Черкесов юрий (жорж) юрьевич. Черкесов, юрий тагирович - машины управляющего воздействия и спорт Юрий черкесов

03.03.2020

Петербург, Аквилон, 1922. 20 с. с ил. Тираж 2000 экз. В издательской хромолитографированной обложке. Oblong. 24,8х32,8 см. Очень высоко ценится у коллекционеров русской детской литографированной книги. Чрезвычайная редкость!

Продолжение традиций мирискуснической книжной графики можно увидеть и в работах мастеров, творческий путь которых начался уже в послереволюционные годы. Самый очевидный пример-сказка «Праздник игрушек», написанная и оформленная Ю. Черкесовым. В этой избыточно нарядной, празднично декорированной книге удачно развивается тема, заявленная А. Бенуа и Г. Нарбутом: хрупкий мир кукол, живущий по своим особым законам, представляется автору не только необычайно привлекательным, но и исполненным глубокого смысла. Эта тема стала одной из главных в творчестве художника, он обращался к ней и в годы эмиграции. К «Празднику игрушек» можно отнести слова, сказанные А. Бенуа (Черкесов был женат на его дочери) по поводу другой работы графика, изданной уже в Париже: «Все это исполнено непосредственности, наивности, детскости и, что особенно ценно, искренности. Нигде нет подделки под детей. Чувствуется настоящая свобода при изъяснении на языке, самом трудном из всех языков,- на детском. Хорошая, веселая, занятная и аппетитная книжка...».

(16 декабря 1900,Санкт-Петербург- 31 июля 1943, Париж) - потомок декабриста Василия Петровича Ивашева и француженки К.П. Ле-Дантю, последовавшей на каторгу вслед за мужем. Отец, Юрий Александрович, имел личное дворянство, занимался юридической практикой. Мать, Лидия Николаевна Константинова – дочь надворного советника, работала фельдшером. Ю.Ю. Черкесов в 1917 окончил Выборгское коммерческое училище. До конца 1917 занимался в «Новой художественной мастерской» (Школа кнг. М.Д. Гагариной), где вместе с ним учились Анна, Елена и Надежда Бенуа, В.А. Милашевский, Г.С. Верейский, М.Ф. Домрачев и др. В сентябре 1918 поступил в живописную мастерскую К.С. Петрова-Водкина в петроградских ГСХМ (бывш. ИАХ); с марта 1921 учился там же в мастерской Д.Н. Кардовского, с декабря 1923 – на полиграфическом факультете. Работал корректором, чертежником и преподавателем рисования в вечерних классах ЦУТР. В 1920–1921 служил декоратором в театре Балтфлота и художником Агитационно-художественного отделения РОСТА, в 1921–1922 – помощником декоратора в Государственных академических театрах. В 1919 женился на дочери А.Н. Бенуа Анне, в следующем году у них родился сын Александр. В ранний период отдал дань кубо-футуризму и пытался творчески переосмыслить искусство Петрова-Водкина, с начала 1920-х подчинил свой живописно-графический стиль эстетике «Мира искусства». В 1920–1925 иллюстрировал и оформлял книги для Госиздата, издательств «Светоч», «Петроград», «Время», «Радуга» и «Мысль». Оформил около 30 книг, в том числе: «Врата тесные» А. Беленсона (Пг., 1922), «Сказки» В. Гауфа (М., 1923), «Танталэна» Н. К. Чуковского (М.; Л., 1925), «Глупая плита» Л.И. Борисова (Л., 1925), «Злое море» Б.С. Житкова (Л., 1925). Написал и иллюстрировал детскую книжку «Праздник игрушек» (Пг., 1922). Создал эскиз плаката «Год без Ильича – год осуществления его заветов» (1925). Графические листы «Цирк» и «Ковры» были приобретены Государственным музейным фондом, эскиз обложки и три иллюстрации к сказке О. Уайльда «Молодой король» – Музеем художественной культуры (ныне в ГРМ). Совместно с Б.М. Кустодиевым, Анной и Николаем Бенуа расписал трактир «Ягодка» на Троицкой улице (1922). Участвовал в выставках: Современной живописи и рисунка (Пг., 1918), Картин русских художников (Псков, 1920), «Мир искусства» (Пг., 1922), Выставке русского искусства в США (1924/1925). Летом 1925 Ю.Ю. Черкесов эмигрировал с женой и сыном во Францию под предлогом ознакомления с Международной выставкой декоративного искусства и художественной промышленности, открывшейся в Париже.Во Франции Ю.Ю. Черкесов писал пейзажи окрестностей Парижа и Прованса, исполнял станковые гравюры на дереве и металле. Создал иллюстрации к произведениям Стендаля, А. де Ренье, Метерлинка, Шекспира, Ж.-А. Рони, к книгам Клод Анэ «Любовь к России» (Anet C. L’Amour en Russie. Paris, 1930), А. Моруа «Тургенев» (Maurois A. Tourguéniev. Paris, 1934), к сборнику русских сказок на французском языке. Оформил библиофильское издание: М. Кулон «Рождество Поля Поншона» (Coulon M. Les Nuёls de Raul Ponchon. Paris: Éditions du Trianon, 1929). Выпустил книжку-раскраску «Ярмарка» (La fête foraine. Paris, 1934). Сотрудничал в газете «Paris-Soir» («Вечерний Париж»). Работал для Дома моделей Бальзака, создавал рисунки для тканей фирмы Бианкини, эскизы театральных декораций и костюмов. В марте 1929 Ю.Ю. Черкесов провел персональную выставку в галерее Margaret-Henry. Участвовал в выставке группы «Мир искусства» в галерее S. Lesniсk (1928), выставках русского искусства в Брюсселе (1928), Белграде (1930), Париже (W. Hirshman, 1930; d’Alignan, 1931; La Renaissance, 1932) и Праге (1935). Выставлялся в салонах: Независимых (1941–1943; член салона), Осеннем (1928, 1938) и Тюильри. В 1937 получил золотую медаль на Всемирной выставке в Париже за ксилографию «Песнь песней». Жертвовал свои картины для благотворительных лотерей Московского землячества (1939). В 1941 Ю.Ю. Черкесов вместе с сыном А.Ю. Черкесовым был арестован оккупационными властями как советский подданный и помещен в лагерь Компьень. В марте 1943 провел персональную выставку в парижской галерее L’Аrc-en-Сiel. В июне того же года участвовал в Выставке живописи, скульптуры и архитектуры русской молодежи, членов Объединения русской молодежи. В 1943 г. Ю.Ю. Черкесов покончил жизнь самоубийством. Похоронен в Сент-Женевьев-де-Буа. В 1944 мемориальная выставка состоялась в рамках салона Независимых. Посмертно его работы были показаны на выставках, организованных Союзом советских патриотов (1946, 1947), на выставке в музее Медоны, близ Парижа (1963, совместно с работами сына), на выставке «Значительные картины русских художников во французских коллекциях» в рамках Осеннего салона (1972). В 1981 в Медоне состоялась его ретроспективная выставка «Пейзажи Медоны». В 1982 А.Ю. Черкесов передал в дар Русскому музею 100 произведений отца: гравюры на дереве, иллюстрированные книги. Представлен также в собрании Британского музея. Портреты художника исполняли З. Е. Серебрякова (1939) и Елена Бенуа (1930-е).

Черкесов, Юрий (Жорж) Юрьевич (16 декабря 1900,Санкт-Петербург- 31 июля 1943, Париж) - русский график и живописец. Биографические сведения о художнике крайне скудны. Черкесов - потомок декабриста В. П. Ивашева. В 1917–1925 последовательно учился в Государственных свободных художественных мастерских, ВХУТЕМАСе, ВХУТЕИНе в Петрограде, занимался у К. С. Петрова-Водкина и А. И. Савинова. В 1919 женился на дочери А.Н. Бенуа, в 1920 родился сын Александр, ставший впоследствии художником. Работал преимущественно в области книжной графики. В 1920-е сотрудничал в петроградских и московских издательствах, создал оформление книг А. Беленсона «Врата тесные» (1922), В. Гауфа « Сказки » (1923), Н. К. Чуковского «Танталэна» (1925), Л. Борисова «Глупая плита» (1925), Б. Житкова «Злое море» (1925). В 1922 написал и проиллюстрировал детскую книжку « Праздник игрушек », в 1925 выпустил альбом для раскрашивания « Игрушки ». Занимался также станковой графикой. В 1922 вместе с Б.М. Кустодиевым, А.А. Бенуа и Н.А. Бенуа расписал трактир «Ягодка» в Петрограде, в 1925 создал декоративные панно для театра-кабаре «Сверчок на печи» на Невском проспекте. Принимал участие в выставках Современной живописи и рисунка в Петрограде в 1918, Картин русских художников в Пскове в 1920, «Мира искусства» в Петрограде в 1922, а также в передвижной выставке русского искусства в США в 1924–1925. В 1925 эмигрировал во Францию, много путешествовал по стране, создавая акварельные пейзажи ее провинциальных уголков, исполнил серию видов окрестностей Парижа, которые пользовались популярностью у коллекционеров и любителей искусства. Экспонировал свои работы в Осеннем салоне, салоне Независимых и Тюильри. Работал для дома моделей. В 1937 на Международной выставке в Париже получил золотую медаль за ксилографию «Песнь песней». Продолжал много работать как художник книги, в частности оформил альбом «Игральные песенки» (1933). 22 июня 1941 был арестован и помещен в концлагерь Компьен. В начале 1943 был освобожден. В том же году состоялась первая персональная выставка художника в Париже, которая принесла ему известность в европейских художественных кругах. Однако вскоре после нее по неизвестным причинам покончил жизнь самоубийством. Похоронен на кладбище Сен-Женевьев де Буа. Мемориальная выставка Черкесова прошла в 1944 в салоне Независимых в Париже. В 1963 состоялась ретроспективная выставка произведений художника в Museé Meudon в пригороде Парижа. В 1997 в Париже в отеле де Санс состоялась выставка «От России - к Советскому Союзу», посвященная детской книге, на которой среди прочего были представлены и работы Черкесова. Творческое наследие художника все еще ждет своего признания и систематизации. Работы Черкесова находятся в ряде музейных собраний России и Европы, среди них - Государственный Русский музей в Санкт-Петербурге и Британский музей в Лондоне.

На рубеже XIX-XX веков складывается особая «детская цивилизация» не только с трогательной любовью, но и с уважением к ребенку как к личности. Литература и искусство отводят детям одно из важнейших мест. Художники и издатели превратили детскую книгу в самобытную художественную ценность. Красочные иллюстрации развивали воображение, погружая ребенка в созданный художником фантастический мир. Значительное внимание детской книге уделяло московское издательство Иосифа Кнебеля. А картинки знаменитой «Азбуки» Александра Бенуа (1904), известного художника и историка искусства, остались в памяти нескольких поколений русских людей ярким событием их детства. Свой вклад в развитие искусства оформления книги внес известный художник Кузьма Петров-Водкин. В 1914 году была издана его детская приключенческая повесть «Аойя. Приключения Андрюши и Кати в воздухе, под землей и на земле», которую он назвал «очень большой и курьезной» и сам же проиллюстрировал экспрессивными рисунками, выполненными в свободной манере черной тушью, кистью и пером (обложка книги, «Вулкан и Лава», «В гроте», «Катя у ручья»). Сложно представить детство без сказок с картинками. Одним из самых популярных зарубежных писателей-сказочников у русских детей был Вильгельм Гауф. На выставке показаны редкие иллюстрации к его сказкам «Маленький Мук», «Карлик Нос», «Калиф-аист», исполненные талантливым графиком, мастером акварели Юрием Черкесовым в 1922 году. Нарядное, волшебное игрушечное царство предстает перед взором зрителя в открытках с эскизами костюмов к балету Йозефа Байера «Фея кукол», созданных знаменитым художником театра Львом Бакстом (1903). «До сих пор его костюмные макетки… остаются сами по себе драгоценными художественными произведениями» - писал Александр Бенуа. Игрушка – вечный спутник ребенка. Мальчики играли солдатиками, а девочки – куклами. В экспозиции показаны как старинные куклы начала XX века, так и ретро-куклы, созданные в наше время. Отрадны воспоминания детства. Они питают душу. Для многих людей и прежде, и теперь они служили и служат источником жизненных сил и творческого вдохновения.

Потомок декабриста Василия Петровича Ивашева и француженки К. П. Ле-Дантю, последовавшей на каторгу вслед за мужем. Отец, Юрий Александрович, имел личное дворянство, занимался юридической практикой. Мать, Лидия Николаевна Константинова – дочь надворного советника, работала фельдшером.

В 1917 окончил Выборгское коммерческое училище. До конца 1917 занимался в «Новой художественной мастерской» (Школа кнг. М. Д. Гагариной), где вместе с ним учились Анна, Елена и Надежда Бенуа, В. А. Милашевский, Г. С. Верейский, М. Ф. Домрачев и др. В сентябре 1918 поступил в живописную мастерскую К. С. Петрова-Водкина в петроградских ГСХМ (бывш. ИАХ); с марта 1921 учился там же в мастерской Д. Н. Кардовского, с декабря 1923 – на полиграфическом факультете. Работал корректором, чертежником и преподавателем рисования в вечерних классах ЦУТР. В 1920–1921 служил декоратором в театре Балтфлота и художником Агитационно-художественного отделения РОСТА, в 1921–1922 – помощником декоратора в Государственных академических театрах. В 1919 женился на дочери А. Н. Бенуа Анне, в следующем году у них родился сын Александр.

В ранний период отдал дань кубо-футуризму и пытался творчески переосмыслить искусство Петрова-Водкина, с начала 1920-х подчинил свой живописно-графический стиль эстетике «Мира искусства». В 1920–1925 иллюстрировал и оформлял книги для Госиздата, издательств «Светоч», «Петроград», «Время», «Радуга» и «Мысль». Оформил около 30 книг, в том числе: «Врата тесные» А. Беленсона (Пг., 1922), «Сказки» В. Гауфа (М., 1923), «Танталэна» Н. К. Чуковского (М.; Л., 1925), «Глупая плита» Л. И. Борисова (Л., 1925), «Злое море» Б. С. Житкова (Л., 1925). Написал и иллюстрировал детскую книжку «Праздник игрушек» (Пг., 1922). Создал эскиз плаката «Год без Ильича – год осуществления его заветов» (1925). Графические листы «Цирк» и «Ковры» были приобретены Государственным музейным фондом, эскиз обложки и три иллюстрации к сказке О. Уайльда «Молодой король» – Музеем художественной культуры (ныне в ГРМ). Совместно с Б. М. Кустодиевым, Анной и Николаем Бенуа расписал трактир «Ягодка» на Троицкой улице (1922). Участвовал в выставках: Современной живописи и рисунка (Пг., 1918), Картин русских художников (Псков, 1920), «Мир искусства» (Пг., 1922), Выставке русского искусства в США (1924/1925).

Летом 1925 эмигрировал с женой и сыном во Францию под предлогом ознакомления с Международной выставкой декоративного искусства и художественной промышленности, открывшейся в Париже.

Писал пейзажи окрестностей Парижа и Прованса, исполнял станковые гравюры на дереве и металле. Создал иллюстрации к произведениям Стендаля, А. де Ренье, Метерлинка, Шекспира, Ж.-А. Рони, к книгам Клод Анэ «Любовь к России» (Anet C. L’Amour en Russie. Paris, 1930), А. Моруа «Тургенев» (Maurois A. Tourguéniev. Paris, 1934), к сборнику русских сказок на французском языке. Оформил библиофильское издание: М. Кулон «Рождество Поля Поншона» (Coulon M. Les Nuёls de Raul Ponchon. Paris: Éditions du Trianon, 1929). Выпустил книжку-раскраску «Ярмарка» (La fête foraine. Paris, 1934). Сотрудничал в газете «Paris-Soir» («Вечерний Париж»). Работал для Дома моделей Бальзака, создавал рисунки для тканей фирмы Бианкини, эскизы театральных декораций и костюмов.

В марте 1929 провел персональную выставку в галерее Margaret-Henry. Участвовал в выставке группы «Мир искусства» в галерее S. Lesniсk (1928), выставках русского искусства в Брюсселе (1928), Белграде (1930), Париже (W. Hirshman, 1930; d’Alignan, 1931; La Renaissance, 1932) и Праге (1935). Выставлялся в салонах: Независимых (1941–1943; член салона), Осеннем (1928, 1938) и Тюильри. В 1937 получил золотую медаль на Всемирной выставке в Париже за ксилографию «Песнь песней». Жертвовал свои картины для благотворительных лотерей Московского землячества (1939).

В 1941 вместе с сыном был арестован оккупационными властями как советский подданный и помещен в лагерь Компьень, но вскоре освобожден. В марте 1943 провел персональную выставку в парижской галерее L’Аrc-en-Сiel. В июне того же года участвовал в Выставке живописи, скульптуры и архитектуры русской молодежи, членов Объединения русской молодежи. Вскоре после этого впал в депрессию и покончил жизнь самоубийством. Похоронен в Сент-Женевьев-де-Буа.

В 1944 мемориальная выставка состоялась в рамках салона Независимых. Посмертно работы были показаны на выставках, организованных Союзом советских патриотов (1946; 1947), на выставке в музее Медоны, близ Парижа (1963; совместно с работами сына), на выставке «Значительные картины русских художников во французских коллекциях» в рамках Осеннего салона (1972). В 1981 в Медоне состоялась его ретроспективная выставка «Пейзажи Медоны». В 1982 А. Ю. Черкесов передал в дар Русскому музею 100 произведений отца: гравюры на дереве, иллюстрированные книги. Представлен также в собрании Британского музея. Портреты художника исполнили З. Е. Серебрякова (1939) и Елена Бенуа (1930-е).

Библиография:

* НБА РАХ Ф. 7. Оп. 8. Д. 2892; РЗФ; ХРЗ; AI 4/1169; Bénézit-1 8/241–242; Lévêque–Plantureux.

Лидарцева Н. Выставка Юрия и Александра Черкесовых в Медоне // Русская мысль. 1963. 5 дек. (№ 2082). С. 5.

Александр Бенуа размышляет…: Статьи, письма, высказывания / Под ред. И. С. Зильберштейна и А. Н. Савинова. М., 1969.

Выставка новых поступлений: Советская графика. ГРМ. Л., 1990.

Художники русского театра. 1880–1930: Собрание Никиты и Нины Лобановых-Ростовских: Каталог-резонне / Вступит. ст. Н. Д. Лобанова-Ростовского, сост. И текст. Дж. Боулта. М., 1994.

Скрипкина В. П. Коллекция рисунков Ю.Ю. Черкесова в собрании Русского музея // Страницы истории отечественного искусства / Альманах. ГРМ. Вып. XVII. СПб., 2009. С. 119–131.

Сеславинский М. В. Рандеву: Русские художники во французском книгоиздании первой половины ХХ века. М., 2009. С. 392-405.

Schmidt W. Russische Graphik des XIX und XX. Jabrbunderts. Leipzig, 1967.

Сочинения:

Праздник игрушек. Пг.: Аквилон, 1922.

Три встречи с Борисом Григорьевым // Борис Григорьев. Линия. Литературное и художественное наследие. М., 2006.

Библиотека
сайта:
Архивы:
Связи:

График, живописец.

Биографические сведения о художнике крайне скудны. Черкесов - потомок декабриста В. П. Ивашева. В 1917–1925 последовательно учился в Государственных свободных художественных мастерских, ВХУТЕМАСе, ВХУТЕИНе в Петрограде, занимался у К. С. Петрова-Водкина и А. И. Савинова.

В 1919 женился на дочери А. Н. Бенуа, в 1920 родился сын Александр, ставший впоследствии художником.

Работал преимущественно в области книжной графики. В 1920-е сотрудничал в петроградских и московских издательствах, создал оформление книг А. Беленсона «Врата тесные» (1922), В. Гауфа «Сказки» (1923), Н. К. Чуковского «Танталэна» (1925), Л. Борисова «Глупая плита» (1925), Б. Житкова «Злое море» (1925). В 1922 написал и проиллюстрировал детскую книжку «Праздник игрушек», в 1925 выпустил альбом для раскрашивания «Игрушки». Занимался также станковой графикой.

В 1922 вместе с Б. М. Кустодиевым, А. А. Бенуа и Н. А. Бенуа расписал трактир «Ягодка» в Петрограде, в 1925 создал декоративные панно для театра-кабаре «Сверчок на печи» на Невском проспекте. Принимал участие в выставках Современной живописи и рисунка в Петрограде в 1918, Картин русских художников в Пскове в 1920, «Мира искусства» в Петрограде в 1922, а также в передвижной выставке русского искусства в США в 1924–1925.

В 1925 эмигрировал во Францию, много путешествовал по стране, создавая акварельные пейзажи ее провинциальных уголков, исполнил серию видов окрестностей Парижа, которые пользовались популярностью у коллекционеров и любителей искусства. Экспонировал свои работы в Осеннем салоне, салоне Независимых и Тюильри. Работал для дома моделей.

В 1937 на Международной выставке в Париже получил золотую медаль за ксилографию «Песнь песней». Продолжал много работать как художник книги, в частности оформил альбом «Игральные песенки» (1933).

22 июня 1941 был арестован и помещен в концлагерь Компьен. В начале 1943 был освобожден. В том же году состоялась первая персональная выставка художника в Париже, которая принесла ему известность в европейских художественных кругах. Однако вскоре после нее по неизвестным причинам покончил жизнь самоубийством. Похоронен на кладбище Сен-Женевьев де Буа.

Мемориальная выставка Черкесова прошла в 1944 в салоне Независимых в Париже. В 1963 состоялась ретроспективная выставка произведений художника в Museé Meudon в пригороде Парижа. В 1997 в Париже в отеле де Санс состоялась выставка «От России - к Советскому Союзу», посвященная детской книге, на которой среди прочего были представлены и работы Черкесова.

Творческое наследие художника все еще ждет своего признания и систематизации.

Работы Черкесова находятся в ряде музейных собраний России и Европы, среди них - Государственный Русский музей в Санкт-Петербурге и Британский музей в Лондоне.

Чтобы сузить результаты поисковой выдачи, можно уточнить запрос, указав поля, по которым производить поиск. Список полей представлен выше. Например:

Можно искать по нескольким полям одновременно:

Логически операторы

По умолчанию используется оператор AND .
Оператор AND означает, что документ должен соответствовать всем элементам в группе:

исследование разработка

Оператор OR означает, что документ должен соответствовать одному из значений в группе:

исследование OR разработка

Оператор NOT исключает документы, содержащие данный элемент:

исследование NOT разработка

Тип поиска

При написании запроса можно указывать способ, по которому фраза будет искаться. Поддерживается четыре метода: поиск с учетом морфологии, без морфологии, поиск префикса, поиск фразы.
По-умолчанию, поиск производится с учетом морфологии.
Для поиска без морфологии, перед словами в фразе достаточно поставить знак "доллар":

$ исследование $ развития

Для поиска префикса нужно поставить звездочку после запроса:

исследование*

Для поиска фразы нужно заключить запрос в двойные кавычки:

" исследование и разработка"

Поиск по синонимам

Для включения в результаты поиска синонимов слова нужно поставить решётку "# " перед словом или перед выражением в скобках.
В применении к одному слову для него будет найдено до трёх синонимов.
В применении к выражению в скобках к каждому слову будет добавлен синоним, если он был найден.
Не сочетается с поиском без морфологии, поиском по префиксу или поиском по фразе.

# исследование

Группировка

Для того, чтобы сгруппировать поисковые фразы нужно использовать скобки. Это позволяет управлять булевой логикой запроса.
Например, нужно составить запрос: найти документы у которых автор Иванов или Петров, и заглавие содержит слова исследование или разработка:

Приблизительный поиск слова

Для приблизительного поиска нужно поставить тильду "~ " в конце слова из фразы. Например:

бром~

При поиске будут найдены такие слова, как "бром", "ром", "пром" и т.д.
Можно дополнительно указать максимальное количество возможных правок: 0, 1 или 2. Например:

бром~1

По умолчанию допускается 2 правки.

Критерий близости

Для поиска по критерию близости, нужно поставить тильду "~ " в конце фразы. Например, для того, чтобы найти документы со словами исследование и разработка в пределах 2 слов, используйте следующий запрос:

" исследование разработка"~2

Релевантность выражений

Для изменения релевантности отдельных выражений в поиске используйте знак "^ " в конце выражения, после чего укажите уровень релевантности этого выражения по отношению к остальным.
Чем выше уровень, тем более релевантно данное выражение.
Например, в данном выражении слово "исследование" в четыре раза релевантнее слова "разработка":

исследование^4 разработка

По умолчанию, уровень равен 1. Допустимые значения - положительное вещественное число.

Поиск в интервале

Для указания интервала, в котором должно находиться значение какого-то поля, следует указать в скобках граничные значения, разделенные оператором TO .
Будет произведена лексикографическая сортировка.

Такой запрос вернёт результаты с автором, начиная от Иванова и заканчивая Петровым, но Иванов и Петров не будут включены в результат.
Для того, чтобы включить значение в интервал, используйте квадратные скобки. Для исключения значения используйте фигурные скобки.



Похожие статьи
 
Категории