Человеческое состояние названо искусственным. Культурология

19.06.2019

1 вариант

1. Профицит государственного бюджета - это

А. понижение курса национальной валюты

Б. высокий уровень инфляции

В превышение доходов над расходами

Г. отказ исполнять долговые обязательства

2. Верны ли следующие суждения о налогах?

А. Прямые налоги представляют собой обязательные платежи в казну с доходов и имущества граждан предприятий

Б. Косвенные налоги взимаются в казну только в случае превышения доходов граждан и фирм над расходами.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

3.

В эпоху зарождения культуры только образ окружающей человека природы формировал его душу. Один и тот же ритм шёл через его чувства и через шелест леса. Его образ жизни, его развитие, его одежда как бы прилагались к окружающим полям и лесам. В мыслях народа откладывались впечатления, производимые природой, климатом, рельефом. Ещё Гёте замечал, что человек, живущий среди могучих и мрачных дубов, имеет совсем другое мироощущение, чем человек, обитающий среди легкомысленных берёзок.

По мере роста населения и необходимости производить всё больше и больше пищи отношение к природе начинает меняться. Природа становится главным объектом эксплуатации, уже несколько тысячелетий ведется всё более усиливающееся масштабное, планетарное теперь наступление на природу.

Одной из главных причин развития европейской науки было «расколдовывание» природы-изгнание из неё всех таинственных, необъяснимых факторов.

Насилие над природой, её разрушение дошло до такой степени, что уже угрожает самому существованию человека. Во всем мире уничтожено более половины пахотного слоя, который восстанавливается 700-800 лет, океан уже плохо справляется с загрязнением, в печени пингвинов найдена ртуть, загазованность атмосферы достигла такой величины, что начали таять ледники, все крупные города окружены огромными свалками мусора, которые непрерывно увеличиваются.

Человеку пора срочно менять своё отношение к природе: нужно, чтобы природа снова стала для всех такой же культурной ценностью, какой она была прежде, в древности. Человек должен радикально пересмотреть свои потребности, избавиться от своих вредных для него самого и для природы привычек, перестать производить массу товаров и продуктов, без которых в принципе легко обойтись.

3.1.Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагмента текста и озаглавите каждый из них.

3.2.Как природа воздействует на человека и общество? Используя содержание текста, укажите два проявления.

3.3. Как в тексте характеризуется современное состояние отношений общества и природы? Приведите две характеристики.

3.4. Как вы понимаете связь развитие европейской науки с «расколдовыванием» природы? С опорой на знания обществоведческого курса и содержание текста дайте три объяснения.

3.5. Некоторые проблемы существования современного человечества, представляющие угрозу его выживанию, называют глобальными? Проявление какой глобальной проблемы приведены в тексте?

4. Какие значения понятия «общество» вам известны?Приведите примеры.

5. Назовите потребности, которые определяют деятельность человека.

6.Для кого создаются произведения элитарной культуры? Приведите примеры.

7. «Свобода - это в первую очередь, не привилегии, а обязанность» (А. Камю)

2 вариант

1. Все используемые в производственном процессе природные ресурсы называют

А информацией

Б трудом

В капиталом

Г землей

2. Верны ли следующие суждения об ограниченности ресурсов?

А. В основе экономического выбора лежит ограниченность ресурсов.

Б Природных ресурсов недостаточно для полного удовлетворения потребностей общества

1) верно только А

с2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны.

3. Прочитайте текст и выполните задания.

Есть внутренняя культура - та культура, которая стала второй природой для человека. От нее нельзя отказаться, нельзя просто так отбросить, отбросив заодно и все завоевания человечества. Внутренние, глубинные основы культуры нельзя перевести в технологию, позволяющую автоматически стать культурным человеком. Сколько ни изучай книг по теории стихосложения, никогда настоящим поэтом от этого не станешь. Нельзя стать ни Моцартом, ни Эйнштейном, ни мало-мальски серьезным специалистом в любой области, пока не овладеешь полностью той или иной частью культуры, нужной для работы в этой области, пока эта культура не станет твоим внутренним достоянием, а не внешним набором правил.

Культура каждой эпохи представляет собой единство стиля (или формы), объединяющего все материальные и духовные проявления этой эпохи: технологию и архитектуру, физические концепции и живописные школы, музыкальные произведения и математические исследования. Культурный человек не тот, кто много знает о живописи, физике или генетике, а тот, кто осознает и даже чувствует внутреннюю форму, внутренний нерв культуры. Культурный человек никогда не является узким специалистом, не видящим и не понимающим ничего за рамками своей профессии. Чем больше я знаком с другими направлениями развития культуры, тем больше я смогу сделать в своем собственном деле. Интересно, что в развитой культуре даже не слишком даровитому художнику или ученому, поскольку он сумел к этой культуре прикоснуться, удается добиться серьезных результатов. 3.1.

3.2. .Найдите в тексте и выпишите две характеристики культурного человека.
3.
3.В каких предложениях текста говорится о значении внутренней культуры в жизни человека? Выпишите любые три предложения.
3.
4.В тексте говорится: «Чем больше я знаком с другими направлениями развития культуры, тем больше я смогу сделать в своем собственном деле». На примере любых двух выдающихся деятелей подтвердите это утверждение.
3.
5.В годы революций в разных странах находились люди, призывавшие отбросить старые культурные ценности и начать строить новую культуру «с чистого листа». Возможно ли это? Выпишите из текста фразу, помогающую ответить на этот вопрос.

3. 6.Каково, по вашему мнению, влияние культуры на формирование личности? С опорой на текст, обществоведческие знания и личный опыт приведите два объяснения.

4. Почему человек обособился от природы?

5.Назовите характерные черты трудовой деятельности человека?

6. Назовите цель создания массовой культуры. Почему произведения этой культуры пользуются большим спросом, элитарной?

    «Создает человека природа, но развивает и образует его общество»

3 вариант

1. Какое из приведенных ниже понятий объединяет все остальные?

А. капитал

Б здание

В сооружение

Г оборудование

2. Верны ли следующие суждения о факторах производства?

А. Факторам производства свойственна ограниченность, что требует от фирмы решения проблемы экономического выбора.

Б. К факторам производства относят капитал, землю, труд, информацию и предпринимательские способности

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

3. Прочитайте текст и выполните задания.

В первом приближении культуру можно определить так: культура - это всё то, что не природа. Всё, что сделано руками человека. Культура - тот искусственный мир, который человек создаёт вокруг, чтобы поддержать себя в своем искусственном, т. е. человеческом, состоянии. Есть две точки зрения на происхождение понятия и смысл слова «культура». Одни возводят его к латинскому по корню глаголу «культивировать» - обрабатывать почву. Первым проявлением культурной деятельности человека была, по их мнению, обработка земли. Согласно второй точке зрения, культура производна от понятия «культ» - от совокупности религиозных, ритуальных действий, с помощью которых человек призывал высшие силы, «общался» с ними.
Культура давно стала для человека второй природой: все, что он видит в мире, он видит через культуру. Древние видели в небе Большую Медведицу, а мы - ковшик с ручкой, потому что у нас другая культура. Но и для древних, и для нас звёздное небо - продукт культуры. Оно осмыслено, упорядочено, звёзды названы, туманности очерчены, короче говоря, вся история человеческой культуры вошла в картину звёздного неба. Всё, что мы видим вокруг себя, есть продукт деятельности предшествующих поколений. Мир, справедливо замечал в свое время К. Маркс, есть продукт промышленности и торговли, это - «сделанный» мир. Всё, что мы представляем собой - наши мысли, чувства, наше воображение - есть продукт культурного воспитания.
3.1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них
3.2. Какие две точки зрения на происхождения понятия культура приведены в тексте?
3.3.В тексте культура характеризуется как «все то что не природа» и «вторая природа». Найдите и выпишете объяснение каждой из этих характеристик

    1. Используя факты общественной жизни и личный опыт, подтвердите тремя примерами содержащееся в тексте утверждение о том, что человека окружает «сделанный мир»

3.5. На уроке состоялся спор о роли культуры в формировании личности. Одна группа учащихся утверждала, что личность формируется под влиянием культуры в процессе воспитания и образования. Другая группа доказывала, что человек формирует себя сам, и зависимость от культурных ценностей не

значительна.

Какая из этих точек зрения представлена в тексте? Выпишите из текста фразу, отражающую эту точку зрения.

3.6. В тексте человеческое состояние названо искусственным. Согласны ли вы с утверждением? Приведите два аргумента своего мнения

4. Назовите основные социальные институты общества.

5. Какие исторические события способствовали переходу к индустриальному обществу?

6. Поясните на примере связь между духовной и материальной культурой.

7. «Неравенство -такой же хороший закон природы, как и всякий другой» (И. Шерр)

4 вариант

1. Фирма занимается перевозками грузов. К капиталу фирмы относятся

А. перевозимые грузы

Б менеджеры предприятий

В страховые платежи

Г. автотранспортное средство

2. Верны ли следующие суждения об экономических системах?

А. Экономическая система определяет механизм распределения ограниченных ресурсов.

Б. Экономическая система - способ организации хозяйственной жизни общества.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

3. Прочитайте текст и выполните задания.

Некоторые фирмы предпочитают продавать свой товар не обычным способом, через магазины и торговые точки, а используют специальных агентов-распространителей. Так реализуют свою продукцию некоторые парфюмерно-косметические компании, фирмы - производители пищевых добавок. Основная особенность такого способа реализации продукта заключается в непосредственном контакте представителя фирмы с покупателями. Система сбыта товара через распространителей-консультантов получила название «сетевой маркетинг». Для покупателей подобное распространение выглядит следующим образом. Распространитель предлагает клиенту полный ассортимент продукции определённой фирмы. При этом продавец выступает в роли консультанта. Он всё знает об особенностях каждого продукта фирмы и готов часами рассказывать о его свойствах, дать попробовать любой товар, подобрать то, что подходит конкретному клиенту, обменять неподошедший товар, предоставить скидки.

Теперь попытаемся взглянуть на систему сетевого маркетинга изнутри. Для чего фирмы прибегают к подобной системе распространения товара и почему агенты сетевого маркетинга оказываются такими заинтересованными продавцами?

Подобный сбыт ориентирован на персональную работу с покупателем. Фирма убеждает покупателя, что её продукт должен подбираться индивидуально, поэтому он не может продаваться в магазине. Для того же чтобы понять, что движет распространителями, стоит обратить внимание на слово «сетевой». Действительно, распространители представляют собой сеть, причем построена эта сеть по принципу пирамиды. Обязанность агента - ежемесячно брать товар на определённую сумму. Он получает доход от каждой проданной единицы товара. Поэтому он кровно заинтересован в том, чтобы продать товар, - от того, сколько он продаст, безусловно, зависит толщина его кошелька. Кроме продажи, агент заинтересован в том, чтобы сагитировать покупателя тоже стать продавцом. Как только это ему удалось, фирма начинает выплачивать агенту процент от всех продаж нового продавца. Агенты получают дополнительный доход, а фирма расширяется за счет новых распространителей.

Пирамида сетевого маркетинга похожа на финансовую. Она строится по принципу геометрической прогрессии. Людей, находящихся на её вершине и просто получающих доход от работы привлечённых ими агентов, значительно меньше, чем непосредственных распространителей. Но, в отличие от финансовой пирамиды, она не построена на обмане покупателей. Каждый сам решает для себя, становиться ему агентом или нет.

3.1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

3.2. Какова основная особенность реализации товаров через агентов-распространителей? Какие преимущества, по мнению авторов текста, дает потребителям подобный способ приобретения товаров?

3.3. Используя текст, объясните, почему фирмы и агенты заинтересованы в сетевой системе распространения товара.

3.4. Почему по системе сетевого маркетинга чаще всего продаются парфюмерно-косметические товары и биологически активные пищевые добавки? С опорой на текст и личный социальный опыт выскажите три предположения.

3.5.Какие советы о том, как не стать жертвой агентов сетевого маркетинга, вы могли бы дать покупателю? С опорой на факты общественной жизни и личный социальный опыт сформулируйте три совета.

3.6.Согласны ли вы с тем, что пирамида сетевого маркетинга существенно отличается от финансовой пирамиды отношением к покупателю (клиенту)? С опорой на текст и обществоведчекие знания приведите два аргумента (объяснения) в защиту своей позиции.

4. Какой вид хозяйственной деятельности является основным для традиционного, индустриального и информационного общества?

5. Согласны ли вы с утверждением, что главным отличием человека от животных является орудийная деятельность?

6.Как вы думаете, почему в рациональном 21 веке религия по-прежнему пользуется столь большим влиянием?

7. «Семья более священна, чем государство» (Пий 11).

4. Предмет философии «Первым на ум приходит определение философии как познания Универсума. Однако это определение, хотя оно и верно, может увести нас в сторону от всего того, что ее отличает: от присущего ей драматизма и атмосферы интеллектуального героизма, в которой живет философия и только философия. В самом деле, это определение представляется антитезисом возможному определению физики как познания материи. Но дело в том, что физика сначала очерчивает границы последней и только затем берется за дело, пытаясь понять ее внутреннюю структуру. Математик также дает отделение числу и пространству, т. е. все частные науки стараются сначала застолбить участок Универсума, ограничивая проблему, которая при подобном ограничении частично перестает быть проблемой. Иными словами, физику и математику заранее известны границы и основные атрибуты их объекта, поэтому они начинают не с проблемы, а с того, что выдается или принимается за известное. Но что такое Универсум, на розыски которого, подобно аргонавту, смело отправляется философ, неизвестно. Универсум – это огромное и монолитное слово, которое, подобно неопределенному, широкому жесту, скорее затемняет, чем раскрывает это строгое понятие: все имеющееся. Для начала это и есть Универсум... Итак, философ в отличие от любого другого ученого берется за то, что само по себе неизвестно. Нам более или менее известно, что такое часть, доля, осколок Универсума. По отношению к объекту своего исследования философ занимает совершенно особую позицию, философ не знает, каков его объект, ему известно о нем только следующее: во-первых, что это не один из остальных объектов; во-вторых, что это целостный объект, что это подлинное целое, не оставляющее ничего вовне себя и тем самым единственно самодостаточное целое. Но как раз ни один из известных или воображаемых объектов этим свойством не обладает. Итак, Универсум – это то, чего мы по существу не знаем, что нам абсолютно неизвестно в своем положительном содержании. Совершая следующий круг, можно сказать: другим наукам их объект дается, а объект философии как таковой – это именно то, что не может быть дано; поскольку это целое нам не дано, оно в самом существенном смысле должно быть искомым , постоянно искомым. <…> Философия, исповедующая чистый теоретический героизм, никогда не шла надежным, спокойным и буржуазным путем. Как и ее объект, она является универсальной и абсолютной наукой, ищущей себя. Так назвал ее первый знаток нашей дисциплины Аристотель: философия – наука, которая себя ищет. Однако в вышеприведенном определении "философия – это познание Универсума" слово "познание" имеет иное значение, чем в прочих научных дисциплинах. Познание в строгом, изначальном смысле – это конкретное позитивное решение проблемы, т. е. совершенное проникновение субъекта в объект с помощью разума. <…> Поэтому я предлагаю, определяя философию как познание Универсума, понимать под этим целостную систему умственной деятельности, в которую систематически организуется стремление к абсолютному знанию. Итак, совокупность мыслей может стать философией при одном условии: реакция разума на Универсум должна быть такой же универсальной, целостной – короче, должна быть абсолютной системой. <…> Только в определённых точках доктринальный корпус физики соприкасается с реальностью природы – в экспериментах. И его можно варьировать в тех пределах, при которых эти точки соприкосновения сохраняются. А эксперимент представляет собой манипуляцию, посредством которой мы вмешиваемся в природу, принуждая её к ответу. Однако эксперимент раскрывает нам не саму природу как она есть, а только её определенную реакцию на ваше определённое вмешательство. Следовательно, так называемая физическая реальность – и это мне важно формально выделить – реальность зависимая, а не абсолютная квазиреальность, вот она обусловлена человеком и связана с ним. Короче, физик называет реальностью то, что происходит в результате его манипуляций. Эта реальность существует только как функция последних. Итак, философия ищет в качестве реальности именно то, что обладает независимостью от наших действий, не зависит от них; напротив, последние зависят от этой полной реальности. <…> Универсум – это название объекта, проблемы, для исследования которых родилась философия. Но этот объект, Универсум, настолько необычен, так глубоко отличается от всех остальных, что, конечно же, требует от философа совершенно иного подхода, чем в других научных дисциплинах. Формально я понимаю под Универсумом "всё имеющееся". То есть философа интересует не каждая вещь сама по себе, в своём обособленном и, так сказать, отдельном существовании, – напротив, его интересует совокупность всего существующего и, следовательно, в каждой вещи – то, что её отделяет от других вещей или объединяет с ними: её место, роль и разряд среди множества вещей… Мы понимаем под вещами не только физические и духовные реалии, но также всё ирреальное, идеальное, фантастическое и сверхъестественное, если оно имеется. Поэтому я предпочёл слово "иметь"; я даже говорю не "всё существующее", а "всё имеющееся". Это "имеющееся" охватывает самый широкий круг предметов, какой только можно очертить, настолько широкий, что включает вещи, о которых мы непременно скажем, что они имеются, но не существуют. Например, круглый квадрат, нож без черенка и лезвия… <…> Философия с самого начала допускает возможность того, что мир сам по себе – неразрешимая проблема. [Это так в случае, если Универсум, то есть всё имеющееся, непознаваем – по одной из двух причин: или мы неспособны его познать, или он сам по себе, по своей структуре непроницаем для мысли, ибо иррационален]. <…> В частных науках не возникает сомнения в познаваемости их предмета, там можно сомневаться в возможности полного познания и сталкиваться с некоторыми частными неразрешимыми проблемами в пределах своей общей проблемы. И даже, как в математике, доказывать их неразрешимость. Сама позиция ученого подразумевает веру в возможность познания своего объекта <…> И в обратном порядке, физической проблемой считается только то, что можно измерить и методически рассмотреть. Лишь философ в качестве существенного элемента своей познавательной деятельности допускает возможность непознаваемости своего предмета. А это означает, что философия – единственная наука, рассматривающая проблему таковой, какова она есть, без предварительного насильственного приручения. [Наука занимается практическими проблемами:] камень, лежащий на пути, мешает нам двигаться вперед. Практическая проблема состоит в том, чтобы заменить наличную реальность на иную, чтобы на дороге не было камня, стало быть, появилось то, чего нет... Практическая проблема – это такое состояние ума, в котором мы проектируем изменение реальности, задумываем появление того, чего пока нет, но нам необходимо, чтобы оно было. В корне отличается от этого состояние, при котором возникает теоретическая проблема. В языке эта проблема выражается вопросом: "Что такое та или иная вещь?" Обратите внимание на странность этого ментального действия, подобного запроса. То, о чем мы спрашиваем: "Что это?" – находится здесь, оно есть – в том или ином смысле, – иначе нам в голову не пришло бы об этом спрашивать. Однако оказывается, что нам недостаточно того, что нечто есть и находится здесь; напротив, нас беспокоит, что это есть и есть таково, каково оно есть, нас раздражает его бытие… Отсюда следует, что теоретическая проблема встаёт лишь тогда, когда мы исходим из того, что есть, что несомненно находится здесь, но тем не менее или в силу этого мыслится так, будто его нет, будто его не должно быть. Таким образом, теория начинается – как это ни парадоксально – с отрицания реальности, с виртуального разрушения мира, с его уничтожения: это идеальное возвращение мира назад к ничему, ко времени до его сотворения и вместе с тем изумление перед его бытием и движение вспять к его истокам. <…> Философия – это познание вселенной, или всего имеющегося… С высоты философии любое другое знание представляется наивным и в некотором отношении ложным, т. е. опять-таки оказывается проблематичным…»

А1. Характерной чертой только доиндустриального общества является:
большая роль науки в развитии производства;
деление общества на социальные группы;
ведущая роль сельского хозяйства в развитии экономики;
высокая социальная мобильность.
А2. Характеристикой нации в отличие от племени является:
общность традиций;
устойчивая государственность;
собственный язык;
общность территорий.
А3. Верны ли следующие суждения о характеристиках денег?
А. Деньги существовали на всех этапах развития общества.
Б. В современном обществе деньги перестали быть средством обращения.
Верно только А;
верно только Б;
верны оба суждения;
оба суждения неверны.
А4. Понятия «конфронтация», «конкуренция», «соперничество» характеризуют:
способы протекания конфликтов;
способы разрешения конфликтов;
процесс социализации личности;
причины возникновения конфликтов.
А5. К основным экономическим ресурсам относится:
рынок;
2)капитал;
3)обмен;
4)налоги. А6. Верны ли следующие суждения о природе и обществе?
А. Природа в отличие от общества является развиваю-щейся системой.
Б. Природа и общество оказывают друг на друга взаимное влияние.
1) Верно только А;
2) верно только Б;
3) верны оба суждения;
4) оба суждения неверны.
А7. Примером общения не является:
1) зрители аплодируют певцу после выступления;
2) начальник дает указания подчиненному;
3) двое друзей беседуют о личных проблемах;
4) человек ведет мысленный разговор с героем прочитан¬ной книги.
А8. Нуклеарная семья:
1) наиболее распространена в аграрном обществе;
2) включает не менее трех поколений прямых родствен-ников;
3) является малой социальной группой;
4) не предполагает общность быта.
А9. Определите, какие из потребностей находятся не на своем месте в ряду иерархии потребностей А. Маслоу.
1) Физиологические потребности;
2) престижные потребности;
3) потребности в безопасности;
4) социальные потребности;
5) духовные потребности.
А.10. Понятие «социальный прогресс» не включает в себя:
1) экономический прогресс;
2) технический прогресс;
3) культурный прогресс;
4) религиозный прогресс.
ИТОГОВЫЙ ТЕСТ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 8 КЛАСС.
ВАРИАНТ I
В1.Найдите черты сходства и отличия экономической и социальной сфер общества.
1)Оказывает влияние на политическую сферу и зависит от нее;
2)включает в себя распределение и потребление;
3)включает помощь социально незащищенным слоям населения;
4)создает товары и услуги;
5)существует на всех стадиях развития общества.
Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые
номера черт сходства, а во вторую колонку рядковые номера черт отличия.
Черты сходства Черты отличия
В2.Найдите в предложенном списке глобальные проблемы человечества.
1)Загрязнение окружающей среды;
2)угроза ядерной войны;
3)ограниченность ресурсов;
4)кризис перепроизводства;
5)рост числа неполных семей.
Номера, под которыми указаны глобальные проблемы,
выпишите в порядке возрастания.
Ответ:__________________
ВЗ Установите соответствие между этапами развития общества и их характерными чертами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ
A)Традиционное общество.
Б) Индустриальное общество.
B)Постиндустриальное общество.
ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ
1)Машинное производство - определяющий фактор развития.
2)Большая роль церкви и армии.
3)В экономике преобладает сфера услуг.

А Б В

В первом приближении культуру можно определить так: культура - это всё то, что не природа. Всё, что сделано руками человека. Культура - тот искусственный мир, который человек создает вокруг, чтобы поддержать себя в своём искусственном, т.е. человеческом, состоянии.
Есть две точки зрения на происхождение понятия и смысл слова «культура». Одни возводят его к латинскому по корню глаголу «культивировать» - обрабатывать почву. Первым проявлением культурной деятельности человека была, по их мнению, обработка земли. Согласно второй точке зрения, культура производна от понятия «культ» - от совокупности религиозных, ритуальных действий, с помощью которых человек призывал высшие силы, «общался» с ними.
Культура давно стала для человека второй природой: всё, что он видит в мире, он видит через культуру. Древние видели в небе Большую Медведицу, а мы - ковшик с ручкой, потому что у нас другая культура. Но и для древних, и для нас звёздное небо - продукт культуры. Оно осмыслено, упорядочено, звёзды названы, туманности очерчены, короче говоря, вся история человеческой культуры вошла в картину звёздного неба. Все, что мы видим вокруг себя, есть продукт деятельности предшествующих поколений. Мир, справедливо замечал в своё время К. Маркс, есть продукт промышленности и торговли, это - «сделанный» мир. Всё, что мы представляем собой - наши мысли, чувства, наше воображение, - есть продукт культурного воспитания.


С2. Какие две точки зрения на происхождение понятия «культура» приведены в тексте?
С3. В тексте культура характеризуется как «всё то, что не природа» и «вторая природа». Найдите и выпишите объяснение каждой из этих характеристик.
ИТОГОВЫЙ ТЕСТ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 8 КЛАСС
ВАРИАНТ II
А1.Командная экономическая система в отличие от рыночной характеризуется:
1)отсутствием товарно-денежных отношений;
2)существованием свободной конкуренции производителей;
3) жестким государственным регулированием производства, обмена и распределения;
4) уравнительным распределением продукции.
А2. Верны ли следующие суждения о социальной стратификации?
А. Важным признаком принадлежности к страте является уровень престижа.
Б. В современном обществе уровень образования не влияет на принадлежность к той или иной страте.
Верно только А;
верно только Б;
верны оба суждения;
оба суждения неверны.
А3.Ситуация на рынке, при которой несколько крупных конкурирующих фирм монополизируют производство и сбыт основной массы продукции в определенной отрасли, называется:
1)конкуренция;
2)закон спроса и предложения;
3)олигополия;
4)монополия.
А4.Личность в отличие от индивида:
является биосоциальным существом;
характеризуется неповторимыми чертами внешности;
обладает определенными желаниями и стремлениями;
способна оказывать влияние на общество.
А5.Положение, при котором доходная часть государственно¬го бюджета превышает расходную, называется:1)профицит бюджета;
2)дефицит бюджета;
3)государственный долг;
4)сбалансированный бюджет
А6.Определите социальный статус, существующий в традиционном обществе.
Токарь;
демократ;
житель мегаполиса;
4)ребенок.
А7.Условием принадлежности к этносуявляется:
1)общность историческое судьбы;
2)отсутствие кровного родства;
3)отношение к средствам производства;
4)общий уровень доходов.
А8. В ходе экономического кризиса 1900-1903 гг. в России были закрыты 3 тыс. предприятий, тысячи рабочих ока¬залисьбезработными. Данный пример относится к:
1)политической и социальной сферам;
2)социальной и экономической сферам;
3)экономической и духовной сферам;
4)духовной и социальной сферам.
А9.Гражданка С. тщательно следит за своим здоровьем. Дважды в год она посещает стоматолога, приходит на про¬филактические осмотры к терапевту. Такими поступками она выражает:
1)престижную потребность;
2)физиологическую потребность;
3)потребность в безопасности;
4)социальную потребность.

А10. Верны ли следующие суждения о труде?
А. Непроизводительным считается труд, не давший ника¬ких результатов.
Б. Целью трудовой деятельности является создание това¬ров и услуг.
1)Верно только А;
2)верно только Б;
3)верны оба суждения;
4)оба суждения неверно.
В1. Все перечисленные ниже понятия, за исключением одного, относятся к экономической сфере общества.
Конкуренция, государственный бюджет, технический прогресс, товар, закон спроса.
Найдите и укажите понятие, «выпадающее» из этого ряда.
Ответ____________________
В2. Найдите черты сходства и отличия реформы и революции.
Изменение всех или большинства сторон общественной жизни;
проводится только органами государственной власти;
носит скачкообразный характер;
является видом социального прогресса;
представляет собой частичное усовершенствование какой-либо одной сферы жизни общества;
изменяет основы существующего социального строя.
Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку - порядковые номера черт отличия.
Черты сходства Черты отличия
Установите соответствие между видом реформ и их конкретным проявлением: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ВИДЫ РЕФОРМ
А) Политические реформы.
Б) Экономические реформы.
В) Социальные реформы.
ПРОЯВЛЕНИЕ РЕФОРМ
1)Проведение приватизации.
2)Введение всеобщего обязательного среднего образования.
3)Принятие конституции.
Запишите в таблицу выбранные цифры
А Б В

Прочитайте текст и выполните задания С1-С3.
Есть внутренняя культура - та культура, которая стала второй природой для человека. От неё нельзя отказаться, нельзя просто так отбросить, отбросив заодно и все завоевания человечества.
Внутренние, глубинные основы культуры нельзя перевести в технологию, позволяющую автоматически стать культурным человеком. Сколько ни изучай книг по теории стихосложения, никогда настоящим поэтом от этого не станешь. Нельзя стать ни Моцартом, ни Эйнштейном, ни мало-мальски серьёзным специалистом в любой области, пока не овладеешь полностью той или иной частью культуры, нужной для работы в этой области, пока эта культура не станет твоим внутренним достоянием, а не внешним набором правил.
Культура каждой эпохи представляет собой единство стиля (или формы), объединяющего все материальные и духовные проявления этой эпохи: технологию и архитектуру, физические концепции и живописные школы, музыкальные произведения и математические исследования. Культурный человек не тот, кто много знает о живописи, физике или генетике, а тот, кто осознаёт и даже чувствует внутреннюю форму, внутренний нерв культуры.
Культурный человек никогда не является узким специалистом, не видящим и не понимающим ничего за рамками своей профессии. Чем больше я знаком с другими направлениями развития культуры, тем больше я смогу сделать в своём собственном деле.
Интересно, что в развитой культуре даже не слишком даровитому художнику или учёному, поскольку он сумел к этой культуре прикоснуться, удаётся добиться серьёзных результатов.
(По материалам энциклопедии для школьников)
С1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
С2. Найдите в тексте и выпишите две характеристики культурного человека.
С3. В каких предложениях текста говорится о значении внутренней культуры в жизни человека? Выпишите любые три предложения.

Включающей национальные традиции, язык, историю, литературу.Экономические, культурные и научные контакты стран и их народов делают актуальными темы, связанные с исследованием межкультурных коммуникаций, соотношения языков и культур, изучением языковой личности.

В процессе обучения языку, общению на данном языке без культуры обойтись нельзя.Чтобы обучить речевому общению, необходимо выяснить, как связаны язык и культура и как показать эту взаимосвязь в процессе обучения.

В отличие от страноведения и этнолингвистики лингвокультурология представляет собой "целостное теоретико-описательное исследование объектов как функционирующей системы культурных ценностей, отражённых в языке, контрастивный анализ лингвокультурологических сфер разных языков (народов) на основании теории лингвистической относительности (гипотеза Э.Сепира-Б.Уорфа)"

Язык через значение выходит в мир, значение - это тропинка, которая соединяет язык с внеязыковой реальностью. За языковыми явлениями лежит определённая социокультура. За языковой картиной мира лежит социокультурная картина мира. Чтобы реально пользоваться разговорным языком, надо знать совокупность внеязыковых фактов, то, что лежит за языком. Возрастающий интерес к проблеме "язык-культура" делает всё настоятельней необходимость уточнения источников, параметров, методов исследования понятий, входящих в сферу терминологического инвентаря

концепции "язык и культура" сходятся интересы всех наук о человеке, это та сквозная идея, которая разрушает границы между дисциплинами, изучающими человека, поскольку нельзя изучать человека вне его языка. Язык представляет собой главную форму выражения и существования национальной культуры. Э.Сепир писал: Язык, таким образом, выступает как реализованная внутренняя форма выражения культуры, как средство аккумуляции знаний культуры.

Главное назначение культуры - быть средством духовного обогащения личности. Человек погружается в "мир культуры", осваивая множество языков, специфичных для материальной и духовной культуры. Национальный характер культуры предполагает взаимодействие языков и культур разных народов, их взаимное обогащение до целостного "фундаментального основания" - мировой культуры, достижения всего человечества. Культура как творение народа является единством национального (специфического) и общего (интернационального).

аиболее полно соотношение "язык - культура" отражено в трудах В. фон Гумбольдта, который писал: "Человек преимущественно: живёт с предметами так, как их преподносит ему язык: Каждый язык описывает вокруг народа, которому он принадлежит, круг, откуда человеку дано выйти лишь постольку, поскольку он вступает в круг другого языка".

оследователи В. фон Гумбольдта (неогумбольдтианцы) рассматривают "картину мира" как "промежуточный языковой мир", создаваемый творческим духом нации, как форму представления данной национальной культуры и как сопоставительную интерференцию разных культур, отражённых в различных национальных языках..

Б.Л. Уорф в работе "Отношение норм поведения и мышления к языку" отмечал, что язык и культура развивались вместе, постепенно влияя друг на друга. Но в этом союзе сама природа языка является тем фактором, который сдерживает его развитие: "Это происходит потому, что язык является системой, а не просто комплексом норм. Структура большой системы поддаётся существенному изменению очень медленно, в то время как во многих других областях культуры изменения совершаются сравнительно быстро. Язык, таким образом, отражает массовое мышление; он реагирует на все изменения и нововведения, но реагирует слабо и медленно, тогда как в сознании производящих изменения это происходит моментально".

наше время русский язык и его носители резко вышли в мир, пошли межкультурные контакты. Россияне стали больше владеть другими языками для общения, им нужно было знать культурную составляющую. Сюда же добавился почти моментальный выход в Интернет. Лингвистика сделала задачу сопоставления культур абсолютно необходимой. Если мы обучаем языку, то должны учить находить в тексте те знаки, которые приведут к пониманию некоторого общего концептуального смысла, который в значительной степени культурно обусловлен значениями языковых единиц. В плане проблемы "язык и культура" разрабатывается метод встречного, паритетного описания культуры через факты её отражения в языке и интерпретации самих языковых фактов через "глубинный, внеязыковой, культурный компонент" (вертикальный контекст). Синтез собственно лингвистических методов с методами других, смежных наук привели к познавательной, когнитивной (социально-речевой) ориентации, к когнитологии: языковой контекст должен корректироваться культурологическим, опираться на более глубокие сведения культурологического характера, на передачу внеязыкового, когнитивного "со-значения" для адекватности речевого употребления.

ущность концептуальной сферы того языка, который изучается, и языка, по сравнению с которым это изучается, выявляется в подходах, методах, которые имеют национальное своеобразие.

Культурная антропология - это американский подход, германский - это герменевтика , французский - это эпистемология . Все эти дисциплины одинаково правомерно существуют и представляют сугубо национальную форму проявления одного и того же. Как практически показать через текст концептуальную основу - в этом вся задача, потому что теория - одно, а прагматика действия, то есть технология этого исследования, - это другое дело.

Следует различать предмет реальности, представление понятия - концепт и языковое выражение. Важно увидеть всё это через призму конфликтов культур, как можно больше знать и о культуре своего партнёра, и о своей культуре, а также важно видеть это через разные углы зрения. Культура воспринимается в широчайшем этнографическом смысле как система идей, традиций, образ жизни, видение мира, национальный характер, менталитет. Без культурных коннотаций не может существовать ни одно слово Н.С.Трубецкой писал: при сопоставлении должно быть что-то общее в сопоставляемых частях.

о мнению В.В.Воробьёва, лингвокультурология как научная дисциплина характеризуется рядом специфических особенностей:

    Это научная дисциплина синтезирующего типа, пограничная между науками, изучающими культуру, и филологией (лингвистикой).

    Основным объектом лингвокультурологии являются взаимосвязь и взаимодействие культуры и языка в процессе его функционирования и изучение интерпретации этого взаимодействия в единой системной целостности.

    Предмет лингвокультурологии - национальные формы бытия общества, воспроизводимые в системе языковой коммуникации и основанные на его культурных ценностях, всё, что составляет "языковую картину мира".

    Лингвокультурология ориентируется на новую систему культурных ценностей, выдвинутых новым мышлением, современной жизнью общества, на полную, объективную интерпретацию фактов и явлений и информацию о различных областях культурной жизни страны.

    Объективная, полная и целостная интерпретация культуры народа требует от лингвокультурологии системного представления культуры народа в его языке, в их диалектическом взаимодействии и развитии, а также разработки понятийного ряда, который способствует формированию современного культурологического мышления.

Комментарий:

134. Культуру часто определяют как «вторую природу». Культуроведы обычно относят к культуре всё рукотворное. Природа создана для человека; он же, неустанно трудясь, сотворил «вторую природу», то есть пространство культуры. Однако в таком подходе к проблеме присутствует некий изъян. Получается, будто природа не так важна для человека, как культура, в которой он сам себя выражает.

Культура, прежде всего, природный феномен, хотя бы потому, что её творец – человек – биологическое создание. Без природы не было бы культуры, потому что человек творит на природном ландшафте. Он пользуется ресурсами природы, раскрывает собственный природный потенциал. Но если бы человек не переступил пределов природы, он остался бы без культуры. Культура, следовательно, есть акт преодоления природы, выхода за границы инстинкта, сотворение того, что может надстроиться над природой.

Человеческие творения возникают первоначально в мысли, духе и лишь затем воплощаются в знаки и предметы. И поэтому в конкретном смысле есть столько культур, сколько творящих субъектов. Поэтому в пространстве и времени существуют различные культуры, разные формы и очаги культуры.

Как человеческое творение культура превосходит природу, хотя её источником, материалом и местом действия является природа. Деятельность человека не дана природой всецело, хотя и связана с тем, что природа даёт сама по себе. Природа человека, рассматриваемая без этой разумной деятельности, ограничена только способностями чувственного восприятия и инстинктами. Человек претворяет и достраивает природу. Культура – это деятельность и творчество. От истоков и до заката своей истории был, есть и будет только «человек культурный», то есть «человек творящий».

(По П.С. Гуревичу)

1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

Могут быть выделены следующие смысловые фрагменты.

1) Культура как «вторая природа», всё рукотворное.

2) Культура как единство с природой и преодоление природы.

3) Многообразие культур и их творцов.

4) Культура как деятельность и творчество.

2. Писатель решил создать роман о жизни своих современников. Сначала он несколько месяцев выстраивал основную сюжетную линию. После того как писатель определился с образами своих героев, он приступил к работе, и через год роман был издан. Какой фрагмент текста объясняет эту последовательность действий? Какой вид искусства представлен в данном примере?

1) фраза текста: «человеческие творения возникают первоначально в мысли, в духе и лишь затем воплощаются в знаки и предметы»;



2) вид искусства – литература

3. О каком подходе к определению культуры идёт речь в тексте? В чём, по мнению автора, заключается недостаток этого подхода?

2) ответ на второй вопрос: недостаток этого подхода заключается в том, что, по мнению автора, получается «будто природа не так важна для человека, как культура, в которой он сам себя выражает».

Должны быть даны ответы на два вопроса:

1) ответ на первый вопрос: деятельность человека не дана природой всецело, хотя связана с тем, что природа даёт сама по себе;

2) ответ на второй вопрос: человек претворяет и достраивает природу.

Могут быть приведены и проиллюстрированы примерами следующие ответы автора:

1) «человек творит на природном ландшафте» (допустим, при определении места строительства нового здания учитываются особенности земельного участка);

2) человек «пользуется ресурсами природы» (например, гончар изготавливает посуду из глины, скульптор использует природный камень);

3) человек «раскрывает собственный природный потенциал» (например, у одних людей проявляются задатки к художественному творчеству, у других – к спорту, у третьих – к математике).



6. Автор употребляет словосочетание «человек культурный» в широком смысле. Какого человека в современных условиях, на Ваш взгляд, можно назвать культурным? Что, по Вашему мнению, должны делать родители, чтобы их ребёнок вырос культурным человеком? (Привлекая обществоведческие знания и личный социальный опыт, укажите одну любую меру и кратко поясните своё мнение.)

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) ответ на первый вопрос, например: культурным можно назвать человека, который обладает разносторонними знаниями в разных областях, у которого сформированы высокие духовные гуманистические ценности; культурный человек, как правило, занимает активную жизненную позицию;

2) мера и соответствующее пояснение, допустим: родители приобщают ребёнка к культуре, водят его в музеи, театры, читают ему книги (тем самым с детства развивают в ребёнке тягу к знанию (познанию мира), формируют моральные представления, развивают инициативу и т.п.).

135. Целенаправленную деятельность человека по получению знаний и умений называют

1) моралью

2) образованием

3) творчеством



Похожие статьи
 
Категории