Чем заканчивается война и. Интересные факты о сериале BBC «Война и мир

15.02.2019

Для многих из нас «Война и мир» - неподъемное школьное чтение, но для читателей XIX века, которые получали роман по частям и ждали продолжения, он был чем-то вроде злободневного сериала, повествовавшего о самых острых проблемах современности. Татьяна Трофимова рассказывает о том, какие вопросы современников помогал разрешить роман Льва Толстого.

Исследование романа «Война и мир» Льва Толстого напоминает ощупывание слона - предмет необъятен, а результат мозаичен. Гораздо проще в этом смысле было современникам писателя: чтение романа для них напоминало просмотр сериала со всеми вытекающими из этого формата следствиями. Первые два года они бурно обсуждали каждую серию, затем еще два года перечитывали любимые фрагменты и жадно встречали продолжение. Иными словами, четыре года жили на фоне экзистенциальных встреч князя Андрея с дубом, девичьих мечтаний Наташи у окна, высокого неба над Аустерлицем и «роевой» жизни Платона Каратаева.

Сериал увлек не на шутку. В перерывах бесконечно спорили о том, насколько оправдано использование французского языка, об очерненном высшем свете и природе патриотизма. Лев Толстой явно задел болевые точки современников, хотя какие именно - понять не так уж просто: тут сказались и читательские привычки, и революционные потрясения, и личные искания Толстого. Но на их пересечении можно уловить нечто знакомое - попытку в эпоху нестабильности обернуться и выстроить свою идентичность с помощью прошлого.

Контекст первой половины 1860-х, когда Толстой начал писать роман, не оставляет вопросов о масштабности его замысла. Долгожданная отмена крепостного права - и разочарование. Реформа, в которую так верили на стадии разработки, не изменила мир в один день. Радикальная молодежь перешла в наступление, по Петербургу прокатилась волна пожаров - времена были такие тревожные, что мало кто винил в этом жаркую и сухую погоду. Оказавшийся под арестом Чернышевский тем не менее ухитрился выпустить инструкцию в виде романа «Что делать?», где доходчиво описал, как двигаться к построению другого, более справедливого общества. Наконец, на волне тяжелых реформ случилось польское восстание, но российские власти показали, что реформы все-таки будут проведены согласно первоначальному замыслу, а Россия не готова расстаться с имперскими амбициями и территориями. Мятеж был жестоко подавлен, российское общество фрустрировано, а Герцен, наблюдая из Лондона за перегибами с разных сторон, не удержался от эмоциональной оценки: «Very dangerous!!!».

Обычно замысел романа пересказывают просто: сначала возникла история о возвращении ссыльного декабриста в 1856 году, потом она обрела предысторию в виде самого восстания 1825 года, и постепенно Толстой пришел к мысли описать войну 1812 года. Исходя из этого, тот факт, что была написана только третья часть, кажется едва ли не случайным, хотя именно эта тема занимала Толстого куда дольше. Уже в 1853 году он читает и думает о военной кампании 1805 года, и это понятно - сам Толстой отправляется на Крымскую войну. Спустя три года война, как и кампания 1805 года, закончится поражением, а Толстой отправится осматривать гробницу Наполеона. «Обоготворение злодея, ужасно», - говорит он едва ли не с презрением, но к началу 1860-х в набросках признает, что все взаимосвязано: в 1812 году «мы отшлепали Наполеона I», а в 1856 году «нас отшлепал Наполеон III».

Как раз на то время, когда Толстой обдумывал сюжет, пришелся еще и 50-летний юбилей победы над Наполеоном. Эта дата не была отмечена ни Триумфальной аркой, ни Александровской колонной на Дворцовой площади, как прежние, но и забыть о ней было не так-то просто. Национальная идентичность в нестабильной ситуации часто формируется за счет обращения к славному прошлому, и Толстой, как и авторы современных патриотических сериалов про войну, попал в самую суть проблемы.

К моменту публикации романа у читателей уже прочно сложилась привычка порционного чтения: длинные произведения публикуются сериями в толстых журналах, выходящих - самое частое - раз в месяц. Сначала, на протяжении 1865—1866 годов, в журнале Михаила Каткова печатался роман Толстого под названием «1805 год». Те же герои, те же полотна мирной жизни и войны, те же историософские размышления. В ход пошла и издательская политика. Несмотря на то, что Толстой сдал до начала публикации всю первую часть - про мирную жизнь - и даже просил выпустить ее разом, у Каткова были свои планы: он хотел извлечь из романа максимум и направлять читателя в его чтении. Одновременно Толстой продолжал писать; график публикаций был прерывистым, вторая часть - про войну - никак не уходила в работу, читатель не знал, чего ожидать от следующего номера, интрига усиливалась.

Дуэль Пьера с Долоховым. Фрагмент иллюстрации к роману «Война и мир». 1950-1991 гг. Художник: Шмаринов Дементий Алексеевич. Бумага, уголь

Так прошел первый год «Войны и мира», а потом все стало гораздо интереснее: с января 1866 года буквально встык с романом Толстого начинает публиковаться «Преступление и наказание» Федора Михайловича Достоевского. Совпадение, но не такое уж случайное, если учесть, что оба романа связывает фигура Наполеона. Способен ли отдельно взятый человек перевернуть ход истории, и что же такое сделал тот самый Наполеон, раз сумел так возвыситься, спрашивает Толстой. А если бы у Наполеона не было ни Тулона, ни Египта, как бы он действовал в обычной, не располагающей к подвигам жизни, продолжает мысль Достоевский. 4 апреля 1866 года звучит выстрел - бывший студент Дмитрий Каракозов стреляет в Александра II у ограды Летнего сада в Петербурге, чтобы дать обществу возможность перестроиться на других началах. Покушение не удалось: костромской мастеровой Осип Комиссаров толкнул Каракозова под руку, и тот промахнулся.

Радикальная молодежь все-таки попыталась повернуть ход истории личным подвигом. В ответ были закрыты неспокойные журналы «Современник» и «Русское слово» - власти решили, что во всем виновато их революционное подстрекательство. Консервативный Катков вздрогнул и взял паузу. К тому моменту опубликованы две части романа Толстого, роман Достоевского приостанавливается. Но литература уже срослась с реальностью: Катков выпустил отдельным изданием первую часть «1805 года» - для тех, кто все пропустил, и продолжил публиковать Достоевского. А когда Толстой довел роман до семи сотен страниц и решил, что он завершен, - сразу же предложил продолжить публикацию частями в журнале. Николай Некрасов отчаянно пытался возобновить выпуск «Современника», потерпел неудачу и взял в аренду журнал «Отечественные записки», тираж которого взлетел до небывалых высот. От сериального чтения на злобу дня невозможно оторваться.

Ответ Толстого на вопрос о роли личности в истории известен - человек, даже самый великий, сам по себе ничего не может. Чтобы совершить поворот, ему надо попасть в тектоническое движение народных масс, прочувствовать его и, поймав волну, суметь им воспользоваться, и этом смысле не стоит преувеличивать даже героическую роль Кутузова в победе над Наполеоном. Ответ Достоевского тоже ясен - простой человек не в состоянии справиться с идеей, наказание настигает его еще до преступления, все тонет в горячке. Со своим ответом Толстой попал в важнейшую точку. Поденные писатели «Отечественных записок» уже окунулись в изучение народа: одни едут в деревню, другие штурмуют трактиры, и все пишут о том, на что же похож тот самый простой и такой мудрый народ. Да и сам Толстой работает то мировым посредником, то учителем в собственной яснополянской школе. Еще немного - и начнется «хождение в народ»: то ли за тем, чтобы научиться у него, то ли за тем, чтобы научить.

В 1868 году Толстой начал публиковать переработанную версию романа с продолжением, теперь уже под названием «Война и мир». Примерно в этом виде мы его и привыкли читать, а исследователи - изучать. Современники же, еще не зная, что это будет великий роман, видели в нем повод для размышлений о том, что их волнует. Сквозь это импровизированное окно сейчас можно увидеть, как они переживали трудное время в поисках того Наполеона, который разом все изменит, и как художественный вымысел и реальность заставили их изменить вектор поиска. «Я сейчас могу перестать писать. Вы сейчас можете перестать читать», - говорит Толстой в предисловии к переработанной версии романа. Но этот свободный выбор вплетается в поток событий, ключ к которым находится не в одиночном героическом действии наперекор. Войне противостоит, как написал Толстой, «мiръ» - не отсутствие войны, но осознание общности и принятие идентичности.

Роман «Война и мир» — это одно из самых грандиозных творений всемирной литературы. Двойственность заложена уже в названии произведения, оно является своеобразным намеком на то, о чем эта эпопея. В каждой к книге «Война и мир» можно прочесть, что в ней события из мирной жизни чередуются с батальными сценами.

Вконтакте

Состоит роман из 4 томов и эпилога. Для истинных любителей русской литературы важно не то, сколько томов в романе, а те смыслы, которые были заложены в бессмертной эпопее. писал на протяжении семи лет «Войну и мир». Дата написания романа – период с 1863 по 1869 годы . Известно, что он переписывал его 8 раз, причем некоторые из эпизодов были переделаны до 26 раз. Такова краткая аннотация к книге. Теперь приступим к содержанию.

Первый том

В данном разделе описываются следующие события:

  1. Светский раут у Шерер.
  2. Умирает старик Безухов.
  3. Пьер оказывается наследником состояния.
  4. Свадьба Безухова и Элен.
  5. Военные действия России (в союзничестве с Австрией) против наполеоновской армии.

Каждый знает дату написания «Войны и мира» — это 1869 год . На тот момент эпопея стала одной из самых читаемых, она была оценена и в литературных кругах. В первой главе писатель знакомит нас с главными персонажами – Пьером и князем Болконским. Князь планирует отправиться на войну. Пьеру приходится переехать в Москву. Также автор знакомит нас с еще одним персонажем «Войны и мира». Анна Михайловна – это фигура, которая играет в развитии событий немаловажную роль.

Внимание! Будучи воспитанным вдалеке от России, Пьер преклоняется перед идеями Наполеона. Лесть Пьер воспринимает как знак любви, он практически ничего не понимает в жизни.

Болезнь старика Безухова

В VII главе первой части Анна Михайловна сообщает, что старый граф Безухов болен и практически находится при смерти. Болезнь графа Безухова прогрессирует , и он составляет завещание.

Вместе с Анной Михайловной Пьер отправляется к умирающему отцу. О его смерти сообщает Пьеру Анна Михайловна.

Наследники безуспешно пытаются украсть портфель с завещанием, согласно которому все состояние должен получить Пьер. Их не очень волнует болезнь графа Безухова, для них главное – возможность получить деньги.

Неожиданным поворотом событий продолжается начало романа «Война и мир». Анна Михайловна, один из наиболее ярких второстепенных персонажей, мешает коварным планам. Она не дает своровать портфель, и Пьер получает наследство. Он становится вхож во многие дома высшего и женится на прекрасной Элен. Болконский идет на войну.

Трусость Николая

Сцены мирной жизни чередуются с военными в романе «Война и мир». Краткое содержание по главам знакомит читателя с дальнейшим развитием событий. Николай Ростов живет вместе с Василием Денисовым. Как-то раз у последнего был украден кошелек. Николай узнал, что это дело рук Телянина. Однако этот поступок бросил бы тень на весь полк, и Ростова заставляют отказаться от обвинений и извиниться. Николай не извиняется, но забирает свое обвинение назад . Ростов оказывается ранен, и, видя приближающихся врагов, бежит. Однако в дальнейшем он перевирает историю своего сражения, говорит, что «рубил направо и налево».

Том заканчивается ранением князя Болконского. Упав на поле боя, он смотрит, как по огромному голубому небу плывут облака. Все те мечты, что очаровывали князя раньше, теперь кажутся ему ничтожными.

Внимание! Борис Друбецкой (иногда его фамилию путают с «Трубецким») – это сын Анны Михайловны. Через мать он приходится родственником Ростовым. Борис испытывал нежные чувства к Наташе. Борис Трубецкой в «Войне и мире» — гордый, амбициозный персонаж. Он с ранних лет мечтает о большой карьере. Через князя Василия Анна Михайловна сумела выхлопотать ему место в гвардии.

Том второй

События этого тома кратко :

  1. Дуэль Безухова и Долохова.
  2. Николай проигрывает деньги Долохову.
  3. Описывается любовная связь Наташи и князя.
  4. Анатоль хочет украсть Наташу, но его ложь раскрывается.
  5. Разрыв девушки с Болконским.

Дальнейшие события

Во втором томе сюжет романа продолжается приездом Николая домой на время отпуска. Его принимают как настоящего героя. Николай сближается с Долоховым.

Последний делает предложение руки и сердца Соне, но получает отказ. Долохов, желая отомстить Ростову , обыгрывает его на крупную сумму денег.

Старик Болконский получает новость о смерти сына, однако также в письме написано, что он может быть жив. Ведь Андрей не был найден среди раненых.

Терзания Пьера по поводу своей супруги Элен продолжают сюжет «Войны и мира». Кратко описывая развитие событий, можно упомянуть о том, что мучимый сомнениями Пьер вызывает на дуэль Долохова. Пьер становится членом масонской ложи и переживает восторг от той истины, которая просветлила его ум. Вернувшись, Пьер посещает своего друга, Болконского. Общение с молодым человеком придает князю сил.

Николай Ростов, навещая раненого Денисова, поражается виду страдающих бойцов в лазарете, запаху гниения. Также его поражает и то, что с французами общается Борис Трубецкой. Так в романе «Война и мир» Толстой показывает бессмысленность войны и того ужаса, который она несет.

Наташа и Болконский

Князь Андрей восторгается государственным деятелем Сперанским – так продолжается сюжет «Войны и мира». Кратко события описываются так: Пьер в это время разочаровывается в масонстве и примиряется с Элен (по крайней мере, внешне). Князь Андрей отправляется к Ростовым, слышит восторженный разговор Наташи.

Граф Ростов вместе с Наташей отправляются в гости к Болконским, однако те не оказывают им расположения. Наташе это очень неприятно. В театре она знакомится с Анатолем , сыном Карагина. Он хочет украсть ее тайком от всех (Анатоль к этому времени уже женат, но не спешит об этом распространяться).

Но его планам не суждено сбыться – о лжи Анатоля узнает Соня, и похищение срывается. Болконский узнает об отказе Наташи, о ее интрижках с Анатолем и возвращает все те письма, которые она ему когда-то писала. Неожиданно для себя самого Пьер признается в нежных чувствах к Ростовой. Уже на этом этапе можно сделать предположение, чем закончится роман «Война и мир» — а именно, с кем же ожидает Наташу Ростову счастливая жизнь.

Третий том

События этого тома:

  1. Наташа находит покой в религии.
  2. Пьер отправляется на поле боя.
  3. Болконский получает ранение.
  4. Кутузов отступает, французы занимают Москву.
  5. Наташа Ростова ухаживает за раненым князем, их чувства вновь оживают.

В июне 1812 года начинаются военные действия . Император посылает к Наполеону своего адъютанта по фамилии Балашев, однако ему не оказывают чести, приходится ждать 4 дня. Болконский хочет вызвать на дуэль Курагина.

Ростовы в это время живут в Москве. Наташа очень плохо себя чувствует, но 12 июля семья отправляется в церковь. На ее душевное состояние благотворно действует молитва, девушка успокаивается.

Военные действия

В Смоленске начинается обстрел, а затем и пожар. Пока еще никто не думает о том, как закончится война. Старый Болконский умирает. Кутузов предлагает Андрею оставаться служить при штабе, но он просит оставить его в составе полка.

Пьер Безухов попадает под арест. До того как стать плененным, им совершается немало благородных поступков.

Он спасает девочку из пожара, защищает армян – все это говорит о том, что Пьер искренне хочет помогать людям. В действительности, внимательный читатель романа увидит, что Безухов достает ребенка из-под лавки.

Пьер Безухов, который спасает девочку из пожара – немного неверная формулировка. Внимательно читая текст, нельзя сказать, что Пьер действительно спасает девочку из пожара, хотя он, несомненно, совершает благородный поступок.

Кутузов уверен: исход битвы определяет дух войска. После сражения армия Кутузова направляется к Филям. В Москву вступает французское войско. Наполеону докладывают: город пуст. Незадолго до этого Ростовы собираются уезжать. Наташа ухаживает за получившим ранение Болконским.

Внимание! Именно вокруг Наташи концентрируются основные идеи Л. Н. Толстого о , автор наделяет девушку необычайной этической силой. Наташа теряет близких людей, однако не ломается духовно.

Том четвертый

Основные события:

  1. Пьер оказывается в плену.
  2. Болконский умирает.
  3. Наполеон двигается по направлению к Смоленску.
  4. Петя погибает.
  5. Пьер освобожден.
  6. Он признается в нежных чувствах к Ростовой.

Пьер в плену

Николай едет в Воронеж, где встречает сестру Болконского, Марью. Андрей умирает. Пьер Безухов попадает в плен, его должен допросить известный своей жестокостью маршал по фамилии Даву.

Однако Пьер встречается с Даву глазами, и это спасает его – они оба чувствуют, что являются братьями по духу. Французы расстреливают пятерых пленных, Безухова же отводят в барак.

Денисов нападает вместе с Долоховым на вражеский транспорт, в котором содержатся военнопленные. Среди них – Пьер. Петя Ростов погибает. После своего спасения Пьер находится в Орле – на состоянии здоровья сказываются лишения. Безухов говорит с Марьей о том, возможно ли его счастье с Наташей. У нее также просыпаются светлые чувства к Пьеру.

Эпилог

Мы рассмотрели краткое содержание романа «Война и мир». Сколько же томов в книге? В «Войне и мире» 4 тома, но эпопея дополнена и эпилогом. В нем читатель имеет возможность узнать о двух свадьбах – Пьера и Наташи, а также Николая и Марьи. Зимой 1820 года Наташа приезжает в гости вместе с детьми к брату. Между Пьером, Денисовым и Николаем происходит разговор, Пьер говорит о необходимости перемен .

Сыну Болконского, Николеньке, снится, что он ведет огромное войско. Эпилог знакомит читателя с дальнейшей жизнью героев, дает узнать, чем закончились необычные события, которые происходили на страницах бессмертного произведения Льва Николаевича Толстого, автора книги «Война и мир».

Читаем быстро — «Война и мир» за полчаса

Вывод

Эпопея Толстого была воспринята как шедевр всемирного литературного наследия. Голсуори называл произведение лучшим, которое когда-либо было написано. Роман является итогом духовных поисков Толстого, его желания отыскать истину и смысл жизни.

1. О первом томе
2. Краткое содержание по частям и главам
3. Итоги первого тома

О первом томе Война и мир

В первом томе читателя знакомят с главными действующими лицами: Пьером Безуховым, Андреем Болконским, семейством Ростовых, княжной Марьей. Так же читателю даётся описание первых военных действий с Францией и даётся описание исторических личностей: Кутузова, Багратиона, императора Александра Первого, Наполеона.

В первой части описывается петербургское общество и рассказывается об отношении к войне мирных жителей. Так же выводятся на сцену действия все главные персонажи и важные, для последующего сюжета, случаются такие события: знакомство Пьера и Наташи, отъезд князя Андрея на войну, получение Безуховым наследства.

Во второй части описываются военные действия, происходившие в Австрии: поражение Мака, объединение русского и австрийского войск, взятие французами Вены и героическое поведение авангарда Багратиона.

В третьей части рассказывается одновременно о жизни простых людей, у которых тоже случаются важные для них события и военные действия, а точнее, сражение под Аустерлицем. Это делается для того, чтобы читатель понимал, что война и мир могут быть не только в военном понимании, но так же имеется ввиду и борьба, происходящая в самом обществе.

Краткое содержание Толстой Война и мир 1 том по частям и главам

Часть 1

Глава 1

Шёл 1805 год. Действие романа начинается в доме фрейлины Анны Павловны Шерер. К ней в гости зашёл князь Василий. Они беседуют о войне, обсуждают светские новости и детей князя – двух сыновей и дочь. Его дочь и старший сын – красивые, воспитанные и нравятся всем без исключения. А младший сын, Анатоль, кроме красивой наружности, не обладает больше никакими положительными качествами. Князя беспокоит, что он ведёт праздный образ жизнь и тратит много денег. Анна Павловна предлагает сосватать Анатоля и дочь князя Болконского – княжну Марью. Князь Василий одобряет эту мысль.

Глава 2

На вечере у фрейлины собралось светское общество: князь Василий со своей дочерью Элен, его старший сын Ипполит с товарищем, беременная княгиня Болконская (жена брата Марьи Болконской), аббат Морио и другие. В обществе появляется новое лицо – Пьер Безухов, незаконнорожденный сын Екатерининского вельможи. Хозяйке не нравится этот молодой человек потому, что она опасается, что он начнёт высказывать вслух свои мысли, которые противоречили взглядам окружающих. Для Пьера, приехавшего из-за границы, это был первый званый вечер в России, и потому, зная, что находится в интеллигентном обществе, старался внимательно прислушиваться к разговорам гостей.

Глава 3

Все гости Шерер делились на кружки по интересам и обсуждали интересующие их мысли. На вечер пожаловал виконт, которого хозяйка представила в самом выгодном свете. Гость стал развлекать слушателей забавными рассказами о политических деятелях. Анна Павловна старалась следить за всеми гостями, чтобы их разговор не становился слишком серьёзным. В самый разгар беседы виконта, она замечает, что Безухов о чём-то оживлённо беседует с аббатом. Поспешив к ним и переменив разговор на тему о климате, фрейлина присоединила их к общему кружку.

Глава 4

В это время в гостиную входит князь Андрей Болконский, муж Лизы. Он был красивым молодым человеком, но по его виду можно было догадаться, что все присутствовавшие на вечере ему наскучили, и, в особенности, его жена. Выясняется, что он собирается на войну с французами в качестве адъютанта Кутузова. Для князя Андрея приятной неожиданностью оказывается присутствие Пьера. Князь Василий со своей красивой дочерью собираются покинуть общество. На прощание, он просит Анну Павловну помочь освоиться Пьеру в обществе.

Глава 5

К князю Василию обращается с просьбой старая княгиня Анна Михайловна Друбецкая: она просит перевести её сына Бориса в гвардейский полк. В это время разгорается спор о Наполеоне между Безуховым, Болконским и виконтом. Пьер, заручившись поддержкой князя, считает Бонапарта героем. Спор заканчивает князь Ипполит своим анекдотом, который он не сумел рассказать так, чтобы слушатели его поняли.

Глава 6

Гости стали расходиться. Анна Павловна попрощалась с Безуховым, затем с Лизой Болконской, прося её поговорить о сватовстве Анатоля и княжны Марьи. Ипполит помогал собираться маленькой княгине, которая ему нравилась. Князь Болконский поторопил жену и пригласил Пьера приехать к ним. В доме Болконских, сидя в кабинете князя, Андрей и Безухов стали обсуждать, чем последний намерен заниматься и разговор перешёл на военную тему. Выясняется, что князю не нравится жизнь, которую он сейчас ведёт и это одна из причин, по которой он собирается на войну.

Глава 7

В кабинет входит жена князя. Узнав, что они обсуждают уход её мужа на войну, Лиза начинает говорить, что не понимает причин, по которой он хочет её оставить одну и отправить в деревню, в которой у неё нет друзей и не будет возможности посещать светские вечера. Муж просит её успокоиться, и княгиня, пожелав им спокойной ночи, уходит.

Глава 8

После ужина, Андрей признаётся другу, что несчастлив в браке и советует ему жениться как можно позже. Оказывается, молодые люди давно знакомы и являются приятелями. Безухов восхищается силой воли Болконского и отсутствием в нём мечтательности. Князь просит его перестать бывать в обществе Анатоля Курагина, младшего сына князя Василия, в доме которого живёт Пьер, потому что он весьма легкомысленный молодой человек. Молодой человек даёт слово своему другу.

Глава 9

Пьер, уехав поздно ночью от Болконских, не смотря на обещание, данное князю, решает поехать к Анатолю. У того собралась большая компания, в которой все много выпивали и ели. Приехавшего Безухова заставили выпивать тоже. Некий Долохов на спор выпивает целую бутылку алкоголя, стоя на выступе стены за окном. Решив продолжить гуляние, вся компания собирается ехать к кому-то, взяв с собой медведя, который находился в комнате.

Глава 10

Проходит какое-то время. Князь Василий Курагин выполнил просьбу Друбецкой и её сына Бориса перевели в гвардию Семёновского полка. Княгиня приезжает к своим родственникам Ростовым. Ростовы – большая семья: граф Илья, его жена Наталья, их дети – Николай, Наташа, Вера, Петя и осиротевшая племянница Соня. У графини и её дочки Наташи именины. Собирается много гостей, которые сильно надоели княгине. Устав от посетителей, она решает принять последнюю гостью – княгиню Карагину с её дочерью.

Гостья рассказывает о последних петербургских сплетнях, а также о пьяной выходке Анатоля Курагина, Долохова и Пьера Безухова. Эта выходка развеселила графа Ростова и остальных слушателей тоже.

Глава 11

В это время в комнату вбегает молодое поколение: Наташа Ростова, которой было 13 лет, её брат Николай, студент, самый младший, Петя Ростов, Соня, 15 лет и Борис Друбецкой, молодой офицер. Все они были оживлёнными забавной игрой с куклой Наташи, Мими. Николай и Борис – лучшие друзья. Правда, Друбецкой более общительный, нежели его друг. Борис отправляется подготоваливать карету для его отъезда с матерью.

Глава 12

В этой главе рассказывается о взаимоотношениях детей. Николай Ростов и Соня влюблены друг в друга, как и Наташа с Борисом. Соня приревновала Николая к Жюри Ростовой, с которой он мило общался лишь из вежливости. Даётся краткое описание старшей дочери Ростовых, Веры, которую в семье недолюбливали и не понимали, хотя она была не глупа. Посидев ещё немного, гости уезжают.

Глава 13

Николай находит обиженную на него Соню и просит у неё прощение. Девушка прощает молодого человека и они целуются. Видя это, Наташа зовёт Бориса и тоже целует его. Друбецкой обещает через 4 года просить её руки. Наташа счастлива.

Глава 14

Веру недолюбливали все в семье, даже её братья и сёстры. Когда графиня попросила её пойти к детям, девушка увидела, что они были по парам. Она не понимала их детской влюблённости и свысока разговаривала с ними. Наташа говорит, что они знают, что она влюблена в офицера Берга. И обидевшиеся на неё парочки, уходят в детскую.

Графиня Ростова и княгиня Друбецкая беседуют. Наталья Ростова хвалит подругу за то, что та заботится о своём сыне. Анна Михайловна волнуется, что ей не хватит денег на обмундирование Бориса, и поэтому она решает поехать с ним к его крёстному – графу Безухову, который находился при смерти. Она надеется, что он завещает что-нибудь молодому человеку. Граф Ростов, узнав, куда они уезжают, попросил передать приглашение на обед незаконнорожденному сыну графа, Пьеру Безухову.

Глава 15

Друбецкая с сыном поехали к графу Безухову. Она просит Бориса быть внимательным к крёстному. Хотя молодому человеку такое притворство не нравится, ради матери он соглашается. У графа Безухова они встречают князя Василия, который приходится ему родственником. Анна Михайловна благодарит Курагина за оказанную помощь и спрашивает о самочувствии графа. Она отправляет Бориса к Пьеру, чтобы тот передал приглашение от Ростовых.

Глава 16

Пьер Безухов не узнал сразу Бориса. Он решил, что это Илья Ростов, как потом оказалось, он всё перепутал: ведь сына звали Николаем. Молодой Друбецкой говорит Безухову, что ему не нужно денег его отца, и от этого заявления он понравился Пьеру ещё больше. Он пообещал, что приедет к Ростовым для того, чтобы ближе познакомиться с Борисом. Княгине не удалось поговорить с графом, потому что он никого не узнаёт. Она надеется на то, что тот упомянёт их в завещании и для этого она собирается приехать ещё раз.

Глава 17

Графиня Ростова переживала, что её подруге молодости приходится выпрашивать деньги. Она просит своего мужа дать ей 500 рублей. Граф Ростов, видя, как она расстроена, поручает своему слуге Митеньке, ведавшего всеми его делами, принести 700 рублей. Когда Анна Михайловна возвращается и рассказывает, что ей не удалось поговорить с графом Безуховым, Наталья Ростова просит её принять эти 700 рублей. Обнявшись, обе подруги плачут слезами радости.

Глава 18

Гости начинают съезжаться на праздник. Перед трапезой общество поделилось на две части: мужскую, которая беседовала в кабинете графа, и женскую, которая расположилась в гостиной. В мужском обществе разговор шёл на военную тему, в частности, о манифесте. Офицер Берг, в которого была влюблена Вера, хвастался своим повышением по службе.

Пьер Безухов приехал позже и с ним попытались завести разговор графиня Ростова и княгиня Друбецкая. Но из-за своей стеснительности, он отвечал им односложно. Приезжает крёстная Наташи Ростовой, княгиня Марья Дмитриевна Ахросимова, которую все боялись и уважали за её прямоту и грубоватые манеры. Она подарила маленькой имениннице серёжки и отчитала Пьера за его скандальную выходку.

За столом гости так же разделились на мужскую и женскую части. Соня ревновала Николая Ростова к Жюли Карагиной. Берг говорил о своей любви Вере, Борис называл сидящих за столом Пьеру, и переглядывался с Наташей. Пьер же по большей части, много ел и пил.

Глава 19

За столом разгорается спор о Бонапарте, громче всех спорили Шиншин, родственник графини, и полковник. Их спор прерывает вопрос юной Наташи о том, какое будет подаваться пирожное. Но никто не за эту выходку не рассердился на девочку.

Глава 20

Начались танцы. В перерыве между ними, Наташа успокаивала Соню, которая ревновала Николая к Жюли и переживала, что Вера всё расскажет графине. Юная Ростова успокоила девушку и сказала, что Пьер очень смешной. Потом девочка пригласила его танцевать. После танцев молодёжь стала петь, а после пения, граф стал танцевать с княгиней Ахросимовой, чей танец вызвал восторг у гостей.

Глава 21

Графу Безухову становится хуже. По прогнозам доктора, он мог умереть со дня на день. Князь Василий начинает беспокоиться о своей доле наследства и решает посоветоваться с одной из прямых наследниц графа, княжной Екатериной Мамонтовой. Становится известным, что Безухов писал прошение государю о том, чтобы Пьера признали его законным сыном. Если это оказывалось правдой, то всё наследство доставалось ему. Мамонтова говорит князю, где лежат все документы графа и обвиняет Друбецкую в том, что она настроила Безухова против сестёр Мамонтовых.

Глава 22

Анна Михайловна вместе с Пьером приезжает к его отцу. Проходя мимо покоев княжен, они видят, что Василий Курагин и княжна Мамонтова чем-то сильно встревожены. Друбецкая говорит Безухову, чтобы он ни о чём не волновался, что она будет соблюдать его интересы. Пьер ничего не понимает, но решает её послушаться.

Глава 23

Началось соборование графа Безухова. Собрались все родственники, слуги графа. После окончания обряда, Друбецкая привела Пьера к отцу для того, чтобы они смогли попрощаться. Молодой человек был в ужасе от того состояния, в котором находился его отец и был очень опечален этим. Когда Безухов-старший заснул, Анна Михайловна и Пьер вышли из покоев графа.

Глава 24

Разгорается скандал, участие в котором принимают княжна Катерина Мамонтова, княгиня Друбецкая и князь Василий. Анна Михайловна пытается забрать у княжны портфель, в котором находятся все бумаги графа. В самый разгар борьбы им сообщают, что граф умер. Княжна Катерина злится на Пьера потому что понимает, что всё наследство достанется ему. Князь Василий внезапно понимает, что он уже стал старым и плачет. Пьер проводит ночь у кровати отца в расстроенных чувствах. Княгиня Друбецкая возвращается к Ростовым и рассказывает все подробности произошедшего.

Глава 25

Читателя знакомят с Николаем Андреевичем Болконским, отцом князя Андрея Болконского. Он, вместе с дочерью Марьей, проживает в имении, которое находится в Лысых Горках. Его все знают как человека требовательного и строгого, даже по отношению к своей дочери. В его доме все живут по установленному распорядку, и старый князь сам учит Марью.

Князь передаёт ей письмо, написанное её подругой, Жюли Карагиной. В письме девушка рассказывает о том, что в Москве только и разговоров, что о предстоящей войне. Жюли так волнует эта тема ещё и потому, что Николай Ростов, в которого она влюблена, отправился добровольцем. Так же она рассказывает, что наследником всего состояния графа Безухова, стал его сын Пьер, которого признали законным. Девушке он не нравится и она пишет, что теперь за него все пытаются выдать своих дочерей. Так же подруга предупреждает княжну о том, что её считают выгодной партией для сына князя Василия, Анатоля. Письмо заканчивается просьбой передать известия об Андрее Болконском и его жене.

Княжна Марья пишет ответное письмо, в котором она сочувствует Пьеру и не соглашается с мнением о нём Жюли. Для княжны Болконской самое главное качество в его характере – это доброе сердце. Она говорит, что слышала о том, что князь Василий собирается к ним приехать, и, если отец решит, что ей нужно выйти за Анатоля, то она подчинится его воле. Про своего брата, Болконская пишет, что в скором времени ожидают его приезда вместе с женой, но он сам уйдёт на войну.

Княжна спохватывается, что из-за письма, она позже обычного начинает свою игру на клавикордах.

Глава 26

Неожиданно приезжает Андрей Болконский с Лизой. Мадмуазель Буриен очень рада видеть их. Они застают врасплох княжну Марью, которая очень рада видеть брата и его жену. Лиза и Марья обнимаются и плачут, затем маленькая княгиня начинает рассказывать последние новости из своей жизни. Княжна Марья спрашивает Андрея, когда он собирается идти на войну и получает ответ, что на следующий же день. Брат и сестра очень рады видеть друг друга после разлуки, и, дождавшись, когда проснётся отец, князь Андрей поспешил к нему.

Болконский-старший ради приезда сына сделал исключение в своём распорядке дня и разрешил ему присутствовать при его туалете. Князь Андрей был очень рад видеть отца и общался с ним так же как с Пьером. Николай Болконский просит его рассказать о последних военных новостях, но он невнимательно слушает своего сына. Всё больше воодушевляясь, Андрей передаёт все новости отцу, который их уже слышал. Закончив собираться, он говорит молодому князю идти в столовую.

Глава 27

За обедом собрались все домашние и архитектор, Михайла Иваныч, которого, по непонятным причинам, приглашал князь. Андрей, рассматривая портрет отца, высказал мнение, что даже у самого умного человека найдутся свои слабости. Княжна Марья не поддержала брата – для неё отец всегда всё делал правильно.

За обедом Николай Болконский общался с маленькой княгиней, которая боялась его. В разговоре со свёкром, она пересказывала много светских сплетен, что не нравилось старому князю. Во время разговоров между отцом и сыном возник спор из-за оценки действий Наполеона. Князь Андрей считал его прекрасным полководцем, Николай Андреевич придерживался другого мнения. Он считал, что французскому правителю просто повезло. Болконский-младший удивился тому, что хотя его отец никуда не выезжает из своей деревни, прекрасно осведомлён о положении дел государств Европы.

Обед закончился, а отец и сын каждый остался при своём мнении. Княгиня, не принимавшая участия в споре, доверительно сказала Марье, что князь очень умный и поэтому она его боится. Для юной княжны отец всегда был добрым.

Глава 28

На следующий день, Андрей Болконский собирается в путь. К нему подходит княжна Марья, чтобы поговорить перед отъездом. Она просит его не быть слишком строгим к Лизе, на что брат честно ей признаётся, что ни он, ни его жена не счастливы в браке. Княжна была очень религиозной и попросила князя взять с собой образок. Андрей, понимая, что для его сестры очень важно, обещает не снимать его. Он спрашивает, не тяжело ли ей жить с отцом, на что Марья отвечает, что она всем довольна.

По дороге в кабинет старого князя, он видит мадмуазель Бурьен, которая ему не нравится. Во время прощания с отцом, Андрей просит позаботиться о жене и сыне. Старый князь обещает выполнить его просьбу, даёт ему рекомендательное письмо, и, чтобы Андрей не увидел его переживаний, торопит с отъездом. Во время прощания с мужем, княгиня падает в обморок. Князь Николай выходит только после отъезда сына и увидев княгиню без чувств, уходит в свой кабинет.

Часть 2

Глава 1

Шёл октябрь, 1805 г. Кутузову предложили соединить своё войско с армией эрцгерцога Фердинанда и Мака. Русский полководец не считал эту идею удачной, поэтому он решил провести смотр отряда, который прибыл к крепости Браунау, чтобы показать, что русское войско ещё не готово.

Глава 2

На смотр полка приезжает Кутузов, в свите которого находятся Болконский, Несвицкий, приятель Андрея и корнет Жерков, который оказывается старым знакомым Долохова. В осматриваемом полку служит разжалованный Долохов, Болконский напоминает о нём Кутузову и тому возвращают эполеты.

Глава 3

Кутузов пытался объяснить австрийскому генералу, что австрийские солдаты могут справиться и без помощи русских. Он просит князя Болконского составить бумагу с описанием причин, по которым русская армия не может двигаться вперёд. Андрей Болконский изменился, находясь в армии: стал оживлённым и подавала большие надежды на военную карьеру. В это время к русскому главнокомандующему приходит знаменитый Мак, который подтверждает слухи о поражении австрийской армии. Становится очевидным, что столкновения русским и французам не избежать. Князь Андрей, понимая серьёзность сложившейся ситуации, находится в радостном волнении от того, что сможет принять участие в военных действиях.

Глава 4

Николай Ростов попал в Гусарский Павлоградский полк, в котором он служит юнкером. Молодой человек живёт в квартире вместе с ротмистром Денисовым. В этой главе рассказывается о том, как вархмистр Телятин украл кошелёк ротмистра, но Ростов уличил его в этом, но, осудив его в моральном плане, оставил ему деньги.

Глава 5

На квартире Денисова в разговоре между офицерами, Ростов рассказывает о Телянине и полковый командир делает ему замечание. Николай хочет получить удовлетворение за нанесённое ему оскорбление, но штаб-ротмистр и Денисов убеждают молодого человека, что он неправ и Ростов приносит свои извинения. В это время к ним приходит Жерков и сообщает новость о поражении австрийской армии и говорит, чтобы они готовились к наступлению.

Главы 6 - 7

Кутузов отступил к Вене, приказав уничтожить за войском мосты. Несвицкий был прислан главнокомандующим. После небольшого отдыха, он отправляется на переправу, чтобы поторопить отстающих, и проследить за уничтожением моста. Начинается обстрел переправы. В это время появляется Денисов и требует, чтобы ему дали пройти с его эскадроном.

Глава 8

На мосту началась давка. Несвицкий перепутал поручение, но прибывший Жерков передал нужные поручения полковнику. Эти два офицера наблюдали вдали от выстрелов за происходящим. Поджечь мост должен был эскадрон Денисова. Во время картечи появились первые раненые. Николай Ростов старался держаться мужественно, но потом он оказался среди тех солдат, которые побежали за гусарами. После этого юноша стал считать себя трусом. Русские смогли поджечь мост раньше французов.

Глава 9

28 октября Кутузов со своей армией переправился на левый берег Дуная, а 30 числа разбил дивизию Мортье. И пусть эта победа была омрачена потерями солдат, ранеными, она подняла боевой дух войска. В армии стали ходить слухи об отступлении Бонапарта. Князь Андрей участвовал в военных действиях и справлялся со всеми делами, которые ему поручал Кутузов. Главнокомандующий отправил его с известием об этой победе к австрийскому двору.

Глава 10

Князь Болконский остановился у своего знакомого русского дипломата Билибина и рассказывает ему о прохладном приёме. Билибин отвечает, что нет ничего удивительного, потому что это победа русской армии, а не австрийской. Князю Андрею становится известно, что Вена взята французами и что большинство считает, что эта кампания проиграна. Болконский заснул, думая о ожидавшем его приёме у императора.

Главы 11-12

В обществе Билибина князь Андрей встретил Ипполита Курагина, которого когда-то он ревновал к своей жене. Билибин обещает показать Болконскому все прелести Брюнна. Князь рассказывает императору все подробности сражения и его награждают орденом Марии-Терезы 3 степени. Вернувшись к дипломату, он видит, что тот собирает вещи и узнаёт, что французы перешли мост в Вене и скоро будут на берегу Дуная. Князь Андрей спешит предупредить русскую армию.

Глава 13

Князь Болконский с трудом отыскивает армию и Кутузова. Пройдя к главнокомандующему, он узнаёт, что даны приказания к сражению. Кутузов отправляет авангард Багратиона сдерживать французов и со слезами на глазах прощается с ним. Болконский просится в авангард Багратиона, но Кутузов его не пускает.

Глава 14

Французы стремились прервать связь между войсками Кутузова и России. Чтобы это предотвратить, был послан авангард во главе с Багратионом. Мюрат решил, что маленький отряд – это и была вся русская армия, предложил перемирие на три дня, чтобы дождаться подкрепления из Вены. Для Кутузова это была единственная возможность дать отряду Багратиона отдохнуть. Наполеон разгадал хитрость главнокомандующего и написал об этом Мюрату, и сам поехал со своим войском.

Главы 15-16

Кутузов всё-таки разрешает ехать Болконскому к Багратиону. Приехав туда, Андрей видит, что всё спокойно, потому что Мюрат ещё не получил письмо Бонапарта. Князь знакомится с капитаном Тушиным и проникается к нему симпатией. Позже он снова встречается с капитаном, проходя по батареи, который был занят тем, что чертил у себя в блокноте расположение войск французов. В это время в центр балагана, устроенного солдатами, падает пушечное ядро.

Главы 17-18

Мюрат, узнав, что его обманули, решил реабилитироваться в глазах Наполеона и уничтожить до его прихода маленькую армию и открывает огонь. В это время Багратион с Болконским объезжают весь авангард. Тушин, не дожидаясь приказаний, решил поджечь деревню. Князь Багратион отдаёт приказание Жеркову ехать на левый фланг и сказать, что им надо отступать. Через какое-то время, в окружении пороха и дыма, Багратион с криком «Ура!» начал атаку, что смогло обеспечить отступление правого фланга.

Глава 19

Благодаря действиям батареи Тушина, получается отступление правого фланга – французы отвлекаются на пожар в Шенграбене. Жерков не передал приказание Багратиона, потому что ему стало страшно. В это время, командующие левого и правого флангов спорят между собою. Эскадрон, в котором был Ростов, окружили французы. После команды Денисова началась атака. Под Николаем ранили лошадь и, упав на землю, он вместо того, чтобы стрелять во врагов, кинул пистолет в француза и побежал. Француз ранил его в руку, но Ростов добегает до кустов, в которых были русские стрелки.

Глава 20

Бой был не в нашу пользу. Но всё смогла изменить рота Тимохина, которая внезапно из-за леса напала на французов. В этой же роте служил Долохов, который отличился тем, что взял в плен двух французских офицеров и, несмотря на ранение, остался на фронте. Про тушинскую батарею вспомнили только тогда, когда прикрытие ушло в самый разгар боя. Однако, благодаря энергичному руководству Тушина, с его батареи велась активная стрельба, из-за которой французы решили, что именно там расположены основные силы противника. Тушин из-за проснувшегося азарта не сразу понял, что ему было несколько раз приказано отступать. Лишь когда приехал Болконский и помог отвести Тушину орудия, батарея отступила. Потом Андрей уехал.

Глава 21

По дороге Тушин помогает молодому контуженному офицеру – это был Ростов. По прибытии в деревню, капитана вызывает к себе Багратион. Князь спрашивает Тушина, почему он оставил два орудия, на что он отвечает, что людей не хватало, чтобы не говорить, что прикрытие покинуло батарею в самый разгар боя. Его выручает Болконский, рассказывая как всё было Багратиону. Тушин сердечно благодарит Андрея. Тем временем, у Ростова начинается бред и жар. На следующий день остаток авангарда Багратиона присоединяется к армии Кутузова.

Часть 3

Глава 1

Князь Василий сближается с Пьером и ради выгоды хочет его женить на своей дочери. После получения наследства, все в обществе вдруг стали к нему очень хорошо относиться. Василий Курагин решает перевезти Безухова в Москву. Молодой граф внушает себе, что он влюблён в Элен, хотя она и кажется ему глупой.

Глава 2

Пьер Безухов всё никак не может решиться сделать предложение Элен Курагиной. После празднования её именин, когда все гости разъехались, князь Василий помогает Безухову сделать предложение его дочери. Элен принимает его и через какое-то время они женятся.

Глава 3

Князь Василий вместе с Анатолем собирается к князю Болконскому. Это известие не радует старого князя, потому что он презирал князя Курагина. В день их приезда, он был не в духе и под его горячую руку попали все, даже маленькая княгиня, которая очень боялась его. Мадмуазель Бурьен и Лиза пытаются привести в порядок княжну, которая была не очень красивой внешне, но обладала внутренней красотой. Княжна Марья сомневалась, стоит ли ей соглашаться на брак с нелюбимым, но ей было стыдно от таких мыслей.

Главы 4-5

Княжна спускается вниз и знакомится с Курагиными. Она старается быть милой со всеми, но отец начал отпускать замечания по поводу внешнего вида дочери, чем расстраивает её. Между Анатолем и Бурьен возникает симпатия. На следующий день, князь Болконский говорит дочери, что ей надо будет решить самой выходить замуж за Анатоля или нет. Княжна обещает подумать. Выходя из кабинета отца, она видит француженку в объятиях Анатоля. Позже она успокаивает её и говорит, что не сердится. Марья сообщает отцу и князю Василию, что она не выйдет замуж за Анатоля. Княжна решает, что в самопожертвовании заключается смысл её счастья.

Глава 6

В доме Ростовых долго не было новостей от Николая. Приходит письмо, в котором сообщается, что он получил ранение, но за его жизнь опасаться не следует и его произвели в офицеры. Вскоре весь дом знал о Николае и все стали писать ему письмо, которое должны были передать через Бориса Друбецкого.

Глава 7

Письмо дошло до Николая тогда, когда должен был состояться смотр двумя императорами русским и австрийским. Ему нужно было дойти до Бориса, у которого было письмо. Борис служил вместе с Бергом и встреча старых друзей была тёплой. Они обменивались военными рассказами, и в тот момент, когда Ростов рассказывал о своём ранении, вошёл Болконский, который благосклонно относился к Борису. Николай и Андрей не понравились друг другу и Ростов чуть было не вызвал его на дуэль. Но князь смог увести разговор в другое русло и ушёл.

Глава 8

На следующий день проходил смотр российского и австрийского войск императорами. Николай был готов умереть за императора, он был в таком восхищении, что даже находившийся в свите Болконский не испортил ему настроения. После смотра все были уверены в победе.

Глава 9

Борис решается попросить князя Андрея помочь в продвижении по службе. Болконский обещает устроить его к князю Долгорукому, но не успевает, поэтому продвижение Друбецкого откладывается. На другой день выступили в поход, и Борис до Аустерлицкого сражения оставался в Измайловском полку.

Главы 10-11

Был занят город Вишау и взят в плен французский эскадрон. Ростов видел государя и ещё больше стал восхищаться им. Император Александр очень переживал, когда видел раненых, что ещё больше возвеличивало его в глазах Николая. К российскому императору приходит французский парламентёр и предлагает личную встречу с Наполеоном. Император отказывает и передаёт дело Долгорукому. Французские войска отступали и все находились в ожидании решающего сражения. У Болконского был план флангового сражения, который он пытался рассказать Долгорукому, но тот посоветовал ему показать его Кутузову. На военном совете, Кутузов почти ничего не слушает о плане, потому что важнее всего выспаться. Андрей начинает задумываться о том, что он может погибнуть во время сражения и думает о своей жизни.

Главы 12-17

В этих главах рассказывается о сражении. Наполеон двинул главные силы на колонну Кутузова. Сам Кутузов был раздражительным, потому что ему не нравилось, как выполняется план сражения. Он приказал отступать и только князь Болконский оставался рядом с ним. Бежавшую батарею стали обстреливать французы, они выстрелили в Кутузова. Болконский подхватил выпавшее знамя и с криком «Ура» бросился к батарее, но упал от удара по голове, и кроме неба, он больше ничего не видел.

Глава 18

Ростова посылают с поручением к главнокомандующему. По пути он слышит выстрелы – это русские и австрийцы стреляют друг в друга. Он ищет Кутузова, но ему говорят, что его убили. Ростов видит государя, но понимает, что тот слишком устал и не передаёт ему поручение.

Глава 19

Бой проигран. К истекающему кровью Болконскому подъезжает Наполеон и приказывает позаботиться о нём. Князь оказался в госпитале, где ему вернули образок княжны Марьи. Он мучается от бреда и лихорадки. Он оказывается среди безнадёжно больных, которых оставили на попечение жителей.

Итоги первого тома

В конце первого тома рассказывается о том, как богатство изменило жизнь одного из главных героев Пьера Безухова, что из-за своей неопытности он связал жизнь с женщиной, которую считал глупой. Полностью раскрывается характер княжны Марьи, как не просто девушки, выросшей вдали от общества, но как самоотверженной и очень доброй по отношению к окружающим.

Другие действующие лица – князь Болконский, Николай Ростов и Борис Друбецкой изменились. Оказавшись в гуще военных событий, они начинают больше ценить саму жизнь и Отечество. Описание боёв показывает читателю, как непросто было сражаться с Наполеоном, но тем не менее, российские солдаты самоотверженно сражались за свою Отчизну.

В первом томе автор показывает, что, несмотря на то, что идёт война, жизнь мирных жителей идёт своим чередом: они тоже принимают важные для их жизни решения, как, например, княжна Марья, которая, отказавшись выходить замуж за Анатоля, поняла, что её счастье – это самопожертвование. Ведь, не смотря на то – идёт ли война, или мирная жизнь – люди продолжают так же любить, переживать, заботиться и делать выбор в волнующих их вопросах и может происходить переосмысление жизненных ценностей и развитие характеров героев.

  • Краткое содержание Алданов Чертов мост
  • Краткое содержание Платон Апология Сократа

    «Апология Сократа» представляет собой три речи в защиту на суде, по окончании которого Сократу вынесли смертный приговор либо изгнание из полиса. Сократ предпочел смерть, поскольку, во-первых, поле смерти он надеялся найти понимание среди богов,

  • Краткое содержание Платонов Еще мама

    В своём произведении Ещё мама Андрей Платонов написал о маленьком мальчике - семилетним Артёме, который первый раз пошел в школу. Рассказ начинается с диалогом между маленьким Артёмом и его матерью - Евдокией Алексеевной.

  • Данное краткое содержание эпилога «Войны и мира» разбитое по частям охватывает «мирные» события в 1819-1820 годов. В завершающих главах произведения автор описывает жизнь героев в Москве, Петербурге и Лысых Горах, а также рассуждает о значении отдельных исторических личностей в истории целых народов. Эпилог романа «Война и мир» является одним из наиболее важных композиционных элементов всей книги. В нем автор подводит итоги произведения, выводя на первый план мысль о важности духовного единения между людьми. Роль эпилога «Войны и мира» – показать читателю, насколько любовь, дружба и взаимопонимание способны вести людей вперед и преодолевать любые трудности.

    Чтобы лучше передать дух произведения мы включили в пересказ важные цитаты и выделили их серым цветом.

    Часть 1

    Глава 1

    События первой части эпилога «Войны и мира» происходят спустя семь лет после военных событий 1812 года, которыми закончился четвертый том.

    Толстой размышляет о движущих силах истории, а также роли в ней Александра I и Наполеона. Автор приводит к выводу, что нельзя однозначно оценивать деятельность исторических деятелей, так как такая оценка всегда будет субъективна.

    Главы 2-3

    Толстой размышляет о причинах движения европейских народов с востока на запад и с запада на восток и неоднозначной роли Наполеона в этих перемещениях. Автор пишет, что действия Бонапарта были глупыми и подлыми.

    Глава 4

    Описание роли Александра I в движении народных масс с востока на запад. После окончания Отечественной войны и с началом европейской личность государя выходит на первый план.

    Глава 5

    В 1813 году Пьер и Наташа поженились. В этом же году умер старый граф Ростов. После смерти графа финансовое положение Ростовых ухудшилось еще сильнее, поэтому Николаю приходится уйти в отставку и поступить на статскую службу. Долгов оказалось вдвое больше, чем имения, поэтому Николай с Соней и матерью селятся в скромной квартирке в Москве. В это время Пьер и Наташа живут в Петербурге, не зная о трудном положении Ростовых.

    Глава 6

    Княжна Марья приезжает в Москву. Узнав о переменах в жизни семьи Ростовых, княжна приезжает к ним. Николай встретил Марью торжественно и сухо (так как ему неприятна мысль о женитьбе на богатой невесте), что очень огорчило девушку. После отъезда Марьи графиня Ростова уговаривает Николая съездить к княжне.

    Визит Николая к Марье Болконской. Во время беседы между ними происходит объяснение: Марья понимает, что причина в том, что он теперь беден, а она богата и поражается благородству Николая. Марья и Николай поняли, что теперь «далекое, невозможное вдруг стало близким, возможным и неизбежным» .

    Глава 7

    Марья и Николай поженились, поселившись с матерью Николая и Соней (бывшая возлюбленная Николая, родственница Ростовых) в Лысых Горах. Ростов оказался прекрасным хозяином и за три года смог расплатиться со всеми долгами, продолжая приумножать свое имущество.

    Глава8

    Вопреки просьбам мужа, у Марьи не получается полюбить живущую у них Соню. Однажды, когда Марья и Наташа говорили о Соне, Наташа сравнила Соню с пустоцветом: «Иногда мне ее жалко, а иногда я думаю, что она не чувствует этого, как чувствовали бы мы» .

    Живя у Ростовых, «казалось, что Соня не тяготится своим положением» . «Она, как кошка, прижилась не к людям, а к дому» .

    Глава 9

    Лысые Горы, канун зимнего Николина дня 1820 г. Ссора Николая и Марьи: женщина думает, что муж ее не любит, но он уверяет, что без Марьи не находит себе места. Женщина думает о том, что никогда бы не поверила, что можно быть такой счастливой.

    Главы 10-11

    После замужества Наташа очень изменилась. Полностью погрузившись в заботу о муже и семье (у нее было три дочери и сын), она совсем перестала следить за собой, ревнуя при этом Пьера даже к гувернантке или к Соне. Самым важным в их семейных отношениях были желания Пьера, которые женщина старалась мгновенно угадывать и выполнять. «После семи лет супружества Пьер видел себя отраженным в своей жене» .

    Главы 12-13

    Декабрь 1820. Безуховы гостят у Ростовых. В Лысых Горах все любили Пьера, особенно Николенька, сын Андрея.

    Старой графине Ростовой было уже за 60. После всего перенесенного «она чувствовала себя нечаянно забытым на этом свете существом, не имеющим никакой цели и смысла» . Дети понимали ее состояние и всячески о ней заботились.

    Глава 14

    Беседа Николая, Пьера и Денисова (который также гостил у Ростовых) о положении дел в России. Пьер говорит, что страна гибнет, и государь не пытается что-либо сделать. Он уверен, что будет переворот. Безухов признается, что является членом тайного общества и считает, что деятельность этого общества – путь к улучшению состояния дел в России. Николай Ростов резко возражает Безухову, так как считает, что переворота не будет.

    Глава 15

    Марья и Николай обсуждают факт вступления Пьера в тайное сообщество. Они боятся за своих детей, а особенно за Николеньку, который был очень взволнован, услышав слова Безухова о тайном обществе. Марья просит мужа вывести Николеньку в общество.

    Глава 16

    Описание теплых отношений между Пьером и Наташей. Они с полуслова понимают друг друга, могут говорить на любые темы и всегда чувствуют настроение друг друга.

    Сон Николеньки Болконского. Ему приснилось, что он с Пьером, в касках, как в книге Плутарха, шли впереди огромного войска к славе. Но тут их остановил Николай Ростов, который грозился убить первого, кто двинется вперед. Обернувшись, Николенька увидел, что Пьер стал его отцом, Андреем. Николенька ощутил любовь к отцу, но Николай приближался к ним и мальчик в ужасе проснулся. Сидя в постели, Николенька думал о своем отце и о том, что в будущем добьется всего, чем был бы доволен даже его отец.

    Часть 2

    Глава 1

    Вторая часть эпилога «Войны и мира» начинается с рассуждений автора о том, как историки изучают жизнь народов и отдельного человека. Толстой осуждает историков, считающих, что «народы руководятся единичными людьми» и что «существует известная цель, к которой движутся народы и человечество» .

    Главы 2-3

    Главы 4-5

    Размышления автора о назначении власти, ее рассмотрении как совокупности воли масс. Толстой пишет, что жизнь всего народа не может поместиться в жизнеописание нескольких отельных лиц, а власть этих лиц не может стать причиной исторических событий.

    Глава 6

    Мысли Толстого о том, как приказы влияют на исторические события. Автором приведена иллюстрация распространения приказов в военной иерархии, в которой «приказывающие принимают наименьшее участие в самом событии» , так как их деятельность ограничивается исключительно «приказыванием».

    Глава 7

    Главы 8-10

    Глава 11

    Толстой полемизирует с историками, говоря, что история должна перестать искать частные причины событий, сосредоточившись на поиске общего закона, движущего историей человечества.

    Глава 12

    Мысли Толстого о борьбе между старым и новым взглядом на историю. Автор считает, что при рассмотрении исторических событий «необходимо отказаться от несуществующей свободы [воли исторической личности] и признать неощущаемую нами зависимость» .

    Конец

    Итоги и выводы

    В эпилоге своего романа Лев Толстой изобразил не только окончание огромной истории, сотканной из хитрых переплетений человеческих судеб, но и представил собственные историко-философские размышления о законе бесконечных взаимовлияний и взаимосвязей человеческой жизни. Именно этот, неуловимый разумом, иррациональный закон и определяет, по мнению автора, судьбы народов и отдельных людей. Рекомендуем не только прочесть пересказ эпилога романа «Война и мир», но и оценить великое произведение полностью.

    Тест по эпилогу

    Вы можете проверить свои знания содержания эпилога, если ответите на вопросы этого теста:

    Рейтинг пересказа

    Средняя оценка: 4.7 . Всего получено оценок: 2677.

    Этот 6-серийный фильм BBC «Война и мир» по роману Льва Николаевича Толстого британцы смотрели взахлеб, следили за всеми хитросплетениями сюжета, удивлялись и возмущались ветренности Наташи Ростовой, пытались разобраться в любовном многоугольнике и гадали, гадали, с кем в итоге истанется толстовская барышня... Нам повезло меньше. Мы с детства в курсе: кто и с кем. Но с другой стороны, нам повезло: экранизацию нашего классика взяли на себя англичане в лице режиссёра Тома Харпера. А это значит, без неожиданностей для русского, воспитанного на классике, зрителя не обойдется. Удивляться начнем вместе с 10 мая. А пока спешим рассказать о некоторых захватывающи подробностях съемочного процесса, чтобы результат не застал вас врасплох. И, кстати, детей младше 16 лет лучше сразу уберите от экранов. Ибо книга из программы средней общеобразовательной школы превратилась усилиями BBC в кино для взрослых.

    Очередная попытка экранизировать «Войну и Мир»

    Лев Толстой, как один из ярчайших классиков русской литературы, покоя не даёт никому, большую часть его произведений не только знают по всему миру, но периодически пытаются экранизировать, с переменным успехом. Что до «Войны и мира», то этот роман воплощали целых десять раз, нынешняя версия уже 11-я. Впервые «Война и Мир» Толстого была перенесена на экраны в 1913 году российским режиссером Петром Чардыниным, правда, для нас лучшим вариантом считается всё-таки киноэпопея Сергея Бондарчука. Может быть, именно благодаря этой экранизации мы, в общем-то, снисходительны ко всем прочим. Когда знаешь, что лучшее уже сделано, к остальным, менее удачным воплощениям, относишься как-то свысока, мол, пусть пытаются, мы-то знаем…

    На западе и в Америке роман Льва Толстова волновал кинематографистов куда чаще. Так, например, Наташу Ростову сыграла когда-то сама Одри Хепберн, и эта роль считается одной из самых неудачных в послужном списке актрисы, а BBC впервые позволили себе прикоснуться к прекрасному ещё в 1972-м году. Тогда на экраны вышел 20-серийный фильм с Энтони Хопкинсом в роли Безухова. И вот, теперь очередная попытка переосмыслить русскую классику.

    Лили Джеймс полюбила Наташу Ростову за костюмы

    Актрисе Лили Джеймс на момент съёмок было 25, напомним, что её героиня, Наташа Ростова впервые возникает в романе в возрасте 13-ти. Но на такие мелочи в наш век развитых технологий особого внимания никто не обращает, к тому же гримёры постарались на славу – чтобы как-то обозначить юный возраст Наташи, они снабдили Джеймс роскошной чёлкой. То, что чёлок в те далёкие времена, когда, собственно, и происходит действие, не существовало вовсе, визажисты, видимо забыли, ну, или не удосужились узнать. Однако, по утверждениям самой актрисы, в образ Наташи ей помогла вжиться отнюдь не причёска и даже не природное дарование, а костюмы. Вот он, залог успеха – наряды демонстрируемой эпохи, система Станиславского тут совершенно не причём. В пышных платьях Лили Джеймс чувствовала себя, опять же по собственному признанию, куда комфортнее, чем в джинсах и если бы у неё была такая возможность, непременно обзавелась бы чем-то подобным и в реальной жизни.

    Вильнюс вместо Москвы

    Москвы в сериале мы не увидим. Основные локации находились в литовском Вильнюсе. В целях экономии, так сказать. НАша любимая и дорогая Москва нынче не по карману даже такому гиганту как BBC (в этом месте начинаем дуть щеки). По мнению режиссера, старый город в Вильнюсе как нельзя лучше передаёт атмосферу исторической Москвы (а в этом месте должны начать обижаться литовцы). В Россию съёмочная группа наведалась «в поля», почти все батальные сцены были воссозданы под Новгородом, а ради красивых общих планов Харпер и Нортон, исполнивший роль Андрея Болконского отправились в Петербург.

    «Для меня не было сомнений в том, что мы должны были снимать в Петербурге. В некоторых эпизодах заменить подлинную Россию невозможно, – говорит продюсер фильма Джулия Стэннард. - Мы получили доступ к Екатерининскому дворцу. Ради нас перекрывали движение на улицах, для города не менее важных, чем для Лондона Трафальгарская площадь. Поддержка, которую нам предоставили, была просто невероятной». Кстати, в перерыве между съёмками Том Харпер и Джеймс Нортон успели сходить на «Вишнёвый сад» в Малый драматический театр, где были представлены Льву Додину. Тот довольно скептически отнёсся к кандидатуре Нортона на роль Болконского. Правда потом взял себя в руки и пожелал актёру удачи.

    Секс, секс, секс

    Если уж говорить начистоту, то секс и эротика довлеют над экранизацией. Время от времени вообще возникает ощущение, что речь идёт о каком-то ином произведении, к которому Лев Николаевич отношения не имеет никакого вообще. Режиссёр в компании с оператором активно демонстрирует разные соблазнительные части тела всех героинь, а потом, надо сказать, и героев – взять хотя бы масштабную «обнажёнку» - купание в реке русских солдат во главе с Болконским (тот, на наше счастье, снимать перед камерой портки отказался) и многое, многое другое, что у нашего даже самого искушённого ценителя русской классики вызовет некоторые вопросы. Правда, Харпер ничего предосудительного в подобном эпизоде не видит, безапелляционно заявляя, что, дескать, в романе написано было, что гусары мылись, а мыться в одежде у них причин не было, так что, всё в рамках приличий. И действительно, кто из нас принимает душ в брюках?

    Кроме того, во всей красе Харпер демонстрирует публике сцену инцеста Элен и Анатоля Курагина, тогда как в романе есть лишь намёк (и тот под вопросом) на подобную греховную связь.

    Безмолвный Харпер

    Режиссёр Том Харпер подошёл к работе над экранизацией «Войны и мира» с подобающей ответственностью. Более того, как выяснилось уже после окончания съёмок, которые, к слову, длились целых два года, нередко он жалел о принятом решении. Вся проблема в том, что до начала работы Харпер романа Толстого и в глаза не видел, так что, нет ничего удивительного, что после прочтения произведения, режиссёр несколько растерялся – воплотить такой масштабный текст на экране задача не из лёгких, особенно если учесть, что большинство участников съёмочного процесса, включая актеров, прочли только сценарий.

    Сегодня Харпер гордится своей работой и с удовольствием смотрит собственное творение, но вспоминает с содроганием, как периодически от ужаса и неохватных масштабов работы терял дар речи. Да-да, всё именно так и было: режиссёр, который находясь в самом разгаре съёмочного процесса, не может вымолвить и слова. Кстати, это заметно.

    «Война и мир» - самый дорогой сериал BBC

    Экранизация романа Толстого обошлась BBC не просто дорого, она стала самой масштабной постановкой за всю историю компании, что, кстати, не удивительно. 180 пуговиц и 49 метров галуна ушло на каждый костюм гусара. Мундир старшего офицера весит 3,8 кг. Над военной формой для сериала «Война и мир» работало 180 человек. Костюмы привозили из разных стран, в том числе из Италии, Чехии, Польши, России, Белоруссии, Англии и Литвы. 500 артистов массовки специально обучались в зимних и летних лагерях, где они проходили огневую и штыковую подготовку, изучали вооружение и историю эпохи, а также импровизированные средства первой помощи на поле боя. 120 париков было изготовлено парикмахерами, а гримеры израсходовали 200 упаковок сухих салфеток, 300 упаковок влажных салфеток, 25 коробок краски для волос и 4 слезных карандаша. А на сцену, где Анатоль лишается ноги ушло пять литров бутафорской крови.

    Роман «Война и мир» стал бестселлером в Великобритании

    В отличие от нашей страны, в Великобритании сериал уже закончился и произвёл небывалый фурор. Побив все возможные рекорды по рейтингам и обсуждениям, творение Тома Харпера заняло лидирующие позиции в рейтинге BBC, а Лев Николаевич Толстой неожиданно посмертно стал звездой номер один. Экземпляры «Войны и мира» раскупаются с космической скоростью, а сам роман же успел стать абсолютным бестселлером. Впрочем, есть риск, что после прочтения оригинала восхищённая публика несколько усомнится в достоинствах экранизации.



    Похожие статьи
     
    Категории