Чему нас могут научить русские народные сказки.

18.06.2019
  • Волшебные превращения
  • Сказкотерапия

Во времена не такие уж далекие слово «сказка» означало что-то рассказанное, без всякого намека на выдумку. При помощи сказок наши предки передавали своим детям жизненную мудрость, обучали и образовывали их. Недаром Пушкин, большой знаток и любитель русских народных сказок, считал, что «в ней намек, добрым молодцам урок».

Чему учат русские народные сказки?

Если постичь глубинную суть народных сказок, то можно увидеть скрытый в них сакральный смысл, и не один, а несколько слоев. Сказки - это концентрированная народная мудрость, ключ не только к мировоззрению наших предков, но и к психологии современного человека.

Герои русской сказки живут в особом смысловом пространстве, в котором объясняется устройство мира, общества и человека. Как найти свое предназначение? Для чего нам даются испытания и как их преодолеть? Что такое дружба и любовь?

На эти и многие другие вопросы дают ответы народные сказки. Давайте поговорим о том, какие герои чаще всего встречаются в русских сказках и как они взаимодействуют друг с другом?

В сказках раскрываются как национальные, так и общечеловеческие архетипические образы. Впервые понятие архетипа ввел швейцарский психолог Карл Юнг. Он же указывал на архетипичность героев мифов и народных сказок. Если не вдаваться в подробности, то архетип - это универсальный культурный первообраз, символическое представление о человеке и его месте в мире и обществе. Архетипы - это выражение коллективного бессознательного, лежащее в основе психотерапии.

Благодаря архетипичности сказочных образов в последние годы появилось и развивается новое направление в современной психологии - сказкотерапия. Она подходит как детям, так и взрослым. Сказки помогают человеку разрешить конфликты, найти выход из сложной ситуации, осознать мотивы своих поступков и поступков других людей. Об этом течении мы поговорим подробнее в финале этого материала. Пока же вернемся к архетипам и проанализируем, какие образы чаще всего встречаются в русских народных сказках и как они взаимодействуют друг с другом.

Герои русских народных сказок

Иван-царевич (архетип - героизм, главный герой, богатырь, витязь).

Иван-царевич - главный герой многих сказок, именно вокруг него развертывается все повествование. Как правило, он должен выполнить какую-то сложную задачу - по своей воле или по чужому повелению.

В сказке «Иван-царевич и серый волк» он должен добыть жар-птицу, в сказке «Три царства - медное, серебряное и золотое» - найти пропавшую мать и старших братьев, в «Царевне-лягушке» и «Марье Моревне» - освободить свою жену из плена Кощея Бессмертного. Чтобы достичь своей цели, Иван-царевич проходит через испытания и в конце получает достойную награду.

Иван-царевич - это идеал успешного человека. Все, что бы он ни делал, ему удается. И даже ошибки, которые он совершает по пути (не слушается советов серого волка, например), в конце концов, приводят его к более высокой цели, чем та, что была поставлена первоначально. Тем самым оправдывается риск, которому подвергает себя герой.

Интересно, что иногда в роли такого «Ивана-царевича» выступает девушка. Наиболее ярко этот образ проявляется в сказке «Перышко Финиста ясна сокола». Именно младшая дочка преодолевает все препятствия (снашивает три пары чугунных сапог, ломает три чугунных посоха и сгрызает три каменные просвиры), чтобы вернуть любимого. Да и Василиса Прекрасная из одноименной сказки три дня живет в услужении у Бабы-яги, а потом своим трудом и рукоделием заполучает в мужья самого царя.

Ивана-царевича относят к архетипу Самости, Витязя. Этот герой показывает, что ничего не дается без труда, для достижения своих целей необходимо приложить усилия и измениться самому.

Баба-яга (архетип - мудрость, двойственное женское начало)

Путешествие в сказочный мир для героя часто начинается со знакомства с противоречивым персонажем - Бабой-ягой. Она предстает то как злая и коварная похитительница детей («Жихарка», «Баба-яга», «Гуси-лебеди»), то как помощница и проводница («Василиса Прекрасная», «Царевна-лягушка»). Неспроста ей служат вороны и черные коты - также двойственные персонажи, олицетворяющие, с одной стороны, мудрость, а с другой - темные силы.

Живет эта страшная горбатая старуха, одетая в лохмотья, в дремучем лесу, в избушке на курьих ножках. Избушка представляет собой границу миров, недаром она умеет поворачиваться вокруг своей оси, обращаясь передом то к лесу (потустороннему миру), то к герою (который до поры до времени принадлежит миру живых). На то, что Баба-яга - это проводник в потусторонний мир («Навь» - согласно славянской традиции), намекает и ее костяная нога: одной ногой она стоит в этом мире, а другой - в ином. Прообразом избушки на курьих ножках считают «избы смерти», в которые древнеславянские племена помещали прах умерших. Такие избы ставились на столбах или пнях, чтобы туда не смогли попасть звери. А чтобы столбы не гнили, их обкуривали дымом. Так и объясняется происхождение выражения «курьи ножки» - от искаженного «курные».

Часто встречающийся сюжет про то, как Баба-яга хочет зажарить незваных гостей, тоже находит свое толкование в народных обрядах. Недоношенных детей обмазывали тестом, клали на лопату и засовывали в теплую печь (как символ женского лона), сопровождая это действо заговорами, чтобы ребенок «допекся». К печи подносили и заболевших детей, чтобы хворь ушла вместе с дымом.

Бабе-яге известны все тайны сказочного мира, но выведать их не так-то просто: чтобы добиться благосклонности старухи, необходимо пройти через определенный ритуал. «Ты бы прежде меня, доброго молодца, накормила-напоила, в бане выпарила, да тогда б и спрашивала », - говорит Иван-царевич. Баня - это символ ритуального омовения, означающего смерть Ивана-царевича в этом мире. Но это смерть ради жизни, ради того, чтобы попасть в мир потусторонний и там выполнить свою задачу.

От хозяйки избушки на курьих ножках герой получает не только мудрый совет, но и волшебный предмет - зеркальце, колечко, клубочек ниток, - причем в этом предмете проявляется ее женская сущность. Баба-яга - это выражение архетипа Мудрости, Матери.

Кощей Бессмертный (архетип – бунт, разрушительная мужская сила)

Если Баба-яга представляет собой двойственное женское начало, то Кощей - это мужская и, безусловно, разрушительная сила. Чаще всего Кощей предстает в образе тощего старика или просто скелета (отсюда и его имя). Он похищает женщин (Марью Моревну, Царевну-лягушку) и держит их как пленниц. Кощей - это архетип бунта: он отрицает все общепринятые нормы, включая природные циклы рождения и смерти (за что и прозван Бессмертным).

Кощей обладает сверхъестественной силой, которая связана с водой. Выпив три ведра воды, он разрывает сковывающие его цепи и освобождается из подземелья. Кощей - могущественный колдун, обладающий даром превращения: именно он заковывает царевну в лягушачью кожу. Единственный способ победить Кощея - убить его, но сделать это чрезвычайно сложно. Для этого надо отыскать Кощееву смерть, которая находится на острове Буяне, где растет дуб, на котором висит сундук, в сундуке заяц, в зайце утка, в утке яйцо, в яйце игла. Сломав иглу, можно убить Кощея. Победа над Кощеем становится одной из главных целей Ивана-царевича.

Волк, щука, кот, сокол и другие (архетип - магия, помощник главного героя)

В своих скитаниях главный герой опирается на помощь животных, без которых он никогда не смог бы выполнить свою задачу (волк в «Иване-царевиче и сером волке», кот из «Бабы-яги», щука в «По щучьему велению», ясен сокол, орел и ворон в «Марье Моревне»). Они появляются тогда, когда наш герой оказывается в безвыходной ситуации. Но чтобы помощь пришла вовремя, необходимо заранее оказать определенную услугу этому животному: дать коту мясца, накормить мышку кашкой, отпустить щуку на волю или даже отдать замуж за птиц своих сестер.

Зато в ответ, в самую трудную минуту, они не оставят героя в беде: посоветуют, как убежать от Бабы-яги («Баба-яга», «Гуси-лебеди»), исполнят любые, даже самые сумасбродные, желания («По щучьему велению») и оживят его, когда он будет убит завистниками («Иван-царевич и серый волк»).

Эти животные выражают архетип Помощника, Духа, Магии. Они учат, что любая встреча, даже с самым мелким и незначительным персонажем, должна рассматриваться как испытание. Пройди его - и будешь вознагражден (сразу или через время).

Сказочные красавицы (архетип – любовь, наивысший дар)

Конечной целью всех испытаний, которые выпадают на долю главного героя, оказывается обретение любви и свадьба, даже если первоначальная цель была далека от этого (скажем, в «Иване-царевиче и сером валке» герой отправился на поиски жар-птицы, а вернулся с конем и красавицей невестой). И стали они жить-поживать да добра наживать.

Сказочные красавицы - Василиса Прекрасная, Василиса Премудрая, Марья Моревна, Аленушка, Царевна - это воплощение архетипа Любовь и наивысший дар, который получает герой. Девушки обладают ценными качествами: добротой, красотой, мудростью, благоразумием, честностью, верностью. В поисках любви герой проходит испытания, часто связанные с риском для жизни, и побеждает конкурентов. За любовь нужно бороться, намекают нам сказки. Но любви достойны не все.

Отрицательные герои (архетип - тень, мешающая главному герою)

Какая же сказка без отрицательных типажей? Злая мачеха с дочками («Василиса Прекрасная»), родные братья («Иван-царевич и серый волк»). Эти герои либо пытаются помешать Витязю выполнить свою задачу, либо посылают его на верную гибель. Хитрые, изворотливые, расчетливые личности, стремящиеся чужими руками жар загребать, оказываются недостойными счастья. Они терпят поражение и несут заслуженное наказание (вплоть до гибели). Главный итог всех сказок - победа Самости над Тенью, добра над злом.

Волшебные превращения

Еще один часто встречающийся сюжет в народных сказках - превращения. Брошенный гребень становится дремучим лесом, а зеркальце - озером. Василиса Премудрая по своей воле умеет не только сама превращаться в различных животных (в овечку, утку, голубку), но и обращать возлюбленного Ивана-царевича в пастуха, попа в селезня.

Часто человек превращается в животное или чудовище не по своей воле («Царевна-лягушка», «Аленький цветочек»). Спасти его может только тот, кто за уродливой внешностью разглядит прекрасную душу, тогда он получит в награду любовь и счастье.

Сказкотерапия

Рассмотрев основные архетипы и смыслы русских сказок, вернемся к сказкотерапии (более подробно ознакомиться с этой темой вы можете в другой нашей статье – «Сказкотерапия как метод психологической коррекции »). Ее суть - воздействие на подсознание человека. Мы выяснили, что в основе каждой истории лежат универсальные архетипы, при помощи которых терапевт может проработать любую ситуацию, просто рассказывая историю.

Еще более действенный метод, который часто используют сказкотерапевты в работе со взрослыми, - придумывание собственных историй. Чтобы добиться желаемых изменений в жизни, надо в первую очередь изменить себя, но далеко не каждый понимает эту необходимость и осознанно к этому стремится. Сказка помогает постичь собственный внутренний мир и найти варианты решений назревшего конфликта, внутреннего или внешнего. Узнавая в сказочном персонаже себя или придумывая нового героя, человек не полностью отождествляет себя с ним и тем самым получает возможность свободно выразить все свои тайные желания, переживания и мысли, обычно скрытые глубоко в подсознании («это не про меня - значит, можно»). Навь - это не только мир мертвых, это еще и подсознание, где, общаясь со своим внутренним героем, можно встать на путь трансформации.

Подобно Ивану-царевичу, человек попадает в волшебный мир, где он не скован рамками условностей и поэтому может найти нестандартные способы решения своих проблем. В результате терапии он самостоятельно отыскивает пути выхода из затруднительных ситуаций, понимает, какими ресурсами обладает сам, а с чем не может разобраться без посторонней помощи. Итог - сознание человека изменяется, мысли роятся в голове даже после того, как сказка окончена. А это значит, что положительные изменения не заставят себя ждать.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Все дети любят сказки, особенно волшебные. Чудеса и увлекательный сюжет занимают фантазию ребёнка, отвлекая от беготни и шумных игр и заставляя затаить дыхание в ожидании волшебства. Но только ли развлекательную роль выполняет сказка? Учёные давно доказали, что сказки несут и воспитательную функцию. Недаром народная мудрость передаётся через сказку из поколения в поколение.

Сказка - это маленькая модель мироздания.
Малышу, ещё так мало знающему об окружающем мире и боящемуся его, проще всего знакомиться с ним, вникая в захватывающий сказочный сюжет. Ведь так ли проста сказка, как кажется? Всего на нескольких страницах она открывает нам удивительный мир реальных и вымышленных стран, добрых и злых героев, диковинных говорящих зверей и птиц. И чудо - естественный элемент не только для сказки, но и для ребёнка. В него он верит безоговорочно, а значит, верит и в сказку.

Так какие же полезные уроки может извлечь малыш под мамину сказку?

Сказка учит: мир делится на хороших и плохих людей, зверей и прочих существ. Но добрых всегда больше, и их любит удача. А злые плохо заканчивают свою биографию.

Сказка формирует образ Положительного Героя: доброго, умного, сильного, верного своему слову.

Сказка учит не бояться трудностей. Главный Герой всегда берётся за выполнение любой работы, какой бы невыполнимой она не казалась. И в том, что он побеждает, немалую роль играют вера в себя, смелость и помощь друзей.

Сказка учит: не имей сто рублей, а имей сто друзей. А самый верный способ найти друга - это не отвернуться от него в нужный момент. У сказочного Героя всегда много друзей: людей, зверей, птиц, рыб. Потому что он не отказывает в помощи тем, кого встречает на своём пути, и они, в свою очередь, не бросают нашего Героя в беде. Так у Героя появляются бесценные Волшебные помощники.

Сказка учит не судить о людях по внешнему виду. Иван-дурак на проверку всегда оказывается Иваном-царевичем, а Царевна-лягушка - Царевной Прекрасной. Да и страшная Баба-Яга не во всех сказках - отрицательный персонаж.

Сказка учит: хорошее дело не с первой попытки получается. Сказочному Герою по три раза приходится идти на Змея Горыныча или на другое чудище, но смелость и упорство обязательно вознаграждаются победой.

Сказка учит любви к родителям. Герой, выполняющий поручение отца или матери всегда почитаем больше своих нерадивых братьев и сестёр. И именно он получает в наследство “полцарства в придачу”.

Сказка учит патриотизму. Главный Герой всегда с готовностью выходит защищать родную землю от чудищ-захватчиков.

Сказка содержит скрытую, ненавязчивую мораль, нравоучение: нельзя обманывать, нельзя быть жадным, нельзя предавать друзей.

И, главное, сказка учит, что добро циклично, оно всегда возвращается к тому, кто помогает другим, и добро всегда побеждает зло. Не это ли модель идеального мира?

Эти уроки дети воспринимают интуитивно и очень легко. Они с удовольствием живут в этом волшебном мире, хотят возвращаться в него снова и снова (отсюда и просьбы почитать снова ту самую сказку), а часто и сами придумывают этот волшебный мир. Такое устное народное творчество малыша способствует развитию образного мышления и связной речи.

Предложите малышу самостоятельно придумать сказку по определённому сценарию, запишите её в красивую тетрадку. Пусть малыш “поработает” иллюстратором для Вашей самодельной книжки. Вот увидите, как загорятся у него глазки, и сколько идей он Вам выдаст. Ведь нет сказочников лучше, чем дети.

Примерный сценарий для работы может выглядеть таким образом:
Малыш придумывает (с Вашей помощью) главного, положительного Героя, затем испытание для этого Героя. Следом черёд придумывать Волшебных помощников (людей или зверей), которые (возможно, при помощи магических предметов) помогут Герою справиться с заданием, а также тех, кто будет Герою всячески мешать (злодеев). И, когда испытание позади, можно подумать, чем наградить Героя и как наказать злодеев.

Малышу будет приятно почувствовать себя создателем чуда и “почти настоящим писателем”. А уж с каким удовольствием перечитываются потом эти самодельные книжки!!! И с каким нетерпением ребёнок хочет научиться читать! Ведь тогда он станет независим от родительского чтения, и ему уже не придётся ждать до завтра, чтобы узнать, чем закончились приключения Героя! Поэтому не стоит забывать о старых, веками проверенных сказках, которые, чего тут скрывать, интересны не только детям, но и нам, их родителям.

Ведь самое главное, чему учит нас сказка - оставаться в душе ребёнком, а значит, чуть-чуть Волшебником.

Почти все дети (да и некоторые взрослые) любят сказки. Увлекательное повествование, интересный сюжет, любимые герои привлекают фантазию ребенка, развивая творческий взгляд на мир, заставляя малыша затаить свое дыхание в ожидании чуда.

Воспитательные функции

Но у многих сказок не только развлекательные и развивающие функции. Еще они, как бы исподволь, занимаются воспитанием наших детей, передавая народную мудрость и основные моральные принципы от поколения к поколению. Чему учат сказки, чем они привлекают детей и взрослых?

Модель мироздания

Положительный герой

Немаловажную роль роль в воспитании детей сказкой играет формирование образа положительного героя: в первую очередь — доброго (ведь добро всегда побеждает), верного своему слову, иногда — умного, иногда — сильного, защитника своей Отчизны. Если говорить о русских сказках, то это такие произведения, как «Иван-царевич и серый волк», «Никита Кожемяка», «Летучий корабль», «Солдат избавляет царевну», «По щучьему велению», «Сивка-Бурка», различные сказки о русских богатырях (названия приведены по книге А. Н. Афанасьева).

Взаимопомощь

Положительный герой, как правило, берется за выполнение непосильной, казалось бы, работы. Одному ему явно не справиться. В том, что он одерживает победу, немаловажная роль друзей героя, которые всегда приходят на помощь в трудную минуту. Это могут быть люди, звери, птицы, рыбы. Потому что герой всегда помогает тем, кто встретился ему на пути и попросил о помощи. Таким образом, сказки обучают ребенка ценить дружбу и верить во взаимопомощь. Есть даже произведения, посвященные именно этому чувству. Например, «Репка» или «Теремок», где звери и люди оказывают помощь друг другу.

Не суди людей по их внешнему виду

Иван-дурак в финале сказки оказывается царевичем, лягушка — прекрасной невестой. Подобные превращения учат ребенка с детства не судить человека «по одежке», по количеству богатства (сказка «Кощей Бессмертный»), а оценивать по делам его. Кстати, в русских сказках и Баба-Яга — не всегда отрицательный персонаж. Иногда она проверяет героя, назначает ему испытание и вручает ему чудесные предметы или дары (сказки «Иван-царевич и серый волк», «Кощей Бессмертный», «Василиса Прекрасная»).

Русские сказки учат трудолюбию, тому, что надо не бояться трудностей. Ведь всякое хорошее дело с первой попытки не удается сделать (в сказках о Змее Горыныче герой-богатырь идет на чудище три раза и в конце-концов, все-таки, побеждает), а смелость и упорность вознаградятся победой.

А еще — учат патриотизму. Особенно сказки и былины про русских богатырей. Добрыня Никитич, Алеша Попович, Илья Муромец являются отождествлением защиты Родины от любого агрессора. Эти народные положительные герои вызывают чувство восхищения их смелостью, силой, умом, способностью постоять за Родину и за себя. Так, в ребенке формируется чувство любви к своей Отчизне, желание защищать ее от иноземцев-захватчиков.

А еще — учат любви к родителям, уважению к старшим. Именно герой, который выполняет поручение отца-царя, всегда более почитаем, нежели его нерадивые братья. В награду он, выполнив свои поручения, получает «полцарства».

Звери, птицы, рыбы

Интересно, что животные в сказках русского народа являются олицетворением человеческих качеств. Даже сложились своеобразные штампы, одинаковые для многих произведений.

Лиса — обманщица, плутовка. Воплощает в себе плохие качества: склонность к обману, воровству, уловкам. Она притворяется слабенькой и убогой, чтобы получить желаемое, пускает в ход все свое красноречие, чтобы добиться своего (пример — сказка «Лиса и Волк»). Но часто лиса и получает заслуженное наказание за свои обманы, если ее хитрости причиняют вред героям.

Волк — жадный, злобный, но в то же время глупый. Он легко поддается в сети обмана более хитрых персонажей (Лисы, Колобка, Зайца). Часто в русских сказках можно встретить противостояние Волк-Лиса. В некоторых сказках Волк еще и олицетворение смерти (так как он частенько кого-либо съедает). Но добрые персонажи почти всегда его побеждают.

Мелкие зверушки в русских сказках (мыши, зайцы) — добры, но и трусливы. Зачастую они помогают главному герою, являются хорошими друзьями.

Итоги

Вся мораль, которой учат сказки, ненавязчива, воспринимается ребенком легко, в игровой форме. Нельзя обманывать, нельзя жадничать, нужно всегда ценить друзей и помогать добрым, пусть даже не знакомым, людям. сказки учат, что добро обязательно побеждает зло, что хороший поступок «цикличен» и обязательно возвращается к тому, кто его совершает, в виде благодарности.

Уроки эти дети воспринимают с удовольствием, они живут в сказочном волшебном мире, хотят вернуться туда опять (просят почитать в который раз одну и ту же сказку). А иногда и придумывают свои. Это, опять-таки, развивает у малыша образное мышление, фантазию и речевые навыки.

Сафронова Татьяна

Гипотеза: если люди верят в сказки, они становятся добрее, потому что сказки учат добру и справедливости.

Цель проекта: узнать, как сочинялись сказки и существуют ли они на самом деле, нужны ли нам сказки.

Задачи:

ü узнать что такое сказка, рассмотреть историю появления сказки на Руси;

ü познакомиться с жанрами русской сказки;

ü привлечь внимание одноклассников и взрослых к сказкам;

ü провести опрос среди детей и взрослых.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Конкурс научно - исследовательских работ и творческих проектов среди

обучающихся первой ступени образования «Я - исследователь»

Направление «Гуманитарное»

Чему учат сказки?

Сафронова Татьяна Станиславовна ,

3 В класс.

Руководитель проекта:

Малышева Светлана Александровна ,

учитель начальных классов

Муниципального общеобразовательного

Учреждения «Средняя общеобразовательная

Школа №3 с углублённым изучением

отдельных предметов»

г. Лабытнанги

2013

  1. Введение……………………………………………………………………………….…3
  2. Из истории возникновения сказки на Руси …………………………………………....4
  3. Жанры русских народных сказок …………………………..………….……………….4
  1. Волшебные сказки……………………………………………………………….5
  2. Волшебно – героические сказки………………….……………………………..5
  3. Сказки о животных………………………………………………………………5
  4. Бытовые сказки…………………………………………………………………..6
  5. Авантюрные сказки………………………………………………………………6
  1. Сказочные правила………………………………………………………………………6
  2. Чему учат нас сказки…………………………………………………………………….7
  3. Собственное исследование ……………………………………………………………..8
  4. Заключение…………………………………………………………………………....…9
  5. Список литературы………………………….……………………………….…..…..…10

Приложения

Введение

Есть такие слова в русском языке, которые способны перенести нас в далёкие фантастические страны и вернуть на короткое время в детство. Среди подобных слов самым сладким и волшебным является слово сказка.

Сказки... Услышав это слово, мы сами того не замечая, мысленно переносимся в волшебный мир. У каждого из нас своя любимая сказка, и пришла она к нам из раннего детства.

Сказки баюкают, погружают в атмосферу волшебства и чуда. Они учат взрослых смотреть на мир непосредственным открытым взглядом, а детям в легкой и занимательной форме открывают важные жизненные истины.

Сказочный мир необыкновенен, он живой, он одушевлён. Обязательными атрибутами этого мира являются чудеса, необыкновенные животные, птицы, растения, внезапные превращения, талисманы, вещие слова.

Каждая сказка нас учит чему-то, только надо присмотреться и прислушаться к ней.

Актуальность . Время, в котором мы живём, очень суетливое. Люди общаются по интернету, все куда-то спешат. Дети больше смотрят телевизор, играют в компьютерные игры, а сказкам всё меньше и меньше уделяется внимание. Сказка - это чудо из чудес. А так хочется верить в сказки, где добро побеждает зло и исполняются все желания. Древние традиции нашего народа заложены в русских народных сказках. Недаром говорят: «Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок», поэтому очень важно знать мудрость сказки и уметь использовать её уроки в повседневной жизни.

Гипотеза: если люди верят в сказки, они становятся добрее, потому что сказки учат добру и справедливости.

Цель: узнать, как сочинялись сказки и существуют ли они на самом деле, нужны ли нам сказки.

Задачи:

  • узнать что такое сказка, рассмотреть историю появления сказки на Руси;
  • познакомиться с жанрами русской сказки;
  • привлечь внимание одноклассников и взрослых к сказкам;
  • провести опрос среди детей и взрослых.

Методы наблюдение, экскурсия, интервьюирование, социологическое исследование, анализ и обобщение информации.

Объект : литература.

Предмет исследования : русские народные сказки.

История возникновения сказки на Руси

Сказки пришли к нам из глубины веков. Сочинённые народными сказителями, чудесные истории передавались из уст в уста, из поколения в поколение. Потом пришло время, когда сказки стали собирать и записывать. Некоторые сказочные истории дошли до нас без изменений - некоторые прошли литературную обработку, став, таким образом, понятнее и доступнее современному человеку. Порой, сказки видоизменялись и дополнялись рассказчиками - ведь «возраст» многих сказок исчисляется тысячелетиями!

Много лет прошло с тех пор, когда стали рассказывать сказки. Уже в 12 веке существовал обычай «баять басни» («баять» - говорить, сказывать). Сказочников называли бахарями.

Рассказывание сказок – старый русский обычай. Ещё в давние времена исполнение сказок было доступно каждому: и мужчинам, и женщинам, и детям. Были такие люди, которые берегли и развивали своё сказочное наследие. Они всегда пользовались уважением в народе.

Слово «сказка» в его современном смысле появилось только в 17 веке. Иностранные путешественники упоминают о том, что русские забавлялись во время пиров слушанием сказок. Сказки любили слушать и цари. Даже царь Иван Грозный не мог заснуть без рассказа бахаря. В опочивальне его обычно ждали 3 слепых старца, которые по очереди рассказывали ему сказки и небылицы. Сказочники награждались дорогими подарками. Рассказывать сказки перед сном сохранилось и до наших дней.

2. Какие бывают сказки?

Русские народные сказки несут в себе сокровища той великой мудрости, которая накапливалась целыми поколениями. В ней то, чего не было и не могло быть, рассказывается так, как будто произошло на самом деле.

Сказка – это произведение, в котором изображается чудесное, необычное. В ней есть зачин, присказка и концовка. (2) Народные сказки – самая древняя из форм устного народного творчества отдельного региона, присутствующая у всех народов. Такая сказка отражает убеждения, воззрения, главные черты национального характера, обличает классовые отношения, одновременно обнажая старинный быт, который зачастую отражается в отдельных произведениях - бытовых сказках. (2) Но не всякая выдумка становится сказкой. Из поколения в поколение передаётся лишь то, что было важно для людей. Сказки выражали мудрость своего народа, его стремления, мечты.

В сказке мы видим совершенно определённый моральный кодекс: воспевание храбрости, честности, любви, верности, ума, ловкости силы и мужества. А вот трудности, подлость, лень, глупость, скупость, жадность всегда высмеиваются. Сказка всегда поучительна, помогает разобраться в сложных взаимоотношениях людей, оценить их поступки и проявить либо сочувствие, либо осуждение.

2.1. Волшебная сказка

Сказки делятся на: волшебные, волшебно – героические, легендарные, о животных, бытовые, авантюрные.

Волшебная сказка, как правило, длиннее других видов сказок. В своих истоках она восходит к приёмам магических обрядов, ко всей совокупности мифических взглядов на мир. В сказках люди мечтали преодолеть реальную мощь внешних сил природы и общества, изображали воображаемую победу над ними, а свершение магического обряда приучало человека к пассивному ожиданию. Затем вымысел в сказках стал поэтической условностью, в них воплотились мечты народа.

Главные особенности волшебных сказок – это мотивы превращения, с которыми мы сталкиваемся в текстах «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Царевна-Лягушка».

Алёнушка – один из самых трогательных и любимых персонажей русских народных сказок. Она проходит множество трудных испытаний, чтобы спасти своего братца Иванушку, который нарушил запрет и потому превратился в козлёнка. Царевна-лягушка, которую Иван-Царевич находит на болоте, оказывается прекрасной доброй царевной, наказанной Кощеем.

В волшебных сказках кроме людей простого звания (мужика, солдата и т.д.) героями являются цари и царевичи, короли и королевичи.

2.2. Волшебно - героическая сказка

Волшебно-героические сказки, в которых действуют эпические герои, в отличие от эпоса, безымянные или наделены обобщёнными именами типа «Иван-царевич», «Иван-дурак» и сверхъестественные существа. В таких сказках герои борются не на жизнь, а на смерть, побеждают врагов, спасают друзей, сталкиваясь с нечистой силой.

Предметом героических сказок является тема защиты богатырём «своего» мира, живущих в нём людей от врагов, выраженная в мотиве борьбы героя со страшным чудовищем, «змеем».

2.3. Сказка о животных

Самым древним видом являются сказки о животных. В них свой круг героев. Животные разговаривают и ведут себя как люди. Лиса всегда хитрая, волк глуп и жаден, заяц труслив. У сказок о животных своя поэтика и стиль (например, часто используется композиционный приём: неожиданные встречи животных, песенные вставки и др.).

С течением времени сказки о животных становятся преимущественно детскими, в них учитываются особенности возрастного восприятия вымысла. Дети определяют в сказках положительных и отрицательных персонажей, щедро делятся со сказочными героями переживаниями и сочувствием, перенося впоследствии эти чувства на близких им людей.

2.4. Бытовые сказки

Наиболее поздний сказочный жанр – бытовые сказки. В них воспроизводятся картины обычной жизни, высмеиваются общественные пороки. Герои этих сказок - крестьянин, солдат, сапожник, которые живут в реальном мире и борются обычно с барином, попом, генералом. Они побеждают благодаря находчивости, уму и смелости. В бытовой сказке характеризуются и такие черты героя, как личное благородство, бескорыстие, уважение к другим людям, радушие и постоянное желание прийти человеку на помощь, всякому живому существу, попавшему в беду.

2.5. Авантюрные сказки

Этот вид сказок очень близок к волшебным, но главное отличие авантюрных сказок заключается в том, что герой решает трудные задачи, благодаря находчивости и уму, а не каким-либо волшебным силам.

Авантюрные сказки излагают необыкновенные приключения героя, трактуя их обычно без волшебной фантастики. Герои этих сказок проявляют не только гибкий ум, но и находчивость, и ловкость.

Но одно объединяет все сказки – это то, что каждая сказка, вымышленная история со счастливым концом и обязательной победой добра над злом. А положительные герои, неизменно выходящие победителями в непримиримой борьбе над злом и несправедливостью.

3. Сказочные правила

Многое в сказке происходит не так, как в жизни. Сказочник переносит слушателя в другой мир, который живёт по своим правилам:

1.Правило счастливого конца.

Чаще всего, сказка начинается плохо, заканчивается хорошо. Если, например, начало сказки о бедной девушке, то в конце она обязательно выйдет замуж за принца.

2. Правило сказочной справедливости.

Всем известно, добро в сказке побеждает зло. За добрые поступки в сказке обязательно следует награда, а злые поступки наказаны. Вот в начале сказки появляется хорошая работница и её завистливые, ленивые сестры. Конец сказки известен: работницу должны одарить золотом, а завистливых сестёр – смолой.

3.Правило всего самого-самого.

Правило превосходной степени и наибольшего контраста. Согласно сказочному закону, в сказке всегда всё «самое-самое». Красавицы – «первые красавицы на всём белом свете». Страшилища такие, «каких свет не видывал». Путь в дальнюю сторону столь далёк, что ни солнце, ни месяц не знают, как туда идти. Волшебное окно столь дальнозоркое, что в него можно видеть «всё и на земле, и под землёю».

4. Правило противоположного.

В сказке «самое-самое» постоянно сталкивается с чем-то противоположным. Самые бедные превращаются в самых богатых. Кого считают глупыми, оказываются всех умнее. Самые красивые становятся самыми уродливыми, и наоборот.

5. Правило всесильного желания и слова.

Сказочное правило требует, чтобы желание героя непременно сбылось, даже если есть испытание, всему угрожает злое волшебство. Но он выполняет сложное задание и спасается. Когда герой не может справиться с врагами сам, его выручают волшебные помощницы и волшебные предметы.

Волшебную силу имеет в сказке и сказочное слово. Все сказочное, обращается на того, о ком или о чём идет речь. Поэтому, если герой дал обещание, он его должен выполнить.

4. Чему учат нас сказки?

Сказки играют важную роль в становлении личности ребёнка и, к тому же, играют немаловажную роль в формировании модели его поведения. Они учат проявлять сочувствие и сострадание, учат добру и справедливости.

Я прочитала много сказок и могу сказать, что для меня сказка открыла удивительный мир волшебства, где добро побеждает зло, где каждый получает то, что заслуживает, где сбываются мечты. Это невероятная страна фантазий и чудес, которая учит человека быть добрым, отзывчивым, честным и порядочным. Сказка помогает нам поверить в себя и свои силы, помогает преодолевать трудности, воспитывать в себе силу духа и смелость. Дарит надежду, а иногда, даже помогает принять верное решение в сложной жизненной ситуации.

Моя мама, так же как и я очень любит сказки. Она говорит, что сказки учат многому не только детей, но и помогают посмотреть на себя со стороны взрослым.

Слушая сказки, мы глубоко сочувствуем персонажам и переживаем описываемые события, примеряем на себя лучшие черты людей, познаём добро и зло, трусость и смелость, проявляем сочувствие и сострадание, заряжаемся положительной энергией, получаем знания о мире и учимся жить.

Детские сказки – необходимый элемент воспитания, они доступным языком рассказывают нам о жизни, учат, освещают проблемы добра и зла, показывают выход из сложных ситуаций. Рассказывая и читая сказки, мы развиваем внутренний мир, получаем знания о законах жизни и способах проявления творческой смекалки. Чтение сказки формирует на всю жизнь основы поведения и общения, учит упорству, терпению, умению ставить цели и идти к ним. Сказка развивает творческий потенциал, фантазию, воображение и сочувствие.

Сказка учит нас тому, что чудеса в мире происходят не только благодаря волшебству и колдовству. Самую лучшую, самую интересную и самую правдивую сказку человек может сделать реальностью только своими силами, потому что доброе сердце и вера в лучшее - самые могущественные волшебники.

5. Собственное исследование

Для утверждения, о том, что действительно ли нам нужны сказки, я сходила на экскурсию в детскую городскую библиотеку. Оказывается, сказки очень любимы детьми. Больше всего ребята отдают предпочтение, конечно же, русским народным сказкам, так как они близки им не только по своим героям, но и по тем сюжетам, которые в них описываются. А ещё для чтения сказок в самой библиотеке есть «Комната сказок», где юные читатели с удовольствием могут окунуться в сказочный мир (Приложение I).

Ребята как будто входят в непривычную для них сказочную обстановку, мгновенно превращаясь в Королевича или Белоснежку, и вместе с тем так же свободно переключаются на прозаическую повседневность. Наверное, мы, читатели, интуитивно чувствуем, что сказки нереальны, но в то же время допускаем, что это могло происходить и в действительности. Так проявляется двойственность литературных наших переживаний: ощущение сказочного в реальном, обыденном и реального в сказочном, волшебном.

Сама я очень люблю читать сказки. Добрые, весёлые и поучительные, они на долгие годы становятся нашими друзьями и советчиками в разных сложных ситуациях. Сказочные герои своими поступками помогают нам учиться отличать добро от зла, правду от лжи, стать честными, смелыми, справедливыми.

Очень часто я хожу в детский сад «Катюша», где меня ждут маленькие любители сказки. Малышам я не просто читаю любимую ими сказку, а стараюсь инсценировать её, передать характер, чувства, эмоции героев. Часто дети становятся активными участниками инсценировки. Да, сказки любят дети любого возраста (Приложение II).

Я не только люблю читать сказки, но и пытаюсь сочинять их сама. Принимаю участие во многих литературных конкурсах, в том числе в Международных и Всероссийских дистанционных, куда отправляю свои творческие работы (Приложение III).

Я решила провести социологический опрос среди своих сверстников и взрослых.

Мне стало интересно, как дети и взрослые относятся к сказкам и верят ли они в них. Я опросила 30 человек: 15 детей и 15 взрослых. Всем задавала два вопроса: «Верите ли Вы в сказки?»; «Для чего вы читаете сказки?». И вот что выяснила по первому вопросу: среди 30 человек в сказку верят и считают её поучительной 26 человек, не верят четыре человека. Ответы на второй вопрос показали, что для взрослых сказка – это мудрость, а для моих сверстников – волшебство, фантазия. Также взрослые отмечают, что сказка нужна как урок, пример поведения, а ребята говорят, что сказка нужна для удовольствия и развития (Приложение IV) .

Исходя из этого видно, что дети и сейчас в век компьютеризации любят читать и предпочитают сказки (Приложение V).

Заключение

Цель написания проекта: узнать, как сочинялись сказки и существуют ли они на самом деле. Нужны ли нам сказки.

Анализ изученной литературы и проделанная работа позволили сделать следующие выводы:

  • в 12 веке существовал обычай «баять басни»; сказочников называли бахарями, Слово «сказка» в его современном смысле появилось только в 17 веке;
  • прочитав множество различных русских народных сказок, научилась разбираться в их жанрах;
  • в большинстве русских народных сказок встречаются ситуации, из которых герои, то есть мы – читатели всегда можем получить урок добра и справедливости;
  • проведённый опрос показал, что дети, а так же взрослые и сейчас в век компьютеризации любят читать и предпочитают сказки.

Из поколения в поколение передается лишь то, что было важно для людей. Сказки выражают мудрость своего народа, его стремления, мечты, повествует о самом важном в нашей жизни, учат быть добрыми и справедливыми, при любых обстоятельствах противостоять злу, презирать льстецов и хитрецов, злодеев и врагов. Много сказок сочинил народ. Сказки похожи на нашу жизнь. Значит, они существуют. Обязательно нужно читать сказки и верить в них. Ведь в сказке не только добро побеждает зло, но и все желания исполняются.

Наше предположение: если люди верят в сказки, они становятся добрее, потому что сказки учат добру и справедливости подтвердилось. А вы верите в сказки?!

Литература

1.Энциклопедия русских преданий, Грушко Е.А., Медведев Ю.М. ЭКСМО-Пресс, 2001г.

2.Русские народные сказки в обработке А.Н.Толстого, М.: Изд: «Петрушка», 1993г.

ЧЕМУ НАС УЧИТ СКАЗКА

конкурсное сочинение Молочной Марии, ученицы 3 класса

Мы приходим в восторг, когда путешествуем со своими любимыми героями по интересным сказкам, переживаем с ними их приключения.

Сказка учит: если герой прислушается к своему сердцу, то он найдет ответы на все свои вопросы.

Русские народные сказки – неисчерпаемый источник мудрости. Это поучительные истории на основе реальных и выдуманных событий, они хранят огромную информацию о русском народе, его обычаях.

Одни сказки учат быть щедрыми, другие сказки учат уважать старших и не обижать младших. Сказочные герои своими поступками помогают нам стать смелыми, справедливыми.

Сказка учит ценить в человеке самые важные человеческие качества - любовь, доброту, заботу. Она называет человека красивым только тогда, когда он красив душой. Сказка учит ценить самих людей, понимать разницу между добром и злом, правдой и ложью. Она учит нас жить.
Самую лучшую, самую интересную и самую правдивую сказку человек может сделать реальностью только своими силами, потому что доброе сердце и вера в лучшее - самые могущественные волшебники. Сказки учит нас тому, что чудеса в мире происходят не только благодаря волшебству и колдовству.

Правильно говорится в пословице «сказка ложь, да в ней намек».

Главное, научиться понимать намек, который спрятан в сказке.

Например, в сказках очень много разных пословиц. Как явных, так и скрытых. Иван –дурак в начале сказки становится – Иваном-царевичем в конце. Тут можно применить пословицу – из грязи в князи… И таких примеров можно привести множество.

Кажется, что в сказке есть ответы на все вопросы. Возможно, так оно и есть.

ЧЕМУ НАС УЧИТ СКАЗКА

конкурсное сочинение Тужиковой Оксаны, ученицы 3 класса

Наверное, нет на свете человека, который бы не любил сказки.
Их любят с самого детства.

Сказка притягивает к себе выдуманным миром, где исполняются все желания. Каждый мальчишка, читая сказку, представляет себя смелым богатырем, готовым на любые подвиги, а девочка - необыкновенной красавицей, которая своим добрым сердцем разрушает злые чары.

В каждой сказке перед главным героем возникают трудности, которые необходимо преодолеть. Но герой ни перед чем не останавливается, идёт вперёд.

В мире много разных сказок. И все они чему-то нас учат, воспитывают. Для этого она и создавалась. Поэтому до сих пор живёт. Она даёт нам уроки жизни.

Они учат добру, почитанию родителей, справедливости, учат быть честными, справедливыми, отвечать за свои поступки. Например сказка «Колобок» учит не убегать из дома. Не хвастаться, не доверяться первому встречному. Особенно тому, кто тебя нахваливает.

В каждой сказке добро побеждает зло. Например, в сказке «Золушка»: справедливость восторжествовала, и Золушка была вознаграждена за все свои старания.

Все русские народные сказки заканчиваются хорошо, а значит, они учат детей верить только в хорошее. И хочется верить, что хорошее начало будет оставаться с человеком всю жизнь и помогут сохранять это хорошее в любых жизненных ситуациях.

«Сказка ложь, да в ней намёк – добрым молодцам урок» Так заканчивается множество сказок. И пусть каждый, кто читает сказку, усвоит данный урок на всю жизнь.



Похожие статьи
 
Категории