Бруни художник картины. Бруни Фёдор Антонович — биография и картины художника

10.07.2019

Начинать историю семьи следовало, безусловно, издалека — с того тысяча восемьсот восьмого года, когда швейцарский подданный Антонио Бароффи Бруни внезапно бежал в Россию. Правда, со всей семьей и имуществом, так что бегство было не поспешное. Какая-то произошла глухая история, скорей финансовая, нежели романтическая; известно лишь доподлинно, что бегством Антонио Бруни избавлялся от грозившей ему тюрьмы. В России он поселился в Царском Селе, стал Антоном Осиповичем, быстро признан был как «живописного и скульптурного дел мастер», а спустя семь лет после приезда — академик Академии художеств.

Занимался он декоративной живописью во дворцах Царского Села и Павловска, расписывал потолки и стены во многих домах Петербурга, был всегда приветлив, доброжелателен и хлебосолен.

На одиннадцатом году сын Атонио Бруни, Федор, обнаруживавший большую любовь к рисованию, был определен в Академию Художеств, а в девятнадцать лет оставил вдруг учебу и на много лет уехал в Италию.

Там он пишет портрет княгини Зинаиды Волконской (школяр тайно и безнадежно влюблен в знатную красавицу), и литографию с одного из набросков княгиня посылает Пушкину. Это восторженно-романтический портрет: Зинаида Волконская перевела на итальянский драму Шиллера «Жанна д"Арк», превратила ее в оперу и сама же пела заглавную роль в домашнем театре. Молодые русские художники, учившиеся в Италии, рисовали ей декорации и с восторгом изображали толпу.

Скоро Зинаида Волконская уедет в Россию ненадолго, войдет в историю культуры своим литературным салоном, станет задыхаться в российском воздухе, вновь оставит Москву ради Италии — уже теперь, кажется, навсегда, ибо станет ревностной католичкой, — пока что именно от ее семьи получен юным Федором Бруни первый в его жизни заказ на большую картину, сразу принесшую ему известность.

Классический опыт с шекспировскими страстями: вражда двух древних городов — Рима и Альба-Лонги, смертельная схватка трех братьев Юрациев (Рим) и трех братьев Курациев (Альба-Лонга). Пятеро участников погибают в этой схватке. Но когда Камилла, сестра Горациев, начинает рыдать по своему убитому возлюбленному (из враждебного рода), то оставшийся в живых родной брат насмерть поражает ее мечом. Классическая римская доблесть: долг и честь выше любой любви.

Живописец вернулся в Россию летом тридцать шестого и маялся, ожидая прибытия из Рима огромного холста, главной своей работы. А пока что — снова Пушкин. Федор Бруни рисует его на следующий день после смерти.

Спустя чуть менее ста лет потомок Федора, художник Лев Бруни, сделает рисунок мертвого Блока — тоже на другой день после смерти.

В1941 году Федор Бруни выставлял свою главную картину — «Медный змий». Эпизод из Библии, воплощенный историческим живописцем. Создавалось это полотно более 15 лет.

В очередной раз отчаялись, возроптали и возмутились в пустыне люди, ведомые Моисеем к обетованной земле, вчерашние рабы на тяжком пути к свободе. На этот раз их недовольство карается дождем из ядовитых змей. В муках умирают ужаленные. Нет пощады ни детям, ни старикам. А спасение — в огромном медном змее, воздвигшемся посреди толпы. Стоит человеку взглянуть на это священное изображение (с верой и мольбой взглянуть) — и он спасен.

Исаакиевский собор обильно расписал Федор Бруни великолепными и необычными композициями на ветхозаветные темы. И успел еще сделать пробные картоны для росписи Храма Христа Спасителя в Москве, но их заканчивали —уже другие. Ибо Федор Бруни, российский академик живописи (и многих иностранных академий почетный член) — завершил свой земной путь в 1875 году.

Детям (их было пятеро) его ген пластических талантов передался уже не всем. С дочерей, естественно, спрос маленький (обе вышли замуж за итальянцев и уехали на родину мужей), а двое сыновей изменили семейному ремеслу, так что только о Юрии Федоровиче стоило упомянуть, архитекторе. Тут семейная традиция налицо: в ранней молодости — золотая медаль за проект богадельни для военных ветеранов. После строил или перестраивал дома в Петербурге, проектировал загородные особняки и усадьбы, часть из них расписывал сам по потолкам и стенам, был последним, кто говорил в семье по-итальянски, умер в девятьсот одиннадцатом году. И с его смертью, как написал один историк их фамилии, — кончилась эра процветания семейства Бруни.

Бруни, Александр Павлович - академик архитектуры, племянник Ф.А. Бруни, воспитывался в Академии Художеств, которую окончил в 1859 г. Построил в Петербурге Александровский рынок. -

Его сын, Николай Александрович , родился в 1856 г., СПб., учился в Академии Художеств по классу живописи исторической, в 1885 г. получил звание художника 1-й степени за исполнение программы "Овчая купель". Преподавал у Штиглица, с 1906 академик, мозаист, выставлялся с 1887.

Процветание действительно было, была известность, была не увядшая до сих пор фамильная слава. А еще у Федора Бруни был брат Константин, умерший довольно рано, но оставивший талантливых сыновей. А у тех, в свою очередь, тоже выросли сыновья, не обделенные талантом.

Чтобы перечислить сделанное ими (еще двое стали академиками), не хватило бы огромного альбома. Дома в Петербурге (на Невском и на Фонтанке), дома в Варшаве (там и там часть домов — дворцы, и роспись в залах — тоже их работы), сотни живописных холстов, фрески в Храме-на-Крови, Манеж в Петергофе, проектАкадемии живописи и скульптуры, университет в Томске, набережная возле Адмиралтейства, церкви в Петербурге и Варшаве, торговые ряды в Нижнем Новгороде, портреты, дачи, мозаики, иконы, витражи, декорации... Неразрывна связь фамилии Бруни с историей русской живописи и архитектуры, широко известна она в мире профессионалов и любителей. Совокупно творилась эта слава — усилиями нескольких поколений. Замечательные две особенности счастливо сопутствовали фамилии: пластический талант и многодетность. Генеалогическое дерево семьи (где в основании — совсем недавний житель России достопочтенный Антонио Бруни) насчитывает уже многие десятки ветвей, как ни обрубала их разбушевавшаяся в двадцатом веке стихия истории.

А когда в 1887 году архитектор Александр Александрович Бруни женился на некой Анне Александровне Соколовой, к генеалогическому дереву Бруни оказалась привита ветвь, столь же богатая художественной наследственностью.

Ставший с годами известным художником их сын Лев Бруни говаривал часто, что от живописи ему деться просто некуда, ибо в жилах его течет не кровь уже, а акварельная краска, столько одних акварелистов насчитывал он среди родни. О писавших маслом нечего и говорить.

А всего у Александра и Анны народилось пять детей. Анна Александровна обладала немалыми литературными способностями: писала и печатала рассказы, переводила с немецкого и норвежского, была женщиной глубоко и истово религиозной (но не чересчур богобоязненной, как легко догадаться), восторгалась и увлекалась без меры, не жалела времени на детей (став взрослыми, сыновья ее любили и почитали), хранила множество семейных преданий. Что-то из них записывала. Пропали записи. Глупо и случайно пропали, еще могут отыскаться однажды.

Александр Александрович проектировал и строил дома по частным заказам, был ведущим архитектором при реконструкции Таврического дворца (перекраивали его для Государственной Думы), запомнили о нем в семье немного, ибо наступил разрыв. Может быть, последним поводом послужила страшная трагедия: в течение полугода погибли сразу трое детей. Заражение крови, скарлатина и дифтерит. От такого потрясения либо сплачивается неразрывно семья, слитно и дружно переживая рухнувшее горе, либо раскалывается по паутине давних трещин. Здесь — распалась. Анна Александровна с двумя сыновьями ушла к своему отцу (он был хранителем музея при Академии художеств), Александр Александрович вскоре снова женился и уехал в Дрезден, где дожил до пятидесяти и умер от туберкулеза.

Деньги на воспитание детей он присылал до самой смерти, присылал достаточно, ибо даже репетитора для обоих сыновей (нехотя учились эти художественные натуры) смогла нанять Анна Александровна.

Выпускник Тенишевского училища, посещал "Цех поэтов", публиковал стихи в "Гиперборее" и других периодических изданиях. Учился в Санкт-Петербургской консерватории по классу фортепьяно. Во время учебы в консерватории был солистом Петербургской филармонии.
В 1914 году ушел добровольцем на фронт. В 1916 году окончил летную школу под Севастополем. За участие в боях
был награжден тремя Георгиевскими крестами. В сентябре 1917 года потерпел аварию и считал чудом то, что с множественными переломами спасся. Это подвигло его принять в 1919 году после комиссования по состоянию здоровья священнический сан. Служил в Харьковской губернии, Москве, Калужской губеонии, Московской губернии. В 1921 году после смерти Блока отслужил по нему панихиду в церкви Николы-на-Песках на Арбате. По рассказам очевидцев, начал ее с чтения стихотворения "Девушка пела в церковном хоре…".

Всё шло благополучно до 1927 года, пока церковь в Клину не закрыли. Семья Н. Бруни переехала в Москву. С 1929 года он жил в Москве и работал переводчиком, затем инженером в Московском авиационном институте. В 1933 году - профессор Московского авиационного института. Оставил след в отечественной авиации как авиаконструктор, разработав новую кинематическую схему автомата перекоса несущего винта вертолета, которая и до сих пор используетсяво всем мире.
В 1934 году в качестве консультанта в Москву по приглашению МАИ приехал знаменитый французский летчик Жан Пуатисс. Бруни сопровождал его в качестве гида и переводчика. 9 декабря 1934 года он был арестован как "французский шпион" и 23 марта 1935 года осужден на 5 лет. Находился в лагере в районе Ухты, где в 1936 году был осужден повторно на 10 лет ИТЛ. В 1937 году соорудил уникальный памятник Пушкину из гипса, кирпича, досок. 21 декабря 1937 года по обвинению в "контрреволюционной агитации" был приговорен к расстрелу.
29 января 1938 года Николай Бруни был расстрелян в печально знаменитом лагере Ухтарка.

ЛЕВ БРУНИ. По материнской линии - тоже сплошные художники. Блестящему акварелисту Петру Федоровичу Соколову, другому прадеду, позировал сам Николай I с семейством...
Напоследок еще одна генеалогическая подробность: супругой П.Ф. Соколова была Юлия Павловна Брюллова, родная сестра великого Карла. В непосредственном окружении - дед-художник, отец-архитектор. Сам Лев Бруни позже вспоминал, что в детстве был уверен: "Все люди - художники". Его собственный природный дар был неизбежен. Когда один из рисунков попал к самому Александру Бенуа, тот отозвался о 14-летнем мальчике как о состоявшемся таланте. Профессиональное обучение Бруни было довольно кратким: две зимы в Академии художеств, год в Париже. Молодой художник, которому едва исполнилось 20, начинает выставляться вместе с "Миром искусства" и сразу становится известен. Все дается ему легко, все вокруг его любят, называя не иначе как Левушкой. Один из знавших его вспоминал: "Он был моложе всех нас, казался мальчиком, но умел собирать и сталкивать людей лбами..." В его мастерской в доме на Университетской набережной регулярно происходили "вечера", которые стали фактом истории русской культуры. О них теперь говорят как о литературно-художественном кружке "Квартира No.5". Постоянными его участниками были художники Альтман, Митурич, Тырса, поэты Мандельштам, Клюев, Бальмонт, композитор Лурье, критик Пунин. Появлялись в квартире No.5 Маяковский, Шагал, Хлебников, Розанова, Зайцев, Татлин...

Шел 1916 год, и время, которое всем им выпало, с бесцеремонной определенностью вторглось в такую счастливую и полную жизнь. В ноябре художника призвали в армию. А вскоре со все нарастающей настойчивостью зазвучала "музыка революции". Ее гипнотическому ритму поддались многие, но не Лев Бруни. Для него гораздо важнее был другой звук - пусть никому больше не слышная, но для него отчетливая мелодия его собственной судьбы. Летом 1917-го он едет на Урал, в Миасс. Там живет со своей семьей Константин Бальмонт и ходит в гимназию дочь поэта - Нина. Венчание Нины Бальмонт и Льва Бруни состоится в том же Миассе весной 1919 года.

Л.Бруни Материнство

Он работает непрерывно, жизнь и искусство для него оказываются перепутанными, переплетенными. Творчество самой высокой пробы становится частью его повседневного быта; должно быть, оттого он с какой-то моцартовской беспечностью относился к своим уже завершенным работам и их дальнейшей судьбе. Когда в середине 30-х видный художественный критик А. Чегодаев решил отобрать на выставку несколько его произведений. Лев Александрович выдвинул из-под дивана обшарпанный чемодан. Он был доверху набит акварелями - помятыми, с краями то загнутыми для того, чтобы поместить листы в чемодан, то изгрызанными кем-то, - как выяснилось, собакой. Один лист был съеден примерно на треть. Потрясенный увиденным, искусствовед обратился к реставраторам...
Теперь эта спасенная акварель - одна из лучших работ Бруни среди тех, к сожалению, немногих, что хранятся в Третьяковской галерее.

Иван Львович Бруни родился 1920 году.

В детстве Иван мечтал стать поэтом, переводил поэзию с подстрочника, и то, и другое у него получалось неплохо, но судьба распорядилась иначе, и он стал художником.

Он воевал в годы Великой Отечественной, после чего поступил в Рижскую Академию художеств. Затем продолжил учебу в Москве, но получить законченное образование ему не удалось. В 1948 году умирает его отец, пришлось много работать, чтобы помогать семье. Бруни начинает работать в издательстве, иллюстрирует книги, много путешествует. Путешествия по стране дают новые впечатления, появляются новые произведения. Главные темы творчества художника - война, человек, природа. Главное содержание искусства - его эмоциональное отношение к жизни. Излюбленные техники - карандашный рисунок, акварель, офорт, автолитография.

Великая Отечественная война стала частью судьбы Ивана Бруни, одной из главных тем его творчества. Наверно не случайно, что одной из первых работ в книжной иллюстрации была повесть Э. Казакевича "Звезда", к которой он неоднократно возвращался и в дальнейшем. Иллюстрирует он "Волокаламское шоссе" А. Бека, "Василия Теркина" и "Дом у дороги" А. Твардовского. Военная тема постоянно звучит и в станковых произведениях Бруни: "Семеро спящих", "Бой в лесу", "Ждут машину", "Гармонь", "Смерть товарища" и др.

В 1981 году И.Л. Бруни получил звание народного художника РСФСР. Иван Бруни прожил довольно долгую жизнь, жил он полно, насыщенно, занял свое место в искусстве. Его художественный вкус, сформированный под влиянием семьи и окружения, позволил выработать свой стиль в искусстве, а тему его творчества определило время, в которое он жил. Умер художник в 1994 году

__________________________________________________________________________________________

Бруни Татьяна Георгиевна

Т.Г. Бруни — известный театральный художник, представитель самой продолжительной художнической династии, правнучка Федора Антоновича БруниУчилась Т.Г. Бруни в Санкт-Петербургской школе поощрения художеств у А.Р. Эберлинга, затем поступила в ВХУТЕИН (ныне Академия художеств), где училась с 1920 года по 1926 год. Курс вели В.И. Беляев, позже А.Л. Вахрамеев и К.С. Петров-Водкин.

Татьяна Георгиевна закончила обучение как художник-пейзажист, но делом ее жизни стал театр. Более полувека фамилия Бруни не сходила с театральных афиш, в первую очередь, ленинградских.

Её творчество при всей индивидуальности почерка удивительно отзывчиво ко всему новому в театре. Она всегда была "во времени", на примере творчества художника можно было бы проследить пути развития русского театрально-декорационного искусства двадцатого века. Главная творческая любовь — балет. Её место в балетной сценографии, пожалуй, уникально: динамичное и мобильное творчество художницы — словно большая серия иллюстраций ко всему процессу поисков, трудностей и находок балетной сценографии в ее ленинградском варианте.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 2

    ✪ Фёдор Бруни Медный змий

    ✪ Federico Bruni

Субтитры

Биография

Фёдор Бруни (собственно, настоящее его имя было Фиделио ) родился 10 июня 1799 году в Милане , в семье швейцарского итальянца, художника и реставратора Антонио Бруни, который впоследствии, в 1807 году , приехал в Россию из Италии . Антонио Бруни в царствование Павла I был реставратором картин и живописцем по плафону. Имеются его работы, исполненные в Михайловском дворце ; впоследствии он занимался работами в Москве, по заказу князя Куракина .

Фёдор в возрасте десяти лет поступил в Воспитательное училище при Академии художеств , занимался под руководством А. Е. Егорова , А. И. Иванова (старшего) и В. К. Шебуева .

За первые успехи молодой Бруни был награждён серебряною медалью, а в 1818 г. окончил курс и получил звание художника с правом на чин XIV класса. Его отец, находя, что художественное образование девятнадцатилетнего Фиделио ещё недостаточно, решился, по совету Шебуева, отправить сына для дальнейшего усовершенствования в живописи в Италию. Изучение образцовых произведений старинных художников окончательно определило направление молодого Фиделио, переименованного в России в Фёдора, подобно тому, как Брюлло был назван Брюлловым.

Написав несколько картин, Бруни, не достигший ещё 22-летнего возраста, принялся за первую большую картину («Смерть Камиллы, сестры Горация»), которая в 1824 г. была выставлена в Капитолии и доставила автору её немалую известность; в Петербурге она появилась лишь через 10 лет, и за неё Бруни получил звание академика.

К работам первого пребывания Бруни в Риме относятся:

  • «Св. Цецилия»,
  • «Св. Семейство»,
  • «Вакханка, поящая Амура»,
  • «Свидание Т. Тассо с сестрою»,
  • «Богоматерь с Предвечным Младенцем»,
  • «Спящая нимфа»
  • «Богоматерь с младенцем на руках»,
  • «Спаситель на небесах»,
  • «Благовещение» и знаменитое «Моление о Чаше» - картину, находящуюся в Эрмитаже и ещё несколько картин и портретов. Кроме того, Бруни написал копии с двух фресок Рафаэля: «Изгнание Илиодора из Иерусалимского храма» и «Галатею».

В начале тридцатых годов живописец начал писать колоссальную картину: «Воздвижение Моисеем медного змия », но прежде, чем успел её окончить, был вызван из Рима в Петербург для работ в Исаакиевском соборе и для преподавания в Академии художеств.

Он прибыл в Петербург в 1836 г., написал в течение двух лет несколько образов и скомпоновал для алтаря Казанского собора большую картину-образ «Покров Пресвятые Богородицы».

Роспись Исаакиевского собора

Работа в Эрмитаже

Вообще художественная деятельность Бруни занимает почётное место в истории русской живописи, и появление произведений его и К. Брюллова составило эпоху в русском искусстве. Хотя ещё при жизни Б. начались иные и новые веяния в русском искусстве, но то, что он сделал, было нужно и многому научило. Гравюра мало популяризировала картины Бруни. «Медный змий» в гравюре на дереве был помещён в различных иллюстрированных изданиях; «Смерть Камиллы» воспроизведена только контурной гравюрой; «Моление о Чаше» литографировано Козловым и гравировано Захаровым; «Божия Матерь, спящая с бодрствующим на Ея коленах Младенцем» была гравирована на стали и помещена в книге: «Картины русской живописи» В. Кукольника (СПб., 1846 г.).

Более или менее полная биография Бруни была написана А. И. Сомовым и помещена в иллюстрированном журнале «Пчела », изд. А. Прахова (СПб., 1875, 35). К статье приложен гравированный на дереве портрет Б., весьма напоминающий серьёзное и вдумчивое лицо этого талантливого художника. В Академии художеств находится гипсовый слепок с его бюста, вылепленного в 1862 г. Ф. Каменским, и портрет, писанный масляными красками, работы Яковлева. Помимо других, обучал Фёдора Каменского , особенно талантлив был К. Д. Флавицкий , автор картины «Княжна Тараканова », ныне находящейся в галерее П. И. Третьякова в Москве. Преждевременная смерть не дала вполне определиться этому даровитому художнику.

Детство и семья Карлы Бруни

Полное девичье имя до замужества - Карла Джильберта Бруни Тедески.

Родилась будущая первая леди Франции, модель, певица и актриса Карла Бруни-Саркози 23 декабря 1968 года в городе Турин (Италия). Семья у Карлы была музыкальной. Мать Мариза Борини была концертмейстером, отец Альберто Бруни Тедески, итальянец по происхождению, – оперным композитором, и по совместительству промышленник. У девочки были достаточно теплые отношения с матерью, а о том, что отец был ей не родным, она узнала лишь после его смерти. Кровный отец Карлы - бизнесмен Маурицио Ремерт, с которым у ее матери был в свое время довольно длительный роман.

Также у Карлы есть сестра, которая стала популярной актрисой, и брат, сейчас он занят в художественной деятельности.

Carla Bruni - Miss You

Жила вся артистическая семья Бруни в Турине, в замке Пьемонте, до тех пор, пока там было безопасно. Начиная с 1974 года, в Италии объявилась террористическая группировка, которая занималась похищением детей. Боязнь за жизни своих детей, семья Бруни переехала из Италии во Францию. Там Карла поступила на учебу в швейцарскую школу, а также освоила игру на гитаре и фортепьяно. После школы Карла Бруни поступила на факультет истории искусств в институт в Сорбонне, где проучилась совсем немного, так как девушку захватил модельный бизнес.

Карла Бруни в мире моды

С целью заработать немного денег, девушка, не особо рассчитывая на удачу, обратилась в рекламное агентство. Неожиданный успех не заставил себя долго ждать. Благодаря контракту с компанией City Models, Карла Бруни оказывается на вершине славы и признается самой высокооплачиваемой моделью мира. Первая рекламная кампания, для которой снялась Карла, была фотосессия для Дома моды Guess в 1988 году. И вот он, головокружительный успех. От заказчиков не было отбоя. Все хотели видеть Карлу на своих обложках журналов, фотоплощадках, рекламных роликах. Поступали предложения от ведущих мировых компаний Италии и Франции, работающих в сфере высокой моды.

К Карле приходил опыт, она совершенствовалась, и шла в ногу со временем. Никому не удавалось отобрать у нее пальму первенства. Ее фото впервые появилось на обложке журнала Voque. Также были многолетние контракты с такими компаниями, как Dolce&Gabbana, Prada, Givenchy, Cesare Paciotti, Christian Dior, Chanel, MaxMara. За 1994-1995 гг. Карла Бруни получила гонорары на общую сумму 7,5 млн долларов, что по право присвоило ей статус самой высокооплачиваемой модели мира.

Карла Бруни реально оценивала свои возможности и знала свою цену. Также она понимала, что мир моды очень жесток и непреклонен, слабины не пропустит. Чтобы соответствовать высоким запросам кутюрье, она всегда держала себя в форме, вела здоровый образ жизни, занималась плаванием, неизменно бегала по 3 км каждый день, строго следила за питанием. Дисциплина была для Карлы на первом месте.

Карла Бруни - актриса и певица

В возрасте 29-ти лет, испробовав все прелести славы и успеха в модельном деле, Карла Бруни принимает решение уйти из него. А сделала она это в пользу сольной карьеры. В 2003 году Карла выпустила свой первый дебютный альбом, в котором большая часть песен была написана самой Карлой. Пластинка называлась «Кто-то мне сказал», и принесла огромный успех и популярность. Продюсером выпуска пластинки стал Луи Бертиньяк. Популярность была ошеломительной. Только в одной Франции пластинка разошлась с тиражом в 800 тысяч копий, а мировые показатели называют цифру 1 миллион экземпляров! В связи с этим в 2004 году певица Карла Бруни была удостоена званием «Лучшая певица года», высшей награды на звукозаписывающем поприще Франции. Несколькими годами позже выходит вторая и третья пластинки Карлы Бруни, в которых также авторство большинства композиций принадлежало экс-модели. Музыкальные критики отмечали лирические настроения в музыке Карлы.

Также Карла Бруни попробовала себя в качестве актрисы, снявшись в 17-ти фильмах. Среди них комедия «Папарацци» (Режиссер Ален Берберян, Paparazzi,1998), фэнтези «Полночь в Париже» (режиссер Вуди Аллен, Midnight in Paris, 2011).

Личная жизнь Карлы Бруни

Личная жизнь Карлы Бруни, как и любой известной личности, также не оставалась без внимания со стороны прессы и публики. Тем более, что в ней звучат такие имена, как Мик Джаггер , Кевин Костнер , Эрик Клэптон, и даже Дональд Трамп , строительный магнат. И это не полный список связей Карлы, присутствовали в нем также и имена известных французских политиков, бизнесменов, профессоров. В 2003 году у Карлы Бруни родился сын Орельян. Его отец, начинающий философ Рафаэль Энтовен, моложе Карлы на 10 лет. С ним у нее начался роман после того, как она прервала отношения с его отцом, писателем Жан-Полем Энтовеном.


Так случилось, что несмотря на рождение сына, в 2007 году пара Бруни-Энтовен распалась. И уже к концу того же года в прессе стала появляться информация о романе Карлы Бруни и президента Франции Николя Саркози. К тому времени он уже развелся со своей второй женой. В феврале 2008 года между ними был официально зарегистрирован брак, который стал первый в жизни Карлы и третьим для Николя Саркози.

Наличие штампа в паспорте и статуса первой леди Франции не поменяло образа жизни Карлы Бруни. Она продолжает заниматься сольной и модельной карьерой. Участвует в рекламных кампаниях, снимается в для обложек модных изданий, выпускает альбомы. Единственным ограничением в связи с новым статусом стал для Карлы отказ от концертной деятельности.

В конце 2010 года отец президента Франции официально подтвердил информацию о беременности первой леди, а в ноябре 2011 года Карла Бруни родила дочку Джулию. Это событие еще значимо тем, что впервые в истории Франции родился ребенок у действующего президента страны.

Маленькая французская песня Карлы Бруни - lemag

Карла Бруни сейчас

В 2012 году Николя Саркози перестал быть президентом Франции, проиграв на выборах Франсуа Олланду из социалистической партии. Вместе с этим Карла Бруни сняла с себя обязанности первой леди. Она снова ведет активную деятельность в мире шоу-бизнеса и моды, возглавила Фонд помощи студентам и социально незащищенным слоям населения. В конце прошлого года снова снялась для обложки Voque, а в марте 2013 года заключила контракт Домом моды и ювелирных украшений Bulgary, став лицом бренда.

Бруни Федор Антонович (1799-1875)

Ф. А. Бруни - сын швейцарского итальянца, "мастера живописного и скульптурного дела", который в 1807 г. переехал с семьей в Россию. В 1809 г. Федор Бруни был принят в Воспитательное училище при Петербургской Академии Художеств, затем учился в классе исторической живописи у А. Е. Егорова и В. К. Шебуева; закончил АХ в 1818 г.

Весной 1820 г. по приглашению княгини 3. А. Волконской отправился в Италию, там много и серьезно работал и рано приобрел известность. Крупный успех принесла ему картина "Смерть Камиллы, сестры Горация" (1824). В этом образцовом по строгости стиля произведении классицизма обнаружились некоторые черты, роднящие художника с искусством романтизма. Черты романтизма проступали и в других работах Бруни - в "Портрете 3. А. Волконской в костюме Танкреда" (1820-е), а особенно в картине "Вакханка, поящая амура" (1828), отличавшейся радостной чувственностью. Художник мог двигаться дальше по этому пути, обогащаясь тем новым, что принес романтизм, но Бруни остался на позициях академизма.

Профессиональные достижения молодого художника были оценены, и он получил ответственейший заказ на копирование для АХ двух росписей Рафаэля в Ватикане. Поверив в свои силы, Бруни вознамерился сам создать великое произведение, избрав сюжетом для него эпизод из Ветхого Завета - историю Медного змия, поставленного Моисеем.

Однако в 1836 г. ему пришлось прервать начатую работу и вернуться в Петербург, где он и К. П. Брюллов были назначены профессорами 2-й степени в АХ. За преподавание он взялся увлеченно, и студенты платили ему преданностью.

В начале 1837 г. он исполнил "Портрет А. С. Пушкина на смертном одре", размноженный литографией и получивший широчайшую известность. Все же необходимость продолжить начатую работу заставила его в 1838 г. уехать в Италию и провести там еще два с половиной года. Законченный "Медный змий" в 1841 г. был доставлен в Петербург, где имел бурный успех, сравнимый разве что с триумфом "Последнего дня Помпеи" К. П. Брюллова. Мастерство живописца, сумевшего построить выразительную многофигурную композицию на громадном (565х852 см) полотне, подчинить драматизму сюжета свет и цвет, было бесспорно, а налет некоторой экзальтированности действовал на воображение зрителей. Однако картина принадлежала вчерашнему дню - дряхлеющему и вырождающемуся академизму, и это с фатальной неизбежностью определило дальнейшее угасание крупного таланта художника.

Правда, жизненный путь Бруни продолжался так же ровно, как начинался. "Медный змий" был приобретен за 70 000 рублей для Эрмитажа (сейчас находится в ГРМ), а его автор получил почетный заказ на росписи в еще достраиваемом Исаакиевском соборе. Он с присущей ему добросовестностью подошел к делу, дважды побывал в Риме, набираясь опыта работы в монументальном искусстве. К 1845 г. художник сделал все 25 картонов росписей и часть их осуществил сам, а исполнением остальных руководил лично.

Постепенно Бруни достиг высокого положения: с 1855 г. стал ректором АХ. Он постоянно заседал в различных почетных комиссиях. Но живописью занимался вес меньше и меньше, а в последнее десятилетие жизни почти не брал в руки кисти. Художник все более отдалялся от людей, даже от собственных учеников, порой не видевших своего педагога неделями. К тому же его позиции ревностного хранителя основ академизма порождали неприязнь к нему у молодежи. В 1871 г. в результате интриг он был вынужден оставить пост ректора и сохранил за собой лишь руководство мозаичной мастерской, им самим организованной. Последние годы Бруни провел в надменном одиночестве человека, давно похоронившего то лучшее, что у него в душе было.

Картины художника

Автопортрет. 1810


Богомарерь с младенцем. отдыхающая на пути в Египет

Вакханка, поящая Амура


Людмила Маркина

ДИНАСТИЯ

Номер журнала:

В постоянной экспозиции Третьяковской галереи рядом с работами К.П. Брюллова висит мужской портрет, привлекающий своей выразительностью. Автор изображения - ученик «великого Карла» Федор Моллер. На полотне представлен кареглазый брюнет с копной волос и пушистыми бакенбардами. Бледное лицо оттеняет белая накрахмаленная сорочка, черный шелковый галстук подчеркивает элегантность облика изображенного. Золотая цепочка и фрачник ордена святого Станислава говорят о достатке владельца и его признании в обществе. Наброшенная на плечи шинель придает некоторую романтическую небрежность образу. Кто же этот человек?

Перед нами - художник Федор Антонович Бруни, как пишут в энциклопедиях, «яркий представитель академического стиля». Фиделио, так его звали домашние, был сыном швейцарского подданного, итальянца Антонио Бароффи-Бруни (1767-1825). В чине обер-офицера австрийских войск Бруни-старший участвовал в Швейцарском походе А.В. Суворова, храбрый воин получил ранение при штурме Чертова моста (1799). Представить его облик тех лет можно по автопортрету (1800-е, ГРМ), долгие годы хранившемуся в семействе потомков художника. Антонио изобразил себя в мундире чиновника Швейцарской республики. На его груди - знак отличия «За добродетели и заслуги», полученный в 1804 году, и «Золотая почетная медаль», присужденная Бруни от кантона за исполненную им картину.

В 1807-м или в начале 1808 года А. Бруни перебрался в Россию. Сначала Антонио обосновался в Царском Селе, где расписывал интерьеры Александровского дворца, реставрировал картины. С 1811-го он стал преподавать рисование в Императорском Лицее. Как гласит домашняя легенда, юный лицеист А.С. Пушкин бывал в доме учителя.

Антонио Бруни, мастер «лепного, живописного и скульптурного цеха при царскосельских дворцах», стал основателем династии художников в Петербурге. В конце XVIII - начале XIX века в России насчитывалось несколько подобных художественных корпораций, в которых уроки мастерства, по традиции, передавались от старшего к младшему. Например, семейства Скотти или Брюлло. Подобные «фирмы» существовали в Италии со времен средневековья и активно развивались в эпоху кватроченто. Черты средневековой цеховой организации труда подразумевали разветвленную систему узких специальностей. Так, одни художники писали в основном пейзажи, другие были предпочтительно орнаменталистами, третьи - виртуозными мастерами многофигурных композиций. Одновременно каждый из мастеров обладал широким диапазоном возможностей живописца-декоратора. Кроме того, наличие своеобразной, отработанной временем «палитры» готовых решений и образцов росписей, их тщательно разработанная иконография отличали работу этих живописцев, сообщая им определенную свободу в художественной практике.

Антонио Бруни работал в тесном творческом союзе вместе с другими земляками (Б. Медичи, А. Виги, Ф. Торичелли, Дж. Феррари), которые получали выгодные заказы по оформлению интерьеров императорских дворцов, например, Михайловского замка для Павла I, Розового павильона Павловска. Итальянцы часто заключали коллективные подряды с придворным ведомством. Благодаря протекции друзей в 1815 году А. Бруни получил звание «назначенного за две живописные картины», а затем академика живописи за «картины, представляющие страдания Иова». В 1817 году живописец перебрался в Москву, где выполнял заказы для князей Куракиных и Барятинских. С 1820 года Антонио Бруни стал преподавать рисование в Университетском благородном пансионе. Последнее документальное известие о мастере датировано мартом 1825 года: художник получил двухмесячный отпуск для исполнения живописных работ в Льговском уезде Курской губернии. По-видимому, речь шла об имении Марьино князя И.И. Барятинского.

Одно из произведений, представляющее собой групповой портрет семейства Барятинских и названное в советское время «Урожай», хранится в Курском областном краеведческом музее. Декоративное панно «Амуры», выполненное в технике гризайль, было передано из Марьина в Томский областной художественный музей.

Фиделио Джованни Бруни, родившийся в декабре 1801 года в Милане, рано проявил способности к рисованию. По традиции, первые навыки художественного мастерства он получил от отца, а затем был определен в Императорскую Академию художеств в качестве «своекоштного ученика» пенсионера Юлия Помпея Литта. Итальянский граф, будучи в прошлом генеральным комиссаром австрийских войск, охотно помог сыну А. Бруни, своего сослуживца и земляка. В историческом классе Академии Бруни, которого по-русски звали Федором, получил блестящее образование у профессоров ГИ. Угрюмова, В.И. Шебуева, А.Е. Егорова и А.И. Иванова. В стенах Академии он познакомился с братьями Брюлло - Федором, Александром и Карлом. Последний стал своего рода пожизненным конкурентом Бруни.

К этому периоду относится самый ранний автопортрет художника (1813-1816, ГРМ). Внешне похожий на отца, юный живописец изображен с кистями в руке. Все внимание сосредоточено на лице: высокий лоб, правильной формы нос, припухлые юношеские губы. В классической ясности черт, абрисе головы, трактовке волос, обрамляющих ее наподобие короны, просвечивает оттенок самолюбования. В этом произведении проявилось романтическое представление о художнике-творце.

В 1818 году Ф. Бруни держал экзамен на золотую медаль, однако его программа «Самсон и Далила» не получила должной награды. Счастливец Карл Брюлло удостоился золотой медали. «Жаль Бруни, - писал Сильв. Щедрин, - надобно же быть такому нещастию, что ни в чем нет удачи». Действительно, молодому Фиделио в 1819 году пришлось отправиться на стажировку в Италию на скудные средства отца. Не имея академической стипендии, он постоянно нуждался в заработке. Очутившись в «отечестве своих предков», Бруни самозабвенно работал, но обстоятельства сложились так, что художник не получил ничего ни за первую большую историческую картину «Смерть Камиллы, сестры Горация» (1824), ни за вторую - «Святая Цицилия» (1825, обе - в ГРМ). В 1825 году скончался отец Фиделио, снова перед художником остро встал вопрос о пенсионерском содержании. Он продолжал работать, копировал фрески Рафаэля «Торжество Галатеи» и «Изгнание Элиодора из Иерусалимского храма» (обе - 1827, НИМ РАХ). Покровительство и помощь начинающему художнику оказывала светская красавица княгиня Зинаида Волконская. Ф. Бруни стал активным членом ее римского кружка.

Только через три года фортуна наконец переменилась. В начале 1828 года последовал указ императора Николая I, который «повелеть соизволил оставить художника Бруни в чужих краях на пять лет для усовершенствования в живописном искусстве и производить ему в течение сего времени на содержание по 300 червонцев в год из Государственного казначейства». «Радуюсь сердечно, - писал пейзажист Сильв. Щедрин, - что Бог взмиловался на сердечного Бруни». Казалось, все складывалось блестяще, но вдруг...

Бруни влюбился в юную римлянку. Как гласит семейная легенда, однажды он случайно увидел на балконе фешенебельного отеля «Лондон», что на Площади Испании, шестнадцатилетнюю итальянку. Это была любовь с первого взгляда и на всю жизнь. Анжелика Серни, дочь французского богача, владельца отеля, и римской красавицы, унаследовала от матери яркую внешность. К тому же она была умна и хорошо образованна. Хотя она и симпатизировала Бруни, невозможно было получить согласие на брак родителей с бедным художником из России, который был старше ее на 12 лет. Но Фиделио, что в переводе означает «Верный», не отступился от своей мечты и добивался ее, посвящая ей свое творчество.

Влюбленный художник писал в это время картины на сюжеты античной мифологии: «Пробуждение граций» (1827, ГТГ) и «Вакханка, поящая амура» (1828, ГРМ). В полотнах Бруни привлекают чувственная красота богинь, их нежные сладкие тела и расслабленные позы граций. Страстная нега жриц, вызывающих любовь, но не чувствующих ее, соответствовала настроению творца, сердце которого было разбито.

Бруни планировал показать свою «Вакханку» римской публике на выставке в Капитолии весной 1830 года, но возникли трудности цензурного плана. В художественном обзоре Степан Шевырев писал: «Целомудренные правила общества, учреждавшего выставку, ограничили число русских произведений. Бруни хотел выставить свою очаровательную Вакханку, которая скоро явится в столице невской: если б она была принята, то одна эта Вакханка могла бы доказать, что молодая кисть русская не безопасна для опытной славы римлян и французов. Но ее не приняли за полунаготу и в уважение Великого поста».

В течение долгих лет Бруни испытывал муки любви, прежде чем смог обвенчаться с Анжеликой Серни. А тут еще прибавилась мучительная ревность художника-творца. Карл Брюллов, закончивший в 1833 году «Последний день Помпеи», удостоился фантастического успеха и признания европейской публики. Бруни задумал огромное полотно «Медный змий». В 1834 году «по известным успехам в живописном художестве и находящимся в России отличным копиям и собственным произведениям» художник удостоился звания академика. Наконец, в 1835 году состоялось долгожданное венчание, на котором присутствовали пенсионеры русской колонии в Риме: архитектор Ф.Ф. Рихтер, живописец А.А. Иванов и гравер Ф.И. Иордан. Супруги Бруни прожили долгую и счастливую жизнь, похоронены вместе на Выборгском римско-католическом кладбище в Петербурге.

Весной 1836 года Бруни по приказу императора должен был вернуться в Россию. Вместе с ним ехала его молодая избранница. Обычно весьма скептически настроенный по отношению к дамам А.А. Иванов писал отцу: «С супругою его я советовал бы познакомиться сестрицам моим. Пожалуйста, скажите это Катерине и Марии Андреевне. Они найдут в ней весьма воспитанную и любезную женщину. А сверх того, всегда будут иметь удовольствие видеть образец красоты римской. Она поет и играет на фортепианах бесподобно». В Петербурге семейство обосновалось в доме Академии; Федор Антонович, профессор 2-й степени, преподавал. Он принял участие в работе над росписями церкви Зимнего дворца. В трагические дни 1837 года именно Бруни исполнил рисунок «А.С. Пушкин в гробу», литография с которого стала всемирно известна.

В августе 1838 года супруги Бруни вместе вновь отправились в Италию. Но теперь художник занимал другое положение: он человек со средствами, обласканный императором, работал над огромным полотном, обещающим стать мировым шедевром. В отсутствие Брюллова Бруни занял ведущее положение в колонии русских пенсионеров в Риме.

В декабре 1838 года Рим посетил цесаревич Александр Николаевич, он осматривал достопримечательности Великого города, интересовался содержимым антикварных лавок, посещал художественные ателье художников и скульпторов. Живописец А.А. Иванов писал отцу в Петербург: «Государь наследник был в мастерских у Бруни, Габерцеттеля, у меня, Маркова и Моллера, а остальным работам просил сделать выставку. Все выставили. Наследник был доволен. В.А. Жуковский объяснял посредством Бруни, что наследник желает сделать различные заказы. Все это кончилось утверждением работ каждому».

Действительно, для интернациональной художественной среды Рима типичным явлением была организация экспозиций, приуроченных к визитам важных особ европейских дворов. Русскими мастерами такая экспозиция была впервые осуществлена в декабре 1838 года. Подтверждение этому факту находим в «Журнале путешествия» и в эпистолярном наследии Александра Николаевича.«9/21 декабря. Его Императорскому Высочеству угодно было осчастливить мастерскую российского живописца Бруни. Поклонение змию в пустыне есть картина, обещающая, по словам знатоков, сделать имя художника славным. Государю цесаревичу понравился также образ Божьей Матери с предвечным Младенцем, которым занят в сие время Бруни».

Сюжет «Богоматерь с Младенцем, стоящим впереди Нее» был заказан в 1834 году сенатором ГН. Рахмановым. В мартовском номере «Художественной газеты» за 1837 год говорилось: «В мастерской г. Ф. Бруни стоят теперь четыре большие картины по заказу сенатора Рахманова для одной греко-российской церкви, из коих три совершенно уже кончены: «Богоматерь с Младенцем», «Спаситель в вертограде» и «Спаситель на небе». Полотно «Богоматерь с Младенцем, стоящим впереди Нее» - одно из первых так называемого «византийского направления», один из главных его признаков - наличие золотого фона.

Посетив ателье Ф. Бруни, великий князь Александр Николаевич в письме к отцу-императору сообщал: «У него же я видел Мадонну, которая мне чрезвычайно понравилась». В биографическом очерке-некрологе А.И. Сомов подтверждал, что наследник престола действительно приобрел у Ф. Бруни картину «Богоматерь». Показательна трактовка образа Марии. Как истинный воспитанник Императорской Академии художеств, Бруни большое значение уделяет выразительности и одухотворенности жестов. Младенец, словно предчувствующий свою судьбу, останавливается и в испуге трогательно хватает мать за большой палец левой руки. Как гласит семейная легенда, композиционное решение было навеяно художнику его невестой Анжеликой Серни и ее младшим братом, стоявшим впереди нее на балюстраде балкона. Бруни, как некогда Рафаэль в «Сикстинской мадонне», прекрасно использовал мотив движения навстречу людям для раскрытия образа Марии. Богоматерь, изображенная строго анфас, не обнимает Сына и не пытается продемонстрировать сердечную связь с Ним - Она предчувствует Его судьбу и решается на свой скорбный путь.

В художественном наследии Ф.А. Бруни встречаются изображения Марии с Младенцем другой иконографии: «Богоматерь с Младенцем, отдыхающая на пути в Египет» (1838) или «Богоматерь с Младенцем в розах» (1843, обе - ГТГ). Образ Мадонны восходит к итальянским образцам эпохи Возрождения. «Художник стремился к тому же бесстрастию, - писал современник, - к тому же священному покою лица, какими особенно отличаются Мадонны Рафаэля».

Отметим, что эти картины поступили в Третьяковскую галерею уже в советское время. Взаимоотношения П.М. Третьякова и Ф.А. Бруни не подвергались специальному изучению, а между тем они достойны внимания. Творчество Бруни, стойкого приверженца академизма, по понятным причинам не могло быть в сфере собирательских интересов Павла Михайловича. Современные Третьякову художники весьма скептически относились к Бруни. Например, М.И. Скотти писал из Рима Н.А. Рамазанову в феврале 1858 года: «Что, получил ли ты остальные работы в Храме Спаса? Правда ли, что всю живопись взяли Нефф и Бруни? Не стыдно ли старикам, жадность проклятая, а бедная и талантливая молодежь что будет делать, я говорил у В.И. Григоровича об этом и ругал стариков, он наконец со мной согласился».

Негативное отношение академической молодежи к ректору (с 1855 года) Бруни ярко проявилось во время похорон А.А. Иванова. «Когда Бруни взял ручку гроба, - писал М.П. Боткин С.А. Иванову в Рим из Москвы 27 июля 1858-го, - они начали ругать Академию и людей, заставлявших нечестно за деньги писать нечестные статьи. Тем заставили Бруни бежать посрамлённым».

Третьяков проявил интерес к творчеству Бруни в конце 1860-х годов. В отделе рукописей ГТГ сохранилось единственное письмо художника собирателю от 11 января 1867 года: «Милостивый государь Павел Михайлович! Желание Ваше будет исполнено - картина «Образ Спасителя» немедленно будет отправлена на ваш адрес в Москву. Пока позвольте мне засвидетельствовать мою искреннюю благодарность за Ваше внимание. Что же касается до желаний иметь от меня рисунок для Вашего альбома, я с большим удовольствием его вам доставлю». О каком рисунке шла речь, в настоящее время сказать трудно, так как в этом году Бруни подарил в галерею два рисунка - «Христос, окруженный апостолами» и «В пустыне застигнутые грозой».

Несмотря на то, что Ф.А. Бруни не относился к людям, близким Третьякову по своим художественным взглядам, собиратель все же понимал его роль как человека, значимого для русской живописи. Зимой 1871 года Третьяков, будучи в Петербурге, договорился с Федором Антоновичем и поручил А.Г Горавскому написать его изображение. Как раз в конце 1860-х - начале 1870-х годов Павел Михайлович начал целенаправленно приобретать и заказывать портреты «лиц, дорогих нации». К сожалению, портрет Ф.А. Бруни кисти А.Г. Горавского не был включен автором-составителем в книгу, посвященную исследованию портретной галереи Третьякова. А между тем сохранились письма художника А.Г. Горавского к П.М. Третьякову, где подробно раскрывается процесс работы. Первое сообщение относится к 20 февраля 1871 года: «Многоуважаемый Павел Михайлович! Тотчас же после Вашего отъезда я принялся за портрет Федора Антоновича Бруни и уже три сеанса употребил на рисовку углем, ибо переменил место. Поворот и освещение теперь избрано в его кабинете, с правой стороны свет, то есть так, как Вы мне подали проект, и еще три сеанса отбил красками». Чрезвычайно важно свидетельство художника, что Третьяков не просто заказал портрет, но и сделал собственноручный предварительный «проект-эскиз. Исполняя замысел заказчика, Горавский воплотил на полотне своеобразный типологический сплав парадного и камерного. Размер произведения (105,4 х 78,5 см), поколенный срез фигуры, изображение модели в повседневной одежде - все это соответствовало другим портретам третьяковской серии.

«Портрет масштабом невелик, но сложен выполнением, - писал А.Г. Горавский. - Представлять будет отдых, свободно сидящим, в привычной его позе с опущенными руками и держащим карандаш с задумчивостью, в рабочем черном пальто его бархатном и, по обыкновению, с растрепанными волосами, которых стричь не будет, покамест не кончу портрета. Правда и простота, а натянутого ничего не полагается быть».

При работе над портретом Горавский столкнулся с целым рядом трудностей. Так, «вследствие им занимаемого поста приходилось напрасно ездить, ибо, помимо его (Бруни. - Л.М. ) желания, служебные занятия заставляли его уезжать со двора для следования государя императора в осмотре памятников, и вообще касательно художественного». А тут еще сеансы были прекращены из-за болезни Бруни. «После оспы он стал уже выходить со двора, - отчитывался Горавский Третьякову, - и сказал: “От весеннего воздуха я загораю, то прибавится больше интереса для живописи". Я поблагодарил, ибо этим выразил он еще больше желания позировать».

Кроме личных обстоятельств в жизни модели художник должен был учитывать и технические особенности исполнения полотна. Живописец не мог всегда писать «по-сырому», нужно было время, чтобы красочный слой высох. Горавский сообщал в письме от 18 марта: «...по моему расчету оставлены сеансы по мокрой краске». 3 апреля художник писал, что портрет «остается хорошенько на солнце высушить и опять приняться за лицо, ибо теперь виднее весь букет картины». В том же письме Горавского читаем, что ему нужно еще пять сеансов. Художник просит Павла Михайловича не торопить его с окончанием произведения. В конце года в письме от 28 декабря Горавский спорит с Третьяковым о цене за готовый портрет Бруни. Павел Михайлович предложил 350 рублей, а Горавский просил увеличить гонорар до 400 рублей.

Вероятно, портрет Бруни кисти Горавского не очень понравился Третьякову. Как писал сам художник 14 февраля 1872 года: «Я помню Ваши слова, что портрет Бруни Вашей коллекции не так важен, как Глинки». Поэтому становится понятным интерес собирателя к портрету, созданному Ф.А. Моллером в 1840 году в римской мастерской Бруни. Долгое время это изображение бережно хранилось в семействе живописца Бруни в Петербурге. В 1888 году И.Ф. Шене, «агент русских художников», сообщал Третьякову, что родственники «портрет отца, писанный Моллером, не продают». Однако по прошествии трех лет младший сын живописца был вынужден сам обратиться к известному собирателю. «Милостивый государь Павел Михайлович, - писал Юлий Бруни, - пишу Вам эти строки, так как обстоятельства так сложились, что я принужден продать работы и портрет отца моего. У меня есть покупатель, но прежде чем решить, я обращаюсь к Вам. Мне предлагают за обе вещи (портрет и рисунок «Медный змий». - Л.М. ) три тысячи рублей, но, к моему горю, их увезут из России, что будет весьма грустно». Архитектор Ю.Ф. Бруни предлагал приехать в Москву для дальнейших переговоров. По-видимому, Третьяков ответил утвердительно, но, по своему обыкновению, выторговал уступку в тысячу рублей. Об этом факте свидетельствует сохранившаяся в архиве расписка: «За проданные мною г. Павлу Михайловичу Третьякову рисунок собственной работы отца моего Ф.А. Бруни (Медный змей) и портрет отца, писанный маслом профессором Ф.А. Моллером деньги сполна получил две тысячи рублей серебром. 4 сентября 1891 года».

Юлий Федорович Бруни (1843-1911) унаследовал талант отца. Он окончил с отличием курс в Императорской Академии художеств как архитектор. В 1860-е годы стажировался в Северной и Южной Германии, Франции и Италии. По возвращении в Россию в 1868 году Ю.Ф. Бруни получил хорошее место на государственной службе. Молодой архитектор причислен к Министерству Внутренних Дел с прикомандированием к Техническо-строительному комитету. До 1871 года он состоял сверх штата архитектором при Попечительном совете заведений Ведомства Императрицы Марии, в 1875-м причислен к IV Отделению Собственной Его Императорского Величества Канцелярии. Конечно, в продвижении по служебной лестнице сыграли положение и авторитет отца. Юлий Федорович считался не только архитектором, но и даровитым акварелистом, он успешно работал в области прикладного искусства, был мастером планировки и внутренней отделки интерьеров. Его сын Георгий выбрал другой вид искусства - стал музыкантом, а внучка Татьяна - театральным художником.

О старшем сыне Ф.А. Бруни - Николае (18391873) - известно немногое. Он умер в возрасте тридцати трех лет, пережив отца всего на два года. Сохранился его портрет, исполненный Федором Антоновичем в конце 1840-х годов (ГТГ). Нежное ангелоподобное лицо мальчика мастерски вписано в овальную форму. Нежный абрис, мягкие кудри до плеч, пухлые губы - все это придает модели неповторимую прелесть и обаяние.

История семейства Бруни охватывает целое столетие и насчитывает несколько поколений. Хотя в это время в России работало много мастеров иностранного происхождения, талантливые представители фамилии Бруни заняли свое определенное место в русской художественной культуре XIX века. Важно, что этот род художников не угас и в двадцатом столетии. Его продолжили художники Лев Александрович (1894-1948) и Иван Львович Бруни (1920-1995).

  1. Маркина Л.А. Живописец Федор Моллер. М., 2002. С. 54.
  2. Существует разница в дате рождения художника. Первый биограф Ф.А. Бруни А.В. Половцев приводит дату 10. 06. 1799 {Половцев А.В. Федор Антонович Бруни. Биографический очерк. СПб., 1907). На основании архивных документов, приведенных А.Г Верещагиной, в настоящее время принята дата 27. 12. 1801 (Верещагина А.Г. Федор Антонович Бруни. Л., 1985. С. 8-10, 216).
  3. Письмо Сильв. Ф. Щедрина из Неаполя 26 марта 1826 года в Рим скульптору С.И. Гальбергу // Итальянские письма и донесения Сильвестра Феодосиевича Щедрина. 1818-1830. М., 2014. С. 291.
  4. Верещагина А.Г. Указ. соч. С. 63.
  5. Письмо Сильв. Ф. Щедрина из Неаполя 13 марта 1828 года в Рим скульптору С.И. Гальбергу // Итальянские письма и донесения Сильвестра Феодосиевича Щедрина. 1818-1830. М., 2014. С. 382.
  6. Верещагина А.Г. Федор Антонович Бруни. Л., 1985. С. 86.
  7. Письмо из Рима к издателю // Литературная газета. 1830. №36. С. 291.
  8. В 1936 году в связи с закрытием кладбища захоронение вместе с надгробием было перенесено на Тихвинское кладбище (Некрополь мастеров искусств) Александро-Невской лавры.
  9. Верещагина А.Г. Указ. соч. С. 239.
  10. Боткин М.П. А.А. Иванов. Его жизнь и переписка. СПб., 1880. С. 112-113.
  11. Маркина Л.А. Рим - «Академия Европы» // Художественный вестник. СПб., 2015. С. 15-27.
  12. Яйленко Е. Миф Италии в русском искусстве первой половины XIX века. М., 2012. С. 282.
  13. Макаров б. Журнал путешествия за границу и некоторые гатчинские вещи. Рукопись. 19.02.1927. Опубликована частично: Старая Гатчина. 1927. №78 // ОР ГТГ. Ф. 31. Ед. хр. 2371. Л. 3.
  14. Половцев А.В. Федор Антонович Бруни: Биографический очерк. СПб., 1907. С. 126, 128.
  15. Художественная газета. 1837. №6. С. 105.
  16. Переписка цесаревича Александра Николаевича с императором Николаем I. М., 2008. С. 203.
  17. Пчела. 1875. №35. С. 426.
  18. Верещагина А.Г. Указ. соч. С. 86.
  19. Римские картины Ф.А. Бруни // Художественная газета. 1837. №15. С. 239.
  20. Маркина Л.А. Живописец Михаил Скотти. М., 2017. С. 282.
  21. Германский археологический институт в Риме. Неопубликованные письма М.П. Боткина С.А. Иванову.
  22. Письма художников Павлу Михайловичу Третьякову. 1856-1869. М., 1960. С. 177.
  23. Портретная галерея «лиц, дорогих нации» П.М. Третьякова. М., 2014.
  24. Письма художников Павлу Михайловичу Третьякову. 1870-1879. М., 1968. С. 41.
  25. Там же.
  26. Там же. С. 44.
  27. Там же.
  28. Там же. С. 49.
  29. Там же. С. 60. Эти сведения вступают в противоречие с датировкой портрета. На ручке кресла подпись: «А. Горавскш 20 III 1871».
  30. Там же. С. 67.
  31. ОР ГТГ. Ф. 1. Ед. хр. 4209. Л. 1.
  32. ОР ГТГ. Ф. 1. Ед. хр. 751. Л. 1.
  33. ОР ГТГ. Ф. 1. Ед. хр. 750. Л. 1.


Похожие статьи
 
Категории