Бред сивой кобылы. Предсказание гибели сан-франциско

22.09.2019

САН-ФРАНЦИСКО: Подземный удар
Оседлав геологический разлом, Сан-Франциско претерпел в этом столетии два ужасающих землетрясения. Но то, которое полностью уничтожит этот прекрасный город, еще не пришло. Однако, утверждают ученые, его приход предопределен судьбой.
Многие знаменитые американские писатели, поэты, музыканты и художники оставили в этом городе свои сердца. Целые поколения хиппи считали Сан-Франциско своей прекрасной столицей.
Великолепные аллеи Сан-Франциско, площади и дома, построенные в староевропейском стиле, обслуживаемые оригинальными старомодными такси начала века, делают этот город на берегах залива одним из самых прекрасных и жизнерадостных американских городов. Сан-Франциско выделяется из всех их любовью к искусству, культурой и социальной терпимостью. Ведь сегодня он является домом для людей разных национальностей и самым быстрорастущим азиатско-японским регионом в стране.
Только одна сила - могучая, необоримая стоит на пути мечты, которой для многих людей стал Сан-Франциско. И этой силой является природа.

Ожидание катастрофы
Дважды в этом столетии, в 1906 и 1989 годах, природа продемонстрировала свои могучие мускулы, доказывая, что она сильнее самого крепкого из крепчайших бетонов и вольфрамовой стали.
Но два землетрясения, повергшие Сан-Франциско в хаос, всего лишь предвестники Большого землетрясения, которое когда-нибудь сровняет с землей этот прекрасный, созданный человеком город. Нет, это не предсказание Нострадамуса. Само расположение Сан-Франциско говорит о том, что в один прекрасный день он будет разрушен, сожжен и исчезнет в огромных проломах земной коры, сохранившись только в памяти людей.
Причина неизбежной гибели города скрывается в гигантском геологическом разломе, образовавшемся еще в те времена, когда происходило формирование самой земли. Разлом, названный в честь святого Андреаса, представляет собой 650мильную трещину в земле, где тихоокеанское плато постепенно, но неуклонно заходит под сушу в районе штата Калифорния, которая является продолжением североамериканского плато.
Для того чтобы человек понял, что происходит, ученые предлагают положить одна на другую две тарелки так, чтобы одна из них заходила на край другой. Поставьте стакан с водой на верхнюю тарелку и начинайте сдвигать ее с нижней. Если вы будете двигать тарелку медленно - вода в стакане начнет колебаться, более энергично - вода выплеснется через край. Если вы быстро двинете тарелку, то стакан опрокинется и, возможно, разобьется. Такая судьба, по их мнению, ожидает и Сан-Франциско.
Эта информация дается не для того, чтобы вызвать панику. Большое землетрясение может произойти в будущем году, а может, и через тысячу лет. Ясно одно, что когда-то оно обязательно придет.

Репетиция
Первое сильное землетрясение, опустошившее Сан-Франциско, произошло 18 апреля 1906 года. Почувствовав первые удары стихии, жители города "золотой лихорадки", который к той поре превратился в самый процветающий город на Западном побережье, встревожились. Толчки следовали один за другим, и было весьма странно ощущать, как дрожит земля под ногами, или смотреть, как стол перед вашими глазами подпрыгивает.
В этот фатальный день, когда слуги разбудили газетного магната Уильяма Рэндольфа Херста, отдыхавшего в своих роскошных нью-йоркских апартаментах, и сказали, что его родной и любимый Сан-Франциско разрушен подземными толчками и пожарами, он ответил: "Не переигрывайте - в Калифорнии часто происходят землетрясения".
К сожалению, землетрясение в Сан-Франциско намного превосходило все допустимые предположения. Это был один из самых больших катаклизмов века.
Подсчитано, что сила этого землетрясения составляла 8,3 балла по шкале Рихтера. Тогда это была единственная шкала для сейсмических измерений. По мощности землетрясение превосходило силу тридцати ядерных бомб, одновременно взорванных под землей. Под разрушенными зданиями и в пожарах, которые охватили деревянные строения в первые же минуты после подземных толчков, погибли восемьсот человек.
Мери Монти, теперь ей девяносто четыре года, вспоминает события того зловещего дня: "Меня выбросило из кровати. Стены дома, в котором мы жили, начали дрожать и покрываться трещинами. Затем с шумом отвалилась штукатурка. Она оборвала паутину, сотканную большим пауком. Мы выбежали на улицу - дорога покрылась буграми, они двигались, вспучиваясь, словно в кипящем котле. Моя мама собрала всех детей, и мы поехали из города на повозке в горы. Повсюду полыхали пожары. Внезапно возник новый пожар это лопнул бензопровод, и бензин начал выливаться на улицу".
Мери Монти стала одной из трехсот тысяч бездомных, потерявших жилье в результате опустошительного стихийного бедствия, которое разрушило около двадцати девяти тысяч строений.
Землетрясение разрушило водопровод, поэтому пожарные не могли как следует взяться за дело.
В районе Телеграф Хилл самые богатые в городе семьи итальянских иммигрантов пытались тушить пожары десятками тысяч литров вина.
Банды грабителей носились по улицам, опустошая разрушенные магазины и подчищая карманы мертвецов, лежавших вдоль водосточных канав.
Захватив мародеров на месте преступления, разъяренные жители вешали их без суда и следствия на уцелевших фонарных столбах.
Писатель Джек Лондон, писавший репортажи о землетрясении для еженедельного журнала, сообщал: "Сан-Франциско умер!..
В среду в 5.15 утра произошло землетрясение. Через минуту в небо взметнулись языки пламени. Пожары возникли в десятке кварталов южнее Маркет-стрит, в рабочих гетто и на фабриках. Никто не гасил огонь, люди не были организованы, отсутствовала связь... Словом, все хитроумные системы защиты человека были уничтожены тридцатисекундным движением земной коры".
К тому времени, когда вспыхнули пожары, более 75 процентов Сан-Франциско уже было разрушено, четыреста городских кварталов лежали в руинах.
Все это позже вынудило правительство вложить деньги в изучение мощного разлома земной коры и в разработку мер, которые позволят предсказать следующее стихийное бедствие.

Изучение механизма
К сожалению, ученые знают о процессах, которые двигают и сотрясают сушу, явно недостаточно. Они понимают, что бедствие напрямую связано с разломом Святого Авдреаса и что земля с западной стороны линии разлома подвинулась к северу.
Геолог из Пенсильвании Гарри Филдинг Рейд, наблюдая колебания заборных столбов и дорожные разрушения, обнаружил, что сдвиг почвы составил примерно 21 фут.
И что наиболее важно, он обнаружил, что огромные блоки суши по обе стороны разлома находились в состоянии громадного напряжения задолго до катастрофы. Титанические силы заставили соприкоснуться две стороны разлома, а затем, накопив колоссальную энергию, подвинули сушу.
В 1970 году ученые определили, что секции грунта вдоль разлома двигались с различной скоростью, вызывая в некоторых районах большее напряжение, чем в других. Разлом соприкоснулся в районах от Арен-Пойнта до Сан-Хуан Батиста, маленького городка к югу от Сан-Франциско, и от Паркфилда вниз до мексиканской границы.
Когда колоссальная энергия накопится и сдвинет разлом, произойдет следующее землетрясение. Эксперт по калифорнийским землетрясениям Уильям Бэйкен говорит: "Нашей главной и неотложной задачей является изучение процесса зарождения землетрясения. Затем мы хотим узнать, как его можно предсказать в потенциально опасных районах".
Однако точные научные данные, позволяющие своевременно предсказать катастрофу, отсутствуют, хотя колледжи и университеты Калифорнии занимают лидирующее положение в мире в области изучения механизма подвижек земной коры.
Еще один эксперт, Дэвид Лэнгстон, сказал следующее: "Все, что мы можем сделать, - это продолжать наши усилия по изучению процессов, чтобы дать достоверную информацию населению, когда двинется в путь огромная масса земли".
Опираясь на фундаментальные исследования, федеральное агентство по чрезвычайным ситуациям в 1980 году разработало сценарий, согласно которому землетрясению подвергнутся Сан-Франциско и Лос-Анджелес. Эти мрачные прогнозы предполагали гибель до 50 тысяч человек и потерю материальных ценностей на сумму свыше 20 миллионов долларов только в одном Сан-Франциско.
По сценарию наибольший ущерб причинят пожары и грабежи, в обстановке беззакония и беспорядков могут вспыхнуть эпидемии.
В 1989 году телевидение смоделировало вариант землетрясения, показав картину разрушений, которые однажды обрушатся на город в гораздо больших масштабах.

Еще одно предупреждение
Вот что рассказала домохозяйка Аннета Генри, находившаяся на одной из самых оживленных улиц города, когда в октябре 1989 года произошел подземный удар; "Это выглядело так, словно Бог хлопнул в ладоши и под землей прошла волна. Автомобили на шоссе прыгали вверх и вниз, как в диснеевском мультфильме. Каждый раз, когда в Калифорнии происходит землетрясение, мы хихикаем, мы спокойны и самоуверенны. Но теперь все было по-другому. Нас преследовала мысль, что шуточки закончились. Мне казалось, что началось то, Большое землетрясение".
Скалы в разломе Святого Андреаса больше не могли сдерживать давление земной коры, начавшей энергичную подвижку. Волны давления, расходясь от эпицентра землетрясения, распространялись со скоростью 5 миль в секунду на юго-восток от Сан-Франциско через скальное ложе под горами Санта-Крус.
17 октября, в вечерний "час пик", оно нанесло удар Сан-Франциско и в течение 15 секунд превратило многие здания в развалины, уничтожило секцию моста Бэй Бридж, разворотило целую милю шоссе-эстакады и ввергло в пожарище исторический район Марина.
Благодаря мировой телевизионной сети, показывавшей бейсбольный матч, зрители в Англии и других странах увидели, как начал качаться стадион "Кэндлстик парк" и огромные трещины появились в бетонных стенах.
Когда на протяжении мили рухнула эстакада и упала на дорогу, проходившую под ней, погибли более ста человек. Десятки людей были погребены в своих автомобилях под многотонной тяжестью обрушившегося бетона.
"Бетон расплющил их, - сказал Генри Реньера, руководитель чрезвычайной службы Окленда. - Это было похоже на поле боя. Верхнее шоссе, словно молот, ударило по нижнему, засыпая водителей внизу огромными булыжниками и автомобилями. Жертвы, оказавшиеся в ловушке под тоннами камней, отчаянно сигналили, и мы бросили туда огромное количество подъемного оборудования и кранов, надеясь спасти их. Слабеющие звуки автомобильных сирен постепенно умирали, так как разряжались аккумуляторы, но мы знали, что там находятся люди. Это была страшная картина".
Первые спасательные работы начались под упавшей секцией шоссе. Возле расплющенных автомобилей одним из первых появился рабочий бумажной фабрики. Он услышал вопли детей, доносившиеся из раздавленного красного автомобиля. Вместе с другими спасателями рабочий помог вызволить из ловушки восьмилетнюю девочку Кейти, но ее шестилетний брат Джулио оказался прижатым телом своей погибшей матери.
Рискуя стать жертвой последующих толчков, доктор Дэн Аллен протиснулся сквозь щель и дал Джулио успокоительное лекарство. В это время детский врач Томас Беттс добирался до мальчика по автомобильной пожарной лестнице.
Позже он сказал: "Я не был готов к тому, что там увидел. Мальчик был в шоке. Он только плакал и гладил лицо матери своими ручками".
Два часа напряженной работы медиков не приблизили спасение Джулио. Его правая нога была раздроблена. Врачи попытались вытащить мальчика из машины, чтобы оказать медицинскую помощь, но не смогли. Они ввели ему обезболивающее лекарство, затем с огромным трудом извлекли из машины тело погибшей матери. Только после этого врачам удалось ампутировать Джулио ногу и отправить его в больницу.
Ночью развалины освещались огнями пожаров, из раскачивающихся небоскребов, построенных без учета эффекта землетрясения, сыпались стекла и раздавались жуткие звуки сирен.
Через некоторое время разрушения были локализованы. Они коснулись главным образом старых построек, которые не могли противостоять стихии. Разрушенной секции шоссе, например, повлекшей самые многочисленные жертвы, было тридцать лет.
Эксперты сошлись во мнении, что разрушения в Сан-Франциско были бы еще большими, если бы не калифорнийский строительный кодекс, введенный после 1906 года с целью свести к минимуму ущерб от будущих катастроф и действующий до настоящего времени. Этот кодекс, дополненный уроками землетрясений 1971 года в Сан-Фернандо и 1985 года в Мехико, вынудил строителей обратить особое внимание на антисейсмическую устойчивость домов и сооружений.
Жители Сан-Франциско предпочитают не думать о том, что новое землетрясение может достигнуть 8,3 балла по шкале Рихтера, как это было в 1906 году. Никого не занимает исследование, проведенное Национальной океанической и атмосферной комиссией после катастрофы 1989 года. А ведь в нем утверждается, что будущее землетрясение будет в сорок раз мощнее и приведет к десяткам тысяч смертей.
Прошли годы, но в Сан-Франциско все еще ликвидируются последствия землетрясения. Вряд ли их удастся завершить в десятилетний срок. Однако жители города горды тем, что пережили бедствие, и щеголяют фаталистическим отношением к будущей возможной агрессии природы. Репортер "Сан-Франциско кроникл" Херб Коэн суммировал мнение горожан, написав после землетрясения: "Мы живем на разломе, мы живем под дамокловым мечом. И это захватывает".

В прошлом столетии природа уже дважды демонстрировала свою мощь на востоке США, доказывая, что она гораздо сильнее самого крепкого бетона и стали. Так было в 1906 и 1989 гг.

Но эти два землетрясения, повергшие Сан-Франциско в хаос, являются всего лишь предвестниками будущей катастрофы, которая может буквально в ближайшее время сравнять с землей этот город. Это не предсказание Нострадамуса. Дело в том, что само расположение Сан-Франциско говорит о том, что в один прекрасный день он будет разрушен и исчезнет в огромных трещинах земной коры, сохранившись только в людской памяти, на фотографиях и открытках.

Городу угрожает гибелью гигантский древний тектонический разлом. Названный в честь святого Андреаса, он представляет собой 650‑мильную трещину в земной коре, там, где тихоокеанская плита постепенно заходит под сушу в районе штата Калифорния.

18 апреля 1906 года произошло первое сильное землетрясение, опустошившее Сан-Франциско. Почувствовав первые удары стихии, жители города «золотой лихорадки», который к тому времени превратился в один из самых процветающих городов Западного побережья, встревожились. Толчки следовали один за другим, и было очень странно ощущать, как дрожит под ногами земля, и видеть, как подпрыгивает мебель.

В этот трагический день, когда слуги разбудили газетного магната Уильяма Рэндольфа Херста, отдыхавшего в своих роскошных нью-йоркских апартаментах, и сказали, что его родной Сан-Франциско разрушен подземными толчками и пожарами, он, открыв глаза, ответил: «Не переигрывайте - в Калифорнии часто происходят землетрясения».

Но землетрясение в Сан-Франциско намного превосходило все допустимые предположения. Это был один из самых больших катаклизмов века. Сила подземных толчков составила 8,3 балла по шкале Рихтера. По своей мощности землетрясение превосходило силу одновременно взорванных тридцати ядерных бомб. Под разрушенными зданиями и в пожарах в первые же минуты после подземных толчков погибли восемьсот человек.

Мери Монти, которой в 1906 г. было 4 года, так вспоминала о том трагическом дне: «Меня выбросило из кровати. Стены дома, в котором мы жили, начали дрожать и покрываться трещинами. Мы выбежали на улицу - дорога покрылась буграми, они двигались, вспучиваясь, словно в кипящем котле. Моя мама собрала всех детей, и мы поехали на повозке в горы. Повсюду полыхали пожары. Внезапно возник новый пожар - это лопнул бензопровод, и бензин начал выливаться на улицу».

Землетрясение разрушило водопровод, и пожарные не смогли как следует взяться за дело. Поэтому в районе Телеграф Хилл, где проживали самые богатые в городе семьи итальянских иммигрантов, пожар пытались тушить при помощи десятков тысяч литров вина.

Паникой, охватившей город, воспользовались мародеры. Банды грабителей носились по улицам, опустошая разрушенные магазины и очищая карманы мертвецов, лежавших вдоль водосточных канав. Захваченных на месте преступления бандитов разъяренные жители вешали без суда и следствия на уцелевших фонарных столбах.

Писатель Джек Лондон, делавший репортажи для еженедельного журнала, сообщал: «Сан-Франциско умер! В среду в 5.15 утра произошло землетрясение. Через минуту в небо взметнулись языки пламени. Никто не гасил огонь, люди были не организованы, отсутствовала связь… Словом, все хитроумные системы защиты человека были уничтожены тридцатисекундным движением земной коры».

Трагедия вынудила правительство США вложить деньги в изучение разлома земной коры и в разработку мер, которые позволят предсказать следующее стихийное бедствие.

Хотя ученые и понимают, что бедствие напрямую связано с разломом Святого Андреаса и что земля с западной стороны линии разлома сдвинулась к северу, они пока еще очень мало знают о процессах, которые двигают и сотрясают сушу.

Гарри Филдинг Рейд, геолог из Пенсильвании, наблюдая колебания заборных столбов и дорожные разрушения, обнаружил, что огромные блоки суши по обе стороны разлома находились в состоянии громадного напряжения задолго до катастрофы. Накопив колоссальную энергию, титанические силы подвинули сушу.

В 1970 г. ученым удалось определить, что секции грунта вдоль разлома двигались с различной скоростью, вызывая в некоторых районах большее напряжение, чем в других.

Когда колоссальная энергия накопится снова, произойдет следующее землетрясение. Эксперт Дэвид Лэнгстон заявил: «Все, что мы можем сделать, - это продолжить наши усилия по изучению процессов, чтобы дать достоверную информацию населению, когда двинется в путь огромная масса земли».

Опираясь на фундаментальные исследования, федеральное агентство по чрезвычайным ситуациям в 1980 г. разработало сценарий, согласно которому землетрясению в первую очередь могут подвергнуться Сан-Франциско и Лос-Анджелес. По этим мрачным прогнозам предполагается гибель до 50 000 человек.

17 октября 1989 г. в вечерний «час пик» стихия нанесла по городу новый удар, превратив за 15 секунд в развалины многие здания, ввергла в пожарище исторический район Марина, уничтожила секцию моста Бей Бридж, разворотила целую милю шоссе-эстакады, под обломками которой погибло более ста человек. Десятки людей были погребены в своих автомашинах под многотонной тяжестью обрушившегося бетона.

«Бетон расплющил их, - сказал руководитель чрезвычайной службы Окленда. - Это было похоже на поле боя. Жертвы, оказавшиеся в ловушке под тоннами камней, отчаянно сигналили, и мы бросили туда огромное количество подъемного оборудования и кранов, надеясь спасти их. Слабеющие звуки автомобильных сирен постепенно умирали, так как разряжались аккумуляторы, но мы знали, что там находятся люди. Это была страшная картина».

Ночью развалины освещались огнями пожаров, из раскачивающихся небоскребов, построенных без учета эффекта землетрясения, сыпались стекла и раздавались жуткие звуки сирен.

Через некоторое время разрушения, которые коснулись главным образом старых построек, были локализованы. Например, обрушившейся секции шоссе, повлекшей самые многочисленные жертвы, было более тридцати лет.

Эксперты сошлись во мнении, что разрушения в Сан-Франциско были бы еще большими, если бы не калифорнийский строительный кодекс, введенный после 1906 г. с целью свести к минимуму ущерб от будущих катастроф и дополненный уроками землетрясений 1971 г. в Сан-Фернандо и 1985 г. в Мехико, вынудивший строителей обратить особое внимание на антисейсмическую устойчивость домов и сооружений.

Несмотря на то, что после последнего землетрясения прошло уже достаточно много времени, в Сан-Франциско все еще ликвидируются его последствия. А жители города даже щеголяют своим фаталистическим отношением к будущей возможной агрессии природы. Репортер «Сан-Франциско кроникл» Херб Коэн так суммировал мнение горожан после землетрясения: «Мы живем под дамокловым мечом».
http://sokrytoe.ru/9492-1906-zemletryas enie-v-san-francisko.html

Землетрясение в Сан-Франциско 1906 года — землетрясение, произошедшее в 5:12 утра (по местному времени) 18 апреля 1906 года. Эпицентр находился в 3 км к западу от Сан-Франциско, магнитуда поверхностных волн составила 7,7; сейсмический момент — 7,9.

Толчки ощущались от Орегона до Лос-Анджелеса, а внутрь континента — до центра Невады. В результате землетрясения и последующих пожаров погибло до 3000 человек, 225 000—300 000 осталось без крова, 80 % зданий в Сан-Франциско было разрушено.

Землетрясение сопровождалось смещениями грунта вдоль разлома Сан-Андреас на расстояние до 6,0—8,5 м. Смещения наблюдались в северной его трети на участке длиной в 477 км.

В 5:12 утра по местному времени произошёл форшок землетрясения, через 20—25 секунд за ним последовал главный сейсмический удар, в следующие 45—60 сек имела место серия афтершоков.

Однако основной ущерб (до 80 %) был произведён не землетрясением, а начавшимися из-за него пожарами, продолжавшимися четверо суток. Многие дома были подожжены своими же хозяевами, поскольку были застрахованы от пожара, но не от разрушения в результате землетрясения. Об этом сообщается, например, в докладной записке капитана войск связи США Леонарда Вайлдмана (Leonard D. Wildman). Тушение пожаров было затруднено тем, что система водоснабжения города была разрушена землетрясением.
Сразу после катастрофы было официально объявлено о 498 погибших в Сан-Франциско, 102 в Сан-Хосе и 64 в Санта-Роза. Сейчас эта цифра признана сильно заниженной, известно, например, что при подсчётах совершенно не были учтены жертвы из Чайнатауна. В настоящее время общее число погибших оценивается в 3000 человек. Из 410-тысячного населения Сан-Франциско 225 000—300 000 осталось без крова.

Общий ущерб от землетрясения и пожаров оценивался в 1906 году в $400 млн (с учётом инфляции эквивалентно $6,5 млрд 2006 года).
Хотя часто сообщается, что мэр Сан-Франциско Е. Шмиц (Eugene Schmitz) и генерал Ф. Фанстон (Frederick Funston), командующий военной базы Президио, объявили в городе военное положение, оно не было введено. 4000 солдат, участвовавших в тушении пожаров и ликвидации их последствий, подчинялись гражданским службам. Шмитц, однако, уже 18 апреля издал приказ, позволяющий полиции и солдатам расстреливать на месте пойманных мародёров: было убито около 500 человек.

Военные предоставили динамит для подрыва зданий с целью предотвращения распространения огня. Они также обеспечивали пострадавших пищей и кровом: ими было построено 5610 временных домов. Эти дома сдавались за $2 в месяц, максимальное число живших в них людей составило 16 448, в 1907 почти все они были покинуты. 1 июля 1906 власти города нашли возможным отказаться от дальнейшей помощи армии.

Временный палаточный городок для оставшихся без жилья был организован на местном пляже Оушен-Бич.

Материальный ущерб от землетрясения, составил более 500 000 000 долларов (сегодня эта цифра на порядок увеличилась).

Большинство банков Сан-Франциско сгорели. В огне были уничтожены и все деньги. Только в итальянском Банке Италии, главой которого был Амадео Джаннини, сохранилось около 80 000 американских долларов.

По приказу совета директоров и его председателя эти деньги служащие банка стали выдавать тому, кто хотел заново отстроить свое жилище. Именно это время считают датой рождения «Бэнк оф Америка».
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9 7%D0%B5%D0%BC%D0%BB%D0%B5%D1%82%D1%80%D1%8 F%D1%81%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D0%B2_%D 0%A1%D0%B0%D0%BD-%D0%A4%D1%80%D0%B0%D0%B D%D1%86%D0%B8%D1%81%D0%BA%D0%BE_(1906)

Нашел еще такой факт "Мери Монти, которой в 1906 г. было 4 года, так вспоминала о том трагическом дне: «Меня выбросило из кровати. Стены дома, в котором мы жили, начали дрожать и покрываться трещинами. Мы выбежали на улицу - дорога покрылась буграми, они двигались, вспучиваясь, словно в кипящем котле. Моя мама собрала всех детей, и мы поехали на повозке в горы. Повсюду полыхали пожары. Внезапно возник новый пожар - это лопнул бензопровод, и бензин начал выливаться на улицу»."

мысли: 1906 год, бензин, нефтезавод, источник нефти….
К примеру, есть письменные свидетельства автомобилистов,
путешествовавших по Германии в 1905 году. Автотуристы в одном из городов страны
никак не могли найти место для заправки. За советом обратились к местным
жителям, те предложили поискать бензин в городской аптеке. Однако там
выяснилось, что запас этого "снадобья" иссяк, и провизор посоветовал обратиться
к врачу. О, счастье! Дома у врача нашлось несколько бочек нужного "лекарства".

Несколько позже топливо для первых автомобилей можно было приобрести более-менее
централизованно, но в ведрах или бутылях. Время шло, появлялись
специализированные склады и специальные емкости. Правда, пользоваться ими было
неудобно. Процесс был крайне трудоемким и длительным. На такую немудреную
операцию, как заправка, запросто уходило часа полтора.



Проблема решилась с появлением бензоколонок. История АЗС как специализированных
магазинов началась с 1907 года, когда в Сиэтле компанией Standard Oil of
California (сейчас ChevronTexaco) была открыта первая АЗС. http://www.automotivehistory.ru/index.p hp?option=com_ ..

Могучая смесь: этапы развития автомобильного топлива

В 1876-м немецкий инженер Николаус Август Отто построил первый в мире двигатель внутреннего сгорания. Ключевым устройством мотора был карбюратор, в котором горючее распылялось и смешивалось с воздухом. Дальше смесь подавалась в цилиндр, сжималась и поджигалась от электрической искры. Горячие газы толкали поршень, а тот поворачивал коленчатый вал, который в свою очередь через цепь или вал вращал колеса. Такой принцип работы двигателя внутреннего сгорания. Для него используют различные типы топлива. Наиболее традиционны бензин, дизельное топливо и керосин. Все они возникли задолго до появления автомобилей.

В 1825 году английский физик-испытатель Майкл Фарадей первым официально получил бензин

Первые технологические манипуляции с нефтью проводили на Ухтинском (Россия) нефтяном промысле в 1745 г. Именно там был построен первый завод по очистке нефти. Он был очень прост: в печь ставили котел с трубкой, которая через бочку с водой вела в пустую бочку. Бочка с водой играла роль холодильника. Очищенную нефть использовали преимущественно в бытовых целях. В то время многие помещения освещались лампадами, в которые наливалась смесь очищенной нефти с растительным маслом.
А вот бензин официально первым получил английский физик Майкл Фарадей. Из всех соединений углерода и водорода в 1825 году он выделил одно, способное быстро загораться. А так как он синтезировал его из нефти, добытой где-то в Малой Азии, то и назвал его арабским словом. Бензин - благовонное вещество. Так переводится слово с арабского.

В 1891 году русский инженер Шухов изобрел крекинг (от англ. cracking - расщепление). Это процесс разложения углеводородов нефти на более летучие вещества. Благодаря крекингу значительно увеличивается выход бензина из нефти.
Бензин в качестве горючего был использован только в конце XIX века, когда господин Даймлер усовершенствовал двигатель внутреннего сгорания и сделал его движущей силой на автомобилях. Вот когда были проблемы с бензином, так это в конце XIX века! К примеру, есть письменные свидетельства автомобилистов, путешествовавших по Германии в 1905 году. Автотуристы в одном из городов страны никак не могли найти место для заправки. За советом обратились к местным жителям, те предложили поискать бензин в городской аптеке. Однако там выяснилось, что запас этого "снадобья" иссяк, и провизор посоветовал обратиться к врачу. О, счастье! Дома у врача нашлось несколько бочек нужного "лекарства".

Несколько позже топливо для первых автомобилей можно было приобрести более-менее централизованно, но в ведрах или бутылях. Время шло, появлялись специализированные склады и специальные емкости. Правда, пользоваться ими было неудобно. Процесс был крайне трудоемким и длительным. На такую немудреную операцию, как заправка, запросто уходило часа полтора.

Проблема решилась с появлением бензоколонок. История АЗС как специализированных магазинов началась с 1907 года, когда в Сиэтле компанией Standard Oil of California (сейчас ChevronTexaco) была открыта первая АЗС. В двадцатых годах появись первые механические дозирующие колонки, а в тридцатых - колонки с электрическими дозаторами. Интересна история сервисов на АЗС, в первую очередь, магазинов при АЗС. Например, в нашей стране магазины при АЗС рассматриваются как приложение к заправочному бизнесу. На Западе ситуация развивалась с точностью наоборот - АЗС начинались при магазине.

Рудольф Дизель еще со студенческих лет мечтал создать двигатель, КПД которого превышал бы паровой аналог

Но не бензином единым жило человечество в начале века. Альтернативой и конкурентом бензину было дизельное топливо - в современном обиходе "дизель". Понятие "дизель" в наше время стало нарицательным, и у большинства людей вызывает ассоциации с топливом, а ведь понятие "дизельное топливо" произошло от названия двигателя, а двигатель этот назван по имени немецкого инженера Рудольфа Дизеля. Причем дизель по сути своей не имел никакого отношения к дизельному топливу. По замыслу изобретателя, конструкция должна была работать на дешевой угольной пыли. Однако эксперименты показали невозможность использования её в качестве горючего по причине проблемной подачи в цилиндры. Тогда было решено попробовать вместо неё тяжёлые фракции нефти типа керосина и мазута.

Принцип же работы дизельного двигателя был следующим: в цилиндры засасывалось топливо, и под давлением сжималось до такой степени, что происходило самовозгорание. Идея была поистине революционной, и была оформлена как патент в 1893 году, но ещё пять лет ушло на конструирование работоспособного мотора. Он был очень далек от современного дизельного мотора. Агрегат высотой в три метра с одним цилиндром развивал 172 об/мин и "выдавал" от 17 до 19 л. с. При этом КПД составлял 26% - вдвое выше, чем у паровой машины! Работал первый такой двигатель на керосине.
Как стало уже понятно, "дизель" в свое время не был топливом, а мотором, причем работал он на керосине. Дизельное топливо же он стал потреблять с подачи российского "нефтяного короля" Эммануила Нобеля. Нобель заплатил бешеные деньги за покупку лицензии у Дизеля и решил организовать производство моторов на своем машиностроительном заводе в Петербурге. Правда его не устраивало, что конструкция работала на керосине. Он заставил конструкторов своего завода переработать двигатель, и тот стал работать на сырой нефти, а позже на солярке.

Первый работоспособный двигатель Дизеля работал на керосине

То есть не Рудольфу принадлежит идея заливать дизельное топливо в "дизель". Более того, при жизни все попытки Дизеля оснастить автомобиль двигателем своего производства были тщетны. Это удалось только его последователям через десяток лет.
Сам же Дизель скоропостижно умер (точнее исчез) при загадочных обстоятельствах в ночь с 29 на 30 сентября 1913 года.

Работу, которую вёл Рудольф Дизель по созданию автомобильных моторов, продолжил инженер Проспер Леранж из небезызвестной фирмы Benz & Cie. Леранж изобрел и запатентовал дизельный мотор с предкамерой. Но главным препятствием оставался компрессор - он отличался большим размером и не мог работать на больших оборотах. В 1922 году эту проблему решил немецкий инженер Роберт Бош, сконструировавший топливный насос высокого давления (ТНВД), который сделал возможным появление высокооборотистого дизельного двигателя. В 1923 году был выпущен первый в мире дизельный грузовик Benz 5К3. Это была 5-тонная машина, на которую установили 4-цилиндровый 8,8-литровый двигатель с предкамерой, развивающий мощность от 45 до 50 л. с. при 1000 об/мин.

Первый легковой автомобиль с дизельным двигателем "Mercedes-Benz 260D" появился в 1936 году

Эксперименты с дизелями для легковых автомобилей концерн начал в 1933-м году. Только после длительных исследований и испытаний удалось создать мотор меньшего литража и с приемлемым уровнем вибрации при работе.

Mercedes-Benz с дизельным двигателем получил индекс 260D. На нем стоял четырехцилиндровый мотор объемом 2545 куб. см (отсюда и обозначение 260) развивавший 45 л. с. при 3000 об/мин. Главным его достоинством стала экономичность. Средний расход горючего составил чуть больше 9 л/100 км, в то время как его бензиновый аналог потреблял 13 л/100 км.

Такая вот запутанная история с появлением дизельного топлива. Неизвестно, кто и когда первым употребил слово "дизель" в качестве обозначения топлива, зато одно можно сказать точно: дизель - это двигатель внутреннего сгорания с самовоспламенением топлива от сжатия. В настоящий момент под словосочетанием дизельное топливо (соляровое масло, солярка) понимают жидкий продукт, использующийся как топливо в дизельном двигателе.


До 1973 года в мире мало кто задумывался о стоимости бензина

Казалось бы, бензин и дизельное топливо - неизменные попутчики автомобильных двигателей. Но это далеко не так. В начале 20 века бензин долгое время соревновался со спиртом и растительным маслом в борьбе за любовь автолюбителей. Нефтяное топливо победило лишь в конце 1930-х годов.

Главный аргумент в пользу биотоплива последовал от Генри Форда, который в 1908 году выпустил в продажу свою знаменитую Model T, которая могла работать на бензине, этаноле или их смеси.

Да что там Форд, если во время Первой мировой войны автомобили большинства стран мира использовали этанол в качестве топлива. После войны позиции этанола были сильны как никогда. Казалось, что вот-вот бензин исчезнет навсегда из обихода автолюбителей.
Но Вторая мировая война спутала все карты. Произошло резкое снижение цен на нефть и бензин, которые вытеснили спирт из баков.

Все вернулось на круги своя после масштабного топливного кризиса, возникшего в 1973 году. Как известно, тогда арабские государства-экспортеры ввели эмбарго на поставку нефти в США, Японию и Западную Европу, из-за чего цены на бензин выросли в пять раз.
Возник новый всплеск интереса к этанолу. В последние годы эта идея стала актуальной как никогда. Виной тому неуклонно повышающиеся цены на нефть.
В мире четко прослеживается тенденция перехода на горючее биологического типа. Наиболее перспективные его виды - этанол и биодизель. Как правило, этанол получают из сахарного тростника, кукурузы. Вообще, этиловый спирт можно получать из любых растений, лишь бы там в достаточном количестве содержались сахар и крахмал. Картофель, свёкла, ячмень, пшеница - всё подходит. Но лучший вариант - сахарный тростник.

Бразилия является передовой страной в производстве топлива растительного происхождения, которое принято называть биотопливом. Там с 1975-го года функционирует целая отрасль по выращиванию сахарного тростника. Но не только огромными плантациями тростника славна Бразилия. Начиная с 70-х годов машины там проектировались под определенный вид горючего - часть под бензин, а часть под спирт. В течение последних 10 лет почти 90% выпускаемых бразильских автомобилей могут работать на спирте или бензине, можно также смешивать эти виды в любой пропорции. Электроника, управляющая двигателем, самостоятельно распознает состав горючего, адаптируя под него двигатель.

Ни для кого не секрет, что сжигание бензина и дизельного топлива приводит к выбросу в атмосферу двуокиси углерода - главного врага человечества, так как он вызывает парниковый эффект.

Разумеется, что при использовании этилового спирта выхлоп автомобилей становится чище. Проблема тут в другом - при производстве этанола в атмосферу попадает немало углекислого газа. Хотя сторонники этанола уверяют, что в процессе производства в атмосферу попадает ровно столько же CO2, сколько до этого было поглощено (в результате фотосинтеза) теми же растениями, что поддаются переработке. Получается, этанол сам себя нейтрализует и абсолютно безвреден для окружающей среды.
Из каждых 100 производимых сегодня в мире машин 17 могут работать только на этаноле, а 70 - на смеси E85 (85% этанола и 15% бензина). Зато абсолютно все могут эффективно работать на бензине с добавлением 10-15% этанола (такая пропорция безопасна для традиционных двигателей).

Уже сейчас автоконструкторы начинают выводить на рынки модели с гибридными двигателями. Гибридный двигатель - это фактически система из двух двигателей - электрического и бензинового, которые работают попеременно или вместе. Пока работает бензиновый двигатель, заряжается аккумулятор.
Отдельно стоит упомянуть о разработках, работающих на водороде, а также об электромоторах.

Автомобили, функционирующие на водородных топливных элементах, приводятся в действие энергией двигателя, в котором происходит химическая реакция между водородом и кислородом. Результатом этой реакции является электричество, которое и запускает двигатель.

Электромоторы. Силовая установка такого типа подразумевает использование мощных аккумуляторов, энергия которых идет на работу двигателя. Зарядка этих батарей в большинстве случаев возможна с помощью обычной розетки. Есть тут и другая сторона медали. При частой подзарядке через розетку батареи довольно быстро приходят в негодность. А утилизация большого количества аккумуляторов связана с огромным ущербом окружающей среды.

Есть и другие менее популярные, но от этого не менее эффективные альтернативы. Например, процесс превращения угля в жидкое топливо для автотранспорта. Эту технологию изобрели немцы еще перед Второй мировой войной. Технология не отличается особой сложностью. Сначала уголь приводят в газообразное состояние, потом горючую смесь газов преобразовывают в жидкие продукты, эквивалентные бензину, дизельному или авиационному топливу. В США заводы по преобразованию угля в жидкое транспортное топливо применяют технологии связывания углерода. Главное ее преимущество в том, что из газа удаляются вредные примеси, такие как сера и ртуть.
Раз речь уже зашла о газах, то сделаем небольшое отступление и в сторону газа, как топлива для автомобилей. Еще в 30-е годы ХIX века был создан двигатель, работающий на газо-воздушной смеси. Однако с изобретением автомобиля предпочтение было отдано бензину. О газе вспомнили лишь в 30-е годы прошлого века. Сначала были газогенераторные двигатели, топливом для которых выступали древесные чурки.

Их сжигали в специальных емкостях, именуемых газогенераторами, при недостатке кислорода - в результате образовывалось большое количество недоокисленных продуктов, которые с успехом могли гореть в цилиндрах двигателя. Газогенераторные установки были довольно громоздкими и тяжелыми. Их масса колебалась от 400 до 600 кг. Розжиг газогенератора занимал 10-14 минут, расход древесных чурок равнялся около 53 кг/100 км пути, а запас хода - 60-70 км. Поэтому немедленно развернулись работы над газобаллонными автомобилями. Первым в этом деле выступил Советский Союз.

В конце 30-х годов с конвейеров советских автозаводов начали сходить газобаллонные грузовики ЗИС-30 и ГАЗ-44, в двигателях которых применялся газ, вырабатываемый не газогенераторами, а подаваемый из баллонов. А в западных странах об использовании газа всерьез задумались после нефтяного кризиса середины 70-ых годов.
Из экстраординарных способов получения топлива можно отметить старания японцев.



Японцы изобрели автомобиль, который можно заправлять водой

Как Вам заправлять двигатель автомобиля водой? Разработчики из японской Genepax заявили, что в двигателе такой модели вода расщепляется на водород и кислород. Вследствие чего автомобиль работает на водороде, по принципу описанному чуть выше. Подробных деталей этого процесса никто, однако, так и не представил.
Сегодня уже существуют сотни разновидностей топлива. Правда стоит заметить, что большинство из них используются единично и относятся больше к эксклюзивам, и вряд ли когда-либо станут массовыми

Двигалось в датах все, даже какие-то мелочи, изобретения, видимо и до сих пор не исправлено раз появляются такие разногласия в датах.





На исход стихийного бедствия влияет случай. Жители Калифорнии знают это весьма хорошо. Не случись тогда бейсбольного матча, возможно, мы бы сейчас говорили о гораздо большем числе погибших в результате землетрясения Лома-Приета, произошедшего в 1989 году.

И вновь Сан-Франциско
После землетрясения 1906 года в Сан-Франциско стало очевидно, что американский штат Калифорния более всего уязвим перед землетрясениями. Калифорния находится на разломе Сан-Андреас, ставшем предметом всестороннего изучения по той причине, что он является одной из основных сейсмически опасных зон в мире. Землетрясение 17 октября 1989 года оказалось самым серьезным из тех, что происходили на этой территории начиная с 1906 года. В 17.00 жители Калифорнии ощутили толчок силой 7,1 балла по шкале Рихтера, вызвавший у них удивление.
Эпицентр находился в 10 км от Лома-Приета, одной из наиболее известных горных вершин в районе. В отличие от землетрясения в Сан-Франциско, этот толчок не вызвал образования больших трещин, хотя несколько все же было обнаружено под нижним слоем - подпочвой - в горной цепи Санта-Круз, протяженностью в 5 км. На поверхности смещение в сторону не превысило 2 см, главным образом в районе Монте Мадонна. Но все же несколько характерных особенностей, сопровождавших землетрясение в Сан-Франциско, можно было наблюдать и здесь.

Более 18 000 домов оказались разрушенными: в основном повреждения затронули Санта-Круз, расположенный недалеко от Сан-Франциско. Этот небольшой городок был знаменит своими архитектурными постройками конца XIX - начала XX века. Милые кирпичные домики с деревянными крышами привлекали сюда толпы туристов и фотографов. Многие здания пострадали во время землетрясения 1906 года, но для укрепления их деревянных конструкций ничего так и не было предпринято. Эти дома были не способны выдержать землетрясение такой силы. В таких условиях кирпичи не могут удержать конструкцию здания, особенно если они скомбинированы с деревом. Но хуже всего оказалось то, что дома были построены на непрочном наносном грунте, подверженном разжижению.

Чтобы развалились сотни домов, хватило десяти секунд. Но все же удача оказалась на стороне жителей Калифорнии. Ее первым проявлением стало то, что последовавшие за ним оползни образовались в горной гряде Санта-Круз. Их ширина варьировала от нескольких метров до полутора километров. Спускаясь вниз, они захватывали с собой встречавшиеся на пути камни, почву, небольшие деревья. Сход оползней на этом участке совпал с одним из самых засушливых за несколько лет периодов. Однако именно это и оказалось везением. Опасность могла угрожать более 300 домам, если бы к влажной земле добавился дождь или вода из рек. Несмотря на отсутствие больших поверхностных трещин и тяжелых оползней, материальный ущерб оказался значительным, особенно это касалось дорог и мостов. На федеральной автостраде 280, разрушенной так, что ее нельзя было узнать, движение было почти прекращено на несколько недель. Некоторые торговые улицы Сан-Франциско (Фифс-стрит и Маркет-стрит) из-за разломанного на куски асфальта и неустойчивой поверхности под ногами превратились в непроходимую территорию. Полиция, пытаясь защитить магазины от мародеров, пускала в ход оружие, если в этом возникала необходимость. В другой части города - Марина - вспыхнуло 27 пожаров. Землетрясение вывело из строя большую часть гидрантов. Как и в 1906 году, пожарных бригад не хватало, и тогда им на помощь пришли добровольцы, которые помогали тушить пожары, выстраиваясь в цепочки, чтобы передавать из рук в руки ведра с водой. Здесь можно было увидеть сотни построек, сложившихся словно карточные домики, - мягкий грунт не смог выдержать тяжести конструкций.

Самое большое число погибших - 62 человека - пришлось на Санта-Круз. Эти люди стали жертвами разрушений в историческом центре города и на автомобильной парковке на Нимицроуд. Устроенная по принципу акведука, она имела два уровня, и когда в результате подземного толчка обрушился верхний уровень, внизу, под кусками бетона и искореженными машинами, оказалось 42 человека.

Жителям Сан-Франциско повезло, что тот день совпал с проведением первого матча ежегодного чемпионата США по бейсболу. Многие наблюдали за матчем дома и на стадионе Кендлстик. Если бы на автострадах наблюдался обычный поток машин, то о масштабе трагедии просто страшно подумать.

История повторяется?
Общее число погибших в результате землетрясения составило 62 человека, 3757 получили ранения, было разрушено 18 000 домов. Материальный ущерб был оценен почти в 6 млрд долл.

Наиболее сильно пострадали исторические здания в Санта-Круз. Из 1500 мостов было разрушено 80, в непригодное состояние пришли дороги.

Землетрясение продемонстрировало, что в большинстве случаев уроки прошлого были усвоены: новые здания, построенные с использованием усиленных конструкций, пострадали лишь незначительно. И все же предупреждения геологов об опасности, которую несет строительство на осадочных почвах, в ряде случаев остались без внимания. То, что произошло с историческим центром в Санта-Круз, наглядно это доказывает.
В evropharm.ru

Руины Сан-Франциско после землетрясения 1906 года.

18 апреля 1906 года в 5 часов 12 минут утра 370-километровую долину Сан-Андреас, по которой проходит тектонический разлом, и в которой находится Сан-Франциско, сотрясли ужасные подземные толчки мощностью 7,8 баллов по шкале Рихтера. По свидетельству очевидцев, по земле пробежали волны высотой 60 сантиметров и длиной 4,5 метра. Первый толчок достиг город в 5 часов 12 минут 5 секунд. Затем произошел второй более мощный удар, который длился 40 секунд, пишет газета The San-Francisco Chronicle .

По мощности толчки, сопровождавшиеся громким глухим рокотом, были сравнимы со взрывом нескольких атомных бомб. Здания раскачивались как деревья на ветру, рушились стены домов, обваливались ветхие сараи в многочисленных трущобах в пригородах, переворачивались вагоны трамваев и повозки.

Люди, поднятые с постелей, в предрассветных сумерках метались по городу под звон церковных колоколов, которые, по свидетельствам очевидцев, гремели как во время рождественских праздников. Известный оперный певец Энрико Карузо, который был в Сан-Франциско на гастролях, спасался из гостиницы в шубе на голое тело, захватив из личных вещей только фотографию Теодора Рузвельта, на которой президент сделал дарственную надпись.

Спустя 20 минут после начала землетрясения, когда взошло солнце, жители города увидели плачевную картину. Все здания города были в той или иной степени повреждены. Меньше всего пострадали дорогие новые здания, построенные в центре города. Например, почти не пострадало высотное здание, считавшееся самым высоким на западе США. Улицы были завалены кирпичами и битым стеклом. Больше всего пострадали здания, построенные из кирпича. Некоторые из них от толчков просто рассыпались.

Землетрясение полностью уничтожило все линии связи в городе. Телефон и телеграф не работали, связаться с другими городами было невозможно. Однако самое худшее было еще впереди. В городе сразу в нескольких местах начались сильные пожары. Из-за того, что не работали телефоны, вызвать пожарных было невозможно. Водопровод был разрушен. Огонь быстро захватывал все новые дома. Жители были абсолютно беспомощны. Оказавшиеся под завалами люди, которым не успели помочь, умирали почти на глазах у спасенных.

Всего в городе одновременно произошло 52 крупных пожара. Катастрофа в Сан-Франциско считается самым большим городским пожаром, произошедшим за всю историю США. Положение только усугубилось, когда было решено использовать контролируемые взрывы для сноса домов. Эта техника применялась при тушении крупных пожаров. Однако проблема была в том, что подрывник-пожарный, имевший опыт таких операций погиб. И взрывами занимались военные. Им удалось взорвать достаточно зданий, но добиться результата они не смогли, лишь ухудшив положение. К вечеру, когда стало ясно, что с пожаром справиться нельзя, город сдался.

На основе заключений судмедэкспертов историки полагают, что погибло от 3 до 5 тысяч человек, главным образом, в самом городе. Около 225 тысяч из 400 тысяч жителей остались без крова, и в парках вскоре были разбиты палаточные городки. По мнению некоторых историков, катастрофу правильно было бы называть землетрясением и пожаром в Сан-Франциско.

Многие дома были подожжены своими же хозяевами, поскольку были застрахованы от пожара, но не от разрушения в результате землетрясения. Об этом сообщается, например, в докладной записке капитана войск связи США Леонарда Вайлдмана.

Общий ущерб от землетрясения и пожаров оценивался в 1906 году в $400 млн (с учётом инфляции эквивалентно $6,5 млрд 2006 года)

При восстановлении Сан-Франциско был введен ряд правил, касающихся возведения зданий, строительства сооружений, инфраструктуры, прокладки улиц и соблюдения общественной безопасности. Сан-Франциско расположен в сейсмоопасной зоне, где земная кора слаба и из-за этого в большей степени подвержена землетрясениям. Разлом Сан-Андреас служит ярким примером сейсмической зоны и поэтому является предметом исследований ученых всего мира.

Бедствие 18 апреля 1906 года не было самым сильным землетрясением в истории Соединенных Штатов, и по числу погибших его превосходят некоторые другие катастрофы, происходившие в США. И тем не менее по ряду причин оно приобрело особое значение.

Во-первых, оно стало первым стихийным бедствием такого масштаба, которое запечатлели фотоснимки, ставшие свидетельствами произошедшего. Во-вторых, оно так поразило американцев, что в 1936 году в Голливуде режиссером У.С. Дайком был снят фильм об этом событии под названием «Сан-Франциско», где в главных ролях снимались Кларк Гейбл и Спенсер Трейси. Фильм имел оглушительный успех и получил Оскара за лучшие спецэффекты. В картине нашло наглядное отражение то, что многие зрители видели в репортажах и о чем читали в газетах.

Инженеры и ученые рассчитали, каковы будут потери в том случае, если землетрясение произойдет сегодня. Погибнет как минимум 3400 человек, если землетрясение произойдет в разгар дня. После землетрясения придется эвакуировать от 160 до 250 тысяч человек. Еще как минимум 300 тысячам придется переехать в новые дома. 10 тысяч зданий коммерческого сектора будут уничтожены или серьезно повреждены. Материальный ущерб составит не менее 150 млрд долларов. Если начнутся пожары, то последствия могут быть даже более разрушительными чем сто лет назад.\

После того, как на заре человечества люди научились добывать огонь, он стал их незаменимым другом и помощником, изменив жизнь к лучшему. Но, как говорил Леонардо да Винчи: «Одно и то же пламя и сжигает, и прогоняет тьму». Очень часто огонь выходил из повиновения людей, пожирая всё вокруг.

Шли столетия, совершенствовались методы борьбы с пожарами, но полностью обезопасить себя от буйства огненной стихии люди не могут и по сей день.

В XX веке в разных странах на разных континентах произошло немало разрушительных пожаров, порой превращавших целые города в пепелища и уносивших сотни жизней.

1906 год. Пожар в Сан-Франциско

Калифорния относится к сейсмоопасным местам планеты, и землетрясения приводят к серьёзным разрушениям на её территории и в XXI веке. Однако главным виновником трагедии, произошедшей в Сан-Франциско в апреле 1906 года, стал не подземный толчок, а последовавший вслед за этим масштабный пожар.

Землетрясение произошло в 5:14 утра по местному времени 18 апреля. Его магнитуда оценивалась в 7,7 балла — этого хватило на расположенные в приморской низине дома, построенные из непрочных материалов. Не выдержали удара несколько престижных отелей, а также здание администрации.

Пожар в Сан-Франциско. Фото: Public Domain

Но настоящей катастрофой стало то, что разрушению подверглись почти все водопроводы, оставив Сан-Франциско без воды. В результате удара стихии погиб и начальник городской пожарной команды, поэтому пожарные остались без руководства. По сообщению местных репортёров, первый пожар якобы вспыхнул из-за некоей женщины, готовившей себя яичницу на печке. Однако были массовые случаи умышленных поджогов. Их совершали владельцы разрушенных домов, имевших страховку от пожара, но не от землетрясения.

Буквально через несколько часов запылал почти весь город. Сан-Франциско горел три дня, и остановить пожар не помогло даже то, что на борьбу с ним были брошены несколько тысяч военных. Помимо всего прочего, полиции и солдатам пришлось бороться ещё и с мародёрами. Власти отдали приказ расстреливать преступников на месте, в результате такая мера была применена к нескольким десяткам человек.

Сан-Франциско был разрушен на 80 процентов, погибло около 3000 человек, ещё до 300 000 остались без крова. Материальный ущерб составил 400 миллионов долларов, что с учётом инфляции в современном эквиваленте составляет около 7 миллиардов долларов.

Сан-Франциско 1906 г. Солдаты армии США занимаются мародёрством, грабя обувной магазин. Фото: Commons.wikimedia.org

1923 год. Пожар в Токио

Как и в случае с Сан-Франциско, причиной страшного пожара в столице Японии в 1923 году стало землетрясение, которое известно в этой стране как «Великое землетрясение Канто».

Землетрясение магнитудой 8,3 балла произошло 1 сентября 1923 года. Под удар попали несколько японских городов, но больше всего пострадали Иокогама и Токио. На долю Токио пришёлся сильнейший пожар. Он уничтожил примерно 300 000 из миллиона зданий, расположенных в городе. Землетрясение и пожар лишил столицу почти всех каменных зданий, включая православный Воскресенский собор.

Но самое страшное, что тысячами гибли люди. Спасения не было даже на открытых пространствах. На одной из площадей собрались несколько десятков тысяч людей, окружённых горящими зданиями. От удушья на этой площади погибли до 40 тысяч человек. Общее число жертв пожара в Токио установить практически невозможно, но всего в результате землетрясения и пожаров в сентябре 1923 года в Японии погибли около 175 тысяч человек, ещё почти полмиллиона пропали без вести. Материальный ущерб измерялся миллиардами долларов и в пять раз превысил расход Японии на русско-японскую войну.

Пожар в Токио. Фото: Commons.wikimedia.org

1942 год. Пожар в Бостоне

В отличие от европейцев, жизнь простых американцев в годы Второй мировой войны не претерпела слишком серьёзных изменений. Жители США посещали стадионы, кинотеатры, с удовольствием ходили в ночные клубы.

Многим из тех, кто посетил популярный в Бостоне клуб «Кокосовая Роща» в ночь на 28 ноября 1942 года, не суждено было покинуть это увеселительное заведение живыми.

По одной версии, причиной стало короткое замыкание, по другой — пламя вспыхнуло из-за кем-то брошенной спички.

Пожар в «Кокосовой Роще» чрезвычайно напоминает трагедию пермской «Хромой лошади» — интерьеры клуба были выполнены из легковоспламеняющихся материалов, выделяющих едкий дым. В зале началась паника, которую не смогла остановить администрация. Люди побежали к выходу, что вызвало давку. Посетители гибли, задохнувшись дымом, сгорали заживо, затаптывались насмерть толпой.

В ту ночь в клубе находилось более 1000 человек, несмотря на то, что лицензия разрешала одновременно находиться в зале не более чем 430.

Пожарные прибыли через десять минут, выбили окна, выломали двери и быстро погасили огонь.

Жертвами пожара стали 490 человек, ещё несколько сотен серьёзно пострадали.

Пожар в «Кокосовой Роще» стал причиной создания в США новых правил пожарной безопасности.

Пожар в бостонском клубе «Кокосовая Роща». Фото: Commons.wikimedia.org

1947 год. Пожар в Техас-Сити

Если трагедии в Сан-Франциско и Токио начинались с землетрясений, то в Техас-Сити начало пожарам дала человеческая неосторожность и халатность.

Французское судно «Гранкан», портом приписки которого являлся Марсель, прибыло в Техас-Сити за грузом нитрата аммония, также известного как аммиачная селитра.

С 13 апреля 1947 года на борт «Гранкана» шла погрузка селитры в 100-фунтовых бумажных мешках. К утру 16 апреля на корабль было загружено свыше 2000 тонн аммиачной селитры.

В 8 утра, когда погрузка была возобновлена, один из матросов заметил идущий из трюма дым. Его стали заливать водой, потом принесли содо-кислотные огнетушители. Дым от этого только усилился.

Руководивший погрузкой помощник капитана отдал приказ прекратить тушение, так как «оно портит груз». Вместо этого было приказано задраить люки и пустить в трюмы пар.

В 8:20 крышки люков были сорваны, и появилось открытое пламя. Капитан Шарль де Желлябон приказал команде сойти на берег, а сам остался ждать пожарных. На тушение «Гранкана» было прислано 27 из 50 городских пожарных.

После пожара в Техас-Сити. Фото: Public Domain

Публика, считая, что опасность ей не грозит, наблюдала за пожаром с берега. Но в 9:12 прогремел мощный взрыв, от которого испарилась вода у пирса, где стояло судно. Обломки раскидало на две мили, взрывной волной были сбиты два самолёта. От взрыва погибли сотни людей.

Взрыв вызвал мощный пожар в городе, где была масса химических складов и предприятий. Город пылал трое суток. За это время, помимо разрушений на берегу, на воздух взлетели ещё два парохода с грузом серы и селитры.

Когда наконец пожар погасили, выяснилось, что он уничтожил город на две трети. При этом в огне погибло до 75 процентов промышленных предприятий, в основном, нефтяной и газовой промышленности.

Погибли около 1500 человек, несколько сотен пропали без вести, 3500 получили ранения и ожоги.

После пожара в Техас-Сити в 1947 г. Фото: Commons.wikimedia.org

1989 год. Пожар на перегоне Аша - Улу-Теляк

В июне 1989 года на трубе продуктопровода «Западная Сибирь - Урал - Поволжье», по которому транспортировали широкую фракцию лёгких углеводородов (сжиженную газобензиновую смесь), образовалась узкая щель длиной 1,7 м. Из-за протечки трубопровода и особых погодных условий газ скопился в низине, по которой в 900 м от трубопровода проходила Транссибирская магистраль, перегон Улу-Теляк - Аша Куйбышевской железной дороги, 1710-й километр магистрали, в 11 км от станции Аша.

Дежурный специалист, увидев падение давления в продуктопроводе, вместо поиска утечки увеличил подачу газа для его восстановления.

Вокруг железнодорожных путей образовались целые озёра легковоспламеняющихся материалов. Машинисты поездов сообщали о сильной загазованности участка, но диспетчеры не сочли эту информацию важной.

4 июня 1989 года в 1:15 по местному времени на опасном участке встретились поезда № 211 «Новосибирск - Адлер» и № 212 «Адлер - Новосибирск». В этот момент произошёл объёмный взрыв газа, после которого начался мощнейший пожар.

Что именно стало причиной, неизвестно. По мнению специалистов, это могла быть искра или окурок сигареты, выброшенный из окна одного из поездов.

Железнодорожная катастрофа на Транссибирской магистрали. Фото: РИА Новости / Сергей Титов

Ударная волна выбила стёкла в городе Аша, расположенном на удалении в 10 километров. Пожар охватил территорию в 250 гектаров.

Ситуация осложнялась тем, что место трагедии находилось в труднодоступном районе. Для эвакуации пострадавших и тушения пожара подключили военных.

Жертвами трагедии стали 575 человек, тяжёлые травмы и ожоги получили 623 человека.



Похожие статьи
 
Категории