Царские гробницы. Захоронения в петропавловской крепости

29.09.2019

Испокон веков русские князья считали Архистратига Михаила, победившего сатану и охраняющего врата Эдемского сада, покровителем своих дружин. Каждый раз, отправляясь в поход, они служили ему молебен. Именно поэтому в середине XIII века в столице появился посвященный ему деревянный храм, ставший предшественником нынешнего Архангельского собора Московского Кремля, превратившегося в период XIV-XVIII вв. в царскую и великокняжескую усыпальницу. Обратимся к его истории.

Деревянная предшественница будущего собора

По мнению историков, деревянная церковь в честь Архангела Михаила появилась на Соборной площади Кремля около 1248 года, в период правления брата Александра Невского - Великого князя Михаила Хоробрита, и не предназначалась для захоронения правителей государства. Об этом свидетельствует тот факт, что прах самого князя Михаила, погибшего во время литовского похода, был погребен не в Москве, а во Владимире. Лишь два представителя великокняжеского рода были захоронены в этой церкви. Ими стали племянник Хоробрита Великий князь Даниил и его сын Юрий.

Храм, возведенный по обету

Эта самая ранняя церковь простояла чуть меньше ста лет, и в 30-х годах следующего века уступила место первому каменному собору. Он был возведен в 1333 году по указу Великого князя Владимирского и Московского Ивана Калиты, давшего обет построить его на территории Кремля, если Господь убережет Русь от голода, вызванного неурожаем хлебов.

Сейчас трудно судить о том, как выглядело это сооружение, поскольку его изображений не сохранилось. Но описание Архангельского собора Московского Кремля той поры, дошедшее до нас среди прочих исторических документов, говорит, что он был небольшой и, судя по всему, четырехстолпный. Впоследствии к нему добавили два новых придела.

Храм, ставший жертвой молнии

Несмотря на то что этот храм построили из камня, его век также оказался недолгим. В середине XV века во время страшной грозы в него попала молния, и хоть начавшийся пожар удалось своевременно загасить, стены получили серьезные повреждения. Образовавшиеся в них трещины со временем увеличивались, и к концу столетия этот второй Архангельский собор Московского Кремля грозил в любой момент обвалиться. Чтобы предотвратить несчастье, правивший в те годы Великий князь Московский Иван III - дед будущего царя Ивана Грозного - повелел разобрать аварийное сооружение и на его месте строить новый собор.

Кто построил Архангельский собор Московского Кремля?

Надо заметить, что момент для возведения храма был весьма подходящий. В ту пору Москва, активно разрастаясь, украшалась новыми церквями, монастырями и что вызвало в нее приток зарубежных строителей и архитекторов, выписываемых главным образом из Италии. Их памятником могут служить зубцы выполненные в виде «ласточкиных хвостов» и являющиеся ярким образцом ломбардского стиля.

Вот и для сооружения Архангельского собора Московского Кремля, фото которого представлены в статье, был приглашен из Милана зодчий, вошедший в российскую историю под именем Алевиз Фрязин Новый. Не следует удивляться тому, что у итальянского архитектора была русская фамилия. На самом деле слово Фрязин являлось прозвищем, обозначавшим на жаргоне того времени наемных мастеров, выписываемых князьями из-за границы. Характерно, что именно так итальянец был зарегистрирован в расчетных книгах, по которым получал жалование.

Решение сложной архитектурной задачи

Известно, что еще до начала работ по возведению Архангельского собора Московского Кремля Алевиз создал проекты нескольких светских построек, весьма понравившихся заказчикам. Но одно дело строить жилое или общественное здание, и совсем другое - культовое сооружение, в котором необходимо строго придерживаться установленных канонов. Сложность же заключалась в том, что Иван III желал, чтобы храм отвечал требованиям европейской моды и в то же время не выходил за рамки православной традиции.

К чести мастера Алевиза следует сказать, что он блестяще справился со столь трудной задачей. Его детище как нельзя лучше сочетает в себе строгую геометрию итальянского Возрождения с характерными элементами русской храмовой архитектуры. Возведенный им пятиглавый собор имеет в планировке традиционную крестово-купольную систему и полуциркулярные своды, что роднит его с теремным стилем древнерусских храмов.

Кроме того, в соответствии с требованиями канона, внутри была сооружена двухъярусная паперть и хоры, с которых за ходом службы могли наблюдать представительницы княжеской семьи. В остальном же архитектура Архангельского собора Московского Кремля соответствует стилю, получившему тогда распространение в Западной Европе и ставшему отличительной чертой эпохи Возрождения.

Под патронажем Василия III

Началу строительных работ предшествовала полная (а по некоторым данным - частичная) разборка прежнего храма, возведенного еще Иваном Калитой. По ее завершении в октябре 1505 года Иван III собственноручно заложил первый камень в основание будущего сооружения, и по роковому стечению обстоятельств через несколько дней скончался, передав княжение своему сыну, вошедшему в отечественную историю под титулом Великого князя Московского Василия III и ставшего отцом первого русского царя Ивана Грозного. Он и контролировал весь ход строительных работ, продолжавшихся четыре года.

Именно Василию III принадлежит идея сделать Архангельский собор Московского Кремля усыпальницей российских царей. Соответствующий указ он издал в 1508 году, когда строительство подходило к своему завершению. Характерно, что вплоть до двадцатого столетия в соборе хоронили только мужчин, тогда как представительницы царского рода находили вечное упокоение в стенах кремлевской церкви Вознесения Богоматери. Лишь после того, как она была взорвана большевиками, все женские останки перенесли в Архангельский собор.

Собор, ставший гробницей царей

Сегодня под сенью Архангельского собора Московского Кремля размещены 54 мужских захоронения. До того как в 1712 году столицей России стал Санкт-Петербург, возле каждого из них в годовщину успения совершались архиерейские панихиды. За небольшим исключением, здесь нашли вечный покой все российские правители от Ивана Калиты до родного брата и соправителя Петра I царя Алексеевича. Сюда же в 1730 году поместили прах скончавшегося от оспы 15-летнего царя Петра II. Несмотря на то что к тому времени местом захоронения царей стал Петропавловский собор новой столицы, для него сделали исключение, опасаясь распространения инфекции.

Среди российских правителей тех веков, чьи останки не вошли в число захоронений Архангельского собора, можно назвать лишь двух - это Великий князь Московский Даниил Александрович (1261-1303), похороненный в Даниловом монастыре, и царь Борис Годунов (1552-1605). Его прах был выброшен из собора Лжедмитрием, а в дальнейшем перезахоронен в Троице-Сергиевой Лавре.

Тайна смерти Ивана Грозного

К числу наиболее прославленных исторических лиц, связанных с историей Архангельского собора Московского Кремля, относится и царь Иван Грозный. При жизни он многократно оделял его богатыми дарами, а на исходе дней пожелал себе и двум своим сыновьям выделить особые места для погребения. Выполняя волю государя, после кончины его тело поместили в южной части алтаря - так называемом дьяконнике, где принято держать священные предметы, такие как Евангелие, кресты, дарохранительницы и т. д.

К числу интересных фактов об Архангельском соборе Московского Кремля следует отнести исследования выдающегося советского ученого-антрополога М.М. Герасимова, в 1963 году вскрывшего могилу Ивана Грозного и на основании изучения черепа сумевшего воссоздать портрет умершего монарха. Любопытно, что в костях царя и его супруги Марфы, чьи останки также находятся в соборе, он обнаружил высокое содержание ртути, свидетельствующей о том, что их систематически травили, и царь-кровопийца умер отнюдь не своей смертью. Такая гипотеза выдвигалась и ранее, но в данном случае ей было дано научное подтверждение.

Восстановительные и реставрационные работы, проводившиеся в XIX веке

За последние два столетия Архангельский собор неоднократно ремонтировался и подлежал реставрации. Обычно это происходило из-за его естественного износа, являющегося неизбежным следствием прошедших веков, но порой причиной становились и чрезвычайные обстоятельства. Так, в 1812 году захватившие Москву французы устроили в алтаре собора военную кухню. От дыма костров и пара, поднимавшегося из котлов, серьезно пострадал иконостас и часть росписи стен. После изгнания этих европейских варваров пришлось проводить масштабные восстановительные работы. Тогда же была заменена часть колонн, входивших в убранство нижнего яруса, и восстановлена уникальная резьба иконостаса.

Что принес собору XX век?

Большой объем работ по благоустройству и реставрации собора провели в 1913 году, когда отмечалось трехсотлетие Царствующего Дома Романовых. К торжествам, организованным по случаю столь знаменательной даты, была сооружена мраморная сень над гробницей основателя династии - царя Михаила Федоровича. Ее выполнили по эскизам, сделанным собственноручно великим князем Петром Николаевичем - внуком императора Николая I.

Очередной раз значительные повреждения были нанесены собору в 1917 году, когда после октябрьского вооруженного переворота он оказался под огнем артиллерии, обстреливавшей Кремль. Вскоре после этого богослужения в нем прекратились, и длительное время двери храма оставались запертыми. Лишь в 1929 году их отворили, чтобы внести в подклеть (нижний этаж) гробницы с останками женщин, принадлежавших к династиям Рюриковичей и Романовых. Как уже говорилось выше, это случилось после того, как была взорвана церковь Вознесения Богородицы, где они до той поры находились.

Возрождение из небытия

В 1955 году в помещении собора, где давно уже не проводились богослужения, открыли музей, благодаря чему появилась возможность провести некоторые реставрационные работы, и уберечь его от дальнейшего разрушения. Этот статус за ним сохранялся вплоть до падения коммунистического режима, положившего начало возвращению Церкви незаконно отнятого у нее имущества.

Среди прочих святынь в ее лоно вернулся и Архангельский собор Московского Кремля, адрес которого предельно прост и известен всем жителям столицы. Он состоит всего из двух слов: С этих пор в нем возобновилась духовная жизнь, прерванная почти в течение восьми столетий.

В последнее время общественность будоражит вопрос перезахоронения предполагаемых царских останков - на сей раз святого цесаревича Алексия и святой великой княжны Марии. Сторонники подлинности и, соответственно, захоронения данных останков в качестве основного аргумента ссылаются на т.н. записку Я. Юровского, согласно которой тела расстрелянных членов не были уничтожены, а захоронены в Поросенковом Логу под Екатеринбургом. У противников идентичности найденных останков также свои аргументы.

Но в связи с этими спорами встает вопрос еще об одной мрачной исторической тайне ХХ века.

Однако вспомним прежде дикую кампанию по уничтожению царских монументов, начавшуюся в 1918 году с памятника убитому от руки террориста в Кремле - тогда В.И. Ленин собственноручно накинул веревку на крест, а потом понукал своих товарищей, чтобы они тянули ее концы и скорее низвергли ненавистный ему монумент.

Стараниями большевиков на территории Советского Союза были уничтожены все памятники царю-освободителю Александру ΙΙ. Уцелел лишь тот, который оказался стоящим на уже зарубежной территории - в Финляндии. Что же касается его сына Александра ΙΙΙ, то единственный сохранившийся памятник ему, созданный П. Трубецким, был оставлен скорее в качестве… исторического курьеза.

Был уничтожен даже ряд памятников Петру Великому, в частности монумент, где он изображен как мастер-кораблестроитель. Те памятники царским особам, которые не были снесены (Медный всадник, памятники Николаю I, Екатерине II), сохранились лишь по настоянию наиболее здравомыслящих представителей интеллигенции и по причине их художественной ценности.

Все иконы и лампады были сняты с царских могил, уложены в ящики и отправлены в Москву

К варварским акциям относится и разграбление царских могил в Петропавловском соборе Санкт-Петербурга. К 1917 году на стенах собора, колоннах и у могил находилось более тысячи венков. Практически на каждой могиле и около нее стояли иконы и лампады. На надгробиях Петра I, Александра I, Николая I и Александра II лежали золотые, серебряные и бронзовые медали, выбитые по случаю различных юбилейных дат. В сентябре-октябре 1917 года по распоряжению Временного правительства все иконы и лампады, золотые, серебряные и бронзовые медали с могил, золотые, серебряные и фарфоровые венки были сняты, уложены в ящики и отправлены в Москву. Дальнейшая судьба вывезенных соборных ценностей неизвестна.

Но на этом мародерство не закончилось. Документов о вскрытии царских гробниц не сохранилось, однако до нас дошел целый ряд воспоминаний, свидетельствующих об этом.

Вот слова профессора В.К. Красуского (Колтуши близ Санкт-Петербурга):

“На груди у Петра был большой золотой крест… Производилось изъятие ценностей из царских гробниц”

«Будучи еще студентом, я приехал в 1925 году в Ленинград к своей тетке Анне Адамовне Красуской, заслуженному деятелю науки, профессору анатомии Научного института им. П.Ф. Лесгафта. В одной из моих бесед с А.А. Красуской она мне сообщила следующее: “Не так давно производилось вскрытие царских гробниц. Особенно сильное впечатление произвело вскрытие гробницы Петра I. Тело Петра хорошо сохранилось. Он действительно очень похож на того Петра, который изображается на рисунках. На груди у него был большой золотой крест, весивший очень много. Производилось изъятие ценностей из царских гробниц”.

Зная А.А. Красускую как очень серьезного ученого и человека, я не могу допустить мысли, что всё сказанное мне ею было основано только на слухах. Она могла сказать о вскрытии гробниц лишь то, что ей было хорошо известно» .

А вот что пишет доктор технических наук, профессор В.И. Ангелейко (Харьков) Л.Д. Любимову:

«У меня в гимназии был товарищ Валентин Шмит. Его отец Ф.И. Шмит заведовал в Харьковском университете кафедрой истории искусств, затем перешел на работу в Ленинградский университет. В 1927 году я посетил своего товарища и от него узнал, что его отец в 1921 году участвовал в комиссии по и в его присутствии вскрывались могилы Петропавловского собора. Комиссия не обнаружила тела в могиле Александра I. Он же сообщил мне, что очень хорошо сохранилось тело Петра I» .

А вот воспоминания Д. Адамовича (Москва):

“Гробница Александра I оказалась пустой: гроба нет, тела нет”

«Со слов ныне покойного профессора истории Н.М. Коробова… мне известно следующее. Член Академии художеств Граббе, присутствовавший при вскрытии царских могил в Петрограде в 1921 году, сообщил ему, что Петр I очень хорошо сохранился и лежал в гробу как живой. Красноармеец, который помогал при вскрытии, в ужасе отшатнулся. Гробница Александра I оказалась пустой» .

Заслуживает внимания рассказ писательницы Надежды Павлович. Информацию о вскрытии царских гробниц передал ей племянник Урицкого Борис Каплун:

«В тот день Борис был взволнован: он только что с отрядом красноармейцев участвовал во вскрытии царских гробниц. “Зачем?” - спросили мы. - “Чтобы проверить слух, будто в царских гробах спрятаны царские сокровища”. В ту пору были случаи, когда, подражая старинным романтическим повестям, кое-кто устраивал фиктивные похороны, чтобы в нужный час достать “из-под земли” спрятанное богатство.

“Ну и что, нашли?” - “Нет, не нашли. Петр Великий сохранился лучше других - у него на пальце был бриллиантовый перстень, который мы думали снять для музея, но не решились”» .

До конца непонятно, вскрывались ли все могилы, а самое главное - встает проблема: в каком состоянии после мародерства 1920-х годов находятся в своих могилах останки русских императоров? При всей своей сложности и деликатности этот вопрос требует спокойного и профессионального ответа и решения.

Есть подозрение, что могилы русских царей в Петербурге сегодня пусты

Бурное обсуждение вопроса о перезахоронении цесаревича Алексея и великой княжны Марии, останки которых были найдены недавно под Екатеринбургом, вновь привлекло внимание общественности к царским захоронениям в Петропавловском соборе Петербурга. Вспомнили, что сразу после революции эти могилы были разграблены.

Причем этот факт тщательно скрывался не только в советские времена, но как-то замалчивается даже и в наши дни. Так, во многих путеводителях по Петропавловскому собору до сих пор пишут, будто «многие годы покой этих могил никто не тревожил».

На самом деле это не так. Могилы стали грабить сразу после революции.

К 1917 году на стенах собора, колоннах и у могил императоров находилось более тысячи венков, в том числе золотых и серебряных. Практически на каждой могиле и около нее стояли старинные иконы и драгоценные лампады.

Так, над гробницей Анны Иоановны находились две иконы - Иерусалимской Божьей Матери и святой Анны Пророчицы – в золотых окладах, с жемчугами и драгоценными камнями. На надгробии Павла I была укреплена бриллиантовая корона Мальтийского ордена. На надгробиях Петра I, Александра I, Николая I и Александра II лежали золотые, серебряные и бронзовые медали, выбитые по случаю различных юбилейных дат. На стене около надгробия Петра был укреплен серебряный барельеф, изображавший памятник царю в Таганроге, рядом в золотом окладе висела икона с ликом апостола Петра, примечательная тем, что своими размерами соответствовала росту Петра I при рождении.

По повелению Петра

Петр I решил превратить Петропавловский собор в усыпальницу по примеру первого христианского императора Константина, построившего в IV веке в Константинополе церковь Святых Апостолов с намерением превратить ее в свой мавзолей. На протяжении двух столетий в соборе были похоронены почти все российские императоры от Петра I до Александра III (за исключением лишь Петра II, скончавшегося в Москве и похороненного в Архангельском соборе Кремля, а также Иоанна VI Антоновича, убитого в Шлиссельбургской крепости) и многие члены императорской фамилии. До того всех великих московских князей, начиная с Юрия Данииловича – сына великого князя Даниила Московского и русских царей – от Ивана Грозного до Алексея Михайловича – хоронили в Архангельском соборе московского Кремля (за исключением Бориса Годунова, который был погребен в Троице-Сергиевой лавре).
В течение XVIII – первой трети XIX в. Петропавловский собор был местом захоронения, как правило, лишь коронованных особ. С 1831 года, по повелению Николая I, в соборе стали хоронить также великих князей, княгинь и княжон. В XVIII – первой трети XIX веков императоров и императриц хоронили в золотой короне. Тела их бальзамировали, сердце (в специальном серебряном сосуде) и остальные внутренности (в отдельном сосуде) захоранивали на дне могилы за день до начала погребальной церемонии.
В первой половине XVIII века над местами захоронений ставили надгробия, сделанные из белого алебастрового камня. В 1770-е годы, при реставрации и перестройке собора, их заменили на новые, сделанные из серого карельского мрамора. Надгробия покрывались зеленым или черным сукном с нашитыми по верху гербами, а по праздникам – золотой парчой, обложенной горностаем. В середине XIX века появляются первые надгробия, сделанные из белого итальянского (каррарского) мрамора. В 1865 г. по указу Александра II, надлежало все надгробия, "кои пришли в ветхость или сделаны не из мрамора, сделать из белого, по образцу последнеисполненных". Были изготовлены пятнадцать надгробий из белого итальянского мрамора. В 1887 году Александр III повелел заменить беломраморные надгробия на могилах своих родителей Александра II и Марии Александровны на более богатые и нарядные. Для этого были использованы монолиты зеленой алтайской яшмы и розового уральского родонита.
К концу XIX века в Петропавловском соборе практически уже не оставалось места для новых погребений. Поэтому в 1896 году рядом с собором по разрешению императора было начато строительство Великокняжеской усыпальницы. С 1908 по 1915 гг. в ней были погребены 13 членов императорской фамилии.

Разграбление могил

На сокровища императорской усыпальницы зарились уже давно. Еще в 1824 году журнал «Отечественные записки» сообщал, что во время путешествия по России мадам де Сталь захотела иметь сувенир с гробницы Петра I. Она попыталась отрезать кусочек парчового покрывала, однако церковный сторож заметил это, и мадам пришлось спешно покинуть собор.

Катастрофа разразилась после революции. В сентябре-октябре 1917 года, по распоряжению Временного правительства, все иконы и лампады, золотые, серебряные и бронзовые медали с могил, золотые, серебряные и фарфоровые венки были сняты, уложены в ящики и отправлены в Москву. Дальнейшая судьба вывезенных соборных ценностей неизвестна.

Но всех мародеров перещеголяли, конечно, большевики.

В 1921 году под предлогом требований «Помгола», выступившего с проектом конфискации в пользу голодающих драгоценностей, были кощунственно вскрыты и безжалостно разграблены сами императорские могилы. Документов об этой чудовищной акции не сохранилось, однако до нас дошел целый ряд воспоминаний, свидетельствующих об этом.

В записках русского эмигранта Бориса Николаевского есть драматический рассказ об истории разграбления царских могил, который был опубликован: "Париж, "Последние новости", 20 июля 1933 года. Заголовок: "Гробницы русских императоров и как большевики их вскрывали".
"В Варшаве у одного из членов русской колонии имеется письмо одного из видных членов петербургского ГПУ с рассказом о вскрытии большевиками гробниц русских императоров в усыпальнице Петропавловского собора. Вскрытие произведено в 1921 году по требованию "Помгола", выступавшего с проектом конфискации в пользу голодающих драгоценностей, заключенных в императорских гробах". Краковская газета "Иллюстрированы курьер Цодзенны" приводит это историческое письмо.
«...Пишу тебе, – так начинается письмо, – под незабываемым впечатлением. Открываются тяжелые двери усыпальницы, и перед нашими глазами появляются гробы императоров, установленные полукругом. Перед нами вся история России. Комиссар ГПУ, являющийся председателем комиссии, приказал начать с самых молодых... Механики открывают гробницу Александра III. Набальзамированный труп царя сохранился хорошо. Александр III лежит в генеральском мундире, богато украшенном орденами. Прах царя быстро вынимают из серебряного гроба, снимают с пальцев перстни, с мундира – ордена, усыпанные бриллиантами, затем тело Александра III перекладывается в дубовый гроб. Секретарь комиссии составляет протокол, в котором подробно перечисляются конфискованные у умершего царя драгоценности. Гроб закрывается, и накладывают на него печати»...
Такая же процедура происходит с гробами Александра II и Николая I. Члены комиссии работают быстро: воздух в усыпальнице тяжелый. Очередь за гробницей Александра I. Но здесь большевиков ожидает неожиданность.

Гробница Александра I оказывается пустой. В этом можно, очевидно, видеть подтверждение легенды, согласно которой смерть императора в Таганроге и погребение его тела было фикцией, им самим придуманной и инсценированной для того, чтобы остаток жизни окончить в Сибири старцем-отшельником.

Жуткие минуты пришлось пережить большевистской комиссии при вскрытии гробницы императора Павла. Мундир, облегающий тело покойного царя, прекрасно сохранился. Но кошмарное впечатление производила голова Павла. Восковая маска, покрывавшая его лицо, от времени и температуры растаяла, и из-под остатков виднелось обезображенное лицо убитого царя. Все участвовавшие в мрачной процедуре вскрывания гробниц торопились как можно скорее закончить свое дело. Серебряные гробы русских царей после перенесения тел в дубовые устанавливались один на другой. Дольше других возилась комиссия с гробницей императрицы Екатерины I, в которой оказалось очень большое количество драгоценностей.
«…Наконец, мы дошли до последней, точнее, до первой гробницы, где покоились останки Петра Великого. Гробницу трудно было открыть. Механики заявили, что, очевидно, между внешним гробом и внутренним находится еще один пустой, который затрудняет их работу. Начали сверлить гробницу, и вскоре крышка гроба, поставленная для облегчения работы вертикально, открылась и перед взорами большевиков предстал во весь рост Петр Великий. Члены комиссии от неожиданности в страхе отшатнулись. Петр Великий стоял как живой, лицо его великолепно сохранилось. Великий царь, который при жизни возбуждал в людях страх, еще раз испробовал силу своего грозного влияния на чекистах. Но во время перенесения труп великого царя рассыпался в прах. Страшная работа чекистов была закончена, и дубовые гробы с останками царей были перевезены в Исаакиевский собор, где и были помещены в подвальном помещении…».

Жуткие масштабы грабежа

Куда же потом исчезли снятые с трупов драгоценности? Вероятно, они были проданы за границу. Большевики поставили грабеж национальных богатств на поток, разоряли не только могилы и церкви, но и музеи, бывшие дворцы знати, особняки буржуазии. Грабеж приобрел совершенно невероятные, прямо-таки жуткие масштабы. В 1917–1923 годах продано: 3 тыс. каратов бриллиантов, 3 пуда золота и 300 пудов серебра из Зимнего дворца; из Троицкой лавры - 500 бриллиантов, 150 пудов серебра; из Соловецкого монастыря – 384 бриллианта; из Оружейной палаты – золотого и серебряного лома 40 пудов. Делалось это под предлогом помощи голодающим, но продажа русских церковных ценностей никого от голода не спасла, сокровища были проданы за бесценок.

В 1925 году каталог ценностей императорского двора (короны, венчальные венцы, скипетр, держава, диадемы, ожерелья и другие драгоценности, в том числе знаменитые яйца Фаберже) разослали всем иностранным представителям в СССР.

Часть Алмазного фонда была продана английскому антиквару Hорману Вейсу. В 1928 году из Алмазного фонда были изъяты семь "малоценных" яиц Фаберже и еще 45 предметов. Все они были проданы в 1932 году в Берлине. Из почти 300 предметов в Алмазном фонде остался только 71.

К 1934 году Эрмитаж лишился около 100 шедевров живописи старых мастеров. Фактически музей оказался на грани гибели. Из Музея новой западной живописи были проданы четыре картины французских импрессионистов, из Музея изящных искусств – несколько десятков полотен. Третьяковская галерея лишилась части икон. Из 18 корон и диадем, некогда принадлежавших дому Романовых, в Алмазном фонде ныне хранятся только четыре.

Что же теперь в могилах?

Но если драгоценности царей исчезли, что осталось в их могилах? Свое исследование произвел диакон Владимир Василик, кандидат филологических наук, доцент исторического факультета Санкт-Петербургского университета. В статье, опубликованной на днях на сайте Православие.ру, он приводит показания ряда лиц, имевших сведения о вскрытии могил. Вот, например, слова профессора В.К. Красуского: «Будучи еще студентом, я приехал в 1925 году в Ленинград к своей тетке Анне Адамовне Красуской, заслуженному деятелю науки, профессору анатомии Научного института им. П.Ф. Лесгафта. В одной из моих бесед с А.А. Красуской она мне сообщила следующее: "Не так давно производилось вскрытие царских гробниц. Особенно сильное впечатление произвело вскрытие гробницы Петра I. Тело Петра хорошо сохранилось. Он действительно очень похож на того Петра, который изображается на рисунках. На груди у него был большой золотой крест, весивший очень много. Производилось изъятие ценностей из царских гробниц".

А вот что писал доктор технических наук, профессор В.И. Ангелейко (Харьков) Л.Д. Любимову: «У меня в гимназии был товарищ Валентин Шмит. Его отец Ф.И. Шмит заведовал в Харьковском университете кафедрой истории искусств, затем перешел на работу в Ленинградский университет. В 1927 году я посетил своего товарища и от него узнал, что его отец в 1921 году участвовал в комиссии по изъятию церковных ценностей, и в его присутствии вскрывались могилы Петропавловского собора. Комиссия не обнаружила тела в могиле Александра I. Он же сообщил мне, что очень хорошо сохранилось тело Петра I».

А вот воспоминания Д. Адамовича (Москва):«Со слов ныне покойного профессора истории Н.М. Коробова... мне известно следующее.

Член Академии художеств Граббе, присутствовавший при вскрытии царских могил в Петрограде в 1921 году, сообщил ему, что Петр I очень хорошо сохранился и лежал в гробу как живой. Красноармеец, который помогал при вскрытии, в ужасе отшатнулся.

Гробница Александра I оказалась пустой».

Странно, но разговоры на эту тему велись потом только по поводу будто бы оказавшейся пустой гробницы Александра I. Но даже этот факт теперь опровергают. Так, когда корреспондент агентства «Интерфакс» задал этот вопрос Александру Колякину, нынешнему директору Государственного музея истории Санкт-Петербурга (находится в Петропавловской крепости), то тот категорически заявил: «Чушь. Разговоры об этом ходили, но это лишь слухи». Однако никаких фактов при этом не привел, добавив только, что лучшим поводом убедить сомневающихся является вскрытие могилы императора, однако оснований для такой процедуры, по его мнению, нет.

Писатель Михаил Задорнов сообщил в «Живом журнале», что в свое время мэр Петербурга Анатолий Собчак рассказал ему об этой тайне. По словам Задорнова, во время прогулки по морскому побережью Юрмалы он спросил у Собчака, который был мэром во время перезахоронения семьи Николая II в Петропавловском соборе в 1998 году: «Я слышал, что в то время открывали и другие саркофаги. Скажите, я вам обещаю, что десять лет никому о нашей беседу не расскажу, в саркофаге Александра I его останки? Ведь сравнительный анализ проводили у нескольких русских царей». По утверждению Задорнова, Собчак выдержал паузу и ответил: «Там пусто…»

Вопросы без ответа

В 1990-гг, когда решался вопрос об идентификации царских останков семьи Николая II, найденных под Екатеринбургом, было принято решение вскрыть гробницу брата царя – Георгия Александровича, чтобы взять на экспертизу частицу останков. Эксгумация проводилась с участием священнослужителей. Когда сверху убрали мраморный саркофаг, обнаружили толстую монолитную плиту. Под ней был склеп, в котором стоял медный ковчег, в нем цинковый гроб, а в нем уже – деревянный. Несмотря на то, что склеп был залит водой, все же удалось обнаружить кости, пригодные для экспертизы. Были изъяты образцы, в присутствии понятых. Через две недели останки великого князя были захоронены на прежнем месте. Однако гробницы самих императоров никто после 1921 года так и не вскрывал.

Между тем и архивные поиски историков официального акта о вскрытии гробниц в 1921 году пока ничего не дали. Долгие годы занимавшийся этим вопросом историк Н. Эйдельман пришел к выводу, что отдельный документ очень трудно, практически невозможно найти.

Вскрытие гробниц в 1921 г. могло быть следствием энергичной инициативы каких-либо петроградских учреждений, чьи архивы за прошедшие десятилетия, особенно за время войны, подвергались различным, порою гибельным перемещениям.

Диакон Владимир Василик свое исследование вопроса о царских захоронениях и их разграблении большевиками заканчивает так: «До конца непонятно, вскрывались ли все могилы, а самое главное, – встает проблема: в каком состоянии после мародерства 1920-х годов находятся в своих могилах останки русских императоров? При всей своей сложности и деликатности этот вопрос требует спокойного и профессионального ответа и решения».

Пламя крематория

А кроме того, добавим мы, есть все основания задать и другой, еще более драматический вопрос: а не пусты ли вообще сегодня все эти могилы русских императоров, останки которых большевики вытащили из гробниц и ограбили? Зачем их вывезли потом из Петропавловского собора? Известно, что во вскрытии царских гробниц участвовал также некий Борис Каплун, племянник могущественного главы петроградского ЧК М. Урицкого. На тот момент Каплун занимался созданием первого в Петрограде и вообще в России крематория, который был запущен в 1920 году. По воспоминаниям Корнея Чуковского, Каплун часто приглашал в крематорий знакомых дам, чтобы полюбоваться обрядом «красного огненного погребения».

Так может, этот племянник Урицкого явился в собор на вскрытие гробниц с тайным заданием вывезти останки императоров и уничтожить их потом в крематории? А иначе, что он там делал? Конфискация драгоценностей явно не входила в компетенцию Каплуна, ответственного за крематорий.

Да и сам факт сожжения выглядел бы символично. Ведь пытались же большевики под Екатеринбургом сжечь трупы убитых ими членов царской семьи...

Первый крематорий был устроен на 14-й линии Васильевского острова в помещении бывших бань. Идея его создания была вообще привлекательной для представителей новой вла­сти. Лев Троцкий выступил в большевистской прессе с серией статей, в которых призвал всех лидеров советского правительства завещать сжечь свои тела. Но просуществовал этот крематорий в Петрограде недолго. Все его архивы были потом уничтожены. Так что проверить эту невероятную версию сегодня нет никакой возможности.

Другой аргумент в пользу версии о вероятности уничтожении останков императоров большевиками – принятый 12 апреля 1918 года декрет Совета народных комиссаров «О снятии памятни­ков, воздвигнутых в честь царей и их слуг, и выработке проектов па­мятников Российской социалистической революции». Это было целенаправленное разрушение исторической памяти, начальный этап десакрализации прошлого и культа умерших, в частности. Памятники начали сносить в первую очередь в бывшей столице Российской империи. Именно в это время и начинается эпопея со строительством крематория, который можно рас­сматривать, как часть плана монументальной пропаганды. В рамках этого плана уничтожались не только памятники, но и могилы, а потом стали сносить целые кладбища.

Простая логика вообще говорит: зачем надо было затевать эту возню, вывозить гробы из Петропавловской крепости, зачем-то складировать в другом месте и т.п.? Ведь если бы большевики хотели останки императоров сохранить, то было бы гораздо проще сразу вернуть останки на их прежнее место в Петропавловском соборе. Однако вывезли же! Но зачем? Вернули их обратно или нет?.. Кто даст сегодня ответ на эти вопросы?

Специально для Столетия


В 1529–1530 годах, при царе Василии III, итальянский зодчий Алевиз Новый возвел в северо-восточной части Кремля (близ Спасских ворот) собор Вознесенского девичьего монастыря в честь Вознесения Господня - на месте прежнего, заложенного еще святой Евфросинией Московской - вдовой Дмитрия Донского (до пострига - великая княгиня Евдокия Дмитриевна).

Первый храм стали строить в мае 1407 года, но при жизни преподобной Евфросинии успели сделать немного, и дело продолжила ее невестка - великая княгиня Софья Витовтовна. Однако пожар 1415 года уничтожил стены и своды возводимого храма, и через 50 лет великая княгиня Мария Ярославна, супруга великого князя Василия Темного, хотела разобрать и заново построить Вознесенский храм. Однако некто Василий Ермолин придумал с мастерами-каменщиками обгорелые стены обложить новым кирпичом, своды храма, сломавши, возвести новые. И когда это было сделано, современники очень дивились сему, не видя ничего подобного в строительном деле.

Преподобная Евфросиния вела подвижническую жизнь, построила еще несколько церквей и монастырей и скончалась 7 июля 1407 года. Оплаканная сыновьями своими, боярами и всем народом, она была погребена на месте, заранее приготовленном ею самой - внутри еще строившегося храма Вознесения. Преподобная Евфросиния удостоилась прославления и после своей кончины: много раз видели, что у ее гроба сама собой возгоралась незажженная свеча, что являлось доказательством святости погребенной. Таким образом, в первой трети XV века в Кремле было две усыпальницы: Архангельский собор - для государей и Вознесенский - для их близких родственников. И до 1731 года Вознесенский собор оставался некрополем всех княгинь, цариц и царевен.

В Вознесенском соборепокоится и Мария Борисовна, дочь тверского князя Бориса Александровича. Она была обручена с московским князем Иваном III, когда ему было всего 7 лет. Через это обручение родители их, бывшие до того времени заклятыми врагами, заключили союз против вероломных действий князя Дмитрия Шемяки, стремившегося овладеть Московским княжеством в ущерб законному великому князю московскому Василию. По отзывам «Русского летописца», Мария Борисовна была смиренной и доброй, но недолго она могла утешать своими добродетелями Ивана III. Прожив в супружестве 5 лет, великая княгиня внезапно скончалась в апреле 1467 года. Великого князя в Москве тогда не было, и усопшую со всеми почестями погребли в Вознесенском соборе митрополит Филипп I и мать Ивана III, великая княгиня Мария Ярославна. Последняя по кончине своей была погребена рядом - в юго-западном углу храма.

Направо от южных ворот первой располагалась гробница великой княгини Евдокии Лукиановны, второй супруги царя и великого князя Михаила Федоровича, скончавшейся в августе 1645 года. Через год на ее надгробие был сделан драгоценный бархатный покров и Поставлена золотая братина, принадлежавшая ей при жизни. В следующей гробнице похоронена великая княгиня Мария Ильинична - первая супруга царя и великого князя Алексея Михайловича. Она скончалась 3 марта 1669 года в возрасте 44 лет. В течение трех лет по ее кончине государь и супруг ее пожертвовал в монастырь две печатные книги бесед святого Иоанна Златоуста с надписью на них и устроил над надгробием великой княгини бархатный покров, а также подарил в монастырь серебряное золоченое блюдо.

В третьей могиле у южных ворот покоилась Наталья Кирилловна Нарышкина, вторая супруга царя Алексея Михайловича и мать Петра I. В середине января 1694 года она почувствовала первые признаки предсмертной болезни и 20 числа призвала к себе патриарха Адриана с духовенством, приобщилась Святых Тайн, освятилась елеем и благословила обоих царей, Ивана и Петра. В следующие три дня государыня повелела отдать все свои царские одеяния в церкви, сокровища разделить между бедными, а накануне кончины своей (24 января) упросила царей сложить казенные долги и отпустить узников.

Петр I был глубоко опечален кончиной матери, велика была скорбь и всего народа православного, лишившегося в лице Натальи Кирилловны своей благодетельницы. Когда гроб с ее телом вынесли из царского дома, великое множество людей всякого звания бросилось к нему со слезами, и погребальное шествие с трудом могло двигаться среди рыдающей толпы к Вознесенскому собору.

Великие князья и государи российские много жертвовали в Вознесенский собор, и в его ризнице постепенно скапливались большие сокровища. Но в 1812 году французы, не пощадившие кремлевские дворцы и соборы, многое растащили и из Вознесенского собора. Правда, некоторые реликвии и вещи из утвари храма и ризницы уцелели благодаря игуменье Трифене, которая перевезла их в Вологду.

В 1822 году стараниями игуменьи Афанасии и на добровольные пожертвования над мощами преподобной Евфроси-нии была устроена бронзовая высеребренная чеканная рака с сенью над ней. Через 50 лет мать-игуменья Сергия устроила более благолепную раку с балдахином для мощей преподобной Евфросинии, тогда же был украшен драгоценными камнями и золотом и киот у ее гробовой иконы.

В 1929–1930 годы Вознесенский монастырь снесли, а на его месте построили школу курсантов им. ВЦИК (ныне - один из корпусов бывшего Президиума Верховного Совета СССР). Благодаря стараниям комиссии, созданной архитекторами В.К. Клейном и Н.Н. Померанцевым, саркофаги не были уничтожены, и их перенесли в подвал южной пристройки Архангельского собора (Судную палату). Более того, во время переноса их вскрыли и исследовали. При вскрытии саркофага Софьи Палеолог ученые обнаружили ее останки, завернутые в саван из итальянской камки, сделанный куколем (то есть углом на голове). На белокаменной крышке сохранилась надпись в технике граффити, состоящая только из одного слова - Софья.

Софья (Зоя) Палеолог после гибели Византийской империи воспитывалась при дворе римского папы. В 1469 году римской престол предложил великому князю московскому Ивану III заключить с ней брак, имея при этом в виду далеко идущие планы - окатоличить Русь и привлечь ее к военному союзу против грозной опасности с Востока. Переговоры продолжались долго и только в 1471 году привели к желанному результату. После длительного путешествия через всю Европу Зоя Палеолог 12 ноября 1472 года прибыла в Москву, где в тот же день состоялось ее венчание с великим князем.

Долгая жизнь греческой царевны на новой родине была богата событиями, и одной из главных проблем был возникший в конце 1490-х годов вопрос о престолонаследии, так как у великого князя от первого брака с тверской царевной Марией Борисовной был сын, что не раз приводило к осложнениям отношений между супругами.

Великая княгиня умерла в 1503 году, считается, что в возрасте 60 лет, так как точная дата ее рождения неизвестна.

Софью Палеолог погребли в юго-западном углу Вознесенского храма. Над ее могилой не было надгробного памятника с резной плитой и надписью, так как она со всех сторон была окружена надгробиями соседних захоронений. Саркофаг ее был сделан с полукруглым изголовьем и мягкими плечиками. Как и в большинстве саркофагов данного некрополя, в головной части погребального сооружения Софьи Палеолог сделано специальное возвышение в форме ступеньки высотой 3 сантиметра. Снаружи гроб тщательно отделан, но на поверхностях внутренних стенок и на дне саркофага видны следы работы теслом.

Гробница Софьи Палеолог вскрывалась еще и в 1984 году. И в этот раз исследователи обнаружили только несколько мелких обрывков ее савана: другие остатки погребальных одежд великой княгини не сохранились. На лобной части черепа Софьи Палеолог была найдена также только часть волосника (сетчатой шапочки, в которую укладывались волосы), который по своей конструкции несколько отличался от традиционных головных уборов того времени.

Великие княгини, царицы и царевны погребались в основном в простой светской одежде, в монашеском облачении - единицы. Из цариц только Мария Долгорукова (первая жена царя Михаила Федоровича Романова) похоронена в парчовом платье. В саркофагах также отсутствовали какие-либо украшения, в том числе и кресты. Лишь у одной из сестер Петра I на пальце было золотое кольцо.

При вскрытии захоронения Марфы Собакиной (третьей жены Ивана Грозного) был обнаружен удивительный биологический феномен. Она лежала в гробу как живая и не была тронута тлением. Специалисты считают, что неизвестное ядовитое вещество, которым отравили новобрачную, со временем забальзамировало ее тело.

В настоящее время и мужские и женские захоронения русских князей, княгинь, царей, цариц и царевен находятся вместе - в Архангельском соборе. Исключение составляет только Соломония - первая жена царя Василия III, дочь Ю.К. Сабурова, потомка выходца из татарской Орды Мурзы-Чета.

После 21 года супружества они не имели детей. Великий князь и княгиня жертвовали вклады во многие монастыри, ездили на поклонение святым местам, применяли «чары и ворожбу», раздавали милостыни, но ничего не помогало. И тогда Василий III решился на развод, а Соломонию под именем Софьи постригли в монахини в московском Рождественском монастыре и сослали в Каргополь. Однако к ней шло очень много паломников, после чего решено было отправить ее в Суздаль - в Покровский женский монастырь.

Великий князь женился во второй раз - на Елене Глинской, и через 3 года у них родился сын Иоанн - будущий Иван IV Грозный. Таким образом, считается, что главной причиной пострига Соломонии была бездетность царицы, однако, по известной в научном мире «Легенде о принце Георгии», ее постригли, когда она была уже беременной.

Из Суздаля по всей стране расползались слухи, что ссыльная Соломония родила сына Георгия, и из документов известно, что это не было выдумкой. Чтобы обезопасить сына, Соломония будто бы отдала его на воспитание верным людям, а сама распустила слух о смерти младенца. Было инсценировано даже его погребение, когда с подобающими обрядами была захоронена деревянная кукла.

Гробница таинственного Георгия сохранялась до 1934 года под видом гробницы Анастасии Шуйской - дочери царя Василия Ивановича, сосланной вместе с матерью в 1610 году в Покровский монастырь Суздаля. Археологические раскопки показали: в открывшемся гробике-колоде была найдена кукла, завернутая в шелковую рубашечку и жемчужный свивальник. Костей погребенного ученые не обнаружили… По одной из версий «Легенды о принце Георгии» Иван Грозный всю жизнь охотился за братом, который будто бы стал знаменитым разбойником - атаманом Кудеяром. У исследователей есть даже основания предполагать, что Иван Грозный вел следственное дело о беременности Соломонии, но затем якобы все бумаги были уничтожены…


1. Петропавловский собор построен в 1712-1733 годах по проекту Доменико Трезини на месте деревянной церкви, стоявшей на этом месте в 1703-1704 годах.Колокольня собора увенчана шпилем и имеет общую высоту 122 метра, что позволяло ей до 2012 года быть самым высоким зданием Петербурга.

2. С самого начала собор являлся местом захоронения Романовых и их родственников. В 1896 году рядом было возведено здание усыпальницы для великих князей императорской фамилии и светлейших князей Романовских. Сюда из Петропавловского собора были перенесены восемь захоронений.

3. Великокняжеская усыпальница сильно пострадала в годы советской власти, много лет ремонтируется и до сих пор закрыта для посещения.

4. С собором её связывает белый коридор. Как видно, здесь всё уже готово, но проход пока закрыт.

5. Осмотрим интерьер трёхнефного собора.

6. Главный вход в храм со стороны Соборной площади.

7. Потолок украшен картинами на евангельские сюжеты.

8. К сводам подвешены пышные люстры.

9. Кафедра проповедника, украшенная золочёной скульптурой.

10. Позолоченный резной иконостас собора изготовили в Москве по рисункам Трезини.

11. Перед иконостасом находятся захоронения императоров и императриц XVIII века.

12. Слева в первом ряду - захоронение Петра I, увенчанное бюстом царя. Рядом с ним - Екатерина I (Марта Скавронская), его жена. Слева - Елизавета Петровна, их дочь, предусмотрительно озаглавленная табличкой «Елизавета I» на случай, если бы среди императриц появилась бы другая Елизавета. За Петром I лежит его племянница Анна Иоановна, дочь царя Ивана V. Слева во втором ряду - Екатерина II и Пётр III, перенесённый после смерти жены из Александро-Невской лавры. На их надгробиях стоит одна и та же дата погребения, что создаёт иллюзию, будто бы они жили вместе и умерли в один день.

13. Пётр Великий подписан как «Отец Отечества». Когда он умер в 1725 году, стены собора едва поднялись на человеческий рост, и его тело до 1731 года пролежало во временной деревянной часовне.

14. По другую сторону от царских врат так же в два ряда находятся надгробные плиты Павла I и Марии Фёдоровны, Александра I и Елизаветы Алексеевны, Николая I и Александры Фёдоровны, а также дочери Петра I, великой княжны Анны.

15. Все надгробия огорожены чёрными оградами, увенчанными набалдашниками в виде ваз, накрытых траурной тканью. Надгробия супругов очерчены единой оградой.

16. Все надгробия были в 1865 году заменены на мраморные, существующие и ныне, но два саркофага отличаются от остальных. Они были изготовлены в 1887-1906 годах из зелёной яшмы и розового орлеца для императора Александра II и его супруги Марии Александровны.

17. Все мраморные надгробия накрыты золочёными крестами, императорские по углам украшены изображениями двуглавых орлов. Одно из надгробий явно свежее других.

18. Оно поставлено над захоронением императрицы Марии Фёдоровны (принцессы Дагмары), жены Александра III. Умершая в 1928 году императрица была похоронена рядом с родителями в усыпальнице собора датского города Роскилле. В 2006 году её прах на корабле доставили в Петербург и захоронили рядом с мужем.

19. А в 1998 году в Екатерининском приделе собора упокоились останки последнего императора Николая II, императрицы Александры Фёдоровны и их дочерей Татьяны, Ольги и Анастасии.

20. Но самые первые захоронения в соборе можно увидеть лишь на экскурсии на колокольню собора, которую успели построить при жизни Петра Великого. Здесь, под лестницей, находятся могилы царевны Марии Алексеевны, сестры Петра I, и его сына Алексея Петровича рядом с женой, принцессой Шарлоттой-Христиной Софией Брауншвейг-Вольфенбюттельской.

21. По стёртым ступеням поднимемся на нижний уровень колокольни, находящийся вровень с крышей собора.

22. Здесь во время блокады находился пост противовоздушной обороны.

23. Здесь можно посмотреть на первоначальный вид храма. Собор был окрашен в розовой гамме, ангел на шпиле был совершенно другим.

24. Вход был украшен пышным крыльцом со скульптурами.

25. Напоминаю, как собор выглядит сегодня (фото с Гранд-макета).

26. Здесь же представлен каркас фигуры ангела, находившегося на шпиле с 1858 года.

29. Каркас ангела заменили в конце XX века на современный.

27. Медная фигура, находившаяся на шпиле до 1858 года, находится в музее истории крепости. Её заменили при перестройке шпиля собора в металле, ведь до 1858 года шпиль был деревянным.

28. Нынешняя фигура-флюгер была отремонтирована и заново позолочена в 1995 году.

30. С этого яруса начинается сама колокольня. Внизу собраны старые грузы механизма башенных часов-курантов.

31. А также вот эта старинная лебёдка.

32. Запорный механизм на дверях, ведущих на открытую площадку собора.

33. По каменным ступеням поднимемся выше.

34. На балках-опорах установлен карильон собора.

35. Карильон - это внушительных размеров многоголосый колокольный музыкальный инструмент, родом из Бельгии. Кстати, «малиновый звон» назван так не за сладость звучания, а в честь бельгийского города Malines.

36. Первоначально карильон был привезён и установлен в Петропавловском соборе Петром I, но позже сгорел при пожаре, а восстановлен был уже в наши дни.

37. Инструмент состоит из множества неподвижных колоколов разного размера.

38. Языками колоколов можно управлять при помощи стальных тросов.

39. Играть на карильоне нужно вот с этого пульта. Преподаватель игры на инструменте, несмотря на «бородатость», на русском говорит с сильным акцентом, он явно откуда-то из Бельгии.

На видео можно послушать, как своеобразно звучит этот инструмент:

40. Над карильоном находится нижняя звонница, традиционная для православных храмов.

41.

42.

43. Самый большой колокол, диаметром больше метра.

44.

45. Звонят в эти колокола вполне традиционно - при помощи системы верёвок, привязанных к языкам.

46. Здесь же висят грузы расположенных ярусом выше часов-курантов.

47. Экскурсия не рассчитана на подъём выше нижней звонницы, поэтому под конец два кадра с сорокаметровой высоты.

48.



Похожие статьи
 
Категории