Праздник Дня славянской письменности и культуры в старшей группе детского сада
Цель: воспитывать любовь к Родине, чувство гордости за страну, в которой мы живём, уважение к народным традициям.
Задачи:
Познакомить со старославянским алфавитом;
Формировать нравственно-эстетическое отношение к окружающему
Миру;
Звучит праздничный колокольный звон.
Воспитатель:
По широкой Руси нашей, матушке,
Колокольный звон разливается.
Ныне братья святые Кирилл и Мефодий
За труды свои прославляются.
Вспоминают Кирилла с Мефодием,
Братьев славных равноапостольных,
В Белоруссии, Македонии,
В Польше, Чехии и Словакии.
Хвалят братьев премудрых в Болгарии,
В Украине, Хорватии, Сербии.
Все народы, что пишут кириллицей,
Что зовутся издревле славянскими,
Славят подвиг первоучителей,
Христианских своих просветителей.
Сегодня мы поговорим о нашей истории, о возникновении славянской письменности. Ежегодно 24 мая России отмечается День славянской письменности и культуры. Без культуры, грамоты, письменности не может жить нация, народ, государство.
Тома в обложке синей,
Знакомые тома,
В них бьётся пульс России,
В них вечна жизнь сама.
Страница за страницей…
На всё найдёшь ответ.
Нет, им не запылиться
И через много лет.
Письменность – это настоящее сокровище, которым овладел человек.
Так в древности, люди обменивались информацией, посылая друг другу различные предметы. Получалось громоздко и не особенно понятно. Когда люди поняли, что обмениваться предметами-посланиями – дело хлопотное, они стали эти предметы рисовать.
(Демонстрация наскальных рисунков)
Такие изображения были найдены на стенах пещер, в которых когда-то жили древние люди. Это первые шаги человека к созданию письменности. Постепенно люди стали заменять рисунки символами.
(Демонстрация наскальных символов-букв)
Надписи делались на камнях, скале, на доске. Конечно, переносить такие «письма» на расстояния было неудобно, и понять эти знаки можно было по-разному.
Шло время. Постепенно от рисунка люди перешли к знакам, которые стали называть буквами. Так зародилась письменность.
(Иллюстрация с изображением Кирилла и Мефодия)
Ввы видите изображение двух братьев в монашеском одеянии. Это Кирилл (в миру Константин) и Мефодий (в миру Михаил). Родом из города Солуни (Салоники), который находится в Греции. Просветители славян, создатели славянской азбуки, проповедники. Они были очень образованными людьми. Происходили из благочестивой славянской семьи, их отец был военачальником. Кирилл начал посещать школу с 8 лет, осваивал греческий, латинский языки. Кирилл и Мефодий участвовали в боевых походах, выполняли дипломатические миссии, переводили книги, были отправлены с просветительской миссией в Моравию. Но просвещение славян оказалось невозможным без книг на их языке. Поэтому Кирилл и Мефодий приступили к созданию славянской азбуки. 24 мая 863 года братья огласили изобретение славянского алфавита.
(Изображение:Азбука. Глаголица и Кириллица)
Глаголица и Кириллица – это первые славянские азбуки. Название азбуки «Глаголица» происходит от слова ГЛАГОЛ, что обозначает «речь». А «Кириллица» названа в честь её создателя. В Древней Руси глаголица использовалась для передачи церковных текстов и просуществовала 3 века, а в бытовой письменности использовали кириллицу. В кириллице 43 буквы, в последствии эта азбука стала основой русского алфавита.
(Изображение первых книг)
В 988 году в Киеве была открыта дворцовая школа «учения книжного». Возник новый центр книжной культуры, школа соединила Киевскую Русь с европейской цивилизацией.
Книги на Руси были очень дорогими. Их делали на пергаменте: кожу овцы вымачивали в извести, высушивали, потом втирали мёд.
(Изображение: Берестяные грамоты)
На Руси долго использовали и другой материал для письма – бересту. Знаки на бересту наносились костяным стерженьком.
С 10 века на основе глаголицы и кириллицы на древнерусском языке распространяется литература. Чаще всего это были церковные книги, поучения, учёные труды.
(Изображение:. АЗБУКА)
Внешний вид букв славянского алфавита помогает нам увидеть мир глазами наших предков. Каждая буква индивидуальна, неповторима и имеет свое имя: веди, люди, буки, аз, земля.
Названия букв должны были напоминать людям о таких словах, которые забывать нельзя: «добро», «живете», «земля», «люди», «покой».
«Аз» и «Буки». Получилось слово «АЗБУКА».
В народе так и говорят: «Сначала «аз» да «буки», потом и науки». Именно с азов начинается путь каждого из нас в мир знаний.
Ребята, послушайте пословицы о пользе учения.
- Кто хочет много знать, тому мало надо спать.
- Идти в науку – терпеть муку.
- Божьей волей свет стоит, наукой люди живут.
- Без муки нет и науки.
- Ничего не мыслить – век киснуть.
Всего 44 буквы-сестрицы смотрят на нас со старинного свитка. Именно они стали основой современной русской азбуки.
(Изображение:Памятники Кириллу и Мефодию)
В честь просветителей Кирилла и Мефодия был учреждён праздник – День славянской письменности и культуры. Этот праздник пришёл к нам из Болгарии, где этой традиции уже более 100 лет. И по сей день в канун праздника болгары возлагают цветы к памятникам Кириллу и Мефодию.
В нашей стране праздник стал отмечаться с 1986 г. В 1992 году скульптор В.Клыков создал памятник славянским просветителям, Кириллу и Мефодию, который установлен в Москве.
Русский язык.
Я люблю свой родной язык!
Он понятен для всех,
Он певуч,
Он, как русский народ, многолик,
Как держава наша, могуч.
Он – язык луны и планет,
Наших спутников и ракет,
На совете за круглым столом
Разговаривайте на нём:
Недвусмысленный и прямой,
Он подобен правде самой.
24 мая весь наш народ отмечает Праздник славянской письменности и культуры. В этот день в Москве на Славянской площади был открыт памятник Кириллу и Мефодию. У подножия этого памятника установлена Неугасимая Лампада - знак вечной памяти. С тех пор каждый год 24 мая мы чествуем Кирилла и Мефодия.
Очень жаль, что Праздник славянской письменности мы стали отмечать с большим опозданием, потому что в других славянских странах этот день отмечается давным-давно, всенародно, очень красочно и по-настоящему празднично.
(38 слайд. Святые Кирилл и Мефодий)
Солунские братья Кирилл и Мефодий – гордость всего славянского мира. Они говорили: разве не для всех светит солнце, разве не для всех идет дождь, разве не всех кормит земля? Все люди равны, все люди – братья, все равны перед Господом, и всем нужна грамота. Православная церковь братьев Кирилла и Мефодия причислила к лику святых.
Два брата, Кирилл и Мефодий,
Спасибо хотим вам сказать
За буквы, что очень нужны нам
Чтоб научить нас читать.
Воспитатель 1. По широкой Руси нашей матушке
Колокольный звон разливается
Нынче братья Кирилл и Мефодий
За труды свои прославляются.
Воспитатель 2. Вспоминают Кирилла и Мефодия,
Братьев славных равноапостальных
В Белоруссии, Македонии,
В Польше, Чехии и Словакии.
Воспитатель 1. Хвалят братьев премудрых в Болгарии,
В Украине, Хорватии, Сербии.
Воспитатель 2. Все народы, что пишут кириллицей,
Что зовутся издревле славянскими,
Славят подвиг первоучителей,
Христианских своих просветителей.
Дети:
1. 1. Русоволосые, сероглазые,
Лицом светлые и сердцем славные,
Древляне, русичи, поляне,
Скажите, кто мы?
Мы – славяне! (хором)
2. 2. Своею статью все пригожие,
Все родные и все похожие,
Зовемся ныне россияне,
Издревле кто мы?
Мы – славяне! (хором)
3. 3. Мы чтим березы белоствольные,
Мы любим песни наши вольные,
Зовемся Маши, Юли, Тани,
Скажите, кто мы?
Мы – славяне! (хором)
Песня «Родина».
Воспитатель 1. Гой, вы славные наши гостьюшки, разлюбезные милые детушки, расскажу я Вам о Святой Руси, о далеких временах, Жили-были тогда добры молодцы, раскрасавицы – красны девицы! Умели они пахать, да косить, дома-терема рубить. А вот грамоты наши предки не ведали, не умели книги читать, да письма писать. В это же время жили-были два брата: ох и мудрые были. Старший – Мефодий, а младший – Кирилл. Мечтали они написать книги, понятные славянам, а для этого нужно было придумать славянские буквы.
Дети:
1. 1. В монастырской келье узкой,
В четырех глухих стенах
О земле о древнерусской
Быль записывал монах.
2. 2. Он писал зимой и летом,
Озаренный тусклым светом.
Он писал из года в год
Про великий наш народ.
Воспитатель 2. Спустя время братья создали азбуку, которую назвали Кириллицей. Каждая буква имела свое название: «Аз», «Буки», «Веди». Названия букв должны были напоминать людям о таких словах, которые забывать нельзя: «добро», «живете», «земля», «люди». (показать картинки букв).
Мальчик Ваня разглядывает старославянские буквы, любуется ими:
- О какие буквы дивные!
Красивые, видимо, старинные!
Были они когда-то важны,
Теперь уже никому не нужны.
Под музыку вбегают буквы (у детей короны с буквами кириллицы).
Ваня удивленно: -Вы кто?
Буквы:
1. Я – буква ижица,
2. Я – фита,
3. Я – кси,
4. Я – пси,
5. Я – ять.
Ваня: Вы красивы и веет от вас стариной,
Но наш алфавит стал иной.
Мне очень жаль и скорбно весьма,
Что из нашего исчезли вы письма.
Буквы:
1. Что значит исчезли?
Что мы не важны?
А старые вещи вам не нужны?
2. Керосиновая лампа тоже старье,
Но ты же не выбросил её.
Ваня: - Это ещё бабушкина мама при свете этой лампы прадедушке писала письма на фронт.
Буквы:
3. 1. Эти вещи стали редкость,
Это память о наших предках.
4. Ну и мы такая же память,
Нас нельзя забыть и нельзя оставить.
Нас Пушкин, Лермонтов писал,
И светом грамоты наш путь освещал.
5. 2. Мы в старинных книгах живем,
И не только видом красивы,
Православный дух храним,
На страже церкви нашей будем.
Воспитатель 1. Священное писание Библия – это книги Ветхого и Нового завета. В них указано, как жить, что значит православным христианином быть.
Уходят.
Песня «Бог любит всех людей».
Дети:
1. 1. В России, в Африке и в Англии.
Читают с радостью Евангелие.
Что лучше книжки нет на свете –
Об этом знать должны все дети.
А тем, кто любит слово Божье,
Господь всегда во всем поможет.
Разболелась голова!
Вместо «булка» - вышло «бука»,
Вместо «Мурка» - вышло «мука».
Вот мученье так мученье!
Не дается мне ученье.
Я не плачу, я креплюсь,
Часто Господу молюсь.
Песня «Положи свой камень».
1. 1. Богоматерь! Пречистая Дева!
Ты учила младенца Христа,
Вдохнови нас на доброе дело –
Звуки букв нам пошли на уста.
2. 2. Просвети, Богоматерь, народы,
У которых и книг ещё нет,
Дай им веру, любовь и свободу,
И ученья христианского свет.
3. 3. (Молитва «Богородице, Дево, радуйcя»)
Богородице, Дево, радуйcя, Благодатная Марие, Господь с Тобою: благословенна Ты в женах, и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших.»
Воспитатель 2. Русь талантами богата.
Русь талантами сильна.
Если будут петь ребята,
Значит будет жить она.
Песня «Весна».
Загадки: Не куст, а с листочками.
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает (книга).
Черный Ивашка,
Деревянная рубашка.
Где пройдется –
Там след остается (карандаш).
На странице букваря
Тридцать три богатыря.
Мудрецов – богатырей
Знает каждый грамотей (алфавит).
Черные, красивые, от рожденья все немые.
Станут в ряд – сейчас заговорят. (буквы)
Песня «Веснянка»
Воспитатель 1. А теперь встречайте современную азбуку (Двое ребят выносят плакат с алфавитом).
1. 1. Буквы каждому нужны,
Буквы каждому важны,
Формируем из них слово,
А из слова будет речь!
Люди б не умели,
Если б не было букв,
Не было б общенья.
3. 3. Два брата Кирилл и Мефодий,
Спасибо хотим вам сказать
За буквы, что очень нужны нам,
Лексическая тема:
«Славянская письменность».
Цель
: Рассказать детям о появление письменности. Показать детям старинные вещи, и рассказать об их предназначении. Рассказать про наших предков, и познакомить с их бытом.
демонстрационный материал:
старинная книга, муляж русской печи, прялка, углевой утюг, сундук, демонстрационные картинки.
раздаточный материал:
картинки с изображением букв,гусиные перья.
Ход занятия.
Дети входят под музыку в зал и становятся полукругом.
Организационный момент.
Придумано кем – то
Просто и мудро
При встрече здороваться!
- Доброе утро!
- Доброе утро
Солнцу и птицам!
- Доброе утро!
Приветливым лицам!
И каждый становится
Добрым, доверчивым!
Доброе утро длится до вечера!
. - Ребята, давайте пожелаем доброе утро нашими гостями и друг другу! И пусть хорошее настроение не покидает нас целый день!
Основная часть
- Я вам тоже раздам картинки для хорошего настроения. Посмотрите, что на них нарисовано? А что изображено на другой стороне? (Буквы
). -
- А подумайте, что это за буквы? У каждого своя буква? (Это первая буква моего имени
).
- Зачем нужны буквы?
Ответы детей. (Благодаря тому, что существуют буквы, мы можем читать и писать, а также общаться друг с другом на расстоянии, написать письмо, узнать что-то новое из газеты,или что-то интересное из книги.)
-А хотите узнать, как появились буквы?
- Тогда сейчас мы с вами отправимся в путешествие, но не по городам и странам, а в путешествие во времени. Мы заглянем в далекое прошлое нашей страны. И узнаем, как появились буквы. Но сначала ответьте на вопросы.
- Как называется наша страна, где мы живем? (ответы детей)[
- А вы знаете, почему у нашей страны такое название?
За ясные зори, умытые росами,
За русское поле с колосьями рослыми,
За реки разливные в пламени синем
Тебя по-славянски - назвали Россия.
- Россия – это наша Родина. Что такое Родина? ( Родина – это место, где мы родились и живем. Родина родная как мать и отец. Родина у каждого человека одна
.)
- Каждый человек должен помнить, откуда он родом, кто его предки.
Упражнение «подберите родственные слова»
к слову Родина. (Род, родился, Родина, родословная, родственники, родная
).
Своей статью все пригожие,
Все разные и все похожие,
Зоветесь ныне - россияне,
Издревле, кто вы?
ответы детей (Мы славяне!)
-Да мы славяне! И русские, и украинцы, и еще многие страны назывались славянами. Близка у нас культура, обычаи, письменность. Много лет назад Россия называлась иначе.
- Как называлась наша страна в древности? ( Русь
), Да. А населяли ее наши далекие предки.
- Кто такие предки? (Это люди, которые жили много-много лет тому назад, это дедушки и бабушки наших дедушек и бабушек.
)
- Ребята, для того, чтобы нам перенестись в прошлое я принесла вам старинную книгу. Она волшебная и поможет нам оказаться в прошлом. Я ее открою, а вы закройте глазки и повторите волшебные слова (звучит музыка)
Покружитесь, повертитесь
В прошлое перенеситесь.
- Ребята, вот мы и оказались в прошлом времени.
Посмотрите вокруг, как много тут старинных вещей.
Дети рассматривают старинные вещи, в рассказывают об их предназначении.
Что вы тут видите?(печку,
) В каждой избе обязательно была печка.
- Для чего славянам нужна была печь?(Печь не только обогревала избу. В ней пекли хлеб, готовили еду себе и домашним животным. На печи сушили одежду, обувь, грибы, ягоды, мелкую рыбёшку. Здесь можно было спать. Для этого на печи делалась специальная лежанка. Печь была источником света. Когда огонь в печи разгорался, в избе становилось светло. Хозяйка с хозяином усаживались около печи, и каждый занимался своим делом. Например, хозяйка пряла пряжу, а хозяин плёл корзины из прутьев. В каждой избе была печь-матушка, печь-кормилица. Она не только обогревала жилище, но и кормила и лечила людей. Были в избе и горшки, чугунки, ухваты. В русской печи очень вкусно готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги. Огонь в печи берегли. Он сохранялся даже ночью в виде углей. Если переезжали в другой дом, угли из старой печки забирали с собой и помещали их в новую печь.)
- А что еще здесь находится?(Обязательно в каждой крестьянской избе были прялки. Когда осенние работы на полях заканчивались, женщины и девушки пряли пряжу, чтобы потом связать носки, варежки и другие вещи Раньше в крестьянской избе начинали прясть с детства. Прялку – подарок бережно хранили всю жизнь и передавали как великую ценность следующему поколению.)
- Какие вещи здесь есть еще?(Углевые утюги - они походили на небольшие печки: внутрь корпуса закладывались раскаленные березовые угли, или разогревали на печи. Поскольку углевые утюги были тяжелыми, глажка превращалась в самые насоящие силовые упражнения
).
- В каждом доме был сундук, чем больше сундуков, тем считалось, что семья богаче. Давайте поближе познакомимся с сундуком (предлагаю детям потрогать сундук).
- Попробуйте описать мне его. В случае затруднения задаются наводящие вопросы:
- Из чего сделан сундук? (из дерева
)
- Что есть у сундука? (крышка, стенки,
дно, замок, ручки
)
- Попробуйте сдвинуть сундук с места, не держась за ручки. (Дети пытаются, но не получается)
- Какой сундук? (тяжелый
)
- Ребята, посмотрите, крышка прикрепляется железными петлями.
- Как вы думаете, для чего нужна крышка у сундука? (вещи не будут пылиться, не будет видно одежды и т.п.
)
- Как вы думаете, а для чего нужен сундук в избе? . В сундуке на дне лежали вещи, т.е. то, что использовали от случая к случаю. Выше шли полушалки, платки, кофты. И сверху – самое интересное: вышивки, кружева. Слои перестилались тряпицами.
Славяне были крепкими, выносливыми, трудолюбивыми. Каждый их день был полон трудовых забот. В те времена лес был полон дичи, реки богаты рыбой. Мужчины были охотниками и рыболовами, а женщины готовили пищу, разводили огороды, ткали, шили и пряли.
Показ картинки «Быт славян».
- Славяне много трудились, но любили, и веселиться, любили петь песни, водить хороводы и играть. Свою традицию русский народ из поколения в поколение. Давайте мы с вами поиграем в русскую народную игру.
Игра «Золотые ворота».
Но одно огорчало славян – они не могли писать и читать. Письменность – это настоящее сокровище, которым овладел человек. Так в древности, люди обменивались информацией, посылая друг другу различные предметы. Когда люди поняли, что обмениваться предметами-посланиями – дело хлопотное, они стали эти предметы рисовать.
(Демонстрация наскальных рисунков на картинке)
Такие изображения были найдены на стенах пещер, в которых когда-то жили древние люди. Это первые шаги человека к созданию письменности. Постепенно люди стали заменять рисунки символами.
(Демонстрация наскальных символов-букв на картинке)
Надписи делались на камнях, скале, на доске. Конечно, переносить такие «письма» на расстояния было неудобно, и понять эти знаки можно было по-разному. Шло время. Постепенно от рисунка люди перешли к знакам, которые стали называть буквами. Так зародилась письменность
1.По широкой Руси - нашей матушке
Колокольный звон разливается
Нынче братья святые Кирилл и Мефодий
За труды свои прославляются.
2. Все народы, что пишут кириллицей,
Что зовутся издревле славянскими,
Славят подвиг первоучителей,
Христианских своих просветителей.
Показ картинки (Кирилл и Мефодий)
Двум братьям Кириллу и Мефодию, которые славились своей ученостью, знали много языков, было поручено столь трудное дело - создание азбуки. Они работали с раннего утра, и до ночи, когда уж рябило в глазах от усталости. И вот наконец – то дело было завершено. Появилась азбука, в честь одного из братьев – Кирилла она получила название– Кириллица.
Показ Кириллицы
Проговаривание хором слово: Кириллица
Еще в старые времена славянские народы праздновали память святых братьев, однако позже празднование было забыто. Теперь этот праздник возвратился в России и в других государствах. Этот праздник отмечается 24 Мая и носит название – День славянской письменности и культуры. В этот день вспоминают братьев – Кирилла и Мефодия, создателей азбуки. В честь их в Москве поставили памятник
Показ памятника на картинке.
-Какие вы знаете пословицы про письменность?
УМ без книги, как птица без крыльев..
-О чем говорит эта пословица?
Золото добывают из земли, а знания из книги.
-Объясните мне смысл этой пословицы?
Хорошую книгу читать не в тягость.
-Что нам говорит эта пословица?
Я предлагаю вам еще поиграть в одну русскую народную игру,
которая называется «платочек».
Игра «Платочек».
Вы под музыку будете передавать платочек и танцевать, как только музыка остановится, тот у кого в руках окажется платочек говорит скороговорку.
Дети присаживаются на стульчики.
Показ славянского алфавита
- Каждая буква обозначала целое слово. З- земля, л-люди. Ит.д
Сейчас наша азбука проста и удобна.
- Давайте сейчас сядем за столы и обведем буквы нашего алфавита. Ребята в древней Руси славяни писали гусиными перьями. Они окунали кончик пера в ченила и писали, и мы с вами тоже будем писать перышками. (Звучит музыка).
- Какие буквы вы обводили?
- Составьте из него слово?
- Прочитайте это слово? (алфавит)
- Спасибо святым братьям Кириллу и Мефодию за то, что они подарили нам славянскую азбуку и буквы, которые учат нас. Ребята, нам пора возвращаться в детский сад. Давайте встанем вкруг и повторим волшебные слова, а я закрою мою волшебную книгу.
Покружитесь, повертитесь
В настоящее перенеситесь.
Итог.
- Вам понравилось наше путешествие?
- Теперь вы знаете откуда появились буквы?
- Кто создал славянский алфавит?
- Что вам больше всего понравилось?
- Я тоже приготовила вам подарки, а какие вы угадаете, если ответите на мой вопрос, чем мы сейчас пишем.
Давайте скажем нашим гостям досвидания,
Спасибо за внимание.
Программные задачи: познакомить детей с праздником славянской письменности, со святыми Кириллом и Мефодием. Расширять представление детей о культурном наследии нашего народа. Развивать творческие способности, воображение, внимание, память. Содействовать развитию интереса, любви к книге.
Материалы: фото Кириллу и Мефодию, слайды с изображением букв латиницы, старославянской азбуки, современного алфавита.
Ход образовательной деятельности.
Педагог
Не каждый знает, что сегодня
Мы отмечаем день Кирилла и Мефодия.
Для тех, кто слышит имена их в первый раз,
Начнем, пожалуй, этот длинный сказ…
По широкой Руси нашей, матушке,
Колокольный звон разливается.
Ныне братья святые Кирилл и Мефодий
За труды свои прославляются.
Вспоминают Кирилла с Мефодием,
Братьев славных равноапостольных,
В Белоруссии, Македонии,
В Польше, Чехии и Словакии.
Хвалят братьев премудрых в Болгарии,
В Украине, Хорватии, Сербии.
Все народы, что пишут кириллицей,
Что зовутся издревле славянскими,
Славят подвиг первоучителей,
Христианских своих просветителей.
Сегодня мы поговорим о нашей истории, о возникновении славянской письменности. Ежегодно 24 мая России отмечается День славянской письменности и культуры. Без культуры, грамоты, письменности не может жить нация, народ, государство.
Письменность – это настоящее сокровище, которым овладел человек.
Так в древности, люди обменивались информацией, посылая друг другу различные предметы. Получалось громоздко и не особенно понятно. Когда люди поняли, что обмениваться предметами-посланиями – дело хлопотное, они стали эти предметы рисовать.
Такие изображения были найдены на стенах пещер, в которых когда-то жили древние люди. Это первые шаги человека к созданию письменности. Постепенно люди стали заменять рисунки символами.
Тогда вызвал царь Михаил двух ученых братьев – Кирилла и Мефодия, и уговорил их царь и послал их в славянскую Землю.
Братья славились своей ученостью, знали много языков, поэтому именно им было поручено столь трудное дело - создание азбуки. Так появилась славянская азбука, которая впоследствии стала называться кириллицей (в честь Константина, который, приняв монашество, получил имя Кирилл). В ней 43 буквы.
Подумайте, ребята, на чем могли писать на Руси. Этот материал с дерева - символа России. Правильно, это кора березы, которая называется «береста» (показ бересты). Чтобы подготовить бересту, необходимо очистить будущую страницу от жесткой коры, распрямить, подсушить. Заостренным концом палочки (показ палочек) - ее называют «писало», процарапывают буквы, а тупым концом можно затереть случайную ошибку. Называлось такое письмо - берестяная грамота. Археологи находят при раскопках письма или грамоты, написанные на бересте, которым более 800 лет. Грамота всегда и во все времена была нужна людям. Написанное сохранилось навечно. Светлая береза будто бы напоминала людям:
– Ученье – свет, а не ученье – тьма.
Берёза – любимое дерево славян.
Мы с вами, ребята, – люди русские, славяне. Азбука славянская зовется кириллица по имени святого равноапостольного Кирилла, составившего эту азбуку, создавшего для славянских народов письменность. Святого Кирилла и его святого брата Мефодия зовут учителями славян. Сейчас в русском языке 33 буквы.
Так восславим буквы эти!
Пусть они приходят к детям.
И пусть будет знаменит
Наш славянский алфавит!
Загадки
1.Чёрные, кривые, от рожденья все немые,
Станут в ряд - сейчас заговорят.(Буквы)
2.Всё я знаю, всех учу,
Но сама всегда молчу.
Чтоб со мною подружиться –
Надо грамоте учиться.(Книга)
3. Деревянный Ивашка
Всю жизнь в одной рубашке,
По белому полю пройдёт –
Каждый след его поймёт.(Карандаш).
4.Стальной конёк
По белому полю бегает,
За собой чёрные следы оставляет.(Ручка, писало).
5. Стоит дом.
Кто в него войдёт - Тот ум приобретёт.(Школа).
6.Чёрные птички
На каждой страничке.
Молчат, ожидают,
Кто их прочитает. Буквы.
7.То я в клетку, то в линейку.
Написать по ним сумей-ка!
Можешь и. нарисовать.
Что такое я?....(Тетрадь)
Мудрые мысли сохранились в русских пословицах .
*Букварь – к мудрости ступенька.
*Золото добывают из земли, а знания из книги.
*Книга для ума – что тёплый дождь для всходов.
*Ум без книги, как птица без крыльев.
*Неграмотный – как слепой, а книга глаза открывает.
Благодаря создателям славянской азбуки Кириллу и Мефодию славянские народы стали грамотными, научились читать и писать. И теперь в этот день 24 мая, мы празднуем «День славянской письменности».Как вы думаете, сложно ли писать такие буквы? Хотите попробовать написать старославянские буквы?
Дидактическая игра «Собери слово»