Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Теории происхождения человека

11.10.2019

Проблема человека - одна из основных в философии. Большое значение для понимания сущности человека, путей его развития имеет выяснение вопроса о его происхождении.

Теория происхождения человека, суть которой заключается в изучении процесса его возникновения и развития , получила название антропогенез (от гр. anthropos - человек и genesis - происхождение).

Существует несколько подходов к решению вопроса о происхождении человека.

1) Религиозная теория. Божественное происхождение человека. Душа - источник человеческого в человеке.

2) Теория палеовизита. Человек - создание неземное, пришельцы из космоса, посетив Землю, оставили на ней человеческие существа.

3) Естественно-научные(материалистические) теории. Ч. Дарвин. Человек как биологический вид имеет естественное, природное происхождение и генетически связан с высшими млекопитающими.

4) Естественно-научные(материалистические) теории. Ф. Энгельс. Главная причина появления человека - труд. Под влиянием труда сформировались специфические качества человека: сознание, язык, творческие способности

Таким образом, о причинах, определивших становление собственно человека, можно высказывать только предположения.

Влияние на его психофизическое состояние энергии космоса, электромагнитных волн, радиации и других воздействий огромно.

Человек - высшая ступень развития живых организ мое на Земле. Биологически человек принадлежит к млеко питающим гоминидам, человекоподобным существам, которые появились около 550 тысяч лет назад.

Человек по своей сути есть существо биосоциальное . Он является частью природы и вместе с тем неразрывно связан с обществом. Биологическое и социальное в человеке слиты воедино, и только в таком единстве он существует.

Биологическая природа человека - это его естественная предпосылка, условие существования, а социальность - сущность человека.

Человек как биологическое существо принадлежит к высшим млекопитающим, образуя особый вид Homo sapiens. Биологическая природа человека проявляется в его анатомии, физиологии: он обладает кровеносной, мышечной, нервной и другими системами. Его биологические свойства жестко не запрограммированы, что дает возможность приспосабливаться к различным условиям существования. Человек как социальное существо неразрывно связан с обществом. Человек становится человеком, лишь вступив в общественные отношения, в общение с другими. Социальная сущность человека проявляется через такие свойства, как способность и готовность к общественно полезному труду, сознание и разум, свобода и ответственность и др.

Абсолютизация одной из сторон сущности человека приводит к биологизаторству или социологизаторству .

Основные отличия человека от животного
1. Человек обладает мышлением и членораздельной речью. Только человек может размышлять о своем прошлом, критически оценивая его, и думать о будущем, мечтая и строя вой планы.

Коммуникативными возможностями обладают и некоторые виды обезьян, но только человек может передать другим людям объективную информацию об окружающем мире. Люди имеют способность выделять в своей речи главное. К тому же человек умеет отражать действительность не только с помощью речи, но и с помощью музыки, живописи и других образных форм.

2. Человек способен к сознательной целенаправленной творческой деятельности:
- моделирует свое поведение и может выбирать различные социальные роли;
- обладает способностью предвидеть отдаленные последствия своих действий, характер и направленность развития природных процессов;
- выражает ценностное отношение к действительности.

Животное в своем поведении подчинено инстинкту, его действия изначально запрограммированы. Оно не отделяет себя от природы.

3. Человек в процессе своей деятельности преобразует окружающую действительность, создает необходимые ему материальные и духовные блага и ценности . Осуществляя практически преобразующую деятельность, человек творит «вторую природу» - культуру.

Животные приспосабливаются к окружающей среде, которая и определяет их образ жизни. Они не могут производить коренных изменений в условиях своего существования.

4. Человек способен изготавливать орудия труда и использовать их как средство производства материальных благ.

Высокоорганизованные животные могут использовать естественные орудия (палки, камни) для определенных целей. Но ни один вид животных не способен изготавливать орудия с помощью раннее сделанных средств труда.

5. Человек воспроизводит не только свою биологическую, но и социальную сущность и поэтому должен удовлетворять не только свои материальные, но и духовные потребности. Удовлетворение духовных потребностей связано с формированием духовного (внутреннего) мира человека.

Человек - существо уникальное (открытое миру, неповторимое, духовно незавершенное); существо универсальное (способное к любому виду деятельности); существо целостное (интегрирует в себе физическое, психическое и духовное начала).

Перечень элементов содержания, проверяемых на едином государственном экзамене по обществознанию

Код контро­лируемого элемента Элементы содержания, проверяемые на ЕГЭ
Человек и общество
1.1 Природное и общественное в человеке. (Человек как результат биологической и социокультурной эволюции)
1.2 Мировоззрение, его виды и формы
1.3 Виды знаний
1.4 Понятие истины, её критерии
1.5 Мышление и деятельность
1.6 Потребности и интересы
1.7 Свобода и необходимость в человеческой дея­тельности. Свобода и ответственность
1.8 Системное строение общества: элементы и под­системы
1.9 Основные институты общества
1.10 Понятие культуры. Формы и разновидности культуры
1.11 Наука. Основные особенности научного мышле­ния. Естественные и социально-гуманитарные науки
1.12 Образование, его значение для личности и обще­ства
1.13 Религия
1.14 Искусство
1.15 Мораль
1.16 Понятие общественного прогресса
1.17 Многовариантность общественного развития (типы обществ)
1.18 Угрозы XXI в. (глобальные проблемы)
Экономика
2.1 Экономика и экономическая наука
2.2 Факторы производства и факторные доходы
2.3 Экономические системы
2.4 Рынок и рыночный механизм. Спрос и предло­жение
2.5 Постоянные и переменные затраты
2.6 Финансовые институты. Банковская система
2.7 Основные источники финансирования бизнеса
2.8 Ценные бумаги
2.9 Рынок труда. Безработица
2.10 Виды, причины и последствия инфляции
2.11 Экономический рост и развитие. Понятие ВВП
2.12 Роль государства в экономике
2.13 Налоги
2.14 Государственный бюджет
2.15 Мировая экономика
2.16 Рациональное экономическое поведение собственника, работника, потребителя, семьянина, гражданина
Социальные отношения
3.1 Социальная стратификация и мобильность
3.2 Социальные группы
3.3 Молодёжь как социальная группа
3.4 Этнические общности
3.5 Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения
3.6 Конституционные принципы (основы) нацио­нальной политики в Российской Федерации
3.7 Социальный конфликт
3.8 Виды социальных норм
3.9 Социальный контроль
3.10 Семья и брак
3.11 Отклоняющееся поведение и его типы
3.12 Социальная роль
3.13 Социализация индивида
Политика
4.1 Понятие власти
4.2 Государство, его функции
4.3 Политическая система
4.4 Типология политических режимов
4.5 Демократия, её основные ценности и признаки
4.6 Гражданское общество и государство
4.7 Политическая элита
4.8 Политические партии и движения
4.9 Средства массовой информации в политической системе
4.10 Избирательная кампания в Российской Федера­ции
4.11 Политический процесс
4.12 Политическое участие
4.13 Политическое лидерство
4.14 Органы государственной власти Российской Федерации
4.15 Федеративное устройство Российской Федера­ции
Право
5.1 Право в системе социальных норм
5.2 Система российского права. Законотворческий процесс
5.3 Понятие и виды юридической ответственности
5.4 Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя Российской Федерации
5.5 Законодательство Российской Федерации о вы­борах
5.6 Субъекты гражданского права.
5.7 Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности
5.8 Имущественные и неимущественные права
5.9 Порядок приёма на работу. Порядок заключения и расторжения трудового договора
5.10 Правовое регулирование отношений супругов. Порядок и условия заключения и расторжения брака
5.11 Особенности административной юрисдикции
5.12 Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты
5.13 Международное право (международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени)
5.14 Споры, порядок их рассмотрения
5.15 Основные правила и принципы гражданского процесса
5.16 Особенности уголовного процесса
5.17 Гражданство Российской Федерации
5.18 Воинская обязанность, альтернативная граждан­ская служба
5.19 Права и обязанности налогоплательщика
5.20 Правоохранительные органы. Судебная система


Природное и общественное в человеке (человек как результат биологической и социокультурной эволюции)

Как мы с вами знаем, проблема человека – одна из основных в философии . Большое значение для понимания сущности человека, путей его развития имеет выяснение вопроса о его происхождении.

Теория происхождения человека, суть которой заключается в изучении процесса его возникновения и развития, получила название антропогенез (от гр. anthropos - человек и genesis - происхождение).

Существует несколько подходов к решению вопроса о происхождении человека:

ü Религиозная теория (божественная; теологическая). Подразумевает божественное происхождение человека. Душа – источник человеческого в человеке.

ü Теория палеовизита . Суть теории состоит в том, что человек является существом внеземным, пришельцы из космоса, посетив Землю, оставили на ней человеческие существа.

ü Теория Эволюции Чарльза Дарвина (материалистическая). Человек является биологическим видом, происхождение его природное, естественное. Генетически связан с высшими млекопитающими. Эта теория относится к материалистическим теориям (естественнонаучным).

ü Естественнонаучная теория Ф. Энгельса (материалистическая). Фридрих Энгельс заявляет, что главная причина появления человека (точнее, его эволюция) это труд. Под влиянием труда у человека сформировалось сознание, а также язык и творческие способности.

Таким образом, о причинах, определивших становление собственно человека, можно высказывать только предположения.

Влияние на его психофизическое состояние энергии космоса, электромагнитных волн, радиации и других воздействий огромно.

Человек - высшая ступень развития живых организмов на Земле. Биологически человек принадлежит к млекопитающим гоминидам, человекоподобным существам, которые появились около 550 тысяч лет назад.
Человек по своей сути есть существо биосоциальное. Он является частью природы и вместе с тем неразрывно связан с обществом. Биологическое и социальное в человеке слиты воедино, и только в таком единстве он существует.

Биологическая природа человека - это его естественная предпосылка, условие существования, а социальность - сущность человека.

1. Человек – биологическое существо. Человек принадлежит к высшим млекопитающим, образуя особый вид Homo sapiens. Биологическая природа человека проявляется в его анатомии, физиологии: он обладает кровеносной, мышечной, нервной и другими системами. Его биологические свойства жестко не запрограммированы, что дает возможность приспосабливаться к различным условиям существования

2. Человек – существо социальное. Неразрывно связан с обществом. Человек становится человеком, лишь вступив в общественные отношения, в общение с другими. Социальная сущность человека проявляется через такие свойства, как способность и готовность к общественно полезному труду, сознание и разум, свобода и ответственность и др.

Абсолютизация одной из сторон сущности человека приводит к биологизаторству или социологизаторству.

Основные отличия человека от животного:

· Человек обладает мышлением и членораздельной речью. Только человек может размышлять о своем прошлом, критически оценивая его, и думать о будущем, строя планы. Коммуникативными возможностями обладают и некоторые виды обезьян, но только человек способен передавать другим людям объективную информацию об окружающем мире. К речи можно добавить и другие способы отражения окружающей действительности, например, музыка, живопись, скульптура и т.д.

· Человек способен к сознательной целенаправленной творческой деятельности:

Моделирует свое поведение и может выбирать различные социальные роли;

Обладает прогностической способностью, т.е. способностью предвидеть последствия своих действий, характер и направленность развития природных процессов;

Выражает ценностное отношение к действительности.

Животное в своем поведении подчинено инстинкту, его действия изначально запрограммированы. Оно не отделяет себя от природы.

· Человек в процессе своей деятельности преобразует окружающую действительность, создает необходимые ему материальные и духовные блага и ценности. Осуществляя практически преобразующую деятельность, человек творит «вторую природу» - культуру. Животные же приспосабливаются к окружающей среде, которая определяет их образ жизни. Они не могут производить коренных изменений в условиях своего существования.

· Человек способен изготавливать орудия труда и использовать их как средство производства материальных благ. Иными словами, человек может изготавливать орудия с помощью ранее сделанных средств труда.

· Человек воспроизводит не только свою биологическую, но и социальную сущность и поэтому должен удовлетворять не только свои материальные, но и духовные потребности. Удовлетворение духовных потребностей связано с формированием внутреннего (духовного) мира человека.

Таким образом, человек – существо уникальное (открытое миру, неповторимое, духовно незавершенное); существо универсальное (способное к любому виду деятельности); существо целостное (интегрирует (соединяет) в себе физическое, психическое и духовное начало).

Мировоззрение, его виды и формы

1. Внутренний (духовный) мир человека – создание, усвоение, сохранение и распространение культурных ценностей.

2. Структура внутреннего мира :

· познание (интеллект) - потребность в знаниях о себе, об окружающем мире, о смысле и назначении своей жизни – формирует интеллект человека, т.е. совокупность умственных способностей, прежде всего способность получать новую информацию на основе той, которая у человека уже имеется.

· эмоции – субъективные переживания по поводу ситуаций и явлений действительности (удивление, радость, страдание, гнев, страх, стыд и т.д.)

· чувства – эмоциональные состояния, которые более длительны, чем эмоции, и имеют четко выраженный предметный характер (нравственные, эстетические, интеллектуальные и др.)

· мировоззрение

· направленность личности

3. Мировоззрение – система взглядов человека на окружающий мир и его место в нем:

1. Структура мировоззрения: знания, принципы, идеи, убеждения, идеалы, духовные ценности

2. Пути формирования: стихийный, осознанный.

3. Классификация по эмоциональной окраске: оптимистическое и пессимистическое;

4. Основные типы: обыденное (житейское), религиозное, научное.

5. Роль в жизни человека. Мировоззрение дает: ориентиры и цели, методы познания и деятельности, истинные ценности жизни и культуры.

6. Особенности: всегда исторично (различно в разные исторические этапы становления общества); тесно связано с убеждениями.

4. Убеждения – устойчивый взгляд на мир, идеалы, принципы, стремление.

Типы мировоззрения:

· Обыденное (или житейское) – является порождением повседневной жизни людей, в сфере которой осуществляется удовлетворение их потребностей

· Религиозное – связано с признанием сверхъестественного начала, поддерживает в людях надежду на получение ими того, чего они лишены в повседневной жизни. Основа – религиозные течения (буддизм, христианство, ислам)

· Научное – теоретическое осмысление результатов научной деятельности людей, обобщенных итогов человеческого познания.

Мировоззрение играет значительную роль в жизни чело­века: дает человеку ориентиры и цели для его практической и теоретической деятельности; позволяет людям понять, как лучше достичь намеченных ориентиров и целей, вооружает их методами познания и деятельности; дает возможность определять истинные ценности жизни и культуры.

Своего рода итоговый «сплав», который и определяет ду­ховный мир человека в целом, его подход к тем или иным конкретным практическим делам, представляет собой мента­литет человека.

5. Менталитет – совокупность всех итогов познания, оценка их на основе предшествующей культуры и практической деятельности, национального сознания, личного жизненного опыта.

Видеоурок:

Лекция:


Центральным понятием курса обществознания является человек. Что же такое человек?

Человек - это биосоциальное существо, обладающее мышлением и речью, способностью создавать орудия труда и пользоваться ими в процессе общественного производства.

Рассмотрим биологические и социальные признаки человека.

Человек как биологическое существо

Как биологическое существо человек является результатом эволюционного развития (антропогенеза) и представляет собой вид Homo sapiens (человек разумный). Он обладает признаками общими для многих животных класса млекопитающих, среди которых: живорождение, млекопитание, использование предметов природы, инстинкты. Немного подробнее остановимся на инстинктах. Из курса биологии вам известно, что инстинкты – это врожденные акты поведения, которые помогают выжить в природной среде. Человеку свойственны такие животные инстинкты, как самосохранение, продолжение рода, "свой-чужой" и многие другие. Любое инстинктивное поведение человека или животного диктуется биологическими потребностями. Так, потребность в безопасном и удобном жилище удовлетворяется инстинктом построения жилья. Сравним этот инстинкт у животных и человека. К примеру, пчёлы строят соты, пауки плетут паутины, ласточки вьют гнёзда, бобры строят хатки. Но этому их никто не учил, умение строить жильё определённым образом передалось им по наследству. Человек строит дом, но в силу того, что он Homo sapiens к врожденному стремлению удовлетворить потребность в жилище подключает ещё и разум. И поэтому человек придумал тысячи способов строительства жилья.

Следовательно, человек как биологическое существо имеет общие для многих животных признаки, но отличается разумом, помогающим действовать вопреки своим биологическим потребностям.

Социальная сущность человека
В разумности человек проявляет свою социальную сущность. Если, как биологическое существо он приспосабливается к окружающей среде, то, как социальное способен преобразовывать её, созидая что-либо новое, ранее не существовавшее. Обретение человеком "человеческого" связано с его нахождением в социальной среде. То есть человек становится человеком не столько по рождению, сколько в ходе социализации. Это означает, что живя в окружении людей, он учится общаться, играть, приобретать знания, трудиться и осваивает много других форм поведения. Кроме того, человек усваивает правила и нормы, выработанные данным обществом и прочно устоявшиеся в нём. Так, с раннего детства его учат тому, как надо себя вести, а от какого поведения следует воздержаться. В итоге человек превращается в социальное культурное существо. Процесс социализации начинается с самого рождения, первого прикосновения, слова мамы и продолжается всю жизнь. Что же происходит с человеком, оказавшимся вне общества, к примеру, среди зверей? Результат жизни в "диких" условиях может быть разным и зависит от возраста человека, а если быть точнее, от того, прошёл человек хоть какой - то этап социализации или нет. Нам известны факты о детях - маугли, которых вскармливали животные. Вернувшись в общество они так и не научались говорить, пользоваться столовыми приборами, носить одежду, передвигаться на ногах. Они уподобились зверям. Взрослый же человек, прошедший социализацию, воспитанный обществом и умеющий использовать предметы окружающего мира в свою пользу, попав в "дикие" условия, обустраивает свой быт приблизительно в том виде, каком привык жить. А самое главное, он не теряет своей человеческой сущности. Этому есть яркий литературный пример - Робинзон Крузо - главный герой одноимённого рассказа Даниэля Дефо.

Биологическое и социальное в человеке тесно связано. Развитие определённых социальных качеств в человеке происходит благодаря тому, что в нём имеются биологические предпосылки. Давайте рассмотрим эти биологические предпосылки и социальные качества.

Биологические предпосылки

Социальные качества

Взаимосвязь

1

Развитый головной мозг

Разумность

Развитый головной мозг позволяет человеку приобретать знания, создавать предметы, преобразовать природу. Человек контролирует своё поведение и действует в зависимости от конкретной жизненной ситуации. Он различает добро и зло, верит, помнит, мечтает, творит. У него нет страшных когтей и клыков, маскирующей окраски, которые помогают многим животным избежать опасности. Но у человека есть разум, благодаря которому стал могущественной силой на Земле.

2

Прямохождение и особое строение кисти руки

Создание орудий труда

Гердер И.Г., немецкий философ XVIII века писал, что «человек находится на высшей ступени развития, потому что ходит прямо – иной причины нет». Прямохождение и развитие кисти рук позволило человеку совершать трудовые действия. Известны слова американского просветителя Б. Франклина: "Человек - это животное, создающее орудия труда". Именно создание орудий труда выделило человека из животного мира. Да, животные умеют использовать предметы природы (к примеру, палки и камни) для строительства норок. Но только человек может изготовлять одни орудия труда с помощью других.

3


Анатомо-физиологические механизмы (задатки), инстинкты

Мышление и деятельность

Человек преобразует окружающий мир под свои нужды благодаря деятельности. А формирование деятельности зависит от наличия у человека мышления. Потому, что прежде чем что-то сделать человек обдумывает идею и действия в голове. Более подробно о мышлении и деятельности вы узнаете после изучения темы .

4

Речь и общение

Жизнь в обществе – это каждодневное взаимодействие людей друг с другом. Это взаимодействие происходит в ходе общения, которое было бы не возможным без наличия членораздельной речи у человека. Общение и взаимодействие с другими людьми очень важно для человека, потому что только в группах он развивается, реализует себя и достигает социальной зрелости.

Подытожим, человек – это биосоциальное существо, обладающее мышлением и речью. Как биологическое существо он обладает признаками, присущими животным класса Млекопитающие: инстинкты, живорождение, млекопитание, использование предметов природы и отличительными признаками: развитый головной мозг, прямохождение, развитая кисть руки, инстинкты. Как социальное существо обладает характерными только для человека качествами: разумность, способность создавать орудия труда, деятельность, способность к членораздельной речи, общение.

Индивид, индивидуальность, личность.

В социологии, которая является частью предмета обществознания наряду с термином «человек» используются понятия индивид, индивидуальность и личность. Вы должны понимать значения этих понятий и уметь различать их.

Индивид – это один из представителей биологического вида Homo sapiens, имеющий генетически наследуемые биологические признаки.

Индивидом является каждый человек. Это понятие характеризует то, что в людях присутствуют одинаковые биологические особенности, относящие к виду Homo sapiens. Так, у каждого человека одна голова, две руки, 32 зуба, есть психика, строение внутренних органов одинаковое и т.д. Но в мире не найти абсолютно одинаковых индивидов, даже если они близнецы. Индивиды отличаются друг от друга внешними и внутренними признаками. Как вы знаете, к внешним относятся рост, цвет глаз, длина волос и другие, а к внутренним темперамент, характер, способности, знания, умения и другие. Отличия в этих признаках делают каждого из нас индивидуальным. Что же такое индивидуальность?


Индивидуальность – это совокупность неповторимых биологических и социальных качеств, присущих каждому человеку.

Согласитесь, для каждого человека очень важно, чтобы окружающие принимали его таким, какой он есть. Наверняка вы слышали, как в адрес какого-либо человека звучали слова: «Он – яркая индивидуальность». Эти слова подчёркивают "особенность" человека, его отличие от других. Очень дорожат такой оценкой люди творческого труда: художники, писатели, ученые.

А кого называют личностью? Личность – это человек, выделившийся на фоне других своими поступками. Человек становится личностью в обществе, в процессе социализации.

Личность – это социальный признак человека, связанный с наличием у него социально-значимых качеств, то есть таких, которые важны и необходимы обществу (к примеру, самостоятельность, ответственность, гражданственность, патриотизм, толерантность, альтруизм, гуманность и многие другие).

Личностью является не столько тот, кто обладает этими качествами, сколько тот, кто проявляет их в своем отношении к людям, обществу и природе. Иногда мы слышим: "Он – Человек с большой буквы". Так говорят о личности.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Человек как результат биологической и социокультурной эволюции Материалы к уроку обществознания в 10 классе социально-гуманитарного профиля

План: 1) Теории происхождения человека. 2) Биологическое и социальное в человеке.

Антропогенез процесс историко-эволюционного формирования физического типа человека, первоначального развития его трудовой деятельности, речи, а также общества. Изучением антропогенеза занимается антропология.

Антропосоциогенез Процесс происхождения человека и общества, охватывающий период первобытного общества и завершающийся к позднему палеолиту от 1, 5 млн. до 35-40 тыс. лет назад

Этапы антропогенеза:

Факторы антропогенеза

Социогенез Процесс превращения стаи животных в первобытное человеческое стадо и затем в человеческое общество. В процессе социогенеза каждый получил право на долю пищи независимо от его участия или неучастия в ее добычи. Возникли запреты на связи внутри материнского рода - первой социальной организации древности. Появляется парный брак и семья

Теории происхождения человека Эволюционная теория происхождения человека Главную причину изменчивости организмов он видел в изменении окружающих условий жизни. В процессе борьбы за существование выживают те животные, которые в наибольшей степени приспосабливаются к меняющимся условиям существования.

Трудовая теория происхождения человека Ф. Энгельса Трудовая деятельность, как полагал Энгельс, присуща только людям, и именно она явилась главной причиной выделения человека из животного царства. Труд способствовал развитию общения между людьми, сплачивал их, возникала членораздельная речь. Труд и членораздельная речь вели к совершенствованию головного мозга человека. Благодаря теории Ф Энгельса человек предстал как продукт не только биологической, но и социальной эволюции

Домашнее задание Сообщение на тему: «Концепции происхождения человека»

Человек – биопсихосоциальное существо « Человек » - общее понятие, обозначающее принадлежность к человеческому роду, природа которого, как отмечалось выше, сочетает биологические и социальные качества. Иначе говоря, человек предстает в своей сущности как биосоциальное существо.

Биосоциальная природа человека Биологическое в человеке Социальное в человеке наследственные признаки; наличие инстинктов (самосохранения, полового эмоции; биологические потребности (дышать, питаться, спать и т.д.); наличие одинаковых внутренних органов, гормонов, постоянная температура тела; возможность использовать природные предметы; приспособление к окружающей среде, продолжение рода. способность производить орудия труда; членораздельная речь; язык; социальные потребности (общение, привязанность, дружба, любовь); духовные потребности (мораль, религия, искусство); осознание своих потребностей; деятельность (трудовая, художественная и т.п.) как способность преобразовывать мир; сознание; способность мыслить; творчество; созидание; целеполагание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Человек как биологический и социальный феномен

Этика и культура государственного служащегоВ заключении приводятся краткие итоги выполненной работы. Анализ результатов работы должен быть посвящен реализации технологии определяется преподавателем по...

Внеклассная работа и досуговая деятельность как фактор социализации и социокультурной реабилитации учащихся с интеллектуальной недостаточностью

В детстве и юности человека закладываются манеры и особенности поведения, формируется взгляд на мир, выявляются пристрастия. Побуждение к обучению и само обучение различным видам досуговой деятельност...

Материал для преподавателя . Занятие №1

Тема: ЧЕЛОВЕК КАК РЕЗУЛЬТАТ БИОЛОГИЧЕСКОЙ И СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ЭВОЛЮЦИИ

Структура урока

Ожидаемый результат: У чащихся знают , что понимается под личностью в обществе, различают понятия «человек», «индивидуальность» и «личность», знают, какое влияние на процесс становления личности оказывает природа и общество,

умеют характеризовать с научных позиций природное (биологическое) и общественное (социальное) в человеке; умеют конкретизировать примерами/раскрывать на примерах биосоциальную сущность человека, умения применять обществоведческие знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам.

Структура урока

    Приветствие. Организационный момент (подготовка необходимого оборудования, раздаточного материала)

    Проверка домашнего задания. Обсуждение трудных вопросов ЕГЭ, работа над ошибками.

    Фаза- вызов .- 1 .Мотивационный этап. Актуализация, имеющихся знаний, выявление затруднений и пробелов в знаниях, формулировка вопросов, постановка целей учебной деятельности и выдвижение проблемы

(Приём «Открытые мысли» и «корзина идей»).

    Фаза -осмысление.2 . Знакомство с новой информацией, соотнесение её с имеющимися знаниями, поиск ответов на поставленные вопросы, выявление затруднений и противоречий (если есть) корректировка целей.

Теоретический блок. Лекция- диалог . Введение новых понятий (родовых и видовых). Запоминание признаков и характеристик понятий.

    Фаза – рефлексия 3. . Суммирование и систематизация новой информации, ее оценка, ответы на поставленные ранее вопросы, формулировка вопросов, постановка новых целей учебной деятельности, т.е «новый вызов». Работа с примерами. (Приём «имитационно-ролевое моделирование» . Приём «верю-не верю»)

    Мини-тест.

    Выдача домашнего задания.

Необходимое оборудование (Интернет, проектор, компьютер, обществознание школьный словарь 10-11 кл, раздаточный материал) Для того чтобы заинтересовать обучающихся, развить их кругозор и нацелить на изучение предмета можно посоветовать начинать занятие с открытия журнала «ЭКСПЕРТ» и делать акцент на какой либо интересностатье, фоторепортаже или фотографии - попросить обучающих вывести суждение по данному событию)

Приём «Открытые мысли» - Начало занятия :

Как вы думаете, что означают эти фотографии? [Слайд (портрет) (Каждый волен высказывать свою точку зрения, обучающиеся высказывают свои предположения: взгляд, веснушки, ребёнок, человек, Джобс )

Игра в ассоциации : я предлагаю вам игру со словом. Запишите слово «человек»

Какие ассоциации возникают у вас, глядя на это слово?

(антропогенез, антропосоциогенез, индивид, индивидуальность, личность и т.д)

Чем этот ребёнок на фото1 отличается от всех остальных новорождённых детей? (ответ- ничем, он такой же как все новорождённые, он один из многих- он индивид

Чем ребёнок на фото 2 отличается от всех остальных (правильно яркими индивидуальными чертами! Опишите их…)

О чём же пойдёт речь сегодня на уроке?

На уроке будем изучать:

Природное (биологическое) и общественное (социальное) в человеке; понятия «индивид», «индивидуальность», «личность»; потребности и их виды.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УРОКА – теоретический блок (лекция)

Начнём изучение курса с самой известной и спорной темы в науке – это Антропогенез (теория происхождения и развития человека). В действительности их несколько. Давайте познакомимся:

(Приём «Корзина идей»)

- Что вам известно по этой теме? Предложить обучающимся самим изложить версии данных теорий и обменяться информацией. (каждой паре раздать карточки с названием одной теории)

Теории происхождения человека как биологического вида

1. Креационизм (от лат. creatio - создание, сотворение /креатив, креативный/ - человека создал Бог, Творец.

2. Эволюционизм /Эволюционная теория Дарвина- Уоллеса. Дарвинизм/

Эволюционная теория - комплекс знаний об общих закономерностях и движущих силах исторического развития живой природы. Основой эволюционной теории служит утверждение о том, что все ныне существующие организмы произошли от ранее существовавших путем длительного их изменения под воздействием внешних и внутренних факторов.

Биологическая эволюция определяется наследственной изменчивостью, борьбой за существование, естественным и искусственным отбором3. Теория внешнего вмешательства (считается, что люди являются прямыми потомками инопланетян, высадившихся на Землю в доисторическое время).

Итак какую теорию выбрать? Это во многом зависит от уровня мировоззрения человека!

Одной из ключевых идей урока является идея биосоциальности человека.

Человек- биосоциальное существо, воплощающее собой высшую ступень в эволюции жизни и являющееся субъектом общественно-исторической деятельности и общения.

Биологическая природа человека проявляется в (каждую черту конкретизировать примером)

    анатомо-физиологических чертах,

    строении различных органов и систем,

    инстинктах и рефлексах.

    Задатки (которые при определённых условиях превращаются в способности, но «подарок всё-таки преподносит нам природа)

    Способность обмениваться энергией с окружающей средой (пища даёт нам энергию и мы действуем)

    Биологически каждый человек уникален, так как получаемый от родителей набор генов неповторим.

Все эти факторы сближают нас с другими живыми существами.

Биологические факторы антропогенеза (уникальные, которые не свойственны другим живым существам)

    Сложное строение мозга -(приводит к формированию абстрактного мышления)

    Строение челюсти, гортани (способность к членораздельной речи, но если человек лишён общества сам по себе он не заговорит- «Маугли» может быть только в сказках!)

    Строение кисти руки

    Способность к прямохождению (мы платим радикулитом и другими неприятными вещами)

Общественное в человеке

Учёные считают наиболее важными следующие отличия человека от других живых существ:

    Сознание, наличие мышления и словесной речи;

    способность к целенаправленной, в том числе творческой деятельности;

    способность сознательно преобразовывать окружающую действительность,

    создавать необходимые блага и ценности;

    способность изготавливать с помощью других орудий сложные орудия труда и использовать их в процессе производства необходимых благ.

Сознание – присущая человеку способность воспроизводить действительность в мыслях и образах, понимать происходящее и осмысленно целенаправленно действовать.

Банк заданий - Задание №1 (№4 ЕГЭ) , Задание №2 (№5 ЕГЭ)

«индивид», «личность», «индивидуальность».

    Сначала записать слова (на доске):

    Порядочность, сообразительность, трудолюбие, начитанность, гуманность, законопослушность.

    Какое не является социальным? Почему? Подчеркните.

    (ответ : сообразительность- природное качество (является задатком))

(Обучающие ведут записи в тетради, преподаватель – на доске)

Для характеристики сущности человека учёные используют понятия «индивид», «личность», «индивидуальность».

(Приём «имитационно-ролевое моделирование») .

Напишите и зачитайте свою характеристику как индивида, индивидуальности, личности. ( например социальные особенности индивидуальности: расчетливый, мужественный, осторожный, хитрый).

в повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка " (найдите черты индивидуальности и личности)

Отец Гринева , Андрей Петрович Гринев, был настоящим боевым офицером, мужественным и храбрым. Это человек строгий » (это черты индивидуальности)

Маша Миронова . Тихая робкая капитанская дочка (как индивидуальность ) стала победительницей в сложнейших жизненных ситуациях (как личность ). Она победила свою горькую судьбу и обрела дом, семью, счастье. Она преодолела все превратности судьбы, спасла будущее Петра, его честь, его семью. (как личность ).

А теперь обратимся к теории!:

Индивид - единичный представитель человечества.

Понятие « индивидуальность » используется для обозначения такого сочетания биологических и социальных качеств, которое одного человека отличает от всех других. Можно сказать, что индивидуальность - это своеобразие человека.

Личность - совокупность социально значимых качеств индивида, формирующихся в процессе общественной жизни. Личность - это человек как носитель сознания, наделённый рядом важнейших социальных качеств: способностью учиться, трудиться, общаться с другими людьми, участвовать в жизни общества, иметь духовные интересы, оценивать и контролировать свои поступки, нести ответственность за их последствия. Личность человека формируется и развивается на протяжении всей его жизни, в ходе социализации (в процессе освоения социальных ролей, культурного богатства, накопленного обществом).

Составьте кластер: «Факторы формирования личности»

На формировании личности оказывают влияние социальная среда и обстоятельства жизни. Современные специалисты выделили три вида среды, которой оказывается человек –

1) природно-географическая среда: (тяжелые природные условия жизни заставляют человека раскрыть все свои способности и наоборот)

2) общественная среда – (общество или социум), улица, школа, работа и т.д.

3) домашняя среда, воспитание в семье, отношение родственников, и обстоятельства жизни.

4) наследственность: от родителей люди получают генетически определенные задатки: физиологические особенности (телосложение), особенности нервной системы -сила, выносливость), темперамент, здоровье или предрасположенность к заболеваниям.

5) самосовершенствование .

Лист социологическое исследование.

Вот фото известных личностей (из истории и современности). Кто они? Какие факторы оказали влияние на их развитие и формирование? Какие социальные качества характерны для них?




Ответ - Зрелая личность характеризуется:

    Личность - это человек как носитель сознания, наделённый рядом важнейших социальных качеств: способностью учиться, трудиться,

    общаться с другими людьми,

    участвовать в жизни общества,

    иметь духовные интересы,

    оценивать и контролировать свои поступки, нести ответственность за их последствия.

(могут быть названы и другие качества)

2) Потребности человека

Потребности - это осознание и переживание человеком нужды в том, что необходимо для поддержания жизни и развития личности (человеку необходимы вода и воздух, пища и тепло, различные предметы материальной и духовной культуры и др

Какие группы потребностей выделяют учёные? (ответы обучающихся)

(Приём «имитационно-ролевое моделирование» .)

Приведите свои примеры, потребностей каждой группы.

Естественные (биологические; физиологические, материальные и т. п.) (воздух для дыхания, вода, пища, одежда и жилище, продолжение рода и т. п.)

Духовные (идеальные) (в познании окружающего мира, достижении гармонии и красоты; религиозной вере, художественном творчестве)

Социальные (в общении, в труде, жизненном успехе, занятии определённой позиции в обществе)

(смотреть Классификацию потребностей (пирамида) А. Маслоу.)

Подлинные потребности связаны с тем, что действительно необходимо человеку, а удовлетворение мнимых потребностей может причинить вред здоровью, интеллектуальному и нравственному развитию личности.

Приём «Верю-не верю»

Проанализируйте суждения о человеке. Обучающиеся должны либо согласиться с этим утверждением, либо нет. Поставьте значок «! » в соответствующем столбце таблицы.

Суждения

Верю

Не верю

К естественным (биологическим) потребностям человека относят потребность в общении с другими людьми.

Человек обладает мышлением и словесной речью.

Социальная сущность человека проявляется в его анатомии и физиологии.

Неповторимые, оригинальные качества человека называют индивидуальностью.

Личность формируется во взаимодействии человека с другими людьми.

Процесс становления личности называется стратификацией.

Индивид - единичный представитель человечества.

Индивидуальные потребности проявляются у отдельного человека и связаны с конкретными условиями его жизни, его личностью.

Личность - это человек как носитель сознания, наделённый рядом социальных качеств.

Банк заданий - Задание №3 (задание №28 ЕГЭ)

Мини- тест

Человек как результат биологической и социокультурной эволюции

Каждый обучающийся выполняет задание 1-2 а затем осуществляется фронтальная проверка с разъяснением обучающимися выбора каждой позиции и анализом неверных ответов.

Задание 1 (ЕГЭ № 1)

Потребности

человека

Характеристика

В познании окружающего мира, достижении гармонии и красоты; религиозной вере, художественном творчестве.

Социальные

В общении, в труде, жизненном успехе, занятии определённой позиции в обществе.

Ответ: духовные

Задание 2 (ЕГЭ № 4)

Выберите верные суждения о человеке и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Потребность - это нужда человека в том, что составляет необходимое условие его существования.

2) Только человек способен сознательно преобразовывать окружающую действительность, создавать необходимые ему блага и ценности.

3) Деятельность - это специфический способ существования человека.

4) Духовная природа человека проявляется в анатомо-физиологических чертах, строении различных систем и органов, инстинктах и рефлексах.

5) К естественным (биологическим) потребностям человека относят потребности в познании окружающего мира, достижении гармонии и красоты; религиозной вере, художественном творчестве и т. п.

Ответ: 123

Задание 3 (ЕГЭ №20)

Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Мотивом __________(А) называется то, что побуждает её, ради чего она осуществляется. В качестве побудителя обычно выступает конкретная __________(Б), которая удовлетворяется в ходе и с помощью деятельности. Это определённая форма связи живых организмов с внешним миром, необходимая для существования __________(В), социальной группы, обще- ства в целом.

__________(Г) потребности вызваны биологической природой человека. Это потребно- сти людей во всём, что необходимо для их существования, развития и воспроизводства. __________(Д) потребности связаны с тем, что человек принадлежит к обществу, занимает в нём определённое место, участвует в трудовой деятельности, в общении с другими людьми. __________(Е) потребности связаны с познанием человеком окружающего мира, своего места в нём и смысла своего существования. Каждая из групп потребностей вызывает соответствующие виды деятельности».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз.

Список терминов:

1) потребность

2) деятельность

3) природа

4) социальный

5) естественный

6) подлинный (разумный)

7) индивидуальность

8) индивид

9) идеальный (духовный)

В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного вами слова.

После выполнения задания - обязательно прочитайте весь текст вместе с вставленными терминами!!!.

Ответ:




Похожие статьи
 
Категории