Чем отличаются характеры жилина и костылина. Образ и характеристика костылина в рассказе кавказский пленник толстого сочинение Лев толстой жилин и костылин

24.07.2019

Лев Толстой умело создавал галерею ярких образов в своих произведениях. Рассказ повествует о двух разных характерах людей, в которых противопоставляются эгоизм и верность, трусость и отвага. Автор показывает, как в одинаковых ситуациях по-разному ведут себя эти герои.

Главным героем является офицер , смелый и преданный человек. Костылин – это тоже главный герой, своеобразный антипод Жилина. Он – русский офицер, отбывающий службу на просторах Кавказа.

Из портретной характеристики становится известно, что Костылин не отличался физической силой, был сильно изнежен и ленив. Его фамилия очень красноречива. Происходит она от слова костыль. А что такое костыль? Это опора для людей, у которых больные ноги. Можно предположить, что автор намекает на то, что герой так же нуждался в посторонней помощи, как больные люди в костыле. С развитием сюжета мы убеждаемся, что такая догадка оправдана. Костылин не умеет принимать решения самостоятельно, убегает от проблем в прямом и переносном смысле.

Вначале рассказа Костылин позиционируется как друг Жилина. Он сопровождает Жилина, когда тот едет в отпуск домой. Вместе они отрываются от основной группы людей, чтобы быстрее добраться до родных мест. Но даже такой поступок двузначен. Костылин быстро попадал под влияние других людей. И поэтому поехал с Жилиным потому, что тот его попросил, а не потому что переживал за друга. Когда Жилин увидел, что враги приближаются, то закричал Костылину, взывая о помощи. У Костылина было оружие, но все равно он трусит и убегает, не дождавшись Жилина. Таким образом, герой совершает жестокое предательство.

Жилин попадает в плен к татарам, несмотря на всю отвагу, с которой он от них отбивался. Однако, будучи безоружным, он мало что мог сделать. Волею судьбы Костылин тоже попадает в плен к тому же татарину. Предательство не спасает героя от ужасной участи. Русских офицеров запирают в сарае и надевают на них колодки.

Их «хозяин» требует написать родственникам письма с просьбой выкупа за них. Жилин хитрит и на письме пишет неверный адрес, чтобы не огорчить бедную мать. А Костылин в этот момент может думать только о себе, и поэтому выполняет все требования горцев. Он пассивно ведет себя в плену, не помогает другу разрабатывать план побега.

Когда русские офицеры сбегают с плена в первый раз, то Костылин ведет себя ужасно. Он постоянно жалуется на то, что натер ноги. И Жилину приходится нести его на себе. В результате их поймали и вновь отвели аул.

Костылин – это один из главных героев рассказа Льва Толстого, слабый физически, эгоистичный, способный на предательство человек.

Лев Толстой известен прежде всего своими масштабными произведениями. «Война и мир», «Воскресенье», «Анна Каренина» – эти романы вспоминаются в первую очередь. Но есть среди произведений Толстого и рассказы, простые и правдивые. Один из них – «Кавказский пленник». Два главных персонажа – Жилин и Костылин. Сравнительная характеристика этих героев представлена в статье.

История создания

Прежде чем привести сравнительную характеристику Жилина и Костылина, стоит рассказать о том, с чего начиналась работа над «Кавказским пленником». Замысел произведения возник у писателя в молодости. В основу сюжета легли события, произошедшие с Толстым во время его службы на Кавказе. В 1853 году Толстой едва не попал в плен. Как истинный художник, он сохранил это событие в своей памяти, а позже, вернувшись в Ясную Поляну, перенес на бумагу. Правда, герою Толстого не удалось избежать пленения. Иначе сюжет не был бы столь занимательным.

Рассказ был впервые опубликован в 1872 году. Сам автор высоко ценил свое произведение и вспоминал о нем даже в трактате «Что такое искусство?». Критики хвалебно отзывались о «Кавказском пленнике». Важная особенность рассказа – простота изложения, которая не свойственна Толстому-романисту. Самуил Маршак назвал произведение «образцом маленькой повести для детей».

План

Сравнительная характеристика Жилина и Костылина в статье дана одновременно с изложением рассказа. Автор создал два ярких портрета. Один принадлежит главному герою, другой – его антиподу. Есть еще несколько интересных образов. Но на уроках литературы ученики прежде всего составляют сравнительную характеристику Жилина и Костылина. Почему? Поступки этих героев иллюстрируют авторскую идею. Один храбрый и благородный. Другой – трус и предатель. Подобное противопоставление мы видим в произведениях других русских писателей, например в «Капитанской дочке».

Составим план сравнительной характеристики Жилина и Костылина:

    Внешность. Татары. В плену.

Письмо от матери

Главный герой рассказа – офицер по фамилии Жилин. Однажды он получает письмо от матери. Та просит сына приехать, проститься. Женщина чувствует скорую смерть, а потому поспешно подыскивает ему невесту. В то время на Кавказе было очень опасно. Повсюду сновали татары (так в XIX веке называли всех мусульман). Жилин не должен был покидать крепость без сопровождения солдат.


Костылин

В тот момент, когда Жилин раздумывал о том, не отправиться ли ему одному, без сопровождения солдат, к нему подъехал на лошади еще один офицер и предложил ехать вместе. Автор дает описание главному герою: это был невысокий, крепкий мужчина. Составляя сравнительную характеристику Жилина и Костылина из «Кавказского пленника», стоит упомянуть: фамилии своим героям автор дал неслучайные, они соответствуют внешнему облику. Жилин – крепкий, жилистый. Костылин – грузный, полный, неповоротливый.

Итак, главный герой соглашается ехать. Но при условии: не разъезжаться ни при каких обстоятельствах. На вопрос о том, заряжено ли ружье, Костылин отвечает утвердительно.


Татары

Сравнительную характеристику Жилина и Костылина составлять нужно на основе сцены захвата в плен. Офицерам не удалось далеко отъехать от крепости – появились татары. Костылин в тот момент отъехал чуть поодаль. Когда увидел приближающихся татар, стрелять не стал, а бросился прочь. Главный пункт в сравнительной характеристике Жилина и Костылина из «Кавказского пленника» – это поведение в критической ситуации. Первый никогда не терялся, был храбр. Второй повел себя трусливо, предав товарища.

Выкуп

Татар было человек тридцать, и Жилину, конечно, не удалось им противостоять. Впрочем, быстро он не сдался. «Не дамся живым», – так он подумал, и эта мысль как нельзя лучше раскрывает внутренний мир героя рассказа «Кавказский пленник». Характеристики Жилина и Костылина автором даны уже в начале произведения. Но что же дальше произошло с офицером? Какова судьба предателя, который, увидев татар, «что есть духу закатился к крепости»?

Как уже сказано, Жилин был невысок, да удал. Несмотря на то что остался один, еще долго боролся с татарами, набросившимися на него. Однако те победили и увели пленника в свой аул. На него надели колодки и отвели в сарай.

Для того чтобы составить полноценную характеристику героев Жилина и Костылина, нужно вспомнить о том, как главный герой вел себя в плену. Ведь позже туда угодит и офицер, предавший его.

Татары, захватившие Жилина в плен, по-русски не говорили – позвали переводчика. Русского офицера привели к главному – Абдул-Мурату – и сказали, что он теперь его хозяин. Тот, с помощью переводчика выдвинул требование: Жилина отпустят после того, как за него внесут три тысячи монет. Но у пленника богатых родственников не было, да и мать он не хотел расстраивать. Татарам он сразу сказал, что больше пятисот рублей дать не сможет.

Жилин понял: с татарами робеть нельзя. Разговаривал он с ними уверенно, даже с некоторым вызовом. Вдруг привели Костылина. Оказалось, ему не удалось убежать. Он, в отличие от главного героя, вел себя смирно и тут же написал письмо домой – попросил выслать пять тысяч рублей. Жилин тоже написала, но адрес указал неверный. Он был уверен, что сбежит рано или поздно. При этом потребовал от татар, чтоб они держали его вместе с товарищем. Даже в такие минуты он думал не только о себе, но и о другом пленнике, который, к слову, этого не заслуживал.

В сравнительной полной характеристике Жилина и Костылина нужно непременно сказать: главный герой, в отличие от второго пленного офицера, был готов бороться до последнего.


В плену

Жилин – это человек, привыкший к борьбе. Он не писал больше писем домой, понимал, что матери, которой он сам раньше отправлял деньги, не собрать и пятисот рублей. Он вынашивал план побега. В сочинении «Сравнительная характеристика Жилина и Костылина» важно рассказать о том, как вели себя в плену офицеры.

Костылин либо спал, либо считал дни. Он написал еще одно письмо родственникам. Тосковал, скучал по дому, о побеге и не помышлял. Слишком труслив был, чтоб решиться на такой шаг.

Жилину стало скучно, а был он «на всякое рукоделие мастер». Начал делать игрушки из глины. Однажды смастерил куклу и подарил Дине – дочке своего «хозяина». Девочка сперва испугалась, но со временем перестала бояться русского пленного и даже прониклась к нему симпатией. Вскоре Жилин смастерил Дине из глины еще одну куклу. И она, в знак благодарности, принесла ему молока (татары держали своих узников на сухом пайке).


Дина стала каждый день приносить Жилину молока, а иногда, если повезет, лепешек или баранины. Вскоре весь аул узнал, что русский на все руки мастер. Вызвал однажды Жилина к себе Абдула и приказал отремонтировать сломанные часы, и тот быстро справился с заданием.

К пленному русскому стали приезжать и из ближних деревень. То часы починить, то ружье. Спустя два месяца он стал немного понимать язык жителей аула. Как-то обратились к нему с просьбой вылечить одного татарина. Этого уже Жилин не умел, но пошептал на воду и дал ее выпить больному. Татарин, к счастью, выздоровел.

Старый джигит

Обитатели аула полюбили русского пленного. Хозяин однажды признался: «Я бы тебя отпустил, но слово дал, да и денег потратил на тебя». Не любил Жилина только старый татарина, ходивший всегда в чалме. История этого человека весьма интересная. Когда-то русские разорили деревню, убили всю его семью. Остался в живых только один сын, да и тот перешел на сторону врага. Старик отыскал изменника и убил его. Он ненавидел русских и не раз требовал убить Жилина.


Подготовка к побегу

Жилин мастерил игрушки для татарских детей, наблюдал за жизнью аула. Но с участью своей не смирился. Но знал, что выкуп за него платить некому. Жилин понемногу делал подкоп в сарае. Костылин в этом участия не принимал. Он смиренно ждал денег, которые ему должны были прислать богатые родственники.

Жилин и не думал бежать один. Он разрабатывал план побега, но никогда бы не покинул аул без Костылина. Тот долго отказывался бежать. Костылину было страшно, к тому же дороги он не знал. Но жалости от татар ждать не приходилось. Один из них был убит русским солдатам.


Неудавшийся побег

Жилин было ловким и выносливым. Костылин – медлительным, неповоротливым. Тихой летней ночью они наконец решили бежать. Вылезли из сарая и отправились в сторону крепости. Вот только Костылин то и дело останавливался, вздыхал и охал. Если б Жилин сам бежал, он не попался бы снова в руки татар. Костылин начал жаловаться и причитать. Словом, вел себя совсем не так, как подобает офицеру. Жилину пришлось тащить его на себе – бросить товарища он не мог.

Беглецов быстро настигли татары. Отныне шансы на спасение стали совсем малы. Абдула обещал Жилину, что убьет их, если не получит в течение двух недель выкуп. Теперь их держали в темнице, порознь. Колодки не снимали и на свежий воздух не пускали.

Дина

В темнице было совсем мало места. Делать подкоп не имело смысла. К Жилину стала приходить Дина: приносила лепешки, черешню. А однажды сказала: «Тебя убить хотят». Абдуле старики приказали уничтожить пленных, а на Кавказе перечить страшим не полагается. Жилин попросил девочку принести ему длинную палку, с помощью которой он смог бы выбраться из подвала. Но она отказалась – боялась отца.

Как-то дочь Абдулы все же принесла ему длинный шест. В тот день почти никого не было в ауле, о чем она и сообщила Жилину. Костылин бежать не хотел, но помог товарищу выбраться из подвала. Жилин попрощался с ним. Дина проводил его до окраины аула.

Возвращение

Но и на этот раз не обошлось без приключений. Жилин уже подходил к крепости, когда увидел татар. К счастью, неподалеку находились казаки, которые ринулись на его крик. Жилин был спасен. Еще долго он рассказывал товарищам о том, что ему довелось пережить эти месяцы.

Костылин вернулся через месяц. За него все-таки выплатили пять тысяч рублей. Привезли его еле живым.

Костылин – слабый человек. В отличие от Жилина, готов на какие угодно унижения, лишь бы не бороться. Но он не подлец. Во время первого побега он просит товарища оставить его, не тащить на себе. Но тот отказывается. Принцип Жилина: погибнуть, но не оставить друга в беде.

Герои воспитаны в разных условиях. Автор почти ничего не говорит о семье Жилина, но известно, что он небогат, незнатен. Однако он привык заботиться не только о себе, но и о матери. Костылин же из богатой знатной семьи. Вероятно, за него всегда кто-то принимал решение. Он не привык действовать – привык плыть по течению.

«Кавказский пленник» в кинематографе

Рассказ дважды экранизирован. Впервые в 1975 году. Второй фильм по произведению Льва Толстого вышел в середине девяностых. Снял его Сергей Бодров-старший. Однако в киноленте 1995 году события происходит в годы Первой чеченской войны.

«Кавказский пленник». Русский офицер, служит на Кавказе, попадает в плен к татарам вместе с главным героем Жилиным, но по слабости и нерешительности характера отказывается сбежать, когда подворачивается возможность.

История создания

Лев Толстой подготовил школьное пособие, по которому дети должны были учиться чтению, письму и арифметике. Рассказ «Кавказский пленник» писался специально для этого пособия, а опубликован был впервые в литературно-политическом журнале «Заря» в 1872 году. Рассказ назван автором так же, как одна из поэм .

В основе рассказа частично лежит личный опыт Толстого, который служил на Кавказе в 50-х годах XIX века и едва не попал в плен. Толстой ехал верхом вместе с чеченцем, который был его большим другом. Спутников настигли преследователи, которые имели некий повод мстить другу Толстого, и собирались взять обоих в плен. Однако ситуация разрешилась благополучно - погоню заметил часовой, и Толстого с другом отбили. По собственному признанию писателя, это был «чувствительный» эпизод в его биографии, который, видимо, и вдохновил Толстого на рассказ.

«Кавказский пленник»

Сюжет рассказа таков: два российских офицера, Костылин и , на Кавказе попадают в плен. Татары держат тех в сарае, а на ноги героям надевают колодки, чтобы не сбежали. От обоих требуют написать письмо с просьбой о выкупе.


В финале рассказа Жилину удается сбежать из плена, в то время как пассивный Костылин от побега отказывается. Герой чувствует себя скверно и говорит, что сил бежать у него нет. На успешный исход этого предприятия Костылин не рассчитывает и смиряется с тем, что ему не вырваться. Татары отпускают героя только через месяц после того, как Жилин благополучно сбегает, – когда татары получают за Костылина выкуп, собранный родственниками.

Костылин - русский офицер из обеспеченного дворянского рода. Герой служит на Кавказе, но к военной жизни не привык. Это изнеженный человек, который плохо переносит трудности и легко сдается. Физическая подготовка Костылина оставляет желать лучшего - во время попытки побега герой постоянно отстает и жалуется на измученные ноги.


Кадр из фильма "Кавказский пленник" (1975 год)

Неуклюжесть героя тоже создает проблемы - тот запинается о камни, шумит, позволяет себе издавать крики и не думает о том, что выдает собственное местоположение преследователям. Герой оправдывает собственную фамилию, всю дорогу являясь «костылем» для Жилина - то есть, мешая главному герою выбираться из неприятностей.

Внешне Костылин грузен, красен лицом. Из-за лишнего веса герой сильно потеет и плохо приспособлен к пешим переходам по лесу. Помимо этого, он еще и труслив и, едва увидев татар, норовит спрятаться в крепость.

Как товарищ Костылин ненадежен. Герои выезжают из крепости с обозом, но в итоге решают от обоза оторваться и ехать вдвоем, чтобы добраться до места скорее. Офицеры договариваются не разъезжаться и держаться вместе. Однако при первых признаках опасности Костылин бросает Жилина и сбегает. Татары подстрелили лошадь Жилина, и тот из-за предательства товарища попадает в плен. Сам Костылин, впрочем, тоже скоро оказывается в плену в том же горном ауле, что и Жилин.


Бороться с обстоятельствами Костылин не склонен. Попав в плен, герой смиряется с ситуацией и пишет письмо домой, чтобы родные заплатили за него выкуп, без каких-либо условий и мыслей о побеге. После этого Костылин решает, что все необходимое сделано, и больше не предпринимает ничего, а только пассивно ждет, когда из дома пришлют деньги. Идею побега герой встречает с пессимизмом. Костылин убежден, что незнание местности и ночная темнота - препятствия, которые не преодолеть.

Сравнительная характеристика Жилина и Костылина


Жилин - полная противоположность Костылину. Герой не перекладывает ответственность за собственное спасение на семью и, когда от него требуют написать матери с просьбой о выкупе, пишет на письме неправильный адрес. В плену Костылин ведет себя пассивно: либо спит, либо ждет вестей о выкупе, который должны прислать родные. Жилин же не сидит в плену без дела и мастерит кукол для местной ребятни.

Жилин сумел вызвать симпатию у Дины, тринадцатилетней дочери человека, в плену у которого находится. Девочка приносит герою лепешки и мясо, а позже помогает сбежать. Днем ноги героев заковывают в колодки, но это не мешает Жилину изучать аул и окрестности. Прогуливаясь, герой прикидывает, в каком направлении располагается российская крепость, как лучше бежать. Ночи герой проводит, делая в сарае подкоп.

Жилин сбегает из плена дважды. В первый раз через подкоп. Костылин отправляется вместе с ним. Жилин собран, решителен и готов идти до конца, в то время как изнеженный и неповоротливый Костылин сильно задерживает их обоих. В результате героев ловят и возвращают обратно. После побега героев отправляют не в сарай, а в яму, а колодки перестают снимать на ночь. Однако Жилин ухитряется сбежать и оттуда, в то время как Костылин сдается и от побега отказывается.


Иллюстрация к рассказу "Кавказский пленник"

Различия между Жилиным и Костылиным прослеживаются даже во внешности и жизненных обстоятельствах. Жилин невысок ростом, «удал» и ловок, происходит из небогатой семьи, оптимистично смотрит на вещи и не смиряется с обстоятельствами. Разница между героями проявляется даже в отношении к лошадям. Костылин во время погони жестоко избивает лошадь плетью, как неодушевленный предмет, в то время как Жилин разговаривает с лошадью и просит ту «вынести».

В то время как Костылин ждет помощи со стороны, Жилин рассчитывает только на собственные силы. При этом Жилин не бросает товарища на произвол судьбы и пытается сбежать вместе с Костылиным, даже несет того на себе. Герой не боится татар, в то время как Костылин относится к горцам со страхом. Неудивительно, что у таких разных героев - разные судьбы.

Экранизации

В 1975 году вышел фильм «Кавказский пленник» режиссера Георгия Калатозишвили. Лента снималась на киностудии «Грузия-фильм», в роли Костылина выступил актер Владимир Солодников.


Второй фильм вышел в 1996 году. Это не буквальная экранизация рассказа Толстого, а лента, снятая по мотивам. События разворачиваются в 90-е годы прошлого века в обстановке Чеченской войны. Герои попадают в плен к человеку из горного аула, чей сын тоже томится в плену. Жилина и Костылина захватывают, чтобы организовать обмен пленными.

Режиссер - , роль прапорщика Костылина, которого в фильме именуют «Саня», исполнил актер . Съемки проходили в Казахстане и Дагестане, в частности в городе Дербент и у Хучнинского водопада. Фильм номинировали на премию «Оскар» как лучший фильм на иностранном языке.

Цитаты

«А Костылин, заместо того чтобы подождать, только увидал татар - закатился что есть духу к крепости. Плетью ожаривает лошадь то с того бока, то с другого. Только в пыли видно, как лошадь хвостом вертит».
«Костылин еще раз писал домой, все ждал присылки денег и скучал. По целым дням сидит в сарае и считает дни, когда письмо придет, или спит. А Жилин знал, что его письмо не дойдет, а другого не писал»

Сравнительная характеристика Жилина и Костылина - героев рассказа Л. Н. Толстого «Кавказский пленник»

В рассказе «Кавказский пленник» Лев Николаевич Толстой знакомит нас с двумя русскими офицерами - Жилиным и Костылиным. Своё произведение автор строит на противопоставлении этих героев. Показы­вая нам, как они ведут себя в одинаковых ситуациях, Толстой выражает своё представление о том, каким должен быть человек.

В начале рассказа писатель сводит этих героев вме­сте. Мы узнаём, что Жилин решается на опасный по­ступок, потому что торопится к матери, а Косты­лин - только потому, что «есть хочется, да и жара». Жилина автор описывает так: «…хоть невелик ростом, а удал был». «А Костылин - мужчина грузный, тол­стый, весь красный, а пот с него так и льёт». Такая разница во внешнем описании ещё больше усилива­ется смыслом фамилий героев. Ведь фамилия Жилин перекликается со словом «жила», и героя можно на­звать жилистым человеком, то есть крепким, сильным и выносливым. А в фамилии Костылин звучит слово «костыль»: и действительно, ему нужны опора и под­держка, а сам он ничего не может.

Жилина писатель изображает решительным, но в то же время очень предусмотрительным человеком: «Надо выехать на гору, поглядеть…». Он умеет оценить опас­ность и рассчитать свои силы. В отличие от него, Кос­тылин очень легкомыслен: «Что смотреть? поедем впе­рёд». Испугавшись татар, он повёл себя, как трус.

Даже к лошади герои относятся по-разному. Жилин называет её «матушкой», а Костылин безжалостно «ожаривает» её плетью. Но ярче всего различие харак­теров героев проявляется тогда, когда они оба оказы­ваются в татарском плену.

Попав в плен, Жилин сразу проявляет себя смелым, сильным человеком, отказавшись платить «три тыся­чи монет»: «…с ними что робеть, то хуже». Более того, жалея мать, он сознательно пишет адрес «не так», чтобы письмо не дошло. А Костылин, напротив, не­сколько раз пишет домой и просит прислать денег для выкупа.

Жилин поставил себе цель: «Я уйду». Он не теряет времени зря, наблюдает за жизнью, бытом и привыч­ками татар. Герой научился «понимать по-ихнему», стал рукодельничать, мастерить игрушки, лечить лю­дей. Этим он сумел расположить их к себе и даже за­воевал любовь хозяина. Особенно трогательно читать о дружбе Жилина с Диной, которая и спасла его в конце. На примере этой дружбы Толстой показывает нам своё неприятие корысти и вражды между наро­дами.

А Костылин «по целым дням сидит в сарае и счита­ет дни, когда письмо придёт, или спит». Благодаря сво­ему уму и смекалке Жилин смог организовать побег и как друг взял Костылина с собой. Мы видим, что Жи­лин мужественно терпит боль, а «Костылин всё отстаёт и охает». Но Жилин не бросает его, а несёт на себе.

Оказавшись в плену во второй раз, Жилин всё равно не сдаётся и бежит. А Костылин пассивно ждёт денег и вовсе не ищет выхода.

В конце рассказа оба героя спаслись. Но поступки Костылина, его трусость, слабость, предательство по отношению к Жилину вызывают осуждение. Уважения заслуживает лишь Жилин, ведь он выбрался из плена благодаря своим человеческим качествам. Толстой ис­пытывает к нему особую симпатию, восхищается его упорством, бесстрашием и чувством юмора: «Вот я и домой съездил, женился!» Можно сказать, что свой рассказ писатель посвятил именно Жилину, ведь он назвал его «Кавказский пленник», а не «Кавказские пленники».

Жилин Костылин
Место службы Кавказ Кавказ
Военное звание Офицер Офицер
Статус Дворянин из обедневшего рода Дворянин. При деньгах, изнежен.
Внешность Небольшого роста, но удалой. Плотного телосложения, сильно потеет.
Отношения читателя к персонажу Внешне не отличим от обычного человека, чувствуется сила его духа и мужество. Возникновение призрения и неприязни из-за его внешности. Его ничтожность и жалкость свидетельствуют о его слабости и готовности пойти на подлость.
Способность любить Любит животных, в частности свою лошадь, называя её ласкательными словами. Проявляет жалость, замечая страдания бедного животного. Не способен на любовь к кому-то кроме себя.
Личные качества Не жаждет выставить себя героем. Смелый, мужественный, решительный, наблюдательный, предусмотрительный, осторожный и умный. Лаконичен и точен в передаче своих чувств и мыслей. Нерешительный, слабый духом и телом.
Поступки
  • Только убедившись, что Костылин зарядил ружье, решился подняться на гору.
  • Днём делал куклы для Дины, ночью рыл подкоп.
  • Надеется только на свои силы, активно ищет способы выбраться из плена. Отправляет письмо по другому адресу, чтобы не беспокоить бедную мать. Не подчиняется обстоятельствам – стремится к освобождению.
  • Подло убежал, испугавшись за свою жизнь, как только увидел татар.
  • Эгоистично полагается на других, при этом сам не делает ничего, чтобы спастись. Уверен, что родственники выкупят его.
Цель что было сделано
  • Определить дорогу – поднялся на гору.
  • Освободится из плена – выкопал подкоп.
  • Старается всё предусмотреть.
Не имеет целей, поэтому ни к чему не стремится, не сопротивляясь, следует обстоятельствам.
Поведение в плену Борется за жизнь и сохраняет человеческое достоинство. Не может справиться с трудностями, а его личность деградирует.
  • Л. Н. Толстой написал рассказ «Кавказский пленник» в конце 19 века. В то время на Кавказе не утихали военные действия, постоянно происходили стычки русских с горцами. Рассказ повествует о судьбах двух главных героев, русских офицеров Жилина и Костылина. Сюжет рассказа достаточно прост: герои попадают в плен к горцам и пытаются совершить побег. Однако Толстой показывает, насколько разным может быть поведение людей в одной ситуации. Жилин – человек действия, это проявляется в каждом его поступке. Став пленником, […]
  • Николай Вера Портрет героев В рассказе нет описания героев. Куприн, как мне кажется, намерено избегает этого приема характеристики персонажей, чтобы обратить внимание читателя на внутреннее состояние героев, показать их переживания. Характеристика Беспомощность, пассивность («Алмазов сидел, не снимая пальто, он отвернулся в сторону...»); раздраженность («Алмазов быстро повернулся к жене и заговорил горячо и раздраженно»); неудовольствие («Николай Евгеньевич весь сморщился, точно от […]
  • Персонаж Михаил Илларионович Кутузов Наполеон Бонапарт Внешность героя, его портрет «…простота, доброта, правда…». Это живой, глубоко чувствующий и переживающий человек, образ «отца», «старца», понимающего и повидавшего жизнь. Сатирическое изображение портрета: «жирные ляжки коротких ног», «потолстевшая короткая фигура», лишние движения, которые сопровождаются суетой. Речь героя Простая речь, с однозначными словами и доверительным тоном, уважительное отношение к собеседнику, группе […]
  • На балу После бала Чувства героя Он "очень сильно" влюблен; восхищен девушкой, жизнью, балом, красотой и изяществом окружающего мира (в т.ч. интерьеров); подмечает все детали на волне радости и любви, готов умиляться и прослезиться от любого пустяка. Без вина - пьян - любовью. Любуется Варей, надеется, трепещет, счастлив быть избранным ею. Легок, не чувствует собственного тела, "парит". Восторг и благодарность (за перо от веера), "весел и доволен", счастлив, "блажен", добр, "неземное существо". С […]
  • Персонаж Илья Ростов Николай Ростов Наталья Ростова Николай Болконский Андрей Болконский Марья Болконская Внешний вид Кучерявый молодой человек не высокого роста, с простым, открытым лицом Не отличается внешней красотой, имеет большой рот, но черноглазая Невысокого роста с сухими очертаниями фигуры. Весьма красив. Имеет слабое, не отличающееся красотой тело, худолицая, обращает на себя внимание большими, с грустной поволокой лучистыми глазами. Характер Добродушный, любвеобильный […]
  • В большинстве из сфер своей жизни человек не может обойтись без компьютера. Такое положение обусловлено его возможностями. Хранение и обмен информацией, связь между людьми, многочисленные вычислительные программы – все это делает его незаменимым для современного человека. Однако использование компьютера имеет как положительные стороны, так и отрицательные. Плюсы компьютера: при возможности подключения к интернету компьютер становится незаменимым источником информации: энциклопедии, словари, справочники […]
  • Николай Алмазов Верочка Алмазова Черты характера Недовольный, раздражительный, слабый трусливый, упорный, целеустремленный. Неудачи сделали его неуверенным и нервозным. Нежная, спокойна, терпеливая, ласковая, сдержанная, сильная. Характеристики Беспомощный, пассивный, морщит лоб и разводит руки от изумления, чрезмерно честолюбивый. Точная, находчивая, деятельная, быстрая, активная, решительная, поглощена любовью к мужу. Вера в исход дела Неуверен в успехе, не может найти […]
  • Толстой считал семью основой всего. В ней и любовь, и будущее, и мир, и добро. Из семей состоит общество, нравственные законы которого закладываются и сохраняются в семье. Семья у писателя – это общество в миниатюре. У Толстого почти все герои – семейные люди, и характеризует он их через семьи. В романе перед нами разворачивается жизнь трех семей: Ростовых, Болконских, Курагиных. В эпилоге романа автор показывает счастливые «новые» семьи Николая и Марьи, Пьера и Наташи. Каждая семья наделена характерными […]
  • В романе описываются военные события 1805-1807 годов, а также Отечественная война 1812 года. Можно сказать, что война как некая объективная реальность становится главной сюжетной линией романа, и поэтому судьбы героев необходимо рассматривать в едином контексте с этим “враждебным” человечеству событием. Но одновременно война в романе имеет более глубокое понимание. Это поединок двух начал (агрессивного и гармонического), двух миров (естественного и искусственного), столкновение двух жизненных установок (правды и […]
  • Главным героем в романе - эпопее Л.Н.Толстого «Войны и мира» является народ. Толстой показывает его простоту и доброту. Народ это не только мужики и солдаты, которые действуют в романе, но и дворяне, обладающие народным взглядом на мир и на духовные ценности. Таким образом, народ - это люди, объединённые одной историей, языком, культурой, живущие на одной территории. Но есть среди них интересные герои. Одним из них является князь Болконский. В начале романа он презирает людей высшего света, несчастлив в браке […]
  • Рассказ Л. Н. Толстого «После бала» развивает тему «срывания всех и всяческих масок» с беззаботной, умытой, праздничной жизни одних, противопоставляя ее бесправию, угнетению других. Но вместе с тем писатель заставляет читателей задуматься над такими нравственными категориями, как честь, долг, совесть, которые во все времена делали ответственным человека за все происходящее с ним и с обществом. К этим размышлениям нас подводит сама композиция рассказа, построенная на противопоставлении картин бала и наказания […]
  • Лев Толстой – признанный мастер создания психологических образов. В каждом случае писатель руководствуется принципом: «Кто больше человек?», живет ли его герой настоящей жизнью или лишен нравственного начала и духовно мертв. В произведениях Толстого все герои показаны в эволюции характеров. Женские образы несколько схематичны, но в этом проявилось веками сложившееся отношение к женщине. В дворянском обществе у женщины была единственная задача – рожать детей, умножать класс дворян. Девушка сначала была красивой […]
  • К наиболее запоминающимся произведениям Л. Н. Толстого можно отнести его рассказ «После бала». Созданный в 1903 году, он пронизан идеями христианства и милосердия. Автор постепенно выводит в центр внимания полковника Б., отца Вареньки. Впервые знакомство происходит на балу в честь окончания масленичной недели, у губернатора. Статный старик - отец красавицы-Вареньки, в которую был самозабвенно влюблен рассказчик. И в эпизоде бала читателю дается портрет этого героя: "Отец Вареньки был очень статный красивый, […]
  • Роман-эпопея Л.Н. Толстого «Война и мир» - произведение, грандиозное не только по монументальности описанных в нем исторических событий, глубоко исследованных автором и художественно переработанных в единое логичное целое, но и по многообразию созданных образов, как исторических, так и вымышленных. В изображении исторических персонажей Толстой был скорее историком, чем писателем, он говорил: «Там, где говорят и действуют исторические лица, не выдумывал и использовал материалы». Вымышленные образы описаны […]
  • Пьер Безухов был внебрачным сыном одного из богатейших людей в России. В обществе его воспринимали как чудака, все смеялись над его убеждениями, стремлениями и высказываниями. Никто не считался с его мнением и не воспринимал его всерьез. Но когда Пьер получил огромное наследство, то перед ним начали все заискивать, он стал желанным женихом для многих светских кокеток… Во время проживания во Франции он проникся идеями масонства, Пьеру казалось, что он нашел единомышленников, что с их помощью он сможет изменить […]
  • Л. Н. Толстой работал над романом "Война и мир" с 1863 по 1869 год. Создание масштабного историко-художественного полотна потребовало от писателя огромных усилий. Так, в 1869 году в черновиках "Эпилога" Лев Николаевич вспоминал то "мучительное и радостное упорство и волнение", испытанное им в процессе работы. О том, как создавалось одно из крупнейших мировых творений, свидетельствуют рукописи «Войны и мира»: в архиве писателя сохранилось свыше 5200 мелко исписанных листов. По ним можно проследить всю историю […]
  • Это нелегкий вопрос. Мучителен и долог путь, который надо пройти, чтобы найти ответ на него. Да и найдешь ли? Подчас кажется, что это невозможно. Истина не только хорошая, но и упрямая вещь. Чем дальше заходишь в поисках ответа, тем больше вопросов встает перед тобой. И еще не поздно, но кто свернет с полпути? И еще есть время, но кто знает, может, ответ в двух шагах от тебя? Истина заманчива и многолика, но суть ее всегда одна. Иногда человеку кажется, что он уже нашел ответ, а оказывается, что это - мираж. […]
  • Читая рассказ Л.Н.Толстого «После бала», мы становимся свидетелями того, как события всего лишь одного утра способны полностью изменить судьбу человека. Герой, от имени которого ведется рассказ, - «всеми уважаемый Иван Васильевич», в судьбе которого случай сыграл решающую роль. В молодости он был «очень веселый и бойкий малый, да еще и богатый», студент провинциального университета, мечтающий поступить на военную службу. Каждый проживаемый им день был похож на праздник: учеба не отнимала много времени, и […]
  • На уроке литературы мы прочитали рассказ Л.Н. Толстого «После бала» и решила написать Сочинение на тему «Полковник на балу и после бала». В нём нам рассказывается о полковнике, который посетил бал со своей дочерью Варенькой, и о его двуличном образе. Сначала нам открывается очень красивое описание полковника, и особенно его прелестный танец «мазурка». «Он был очень красивый, статный, высокий и свежий старик» - такое первое впечатление нам рассказывают о полковнике Б. На балу всё внимание приковано к нему, о […]
  • В романе «Война и мир» Толстой прослеживает жизнь трех поколений нескольких русских семей. Писатель справедливо считал семью основой общества, видел в ней любовь, будущее, мир и добро. Кроме этого, Толстой считал, что нравственные законы закладываются и сохраняются только в семье. Семья для писателя представляет собой общество в миниатюре. Почти все герои Л.Н. Толстого – люди семейные, поэтому характеристика этих персонажей невозможна без анализа их отношений в семье. Ведь хорошая семья, считал писатель, – это […]


Похожие статьи
 
Категории