несколько спал, но тем не менее крейсер продолжал быстро крениться. Снарядом, прошедшим через офицерские каюты, разрушившим их и пробившим палубу, была зажжена мука в провизионном отделении (тушение пожара производилось мичманом Черниловским-Сокол и старшим боцманом Харьковским), а другим снарядом разбиты коечные сетки на шкафуте над лазаретом, причем осколки попали в лазарет, а сетка загорелась, но вскоре была потушена. Серьезные повреждения заставили выйти из сферы огня на более продолжительное время, почему и пошли полным ходом, продолжая отстреливаться левым бортом и кормовыми орудиями. Одним из выстрелов 6-дюймового орудия №XII был разрушен кормовой мостик крейсера "Асама" и произведен пожар, причем "Асама" прекратила на время огонь, но вскоре открыла снова.


Кормовая его башня, по-видимому, повреждена, так как она до конца боя не действовала более. Только при проходе крейсера к якорному месту и когда огонь японцев мог быть опасен для иностранных судов, они его прекратили, и один из преследовавших нас крейсеров вернулся к эскадре, остававшейся на фарватере за островом Иодолми. Расстояние настолько увеличилось, что продолжать огонь нам было бесполезно, а потому огонь был прекращен в 12 часов 45 минут дня.


Итоги боя

Во время боя, продолжавшегося в течение одного часа, "Варяг" выпустил по врагу 1105 снарядов, "Кореец" - 52 снаряда. После боя подсчитали потери. На "Варяге" из экипажа в 570 человек было 122 убитых и раненых (убиты - 1 офицер и 30 матросов, ранены - 6 офицеров и 85 матросов). Кроме того, было легко ранено более 100 человек.

Израненный, но не побежденный "Варяг" (выше на фото "Варяг" после боя) вернулся в порт, чтобы сделать необходимый ремонт и снова идти на прорыв.

Согласно рапорту командира «Варяга», огнём крейсера был потоплен один японский миноносец и повреждён крейсер «Асама», а крейсер «Такачихо» после боя затонул; противник предположительно потерял не менее 30 человек убитыми.

В этом бою принято забывать про "Корейца". В одном из документов прочитал интересные сведения. Перед боем, командир судна капитан 2-го ранга Г.П. Беляев приказал укоротить мачты корабля. Это была военная хитрость. Он знал что японцы знают подробные характеристики наших судов и понимал, что дальность до Корейца дальномерщики будут измерять по высоте мачт. Таким образом все снаряды японских судов благополучно перелетали через русский корабль.

Кореец с мачтами до и после боя.

А между тем, за время боя "Кореец" выпустил по противнику 52 снаряда, а единственным повреждением было пробитое осколком японского снаряда таранное отделение. Потерь не было вовсе.

"Варяг" же кренился на борт, машины вышли из строя, большинство орудий было разбито. В.Ф.Руднев принял решение: снять команды с кораблей, крейсер затопить, а канонерку взорвать, чтобы они не достались врагу. Совет офицеров поддержал своего командира.

После своза команды на нейтральные корабли, «Варяг» был затоплен путём открытия кингстонов, а «Кореец» взорван (выше на фото взрыв Корейца). Также был затоплен российский пароход «Сунгари».

"Варяг" после затопления, во время отлива.

Русских героев разместили на иностранных кораблях. Английский "Тэлбот" принял на борт 242 человека, итальянский корабль взял 179 русских моряков, остальных разместил на своем борту французский "Паскаль".

Совершенно омерзительно повел себя в этой ситуации командир американского крейсера «Виксбург», наотрез отказавшийся размещать на своем корабле русских моряков без официального разрешения Вашингтона.

Так и не приняв на борт ни одного человека, «американец» ограничился лишь отправкой на крейсер врача.

Французские газеты писали по этому поводу: "Очевидно, американский флот слишком еще слишком молод, чтобы иметь те высокие традиции, которыми воодушевлены все флоты других наций. "

После русско-японской войны японское правительство создало в Сеуле музей памяти героев «Варяга» и наградило Руднева орденом "Восходящего солнца".

Моряки "Варяга" и "Корейца" несколькими эшелонами вернулись на родину, где их восторженно встретил русский народ.

Генерал барон Каульбарс приветствует моряков "Варяга" и "Корейца" по их прибытии в Одессу.

Горячо встретили моряков и жители Тулы, поздней ночью заполнившие привокзальную площадь. Большие торжества в честь героев-моряков прошли в Санкт-Петербурге.

Экипажи "Варяга" и "Корейца" были отмечены высокими наградами: матросы награждены георгиевскими крестами, а офицеры - орденами Святого Геор-гия 4-й степени. Капитан 1 ранга В.Ф. Руднев был награжден орденом Свято-го Георгия 4-й степени, чином флигель-адъютанта и назначен командиром 14-го флотского экипажа и строившегося в Петербурге эскадренного броненосца "Андрей Первозванный". Была учреждена медаль «За бой "Варяга" и "Корейца"», которой были отмечены все участники боя.

В ноябре 1905 г. за отказ принять дисциплинарные меры против революционно настроенных матросов своего экипажа В.Ф. Руднев был уволен в отставку с производством в контр-адмиралы.

Он уехал в Тульскую губернию, где поселился в небольшой усадьбе при деревне Мышенки, в трех верстах от станции Тарусская.

7 июля 1913 г. В.Ф. Руднев скончался и был похоронен в селе Савине (теперь Заокский район Тульской области).

Дальнейшая судьба крейсера "Варяг"

В 1905 году крейсер был поднят японцами, отремонтирован и введён в строй 22 августа в качестве крейсера 2-го класса под названием «Соя» (яп. 宗谷).

Во время Первой мировой войны Российская империя и Япония стали союзниками. В 1916 году крейсер «Соя» (вместе с броненосцами «Сагами» и «Танго») был выкуплен Россией.

4 апреля японский флаг был спущен и 5 апреля 1916 года крейсер переведён во Владивосток, после чего под прежним именем «Варяг» был включён в состав флотилии Северного Ледовитого океана (совершил переход из Владивостока в Романов-на-Мурмане) в составе Отряда судов особого назначения под командованием контр-адмирала Бестужева-Рюмина.

В феврале 1917 года ушёл на ремонт в Великобританию, где был конфискован британцами, поскольку советское правительство отказалось платить по долгам Российской Империи.

В 1920 году перепродан германским фирмам на слом. В 1925 году при буксировке корабль попал в шторм и затонул у берега в Ирландском море. Часть металлических конструкций была тогда же снята местными жителями. Был впоследствии взорван.

В 2003 году состоялась первая российская экспедиция с погружением в район обломков, были подняты некоторые небольшие детали. В погружении принимал участие внук капитана Руднева, проживающий во Франции...

После подвига экипажа крейсера «Варяг» австрийский писатель и поэт Рудольф Грейнц написал стихотворение «Der „Warjag“», посвящённое этому событию. Полностью историю песни и оригинальный тест можно прочитать

"Песня о подвиге Варяга" (на перевод стихов Грейнца) стала гимном русских моряков

29 октября 1955 года в Севастопольской бухте взорвался и перевернулся линкор «Новороссийск», погребя сотни моряков. Вспоминает ветеран Вооруженных Сил СССР, офицер в отставке М. Пашкин: «Внизу, в бронированной утробе линкора, замурованные и обреченные на смерть моряки пели, они пели „Варяга“. На днище это не было слышно, но, приблизившись к динамику, можно было разобрать чуть слышные звуки песни. Это было ошеломляющее впечатление, такого состояния я никогда не испытывал. Никто не замечал слез, все смотрели вниз на днище, как бы стараясь увидеть поющих внизу моряков. Все стояли без головных уборов, слов не было ».

7 апреля 1989 года подводная лодка К-278 «Комсомолец» затонула вследствие пожара на борту после 6-часовой борьбы экипажа за плавучесть судна. Моряки, находящиеся в ледяной воде Норвежского моря, прощались со своим командиром и кораблём, исполнив песню «Варяг»...

Инфа и фото (С) разные места инета... свой пост прошлого года дополнил новыми фото и подкорректировал.

37.346667 , 126.522833 37°20′ с. ш. 126°31′ в. д.  /  37.346667° с. ш. 126.522833° в. д. (G) (O) ) Итог

Победа японского флота

Стороны
Командующие Силы сторон Потери

Обстановка перед сражением

«Варяг» и «Кореец» перед боем

Японский адмирал предложил сдаться, русские корабли сигнал проигнорировали.

  • 11 часов 45 минут .

После того, как крейсер полностью развернулся, снаряд большого калибра пробил левый борт под водою; в пробоину хлынула вода и 3-е кочегарное отделение стало быстро заполняться водой, уровень которой подходил к топкам. Были задраены угольные ямы, которые наполнились водой. Старший офицер со старшим боцманом подвели пластырь, вода всё время выкачивалась, уровень стал понижаться, но крейсер продолжал крениться на левый борт.

Снарядом, прошедшим через офицерские каюты, которые были разрушены, пробита палуба и зажжена мука в провизионном отделении. После этого пробиты коечные сетки на шкафуте под лазаретом, причём осколки попали в лазарет; койки в сетках загорелись, пожар быстро прекращён. Серьёзные повреждения заставили выйти из сферы огня на более продолжительное время, почему крейсер пошёл полным ходом на рейд, продолжая отстреливаться левым бортом и кормовыми орудиями.

«Варяг» под японским огнём в бухте Чемульпо

Следом за русскими кораблями пошла японская эскадра, оставляя Йодолми к северу и на параллели этого последнего острова остановилась. . Дистанция до крейсера Асама во время преследования была около 30 кабельтовых.

Согласно вахтенному журналу крейсера Варяг :

«В продолжении боя одним из выстрелов 6» орудия № XII был разрушен кормовой мостик крейсера «Asama» и произведён на нём пожар, причём «Asama» временно прекратил огонь. Кормовая башня его по-видимому была повреждена, так как до конца боя больше не действовала."

Повреждение кормового мостика также отмечено в вахтенном журнале канонерской лодки.

  • 12 часов 40 минут.

При подходе крейсера к якорному месту огонь японцев стал опасен для иностранных судов, стоявших на рейде, они его прекратили и преследовавшие Варяг два крейсера вернулись к эскадре, оставшейся за островом Йодолми. Огонь с Корейца был прекращён одновременно с японской эскадрой.

  • 12 часов 45 минут.

Снаряды перестали долетать до японских крейсеров, Варяг прекратил огонь.

  • Около 13 часов.

Кореец встал на якорь в 4 кабельтовых от острова So-Wolmi (Обсерватории), оставаясь в полной боевой готовности.

  • 13 часов 15 минут.

Подойдя к своему бывшему якорному месту, Варяг отдал левый якорь на траверзе крейсера Talbot на расстоянии от него около 1½ −2 кабельтовых. Был подведён второй пластырь, начались работы по исправлению повреждений, оставшаяся часть команды разведена по орудиям в ожидании возможного нападения неприятеля на рейде.

В течение часового боя выпущено снарядов: 6-дюймовых - 425, 75-миллиметровых - 470, 47-миллиметровых - 210. Всего - 1105.

После постановки на якорь иностранные суда, несмотря на свою готовность к уходу, немедленно прислали шлюпки с санитарами и врачами.

Разрушения

При осмотре крейсера кроме перечисленных повреждений оказались ещё следующие:

  1. Все 47-миллиметровые орудия непригодны для стрельбы.
  2. Ещё 5 орудий 6-дюймового калибра получили различные серьёзные повреждения.
  3. Семь 75-миллиметровых орудий повреждены в накатниках и компрессорах.
  4. Разрушено верхнее колено 3-ей дымовой трубы.
  5. Обращены в решето все вентиляторы и шлюпки.
  6. Верхняя палуба пробита во многих местах.
  7. Найдено ещё четыре подводные пробоины, а также много других повреждений.

Затопление

Взрыв «Корейца»

  • 13 часов 35 минут.

Капитан крейсера на французском катере отправился на английский крейсер «Talbot», где заявил что намерен уничтожить Варяг за полной его непригодностью. Он получил согласие на перевоз команды на английский крейсер.

Итак, 29 января 1903 г «Варяг» прибыл в Чемульпо (Инчхон). До боя, состоявшегося 27 января следующего года, осталось меньше месяца – что произошло за эти 29 дней? Прибыв к месту несения службы, В.Ф. Руднев быстро обнаружил и докладывал о том, что японцы готовятся к оккупации Кореи. В материалах исторической комиссии отмечалось:

«Кап. 1 р. Руднев сообщил в Порт-Артур об устройстве японцами продовольственных складов в Чемульпо, на станции «Jong tong-no» и в Сеуле. По донесениям кап. 1 р. Руднева общее количество всего японского провианта достигало уже 1 000 000 пудов, а патронов было доставлено 100 ящиков. Движение людей было беспрерывное, в Корее насчитывалось уже до 15 тысяч японцев, которые под видом японцев и в короткий срок перед войной расселились по всей стране; число японских офицеров в Сеуле дошло до 100, и хотя японские гарнизоны в Корее остались официально в прежнем количестве, но действительное число гарнизонов было значительно больше. Вместе с тем японцами открыто доставлялись в Чемульпо шаланды, буксирные пароходы и паровые катера, что, как доносил командир кр. «Варяг», ясно указывало на обширные приготовления к десантным операциям… Все эти приготовления слишком ясно указывали на неизбежную оккупацию Кореи японцами».


То же самое передавал и военный агент России в Японии, полковник Самойлов, 9 января 1904 г сообщавший о фрахте многочисленных пароходов, мобилизации дивизий и т.д. Таким образом, подготовка оккупации Кореи не была секретом ни для Наместника, ни для более вышестоящих инстанций, но они продолжали хранить молчание – как мы уже говорили в предыдущей статье, российские дипломаты решили не считать высадку японских войск в Корее объявлением войны России, о чем Николай II и уведомил Наместника. Решено было считать опасным только высадку японских десантов севернее 38-ой параллели, а все, что южнее (включая Чемульпо) таковым не читалось и дополнительных инструкций для стационеров не требовало. Подробнее мы писали об этом в предыдущей статье, а сейчас только еще раз отметим, что отказ от вооруженного противодействия высадке японцев в Корее приняли куда более высокие инстанции, чем командир «Варяга», а полученные им инструкции совершенно запрещали мешать японцам.

Но – вернемся к «Варягу». Вне всякого сомнения, наилучшим способом избежать потери крейсера и канонерской лодки «Кореец» был бы отзыв их из Чемульпо, вместе с посланником России в Корее А.И. Павловым или без него, но этого, к сожалению, сделано не было. Почему так - увы, ответить на этот вопрос весьма затруднительно, и можно только строить догадки. Вне всякого сомнения, если уж решено было считать, что японская высадка в Корее не приведет к войне с Россией, то оснований для отзыва русских стационеров из Чемульпо не имелось – собираются высаживаться японцы, и пусть себе. Но ситуация решительным образом изменилась, когда японцы разорвали дипломатические отношения: несмотря на то, что в Петербурге считали, что это еще не война, риск, которому подвергался крейсер и канонерская лодка, уже явно перевешивал выгоды от нашего военного присутствия в Корее.

Собственно говоря, события развивались так: в 16.00 24 января 1904 г. нота о разрыве отношений была официально получена в Санкт-Петербурге. Что было важно – классическая в таком случае фраза: «Дипломатические отношения с правительством России в настоящее время уже не имеют никакой ценности и правительство Японской империи приняло решение разорвать оные дипломатические отношения» дополнялась весьма откровенной угрозой: «Правительство империи для защиты своего суверенитета и интересов оставляет за собой право действовать по своему усмотрению, считая это наилучшим способом для достижения означенных целей». Это уже было реальной угрозой войны: но она, увы, не была принята во внимание.

Дело в том, что, по озвученным ранее причинам, Россия совершенно не хотела войны в 1904 г и, по всей видимости, не желала верить в ее начало. Поэтому в Санкт-Петербурге предпочли прислушаться к посланнику Японии Курино, который не уставал повторять, что разрыв дипломатических отношений, это еще не война, и все еще можно устроить к лучшему. В результате наше министерство иностранных дел (и Николай II), по сути, позволили себе игнорировать реальность, надеясь на миражи, которые им рисовал японский посланник и в которые им очень хотелось верить. Более того – возникло опасение, как бы «наши герои на Дальнем Востоке не увлеклись внезапно каким-либо военным инцидентом» (слова министра иностранных дел Ламсдорфа). В результате была допущена грубейшая ошибка, которая, возможно, и погубила в итоге «Варяг»: о разрыве отношений с Японией Наместник был извещен Петербургом на следующий же день, 25 января, но вторая часть японской ноты (о «праве действовать по своему усмотрению») в сообщении была опущена, и Е.И. Алексеев ничего об этом не узнал.

Будем откровенными – далеко не факт, что, получив текст японской ноты в полном объеме, Е.И. Алексеев предпринял бы меры по отзыву «Варяга» и «Корейца», а кроме того, для того чтобы эти меры увенчались успехом, следовало действовать молниеносно: при этом известно, что быстрота действия в число достоинств Наместника Е.И. Алексеева не входила. Но все же некоторый шанс был, и он оказался упущен.

Интересно также, как Е.И. Алексеев распорядился полученной им информацией: о разрыве дипломатических отношений с Японией он известил консулов в Гонконге и Сингапуре, уведомил Владивостокский отряд крейсеров и канонерскую лодку «Манчжур», но ничего не сообщил об этом ни Порт-Артурской эскадре, ни посланнику в Корее А.И. Павлову, ни, конечно, командиру «Варяга». Можно лишь предполагать, что Е.И. Алексеев получил задачу «ни в каком случае не провоцировать японцев» и, руководствуясь принципом «как бы чего не вышло», предпочел ничего не сообщать артурским морякам. Автор настоящей статьи, к сожалению, не смог разобраться, когда узнал о разрыве дипломатических отношений начальник эскадры О.В. Старк и начальник морского штаба Наместника В.К. Витгефт. Возможно, что они также получили эту информацию с запозданием, так что, быть может, упрек Н.О. Эссена (высказанный им в мемуарах) о том, что бездействие последнего и привело к несвоевременному отзыву русских стационеров в Чемульпо и Шанхае (там была канонерская лодка «Маджур»,) не вполне обоснован. Но во всяком случае, известие уже не о разрыве дипломатических отношений, а о начале войны было отправлено в Чифу для «Варяга» только 27 января, после удачной атаки японских миноносцев, подорвавших «Ретвизан», «Цесаревич» и «Палладу» и в день, когда «Варяг» вступил в свой первый и последний бой. Разумеется, это было запоздалое предупреждение.

А что в это время происходило на крейсере? Уже 24 января (в день, когда в Петербурге официально получили уведомление о разрыве дипотношений) командиры иностранных стационеров «по секрету» сообщили Всеволоду Федоровичу Рудневу об этом прискорбном событии. Командир «Варяга» немедленно запросил инструкций у адмирала Витгефта: «достигли слухи разрыва дипломатических отношений; вследствие частой задержки депеш японцами прошу сообщить, было ли нам приказание дальнейших действий», и запрос посланнику А.И. Павлову в Сеул: «Слышал о разрыве дипломатических отношений, прошу сообщить сведения». Однако из Порт-Артура никакого ответа не поступило, а А.С. Павлов ответил:

Судя по всему, по получении ответа В.Ф. Руднев отправился первым же поездом в Сеул (выехал утром 25 января 1904 г) и там, в корейской столице, был упущен последний шанс увести русские стационеры из Чемульпо до начала войны.

В ходе беседы быстро выяснилось, что А.И. Павлов, как и В.Ф. Руднев, уже неделю не получал ни ответов на свои запросы, ни каких-либо новых распоряжений. Все это укрепляло во мнении, что японцы перехватывают и задерживают депеши командира «Варяга» и посланника России в Корее: но как должно было выходить из этого положения? В.Ф. Руднев предлагал забрать посланника и консула и немедленно уходить из Чемульпо, однако А.И. Павлов не поддержал такого решения, мотивируя это отсутствием соответствующих указаний своего руководства. Посланник предложил отправить в Порт-Артур канонерскую лодку «Кореец» с донесением – по мнению А.И. Павлова, ее, в отличие от телеграмм, японцы не могли перехватить, а значит, в Порт-Артуре сумели бы сложить два и два и выслать приказы, скажем, миноносцем.

В итоге командир «Варяга», вернувшись на крейсер, тем же днем 25 января распорядился об отправке «Корейца» в Порт-Артур – согласно его приказу, канонерская лодка должна была уйти из Чемульпо утром 26 января. В ночь с 25 на 26 января с рейда ушел японский стационер «Чиода» (строго говоря, правильнее было бы писать «Тиёда», но мы, для удобства читателя, будем придерживаться исторически сложившихся и общепринятых в русскоязычной литературе именований). К сожалению, по невыясненным причинам «Кореец» не ушел утром, как этого требовал В.Ф. Руднев, а задержался до 15.40 26 января и, при попытке выйти, был перехвачен японской эскадрой, следовавшей в Порт-Артур.

Канонерская лодка "Кореец"

Мы не будем во всех подробностях описывать подготовку и нюансы десантной операции, которую готовили японцы. Отметим только, что ее предполагалось произвести в Чемульпо, но лишь при условии отсутствия там военных кораблей русских, в противном случае высаживаться нужно было неподалеку от Чемульпо, в заливе Асанман. Именно там был назначен общий сбор японских кораблей, участвовавших в операции, именно туда ушел «Чиода» с рейда Чемульпо. Но 26 января 1904 г, когда все «действующие лица» были в сборе, командующий операцией контр-адмирал Сотокичи Уриу, понимая, что оккупацию Сеула необходимо осуществить как можно скорее, и получив информацию о том, что русские стационеры ведут себя как обычно и не предпринимают никаких угрожающих действий, принял решение высаживаться в Чемульпо, который, конечно, в качестве места высадки был не в пример удобнее залива Асанман. Тем не менее, японцам, конечно, нужно было считаться с возможностью вмешательства русских кораблей – их следовало по возможности нейтрализовать.

Сотокичи Уриу собрал у себя командиров боевых кораблей и капитанов транспортных судов, перевозивших десант, объявил им план операции и довел до их сведения свой приказ №28. Приказ этот весьма важен для понимания того, что произошло в дальнейшем, поэтому мы приведем его полностью. Хотя некоторые, малозначимые для нашего анализа пункты приказа можно было бы опустить, но во избежание любых спекуляций на эту тему процитируем его без купюр:

«Секретно.
8 февраля 37 год Мейдзи (26 января 1904 г по старому стилю - прим. авт. )
Борт флагманского корабля «Нанива» залив Асанман.


1. Обстановка у противника по состоянию на 23.00 25 января: в бухте Чемульпо по-прежнему стоят на якоре русские корабли «Варяг» и «Кореец»;

2. Пунктом высадки экспедиционного отряда определена бухта Чемульпо, по прибытии в которую должна незамедлительно начаться высадка войск;

3. Если русские корабли встретятся за пределами якорной стоянки в бухте Чемульпо, на траверзе Пхальмидо (Йодольми – прим. авт ) или к S от него, то их надлежит атаковать и уничтожить;

4. Если русские корабли не будут предпринимать против нас враждебных действий на якорной стоянке в бухте Чемульпо, то мы не будем их атаковать;

5. Одновременно с приготовлениями к выходу со временной якорной стоянки в заливе Асанман силы Отряда делятся следующим образом:
- 1-я тактическая группа: (1) «Нанива», (2) «Такачихо», (3) «Чиода» с приданным ей 9-ым отрядом миноносцев;
- 2-я тактическая группа: (4) «Асама», (5) «Акаси», (6) «Нийтака» с придынным ей 14-ым отрядом миноносцев;

6. Действия по заходу на якорную стоянку в бухту Чемульпо:

а) «Чиода», «Такачихо», «Асама», 9-ый отряд миноносцев, транспортные суда «Дайрэн-мару», «Отару-мару», «Хэйдзе-мару» заходят на якорную стоянку в бухту Чемульпо;

б) 9-ый отряд миноносцев, пройдя островок Пхальмидо, уходит вперед и спокойно, не вызывая подозрений у противника, заходит на якорную стоянку. Два миноносца встают в точку, недоступную для огня противника, а другие два с миролюбивым видом занимают такую позицию рядом с «Варягом» и «Корейцем», чтобы в одно мгновение можно было решить их судьбу – жить им или умереть ;

в) «Чиода» самостоятельной выбирает себе подходящее место и становится в нем на якорь;

г) Отряд транспортных судов, следуя в кильватере «Асама», после выхода из строя «Чиода» и «Такатихо», в кратчайший срок заходят на якорную стоянку и незамедлительно приступают к выгрузке войск. Желательно, чтобы они смогли зайти в порт во время полной воды вечернего прилива.

д) «Нанива», «Акаси», «Нийтака» следуют в кильватере отряда транспортных судов, а затем становятся на якорь к S от островка Хэридо в линию на NE. 14-й отряд миноносцев, закончив прием угля и воды с «Касуга-мару», разделяется на две группы в составе двух миноносцев каждая. Одна группа занимает позицию к S от островка Пхальмидо, а другая находится рядом с «Нанива». Если в ночное время суток противник начнет движение с якорной стоянки в открытое море, то обе группы должны его атаковать и уничтожить ;

е) Перед заходом солнца «Асама» уходит с позиции рядом с якорной стоянкой Инчхона и переходит к месту стоянки «Нанива» и встает там на якорь;

7. В случае, если противник предпримет против нас враждебные действия, откроет артиллерийский огонь или произведет торпедную атаку, то мы должны его немедленно атаковать и уничтожить, действуя при этом таким образом, чтобы не нанести ущерба находящимся на якорной стоянке кораблям и судам других держав;

8. Корабли, находящиеся у островка Хэридо, к рассвету следующего дня переходят на временную якорную стоянку в заливе Асанман;

9. Корабли и миноносцы, находящиеся на якорной стоянке в заливе Чемульпо, убедившись, что высадка полностью завершена, переходят на временную якорную стоянку в заливе Асанман;

10. «Касуга-мару» и «Кинсю-мару», закончив бункеровку миноносцев 14-го отряда углем и водой, становятся на якорь у входа в бухту Масанпхо и не открывают в ночное время суток якорных огней, соблюдая светомаскировку;

11. Миноносцы, несущие боевое охранение в бухте Чемульпо, обнаружив, что корабли противника начали движение с якорной стоянки в открытое море, незамедлительно начинают их преследование и, когда они окажутся к S от островка Пхальмидо, должны их атаковать и уничтожить ;

12. Во время стоянки быть готовыми к немедленной съемке с якоря, для чего приготовить все необходимое для расклепки якорь-цепей, держать котлы под парами и выставить усиленную сигнально-наблюдательную вахту».

Таким образом, план японского адмирала был очень прост. Ему нужно было высадить десант в Чемульпо, но без стрельбы на рейде, к чему крайне неодобрительно отнеслись бы иностранные стационеры. Соответственно, он собирался сперва войти в бухту и взять русские корабли на прицел, и лишь потом уже вести на рейд транспорты с десантом. Если русские откроют огонь – замечательно, они первыми нарушат нейтралитет (как мы уже говорили ранее, высадку войск на территорию Кореи нарушением нейтралитета никто не считал) и будут немедленно уничтожены миноносцами. Если попытаются сблизиться с транспортами, то попадут под прицел не только миноносцев, но и крейсеров и при попытке стрелять, опять же, будут немедленно уничтожены. Если «Варяг» и «Кореец» попытаются уйти из Чемульпо без стрельбы, то миноносцы будут сопровождать их, и потопят торпедами, как только те уйдут с рейда, но даже если русским каким-то чудом удастся оторваться, то пройти мимо перекрывших выход японских крейсеров у них все равно не получится.

Самое «смешное» заключалось в том, что торпедную атаку русских кораблей с вероятностью 99,9% иностранные стационеры не сочли бы нарушением нейтралитета. Ну, взорвались неожиданно два русских корабля, кто знает, по какой причине? Нет, разумеется, среди командиров иностранных кораблей не было сумасшедших, неспособных сложить два и два и понять, чьих рук было это дело. Но, как мы уже говорили ранее, европейские и американские корабли на рейде Чемульпо защищали не корейский нейтралитет, а интересы своих стран и своих граждан в Корее. Любые действия японцев, которые не угрожали эти интересам, были этим стационерам безразличны. Война России и Японии была делом России и Японии, в котором ни итальянцы, ни французы, ни американцы не имели никакого интереса. Поэтому уничтожение «Варяга» и «Корейца», при условии, что никто иной при этом не пострадал, вызвало бы разве что формальный протест с их стороны, да и то – вряд ли, потому что старшим на рейде считался британский «Тэлбот», а интересы Англии в этой войне были всецело на стороне Японии. Скорее, тут уж следовало ожидать неофициальных поздравлений японскому командующему…

Фактически С. Уриу собирался выстроить замечательную ловушку, но человек предполагает, а Бог располагает, и у самого входа на рейд его корабли столкнулись с отправившимся в Порт-Артур «Корейцем». То, что произошло в дальнейшем, описать довольно затруднительно, потому что отечественные и японские источники совершенно противоречат друг другу, да еще и, зачастую, сами себе. Возможно, в дальнейшем мы сделаем детальное описание этого столкновения в форме отдельной статьи, но сейчас ограничимся самым общим обзором – благо, детальное выяснение всех нюансов маневрирования «Корейца» и кораблей японского отряда не является необходимым для наших целей.

Каноничным для русскоязычных источников является описание, представленное в «Работе исторической комиссии по описанию действий флота в войну 1904-1905 гг. при Морском Генеральном штабе». Согласно ему, «Кореец» снялся с якоря в 15.40, а уже через четверть часа, в 15.55, на нем увидели японскую эскадру, которая шла двумя кильватерными колоннами. Одну из них образовывали крейсера и транспорты, причем головными шли «Чиода», «Такачихо», и «Асама», за ними три транспорта и остальные крейсера, а вторая колонна состояла из миноносцев. «Кореец» пытался пройти мимо них, но это оказалось невозможным, так как японские колонны раздались в стороны, и канонерская лодка вынуждена была следовать между ними. В это время «Асама» развернулся поперек курса «Корейца», перекрыв тем самым выход в море. Стало ясно, что японская эскадра не собирается выпускать «Корейца» в море, и его командир Г.П. Беляев принял решение вернуться на рейд, где японские провокации были бы вряд ли возможны. Но в момент разворота канонерская лодка была атакована торпедами с миноносцев, которые, однако, прошли мимо, а одна затонула, не дойдя до борта корабля. Г.П. Беляев дал приказ открыть огонь, и тут же его отменил, потому что «Кореец» уже входил на нейтральный рейд Чемульпо, тем не менее один из комендоров успел сделать два выстрела из 37-мм орудия. В общем, все понятно и логично, а действия японцев выглядят хоть и совершенно незаконно, но последовательно и логично. А вот японские рапорты заставляют в этом серьезно усомниться.


Броненосный крейсер "Асама", 1902 г

Согласно японским данным, корабли С. Уриу сперва действовали по ранее намеченному плану. Японцы двигались следующим строем:


Схема взята из монографии А.В. Полутова «Десантная операция японской армии и флота в феврале 1904 г в Инчхоне»

Когда колонны приблизились к траверзу о. Пхальмидо (Йодольми), то идущие головными «Чиода» и «Такачихо» отделились от основных сил и в сопровождении 9-го отряда миноносцев увеличили скорость и двинулись вперед – в соответствии с планом десантной операции они должны были первыми войти на рейд Чемульпо, с тем чтобы взять на прицел русские стационеры. И, когда о. Пхальмидо был ими пройден примерно мили на три, неожиданно на японских кораблях обнаружили идущий им навстречу «Кореец». Таким образом, возникла не предусмотренная приказом №28 ситуация.

Если бы «Кореец» вышел чуть раньше и встреча произошла бы за о. Пхальмидо, японцы попросту уничтожили бы русский корабль, как это было предусмотрено приказом. Но встреча произошла между о. Пхальмидо и рейдом, такую ситуацию приказ не регламентировал, а намерения «Корейца» были неясны. Японцы опасались, что канонерская лодка атакует транспорты, поэтому на «Чиоде» и «Такачихо» изготовились к бою – комендоры заняли свои места у орудий, но пригибаясь за фальшбортами так, чтобы их воинственных приготовлений по возможности не было видно. Когда передовые крейсера сблизились с «Корейцем», то на них увидели, что русский корабль не готовится к бою, наоборот, на его палубе был построен караул для приветствия. Оказался ли в этот момент «Кореец» между крейсерами и миноносцами, достоверно сказать нельзя – с одной стороны расстояние между японскими крейсерами и миноносцами не превышало 1-1,5 кабельтова, но с другой «Кореец» разошелся с «Чиодой» и «Такачихо» на расстоянии не свыше 100 м, так что, в принципе, мог и вклиниться между теми и другими.

Во всяком случае «Кореец» оказался между двумя отрядами, один из которых прошел мимо него к рейду «Чемульпо», а второй, ведомый «Асамой», шел русской канонерской лодке навстречу. На транспортах японцев возникло некоторое замешательство, и тогда броненосный крейсер покинул строй, развернувшись на 180 градусов, и пошел курсом, параллельным тому, что держал «Кореец», с тем чтобы оставаться между русской канлодкой и эскортируемым «Асамой» караваном. Но затем «Асама» вновь отвернул вправо – по всей видимости, именно этот его маневр и был принят Г.П. Беляевым за попытку перекрыть ему выход в море. Самое смешное, что командир «Асамы» ничего такого не думал – согласно его рапорту, он повернул вправо с тем, чтобы уклониться от торпед, которые, по его мнению, мог выпустить по нему «Кореец».

Соответственно, Г.П. Беляев принял решение вернуться на рейд и повернул назад. Мы уже видели, что командиры «Чиоды» и «Такачихо», убедившись в отсутствии у канонерской лодки агрессивных намерений, прошли дальше в сторону рейда, с тем чтобы выполнить поставленную им задачу, но у командира 9-го отряда японских миноносцев было другое мнение. Он счел, что «Кореец» может производить разведку в интересах «Варяга» и что русские, возможно, планируют удар. Поэтому, разойдясь с «Корейцем», он перестроился из кильватерной колонны во фронт, а затем взял «Корейца» в клещи: миноносцы «Аотака» и «Хато» заняли позицию с левого борта «Корейца», а «Кари» и «Цубамэ» - с правого… точнее, должны были занять. Дело в том, что, выполняя маневр, «Цубамэ» не рассчитал, вышел за пределы фарватера и выскочил на камни, так что далее «Кореец» сопровождали только три миноносца, при этом торпедные аппараты на них были приведены в боевую готовность.

И вот когда «Кореец» начал свой разворот обратно в Чемульпо, получилось так, что русский корабль пошел в сторону японских миноносцев, оказавшихся между ним и краем фарватера. На миноносце «Кари» решили, что это создает опасную ситуацию, а с другой стороны, дает возможность покончить с «Корейцем», пока этого не видит никто из иностранных стационеров, и произвел выстрел торпедой, от которой «Кореец» уклонился. Как говорится, «дурной пример заразителен», поэтому «Аотака» и «Хато» немедленно увеличили ход и легли на сближение с «Корейцем», при этом «Хато» выпустил одну торпеду, а «Аотака» по неясным причинам от атаки отказался. Можно предположить, что всему виной расстояние – в тот момент, когда «Кореец» заходил на рейд Чемульпо, дистанция между ним и «Аотакой» все еще составляла порядка 800-900 м, что для торпедного выстрела тех лет было достаточно далеко.

В общем, все как обычно – у русских одна картина маневрирования, у японцев – совсем другая, при этом сведения о расходе боеприпасов разнятся тоже: русские полагают, что по «Корейцу» было выпущено три торпеды, японцы – что две, при этом русские утверждают, что «Кореец» произвел два артиллерийских выстрела, японцы отмечают, что канонерская лодка обстреляла все три принимавших участие в атаке миноносца (что, согласитесь, сделать двумя снарядами крайне затруднительно).

Отдельно хотелось бы обратить внимание на аварию «Цубамэ» - двигаясь по фарватеру, по которому на следующий день пойдут в бой «Варяг» и «Кореец», преследуя канонерскую лодку, имевшую от силы 10-12 узлов хода, миноносец умудрился оказаться на камнях и получить повреждения, потеряв одну лопасть левого винта и повредив три лопасти правого винта, отчего его скорость была ограничена теперь 12-ю узлами. Правда, японцы утверждают, что они преследовали «Корейца» аж на 26 узлах, но это крайне сомнительно для «Цубамэ» - он вылетел на камни практически сразу после поворота, и вряд ли успел набрать такую скорость (если ее вообще набрал хоть один из японских миноносцев, что, опять же, несколько сомнительно). В общем, вряд ли небольшую стычку русской канонерской лодки и японских миноносцев можно назвать боем, но, вне всякого сомнения, наиболее эффективно в ней проявили себя подводные камни фарватера Чемульпо.

Во всяком случае, как только «Кореец» вернулся на рейд Чемульпо, японцы отказались от атаки, и «приняв по возможности мирный вид» заняли предписанные им позиции: «Аотака» встал на якорь в 500 м от «Варяга», «Кари» - на таком же расстоянии от «Корейца», а «Хато» и самостоятельно снявшийся с камней «Цубамэ» спрятались за английским и французским кораблями, но, в соответствии с приказом №28, были готовы атаковать в любой момент.

А теперь давайте рассмотрим эту ситуацию с позиции командира крейсера «Варяг». Вот «Кореец» покидает акваторию рейда и уходит по фарватеру в море, а затем начинаются чудеса. Сперва на рейд заходят два японских крейсера, «Чиода» и «Такачихо». За ними неожиданно появляется возвращающийся «Кореец» - слышали ли на «Варяге» его выстрелы, неясно, но об атаке торпедами, конечно же, знать не могли.

Во всяком случае выходило так, что на «Варяге» либо видели, что «Кореец» стрелял, либо не видели, и либо слышали выстрелы, либо – нет. В любом из этих случаев либо на «Варяге» видели, что стреляет «Кореец», а японцы не стреляют, либо же слышали два выстрела (которые, допустим, вполне могли быть предупредительными), при этом неясно было, кто стрелял. Другими словами, ничто из того, что могли видеть или слышать на крейсере «Варяг», не требовало немедленного вмешательства вооруженной силой. А затем на рейд вошли японские крейсера и 4 миноносца, которые заняли позиции неподалеку от русских кораблей, и только тогда, наконец, В.Ф. Руднев получил информацию о произошедших событиях.

При этом, опять же, не совсем ясно, когда именно это произошло – Р.М. Мельников сообщает, что «Кореец», вернувшись на рейд, подошел к «Варягу» откуда вкратце передал обстоятельства своей встречи с японской эскадрой, а потом канонерская лодка встала на якорь. В то же время «Работа исторической комиссии» об этом не упоминает – с ее описания следует, что «Кореец», зайдя на рейд, встал на якорь в 2,5 кабельтовых от «Варяга», затем Г.П. Белов отправился на крейсер с докладом, и спустя 15 минут после постановки на якорь канонерской лодки японские миноносцы заняли позиции – по два корабля в 2 кабельтовых от «Варяга» и «Корейца». Очевидно, что за 15 минут можно было разве что спустить шлюпку и прибыть на «Варяг», то есть русские корабли оказались под прицелом, когда Г.П. Белов только докладывал В.Ф. Рудневу об обстоятельствах боя.

В общем, несмотря на разницу трактовок, оба источника сходятся в одном – к тому моменту, когда Всеволод Федорович Руднев оказался в курсе атаки, предпринятой японскими миноносцами:

1. «Кореец» уже находился вне опасности;

2. 9-й отряд миноносцев (и, вероятно, еще и крейсера) расположились в непосредственной близости от «Варяга» и «Корейца».

В этой ситуации для крейсера "Варяг" открытие огня и вступление в бой не имело абсолютно никакого смысла. Конечно, если «Кореец» подвергся бы нападению, и на «Варяге» увидели это, то крейсер должен был, презрев всякую опасность, идти на выручку «Корейца» и вступить в сколь угодно неравный бой. Но к тому моменту, когда на крейсере узнали о японской атаке, все уже кончилось, и «Кореец» спасать было уже не нужно. А после драки кулаками не машут. Как гласит старая британская пословица, «Джентльмен – это не тот, кто не ворует, а тот, кто не попадается»: да, японцы стреляли торпедами по «Корейцу», но никто из иностранных стационеров этого не видел и подтвердить этого не мог, а значит, что оставалось только «слово против слова» - в дипломатии это все равно, что ничего. Достаточно вспомнить едва ли не столетнее противоборство официальной российской и японской – русские утверждали, что первыми выстрелами в войне стали японские торпеды, японцы – что два 37-мм снаряда, выпущенные «Корейцем». И лишь недавно, по мере публикации японских рапортов, стало очевидно, что японцы все же стреляли первыми, но кого это сегодня интересует, кроме немногочисленных любителей истории? А вот если бы «Варяг» открыл огонь по входившим на рейд кораблям Японии, он, в глазах «всего цивилизованного мира» первым нарушил бы корейский нейтралитет - как ни крути, но на тот момент японцы еще не приступали к высадке десанта и не сделали ничего предосудительного на нейтральном рейде.

Кроме того, тактически русские стационеры находились в совершенно безнадежном положении – они стояли на рейде под прицелами японских кораблей и могли быть потоплены миноносцами в любой момент. Так что, мало того, что открытие огня по японцам прямо нарушало все полученные В.Ф. Рудневым приказы, нарушало корейский нейтралитет, портило отношения с Англией, Францией, Италией и США, так еще и ничего не давало в военном плане, приводя лишь к быстрой гибели двух русских кораблей. Конечно, ни о каком уничтожении десанта здесь не могло быть и речи – это было невозможно чисто технически.

Говоря дипломатическим языком, произошло следующее. Честь русского флага обязывала «Варяг» выступить на защиту любого отечественного корабля или судна, подвергшегося нападению и защищать его экипаж (сражаться вместе с ним) против любых и сколь угодно превосходящих сил противника. Но никакие понятия чести не требовали от «Варяга» вступать в бой с японской эскадрой после того, как инцидент с «Корейцем» благополучно разрешился (русские моряки не пострадали, и непосредственная опасность им больше не угрожала). Атака японских миноносцев, вне всякого сомнения, могла стать казусом белли, то есть формальным поводом для объявления войны, но, конечно же, принимать такое решение должен был не командир русского крейсера, а куда более вышестоящие инстанции. В подобных ситуациях обязанность любого представителя вооруженных сил заключается не в том, чтобы бросаться в атаку с шашкой наперевес, а в том, чтобы сообщить своему руководству о возникших обстоятельствах и далее действовать согласно их распоряжениям. Мы уже говорили о том, что все приказы, которые получил В.Ф. Руднев, как раз прямо свидетельствовали о том, что Россия пока не хочет войны. В то же время «самодеятельная» атака японской эскадры привела бы лишь к предоставлению Японии замечательного повода вступить в войну в удобное для нее время, к немедленной гибели двух русских боевых кораблей практически без возможности нанести вред неприятелю и к дипломатическим осложнениям с европейскими странами.

Понятие чести для военного человека чрезвычайно важно, но не менее важно понимать границы накладываемых ею обязательств. Так, например, известно, что во времена Второй мировой войны, когда СССР истекал кровью в борьбе с фашистской Германией, вооруженные силы Японии не раз и не два осуществляли разного рода провокации, которые вполне могли бы стать поводом для объявления войны. Но СССР совершенно не нужна была война на два фронта, поэтому наши вооруженные силы вынуждены были терпеть, хотя, надо думать, у присутствующих при таких провокациях войск откровенно «чесались руки» ответить самураям так, как они того заслуживали. Можно ли упрекать наши войска и флот в трусости или отсутствии чести, на том основании, что они не открывали огонь в ответ на японские провокации? Заслужили ли они такие упреки? Очевидно, что нет, и точно так же не заслуживает упрека Всеволод Федорович Руднев в том, что 26 января 1904 г. корабли под его командованием не стали вступать в безнадежный бой с японской эскадрой.

Продолжение следует...

Ctrl Enter

Заметили ошЫ бку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter



Похожие статьи
 
Категории