Чингиз айтматов биография краткое содержание. Чингиз айтматов - биография, информация, личная жизнь

12.06.2019

Чингиз Торекулович Айтматов (1928-2008гг.) - киргизский и русский писатель, дипломат, академик АН Киргизской ССР (1974), Герой Социалистического Труда (1978), Лауреат Ленинской (1963) и трёх Государственных премий СССР (1968, 1977, 1983), Герой Киргизской Республики (1997).

Детство и юношеские годы.

Родился Чингиз Айтматов 12 декабря 1928 в селе Шекер Таласской области Киргизской АССР в семье крестьянского активиста и партийного работника Торекула Айтматова (1903-1938). Его отец был видным государственным деятелем, однако судьба была неблагокосклонна к нему, в 1937 году он был репрессирован, а в 1938 - расстрелян. Нагима Хамзиевна Абдувалиева (1904-1971), мать Чингиза была армейским политработником и общественным деятелем. В семье говорили и на киргизском, и на русском языках, и это определило двуязычный характер творчества Айтматова. Чингиз вырос в Шекере. В годы Великой Отечественной войны в четырнадцатилетнем возрасте стал секретарем совета в ауле.

После войны окончил Джамбульский ветеринарный техникум, с 1948 по 1953 годы - студент Киргизского сельскохозяйственного института.

Литературная деятельность.

Творческая биография Чингиза Айтматова началась 6 апреля 1952 года - его рассказ на русском языке «Газетчик Дзюйдо» был опубликован в газете «Комсомолец Киргизии». После этого он публиковал рассказы на киргизском и русском языках. После окончания института, Чингиз Айтматов три года работал ветеринаром, но продолжал писать и печатать свои рассказы. С 1956 по 1958 годы учится в Москве на Высших литературных курсах.

В 1957 году в журнале "Ала-Тоо" была опубликована повесть Чингиза Айтматова на киргизском языке "Лицом к лицу", а в 1958 году уже в авторском переводе на русский язык в журнале "Октябрь". В 1957 году также впервые вышла в свет повесть "Джамиля" в переводе Луи Арагона на французский язык, позднее эта повесть была опубликована на русском языке и принесла Айтматову мировую известность.

На протяжении 6 лет (1959-1965) Айтматов работал главным редактором журнала «Литературный Киргизстан», и одновременно являлся собственным корреспондентом газеты "Правда" в Киргизской ССР.

В 1960-е годы были опубликованы его повести «Верблюжий глаз» (1960), «Первый учитель» (1961), «Материнское поле» (1963) и сборник «Повести гор и степей» (1963), за которую Айтматов получил Ленинскую премию. В 1965 году его повесть «Первый учитель» была экранизирована Андреем Кончаловским на «Мосфильме», а «Верблюжий глаз» был экранизирован Ларисой Шепитько с Болотом Шамшиевым в главной роли. Впоследствии именно Шамшиев стал одним из лучших режиссеров по экранизации произведений Чингиза Айтматова.

В 1966 году была написана повесть "Прощай, Гульсары!", которая была награждена Государственной премией. После этой повести писатель стал писать в основном на русском языке. В 1970 году был опубликован на русском языке его роман "Белый пароход", который получил признание во всем мире, а его экранизация была представлена на международных кинофестивалях в Венеции и Берлине. "Восхождение на Фудзияму", совместная работа Айтматова с казахским драматургом Калтаем Мухамеджановым, написанная в 1973 году до сих пор ставится на театральных сценах Казахстана.

В 1975 года Чигиз Айтматов получил Премию имени Токтогула за повесть "Ранние журавли". Повесть «Пегий пёс, бегущий краем моря», опубликованная в 1977 году, стала одним из любимых его произведений в ГДР и была экранизирована русскими и немецкими кинематографистами.

За свои произведения Айтматов был трижды удостоен Государственной премии СССР (1968, 1980, 1983).

За роман «И дольше века длится день», опубликованный в 1980 году, писатель получает вторую государственную премию. Его роман "Плаха" стал последним опубликованным в СССР произведением. Во время своего визита в ФРГ, Айтматов познакомился с немецким переводчиком Фридрихом Хитцером, с которым проработал до января 2007 года (Хитцер внезапно скончался от инфаркта). Все постсоветские произведения Айтматова были переведены на немецкий язык Фридрихом Хитцером, и изданы в швейцарском издательстве "Unionsverlag". В 2011 году Фридрих Хитцер был награжден посмертно Международной Премией Чингиза Айтматова за долголетнюю работу с писателем, за любовь к его творчеству и преданность ему.

В 1998 году писатель был ещё раз удостоен звания Героя Киргизии и признан Народным писателем у себя на родине.

В постсоветское время были изданы за рубежом «Белое облако Чингиз Хана» (1992), «Тавро Кассандры» (1994), «Сказки» (1997). «Детство в Киргизии» (1998) и «Когда падают горы»(«Вечная невеста») в 2006 году, (в немецком переводе в 2007 году - под названием «Снежный барс»). Это было последнее произведение Айтматова.

Произведения Чингиза Айтматова переведены на 174 языка мира, а общий тираж его произведений составляет 80 миллионов.

Дважды вставал вопрос о вручении Айтматову Нобелевской премии, но к сожалению, он так и не был ее удостоен. В конце 80-х годов, по словам профессора, главного айтматоведа республики, вице-президента Национальной академии наук Абдылдажана Акматалиева, во время поездки Айтматова в Австрию, представитель Нобелевского комитета разыскал писателя в Вене, сообщил о присуждении ему Нобелевской премии и поздравил его. "Однако до официального объявления о награде Нобелевский комитет впервые за свою историю был вынужден спешно поменять свое первоначальное решение, так как Нобелевской премией мира было решено наградить Михаила Горбачева. Двум представителям CCCР нельзя было в один год получать премию", - сообщил Акматалиев.

Второй раз Чингиз Торекулович номинировался на Нобелевскую премию в 2008 году, как крупнейший тюркоязычный писатель современности, соискательный комитет был создан турецким правительством. Но рассмотрению кандидатуры Айтматова воспрепятствовала безвременная кончина писателя.

В 2012 году дочь Чингиза Айтматова, Ширин, сообщила о найденной в кабинете после его смерти рукописи романа «Земля и флейта», который нигде не идавался. Этот роман о человеке, который участвовал в строительстве Большого Чуйского канала в 1940-е годы, и нашел большую статую Чуйского Будды. По ее словам,«это классическое айтматовское повествование, написанное в стиле соцреализма». В романе, параллельно с рассказом о сооружении Большого Чуйского канала, который по масштабам можно назвать киргизским БАМом, очень чувственно и эмоционально пишется о любви и переживаниях главного героя. В какие годы был написан роман, Ширин Айтматова не уточнила, и лишь добавила, что страницы рукописи со временем пожелтели. Рукопись была перепечатана и переведена в электронный формат. Её планируют издать на русском и английском языках.

Общественно-политическая деятельность.

Чингиз Айтматов был не только одним из известнейших писателей прошлого века, но и видным общественным и политическим деятелем. Принимал активное участие в развитии международных отношений и укреплении мира. С 1959 года - член КПСС.

В 1960–1980-е годы он был депутатом Верховного Совета СССР, делегатом съезда КПСС, входил в редколлегии «Нового мира» и «Литературной газеты».

В 1978 году Чингиз Айтматов был удостоен звания Героя Социалистического Труда.

В 1966-1989 годах Чингиз Айтматов - депутат Совета Национальностей ВС СССР 7 - 11 созывов от Киргизской ССР. В Верховный Совет 9 созыва был избран от Фрунзенского - Первомайского избирательного округа № 330 Киргизской ССР. С 1989 по 1991 годы - народный депутат СССР.

А также Чингиз Айтматов являлся членом Комиссии по иностранным делам Совета Национальностей, членом ЦК Компартии Киргизии, членом секретариата СП СССР и СК СССР, председателем правления СК Киргизской ССР, членом Президентского совета СССР, одним из руководителей Советского комитета солидарности со странами Азии и Африки, инициатором международного интеллектуального движения «Иссык-Кульский форум», главным редактором журнала «Иностранная литература».

Будучи членом Верховного Совета СССР, был выбран для произнесения номинационной речи во время выборов Михаила Сергеевича Горбачёва Президентом СССР в марте 1990 года.

С 1990 года Айтматов возглавлял Посольство СССР (с 1992 года - Посольство Российской Федерации) в Великом Герцогстве Люксембург, с 1994 по 2006 гг. - посол Киргизии в странах Бенилюкса - в Бельгии, Люксембурге и Нидерландах.

В 2006 году, вместе со своим помощником по гуманитарной работе в РФ Фарходом Устаджалиловым основал Международный благотворительный фонд Чингиза Айтматова «Диалог без границ» и был его президентом до конца своей жизни. В рамках фонда Чингиз Айтматов разработал программу поддержки и развития русского языка в странах бывшего СССР.

В 2008 г. избран членом Совета Директоров АО «БТА Банк» (Казахстан).

2008 год стал последним в биографии Чингиза Айтматова. Он был болен диабетом и умер на 80-м году жизни 10 июня 2008 года в больнице Нюрнберга. Похоронен на историко-мемориальном кладбище "Ата-Бейит"в пригороде Бишкека.

Писатель, публицист и общественный деятель Чингиз Торекулович Айтматов родился 12 декабря 1928 года в кишлаке Шекер Киргизской АССР (ныне Таласская область Киргизии). Его отец Торекул Айтматов занимал посты второго секретаря ЦК Коммунистической партии Киргизской ССР, народного комиссара земледелия, впоследствии был арестован в Москве, этапирован в Бишкек и в 1938 году расстрелян. Мать Нагима Абдувалиева, дочь татарского купца I гильдии, была активистской женского движения Киргизии, в 1937 году объявлена женой "врага народа".

Окончив восемь классов школы, в годы Великой Отечественной войны (1941-1945) Чингиз Айтматов работал секретарем сельского совета, учетчиком тракторной бригады.

В 1948 году он с отличием окончил Джамбульский зоотехникум, в 1953 году — Сельскохозяйственный институт в городе Фрунзе (ныне Бишкек).

В 1953-1956 годах работал старшим зоотехником Киргизского НИИ животноводства.

В 1958 году Айтматов окончил Высшие литературные курсы в Москве.

В своих произведениях Айтматов выступал как мастер психологического портрета, его героями были духовно сильные, человечные, активные люди. Прозу писателя отличали искренность интонации и поэтичность в сочетании с психологической достоверностью образов простых людей. В повестях "Белый пароход" (1970), "Пегий пес, бегущий краем моря" (1977), в романе "И дольше века длится день" ("Буранный полустанок", 1980), "Плаха" (1986) он обращался к острым философским, этическим и социальным проблемам современности.

В 1988-1990 годах Айтматов занимал пост главного редактора журнала "Иностранная литература".

С 1990 по 1991 год — посол СССР в странах Бенилюкса (Бельгия, Нидерланды, Люксембург), в 1991-1994 годах — посол России в странах Бенилюкса.
С 1994 года по март 2008 года являлся послом Киргизии во Франции, Бельгии, Люксембурге и Нидерландах.

В постсоветское время были изданы за рубежом "Белое облако Чингиз Хана" (1992), "Тавро Кассандры" (1994), "Сказки" (1997), "Детство в Киргизии" (1998).
В 2006 году был опубликован его последний роман "Когда падают горы" ("Вечная невеста"), немецкий перевод которого увидел свет в 2007 году под названием "Снежный барс".

Айтматов вел большую общественную работу. В 1964-1986 годах был первым секретарем Союза кинематографистов Киргизии, в 1976-1990 годах был секретарем правления Союза писателей СССР, в 1986 году — первый секретарь правления Союза писателей Киргизии.

Избирался депутатом Верховного Совета СССР (1966-1989), народным депутатом СССР (1989-1991).

Книги Айтматова были переведены на более чем 176 языков мира, изданы в 128 странах.

По произведениям писателя было снято свыше 20 фильмов . Первой картиной по Чингизу Айтматову стала кинолента "Перевал", снятая в 1961 году режиссером Алексеем Сахаровым. В 1965 году повесть "Первый учитель" была экранизирована режиссером Андреем Кончаловским на "Мосфильме", повесть "Верблюжий глаз" вошла в основу дебютного фильма Ларисы Шепитько "Зной" (1962) с Болотбеком Шамшиевым в главной роли, впоследствии ставшим одним из лучших режиссеров по постановке фильмов по произведениям Чингиза Айтматова: "Эхо любви" (1974), "Белый пароход" (1975), "Ранние журавли" (1979), "Восхождение на Фудзияму" (1988).

В мае 2008 года в Казани во время съемок фильма по роману писателя "И дольше века длится день", 79-летний Айтматов был госпитализирован с тяжелой пневмонией. Его состояние осложнилось острой почечной недостаточностью. Для дальнейшего лечения писатель был перевезен в Германию.

10 июня 2008 года Чингиз Айтматов скончался в клинике Нюрнберга. Писатель на мемориальном кладбище "Ата-Бейит" в пригороде Бишкека, рядом с могилой своего отца.

Творчество и общественная деятельность Чингиза Айтматова были отмечены многочисленными наградами. В 1978 году он был удостоен звания Героя Социалистического Труда. Лауреат Ленинской премии (1963), Государственных премий СССР (1968, 1977, 1983). Среди его государственных наград — два ордена Ленина, орден Октябрьской Революции, два ордена Трудового Красного Знамени, орден Дружбы народов и орден Дружбы. Он также был удостоен знака "Ак-Шумкар" Героя Киргизии, киргизского ордена "Манас" I степени, наград ряда иностранных государств.

Среди кинематографических наград Айтматова — Большой приз Всесоюзного кинофестиваля (1976), почетный приз Берлинского кинофестиваля Berlinale Camera Award (1996).

Имя писателя центральному скверу столицы Киргизии — Дубовому парку, где расположен "Вечный огонь" и памятник борцам революции 1917 года, а также Государственному национальному русскому театру драмы.

В августе 2011 года на центральной площади Бишкека был установлен Чингизу Айтматову высотой 6,5 метра.

Памятник Айтматову также был установлен в городе Чолпон-Ата Иссык-Кульской области Киргизии.

14 ноября 2013 года в Бишкеке в комплексе "Ата-Бейит" был открыт мемориал писателю.

В 2011 году в Лондоне International Chingiz Aitmatov Award (ICAA), которая вручается за популяризацию и изучение наследия писателя и культур народов Средней Азии. Отбор кандидатов производился членами международного жюри, состоящего из семи ученых из Великобритании, Германии, России, Казахстана. Премию вручает основанная в Лондоне Академия Айтматова, созданная профессором Рахимой Абдувалиевой, которая работала вместе с писателем и занималась популяризацией его творчества в Германии на немецком языке.

Чингиз Айтматов был дважды женат. Второй его супругой стала выпускница ВГИКа Мария Айтматова. У писателя четверо детей — сыновья Санжар, Аскар и Эльдар, дочь Ширин. Аскар занимал пост министра иностранных дел Киргизии в 2002-2005 годах. Ширин — депутат парламента Киргизии . Эльдар — президент Международного фонда Чингиза Айтматова.

Чингиз Айтматов – киргизский и русский писатель, прозаик, сценарист и дипломат. Произведения Айтматова переведены на сотни языков.

Кроме Чингиза у Айтматовых родился мальчик Ильгиз, девочка Роза и двойняшки Люция и Рева, последний из которых умер еще в младенчестве.

Детство и юность

В 1933 г. Айтматовы переехали в , так как отец семейства пошел на повышение. Однако когда наступил 1937 г., супруги столкнулись с серьезными испытаниями.

По обвинению в антисоветской деятельности Айтматов-старший был этапирован обратно в Киргизию.


Чингиз Айтматов в молодости

Спустя год его объявят врагом народа и расстреляют. В связи с этим его супруге, как жене «врага народа», придется столкнуться с разного рода трудностями и ущемлениями в правах.

Когда Чингизу Айтматову исполнилось 14 лет, началась . Поскольку юноша был достаточно образованным, его назначили на должность секретаря сельсовета.

После окончания войны, он поступил в Джамбульский зоотехникум, который окончил с красным дипломом.

В 1948 г. Айтматов успешно сдал экзамены в Киргизский сельскохозяйственный институт, где проучился 5 лет.

В этот период биографии он начал писать в местной газете свои первые рассказы. Интересен факт, что он одинаково хорошо писал произведения, как на русском, так и на киргизском языках.

Произведения Айтматов

В 1956 г. Чингиз Айтматов поехал в Москву, чтобы поступить на Высшие литературные курсы. Таким образом ему хотелось повысить свою квалификацию писателя.

Через год из-под его пера вышли повести «Лицом к лицу» и «Джамиля», которые принесли Чингизу определенную популярность. Интересен факт, что первый роман он напишет только в 1980 г.

В творческой биографии Айтматова преобладают произведения, написанные в жанре реализма. Однако у него есть немало рассказов и романов с элементами фантастики, которые будут написаны им в более поздний период жизни.

Особый интерес Чингиз Айтматов проявлял к . Ему нравились народные былины и предания, герои которых боролись со злом и несправедливостью.

Основными произведениями в биографии Айтматова считаются повести «Прощай, Гульсары!» и «Белый пароход», а также романы «Буранный полустанок» и «Плаха».

Личная жизнь

Чингиз Айтматов был дважды женат. Первой супругой в его биографии стала Керез Шамшибаева, с которой он познакомился еще в студенческие годы.

На то время девушка училась в медицинском институте. Чингиза привлекло к ней то, что помимо медицины она интересовалась литературой.

В скором времени они решили пожениться. В этом браке у них родилось 2 мальчика – Санджар и Аскар.


Чингиз Айтматов с женой Керез, сыновьями Санжаром и Аскаром

Однако со временем Айтматов потерял интерес к супруге, в результате начал встречаться с балериной Бюбюсарой Бейшеналиевой.

Между ними завязался бурный роман, длившийся 14 лет. Айтматов и Бейшеналиева не могли узаконить отношения по ряду причин.


Чингиз Айтматов и Бюбюсара Бейшеналиева

Известный писатель и коммунист не имел права просто так уйти от жены и создать семью с другой женщиной.

В свою очередь Бюбюсара, будучи народной артисткой , не могла выйти замуж за разведенного мужчину.

В результате Айтматов продолжал жить с законной женой и встречаться с любовницей. Свои чувства, которые он переживал в тот период биографии, литератор отображал в собственных произведениях.

Айтматов так и женился на Бейшеналиевой, поскольку она умерла от рака груди в 1973 г. Смерть балерины стала для Чингиза настоящей трагедией, которую он очень болезненно переживал.


Вторая семья Чингиза Айтматова

Второй женой в биографии Айтматова стала Мария Урматовна, у которой уже была дочь от первого брака. После свадьбы у них родился мальчик Эльдар и девочка Ширин.

Смерть

В конце жизни Чингиз Айтматов болел диабетом. В 2008 г. он отправился в Татарстан на съемки картины «И дольше века длится день». Премьера фильма должна была состояться к юбилею классика.

В один из съемочных дней Айтматов серьезно простыл. Болезнь начала прогрессировать, и вскоре переросла в острую пневмонию.

Это привело к отказу почек, в результате чего писателя в срочном порядке отправили на лечение в . Спустя месяц врачам стало ясно, что Айтматова уже не удастся спасти.

Чингиз Айтматов умер 10 июня 2008 г. в возрасте 79 лет. Его похоронили на кладбище Ата-Бейит, неподалеку от столицы Киргизии.

Чингиз Айтматов родился в 1928 году в долине реки Талас, в кишлаке Шекер Кировского района Киргизской ССР. Трудовая биография будущего писателя началась в годы Великой Отечественной войны. «Самому теперь не верится, - вспоминал Чингиз Айтматов, - в четырнадцать лет от роду я уже работал секретарем аил совета. В четырнадцать лет я должен был решать вопросы, касающиеся самых различных сторон жизни большого села, да еще в военное время».

Герой социалистического труда (1978), академик АН Киргизской ССР, лауреат Гос. премии (1968, 1977, 1983), Лауреат в 1963 году Ленинской премии, кавалер ордена Дружбы (1998), принятого из рук Бориса Николаевича Ельцина, экс-главный редактор журнала «Иностранная литература».

В 1990 г. назначен послом СССР в Люксембурге, где и проживает в настоящее время в качестве посла республики Киргизия.

Долго и упорно он искал свои темы, своих героев, собственную манеру повествования. И нашел их. Его герои - рядовые советские труженики, твердо верящие в светлые, добрые начала создаваемой при самом активном их участии жизни. «Жизни светлой, человеческой», люди чистые и честные, открытые всему хорошему в мире, в деле безотказные, в стремлениях возвышенные, во взаимоотношениях с людьми прямые и откровенные.

В повестях «Джамиля» (1958), «Тополек мой в красной косынке» (1961), «Первый учитель» (1962) стройность, чистоту и красоту их душ и помыслов символизируют певучие тополя весенние белые лебеди на озере Иссык-Куль и само это синее озеро в желтом воротнике песчаных берегов и сизо-белом ожерелье горных вершин.

Своей искренностью и прямотой найденные писателем герои как бы сами подсказали ему манеру повествования - взволнованную, чуть приподнятую, напряженно-доверительную и, часто, исповедальную - от первого лица, от «я».

С первых же произведений Ч. Айтматов заявил себя писателем, поднимающим сложные проблемы бытия, изображающим непростые, драматические ситуации, в которых оказываются люди, как сказано, сильные, чистые и честные, но сталкивающиеся с не менее сильными противниками - то ли блюстителями старых нравов и обычаев (законов адата), то ли хищниками, властолюбивыми деспотами, свинцовыми бюрократами, как Сегизбаев в повести «Прощай, Гульсары!», с самодурами и подлецами вроде Ороэ-кула в «Белом пароходе».

В «Джамиле» и «Первом учителе» писателю удалось схватить и запечатлеть яркие куски жизни, светящиеся радостью и красотой, несмотря на пронизывающий их внутренний драматизм. Но то были именно куски, эпизоды жизни, о которых он рассказывал возвышенно, если употребить знаменитое ленинское слово, духоподъемно, сам, полнясь радостью и счастьем, как полнится ими художник, задающий тон в «Джамиле» и «Первом учителе». (Так когда-то рассказывал о жизни М. Горький в «Сказках об Италии»). За это критики называли их романтическими, несмотря на добротную реалистическую основу, по мере развития таланта писателя, углубления его в жизнь, подчинявшую себе все романтические элементы.

Писатель все шире и глубже захватывает жизнь, пытаясь проникнуть в сокровенные ее тайны, не обходя острейших вопросов, порожденных двадцатым столетием. Вызвавшая острые споры повесть «Материнское поле» (1965) знаменовала переход писателя к самому суровому реализму, достигшему своей зрелости в повестях «Прощай, Гульсары!» (1966), «Белый пароход» (1970), «Ранние журавли» (1975), в романе «Буранный полустанок (И дольше века длится день)» (1980). Уже не отдельные куски, слои, пласты жизни, а весь мир начинает видеться в картинах, создаваемых писателем, реальный мир со всем его прошлым, настоящим, будущим, мир, не ограничиваемый даже Землей. Радости, горести, светлые и мрачные возможности нашей планеты в ее географической целостности и социальной расколотости окрашивают творчество писателя в новые тона.

Айтматов обладает стратегическим мышлением, его интересуют идеи планетарного масштаба. Если в своих ранних вещах, скажем, в повести «Первый учитель», писатель сосредотачивался преимущественно на своеобычии киргизской любви, жизни, культуры и, как теперь выражаются, ментальности, то в романах «Плаха» и «И дольше века длится день», имевших шумный успех в конце 70-х - 80-е годы, он проявил себя уже как гражданин Земного шара. Поднял, как прежде выражались, глобальные вопросы. Например, открыто заявил о том, что наркомания - это страшный бич. Сам себе позволил поднять, потому что до него это никому не позволялось. Ведь, как известно, наркомании, как и секса, в СССР не было.

«Многая мудрость рождает печаль», - говорили древние. Не миновало это и Чингиза Айтматова. Начиная с повести «Прощай, Гульсары!», при всем, я бы сказал, воинствующе утверждающем пафосе его творчества, оно потрясает острым драматизмом взятых жизненных коллизий, ошеломляющими поворотами в судьбах героев, порой трагических судьбах в самом возвышенном значении этих слов, когда и сама гибель служит возвышению человека, пробуждению скрытых в нем ресурсов добра.

Усложняются, естественно, и принципы повествования. Рассказ от автора порой совмещается посредством несобственно-прямой речи с исповедью героя, нередко переходящей во внутренний монолог. Внутренний монолог героя столь же незаметно переливается в речь автора. Действительность захватывается в единстве ее настоящего, ее корней и ее будущего. Резко усиливается роль фольклорных элементов. Вслед за лирическими песнями, нередко звучащими в первых повестях, автор все шире и свободнее вкрапливает в ткань произведений народные легенды, реминисценции из «Манаса» и других народных эпических сказаний. В повести «Белый пароход» картины современной жизни, как многоцветные ковровые узоры, вытканы на канве развернутого киргизского предания о матери-Оленихе, а вытканы так, что порой трудно понять, где основа, а где рисунок. К тому же оживление, очеловечение (антропоморфизм) природы настолько органично, что человек воспринимается как неотторжимая ее часть, в свою очередь, природа неотделима от человека.

В повести «Пегий пес, бегущий краем моря» (1977), в романе «Буранный полустанок» художественная палитра обогащается еще и ненавязчивым подчинением реализму (реализму самой чистой пробы) мифа, легенд, «преданий старины глубокой». Эти и другие фольклорные элементы всегда несут многозначный смысл, воспринимаются то как символы, то как аллегории, то как психологические параллели, придают произведениям многоплановость и углубленность, содержанию - многозначность, а изображению стереоскопичность. Творчество писателя вцелом начинает восприниматься как эпическое сказание о мире и человеке в одну из самых величественных эпох - сказание, создаваемое одним из самых активных и страстных ее деятелей.

Чингиз Айтматов видит главное оправдание длящегося миллионы лет развития человечества, его многовековой истории, запечатленной в мифах и сказаниях, гарантию его светлого будущего. Жизнь - человеческое бытие - свобода - революция - строительство социализма - мир - будущее человечества - вот ступени, складывающиеся в единую и единственную лестницу, по которой настоящий создатель и хозяин жизни Человек Человечества поднимается «все вперед! и - выше!». Он, главный герой Чингиза Айтматова, лично ответствен за все, что, было, есть и будет, что может случиться с людьми, Землей, Вселенной. Он - человек дела и человек напряженной мысли - пристально рассматривает свое прошлое, чтобы не допустить просчета на трудном пути, пролагаемом всему человечеству. Он озабоченно всматривается в будущее. Таков масштаб, которым руководствуется писатель и в подходе к современному миру, и в изображении своего героя, осмысляя их во всей их многозначности.

Произведение острое, написанное действительно кровью сердца, роман «Буранный полустанок» породил самые различные, во многом не совпадающие мнения. Дискуссия вокруг него продолжается. Некоторые считают, что временная неопределенность образа «манкурта» может порождать кривотолки. Другие говорят о том, что символ, именуемый в романе «Паритетом» и несущий на себе всю космическую линию в произведении, слагается из противоречащих друг другу начал и потому не может быть принят безоговорочно, как и само решение связанной с ним главной проблемы. К тому же, добавляют третьи, и легенда о «манкуртах» и космическая фреска, созданная чисто публицистическими средствами, не очень органично спаяны с основной - строго реалистической - частью повествования. Можно соглашаться или не соглашаться с подобными мнениями, но нельзя не признать главного: роман «Буранный полустанок», пронизанный, по определению Мустая Карима, «болью и безмерным оптимизмом, безмерной верой в человека...», вряд ли оставит кого-либо равнодушным. Писателю удалось убедительно показать богатейший духовный мир простого человека, имеющего свое мнение о самых сложных проблемах человеческого бытия. Глазами его главного героя на нас смотрит сама наша эпоха с ее победами и поражениями, ее горечами и радостями, сложными проблемами и светлыми надеждами.

Новый роман - «Тавро Кассандры», опубликованный в «Знамени» в 1994 году. Еще более неспокойный, но неспокойный по-своему, "по-айтматовски". Казалось бы, люди на огромных просторах СНГ дерутся, деньги в огромных количествах воруют, прочие непотребности творят, - так и пиши про это. Однако Айтматов, по-видимому, не способен рассматривать всевозможные частности у себя под ногами. Взгляд его по-прежнему устремлен на Землю сверху вниз, охватывая ее целиком. Неслучайно главный герой - монах Филофей - летает вокруг Земли в орбитальной станции: так ее, горемычную, получше рассмотреть можно. Филофей таковым был не всегда, прежде он был ученым Андреем Андреевичем Крыльцовым, специализировавшимся в области выведения искусственных людей, «иксродов», во чревах, так сказать, бесплатных экспериментаторов, то есть женщин-заключенных. Потом, незадолго до объявления себя монахом, ученый выяснил, что не только дело это неправедное, но и эмбрионы отказываются появляться на свет, в котором царит зло. Таково было решение природы: защитить себя от кровососущего человечества, пусть вымрет. Чем не Апокалипсис в мягкой форме?

Благодаря своей способности концентрироваться на глобальных идеях, Чингиз Айтматов склонен и во внелитературной деятельности либо затевать, либо принимать активное участие в проектах планетарного масштаба. Например, уже много лет назад он и социолог Института проблем управления АН СССР Рустем Хаиров обратились к тогдашнему генсеку Андропову (1983) с предложением о создании комитета по встрече III-го тысячелетия. Неожиданно это предложение было принято. Постепенно Айтматов подвигнул на это дело и прогрессивную мировую общественность, организова в в 1986 году Иссык-кульский форум, на который собрались представители ЮНЕСКО, футурологи, писатели и художники. И поговорили о необходимости воспитания нового планетарного мышления, благодаря чему человечество смогло бы избежать тотального катаклизма - военного, экологического, экономического etc. И когда колесики завертелись вовсю, когда уже можно было начинать пожинать лавры и стричь купоны, Айтматов смиреннейшим образом передает бразды правления грандиозным тайм-шоу Марату Гельману.

Проведенный в конце прошлого года опрос общественного мнения показал, что Айтматов считается третьим по популярности политиком - после президента Аскара Акаева и мэра Бишкека Феликса Кулова.

Умер 10 июня 2008 года в больнице немецкого города Нюрнберг в клинике, где находился на лечении. Похоронен 14 июня в историко-мемориальном комплексе «Ата-Бейит» в пригороде Бишкека.

Чингиз Торекулович Айтматов - писатель, создававший свои книги на двух языках: русском и киргизском. Но произведения его читают по всему миру, так как переведены они на более чем сто языков.

Этот писатель вошел в историю отечественной литературы более полувека назад, когда было напечатано одно из самых проникновенных произведений советской литературы - повесть «Джамиля». Позже она была переведена и на другие языки мира. Можно с уверенностью заявить, что эпоха талантливых закончилась 10 июня 2008 года, когда из жизни ушел Чингиз Айтматов. Биография гениального писателя - тема этой статьи.

Сын репрессированного коммуниста

Он родился в 1928 году в Киргизии, в глухой сельской местности. Родители Айтматова принадлежали к первому поколению коммунистов, которое подверглось репрессиям в конце тридцатых годов. Ареста не избежал и отец писателя. Позже в своем первом романе отразит эти события Чингиз Айтматов.

Биография этого человека удивительна. Спустя десятилетия даже Айтматову не верилось, что, будучи четырнадцатилетним подростком, он мог выполнять обязанности секретаря аилсовета и решать вопросы, которые касались различных сторон сельской жизни. К началу войны будущий писатель успел окончить всего семь классов. Но все мужчины ушли на фронт. В деревнях остались женщины и дети, которым пришлось слишком рано повзрослеть.

Киргизский самородок

В культурной политике советского периода руководящим аппаратом было дано направление на поддержку и развитие национальных литератур. Удивительно, но эта программа смогла выявить талантливых авторов, чьи имена стали известны и за пределами огромной страны. Одно из этих имен - Чингиз Айтматов. Биография человека, который родился в киргизском селе и был сыном арестованного в 1938 году коммуниста, радостной быть не могла. С такой судьбой сложно не только стать выдающимся писателем, но и получить элементарное образование. Но в этой статье речь идет о настоящем национальном самородке. Подобные люди рождаются раз в сто лет.

Общечеловеческие темы

Стоит сказать, что не является исключительно национальным автором Чингиз Айтматов. Биография его - это отголоски трагических событий советской истории. А потому книги, созданные им, посвящены темам общечеловеческим. Они близки не только жителям Киргизии, и не только тем, кто живет на территории постсоветского пространства. Произведения этого автора способны проникнуть в душу каждого, независимо от национальной принадлежности.

Киргизский писатель и русская проза

Творчество Чингиза Айтматова удивительным образом примкнуло к произведениям таких русских авторов, как Валентин Распутин и Виктор Астафьев. В книгах всех этих писателей наблюдаются следующие общие черты: насыщенность, метафоричность, полное отсутствие социалистического оптимизма. И кажется странным, что довольно пессимистическая повесть «Белый пароход» вошла в школьную программу уже в семидесятые годы.

Отец писателя, как уже было сказано, был крупным киргизским партработником, репрессированным в 1938 году. А потому особенно удивительной кажется жизнь, которую прожил Чингиз Айтматов. Биография и творчество этого человека складывалась в непростые времена, но, несмотря на это, уже в 1952 годы в республике стали издавать его первые произведения.

«Джамиля»

После сельскохозяйственного института он проработал в течение трех лет в качестве главного зоотехника в научно-исследовательском институте животноводства. А затем были высшие литературные курсы при институте им. Горького. И уже после их окончания смог издать свое первое знаменитое произведение Чингиз Айтматов. Фото главной героини в фильме, снятом по повести киргизского писателя, можно видеть в этой статье. Речь идет о произведении «Джамиля». Эта повесть была создана в стенах общежития на Тверском бульваре. Она стала знаменательной в жизни Чингиза Айтматова, поскольку принесла ему славу не только на родине, но и за ее пределами. Книга была переведена на все европейские языки, а на полках парижских книжных магазинов она появилась благодаря работе самого Луи Арагона.

«Джамиля» - история молодой женщины, которая на первый взгляд гармонично вписывается в советскую идеологию. Героиня Айтматова порывает с родовым прошлым, дабы начать новую светлую жизнь. Однако эта книга представляет собой и чрезвычайно грустную историю любви. То же самое можно сказать и о произведении «Тополек мой в красной косынке».

Более прямолинейной стала повесть «Первый учитель», в которой ужасы патриархального насилия изобразил Чингиз Айтматов. Фото со съемок одноименного фильма Андрея Михалкова-Кончаловского представлено ниже. Имя киргизского писателя прогремело на всю страну, когда ему не было еще и сорока.

«Материнское поле»

В 1963 году была опубликована еще одна проникновенная повесть о судьбе матери, потерявшей своих сыновей. Писатель Чингиз Айтматов знал о тяжелой жизни женщин в военные годы. К тому же ему были знакомы тяготы деревенского быта не понаслышке. Но при чтении повести «Материнское поле» все же кажется удивительным то, что создал ее мужчина. С необыкновенной достоверностью и горечью он передает мысли женщины, чьи сыновья не вернулись с фронта. В этом произведении отсутствует патриотический пафос. Оно не о большой победе, а о горе маленького человека - женщины, которая силы находит лишь в своей любви. Даже тогда, когда погибают муж и трое сыновей, она находится в своем сердце тепло и нежность к чужому ребенку.

Большая проза

Что известно еще о человеке с именем Чингиз Айтматов? Биография, семья, личная жизнь этой личности неразрывно связаны с его литературным творчеством. Известно, что богатств писатель с мировым именем не нажил. После смерти остался лишь дом, в котором самое ценное - это литературный труды и награды Айтматова. Все заработанные средства писатель вкладывал в образование детей. Писатель которого, бесспорно, отразилась в его книгах, относился чрезвычайно трепетно к семейным ценностям. И в этом сложно усомниться после прочтения произведений, которые принесли ему мировую известность.

Он чрезвычайно долго шел к большой прозе. Первым по-настоящему большим романом стало произведение «И дольше века длится день». Эта проникновенная книга была издана 1980-м. Она посвящена любви и страданию, счастью и боли. В романе автор достиг истинного мастерства. После написания этой книги Айтматова стали по праву называть современным философом. Переживания своих героев автор в романе «И дольше века длится день» передал с такой достоверностью и искренней болью, что кажется, ему были знакомы ощущения человека, страдающего от тоталитарного режима и предпочитающего смерть расставанию с женой и детьми.

Поэтичная проза

К тому времени, когда в свет вышел первый роман, за спиной у Айтматова уже была публикация таких произведений, как «Белый пароход», «Пегий пес, бегущий краем моря» и т. д. И, несмотря на то что этого писателя принято было считать одним из представителей социалистического реализма, в его книге присутствует необыкновенная поэтичность. Обладают тщательно выстроенным текстом и лишены всякой идеологии произведения, которые создавал Чингиз Айтматов.

Биография, краткое содержание которой изложено в статье, освещает лишь основные события. Может показаться, что творческий путь писателя был чрезвычайно легок. Однако, это обманчивое впечатление, поскольку к каждому из своих произведений Айтматов шел долгой мучительной дорогой.

Самым значительным произведением Айтматова стала изданная в 1986 году «Плаха». В этом романе автор заговорил впервые о том, что прежде было темой закрытой: о вере, о наркомании и о жестокости, которая уже перестала удивлять людей. После выхода в свет этого произведения едва ли не к сонму литературных небожителей был причислен Чингиз Торекулович Айтматов.

Краткая биография этого писателя включает молниеносный успех этой книги, за которой в магазинах простаивали длинные очереди. «Плаху» передавали из руки в руки. О ней говорили на каждом шагу. Книга Айтматова стала бестселлером.

Ни одно последующее произведение этого писателя не имело подобного успеха. И дело не в том, что они были хуже, а в коренных изменениях, которые произошли в обществе. Первыми читателями «Плахи» стали представители уходящей эпохи, для которых литература занимала особое значение. Последующие произведения не пользовались столь широким успехом. И это, скорее, говорит о духовной бедности современного общества, в котором принято литературе отводить функцию развлекательную.

К постсоветскому периоду в творчестве Айтматова относятся такие произведения, как «Тавро Кассандры», «Белое облако Чингиз Хана», «Детство в Киргизии», «Когда падают горы».

В 2006 году вместе со своими единомышленниками писатель учредил благотворительный фонд, деятельность которого была направлена на развитие и распространение русского языка в странах постсоветского пространства.

Личная жизнь

Первой женой писателя была девушка, впоследствии ставшая заслуженным врачом Киргизии. Звали ее Керез Шамшибаева. Перед смертью эта женщина завещала своим сыновьям почитать и уважать отца. Дети сдержали обещание, данное матери. Однако Айтматов, по словам знакомых, и близких людей до последних дней жизни винил себя в том, что покинул Керез. Писатель ушел к другой женщине, когда находился в зените славы. Вторая жена писателя - Мария Урматова, от которой у Айтматова были дочь и сын.

Неизвестный роман

После смерти писателя родные обнаружили в его кабинете рукопись произведения, о котором ранее никто не знал. Роман посвящается событиям возведения Чуйского канала. Главный герой - один из строителей. Дочь Айтматова предположила, что опубликовать это произведение писатель не решился, поскольку оно было слишком раскрепощенным для своего времени. Но родственники надеются, что в скором времени его удастся издать и перевести на другие языки.

Айтматов и кино

Влияние творчества этого писателя на отечественную литературу известно хорошо. Оно стало предметом изучения и темой многочисленных статей. Однако не менее сильным является его влияние и на киноискусство. По произведениям Айтматова было снято немало фильмов. Самые известных из них:

  • «Перевал».
  • «Первый учитель».
  • «Джамиля».
  • «Материнское поле».
  • «Белый пароход».
  • «Буранный полустанок».
  • «Прощай, Гульсары!».

В 2008 году со съемочной площадки, где производилась работа над кинолентой по роману «И дольше века длится день», писатель был госпитализирован. У Айтматова была обнаружена острая пневмония. Позже его перевезли в одну из клиник Нюрнберга. Скончался Чингиз Айтматов в Германии, похоронен недалеко от в историко-мемориальном комплексе «Ата-Бейит».

Творчество Айтматова было отмечено множеством наград, но главным его достижением стала любовь читателей. На похоронах классика русской и киргизской литературы собралось столько людей, что давка едва не обернулась трагедией. В мае 2008 года писателя планировали выдвинуть на Нобелевскую премию. Ее, к сожалению, Айтматова получить не успел.



Похожие статьи
 
Категории