Братья стругацкие не. Стругацкие аркадий и борис

16.07.2019

Братья Стругацкие, книги которых знают и любят не только в нашей стране, но и по всему миру, - советские писатели, создавшие лучшие образцы русской научной фантастики. Множество их романов было экранизировано. На них равнялось целое поколение авторов, работающих в жанре фантастики и фэнтези. На сегодняшний день они не теряют своей популярности. Если вы хотите прикоснуться к истории становления данного жанра в России, то стоит познакомиться с такими писателями, как братья Стругацкие, книги, список которых вы можете найти на сайте и ставшие почти легендой, обязательны к прочтению.

Братья Стругацкие: биография творческого дуэта

Братья Стругацкие, биография которых не менее интересна, чем их книги, родились в Москве и Ленинграде. Первые литературные опыты А.Н. Стругацкого были предприняты еще до войны, однако его рассказы не сохранились из-за блокады Ленинграда. Поэтому первой работой считается рассказ "Как погиб Кант", принадлежащий перу Аркадия. Борис начал сочинять свои истории несколько позже - в шестидесятых годах. Совместная книга братьев вышла в 1959 году и называлась "Страна багровых туч".

Творчество этих писателей всегда отражало их постоянно меняющееся мировоззрение. Вероятно, поэтому их произведения настолько разноплановы. Рисуя миры будущего, они наполняли их лучшими людьми. Оптимизм и вера в прогресс - одна из отличительных черт ранних произведений Стругацких. Их романы вполне соответствовали требованиям соцреализма, однако авторы избегали типичных героев и клишированных сюжетов. В центре их романов - гуманисты и интеллигенты, ответственные и преданные науке люди. По большому счету, романы братьев изобиловали оригинальными поворотами сюжета и смелыми приемами, что выгодно отличало их от других писателей подобного жанра того времени. Также они не пренебрегали возможностью обличить пороки общества. Среди их произведений - немало сатирических романов, которые высмеивали проблемы советской жизни.

Братья Стругацкие: книги на сайте "КнигоПоиск"

Если вас заинтересовали братья Стругацкие, лучшие книги вы можете найти в этом разделе. Данный рейтинг составлен на основе отзывов наших пользователей, поэтому вы легко можете выбрать для себя роман, с которого начнете свое знакомство с творчеством знаменитых писателей. Читайте с удовольствием!

Имена братьев Стругацких – Аркадий и Борис. Родились 28 августа 1925 года и 15 апреля 1933 года соответственно. Братья являются российскими и советскими писателями, которые также пробовали себя в роли сценаристов и соавторов с другими писателями. Стругацкие считаются классиками современной социально-научной фантастики в мире литературы.

Семья

Родители братьев – Натан Стругацкий и Александра Литвинчева – искусствовед и учительница. Имя отца братьев Стругацких говорит о его еврейском происхождении. Александра вышла замуж против воли родителей: из-за ее брака с евреем ее отношения с родственниками были разорваны. Отец братьев Стругацких служил во время Гражданской войны комиссаром кавалерийской бригады, позднее – политработником у советского полководца Фрунзе. После демобилизации он стал партийным функционером на Украине. Там он встретил свою будущую жену. В январе 1942 года командир роты народного ополчения и сотрудник Публичной библиотеки имени Салтыкова-Щедрина трагически погиб, в то время как его жена скончалась в глубокой старости, вскоре после получения звания заслуженной учительницы Российской Федерации и кавалера ордена «Знак Почета».

Первые попытки

Свои первые фантастические миры братья Стругацкие начали создавать еще до войны. Говоря точнее, первым перо попробовал Аркадий. По словам Бориса, это было прозаическое произведение «Находка майора Ковалева», которое, к сожалению, было утрачено в ходе блокады Ленинграда. Первым дошедшем до наших дней рассказом Аркадия был «Как погиб Канг». В 50-е годы он продолжил свои писательские попытки, и вскоре появилась повесть «Четвертое царство». Первой реальной публикацией Аркадия Натановича стала повесть «Пепел Бикини», которую он создал в соавторстве со Львом Петровым в ходе служения в армии. Ее автор посвятил печальным событиям в ходе испытаний водородной бомбы на атолле Бикини.

Борис стал пробовать писать с начала 50-х. Братья не теряли контакт и делились идеями произведений в письменных переписках и при личных встречах во время отпусков Аркадия с военной службы.

Первое совместное творчество


Первым общим творением двух братьев Стругацких стал научно-фантастический рассказ «Извне», который они позднее переработали в повесть. Этот рассказ опубликовало издание «Техника – молодежи» в 1958 году.

В 1959 году братья выпустили свою первую книгу – «Страна багровых туч». По слухам, это произведение было создано на спор с супругой Аркадия – Еленой Ильиничной. К 1957 году был подготовлен черновик произведения, но редакция надолго отложила публикацию. С этим произведением связаны общими персонажами другие произведения: «Путь на Амльтею», «Стажеры» и рассказы из дебютного совместного сборника братьев Стругацких «Шесть спичек». Так начался длинный цикл о фантастическом мире будущего, который получил название Мира Полудня. По признаниям авторов, они бы сами желали жить в этой вселенной.

Много десятилетий братья Стругацкие были лучшими авторами советской литературной фантастики. Их многогранные творения отражали постепенное становление писательского мастерства и мировоззрения авторов. Каждое написанное произведение братьев инициировало новые споры и длительные дискуссии. Не раз критики сравнивали мир Стругацких с фантастическим миром будущего Ивана Ефремова, который он описывал в его знаменитом произведении «Туманность Андромеды».

Расцвет


Первые произведения братьев соответствовали всем рамкам соцреализма, но в то же время они сохраняли свои неповторимые особенности: их герои не были «схематичными» - они были наделены индивидуальными чертами и характером, и при этом оставались гуманистами, интеллигентами и отважными исследователями, преследующими идеи развития мира и научно-технического прогресса. Кроме того, их героев выделяет свой индивидуальный язык – этот нехитрый, но выразительный прием делал героев живыми и близкими читателю. Такие персонажи весьма удачно пришлись на период «оттепели» в СССР, тем самым отразив отчаянную надежду на лучшее будущее и технологический прогресс в науке, а также на потепление в межполитических отношениях.

Особенно значимой книгой в те времена стала повесть братьев Стругацких «Полдень, XXII век», успешно изобразившая оптимистичную перспективу будущего человеческой расы, в котором живут просветленные и счастливые люди, интеллектуальные и храбрые исследователи космического пространства, творческие личности, вдохновленные жизнью.

Но уже в «Далекой Радуге» начинают звучать напряженные мотивы: катастрофа на отдаленной планете, произошедшая вследствие экспериментов ученых, подняла вопрос о нравственном выборе человека, находящегося в тяжелой ситуации. Это выбор между двумя плохими исходами, один из которых еще хуже второго. В этом же произведении братья Стругацкие поднимают и другую проблему: как будут жить в Мире Полудня те, кто не умеет мыслить творчески?

Встретиться с собственным прошлым и подумать, возможно ли избавиться от «палеолита в сознании», пришлось персонажам повести «Попытка к бегству», а после авторы озадачили этой проблемой и работников Института экспериментальной истории в произведении «Трудно быть богом». Также братья затрагивают актуальные вопросы современности, рисуя гротескную картину футуристического потребительского социума в повести «Хищные вещи века». Это произведение стало первой в русской литературе антиутопией в утопии, что стало весьма специфично для советской литературы.

В 60-х братья пишут и другие неординарные произведения. К примеру, искрящееся добродушным, но злободневным юмором произведение братьев Стругацких «Понедельник начинается в субботу» так понравилось читателям, что вскоре они написали продолжение, которое назвали «Сказка о Тройке», где юмор уже уступил место прямой сатире. Это произведение оказалось таким скандальным, что вскоре альманах «Ангара», где была опубликована «Сказка», перестал выпускаться, а сам рассказ надолго оказался недоступен для читателей. Такую же судьбу ожидала и повесть «Улитка на склоне», в которой действие происходит в Лесу и в Управлении по делам Леса: вся ситуация, описанная в книге, сильно напоминала бюрократическую ситуацию в Управлении. Советская критика не разглядела куда более важные мысли о надвигающемся прогрессе, который сносит с пути все, что мешает ему мчаться еще быстрее.

«Второе нашествие марсиан: Записки здравомыслящего» также является сатирическим произведением, которое не было встречено критиками добродушно. Даже имена персонажей, позаимствованные у героев греческих легенд, не смогли завуалировать аллюзию на актуальную сейчас ситуацию. Авторы ставят серьезный вопрос о чести и личном достоинстве человека и всего человечества. Похожая тема звучит и в повести «Отель «У Погибшего Альпиниста»: готов ли человек к встрече с инопланетной расой? Это же произведение стало экспериментом братьев Стругацких по смешению научно-фантастического романа и детектива.

Подведение итогов


С началом 70-х годов Стругацкие возвращаются к вселенной Полудня и выдумывают «Обитаемый остров», «Парень из преисподней» и «Малыш». Советская цензура внимательно следила за творчеством братьев. При подготовке к печати «Обитаемого острова» им пришлось внести более 900 правок, прежде чем в 1991 году сочинение было напечатано. В 70-х братья практически не выпускали книг.

Знаменитая повесть братьев Стругацких «Пикник на обочине» была напечатана в журнале, после чего целых 8 лет не появлялась в книжных изданиях. В повести была озвучена тема Зоны – территории, где после Посещения пришельцев стали случаться таинственные события, и сталкеров – храбрецов, тайно залезающих на эту Зону. Она получила свое развитие в кинофильме Андрея Тарковского «Сталкер», который был снят в 1979 году по сценарию Стругацких. Лишь после реально случившейся Чернобыльской катастрофы история нашла отражение в игре S.T.A.L.K.E.R., а также в многочисленных произведений по ее мотивам. Только в 1980 году «Пикник на обочине» братья Стругацкие включили в сборник «Неназначенные встречи», но в сокращенном формате. Строгая цензура того времени не давала свободно вздохнуть молодым авторам.

Главной темой творчества братьев Стругацких стала проблема выбора. Именно она стала фундаментом для повести «За миллиард лет до конца света», где персонажи встали перед тяжелым выбором между мирной жизнью с отказом от собственных принципов и убеждений и угрозой смерти при попытке сохранить свою личность. Тогда же братья пишут роман «Град обреченный», где авторы предпринимают попытки создать динамическую модель сознания, типичного для широких слоев общества, а также проследить его судьбу на фоне изменяющихся социальных реалий, исследуя его изменения. Герои этого романа, как и герои романа «Хромая судьба», наделены автобиографическими деталями.

Пик творческой мысли

Братья вновь обращаются к Миру Полудня в романах «Жук в муравейнике», «Премия «Аэлита» и «Волны гасят ветер». Эти произведения подвели окончательную черту под утопической темой в творениях Стругацких. По их мнению, технический прогресс не в состоянии принести человеку счастья, если он не сможет отказаться от своей животной сущности, отягощенной злобой и агрессией. Именно воспитание способно сделать из обезьяны настоящего Человека с большой буквы – разумный и интеллектуальный итог человеческого развития, по мнению братьев Стругацких. Тема роста над собой и воспитания личности звучит в романе «Отягощенные злом, или Сорок лет спустя».

Последней общей работой Стругацких стала пьеса «Жиды города Питера, или Невеселые беседы про свечах», которая стала своеобразным предупреждением излишне рьяным оптимистическим надеждам человека последнего времени.

Раздельные произведения


Аркадий параллельно с общим творчеством писал и самостоятельно под псевдонимом С. Ярославцев. Среди таких произведений рассказ «Подробности жизни Никиты Воронцова», бурлескная сказка «Экспедиция в преисподнюю», повесть «Дьявол среди людей». В каждом произведении Аркадия звучит тема невозможности изменить мир к лучшему.

После смерти Аркадия в 1991 году Борис продолжает литературное творчество. Он берет псевдоним С. Витицкий и выпускает романы «Бессильные мира сего» и «Поиск предназначения, или Двадцать седьмая теорема этики». Этими книгами он продолжает исследовать явления будущего и изучает идеи влияния на окружающую реальность.

Прочая деятельность


Помимо написания книг братья Стругацкие также пробовали себя в сценариях. По их произведениям и с их редакцией было поставлено несколько кинофильмов.

Также братья занимались переводами с английского романов Хола Клемента, а также Андре Нортона и Джона Уиндема. Для переводческой деятельности они брали псевдонимы С. Победин, С. Бережков, С. Витин. Кроме того, Аркадий Стругацкий переводил рассказы Акутагавы Рюноскэ с японского языка, а также Нома Хироси, Кобо Абэ, Санъютэя Энте и Нацумэ Сосэки. Не обошел стороной перевод и средневековый роман «Сказание о Есицунэ».

Борис не отставал от брата, также ведя бурную деятельность: для полного собрания их совместных сочинений он подготовил обширные «Комментарии к пройденному», которые позднее были изданы отдельной книгой. На официальном сайте Стругацких даже было опубликовано видеоинтервью, в котором Борис отвечает на более чем 7000 вопросов читателей и критиков. Братья были открыты для диалога со своим читателем.


  • Поклонники нередко используют аббревиатуру «АБС», которая обозначаем имена Аркадия и Бориса Стругацких. Оно используется не только в устных упоминаниях братьев, но даже и в печатных изданиях.
  • На Соцконе в 1989 году была выпущена купюра под названием «Два Стругацких». Незадолго до гибели Аркадия на Волгаконе был представлен «Один Стругль».
  • В Санкт-Петербурге в 2014 году площади в Московском районе было дано имя Братьев Стругацких.
  • Могил Стругацких нет, поскольку по завещанию их прах после кремации было велено развеять над точно указанными местами: Аркадий пожелал, чтобы его прах развеяли над Рязанским шоссе, а Борис пожелал остаться над Пулковской обсерваторией.
  • В 2015 году энтузиасты планировали создать музей в петербургской квартире братьев, но дискуссии на тот счет с властями Московского района все еще ведутся.
  • Братья Стругацкие - единственные российские писатели, чьи произведения называют по аббревиатурам: например, "Страна багровых туч" - СБТ.
  • Выражение "и ежу понятно" стало известно именно благодаря Стругацким, хотя его создателем был В. Маяковский. Распространение выражение получило после повести "Страна багровых туч", а позднее - в советских интернатах, в которых набирали детей в классы А, Б, В, Г, Д - тех, кому учиться два года, и Е, Ж, И - тех, кому один.

Так выглядит краткая биография братьев Стругацких. Вклад братьев в фантастическую литературу Советского Союза и России безмерен: почти все свое свободное время они посвящали творчеству и размышлениям. Каждое их произведение пронизано тонкой мыслью и глубокими исследованиями не только технологических новинок, но и душевных перипетий человека.

Публикации раздела Литература

Жизнь на грани фантастики

Д ва человека – один писатель – Аркадий и Борис Стругацкие вместе создали около 30 романов и повестей, более двух десятков рассказов. Их произведения экранизировали такие режиссеры, как Андрей Тарковский, Александр Сокуров, Алексей Герман.

Братья Стругацкие были для читателей проводниками в другой, вымышленный мир. И какие бы параллельные вселенные они ни придумывали, в центре внимания всегда оставался человек со своими сильными и слабыми сторонами. Из-за этого выдуманные или предсказанные миры вдруг становились осязаемыми, знакомыми и оттого актуальными.

Первые художественные тексты Аркадий Стругацкий написал еще до Великой Отечественной войны. К несчастью, все рукописи пропали в блокадном Ленинграде. Первый законченный рассказ «Как погиб Канг» датируется 1946 годом. Его опубликовали в 2001 году.

Фрагмент статьи Александра Мирера «Непрерывный фонтан идей», журнал «Измерение Ф» (№3, 1990 г.):

«Я познакомился с Аркадием Натановичем Стругацким в 1965 году. Это было время бури и натиска в фантастике, это было сразу после того, как вышла повесть «Трудно быть богом». Сейчас уже трудно представить, что мы жили без Лема, Бредбери, Азимова и без Стругацких. Сегодня нам кажется, что Стругацкие были всегда, и вот уже немолодые люди говорят мне: «А я вырос на Стругацких!» И когда я спрашиваю: «Извини пожалуйста, но тебе за пятьдесят, как ты мог на Стругацких вырасти?», он совершенно спокойно отвечает: «Они меня перевернули!»

«Трудно быть богом» было что-то вроде разорвавшейся бомбы. Хотя мы тогда уже читали «Солярис» и «Непобедимый». Тогда два имени тотчас же встали рядом: Станислав Лем и братья Стругацкие. Я очень хорошо помню, как носился тогда по знакомым и всем кричал: «Говорил я вам, что «Страна Багровых туч» – это заявка на больших писателей? Нате – читайте!» Под этим впечатлением я, наверное, фантастику писать и начал. В некотором роде я «крестный сын» повести «Трудно быть богом».

Начав писать фантастику, я довольно быстро попал на семинар – как это ни смешно звучит – «Молодой гвардии». Тогда там была прекрасная редакция фантастики под руководством Сергея Жемайтиса, который, кстати, первым стал публиковать Стругацких массовыми тиражами, несмотря на топания ногами, партвзыскания и разгромы. На этом-то семинаре я и познакомился с Аркадием Натановичем. <...> Тогда я воспринимал его: «Это же сам Стругацкий!», «Это же братья Стругацкие!» – то есть уже в то время для нас это были классики, для меня-то уж во всяком случае. Спустя годы, <...> мы с Аркадием Натановичем подружились.

Надо сказать, что, очевидно, главная черта Аркадия Натановича – это рыцарственность. За много лет я как-то не сумел подобрать лучшего слова. Он удивительно мягкий человек, несмотря на внешние всевозможные офицерские штучки и приемчики. <...>

Есть такая гнусная вещь, как литературный табель о рангах. По этому табло идет абсолютно другой счет... скажем так: фантомный счет. По счету миллионов людей, братья Стругацкие – это огромное явление в советской и частично в мировой литературе. То есть я лично считаю, что они как минимум в числе пяти лучших прозаиков второй половины XX века. <...>

Аркадий и Борис Стругацкие

Часто спрашивают, как Аркадий Натанович и Борис Натанович работают вместе – они что, съезжаются на станции Бологое? В литремесле, как и в любом другом, имеются свои трудности. Самая главная трудность – то, что это абсолютно индивидуальное производство, в котором нет ОТК (отдел технического контроля. – Прим. «Культура.рф» ). Одна из наиболее важных составляющих любого творческого человека – это способность к самокритике. Смотрите, что получается: Стругацкие – невероятно плодовитые писатели, в 60-е годы они выдавали книги на гора одну за другой, одну лучше другой, потому что внутри этого дуэта совершенно замечательное распределение ролей. Одна из черт характера Аркадия Натановича – это непрерывно работающее воображение. Он непрерывно изобретает. У Козьмы Пруткова было: «Если у тебя есть фонтан – заткни его». Аркадий Натанович как раз и есть фонтан, который никто «заткнуть» не мог никогда. И когда они стали работать вместе, то оказалось, очевидно, что Борис Натанович именно та критическая составляющая, которая фонтан затыкает в ту самую минуту, когда это нужно: «Стоп. Это мы записываем».

Эта черта Аркадия Натановича – непрерывное генерирование идей Аркадием Натановичем – доставляет массу удовольствия окружающим его людям. Он может увлекательнейше сымпровизировать, к примеру, о своем военном прошлом. Я помню эти рассказы – совершенно замечательные, – он в них всегда выступал в каких-то смешных ролях, отнюдь не героических. Например, имелся цикл устных рассказов, как Стругацкого заставили работать адъютантом и поэтому ему пришлось ездить на лошади. Соответственно, его лошадь скидывала с себя, соответственно, она обдирала его о ветви деревьев. Когда он, несчастный, пересел на одноколку, то жеребец, на котором он ехал, бросился через забор, потому что за забором была кобыла... и одноколка повисла на заборе вместе со Стругацким. Когда он дежурил в военной школе – в то время всем офицерам при дежурстве полагалось носить шашки и салютовать ими, – то на утреннем рапорте он едва не зарубил своего начальника школы. А когда Стругацкий удалялся в самоволку, то последствия были совершенно сокрушительные... Какие-то из этих историй, очевидно, были трансформированы из действительных происшествий, а какие-то – блестяще и разветвленно выдумывались на ходу.

Непреоборимое писательское начало Аркадия Натановича как раз и чувствуется в этом фонтане идей, который всегда работает. Может быть, из-за этого Аркадию Натановичу немедленно становилось неинтересным то, что уже написано. Я не знаю как Борис Натанович, а Аркадий Натанович всегда любит свою последнюю вещь. Какое-то время он ее любит – до тех пор пока не появляется новая. Но она ему уже не интересна – потому что впереди новое, надо еще что-то выдумывать, и сейчас вот идет эта выдумка. Между прочим, по-моему, эта черта – обычно гибель для творческого человека. Скажем, из-за этого Лем перешел на рецензии на ненаписанное: абсолютно сжато излагаются сюжет и главная мысль, и все: выдумано и не буду я с этим возиться! А благодаря дуэту Стругацкие смогли все это дело реализовать!»

«Игра в бисер» с Игорем Волгиным. Аркадий и Борис Стругацких. «Трудно быть Богом»

Братья Стругацкие. Дети Полудня

Аркадий Стругацкий, старший из знаменитого тандема, был рожден в Батуми, 28 августа 1925 года. Родители братьев были яркими представителями творческой интеллигенции: мать - учительница, а отец - искусствовед. В Ленинграде, восемью годами позже, (15 апреля 1933 года), родился Борис - вторая половина творческой единицы "Братья Стругацкие".

Пробы пера каждый из них совершал отдельно. Первая повесть юного Аркадия, увы, была утрачена в период блокады. Рассказ же под названием "Как погиб Канг", который был написан в 1946 году, дождался публикации лишь в 2001.

К 50-м годам приобщается к литературным упражнениям и Борис, но самых впечатляющих успехов братья добились все-таки в качестве соавторов. Их первый общий рассказ, названный "Извне", был напечатан в журнале "Техника-молодежи" в 1958 году. Позже эта работа была развита до масштабов повести.

Начатая на спор с супругой Аркадия Стругацкого первая серьезная совместная книга братьев выходит в 1959 году - это "Страна багровых туч". Соавторы формируют свой стиль, появляется узнаваемая, характерная проблематика их творчества.

Перечислять знаковые, оказавшие невероятное влияние на умы современников и потомков произведения Стругацких можно долго. Среди них - и "Хищные вещи века", выразительно показавшие в 1965 году выбор между очень плохим и плохим вариантом. И "Понедельник начинается в субботу" - книга, вдохновившая создание фильма "Чародеи".

Огромный успех у аудитории не обеспечил Стругацким безбедной жизни: их стала ущемлять советская цензура, в 70-х годах для них становится практически закрытым путь в печать. За "Сказку о Тройке" закрывают журнал "Ангара", к публикации не допускается "Улитка на склоне", а в оригинальный текст "Обитаемого острова" цензоры внесли почти тысячу правок.

Здорово искалечен цензорами был и "Пикник на обочине", по мотивам которого братья затем создали сценарий для фильма "Сталкер" Тарковского. Очень интересна композиция "Хромой судьбы" - книги весьма автобиографической, главный герой которой даже получил в подарок авторство другого шедевра Стругацких - повести "Гадкие лебеди". В 1990 году вышла последняя пьеса Стругацких - "Жиды города Питера".

В 1991 году умирает Аркадий, и Борис продолжает писательскую деятельность уже под псевдонимом С. Витицкий - он создает еще две прекрасные книги. 19 ноября 2012 года скончался и второй брат.

Аркадий Стругацкий родился 28 августа 1925 в Батуми, вместе с семьей переехал в Ленинград, во время блокады был эвакуирован, жил в Ташле близ Чкалова (ныне – Оренбург), где и был призван в армию, учился в Актюбинском артиллерийском училище, в 1943 был откомандирован в Московский военный институт иностранных языков, который окончил с дипломом переводчика-япониста; в армии прослужил до 1955, в основном, на Дальнем Востоке. После демобилизации жил в Москве, работал в редакции реферативного журнала, в издательствах Детгиз и Гослитиздат. В 1958 опубликовал в соавторстве с Л.С.Петровым нефантастическую повесть Пепел Бикини (1958); с 1960 – профессиональный писатель; известен также как переводчик английской и американской (под псевдонимом С.Бережков) и японской научной фантастики, а также классической японской литературы.

Борис Стругацкий родился 15 апреля 1933 в Ленинграде, туда же вернулся после эвакуации, окончил механико-математический факультет ЛГУ с дипломом астронома, работал в Пулковской обсерватории. С 1960 – профессиональный писатель. Печатался, в основном, в соавторстве с братом (известен также переводами – в соавторстве с братом, под псевдонимами С.Победин и С.Витин – американской фантастики).

В основу первой повести Стругацких Извне (1958) был положен традиционный сюжет о встрече землян с представителями иного разума. Уже в этой ранней повести они заявили философскую проблему «иного», которая впоследствии стала одной из главнейших в их творчестве. Широкая известность пришла к Стругацким после публикации первых научно-фантастических рассказов – Шесть спичек (1959), Испытание СКР (1960), Частные предположения (1960) и др. В первых же своих рассказах и повестях они заявили собственное видение ближайшего будущего.

Начальный этап будущего по схеме Стругацких приходится на конец 20–начало 21 вв. Произведения об этом периоде составили трилогию: повести – Страна Багровых Туч (1959), Путь на Амальтею (1960), Стажеры (1962). Они объединены общими героями-космонавтами (Быков, Юрковский, Крутиков), чья история начинается с первой героической высадки на Венеру (Страна Багровых Туч ) и заканчивается «рутиной» инспекционного вояжа по почти освоенной Солнечной системе.

Помимо смелых футорологических изысканий, ранние повести выгодно отличались на общем фоне советской научной фантастики живостью языка, психологической обрисовкой характеров, а отчасти и критическим социальным подтекстом.

По оценке Бориса Стругацкого, Страна багровых туч – это «некий уродливый памятник целой эпохе... – с ее горячечным энтузиазмом и восторженной глупостью; с ее искренней жаждой добра при полном непонимании, что же это такое – добро; с ее неистовой готовностью к самопожертвованию; с ее жестокостью, идеологической слепотой и классическим оруэлловским двоемыслием».

Вершиной раннего периода творчества Стругацких стали новеллы из цикла Полдень 22 в ., – утопия в советской литературе, широкая панорама далекого будущего, охватывающая все аспекты человеческой деятельности, включая быт, мораль, педагогику, спорт и досуг.

Как и первая трилогия, новеллы объединены общими героями – неразлучными друзьями – «Атосом» (Сидоровым) и Комовым. Третий и четвертый «мушкетеры», Костылин и Гнедых, были авторами впоследствии «забыты», зато кумир «четверки» – звездолетчик и специалист по контакту Леонид Горбовский стал одним из их самых любимых персонажей.

Мир Полдня представляет собой социальный идеал интеллигентов-«шестидесятников», однако, несмотря на определенную декларативность и патетичность, героям «ранних» Стругацких присуще чувство юмора, они подвержены слабостям, сомнениям, совершают ошибки, в том числе трагические – как охотник из рассказа Люди, люди... , случайно подстреливший разумного инопланетянина.

Постепенно, с окончанием романтической «оттепели» 60-х, в мир Полдня начинают проникать проблемы, разрешить которые оказывается довольно сложно.

В повести Далекая Радуга (1963) конфликт вызван научным экспериментом физиков, повлекшим глобальную катастрофу на планете-полигоне. Население ставится перед выбором, кого эвакуировать на единственном звездолете – результаты научных исследований или детей; а дилемма «наука – человечность» усугубляется трагическим образом бессмертного ученого, «скрестившего» себя с компьютером.

«Острый конфликт, лежащий в основе „Далекой Радуги", окрашивает атмосферу этой талантливой повести в суровые и яркие тона трагической романтики, но не делает ее однообразной по колориту: там есть и добродушный юмор, органически присущий творчеству Стругацких, и лирическая любовная сцена, и очень напряженные остро динамические сцены», – пишет А.Громова.

В повести Малыш (1971) в центре внимания Стругацких – педагогическая проблема контакта с земным ребенком, «космическим Маугли», воспитанным негуманоидными инопланетянами. Проблема вмешательства в ход Истории, столкновение принципиально «несовместимых» цивилизаций впервые прозвучала в повести Попытка к бегству (1962). Ее герой, офицер Советской Армии, необъяснимым способом переносится из фашистского концлагеря в мир Полдня и вместе с новыми друзьями, отправляющимися в космический «турпоход», попадает на планету, где сталкивается со столь знакомым ему местным «фашизмом», эксплуатирующим технологические дары галактической сверхцивилизации Странников.

Трудно быть богом.

Тема «вмешательства» еще более развита в повести Трудно быть богом (1964). В центре конфликта – вопрос о возможности и нравственной приемлемости какого бы то ни было ускорения естественно-исторического процесса. Герой повести – сотрудник Института экспериментальной истории Антон-Румата, разведчик, посланный с заданием не вмешиваться, а только наблюдать, на планету, где «правит бал» средневековье, очень напоминающее и деспотию святой Инквизиции, и нацизм.

Дон Реба «упразднил министерства, ведающие образованием и благосостоянием, учредил министерство охраны короны» (тайную полицию), основал «Патриотическую школу», где готовят профессиональных палачей и убийц, учат «технике» пыточного дела.

Утопическое, декларативно коммунистическое «не вмешивайся» приравнено в повести к ветхозаветному «не убий» и евангельскому «возлюбите врагов ваших». Однако Антон-Румата оказывается всего-навсего человеком и не в силах оставаться спокойным созерцателем: «Пусть они режут и оскверняют, неужели мы будем спокойны, как боги?» Более того, он чувствует, что постепенно привыкает к своей роли высокородного хама: «колодцы гуманизма в наших душах, казавшиеся на Земле бездонными, иссякают с пугающей быстротой».

В Антоне-Румате, в финале повести жестоко отомстившем за смерть своей возлюбленной, легко угадывается другой интеллигент с мечом на поясе – Гамлет, принц датский. (На те же годы приходится «бум» постановки Гамлета на Таганке). Румата даже читает приятелю ученому свой перевод на анкарнарский знаменитого монолога Быть иль не быть... , выдавая, конечно же, Шекспира за собственное сочинение.

Правда, Гамлет, который «себя убийством уравнял, тем, с кем я лег в одну и ту же землю» (В.Высоцкий, Мой Гамлет ), все-таки погибает, искупив тем самым грех мести. А Румате-Антону, обагрившего руки кровью толпы, уготован коммунистический хеппи-энд. Усыпив столицу империи, коллеги возвращают Антона на благополучную Землю.

Ни один роман Стругацких, даже более поздние, «диссидентские» вещи, не вызвали такой бурной полемики в прессе. Одни критики приняли в штыки «патологического убийцу» и «прогрессора» Антона Румату. Другие стояли на том, что Румата, такой как он есть, «неизмеримо более понятен и близок, чем был бы, если б до конца оставался на позициях „бога", предписанных ему „базисной теорией" и условиями эксперимента. Потому что человеком во всем значении этого слова быть тоже нелегко». (А.Громова).

Принял участие в полемике иИван Ефремов , не побоявшись назвать повесть одним из лучших произведений советской фантастики.

Действительно, повесть – не только наиболее памфлетное произведение Стругацких, кунсткамера тоталитарных уродов всех уровней и мастей, («В наше время так легко и сытно быть шпионом»), но и глобальная сатира на средневековье вообще.

Трагическая любовь Руматы, смерть возлюбленной героя – рыжеволосой девчонки Киры, героическая гибель слуги, а на самом деле, воспитанника Руматы – мальчика Уно; фрейлина Окана, фаворитка дона Рэбо, заплатившая жизнью за свою слабость к землянину; преданный друг героя барон Пампа – местный «Партос» – ежегодно отстаивающий свои наследственные высокие привилегии: «ковырять в носу за королевским столом, охотиться к западу от Арканара и называть принцев по имени» и чья залихватская фраза «не вижу, почему благородным донам не выпить холодного арканарского» долгое время была в Советском Союзе крылатой; трогательный образ земного Рая – светлого будущего с его чудо-техникой и идеалами гуманизма – все это делает Трудно быть богом , возможно, самым полифоничным произведением мировой фантастики. И не случайно кинорежиссер Алексей Герман именно Трудно быть богом выбрал для сценария своего «самого последнего фильма».

Трилогия о Максиме.

Если повести Попытка к бегству и Трудно быть богом несколько обособлены от общей хронологической схемы истории будущего, то трилогия о Максиме Каммерере непосредственно связана с миром Полдня. XXII век и представляет собой окончательное «закрытие» темы.

Книги трилогии – Обитаемый остров (1971), Жук в муравейнике (1979–1980), Волны гасят ветер (1985–1986) – посвящены, соответственно, юным годам, зрелости и старости Максима.

В первой книге представлена многоплановая панорама «пост-ядерной» антиутопии на планете, где анонимная хунта использует направленное излучение с целью глобального «промывания мозгов». Чуждый руматовского «быть иль не быть» и по своим возможностям близкий к «сверхчеловеку», Максим бросается в водоворот местной политики и готов «наломать дров», но вовремя взят под свое покровительство опытным земным разведчиком-резидентом Рудольфом Сикорски.

В повести-продолжении Максим – уже правая рука Сикорски, к тому времени руководителя службы безопасности – Комкон-2 («Комиссии по контактам-2»). Сюжет построен вокруг тайно ведущегося следствия по делу одного из «космических подкидышей» – землянина, родившегося из оплодотворенной яйцеклетки, найденной в «инкубаторе» гипотетических Странников. Сикорски предполагает, что действиями «подкидышей» управляет заложенная в них генетическая программа, представляющая опасность для земной цивилизации. Трагическое решение Сикорски, не выдержавшего тяжести ответственности и пошедшего на убийство подозреваемого «носителя угрозы», можно расценить по-разному: как профессиональную паранойю «спецслужб» и как продолжение трагического вопроса Ф.Достоевского о построении всеобщего счастья ценой крови невинного младенца.

В заключительной повести трилогии Максим – теперь уже в качестве руководителя Комкона-2 – расследует цепь загадочных событий, наводящих на мысль о «прогрессорской» деятельности пришельцев на Земле; однако оказывается, на Земле тайно действуют не агенты гипотетических Странников, а просто новая элита «избранных», совершивших гигантский скачок в эволюции.

Отдельные герои и сюжетные детали связывают с трилогией о Максиме повесть Парень из Преисподней (1976).

Понедельник начинается в субботу.

Триумфом сатиры и юмора Стругацких стала «сказка для младших научных сотрудников старшего возраста» – повесть Понедельник начинается в субботу (1965), на какое-то время даже затмившая славу романов Ильфа и Петрова.

Действие повести, легко и остроумно объединяющей русский сказочный фольклор с «интеллигентским» жаргоном 1960-х, развертывается в стенах НИИ чародейства и волшебства (НИИЧАВО), где трудятся современные ученые-маги. Если Трудно быть богом – жестокая сатира на тоталитарную «государственность» и «законность», то в Понедельнике Стругацкие высказали все, что они думают о лжеученых и лженауке. Главному герою и рассказчику Привалову и его друзьям (Корнееву, Ойре-Ойре и др.) противопоставляется галерея типов, за которыми угадываются и сталинские биологи, скрестившие березу с яблоней, и партработники от науки, и завхозы, командующие академиками, и «паркетные» физики, и прочая «нечисть». Чего только стоит Выбегалло Амвросий Амбруазович – «доктор наук», щеголяющий «в валенках, подшитых кожей, в пахучем извозчицком тулупе». У профессора Выбегалло «седоватая нечистая борода, волосы он стриг под горшок». Говорит на французско-нижегородском наречии, в котором, кроме оборотов вроде «компрене ву», обильно присутствуют слова «эта» и «значить». Деятельность Выбегалло давно вызывает сомнения у начальства, однако членам «ревизионной» комиссии профессор предъявляет две спасительные справки: о том, что «трое лаборантов его лаборатории ежегодно выезжают работать в подшефный совхоз» и что он сам «некогда был узником царизма».

Что же до положительных героев повести, рассказчика Сашки Привалова и его друзей, то они полная противоположность «официальному» образу ученого, а Привалова мальчишки и вовсе дразнят «стилягой». Привалов, прежде всего, свидетель и участник основных событий повести (споры Камноедова и Корнеева за диван-транслятор, рождение кадавров профессора Выбегаллы, разгадка тайны директора (а точнее, двух автономных директоров института Януса Полуэктовича Невструева). На изобретенной Луи Седловым машине «параллельного времени» Привалов совершает путешествие в «мир, в котором живут и действуют Анна Каренина, Дон-Кихот, Шерлок Холмс» и прочие герои литературных произведений, «даже капитан Немо».

Одно из лженаучных направлений деятельности НИИЧАВО – опыты над усовершенствованием природы человека. В научных целях создаются три кадавра (клона): «полностью неудовлетворенный человек», «человек неудовлетворенный желудочно» и «полностью удовлетворенный человек». Первый умирает сразу же после своего рождения, едва успев издать пару жалоб, второй, поглотив несметное количество селедочных голов, взрывается, как снаряд, а вот испытание полностью удовлетворенного человека благоразумно переносится на отдаленный танковый полигон. Потому что, едва появившись на свет, «полностью удовлетворенный человек» принимается со скоростью света сдирать с присутствующих кошельки, украшения и т.д. Остановить кадавра невозможно: испуская оглушительный рев, «идеальный человек» притягивает к себе все более отдаленные предметы. В образовавшейся воронке грозит исчезнуть весь мир, по крайней мере «край горизонта» «ползет, заворачиваясь внутрь». От конца света присутствующих избавляет Роман Ойра-Ойра, в последний момент напустивший на кадавра свирепого джина.

Теме потребления целиком посвящена стоящая особняком повесть Хищные вещи века (1965). Это оригинальная для своего времени попытка развенчать потребительскую «утопию», представляющую собой, по мнению Стругацких, «питательный бульон» для зарождения фашизма. Всем довольные и обеспеченные жители некоей Страны Дураков готовы полностью отдаться сладостному наркотику потребления – и уже добровольно испытывают на себе реальный наркотик, выводящий наружу подсознательные желания и превращающий человека в их раба.

Тема получила развитие в памфлете Второе нашествие марсиан (1967) («продолжении» Г.Уэллса), в котором земные обыватели охотно идут в услужение пришельцам в обмен на дармовой марсианский «самогон».

Наиболее резкой и политизированной стала повесть-продолжение Сказка о Тройке (1972 – ФРГ, 1987– СССР), одно название которой наводило на мысль скорее о чрезвычайных трибуналах, нежели о романтическом образе Руси – «птице-тройке» у Н.Гоголя .

Мотивы нелепого порядка, в условиях которого приходится жить человеку, звучат в повести Улитка на склоне (1966, в СССР издано в 1989). Они тесно переплетаются в ней с темой прогресса: человек сталкивается с более совершенной формой существования, которая, однако, несет гибель всему, что не подходит для новой жизни. Ряд образов повести не поддается однозначной расшифровке. В первую очередь это сам Лес – символ чего-то непознанного, но органического, живущего «своей жизнью», населенного странным «мифологическим» народцем, над которым производят социально-биологические эксперименты размножающиеся партеногенезом (форма размножения без оплодотворения) «амазонки», живой символ бездушного и антигуманного «прогресса».

Повесть Гадкие лебеди (1972 – ФРГ; 1987 – СССР) сначала вышла отдельным изданием, но в дальнейшем переиздавалась как «роман в романе» (Хромая судьба (1986)). Оба произведения во многих отношениях автобиографичны и посвящены судьбе художника в тоталитарном обществе.

В «обрамляющем» романе действие происходит в реальных условиях, воспроизводящих нравы Союза Писателей СССР, а герой, писатель Феликс Сорокин, многие годы пишет «в стол» фантастический роман о вторжении в повседневную жизнь провинциального городка какой-то европейской страны таинственных сил, олицетворяющих будущее. Это будущее не во всем понятно герою «внутреннего» произведения, писателю Виктору Баневу, но оно все-таки лучше, чем деградирующее настоящее. Окончательный приговор существующему порядку выносят дети, все как один уходящие из разлагающегося и гибнущего города к своим воспитателям – мутантам-интеллектуалам, начавшим с экспериментов с климатом, а в финале способными противостоять даже военной машине правящих кругов.

Пикник на обочине.

Пикник на обочине (1972) – одно из лучших произведений Стругацких, в котором сведены воедино все главные темы их творчества. Дополнительную славу повести принесла вольная экранизация Андрея Тарковского (Сталкер ); один из вариантов сценария опубликован в виде киноповести Машина желаний (1981).

В центре повествования – драматический образ «сталкера» Рэда Шухарта, на свой страх и риск организовывающего смертельно опасные, запрещенные законом «экскурсии» в так называемую «зону Посещения».

В повести тема «иного» достигает своей кульминации. По мысли Стругацких, человек навсегда останется человеком, а космос – космосом. Более того, границы «иного» в Пикнике расширяются до самого человека, до его внутреннего «космоса», а тем а «контакта» неожиданно оборачивается темой контакта человека с самим собой.

Главный «сюрприз» Зоны – комната исполнения желаний. Однако комната исполняет самое сокровенное желание... «Попросив» машину желаний излечить своего смертельно больного брата, один из клиентов сталкера с ужасом узнает, что сказочно разбогател, а брат умер: комната исполнила его истинное желание – приобрести деньги. Сам же сталкер, у которого дочь родилась мутанткой, отказывается от попытки заглянуть в бездну собственной души. Станислав Лем писал: «„Пикник" пробуждает во мне что-то вроде зависти, как если бы я был должен его написать».

Более облегченный – в форме иронической детективной научной фантастики – вариант контакта изображен в повести Отель «У погибшего альпиниста » (1970; доп. 1982).

Нежданному контакту с загадочной вселенской силой (гипотетически названной Гомеостатическим Мирозданием), почему-то стремящейся любой ценой воспрепятствовать научым исследованиям, подвергаются ученые – герои повести За миллиард лет до конца света (1976–1977). Повесть можно трактовать и как драму творческого человека, вынужденного работать «под прессом». (Вольная экранизизация А.Сокурова Дни затмения ).

Настроения «перестройки» в СССР отразились в романе Град обреченный (1988–1989). Его действие происходит в Городе, расположенном вне пространства и времени, куда с целью грандиозного социального эксперимента некие Наставники выдергивают из различных времен группу землян, ввергая испытуемых в хаос гражданских войн, экономических и экологических катастроф, фашистских путчей и т.п. потрясений.

Особенно интересен центральный образ комсомольца-сталиниста 1950-х, дослужившегося до подручного фашиствующего диктатора. При этом герой не выведен законченным злодеем и циником, скорее это удачный собирательный образ современников и соотечественников Стругацких, также переживших на своем веку не одну «сшибку» цивилизаций.

Последние совместные произведения Стругацких – повесть Отягощенные Злом, или Сорок лет спустя (1988), пьеса Жиды города Питера, или Невеселые беседы при свечах (1990) и сценарий Пять ложек эликсира (1985).

Стругацкие известны также как авторы детской научной фантастически: (Повесть о дружбе и недружбе ,1980). Повесть для детей, написанная одним Аркадием Стругацким (под псевдонимом С.Ярославцев) – Экспедиция в Преисподнюю (1974). Перу «С.Ярославцева» принадлежит и «взрослый» рассказ Подробности жизни Никиты Воронцова (1984).

Сочинения братьев Стругацких: Собрание сочинений . М., Текст, 1991–1993; Далекая Радуга . Послесл. Р.Нудельмана, М., 1964; Отель «У погибшего альпиниста »; Пикник на обочине ; Повести . М., Юридич. литература, 1989; Волны гасят ветер : Повести . Томск, Кн. изд-во, 1992; Улитка на склоне : Повести . М., Текст; ЭКСМО, 1996; Трудно быть богом. Понедельник начинается в субботу . Послесл. В.Ревича, М., 1966.

Сергей Журавлев



Похожие статьи
 
Категории