Чеченцы мстят краснодарцам за Ткачева.

21.09.2019

26 декабря решением Святейшего Синода Русской Православной Церкви в пределах Республики Дагестан, Республики Ингушетия и Чеченской Республики образована Махачкалинская епархия, выделенная из состава Владикавказской епархии. Какое оно – Православие в Чечне?

Специальный корреспондент Валерий Богатов ПРАВМИРа побывал в столице и пообщался со священником Григорием Куценко. Отец Григорий – настоятель единственного православного храма в Грозном – Архангела Михаила, благочинный Грозненского округа.

Не ожидал увидеть того, что я увидел

В конце 2009 года архиепископ Владикавказский и Махачкалийский Феофан благословил меня на несение пастырского служения в Храме Архангела Михаила Грозного штатным священником. Конечно же, когда я ехал сюда – то не ожидал увидеть того, что я увидел…

Я въезжал в город поздно вечером. Было достаточно темно и я подумал, что может быть это и не Грозный? Может быть, это в совершенно другое место меня везут?

При всем внешнем благолепии – очень мало православных. Поэтому главная задача, поставленная передо мной владыкой Феофаном, – катехизация. Чтобы у людей появилась возможность жить по-христиански!

Я думал, что ко мне будет презрительное отношение со стороны . Не замечаю. Если и есть какие-то инциденты – то незначительные. В общественном транспорте люди относятся достаточно уважительно и даже радуются тому, что появился православный священник, которому можно вопрос задать.

Бывает, иду по улице, и ко мне подходит человек: «А можно у вас спросить…». Подходит мусульманин и интересуется христианством. Я, конечно же, ему с радостью отвечаю. Бывает, что приходят в храм чеченцы и спрашивают: «А вот у вас есть Праздник Обрезания Господня, а что он значит? Есть ли в этом некая связь с тем, что у нас есть ритуал такой?»

Как я могу оставить свою паству?

Наш храм, храм Архангела Михаила, был основан в 1892 году. В советское время храм не закрывался. Штат священников здесь в советское время, представьте себе, состоял из пяти человек!

Накануне войны, некоторые священники начали уезжать. Во время первой кампании остался только священник – отец Анатолий Чистоусов, который был похищен и умерщвлён в застенках дудаевскими боевиками. Он проявил послушание абсолютное, даже до смерти. Когда Митрополит Гедеон предложил ему ехать сюда, он, конечно же, мог отказаться.

Он знал, куда едет, был военным человеком, преподавал в свое время в ставропольском Высшем Военно-Инженерном Училище Связи. И он поехал.

Его остановили во время поездки в Ставрополь, в Андреевский Кафедральный Собор. Его машину остановили и ограбили, забрали все деньги, которые были необходимы для приобретения церковной утвари. После этого Митрополит Гедеон предложил ему остаться, не ехать.

Но отец Анатолий вернулся: «Как я могу оставить свою паству?», - сказал он.

Возвращение к пастве стало Голгофой. Он скончался мученически.

Остались матушка и двое детей. Мы с ними сейчас поддерживаем отношения. А отец Анатолий не оставил нас своим молитвенным покровом.

Наш храм пострадал во время первой войны, во время второй войны пострадал еще больше. Исчезло много икон, литературы, священнических облачений.

А в 2004–2006 году началось восстановление храма - его начали возводить на старом фундаменте. В 2006 году храм был открыт, К 2009 году, по указанию главы республики, храм был обновлен, купола были позолочены, а стены были выкрашены в белый цвет. Расписывала храм группа иконописцев из Ставрополья. Весной 2009 года храм был освящен и началась его новейшая история.

Руководство республики обещало восстановить при храме гостиничный комплекс.

Пока он не восстановлен и это обстоятельство тормозит развитие полноценной духовной жизни в Грозном, да и вообще по всей Чечне. Люди из разных уголков республики приезжают в Грозный помолиться у нас. Пока, к сожалению, мы не имеем возможности их достойно принимать.

По вам будут судить обо всем христианстве

Я своим прихожанам говорю: “По вам, по вашему поведению, будут судить обо всем христианстве вообще. По вашему внешнему виду, по тому, как вы говорите, по тому как вы ведете себя на людях и дома. Своим присутствием надо проповедовать веру Христову”.

Основной костяк прихода – это пенсионеры. Они в меру своих сил стараются приложить усилия, чтобы приходская жизнь менялась в лучшую сторону.

Радостно, что появляются и молодые люди. Некоторые жили здесь раньше, кто-то тут работает или служит по контракту. А в этом году один молодой человек из Грозного впервые за двадцать с лишним лет поступил в духовное учебное заведение – Владикавказское Духовное Училище.

Мама, а почему я ношу крестик? Почему я один?

Стали появляться дети в храме. И мы начали строить на территории храма детскую площадку.

Детям же тяжело: стоять, не пошалишь. А если у нас будет детская площадка – дети смогут поиграть и друг с другом познакомиться. Живя в разных уголках Грозного, они могут познакомиться только тут. Это поможет им осознать, что они не одни.

Одна мама рассказывала как, возвращаясь из детского сада, ребенок спрашивает: «Мама, а почему я не читаю Коран? Мама, а почему я не молюсь, как они молятся? Мама, а почему я ношу крестик? Почему я один?»

Предки современных чеченцев – христиане?

В Итум-Калийском районе, по свидетельствам отдельных военных, с которыми мне приходилось общаться, находились каменные кресты или пещеры наподобие келий, которые указывают на то, что здесь христианство присутствовало изначально.

На границе Ингушетии и Чечни есть развалины, которые похожи на разрушенные храмы.

А после начала Кавказской войны народ, который воевал с царской Россией, конечно же, вынужден был определиться… Раз царь – православный, то я не буду православным, я буду мусульманином;. Принимали ислам в большом количестве – XVII-XIX века – время исламизации Чечни. Мне кажется, что ключевую роль, сыграла именно та война.

Были отдельные тейпы, которые, как я слышал, были православными – Тейп Гуной, например. Их называли свиноедами. Они не считали себя мусульманами, ели свинину, некоторые из них были православными. Некоторые вступали в браки с казаками и это позволяло им приобщаться к христианской культуре.

От отдельных чеченцев я не раз слышал: «Наши предки, действительно были христианами, бесспорно».

С чего начался конфликт?

Началось все, наверное, с того, когда представители начали вспоминать события, которые происходили в XIX веке во время Кавказской Войны. Они и сейчас продолжают эту деятельность – берут эту рану и теребят ее.

Конечно же, . Сталинское выселение чеченцев, ингушей, кабардинцев сегодня серьезно вспоминают, с большой болью. Человек с детских лет слышит о том, что его права или права его родителей были сильно ущемлены.

Учитывая кавказский менталитет, мы можем говорить о том, что на этом сыграли силы, которые были заинтересованы в том, чтобы расколоть и раздробить могучий Советский Союз, который представлял из себя серьезную угрозу, для Запада в частности. Силы сработали.

Но повторюсь – в данный момент, я не замечаю никакой неприязни к русскому населению.

Город фонтанов

Нынешний Грозный – великолепный город.

Город фонтанов. Надеемся, что и на территории и нашего храма появится в ближайшее время хотя бы один фонтан. В этом году на территории нашего храма был высажен сад. Мы надеемся, что это доброе начало послужит к дальнейшему озеленению нашего города, который превратится в такой фруктовый рай.

В городе идет активное жилищное строительство. Правда, цены высокие, даже люди, имеющие средний достаток, не могут себе позволить приобрести жилье.

Наш дом – город Грозный

Упорядоченной программы, которая бы позволяла русскоязычному населению возвращаться нет. Насколько я знаком с ситуацией, нет материальной базы для этого. Люди, которые возвращаются – они приехали, посмотрели, работы здесь и так нет.

Примерно половина местного населения не работает. Они и рады были бы заниматься какой-то трудовой деятельностью, но нет рабочих мест.

Некоторые из тех, кто проходит здесь воинскую службу, готовы были бы здесь остаться, безусловно, при условии, если бы была какая-то программа, которая помогла бы им решить проблемы с жильем, оно же восстанавливается.

Пасхальная радость

Очень радостно и приятно мне было увидеть в этом году православных людей, которые накануне Пасхи приехали к нам в храм. Помолившись в этом храме, в котором кто-то из них был крещен, кто-то венчан, кто-то крестил своих детей, они пришли на кладбище, на места, где были захоронены их родные и близкие, чтобы привести их в должный вид.

Радостно было то, что Сайпутдин (Сайпутдин Гутчигов – руководитель общественной организации «Наш дом – город Грозный» – прим. В. Б.) очень помог – он – мусульманин и знал, что на у христиан не принято ходить на кладбище.

Накануне Пасхи его с его помощью организовали несколько поездок на кладбище, чтобы привести могилы в должный вид, а Радоницу уже посетить убранные могилы родных. Он сам помогал находить могилы их родных и близких, потому что кладбища города Грозного занимают громадные пространства.

Кладбища превратились в лес. Усилиями местной администрации, усилиями мэрии там вырубаются деревья, что бы люди могли хотя бы войти на кладбища, но, конечно же, этих усилий недостаточно.

В ближайшее время мы надеемся создать сайт грозненского благочиния или нашего храма, чтобы можно было как-то контактировать с теми людьми, которые хотели бы приехать сюда.

Полтора десятка чеченских строителей в воскресенье напали на поселок Плодородный, который входит в Кругликовский округ Краснодара. Как рассказал GTimes госпитализированный после этого с сотрясением мозга Андрей Вавилкин, он пришел к бабушке, которая сидела в беседке у магазина: "Там находилось еще трое парней и продавщица. Я сидел на столе минут пять. Вдруг прибежали эти люди, крикнули "Бей их всех" и начали нас всех избивать. С собой у них ничего не было, никакого оружия, били руками и ногами. Через минут 10 приехала скорая, милиция. Я попал в больницу, меня выписали только на следующий день".

По другим данным, у одного из нападавших был нож, который он выбросил в палисадник, а местная жительница случайно нашла.

Вавилкин уверен, что это были чеченцы. Он общался с одним из них недели за две до побоища, и тот сам говорил, что приехал из Чечни. Он и другие строители элитного коттеджного поселка "Вишневый сад" часто приходили в магазин в Плодородном и успели там примелькаться. Особой агрессии не проявляли, но вели себя вызывающе. "Допустим, могли в магазине стоять и не давать пройти, если их попросят. Такие вот они", - отмечает Андрей.



Испытывать личную неприязнь к кому-то из присутствовавших в беседке драчуны не могли, так как ни с кем знакомы в общем-то не были. Причиной нападения был алкоголь, считает Вавилкин: "До этого они выходили из магазина, пиво брали. И накануне, в субботу, у них был праздник - День строителя". По свидетельствам других очевидцев, нападавшие падали, пока шли, то ли в алкогольном, то ли в наркотическом опьянении.

На одном из интернет-сайтов появилась информация, что в драке участвовали и азербайджанцы, однако в краснодарском представительстве Всероссийского азербайджанского конгресса ее опровергли.

Жертвами распоясавшихся чеченских строителей, помимо тех шести человек, что сидели в беседке, стали шестилетний мальчик и его отец. Ребенка они сбили с велосипеда ногами. "Кричали, что перережут весь поселок, поставят всех на колени", - рассказывают местные жители.

Полицейский патруль вместо того, чтобы сразу отправиться по следам нападавших, тянул время, предлагал дождаться участкового. Тем временем второй вызванный патруль, как полагают местные жители, поехал предупредить чеченцев. "К тому моменту собралось в поселке 50 человек мужчин, которые двинулись к "Вишневому саду". По прибытии было обнаружено, что чеченцы собрали все вещи и уехали", - написал в социальной сети коренной житель поселка Андрей Игнатенко .

На домик, в котором жили чеченские строители, указали их коллеги из Средней Азии. "Рабочие из Азии - милейшие люди, всегда здороваются, ведут себя крайне корректно, - отметил Игнатенко в разговоре с корреспондентом GTimes. - Кто были вот эти люди с Кавказа, до сих пор никто не понимает. Я считаю, что правоохранительные органы должны разобраться, что они здесь на стройках вообще делали. Просто всем известно, что чеченцы не работают, по крайней строителями".

Жители были уверены, что власти постараются замолчать эту драку. И действительно, начальник отделения по взаимодействию со СМИ ГУ МВД России по Краснодарскому краю Денис Клочко заверил журналистов, что в Плодородном подрались всего три человека. "Никаких сведений о массе избитых кавказцами не поступало", - заявил он.

Однако свидетелей нападения оказалось более чем достаточно, информация дошла до федеральных СМИ, ей занялись депутаты городской Думы Краснодара, и тогда уже полиции ничего не оставалось, кроме как начать расследование.

Но и сейчас правоохранительные органы пытаются представить инцидент как бытовой конфликт, в котором виноваты обе стороны, а не как вылазку пьяных экстремистов. Сегодня на сходе граждан начальник краснодарского ГУВД Олег Агарков и управляющий строительной компании ООО "Бизнес Инвест" с когортой прорабов заявили, что чеченцев в коттеджном поселке не было. Заявление в ОВД подали всего два жителя Плодородного. Остальные обратились лишь в администрацию краевой столицы. Возбуждено уголовное дело, в рамках которого задержаны все 65 строителей из "Вишневого сада" и один прораб. Кроме того, начата служебная проверка в отношении патруля.

На вопрос, могло ли нападение на краснодарский поселок быть местью за слова губернатора Александра Ткачева, Андрей Игнатенко ответил, что вряд ли. "Они люди некомпетентные, жили на стройке, может, и не слышали об этом. Но если бы не заявление Ткачева, на инцидент в Плодородном никто не обратил бы внимания, и его не раскручивали бы СМИ", - уверен блогер, первым рассказавший о нападении на поселок и бездействии краснодарской полиции. И найдет ли она теперь чеченских разбойников, большой вопрос. Вот вам и закон, единый для всех. А были бы вместо полиции ткачевские казаки, ни один из нападавших от возмездия бы не ушел.

На вопрос А кто нибудь знает хоть одного христианина чеченского происхождения? заданный автором Невролог лучший ответ это Сысоев много чеченцев в православные завербовал, за что его и убили.

Ответ от 22 ответа [гуру]

Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: А кто нибудь знает хоть одного христианина чеченского происхождения?

Ответ от Братец Лис [гуру]
Ислам там всего ничего - триста лет, завезенный из персии, да еще и полусуфийского толка, то есть для своих более ревнивых, радикальных братьев они чуть ли не кафиры, нет ничего удивительного если один не укоренившиеся в сознании религиозный догмат так легко сменяеться другим.


Ответ от Landholder [гуру]
может какой-нибудь ребенок, несчастный рожденный в блуде от мамы Наташи или Веры, ведь сказать что у него нет чеченской крови нельзя, значит есть и такие черноокие чернобровые "иваны" с крестами на груди. но я знаю такого парня - с 4 лет рос в деревне без отца с русской матерью, ему теперь 26 и он принял ислам, правда отец разыскал его. кровь не вода.


Ответ от Перебросить [гуру]
Христианство стало проникать к ним, начиная с Х в. , преимущественно со стороны Грузии, которая пыталась укрепить и обезопасить свои северные границы путем обращения населения горного Кавказа в христианство. Вероятно, некоторые христианские элементы заимствовались и из Руси, с которой вайнахи поддерживали отношения.
В средние века разделения на чеченцев, ингушей и бацбийцев еще не существовало, они представляли единую нахскую этнокультурную общность. Вайнахи достаточно легко приняли христианство, видимо, его догматы не вошли в острое противоречие с древними языческими представлениями. Около XI в. в вайнахских горах начинается строительство храмов, в них завозятся церковные книги, написанные на древнегрузинском языке. Некоторые из древних нахских христианских церквей сохранились до наших дней. Самые значимые из них - храм Тхаба - Ерды (ТкъобIa - Ерды) в Ассиновском ущелье Ингушетии, Алби - Ерды и Таргим в Горной Ингушетии. Развалины древних храмов располагаются и в горах Чечни - в районе Галанчожа, в Аргунском ущелье и т. д.
Старинный грузинский документ, датируемый 1310 г. , говорит о поездке епископа Грузии Евфимия по храмам горного Кавказа, в частности, он посетил храмы «Хунзов» (хунзахских аварцев) и «Нохчиев» (чеченцев) . Последнее недвусмысленно доказывает бытование христианства в начале XIV в. у тукхума Нохчамахкхой, впоследствии составившем ядро формирования собственно чеченского народа.
Однако вайнахское христианство было достаточно неглубоким по своему наполнению. Проповедникам так и не удалось всерьез обратить вайнахов в христианство. Исполняя христианские обряды и молясь христианскому богу, они, тем не менее, сохраняли языческие представления о мире и автохтонное мировоззрение.
По свидетельству И. Цискарова («Записки о Тушетии» , 1848 г.) , один 100-летний старик в горной Чечне рассказывал, что во времена его детства вайнахи еще молились в церквах, к середине ХIX в. только начавших разрушаться, а затем в горы приехали «персияне» и обратили вайнахских горцев в ислам.
Бацбиицы - небольшой субэтнос, родственный чеченцам и ингушам. Численность 2,500 человек (2009). Исторически проживали в Тушетии (горной области на северо-востоке Грузии)



Ответ от Иной [гуру]
что такой чечен?


Ответ от Roman - Ibrohim [гуру]
Позорище может и обитает такой, но лучше ему нормальным людям на глаза не попадаться, а со своими толерастами - пожалуйста!


Ответ от Peter Strasser [гуру]
Я знал и знаю нескольких


Ответ от Ицхак [гуру]
После стольких лет безбожия вполне возможно и такое. Но это может быть только из-за недостатка знаний о последней религии. Сознательно перейти от Единобожия к многобожию-нужно быть нездоровым человеком.


Ответ от ! O [гуру]
Наверно если поискать, то и найти можно.. .


Кавказ стал одним из первых регионов Земли, который был охвачен проповедью учения Христа. Здесь раньше, чем где бы то ни было, христианство утверждается в качестве государственной религии. В 314 (или 301) году при царе Тиридате III становится христианской Армения, в 337-м – Иверия (Восточная Грузия) при царе Мириане III. После 371 г. крестится Урнайр, царь Кавказской Албании.

Власть иверских и албанских царей простиралась на склоны Большого Кавказа, где жили древние вайнахи (предки чеченцев и ингушей). Происходила там и проповедь христианства.

Проповедь христианства на Восточном Кавказе

Большую роль в распространении Христова учения на Восточном Кавказе сыграла церковь Кавказской Албании. Церковная традиция связывает первую проповедь христианства здесь с именем апостола из двенадцати Варфоломея. По легендам, апостол Варфоломей был мученически умерщвлён (с него живьём содрали кожу) в городе Альбаны, под которым большинство исследователей понимают некое место в Кавказской Албании. До 1937 года в Баку стояла православная церковь на месте древней базилики, где, по преданию, и был когда-то умучен св. Варфоломей.

Также в Албании проповедовал Елисей, ученик апостола из семидесяти Фаддея. Елисей является местночтимым святым в удинских церквях Армяно-григорианской церкви. Удины – народ Дагестана, являющийся прямым потомком кавказских албанов и сохранивший христианскую веру с тех древних времён.

По традиции, крестителем Кавказской Албании считается первый католикос армян равноапостольный Григорий Просветитель. Он обратил в христианство царя албанов Урнайра. Историки считают эту традицию анахроничной – Урнайр правил во второй половине IV века и в 371 году был ещё язычником, а Григорий Просветитель скончался в 326 году. Не был он крещён и внуком равноапостольного Григория – св. Григорисом Албанским, принявшим посвящение от своего деда. Григорис стал первым епископом Албанской церкви, но принял мученическую смерть ещё до правления Урнайра. Однако его проповедь пустила глубокие корни, и в конце IV века в Кавказской Албании существовала мощная христианская община, которая в итоге и способствовала крещению правителей страны.

Албанская церковь была дочерней по отношению к Армянской, но вскоре стала автокефальной. В 451 году обе они отвергли решения IV Вселенского (Халкидонского) собора, осудившего монофизитство (учение о единой – Божественной – природе Христа).

Власть Албании и юрисдикция её церкви распространялась на значительную часть Горного и Приморского Дагестана. С середины VII века Кавказская Албания стала подвергаться частым нападениям арабов и исламизации. В IX веке это государство исчезает со страниц хроник. Многие христиане бежали от преследований в горы Северного Кавказа.

Укрепление христианства в Чечне и Ингушетии

Историки обычно называют началом проповеди христианства среди вайнахов VIII век и указывают, что она шла со стороны Абхазского и Грузинского царств, находившихся в тесном союзе с Византийской империей. Однако, как мы показали выше, предки чеченцев и ингушей могли познакомиться с христианством значительно раньше – из Кавказской Албании. Под влиянием новой волны проповедничества среди вайнахов утвердилась православная версия христианства вместо первоначальной – монофизитской.

Недавно учёные установили, что древнейший сохранившийся до наших дней памятник христианства в Ингушетии – храм Алби-Ерды – был построен ещё в VII веке, то есть на три века раньше, чем считалось. Если так, то время его возведения совпадает со временем начала разорения Кавказской Албании арабами.

В эпоху, когда Закавказье подпало в той или иной мере под власть мусульман, а Северный Кавказ стал ареной борьбы между арабами и хазарами, глухие ущелья Кавказских гор становились убежищами для многих христиан с равнин. Когда мощь Арабского халифата стала ослабевать, и он начал терять территории на Кавказе, вновь укрепились христианские государства региона. Большую роль при царе Давиде IV Строителе (1089-1125) стало играть Грузинское царство. Давид Строитель, кстати, отбил у мусульман Тбилиси и перенёс туда столицу Грузии.

Грузия последовательно усиливает свои позиции на Северном Кавказе. Царица Тамара (1166-1213) укрепляет там положение церкви. В 1318 году грузинский патриарх-католикос Евфимий III посетил приходы в землях вайнахов и аварцев – первая известная поездка грузинского первоиерарха в Чечню, Ингушетию и Горный Дагестан. Население этих стран в то время было в подавляющем большинстве формально православным, хотя и сохраняло многие пережитки язычества, которые пыталось извести духовенство.

О господстве христианства в тот период в вайнахских землях свидетельствуют остатки многочисленных древних христианских храмов в Ингушетии. Кроме упомянутого, это Тхаба-Ерды (лучше всех сохранившийся), Таргим, Долте и другие. Как правило, вайнахи строили христианские храмы на месте бывших языческих святилищ.

Расцвет и упадок христианства в Чечне и Ингушетии

С VIII века точно, а возможно и ранее, большинство вайнахов исповедовало веру Христову. В XIV веке с православной церковью у них начал бороться католицизм, чьё влияние стало возможным благодаря Золотой Орде, которой были подчинены равнины Северного Кавказа. Побережье Чёрного моря усеяли колонии генуэзских купцов, и проповедь католических миссионеров оттуда достигла вершин Кавказа. Вероятно, спор между православием и католицизмом поколебал уверенность вайнахов в правоте христианства.

Закат христианства был связан с принятием ислама Золотой Ордой, походами среднеазиатского завоевателя Тимура и распространением власти Османской империи в Закавказье. Большинство вайнахов возвращается к язычеству. XVII век характеризуется частичным возрождением христианства в регионе в связи с кратковременным усилением Грузии. Но всё более прочные позиции у вайнахов завоёвывает ислам.

Тем не менее, христианские общины и многие храмы продолжали действовать вплоть до середины XIX века, почти до перехода региона под власть России. Богослужение велось по книгам, написанным на древнегрузинском языке. Отсутствие находок армянской церковной письменности и граффити у вайнахов не позволяет многим исследователям пока говорить о том, что христианство было принесено сюда из Кавказской Албании ранее VIII века.

Полное же искоренение христианства (как и язычества) у вайнахов предпринял имам Шамиль в середине XIX века в целях достижения морально-политического единства своего государства в войне с Россией.

подполковник

Некоторые заявления по национальным взаимоотношениям, которые приходится слышать или читать в прессе, создают впечатление, что их авторы находятся где-то на Марсе, настолько они далеки от сегодняшних реалий.

Так, один из докторов политических наук взял да и провозгласил: дескать, Россия - государство не национальное. Хоть стой, хоть падай. Это значит, что все проблемы, которые стоят на повестке дня в стране, имеют в многонациональном государстве какую угодно - экономическую, политическую, социальную, но только не национальную подоплеку. И на армии это ну никак не отражается.

Одним словом, нам, россиянам в погонах и без (ни в коей мере не русским, тем более что графы «Национальность» в паспорте нет), якобы совершенно безразлично, люди какой веры, культуры и национальности окружают нас, кто будет завтра нашим соседом, сослуживцем, на каком языке скоро станут учить в школах наших детей, внуков, во что вообще они должны верить, что помнить?

Пример государственного подхода

В храме Михаила Архангела города Грозного - тишина. Это обычное явление для главного православного святилища Чеченской Республики. Даже в выходные и церковные праздники здесь едва наберется несколько десятков прихожан. В их национальности можно не сомневаться. Это русские. В основном чудом выжившие старики и старушки. Впрочем, некоторым «старикам» на самом деле едва перевалило за 40. Случается, заходят в церковь рабочие-грузины, занятые в строительстве растущей не по дням, а по часам столицы ЧР, и еще скорее из любопытства охраняющие храм милиционеры, командированные из других регионов Российской Федерации. Временами появляются тут и цыгане, но долго не задерживаются - подают здесь мало. Другое дело - расположенные вокруг мечети. Особенно грандиозна звезда Чечни - крупнейшая в Европе мечеть, предмет особой гордости главы республики Рамзана Кадырова. Окруженная клумбами и фонтанами, подсвеченная вечером прожекторами, она словно символизирует прочно утвердившийся на чеченской земле ислам. Прямо скажу: впечатляет…

" Есть надежда, что будущее у православия, значит, и у русских в Чечне все-таки есть "

Чтобы узнать, как живут русские в Чечне, лучше прежде всего пойти в православную церковь. В ней, несмотря на проведенный недавно ремонт, все выглядит далеко не благополучно. Местами потрескались стены и колонны, облупилась штукатурка, но денег на ремонт у настоятеля как не было, так нет. Надежда на все того же Рамзана Кадырова - благодетеля всех местных жителей: чеченцев и русских. Впрочем, немногочисленные прихожане ожидали, что во время посещения города президент страны и премьер-министр заглянут в храм: все-таки оба позиционируют себя русскими, а значит, по Достоевскому, должны быть и православными людьми. Однако чаяния общины не оправдались. Кортежи первых лиц государства Российского с ветерком пронеслись по проспектам Героя России Ахмата Кадырова и В. В. Путина мимо церкви, не заметить которую было невозможно, и остановились как раз у главной мечети. Примечательный факт, не правда ли?

Выслушать мнение на сей счет настоятеля храма иеромонаха Варлаама, расспросить его о других новостях прихода мне не удалось - он выехал по делам в соседнюю Ингушетию. Ведь священник окормляет не только православных жителей Грозного и ряда станиц Наурского, Шелковского и Надтеречного районов Чечни, но и этой соседней республики, где также живут русские. Сколько их сейчас в Чеченской Республике, неизвестно. По разным оценкам, лет пять назад насчитывались от 20 до 50 тысяч человек. А сегодня?

Из разговора с жителями станицы Наурской узнал, что из 10 тысяч ее нынешних обитателей русских всего около 600 человек. Среди них немало людей, сохранивших верность православию. Есть в станице и маленький храм - бывший ангар, где проводятся богослужения, а на месте разрушенной церкви с лета 2004 года возвышается большой деревянный крест со следующей надписью: «Сей поклонный крест установлен в память о стоявшем на этом месте православном храме, построенном нашими предками в 1803 году и разрушенном коммунистами в 1940 году. Ныне мы начинаем строительство храма во имя Рождества Христова. Православные жители станицы Наурской».

Что еще осталось в бывшей казачьей станице русского? Например, действует хорошо известный за пределами республики детский ансамбль «Наурские казачата» - лауреат многих общероссийских конкурсов. Его бессменный руководитель - местная жительница Елена Гашина (кто она по национальности, понятно), с которой я познакомился еще пять лет назад. Она пережила весь кошмар, происходивший в Чечне в последние годы: потеряла мужа, здоровье, имущество. У кого она искала и находила тогда поддержку? Не задумываясь, Елена отвечает: «У Бога и… российского солдата».

Подразделения Минобороны и МВД РФ, вошедшие в мятежную республику, не только защитили Елену и ее детей, как, впрочем, и многих других жителей Чечни, от творившегося произвола, но и спасли от голодной смерти. Командир размещенного в станице оперативного батальона Внутренних войск полковник Мехман Давудов (кстати, уроженец горного Дагестана) принял Елену на службу по контракту, а для репетиций «Наурских казачат» предоставил клуб части. Эти свои действия российский офицер объяснил мне тогда так: «Я знаю, что здесь начнется, если отсюда уйдут русские, поэтому в моих же интересах поддерживать именно их: в первую очередь стараюсь принимать русских на службу и работу. И вообще помогаю им чем могу - техникой, дровами, людьми».

Прекрасный, по-моему, пример государственного подхода к проблеме стабилизации обстановки в регионе проявил полковник Давудов на опыте своей малой Родины, убедившийся, кого нужно в первую очередь поддерживать на Северном Кавказе, чтобы здесь наступил мир.

Российские силовики вообще играют важную роль в наведении в республике порядка. Только численность развернутой в Чечне, прекрасно оснащенной оружием и боевой техникой 46-й бригады ВВ до недавнего времени превышала 15 тысяч штыков (хотя, как поговаривают сами военные, грядущие сокращения вполне могут коснуться и этой крупной воинской группировки). А еще в ЧР, меняя друг друга, «работают» несколько отрядов спецназа, тысячи командированных милиционеров, это не считая дислоцирующейся на чеченской территории бригады постоянной боевой готовности Российской армии. И хотя лавры главного миротворца принадлежат, конечно, Рамзану Кадырову, именно наличие в беспокойном регионе большого числа правоохранителей и федеральных войск позволяет Москве контролировать республику, оставляя последнее слово за собой.

Трудности бытия

Сегодня в Чечне гораздо спокойнее и безопаснее, чем, к примеру, пять лет назад. Есть даже отдельные случаи возвращения русских жителей в свои дома, и формально этому ничто не препятствует. Глава Чеченской Республики не раз делал соответствующие публичные заявления, и несколько русских даже справили новоселье в Грозном, въехав в новые квартиры, но назвать эти пока единичные случаи необратимым процессом как-то язык не поворачивается. Взаимная неприязнь чеченцев к русским и наоборот никуда не ушла, и жить даже в новой квартире в таком соседстве, конечно, рискнет не каждый. Опросы грозненцев, проводимые год назад, показали, что отрицательно относятся к христианам (читай - к русским) 61 процент населения города. Лишь 7 процентов респондентов высказались о христианстве положительно и 20 процентов - скорее позитивно. (Вот бы нашим правозащитникам и докторам политических наук задуматься, отчего это чеченцы никак не хотят стать белыми и пушистыми россиянами, всех простить и все забыть?).

В таких условиях очень тяжело оставаться по-настоящему русскими (опять-таки по Достоевскому, конечно), сохранять свою самобытность: веру, традиции, язык и культуру, одним словом, иметь самосознание. Кто-то не выдержал давления, принял ислам, сменил имя, а значит, и свой генетический код, потерял историческую память. Они, конечно, остались россиянами и в правах нисколько не пострадали, а в чем-то, наверное, даже и выиграли. Однако при этом они просто перестали быть русскими. Это не мои домыслы. Именно так считает одна русская жительница города Аргуна, которая просила не называть ее имя и фамилию. Она, как и большинство моих соплеменников, все же остается русской и по духу, и по вере. И это тихое и смиренное стояние в вере уже есть подвиг и не только духовный. Именно наличие в Чечне русских дает нашей армии моральное право чувствовать себя здесь не незваными гостями, а полноправными хозяевами. И с этим, вольно или нет, вынуждены считаться не только в Грозном, но и в Эр-Рияде, и в Вашингтоне.

Русское присутствие в Чечне особенно чувствуется накануне больших православных праздников, например во время Пасхи. В эти дни местные власти проявляют особое внимание к русским. Для всех желающих организуются посещения православных кладбищ, предоставляется в случае необходимости транспорт. В текущем году на Пасху под давлением православной общины станицы Червленой, где проживают более тысячи русских, будет открыта часовня. (Станичный храм подвергся разрушению более 70 лет назад безбожниками. Кто они были по национальности, решайте сами.) Администрация населенного пункта выделила деньги на ремонт ограды местного христианского кладбища, а командование размещенного в станице батальона ВВ отрядило в помощь местным жителям для ухода за могилками солдат-добровольцев.

Это заметно приободрило и подняло дух русских обитателей Червленой - потомков казаков. Само кладбище славно тем, что, по преданию, дошедшему до наших дней, на этом погосте по краям закопаны четыре заговоренных креста, которые не позволяют хоронить здесь иноверцев. Даже в период засилья в Чечне ваххабизма (в станице в начале второй чеченской кампании одно время располагался штаб небезызвестного Хаттаба) воинственные последователи радикального ислама старались обходить кладбище стороной.

Приятно было узнать от помощника командующего объединенной группировкой войск на Северном Кавказе ОГВ(с) по работе с казачеством (есть и такая должность) казачьего полковника Виктора Медяника, что казаки в Чечне есть не только на бумаге. Не все они, правда, признают себя русскими, ошибочно позиционируя себя как представителей отдельной нации, - терскими или гребенскими казаками, но раскол этот, произошедший во многом по вине прежних московских властей, многократно предававших интересы русских жителей Чечни, думается, со временем будет преодолен и улажен мудростью будущих наших правителей.

Есть и другие положительные примеры русского державного присутствия в Чечне. Два года назад попечением главнокомандующего Внутренними войсками МВД России генерала армии Н. Е. Рогожкина в поселке Ханкала, где располагаются штаб и главная база российской воинской группировки, открыт прекрасный храм во имя святого благоверного князя Дмитрия Донского. Его настоятелем назначен молодой иеромонах отец Аркадий. Невзирая на различные трудности и препятствия, священник проводит огромную работу как среди военнослужащих, так и среди членов их семей. Помимо регулярных богослужений и треб - крестин, венчаний, отпеваний он ведет занятия в воскресной школе, проводит беседы и встречи с воинами бригады, организует паломнические поездки для молодежи по святым местам России, в общем, делает то, что положено православному священнику-миссионеру. И работы на этом поприще у него здесь на многие годы непочатый край. Все это внушает осторожный оптимизм, что будущее у православия, а значит, и у русских в Чечне все-таки есть.

Когда еще в 90-х я впервые увидел Михайло-Архангельский храм, он был кирпично-красного цвета, позже, когда его восстановили, - небесно-голубого. Сейчас он белый. Не знаю почему, но мне видятся в этой перемене цвета российского триколора: красный вполне может означать кровь, обильно пролитую здесь. Голубой - цвет Богородицы, ее покрова над нами, а еще - мирного неба, ну а белый, как всегда, олицетворяет любовь, чистоту и надежду. Надежду на то, что Чечня - это Россия.



Похожие статьи
 
Категории